Гиганты, хранящие легенды (часть 1)

Разумова Наталья Владимировна


Оглавление:
  • Начало статьи.
  • Анализ изображений.
  • Заключение.
  • Начало статьи.

    В этой статье речь пойдёт об ещё одной драгоценности в ожерелье гор Кавказа – вершине Казбек.  По мнению лингвиста А. В. Суперанской, топоним Казбек мог относиться ко всей прилегающей местности, в том числе к селу, которое в период с 1921 по 2007 гг. называлось Казбеги (сегодня это - Степанцминда). А у всех местных народностей Казбек имеет свое национальное название. По-грузински это – Мкинварцвери или Мкинвари, которое переводится как «гора с ледовой вершиной» или «ледяная вершина». Осетины называют гору – Урсхох, или «белая гора». В переводе с ингушского и чеченского - «тающая гора», есть и название, которое обозначает – «вершина, где лежал дракон». Кабардинское название переводится как «Малый Эльбрус».

    А вот ещё немного информации из Википедии: «Казбе́к - потенциально активный старовулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа, высота в Балтийской системе высот 5033,8 м. Расположен в восточной части Центрального Кавказа, на границе России и Грузии, в восточной части Хохского хребта. Последнее извержение произошло в 650 году до н. э.»

    Так же, как и гора Ушба, Казбек покрыт рельефными изображениями. Об этом говорят некоторые местные жители и альпинисты, только рассмотреть эти рельефы детально мешают отблески снега, ветер и солнце. А что, если применить метод усиления контраста изображения на фотографии вершины? Да ещё вооружиться увеличительным стеклом…

    Анализ изображений.

    Первое, что обращает на себя внимание – это большая подковообразная дуга на юго-восточном склоне горы. Внимательный анализ изображения приводит к выводу, что это часть туловища гигантского змея с головой дракона. Причём, этот персонаж на вершине не один. Я насчитала, по крайней мере, ещё восемь голов. У самого подножья изящно изогнул шею лебедь, своими огромными поднятыми крыльями, словно обнимая гору. Справа от лебедя массивная часть горной породы очень напоминает белую медведицу, которая лежит, свесив лапы вниз. Ещё один массив имеет изображение головы быка, у которого на чёлке написано - «ЯRА ХRАМ». Гигантская надпись тянется слева от подножия к вершине – «ЯRА МАЯК». Буквы хорошо читаются и имеют достаточно высокий рельеф. А вот у подножья они практически стёрты, сглажены, но выявить их можно. Здесь надпись - «МИМА ЯRА».  Занятно, если Казбек – это старовулкан, то как он мог в процессе извержения лавы сам на себе создать такие реалистичные и высокохудожественные рельефы и надписи? Надписи выполнены знакомыми нам русскими буквами, только буква «Р» изображена как латинская «R». Если здесь упоминается ведический бог Яр, то уместно вспомнить, к каким богам относятся изображённые здесь персонажи.

    Змей —в мифологии многих народов символ древней Богини Матери, дарующей плодородие, символ земли, воды, дождя - с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой. Но она может как даровать жизнь, так и отнять её, ведь это мощные созидающие и разрушающие силы природы. Первоначально мифологический змей изображался как большая змея. В дальнейшем образ сменяется образом крылатого или пернатого змея-дракона, дракона с головой коня и телом змеи. На вершине Казбека изображение змеев – это символ тающих ледников, живительной воды, которая, сбегая вниз, питает реки. Лебедь – орнитоморфный образ богини Мары, белая медведица – зооморфный - богини Макоши (Магужи), а бык – бога Яра.

    Рассматривая эти изображения, я вспомнила, что такую характерную подковообразную дугу (дракона), я уже видела раньше. Используя программу «Гугл планета Земля» и усиливая контраст, нахожу этот рисунок на поверхности земли (геоглиф) на территории современного Ирана и Афганистана.

     Привожу фотографию этого района в обращённом (контрастном) цвете для удобства восприятия. Дальнейшая прорисовка подтвердила мои предположения: на огромном рельефном изображении всё те же драконообразные змеи и лебедь. Но появляются и новые персонажи, которые трудно было рассмотреть на склонах горы из-за обильного снежного покрова, – мужчины в левый профиль, с горящим взором, на голове его обьёмная шапка, похожая на кубанку. Эта шапка полыхает огнём, потому что на ней, предполагаю, лежит уголёк. Один, из устрашающего вида змеев, раскрыл пасть и извергает потоки воды, в которых плещется лебедь. Герой вытянул вперёд руку и положил её на голову одного из змеев.  На уровне его плеча виден фрагмент другого изображения - ноги великолепной птицы, больше похожей на феникса (золотого орла). Ногой феникс пригибает голову змея, заметно присмиревшего. Фигура птицы великолепна, его геоглиф имеет значительные размеры: если голова находится на уровне Аральского моря, то хвост простирается через всю территорию Тибета и Китая. Но прорисовку его изображения в формате этой статьи я размещать не буду. При рассмотрении этого сюжета вспомнила о легендарном герое грузинского эпоса - Амрите (он же Прометей, Куръка), который из сострадания к людям, похитил огонь, положив горящие угли в свой посох, за что был наказан и прикован богами к горе, одно из названий которой, более известное нам сегодня, - Казбек. Скорее всего, мы здесь видим тот же сюжет, что и на склонах горы, а, горящяя шапка на голове героя — это свет знаний, переданных людям. Получается, что поговорка «на воре шапка горит» в наше время приобрела противоположное, отрицательное значение. Да и роль золотого орла (феникса) тоже меняет смысл. В мифе он мучает героя, клюёт его сердце, а на геоглифе феникс, скорее, помощник, который пытается отвести беду. Нет здесь сцен терзания, да и морды змеев, скорее, умильны, чем страшны… В шумерских и индийских мифах встречается сюжет рождения солнечного божества из чрева Богини Матери. Возможно, и на рельефе Казбека, и на геоглифе Ирана мы можем увидеть сцену рождения солнечного бога Яра, имя которого упоминается в надписях (см. выше), от Мары – богини перемен судьбы.

    А если это действительно так, то и название горы - Казбек – можно перевести как «золотой господин», или бог солнца Яр (!).

    Заключение.

    В этой статье в очередной раз подтверждаются исследования Валерия Алексеевича Чудинова о том, что горы покрыты гигантскими изображениями и надписями. И, зачастую, буквально у нас перед глазами на склонах гор, и под ногами на изображениях геоглифов, видимых со спутника, – сюжеты, которые дали начало многим легендам, сказкам, пословицам и поговоркам. Здесь можно найти ответы на вопросы, которые являются «тайной» для историков и археологов. Нужно только внимательно смотреть. А гиганты – горы и рельефы - будут терпеливо ждать и хранить древние знания…

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову