Монеты и берестяные грамоты Великого Новгорода

Чудинов Валерий Алексеевич


Я уже однажды исследовал берестяные грамоты Великого Новгорода [1]. Однако монет Великого Новгорода мне не попадалось.

Оглавление:
  • Якобы саксонские монеты.
  • Моё чтение надписей на монете.
  • Монета Киевской Руси.
  • Средневековая монета Великого Новгорода.
  • Первая Новгородская грамота данной статьи.
  • Вторая берестяная грамота Великого Новгорода.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Якобы саксонские монеты.

    Рис. 1. Якобы саксонский динарий XIвека и моё чтение надписей

    «Археологи нашли четыре динария XI века на раскопках у Грановитой (Владычной) палаты в Новгородском кремле, сообщил источник в Новгородской археологической экспедиции. "Эти серебряные динарии – родом из Саксонии", – пояснил ученый. По словам источника, в течение двух лет на раскопе у Грановитой палаты было сделано более одной тысячи разнообразных находок. В последнем полевом сезоне здесь была обнаружена резная рукоятка плети XII века, которую специалисты назвали уникальной по красоте. В настоящий момент исследователи достигли культурных слоев X-XI веков. "От этих слоев времен основания Великого Новгорода можно ожидать самых больших сюрпризов"» [2].

    Вообще говоря, собственно Новгородских монет такого времени археологи пока не находили. Объяснение этому можно прочитать в статье [3]: «Начиная с IX в., в период становления феодального государства, на Руси активно начала развиваться торговля. Основным направлением этой торговли был Восток. Не имея своей собственной денежной системы, и необходимость внедрения единой денежной меры для торговых расчетов привело славян к активному использованию арабской серебряной монеты – дирхема. Высокое качество этой монеты, а также ее ликвидность при торговых расчетах с западными странами позволило занять дирхему лидирующее положение. Часто в литературе дирхемы того времени называют «куфическими». Такое обозначение монета получила от специфического вида арабского письма, возникшего в городе ал-Куфи. Этим письмом выполнены надписи на обеих сторонах данной монеты – где, когда выпущена эта монета, а также имя и различные изречения правителя, выпускающего данную монету.

    На рубеже XI-XII вв. предпринимаются первые попытки чеканки на Руси собственных монет. Не имея своих месторождений серебра, материал для чеканки готовился из имевшихся в хождении монет – дирхемов и денариев. Известны монеты всего четырех русских князей, чеканивших свои монеты - Владимира Святославовича (972-1015гг), его приемников Святополка (1015-1019) и Ярослава Мудрого (1015-1019, Новгород), а также редчайшие монеты Олега-Михаила Святославовича (около 1078)».    

    Моё чтение надписей на монете.

    Понятно, что меня весьма заинтересовало, из какого же города Саксонии пришла эта монета. И я решил прочитать надписи на ней. Для этого я усилил контраст монеты и увеличил ее размеры. Теперь надписи стало много легче различать. Но первое, что меня удивило, это то, что аверс, на котором в древности обычно изображались лица жрецов, теперь на снимке расположен справа, а реверс – слева.

    На рис. 1 я сначала переношу изображение с аверса на поле дешифровок. Это – изображение мужского лица анфас, безусое и безбородое, с очень длинным носом едва заметными глазами. Волосы головы – прямые и свисают справа и слева от головы.

    Далее я перехожу к чтению надписей. Самыми большими буквами на аверсе я читаю слова: ЯРА РУСЬ. А на уровне глаз я читаю адрес города, в котором монета была напечатана: АРКОНА РЮРИКА ЯРА 35. Это можно понять, как ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. Иначе говоря, монета была отчеканена не в Саксонии, а в Великом Новгороде.

    А на верхней части кольца из бусинок, над кольцом, можно прочитать и датировку: 35 ГОД ЯРА. Это – через 10 лет после смерти Рюрика и в год создания державы Святая Русь Рюрика. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к такой дате: 891 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Получается, что это – конец IXвек н.э., когда, по мнению археологов, новгородцы собственных монет еще не чеканили. Иначе говоря, новгородцы всё-таки чеканили собственные монеты на пару веков раньше, чем предполагали археологи.

    На верхней губе лика мужчины я читаю слова: МИР ХАРАОНА РЮРИКА. А на уровне нижней губя и ниже можно прочитать слова: МИМ ЯРА ХРАМА РЮРИКА. Следовательно, мы видим, как всегда, изображение жреца храма Яра, посвященного Яру Рюрику. А на реверсе внизу я читаю слова: СКИФИЯ МАРЫ. Последнее еще раз подтверждает, что данная монета не имеет никакого отношения к Саксонии.

    Мне захотелось узнать название монеты, но оно мне упорно не попадалось. Наконец, я вроде бы увидел нечто справа внизу, на самой кромке. Там я прочитал надпись: МОСКОВСКАЯ МАРЫ МАСТЕРСКАЯ. Имелось в виду, что монету изготовила мастерская храма Яра Москвы Мары, где Москва Мары – иное название ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Однако название данного вида денежной единицы я всё-таки нашел – оно размещалось на самой верхней кромке реверса. И оно гласило: ОДНА ЯРА РИМА МОНЕТА. Так что перед нами находится не денарий, не драхма, не сестерций, не сребреник и не целковый, а МОНЕТА. К сожалению, я не догадался, хотя было понятно, что во времена Рюрика и вскоре после его смерти в Великом Новгороде должны были бытовать прототипы из Рима. И появился денежный продукт местного производства, но с римским названием.

    Меня несколько удивило обилие слов монеты, хотя реверс я практически не читал. Но на обеих сторонах я прочитал 23 слова и два числа. Для денежного знака это много. Причём все названия, несмотря на то, что монета скопирована с римской, написаны по-русски.  

    Из анализа данной монеты закрадывается подозрение, что отечественные археологи не желают видеть никакой связи между артефактами Великого Новгорода, и его основателем Яром Рюриком, а также с городом Римом, из которого он пришел. А потому приняли самую раннюю монету собственной чеканки (а это составило бы триумф археологии Новгорода!) за монету иностранную, упустив награды и почести в свой адрес.

    Было бы интересно сравнить монету Великого Новгорода с монетой Киева. Такая возможность имеется. В статье [3] можно видеть изображение монеты с надписью Я Е ГРИВНЯ БК, причем между буквами «Я» и «Е» поставлена греческая буква ПСИ, рис. 2.

    Рис. 2. Монета Киевской Руси и моё чтение надписей

    Монета Киевской Руси.

    Разумеется, сначала я усиливаю контраст и размер монеты. Чтение надписей я начинаю с самого верха. Здесь можно прочитать слова: ХРАМ РЮРИКА И МИРА МАРЫ. Из неё следует, что речь идёт об эпохе Рюрика, а храм, где чеканили монету, это – более поздний храм Рюрика, который разделил помещение с более ранним храмом Руси Мары.

    Затем я читаю надпись ниже, на поле между окантовкой и первым узором. Тут можно видеть слова: СВЯТАЯ ЯРОВА МАРЫ РУСЬ. Такое наименование державы я читаю впервые. Это еще СВЯТАЯ РУСЬ МАРЫ, но пока не СВЯТАЯ РУСЬ РЮРИКА. Следовательно, речь идёт о монете до 991 года. Но она отчеканена уже при Рюрике, ибо Русь тут не ЯРА, а ЯРОВА, то есть, Яра Рюрика. Получается, что Русь Мары до Рюрика также понималась как СВЯТАЯ.

    Далее меня заинтересовал узор перед большой буквой «Я». Повернув фон над ним, а затем сам узор на 90 градусов вправо (по часовой стрелке), я прочитал такие слова: СТАН ВОИНОВ ИЗ ГРЕКОВ И 35 АРКОНЫ ЯРА. О каком-либо СТАНЕ ВОИНОВ ИЗ ГРЕКОВ я до сих пор ничего не слышал. Это на месте будущего Киева? – Странно! – Впрочем, не будем забегать вперёд, а прочитаем всё по порядку.

    При нормальном расположении данного узора можно прочитать датировку: 23 ГОД ЯРА. Получается, что данная монета была изготовлена еще при жизни Яра Рюрика, за два года до его смерти. Пересчитывая в привычное для нас летоисчисление, мы получаем дату: 879 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Она на 12 лет моложе монеты из Великого Новгорода.

     

    Рис. 3. Моё окончание чтения надписей на монете якобы Киева

    Далее я читаю слова внутри и вокруг буквы «Я». Здесь можно прочитать слова: ГОРОД-СОЮЗНИК ВОИНОВ, а над буквой «Я» и другими буквами – слова В МОСКОВСКОЙ РУСИ МАРЫ. На уровне верхней части греческой буквы «ПСИ» я продолжаю чтение: С ХРАМАМИ, над буквой «Е» – слова РЮРИКА ЯРА. Затем на верхней части буквы Е – слова: СТАНИТСЫ 35 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА, и строкой ниже – СЛАВЯН. Внизу буквы «Я» следует дополнение – слово ВАРЯГОВ. Итак, речь идёт вовсе не о «матери городов русских», а о некоем воинском стане Великого Новгорода, городе-союзнике воинов Рюрика Яра, который поначалу бал просто воинской станицей (малым станом) с юрисдикцией города и храмом Яра № 30.

    Строкой ниже я продолжаю читать надписи в правой части буквы «ПСИ», а также правее. Тут можно видеть слова: РЮРИКА ВЕРА В ВОЙСКО ЯРА. Понятно, что многих успехов Рюрик добился, опираясь на своё войско. А строкой ниже от одного края строки до другого я читаю слова: ЕСТЬ ВИКТОРИЯ МАРЫ на первой половине строки и слова: И ВОЙСКА РУСИ РИМА 35 АРКОНЫ ЯРА. На современном языке это означает продолжение предыдущей строки: РЮРИКА ВЕРА В ВОЙСКО ЯРА ЕСТЬ ПОБЕДА (РУСИ) МАРЫ И ВОЙСКА РУСИ РИМА (ИЗ) ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Тем самым, можно понять, из каких частей формировалось войско Рюрика.

    На уровне верха явной надписи: «Гривня» я читаю слова: РЮРИК И РИМ РУСИ МАРЫ, выполненные довольно крупными буквами, а затем на той же строке читаю продолжение: И ХРАМ ЧЕЛОВЕКА. А затем перехожу к чтению слов на нижней части той же явной надписи: ЯРА СЛАВЯН В РИМЕ ВАРЯГОВ 30 АРКОНЫ И СТОЛИТСЫ РИМА. В современном написании эта строка выглядела бы так: ЯРА СЛАВЯН В РИМЕ ВАРЯГОВ, ЗАПАДНОМ КАИРЕ И СТОЛИЦЕ ГОСУДАРСТВА РИМ. Получается, что Италийский Рим был Римом латинов, а Западный Каир являлся Римом варягов и столицей государства Рим.  

    Далее я рассматриваю пространство между надписями: «ГРИВНЯ» и «БК». Здесь я читаю слова: ВОИНА ВОЙСКА ХРАМА РЮРИКА СВЯТОЙ МАРЫ РУСИ СКИФА 30 АРКОНЫ РЮРИКА ЯРА РУСИ ХРАМА МАРЫ ЯРА ХРАМА РЮРИКА МИМА. Здесь впервые упоминается термин: «РУСЬ ХРАМА ЯРА МАРЫ». Иначе говоря, сначала появился храм Яра Мары, затем он получает номер 30, а далее появляется и РУСЬ ХРАМА ЯРА МАРЫ, которая позже теряет слово ХРАМА и превращается в РУСЬ ЯРА МАРЫ, или, РУСЬ СЛАВЯН (СКЛАВЯН).

    Между букв «БК» и узором, а также ниже узора можно прочитать слова: ХАРАОНА ЯРА МАРЫ РИМА ЛИКА ЯРА КРАЙ РУСИ 30 АРКОНЫ МИМА ЛИКА МИР РЮРИКА. Из этой надписи следует, что МИР РЮРИКА – это КРАЙ РУСИ 30 АРКОНЫ, то, что позже стало называться КРАЕМ РИМА РЮРИКА. И на символе этого края было изображение Яра Рюрика. А на пространстве между декоративной рамочкой и краем монеты я читаю слова: СВЯТАЯ РЮРИКА РУСЬ ВАРЯГА МАРЫ, СКИФА. Таким образом, на данной монете имеется три явных слова (которые можно представить, как слова: ЯЩЕ ГРИВНЯ БОК, или на современном языке – ЕЩЁ СТОРОНА ГРИВНЫ, где слово ГРИВНЯ – родительный падеж существительного мужского рода ГРИВЕНЬ), при которых находится 101 неявное слово и 6 чисел (такое огромное количество текста по одной букве мне пришлось выявлять и выстраивать на поле дешифровки два полных рабочих дня).

    Данный текст в качестве исторического источника можно выписать отдельно. Он таков: ХРАМ РЮРИКА И МИРА МАРЫ. СВЯТАЯ ЯРОВА МАРЫ РУСЬ, СТАН ВОИНОВ ИЗ ГРЕКОВ И 35 АРКОНЫ ЯРА. 23 ГОД ЯРА, ГОРОД-СОЮЗНИК ВОИНОВ МОСКОВСКОЙ РУСИ МАРЫ С ХРАМАМИ РЮРИКА ЯРА, СТАНИТСЫ 35 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА СЛАВЯН-ВАРЯГОВ. РЮРИКА ВЕРА В ВОЙСКО ЯРА ЕСТЬ ВИКТОРИЯ МАРЫ И ВОЙСКА РУСИ РИМА, 35 АРКОНЫ ЯРА ВОИНА ВОЙСКА ХРАМА РЮРИКА СВЯТОЙ МАРЫ РУСИ СКИФА 30 АРКОНЫ РЮРИКА ЯРА РУСИ ХРАМА МАРЫ ЯРА ХРАМА РЮРИКА МИМА. ХАРАОНА ЯРА МАРЫ РИМА ЛИКА ЯРА КРАЙ РУСИ 30 АРКОНЫ МИМА ЛИКА МИР РЮРИКА. СВЯТАЯ РЮРИКА РУСЬ ВАРЯГА МАРЫ, СКИФА. Его можно подразделить на части: в первой описываются место и год чеканки монеты, однако это не Киев и не Рим, а некий СТАН ВОИНОВ, ГОРОД СОЮЗНИК СЛАВЯН-ВАРЯГОВ. Затем говорится о том, что монета отчеканена в честь победы Руси Мары, войска Руси Рима и воинов Великого Новгорода, закрепившееся в создании 30 Арконы Рюрика Яра в виде Западного Каира. И затем более широкое название места чеканки: Край Руси Рима, Святая Рюрика Русь.

    Итак – огромный для монеты текст, хотя представлен только реверс, округлая форма монеты, несмотря на то, что она отчеканена в одном из воинских станов, который находился в дружбе с Великим Новгородом, Римом и Каиром. – А что же мы видим спустя несколько веков? – Это изображение я заимствовал из статьи [4], рис. 4.

     

    Рис. 4. Монета Великого Новгорода 1420-1478 гг. и моё чтение надписей

    Средневековая монета Великого Новгорода.

    В той же статье [4] было написано: «Для выявления ранней символики Северной Руси важны и монеты времен Новгородской вечевой республики. Например, 1420–1478 гг. Считается, что на такой монете (1420–1478 гг.) времен Новгородской вечевой республики изображен горожанин, поклоняющийся храму святой Софии. А в соборе хранились казна, архив, библиотека, культовые ценности. Или, возможно, изображение на монете несло на себе печать поклонения купца новгородского храму святого Иоанна как символу начала русского организованного предпринимательства. Правда, здесь как бы можно увидеть и вечевую ступень. Но это уже дело специалистов по средневековью».

    Здесь приводится и аверс, и реверс монеты. Однако сама монета какой-то неправильной формы и по сравнению с монетой на рис. 2 выглядит весьма небрежной чеканки. Изображение на аверсе является неким ребусом, и я не уверен, что археологи разгадали его верно. Датировка даёт не год чеканки, а промежуток длиной в 58 лет. Словом, во всём чувствует упадок монетного дела.

    Прежде всего, я нахожу датировку монеты и обвожу данный фрагмент черной рамочкой. А затем читаю цифру даты и рядом – сопровождающие буквы. Получилась дата: 585 ГОД ЯРА. Пересчитав ее в привычное для нас летоисчисление, получаем дату: 1441 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Она вполне укладывается в приведенную вилку дат с 1420 по 1478 годы, что меня удивило (чаще всего письменная датировка отличается от предположенной археологами на тысячелетия).  

    Затем я начинаю чтение надписей на монете. Сначала наверху я читаю слова: ЯРА СТОЛИТСА 35 АРКОНЫ ЯРА. Эта надпись подтверждает принадлежность монеты Великому Новгороду, который как раз и являлся 35 вторичной Арконой Яра. А ниже я читаю дополнение: ХРАМ ЯРА МИМА И МАРЫ РИМА. Иначе говоря, в чеканке монеты приняли участие не только храм мима Рюрика в великом Новгороде, но и храм Мары Рима.

    Далее я решил рассмотреть изображения. На мой взгляд, здесь вовсе не изображен горожанин, поклоняющийся храму святой Софии. А изображен человек, приплывший в Рим на гребном судне (на рис. 4 я показываю на поле дешифровки путника, приплывшего на гребной лодке, и стоящего в полный рост). Путник поклоняется солнцу, на лучах которого можно прочитать слова: РИМА ХРАМ. Один гребец с веслом сидит впереди, другой, кормчий, с кормовым веслом, играющем роль руля – сзади.

    Втрое изображение совершенно иное. Оно находится под углом 90 градусов вправо (по часовой стрелке) от первого и изображает кошку, шагающую по решетке. Правее имеется лицо старухи в левый профиль, внутри которого можно видеть лицо молодой женщины анфас. И имеется третье изображение: голова женщины анфас с ручным зеркалом. Подпись на решетке гласит: САМА МАРА ВОИНОВ РЮРИКА В РЯСЕ. Так что первое изображение является зооморфной ипостасью богини Мары, а два других – антропоморфными ипостасями. Заметим, что монета была отчеканена в том числе и в воинском храме Мары в Риме. А правее от этого изображения я читаю слова: В 30 АРКОНЕ ЯРА. Они означают. что под Римом тут понимается ЗАПАДНЫЙ КАИР. Слева я читаю надпись: РУСЬ РИМА, а еще ниже там же – слова МИР СТОЛИТСЫ.

    Затем я перехожу к чтению надписей на реверсе. Явная надпись гласит: ВЛИКОГО НОВАГОР(ОДА), то есть, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, несмотря на места чеканки – Каир. А на самом низу реверса монеты можно прочитать слова: ЯРОВА ВАГРИИ РЮРИКА МОНЕТА НОВАЯ МАКАЖИ. Отсюда следует, что храм Мары Рюрика в Риме (Западном Кире) являлся одновременно и храмом Макоши. Итак, опять перед нами находится МОНЕТА РИМА (западного Каира).

    Таким образом, на данном артефакте я прочитал 32 неявных слова, 2 – явных и три числа. Это – довольно много, хотя и составляет чуть больше одной трети слов, прочитанных на предыдущей монете.

     

    Рис. 5. Новгородская грамота – долговая расписка и моё чтение надписей

    Первая Новгородская грамота данной статьи.

    В заметке [5] говорится: «В Великом Новгороде археологи нашли первую с начала сезона раскопок 2012 года древнюю берестяную грамоту, в которой говорится о возврате долга. Учёные обнаружили грамоту на Троицком раскопе, находящемся в историческом центре города к югу от Кремля. Бересту передали на реставрацию. Она дошла до наших дней целой. Археологам удалось прочесть текст, в котором говорится о взимании крупного долга.

    Первую средневековую грамоту на Неревском раскопе новгородка Нина Акулова нашла 26 июля 1951 года. Кроме Великого Новгорода археологи обнаружили грамоты в Москве, Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Твери и Торжке, в белорусских Витебске и Мстиславле и в украинском Звенигороде. По оценке научного руководителя Новгородской археологической экспедиции академика РАН Валентина Янина, культурный слой в Великом Новгороде может хранить ещё примерно 20 тысяч грамот».

    Данная берестяная грамота меня заинтересовала потому, что я заподозрил на ней неявный текст. Для его эпиграфического анализа я усилил контраст изображения и приступил к чтению. Оно давалось тяжело, поскольку неявный текст был перекрыт явным, так что приходилось по многу раз выяснять, что представляет собой очередной слово.

    И всё-таки удалось прочитать верхнюю строку: В РЮРИКА ЯРА МАРЫ ХРАМ О НЕЯРОВЫХ РЮРИКА ЯРА РАТЯХ НЕ ОТ ЯРА ЯТЫХ. – Иначе говоря, назван получатель письма, и названа цель письма. Получатель – храм Мары Рюрика Яра, цель письма – поговорить о тех частях войска Рюрика, которые были взяты от храмов не Яра, то есть, в храмах Мары, Макоши и Рода.

    Затем я читаю вторую строку до зачеркнутого места, где прочитанные три слова можно считать более или менее вероятными: ВОЗВРАТИТЬ В ЯРА ХРАМЫ В РУСЬ РЮРИКА ЯРА МИМУ МАРЫ И МИМУ ЯРА. Смысл данного письма заключён именно в этой строке: возвратить воинов из храма Мары Великого Новгорода в храмы Мары и Яра Руси Рюрика. Далее я пытаюсь закончить чтение второй строки: ВАРЯГОВ В РУСИ ВАРЯГОВ РЮРИКА. Иначе говоря, вернуть в европейскую часть Руси Рюрика.

       Всего в данном послании находится 10 строк. Если в первых двух содержится 32 слова, то в 10 строках их будет примерно 320. Иначе говоря, их выявление займёт столько же времени, сколько написание пары статей. И, поскольку смысл послания ясен, то я постараюсь прочитать только две нижних строки, подпись, чтобы знать, кто мог отдавать подобные распоряжения.

    Неполная девятая строка гласит: РУСИ МИРА РЮРИКА ЯРА ОТ ЯРА РЮРИКА МИМА ХРАМА РЮРИКА ЯРА МИРА МАРЫ. Так что адресат назван. Для целей первоначального исследования этого вполне достаточно.

    Далее я перехожу к чтению явного текста. Я полагаю, что ЮС МАЛЫЙ написан в лигатуру с предшествующей буквой Л, а апостроф перед последней буквой А заставляет читать предшествующий согласный звук С мягко. Таким образом, полный явный текст будет таким: ОТЪ МАЛЯСЯ И ОТ ЖИРУНЬКА. СТО ЙАТИ ЕСВЕ. На современном языке это означает ОТ МАЛЕНЬКОГО И ОТ ЖРЕЧИКА. ВЫ ВЗЯЛИ СОТНЮ. Полагаю, что «МАЛЕНЬКИЙ» есть верховный (есть обычай называть людей антонимами: ребенка – стариком, лысого – кудрявым, и т.д.) настоятель, жрец храма Мары Руси Мары, а «ЖРЕЧИК» является обычным жрецом того же храма. И напоминают они верховному жрецу храм Мары Рюрика о том, что надо бы вернуть сто воинов в храм Мары Руси Мары.

    Понятно, что эта версия полностью расходится с предположением археологов о том, что речь идёт о крупном финансовом долге, где данная грамота якобы оказывается долговой распиской. Долг имеется, но не денежный. Под СОТНЕЙ понимается сто воинов, а не сто гривен. Так что для верного понимания явного текста необходимо читать неявный. Правда, последнее является довольно сложной эпиграфической операцией. Ибо на 8 явных слов я уже прочитал 45 слов, да еще два слова и одно число прочитаю чуть ниже, так что на неполных 3 строки получается 48 слов их порядка 300. Иначе говоря, основной текст данной Новгородской грамоты написан неявным способом. Когда-то к такому же выводу я пришел, анализируя этрусские зеркала.

    Наконец, я читаю датировку в виде букв ЕС слова ЕСВЕ. При сильном контрасте эти буквы образуют цифру 68. А рядом находится неявный текст: ЯРА ГОД. Пересчитав в привычное для нас летоисчисление/, мы получаем дату: 928 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, Х век н.э.

     

    Рис. 6. Берестяная грамота из Великого Новгорода и моё чтение надписей

    Вторая берестяная грамота Великого Новгорода.

    Заметка о ней [2] весьма коротка: «Средневековые письма преподносит раскоп на Большой Московской улице. Одна из берестяных грамот содержит информацию о товарах и денежных мерах, а второй берестяной фрагмент, по всей вероятности, является детским рисунком. «Третья грамота очень сильно пострадала во время пожара, – говорит начальник раскопа, научный сотрудник института археологии РАН Олег Олейников. – Она содержит четыре строки, будем надеяться, что там есть имя. И это поможет нам в дальнейшем изучении. Кстати, в прошлом археологическом сезоне не было найдено ни одной берестяной грамоты. Находки нынешнего сезона прервали эту безграмотную «серию».

    Работы на раскопе Большой Московской улицы были начаты 14 мая. На сегодняшний день здесь обнаружено свыше тысячи уникальных находок».

    То, что грамота закопчена, делает ее гораздо более контрастной для неявных надписей, которые вместе с надписями явными составляют на первый взгляд страшную мешанину, пугающую новичков. Напротив, для опытных археологов это – подарок судьбы, ибо неявная часть грамоты оказывается достаточно видимой, не требуя усиления контраста.

    Как обычно, чтение я начинаю с неявной части, которая имеет больше строк, чем явная, не менее 7 на первый взгляд. На мой взгляд, перед нами находится целый документ. И первое, что привлекает взгляд, это мужской лик сверху слева. Внизу мы видим лицо молодого человека с пышной копной волос, но наверху на него наложен уменьшенный лик старца. Следовательно, символически перед нами находится молодой человек, умный, как старик. Я выделяю на поле дешифровке в виде фрагментов цифры, если они малы.

    Начало текста приходится на поле слева, где я читаю слова: ОТ РУСИ МАРЫ, и далее я перехожу на первый строку основной части грамоты. Подпись первой неявной строки читается так: И ОТ РЮРИКА МИМА РЮРИКА РУСИ МАРЫ ИЗ 35 АРКОНЫ ЯРА МИМУ РЮРИКА РИМА ХРАМА В 33 И 30 АРКОНЫ ЯРА. Итак, перед нами – именной бланк жреца В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ, который является посланцем самого РЮРИКА В РУСИ МАРЫ, то есть в ЕВРАЗИИ, ЖРЕЦАМ ХРАМА РИМА В ЛАДОГЕ И ЗАПАДНОМ КАИРЕ. Иначе говоря, обозначен и отправитель, и получатель, адресат.

    Полагаю, что уже из-за этой части неявной надписи данная грамота будет долго лежать в запасниках Института Археологии РАН. Разумеется, если неявную часть текста грамоты современным академическим эпиграфистам удастся прочитать.

    На второй строке я читаю слова: МАРА Е ЯРА РУСИ МАСКА, И МАРЫ МОСКВЫ, И РИМА Е СТОЛИТСА, но хотя последнее слово написано в три строки, на этом предложение не заканчивается, переходя на третью строку. В современном понимании это означает: БОГИНЯ МАРА ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ РУСИ ЯРА (РЮРИКА), И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ОНА ЖЕ ЕСТЬ (СИМВОЛ) И СТОЛИЦЫ РИМА. – Последняя часть данной фразы подтверждает моё отождествление МИРА МАР с РИМОМ, который возник именно на месте нескольких храмов Мары.  

    На третьей строке можно видеть более длинную надпись средними, а местами и мелкими буквами: МАКАЖИ Е 33 ЯРА ВАГРИИ ХРАМ И МАСКА СКИФИИ ЯРА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ЯРА МИРА ЯРА В 28 ГОД ЯРА. Начальная часть строки интересна, ибо в ней говорится о ХРАМЕ ЯРА ВАГРИИ 33. Я уже в одной из предыдущих статей понял, что вначале нумеровались не города (Арконы Яра), а храмы, причём в данной строке чётко указано, что это были ХРАМЫ ЯРА ВАГРИИ, где слово ЯРА обозначало тип храма, и оно не ассоциировалось с Яром Рюриком. Иначе говоря, сначала писали: ХРАМ 33 ЯРА ВАГРИИ, потом стали писать синонимичное выражение: ХРАМ 33 ЯРА АРКОНЫ или ХРАМ ЯРА 33 АРКОНЫ. Но позже данное выражение стали понимать иначе, как состоящее из двух иных частей: ХРАМ ЯРА и 33 АРКОНЫ. Иными словами, цифра 33 оторвалась от слова ХРАМ и приклеилась к слову АРКОНА, и точно то же самое произошло со словом ЯРА. Так от нумерации храмов (по порядку их строительства) произошла нумерация Аркон, что вначале вовсе не входило в замысел авторов нумерации.

    Отсюда становится понятно, почему в Великом Новгороде имеется на севере номер Арконы 13, а на юге – 35, ибо речь идёт не о разных городах, а о разных храмах Яра. При этом, как следует из данной строки, возможны были не только храмы Яра как Яра, но и храмы Яра Макоши. А из этого следует, что одновременно могли быть сочетания и Яра Рода и Яра Мары.

    Интересна и датировка, данная на этой строке берестяной грамоты постройке именно такого храма Яра Мары 33 Рюрика в 28 году Яра, которая при пересчёте на привычное для нас летоисчисление образует дату 884 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что общий смысл третьей строки таков: 33 ХРАМ ЯРА МАКОШИ (В ЛАДОГЕ) И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЯРА МАРЫ РЮРИКА ХРАМА СКИФИИ МИРА ЯРА В 884 ГОДУ – это начало предложения, которое будет продолжено на другой строке.

    Четвёртая строка: Е 35 ВАГРИИ ХРАМ ЯРА, И 33, И 30, И 34 АРКОНЫ ВАРЯГОВ ИЗ ХРАМА МАРЫ ВОИНОВ РЮРИКА ЯРА В ХРАМЫ РИМА РЮРИКА И РУСИ РЮРИКА МАРЫ. К сожалению, здесь предложение не завершено, и потому приходится перейти к следующей, пятой строке: ВАРЯГОВ РУСИ СКЛАВЯН СТРАН РЮРИКА РИМА И МНОГИЯ ИЗ ЕГО ВАРЯГОВ АРКОН КРАЯ ЯРА РЮРИКА СТАЛИ РЮРИКА ЯРА МОСКВОЙ МАРЫ РЮРИКА ЯРА В ВОЙСКАХ ЯРА РУСИ МИРА ЯРА. Однако и эта строка не закончена.

    Шестая строка: И МИРА МАРЫ. Полагаю, что здесь предложение закончилось. Это предложение можно понять так: ВОИНЫ ВОЙСК ЯРА ЕГО РУСИ МИРА ЯРА ОБРАЗОВАЛИСЬ ИЗ 1) ВАРЯГОВ ХРАМА МАРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ЛАДОГИ-ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО, ЗАПАДНОО КАИРА И АФИН, 2) ИЗ ВАРЯГОВ ДРУГИХ ГОРОДОВ КРАЯ ЯРА РЮРИКА. ОНИ БЫЛИ ПЕРЕВЕДЕНЫ В ХРАМЫ РИМА РЮРИКА И РУСИ РЮРИКА МАРЫ, А ТАКЖЕ В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД КАК МОСКВУ МАРЫ.

    Шестая строка продолжается новым предложением: МАРЫ ХРАМ РУСИ МАРЫ РЮРИКА ЯРА ИЗ СТОЛИТСЫ РИМА, АРКОНЫ 30 ЯРА РИМА, И ВОИНОВ РЮРИКА СТАЛ ХРАМОМ РЮРИКА ЯРА В АРКОНЕ 35 В ГОД ЯРА РЮРИКА 30. На современном языке это означает: ХРАМ МАРЫ РУСИ МАРЫ РЮРИКА, (ПЕРЕВЕДЁННЫЙ) ИЗ СТОЛИЦЫ РИМА, ЗАПАДНОГО КАИРА РИМА, (И ИЗ ХРАМА) ВОИНОВ РЮРИКА СТАЛ ХРАМОМ РЮРИКА ЯРА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ В ГОД РЮРИКА 30 (ИЛИ В ГОД 886 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА). Это означает, что с этого момента, то есть, с 886 года н.э., государство Рим перестало иметь руководство из последователей Рюрика и за пять лет смогло создать руководство иного плана, которое вначале не стало следовать традиции Рюрика, чем стала отличаться от остальной Святой Руси Рюрика, затем утвердило собственный курс на полную независимость подвластных Римской державе земель, а затем, поскольку традиции Рюрика на всём земном шаре были весьма сильными, стало постепенно менять религию, и отвоёвывать у державы Рюрика Западную Европу. Так что год 886 стал для истории не только Европы, но и всего Земного шара переломным.

    С другой стороны, становится понятно, почему на первых порах Рим (Западный Каир) дружил с Великим Новгородом и давал ему заказы на оформление храмов в Египте.

    Седьмая строка: И В РЮРИКА РУСИ МАРЫ В 33 И 34 ЯРА АРКОНАХ 33, 34 И 35 ЯРА СТОЛИТСЕ И В ЯРА АРКОНАХ В ДРУГИХ ХРАМАХ НА РУСИ РЮРИКА ЯРА И НА РУСИ МАРЫ ЯРА. Как видим, эта строка является продолжением предыдущей, перечисляя, куда были переведены воины. Заодно тут показано, что три последних храма Мары дали нумерацию трёх последних столиц Рюрика, а именно Ладоги, Афин и Великого Новгорода. В современной записи эта строка выглядит так: И В РЮРИКА РУСИ ЕВРАЗИИ В ЛАДОГЕ И АФИНАХ, В СТОЛИЦАХ ЛАДОГЕ, АФИНАХ И ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ, И В ДРУГИХ ГОРОДАХ С НОМЕРАМИ ВТОРИЧНЫХ АРКОН ЯРА ВО ВСЕЙ РУСИ ЕВРАЗИИ.

    Восьмая строка: АРСЕНАЛЫ ВОИНОВ ИЗ РИМА СТАЛИ КРАЮ ЯРА РЮРИКА АРСЕНАЛОМ ВСЕЙ РУСИ ЯРА В ХРАМАХ РЮРИКА ЯРА И ВСЕЙ РУСИ МАРЫ ЯРА. Здесь текст полностью понятен и не требует дополнительного пояснения. Единственно, что вызывает удивление, это использование слова АРСЕНАЛ. Вроде бы во времена Рюрика его в русском языке еще не было.

    Девятая строка: И НОВЫЯ ВЕЛИКИЯ ЯРА ВОЙСКА СТАЛИ ОХРАНЯТЬ РУСЬ ОТ ВАРВАРОВ И РУСИ ЯРА ВРАГОВ РЮРИКА ХРАМОВ РЮРИКА ЯРА И ВАРЯГОВ ЯРА РУСИ РЮРИКА ЯРА И В ХРАМАХ МАРЫ ЯРА. И эта строка полностью понятна.

    Десятая строка доходит только до половины: РУСИ ХРАМА ЯРА МИМ ЯРА, РУКА ХАРАОНА ЯРА ЮРИКА. Это, очевидно, подпись. А от одиннадцатой строки имеется примерно одна треть: ХРАМА ЯРА РЮРИКА МАРЫ МИМ В ГОД ЯРА 86 У МАСКИ РЮРИКА. Иначе говоря, место и дата, причём дата совпадает с датой предыдущей берестяной грамоты. В пересчёте на современную календарную систему это означат 928 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, Х век н.э.

     

    Рис. 7. Моё чтение явных надписей и выявление ликов

    Далее я перехожу к выявлению неявных ликов, которые находятся на левом поле бересты. Первый лик – птичий: голова филина или совы анфас. На этом орнитоморфном лике можно прочитать слова: МАРЫ ВОИНОВ МАСКА ХРАМА ВАРЯГОВ ЯРА. Этот СИМВОЛ весьма напоминает военно-морской флаг Малой Тартарии или Руси Яра Рюрика. Да и вообще сова сопровождала местные этнические варианты Мары – Афину у греков и Минерву у римлян.

    Второй лик – мужской анфас, где бородка клинышком, усы средних размеров, а на глазах, видимо, находятся очки. Уж не Рюрик ли это? На лике я читаю слова: МАСКА РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. ВОИНОВ РУСИ РЮРИКА ЯРА. А поскольку 30-я Аркона Яра, то есть, ЗАПАДНЫЙ КАИР, был основан Рюриком, то это – справедливо его ИЗОБРАЖЕНИЕ.

    Третий лик – голова какого-то арабского шейха. У него – прямой нос, пышные чёрные усы и бородка клинышком, яркие глаза и пышные волосы головы. На его голове написано: 30 АРКОНА ЯРА. ХРАМ МАРЫ В РИМА РУСИ. Иначе говоря, воин Рима Руси выглядел, как араб! А мы-то думали, что арабские воины стали проявлять себя только в нашем веке!

    Наконец, четвертый лик – те самые два лице анфас, где левое лицо – усатое и бородатое, а правое – молодое, безбородое и безусое. На этом двойном лике написано: ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. Это – символ Руси Мары, где правый лик, безбородый – это, вероятно, лик Мары, а левый – лик Яра Рюрика.

    А далее я читаю явные надписи на 4 строках данной бересты. Замечу, что слова написаны в основном лигатурами из русских букв, а лигатуры редко кто из эпиграфистов читает. На первой строке: ОТ МАРЫ РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, это – краткий адрес отправителя. На второй строке: НА МАРЫ ХРАМ И НА МИРНА ИНОКИ, где ИНОКИ – это МОНАХИ, продолжение – на третьей строке: РЮРИКА ОТ РУКИ ИНОКА НОВА ГРАДА И ВАРЯГА МИРА РИМА И, на четвертой – окончание: ХРАМА МИРА ЯРА, АНТА САКРАЛЬНЫЯ МАРЫ ХРАМА РУНА. По сути дела, это более подробное представление автора послания и название послания: САКРАЛЬНЫЯ РУНА. Мы узнаём, что автор был варягом мира Рима по профессии и антом по этносу, мимом по должности. А 35-я Аркона Яра полагалась в те дни просто новым городом в качестве нарицательного наименования, а не в качестве имени собственного.

    Теперь пришла пора объединить явный и неявный тексты, а также подписи к ликам в единый текст. Итак, сначала ЯВНЫЯ РУНА: ОТ МАРЫ РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. НА МАРЫ ХРАМ И НА МИРНА ИНОКИ РЮРИКА ОТ РУКИ ИНОКА НОВА ГРАДА И ВАРЯГА МИРА РИМА И ХРАМА МИРА ЯРА, АНТА САКРАЛЬНЫЯ МАРЫ ХРАМА РУНА. По сути дела – перед нами длинный заголовок.

    Эта часть состоит из 35 слов, к которым добавляются подписи на ликах: 1) МАРЫ ВОИНОВ МАСКА ХРАМА ВАРЯГОВ ЯРА, 2) МАСКА РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. ВОИНОВ РУСИ РЮРИКА ЯРА, 3) 30 АРКОНА ЯРА. ХРАМ МАРЫ В РИМА РУСИ, 4) ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. Это – еще 31 слово и 1 число, почти догоняющие по количеству слов явные надписи.

    Наконец, следуют НЕЯВНЫЕ НАДПИСИ (моё название), или САКРАЛЬНЫЯ РУНЫ (НАЗВАНИЕ АРТЕФАКТА): ОТ РУСИ МАРЫ И ОТ РЮРИКА МИМА РЮРИКА РУСИ МАРЫ ИЗ 35 АРКОНЫ ЯРА МИМУ РЮРИКА РИМА ХРАМА В 33 И 30 АРКОНЫ ЯРА.

    МАРА Е ЯРА РУСИ МАСКА, И МАРЫ МОСКВЫ, И РИМА Е СТОЛИТСА, МАКАЖИ Е 33 ЯРА ВАГРИИ ХРАМ И МАСКА СКИФИИ ЯРА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ЯРА МИРА ЯРА В 28 ГОД ЯРА. Е 35 ВАГРИИ ХРАМ ЯРА, И 33, И 30, И 34 АРКОНЫ ВАРЯГОВ ИЗ ХРАМА МАРЫ ВОИНОВ РЮРИКА ЯРА В ХРАМЫ РИМА РЮРИКА И РУСИ РЮРИКА МАРЫ ВАРЯГОВ РУСИ СКЛАВЯН СТРАН РЮРИКА РИМА И МНОГИЯ ИЗ ЕГО ВАРЯГОВ АРКОН КРАЯ ЯРА РЮРИКА СТАЛИ РЮРИКА ЯРА МОСКВОЙ МАРЫ РЮРИКА ЯРА В ВОЙСКАХ ЯРА РУСИ МИРА ЯРА И МИРА МАРЫ. МАРЫ ХРАМ РУСИ МАРЫ РЮРИКА ЯРА ИЗ СТОЛИТСЫ РИМА, АРКОНЫ 30 ЯРА РИМА, И ВОИНОВ РЮРИКА СТАЛ ХРАМОМ РЮРИКА ЯРА В АРКОНЕ 35 В ГОД ЯРА РЮРИКА 30, И В РЮРИКА РУСИ МАРЫ В 33 И 34 ЯРА АРКОНАХ 33, 34 И 35 ЯРА СТОЛИТСЕ И В ЯРА АРКОНАХ В ДРУГИХ ХРАМАХ НА РУСИ РЮРИКА ЯРА И НА РУСИ МАРЫ ЯРА. АРСЕНАЛЫ ВОИНОВ ИЗ РИМА СТАЛИ КРАЮ ЯРА РЮРИКА АРСЕНАЛОМ ВСЕЙ РУСИ ЯРА В ХРАМАХ РЮРИКА ЯРА И ВСЕЙ РУСИ МАРЫ ЯРА. И НОВЫЯ ВЕЛИКИЯ ЯРА ВОЙСКА СТАЛИ ОХРАНЯТЬ РУСЬ ОТ ВАРВАРОВ И РУСИ ЯРА ВРАГОВ РЮРИКА ХРАМОВ РЮРИКА ЯРА И ВАРЯГОВ ЯРА РУСИ РЮРИКА ЯРА И В ХРАМАХ МАРЫ ЯРА.

    РУСИ ХРАМА ЯРА МИМ ЯРА, РУКА ХАРАОНА ЯРА ЮРИКА ХРАМА ЯРА РЮРИКА МАРЫ МИМ В ГОД ЯРА 86 У МАСКИ РЮРИКА.

    Это – еще 228 слов и 15 чисел. А всего, учитывая явный и неявный тексты, получаем 294 слова и 16 чисел. Понятно, что на дешифровку у меня ушло 3 рабочих дня.

    Обсуждение.

    Эту статью я начал, как обычный эпиграфический комментарий к новостям археологии. Однако, как я теперь постоянно делаю, к новым темам я добавляю несколько тем 2-3-летней давности, которые могут представить определенный интерес. И так получилось, что выбор второго или третьего материала для анализа пал на Великий Новгород, а в нём – на найденную на Троицком раскопе закопченную берестяную грамоту. Обычно неявных слов на таких грамотах – не более десятка, так что их дешифровка не занимает большого времени. Но тут уже на шестой строке неявных надписей я завис, затратив целый рабочий день. Основное время заняло выявление слов.

    Тогда я понял, что теме Новгорода следует посвятить отдельную статью, и решил добавить в анализируемый материал хотя бы еще одну грамоту, а также несколько монет. Первая из рассмотренных монет оказалась «нормальной» в смысле трудоёмкости анализа, но на второй я опять «завис», поскольку вместо десятка слов там оказалась сотня. Вероятно, в моей биографии теперь наступил такой период, что приходится рассматривать крупные тексты. Но я об этом ничуть не жалею, ибо открывается много новой интересной информации, хотя число написанных мною статей в месяц сильно уменьшается

    Уже первая из рассмотренных монет принесла новость: она не относилась к монетам Саксонии, как предположили археологи, а имела хождение именно в Великом Новгороде. Да и она была отчеканена всё-таки в Новгороде, в мастерской храма Яра, через 10 лет после смерти Рюрика, но называлась она ОДНОЙ МОНЕТОЙ РИМА. Из этого следует, что в Великий Новгород из Рима (западного Каира) было перенесено всё, что можно, включая название денежных единиц. Каир для тавроскифа (крымчанина) Рюрика был неудобен, видимо, весьма далёк от Европы, и он перебрался на более близкие к западной Европе северные территории. Здесь была налажена чеканка монет, но по образцу римских. Так что речь шла вовсе не о «призвании Рюрика на княжение», а о желании самого Рюрика перенести свою резиденцию в более удобные места.  

    Вторая монета, якобы Киевская, оказалась чрезвычайно «разговорчивой». Из ее реверса мы узнали, что она отчеканена вовсе не в Киеве, а в каком-то провинциальном городе, чьё имя даже было ненужным сообщать. Но зато этот город был станом войск Рюрика, как из Великого Новгорода, так и из Греции. Сама монета была отчеканена для нужд войска и посвящена проблемам войска; на ней говорится: РЮРИКА ВЕРА В ВОЙСКО ЯРА ЕСТЬ ПОБЕДА (РУСИ) МАРЫ И ВОЙСКА РУСИ РИМА (ИЗ) ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Еще на одной надписи на монете эта победа названа по-латыни, «виктория». Победа над кем? Если речь идёт о хождении монеты на территории будущей Украины, то, видимо, над местными жителями Дикого Поля. Заметим, что, хотя войско было дислоцировано из Каира в Великий Новгород, оно всё еще называлось «войском Рима», тогда как местное войско – «войском Руси Мары». А, следовательно, речь шла вовсе не о добровольном вхождении местного населения в державу Рюрика, а о его завоевательном походе. Так что мысль о «приглашении» Рюрика на данную территорию появилась много столетий спустя у историков династии Рюриковичей. И если в 2011 году я понял, что текст о «призвании Рюрика на княжение» есть позднейшая вставка в летопись [7], то сейчас стал ясен мотив этого подлога: изобразить Рюрика не завоевателем, а «приглашенным превосходным правителем».

    Стало понятным и название державы, созданной Рюриком, ибо в год его смерти она стала называться Святой Русью Рюрика. А поскольку данная монета была отчеканена за два года до его смерти (23 год Яра), то на ней дано прижизненное название державы Рюрика: СВЯТАЯ ЯРОВА МАРЫ РУСЬ. Другое название – СВЯТАЯ РЮРИКА РУСЬ ВАРЯГА МАРЫ, СКИФА. Краткое прилагательное ЯРОВА отличает Русь Рюрика от Руси бога Яра. Но исторически это – территория Евразии, то есть, Руси Мары. Уже это выявленное на монете новое название показывает неопределенность летописного утверждения о призвании Рюрика «на Русь». На какую Русь? На Русь Яра, Русь Мары, Русь Склавян? – Эта неопределенность была сделана специально, ибо Рюрик пришел тоже из Руси, из Руси Рима. Но эту Русь позднейшие историки стали писать с маленькой буквы, хотя во времена  Рюрика различия между строчными и заглавными буквами не существовало. А современные историки толкуют слово «русь» как название какого-то скандинавского племени, ибо вроде бы Рюрик шел из Арконы. Действительно, Рюрик служил в Арконе, но позже он основал на территории Яросклавии в Африке город: 30 Аркону Яра (Западный Каир), куда он перебрался и который стал столицей Римской державы, и уже оттуда Рюрик пошел на район Волхова, который он отвоевал и где создал 35 Аркону Яра – Великий Новгород. Историкам Рюриковичей все эти подробности были ни к чему, ибо они бы усложнили прянично-лубочную картину «призвания Рюрика».

    Что касается нумизматических новинок, то реверс назван на данной монете «бок». В современном украинском и белорусском языках так называется боковая или обратная сторона чего-либо, например, вокзала. Но тогда, если реверс, это – «бок», то аверс – «лицо». Кроме того, я рискую принять ПСИ на «Щ», и прочитать название ЯЩЕ ГРИВНЯ БОК как ЕЩЁ ОДНА СТОРОНА ГРИВНЯ, что означает: РЕВЕРС ГРИВНЯ. Но тогда название монеты – ГРИВЕНЬ, а не ГРИВНА. Википедия поясняет: «Гри́вна — серебряное или золотое украшение в виде обруча, носившееся на шее в том числе в Древней Руси. Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней. Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.

    В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет, отсюда произошло второе значение слова — «денежная единица». Украшение известно с бронзового века. У некоторых народов гривны носили преимущественно мужчины, у других — женщины». Полагаю, что слово «гривна» означало женский шейный обруч, тогда как слово «гривень» – мужской. Полагаю, что как денежная единица гривень был весьма удобен для солдат, ибо, вися на шее, он не требовал ни карманов, ни положения на поясе или в сапоге.

    Так что, хотя связи данной монеты с Киевом не видно, Киев сохраняет верность названию «Гривна», поскольку действительно шейный обруч  существовал и как денежная единица. По этому поводу современная Украина называет свою денежную единицу гривной, рис. 8 (взято из Википедии).

     

    Рис. 8. Украинская гривна и моё чтение некоторых надписей как степеней защиты

    Любопытно было бы остановиться и на современной украинской гривне. На усах и на бороде изображения князя Владимира данной банкноты можно прочитать слова: ХРАМА РИМА ВАРЯГА ИС РИМА на усах и РУСЬ МАРЫ СВЯТАЯ на бороде. Мне понятно, что художник, рисовавший эти надписи, скопировал их с исторических денег. Иначе говоря, художник увидел то, что не заметили и не хотят замечать археологи. «В соответствии с президентским указом № 762/96 Л. Д. Кучмы от 25 августа 1996 года «О денежной реформе на Украине» (опубликованном 29 августа 1996 года), гривна была введена в качестве денежной единицы 2 сентября 1996 года» (Википедия).

    Хотелось бы остановиться еще на одной надписи на монете: РЮРИК И РИМ РУСИ МАРЫ, И ХРАМ ЧЕЛОВЕКА. Полагаю, что под «человеком» понимался Рюрик. Так на монете скромно именовался ХРАМ РЮРИКА, ибо при жизни Рюрика называть его храмы его именем было нетактично. Рим, а особенно его столица Каир, не существовали как самостоятельные держава или ее столица, и потому он упоминается как РИМ РУСИ МАРЫ, то есть, РИМ ЕВРАЗИИ, или РИМ СКЛАВЯН. А италийский Рим – это РИМ РУСИ ЯРА.

    Любопытно, что монету чеканил от собственного имени МИМ ХРАМА РЮРИКА, ВОИН ВОЙСКА ХРАМА РЮРИКА. Получалось, что жрец храма Рюрика обладал правами министра финансов державы Рюрика, и мог давать распоряжения о чеканке монет.

    Что касается третьей монеты, средневековой монеты Новгорода, то она также, как и первая оказывается ЯРОВА ВАГРИИ РЮРИКА МОНЕТА НОВАЯ МАКАЖИ, иначе говоря, именно МОНЕТА, имеющая непосредственное отношение к Западному Каиру. Получается, что все 585 лет Великий Новгород сохранял непосредственную связь с Каиром в финансовых вопросах. А надпись САМА МАРА ВОИНОВ РЮРИКА В РЯСЕ говорит о том, что данная монета выпускалась опять-таки для воинов в первую очередь.

    Далее я рассмотрел две берестяные грамоты с Троицкого раскопа. Они были датированы одним и тем же годом (68 Яра или 928 годом н.э.) и оба касались в основном воинского контингента Рюрика – из кого он был набран и где размещался. Вторая грамота оказалась более обстоятельной, и я ее, несмотря на большую потерю времени, дешифровал целиком – лигатуры явной надписи, лики с подписями неявным способом и весь неявный текст в 11 строк. Получилась весьма интересная летопись создания войска Рюрика. Полагаю, что, если будут найдены аналогичные грамоты на Троицком раскопе, он позволят действительно создать нечто вроде «берестяной летописи Великого Новгорода».

     

    Рис. 9. Фотография среза культурного слоя (6 м) Троицкого раскопа (Википедия)

    Но не проходил ли Троицкий раскоп через ведический храм Мары? Для ответа на этот вопрос я скопировал из Википедии фотографию Троицкого раскопа. Википедия о нём пишет: «Тро́ицкий раскоп — место археологических изысканий в Великом Новгороде. Находится на территории исторического Людина конца, у начала Троицкой-Пробойной (в советское время Пролетарской) улицы. Своё название получил по имени рядом стоящей церкви Троицы (первоначальная постройка — 1365 года).

    За время работ на раскопе археологами были найдены десятки тысяч всевозможных предметов, которыми пользовались древние новгородцы: инструменты, посуда, конское, военное снаряжение, украшения и др. Основными находками считаются свыше 20 городских усадеб XI—XV веков, мастерская художника XII века Олисея Гречина, более 400 берестяных грамот, печати, восковая книга XI века — Новгородская Псалтирь, обнаружение которой, согласно месту и датировке, позволяет предположить, что именно в этой части города находилась школа, которую в 1030 году велел основать князь Ярослав Мудрый.

    В 1975 году в слоях середины XI века были найдены лирообразные пятиструнные гусли, на которых имеется кириллическая надпись: «Словиша». В 1980 году здесь были обнаружены две, а в 1999 году — 38 «деревянных пломб-цилиндров».

    Изыскания на Троицком раскопе помогли также определить направления некоторых ключевых для древнего Новгорода улиц, местоположение известных из письменных источников объектов — церквей, усадеб и др».

    Странно, что тут ничего не говорится о ведических храмах и о связях Великого Новгорода с Западным Каиром (Римом). Но зато имеется фотография культурного слоя толщиной порядка 6 метров. На первый взгляд – просто стена контрольного среза для сравнения с ним других слоёв. Однако, если приглядеться, то можно заметить отдельные буквы. Возможно, что данная стена существует еще с древности, она крепче остальных слоёв грунта, и по мере раскопок этот грунт от нее отваливался, восстановив ее исходный облик. В любом случае имеет смысл заняться чтением, к чему я и приступаю.

     

    Рис. 10. Моё чтение надписей на вертикальной стенке раскопа

    И вот что я там прочитал. Опять-таки, мне показалось, что я найду там не более десятка слов, которые подтвердят нахождение в этих местах храма Мары ведического времена. Однако, как часто случается в последнее время, стенка оказалась весьма «словоохотливой», и я в очередной раз «завис» на дешифровке многих слов. Точнее говоря, я увидел, что стенка состоит из двух половин, на правой в некоторых местах я заметил слова ХРАМ и МАРЫ, и довольно быстро прочитал слова левой половины.

    Они таковы: на верхней строке – РЮРИКА ЯРА, на нижней – 35 АРКОНА, затем мелким шрифтом на верхней строке – МИМ РИМА РЮРИКА, и справа от середины на второй и на нижней строках – ТО МАРЫ 30 РИМСКАЯ СТОЛИТСА. Всего-то 10 слов и 2 числа. А вот на правой половине оказалось 6 строк и значительно больше слов.

    Тем не менее, я читаю: 1) ИС РУСИ ВОЙСКА МАРЫ РИМА ХРАМА, 2) РИМА И ЯРА РЮРИКА В АРКОНЕ ЯРА 35 И 33 РЮР(ИКА), 3) АРКОНАХ 30, И 32 – 5 ХРАМОВ ВОИНОВ-ВАРЯГОВ ОТКРЫЛИСЬ, 4) В СТОЛИТСАХ ЯРА РУСИ САРМАТОВ, И САКОВ, И РИМА, 5) ХРАМОВ СКИФОВ И ВАРЯГОВ, ВОИНОВ МИРА, 6) РУСИ ЯРА МАРЫ РЮРИКА И СВЯТОГО МИМА РЮРИКА РИМА И МИМА МИРА РУСИ РЮРИКА РИМА МИРА.

    Полный текст получился из 62 слов и 7 чисел. Конкретно о храме Мары на данной улице тут не сообщается ничего, зато имеются слова: МИМ РИМА РЮРИКА, которые можно истолковать как известие о резиденции жреца Рюрика в Великом Новгороде.

    А в целом текст на стенке Троицкого раскопа весьма близок по содержанию надписям на монете и на двух берестяных грамотах, что подтверждает правильность чтения и истолкования. Иначе говоря, Рюрик перенес свою резиденцию из «второго Рима» (Западного Каира) в Великий Новгород. Причём храмы открывались воинские, и посвящены они были богине Маре. И данная памятка на стене раскопа как раз напоминает об этом именно потому, что тут должен был находиться храм Мары.

    Итак, перечислены 5 столиц: сарматов, саков, Рима, скифов и варягов. Какие именно это города (помимо Рима) – это еще предстоит определить.

    Общий смысл всех прочитанных текстов – распределение воинов по храмам и строительство соответствующих храмов в столицах.

    Заключение.

    Становится понятным, почему многие Рюриковичи не очень высоко ставили правителей Рима: столицу Римской империи (Западный Каир) основал Рюрик, а они, Рюриковичи, являлись его непосредственными потомками. А все Римские императоры были всего лишь избранными или назначенными военачальниками, находящимися во втором сословии по сравнению со жреческим сословием Рюриковичей.

    Литература.

    1. Чудинов В.А. Новые чтения новгородских грамот. – Сайт chudinov.ru от 19 ноября 2014 года
    2. Находки археологов в Новгородском кремле. 23 сентября 2014 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/search/label/Новгород?updated-max=2014-03-05T19:15:00%2B02:00&max-results=20&start=20&by-date=false
    3. Александр. История появления и развития денег. Раздел «Деньги Киевской Руси». Источник: http://prostoinvesticii.com/o-dengakh/istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-deneg-2.html
    4. Золин Пётр. Новгородское властное кресло, с. 4. Источник: http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/novgorod_kreslo/novgorod_kreslo_4/
    5. Найденная в Новгороде берестяная грамота оказалась долговой распиской. 25 июня 2012 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/search/labelНовгород?updated-max=2012-08-10T18:11:00%2B03:00&max-results=20&start=40&by-date=false
    6. В Великом Новгороде найдена уже третья берестяная грамота в этом сезоне. 5 июня 2014 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/Великий Новгород
    7. Чудинов В.А. Русь не была христианской еще в начале XVIIвека? – Сайт chudinov.ru от 3 сентября 2011 года

Комментарии:

Александр
04.02.2016 22:02
Яр следует понимать как власть. Мир и Рим - миры с разными направлениями чтения. Русь - определение границ.
Дмитрий
09.02.2016 15:02
Интересно, а нет ли связи между САМА МАРА и Самара?
Дима
06.11.2020 00:11
Лозова Русь - про виноград ли это? Возможно лозы это ранний аналог стрел Яра.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову