Римские мозаики, период их создания

Чудинов Валерий Алексеевич


Мне захотелось узнать подписи под римскими мозаиками и определить дату их создания. И я решил набрать в поисковике задание: «Римские мозаики». Первая же статья отослала меня к мозаике из болгарского города Марцианополя, рис. 1 [1].

Оглавление:
  • Мозаика из Марцианополя.
  • Археологи нашли развалины дворца последнего царя Древнего Рима.
  • Наиболее ранние римские постройки.
  • Палатин – старейший холм Рима.
  • Примеры Римской мозаики.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Мозаика из Марцианополя.

    Рис. 1. Мозаика из Марцианополя и моё чтение надписей

    «Как сообщили национальным СМИ на прошлой неделе представители Музея мозаики в городе Девня, во время недавних археологических раскопок древнеримского города Марцианополя (Marcianopolis) в северо-восточной Болгарии был обнаружен фундамент древнего здания. По словам руководителя музея Ивана Сутева, раскопки здесь проводятся впервые за 20 лет. Он добавляет, что археологические поиски этого года должны быть выполнены в два этапа: первый начался 13 мая и уже завершился. Фундамент древнеримского здания был найден в северной части участка, но Сутев не пожелал вдаваться в подробности, сославшись на необходимость более тщательного изучения находок. Директор отметил, что в дополнение к раскопкам археологи планируют провести ряд мероприятий с целью ознакомления молодежи с культурным и историческим наследием Болгарии и новыми археологическими находками.

    Основанный императором Траяном в 106 г. н. э. на месте фракийского поселения и названный в честь его сестры Ульпии Марцианы, Марцианополь был расположен на том месте, где сегодня находится болгарский город Девня. В III и IV вв. город был столицей римской провинции и епископальным центром. Предыдущие археологические раскопки этого места привели к многочисленным важным находкам, включая мозаики, надгробия, части статуй, саркофаги и колонны от зданий. Кроме того, поблизости были найдены некрополь и могилы знатных римских и фракийских персон, относящиеся ко II—III вв., а также клад из 100 000 римских серебряных монет» [1].

    Итак, найденные артефакты археологами датируются II-III веками н.э. А теперь посмотрим, насколько наши чтения подтвердят эту датировку. К сожалению, никаких дополнительных сведений о самой мозаике нет, например, кто на ней изображен. Полагаю, что я смогу это определить, читая надписи.

    На первый взгляд, на мозаике изображена Медуза Горгона. Однако не будем торопиться. Чтение я начинаю на нижней части нимба слева. Двигаясь вправо и чуть вверх по диагонали, я читаю подпись, сделанную крупными буквами: ЯРОВА РИМА РУСЬ, где продолжение я читаю на локоне волос слева от правой брови: РЮРИКА ХАРАОНА. Упоминание имени Рюрика сразу отсылает нас к IXвеку н.э., следовательно, датируя артефакты, археологи ошиблись на 6-7 веков в сторону их удревнения.

    На мозаике под правым глазом я читаю слова: РЮРИКА ХРАМ. А внизу нимба слева, над фрагментом цемента без мозаики черными буквами подписан персонаж изображения, женский лик анфас: МАРА. Следовательно, из мозаики выложена никакая не Медуза, а русская богиня болезней и смерти.

    На пряди волос над левый глазом я читаю в обращенном и прямом цвете слова: МИРА РЮРИКА ЯРА, а ниже – датировку: 20-22 ЯРА ГОД. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует дату: 876-878 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, вместо II-IIIвеков н.э. речь идёт о конце IXвека н.э. А еще ниже возле левой щеки локоны волос образуют слова: В 32 АРКОНЕ ЯРА. На современном языке это означает В ГИЗЕ. Иначе говоря, в Болгарии мозаику создали мастера из Гизы.

    Меня тут заинтересовало то, что нимб, оказывается, был признаком не только христианских святых, но до этого – символом русских богов. В данном случае – символ русской богини Мары.

       Википедия о римской мозаике. «Римская моза́ика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве, она существует со времён Древнего Рима.

    Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э. Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий».

     

    Рис. 2. Мозаика Cave canem из Помпей и моё чтение надписей

    «Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения, и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

    Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos). Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше». В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cavecanem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой».

    Меня в последней фразе удивили две вещи: отсутствие на мозаике данной подписи, а также то, что, согласно моему эпиграфическому опыту, а также моей статье [2] наиболее ранние надписи в Риме как государстве были сделаны на русском языке. Иными словами, хотя данный сюжет с собакой вошёл во многие учебники, и тем самым, стал в какой-то степени образцово-показательным, я решительно возражаю против данной интерпретации, ибо латинской надписи на изображении нет.

    Но, следовательно, на этом изображении имеются русские надписи. И я это сейчас докажу. И действительно, приглядываясь к верхней рамочке, можно видеть, что на темном фоне слева из рамочки как бы выпирают две буквы, образующие указательное местоимение ТО. Читая на поле дешифровки далее, мы получаем подпись: ТО РУСЬ ЯРА РЮРИКА. Из чего следует, что речь идёт о том, что Помпеи (которые тогда назывались Славянском) были типично русским городом IXвека н.э.

    Затем я читаю первую строку мозаики внутри рамочки. Она гласит: ЯРА АРКОНА 24. Недавно я выяснил, что означает этот номер Арконы. Это – КОНСТАНТИНОПОЛЬ. А на второй строке я читаю слева слова: ОСТОРОЖНО, ТО, а на правой части строки – там, где мозаика светлее, слова ЯРОСТИ И ЗЛОСТИ, и на диагональной линии – слово ПОЛНЫЙ. На третьей строке я читаю несколько слов: СТОРОЖЕВОЙ, ПОРОДИСТЫЙ ПЁС-СТРАЖ. И это – вместо того слова, которым обычно переводится латинское существительное в косвенном падеже (СОБАКИ). Так что одному существительному переводной надписи здесь соответствует целых 10 слов!

     

    Рис. 3. Продолжение моего чтения надписи на рис. 2

    Кстати сказать, мозаика эта по происхождению не римская, а византийская. – Перехожу к чтению остальной части надписи, которая у меня в основном размещается на рис. 3. Правда, небольшой кусочек надписи в виде четвертой строки еще остается на рис. 2, где я читаю слова: СТОИТ ЗА. А продолжение на рисунке 3 состоит из двух слов: ЗАБОРОМ ЯРОСТИ. На пятой строке я читаю слова: СЕРДИТСЯ ТУ, на шестой Т И Т, на седьмой – УТ, что образует текст: СЕРДИТСЯ ТУТ И ТУТ. Это – еще 8 слов.

    Затем я читаю надписи правее и ниже поводка. На первой строке написано: А Е (буква «Е» находится правее рамочки), на второй ЯР, на третьей – ОСТЬ, на четвертой – ВЕРНОГО, на пятой – ПСА ТРЕВОГИ, на шестой И РАДОСТИ, на седьмой СТРАЖИ. В результате получился такой текст: А Е ЯРОСТЬ ВЕРНОГО ПСА ТРЕВОГИ И РАДОСТИ СТРАЖИ. Это даёт еще 9 слов.

    Аналогично я читаю надписи на пространстве мозаики между хвостом и задней правой ногой пса. На первой строке – слово ЯРА, на второй – ПЕС, на третьей – ХРАМА, на четвёртой – МИРА, на пятой – ХАРАОНА, на шестой – РЮРИКА ЯРА, на седьмой – ХРАМА ЯРА, на восьмой – РУСИ ЯРА, на девятой – РУРИКА, на десятой – ЯРОВА, на одиннадцатой – МИМА. В результате образовался такой текст: ЯРА ПЕС ХРАМА МИРА ХАРАОНА РЮРИКА ЯРА ХРАМА ЯРА РУСИ ЯРА РУРИКА, ЯРОВА МИМА. Это прибавило еще 14 слов.

    Затем я читаю надписи на теле собаки. На хвосте можно прочитать слова: ЯРА ХРАМ. На верхней строке мозаики крупа собаки я читаю слова: МИМ ЯРА, на второй строке – МИРА РЮРИКА, на третьей – ХРАМ МАРЫ РЮРИКА, на четвёртой – ХРАМ ЯРА В МАРЫ МИРЕ, на пятой – МАРЫ В АРКОНЕ 33 ГОД ЯРА, на шестой, которая оказалась разорванной на 2 части, слова – РУСЬ В РЮРИКА ВАГРИИ ЯРА, на седьмой – ХРАМ РУСИ РЮРИКА, на восьмой – И РУСИ МАРЫ, на девятой – СКИФИЯ МАРЫ, на десятой – ВАГРИЯ И МАРЫ РУСЬ, на одиннадцатой – 35 АРКОНА ЯРА В 88 ГОД ЯРА, на двенадцатой – ВО ВОИНОВ РУСИ ЯРА, на тринадцатой – СКИФИИ, на четырнадцатой – ЯРА РЮРИКА, на пятнадцатой слева – ГОРЕ, справа – ПОРУСЬЕ, на шестнадцатой – ПРУССИЯ В ГОД ЯРА 88, на семнадцатой – РЮРИКА ЯРА, на восемнадцатой – 55 ЛЕТ РУСИ, на девятнадцатой – В РАВЕННЕ 23, на двадцатой – ЯРА АРКОНЫ В РАВЕННЕ МИРА ЯРА. Соединив, получим такой текст: МИМ ЯРА МИМА РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ РЮРИКА, ХРАМ ЯРА В МАРЫ МИРЕ, МАРЫ В АРКОНЕ, 33 ГОД ЯРА, РУСЬ В РЮРИКА ВАГРИИ ЯРА, ХРАМ РУСИ РЮРИКА И РУСИ МАРЫ, СКИФИЯ МАРЫ, ВАГРИЯ И МАРЫ РУСЬ, 35 АРКОНА ЯРА В 88 ГОД ЯРА ВО ВОИНОВ РУСИ ЯРА СКИФИИ ЯРА РЮРИКА, ГОРЕ-ПОРУСЬЕ, ПРУССИЯ В ГОД ЯРА 88 РЮРИКА ЯРА – 55 ЛЕТ РУСИ В РАВЕННЕ, 23 ЯРА АРКОНЫ В РАВЕННЕ МИРА ЯРА. Итого – еще 66 слов и 6 чисел.

    А всего получилось 17 + 8 + 9 + 14 + 66 = 34 + 80 = 114 слов и 7 чисел. Это много. Никогда не думал, что мозаика может быть столь словоохотливой, причем читать на черном изображении можно больше слов, чем на светлом, поскольку буквы образованы не только черными элементами мозаики, но и более светлыми границами между соседними элементами. Заметим, что здесь пошла речь о Равенне, которая была организована в 33 год Яра, то есть, в пересчёте на привычное для нас летоисчисление, в 889 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, а Пруссия в качестве Порусья – на 55 лет позже, в 944 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Но была ли Равенна 23 вторичной Арконой Яра? Это можно проверить, рассмотрев урбаноглиф Равенны.

     

    Рис. 4. Урбаноглиф Равенны с высоты в 2 км и моё чтение надписей

    Как обычно, я прибегаю к услугам программы Гугл «Планета Земля», причем урбаноглиф получился достаточно высокого контраста. На геоглифе я сначала выделяю фрагмент чуть ниже подписи «Равенна», где я читаю подпись: 23 АРКОНА ЯРА МИРА РЮРИКА. То, что Равенна появилась уже во времена Яра Рюрика, косвенно подтверждает выявленный на мозаике из Помпей ее год создания – 33 год Яра Рюрика.

    Второй фрагмент я выделяю прямо под изображением стадиона. Тут можно прочитать слова: ВАРЯГИ АРКОНЫ РАВЕННЫ. Вероятно, так были обозначены места проживания варягов в Равенне. Это подтверждает упоминание ВАГРИИ ЯРА в тексте мозаики из Помпей.

    Однако вернемся к мозаике пса, где осталось еще непрочитанной значительная часть текста. Сначала я решил рассмотреть голову собаки. Здесь я читаю на верхней строке слова: ВЕРНЫЙ ПЕС ЯРА И, на второй строке – ВЕРНЫЙ МИМ, на третьей строке – А ВЕРНЫЙ ПЕС, на четвертой строке – ИЗ СКИФИИ, на пятой строке – МИРА ЯРА, на шестой строке – РУСИ МАРЫ, на седьмой строке – Е МАСКА ЯРА, на восьмой строке – КРАЯ МАРЫ, на девятой строке – ЯРА РЮ, на десятой строке – РИКА. Соединив весь текст воедино, получим такое содержание: ВЕРНЫЙ ПЕС И ВЕРНЫЙ МИМ, А ВЕРНЫЙ ПЕС ИЗ СКИФИИ МИРА ЯРА РУСИ МАРЫ, Е МАСКА ЯРА КРАЯ МАРЫ ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, утверждается, что ВЕРНЫЙ ПЕС И МИМ ЯРА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОВРЕМЕННО И ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЯРА. – Здесь мы находим еще 21 слово.

    Далее я перехожу к чтению надписей на фрагменте под задними лапами пса. На верхней строке я читаю слова ЦЕПЬ С ЯЩИКА ХРАМА ЯРА, на второй строке – Е ЦЕПЬ ДЛЯ ЯРА САТРАПА, на третьей строке – В ЯРА РИМА ЯРА 25 МИМА, на четвёртой строке – ВОИНА РЮРИКА МИМА РИМА, ВОИНА СТОЛИТСЫ ЛЕТА, на пятой – РЮРИКА ЯРА МАРЫ ТАЛИСМАНА ЯРА СКИФИИ ЯРА МИМ, на шестой – РУСИ СКЛАВЯН И РИМСКОЙ, на седьмой – ЯРА СКИФИИ ФАРАОНОВ МОСКВЫ И ВОЙСКА МИМА ЯРА, на восьмой – В 35 АРКОНУ РУРИКА ЯРА СТОЛИТСУ МАРЫ РУСИ ЯРА РЮРИКА. Соединив весь текст воедино, получаем такие слова: ЦЕПЬ С ЯЩИКА ХРАМА ЯРА Е ЦЕПЬ ДЛЯ ЯРА САТРАПА В ЯРА РИМА ЯРА 25 МИМА ВОИНА РЮРИКА МИМА РИМА, ВОИНА СТОЛИТСЫ ЛЕТА РЮРИКА ЯРА МАРЫ ТАЛИСМАНА ЯРА СКИФИИ ЯРА МИМ РУСИ СКЛАВЯН И РИМСКОЙ ЯРА СКИФИИ ФАРАОНОВ МОСКВЫ И ВОЙСКА МИМА ЯРА В 35 АРКОНУ РУРИКА ЯРА СТОЛИТСУ МАРЫ РУСИ ЯРА РЮРИКА. Итого удалось выявить еще 51 слово и 2 числа.

     

    Рис. 5. Окончание моего чтение надписей на мозаике с собакой

    Затем я рассматриваю надписи между передних лап пса. Тут можно прочитать слова: РЮРИКА РУСИ, а между мордой, левой лапой и рамочкой – слова: РИМ ЯРА. Кроме того, на нижней планке рамочки читается текст: ТО ЯРА РЮРИКА РИМА МОСКВЫ МАРЫ ХРАМ СКИФИИ ЯРА И 35 АРКОНЫ ВАГРИИ РЮРИКА. На левой вертикали рамочки можно прочитать слова: МАСКА МАРЫ АРКОНЫ 35 И РИМА ЯРА КРАЯ РЮРИКА И РИМА ЯРА. На правой вертикали – слова: ТО СКИФИЯ ЯРА И ХРАМ РЮРИКА ЯРА И ВАГРИИ ВОИНОВ РЮРИКА ЯРА. Так что удалось вывить еще 40 слов и 2 числа.

    Я специально решил прочитать на данной мозаике ВСЕ надписи, чтобы определить, сколько же слов может содержать простая на вид картинка. Получилось, что 114 + 21 + 51 + 40 = 226 слов и 11 чисел. Это – огромный текст, превышающий нормальный размер эпиграфического послания. Никогда прежде я не подозревал, что могут существовать мозаики, где практически вся поверхность изображения исписана надписями!

    Здесь мне встретились такие слова, которые я прежде не встречала на надписях IXвека н.э. Это: ОСТОРОЖНО, ЯРОСТИ И ЗЛОСТИ ПОЛНЫЙ,  СТОРОЖЕВОЙ ПОРОДИСТЫЙ ПЕС-СТРАЖ, СТОИТ ЗА ЗАБОРОМ, СЕРДИТСЯ, ТРЕВОГИ И РАДОСТИ, ГОРЕ-ПОРУСЬЕ, ПРУССИЯ, ТАЛИСМАН. Это – 17 новых для меня слов.  

    Что касается новых моментов содержания, то они тоже налицо. Сначала процитирую Википедию, следующий абзац после того, на котором я закончил ц итирование: «Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок». Итак, размещались на дороге перед домом.

    А что мы имеем в данном случае? Пространство перед храмом: ТО ЯРА РЮРИКА РИМА МОСКВЫ МАРЫ ХРАМ СКИФИИ ЯРА И 35 АРКОНЫ ВАГРИИ РЮРИКА. Иначе говоря, этот храм являлся филиалом храма Великого Новгорода, который тут поименован дважды разными именами. И каждое имя связано с более древними названиями, чем Русь Яра и Русь Мары. А именно: то, что позже стало Русью Яра, прежде называлось Вагрией. Именно Вагрия создавала вторичный Арконы. А нынешняя Евразия, которая во времена Рюрика, называлась Русью Мары, имела название Скифии. Их части именовались КРАЯМИ. Заметим, что тут не упоминаются такие края, как Италия или Лациум, а Рим считается КРАЕМ ЯРА РЮРИКА, но не краем Скифии или Вагрии. Вероятно, его выделение в особый край произошло именно при Рюрике, за что ему еще при жизни на Форуме соорудили могилу, которую позже стали считать могилой Ромула. Замесу, что выделился именно КРАЙ Рим, а не ГОРОД Рим. И то, что мы считаем из привычных нам учебников историографии «царским Римом» есть по сути история Римского края.

    Википедия в статье «Царский Рим» приводит такие пояснения: «Царский период Древнего Рима, Римское царство (лат. Regnum Romanum) — древнейший период истории Древнего Рима, в который существовала выборная монархия во главе с римскими царями. Традиционная хронология — с 753 года до н. э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Римской республики в 509 году до н. э. Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и в значительной степени носят легендарный характер».

    О самом Тарквинии Википедия замечает: «Луций Тарквиний Гордый (лат. Lucius Tarquinius Superbus или Тарквиний II) — согласно римскому преданию, последний, седьмой царь Древнего Рима в 534—509 г. до н. э. Известен своей тиранией. Был изгнан из Рима».

    Меня заинтересовали артефакты Тарквиния, поскольку на них можно было ба прочитать датировку времени его правления, которое, разумеется, отличается от того, которое приведено в историографии. Это – статья [3], которую я процитирую.

    Археологи нашли развалины дворца последнего царя Древнего Рима.

    «В 20 километрах к югу от Рима, на том месте, где когда-то стоял город Габии, итальянские археологи обнаружили дворец, принадлежавший семейству легендарного Тарквиния Гордого – седьмого и последнего римского монарха, уступившего власть республике.

    Из этого рода, имевшего греческие и этрусские корни и в качестве своей эмблемы избравшего Минотавра, происходили два из семи царей, которые правили Римом от основания города (753 год до нашей эры) до 510 года до нашей эры. С именем Тарквиния Древнего, пятого царя (616-579 годы до нашей эры), связано строительство многих важнейших зданий Вечного города: храма Юпитера Капитолийского, форума, Большого цирка, а также Клоаки (канализации). А вот его сын Тарквиний Гордый (534-509 годы до нашей эры) прославился своей неимоверной жестокостью, сопоставимой с деяниями Нерона. Его тиранство в итоге стало причиной уничтожения царской власти в Риме.Правление Тарквиния, согласно римским историкам, было наполнено войнами и притеснениями. Царь был подл и надменен, за что и получил свое прозвище «Гордый». Отдельные области Лация он отдавал в управление своим сыновьям, которые в тирании не отставали от отца.

    Так, например, его сын Секст во время войны против племени рутулов и осаде их города Ардея, съездив тайно в Рим, изнасиловал жену своего же родственника и влиятельного вельможи Коллатина Лукрецию. Женщина не вынесла позора. Рассказав все Коллатину, она тут же покончила с собой. Ее родственники Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола над ее трупом поклялись отомстить всему роду Тарквиниев. Восстание против тиранов поднялось в Коллации (области Коллатина) и тут же перекинулось на Рим. Тарквиний Гордый был свергнут с престола, и римляне приняли решение, что впредь не будут терпеть царей. В 509 году до нашей эры была учреждена Римская республика, и первыми консулами народ избрал тираноборцев Брута и Коллатина.

    И вот дворец в Габиях, где жили несколько поколений Тарквиниев, и был найден сегодня археологами, пишет итальянская газета Il Tempo. Пока в жилище найдены лишь три комнаты, которые служили для ритуальных поклонений. Стены помещений оштукатурены и расписаны».

    Рис. 6. Раскопки дворца Тарквиния и моё чтение надписей

    «Под каменным полом найдено нетронутыми шесть погребений, в пяти из которых лежали детские скелеты. Но это не человеческие жертвоприношения, утверждают кураторы раскопок Ангело Боттини и Марко Фаббри из главного управления археологического наследия Рима. Историки полагают, что в могилах находятся мертворожденные младенцы, которых закладывали при возведении здания в знак его особой важности. Авторы исследования из римского университета «Тор Вергата» полагают, что во дворце не просто жили и правили, он мог служить и храмом.

    Найденный дворец уникален по степени сохранности. Почти все строения той эпохи (VI века до н.э) разрушали сами римляне, чтобы возвести на их месте новые. Однако в силу особенностей мировоззрения, усадьба Тарквиниев оказалась далеко на отшибе» [3].

    На рис. 6 сфотографированы участники раскопок, однако меня интересует ближайшая стена кирпичной кладки. На ней я выделяю фрагменты, начиная с верхнего ряда, где читаю слова: МИМ ХРАМА МАРЫ РЮРИКА. Иначе говоря, перед нами находятся руины комнаты не дворца, а резиденции жреца храма Мары Рюрика.

    На втором ряду кладки я читаю датировку: 35 ГОД ЯРА. Это – дата, соответствующая первому десятилетию со дня смерти Рюрика. Ее можно перевести и в датировку в привычной для нас календарной системе: 891 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Наконец, на кладке ближайшей стены справа на среднем ряду я читаю надпись: РИМ ВЕРИТ ЯРУ РЮРИКУ. Получается, что Тарквиний Гордый жил ПОЗЖЕ Рюрика!

    А из этого можно заключить, что и вся эпоха царей была связана, видимо, с приходом в Рим Рюрика.

    Наиболее ранние римские постройки.

    Продолжу цитирование статьи Википедии о царском периоде Рима: «Годы правления, как и имена римских царей, легендарны и условны. Долгое время учёные считали историю Древнего Рима вымыслом античных писателей, однако археологические раскопки и лингвистический анализ показали, что в них, при всём обилии фантастических деталей, содержится много достоверной информации. По обнаруженным осколкам керамики микенского типа и наличию в латинском языке многих заимствованных слов из линейного письма Б, выяснилось, что легенды об Эвандре и Геракле могут иметь реальные основания: во II тыс. до н. э. ахейские греки создали торговые фактории на юге Италии, хотя следов их пребывания в Лации не найдено.

    Археологические данные не подтверждают и не опровергают версию об основании Рима в VIII веке до н. э. Первые поселения недалеко от Бычьего Форума и в районе Сант-Омобоно относятся к XV веку до н. э., однако, их связь с поселениями более поздней эпохи не установлена. Палатин и район Форума были заселены с X века до н. э. В IX — начале VIII века до н. э. деревни Лация уже являлись частями более крупных объединений, но никаких следов общелатинского союза, которое античная традиция связывала с Альба-Лонгой, не обнаружено». Итак, Палатин и район Форума были археологически исследованы.

     

    Рис. 7. Палатин – старейший холм Рима [4], и моё чтение надписей

    Палатин – старейший холм Рима.

    В статье [4] говорится: «Холм Палатин берет историю ещё до основания Рима, на этом холме жили пастухи около тысячи лет до нашей эры. Уже позже холм стал основным местом действия в легенде про Ромула и Рема. Подтверждают легенды археологические раскопки: специалистами были найдены поселения, которые были основаны в 1000 году до нашей эры, что подтверждает ранее заселение холма Палатина, по сравнению с другими шестью холмами. При жизни Ромул окружил Палатинский холм стеной с двумя воротами – это было первое подобие «Вечного города». Спустя сотни лет римляне помнили свою историю, и откуда они появились. Именно поэтому многие люди хотели жить на Палатине, этот холм считался очень престижным, но населяли холм только римская знать. Только богачи и императоры могли позволить себе строить на Палатинском холме свои виллы и дворцы. Чтобы показать свою значимость, каждый строивший дворец пытался построить больше и роскошней предыдущих строителей. Исполинские виллы и дворцы стали называть домусами. Иметь такие домусы считали за честь, поэтому каждый император считал долгом построить свой домус. Самые известные домусы были резиденции Августа, Тиберия и Доминициана – дворцы известных императоров, руины императорских дворцов сохранились и до наших дней». – Видимо, один из таких домусов (латинское слово «домус» есть русское слово «дом» с латинским окончанием) и находится на фотографии, рис. 7.

    Но дворец ли это? На кирпичной кладке слева внизу я читаю слова: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ЯРА КРАЯ РЮРИКА. Следовательно, данная постройка никак не раньше IXвека н.э. Так где же тут Х век ДО нашей эры?

     

    Рис. 8. Палатин как центральный холм Рима [5] и моё чтение надписей

    В другой статье [5] говорится: «Палатин (лат. Mons Palatinus, Palatium) — центральный из семи главных холмов Рима высотой 40 м, одно из самых древнезаселенных мест в Риме». И приводится рис. 8. На нём можно видеть некую колоннаду, на верхней части которого можно прочитать надписи. Первая гласит: РУСЬ ЯРА РЮРИКА. Заметим, что и эта надпись почему-то не латинская, а русская. И сразу означает IX век н.э.

    А вторая надпись такова: РИМА ХРАМ ЯРА. Иначе говоря, рядом с храмом Мары вполне закономерно находится храм Яра. Заметим: храмы не Юпитера, не Юноны и не каких-либо иных римских божеств, а богов русских! С чего бы это?

    А далее в статье [5] мы читаем: «Название Palatium связано с именем богини Pales, охранительницы скота. Очевидно, Палатинский холм первоначально служил выгоном для скота, а когда у италиков появились первые религиозные представления и возник культ богини Палес, то Палатин стал религиозным центром пастухов, совершавших здесь жертвоприношения».

    И приводится фотография, которую я уже рассмотрел на рис. 7. Возникает вопрос, почему же храм посвящен русской богине Мары, а не римской богине Пале? – Ответ очевиден: римская мифология была сочинена гораздо позже создания построек.

    Однако вернёмся к Википедии, статье «Римская мозаика».

     

    Рис. 9. Якобы Нептун и моё чтение надписей

    Примеры Римской мозаики.

    Одним из примеров является мозаика под названием «Нептун, управляющий колесницей». Удивление вызывает морская даль, по которой на колеснице ездить невозможно. К сожалению, Википедия никакого пояснения не даёт. И моя попытка отыскать комментарии в интернете (кто и когда назвал данную мозаику Нептуном), к сожалению, не увенчалась успехом.

    Я решил прочитать некоторые надписи данной мозаики. Понятно, что для чтения всего изображения понадобится время, которое у меня обычно занимает целая статья. Так, чтение надписей на предыдущей мозаики из Помпей с изображением собаки у меня заняло три дня. Поэтому я прочитаю только несколько надписей, хотя бы для того, чтобы подтвердить или опровергнуть атрибуцию данной мозаики как изображение морского бога Нептуна. Поэтому я рассмотрю лицо данного персонажа, верхнюю часть его шарфа и часть хвоста коня-конька. Начинаю с головы персонажа. Первый фрагмент я рассматриваю на вершине головы. Здесь я читаю: СКИФИЯ ЯРА. А чуть ниже – слова: СКИФ РЮРИК ЯР. Из этого следует, что изображен вовсе не5 римский бог моря, а хараон Руси Рюрика.

     

    Рис. 10. Моё чтение надписей на изображении якобы Нептуна

    Справа на щапке волос можно прочитать слова: ЯРА ХРАМ МАРЫ. Скорее всего, так обозначен изготовитель. Храмы Мары чаще всего изготавливали художественное изображение умерших представителей политической и духовной элиты. А далее локоны волос на правой стороне лица образуют датировку: ЯРА ГОД 23-30. Иначе говоря, мозаика выкладывалась в течение 7 лет. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление эта дата выглядит как 879-886 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что и тут речь идёт не о римской художественной культуре, а о русском наследии. А на усах и бороде я читаю слова: ЯРА ХРАМ РЮРИКА ЯРА. Так что, скорее всего, это изображение находилось опять-таки не на дороге перед домом, а во дворе храма Рюрика, причём храма бога Яра.

    Затем я перехожу к рассмотрению верхней части шарфа Рюрика. Здесь на верхней полоске я читаю слова: РИМ И РИМСКИЙ КРАЙ. – Еще раз мы сталкиваемся с тем, что на надписях различался город Рим (который обозначался просто Рим), и Римская империя (которая на ранних ступенях, но после Рюрика), называлась РИМСКИЙ КРАЙ. Для меня такое название звучит как музыка: РИМСКИЙ КРАЙ входил в СВЯТУЮ РУСЬ РЮРИКА. А правее и выше я читаю слова: КРАЙ РУРИКА СКИФА. Замечу, что и на предыдущей мозаике иногда встречалось написание РУРИКА. Иначе говоря, в IXвеке русский диалект Римского края постепенно заменял мягкий звук «РЬ» на твёрдый звук «Р». Замечу, что в начале ХХ века в России в ряде слов звук  «РЬ» стал произноситься как «Р» (в словах ВЕРЬХ, ПЕРЬВЫЙ, ЧЕТВЕРЬГ, ЦЕРЬКОВЬ). Просто в Риме как на русской периферии этот процесс пошел раньше.

    Теперь я рассматриваю часть хвоста диковинного существа коня-конька. Тут я читаю слова: ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИМА ЯРА РЮРИКА. Слово ПРИКЛЮЧЕНИЯ мне встретилось впервые. Не исключено, что на крупе данного существа можно будет узнать подробности этих приключений.

    Я прочитал всего 20 слов, примерно 10% от полного текста, и понял, что данная мозаика можно рассказать довольно много о жизни Рюрика и о его приключениях. Но такой задачи я перед собой не ставил. Меня интересовала только проверка того, действительно ли данная мозаика изображает Нептуна. Проверка (верификация) данного предположения не подтвердила. На основании этого можно предположить, что названия мозаичных сюжетов, а также их интерпретация были сделаны из предположения, что перед нами находится чисто латинский сюжет. Но эта презумпция оказалась ложной.

    Обсуждение.

    Я решил заняться чтение надписей на римской мозаике потому, что в моей предыдущей статье [5] на рис. 11 я рассмотрел подобную римскую мозаику (правда, довольно позднюю, 1643 года изготовления) и обнаружил, что там находится довольно много русских надписей. Хотя, разумеется, я читал надписи только на изображении. Додуматься до того, что надписи имеются и на светлом фоне, я не смог.

    Вообще говоря, статья [5] является не первой, на которой я читал русские надписи. Вероятно, первой была моя статья об Александре Македонском [6, рис. 10], рис. 11.

     

    Рис. 11. Мозаика с изображением Александра Македонского

    По рис. 11 ясно, что тут я тоже не предполагал, что читается вся поверхность мозаики. Но зато об этой мозаике имеется упоминание в Википедии (в статье «Римские мозаики»): «Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась». Я полагаю, что даже к прочитанным мозаикам имеет смысл со временем возвратиться.

    К сожалению, общепринятые датировки ни разу не подтвердились на мозаиках. Поэтому дальнейшая часть данной статьи Википедии мне представляется сомнительной: «В III веке н.э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты». Ибо в III веке н.э. Римского края еще не существовало.

    Основным достижением данной статьи явилось обнаружение того, что надписи на мозаике размещались не только на изображениях, но и на свободном поле. Это открытия позволяет рассматривать мозаики как эпиграфические исторические источники с весьма важным содержанием. Если на мозаичных изображениях, где я обычно читаю надписи на частях тела персонажей, я выявляю порядка двух десятков слов, то на единственной прочитанной до конца мозаике я смог выявить примерно в 12 раз больше.

    На этой прочитанной до конца мозаике с собакой, можно выявить три типа надписей. Во-первых, обыгрывание сюжета: предупреждение об осторожности при общении со сторожевой собакой. Второй тип: сюжет является лишь символикой того, что пёс является символом Яра Рюрика, точнее, его вооруженных сил. Иначе говоря, воинские подразделения Яра Рюрика, подобно сторожевому псу, бросаются на всех противников Рюрика. Точнее, строй Рюрика в Риме защищает его римский сатрап, который и изображен в виде цепного пса. И третий тип надписей – это наименование храма, в котором это изображение демонстрировалось, а также упоминание храма, которые эту мозаику изготовил. Изготовил мозаику храм Рюрика в Великом Новгороде (который назывался также Москва Мары Скифии яра и 35 Аркона Яра Вагрии), а размещалась мозаика в храме Яра Рюрика воинов Рюрика.

    Но имеется тут и информация иного плана, по поводу Равенны, которая в качестве 23 вторичной Арконы Яра была основана в 33 году Яра¸ а сама мозаика была изготовлена в 88 году Яра. Эти данные позволяют дополнить табличку вторичных Аркон Яра, рис. 12.

     

    Рис. 12. Пополненная табличка вторичных Аркон

    Я бы сравнил мозаики с небольшими рассказами, примерно сопоставив их с этрусскими зеркалами. Однако если этрусские зеркала передают точку зрения этрусков, а чтение явных надписей на этрусском языке еще требует перевода на русский язык, то мозаики Рима (Римского края) написаны только на русском языке и передают точку зрения русских людей Римского края. 

    Другое дело, что чтение мозаики, особенно на светлых полях без изображений, требует большой тщательности и без предварительного опыта вообще невозможна. Так что чтение надписей на мозаике можно отнести к высшим достижениям эпиграфики, а сам тип надписей считать полуявными (то есть, входящими в состав художественного изображения).

    Тем самым, мозаики оказываются интереснейшими историческими источниками как по ранней, так и по более поздней истории Рима как государства. В частности, становится понятной тесная связь русских князей как с римскими императорами, так и с императорами Византии. Кроме того, становится понятной и нелюбовь Рима ко всему русскому – когда-то Рим страдал от усердия римского сатрапа Рюрика как от цепного пса. Иначе говоря, говорить о том, что Рим когда-то подчинялся русскому жрецу Яра Рюрику, означает признавать древность Руси, превышающую древность самого Рима. Да и зависимость от Рима от Руси никак не украшает западную историографию. Поэтому гораздо лучше не читать надписи на римских мозаиках, чтобы сохранить мнимую древность Рима и его мнимую независимость от Руси.

    Заключение.

    Понятно, что исследование римских мозаик будет продолжено.

    Литература.

    1. BalkanTravellers.com. Археологи обнаружили остатки здания в древнем городе Марцинополе. 29.06.2009г. Источник: http://ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=187
    2. Чудинов В.А. Современная лингвистическая мифология. – Сайт chudinov/ruот 27 августа 2014 года
    3. Археологи нашли развалины дворца последнего царя Древнего Рима. 2 марта 2010 года. Источник: http://oko-planet.su/science/sciencenews/32659-arxeologi-nashli-razvaliny-dvorca-poslednego.html 
    4. Палатин – старейший холм Рима. 06 ноября 2015 года. Источник: http://torome.ru/dostoprimechatelnosti/palatin-v-rime.html
    5. Чудинов В.А. О неандертальцах Италии и других новостях археологии. – Сайт chudinov.ruот 18 ноября 2015 года.
    6. Чудинов В.А. Когда жил Александр Македонский. – Сайт chudinov.ruот 31 января 2015 года.

Комментарии:

Шандор
23.11.2015 10:11
Нептун из далека на Путина похож. Вообще, по образу действий ВВ похож на Рюрика. И у Путина есть знания которых не хватило Ивану Иммануиловичу. У меня пока один вопрос больной - кто после Путина сможет всё продолжить?
ЛИКА М.
03.01.2016 05:01
Ссылка: http://belayaistoriya.ru/blog/43842628526/2000-letnyaya-mozayika-naydena-v-Turtsii?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1 Потрясающей красоты мозаики представлены. Найдены в Турции в городе Зевгма. Говорят что им 2000 лет. И как всегда - все исключительно римское и греческое... Ну кто бы спорил с официальной археологией... Одним цветом и зимой и летом... А вот кто такие девять персонажей, изображенные на одной из мозаик - не ясно. Утверждают, что это музы. Хотя больше похоже, что это мужчины. Прям король Артур и рыцари Круглого стола.
Дмирий
16.04.2017 04:04
Ту пелену, которую набросили на историю масоны начинают снимать...

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову