Поездка в город Дно Псковской области

Чудинов Валерий Алексеевич


 С 8 по 11 сентября 2011 года по приглашению Марины Карповой я вместе с моими друзьями, четой Тишиных, находился в Псковской области. Целью нашей поездки было чтение лекций и экскурсия по историческим местам Псковской области. По поводу посещения мест, связанных с Пушкиным, я уже писал [1].

Оглавление:
  • Вокзал города Дно.
  • Здание вокзала.
  • Имитация революционных трудовых событий.
  • Лекция в районной библиотеке.
  • Культурная программа.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература
  • Вокзал города Дно.

     Об этом городе в Википедии можно прочитать следующее: «Дно — город (с 1925) в России, административный центр Дновского района Псковской области и муниципального образования «Дно» со статусом «городское поселение». Расположен на Шелонской низменности, в 113 км от Пскова. Железнодорожный узел и станция Дно, соединяющая Псков с Москвой через Бологое и Старую Руссу, а также Санкт-Петербург с Витебском и Полоцком».

    Как только мы заселились на ул. Космонавтов, мы отправились смотреть одну из достопримечательностей города, его вокзал.

     Рис. 1. Вид на станцию с пешеходного мостика

     Наши проводники рассказали, что данный вокзал проезжал ряд писателей XIX века, и даже оставили его описание. А царский поезд с семьёй Николая II потерпел вблизи этой станции крушение, и монарх несколько минут держал своими руками крышу вагона, чтобы члены семьи могли его покинуть. Словом, как оказалось, вокзал города Дно известен не очень давней русской истории.

    Здание вокзала.

     Оно мне показалось хотя и не очень большим (по сравнению с московскими), но весьма уютным. Впечатление уютности усиливалось тем, что оно, как мне показалось, было недавно отремонтированным. Разумеется, мы не ограничились внешним осмотром, а прошли внутрь, обнаружив наличие всех необходимых служб. Словом, нам вокзал весьма понравился.

     Рис. 2. Здание вокзала

     Википедия пишет об истории города следующее: «Впервые деревни Дно Большое и Донце Меньшое Шелонской пятины Новгородской земли упоминаются в писцовых книгах в начале XV века. Дно за время своего существования не раз менял свой статус: то он был в составе Новгородской земли во времена Псковской республики, то принадлежал Московскому Великому князю. Когда земли по Шелони принадлежали Новгороду, многие деревни были монастырскими, причём порядка десяти деревень числилось за Новгородским Юрьевым монастырем, но деревни Дно и Донце Меньшое принадлежали Козьмодемьянскому монастырю.

    С середины XVI века деревня Донце Меньшое уже нигде не упоминается, существуют две версии — или она запустела после эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1550 году, или соединилась с Дном Большим. В 1576 году в сельце насчитывалось 33 двора, из которых 14 крестьянских и 11 — ремесленных. Согласно документам, селом владел крупный помещик Афанасий Бельский, родственник Малюты Скуратова. В XVIII веке во многих документах упоминается и под названием Донщина.

    Рис. 3. На мемориальном паровозе серии «Э» станции Дно

     К концу XIX века Дно (или Донщина) стало большим селом (около шестисот жителей). Затем центр Дновской волости Порховского уезда Псковской губернии.

    В литературе существует устоявшееся мнение, что в 1917 году в ходе Февральской революции на станции Дно царь Николай II подписал отречение от престола, по этому случаю на станции даже был установлен поклонный крест. Однако это – заблуждение: в Дневнике Николая II станция Дно упомянута лишь как одна из точек на пути сначала в Царское Село, а затем, после изменения маршрута, — в Псков (это же подтверждают и другие источники). Само же отречение и подписание соответствующего манифеста состоялось в вагоне царского поезда в Пскове».

     Рис. 4. Паровоз является превосходной трибуной.

    Имитация революционных трудовых событий.

     Узрев паровоз серии «Э», на котором было написано «Установлен в честь революционных боевых и трудовых традиций дновских железнодорожников», мы решили вспомнить эти события – вроде тех, что произошли на станции Москва-сортировочная Казанской ж/д, и с передней площадки паровоза устроили перед Мариной небольшой митинг, призывая ее к построению коммунистического общества на отдельно взятом населенном пункте – железнодорожном вокзале. Мы решили, что обгоним в этом всю остальную страну, поскольку пользование и самим вокзалом, и его туалетом, и даже паровозом в качестве трибуны – бесплатное, по потребности, а трудились мы по мере возможности (мы с Тишиными вскарабкались по крутой лестнице паровоза и толкнули речь, как считали необходимым).

     Рис. 5. Перед Дновской районной библиотекой

    Лекция в районной библиотеке.

     На лекцию в районную библиотеку пригласили школьников, сняв кого-то с одного, кого-то с двух уроков. Вначале Марина предложила сфотографироваться перед зданием библиотеки. Поскольку Марина является главным редактором Дновской районной библиотеки, у неё сложился хороший контакт, как с работниками библиотеки, так и с директорами школ. Лекция состоялась в помещении читального зала, кажется, на втором этаже.

     Рис. 6. Я выступаю перед школьниками

     Хотя помещение читального зала оказалось не очень большим, но оно вместило человек тридцать. Правда, стулья пришлось собирать по всем комнатам, а столы вынести. Зато меня весьма торжественно представили школьникам, а они очень внимательно слушали. Часть из них, кто имеет домашний компьютер и любит бродить по интернету, оказались заочно знакомыми со мной.

     Рис. 7. Я рассказываю, какой была русская история

     Уютный читальный зал имеет целый стенд с патриотической литературой для школьников. Меня это растрогало. Далеко не везде патриотическому воспитанию молодого поколения уделяется надлежащее внимание. А здесь – интересные книжки с картинками в яркой обложке. Понятно, что я в своей лекции также показывал, насколько интересной была история нашего отечества.

     Рис. 8. Школьники слушали весьма внимательно

     Школьники слушали, затаив дыхание, чему удивились даже учителя. После меня выступил Сергей Тишин, хотя и недолго; он объяснил, как сохранять здоровье смолоду и чего следует опасаться. После выступления директор районной библиотеки города Дна вручила мне «благодарственное письмо». Я был весьма тронут таким вниманием.

     Рис. 9. Благодарственное письмо от директора Дновской библиотеки

    Культурная программа.

     После лекции мы поехали в село Волышево в окрестностях города Порхова. В данном случае я хочу процитировать подаренную мне книжку [2]. «Деревня Волышево в 1498 году находилась в поместье Захара Беспятых и трёх его сыновей. Предполагают, что называние «Волышево» произошло от слова «вол» или от прозвища Волыш (человек с таким прозвищем действительно жил в этих местах)». Затем поместье стало принадлежать семье Васильчиковых. «Новый строительный этап в Волышево связан с планами организации загородной охотничьей усадьбы. В 1838-1844 годах был построен и отделан главный дом. Для разбивки нового парка был приглашен садовник. В тот же период были выстроены специальный псарный двор, мельницы. Центральная усадьба была дополнена еще одним флигелем и портиком в центре в классическом стиле (вероятно, что автор – одарённый архитектор-самоучка, сын местного управляющего А.С. Поляков). Тогда же была приобретена соседская усадьба Дорогини. В 1844 году домовая церковь получила новое убранство и иконостас.

     Рис. 10. Усадебный дворец сегодня

     В 1846 году на Татьяне Дмитриевне Васильчиковой женится граф Александр Сергеевич Строганов (181-1864), представитель еще одной знатнейшей фамилии России… При новых владельцах усадьба окончательно приобрела черты роскошной загородной резиденции. К Строгановым на охоту приезжали известные представители знатных фамилий, их друзья. Основное ядро усадьбы было дополнено и завершено каменными флиглями конюха, дачного дома графини Марии Александровны Строгановой, домиком управляющего (кирпичный стиль, эклектика, модерн), но также и новым каменным господским домом во французском стиле Людовиков (эклектика) – с верхним мансардным этажом, выступающими боковыми крыльями и портиком на парковом фасаде. В отделке дома использовался итальянский мрамор (лестница), повсюду были художественная лепнина и ковка, двери из морёного дуба, высокохудожественный паркет из редких пород дерева (архитектор Попов 1896-1904). Внутренняя отделка дома изумляла своим богатством и красотой.

     Рис. 11. Один из флигелей сегодня

     В этот же период был расширен лесопарк, проложена дорога-аллея в деревню Дорогини и даже отведен от усадьбы Смоленский тракт. На речке организован каскад запруд с каменными мостиками. За речкой выстроен комплекс служебных построек в кирпичном стиле. Возле конюшни (в том же стиле) – двухэтажная школа и замечательный манеж с грандиозными брусовыми конструкциями кровли. Охотничьи домики, псарни, птичники, скрытые в лесопарке, превратили ансамбль в одну из самых крупных усадеб такого рода. Здесь было всё и для комфортабельного, длительного проживания семьи в любое время года, и для приёма высоких гостей. За комплекс зданий в Волышево архитектор Макаров получил звание профессора Академии художеств.

     Рис. 12. Другой флигель сегодня

     Усадебный парк архитектурно-паркового ансамбля «Волышево» – высокий образец садово-паркового искусства XVIII-начала XIX веков. Пейзажный парк площадью 108 гектаров, построенный на основе водной системы речки Вагоща, а также водоёмов и запруд на ней, уцелел в прежних исторических границах. Сохранились многие композиционные элементы: подъездные аллеи, группы деревьев и солитеры на полянах, крикетный луг, старый ипподром, парковые и лесные массивы, участки дендрария. Усадьбу и регулярный парк полукольцом охватывает пейзажный парк… До октябрьских событий 1917 года усадьба и ее окрестности поддерживались в идеальном состоянии – усилиями управляющего, а также родственников и друзей графа. В революцию усадьба была дочиста разграблена, но не уничтожена.

     Рис. 13. Вероятно, бывшая церковь – сегодня

     В 1919 году в бывшей усадьбе был открыт первый в Псковской губернии сельскохозяйственный институт, преобразованный в 1924 году в сельскохозяйственный техникум. В 1928 году на базе бывшего имения был создан конный завод с целью выведения лошадей русской рысистой породы. В бывшем господском дому до 1970-х годов размещалась школа.

    Волышево, где в основе сохранилось то, что было возведено и посажено еще при Строгановых, этот выдающийся образец русской усадебной культуры и ландшафтной архитектуры, пощадила война, но не пощадили время и человеческое равнодушие. Сейчас мы можем любоваться живописными руинами или почти руинами – строгановского дворца, многочисленных флигелей, конюшен и хозяйственных построек.

    Рис. 14. Конюшни, используемые нынешним конным заводом

     Местные жители застраивают парк. Он гибнет на глазах: зарастает самосевом. Нарушена композиция, искажена дорожно-тропиночная сеть, утрачены многие поляны, массивы засорены сухостоем и валежником, редкие виды деревьев вымирают. Парк сильно пострадал от урагана в 1987 году – особенно центральная часть со старинной аллеей 190-летних лип. Травяной покров лугов и газонов засорен сорной растительностью, деградирует. Два бронзовых грифона, некогда охранявших дворец, охраняют вход в Порховское районное отделение милиции…

    Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» не спасло выдающийся памятник русской культуры от разграбления и разрушения» [2:204-211].

     Рис. 15. Боковой вход в конюшню

     Вид полуразвалившихся и одного просто развалившегося здания на месте жемчужины усадебного зодчества поверг нас в уныние и негодование. Наши местные проводники сказали, что во времена советской власти тут еще сохранялись следы бывшего великолепия, а запустение пришло за последние 20 лет, когда разворовывалось всё, что можно. Я вспомнил лозунг Ельцина «Берите суверенитета столько, сколько пожелаете» и примерил его на отдельных жителей данной местности. Разве орган правопорядка, Порховский райотдел милиции не достоин того, чтобы быть украшенным грифонами, как весьма древним символом власти? Разве местный новый русский Вася Пупкин не может иметь пол из красивых паркетных цветов? Разве другой Вася может обойтись без мраморной лестницы? Если о них не позаботилось государство, то почему бы их не выломать из усадебной постройки? Ведь хозяева усадьбы давно умерли, и теперь она никому не принадлежит, ибо конный завод на свои средства не может даже содержать конюшню. А один из флигелей, где расположено его правление, обит фанерой и ДСП, напоминая чистенькую постройку бедняка.

     Рис. 16. Один из павильонов санатория Хилово

     Видимо для того, чтобы улучшить наше впечатление, нас повезли в другую усадьбу, где теперь располагался санаторий и оздоровительная база Хилово. Наш проводник, Сергей Васьков, подвёл нас к одному из нарисованных художником плакатов об исторической дате («Поселению Хилово – 472 года»), чтобы доказать, что в качестве модели для художника был он сам, и, действительно, в моющем ноги персонаже все узрели именно его, Сергея Васькова. А он нас повёл по местным достопримечательностям, одной из которых был павильон с водой из источников.

     Рис. 17. Марина набирает ключевую воду

     Нам пришлось немного подождать до открытия павильона, который бывает открыт только в определенные часы, чтобы зайти туда и набрать целебной минеральной воды «Хиловской». Как обычно на Руси, название часто имеет прямо противоположный смысл: в Хилово люде не становятся хилыми, а, напротив, здоровеют. Хотя на изображении мы видим 7 кранов с раковинами, они не дублируют друг друга, а каждый проводит воду из своего ключа. Перерывы в работе павильона обусловлены тем, что за это время вода накапливается в специальных ёмкостях. И на изображении видно, что у Марины вода идёт слегка мутная, а в банке у Сергея Тишина чуть подальше, она была совсем прозрачная.

    А Оксану Тишину, на которую оглядывается Марина, заинтересовала надпись на стене, которая перечисляет заболевания желудочно-кишечного тракта, для лечения которых данная минеральная вода особенно полезна. И на изображении эти рекомендации вполне возможно прочитать.

     Рис. 18. Меня заинтересовал камень

     Меня, как обычно, заинтересовал камень перед данным павильоном, на фоне которого меня и сфотографировали. На камне имеется надпись: «Открыты (имеются в виду павильоны водогрязелечебницы) помещиком Петром Балавинским в 1865 году». А поскольку на камне надпись снабжена ятем и твёрдыми знаками, можно полагать, что он установлен если и не 1,5 века назад, то всё же примерно около этого срока. На камне также выбит герб помещика.

    Естественно, что меня тут же посетила мысль: не был ли использован для данной надписи один из сакральных камней, которых в данной местности довольно много? Для ответа на этот вопрос следовало более подробно рассмотреть камень.

     Рис. 19. Камень помещика Петра Балавинского

     Вблизи на камне читается девиз помещика: «Польза выше победы», и видно, что на камне имеется масса вкраплений. Именно эти вкрапления меня и заинтересовали более всего. Одно из них мне показалось содержащим надписи; я указал на него зонтиком, а мои спутники сфотографировали этот фрагмент, рис. 20. Позже, уже дома, я действительно прочитал на этом месте надпись. Прямо против острия зонтика читаются слова ЯРА РУСЬ, ниже его острия – слова СВЯТА РУСЬ. Они дают грубую датировку: Это место Псковской области стало Святой Русью не в первом тысячелетии н.э., когда наша страна называлась РУСЬ СЛАВЯН, а на рубеже первого и второго тысячелетия, когда название Яра Руси после Вагрии стала носить Владимирская Русь. 

     Рис. 20. Тот же камень вблизи

    Обсуждение.

     Поездка в новую для меня область, особенно чтение лекций – это, прежде всего, радость общения с новыми людьми, возможность поделиться с ними тайнами нашей истории, это пропаганда скрываемых историками сведений о древности нашей культуры, о величии нашего языка и о намного больших размерах нашей державы в древности. С другой стороны, это возможность познакомиться с еще одним уголком нашей необъятной Родины, проникнуться его духом, посмотреть на сохранившиеся древности, познакомиться с его жителями, с особенностями их древнего и современного быта, с их реалиями. А в чём-то – и с их сегодняшним мироощущением, и с их древними святынями.

    Город Псков для меня был известен по прочитанному на его изделиях названию, нанесённому руницей и прочитанному мною как ПЪСЬТОВЪ, то есть, «постовой, пограничный город». И действительно, Псковская область граничит с Прибалтикой, а именно с Латвией и с Эстонией. Однако этим моё познание данного края и исчерпывалось.

     Рис. 21. Моё чтение надписей на камне

     Однако путешествие по Пушкинским местам позволило мне прочитать массу новых надписей. Во-первых, нашло подтверждение название древней северной Руси; она называлась  РУСЬ СЛАВЯН, а позже – РУСЬ ЯРА. Удалось на одном из камней прочитать и надпись ДРЕВНИЙ (через ЯТЬ) СЛАВЯНСКИЙ ХРАМ ВАСИЛЬИВОЙ (буква В – зеркальная) ЦАРИЦЫ МАРЫ, что я истолковал как храм времени князя Василия Второго (Тёмного), чью жену звали Мария Ярославна Боровская. 8 февраля 1433 года состоялась их свадьба. Таким образом, где-то пару веков назад историография Руси уже была основательно искажена, однако камни с указанием на храм еще из употребления не вышли, а храм Мары как храм «древний» и относящийся к «царице Василия» еще существовал. Эта надпись показала, что, по меньшей мере, до XV века в этой части Руси существовал ведизм. Что же касается Пушкиногорья, то там удалось обнаружить СВЯТОГОРОВ МОНАСТЫРЬ ЯРОВ РУНОВ РОДОВ В МИРЕ ЯРА.

    Возвращаясь к санаторию в Хилово, можно заметить, что камень помещика Петра Балавинского, отполированный и установленный около 1865 года вблизи водолечебницы, показывает, что в середине XIX века культовых камней в этой местности было весьма много, причем некоторые из плит имели настолько ровную поверхность, что стёсывать ее не было необходимости, а можно было прямо полировать и высекать новую надпись. При этом после полировки старая надпись не исчезла; она, как мне представляется, была внедрена в тело камня в качестве инкрустации и сохранила название местности, с которой я уже познакомился по другим камням: СВЯТА РУСЬ, ЯРА РУСЬ. Из этого я делаю вывод о том, что Святой Русью этот уголок России стал во время вхождения в Русь Яра, которая когда-то включала в себя и всю Западную Европу.

    Поэтому нет ничего удивительного, что термин «Святая Русь» был связан не со всей Русью Яра, а только с ее севером. В наши дни мы склонны считать «Святой Русью» всю территорию России, хотя на деле он охватывает только Псковскую область (и, вероятно, даже не всю). Зато неожиданно этот термин повторяется в названии Швеции, которая, если ее произнести в женском роде по-шведски, звучит как Свенска. Если вспомнить, что имя Святослава по-шведски передавалось как Сфендослав, то есть, звук Я передавался как ЕН, то слово «Свенска» может быть понято как Свянска, то есть, Святска, Святая (хотя не исключено, что и С(ла)вянска, Славянская). Иными словами, продолжением Святой Руси, либо Руси Славян от Пскова на север могли быть земли Финляндии (позже ставшие Ленинградской областью) и Швеции.

    По смыслу слова «Святая Русь» означает наличие большого количества ведических святилищ в этих местах. Один комплекс уже выявлен, это – Святые горы (в наши дни – Пушкиногорье). Однако, как я полагаю, значительно большее количество ведических святынь Псковской земли пока еще не открыто, и это требует новых исследований.

    Заключение.

     Если русскому ведизму предстоит пережить период Возрождения, то я не исключаю того, что он начнётся именно с Псковской земли, со Святых (в ведическом смысле слова) гор и с очерчивания границ ведических монастырей и храмов, которые еще недавно располагались на этой территории.   

    Литература

     1.Чудинов В.А. Ступени Святогорского монастыря Псковской области. 19.09.2011. Сайты chudinov.ru и runitsa.ru

    2. Розов Н.Г. Ожерелье Псковской земли. Дворянские усадьбы // Михайловская пушкиниана, вып. 38. – Псков, Пушкинские горы, 2005. – 296 с.

    3.Чудинов В.А. Артефакты Псковской области. 23.09.2011. Сайты chudinov.ru и runitsa.ru

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову