Презентация книги об этрусках в Смоленске в 2011 году

Чудинов Валерий Алексеевич


 Общественная организация города Смоленска «Духовное наследие» пригласила меня на презентацию моей книги «Вернём этрусков Руси» в два вуза города Смоленска. Мы согласовали время, и я прибыл 21 апреля, в четверг, и переночевал в гостевой квартире одного из вузов. В 9 утра за мной заехали, и мы отправились в филиал РГУТИСА (Российского Государственного университета туризма и сервиса) в г. Смоленске.

Оглавление:
  • В ФГОУ РГУТИС.
  • Документы из Смоленска.
  • Моё выступление в Смоленском филиале РГУТИСа.
  • Выступление Ю.И. Ходуненкова.
  • Выступление сотрудницы РГУТИСа.
  • Новинка моего выступления.
  • Сборник 2007 года.
  • Официальные данные о филиале.
  • Данные о конференции.
  • Мои подарки.
  • Моё чтение надписи.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература
  • В ФГОУ РГУТИС.

     Там меня ждали. Сначала я нанёс визит директору института, к.э.н., доценту Владимиру Николаевичу Боханову, с которым был знаком несколько лет.

     Рис. 1. Моя беседа с директором филиала РГУТИСа В.Н. Бохановым

     Владимир Николаевич сказал, что рад видеть меня, и что его вуз приурочил свою конференцию к моему визиту. Хотя мой основной доклад был намечен в другом вузе, он попросил меня рассказать об истории этрусков и у них. Я с радостью согласился, хотя тут не была предусмотрена демонстрация слайдов. Моё выступление как раз и открывало конференцию. Мы знакомы с Владимиром Николаевичем не первый год, встречались и в Москве. У В.Н. Боханова я был не один. Свои соображения высказывал и Юрий Иванович Ходуненков, с которым я также знаком давно.

     Рис. 2. Свои соображения высказывает Ю.Н. Ходуненков

    Документы из Смоленска.

     Летом 2008 года он прислал мне официальное приглашение такого содержания:

     Через полтора года благодаря его стараниям я получил приглашение от СмолГУ:

     Я принял участие в этой конференции.

    Юрий Иванович – горячий патриот Смоленска, автор многих инициатив, направленных на увековечивание исторических вех, связанных со Смоленском.

     Рис. 3. В.Н. Боханов представляет меня студентам 

    Моё выступление в Смоленском филиале РГУТИСа.

     Ровно в 10-00 мы вошли в актовый зал, где меня представили студентам. Аудитория была просторная, светлая, настроение весеннее (как раз в этот день холодная погода сменилась тёплой). Директор филиала напомнил, что я издал несколько книг и статей, где показал весьма древнее существование города Смоленска. После этого я начал лекцию.

     Рис. 4. Я читаю лекцию студентам

     Поскольку возможность демонстрации слайдов в данном случае предусмотрена не была, я решил рассказать о том, что, к большому сожалению, реальная история России в очень многих частях не совпадает с общепризнанной академической – она древнее и сложнее. Когда-то, например, еще в античности, мировая политика определялась отношениями между различными частями Руси, между Русью-Москвой, Русью-Арконой, Русью-Азией (Скифией) и т.д. И вся Западная Европа была Яровой Русью.

     Рис. 5. Студенты внимательно слушают

     Студенты слушали очень внимательно. Многое из того, что я произносил, они слышали впервые. Впрочем, и у самого Смоленска имеются два любопытных момента, можно сказать, credo, которые отличают историографию этого города от понимания истории других региональных центров:

    1)      Смоленск был первой крепостью на пути вражеских нашествий, идущих с запада, и он не только принимал на себя первый удар, но и замедлял продвижение вражеских войск вглубь страны, давая необходимое для обороны время, а также существенно ослаблял сам вражеский удар, перемалывая множество воинских соединений врага.

    2)      Смоленск явился ядром создания русской государственности.

    Каждое из положений имеет доказательную базу, созданную местными историками. Но если первое положение как бы лежит на поверхности и не вызывает возражений, то второе пока нуждается в дополнительном обосновании, и здесь результаты моих исследований и усилия смолян как нельзя лучше соответствуют друг другу.

     Рис. 6. Выступление Ю.И. Ходуненкова

    Выступление Ю.И. Ходуненкова.

     Юрий Иванович вооружился книгой «Викинги: набеги с севера», в которой шведы писали о том, что якобы они основали Смоленск. Но эти шведские притязания не подкреплены никакой конкретикой. Он согласился с темой моего выступления о том, что историография Западом, и в первую очередь германскими народами фальсифицирована. А поскольку академическая российская наука поддерживает западную версию, приходится, как во времена М.В. Ломоносова, отстаивать российскую точку зрения собственными исследованиями.

     Рис. 7. В.Н. Боханов и я слушаем выступления Ю.И. Ходуненкова

     Пока я слушал выступление Ю.Н. Ходуненкова по поводу шведской точки зрения и, в частности, находок в шведском городе Бирка (а шведское ли изначально было это поселение?), я подумал о том, что неплохо было бы продолжить изучение гривен, найденных в Швеции. О них я писал в книге (Чудинов 2005), где рассмотрел только 5 примеров из 34. На гривнах содержатся клейма средневековых городов, в меняльных конторах которых эти слитки принимались в залог. Составив список этих городов, можно было бы выявить, какие города вели наиболее интенсивные финансовые операции, а какие – нет. К большому сожалению, кроме меня такую работу выполнить некому, поскольку официальная академическая археология клейма контор на гривнах в упор не видит.

     Рис. 8. Выступление сотрудницы РГУТИСа

    Выступление сотрудницы РГУТИСа.

     После Ю.И. Ходуненкова слово было предоставлено одной из сотрудниц этого вуза, занимающейся разработкой новых видов туристических продуктов. В данном случае речь шла о развитии сакрального туризма – то есть, о предоставлении туристических услуг лицам, желающим совершить паломничество к ведическим сакральным местам: крытым ведическим храмам, ставшим позже христианскими (например, к Дмитровскому Собору во Владимире), к открытым ведическим храмам (например, к храму Мары на Иеремеле), к местности, изобилующей сакральными камнями и т.д. Такого рода опыт у меня уже есть (экспедиции на Сейдозеро, к дольменам Кавказа, к Синему камню Плещеева озера, к храму на горе Иеремель, в Аркаим и т.д.). Так что материала для совместной деятельности тут может возникнуть довольно много.  

     Рис. 9. Новинка моего выступление – зеркало с именем Смоленска.

    Новинка моего выступления.

     В моей лекции я обмолвился, а в выступлении в другом вузе показал моё недавнее открытие – обнаружение на одном из этрусских зеркал надписи «Смоленск». Это – второй слева персонаж, который склоняется к сидящему юноше, Руси-Москве, хотя его голова несет надпись МИМА ЯРА ЛИК АРКОНЫ. Это можно понимать так: во времена этрусков административное подчинение Смоленска по духовной линии было иным, он тяготел в ведической церковной иерархии к Арконе (в наши дни митрополит Смоленска одновременно является и митрополитом Калининградским, то есть, Восточно-Прусским), однако в бытовом отношении склонялся к Москве. Полагаю, что обнаружение такого персонажа на античном этрусском зеркале как Смоленск – моя большая удача, как эпиграфиста. Но тогда становятся понятными и притязания Швеции на Смоленск: Скандинавия, будучи до XII века страной Яровой Руси, говорящей на русском языке, также подчинялась Руси-Арконе.   

     Рис. 10. Подарок В.Н. Боханова

    Сборник 2007 года.

     На этом первая часть конференции закончилась, был объявлен перерыв, во время которого мы опять вернулись в кабинет В.Н. Боханова. Там он поблагодарил нас за выступления, предложил по чашечке чая, а также подарил мне сборник с моей статьёй (Чудинов 2007-2). Книга выпущена с поддержкой мэрии города и содержит, в частности, статью нынешнего Патриарха Всея Руси Кирилла (тогда – митрополита Смоленского и Калиниградского) «Смысловая география. Смоленск. Защита веры» (с. 9-16). Опубликоваться в одном сборнике с Патриархом Всея Руси – большая честь для меня.

     Рис. 11. Перед зданием Смоленского филиала  Энергетического института

     Из Смоленского филиала РГУТИСа я переместился в Смоленский филиал Московского энергетического института, где уже выступал пару лет назад. Здесь я не только должен был принять участие в конференции, но сама конференция была созвана для презентации моей книги «Вернём этрусков Руси». Замечу, что в этом году к данной книге поднялась новая волна интереса. Смоленск организовал в ее честь презентацию, а издательство «Поколение» заключило со мной Приложение к старому издательскому договору на предмет второго издания книги и, в частности, на распространение ее в электронном виде.

     Рис. 12. Здание ГОУВПО МЭИ(ТУ) в г. Смоленске

    Официальные данные о филиале.

     На официальной страничке в интернете можно найти такие данные: «Филиал является обособленным структурным подразделением Московского энергетического института и крупнейшим в регионе государственным (аттестованным и аккредитованным) учебно-научным комплексом по подготовке высококвалифицированных инженерных и экономических кадров.

    Выпускники института работают на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях Смоленской области и других регионов Российской Федерации. Многие из них являются руководителями предприятий, акционерных обществ, банков, многие организовали самостоятельные фирмы. Ряд выпускников филиала работают в областной и городской администрациях.

    Филиал ГОУВПО МЭИ(ТУ) в г. Смоленске - это:

    востребованные престижные инженерные и экономические специальности;

    государственный диплом об образовании (диплом МЭИ), признаваемый более чем в 50 странах мира;

    бакалавриат по 7 направлениям, магистратура по 6 направлениям, аспирантура по 5 специальностям;

    190 преподавателей, из которых 120 имеют ученые степени доктора и кандидата наук;

    научно-техническая библиотека, в фонде которой более 400 тысяч экземпляров учебной, научной, технической и художественной литературы;

    мощная сеть довузовской подготовки и послевузовского образования;

    возможность одновременно с основным получить дополнительно экономическое образование и образование в области применения вычислительной техники и компьютерных технологий;

    традиции организации досуга более 3000 студентов;

    14 спортивных секций;

    100% обеспечение иногородних студентов местами в общежитиях;

    возможность получения второго высшего образования одновременно с первым, возможность получения дополнительного высшего образования переводчика в сфере профессиональной коммуникации (английский язык);

    послевузовское образование (аспирантура, переподготовка, получение новой квалификации)».

     Рис. 13. Секретарь оргкомитета О.Н. Тоом оглашает программу выступлений

    Данные о конференции.

     В Пригласительном билете и Программе указано: «Смоленское региональное отделение Международной академии наук, Смоленское региональное отделение «Духовное наследие», Смоленское региональное отделение «Народный собор» организовали научную конференцию «История Смоленска-Гнёздово и земли руссов-кривичей от античных времён (презентация книги академика В.А. Чудинова «Вернём этрусков Руси»)». Посвящается 1150-летию государственности Руси. Смоленск-2011. Оргкомитет: Председатель Ходуненков Юрий Иванович, доктор истории, член-корреспондент МАН, председатель Смоленского регионального отделения движения «Духовное наследие», председатель Смоленского отделения Всероссийского движения «Народный собор». Заместитель председателя Афанасьев Валентин Григорьевич, доктор истории, доктор политологии, профессор академик-руководитель научной школы МАН. Заслуженный деятель науки, образования, культуры МАН, руководитель совета Смоленского регионального отделения ВОД «Народный Собор». Члены оргкомитета: Шуляков Василий Афанасьевич, кандидат исторических наук, доцент, председатель Совета ветеранов Смоленского государственного университета, Шуляков Василий Иванович, кандидат исторических наук, доцент, председатель Смоленского отделения Всероссийского общества охраны памятников, Востриков Сергей Васильевич, доктор исторических наук, доктор политологии МАН, профессор, академик МАН, Секретарь оргкомитета Тоом Олеся Николаевна, студентка СФ МЭИ, член Смоленского регионального отделения ВОД «Народный собор».

    В дальнейшем заседания вели председатель оргкомитета и его заместитель.

     Рис. 14. Пока объявляется моё выступление, я достаю запоминающее устройство

     Перед моим выступлением были оглашены приветствия в адрес данной конференции, как присланные в адрес оргкомитета, так и приглашенными лицами. Особенно мне понравилось выступление представителя республики Белоруссии на Смоленщине Николая Васильевича Куцко, который не только говорил о дружбе братских славянских народов – белорусов и великорусов, но и о братских связях Минска и Смоленска. К сожалению, из-за плотного графика работы он не смог остаться на мой доклад. А далее слово было предоставлено мне для доклада на тему «Роль славян-кривичей в античной цивилизации, дешифровка древней надписи на корчаге из кургана № 13 Гнёздовского археологического комплекса».

     Рис. 15. Я начал лекцию

     О Гнёздовских курганах я говорить не хотел, поскольку нужная информация уже была опубликована в работе (Чудинов 2007-2). Там я показал, что надпись на Гнёздовской корчаге была прочитана археологами неверно, и что речь шла не о горчице и не о царе-Горохе (якобы «Горох пса»), а о том, что молоко в корчагу было залито по самое горло. Но в данной лекции я хотел максимально полно рассказать об этрусках, о том, что их история и культура намеренно принижаются по сравнению с более поздней культурой римлян, поскольку многие западные этрускологи законно подозревают в этрусках замаскированных русских. А славянская история всей Западной Европе совершенно не нужна. Пожалуй, она нужна только нам, русским.

     Рис. 16. Ещё один момент лекции

    Я начал с рассказа о дешифровке зеркал, о том, что этруски между собой вполне свободно общались на русском языке, а в присутствии иностранцев тут же переходили на этрусский; подобным же образом иногда ведут себя жители Украины или Белоруссии. Показал я и зеркало, в которой речь шла об ЭТРУСЕЦКОЙ МОВЕ. Но, разумеется, полный восторг вызвала демонстрация зеркала с надписью на поясе одного из персонажей слова СМОЛЕНСК. А строителей из Смоленска весьма поразила реконструкция древнего города в Популонии, где жили этруски. Это был вид современного курортного городка.

     Рис. 17. Момент награждения меня сборником

    Мои подарки.

     Мне организаторы подарили сборник. Этот сборник содержал мою статью (Чудинов 2010:11-80), которую я по просьбе доктора исторических наук, профессора С.В. Вострикова сдал в печать в сентябре 2010 года. Любопытной в этом сборнике оказалась и еще одна статья, (Ильин 2010:81-114), весьма близкая мне по духу.

     Рис. 18. Общий вид сборника

     На обратной странице обложки сборника я с большим интересом прочитал дарственную надпись, которая гласила: «Глубокоуважаемый Валерий Алексеевич! Учёные Смоленщины и России, молодёжь и широкая общественность с большим уважением и благодарностью относятся к Вашей подвижнической научной и общественной деятельности по просвещению народа российского и народов славянских стран, прославленной в мировом сообществе нашего отечества. Желаем Вам крепкого здоровья, успехов в делах Ваших счастья, благополучия и новых научных открытий и свершений. 22 апреля 2011. Участники конференции, совет СРОД «Духовное наследие», главный редактор книги «Национальная безопасность России в условиях глобализации», город Смоленск-Гнёздово, Ю.И. Ходуненков».

     Рис. 19. Как обычно, я подписываю мои книги

     Не только меня наградили книгами, кое-кого наградил и я. Но затем ко мне потянулись читатели подписать у меня мои книги. Таких в двух вузах оказалось достаточно много. Причем некоторые просили подписать по две-три книги, поскольку брали их для своих родителей или для своей девушки.

     Рис. 20. Меня награждают именным блюдом

     Правда, на вручении книг моё награждение не закончилось. Юрий Иванович Ходуненков наградил меня блюдом, изготовленным, видимо, в Смоленске. На нём мелким шрифтом была напечатана цитата за 863 год из летописи: «… новгородские бояре Аскольд и Дир, попросившись у своего князя Рюрика ко Царь-граду идти, отправились на Днепр-реку… вскоре увидели поселение, но на берег сойти не решились, потому как град велик и мног людьми был….» Слева на тесьме написано БОРИСФЕН (река Днепр), а справа – РА-РЕКА (река Волга).

     Рис. 21. Вид именного блюда

     На блюде под названием «Смоленск-Гнёздово 1150 лет» уже организаторами было написано: «Уважаемому Валерию Алексеевичу с благодарностью и уважением от смолян. Научная конференция 2011 год».

    Я уже хотел было уйти из президиума, но Юрий Иванович попросил меня остаться. Он наградил меня еще и грамотой.

     Рис. 22. Моё награждение грамотой

     Грамота на моё имя была выдана Смоленским землячеством в Москве, за подписью председателя землячества, члена-корреспондента РААСН, доктора технических наук, профессора В.И. Рюмшина 22 апреля 2011 года. В грамоте говорится: «ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА. Награждается Чудинов Валерий Алексеевич, писатель, доктор философских наук, академик, за большой личный вклад в Российскую культуру, сбережение и пропаганду культурно-исторического наследия Смоленщины и России».

     Рис. 23. Общий вид грамоты на моё имя

     Последним подарком в этот день явилась культурная программа – посещение храмов Смоленска. Гидом выступила секретарь оргкомитета конференции Олеся Николаевна Тоом. Мы осмотрели кафедральный собор Смоленска, икону Казанской божьей матери, великолепную резьбу иконостаса. Разумеется, перед зданием церкви мы сфотографировались.

     Рис. 24. Перед храмом в Смоленске

     Затем Олеся Николаевна спросила меня, какой храм я хотел бы осмотреть сам (вообще-то в это областном центре находится более 30 церквей). Я попросил привести меня к самому древнему – выбор пал на собор святых Петра и Павла. Вот что можно прочитать о нем в интернете: «Местные смоленские историки датировали памятник 1146 годом на основании ошибочного переноса на Смоленск сведений Новгородской летописи о храмах, построенных в этом году в Новгороде. На эту ошибку указал еще И.И. Орловский в своей работе "Борисоглебский монастырь на Смядыни", но все-таки считал, что названные храмы были сооружены в Смоленске Ростиславом. Новую датировку памятника предложил М. К. Каргер (см. Каргер М. К. Зодчество древнего Смоленска Л., 1964.). Он исходил из сходства с храмами Иоанна Богослова и Васильевским на Смядыни, а также из предположения, что известная запись из сборника Михаило-Златоверхого монастыря в своей последней части говорит "о постройках последних двух десятилетий XII века" и относил церковь к "концу третьей и началу последней четверти XII века", то есть к 70-м годам. Воронин и Раппопорт в книге о зодчестве Смоленска указывают на сходство с Борисоглебским собором Смядынского монастыря, который является единственным точно датированным памятником Смоленской архитектуры XII века. Этот собор имеет с Петропавловским столь много общих художественных и технических черт, что нет никаких сомнений в их ближайшем хронологическом родстве. Авторы с уверенностью говорят, что оба памятника - дело рук одной строительной корпорации - артели. Таким образом Воронин и Раппопорт отвергают датировку собора 70-ми годами и относят его к строительному времени Ростислава - середине XII века. В 1996 прошли празднования 850-летия постройки храма, так что датировка постройки 1146 годом остается традиционной».

     Рис. 25. Общий вид Петропавловской церкви

     «О первых четырехстах с лишним годах существования храма (до начала XVII века) сведений практически нет. В местной литературе получила хождение версия, что храм был построен на княжеском тетеревнике. Эта догадка была основана на ошибочном понимании Уставной грамоты князя Ростислава. Там говорится, что князь дал епископам "из двора своего... на горе огород с капустником и з женою и з детми, за рекою тетеревник с женою и детьми". Раппопорт и Воронин считают, что здесь речь идет о егере, а не о территории. Однако, продолжают они, это указание ясно свидетельствует о том, что за Днепром находился княжеский охотничий заповедник, где мог быть и загородный княжий двор с церковью. Кроме того, в основании культурного слоя под храмом прослеживался слой с характерными "городскими" находками - возможный след размещения здесь княжеской усадьбы. Тип церкви Петра и Павла характерен для так называемых "вотчинных" храмов; примечательно, что под хорами были заблаговременно устроены аркосолии для погребения членов княжеской семьи. Кроме того, надо отметить, что практически двойник Петропавловской церкви - храм Иоанна Богослова - находился, по-видимому, на дворе Ростиславова сына Романа.

     По всей видимости, храм довольно скоро (к концу 12 века) был передан из рук князя в распоряжение городской сотенной организации. В пользу этого говорит то, что в одной из версий легенды о Меркурии, воине, которого Богородица призвала на помощь смолянам для охраны города от монголо-татар, Меркурий приходил молиться "за мир, зовомый Петровского ста". Этот мир исследователи связывали с церковью Петра и Павла. Кроме того Барановский обнаружил на стенке граффити, в приделе на хорах, на штукатурке северного простенка к западу от входа. Надпись была сделана на высоте 1.8 м от пола, по всей видимости, сидевшим или коленопреклоненным человеком, очень грамотным в письме. Палеографические приметы позволяют датировать надпись второй половиной или концом 12 в. Сам Барановский читал надпись как "Господи помози рабу своему Василию внуку" и предполагал как автограф строителя храма Ростислава. Но Воронин и Раппопорт в книге "Смоленское зодчество" читают надпись как "Господи, помози рабу своему Василиеви Усову" и считают что ее автор принадлежал к "Петровскому ста". По-видимому, с переходом храма к горожанам были связаны и пристройки к нему, с дополнительными аркосолиями.  С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем и униатской епископии, архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах 17 века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел. Вход в его нижний этаж был сделан новый в южной трети западной стены».

     Рис. 26. Участок кладки стены с тыльной стороны храма

     Ради интереса я сфотографировал фрагмент стены в том месте, где кладка кирпича (плинфы), как мне показалось, образует латинскую цифру XII. Я подозревал, что тут может находиться какая-либо не вполне обнаружимая (неявная) надпись, которая проявится при домашней обработки фотографии. Так и случилось. Для этого, правда, данный фрагмент пришлось обратить в цветах и пристально рассмотреть полученный участок. Результат не заставил себя ждать.

     Рис. 27. Моё чтение надписи на кирпичной кладке

    Моё чтение надписи.

     На выделенном черной горизонтальной рамочкой фрагменте я читаю достаточно крупные буквы надписи ХРАМ ЯРА, а внутри в более мелкой горизонтальной рамочки – слово РУСИ, и в вертикальной рамочке снизу вверх, – слово ЯРА. Итак, перед нами – не христианский храм Петра и Павла, каким он стал позже, а изначальный ХРАМ ЯРА РУСИ ЯРА.

    Обычно помимо надписей в ведических храмах имелись и лики божеств. Так оказалось и на этот раз, ибо в выделенном фрагменте находятся два профиля божества. Оба они изображены в профиль. Лик, смотрящий влево, является изображением усатого и бородатого мужчины, на его глазу в столбик читается надпись ЯР. Лик, смотрящий вправо, моделирован менее чётко, и содержит большую бороду; на уровне носа содержит надпись в строку ЯР

    В двух коротких фрагментах ниже, обведенных белой рамочкой, читается надпись РУСЬ ЯРА, которая подтверждает надпись выше. Еще ниже имеется кольцевая надпись ХРАМ ЯРА, которая также подтверждает ранее рассмотренную надпись. На самом низком фрагменте читаются иные слова, ЯРА МАСКИ, то есть, ИКОНЫ ЯРА. Наконец, на рис. 28 обведён белой рамочкой еще один лик, на этот раз ЯРА МИМ.

    Полученных надписей вполне достаточно для получения ряда выводов.

    Обсуждение.

     Результаты моей поездки в Смоленск можно рассматривать в двух аспектах: научном и организационном.

    В научном плане подтверждено предположение, выдвинутой при обсуждении сюжета одного из этрусских зеркал, сюжета, который сам по себе достаточно интересен:  впервые один из персонажей аллегорической сценки на зеркале подписан словом СМОЛЕНСК. Вместе с тем, хотя этот персонаж, юноша, склоняется к юному персонажу по имени МОСКВА, но подчиняется он АРКОНЕ, столице другого русского государства. Кроме того, нынешние скандинавы считают Смоленск своим городом, то есть, городом, основанном ими. Замечу, что и шведы в конце первого тысячелетия н.э. говорили на русском языке, и представляли собой славянское княжество Скандия, входившее наряду с Вагрией, Этрурией и Грецией в состав Яровой Руси. Таким образом, независимо от того, из какого конкретно славянского княжества исходил приказ об основании Смоленска (пока можно предположить, на основе полученных данных, что из Арконы), Смоленск основали славяне, точнее – русские.

    Конечно, наиболее важной и на первый взгляд трудноразрешимой проблемой тут является вопрос о том, действительно ли Смоленск подчинялся Арконе, то есть, входил в Русь Яра. Для ее решения были нужны какие-то местные смоленские источники. И они нашлись. Это были надписи, нанесённые на внешнюю сторону кирпичных церковных стен храма Петра и Павла, из которых однозначно следовало, что данный собор изначально строился как ведический, посвященный богу Яру, и в то время Смоленск входил в Русь Яра. Таким образом, всё сошлось. 

    В плане организационном мне было приятно, что мои исследования получили сильный отклик у смолян, у широкой научной общественности. Напомню, что в XIX веке по всей Руси возникли «Общества любителей древностей», которые очень поощряли деятельность археологов, так что в последние предреволюционные годы археологические съезды стали проводиться ежегодно. Иными словами, наука руководствовалась общественными интересами, а финансировалась в основном за счет благотворительности. В советское время финансирование стало осуществляться за счёт государства, и археология стала выполнять государственные заказы, оторвавшись от интересов научной общественности на местах. Это привело к ее монополизации, однако определенное время она  пользовалась уважением за счет широких международных связей. Ныне, когда государство финансирует археологию в минимальных размерах, эта научная отрасль замкнулась в себе, и занимается в основном критикой «дилетантов», то есть как раз тех исследователей, которые за свой счёт продолжали проводить научные изыскания.

    По сути дела общественно-политическое движение «Духовное наследие» (в каких-то отношениях аналог «Ahnenerbe») является возрождением «Общества любителей древностей» позапрошлого века, но имеет ярко выраженный патриотический подтекст, направленный на выяснение реальной древности не только Смоленска, но и все русской земли. Это – весьма важная инициатива, дающая смысл деятельности многим исследователям древнейшей славянской истории. И на примере нынешней конференции состоялось объединение производителей научной продукции (в данном случае меня как одного из многих исследователей) и ее потребителей (в данном случае Смоленского отделения движения «Духовное наследие»). Иными словами, произошло весьма знаменательное событие становления параллельной и в определенном смысле конкурирующей с РАН научно-исследовательской региональной структуры. Если РАН оказалась по каким-то причинам (недофинансирование, отсутствие интереса к чтению неявных надписей, наличие фактов, не стыкующихся с ортодоксальной историографией) не в состоянии удовлетворять региональные интересы научной общественности, ее место может занять новая структура. (Как известно, свято место пусто не бывает).

    Замечу, что гораздо приятнее было бы проводить исследования ВМЕСТЕ с Российской академией наук, чем ВМЕСТО неё. Однако пренебрежение интересами местной научной общественности не может тянуться десятилетиями. И если РАН по-прежнему будет пренебрегать выполнением своих прямых обязанностей, она будет успешно заменена исследовательскими структурами других академий, например, РАЕН, в рамках которой действует институт ИДДЦ, проводящий доложенные выше исследования.

     Рис. 28. Фото на память

    Заключение.

     Каждая моя поездка в Смоленск по-своему интересна. Однако дата 22 апреля 2011 года знаменательна тем, что наметился широкий контакт между мной как исследователем и общественно-политическим движением «Духовное наследие» как широкой научной общественностью, заинтересованной в результатах изучения древнейшей русской истории на примере Смоленска. Правда, пока не нашла прямого подтверждения в проанализированных мной источниках мысль об этатической, государствообразующей роли Смоленска в истории государства Российского, однако уже то, что Смоленск был известен античной истории этрусков, показывает, что это был не заурядный город. Для примера можно указать на то, что упоминания Киева на этрусских зеркалах нет. И даже если выяснится, что Смоленск не был столицей, а был подобно городу Нью-Йорку США, городом вторым по значимости, это всё равно указывает на особую роль в русской истории этого города на Днепре. Необходимо продолжать исследование древних источников.

    Литература

     Ильин 2010. Ильин В.В. Русская речь и антиязык в новом мире: А. Твардовский - национальное достояние мировой культуры / Национальная безопасность России в условиях глобализации. Научно-публицистическое издание. Под общей редакцией Ю.И. Ходуненкова. Смоленск 2010, 611 с., ил.                

    Чудинов 2005. Чудинов В.А. Тайные руны древней Руси. – М.: Вече. – 400 с., ил.

    Чудинов 2007. Чудинов В.А. Выступление на днях славянской письменности в Смоленске. 8 с., 8 ил. Сайт chudinov.ru и runitsa.ru от 07.07. 2007 

    Чудинов 2007-2. Чудинов В.А. Кривичи в державе этрусков / Роль Смоленска в истории Российского государства. Материалы IV Международной научно-практической конференции 23-25 мая 2007 года, Смоленск, Универсум, 310 с., сс. 57-91

    Чудинов 2009. Чудинов В.А. Научная конференция в Смоленске. 5 с., 15 ил.    Сайт  chudinov.ru и runitsa.ru от  23. 10. 2009

    Чудинов 2009-2. Чудинов В.А. Пребывание в Смоленске на дне города. 4 с., 9 ил.  Сайт chudinov.ru и runitsa.ru от 19.10. 2009    

    Чудинов 2010. Чудинов В.А. Откуда есть пошла русская земля:  предыстория: этнолингвистические истоки и национальное самосознание как основа самоидентификации / Национальная безопасность России в условиях глобализации. Научно-публицистическое издание. Под общей редакцией Ю.И. Ходуненкова. Смоленск 2010, 611 с., ил.                 

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову