Научная конференция в Смоленске

Чудинов Валерий Алексеевич


В связи с празднованием 1146-летия со дня основания города и 66-летия со дня освобождения Смоленска от немецких захватчиков 24 и 25-го сентября 2009 года в городе происходили не только торжественные мероприятия, но и приуроченная к ним научно-практическая конференция «Диалог культур, народов и цивилизаций».

Оглавление:
  • Научная конференция в Смоленске
  • Обсуждение
  • Научная конференция в Смоленске

    В связи с празднованием 1146-летия со дня основания города и 66-летия со дня освобождения Смоленска от немецких захватчиков 24 и 25-го сентября 2009 года в городе происходили не только торжественные мероприятия, но и приуроченная к ним научно-практическая конференция «Диалог культур, народов и цивилизаций. Ее организаторами явились: Смоленское региональное общественное движение «Духовное наследие», Смоленский филиал Московского энергетического института и Смоленский филиал МВД России. Сама конференция посвящалась, однако, не указанным датам, а будущим – 1150-летию создания единого унитарного государства Русь, 1150-летию города Смоленска, точнее, его первому упоминанию, 60-летию работы археологической экспедиции МГУ на Гнёздовском археологическом комплексе, 40-летию работы археологической экспедиции Эрмитажа на Сертейском археологическом комплексе и 65-летию победы в Великой Отечественной войне.

    Трое москвичей, гостей конференции
    Рис. 1. Трое москвичей, гостей конференции

    Конференция проходила в здании Смоленского филиала МЭИ. Как обычно, вначале состоялась регистрация, а затем, в 10-00 пленарное заседание открыл вместо ректора СФМЭИ Г.И. Бояринова его заместитель Александр Фёдорович Богатырев. Первым мероприятием пленарного заседания стало награждение студентов и молодых специалистов, победителей конкурса «Смоленск-Гнёздово и земля кривичей от начал и до IX века». Тему, как я понял, предложил председатель Смоленского регионального общественного движения «Духовное наследие» Юрий Иванович Ходуненков; он же вместе с руководителем СФМЭИ и вручал грамоты.

    Ю.И. Ходуненков перед рукопожатием одному из победителей конкурса
    Рис. 2. Ю.И. Ходуненков перед рукопожатием одному из победителей конкурса

    Конечно, ставить проблему об историческом прошлом Руси до начала девятого века – очень смело. Я уже писал, что когда в начале прошлого года пытался устроиться на стажировку в Институт Российской истории, выяснилось, что изучением отрезка истории до призвания Рюрика там не занимается ни один сектор, что было для меня удивительным открытием. Получается, что московским историкам этот период времени не интересен. Тем приятнее мне было узнать, что в Смоленске эта тема актуальна хотя бы среди студентов двух вузов.

    Грамоту получали и курсанты Смоленского филиала МосУ МВД
    Рис.3. Грамоту получали и курсанты Смоленского филиала МосУ МВД

    Моё выступление. Одним из первых слово для выступления предоставили мне. Не обошлось и без небольшого казуса: я не нашел своей фамилии в Программе конференции. За разъяснением я обратился к Ю.И. Ходуненкову, который меня пригласил на это мероприятие с докладом; он извинился, сославшись на запарку, и сказал, что меня следует вписать вместо Е.А. Шмидта, известного археолога Смоленска, одного из очень почитаемых людей города. Я спросил, а как же тогда быть со Шмидтом? А его фамилию следует зачеркнуть – он принимает иностранную делегацию, и прибыть сюда никак не успеет. Поэтому для всех участников, кому не вписали мою фамилию, я оказался Шмидтом. Так я поневоле стал «внуком лейтенанта Шмидта», ибо в «сыновья лейтенанта Шмидта» я не гожусь по возрасту.

    Выступление одного из «внуков лейтенанта Шмидта»
    Рис. 4. Выступление одного из «внуков лейтенанта Шмидта»

    В своём выступлении, которое проходит на Смоленской земле уже во второй раз, я хотел рассказать, прежде всего, о том, как можно гораздо полнее прочитать надпись на Гнёздовской корчаге. На сегодня археологи до сих пор считают гнёздовскую надпись Х века древнейшей на Руси, хотя, разумеется, более древних надписей рунами Рода – хоть пруд пруди. Вместе с тем, для меня эта надпись является одной из многих, где употреблено пару раз слово МОЛОКО, начертанное руницей. Такие надписи весьма часто делались на керамике в Средние века, однако, поскольку археологи не умеют читать руницу, они пока не нашли ни одной. Как если бы наши предки никогда не употребляли этот продукт питания. Но меня удивило и другое – на Гнёздовской корчаге пока обратили внимание примерно на 1/3 надписей, тогда как 2/3 просто не заметили.

    Я перехожу к рассказу о связи Смоленска с Этрурией
    Рис. 4. Я перехожу к рассказу о связи Смоленска с Этрурией

    В отличие от других ораторов, я привык говорить своими словами, не по бумажке. Смоляне и полочане, как показывают надписи на этрусских зеркалах, как раз и явились основой того экспедиционного войска, которое отправилось примерно в третьем веке н.э. в Северную Италию, и основало там город Мир, который при чтении в обратном направлении превратился в город Рим (это еще позже города получил название Рома, а затем придумали легенду про Ромула и Рема). Так что смоляне еще до того, как приняли активное участие в укреплении Руси Славян, стали ТЕМИ русскими (в обратном прочтении ТЕ РУССКИЕ становятся ЭТ РУСКАМИ), которые отличались от СИХ РУССКИХ. Так что в жилах этрусков текла отчасти и смоленская кровь.

    Я демонстрирую прочтение надписей на одном из этрусских зеркал
    Рис. 5. Я демонстрирую прочтение надписей на одном из этрусских зеркал

    Чтобы не быть голословным, я показал собравшимся как раз то зеркало, на котором были изображены: сидячий справа кривич (то есть, смолянин), сидячий слева житель города Приама (то есть, славянин из Трои) и стоячий этруск, их сородич из Рима. Я также обратил внимание на то, что Троянскую войну нынешняя историография отодвинула из третьего века н.э. в 12-й век до н.э. (на 15 веков), создание Рима – в 8-й век до н.э. (сдвиг на 11 веков), тогда как все эти события свершались гораздо ближе к нам и были ОДНОВРЕМЕННЫМИ. Именно поэтому не существует никакой «сравнительной историографии», где синхронные события одного государства сопоставляли бы друг с другом. На зеркале троянцы, римские этруски и смоляне находятся рядом друг с другом, тогда как современные представители классической историографии изумленно восклицают: этого не может быть! То есть, получается, что подлинный документ той эпохи, когда всё это происходило, ЛЖЁТ, а нынешние историки, сочиняющие свои исторические побасенки, якобы ГОВОРЯТ ПРАВДУ.

    Слушатели воспринимают информацию по-разному
    Рис. 7. Слушатели воспринимают информацию по-разному

    Поскольку я выступал в Смоленске во второй раз, часть слушателей была не только знакома с моими взглядами, но и, судя по лицам, разделяла их. Другие, которые слышали историю Смоленска как города, вершившего судьбу Руси еще 17 веков назад, пытались понять, могло это быть в реальности или нет. К сожалению, миллеровско-шлёцеровская историография (а на самом деле историография, придуманная Западом специально для того, чтобы скрыть подлинную историю русичей) через учебники и романовскую версию, слепленную Карамзиным, настолько въелась в плоть и кровь, что стряхнуть ее с себя как порчу или наваждение весьма сложно.

    Выступает писатель В.Т. Фомичев
    Рис. 8. Выступает писатель В.Т. Фомичев

    Моё выступление было единственным, которое поднимало тему Руси до Рюрика. Основной тон конференции задавали исследования, связанные с тематикой военного времени и героической обороной Смоленска. Так, писатель В.Т. Фомичев еще в вагоне поезда рассказывал попутчикам о тех бедах, которые обрушились на смоленскую землю в результате нашествия гитлеровских полчищ. А военный историк А.А. Александров остановился на таком эпизоде Великой Отечественной войны, как прилёт Адольфа Гитлера в сентябре 1941 года в Гнёздово под Смоленском, где для него был готов специальный бункер. Тут, на месте, он уточнял боеготовность своих войск перед походом на Москву.

    Выступает руководитель археологической экспедиции Мазуркевич
    Рис. 9. Выступает руководитель археологической экспедиции Мазуркевич

    Выступавших было довольно много, однако мне запомнилось весьма яркое, хотя и очень краткое руководителя Северо-Восточной археологической экспедиции РАН Мазуркевича. Он очень торопился, поэтому забежал, не раздеваясь, поприветствовал участников конференции и скрылся. Как позже пояснил Ю.И. Ходуненков, Сертейский археологический комплекс показал, что люди верхнего палеолита поселились в данной местности уже примерно 40 тысяч лет назад, а не позже, как считалось ранее. Кроме того, что еще удивительнее, в то время или несколько позже существовало довольно развитое ремесленное производство, что идёт вразрез с существующей археологической наукой. Иными словами, идея высоко развитой древнейшей культуры постепенно овладевает умами и профессиональных археологов. Меня же пока мои враги за те же самые мысли предлагают считать сумасшедшим. А еще мне очень понравилась такая фраза археолога, которую я записал дословно: «Мы предприняли попытку создать участок дописьменной истории». Археологи, видимо, уже давно привыкли к мысли о том, что они историю не реконструируют, а творят. Кроме того, на мой взгляд, письменная история существует со времен плейстоцена, так что для того, чтобы закамуфлировать письменную историю под бесписьменную, придётся потрудиться и пофантазировать. Правда, это археологам не впервой, подобные задачи они решали многократно.

    Своими мыслями о прошлом Смоленщины поделился Ю.И. Ходуненков
    Рис. 10. Своими мыслями о прошлом Смоленщины поделился Ю.И. Ходуненков

    Очень интересным для меня оказалось выступление Ю.И. Ходуненкова. Он не только многократно ссылался на мои исследования, но и развил любопытную гипотезу насчет путешествия Андрея Первозванного. Как известно, находясь на берегах Черного Моря, Андрей Первозванный решил поехать в Рим, однако почему-то поплыл не на юг, в Италию, а стал подниматься вверх по Днепру. На месте будущего Киева он водрузил крест, а затем стал подниматься еще выше. А куда выше? Выше на Днепре находится Смоленск, хотя такого названия в Житии Андрея Первозванного нет. А он, видимо, поднимался еще выше, но в пределах Смоленщины. И неожиданно попал в Рим. Так вот гипотеза Ходуненкова и заключалась в том, что Рим он нашел где-то тут, на Смоленской земле, но свой, местный Рим. Мне эта гипотеза понравилась, однако я вспомнил, что Рим прежде назывался Мир, а совсем недалеко, в Белоруссии, имеется город с таким названием, и Мирский замок я осматривал летом прошлого года. Но как древен этот Мир? Пока у меня нет надлежащих сведений, и потому пока я могу продлить гипотезу Ходуненкова собственной гипотезой о том, что город с названием Мир (или Рим) находился недалеко. Если эта гипотеза верна, то следствием из нее будет то, что этруски (смоляне и полочане) перенесли название города Мир из близлежащего региона в Северную Италию.

    Вот что говорит по поводу этого города Википедия: «Мир (белор. Мір) — городской посёлок, до 1956 г. имевший статус города, в Кореличском районе Гродненской области Белоруссии. Свое название получил от слова «эмир» (по чину главы размещавшегося здесь отряда воинов-татар) (версия Валентина Калнина) либо по прямому значению слова «мир» (по проходящей рядом границе Руси и Литвы, однако о заключении здесь какого-либо мирного договора доподлинно не известно) (по версии Владислава Сырокомля). Находится в 85 км к юго-западу от Минска. 1345 год — первое упоминание о Мире» – Как видим, город был известен уже в XIV веке. А наиболее известное место в нем – это Мирский замок XVI века.

    Над бумагами работали даже в столовой
    Рис. 11. Над бумагами работали даже в столовой

    После окончания данной фазы конференция (а вторая фаза предполагалась на следующий день в здании Смоленского филиала МосУ МВД) всех участников пригласили в столовую на обед. Однако далеко не все выступающие смогли внести нужные коррективы в свои выступления и программы, работа продолжалась даже в обеденное время. Естественно, что люди знакомились и обменивались репликами. Ни одного критического замечания в свой адрес я не услышал, несмотря на то, что за столом находились и профессиональные историки, а обстановка располагала к откровенности.

    Участники конференции приехали в Гнёздово
    Рис. 12. Участники конференции приехали в Гнёздово

    Во второй половине дня я был занят на мероприятиях, проводимых мэрией Смоленска в качестве гостя города, а по научной линии продолжением конференции на следующий день было посещение Гнёздова. Сначала Юрий Иванович повез нас в то место, от которого было недалеко до бункера, в котором немецкие войска слушали выступление Гитлера. Правда, сам бункер находился далеко за забором на охраняемой территории, и его из леса не было видно; к тому же в этот день с утра прошел дождь, и мокрая трава, от которой промокала обувь, не позволила ряду участников конференции, в том числе и мне, подойти ближе. Но зато мы прослушали интересный рассказ об этом эпизоде Великой Отечественной войны.

    Вид на Гнёздово после раскопок
    Рис. 13. Вид на Гнёздово после раскопок

    Это поле Юрий Иванович нам показал как Гнёздово после раскопок. Но то ли место он нам показал, или совсем другое, сказать трудно. Насколько я помню, Гнёздовскую корчагу нашли на месте расчистки кургана, а на данном ландшафте никакой даже самой малой возвышенности не видно. Да и траншеи археологов вряд ли со временем закрываются полностью. Так что остаётся гадать: то ли археологи срыли курган до основания, не оставив после себя террикона и тщательно выровняв землю, то ли Юрий Иванович для отвода глаз показал нам совсем иной участок Гнёздовской земли, не представляя в точности, где производились раскопки.

    Участницы фольклорного фестиваля
    Рис. 14. Участницы фольклорного фестиваля

    А на другом участке Гнёздово, примыкающем к железной дороге, проходила репетиция фольклорного ансамбля девушек. Они под музыку из динамиков водили хороводы. Это должно было стать частью военно-исторического фестиваля, несмотря на периодически идущий дождь. К сожалению, далеко не все участники конференции располагали необходимым временем для того, чтобы пронаблюдать весь военно-исторический концерт, поскольку часть из них подобно мне были гостями города и должны были отправиться на другие мероприятия.

    Юрий Иванович в качестве гида в микроавтобусе
    Рис. 15. Юрий Иванович в качестве гида в микроавтобусе

    Пока мы проезжали по улицам города, Юрий Иванович Ходуненков в качестве гида рассказывал нам о его достопримечательностях. Смоленск – интересный город, самым тесным образом связанный с древнейшей, древней и самой недавней историей нашей страны.

    Обсуждение

    Мне доводилось бывать на разных научных конференциях. На данной я не заметил большой глубины освещаемых вопросов, и это совершенно закономерно следовало из того, что ее проводили непрофильные вузы. Понятно, что ни МЭИ, ни МосГУ МВД не готовят профессиональных историков. Кроме того, участниками конференции оказались и писатели, и мемуаристы, и поэты, и даже священник. Однако из, казалось бы, совершенно несвязанных между собой единой идеей докладов следовало, что Смоленск всегда входил составной частью в любые изгибы русской истории, даже несмотря на то, что какое-то время он относился к иному государству, Руси-Литве.

    Наш сопровождающий от мэрии Анатолий Алексеевич Бекасов
    Рис. 15. Наш сопровождающий от мэрии Анатолий Алексеевич Бекасов

    Зато наиболее отчетливо прозвучала одна из идей данного научного форума – Смоленск существовал раньше русского государства и помогал становлению ранней русской государственности. А этот участок русской истории пока освещен в научной литературе слабее всего. Именно поэтому мои рассказы об участии смолян в экспедиционном походе в Северную Италию в качестве ядра этрусков встретили и сочувствие, и одобрение, чего я не заметил у белорусов. Поэтому я полагаю, что наше сотрудничество в научной области имеет неплохие перспективы. К тому же оно совпадает с теми мыслями смоленских археологов, которые навеяны им содержанием их раскопок – такой высокий уровень культуры древних обществ пока не прослеживается в других местах не только Руси, но и Европы.

    Заключение. Любое участие в научной конференции всегда обогащает знания. Прежде я не представлял себе значимости Смоленска в истории Руси.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову