Каменные изделия древних руссов встречаются по всей матушке-России. Особенно интересно, разумеется, то, что, они встречены на Кавказе. Я давно подозревал, что Кавказ во времена каменного века относился к России, однако доказательств этого пока мало. Поэтому я приступил к анализу данного материала с большим энтузиазмом.

Оглавление:
  • Маяк храма Марии
  • Анализ первой фотографии
  • Средняя часть камня
  • Нижняя часть камня
  • Нижняя часть камня с другого ракурса
  • Верхняя часть камня
  • Надписи на наиболее верхней части камня
  • Лик Мары
  • Надпись на макушке камня
  • Вид с запада
  • Вершина камня с южной стороны
  • Заключение
  • Литература
  • Маяк храма Марии

    Недавно я получил письмо от офицера запаса Олега Федоровича Ольховского, в котором он, в частности, пишет: «Посылаю Вам фотографии менгира из деревни Ермоловки в Архызе. Археолог, доктор исторических наук В.А. Кузнецов в книге «В верховьях Большого Зеленчука, М., 1976» пишет на с. 83: «В этом месте до сих пор стоит громадный каменный менгир высотой примерно 5 м. На его гладких гранях нет ни надписей, ни изображений, лишь какие-то досужие стрелки обезобразили его лицевую сторону выбоинами от пуль. Большие менгиры, иногда с крестами, встречаются на Кубани, но такого мне больше не приходилось видеть нигде». – Изображения я увидел, и разные. Похоже, есть и надпись (на фото я отметил сзади). Стрелки указывают на изображения.

    Большое фото – ксерокопия из буклета. Некоторые археологи говорят, что, возможно, это ритуальное место; другие – обсерватория. В.А. Кузнецов, проработавший здесь лет десять за послевоенные 25 лет, предполагает, что это – загон для скота. Не кажется ли Вам, что это храм Макоши, вписанный в храм Рода (и сдвинут, как указываете Вы)? Думаю, что для знакомства этой информации хватит. Уточнения, вопросы – жду. Думаю, знакомство может быть обоюдополезным. Летом, а, может, лучше осенью, как Вам удобно, готов принять Вас товарищем-гостем.

    В Архызе есть и менгиры русов (воина, по символике типа князя Буса, открытого академиком И. Гольденштедтом, бога Яра с лицом, фаллического, и т.д.). Ответ, Валерий Алексеевич, за Вами». И далее следует адрес.

    В последний год письма такого типа приходят ко мне довольно часто. Более того, некоторую часть приглашений я уже реализовал: летом 2005 года я побывал под Алексеевкой, где осматривал комплекс из остатков священных храмов на холмах; позже съездил с одним из любителей древности под Владимир, где выявил на природе и под фундаментами церквей священные камни наших предков. Каменные изделия древних руссов встречаются по всей матушке-России. Особенно интересно, разумеется, то, что, как упоминает О.Ф. Ольховский, они встречены на Кавказе. Я давно подозревал, что Кавказ во времена каменного века относился к России, однако доказательств этого пока мало. Поэтому я приступил к анализу данного материала с большим энтузиазмом.

    Анализ первой фотографии

    Всего мне прислано 10 фотографий менгира и одна крупная фотография святилища. Среди них я выбрал в качестве первой фотографию в полный рост менгира – это его вид с юго-западной стороны, рис. 1. Мы видим, что менгир стоит на наклонной поверхности на фоне близкого пригорка, западная его сторона покрыта по всей длине лишайником, тогда как южная сторона практически свободна от растительности. Синей стрелкой, плохо заметной при увеличении (она вверху справа) О.Ф. Ольховский указал на какое-то изображение, которое при данном размере фотографии не выявляется, его нужно смотреть в увеличенном виде.

    На рис. 2. я представит верхний фрагмент менгира в увеличенном виде. Справа, куда непосредственно упирается стрелочка О.Ф. Ольховского, я этого изображения опять не заметил. Тут я вижу не изображение, а надпись, которая в обращенном цвете читается как ХРАМ (особенно заметна буква Р). В черной рамочке наверху можно прочитать слова ХРАМ МАКАЖИ. То же самое словосочетание, ХРАМ МАКАЖИ, можно прочитать не только на фрагменте, обведенном белой рамочкой, но и внутри него же при обращении в цвете. Это будут уже другие буквы, но та же надпись ХРАМ МАКАЖИ. В принципе, эти надписи говорят о том, что данный менгир использовался не для астрономических наблюдений (для них использовалась площадка храма Рода, и ее изделия изготавливала мастерская храма Рода), а представлял собой какое-то произведение изобразительного религиозного искусства, поскольку именно за изготовление подобных монументальных скульптур и отвечали мастерские храма Макоши. Однако пока понять что-либо в качестве выдолбленного или выпуклого лика, то есть, рельефа, а тем более, трехмерного изваяния, весьма трудно.

    Менгир села Ермоловка в Архызе
    Рис. 1. Менгир села Ермоловка в Архызе

    Средняя часть камня

    На средней части камня виден его естественный цвет, что заставляет нас думать, что перед нами – песчаник. Кроме того, тут есть современная надпись, 1971 ГАЛЯ, процарапанная достаточно глубоко. Это означает, что молодой человек, который в 1971 году процарапал на менгире имя любимой девушки, где-то за небольшое время (он работал с какой-то подставки и царапать ему было явно неудобно) смог выдолбить ножом 4 цифры и 4 буквы, что говорит о мягкости материала.

    Верхний фрагмент и мое чтение надписей
    Рис. 2. Верхний фрагмент и мое чтение надписей

    В другом случае (фрагмент в черной рамочке) буквы оказались выпуклыми, а светлый фон лишайника позволил выявить их кружево наилучшим образом. Здесь можно прочитать слова: внизу МАКОЖИ ХРАМ, а выше прямо под верхней границей рамочки, слово МАСТЕРСКАЯ. Таким образом, менгир изготовлен в мастерской именно храма Макоши. Фрагмент в белой рамочке имеет чтение МАКАЖЬ, хотя он находится на западной части менгира и покрыт лишайником. Как видим, надписи средней части лишь подтверждают то, что было выявлено на верхней части менгира.

    Средняя часть камня и мое чтение надписей
    Рис. 3. Средняя часть камня и мое чтение надписей

    Нижняя часть камня

    Надписи читаются и на нижней части камня. При этом верхняя корка песчаника выглядит как темная охра, тогда как слой под ней светлее, и под ней можно прочитать светлые надписи на темном фоне. Надписи наверху – те же: в темной рамочке МАКАЖЬ, в светлой – МАК(АЖЬ), в следующей темной (ее я поворачиваю на 90° вправо) – опять МАКАЖЬ.

    Нижняя часть камня и мое чтение надписей
    Рис. 4. Нижняя часть камня и мое чтение надписей

    Однако имеются и новые надписи. Они расположены в самом низу, ниже колен писавшего, так что наносить их было явно неудобно. Вначале я принял их за современные, что-то типа Я.В.Ф., а когда убедился, что на верхней надписи последняя и предпоследняя буквы верхней строки образуют лигатуру, решил, что ошибся. Я колебался между двумя версиями, и, приняв последнее соображение, прочитал в обращенном цвете ЯРОВ МАГ. Подтверждение, но весьма неуверенное, я нашел в самой нижней надписи; неуверенность проистекала из-за того, что эта надпись выглядела достаточно нечеткой и, кроме того, на ее изображение наложились две травинки с колосками. Так что вторая надпись ЯРОВ МАГ скорее угадывалась. Впрочем, подтвердить ил опровергнуть данную надпись вполне возможно, если рассмотреть низ камня на другой фотографии.

    Нижняя часть камня с юга и мое чтение надписей
    Рис. 5. Нижняя часть камня с юга и мое чтение надписей

    Нижняя часть камня с другого ракурса

    При рассмотрении второй фотографии, я отдельно поместил вид с юга, рис. 5. На этом ракурсе хорошо видны, как часть верхней современной надписи 1971 года, которая не выдолблена, а прокрашена черной краской, так и обе нижние надписи, нанесенные белой краской. Мое второе предположение о содержании надписи ЯРОВ МАГ оказалось неверным. Здесь написано Я.В.Ф., 1967 г., П.В.И. Так что надписи тоже современные и передают, скорее всего, аббревиатуры названий вузов, а делали их студенты на летних каникулах. Эта ошибка показывает, насколько сложно читать надписи, ушедшие из прямого поля зрения и начертанные сбоку, где имеется перспективное сокращение и наложение посторонних предметов. Так что физики правы, когда полагают, что единичное наблюдение всегда содержит некоторую ошибку, и что для повышения точности необходимо переходить к набору статистики.

    Вместе с тем, справа вверху на фрагменте в черной рамочке можно прочитать слабо процарапанное слово МАКАЖЬ, а на фрагменте в белой рамочке – слово ХРАМ, которое образовано лишайниками на месте выпуклых букв. Таким образом, на камне внизу написаны те же самые слова, что и наверху, и посередине.

    Мое чтение верхней части камня на виде с севера
    Рис. 6. Мое чтение верхней части камня на виде с севера

    Верхняя часть камня

    Общий вид верхней части камня при взгляде на него с севера показан на рис. 6. В его нижней части можно видеть некоторые как бы насечки и большое пятно. Здесь интересно было бы прочитать надписи, которые были нанесены еще тогда, когда данный менгир располагался горизонтально. Наиболее яркая надпись может быть прочитана как слова МАСКА МАКОШИ – МАРИЯ И МАРА. Для данного камня – это новый сюжет. Однако в моей книге о славянских камнях (ЧУД) я показал, что Мария (дева Мария) действительно была жрицей (маской) храма Мары, тогда как Мара – маской (жрицей) храма Макоши. Так что и эти отношения между богинями достаточно известны.

    В обращенном цвете можно прочитать те же слова: МАРИЯ – МАРА – МАРИЯ. Между тем, слово МАРА содержится в верхней части вытянутого по горизонтали овала, на котором наверху пятна лишайников прикрывают слова, читаемые при обращении в цвете: МАРЫ ЛИКЪ (слово ЛИКЪ написано руницей). Следовательно, овальное пятно – это лицо Мары. В наиболее темном месте лика (слева внизу) можно прочитать слово МАРЫ, а правее и выше, на линии строки, слово ЛИК, начертанное протокириллицей (рунами Рода). Таким образом, чтение ЛИК МАРЫ подтверждается.

    Тем не менее, название камня в целом остается неясным. Вероятно, следует прочитать самую вершину камня.

    Мое чтение надписей на вершине камня
    Рис. 7. Мое чтение надписей на вершине камня

    Надписи на наиболее верхней части камня

    Этот фрагмент камня показан на рис. 7. Здесь в черной вертикальной рамочке я читаю слова СТОЛБ МАКЪШИ (слово МАКЪШИ написано руницей), во второй черной рамочке – слово ХРАМА, в белой рамочке – слово МАРИИ. Еще раз слова ХРАМА МАРИИ можно прочитать в черной рамочке в левой части рисунка. Теперь ясно название данного сооружения: это СТОЛБ МАКОШИ ХРАМА МАРИИ, МАСКИ (ЖРИЦЫ) МАРЫ.

    Данная надпись имеет большое значение. Я постоянно провожу мысль о том, что в современной науке многие исконно русские слова заменены словами чуждыми, иногда в силу первой находки, иногда специально во вред язычеству. Мне удалось показать, что вместо несвойственного русской вере слова ИДОЛ древние славяне использовали слово ЛИК, и собирались не на КАПИЩЕ, а в ХРАМЕ, даже если он был открытым, представляя собой просто круглые площадки земли на местности. В закрытом храме вместо слова НЕФ использовалось слово СТОЛПНАЯ. Теперь настала очередь и замена слова МЕНГИР на слово СТОЛБ. В моей книге (ЧУД, с. 477) встретились слова СТОЛБ и СТОЛБОВ КОЛОС, а на с. 478 – ЦАРЬ-СТОЛБИК. Однако тогда я не придал этому должного внимания.

    Мое чтение надписей на лике Мары
    Рис. 8. Мое чтение надписей на лике Мары

    Теперь я полагаю, что наличие столба перед храмом было обязательным. Более того, возможно, столб затем перешел в христианскую колокольню и исламский минарет.

    Лик Мары

    Центральная часть столба изображена на отдельном снимке в более крупном масштабе и достаточно резко. Теперь лик Мары виден во всех деталях.

    Мара изображена очень скуластой, и ширина ее лица больше высоты. Хорошо просматривается ее левый глаз на правой стороне изображения. Носа практически нет, зато рот с очень длинной тонкой губой, печальный, но с поднятыми уголками, придающими ему злорадную улыбку, прорезан очень четко. Рамочкой я обвел фрагмент с мелкими надписями, МАРЫ ХРАМ и МАРА. Продолговатыми рамочками я обвел слова МАСТЕРСКАЯ и МАКАЖИ. Поскольку никакого другого лика на всех остальных фотографиях не прослеживается, можно предположить, что первоначально в данной местности существовал храм Мары, который, однако, со временем был преобразован в храм Марии.

    Мое чтение надписей на макушке камня
    Рис. 9. Мое чтение надписей на макушке камня

    Надпись на макушке камня

    На рис. 6 отсутствует макушка камня. Нет ли там какой-то интересной надписи? О. Ф. Ольховский сделал фотографию, на которой видна эта макушка, рис. 9. В прямом и обращенном цвете в рамочке на ней читается слово ХРАМ, а чуть ниже – в прямом цвете можно прочитать и слово МАРЫ, и слово МАРИИ. В обращенном цвете читаются слова ХРАМ МАРИИ. Полагаю, что слова ХРАМ МАРИИ были добавлены позже. Таким образом, подтверждается, что храм Мары постепенно преобразовался в храм Марии. В своей работе (ЧУД) я уже говорил о том, что культ Марии является промежуточным между культом Марии как жрицы Макоши в язычестве и девы Марии как Богородицы в христианстве. Теперь мы видим на данном примере, что Мариинскими становятся прежние храмы Мары.

    Вид с запада

    Вид верхней части камня с запад показан на рис. 10. Первое чтение оказалось повторяющим предыдущие, …СКАЯ МАКАЖИ, то есть, МАСТЕРСКАЯ МАКОШИ. Однако ниже надписи становятся интереснее.

    Сначала я читаю не очень интересную надпись в прямом цвете в черной квадратной рамочке МСТИРСКАЯ, то есть, МАСТЕРСКАЯ. Но вот в белой рамочке в обращенном цвете надпись читается несколько необычно: МАЯК, МАРЫ ХРАМ. Слово МАЯК мне встречается впервые, тогда как столб перед храмом действительно напоминает маяк. Но каково происхождение данного слова? Словарь М. Фасмера дает такую этимологию: «от маять, маю» (ФАС, с. 586). Последние слова, мне в русском языке совершенно неизвестные, связываются с маятою и со смыслом «мучения» или «нарушения» (ФАС, с. 587). Но слово МАЯК никак не возможно понять, как чье-то «мучение» или «нарушение». С другой стороны, отрицается близость с древнеиндийским словом МАЙУКХАС со смыслом «скала» и с новоперсидским МЕХ в том же смысле (ФАС, с. 586). Отсюда можно заключить, что ученым-этимологам пока неясно происхождение этого слова, и сведение его к «маяте» – чисто формальная процедура, за которой нет смысла. Этимологию этого слова еще предстоит выявить. – Зато еще раз слово МАЯК я читаю в черной вытянутой по горизонтали рамочке. Тем самым, подтверждается предыдущее чтение.

    Верхняя часть камня на виде с запада и мое чтение надписей
    Рис. 10. Верхняя часть камня на виде с запада и мое чтение надписей

    Еще одно чтение МАЯК, уже третье, находится в маленькой прямоугольной черной рамочке. Но самый потрясающий текст оказался справа внизу, почти на южной стороне камня. Там, в двойной рамке, я прочитал слово МАРЯК. Именно МАРЯК, а не МАЯК и не МОРЯК. И сразу всё встало на свои места. Что такое МАРЯК? Это – столб МАРЫ. Следовательно, и слово МАЯК должно означать то же самое, только плавный звук Р редуцировался до полугласного звука Й. Так что был МАРЯК, а стал МАЙАК, а позже – МАЯК. И по аналогии так сталь называться высокие столбы для мореплавания, которые утром видны сами по себе, а вечером виден костер, разожженный на их вершине.

    Столбы Мары мне уже попадались, правда, деревянные (ЧУ2). Но из этого, в частности, следует, что именно перед святилищем Мары (а впоследствии и Марии) древние славяне непременно ставили столб – МАРЯК или МАЯК. Видимо, перед святилищами другого типа такие столбы не ставились.

    Из перехода слова МАРЯК в слово МАЙАК, в частности, следует, что имя греческой богини МАЙА или МАЙЯ – это просто слегка искаженное имя богини МАРЫ. Майя – одна из плеяд, семи дочерей титана Атласа, мать Гермеса, вестника богов. При этом, видимо, использовалась аналогия с маяком в том, что Плеяды помогают ориентироваться морякам ночью, когда они светят подобно маякам, а также в том, что Гермес, подобно маяку, передает правдивую весть от одного бога к другому.

    Так что надпись на юго-западной стороне верха камня оказалась весьма важной.

    Верх камня с южной стороны
    Рис. 11. Верх камня с южной стороны

    Вершина камня с южной стороны

    Отдельная фотография приводит вид камня с южной стороны, рис. 11. Здесь мы находим подтверждение нашему предыдущему чтению – слово МАРЯК читается не менее 6 раз. Из этих повторов один раз можно составить словосочетание МАРЯК МАРЫ. Оно свидетельствует о том, что понимание слова МАРЯК как «столб Мары» забылось, и слово МАРЯК стало пониматься как СТОЛБ.

    Видимо, на данном маряке изображен и лик Мары, который я воспроизвожу справа внизу на рис. 11 в прямом и обращенном цвете. Лик выглядит овальным, из углубления поднимается барельеф, на котором, однако, черты лица не обозначены. Зато и в прямом, и в обращенном цвете читается слово МАРА. Как мы помним, другое изображение Мары было выбито на северной стороне камня. Полагаю, что такая ориентация как самого МАРЯКА, так и изображений Мары на нем являлась канонической. Под ликом Мары можно прочитать ее характеристику в виде одного слова, СУРОВА.

    Заключение

    Данный материал оказался очень интересным во многих отношениях. Во-первых, мой читатель впервые прислал мне не 1-2, а целый десяток фотографий объекта, привязанного к местности, что дало возможность выявить на нем ряд особенностей. Во-вторых, он дал, хотя и не исчерпывающее, но все-таки приемлемое описание места находки (конечно, было бы лучше, если бы было охарактеризовано, хотя бы в виде абзаца, и положение данного памятника на местности – на равнине, на холме, вблизи реки, на удалении от жилого массива и т.д.). В-третьих, этот объект действительно оказался не загоном для скота, а сакральным камнем, хотя и не частью храма Макоши.

    Чтение впервые поведало, что перед нами – МАЯК ХРАМА МАРЫ, который со временем стал МАЯКОМ ХРАМА МАРИИ. Здесь мы впервые поняли этимологию слова МАЯК, совсем не ту, что предлагает этимологический словарь Макса Фасмера. А именно: слово МАЯК происходит от слова МАРЯК, а слово МАРЯК – от имени богини МАРЫ. Иными словами, МАЯК – непременная принадлежность храма Мары. Но изготавливался он не в мастерской храма Мары, а в мастерской храма Макоши. И это потому, что он содержал два лика Мары: один на северной стороне, другой на южной. Таким образом, мы познакомились с одним из канонов древнерусского храмового искусства.

    Выявление ликов Марии на западной и восточной сторонах камня
    Рис. 12. Выявление ликов Марии на западной и восточной сторонах камня

    Данный камень передал и некоторые подробности. Сами вертикальные камни назывались у древних славян не МЕНГИРЫ, а СТОЛБЫ; богиня Мара имела эпитет СУРОВАЯ. Подтвердилось предположение о том, что храмы Мары со временем переоборудовались в храмы Марии. Замечу, что основная особенность храмов Марии состояли в переориентации основной оси: если раньше основной осью храмов Макоши, Рода и Мары была ось «север-юг», то теперь таковой становится иная: «запад восток». Но из этого следует, что если маяк имеет два лика Мары на северной и южной сторонах камня, то можно предположить, что еще два лика, но теперь уже Марии, должны находиться на западной и восточной сторонах того же камня. Для проверки я поместил рядом оба изображения, рис. 12.

    Действительно, данное предположение подтвердилось, и на обеих сторонах камня удалось выявить по два круглых лика. В отличие от ликов Мары они оказались не углублением (или барельефом внутри углубления), а плоскими кругами, где лица моделированы еще хуже, чем на ликах Мары. И на том, и на другом лике читается слово МАРИЯ, начертанное в две строки, где верхняя находится на уровне лба, а нижняя – на уровне глаз, однако на западном лике можно ниже прочитать слова ПРЕЧИСТОВА ХРАМА. Это – новая характеристика Марии; заметим, что эпитет ПРЕЧИСТЫЙ относится не к деве, а к ее храму. В связи с чем ее храм объявлен ПРЕЧИСТЫМ, пока не вполне ясно – не для отличия ли от храма Мары, который, тем самым, считался не вполне чистым? Во всяком случае, перед нами обозначается новая проблема, связанная с особенностями трансформации Мары в Марию.

    Можно также констатировать, что техника обработки камня в период перехода от храма Мары к храму Марии упростилась, чем и объясняется недостаточно проработанные лики Марии. Я их показал отдельно внизу рис. 12. На западном лике глаза определяются с большим трудом, а рот и нос можно только дофантазировать. На восточном лике глаза выявляются без труда, короткий нос представлен выпуклой поверхностью, а рот представляет собой крышу буквы Т. Тем не менее, на сегодня это – самые ранние изображения девы Марии, относящиеся либо к античности, либо к эпохе бронзы.

    Таким образом, перед нами – один из святовидов, однако необычный. На стандартном святовиде изображается тоже четыре лика, но разные: на севере – Макоши, на юге – Рода, на западе – Перуна и на востоке – Велеса. А вот на МАРЯКЕ изображены только женские божества, две Мары и две Марии. Возможно, что южная и северная Мары, также как и восточная и западная Марии имеют несколько различные функции, однако данное предположение нуждается в проверке, для чего необходимо исследование других святовидов и маряков.

    Как видим, хорошие изображения древних славянских памятников помогают выявить новые, неизвестные ранее подробности, и тем самым лучше понять архитектуру, графику и символику древних славянских памятников.

    Литература

    ФАС: Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка в четырех томах. Том 2. СПб., «Азбука», 1996

    ЧУД: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. М., «Фаир-Пресс», 2005

    ЧУ2: Чудинов В.А. Деревянный лик Мары Шигирского торфяника, 12 с. (Статья отдана на сайт http://www.trinitas.ru/rus/doc в декабре 2005 года)

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову