Комментарии к фильму Э. фон Дэникена, часть 4

Чудинов Валерий Алексеевич


Это – последняя часть комментариев к фильму Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем». Первая часть была опубликована в моей статье [1], вторая – в статье [2], третья – в статье [3]. А сами фильм я заимствовал из [4].

Оглавление:
  • Снова Латинская Америка.
  • Каменная кладка Куско.
  • Сплошная каменная стена острова Пасхи.
  • Каменная стена вблизи города Куско.
  • Ворота Солнца с их русской надписью.
  • Австралийская богиня Вондина.
  • Космонавт из Японии Догу.
  • Нашивки на парадной одежде мексиканского жреца.
  • Гальванический элемент древних.
  • Линза как чудо шлифовки.
  • Древняя пуля.
  • Рисунок космического корабля в пещере Японии.
  • Макет самолёта из Колумбии.
  • Взлётно-посадочная полоса для самолётов.
  • Наконец-то, надписи замечены.
  • Заключение фильма.
  • Отклики на данный фильм.
  • Аферист, создавший бестселлер.
  • Карго-культы и мифология.
  • Астрономические открытия и инопланетяне.
  • Рождение уфологии.
  • Прорыв Дэникена.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Снова Латинская Америка.

    «Мы возвращаемся на материк в Южную Америку. Куско. Древняя столица империи инков в перуанских Андах. Куско расположен на высоте 3400 метров, и, согласно легенде, был основан посланцами бога Солнца». После этих слов диктора у меня промелькнула мысль, что, поскольку космические войска Яра Рюрика постоянно произносили имя своего хараона, а его имя означало имя бога Солнца, то не исключено, что именно эти воины и были основателями данного города.

     

    Рис. 1. 12-угольный камень, на который нанесены лики и надписи

    «Узкие переулочки времен древних инков, стены воздвигнуты из массивных камней, без связующего материала, без цементного раствора. Ни одно лезвие ножа не может вклиниться между ними. Этот камень с 12-ю углами обработан с непостижимой точностью. В наши дни её можно было бы достичь, лишь прибегнув к помощи самых совершенных машин», рис. 1.

    Эрих фон Дэникен обратил внимание на сложность и точность обработки камня. Это похвально, ибо не всякий человек увидел бы во вроде бы обычной каменной кладке нечто особенное. Однако, к сожалению, он не заметил на этом камне ни ликов, ни надписей, хотя они тут присутствуют. 

    Для того, чтобы их показать, я их вывел на рисунок 2. Я показал всего 5 ликов, хотя их тут больше. Они нарисованы в разных ракурсах (№ 1 – в левый профиль, № 2 – анфас с легким поворотом влево, № 3 – анфас с лёгким поворотом вправо, № 4 – в правый профиль, № 5 – анфас с лёгким поворотом вправо), и разных полов (№ 1 и № 5 – мужчины, остальные – женщины).

     

    Рис. 2. Моё выделение ликов и чтение надписей на 12-угольном камне из Куско

    Каменная кладка Куско.

    Внизу камня можно видеть надписи. Их две. Первая: ХАРАОНА МАРЫ МАСКА ВИМАН МАРЫ, что на современном русском языке означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИШИХ ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ ХАРАОНА МАРЫ (РЮРИКА). Вторая надпись, правее: 33, 35, 30 АРКОНЫ, что означает: ИЗ ЛАДОГИ, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЗАПАДНОГО КАИРА. Иначе говоря, моя догадка подтвердилось, и город Куско с его кладбищенскими стенами был создан вовсе не инками, а русскими войсками Рюрика.      

    Но продолжу цитирование фильма. «А сейчас посмотрите внимательно: эта стена, построенная точно так же, как и стена инков, находится совсем в другом месте, в 6 000 км на запад, в Тихом океане, на острове Пасхи. Может быть, у каменотёсов острова Пасхи были те же учителя, что и у инков?», рис. 3. 

    Полагаю, что строили в разных местах такие сооружения воины Рюрика.

     

    Рис. 3. Сплошная каменная стена на острове Пасхи

    Сплошная каменная стена острова Пасхи.

    Действительно, на рис. 3 видна сплошная каменная кладка, хотя камни тут 4-угольные. При этом из 6 показанных камней 5 в той или иной степени покрыты лишайниками. Единственный свободный от них камень – это левый нижний. На нём  я и решил прочитать надписи. Кстати, он единственный 6-угольный.

    Надписи я читаю на рис. 4. На верхней строке я читаю слова: МАРЫ МАСКА, а правее и ниже – слова: ВИМАН МАРЫ,  а под ними – слова ВЕРНЫХ ВОЙСК. На современном русском языке это означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВЕРНЫХ ВОЙСК (КОСМИЧЕСКОГО СПЕЦНАЗА) КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. Иначе говоря, здесь, на острове Пасхи,  мы опять сталкиваемся со строительной деятельностью тех же войск Рюрика, что и в случае Куско. То есть, моё предположение подтвердилось прочитанными надписями. Но это были не те же учителя, а те же строители. 

     

    Рис. 4. Моё чтение надписей на сплошной каменной кладке  на острове Пасхи

    «Итак, мы в Южной Америке. Высоко над Куско расположен Саксай-Гуаман. Уже во времена инков это сооружение считалось древностью. Испанский конкистадор Писарро, обманом завоевавший инков, которые приняли его за бога, рассказывал с их слов, что эта стена сооружена потомками виракочи, народа богов со светлой кожей, рыжими волосами и бородами, как у испанцев».

    Скорее всего, слово ВИРАКОЧИ означает воинов Рюрика, прилетевших на самолётах или космических кораблях. Основная масса воинов являлась русскими людьми, у которых действительно была светлая кожа и русые волосы. Но раз они явились с неба, то, по представлению местного населения, они являлись богами. И далее показана сплошная стена из каменно кладки, мимо которой пастухи прогоняют стадо лам, рис. 5. И я решил прочитать надписи и на этой каменной кладке, рис. 6.

     

    Рис. 5. Каменная кладка вблизи города Куско

    Каменная стена вблизи города Куско.

    Здесь я выделяю два камня с изображениями. На левом камне можно видеть ли № 1, на правом – лик № 2 вверху и лик № 3 внизу. При этом лик № 1 в левый профиль – мужской, старческий, лик, № 2 – анфас, мужской, молодой, а лик № 3, в правый профиль, скорее всего, женский. На первом лике я читаю слова: 8 ЯРА ГОД, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ.

    На лике № 2 я читаю слова: МИМА МАРЫ ХРАМА МАСКИ МАРЫ, что на современном русском языке означает: ХРАМА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАРЫ  ЖРЕЦА МАРЫ РЮРИКА).  А на лике № 3 я читаю слова: ХРАМ МАРЫ.

    Выше находится скопление камней, на котором я читаю слова: 15, 30 АРКОНЫ МАРЫ ХРАМЫ, что на современном русском языке означает: ХРАМЫ МАРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА (РАННЕГО) И ЗАПАДНОГО КАИРА.  Иначе говоря, и тут строители были те же самые – воины Рюрика.

     

    Рис. 6. Моё чтение надписей на каменной кладке в столице Боливии

    Продолжаю цитировать фильм: «Ла Пас – столица Боливии. Она расположена на высоте 3 700 метров над уровнем моря, выше всех столиц мира. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро на земле, 40000 метров над уровнем моря.

    Удивительная печаль лежит над этим озером тысячи тайн. На его берегах – следы древних культур. По сказанию, здесь спустилась на землю на золотом корабле праматерь Ориана. Она принесла людям знания и ремёсла, а потом вернулась домой к звёздам. И остался Тиуанако – древнейшая святыня мира.

    Тиуанако расположен сегодня в 30 км от озера Титикака. Но предполагают, что когда-то волны озера омывали ступеньки храма. Вот как всё это выглядело: внизу – маленькая гавань, наверху – священный пруд. Известно, что воды Титикака каждый год отступают на 3 мм. И если сегодня Тиуанако расположен в  30 км от озера, то легко можно вычислить, сколько времени должно было пройти с тех пор, как воды озера омывали ступеньки храма. Судя по найденным здесь морским ракушкам, озеро тогда было морским заливом.

    Ворота Солнца высечены их одной глыбы весом в 10 тонн. 48 квадратных фигур окружают в три ряда неясную фигуру. Это – странный календарь. В году 12 месяцев, но только 290 дней.  Что это – неземной календарь?

    Возникает вопрос: почему Эрих фон Дэникен решил, что это календарь? На рис. 7 я показал верхнюю часть  ворот Солнца.

     

    Рис. 7. Верхняя часть ворот Солнца

    Ворота Солнца с их русской надписью.

    С моей точки зрения вся эта конструкция подписана русскими буквами. Сначала я рассматриваю типичный элемент, один из 290, рис. 8. На нём я читаю такую надпись: ВЕРНЫЯ ВОЙСКА МАРЫ. ВИМАН МАРЫ МАСКА МАРЫ, что на современном русском языке означает: ВЕРНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА (РЮРИКА). КОСМИЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ. КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ВОЙСК КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ.

    Следовательно, число 290 отражает не число суток в году, а число погибших воинов-космонавтов. Что же касается «неясной фигуры» в центре композиции, то на ней я читаю такие слова: ВЕРНЫХ МИМА ВОИНОВ РЮРИКА наверху и ВОЙСКА МАСКА МАРЫ внизу. На современном русском языке это означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВЕРНЫХ ВОИНОВ ЖРЕЦА РЮРИКА ВОЙСКА. Иначе говоря, одно и то же утверждение о кладбище повторяется тут несколько раз.

     

    Рис. 8. Моё чтение надписей  на верхней части ворот Солнца

    Продолжаю цитирование фильма. «На всех континентах мы находим свидетельства нашего загадочного прошлого. И в Австралии тоже. В расщелинах скал на северо-западе Австралии имеется наскальная живопись очень-очень давних времён. Рисунки, вероятно, можно причислить к древнейшим в истории человечества. Это – изображение Вондины, которая, согласно легенде, была богиней Млечного пути. Вондина тоже пришла к детям Земли  с неба». И фильм показывает это изображение богини Вондины, рис. 9.

    Правда, если считать, что самая крупная из изображенных женщин есть именно Вондина, то остальные женщины являются, как минимум, жрицами. Во всяком случае, Эрих фон Дэникен никак не комментирует остальные изображения, и не только женщин, но и предмета в виде крючка. Поэтому для того, чтобы  понять, что изображено на рис. 9, необходимо прочитать надписи, что я и делаю на рис. 10.

     

    Рис. 9. Якобы австралийская богиня Вондина  и сопровождающие её лица и предметы

    Австралийская богиня Вондина.

    Я читаю надписи на рис. 10 таким способом: на верхней части шлема богини Вондины я  читаю слова: ВЕРНЫЯ ВОЙСКА РЮРИКА МИМА МАРЫ, что на современном русском языке означает: ВЕРНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА (КОСМИЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ) ЖРЕЦА МАРЫ (РЮРИКА). То есть, примерно те же надписи, которые мной были прочитаны в других местах.

    На предмете в виде крючка я читаю слова: МАРЫ ВИМАНЫ, то есть, КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ. А их изогнутая форма, видимо, означает, что они легко гнутся, то есть, не копируют форму ракеты. Могу напомнить, что когда-то автобусы, троллейбусы и трамваи состояли из негнущегося корпуса, а сегодня такими делают даже железнодорожные вагоны и вагоны метро, которые способны изгибаться. И, наконец, на очках якобы Вондины, я читаю слова: МАСКА МАРЫ и МАРЫ МАСКА, то есть КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ.  Понятно, что показана не богиня, а женщина-космонавт, видимо, командир космического корабля, среди своей команды женщин-космонавтов.

     

    Рис. 10. Моё чтение надписей на рис. 9

    Продолжаю цитировать фильм: «Едва ли может быть случайностью тот факт, что художники всех частей света изображают одинаковый существа. Не должно ли это означать, что их моделями служили одинаковые прототипы: в Австралии, в Америке, в Африке, в Европе, в Азии». Здесь Эрих фон Дэникен прав. Это – картинки разных художников с одной натуры – воинов ВКС Рюрика.  

    «Знаменитая статуэтка Догу из Японии, рис. 12. Такие глиняные статуэтки были найдена на острове Хонсю. Им, по меньшей мере, 5 000 лет. Писатель-фантаст Казанцев выдвинул гипотезу о космическом костюме Догу. Он считает, что эти фигуры изображают космонавтов чужих планет. У них герметические закрытые шлемы с дыхательными фильтрами, они в щелевидных поляризационных очках. Весьма возможно, что на своей планете они привыкли к менее яркому, чем на Земле, свету. Рукава и штанины их скафандров как будто надуты. Может быть, они пришли из мира с более высоким атмосферным давлением? 

    А их руки, пожалуй, похожи на манипуляторы, на  механические клещи. На плачах есть люки для осмотра механизмов. Как могли люди, жившие 5 000 лет назад, в каменном веке,  изобразить все эти технические детали?» 

     

    Рис. 11. Писатель Казанцев с фигуркой Догу

    Космонавт из Японии Догу.

    Как всегда, археологи слишком завысили возраст фигурки, изготовленной в 864 году н.э. И вместо тысячи лет с небольшим, получилось 5 000 лет. Прав и писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев (1906-2002), написавший такие книги, как «Пылающий остров» (1939), «Внуки Марса» (1962), «Фаэты» (1968-1971), «Купол надежды» (1980), «Клокочущая пустота» (1986), который увидел в фигурке Догу космонавта с других планет.

    Ибо если мы обратимся к надписям на скафандре этой фигурки (а в том, что изображен космонавт в космическом скафандре, никаких сомнений нет), рис. 12, то на ней можно найти поясняющие надписи. Так, на груди читаются слова: слева – ВОИН РЮРИКА и ниже – МАРСА, справа – 35 АРКОНЫ, то есть, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А на шее, на втором ряду бус я читаю надпись: МИМ МАРЫ, то есть, ЖРЕЦ БОГИНИ КОСМОСА МАРЫ.

    Так что, хот марсиане входили в состав войск Рюрика, они всё-таки были космонавтами с иной планеты. И фигурку создали вовсе не дикари каменного века, а земные военные скульпторы войска Рюрика, знакомые с назначением каждой детали. Оттого и так подробно.

     

    Рис. 12. Моё чтение надписей на космическом скафандре фигурки Догу

    На протяжении всего фильма я сожалел, что по политическим соображениям русская письменность не была археологами включена в число древнейших письменностей мира, а потому археологи оказались лишёнными наиболее важного источника информации – письменных сообщений. Все догадки основаны только на впечатлении от внешнего вида рассмотренных артефактов.

    «Писатель Казанцев указал также на сходство найденной в Японии каменной статуи с наскальным изображением великого бога марсиан в Сахаре». И опять он был в этом абсолютно прав, поскольку там тоже был изображен марсианский воин.

    «А для этого диковинного украшения из гробницы мексиканского жреца, рис. 13, существует удивительное объяснение: если этот орнамент исследовать современными методами, линии, кажущиеся беспорядочными, обретут смысл, и можно будет увидеть в них технически совершенные клещи», рис. 14.

     

    Рис. 13. Нашивки на парадном одеянии мексиканского жреца

    Нашивки на парадной одежде мексиканского жреца.

    Однако, как я ни пытался сопоставить  реконструкцию клещей на рис. 14 с нашивками на костюм жреца на рис. 13 на левом или на правом плече, у меня никакого соответствия не получилось. То есть, нашивки клещам не соответствуют. Не помогла даже пояснительная схема, рис. 15. Ибо если левую нашивку принять за одну из длинных ручек клещей, то вторая ручка может быть найдена только на правой нашивке, а рабочая часть, то есть, губы клещей, отсутствуют как слева, так и справа. Кроме того, в нумерации деталей внутри кружочков, мы видим цифры 2, 3, 4, 8. А где детали под номерами 1, 5, 6, 7? Получается, что показана только половина устройства. Где, например, венчик над рабочей частью «клещей» или участок с символом «Х» под ним? Словом, возможно, действительно показан какой-то инструмент, но не клещи. Да и с какой стати жрец, представитель высшего социального слоя населения, на своём костюме будет изображать инструменты, которыми пользуется третий слой населения, рабочие, или техники?

     

    Рис. 14. Современное истолкование нашивок – якобы это «клещи»

    Но почему не допустить, следуя логике фильма, другую интерпретацию нашивок – изображение некоего спускаемого космического аппарата? Ибо различными аппаратами космического назначения управляли только жрецы, причём силой мысли. То есть, изобразить устройство, которым может управлять только жрец – это соответствует достоинству жреца. А изобразить болты, гайки, клещи, насосы, манометры, термометры и прочие инструменты рабочего, техника или даже инженера – значит принизить значимость жреца.

    Словом, если Эрих фон Дэникен оказался знатоком в области технических средств, то  в области социальной символики он проявил себя новичком, о чём свидетельствует данная интерпретация нашивок на парадном одеянии мексиканского жреца.

    Однако не будем строго судить автора фильма за небольшие оплошности. Ошибаться может каждый человек.

     

    Рис. 15. Пояснительная схема, из которой выводились «клещи»

    Гальванический элемент древних.

    «В иракском музее в Багдаде хранится этот маленький глиняный сосуд. Ему – свыше 2000 лет. Внутри него находится медная трубка. В ней – стержень из сплава разных металлов. Если добавить туда соляную кислоту, возникнет электрический ток. Без сомнения, перед нами – древний электрический элемент. Лишь спустя 1500 лет спустя Вольта изобрёл такую же электрическую батарею», рис. 16. 

    Опять мы сталкиваемся с нежеланием читать надписи на данном артефакте. И дело даже не в том, что надписи русские – дело в том, что не замечены надписи как таковые, ибо их атрибуция является уже следующим шагом. В отличие от нас, наши предки подписывали каждый артефакт. Другое дело, что именно они писали.  Но как раз это можно будет прочитать на рис. 17.

     

    Рис. 16. Гальванический элемент наших предков

     

    На рис. 16, где показан общий вид гальванического элемента, разрешающей способности плёнки фильма было недостаточно, чтобы заметить на его поверхности хотя бы какие-либо надписи. Но зато на рис. 17, где тот же элемент показан вблизи, надписи не только видны, но их можно нормально прочитать, что я и делаю.

    Итак, на самой верхушке горлышка я читаю слова: МАКАЖИ МАСКА, которые на современном русском языке означают: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ, АРТЕФАКТ. Затем я читаю надписи справа, они образуют целую область. Тут я читаю такие слова: ИЗ 35 И 30 АРКОНЫ, что означает: ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЗАПАДНОГО КАИРА, и далее: АРМИИ ВИМАН РЮРИКА, что на современном русском языке означает: АРМИИ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ЯРА РЮРИКА.

    Таким образом, данная батарея была одной из деталей в электрооборудовании космических кораблей.

     

    Рис. 17. Моё чтение надписей на гальваническом элементе из иракского музея

    Линза как чудо шлифовки.

    «Другое чудо техники из той же эпохи находится в Британском музее. Отшлифованная линза, которую сегодня можно изготовить только с помощью точных станков и особых шлифовальных средств. Нам отшлифованные линзы известны с XVIвека. А этой линзе более 2 000 лет. Её нашли при раскопках в Малой Азии».

    Понятно, что линза как произведение машинной шлифовки меня заинтересовал. Я показал её как скриншот со стоп-кадра на рис. 18 слева. И тут же заметил, что на ней имеются надписи, однако для их чтения следовало обратить изображение в цвете, чтобы читать более тёмные буквы на светлом фоне. Это негативное изображение я поместил справа на рис. 18.

    И далее я приступил к чтению. Сначала я читаю слово слева вверху: ХРАМ. Затем на верхней диагонали: ВИМАН МАРЫ СТАНА 35.  И, наконец, на почти вертикальной линии: РУСИ МАРЫ ХАРАОНА. На современном русском языке это означает: ХРАМ КОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ СТАНА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ИЗ ЕВРАЗИИ ХАРАОНА (ЯРА РЮРИКА). Опять мы имеем дело с воинами-космонавтами Яра Рюрика.

     

    Рис. 18. Моё чтение надписей на линзе машинной шлифовки

    Древняя пуля.

    «В Москве, в Палеонтологическом музее есть череп древнего бизона, жившего 40 00 лет назад в Сибирской тундре. Поражает отверстие на лбу. Стоит исследовать историю выстрела 40 000-летней давности. Пуля словно расплющилась о лобовую броню,  края раны начали заживать».

    Видимо, речь идёт о чём-то необычном: оказывается, 40 000 лет назад существовало огнестрельное оружие. Разумеется, это не так. И всех привычных ошибок археологов на первое место всегда выходит ошибка в датировке. Кроме того, опять обращаю внимание на то, что при всей наблюдательности Эриха фон Дэникена в отношении древних технологий, он никогда не указывает на существование надписей, даже без обозначения их этнической принадлежности. Возможно, в фильме при плохой разрешающей способности плёнки это не так заметно, но многие артефакты он держал в руках или видел с очень близкого расстояния. Видимо, тогда способность древних людей к письменности в археологии вообще не принималась во внимание.

     

    Рис. 19. Отверстие в лобной кости древнего бизона

    На рис. 19 какие-либо надписи можно различить только при условии очень большого усиления контраста на стоп-кадре фильма. Однако для чтения лучше всего обратить изображение в цвете и ещё усилить контраст, что я и сделал на рис. 20. Теперь можно приступить к чтению.

    Сначала я читаю надпись вокруг круглого отверстия. Она гласит: ХРАМ ХАРАОНА. А поскольку хараон за всю историю человечества был только один, Яр Рюрик, то сы сразу попадаем в IXвек нашей эры, то есть в давность одной тысячи лет, а не сорока тысяч. Дале я читаю слова правее на том же уровне мом ниже: МИМА МАРЫ МАСКА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ ХРАМА ЖРЕЦА МАРЫ. Ещё ниже я читаю слова: ВИМАН МАРЫ 30 АРКОНЫ, которые на современном русском языке означают: КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА. То есть, речь идёт о добыче, которую сделали при охоте воины-космонавты Рюрика. А отверстие на лбу бизона при ближайшем рассмотрении выглядит не пулевым, а от копья. За это говорит не идеально круглое отверстие и наличие обломков и трещин вокруг него, что свидетельствует о невысокой скорости орудия убийства.

    Следовательно, археологи допустили помимо огромной ошибки в датировке, ещё и ошибку в атрибуции орудия убийства животного.  Это на них похоже.

     

    Рис. 20. Моё чтение надписей вокруг сквозного отверстия на лбу бизона

    «Во всём мире находим мы изображения летательных аппаратов и крылатых существ. Во всё мире каменные гиганты задавали нам волнующие загадки. И везде мы видели сооружения, воздвигнутые в честь богов, являвшихся с неба.

     В Японии, в пещере, обнаружен наскальный рисунок. Ему 7 000 лет», рис. 21. Интересно, что тут изображена некая ракета с хвостовым оперением и потоком реактивных газов из хвостового сопла. И опять – никаких упоминаний о надписях, хотя на теле ракеты их несколько. Что касается датировки археологов, то, как и в предыдущем случае, ей верить нельзя.

    Но что же всё-таки написано внутри изображения ракеты? Эти русские тексты можно будет узнать только после чтения надписей, что я и делаю на рис. 21, где я читаю эти русские слова.

     

    Рис. 21. Изображение ракеты в пещере Японии

    Рисунок космического корабля в пещере Японии.

    На рис. 22 я сначала читаю надпись внутри изображения ракеты над её центральной горизонтальной линией. Эта надпись гласит: ВИМАНА МАРСА МАРОВА ХАРАОНА ЯРА, что на современном русском языке означает: КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ С МАРСА ХАРАОНА ЯРА (РЮРИКА)

    А на центральной горизонтальной линии ракеты я читаю такие русские слова: ВОИНОВ ЯРА ВОЙСКА ВИМАН РУСИ МАРЫ, которые означают: ВОЙСКА ВОИНОВ ЯРА РЮРИКА ИЗ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ЕВРАЗИИ.

    Имеется надпись и ниже центральной линии ракеты. Она гласит: 35, 30 АРКОНЫ ВАРЯГА, что означает: ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЗАПАДНОГО КАИРА ВАРЯГА РЮРИКА. Иначе говоря, мы видим тут изображение космического корабля марсиан, являющегося представителем космического войска хараона варяга и жреца Яра Рюрика.

     

    Рис. 22. Моё чтение надписей на марсианском космическом корабле

    Макет самолёта из Колумбии.

    «А вот эту золотую вещицу из Колумбии сравнили с чертежом современного реактивного самолёта и пришли к заключению, что древние около полутора тысячи лет назад имели модель летательного аппарата», рис. 23. 

    Кстати, в моей книге о виманах я рассматривал различные изображения золотых макетов самолётов из Колумбии, так что это сообщение для меня не новость [5:119-124]. Почти все исследованные образцы несли на себе русские слова об их принадлежности к военно-воздушному флоту хараона Яра Рюрика. Полагаю, что и изображенный макет самолёта принадлежит тем же войскам. К сожалению, он показан так, что надписи практически не видны. Однако кое-что можно прочитать, если эти надписи обернуть в цвете, то есть, перейти от позитива к негативу. Это я и произвожу на рис. 24.

     

    Рис. 23. Изображение макета самолёта из Колумбии

    На рис. 24 я читаю в обращённом цвете надписи на носовой части самолёта слова: МИМА РУСИ МАРЫ, а далее, на фюзеляже – слова: СКОЛОТОВ РЮРИКА, что на современном русском языке означает: ЖРЕЦА ЕВРАЗИИ СКОЛОТОВ РЮРИКА.

    Иначе говоря, и этот макет содержит надписи, показывающие его принадлежность к военно-воздушным силам Рюрика.

    Далее я продолжаю цитировать голос диктора из фильма Эриха фон Дэникена.

    «В то, что древние летали, начинаешь верить, когда сегодня пользуешься их предполагаемой воздушной трассой. Попробуем сделать это!

    Начнём свой полёт из Тихого океана к побережью Перу в Южной Америке. Перед нами – бухта Писко. Вот странный знак на высоте 300 метров, трезубец-указатель. Несомненно, сигнал. Но для кого? Летим ещё раз. Уже два тысячелетия этот знак указывает дорогу вглубь страны. Его можно видеть только с воздуха. Вспоминаем золотой самолётик из Колумбии и следуем в указанном сигналом направлении. Перед нами – руины древних культур».   

     

    Рис. 24. Моё чтение надписей на самолётике из Колумбии

    «И вот раскинулась таинственная каменная пустыня Наска. Бегут линии, бессмысленные линии, если смотреть на них с земли. Они обнаружены во время аэрофотосъёмки. Этим прямым бороздам, выложенным светлыми камнями, по меньшей мере, 2 000 лет. Но так ли уж бессмысленны эти прямые линии?

    С большой высоты открываются их тайны. Они образуют гигантские рисунки животных, насекомых, и каких-то неземных существ. Вот это – паук, орёл, павлин, и колибри? Ни одну из этих фигур нельзя различить с земли. Здесь нет ни одной горы, с которой можно было бы осмотреть местность. Остаётся вывод, что знаки эти предназначались для тех, кто летал в небе. 

    А это – каменные полосы, загадочные дороги – в никуда! Они раскинулись под нами, прямые, как лучи. Одни идут параллельно, другие перекрещиваются, как роза ветров. Для чего их соорудили на этой равнине? Они обрываются так же внезапно, как и возникают. Мы уже не сомневаемся, что видим взлётно-посадочные полосы аэродрома в ныне вымершей пустыни Наска.

     

    Рис. 25. Моё чтение надписей вблизи и н каменной полосе пустыни Наска

    Взлётно-посадочная полоса для самолётов.

    Прав ли Эрих фон Дэникен? Для ответа на этот вопрос необходимо прочитать надписи. Хочу напомнить, что взлётно-осадочная полоса в эпоху Рюрика называлась РАВНИНА. Имеются ли подобные надписи на данном стоп-кадре?

    Я рассматриваю самую яркую правую полосу. Прямо над ней я читаю слова: СТАНА 30 СЛАВЯН, что на современном русском языке означает: СТАНА СЛАВЯНИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА. А затем я читаю надпись на этой полосе, только я поворачиваю её влево, против движения часовой стрелки, и читаю на ней слова: ВИМАН СТАНА РАВНИНА, что на современном русском языке означает: ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДАННОГО СТАНА.

    Иными словами, Эрих фон Дэникен абсолютно прав.

    Диктор фильма продолжает: «Может быть, рисунки здесь знаменуют некие астрономические символы, или это – иероглифы своеобразной информации? Кому и что они могли говорить, если видны только с большой высоты?

     

    Рис. 26. Моё чтение надписей, видимых с большой высоты

    Наконец-то, надписи замечены.

    Только в конце фильма Эрих фон Дэникен заметил надписи. Но, поскольку в классической лингвистике иероглифы считаются древнейшим видом письменности, он, естественно, решил, что надписи, которые он заметил, являются иероглифами. Однако они всё те же, что и прежде, – русские надписи на основе букв рун Рода.

    Их можно прочитать. Сначала на фрагменте внутри белой рамочки я читаю датировку: 8 ЯРА ГОД, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означат: 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Далее я читаю надпись на правом фрагменте: МАСКА МАРЫ 30 АРКОНЫ ВОИНОВ, что на современном русском языке означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ЗАПАДНОГО КАИРА.  Понятно, что, поскольку воины относились к ВВС Яра Рюрика, расположение кладбища показано именно для тех, кто летает на самолётах.

    «Если эти каменные полосы – не дороги, а посадочные дорожки, то для кого они? И вот показана последняя из таких «дорог». Так пусть же эти дорожки сейчас послужат нам! Неужели вас не охватывает волнение. Которое сейчас испытываем мы, приземляясь на инопланетном космодроме?». – Я убедился в том, что какие-то дороги являются взлётно-посадочными полосами, а какие-то – кладбищами. рис. 27.

     

    Рис. 27. Одна из «дорог» и моё чтение надписей

    На рис. 27 я читаю надписи, начиная сверху. Тут написано: МАСКА МАРЫ 30 АРКОНЫ, что на современном русском языке означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИШИХ ВОИНОВ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА, то есть, снова кладбище воинов Рюрика.

    Заключение фильма.

    «Мы ничего не доказываем. Мы только показывали и ставили вопросы. Действительно ли прилетали боги с других звёзд? Были ли эти боги космонавтами? Во всём мире мы собирали древние свидетельства, подтверждающие наши предположения. В них можно сомневаться, не спорим, но умолчать о них нельзя!»

    Попробую последовательно ответить на заданные Эрихом фон Дэникеном вопросы. Прилетали ли боги с других звёзд? – Нет, не прилетали! Все показанные в фильме материалы однозначно свидетельствуют о том, что прилетали космический корабли военно-космических сил русского жреца Рюрика, отчасти земного, отчасти марсианского происхождения.

    Были ли эти боги космонавтами? – Да, несомненно, были. Иначе говоря, фильм правильно затронул проблему древней космонавтики. Однако полвека назад на вопросы, поставленные в конце фильма, невозможно было ответить ни положительно, ни отрицательно, ибо для этого необходимо было проанализировать массу снимков с точки зрения русской эпиграфики. Я к выполнению этой важной миссии оказался готовым только к этому времени, а лиц, которые меня бы превосходили в умении читать слабые и едва видимые русские надписи, я не знаю. Так что я искренне рад тому, что этот фильм в своё время появился, и тому, что я его в 70-е годы посмотрел на старом Арбате в кинотеатре, и тому, что он врезался в мою память на всю оставшуюся жизнь.

    Ибо по сути дела, Эрих фон Дэникен обратил внимание на существование контакта древних цивилизаций с космонавтами. Однако какова была природа этих космонавтов, он в те дни понять не мог, ибо эпиграфика ещё не дошла до соответствующего уровня развития. Да и он сам заметил надписи лишь в одном случае, когда они были видны безо всяких ухищрений, но и в этом случае он их принял за иероглифы. Так что его можно благодарить за постановку вопроса о существовании на Земле космонавтики в древности, но нельзя порицать за то, что смежные науки не смогли ответить в те дни на ряд интересующих его вопросов. 

    Отклики на данный фильм.

    Вот отзывы на сайте «Кинопоиск» [6]. «Вопросы, которые авторы поднимают в своем фильме, волнуют человечество. Действительно ли бог был Астронавтом? Кто построил пирамиды? Кого изображают статуи острова Пасхи? Кто и для кого нарисовал гигантские рисунки на плато в южной Америке? Все эти вопросы до сих пор не нашли ответов». Имя автора и дата мнения отсутствуют.

    theufo. 15 апреля 2009 года. «Наткнулся на данный документальный фильм совершенно случайно (он имеет такое же название как и аниме), но описание фильма заинтересовало меня и я решил посмотреть. Фильм затрагивает вопросы религии, а в частности возникновения Бога. Правда ли что Бог был всего лишь пришельцем с другой планеты? Начнется все с того, что нам расскажут, как появляются новые религии на примере американских военных и островных племен. Здесь представлены удивительно проведенные параллели современных достижений науки и техники с мифами и сказаниями совершенно разных стран и религий о богах и их способностях.

    Мы пронесемся по всему миру, начиная от Турции и заканчивая Югославией. Будут показаны старинные фрески и рисунки, изображения на которых нельзя объяснить никак иначе, как космонавтами и их космическими кораблями. Будут показаны фрагменты древних рукописей, расшифровка которых продолжается до сих пор. Нам раскроют поразительные факты о пирамидах, о том, как они были построены и о том, что древние египтяне не могли иметь знаний, необходимых для их строительства. И снова напрашивается вывод о помощи внеземных цивилизаций. Так кто же являлся Богом для древних цивилизаций? Сейчас мы уже вряд ли сможем точно это сказать.

    Была проделана огромная работа, чтобы сделать этот фильм. Просмотрены сотни источников, посещено множество различных мест по все планете. Понравится фильм и тем, кто любит историю, и тем, кому интересны загадки всего неопознанного».

    Зритель t3rm1n4t0r. Бог живёт на другой планете. 10 января 2010 года. «О существовании этого фильма я узнал от своего коллеги по работе. Так как я люблю всё непознанное, то с большим энтузиазмом встретил эту картину. Создатели фильма проделали поистине титаническую работу, посетили кучу мест по всему миру, изучили массу древних документов. С каждой минутой я всё больше соглашался с режиссёром и сценаристами о возможном посещении богов-инопланетян нашей планеты. Чем древнее были рукописи и постройки, тем вызывающе они обозначали своё присутствие в нашей истории. Не хотелось бы пересказывать содержание, но есть огромное желание посоветовать этот фильм к просмотру самой широкой публике — просвещайтесь!»

    Зритель Кот. Колесницы богов сходят на Землю. 18 ноября 2014 года. «Мы живем в разгар того насыщенного информационного века, когда извечный вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» уже порядком приелся, затерся и перестал будоражить пытливые умы, не заставшие первый полет человека в Космос и полулегендарную высадку на Луну. Сейчас прифотошопить «летающую тарелку» к снимку голубого неба может едва ли не каждый второй школьник, а эзотерическая тележвачка в вечернем эфире канала «Рен-ТВ» воспринимается серьезно только в наркотических трипах или при активной сорокоградусной поддержке. В далеком же 1970 году уфология как наука еще находилась в состоянии, близком к зародышевому. То был период, когда уже поутихла шумиха конца 40-х, раздутая американскими СМИ после Розуэлльского инцидента и наблюдений пилота Кеннета Арнольда в Каскадных горах, которая имела, по большей части, спекулятивный характер. По-настоящему фундаментальный исследовательский подход к проблеме поиска братьев по разуму за пределами родной планеты, охватывающий комплекс самых животрепещущих загадок человечества, за два десятилетия до падения Берлинской Стены нашел отражение в западногерманском научно-популярном документальном фильме «Воспоминания о будущем», ставшем настоящей сенсацией для западного мира.    

    Со студенческих лет питающий интерес к мифологическим сюжетам и старинным рукописям, Эрих фон Дэникен всей душой загорелся идеей палеоконтакта, посвятив свою жизнь непрерывному поиску доказательств пребывания на Земле инопланетных космонавтов в далеком прошлом. Уже первая книга 33-летнего уфолога в 1968 году стала бестселлером в 40 странах, — именно по ней режиссером Харальдом Райнлем был поставлен документальный фильм «Воспоминания о будущем». Энтузиазм фон Дэникена поистине уникален. Собирая материал, он вместе со съемочной группой объездил полмира: от Мексики до Австралии, от Индии до Ирака, от Африки до Перу, от Египта до острова Пасхи. Фильм сопровождается авторским комментарием исследователя, который увлеченно рассказывает о своих путешествиях, впечатлениях, наблюдениях и разговорах с экспертами, изредка появляясь в кадре собственной персоной. Это наделяет документалистику живым человеческим отношением. Мы видим, какая объемная работа проведена при поиске ценных артефактов: удивительно точный каменный календарь ацтеков, глиняная электрическая батарея, датируемая началом нашей эры, древние тексты и таблички с клинописью, содержание которых намекает на контакты с пришельцами. Даже Библия становится бесценным источником, позволяющим понять нюансы общения древних людей с небожителями. Захватывающим дух калейдоскопом являются нашему взору самые необычные места и постройки: африканские пещеры с изображениями «Великого Бога», руины Трои, гигантские рисунки на плато Наска, молчаливые истуканы острова Пасхи, величественные пирамиды Гизы, скальные гробницы с загадочными росписями, зиккураты Теотиуакана, Паленке и Чичен-Ицы…  

    В фильме неоднократно приводятся слова русского ученого Казанцева и академика Зайцева из Минска, однако открытия фон Дэникена практически обошли Советский Союз стороной. Кинопродукция ФРГ, мягко говоря, не пользовалась популярностью у отечественных цензоров по понятным политическим причинам. К тому же, негласный запрет на публикацию материалов об НЛО в прессе и на телевидении был снят только в перестроечном 1989-м. Лишь волей случая матери автора этих строк, еще будучи школьницей, удалось попасть на закрытый показ столь «антинаучного» фильма в кинозале Гнесинского училища, что в контексте воспоминаний о том дне было характеризовано одним словом: «шок». Доказательная база, собранная фон Дэникеном, на первых порах действительно поражает. Неоспоримы доводы в пользу того, что люди древних цивилизаций, обладавшие глубокими научными знаниями и развитыми технологиями, просто не могли получить их без целенаправленной сторонней помощи. Уж слишком много общего в представлениях носителей различных культур и конфессий о мудрых и могущественных обитателях небес. Пугающе часто существ, похожих на гуманоидов и космонавтов, наряду с их фантастическими транспортными средствами, можно узнать в живописных и скульптурных изображениях давно минувших эпох.       

    Однако время — коварная штука. То, что 44 года назад пугало до дрожи, сейчас выглядит наивным лепетом, если открыта и доступна накопленная за прошедшие десятилетия информация. Личный опыт показал, что авторитетные искусствоведы способны легко и быстро развенчать многие ошеломляющие открытия увлеченного уфолога и публициста. Глиняные японские фигурки догу, изображающие, по мнению фон Дэникена, астронавтов в пухлых скафандрах, легко объясняются специалистом по искусству Древнего Востока особенностями культа плодородия и идеей перерождения, а их большие зажмуренные глаза — спецификой погребального ритуала, отгоняющего злых духов. Знающий майянист, с улыбкой поворачивая сенсационное изображение из Паленке на 90 градусов, объясняет, что хитросплетение «трубок и механизмов летательного аппарата» — всего лишь схематичное изображение Древа жизни, занимавшего почетное место в мировоззрении индейцев майя. Да и не Кукулькан вовсе давит на «рычаги и педали», а обожествляемый современниками правитель Пакаль, изображенный на крышке собственного саркофага, возлегает в позе эмбриона у корней того самого Древа, приобщая себя к вечности. Погоня двух НЛО на фреске в югославском монастыре — не что иное, как аллегорические образы Солнца и Луны в неизменном цикле смены дня и ночи.     

    Конечно, фон Дэникен видел в древних памятниках то, что хотел видеть — подтверждение гипотезы о посещениях Земли пришельцами из космоса еще на заре человеческой цивилизации. Аргументация то и дело притягивалась за уши, самые очевидные логические объяснения игнорировались. Увы, вольность трактовок может легко превратить науку в фарс, а исследование — в клоунаду. Но возможно ли ставить знак равенства между слепым упрямством, рожденным искренним стремлением найти ответы, и осознанной профанацией для привлечения внимания? Может ли быть, та бесхитростная предвзятость более вредоносной, чем современное медийное дилетантство? Когда-то компьютер был изобретен, как высокоинтеллектуальная машина для вычислений, а сегодня мы используем его, чтобы постить селфи, и посылать друзьям видео про котиков. То же самое происходит и с уфологией. Место ученых, не потерявших способность мыслить широко, горячих голов с пламенным взором, стремящихся вглубь неизведанного, заменили клепатели сюжетов о коварных рептилоидах и пророчествующих принтерах, якобы распечатывающих послания Внеземных Цивилизаций. Однако факты, существующие буквально у нас под носом сотни и тысячи лет, остаются фактами. «Всё боится времени, а время боится Пирамид», — говорили древние. Каменные колоссы вечности безмолвно наблюдают за нашими суетными жизнями и не спешат выдавать своих секретов. Тысячи тайн в самых разных уголках планеты хранят поражающие воображение мегалитические сооружения, наскальные рисунки и настенные росписи, старинные гравюры и карты, уникальные археологические находки и предания о сошедших с небес богах. На фоне величия всех сокрытых от нас знаний человечество беспомощно и ничтожно, потому даже самая наивная и непрофессиональная попытка приподнять плотный занавес мироздания видится ценным вкладом в нашу общую историю и культуру, если подкреплена трудолюбием и подлинной тягой к познанию. Ведь истина по-прежнему где-то там».

    Зритель Ярослав Голованов [7]. Заметки вашего современника: «Автор фильма «Воспоминание о будущем» Эрих фон Деникен — 44-летний сын немецкого фабриканта готового платья. Бывший конторский служащий, корабельный стюард, директор ресторана, арендатор гостиницы, узник швейцарской тюрьмы (подделка документов, растрата, мошенничество). Автор книг «Воспоминание о будущем», «Назад, к звездам!», «Посев и космос», «Мой мир в картинках» и др. Переведён на 26 языков, ныне — миллионер, живёт на собственной вилле под Цюрихом. Состояние приобрёл, упорно пропагандируя миф о визите на Землю инопланетян. В поисках их следов объездил весь мир. Он понимал, что обречён на успех. Ведь серьёзный специалист, такой, например, как наш Кацнельсон, может его раздолбать с Баальбекской террасой, но когда разговор коснётся дагонов, тот же Исидор Саввич скажет: «Этого я не знаю и об этом судить не могу». Несовершенство современного мира: мошенник — миллионер, а у Кацнельсона даже машины нет. <…> Газета «Зюддойче цайтунг» пишет о Деникене: «Этот человек стал пророком новой науки, которая основана на вере, а не на доказательствах». Но тогда это не наука, ни новая, ни старая. Вера не требует доказательств — хочешь, верь, хочешь ,не верь. Маскируясь под науку, этот миф не помогает, а только мешает решить подлинно научную проблему поиска внеземных цивилизаций. В серьёзных журналах её называют «модифицированной религией».

    Как раз в моих чтениях надписей на артефактах я попытался показать, что основная мысль Эриха была правильной.

    Зритель Евгений Нефёдов [8]: «Сведения о посещаемости этого фильма в СССР обнаружить не удалось. А жаль! Было бы интересно сравнить интерес к постановке Харальда Райнля в нашей стране и, допустим, в США, где кинопроизведение вызвало мощный резонанс, собрав $25,9 млн. и удостоившись номинации1 на премию «Оскар». Гипотеза палеоконтакта, берущая исток ещё в теоретических выкладках Константина Эдуардовича Циолковского, получила тогда достаточно широкое распространение среди советских учёных. Включение в ткань повествования отрывков из интервью, взятых у Александра Казанцева и Вячеслава Зайцева (между прочим, встретившегося с западногерманскими кинематографистами в Москве, возле монумента «Покорителям космоса»), было далеко не случайным. Красноречив и тот факт, что мелодия Петера Томаса некоторое время звучала в качестве музыкальной заставки телепередачи «Очевидное – невероятное», для съёмок которой в обязательном порядке привлекали ведущих экспертов в разных областях знаний… Какие ещё нужны свидетельства?..

    Это позже, в 1991-м году, спустя два десятилетия с лишним после выхода бестселлера «Колесницы богов: Неразгаданные тайны прошлого» /1968/ и его экранизации, Эриху фон Дэникену присвоили издевательскую Шнобелевскую премию, а трудам писателя стали давать характеристики «псевдоистория», «псевдоархеология» и вообще – «псевдонаука». Заодно уж не возбраняется отметить, что неоценимую поддержку в публикации книг оказал Утц Утерманн (псевдонимы – Вильгельм Роггерсдорф и Матиас Ракер), сделавший блестящую карьеру на журналистском, литературном и кинодраматургическом поприщах ещё при нацистах, когда помимо прочего функционировала организация Аненербе. Да и режиссёр вовсе не являлся крупным специалистом в документалистике, зато, добившись успеха в разных жанрах (от триллеров до вестернов), обладал безошибочным коммерческим чутьём. Наконец, немаловажно, что многие вещи, казавшиеся загадками не так давно, ныне получили вполне убедительные объяснения с соблюдением принципа методологического редукционизма (известен и под наименованием «бритва Оккама»). Однако всего перечисленного, на мой взгляд, недостаточно, чтобы сгоряча объявить «Воспоминания о будущем» устаревшими и не представляющими никакой ценности.           

    Можно, разумеется, не соглашаться (целиком или частично) с озвученными фон Дэникеном и последователями аргументами в пользу выдвинутого предположения, в особенности – с трактовками рисунков, оставленных представителями примитивных культур на разных континентах. Но помимо того, что озвученная гипотеза как таковая оказалась небесполезной (как минимум, помогла отшлифовать доводы оппонентов из научного мира), картина Райнля чрезвычайно любопытна, как культурный феномен. Харальд, говоря по совести, не слишком стремился к новаторским художественным решениям, не без оснований сделав ставку на сам сенсационный материал. Собственно, от него требовалось лишь достаточно убедительно и подробно проиллюстрировать идеи Эриха, благо, что кинокадры резко превосходят по силе воздействия даже детальные описания и фотографии. Вспомним хотя бы величественные панорамы испещрённых узорами равнин Наска и Пальпа, и впрямь похожие на взлётно-посадочные полосы!» – Замечу: я показал, что помимо кладбищ, в этих местах действительно находились взлётно-посадочные полосы, так что речь идёт не о «вере в пришельцев», а о научно доказанном факте.

     Кроме того, на сеансе не покидает ощущение, что едва ли не каждый фрагмент, не говоря уже о пафосном тексте рассказчика-повествователя и музыке Томаса, отражает веру авторов в безграничные возможности человечества, устремившего взор к далёким мирам и начавшего активно покорять безвоздушное пространство. Мы не одиноки во Вселенной? Однозначного ответа на этот вопрос по-прежнему нет, но озвученные толкования нашли горячих сторонников среди фантастов, не устающих поражать воображение зрителей перемещениями сквозь Звёздные врата и схватками чужих с хищниками». – А это уже не научная, а эмоционально-художественная сфера восприятия фильма.

     

    Рис. 28. Обложка книги А. Первушина с критикой фильма Э. фон Дэникена

    Критик Первушин Антон. Выдержки из его книги [9], рис. 26.

    Аферист, создавший бестселлер.

    «Наибольшую известность в популяризации гипотез палеовизита и палеоконтакта приобрел Эрих фон Дэникен — швейцарский писатель, журналист, публицист и фантаст. Интерес к современной мифологии, касающейся присутствия инопланетян на Земле, он начал проявлять еще в юности, когда учился в Международной католической школе Фрибурга. Примечательно, что в то время фон Дэникен довольно серьезно испортил себе репутацию: был осужден за кражу на условный срок. Бросив школу, он устроился на обучение к отельерам. В декабре 1964 года впервые заявил о себе как «альтернативно-исторический» исследователь, опубликовав в канадско-немецком журнале Der Nordwesten статью «Нашипредкиприбылииз космоса?» (Hatten unsere Vorfahren Besuch aus dem Weltraum?). Насладиться новым статусом фон Дэникен толком не успел: его посадили на девять месяцев за участие в афере с ювелирными изделиями. Отсидев полный срок, он устроился на работу в отель Rosenhügel в Давосе, где в свободное время начал писать книгу «Воспоминания о будущем» (Erinnerungen an die Zukunft), в которой изложил аргументы в пользу гипотезы палеовизита. Рукопись отклонили несколько издательств, однако в марте 1968 года после литературной обработки, которую сделал бывший гитлеровский пропагандист Утз (Вильгельм) Утерманн, книга все-таки появилась на прилавках. Примечательно, что фон Дэникен не изменил своим криминальным привычкам и как раз в то время опять попал под суд по обвинению в мошенничестве, после чего был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы. Свою вторую книгу «Возвращение к звездам» (Zurück zu den Sternen, 1969) он писал уже в тюрьме».     

    Вроде бы нет большого смысла в том, чтобы доверять теориям, которые выдает на-гора отельер с репутацией прожженного афериста, новопреки ожиданиям «Воспоминания о будущем» стали бестселлером и были мгновенно переведены на английский язык (под названием Chariots of the Gods?), что позволило фон Дэникену не только расплатиться с долгами, но и заняться палеофантастикой профессионально.

    Его карьеру, правда, чуть не испортили на взлете: французский писатель Робер Шарру, ранее эксплуатировавший концепцию «допотопных» цивилизаций, публично обвинил фон Дэникена в плагиате, а ученые, к авторитету которых вольный исследователь апеллировал в своих трудах, выступили с резкой отповедью. Однако в 1970 году немецкий режиссер Харальд Райнль снял документальный фильм «Воспоминания о будущем» (Erinnerungen an die Zukunft) по двум первым книгам фон Дэникена; кинолента была номинирована на престижную премию «Оскар», дублирована на многие языки, в том числе на русский. В одночасье Эрих фон Дэникен стал самым авторитетным специалистом в области палеоконтакта, и его новые книги не заставили себя ждать. Сегодня суммарный тираж печатных трудов фон Дэникена перевалил за 70 млн экземпляров, а их названия говорят сами за себя: «Космический посев» (Aussaat und Kosmos, 1972), «Гости из космоса» (Besucher aus dem Kosmos, 1975), «Стратегия богов» (Strategie der Götter, 1982), «День, когда явились боги» (Der Tag an dem die Götter kamen, 1984), «Мы все — дети богов» (Wir alle sind Kinder der Götter, 1987), «Глаза Сфинкса» (Die Augen der Sphinx, 1989), «Следы инопланетян» (Die Spuren der Außerirdischen, 1990), «Каменный век был иным» (Die Steinzeit war ganz anders, 1991), «Послания и сигналы Вселенной» (Botschaften und Zeichen aus dem Universum, 1994), «Страшный суд начался» (Der Jüngste Tag hat längst begonnen, 1995) и т. д. Примечательно, что в более поздних текстах фон Дэникен все чаще использовал «реконструкции», скорее напоминающие фрагменты фантастических романов, а затем выпустил и три полноценных романа: «Загадки Старой Европы» (Die Rätsel im alten Europa, 1991), «Наследие Кукулькана» (Das Erbe von Kukulkan, 1996) и «Томи и планета лжи» (Tomy und der Planet der Lüge, 2006)».

    Карго-культы и мифология.

    «Подобно палеофантастам XIX века, фон Дэникен утверждает, что доклассической и классической мифологии можно всецело доверять. При этом он ожидаемо ссылается на прецедент Шлимана. Однако там, где его предшественники видели доказательства деятельности высокоразвитой цивилизации Атлантиды, фон Дэникен видит свидетельства посещения Земли пришельцами со звезд. В качестве аргумента он приводит феномен «карго-культа» — так называют религиозные движения на островах Меланезии (Тихий океан), возникшие после Второй мировой войны в качестве реакции на временную оккупацию. Когда завоеватели ушли, осталась память о высокой культуре и «волшебных» технологиях. Некоторые островитяне пытаются ритуально подражать оккупационным войскам: строят некое подобие самолетов и взлетно-посадочных полос, изображают технический персонал и связистов, наносят на тела воинские знаки различия и маршируют с деревянными «винтовками». Если проводить аналогию, то, может быть, наши предки также присутствовали при высадке инопланетян, наблюдали за их непонятной деятельностью, а затем пытались воспроизводить ее в ритуалах и воспевали в эпосах? Проблема аналогии, предложенной фон Дэникеном, состоит в том, что «карго-культы» оказались недолговечными, а их более внимательное изучение показало, что мы понимаем их слишком буквально: в действительности они являются модифицированной версией системы примитивных суеверий, существовавшей задолго до ХХ века и связанной с утопическими ожиданиями скорого наступления «эпохи изобилия». Наиболее развитый «карго-культ», называемый «культом Джона Фрума» и воцарившийся на острове Танна (Вануату), имел конкретное авторство (его приписывают некоему Манехиви) и служил не столько религиозным, сколько политическим целям. Подробнее об этом читайте, например, книгу Питера Уорсли «Когда вострубит труба. Исследование культов Карго в Меланезии» (The Trumpet Shall Sound. A Study of «Cargo» Cult in Melanesia, 1957), изданную на русском языке в 1963 году.

    Со своей стороны примитивная мифология (не в смысле заблуждения, а в смысле продукта творческого осмысления действительности) и связанные с ней ритуальные действия вырастают из психологической потребности очеловечить стихийные природные явления, придав им осмысленность и потенциальную управляемость. Классическая мифология — еще более сложное явление, в котором сведения о реальной истории соседствуют с философскими обобщениями, назидательными сентенциями, сказочными событиями и гиперболизированными аллегориями. Эрих фон Дэникен в своих книгах неоднократно подчеркивает, что древние мифы и предания искажены за счет переложения с языка на язык, поэтому трактовать их следует с осторожностью, но сам постоянно нарушает это правило, связывая любое упоминание о богах с гипотетическими инопланетянами.

    Впрочем, в самой гипотезе палеовизита нет ничего принципиально антинаучного. И при этом она имеет почтенную историю. Как известно, после Аристотеля на много веков возобладала геоцентрическая космология. Хотя воображение мыслителей оказалось сковано пределами единственного мира, они довольно часто позволяли себе пофантазировать на предмет «антиподов» — существ, живущих за границами Ойкумены. Своеобразным сводом средневековых чудес стала Херефордская карта мира, изготовленная около 1300 года: на ней можно найти русалку, сирену, циклопа, птицеголовое существо и, конечно, огнедышащих драконов. Из античности перешел в Средневековье миф о кинокефалах (киноцефалах, псоглавцах, песиголовцах) — людях с собачьими головами, которые живут где-то на краю света, носят одежду, строят жилища, но разговаривают исключительно лаем, как обычные псы. Поскольку многие источники свидетельствовали о том, что кинокефалы реальны, для теологов стало проблемой, куда отнести их в космологической иерархии: к животным, людям или демонам.

    Астрономические открытия и инопланетяне.

    «Гелиоцентрическая теория Николая Коперника и астрономические открытия Галилео Галилея, сделанные с помощью телескопа, в одночасье повергли старую космологию. Конечно, религиозные институты еще долго сопротивлялись наступлению нового знания, но к концу XVII века мало кто из образованных людей верил в геоцентризм. Изменилось и отношение к вопросу населенности небесных тел: о том, что, например, на Луне могут быть какие-то формы жизни, писали Иоганн Кеплер, Пьер Гассенди, Пьер Борель, Сирано де Бержерак и многие другие ученые того времени, включая прогрессивных теологов. Своего рода рубежом стало издание книги Бернара де Фонтенеля «Беседы о множественности миров» (Entretiens sur la pluralité des mondes, 1686), в которой помимо прочего обсуждалась гипотеза палеовизита. При этом уже тогда де Фонтенель прибег к аналогу «карго-культа» в качестве аргумента — за 300 лет до фон Дэникена! Но отверг гипотезу, поскольку полагал, что инопланетяне еще не освоили технологию космических перелетов, а когда освоят, мы это сразу заметим.

    В дальнейшем уверенность, что все небесные тела, включая Солнце, обитаемы, только росла. Ученые Европы состязались в придумывании новых аргументов, подтверждающих общее мнение: космос плотно населен, и вскоре мы установим контакт с «братьями по разуму».

      Плодовитый французский популяризатор Камиль Фламмарион, дебютировавший в 1862 году небольшим сочинением «Многочисленность обитаемых миров» (La pluralité des  mondes habités; études où l’on expose les conditions d’habitabilité des terres célestes, discutées au point de vue de l’astronomie et de la physiologie), регулярно издавал книги, в которых обобщал сведения о гипотетических инопланетянах, включая мифы и предания. Можно подумать, читая его, что Фламмарион ставил знак равенства между богами из мифологий и пришельцами из космоса, но на самом деле популяризатор просто показывал, что идея множественности обитаемых миров имеет солидную предысторию.

    Рождение уфологии.

    «Однако время шло, а инопланетяне никак себя не проявляли, сделавшись персонажами фантастики. Именно в фантастическом романе немецкого писателя Курда Лассвица «На двух планетах» (Auf zwei Planeten, 1897) было впервые заявлено: они уже здесь! Писатель утверждал, что высокоразвитые марсиане много десятилетий тайно занимаются «прогрессорской» деятельностью на Земле. Идею подхватил русский революционер Александр Богданов (Малиновский), развивший ее в утопической повести «Красная звезда» (1908)». И далее перечисляется ещё ряд книг того же направления.

    Прорыв Дэникена.

    Несмотря на то, что перечисленные выше книги издавались приличными тиражами и переводились на основные языки, гипотеза палеовизита оставалась предметом обсуждения сравнительно небольшой группы любителей «паранормального» и фантастики. Поэтому явление Эриха фон Дэникена народу стало переломным событием, после которого о гипотезе узнали широкие массы. В чем же особенность «Воспоминаний о будущем»?

    Прежде всего, фон Дэникен отказался от теософских реконструкций «допотопной» истории и от всякого намека на оккультизм или другую религиозную систему взглядов. Его концепция подчеркнуто материалистична. Далее, он собрал практически все предания и артефакты, которые ранее увязывались комментаторами с Атлантидой (или любым «потерянным» континентом), и проинтерпретировал их исключительно как свидетельства палеовизитов и палеоконтактов. Поскольку в своих умозаключениях фон Дэникен опирался на науку как метод описания действительности, а не противопоставлял себя ей, это позволило ему претендовать на обоснованность предлагаемой реконструкции древней истории. Стоит также вспомнить, что когда фон Дэникен занялся гипотезой палеовизита, пик расцвета переживала практическая космонавтика: СССР и США азартно запускали пилотируемые корабли, устанавливая рекорды по продолжительности пребывания на орбите; американские астронавты готовились к высадке на Луну; в прессе всерьез обсуждались проблемы полета на Марс и первой межзвездной экспедиции. Казалось, что внеземная экспансия человечества будет нарастать все быстрее, а земляне колонизируют Солнечную систему еще до конца столетия. Фон Дэникену оставалось только провести очередную аналогию: если мы столь стремительно прошли путь от клинописных табличек до космических кораблей, то почему обитатели планет у соседних звезд не могли сделать то же самое? Они ведь не глупее нас?…

    Именно в этом умозаключении содержится превосходство концепции фон Дэникена. Но, если приглядеться, в нем же прячется ее самое слабое звено. Реконструируя палеовизит, пытаясь «вычислить» цели, средства и технические возможности пришельцев, фон Дэникен проводит аналогии с космонавтикой, но не той, которая была в 1960-х годах, а той, которая когда-нибудь будет. И ожидаемо следует не компетентному мнению сотрудников ракетно-космической отрасли, а некоему образу, созданному воображением… коллег-фантастов.

    Например, в начальных главах «Воспоминаний о будущем» много говорится о возможности межзвездных перелетов, и, конечно, фон Дэникен делает ставку на фотонные звездолеты (Photonen-Rakete). Если бы он удосужился хоть немного почитать по теме, кроме фантастики и научно-популярной литературы, то убедился бы, что фотонный звездолет как техническая конструкция не может быть реализован в силу отсутствия в нашей Вселенной достаточного количества природного антивещества, а его производство требует таких затрат энергии, что проще и эффективнее использовать ее для разгона каким-то другим способом. Еще более характерный момент: фон Дэникен сообщает, что египетский обычай мумифицировать покойников был попыткой подражания процедуре анабиоза, в который якобы погружались межзвездные путешественники. Но в том-то и закавыка, что анабиоз как средство продления жизни при длительных полетах — выдумка фантастов; наука пока не имеет определенного мнения на этот счет.

    Книги и отдельные утверждения фон Дэникена можно долго разбирать, указывая на фактические ошибки и недопустимые обобщения. Но в этом нет смысла, потому что такой разбор превратится в обсуждение одного научно-фантастического романа в сравнении с другими. Наверное, подобный подход был бы интересен литературоведам, но реальная история тут при чем? Концепция фон Дэникена не проходит по критерию верифицируемости (проверяемости), ведь у нас нет поблизости инопланетной цивилизации, освоившей межзвездные перелеты и соответствующие технологии, которые мы могли бы сравнить с предложенной реконструкцией. Не проходит и по критерию фальсифицируемости (опровергаемости), потому что невозможно придумать условие, при котором теория может быть раз и навсегда выведена из научного обсуждения как противоречащая наблюдениям. Инопланетяне в рамках теории получаются очень гибкие и уступчивые. Они прилетели с Марса… Там нет жизни?… Тогда с Венеры!… Тоже нет?… Тогда с Проксимы Центавра! А еще лучше — с Сириуса, ведь он далеко и ему безразлично. Короче, откуда-то они прилетели, но это ведь неважно — в главном-то мы правы! И т. д»

    Здесь я могу согласиться с Антоном Первушиным. По критериям науки о Марсе и Луне конца ХХ века, он прав. Однако с точки зрения, которую я изложил в моей книге о космической археологии и о космонавтике Древней Руси (она уже написана несколько месяцев назад, но ещё не опубликована), этими космонавтами были в основном, русские воины Рюрика и в некоторых случаях – находящиеся у них в составе их войск космонавты с Марса, но говорящие тоже по-русски. Но никаких «пришельцев», то есть, людей, чуждых землянам и даже русским, среди них не было.

    «Анализируя гипотезу палеовизита в версии фон Дэникена по соответствиям критериям научности, можно уверенно заявить: перед нами не наука и даже не паранаука, а псевдорелигиозное учение, в котором Бог или боги заменены инопланетянами». Но если продолжать эту мысль, то и вся современная наука заменяет Бога законами природы, и тогда её тоже придётся причислить к псевдорелигиозным учениям. Ибо в основе гипотезы фон Дэникена находится не трактовка Бога, а предположение о том, как могла возникнуть религия из слишком большого культурного разрыва между носителями весьма продвинутоой техники и отсталыми народами. 

    «Тем не менее, концепция фон Дэникена обрела множество поклонников, органично вписавшись в лоскутную ткань нью-эйджа (New Age, буквально: «новая эра») — совокупности идеологически близких течений и движений, нацеленных на духовный поиск вне классических конфессий в ожидании наступления новой эпохи. В начале 1970-х годов нью-эйдж привлек массу молодых образованных людей, что оказало довольно существенное влияние на культуру: например, именно тогда началось повальное увлечение восточной экзотикой, что привело западную цивилизацию к внутренней трансформации на самых разных уровнях, включая изменение кулинарных предпочтений. Гипотеза палеовизита в версии фон Дэникена оказалась удобным нью-эйджевым вероучением для атеистов-материалистов, поэтому с годами ее популярность только росла».

    Понятно, что это – одна из составляющих успеха гипотезы фон Дэникена, но отнюдь не основная причина. Основная причина – как раз в научной доказательности, то есть, в демонстрации реальных артефактов, многим неизвестных, причём не в единичных экземплярах, а в глобальном масштабе, на каждом континенте. Так что я бы назвал фильм Эриха фон Дэникена не псевдорелигиозным учением, типа церкви славян-инглингов Омска, а научно-популярной гипотезой, которая объясняет теогенезис, то есть, условия для создания веры в Бога. Ибо для каких-то народов это объяснение швейцарского исследователя оказалось абсолютно верным. Так что, несмотря на наиболее обстоятельное исследование фильма в книге А. Первушина, с его выводами согласиться невозможно.

    Обсуждение.

    Это – моя последняя статья по поводу фильма Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем». И понятно, что мнение читателей, а более того – критиков, разумеется, должно было сказаться на моём отношении к фильму. Но не сказалось.

    Аргумент первый: «Эрих фон Дэникен – аферист, создавший бестселлер». Чудес на свете не бывает. Мы не знаем причин, по которым была совершена первая кража, равно, как и причин более позднего мошенничества. Однако если так рассуждать, то можно было бы  составить аналогичную фразу и против создателя отечественной космонавтики: «Сергей Павлович Королёв – государственный преступник, создавший чудо-ракету». Напомню, что «Королёв был арестован 27 июня 1938 года, после ареста Ивана Терентьевича Клеймёнова и других работников Реактивного института. Арест Королёва санкционировал М. Ю. Рагинский — заместитель Генерального прокурора А.Я. Вышинского. Постановление на арест Королёва писал Жуковский. Основания для ареста: показания  И.Т. Клейменова (расстрелян), Г. Э. Лангемака (расстрелян), В. П. Глушко — все трое называли С. П. Королёва соучастником контрреволюционной троцкистской организации внутри РНИИ, «ставящей своей целью ослабление оборонной мощи в угоду фашизму». Его обвинили по статье 58-й, по двум её пунктам: 58-7 — «Подрыв государственной промышленности …, совершённый в контрреволюционных целях путём соответствующего использования государственных учреждений и предприятий, или противодействие их нормальной деятельности» — и 58-11 — «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений …». Королёва обвиняли в том, что с 1935 года он проводил преступную работу по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения. По некоторым данным, он был подвергнут пыткам — ему сломали челюсть» (Википедия). А реальным основанием для таких обвинений было то, что созданный С.П. Королёвым истребитель не был оценён по заслугам в РККА, и потому, как «неудачный проект» Королёв передал его на тот момент союзнику СССР – Германии, где его стали производить на заводах Мессершмидта. И, как показал военный опыт, это был лучший истребитель этих двух стран. То есть, был прав Королёв как изобретатель, и неправы критики его истребителя из РККА. Но свой просчёт они пытались обелить, обвинив Королёва в антисоветской деятельности. Иначе пришлось бы расстрелять именно их.

    Отмечу, что в тюрьме Дэникен не стремился стать вором в законе, а писал вторую книгу. Следовательно, именно создание научных гипотез и было его призванием, тогда как на какие-то нелады с законом его могли подтолкнуть неудачи с изданием его книг.

    Аргумент второй – ошеломляющий успех фильма. Он был вызван, на мой взгляд, двумя обстоятельствами: успехами советской и американской космонавтики с одной стороны, и молчанием науки о следах древней космонавтики с другой стороны. Такого успеха быть не могло бы ни двумя десятилетиями раньше, ни двумя десятилетиями позже, ибо такого типа информация была особенно востребована именно в этот период. Трудно сказать, почувствовал ли Эрих фон Дэникен эту востребованность сам, или ему её подсказал кто-то, но создание фильма явилось замечательным маркетинговым ходом, принесшим миллионное состояние.  

    В наши дни ни книга о древней космонавтике, с подробным чтением древних надписей, ни создание соответствующего фильма такого успеха е принесёт. С одной стороны, уже сложилось целое направление палеоконтакта, о котором Википедия отзывается так: «Палеоконта́кт (гипотеза дрекних космонавтов, палеокосмонавтика) – гипотетическое посещениеЗемли в прошлом разумными существами внеземного происхождения, предположительно отражённое в некоторых древних памятниках земной культуры. Часто гипотеза палеоконтакта подразумевает внеземное происхождение некоторых (или всех) земных цивилизаций.

    Идеи о палеоконтакте развивали и развивают такие авторы, как Чарльз ФортКонстантин ЦиолковскийИммануил ВеликовскийМатест АгрестЭрих фон ДэникенАлександр КазанцевЗахария СитчинДжорджио Цукалос[en]Андрей Скляров и многие другие. В современной научной литературе гипотеза палеоконтакта обычно не рассматривается всерьёз. Сюжет палеоконтакта часто используется в научной фантастике». – А среди аргументов, якобы порочащих это направление, упоминается и использование данных об НЛО, то есть, ещё одно якобы ненаучное направление, уфология.

    Так что книга такого содержания станет всего лишь ещё одной в ряду книг уже названных исследователей.

    Тем не менее, подводя итог фильму, я лишь повторю своё мнение, высказанное в каждой части моих комментариев к фильму: древняя космонавтика (тысячелетней давности) действительно существовала, и она была связана с военно-космическими силами хараона всея Руси Рюрика, и именно об этом говорят все приведённые в рассмотренном фильме  доказательства, однако посещения космонавтов из других звёздных систем не опирается н на один из приведённых кадров фильма.

    Следовательно, эта часть гипотезы Эриха вон Дэникена не подтвердилась.

    Заключение.

    Рассмотрение научно-популярных фильмов, даже если они не вполне вписываются в современные представления о науке, весьма полезно, поскольку они дают богатый материал из источников, которые следует проанализировать дополнительно. И этот дополнительный анализ показывает, что одно из двух предположений, высказанных автором, оказалось вполне научным и доказательным.

    Литература.

    1. Чудинов В.А. Комментарии к фильму Э. фон Дэникена, часть 1. – Сайт chudinov.ru от 28 июня 2019 года 

    2. Чудинов В.А. Комментарии к фильму Э. фон Дэникена, часть 2. – Сайт chudinov.ru от 15 июля 2019 года

    3. Чудинов В.А. Комментарии к фильму Э. фон Дэникена, часть 3. – Сайт chudinov.ru от 13 августа 2019 года

    4. Эрих фон Дэникен. Воспоминания о будущем  (Chariots of the Gods).15 сентября 203 года. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=RuFnMGfMEuo

    5. Чудинов В.А. Виманы как древние летательные аппараты – М., «Традиция», 2018. – 416 с., ил.

    6. Воспоминания о будущем. ErinnerungenandieZukunft. Источник: https://www.kinopoisk.ru/film/94313/

    7. Эрих фон Дэникен. Источник: https://www.livelib.ru/author/27322-erih-fon-deniken

    8. Нефёдов Евгений 09.ноября.2018, AllOfCinema.com. Источник: llofcinema.com/vospominaniya-o-budushhem-erinnerungen-an-die-zukunft-1970/

    9. Первушин Антон. Космическая мифология. От марсианских атлантов до лунного заговора

    «Альпина нон-фикшн», 2019. – 454 с., ил.  Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17400-mifologiya-i-nyu-eydzh-pochemu-my-verim-chto-inoplanetyane-uzhe-byvali-na-zemle

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову