Украденный фрагмент Стоунхенджа и другие новости

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Стоунхендж.
  • Кража карт России.
  • Сколько всего географических материалов было вывезено из страны?
  • Сундуки академика Делиля.
  • Посылки барона фон Аша.
  • Баловень судьбы Юлиус Клапрот.
  • Время раскрывать карты.
  • Древние «пузатые» фигуры из Гватемалы.
  • Карты земель российского Севера XVI-XVII веков.
  • Ацтекская карта-комикс.
  • Древний топор из Бобруйска.
  • Почему носы египетских статуй разбиты и обезображены.
  • Археология эпохи Рюрика.
  • Название Европы.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Стоунхендж.

    Рис. 1. Момент реконструкции Стоунхенджа в 50-е гг. ХХ века

    Археологи весьма негодуют на «чёрных копателей», которые растаскивают ценные артефакты по частным коллекциям, не позволяя создать полноценную картину прошлого, и правильно поступают! Однако, так ли честны сами археологи? Разумеется, не вся армия вполне честных и преданных науке людей, а некоторые «паршивые овцы»?

    Этот вопрос невольно приходит на ум, когда знакомишься с заметкой [1]: «Пропавший фрагмент Стоунхенджа 60 лет назад украл один из археологов. Ученый сам решил вернуть часть уникального монумента...  В Великобритании смогли найти фрагмент Стоунхенджа, который пропал около 60 лет назад. Оказалось, что ответственность за инцидент несет один из археологов, проводивший там раскопки, сообщает Bloomberg. Об исчезновении фрагмента стало известно 1958 году, об обстоятельствах происшествия стало известно только сейчас — археолог Роберт Филлипс сам вернул его, рассказав, что камень хранился в его офисе. Он решил его забрать к себе домой в США. 

     

    Рис. 2. Моё чтение надписей на грунтоглифе Стоунхенджа

    Ученые предполагают, что фрагмент доисторического памятника поможет изучить происхождение этих огромных камней. Однако ответить на главные вопросы Стоунхеджа он вряд ли поможет. Исследователи до сих пор не знают, для каких целей он был построен. В настоящее время выделяются вде основные версии: Стоунхедж использовался для религиозных обрядов либо служил обсерваторией....  Интересно, что судьба еще двух фрагментов, извлеченных в тот день из Стоунхенджа, остается неизвестной.  Вероятно, они до сих пор украшают чью-то домашнюю коллекцию. Представители британской государственной Комиссии по историческим зданиям и памятникам Англии призывают людей, которым что-либо об этом известно, связаться с представителями ведомства».

    Понятно, что первая реакция на это сообщение будет снижение общего доверия к деятельности археологов. Однако нечистые на руку люди имеются в любой профессии, а археологические артефакты имеют на чёрном рынке большую стоимость. Однако я решил обратиться к цитированию этой заметки не столько для того, чтобы показать, что археология привлекает к себе, в том числе, и не чистых на руку археологов, сколько для возможности прочитать некоторые надписи, в частности, на грунтоглифах. 

    Я читаю надпись на грунтоглифе, находящемся на рис. 1 за бутылкой, рис. 2. Там я читаю слова: ХРАМ ХАРАОНА МАРЫ ВОЙСКА МАРЫ ВИМАН РЮРИКА, что на современном русском языке означает: ХРАМ ХАРАОНА, ЖРЕЦА МАРЫ РЮРИКА, ВОЙСКА ВВС (или ВКС). Это к вопросу о том, что «Исследователи до сих пор не знают, для каких целей он был построен». Это – воинский храм Мары ВВС/ВКС Рюрика.

    А ближе, на траве, я читаю слова: МИМА МАРЫ И МАКАЖИ РЮРИКА. МАСКА МАРЫ, что на современном русском языке означает: ЖРЕЦА МАРЫ И МАКОШИ РЮРИКА. МЕМОРИАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ. Иначе говоря, военное кладбище при военном храме. Хотя, собственно говоря, я уже давно прочитал ряд надписей на фотографиях, сделанных на Стоунхендже в 1954 году [2]. И данные надписи на грунтоглифе выражают решение «Загадки Стоунхенджа»  в наиболее коротком и явном виде.

    Перехожу к другому сюжету, но тоже не характеризующему историков положительно.

     

    Рис. 3. Лист № 153 на карте Ремизова

    Кража карт России.

    Об этом неприятном факте можно прочитать в заметке [3]: «В этом захватывающем историческом детективе местом действия стали самые отдаленные территории Евразии и Америки, время действия растянулось на века, а в роли воров выступали не прожженные преступники – ученые, порой знаменитые. Сюжет: похищение и вывоз за границу бесценных географических карт, принадлежавших России.  Над крышами зданий видны башни Кремля, я, уткнувшись в экран телефона, бреду мимо гудящих машин. Приложение никак не определит мою геолокацию – смотрю на номера домов, пытаюсь сориентироваться так, словно передо мной не устройство с GPS-датчиком, а обычная карта. Готово! Ныряю в переулок и вскоре вхожу в Ивановский зал Российской государственной библиотеки – здесь проходит выставка «Карты земель Российского Севера. Реальность и мифы». Прохожу мимо изображений Сибири, Аляски, каких-то фантастических земель на Северном полюсе... А вот и то, что я ищу: на пожелтевших листах от руки нарисованы маленькие деревья, юрты, выведены ярко-желтые зигзаги гор. Север, по старинной русской традиции, внизу, там, вдоль кромки, плещется расчерченный на льдины океан. Это один из самых старых русских атласов, дошедших до наших дней, – «Чертежная книга Сибири» тобольского картографа Семена Ремезова, 1701 год. Работа в старорусской стилистике: реки синими лентами толщиной с мизинец тянутся из океана вверх и расходятся изящными завитушками притоков. На юго-востоке (который, конечно, вверху слева) нарисованы зубцы Великой Китайской стены, правее и ниже – Море Байкал...

     

    Рис. 4. Низ листа № 153 в контрастном виде и моё чтение подписей внизу

    «Здесь могла бы быть еще одна работа Ремезова, но ее нет. Уехала из страны, пропала», – с просторов разукрашенной Сибири в реальность меня возвращает голос куратора выставки, Людмилы Николаевны Зинчук. Заведующая отделом картографических изданий библиотеки рассказывает о судьбе «очаровательной книжечки», которую было удобно брать с собой в путешествие: рукописная «Хорографическая книга Сибири», изготовленная в одном экземпляре в подарок Петру I, до царя не добралась и на годы осела в архивах. В начале XX века историку Льву Багрову выдали «Хорографическую книгу» и другие документы, чтобы он написал предисловие к Атласу Азиатской России. Багров свою работу сделал, но материалы так и не вернул: случилась революция, ученый спешно уехал за границу, где и жил до самой смерти. Книга Ремезова считалась без вести пропавшей, пока в 1958 году не была опубликована под названием «Atlas of Siberia by Semyon U. Remezov». Рукопись к тому моменту хранилась в Гарвардском университете. Из всех атласов Ремезова «Хорографическая книга» – самый крупно-масштабный и детализированный, поэтому он имеет наибольшую историческую ценность. Еще одна особенность: компактный (примерно A4) размер книги нередко вынуждал картографа подклеивать дополнительные листы к основным – получалась «раcкладушка» [3]. Houghton Library, Harvard University. MS Russ 72.   

    Сколько всего географических материалов было вывезено из страны?

    «Никто не знает. Но совершенно точно известно другое: если судить по историям немногочисленных раскрытых похищений, за самыми масштабными из них стоят не прожженные грабители, а уважаемые ученые. Что заставляло их увозить бесценные карты за границу? 

     

    Рис. 5. Лист № 145 на карте Ремизова и моё чтение подписей на её верху

    Сундуки академика Делиля.

    Зимний день 1747 г. Директор географического департамента Императорской академии наук в Санкт-Петербурге Жозеф-Николя Делиль стоит у окна своей обсерватории в башне Кунсткамеры. Из окна видна скованная льдом Нева. От вида захватывает дух, но 59-летнему астроному хочется других пейзажей: ему не терпится снова увидеть Лувр сквозь огромные окна Парижской академии наук. 20 лет минуло с тех пор, как Делиль приехал в Петербург по приглашению Петра I. За эти годы он узнал о загадочных русских землях достаточно и может вернуться домой с триумфом. В Петербургской квартире, которую Жозеф-Николя скоро навсегда покинет, приготовлены сундуки: в них упакованы новейшие карты России, которых в Европе пока никто не видел. А еще секретные документы экспедиции Беринга, где описаны неизвестные земли в Тихом океане. Скоро все эти сокровища отправятся за границу, а в Париже ученого уже ждет обещанная Людовиком XV почетная пенсия. 200 лет назад груз прибыл по назначению, а в наши дни 415 карт из сундуков Делиля хранятся во французской Национальной библиотеке и Архиве Морского министерства. Российские исследователи узнали об их местонахождении лишь в 1960-х. Во времена Делиля, впрочем, никто и не думал бить тревогу: в российской столице к иностранному ученому относились тепло. «Он был человек с европейскими манерами, очень приятный в общении», – улыбается Владимир Булатов, заведующий отделом письменных источников Государственного Исторического музея. По словам Булатова, императрица Анна Иоанновна не особенно вникала в научные дела Делиля: «Их отношения строились так: проходит правительница мимо, он подводит ее к телескопу, показывает ей Луну или звезду какую-нибудь. Императрица смотрит, ей страшно нравится. Все довольны».

    Хорография, по определению Клавдия Птолемея, занимается изображением отдельных мест, «и никто не стал бы заниматься хорографией, не умея рисовать». И дело тут не в математической точности – важны наглядность и удобство. Карты-схемы Ремезова как раз отличались вниманием к деталям.  На заре правления государыни, в 1730-х годах, Делиль предложил Анне Иоанновне создать при Академии наук географический департамент и сам возглавил его. Теперь иностранец имел власть почти над всеми картографическими материалами. Француз не знал русского языка и под этим предлогом просил переводить для него все документы, чертежи и карты. Безобидное требование? Но знали бы первые русские геодезисты, что, ломая глаза над делилевскими копиями, они готовили материалы для ведомств чужой страны!  «Вернувшись в Париж, Жозеф-Николя Делиль в 1752 году издал любопытную карту, – продолжает рассказ Людмила Зинчук, переходя к следующему экспонату выставки. – На ней он показал достижения французских моряков на Тихом океане, используя данные, которые получили наши Камчатские экспедиции!». Правившая тогда императрица Елизавета Петровна, узнав о публикации карты, немедленно отправила в Париж академика Миллера, который инкогнито издает на французском языке «Новую карту открытий, сделанных русскими моряками на неизвестном дотоль побережье Северной Америки и прилежащих территорий». На ней впервые появляются маршруты экспедиций Дежнёва, Беринга и Чирикова. В итоге статус первооткрывателя земель все же остался за Россией. Но ученые, которым нужна информация о первых шагах российской картографии, едут изучать бесценную коллекцию Делиля в Париж» [3].

    Посылки барона фон Аша.

    «Ненастным днем 1 декабря 1782 года японскому капитану Дайкокуя Кодаю не было дела до географических открытий: он собирался доставить рис в соседний город и размышлял, стоит ли выходить в море в непогоду. Решив рискнуть, капитан нагрузил свой корабль «Синсё-мару» и двинулся в путь. Шторм между тем становился только злее. Мощный порыв ветра сломал мачту, беспомощное судно уносило все дальше от берега. Полгода «Синсё-мару» мотало по Тихому океану, пока едва живых моряков не выбросило на российский остров. Проскитавшись по необъятной стране добрый десяток лет, Дайкокуя добрался до Санкт-Петербурга и встретился с Екатериной II. Императрица организовала японцу возвращение домой, а в благодарность Кодаю нарисовал несколько карт Японии. Это была неслыханная щедрость по тем временам: в XVII веке острова были почти полностью закрыты для иностранцев, и за эти карты торговые компании заплатили бы любые деньги. ...Пожелтевшие от времени чертежи Кодаю хранятся при идеальной температуре и влажности в Гёттингенском университете, под сводами бывшего доминиканского монастыря. На обороте одного из листов видна аккуратная надпись: «Получена в Иркутске в 1793 году». Так в конце XVIII века карту подписал российский лейб-медик барон Григорий фон Аш, затем сложил в посылку вместе с другими диковинами, которые ему удалось раздобыть, и отослал в Германию – директору университетской библиотеки Христиану Гейне.

    За 35 лет службы в России барон отправил 120 таких посылок. Фон Аш учился в Гёттингене, и alma mater навсегда осталась в его сердце. Помимо редких растений, черепов, монет и марок барон переслал более полутора сотен карт. Так в Германии оказались, например, материалы экспедиции Беринга (к которым после истории с Делилем имели доступ только представители Адмиралтейства), а еще планы русских и китайских крепостей и даже план Пекина!  «Как к нему попадали эти карты, и особенно карты по Русской Америке, не могу понять, – удивляется профессор Алексей Постников, ведущий отечественный историк картографии, несколько лет назад обнаруживший в немецкой коллекции русские документы. – Все они были строго засекречены. И у лейб-медика просто не могло быть легального способа их получить!». Ответа на вопрос нет и у немецких ученых. Тем не менее в Гёттингене фон Аша чтут как одного из главных меценатов, а история барона звучит там как ода дружбе и космополитической идее просвещения. «Во многих письмах Аш просил прислать ему какие-то книги из Германии, то есть можно сказать, что это был обмен знаниями, – рассказывает доктор Гудрун Бучер, которая изучает в Гёттингенском университете коллекцию барона. – С каждым годом письма носили все более личный характер. Фон Аш помогал сыну Генриха Гейне, который уехал в Россию работать врачом. А Гейне по просьбе барона присматривал за русскими студентами в Гёттингене». Последние годы своей долгой – ему было отпущено 78 лет – жизни Григорий фон Аш провел в городе студенческой юности; о посылках барона в России, по всей видимости, тогда так и не узнали» [3].         

    Баловень судьбы Юлиус Клапрот.

    «Молодой полиглот-самоучка, сын знаменитого химика, открывателя урана, Юлиус Клапрот быстро стал в России своим. В 1805-м в 22 года он переехал сюда из Пруссии по приглашению Императорской Академии наук – Клапроту предложили должность адъюнкта азиатских языков. Не проходит и года, а Юлиус уже трясется по монгольским степям в шумном караване дипломатической миссии в Китай. Вокруг поднимают пыль драгуны и казаки, рядом едет его покровитель, тайный советник граф Ян Потоцкий, археолог и писатель, главный в посольстве по науке. У графа на молодого протеже были свои виды – Потоцкий хотел найти на востоке разгадку тайны происхождения славян. До Пекина караван так и не доехал: осторожные китайцы не пустили к себе делегацию из 300 человек, и провальная дипмиссия двинулась обратно. А через год Клапрот уже стал академиком. Сфера интересов одаренного самоучки была обширна. Он брался за все: от расшифровки надписей на Розеттском камне до перевода древнеяпонской поэзии. Деятельный молодой человек пришелся ко двору. В 1810 году Юлиус получил поручение от Александра I издать словарь китайского языка. Иероглифы с рисунков самого Клапрота было решено изготовить на деревянных формах. Лучше всего с этим могли справиться берлинские мастера. «Клапроту выделили 750 рублей серебром: по тем временам целое состояние, – рассказывает профессор Постников. – Царь дал ему разрешение собрать все необходимые для пуб-ликации материалы в самых разных ведомствах». Клапрот разрешением воспользовался всецело. «Он все забрал, абсолютно все! – сокрушается Алексей Владимирович. – Я 40 лет занимался изучением русско-китайской границы – ни одной карты региона того времени у нас нет!». Клапрот пересек границу и больше в нашу страну не возвращался. Деньги он, разумеется, оставил себе. Часть карт Юлиус использовал для научных публикаций, а остальное продал. Умер он в Париже – старость его была сытой и благополучной» [3].         

    Время раскрывать карты.

    «Скорее всего ни Григорий фон Аш, ни тем более Юлиус Клапрот особой вины за собой не чувствовали: в XVIII веке присвоение государственной собственности страшным грехом не считалось. Многие могли заполучить карты в свое личное пользование. «Вот, например граф Иван Чернышев, президент Адмиралтейской коллегии, собрал колоссальную коллекцию карт, – объясняет Владимир Булатов. – Собирал ее граф просто – писал капитанам, возвращавшимся из экспедиции: “А теперь присылай карту!”». По словам Булатова, документ Чернышеву присылали, а он забирал его себе. «Екатерине в голову не приходило сказать “Что ж ты, Иван Григорьевич, натащил себе ценных материалов?” Пока он отлично руководил флотом, ее не слишком интересовало, что при этом оседает в его карманах», – рассказывает ученый. 1812 год в каком-то смысле подвел черту в войнах за географические материалы: французская армия, пересекая границу России, пользовалась картами, которые можно было свободно купить в Европе. В XIX веке география из науки военачальников и мореплавателей стала частью обязательной школьной программы. В XX столетии люди научились делать подробные снимки земной поверхности из космоса. Сегодня мы просто жмем кнопку «обновить» и скачиваем на свои устройства мельчайшие географические подробности, касающиеся практически любого уголка мира. 

    А старинные карты, потеряв практическую значимость, превратились сегодня в ценнейшие документы ушедших эпох. Но вернуть их домой уже вряд ли получится. Новые владельцы не хотят копаться в прошлом. В справочниках и картотеках обычно просто указывают имя того, кто привез карту, – и больше никаких подробностей.  ...Несколько лет назад меценаты смогли вернуть в Россию копию (хотя бы!) легендарной рукописи Ремезова. Переговоры с Гарвардским университетом шли 12 лет. Российская сторона оплатила реставрацию, и Гарвард согласился сделать факсимиле «Хорографической книги», которое разошлось совсем небольшим тиражом. Сегодня любой желающий может «полистать» книжечку Ремезова на сайте университета. Правда, отметка «выдано Льву Багрову» исчезла – хотя Людмила Зинчук видела ее на последнем форзаце, когда держала в руках оригинал. Но на одной из страниц рядом со штампом Гарвардской библиотеки немым укором стоит печать русского архива. До конца эту неудобную историю забыть не вышло» [3]. – Первая реакция на этот материал: вот они, представители западной науки на русской службе! Прикарманили то, что ни им лично, ни их государствам не принадлежало!

    Я рад, что наконец-то представитель официальной исторической науки заговорил о подобных безобразиях со стороны западных учёных, однако лишь после того, как об этом сказала Людмила Зинчук, ибо «на одной из страниц рядом со штампом Гарвардской библиотеки немым укором стоит печать русского архива». Это навело меня на мысль, что на картах Ремизова могут иметься и другие отметки, которые в своё время были вытравлены с бумаги карт. Однако то, что не видно на глаз, обнажается при усилении контраста. А посему я перехожу к своему обычному эпиграфическому анализу.  

    Однако я внесу некоторое новшество. Я оставляю своё чтение на самих иллюстрациях, а сам привожу только вывод: карта Ремезова, судя по рис. 4 и рис. 5, была срисована с карт эпохи Рюрика 864 года выпуска. Отсюда и некоторые несоответствия современной географии. И после этого говорят, что русские были в древности варварами! Если пойти на такие обобщения, то придётся сказать, что «передовые» учёные из западных стран оказались элементарными ворюгами! 

    Переходим к следующей теме.

     

    Рис. 6. Реконструкция настенной живописи во дворце Нерона

    Об этой фреске можно прочитать в заметке [4]: «В Риме специалисты завершили десятилетний период реставрации фрагментов императорского дворца Domus Transitoria, построенного Нероном и почти полностью уничтоженного Великим пожаром Рима в 64 году н. э. Остатки дворца были обнаружены еще в XVIII веке, но до сих пор не были доступны для публики. По окончании реставрации часть древних руин открылась для небольших групп посетителей — впервые за последние 70 лет. Об этом сообщает британская The Telegraph. 

    Экскурсия по Domus Transitoria: тысячелетняя история плюс современные технологии. Для того чтобы осмотреть остатки древних сооружений, туристы должны спуститься под землю: развалины Domus Transitoria сегодня находятся под более поздними наслоениями, зачастую они располагаются под фундаментами других памятников.  Чтобы посетители смогли более полно представить себе обстановку императорского дворца, их снабжают очками виртуальной реальности. С помощью современных технологий для туристов воссоздают интерьеры роскошного дворца с мраморными колоннами, мозаичными полами и фонтанами». К этой иллюстрации можно видеть реплику Лилии Яворской, 24 апреля 2019 г.: «Очки выдают только в одной конкретной комнате и, сидя на стульчике, ты будто бы выезжаешь на террасу перед этой комнатой. Реконструкции очень красивые, но это счастье длится 5 минут. Остальные полчаса ходишь по подземелью и наблюдаешь жалкие остатки былой роскоши, что, впрочем, обычно для археологии».

     

    Рис. 7. Моё чтение надписей на левой части композиции дворца Нерона

    Иными словами, восторг от увиденного и сожаление по поводу того, что картина экспонируется для посетителя не более 5 минут. У меня, как обычно, отношение к этому шедевру, настороженное: правда ли, что персонажи этой выставки соответствуют именно времени императора Нерона?

    Как обычно, я читаю русские подписи на каждом персонаже, рис. 7. Меня нисколько не удивило, что надписи написаны на русском языке, ибо этот язык в то время был мировым, тогда как латинский язык являлся только региональным. И получается, что на самом деле изображено не окружение Нерона, а жрецы и воины Рюрика, причём так же говорится и о том, что изображение символизирует воинский погребальный мемориал.

    Понятно, что до сих пор на Западе, в частности, в Италии, спокойно показывают живопись, созданную Великим Новгородом, как свою собственную. Ибо все живописные полотна считаются само собой понятными без каких-либо подписей, а уж если кто-то заметить буквы, то они будут интерпретированы именно, как латинские, хотя и нечитаемые. Тот, кто захочет познакомиться с моими чтениями, может прочитать их сам на рис. 7 и рис. 8.  

     

    Рис. 8. Моё чтение надписей на правой части композиции дворца Нерона

    Рассмотрим следующий сюжет из Латинской Америки.

    Древние «пузатые» фигуры из Гватемалы.

    О них можно прочитать в заметке [5]: «Группа ученых из США и Гватемалы выяснила, что «пузатые скульптуры», созданные племенами в Центральной Америке две тысячи лет назад, изготавливались из намагниченных молниями базальтовых валунов, богатых железом. Об этом сообщает издание Science News.  Исследователи изучили 11 каменных изваяний, расположенных в Монте-Альто (археологический памятник на побережье Гватемалы) с помощью магнитометров, чтобы составить карту намагниченности. Они получили сканы с разрешением один сантиметр, которые показали, что в камни, перед тем как их вырезали местные жители, попадали молниевые разряды. 

    Археологи обнаружили, что места намагниченности соответствуют определенным местам на скульптурах: лбу, щекам и пупкам. Это указывает на то, что древние гватемальцы были способны выявлять камни с нужными им свойствами. Вероятно, они использовали магнетиты, которые отталкивались от определенных точек на валунах».

     

    Рис. 9. Моё чтение надписей на «пузатых» фигурках

    «Пузатые скульптуры» (англ. potbelly sculptures), по мнению некоторых искусствоведов, представляют собой фигуры предков семей, занимающих высокое социальное положение. Их     магнитные свойства могли демонстрировать присутствие сверхъестественных сил

    Как обычно, меня удивляет наивность археологов: неужели же гватемальцы изображали своих предков такими расплывшимися по горизонтали? Лицо изображённого существа вдвое шире лица нормального человека и вдвое шире высоты лица, тогда как обычно пропорция обратная. Неужели ручки у предков были столь короткими, что едва доставали до талии? И, наконец, с какой стати фигуры были подписаны по-русски?

    А подпись гласит: МАСКА МАРЫ, ВОЙСКА ХРАМА МАРЫ ВАРЯГА ХАРАОНА МИМА РЮРИКА С МАРСА ХРАМА МАРСОВЫХ ВОЙСК, что на современном русском языке означает: МЕМОРИАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ ВОЙСКА ВКС ВАРЯГА ХАРАОНА ЖРЕЦА РЮРИКА С МАРСА, ВОИНОВ ХРАМА МАРСОВЫХ ВОЙСК.

    Иными словами, похоронены не только не гватемальцы, но и не люди вообще, а воины одного из марсианских этносов, которые служили в войсках Рюрика.

    Перехожу к следующему сюжету.

     

    Рис. 10. Анемографическая таблица (роза морских ветров)

    Карты земель российского Севера XVI-XVII веков.

    В картах картографов начала Нового времени часто можно найти весьма любопытные подробности об истории России. В данном случае я рассматриваю статью [6]. Она открывается рисунком 10, подписанном: «Анемографическая таблица (роза морских ветров) или морская коробочка, называемая компас. Аугсбург, 1740». А за этим изображением следует рис. 11, подписанный так: «Theatrum orbis terrarum. [Зрелище мира земного]. Титульный лист Атласа мира Авраама Ортелия. Антверпен, 1571». После чего следует напоминание о картографе: «Авраам Ортелий (1527 - 1598) – выдающийся фламандский картограф, создатель первого печатного атласа мира, который впервые был издан в 1570 году, имел огромный успех и переиздавался на различных языках с 1571 по 1612 год свыше 40 раз».

     

    Рис. 11. Зрелище мира земного. Титульный лист Атласа мира А. Ортелия

    «На титульном листе помещены изображения аллегорических фигур, символизирующих известные к тому времени четыре континента. Вверху – Европа с символами власти (скипетром и державой), слева – богатая Азия с урной, источающей аромат благовоний, справа - чернокожая Африка с веткой бальзамика (ассоциация с практикой бальзамирования в Египте), внизу – Америка со стрелами и отрубленной мужской головой (ассоциация с племенем амазонок, по преданиям обитавшим в долине реки на севере континента, впоследствии названной Амазонкой), правее – полуфигура с факелом, символизирующая Огненную Землю с действующими вулканами, увиденную Фернандом Магелланом».

    Иначе говоря, перед нами – политико-географическая мифология второй половины XVI века. Европа – в центре Земного шара, и владеет им, Азия – источник европейского богатства, Африка – страна магов, Америка – Амазония и Огненная Земля, нечто неизученное и таинственное.

     

    Рис. 12. Карта России Гесселя Геррится, 1614

    Пояснение к рис. 12: «Карта России по оригиналу, который начертить озаботился Федор, сын царя Бориса... Автор: Гессель Герритс... 1614. Амстердам, [1662]. В картуше указано, что карта исполнена по автографу царевича Федора Борисовича Годунова (1552-1605) и посвящена царю Михаилу Федоровичу (1589-1605). Над щитом – герб Русского государства: двуглавый орел, на груди которого щит с изображением Георгия Победоносца. Слева наверху помещен план Москвы с птичьего полета. на котором показаны мосты, различные постройки, церкви. На карте показаны границы и названия государств, русских княжеств, народности, населенные пункты, леса. Особо выделена засечная линия – линия оборонительных укреплений для защиты страны с юга, построенная царем Федором Иоанновичем. На севере показано Мурманское море, впервые дано более точное изображение рек Сухоны и Северной Двины. В правой части карты изображены фигуры московитов. Ниже в овальной рамке – вид города Архангельска».

    Я бы тоже дал свои комментарии. Поскольку массовое распространение христианства на Руси началось в 1630-1635 гг., а карта составлена в 1614 г., то в центре герба изображение следует понимать не как Георгия Победоносца, а как Яра Рюрика, поражающего азиатского дракона. Далее, если Чёрное море весьма похоже на современное (хотя и чуть сплюснуто по широте), Каспийское море не узнаваемо. Хотя оно тоже уменьшено и в широтном, и в долготном отношении, оно всё ещё больше по площади, чем Чёрное море. Волга уже впадает в Каспийское море, но оттуда как бы течёт по старому руслу, впадая в Азовское море. И Волга является пограничной рекой, отделяя Московию от Тартарии на востоке, а старое русло Волги отделяет Московию от южных владений (скорее всего, Турции, точнее – Османской империи).  Крым в Московию не входит. На западе Московия граничит с Польшей, на северо-западе – со Швецией. Так что Московия на востоке заканчивалась Волгой (которая, видимо, и являлась границей Европы), а не Яиком (Уралом). Получается, что Московия была меньше нынешней европейской части России. Ряд областей Малороссии принадлежал Польше. Что касается Москвы, то на её изображении отчётливо виден Кремль, Белый город  и внешняя стена на уровне современного бульварного кольца, где находились Никитские и Покровские ворота. А на западе напротив Кремля располагалось Замоскворечье.

     

    Рис. 13. Северный полюс и примыкающие земли. Йоханнес Янссон. Амстердам, 1637

    «Эта карта демонстрирует значительный прогресс знаний о северном регионе. Вместо мифических четырех островов она включает пусть еще схематичные, но уже реальные очертания Гренландии, Баффинова залива, Шпицбергена и Новой Земли, а также части Исландии, Сибири, Северной России, Канады, Норвегии, Швеции и Финляндии.

    Интересной особенностью карты является нанесение помимо линий меридианов и параллелей изогнутых линий магнитных румбов, исходящих из нескольких компасных роз, что, по-видимому, являлось попыткой передать сферичность Земли.  Заглавие карты помещено в художественный картуш. Слева – обнаженная фигура мужчины (аллегория ужаса и холода). Под картушем подпись: "Здесь живет леденящий холод, страх, ужас и голодная нищета" – вольная цитата из «Метаморфоз» Овидия. Справа – фигура европейца, согласно некоторым источникам, это изображение Генри Гудзона, английского мореплавателя, совершившего четыре плавания в арктических широтах в поисках северо-восточного и северо-западного проходов из Атлантического океана в Тихий. В ходе последнего плавания в результате бунта на корабле его вместе с сыном и семью моряками высадили с судна в шлюпку, и они пропали без вести. Впоследствии в честь мореплавателя назвали один из заливов Северного Ледовитого океана – Гудзонов».

     

    Рис.14. Морская карта и карта Северной Европы Олауса Магнуса.1572         

    «Carta Marina – одна из самых ранних и достоверных карт Северной Европы, созданная шведским церковным деятелем, дипломатом и писателем Олаусом Магнусом. Карта была напечатана в 1539 году в Венеции в количестве всего нескольких экземпляров. В 1572 году известный итальянский картограф Антонио Лафрери выпустил уменьшенный вариант этой карты, которая представлена в этой экспозиции. Carta Marina относится к так называемым портоланам, или компасным картам. В соответствии с традициями того времени она украшена многочисленными рисунками этнографического и политического характера, изобилует изображениями вымышленных морских чудовищ. Наряду с розами магнитных направлений, обычных для портоланов, автор применил и градусную сетку, что для карт того времени не являлось характерным».

     

    Рис. 15. Карта России Герарда Меркатора. Амстердам, [до 1610.л. XXV]

    «Впервые карта была составлена и гравирована выдающимся нидерландским картографом, одним из основоположников современной картографии Герардом Меркатором для своего знаменитого произведения "Атлас, или Космографические рассуждения о сотворении мира и вид сотворенного", вышедшего в свет в 1595 году. Тогда Меркатор впервые ввел в обиход привычный всем термин «атлас». Это не первая карта России в европейской картографии, но самая точная и подробная для своего времени. Она охватывает территорию от Балтики до реки Обь и от Северного Ледовитого океана до Черного моря, на ней нанесено множество населенных пунктов. Является одной из ранних карт с показанием Северного полярного круга. На ней впервые показаны Уральские горы, хотя северный хребет трактуется как часть Гипербореи. 

    Гиперборея в древнегреческой мифологии – легендарная северная страна, место обитания счастливого народа гипербореев. Герард Меркатор в своем атласе показывал положение Гипербореи двояко: на карте полярных областей – одним из четырех несуществующих полярных островов и у северной части Уральского хребта, названного Каменным Поясом, где имеется подпись о том, что эти горы являются частью древних Гиперборейских гор. На территории, прилегающей к правому берегу Обской губы имеется подпись Lucomoria. Лукоморье – морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян – заповедное место на окраине Вселенной, где стоит мировое дерево - ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. Подробнее о Лукоморье можно почитать здесь. Еще более сотни карт, созданных с XVI до XXI век, можно пристально рассмотреть на выставке «Карты земель российского Севера: реальность и мифы». Выставка работает до 12 февраля в Ивановском зале Российской государственной библиотеки».

    Иными словами, Гиперборея как северная приполярная земля была перенесена этим картографом с Гренландии на север Западной Сибири.

    А теперь рассмотрим ацтекскую карту-комикс.

     

    Рис. 16. Схема расположения неких построек

    Ацтекская карта-комикс.

    О ней рассказывает небольшая заметка [7]: «В Библиотеку Конгресса США поступила 400-летняя карта. Редкий документ изображает историю индейской семьи — и процесс превращения Ацтекской империи в Мексику.

    Империя ацтеков в XIV—XVI вв. занимала центральную часть современной Мексики. В 1519 году на ее территорию вторглись испанцы во главе с Эрнаном Кортесом. Спустя два года империя перестала существовать. Карта размером 90 x 73 см, пополнившая коллекцию Библиотеки Конгресса США, была нарисована в 1593. Этот документ отражает перемены в древнем государстве в период с 1480 по 1593 гг.

    Испанское влияние проявляется в части надписей и в именах, но ряд названий и обозначений еще не обрели испанской трактовки и пишутся иероглифами. В центре «повествования» – история знатной семьи де Леон, жившей на территории современного мексиканского штата Пуэбла

     

    Рис. 17. Верхний правый фрагмент схемы 16

    Рельеф на местах важных событий изображен достаточно детально, что позволило ученым установить границы владений семьи, простиравшиеся от церкви Тодос-Сантос (ныне северо-восточный район Мехико) к озеру Тексоко (Национальный заповедник «Эль-Караколь») и к церкви Санта-Круз Уицильтепек в одноименном городе. В центре карты изображен вождь Кетцалькатцин, бывший в конце XV века важнейшей политической фигурой в регионе» [7]. Странно, что испанцев не удивил столь высокий уровень культуры ацтеков, который  позволял им не только изготавливать карты-схемы владений, но и потребность в такого рода документах.

    Но насколько точны были данные схемы? Заметка [7] даёт ответ и на этот вопрос.

     

    Рис. 18. Фрагмент изображения того же места из программы Гугла «Планета Земля»

    Наиболее естественным было бы сопоставить данную схему со спутниковым изображением того же места из программы Гугла «Планета Земля». Это мы и видим на рис. 18. И далее в заметке [7] приводится такой комментарий: «Члены клана де Леон – его потомки, но новая европейская фамилия свидетельствует о том, что на момент создания карты часть знатных индейцев уже приняла крещение. А их соседи-ацтеки носят имена «don Alonso» и «don Matheo», что иллюстрирует необходимость перехода в новую религию для сохранения статуса и владений.  По словам куратора отдела Ранней истории Америки Джона Хестлера, карта дает редкую возможность изучить ранние взаимодействия между двумя совершенно разными культурами. Всего до наших дней дошло менее сотни подобных исторических свидетельств», рис. 19.

     

    Рис. 19. Потомки клана де Леон на ацтекской схеме

    Всё это прекрасно, однако для чего я привёл это исследование далёкой от России цивилизации? Да для того, чтобы показать, что основным языком для подписи их изображений на схемах был язык русский. И на рис. 19 я читаю подпись: МАСКА ВИМАН МАРЫ 30 АРКОНЫ И ХРАМА. САКРАЛЬНЫЯ МАРСОВЫ ВОЙСКА ХАРАОНА 33 ВОЙСКА РЮРИКА МАРСА ВИМАН РЮРИКА. На современном русском языке это означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА КОСМОЛЁТОВ ЗАПАДНОГО КАИРА И ЕГО ХРАМА. САКРАЛЬНЫЕ ВОЙСКА ХАРАОНА С МАРСА ИЗ 33 ВОЙСКА РЮРИКА КОСМОЛЁТОВ МАРАСА РЮРИКА. Иначе говоря, эти рисунки относятся, судя по ранним подписям, не к индейцам, а к марсианской части ВКС Рюрика.

    Более того, помещено лицо африканского типа анфас с небольшим поворотом влево, которое, видимо, имело отношение к марсианам. Но затем меня заинтересовали лица в правый профиль с удлинёнными носами, которые обычно связываются с индейцами. А что написано по-русски рядом с ними? А вот что: МАРСОВЫ САРМАТЫ ХАРАОНА  рядом с левым изображением и слова: РЮРИКА МАСКА ХАРАОНА МАРСОВЫХ 30 АРКОНЫ ВОЙСК рядом с правым изображением.

     

    Рис. 20. Моё чтение русских надписей на некоторых ацтекских схемах

    А далее я решил посмотреть на то, что можно прочитать по-русски, например, на рис. 17. Тут изображён какой-то мешок с головой птицы (типа утки), рядом с которым я читаю слова: 8 ЯРА ГОД 30 АРКОНЫ МАРСОВЫХ ВИМАН МАРЫ ВОЙСКА, что на современном русском языке означает: 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА ВОЙСКА  МАРСОВЫХ КОСМОЛЁТОВ, то есть, примерно то же самое, что и на рис. 19.

    И, наконец, я заинтересовался тем, имеется ли русский текст и на самом первом изображении, на рис. 16? – Оказывается, имеется. Тут я читаю слова на самой верхней кромке: ВОЙСКА МАРЫ ВИМАН МАСКА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ВОЙСКА УОСМОЛЁТОВ         , что я могу принять за титульную надпись.  Таким образом, индейцы писали на картинках марсиан и на надписях по-русски марсианских воинов ВКС Рюрика, дополняя их иероглифами или испанскими надписями. Иначе говоря, мы имеем дополнения к историческим документам русских войск,  а не исходное письменно-художественное творчество самих индейцев. Вновь можно констатировать, что на наших глазах создаётся очередной археологический миф. Следующий сюжет.

     

    Рис. 21. Древний топор из Бобруйска и моё чтение надписей

    Древний топор из Бобруйска.

    О нём идёт речь в заметке [8]: «Историки считают, что боевому оружию около 1000 лет. Две недели назад в Бобруйске, в затоке реки Березина, во время плановых работ обнаружили древнеславянский позолоченный шлем конца Х века. В связи с этим в речном порту начались археологические раскопки.И они дали результаты. Практически на этом же месте были найдены не менее уникальные вещи: боевой топор очень редкого типа, датируемый концом Х – первой половиной ХI столетия (на территории нашей страны таких находок не более десятка), наконечник стрелы, а также подкова. По мнению археологов, оба уникальных артефакта принадлежали высокопоставленному дружиннику или представителю княжеского рода, и стоили они дорого. Однако пока неизвестно, связаны ли между собой эти находки. Ответ на этот вопрос можно будет получить лишь после проведения очистки и экспертизы топора.

    Свое мнение по поводу находок высказал журналистам член-корреспондент НАН, доктор исторических наук, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Игорь Марзалюк. По его словам, на территории нынешнего Бобруйска, в возрасте 20 лет, закончил жизнь основатель династии полоцких князей, сын Рогнеды и Владимира Изяслав. По его версии, найденный шлем, а также набор вооружения, принадлежал ему. Хорошо сохранившийся шлем историки называют находкой столетия и одной из самых знаковых на территории Восточной Европы».

    В данном случае археологи весьма близки к истине. Прочитав надписи на топоре, показанным в левый профиль,  сначала под основанием большого пальца, слова: 30 АРКОНЫ ЯРА, а затем на верхней кромке, датировку: 8 ЯРА ГОД, а затем на второй строке, слова: ВОЙСКА МАРЫ, я понял, что они означают на современном русском языке: ТОПОР ВОЙСКА ВКС ЗАПАДНОГО КАИРА, 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ.

    Википедия по этому поводу пишет: «Изясла́в Влади́мирович (ок. 978/979Киев — 1001) — князь полоцкий в 9891001 годах, сын киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды, родоначальник династии полоцких князей». Мог ли кто-то из его воинов использовать отличной выделки топор, которому к этому времени исполнилось 135 лет? Да отчего же нет? Вполне мог! Так что в данном случае, что для меня весьма редко, я вполне соглашаюсь с допущением белорусского коллеги. Следующий сюжет.

     

    Рис. 22. Голова египетской статуи и моё чтение надписей под обломком

    Почему носы египетских статуй разбиты и обезображены.

    На первый взгляд нам сообщают о некоей несущественной проблеме. Понятно, что обламываются в первую очередь выступающие части скульптур; на голове это будут носы и уши. Однако почитаем результаты рассуждений в заметке [9]: «Почему у статуй сломаны носы?» — такой вопрос чаще всего задают куратору Бруклинского музея Эдварду Блайбергу посетители, интересующиеся египетской цивилизацией.  От древних гробниц до великих пирамид: египетская цивилизация славится своими изысканными и точными скульптурами. Несмотря на то, что статуи изображают людей из разных слоев, у них можно найти кое-что общее — сломанные и обезображенные носы. Случайность, вызванная природными явлениями, или преднамеренная порча? Естественная эрозия или целенаправленный акт? Выставка «Ударная сила: иконоборчество в Древнем Египте» стала первым в своем роде мероприятием, которое раскрывает политические и религиозные аспекты борьбы с древнеегипетскими статуями 

    Сосредоточив внимание на наследии некоторых фараонов, таких как Хатшепсут и Эхнатон, и кампаниях по разрушению и порче статуй в эпоху поздней античности, выставка представляет ряд поврежденных статуй наряду с нетронутыми экспонатами. Ее цель — продемонстрировать преднамеренное разрушение предметов, которые воспринимались не как средство изображения конкретного объекта, а как сосуд для духовной энергии. Вот почему выставка поднимает в сознании посетителей ряд вопросов, касающихся собственности, памяти и визуальной культуры.  Являются ли эти искажения частью концепции и дизайна? И почему именно носы? В прошлом некоторые археологи полагали, что естественная эрозия сыграла главную роль в процессе обезображивания древних египетских скульптур и статуй из-за сильных ветров, водных потоков, изменений почвы и других факторов, которые могли нанести существенный ущерб частям тела, таким как руки, ноги и нос. Тем не менее, по словам Эдварда Блайберга, имели место политические, религиозные личные и преступные мотивы. Акты вандализма были преднамеренными и имели конкретную цель. Казалось, разбитые носы у объемных статуй — объяснимое явление, но, к удивлению исследователя, тот же дефект он обнаружил и у плоских экспонатов. 

    На самом деле древние египтяне полагали, что статуи являются местом обитания силы. По их представлениям, дух бога мог жить в его образе. Что касается людей, считалось, что часть души умершего человека может находиться в его скульптуре.  Как заключил Блайберг, акты вандализма были нацелены на нейтрализацию силы изображенного человека. Того же мнения придерживается Адела Оппенхайм, куратор отдела египетского искусства в Метрополитен-музее: «Если мы хотим подавить враждебные нам силы, лучший способ сделать это — сломать нос статуи». Хотя древние египтяне не верили, что статуи способны вставать и передвигаться, ведь они сделаны из камня, и вели споры о том, дышат ли они воздухом через нос, считалось, что именно нос — источник их силы. Как следствие, если противники хотели устранить эту силу, они разрушали нос статуе, чтобы та перестала «дышать» и жить.           

    Лишение силы. Кладбища и храмы служили хранилищами большинства статуй и рельефов, изготовленных специально для проведения религиозных ритуалов. Было принято совершать ряд религиозных церемоний с использованием статуй, в том числе ритуал «открытия рта», который смазывали маслом, чтобы оживить статую и наделить ее необходимой силой. Согласно Блайбергу, все религиозные ритуалы были связаны с экономикой, в основе которой лежали жертвоприношения сверхъестественным сущностям. Короли приносили жертвы богам, рассчитывая, что те позаботятся о Египте, поэтому статуи и рисунки представляли собой «место встречи сверхъестественных сил и реального мира». Во время ритуалов они становились обитаемыми, или завершенными, а разрушение статуй или игнорирование религиозных верований — факторы, которые могли нанести силе ущерб: «Поврежденная часть тела больше не может выполнять свою функцию. Без носа дух статуи не может жить, а значит, таким образом вандал может убить ее. А со сломанными ушами она не способна услышать молитвы».  В эпоху фараонов люди очень боялись египетских скульптур и статуй: даже воры, искавшие ценные предметы, опасались мести покойного, если его статуя не обезображена. Что касается практики разрушения и осквернения изображений человека, то она восходит к началу египетской истории. Например, умышленное повреждение мумий в доисторическую эпоху связано с примитивной верой в то, что повреждение образа наносит вред человеку, которого он представляет. Вот почему фараоны издавать указы, налагающие суровые наказания на всех, кто осмеливался повредить изображающие их статуи. Воинам, собирающимся в бой, предлагалось изготовить восковую куклу врага, а затем уничтожить ее.

    Политические и культурные мотивы.    Древние египтяне пытались принимать особые меры для защиты скульптур, помещая их в ямы внутри могил или храмов. Однако эти методы тоже не помогали, тем более что люди, которые занимались разрушением статуй, были не просто вандалами. Их специально обучали для этой цели. В эпоху фараонов на статуе обычно было выгравировано имя изображённого человека, а значит, человек, который обезображивал статую, умел читать.  Как считает Эдвард Блайберг, масштабное уничтожение статуй на самом деле было политически мотивировано. В первую очередь это объясняется тем, что разрушение памятников помогало начинающим правителям переписывать историю в свою пользу. Наиболее ярким примером является уничтожение наследия цариц Хатшепсут и Нефертити, в результате чего связанные с ними символы визуальной культуры исчезли.  Наряду с политическим фактором огромную роль в изменении восприятия статуй с течением времени сыграл культурный аспект. В раннехристианский период в Египте (между I и II веками нашей эры) боялись богов, якобы обитающих в статуях, их считали дьявольскими духами. Статуи, которым приносились жертвы, уродовали, чтобы искоренить язычество... После исламского вторжения в VII веке нашей эры исследователи заметили, что египтяне утратили чувство страха перед этими древними артефактами. В этот период каменные статуи регулярно разбивались на прямоугольники и использовались в строительстве». 

    Так зачем же отламывали фигуркам носы? Читатель Сепафим Троицкий высказал такое мнение (22 апреля 2019 года): «Да всё проще гораздо. У славян носы определённой формы, а древние египтяне, которые воспринимали славян как более высокоразвитую культуру и изображали славян в священных статуях. А проплаченные учёные из вашего РАН (а по сути - сборище жидов-русофобов) сбили носы у статуй, чтобы национальность нельзя было понять. И втирают нам теперь придуманные теории о каких-то египетских богов, а про то, что все эти боги были славянскими, никогда и не скажут, потому что боятся всех славянской Расы». Грубо, разумеется.

    Меня, однако, заинтересовало другое. Привыкнув читать надписи на любых предметах, я решил не делать исключения и на поверхности разлома. Каково же было моё удивление, когда я смог прочитать там такой текст: 30 ЯРА АРКОНЫ РЮРИКА ХРАМ СОКОЛОВЯН РЮРИКА МАРЫ АРМИИ. МАСКА МАРЫ ВИМАН ВОИНОВ. На современном русском языке это означает: МЕМОРИАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ ВОИНОВ КОСМОЛЁТОВ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА. ХРАМ СОКОЛОВЯН РЮРИКА АРМИИ ВКС.

    Я уже на многих изображениях египетских фигур показывал, что изобретённые археологической мифологией египетские фараоны реально были изображениями погибших воинов ВВС и ВКС Рюрика. Однако сейчас я обращаю внимание на другое явление.

     

    Рис. 23. Моё чтение надписей под отломанной рукой Венеры Милосской

    Из прочитанного следует, что у данного артефакта место, к которому крепился нос, было покрыто надписями, а нос, скорее всего, был приклеен  в расчёте на то, что рано или поздно он будет отломан. Иными словами, не только обламывание носов оказалось далеко не случайным деянием, но и сами статуи изготавливались в несколько слоёв, в расчёте на то, что носы и конечности статуй  и статуэток рано или поздно обломятся. Впервые меня это удивило при рассмотрении Венеры Милосской, где на обломке левой руки было написано, что она является жрицей храма Мары по имени Вера, рис. 23 [10, рис. 17]. Ведь надпись делалась при изготовлении, а не после потери руки!

    Получается, что теперь при сопоставлении этих двух скульптур можно утверждать хоть и о небольшом, но всё-таки открытии: о послойной надписи места и года изготовления фигуры. Такие надписи должны были существовать: 1) на шее (в случае, если будет отломана голова), 2) на месте крепления носа, 3) на правом и левом плече, 4) на правом и левом локте, 5) на правом и левом колене и 6) на правом и левом бедре. Не исключено, что также на запястье и на щиколотке. Возможно, что самое прозаическое объяснение тоже подходит: утрата любой из перечисленных частей тела есть некий дефект скульптуры, а посему клиент должен знать, куда именно обратиться за ремонтом. А для историков изобразительного искусства это будут замечательные сведения о реальном авторе артефакта и времени его создания. Следующий сюжет.

     

    Рис. 24. Найденный в Китае череп и моё чтение русских надписей на нём

    Археология эпохи Рюрика.

    О ней можно судить по находке из Китая, о чём говорит заметка [10]: «Во время раскопок разрушенной пещеры на юго-востоке Китая археологи сделали интересную находку. Они нашли практически полный череп человека, возраст которого оценивается в 300 тысяч лет. Хорошая сохранность черепа позволила увидеть ряд анатомических особенностей, ставящих под сомнение теорию эволюции человека.

    Наряду с чертами неандертальцев, ученые выявили ряд особенностей черепа, присущих современному человеку. Исследователи не понимают, как они могли появиться у наших предков во времена, когда людей современного вида на планете еще не существовало.

    Кроме этого, находка не слишком укладывается в общепринятую на сегодняшний день схему «недавнего африканского происхождения современного человека». По этой теории, сапиенсы появились 200-300 тысяч лет назад на западной оконечности Африки и только 80 тысяч лет назад они попали в Евразию. Однако на юго-востоке Азии сделано уже несколько находок, опровергающих это представление. В провинции Хэнань несколько лет назад найдены фрагменты черепов возрастом примерно 100 тысяч лет. Они сохранили в себе черты, характерные для неандертальцев, архаичных Homo и сапиенсов современного типа. Интересно, что выявлены останки еще более древних Homo erectus, их возраст датируется 1,6 миллиона лет. А некоторые найденные каменные инструменты ученые и вовсе считают изготовленными более двух миллионов лет назад».

    Иначе говоря, древность существования человека на Земле академическая наука постепенно увеличивает. Это можно только приветствовать.

    Меня, однако, интересует эпоха Рюрика. Знали ли учёные того времени о том, что существуют столь древние черепа? Ответ на этот вопрос можно получить, рассматривая сам обнаруженный в Китае череп. На первый взгляд, никаких явных надписей на нём нет. Но это лишь для неопытного взгляда. В углублении правее глазницы при его осветлении и усилении контраста можно прочитать такой текст: 30-35 АРКОНЫ ВОЙСКА 35 СТАНА ЯРА РЮРИКА. ВАРЯГА МАСКА, что на современном русском языке означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ (АРТЕФАКТ) ВАРЯГА РЮРИКА ИЗ СТАНА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ОТ ВОЙСК ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Иначе говоря, этот череп был уже однажды найден в эпоху Рюрика военными археологами, а нынешние учёные, видимо, извлекли его из сохрана той эпохи.  Последний сюжет.

     

    Рис. 25. Трансформация имени Европы

    Название Европы.

    Википедия пишет: «Европа названа по имени героини древнегреческой мифологии Европыфиникийской царевны, похищенной Зевсом и увезённой на Крит (при этом эпитет Европы мог связываться также с Герой и Деметрой). Происхождение самого этого имени, как заключает французский лингвист П. Шантрен, неизвестно. Наиболее популярные в современной литературе этимологические гипотезы были предложены ещё в античности (наряду со многими другими), но являются спорными: так, одна этимология истолковывает его из греческих корней ευρύς (еврис)-широкий и όψις (опсис)-глаз, «широкоглазая»; согласно лексикографу Гесихию, название Европия означает «страна заката, или тёмная», что позднейшими лингвистами было сопоставлено с зап.-сем. ‘rb «заход солнца» или аккад. erebu с тем же значением (М. Уэст оценивал эту этимологию как весьма слабую)» (статья «Европа»). Иначе говоря, узаконенной этимологии этого имени на сегодня не существует. А потому я предлагаю свою.

    Я исхожу из того, что на древних картах вся Евразия называлась: РУСЬ МАРЫ, тогда как русскоязычный островок на северо-востоке Германии, включающий остров Рюген и несколько городов земли Мекленбург назывались РУСЬ ЯРА, или ЯРОВА РУСЬ. На более поздних картах эта же область называлась ЕВРОПА, границы которой из века в век передвигались в  основном на восток, но отчасти на юг. И на рис. 12 в данной статье мы видим, что границы Восточной Европы (Московии) проходят по Волге, а не по Уралу (Яику).

    Исходя из этого, получается, что ядром Европы являлась Ярова Русь. Но название ЯРОВА обычно писали рунами Рода, тогда как в те эпохи когда более популярной была руница (руны Макоши) это название целиком руницей не писали (гласный звук изображался прямым штрихом), поскольку знак  I можно было прочитать как угодно: А, Э, Ы, О, У, Я, Е, И, Ё, Ю. А потому имя ЯР и прилагательное ЯРОВ писали рунами Рода. Но слово ЯРОВА могли писать отчасти рунами рода (первую часть, ЯРО), отчасти слоговым знаком   со значением ВА, рис. 25, вторая позиция. Однако греки, копируя это название, передали букву «Я» как «ευ», что напоминает букву «Я» положенную на бок, , а знак  поняли, как П, и слово целиком стало выглядеть, как ευροπα. Так слово ЯРОВА преобразовалось в ЕВРОПА. 

    Обсуждение.

    Из нескольких сюжетов, затронутых в данной статье, я поставил бы на первое место сюжет о фигурках эпохи Рюрика, созданных в великом Новгороде и отображающих жрецов, жриц и воинов войска Рюрика. Впервые выяснилось (что означает, «было открыто»), что те части тела скульптуры, от которых могли быть отколоты более мелкие части, например, торс по шею без головы, или без нижней части от талии, голова без носа и ушей, и т.д. БЫЛИ ПОДПИСАНЫ ПО-РУССКИ, где сообщалось место и время изделия, сведения об изображённом человеке, место экспонирования и т.д. Иными словами, скульптура изготавливалась в два этапа, сначала тело без потенциально отделяемых частей, а затем и сами отделяемые части. Но эти надписи СОЗНАТЕЛЬНО БЫЛИ СКРЫТЫ отделяемыми частями. Или, иначе говоря, сама скульптура представляла собой СОХРАН, который внешне был немым, пока на нём не было повреждений, но оказывалась тотчас ПОДПИСАННОЙ на месте разрушения. Так что мало того, что русские надписи существовали на завитках волос головы, усов и бороды, на морщинках и складках одежды, на шнуровке обуви – всё то, что я называю надписями НЕЯВНЫМИ, так вдобавок к ним, оказывается, существовали и надписи СКРЫТЫЕ, о которых я сейчас рассказал.

    Это говорит о гораздо более сложном (а потому и более высоком в техническом отношении) способе изготовления статуй и более мелкой пластики на Руси в эпоху Рюрика, чем в более позднее время в Риме и Греции. А поскольку ни о чём подобном современное искусствоведение не имеет ни малейшего представления, то следует сказать, что оно в своём понимании древнего искусства стоит на намного более примитивном уровне. 

    Но не только искусствоведение, но и картография, которая, как можно было видно на основании изображений из Гватемалы (рис. 16-20), не умеет читать более древние надписи на географических схемах, ограничиваясь только чтением того, что написано чернилами по-испански или иероглифами майя. Хотя на них имеются неявные надписи по-русски. Это – мой второй сюжет данной статьи.

    Но сразу возникает вопрос: а существуют ли по аналогии СКРЫТЫЕ надписи на картах? И на этот вопрос я дал в данной статье положительный ответ, что составило мой третий сюжет, например, на рис. 4, где русские надписи БЫЛИ ВЫТРАВЛЕНЫ, хотя их с помощью усиления контраста ВПОЛНЕ МОЖНО ВОССТАНОВИЬ.

    Иначе говоря, неявные надписи – это надписи мелкие и малоконтрастные. А скрытые надписи – это надписи, закрытые другими частями целого артефакта, либо вытравленные. Но если наличие неявных надписей, которые современные археологи и искусствоведы (а также картографы) не читают, можно интерпретировать, как «неопытность» или своеобразную  «отсталость» современной науки, то есть, вещь печальную, но не подсудную, то вытравление древних надписей – это уже своеобразная подделка, подчистка исторического документа, которое рассматривается во всех странах,  как криминал.

    Что же касается надписей, скрытых при изготовлении скульптурных артефактов, то их задача, как я понимаю, чисто охранная: пока скульптура целая, она выглядит, как неподписанная, демонстрируя чисто эстетические или сакральные мотивы. Однако, стоит эту целостность фигур утратить, как скульптура буквально кричит по-русски: вот кто меня создал, и вот кого я изображаю! Ведь если вы меня разрушили, – то извольте иметь дело с ВОИНАМИ РЮРИКА! Они-то вас по головке не погладят! 

    И тысячу лет назад это мог прочитать любой образованный человек. А ныне прочитать те же слова не может не только рядовой археолог, но и доктор исторических наук, а иногда даже и академик! Неужели же искусствоведы этого не видят всерьёз? Видят! Однако сначала их встречают осуждающие взгляды менее одарённых коллег, которые ещё не научились видеть неявные лики и надписи, а затем сталкиваются с существующей в исторической науке вообще и в искусствоведении в частности парадигмой, согласно которой русских надписей в древности НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ! По чьему определению? По определению ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, которая уже несколько веков стоит на русофобских, говоря мягче, антирусофильских позициях. И искусствовед прячет своё мнение в тряпочку.

    К скрытым надписям я также отношу и микрогеоглифы, которые, как я понимаю, вообще являются проявлениями тонкого мира, а потому их признание означает выход не только за пределы археологии или искусствоведения, но и за пределы материалистической науки вообще. К тому же эти надписи видны только при большом напряжении глаза для восприятия предельно малоконтрастного изображения, и подчас мои дешифровки неподготовленный читатель просто не видит. Естественно, всё, что находится на пределе человеческих возможностей, вызывает естественное сомнение. Правда, единственным утешением  для меня является то, что прогресс науки постепенно приведёт к автоматизации выявления подобных надписей, и тогда подавляющее число моих дешифровок будет подтверждено совершенно объективно. Хотя, разумеется, в пределах статистики какие-то мои ошибки тоже будут выявлены.

    Но тема, которая была задана первой же проанализированной мной заметкой из новостей археологии, и которая составила четвёртый сюжет, – это заметка о краже артефактов самими археологами, как и воровство древних русских географических карт, их иностранными исследователями. Мне, однако, представляется, что помимо чисто криминальной составляющей возможного обогащения от их продажи, в этой криминальной деятельности имелся и идеологический момент: зачем России иметь доказательства раннего развития её собственной картографии? Ибо последние несколько веков Запад развивает концепцию отставания России от Запада по всем направлениям. Замечу, что мотив воровства произведений русской науки или искусства идёт рука об руку с трактовкой произведений русского искусства как, например, типичных произведений искусства древнего Рима. Так, появления воина-сколота, окрашенного в  красный цвет, перед жрецами, жрицами и воинами Рюрика на фреске из храма Нерона, трактуется искусствоведами как произведение римской живописи. Это приписывание русского искусства странам Запада и Востока – пятый и последний сюжет данной статьи. Сюда же относится и трактовка сюжета из Гватемалы, где изображены «пузатые» фигурки, как чисто гватемальское древнее искусство, хотя на деле был представлен образец марсианина с кладбища марсианских воинов эпохи Рюрика.  

    Ну и небольшая заметка о греческой транскрипции русского названия Яровой Руси может дать начало целой серии исследования процесса вестернизации русских названий, в том числе и на географических картах.   

    Заключение.

    В данной статье пополнена статистика примеров из самых разных областей русской культуры эпохи Рюрика.

    Литература.

    1. Бубнов Василий. Пропавший фрагмент Стоунхенджа 60 лет назад. 8 мая 2019 года, источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_326686%2Fall

    2. Чудинов В.А. Как реконструировали Стоунхендж. – Сайт chudinov.ru от 2 февраля 2013 г.

    3. Бубнов Василий. Кто украл самые красивые карты России? Почему историки российской картографии вынуждены работать в иностранных библиотеках? 29 апреля 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_326396%2Fall

    4. Бубнов Василий. В Риме после 10-летней реставрации открылся дворец Нерона. 24 апреля 2019 г. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_326195%2Fall&z=photo-3073135_45 6252369%2Falbum-3073135_00%2Frev

    5. Бубнов Василий. Раскрыто загадочное происхождение древних «пузатых» фигур. 24 апреля 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_326184%2Fall

    6. National Geographic Россия. Карты земель российского Севера: реальность и мифы. 10 февраля 2018 года.  

    7. Баринова Анастасия. О чём рассказала ацтекская карта-комикс. 15 декабря 2017 года. Источник: http://www.nat-geo.ru/science/1175130-o-chem-rasskazala-atstekskaya-karta-komiks/

    8. Бубнов Василий. При раскопках в Бобруйске нашли древний топор и наконечник стрелы. 22 апреля 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?z=photo15220006_456255999%2Fwall-3073135_325947

    9. Бубнов Василий. Почему носы египетских статуй обычно разбиты и обезображены?  Феномен манипулирования историей и культурным наследием. 22 апреля 2019 года.  

    10. u-f.ru. Череп, обнаруженный в Китае, ставит под сомнение теорию происхождения человека. 9 мая 2019 года. Источник: http://izverzhenie-vulkana.ru/2019/05/cherep_obnaruzhen nyj_v_kitae_stavit_pod_somnenie_teoriu_proishozhdeniy.html  

Комментарии:

Ксения
14.05.2019 15:05
Уважаемый Валерий Алексеевич! Благодарю Вас за труды! Все замечательно интересно и часть про ЯРОВУ-ЕВРОПУ, мне кажется, в 10-ку.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову