Комплекс священных славянских храмов в болгарском Иваново

Чудинов Валерий Алексеевич


Недалеко от болгарского города Русе, лежащего на границе с Румынией – первого города Болгарии, куда попадает турист, едущий через Румынию из Украины – протекает по глубокому ущелью река Русенски Лом, правый приток Дуная. Крутые скалистые берега его изрыты множеством пещер. Столетия тому назад здесь поселились христианские монахи-отшельники, образовав пещерные монастыри. Этому была посвящена книга Асена Василиева «Ивановските стенописи» (ВАС). Опираясь на ее описания и иллюстрации, я попытаюсь исследовать дохристианский пещерный комплекс села Иваново близ Русе.

Оглавление:
  • Комплекс священных славянских храмов в болгарском Иваново
  • «Крестильня»
  • Расположение древних построек
  • «Церковь»
  • «Разрушенная церковь»
  • Скальные жилые помещения
  • Заключение
  • Литература
  • Комплекс священных славянских храмов в болгарском Иваново

    Недалеко от болгарского города Русе, лежащего на границе с Румынией – первого города Болгарии, куда попадает турист, едущий через Румынию из Украины – протекает по глубокому ущелью река Русенски Лом, правый приток Дуная. Крутые скалистые берега его изрыты множеством пещер. Столетия тому назад здесь поселились христианские монахи-отшельники, образовав пещерные монастыри. Этому была посвящена книга Асена Василиева «Ивановските стенописи» (ВАС). Опираясь на ее описания и иллюстрации, я попытаюсь исследовать дохристианский пещерный комплекс села Иваново близ Русе.

    Панорама села Иваново. Вид на скалы
    Рис. 1. Панорама села Иваново. Вид на скалы

    Христианские монахи, поселившиеся здесь в XII-XIII веках, жили здесь до 1495 года. Как говорится в книге, они «расширили естественные пещеры и отрыли новые, превратив их в жилища и церкви. Стены этих пещерных обителей они замазывали известковой штукатуркой и покрывали росписью» (ВАС, с. 46). Я сомневаюсь в естественном происхождении пещер. Полагаю, что в античности здесь существовали мощные пещерные языческие храмы, о существовании которых христиане, за давностью лет, могли и не знать, а пещеры в скалах прорубали строители их мастерской храма Рода в течение многих столетий – такова была их профессиональная деятельность.

    Сначала можно бросить взгляд на общий вид из села, рис. 1, и на село, рис. 2. отроги гор здесь представляются довольно близкими и невысокими. Это весьма удобно для строительства пещерных монастырей и храмов. Для того, чтобы узнать, какие тут храмы существовали до христианства, достаточно пристально посмотреть на скалы на рис. 2 в несколько увеличенном виде. Какие при этом читаются надписи, показано на рис. 3.

    Общий вид на скалы и село Иваново
    Рис. 2. Общий вид на скалы и село Иваново

    Я читаю на самом верху слева слова …РСКАЯ, и в обращенном цвете правее – МАРЫ, что означает МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. Ниже читается слово ХРАМЫ, а правее – МАКОЖИ И МАРЫ. Таким образом, комплекс состоит из храмов Макоши и Мары и мастерских Мары. Следовательно, именно их мы и встретим, когда будем более детально обследовать пещеры.

    Мое чтение надписей на скалах рисунка 2
    Рис. 3. Мое чтение надписей на скалах рисунка 2

    Затем можно полюбоваться на величественную арку, прорубленную в скале, и ступени, ведущие к ней, показанные на рис. 4. Здесь скалы расположены довольно близко к объективу фотоаппарата и потому на них видны надписи.

    Вход в святилище
    Рис. 4. Вход в святилище

    Надписи находятся и внизу, и вверху. Внизу слева тень высвечивает большую букву М; правее можно прочитать слово МАРА. Следовательно, здесь начинается храм Мары.

    Надписи на входе в святилище
    Рис. 5. Надписи на входе в святилище

    Скала над проемом находится в тени, однако на сером фоне отчетливо видны надписи, которые я отдельно изобразил на рис. 5. Все они содержат только одно слово МАРА. Я обращаю внимание на то, что в данном случае они помещаются как раз там, где поместили бы их и мы в наши дни – наверху, над аркой.

    Пройдя арку, мы попадаем к целому каскаду выемок в скальной породе, то есть к пещерам и отдельным открытым площадкам; они дают представление о той огромной работе, которую проделало множество поколений славян, чтобы пробить в скалах площадки, комнаты, галереи, коридоры и лестницы, рис. 6. В христианское время эта часть называлась «Крестильней» – здесь производился обряд крещения.

    Вид на так называемую «Крестильню»
    Рис. 6. Вид на так называемую «Крестильню»

    «Крестильня»

    Приглядевшись к данному рисунку пристальнее, можно видеть, что черные выемки отверстий образуют три этажа, или три яруса. Подъем на них идет вдоль внутренней лестницы, расположенной в правом нижнем углу фотографии. Здесь можно идти направо, где существует окно, и соответственно, ярус, а можно налево, где видны два окна. Кроме того, на том же уровне видны отверстия в скале и много левее. Следовательно, это продолжение первого яруса, примерно на том уровне, на котором находится окно слева или окно справа от лестницы.

    Второй ярус здесь самый высокий, и окна находятся то выше, то ниже, и обладают неправильной формой. Наконец, на третьем ярусе видны всего два окна. Если называть вещи своими именами, то перед нами – одно из древнейших многоэтажных зданий, где искусство строителей состояло не в возведении стен (они и так существовали в виде скалы из горных пород), а, напротив, в образовании пустот внутри и окон (неправильной формы и без стекол) снаружи. Конечно, такое здание мало похоже на современное, но как не порадоваться за наших предков, которые смогли соорудить такую по-своему совершенную конструкцию, вынув из скал десятки тысяч кубических кубометров скальной породы! Это же труд титанов, создавших здания ничуть не менее трудоемкие, чем хенджи и дольмены эпохи мегалитов.

    Конечно же, перед нами не крестильня, а целый ряд помещений, обладавших в дохристианский период своим назначением. Попытаемся прочитать надписи.

    Мое чтение надписей на «Крестильне»
    Рис. 7. Мое чтение надписей на «Крестильне»

    Естественно, что на данном объекте существует масса надписей. Некоторую часть из них я прочитал, как это видно на рис. 7. Однако в данном случае я возвращаю их на те места, с которых я их заимствовал, чтобы читатель лучше представлял себе вывески седой древности.

    Надписи, спроецированные на изображение храмов
    Рис. 8. Надписи, спроецированные на изображение храмов

    Расположение древних построек

    Теперь можно понять расположение древних построек на данной фотографии. Прежде всего, бросается в глаза, что храмы располагались не столько по горизонтали, сколько по вертикали. Так, первый и второй ярусы справа от входа занимает храм Мары, тогда как слева так же находится храм Макоши. А вот весь третий ярус занимает мастерская храмов Мары и Макоши. Наконец, слева над всем комплексом виднеется общая надпись ХРАМ МАКЖИ И МАРЫ.

    Скалы «Церкви»
    Рис. 9. Скалы «Церкви»

    «Церковь»

    Помимо «Крещальни», или постройки, рассчитанной на весьма просторное внутреннее помещение с широкими окнами, к комплексу относятся также и другие скальные архитектурные формы. Прежде всего, сюда относится выступ скалы, имеющий примерно на уровне середины небольшое прямоугольное окно, вытянутой в вертикальном направлении. Если сравнивать данный выступ с современными архитектурными формами, то перед нами – весьма древний прототип башни. Можно предположить, что окно выходит на скальную лестничную клетку, где путник, поднимающийся на вершину этой шестиэтажной постройки, делает отдых где-то на высоте третьего этажа. Сам лестничный пролет, в таком случае, очень темен, но, по мере восхождения, становится все светлее, пока путник не остановится у окна. Но выше ему идти некуда – там нет окон, и, вероятно, нет помещений.

    Мое чтение надписей на данной скале
    Рис. 10. Мое чтение надписей на данной скале

    Надписи на данной скале повторяют надписи «Крещальни», и содержат название комплекса, МАКАЖЬ И МАРА (первое слово дано в обращенном цвете), но над окном можно найти надпись МАКАЖЬ ХРАМ.

    Надписи, спроецированные на изображение храма
    Рис. 11. Надписи, спроецированные на изображение храма

    Возникает впечатление, что если храмы «Крещальни» были рассчитаны на большое количество посетителей, для чего и имели повышенную освещенность, то данный башенный храм Макоши, скорее всего, предназначался только для избранных – для жрецов и монахов, которые проходили сюда поодиночке и имели возможность совершать потайные ритуалы. Такое мнение возникает при наружном осмотре.

    Однако об этой части комплекса Асен Василиев пишет следующее: «Множество ценнейших росписей сохранилось в так называемой «Церкви». Это искусственно вырытая пещера (можно подумать, что все остальные гроты представляли собой естественные сооружения! – В.Ч.) не менее 16 метров в длину и 3-4 метра в ширину. Она разделена на две части, с высотой потолков 2,15 и 2, 60 м. В нее можно было проникнуть по деревянным мосткам сквозь пробитый в отвесной скале вход (см. рисунок). Теперь в «Церковь» можно войти с восточной стороны через наскоро проделанное в скалах отверстие» (ВАС, с. 46). Таким образом, в христианские времена вход снизу в данное помещение, видимо, не был обнаружен и лестница засыпана, а входить стали через окно по специально сделанным деревянным мосткам. Еще позже, возможно, уже в наши дни, для туристов пробили еще один вход с востока, так что уединенность этого жреческого храма Макоши была нарушена.

    «Разрушенная церковь»

    Еще одно искусственное сооружение – так называемая «разрушенная церковь» (по-болгарски – съборената църква), рис. 12.

    Общий вид «Разрушенной церкви»
    Рис. 12. Общий вид «Разрушенной церкви»

    Помимо просто «Церкви» существовали «Разрушенная церковь» и «Засыпанная церковь». Вид «Разрушенной церкви» показан на рис. 7. Впервые отверстие в скале можно оценить с помощью масштаба – фигурки женщины в его проеме. Видно, что сам проем имеет высоту в три человеческих роста, то есть, не менее пяти метров, тогда как длина на уровне пола составляет не менее семи метров. Следующее окно расположено левее, на теневой части скалы, и оно гораздо меньше. В нем угадывается левый глаз какого-то женского лица. Еще одно женское лицо высвечивается на темной правой скале, ближайшей к зрителю. Под этим лицом много надписей. Сами надписи я читаю на рис. 13.

    Мое чтение надписей на «Разрушенной церкви»
    Рис. 13. Мое чтение надписей на «Разрушенной церкви»

    Сначала я выделяю лик на ближайшей скале и читаю надписи под ним. Они гласят: ВЗРИТИ НА РУНА МАРЫ, то есть ВОЗЗРЕТЬ НА РУНЫ МАРЫ. Такого рода призывы мне еще не встречались. Что же касается храма и окна, в котором видна стоящая женщина, то много выше нее, но чуть ниже вершины читается название храма: МАКАЖИ, и в обращенном цвете – ХРАМ. Кроме того, надпись МАКАЖИ существует над левой диагональю окна, а также слева чуть ниже пола окна. Таким образом, нет никаких сомнений, что вся освещенная солнцем часть скалы представляет собой храм Макоши.

    Иное видится в темной части слева. На рис. 13 я выделил женское лицо и прочитал как на нем, так и под ним слова ЛИК МАРЫ. Таким образом, продолжением храма Макоши в левую сторону, вероятно, является храм Мары.

    К большому сожалению, изображение в данной книге «Засыпанной церкви» отсутствует.

    План расположения скал вдоль реки Русенский Лом
    Рис. 14. План расположения скал вдоль реки Русенский Лом

    Как видно из прилагаемого чертежа, рис. 14, рис. 2 соответствует виду снизу чертежа на скалы, которые на чертеже приходятся над буквами В и О слова ИВАНОВО. С этой же стороны, то есть, с левого берега реки, существует и выступ скалы, то есть, естественная башня с одним прямоугольным окном, называемая «Церковью». На чертеже эта башня выглядит как палец левее и выше буквы Ц слова ЦЪРКВАТА (Церковь). Отсюда имеется прекрасный вид на подкову остальных скальных храмов, расположенных напротив. Иными словами, башня «Церкви» является ключом ко всему комплексу, здесь удобно было бы располагаться руководству всего комплекса.

    Скальные жилые помещения

    Судя по фотографии, рис. 15, из скальных пород были вынуты огромные глыбы, чтобы составить довольно большое и по площади, и по кубатуре пространство. Объем проделанной работы огромен. Я удивлен, почему до сих пор подобного рода искусственные пещеры не причисляются к мегалитическим постройкам.

    Скальные жилые помещения – «чертоги»
    Рис. 15. Скальные жилые помещения – «чертоги»

    Заключение

    Поводом для исследования открытого в 1921 году пещерного комплекса у села Иваново под болгарским городом Русе было изучение и консервация христианских фресок. Между тем, ни открывший комплекс болгарский академик Кристю Миятев, ни описавший его Асен Василиев даже не подозревали, что христиане вторично обжили ведический священный комплекс храмов Макоши и Мары, когда-то возведенный древними русами, что, видимо, дало название и притоку Дуная, и самому городу Русе. Количество вырубленных в скалах жилых и храмовых построек вызывает удивление и позволяет относить данный комплекс к числу колоссальных мегалитических сооружений, когда-либо созданных человеком. Весьма впечатляет архитектура как многоярусного здания «Крестильни», так и отдельно стоящая, выступающая из скал башня «Церкви». Возникает предположение, что комплекс строился не одну тысячу лет. Изучение данного комплекса позволит лучше понять как архитектурные особенности и технологию строительства, так и сакральные стороны сохранившегося до наших дней пещерного святилища.

    Особенно следует остановиться на до сих пор сохранившихся многочисленных надписях. Самой интересной из новых для нас является надпись ВЗРИТИ НА РУНА МАРЫВОЗЗРИТЬСЯ НА НАДПИСИ МАРЫ. Именно надписи Мары на сегодня наименее исследованы, так что я горю желанием исполнить данное предложение надписи. Вероятно, в полной мере это пожелание можно исполнить только на месте.

    Разумеется, данный памятник требует всестороннего изучения. И еще можно кое-что сделать даже в плане дополнительного исследования тех фотографий, которые опубликованы в данной книге.

    Литература

    ВАС: Василиев Асен. Ивановските стенописи. С 26 чертежи и планове, 56 илюстрации и 4 цветни приложения. София, 1953

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову