Птицевидный идол из-под Екатеринбурга и другие новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


Символика, тем более в виде птиц, весьма интересна. Именно поэтому я рассматриваю заметку [1]: «В Свердловской области, там, в пригороде Полевска «черные археологи» обнаружили древний клад, в котором много изделий, сделанных из бронзы. Возраст находки, по оценкам специалистов, составляет не менее 2 500 лет. Точное место, где раскопали древний клад, искатели не сообщают, так как занимаются своим промыслом не совсем законно. Однако известно, что среди обнаруженных бронзовых фигурок есть «птицевидный идол», относящийся к иткульской культуре, существовавшей примерно в VII-III в.в. до нашей эры. Ученые предполагают, что найденные изделия были предназначены для совершения культовых обрядов.   Напомним, что в 1940 году также на окраине Полевского школьники случайно нашли клад, также содержавший множество бронзовых изделий. Там тоже были фигурки «птицевидных богов».

Оглавление:
  • «Птицеголовый идол».
  • Иткульская культура.
  • Колечко из Берестья.
  • Кремневый нож, побывавший в сохране храма Мары.
  • Ведическая икона из деревни Именин.
  • Еще один подземный храм Мары.
  • Древний меч из Мстиславля.
  • Камень якобы ятвягов.
  • Панцирь Воина Рюрика.
  • Об этнической принадлежности скифов.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • «Птицеголовый идол».

    Рис. 1. «Птицевидный идол» из-под Свердловска и моё чтение надписей

    К сожалению, мы с академической археологией работаем в разных парадигмах. На мой взгляд, данное изделие вовсе не имеет никакого отношения к культовым обрядам, а символизирует одно из подразделений ВВС эпохи Рюрика.

    Естественно, что для чтения надписей на этом артефакте мне было необходимо сделать его изображение контрастнее. И тогда на голове птицы можно было прочитать слова: 30 И 35 ЯРА АРКОН ВИМАН ВОИНЫ. А на самой вершине левого крыла – слова: ЯРА РУСЬ РЮРИКА.

    Имеются малоконтрастные надписи и на хвосте, для чего их необходимо читать в обращенном цвете. Кроме того, они написаны по вертикали, для чего я поворачиваю это изображение на 90 градусов по движению часовой стрелки. В результате я получаю надпись: РУСЬ МАРЫ 8 ГОД ЯРА. Это – как раз тот год, в котором строились наземные и пещерные храмы Мары Рюрика, в том числе и храмы виман. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует дату: 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Таким образом, артефакт оказывается вовсе не «идолом», а символом виман, а его возраст – в 2,5 раза меньше определенного археологами. Как обычно, археологи сообщили ложные сведения.

    У меня сразу возник вопрос: как археологи догадались, что данный символ относится к иткульской культуре? – Набрав поисковике название этой археологической культуры, я вышел на портал [2]. Тут показано 16 артефактов, из которых 12 являются изображениями птиц. Я решил рассмотреть один из примеров, рис. 2.

     

    Рис. 2. Еще один символ в виде птицы и моё чтение надписей

    Я рассматриваю еще один «птицеголовый идол». Я также усиливаю контраст изображения и увеличиваю его размеры. Сначала я рассматриваю лицевую сторону, то есть, вид сверху. На вершине левого крыла я читаю датировку: 8 ГОД ЯРА, что вполне совпадает с датировкой предыдущего артефакта и соответствует при пересчете на привычное для нас летоисчисление 864 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    А на верхней части хвоста я читаю более длинный текст: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ВОЙСКА ВИМАН. Иначе говоря, данный символ был изготовлен в храме Рюрика.

    Далее я читаю надписи на оборотной стороне артефакта. На правом крыле, на его верху, я читаю слова: РИМА РЮРИКА ХАРАОНА ХРАМ. Иначе говоря, изготовителем символа явился ХРАМ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА.

    Что же получается? Здесь уже речь идёт не о двух артефактах, в отношении которых археологи в очередной раз ошиблись, но о целой  археологической культуре. Иначе говоря, птицы являются символами виман войска Рюрика. Вероятно, и остальные артефакты принадлежат войскам Рюрика.

    Для проверки этого предположения я решил рассмотреть иной артефакт, например, в виде колеса. Наверху колеса имеется погрудный рельеф женщины, левая рука которой напоминает клюв птицы, рис. 3.

     

    Рис. 3. Символ в виде колеса и бюстом женщины и моё чтение надписей

    На лицевой стороне я читаю надпись на уровне ключицы, слово МАРЫ. На уровне пояса читается слово: РИМА. На верхней части колеса я читаю слово ХАРАОНА, а на колесе напротив левой спицы читается окончание: слово ХРАМ. – Поскольку хараон за всю историю человечества был один, а именно Рюрик, и этот артефакт имеет отношение к эпохе Рюрика, то есть, к IXвеку н.э.

    Далее я перехожу к чтению надписей на оборотной стороне артефакта. На правой спице (на оборотной стороне артефакта она находится слева) я читаю дату: 7 ГОД ЯРА. Иначе говоря, данный артефакт был создан за год до первых двух из рассмотренных. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает дату: 863 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    А затем я читаю надпись на окружности колеса: ВЕРНЫЯ ВОЙСКА Е РУСИ МАРЫ ХРАМА РЮРИКА. Из этой надписи следует, что в 7 году Яра страна Рюрика еще называлась Русь Мары, то есть, ЕВРАЗИЯ.  

    Иткульская культура.

    Получается, что иткульская культура – это культура, занесённая на Урал воинами виман Рюрика. Уральская энциклопедия пишет: «Иткульская культура – археологическая культура раннего железного века (VII-III в. до н.э.) горнолесного и лесостепного Зауралья. И.К. имеет автохтонное происхождение, корнями уходит в межовскую, гамаюнскую, бархатовскую культуры. Выделена К.В. Сальниковым на материалах Южного Зауралья. Северный ее аналог – исетская культура, выделенная Е.М. Берс в Среднем Зауралье. В.Е. Стоянов объединил обе культуры в одну, сохранив название иткульской.

    И.К. представлена городищами, неукрепленными пос. и святилищами. Городища имели замкнутую и разомкнутую системы обороны из 3-4 элементов (бревенчатая стена, вал или завалинка, ров или канава). Они одноплощадочные, редко – двухплощадочные, одно – четырехплощадочное. Площадь – от 432 до 3900 кв.м.

    Из сооружений на иткульских памятниках известны помещения, горны, специально оборудованные площадки. Помещения бывают наземные и углубленные в грунт на 20-25 см, овальные и прямоугольные в плане, пл. от 3 до 58 кв.м, с глинобитным или комбинированным покрытием пола. Элементы интерьера – нары, очаги, горны, небольшие площадки с глинобитной или каменной вымосткой. По назначению помещения делятся на жилые, производстенные и производственно-жилые. В помещениях последних двух типов осуществлялась выплавка и обработка металла (Зауральский (иткульский) очаг металлургии)». – Полагаю, что помещения описаны как времянки, которые как раз характерны для казарм воинов виман.

    Пока я не настаиваю на том, что все артефакты этой культуры относятся ко времени Рюрика, однако высказываю такое предположение.

    Колечко из Берестья.

    Здесь заметка оказалась [4] довольно крупной: «В первых числах сентября во время прогулки вдоль берега реки Мухавец, напротив археологического музея Берестье, взгляд зацепился за предмет, напоминающий колесико, лежавший на обмелевшем участке реки. Как помним, это лето было очень засушливым, и уровень воды упал очень сильно. Поднял, покрутил в руках интересное колесико и, переборов желание запустить «лягушку» по водной глади, решил, что выкинуть всегда успею, желание узнать, что бы это могло быть, победило. Придя домой, сфотографировал находку и выложил в интернет, на сайт fortification.ru, чтобы всем миром подумать, что за колесико моему взору подарила река. Каково же было мое удивление, когда данную находку удалось идентифицировать как пряслице.

     

    Рис. 4. Пряслице из белорусского Бреста и моё чтение надписей

    Пряслице – это грузик, насаживаемый на веретено для придания ему устойчивости и равномерности вращения, а веретено в процессе ручного прядения играло всегда основную роль. (Прядение – процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити). Вот как бывает: предмет, который вначале был совсем непонятен, в глубокой древности был самым что ни на есть обычным. Но и это еще не все. Данное пряслице изготовлено из овручского пирофиллита-шифера, что в свое время являлось брендом для данных изделий.      

    Овручские шиферные пряслица вытачивались из розового и красного камня – шифера (пирофиллитового сланца), который добывали у города Овруча (территория нынешней Украины) в X–XIII веках. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Экономическое развитие Овруча было теснейшим образом связано с добычей и обработкой красного шифера, места залегания которого ограничены небольшим районом междуречья Ужа и Уборти. Овручские мастерские тянулись примерно на 20 км, располагаясь у оврагов, богатых выходами розового шифера. Овручские мастера старательно повторяли наиболее удачную форму глиняных пряслец -– биконическую, то есть грузик как бы состоял из идвух усеченных конусов, соединенных широкими основаниями. Весили пряслица в среднем около 16 г, высоту имели от 4 до 12 мм, внешний диаметр — от 10 до 25 мм, диаметр отверстия для веретена был 6–10 мм. Производство пряслиц было рассчитано на широкий сбыт».            

     

    Рис. 5. Место находки артефакта

    Для меня тема пряслиц из Овручского шифера знакома давно, в одной из моих книг я посвятил им целую главу, поэтому новое обращение к надписям на них я воспринял как встречу со старыми знакомыми.              

    «Производство этих пряслиц, как отмечалось исследователями, из-за средоточия сырья в одном месте было необычайно концентрированным территориально, что позволило изготовлявшим их ремесленникам выработать единую технику. Она была «проста и легко восстанавливается на основании многочисленных остатков производства, найденных в окрестностях Овруча, равно как и при просмотре больших серий готовой продукции».

    Общая датировка шиферных пряслиц давно установлена исследователями. Начало производства относится к концу Х в., разрушение мастерских связано с татарским нашествием. В XIII веке, во время нашествия монголо-татар, Овруч был полностью разорен, разрушены мастерские, убиты мастера-камнерезы. Производство шиферных пряслиц прекратилось. Во время археологических раскопок городища Берестья в пластах XI–XIII веков археологами было найдено около 200 шиферных пряслиц. Все они прекрасно сохранились. Овручские пряслица настолько ценились, что владелицы тщательно метили их, чтобы ненароком не «поменяться» на посиделках, когда начинались игры и танцы. На пряслицах выцарапывали личные метки, а после распространения письменности – подписывали свои имена. Есть такое пряслице и в экспозиции археологического музея «Берестье». На нем процарапана буква древнеславянской азбуки – кириллицы «иже».

     

    Рис. 6. Моё чтение надписей на месте находки артефакта

    Нельзя не упомянуть и об оригинальной теории, которую предложил российский историк, археолог, доктор исторических наук Валентин Лаврентьевич Янин. Ученый предполагает, что в безмонетный период на Руси роль денег для мелкого платежа могли выполнять некоторые единообразные и широко распространенные в Древней Руси изделия — такие, как хрустальные и сердоликовые бусы, не раз отмеченные в кладах вместе с монетами, разноцветные стеклянные браслеты и овручские шиферные пряслица.

    В.Л. Янин обратил внимание, что район распространения «шиферных пряслиц» в точности совпадает с границами района денежного обращения до нашествия татар. Вдобавок пряслица неоднократно находились в кладах вместе с серебряными слитками. При раскопках в Пскове «пряслица» были найдены в кошельке рядом с западноевропейскими монетами. Отсюда был сделан вывод о платежной роли этих массовых и притом предельно стандартизированных изделий древнерусской промышленности, распространение которых шло по стопам монетного обращения предшествующей поры. Вот такое оно, колесико из Овруча на берегу Мухавца».

    Но такое ли данное колёсико из Берестья? На рис. 4 показана лицевая и оборотная сторона найденного пряслица. Только пряслице ли это? Во-первых, внутреннее отверстие у него слишком крупное, во-вторых, оно разделено пополам по толщине, и на обороте имеются надписи, чего на пряслицах не бывает. Так что перед нами – иной артефакт. Полагаю, что его назначение можно будет узнать, прочитав надписи.

    Сначала я читаю надписи на лицевой стороне. На верхней стороне окружности я читаю слова: ВОИНЫ ВОЙСКА ХАРАОНА на верхней строке, и ХРАМА МАРЫ РЮРИКА строкой ниже. На подписи на пряслицах (а я прочитал их более десятка) таких не было и быть не могло.

    На оборотной стороне я читаю слова: ВЕРНЫЯ ВОЙСКА РЮРИКА, а также СТАН ВОЙСКА РЮРИКА МАРЫ РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, в нынешнем белорусском Бресте (древнем Берестье) находился воинский стан верных войск Рюрика.

    Но всё же, что за артефакт находится перед нами? Может быть, я чего-то не заметил? – Да, именно так. На внешней стороне артефакта я не прочитал надпись на нижней стороне кольца. И вот я ее читаю: ВИМАН МАСКА, что означает ИЗОБРАЖЕНИЕ ВИМАН. Теперь всё встало на свои места: перед нами – макет виман Яра, то есть, дисколётов.

    Правда, это пока единичное указание. Возможно, его удастся подтвердить, если рассмотреть место находки. Такая возможность имеется, рис. 5. Однако контраст изображения слишком низкий. Поэтому я усиливаю контраст и увеличиваю изображение, что можно видеть на рис. 6.

    Далее я читаю надписи на рис. 6. Сначала я рассматриваю камень слева внизу, на который нанесены 4 лика. Все изображения  карикатурные, скорее всего тут изображены служители храма. Верхняя часть ликов отделяется от нижней словами: ХРАМ МАРЫ. А на нижней части камня я читаю слова: ВОИНОВ ХАРАОНА. И чуть ниже – датировку: 8 ГОД ЯРА. Датировка знакомая, поэтому комментировать ее не буду. Рядом с камнем лежит несколько масок, видимо для религиозных мистерий. Наконец, слева от рассматриваемого артефакта можно прочитать подпись: ВИМАН МАСКА, то есть ИЗОБРАЖЕНИЕ ВИМАН, что и содержит искомое подтверждение.

     

    Рис. 7. Кремневый нож из Беловежской пущи

    Кремневый нож, побывавший в сохране храма Мары.

    Вот любопытная заметка [5]: «Изделие необычной формы привлекло внимание ученых во время посадки яблоневого сада в Дмитровичском лесничестве. При детальном осмотре стало ясно, что предмет является древним кремневым ножом. Позже в отделе археологии первобытного общества ГНУ "Институт истории Национальной академии наук Беларуси" датировали находку эпохой каменного и бронзового веков. Помимо кремневой пластины со следами обработки в том же место было найдено более десятка керамических осколков от древней посуды. Находки будут переданы в музей Беловежской пущи, где будут выставлены вместе с другими артефактами доисторической эпохи».

    Меня заинтересовало: была ли эта находка первичной, или вторичной, то есть повторной находкой после сохрана храма Мары времени Рюрика? Для ответа на этот вопрос я решил прочитать надписи, которые едва различимы. А для хорошего их различения я усилил контраст и увеличил размеры.

     

    Рис. 8. Моё чтение надписей на кремневом ноже

    Сначала я решил прочитать дальнюю кромку ножа. Здесь читаются слова: МАРЫ ХРАМ РЮРИКА. Примерно то же написано и по центральной линии ножа, но перевернуто на 180 градусов. Затем я читаю надписи на более близкой кромке ножа. Тут можно видеть слова: СОХРАНА МИРА ВОИНОВ ВИМАН ИЗ 30 АРКОНЫ ЯРА. Иначе говоря, данны артефакт первоначально хранился в СОХРАНЕ ХРАМА МАРЫ ВОИНОВ ВИМАН ЗАПАДНОГО КАИРА.

    Так что данная находка, как и многие другие, в данном случае на белорусской земле, оказалась повторной. Но сам нож не происходит из беловежской пущи, как предположили белорусские археологи. 

    Ведическая икона из деревни Именин.

    Еще одна находка [6] относится также к белорусской земле: «Это только на первый взгляд приезжего деревня Именин Дрогичинского района — обычный агрогородок в 700 дворов: аккуратные домики, цветники, почта, Дом культуры, сельмаг, храм... Интрига в том, что Именин много веков звался Тороканью и тороканцами местные жители считают себя до сих пор. А недавно краеведы раскопали один из входов в 200–метровое монастырское подземелье некогда известного Тороканского монастыря.

    Местная легенда связывает Торокань с королевой польской и великой княгиней литовской Боной Сфорцой, которая владела Кобрином и Мотолем в XVI веке. По преданию, в одной из поездок (Именин располагается аккурат между этими населенными пунктами) итальянка заблудилась в нашей глуши.

     

    Рис. 9. Ведическая икона и моё чтение надписей

    — Запаниковала, — предполагает директор военно–исторического музея Дрогичина Сергей Граник. — Пришлось переночевать в лесу в карете. И приснился Боне сон. Неизвестная женщина, видимо, Дева Мария, советовала ей успокоиться, мол, спасется. Так и вышло. Через двое суток ее нашли и вывели из болотистой местности. Позже Бона поставила в том лесу, у дуба, кирпичную колонну. Она стояла до 60–х годов прошлого века. При строительстве дороги колонну сбросили. А люди, уверенные в чудодейственной силе столпа, соскребали кирпич в порошок и давали больным. Говорят, лечил... В XVI веке возле колонны построили православный Тороканский монастырь (в 1613 году он стал униатским, в 1710–м передан ордену базилиан). Потом и деревня возникла... А в XVIII веке наступило время расцвета монастыря, работала при нем и иконописная школа. Сергей Граник пересказывает когда–то услышанное от старожилов:

    — Монастырские мастера не только писали иконы на дереве, холсте, по металлу, но еще изготавливали перстни из кости лося. В Купальскую ночь омывали их в Ясельде. Считалось, что украшения обладают необычайной силой. Язычество, православие, униатство, католичество — все переплелось в жизни Тороканского монастыря. Удивительный факт: летом 1938–го в Торокани побывал будущий Папа Пий XII. Угощали его бисквитным тортом с белыми семечками. Но монастырь угасал. Перед Великой Отечественной в монашеских кельях размещалась польская сельхозшкола. А во время войны в монастыре что–то искали немцы — вскрывали стены в разных зданиях. Остальное потом советские активисты разграбили. Книги выбросили. Богоявленскую церковь взорвали...».    

    На мой взгляд, перед нами находится ведическая икона. Вообще-то ведических икон мне пока встретилось не так уж много. Тем более с таким непривычным изображением персонажей. Понятно, что, как обычно, я усилил контраст и увеличил размер изображения.

    Чтение я начинаю с короны на голове женщины. Поскольку надпись светлыми буквами на светлом фоне читается с трудом, я предпочел читать е в обращенном цвете. На короне читается слово ХРАМ МАРЫ. Тем самым, сразу становится ясно, что икона – не христианская.

    Далее я читаю надпись на шее и воротнике женщины: МАРА МИРА МАРЫ. А на короне мальчика можно прочитать слово: ХАРАОН. Так что это – икона религии Рюрика. Из нее следует, что, в отличие от ведизма, богиня Мара воспитала не младенца бога Яра, а младенца будущего хараона Рюрика.

    На поясе мальчика я читаю слова: ХРАМ РЮРИКА. Следовательно, такая икона должна была находиться в храме Мары Рюрика.

    На рукаве левой руки богини Мары можно прочитать адрес изготовителя: 35 АРКОНА (ЯРА). Иначе говоря, икона была создана в  ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. А на самом низу рукава можно прочитать датировку: 3 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает дату: 859 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Полагаю, что именно в этот года и создавалась религия Рюрика. Вероятно, именно этим объясняется не лучшая иконография лиц женщины и младенца.

    Замечу, что получение образца иконы религии Рюрика – редкая удача. Так что мне очень повезло, что в деревенской глуши белорусской периферии сохранился этот редкостный артефакт.  

     

    Рис. 10. Верхняя часть кургана и моё чтение надписей

    Еще один подземный храм Мары.

    В заметке [7] говорится: «В лесу за деревней Малые Круговичи (Брестская область, Ганцевичский район) «Черные копатели» разграбили восемь курганных могильников XI—XIII веков. О том, что кто-то раскопал курганы, сообщила Тамара Студент, жительница деревни М. Круговичи, которая пошла собирать грибы и увидела в лесу пять раскопанных курганов. Как рассказала женщина, раскоп был совсем свежим. Семь могильников, высотой полутора-два метра, были раскопаны полностью, а восьмой подкопан на несколько штыков лопаты. Причем поразили масштабы работы черных копателей. Они орудовали, будто экскаваторы, перевернув не один куб песка. Курганы вскрыли до уровня погребальной ямы, в которой захоронен предок-дрегович.Все ли раскопанные курганы были могильниками, будут выяснить сотрудники милиции и специалисты из районного исполкома, куда направили информацию о несанкционированных раскопках. Журналисты обратились к Виталию Герасимене, старшему научному сотруднику Ганцевичского районного краеведческого музея с вопросом о том, что искали и что могли найти черные копатели.

    «Сложно дать ответ, что именно они там искали. По материалам раскопок, которые проводились в окрестных курганных группах в разные годы белорусскими археологами Бояном Миролюбовым, Петром Лысенко и Юрием Кухаренко, находки могут быть довольно скромные. Ими не было найдено никаких изделий из драгоценных камней и металлов. Основными предметами, которые находили ученые, были различные остатки гончарных изделий, немного металлических изделий — дужки от ведер, железные обручи, топоры и ножи, а также простые бронзовые украшения. Причем подобные находки удавалось обнаружить далеко не во всех курганах. Время быстро стирает такие материальные артефакты», — сказал краевед.

    В изданной в 1999 году книге «Память» сказано, что неподалеку от деревни Малые Круговичи расположены три группы курганных могильников. Согласно информации в книге, одна из них находится на 0,5 километра на юго-восток от деревни Малые Круговичи. Там сохранилось 12 курганов, высотой 1-2,3 метра и диаметром в 8—18 метров. Хотя сейчас там уже только 4-5 курганов — их очень трудно сосчитать в поросшей траве. Остальные же курганы запаханы, а в этом году поле пустует. Также группа курганов располагается возле деревни Ясенец. Там ученые нашли глиняные горшки, бронзовые и железные ножи, пряжки и боевые топоры. Ученые никогда уже не узнают, что было в разграбленных курганах. Однако, наверное, курганы раннего Средневековья все–же не те места, в которых можно отыскать какие-то клады. Однако для множества черных копателей раскопки – это не только хобби, но и возможность продать свои находки.

    Специалисты пишут в своих публикациях, что в Беларуси еще нет особого спроса на такие артефакты. Все они в основном продаются в Россию. Остатки ножей, пряжек и топоров Х—ХIII веков, которые были выставлены на продажу на разных сайтах, в основном продаются по цене 20-200 долларов. Тот факт, что раскопки этих курганов проводились незаконно, не вызывает сомнений. В Институте истории Национальной академии наук сообщили, что не давали в этом году разрешения на раскопки курганов в Ганцевичском районе.

    Ольга Левко, специалист Института НАН Беларуси сказала, что при отделе культуры и идеологии районного исполкома должен находится специалист по охране памятников, в обязнности которого входит следить за памятниками истории. «В этом случае необходимо составить акт и направить его в Департамент по охране культурного наследия и памятников истории и в прокуратуру — данные органы должны разбираться с этим вопросом и принимать меры», — заявила Ольга Николаевна. Стоит напомнить, за умышленное уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей либо материальных объектов, которым можно присвоить статус историко-культурной ценности, предусматривается уголовная ответственность.

    Курганные могильники — разновидность археологических погребальных памятников, которые характеризуются земляной насыпью над погребальной ямой. Положение скелетов в курганах совпадает с общеславянской похоронной традицией: головой на запад, на спине. В кургане, как правило, хоронили только одного покойника, но известны и двойные захоронения — женские, мужские, смешанные. Среди находок особенно часто попадаются ножи, которые были необходимы в жизни дреговичей. В мужских погребениях часто находят рабочие и боевые топоры, наконечники стрел, копья… но чаще находят пряжки, поясные кольца, изредка — проволочные кольца.

    В женских погребениях попадаются украшения из бронзы, реже серебряные. Золотых же украшений вовсе не выявлено. Часто обнаруживаются разнообразные кольца из серебра, меди: проволочные (спиральные, простые, витые) и пластинчатые».

    Имелся ли в данном случае курганный могильник, я сомневаюсь. Более того, на нём видны надписи (микрогеоглиф), что характерно для подземных храмов Рюрика. Но так ли это, можно будет узнать после чтения надписей. Контраст изображения меня вполне устраивает.

    Я начинаю с чтения   надписей на противоположной стороне холмика. На верхней строке я читаю слова: МАРЫ ХРАМ ИЗ 35 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА, что означает: ХРАМ МАРЫ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА РЮРИКА (Новгородская область находится не очень далеко от нынешней Белоруссии). А на второй строке я читаю такой текст: ВИМАН ВОЙСКА СОХРАН ВИМАН РУСИ ЯРА. Иначе говоря, подземный храм Мары был не просто посвящен виманам, но и имел сохран, то есть, МУЗЕЙ ИСТОРИИ ВИМАН.

    На ближайшей к зрителю стороне холмика я читаю слова: СТАН 35 АРКОНЫ ЯРА, то есть, СТАН ВОЙСКА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А на второй строке я читаю датировку: 3-5 ГОД ЯРА, что в пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: 859-861 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Именно в эти годы и сооружались подземные храмы виман Рюрика.

    Так что данный курган не является могильником и имеет возраст на полвека старше Х века. Археологи, как обычно, ошиблись.

     

    Рис. 11. Меч из Мстиславля и моё чтение надписей

    Древний меч из Мстиславля.

    Эта заметка [8] о «Чёрной археологии»: «Эта история началась в сентябре 2013 года, когда во время Дня белорусской письменности, проходившего в Быхове, Краеведческий музей Мстиславля представил доспехи рыцаря Великого Княжества Литовского конца XV — начала XVI века, найденные на дне реки Вихры.Тогда на эти раритеты обратил внимание минчанин Андрей Радков.  Оружие «ушло» на Восток.

    В конце лета прошлого года об этих уникальных артефактах активно рассказывали белорусские СМИ. И не удивительно: в наших музеях крайне мало аутентичных предметов вооружения и экипировки средневековых воинов. Но, как оказалось, летом 2013 года в Мстиславский музей были переданы не все предметы, найденные на речном дне. Часть из этих уникальных вещей все же была вывезена в Россию.

    «К сожалению, оружие литвина стало добычей «черных археологов». Вскоре, после обнаружения артефактов на одном из российских интернет — аукционов был выставлен меч воина ВКЛ», — рассказывает Андрей.Студент БГУ занялся поиском информации, касающейся этой истории. Оказалось, что кирасы и другие части рыцарского снаряжения сдали в музей местные «любители древностей». Андрею удалось разыскать этих «краеведов» и те сообщили, что артефакты были обнаружены дайверами из России. Место для своих «изысканий» гости с Востока выбрали не случайно. Дело в том, что в устье реки Вихры на протяжении последних нескольких десятилетий постоянно находят различные элементы доспехов и снаряжения рыцарей эпохи Великого Княжества Литовского.

    Нету тела, нету дела? Вместе с латами и оружием были обнаружены и останки воина ВКЛ. «Черные копатели» просто вытряхнули кости из кирасы и, сложив их в мешок, закопали. Вскоре Андрею Радкову стало известно место повторного захоронения рыцаря и после «эксгумации» содержимое пакета было передано в Музей истории города Могилева. Также удалось установить, что фото меча (с интернет-аукциона), вывезенного в Россию, и других доспехов были сделаны одной камерой и, более того, во дворе частного дома белорусского «любителя древностей», того самого, который и принес часть находок в музей Мстиславля.

    «Главное, что я хотел — это получить контакты россиян, которые вывезли белорусские раритеты за пределы нашей страны. Я не следователь, и не прокурор. Оценку действиям этих людей должны давать правоохранительные органы. Мне же нужны были контакты «черных археологов», чтобы обсудить возможность возвращения меча, а также двух боевых топоров и копья в Беларусь. Ведь это наши культурные ценности и являются для нас, белорусов важнейшими памятниками прошлого», — отмечает Андрей. После того, как минский студент обратился в милицию и сообщил правоохранителям о данной истории, местных «краеведов» удалось «разговорить», и те признались, что оказывали помощь «партнерам» из России. Впрочем, вскоре студент Андрей получил письмо из мстиславской милиции, в котором сообщалось, что проверка по факту его обращения ничего не дала и, в связи с этим, прекращена.

    Что делать? Наш «Индиана Джонс» не собирается сдаваться. Им подано второе заявление, уже в Могилевское областное управление милиции. «К сожалению, белорусское законодательство в сфере охраны историко-культурных ценностей слишком не совершенно. Жаль, что вот так, какие-то люди могут приехать из соседней страны, забрать белорусский памятник и, пользуясь тем, что между Беларусью и Россией нет границы, вывезти раритет к себе. Все разговоры о необходимости сохранения белорусских археологических памятников, к сожалению, до сих пор остаются разговорами. А ведь выход из ситуации есть. Нужно просто ввести лицензирование частной поисково-археологической деятельности. К тому же, стоило бы проводить аттестацию тех, кто хочет заниматься археологией.

    Вы же не можете прийти с улицы и заняться хирургией. Для этого нужно учиться 6 лет, потом интернатура и т.п. История и археология -– это тоже сложные науки, в которых без специальной подготовки делать нечего. Здесь должны работать профессионалы. В официальный реестр внесены далеко не все археологические памятники Беларуси, поэтому наша страна рискует потерять значительную часть своего культурного наследия. Я очень надеюсь, что необходимая законодательная база в Беларуси все же будет принята», — подчеркивает Андрей Радков.

    Но есть в этой истории и еще один нюанс. «Мы обращались в Министерство обороны с просьбой помочь похоронить воина ВКЛ с должными почестями. В конце концов, он ведь погиб в бою за Отечество. К тому же, в Беларуси нет ни одного мемориала средневековым воинам. Но военные чиновники пока разводят руками. Они не знают, как оформить останки рыцаря времен Великого Княжества Литовского. Я надеюсь, что ситуация будет решена в положительную сторону. В противном случае, будем хоронить защитника Мстиславля за собственные средства», – говорит минский студент.

    Остается надеяться, что усилия Андрея Радкова не пройдут бесследно и эта история закончиться возвращением украденных из Беларуси раритетов эпохи ВКЛ. К тому же нашему государству стоило бы серьезно задуматься над проработкой законодательства в сфере защиты отечественных историко-культурных и археологических ценностей. Искренне хотелось бы, чтобы артефакты белорусской истории оставались на Родине.

    Справка «Исторической правды». С большой долей уверенности можно говорить, что найденные останки принадлежали рыцарю, погибшему при защите Мстиславля от войск Московской державы во время боевых действий в 1502 году. Сражение произошло 4 ноября. Московский князь объединился с Крымским Ханством и выступил против Великого Княжества Литовского. На пути захватчиков с Востока встали мстиславские рыцари. Битва была жестокой и кровопролитной. Мстиславль отстояли, но за это заплатили высокую цену: потери войск ВКЛ составили (согласно летописным данным) почти семь тысяч воинов».           

    Сразу же возникает вопрос: если воин пал на белорусской земле, означает ли это, что он был белорусом?    Государство называлось «Великое княжество Литовское», а не Белоруссия, а воин мог быть противником литвина. Так что без чтения надписей, на одних предположениях, истину установить не удастся.

    Для чтения надписей я несколько усилил контраст изображения. Первое, что можно заметить на головке меча, это изображение птицы, аналогичное тем, который я рассмотрел на рис. 1 и 2. А птица – символ воинов виман Рюрика. И за птицей можно прочитать слова: МЕЧЬ ХРАМА, а ниже навершия, на клинке ножа, на верхней строке – текст: ВОЙСКА 35 АРКОНЫ РЮРИКА ЯРА. Иначе говоря, ВОЙСКА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА РЮРИКА ЯРА.

    На нижней строке клинка я читаю слова: МАРЫ ВЕРНЫЯ ВОЙСКА РЮРИКА МИМА. Иначе говоря, никакого отношения к Великому княжеству Литовскому данный меч не имел. Он был создан в Великом Новгороде и относился вовсе не к XVIвеку н.э, а к IXвеку н.э. Иными словами, к периоду, предшествующему образованию Великого княжества Литовского. То есть, к Святой Руси Рюрика. и никакой исторической несправедливости в том, что меч теперь находится в России, я не усматриваю.

    Вместе с тем, я категорически выступаю против «чёрной археологии».

    Рис. 12. Камень якобы ятвягов и моё чтение надписей

    Камень якобы ятвягов.

    Эта заметка [9] довольно объёмиста: «Невысокие, поставленные вертикально — на попа, с острыми вершинами. Обтесанные ветрами, обтрепанные дождями, поросшие живучим мхом. Кладбище... Местные жители в разные времена гадали: кто же здесь нашел последнее пристанище? Ятвяги. Сейчас в Пружанском райисполкоме готовят документы о внесении древнего могильника в свод памятников.  Посмотреть «деревню на погосте» недалеко от обходной дороги вокруг Беловежской пущи меня позвал директор музея «Дворцовый комплекс Сапегов» Руслан Книга (на снимке). Краевед обращает внимание на названия деревень: — Зеленевичи, Зиновичи, Зосин, Зельдин. Топонимика ятвяжская. Река Зельвянка — ятвяжский гидроним. Переезжаем мостик, перекинутый через речку Щибу, — и почти на месте. Природа подтверждает живописными рельефами: когда–то Щиба несла свои воды в широком русле. А на равнине вблизи деревни, которая и была конечной точкой нашего маршрута, — ни одного дерева, ни одного куста. Степная зона. По левую сторону от дороги начинается кладбище. Удлиненные камни, установленные вертикально, — надгробия. В земле сидят крепко. Не сдвинуть. Занесены песком, прижаты стойкими пучками сухой коренастой травы. Невысокие. Но встречаются и глыбы в человеческий рост. В иных местах камни расположены по кругу.     

    Еще бы парочку таких камней поверх — почти Стоунхэндж в белорусском исполнении. Кто это сделал? Первый вопрос. Второй: почему кладбище не считается памятником, не взято под защиту государства?.. Захоронение начинается у деревни, огибает ее и продолжается дальше по холму, вдоль речки. Можно предположить, что сел о когда–то разделило, разбило могильник. Отвоевали живые у почивших часть бесплодной почвы под дома и огороды. Староста деревни Александр Мотыль, 72 лет от роду, о кладбище мало что знает: — Мы его всегда называли «моглiцы». Ни мой отец, родившийся в 1899 году, ни мой дед о захоронении ничего толком не рассказывали.

    Наблюдаем, как с годами камни уходят в землю. Люди тоже уходят. В деревне остались 32 человека, 17 дворов... — И речка ваша Щиба совсем обмелела...

    — Ее спрямили во время мелиорации в 1965 году. Раньше рыбы водилось много. Возле кладбища родник из–под земли бил. Руслан Книга рассказывает, что чуть более десяти лет назад местные «исследователи» разрыли–таки могилу под одним из камней. По останкам позже, в Киеве, ученые определили: захоронена женщина, предположительно XV век, скорее всего — из ятвягов. Рядом находились стрелы и наконечники от стрел. Женщина–воин... Но, чтобы делать какие–то выводы, стоя хоть и двумя ногами, но все же на неизученной территории, надо иметь достаточные познания — в истории, археологии, геологии. В нашем случае — это точка отсчета, материал для исследователей, посыл туристическим фирмам для организации нового маршрута.

    В будущем. Сейчас называть точные координаты могильника нет смысла — «черные копатели» слетятся как воронье. Пока Руслан Книга помогает готовить документы для внесения могильника в свод памятников республиканского значения, председатель Зеленевичского сельсовета Антонина Лагач просит: — Еще одно кладбище возьмите под охрану.

    СПРАВКА. Ятвяги — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Начиная с XII века, ятвяги участвовали в процессе формирования народов Беларуси, Литвы, Латвии и Польши. До X или XI века ятвяжские племена населяли основную часть будущего Подляшья, а по XVII век — междуречье Нарева и Немана. Восточная граница проживания ятвягов, как и южная, остается спорной.

    Сразу возникает вопрос: откуда автор статьи знает, что он находится перед могильником? И почему там должны быть похоронены именно ятвяги?

    Словом, для проверки своих сомнений я решил прочитать надписи. Читая последовательно строка за строкой, я получил следующие слова: верхняя строка: ХАРАОН РИМА, на второй и третьей строке: ХРАМ МАРЫ (а справа находится лик анфас, видимо, Мары), на четвертой: РЮРИКА ЯРА, на пятой: МИРА МАРЫ, а далее: МАСКИ ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ (то есть, ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ), и, наконец, МИМ РИМА РЮРИКА 30 АРКОНЫ, то есть, ЖРЕЦА ЗАПАДНОГО КАИРА РЮРИКА. Таким образом, ни о каких ятвягах речь не идёт, а на камне говорится о наличии на этом месте подземного храма Мары Рюрика, воинов виман. Были ли тут могилы этих воинов, или некрополь находился на каком-то расстоянии от храма – пока неясно.

     

    Рис. 13. Панцирь воина Рюрика и моё чтение надписей на нём

    Панцирь Воина Рюрика.

    Здесь заметка [10] совсем невелика: «Ценный артефакт извлекали в течение трех суток с помощью водолазов. Как сообщает БЕЛТА, доспех сохранился в прекрасном состоянии. Такого шлема нет в музеях Беларуси и на всем постсоветском пространстве, а в Европе сохранилось всего несколько десятков. 

    В отличном состоянии находится и стальной панцирь.  Были найдены элементы льняной и кожаной одежды. Находками займутся реставраторы. Предполагается, что рыцарским доспехам владел состоятельный человек, который, вероятно, погиб во время войны с Московским государством в начале XVI века».

    Хотя я приветствую пробуждение интереса белорусов к национальной истории, я удивлён бездоказательной трактовке найденного артефакта как доспеха защитника ВКЛ от Москвы, равно как и датировке. Для правильной атрибуции доспеха следует прочитать надписей на нём, что потребовало от меня усиления контраста.

    На уровне стального воротника я читаю слова: РЮРИКА МАРЫ ХРАМ РИМА. Чуть ниже, на верхней части груди находятся слова: СТАН ВОИНОВ РЮРНИКА, а строкой ниже – слова: МАСКА ВЕРНЫХ, а строкой и двумя строками ниже – слова: ВОИНОВ ВИМАН ВОЙСКА РУСИ МАРЫ. Последние строки означают: ПАНЦИРЬ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЕВРАЗИИ.

    Заметим, что государство называется еще не РУСЬЮ РЮРИКА, а РУСЬЮ МАРЫ, что было в течение 5-8 лет со дня миропомазания Рюрика на должность хараона. Так что речь идут о конце 850-х-начале 860-х годов н.э., а вовсе не о XVIвеке н.э. И носил такой доспех не «состоятельный человек», а воин Рюрика. Как обычно, археологи ошиблись.

     

    Рис. 14. Скифский артефакт и моё чтение надписей

    Об этнической принадлежности скифов.

    Здесь – скорее не просто заметка [11], а отчёт о конференции: «Исторические завалы, накопившиеся за многие годы политической опалы тюркологии в бытность СССР, так до сих пор и не преодолены. И об этом шел откровенный разговор на V Международном конгрессе тюркологов, проходившем в городе Туркестане в последних числах апреля.«Следует отдать должное организаторам конференции – руководству Казахстанско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Яссауи – они прекрасно организовали мероприятие. Ученые, писатели, журналисты из России, Турции, Ирана, Монголии, Китая и других государств, представлявшие 67 тюркских этносов, имели возможность ознакомиться со святынями этих мест – мавзолеем Ходжи Ахмеда Яссауи и мечетью Арстан-баб», – передает подробности издание.

    По словам председателя полномочного совета университета имени Ходжи Ахмеда Яссауи профессора Османа Хората, главная цель данного масштабного собрания – поиск путей решения конфликта культур и переход к их взаимопониманию и взаимопроникновению.

    В ходе прошедших секционных заседаний учеными рассматривался целый ряд важных тем, в том числе: «Проблемы современной тюркологии», «Злободневные вопросы перехода казахского языка с кириллицы на латиницу», «Развитие религиозной политики в Республике Казахстан» и многое другое.

    По словам руководителя Международного центра тюрковедения профессора Ердена Кажибека, перед современной исторической наукой стоит множество безотлагательных задач. Сегодня еще живы свидетели Великого джута, чьи воспоминания необходимо записать и задокументировать. В той же археологии многие находки древних артефактов, как правило, происходят случайно.

    Там рыли котлован под дом – нашли фундаменты древнего городища; здесь случайно обнаружили останки «Золотого воина», и так во всем. Тогда как организованные международные археологические раскопки могли бы дать куда больше материала для исследования. Казахстан в этом отношении, являясь подлинной прародиной тюрков, представляет собой уникальную Ойкумену, хранящую память о множестве цивилизаций, когда-либо проживавших здесь. Начиная от саков и гуннов и заканчивая империей Чингисхана.

    Как справедливо отмечали многие выступающие, в угоду западной европоцентристской модели, описывающей со своих субъективных позиций исторические процессы, происходившие в прошлом, подлинная история тюркских народов или предавалась забвению, или фальсифицировалась. Так, например, произошло с древними насельниками этих мест скифами-массагетами, записанными некоторыми историками в ираноязычные народы.

    Тогда как современные генные исследования и обнаруженные в скифских курганах артефакты наглядно свидетельствуют в пользу тюркской версии происхождения этого народа. И то же самое сегодня можно сказать о Чингисхане. Племена, возглавляемые им, являются тюркскими. А значит, есть все основания утверждать, что великий полководец Чингисхан принадлежит тюркскому миру. И в этом отношении наших современников ждут еще многие открытия, которые уже в недалеком будущем могут стать незыблемой основой для написания новых книг по истории братских тюркских народов».

    В данном случае вопрос стоит не об атрибуции или датировке конкретного артефакта и даже не о той или иной археологической культуре, а о языковой и культурной принадлежности целого древнего народа. Википедия по поводу скифов пишет: «Ски́фы — древний народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.

    В узком смысле под скифами подразумеваются ираноязычные племена, обитавшие в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией. Информация о скифах известна из сочинений античных авторов (особенно Геродота) и археологических раскопок. Очень близкими по языку и культуре к скифам являлись савроматы (сарматы), саки и массагеты».

    А в широком смысле скифы, как я понял, читая многочисленные русскоязычные надписи (а надписей на других языках не было) на скифских артефактах, заселяли всё пространство Евразии, начиная от Британии и до Дальнего Востока.

    Мне понравилось то скифское изделие, которое авторы заметки [11] поместили в виде рис. 14, ибо оно передаёт характер скифской культуры. Для чтения надписей мне пришлось несколько осветлить изделие.

    Надпись на складках левого рукава левого воина гласит: ВОИНЫ МАРЫ РУСИ. Полагаю, что это и есть ответ на вопрос о том, кто такие скифы: это – ВОИНЫ ЕВРАЗИИ. А ниже, над поясом в обращенном цвете, а на поясе в прямом цвете я читаю вторую надпись: СТАНА ВОЙСКА МИМА РЮРИКА. Именно МИМА РЮРИКА, а не ХАРАОНА РЮРИКА. Иначе говоря, скифы – это объединённые войска Евразии как до миропомазания Рюрика на должность хараона, так и в первые годы после его миропомазания в 856 году. Иначе говоря, речь идёт примерно о 840-860-х гг. н.э., а вовсе не о VIII в. до н. э. — IV в. н. э.

    Скорее всего, в это время Евразия (Русь Мары) представляла собой единое политическое образование (еще не государство, но уже и не союз племён), основными жителями которого были скифы. Единым языком этого политического образования был русский язык, хотя на местах существовали не только его диалекты, но и другие языки. Так что вполне возможно, что как в современной России татары могут общаться устно и письменно между собой на татарском языке, башкиры – на башкирском, а осетины – на иранском (язык «Ирон»), так и в те времена могли быть региональные языки устного общения. Тогда как вся переписка, как частная, так деловая и религиозная, а также общественно значимая шла на русском языке. Поэтому какая-то часть скифов могла говорить на древнем иранском языке, другая часть – на древней тюркском, а третья  часть (западная) на одном из кельтских или этрусском, греческом, или иным италийском.

    Так что проблема скифов – это проблема не 1 народа, а всего населения Евразии.

    Обсуждение.

    Так получилось, что я выбрал в основном белорусский материал. И не ошибся – он дал много интересных новых сведений. Но сначала был материал из Свердловской области, где археологи неверно интерпретировали не столько отдельные артефакты, сколько археологическую культуру в целом. Напомню определение иткульской культуры: «Иткульская культура – археологическая культура раннего железного века (VII-III в. до н.э.) горнолесного и лесостепного Зауралья. И.К. имеет автохтонное происхождение, корнями уходит в межовскую, гамаюнскую, бархатовскую культуры. Выделена К.В. Сальниковым на материалах Южного Зауралья. Северный ее аналог – исетская культура, выделенная Е.М. Берс в Среднем Зауралье. В.Е. Стоянов объединил обе культуры в одну, сохранив название иткульской».

    Возникает вопрос: на основании чего были произведены датировки, и на основе каких артефактов. В статье, например, о бархатовской культуре [12] отмечается, что исследовались домостроительство и фортификация. Но как сейчас, так и раньше, на зданиях обычно не имелось никаких надписей. Да и на крепостях и городских стенах обычно их не бывает. Далее исследовалась керамика, сначала переходных этапов, затем собственно бархатовского этапа, рис. 15.

     

    Рис. 15. Периодизация бархатовских древностей лесостепного Зауралья

    Как видим, исследовались бытовые сосуды. Как сегодня, так и в древности на них не имелось никаких надписей, что могло стать основанием для зачисления этой культуры в разряд бесписьменных. Иное дело – металлические символы, рассмотренные на рис. 1-3. Так что одной из причин неверной атрибуции целой культуры археологами академического направления является выбор нерепрезентативных артефактов, на которых, чаще всего, заведомо не может быть никаких надписей. Это помимо того, что даже если бы надписи были, археологи всё равно не стали бы их читать.

    Я это отмечаю, имея в виду два смысла. Первый – я перехожу постепенно от критики отдельных атрибуций и датировок академической археологии к критике выделения ими археологических культур. Второй – я пытаюсь разобраться в самих методах выделения той или иной археологической культуры.

    Википедия даёт такое определение: «Археологи́ческая культу́ра — совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты». – Замечу, что, как правило, и то, и другое можно определить по месту находки и соответствующему слою в достаточно редких случаях, ибо артефакты (в силу обмена, дарения, торговли, военной добычи) могут перемещаться на значительные расстояния, а датировка существующими археологическими методами довольно приблизительна. В силу этого выделяемая ими археологическая культура может оказаться далеко не местной и вовсе не той эпохи.

    Продолжу цитирование: «Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура)». – Замечу, что орнамент керамики является как бы заместителем языка, но с гораздо меньшими возможностями. Словом, «презумпция бесписьменной культуры» играет с археологией злую шутку.

    Что же касается конкретно «птицеголовых идолов», то для меня они означают переход к символике ВВС эпохи Рюрика, а это – новый этап изучения именно этой формы ведения войны. Понятно, что я их буду изучать и далее.

    Новым для меня оказалось и существование игрушечных макетов виман Яра, то есть, дисколётов из розового овручского шифера. Не исключено, что со временем мне удастся выявить среди археологических находок и более полные макеты виман этого типа.

    Одновременно выяснилось существование и еще одного подземного храма Мары воинов виман Рюрик, но теперь уже на самой западной границы Белоруссии (границе с Польшей), вблизи города Бреста  (древнего Берестья). Так что статистика подземных храмов виман пополняется. Другой подземный храм Мары воинов виман мне удалось выявить в Брестской области (его обнаружили «чёрные копатели»), а третий – в более северной части Белоруссии, вблизи границы с балтийскими странами. Четвертый подземный храм Мары, содержащий даже сохран древних артефактов, собранный воинами виман, находился в Беловежской пуще. Полагаю, что выявление целых четырёх подземных храмов Мары воинов виман Рюрика в одной моей статье с обзором новостей археологии – это большая удача.

    Еще одной удачей я считаю обнаружение иконы религии Рюрика. Замечу, что их не должны были сохранять ни староверы, ни старообрядцы, так что их сохранение можно считать удачной случайностью. Но зато это начинает целое новое направление: артефакты религии Рюрика.

    Что же касается конкретики, то к числу большой удачи я считаю выявление стального меча и стального доспеха (грудной части панциря) воинов виман Рюрика. Википедия в статье «История доспехов» отмечает: «Доспехи из пластин, появившиеся в X в., могли быть ламеллярными, в дальнейшем чешуйчатыми. Они надевались на кожаную или стёганую куртку, иногда на кольчугу. Пластины могли быть скреплены между собой разным способом, в дальнейшем их крепили к кожаной или матерчатой основе. Так они были более гибкими и подвижными. Характерный вид рыбьей чешуи имели чешуйчатые доспехи, пластины которых имели закруглённый нижний край. При изготовлении бригантины, кольчуги и чешуи применялся металл только одного вида: железо в первых двух случаях и сталь — в третьем».

    Так что стальной доспех воинов виман появляется в IXвеке – у русских воинов ВВС Рюрика. Одновременно я хотел бы отметить, что белорусские археологи безоговорочно датировали меч и доспехи примерно XV-XVIвеками н.э., периодом войн Литвы с соседями, а их владельцами – литвинов и великого княжества Литовского, что неверно. Иначе говоря, археологи смотрят только с высоты национальной колокольни.

    Наконец, стало понятно, кем были скифы – не столько степными кочевниками, сколько регулярными воинскими станами. А места их дислокации – как начальство прикажет. Но призыв (или наём) мог  осуществляться в разных регионах, так что, скорее всего, как в современной российской армии, несмотря на местные языки мест рождения воинов общим языком общения во время их службы в ту эпоху был язык русский.

    Заключение.

    С каждой моей статьёй, посвященной новостям археологии, выявляется масса новых интересных подробностей становление великой русской державы – Святой Руси Рюрика.

    Литература.

    1. В Свердловской области обнаружен древний клад. 14 октября 2015 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2015/10/blog-post_90.html

    2. Иткульская культура/ Домонгольская культура. Портал древней культуры и искусства. Источник: http://domongol.org/gallery/album.php?id=172

    3. Бельтикова Г.В. Иткульские поселения // Археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. Свердловск, 1977; Берс Е.М. Археологические памятники Свердловска и окрестностей. Свердловск, 1954; Сальников К.В. Иткульская культура (К вопросу о Зауральском ананьине) // Краеведческие записки. Вып. I. Челябинск, 1961; Стоянов В.Е. Ранний железный век Западно-Сибирской лесостепи (Опыт классификации и периодизации). Автореф дисс. ... канд. ист. наук. Свердловск, 1969. Бельтикова Г.В. Институт истории и археологии УрО РАН, 1998-2004. 

    4. На территории древнего Берестья найдено колёсико из Овруча. 14 октября 2015 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/search/label/Беларусь

    5. Кремневый нож времен неолита обнаружен в Беловежской пуще. 9 ноября 2014 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/search/label/Беларусь?updated-max=2015-03-22T21:08:00%2B03:00&max-results=20&start=20&by-date=false

    6. Тороканские подземелья – это что-то. 23 августа 2014 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/search/label/Беларусь?updated-max=2015-03-22T21:08:00%2B03:00&max-results=20&start=20&by-date=false

    7. «Черные копатели» раскопали курганные могильники в Ганцевичском районе. 1 июля 2014 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/search/label/Беларусь?updated-max=2015-03-22T21:08:00%2B03:00&max-results=20&start=20&by-date=false 

    8. Студент-историк пытается вернуть в Беларусь незаконно вывезенные в Россию артефакты. 5 июня 2014 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/search/label/Беларусь?updated-max=2015-03-22T21:08:00%2B03:00&max-results=20&start=20&by-date=false

    9. Ятвяги оставили камни Камни… 17 апреля 2014 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/search/label/Беларусь?updated-max=2015-03-22T21:08:00%2B03:00&max-results=20&start=20&by-date=false

    10. Археологи нашли уникальный 500-летний рыцарский доспех ВКЛ. 28 августа 2013 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/search/label/Беларусь?updated-max=2015-03-22T21:08:00%2B03:00&max-results=20&start=20&by-date=false

    11. Скифы и Чингисхан принадлежат тюркскому миру – конгресс учёных в Туркестане. 28 апреля 2013 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2013_04_28_archive.html

    12. Аношко О.М. — Общая характеристика бархатовской культуры позднего бронзового века Зауралья // Археология Сибири. Источник: http://arheologija.ru/anoshko-obshhaya-harakteristika-barhatovskoy-kulturyi-pozdnego-bronzovogo-veka-zauralya/

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову