Моё посещение историко-краеведческого областного музея Оренбурга

Чудинов Валерий Алексеевич


23 января 2016 года я посетил областной историко-краеведческий музей Оренбурга. Времени для посещения было в обрез хотя мне очень хотелось бы постоять около многих экспонатов. Разумеется, меня интересовало далёкое прошлое этого края.

Оглавление:
  • Начало статьи.
  • Первый золотой артефакт.
  • Два золотых браслета.
  • Золотое кольцо и керамическая амфора.
  • Серебряный кувшин.
  • Золотые бляшки.
  • Первая каменная скульптура.
  • Вторая каменная скульптура.
  • Третья каменная скульптура.
  • Каменный столб с красными линиями.
  • Глиняный сосуд.
  • Посмертная маска А.С. Пушкина.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Начало статьи.

    Рис. 1. Я вхожу в одно из помещений музея

    В тот же день мне подарили книгу [1]. В ней, в частности, говорится: «Оренбургский областной историко-краеведческий музей, основанный в 1830 году, расположен в старинном особняке XIX веке на углу Пушкинской и Советской улиц» [1:4].

    Меня провели в некий отдел храма, где были представлены артефакты сарматов. «Потомки савроматов продолжали жить в степных просторах Южного Приуралья. С IV века до н.э. греческие и римские историки называют их уже не савроматами, а сарматами» [1:20]. «С расширением территории обитания ираноязычных сарматских племен их культура испытывает влияние не только со стороны соседних племен и народов, но и ведущих культурных центров Средиземноморья» [1:21].

    О том, что сарматские племена были ираноязычными, я сомневаюсь, ибо родственники сарматов, скифы, которых тоже считали ираноязычными, на деле писали на русском языке, что я показывал в нескольких статьях.

     

    Рис. 2. Я рассматриваю золотой артефакт

    Первый золотой артефакт.

    Когда мы вошли в один из залов, я оценил любезность людей, пригласивших меня в Оренбург, ибо для меня одного была заказана женщина-экскурсовод. Правда, тут интересы музея и мои личные интересы эпиграфиста несколько разошлись: музей должен был показать любому посетителю высокий уровень культуры сарматов, тогда как меня интересовало, какие русские надписи можно найти на том или ином артефакте.

    И пока экскурсовод с увлечением рассказывала о том, какими интересными были сарматы и их изделия, мой взгляд упёрся в небольшой золотой тазик, лежащий кверху дном. Приглядевшись, я невольно воскликнул: «Да здесь имеются надписи!». Это весьма удивило экскурсовода, и она на какое-то время замолкла, не зная, как реагировать.

    Правда, читать на блестящей поверхности очень трудно, а когда в распоряжении оказывается не более пяти секунд – и вообще невозможно. Поэтому я попросил сфотографировать данный артефакт, чтобы затем исследовать его дома. Так и поступили.

     

    Рис. 3. Первый увиденный мною золотой артефакт

    В дальнейшем так получилось, что экскурсовод уже давала мало информации, а в основном кое-какие надписи читал я. Кое-что, если буквы были крупными, прочитать удалось, но, разумеется, очень немного. Это похоже на игру в шахматы в блиц. Как известно, далеко не все шахматисты, которые хорошо играют в блиц, способны выдержать многочасовые матчи. И наоборот. Так что стремления поставить какой-либо рекорд по быстроте чтения новых надписей в незнакомом музее я перед собой не ставил. Тем не менее, я прочитал то, что не было известно сотрудникам музея.

     

    Рис. 4. Моё чтение надписей на золотом артефакте

    Теперь я дома, и могу усилить контраст фотографии и прочитать на данном золотом артефакте то, что там написано. И первое, что я выделяю, это лик мужчины с повернутым влево на ¾ лицом, полуоткрытым ртом и торчащими снизу зубами-клыками. Этот лик расположен чуть левее и  выше белой рамочки. У лика имеются небольшие усы и бородка, а на его голове можно прочитать подпись: РЮРИКА ВАРЯГИ ЯРА, то есть, ВАРЯГИ РЮРИКА ЯРА. Как известно, варяги являлись воинами Рюрика Яра.

    Кроме данного лика рядом можно выявить еще несколько, как минимум, три. Так что на культуру сарматов наложилась более поздняя культура воинов Рюрика.

    Белой рамочкой я обвёл цифры датировки, правда, только первые. Вторые цифры находились справа от выделенного фрагмента, а подпись – под ним. В результате я прочитал датировку: 82-95 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 938-951 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, или спустя 57-70 лет после смерти Рюрика. Так что воины Рюрика стояли под будущим Оренбургом в течение 15 лет. Замечу, что обычная точность датировки археологии (без учета хронологических сдвигов) составляет примерно полвека, что можно считать обычной ошибкой метода. Так что заметить на фоне такой ошибки 13 лет, то есть, величину, вчетверо меньшую самой ошибки, нереально. И потому середину Х века н.э. археологи спокойно поместили в зал с древностями VI—IV веков до н. э. Ибо, согласно Википедии, «Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — кочевой скотоводческий ираноязычный народ конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), населявшие степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана)».

    Однако эпоха Рюрика – это в данный момент мой любимый конёк, и потому я читаю дальше: слева от выделенного белой рамочкой фрагмента можно видеть слова: СВЯТАЯ РУСЬ РЮРИКА. Так что воины Рюрика спустя 57-70 лет после его кончины и провозглашения данной мировой державы расширяли ее владения в том числе и в области нынешнего Оренбурга.

    Левее и ниже я читаю слова, какому городу принадлежал воинский гарнизон. И получаю ответ: 33 АРКОНЫ ЯРА. Иначе говоря, он прибыл из ЛАДОГИ-ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО. Наконец, можно узнать, как называлась в то время данная территория: КРАЙ МАРЫ, то есть,  азиатская часть Евразии. И, разумеется, кому принадлежал данный артефакт. Ибо ниже только что прочитанной надписи следует владельческая подпись: ХРАМ МАРЫ. Как я полагаю, ВОИНСКИЙ. – Таков первый артефакт, на который я обратил внимание в музее.

    В книге я обнаружил его на рис. 25 [1:37] с подписью: «Комплекс предметов из кургана № 4 (погребение 2)». В книге говорится: «Заключительный раздел экспозиции освещает историю поздних кочевников в эпоху Средневековья (IX-XVIII вв.)» [1:23]. Что ж, воины-варяги последователей Рюрика в каком-то смысле можно считать «кочевниками», ибо они появляются то здесь, то там. Правда, размах их кочевий какой-то несуразный – по всему миру.

     

    Рис. 5. Два золотых браслета якобы сарматов и моё чтение надписей

    Два золотых браслета.

    Далее можно видеть два изумительных золотых браслета, представляющие свитых в спираль змеек. Левый браслет показан снизу, правый – сбоку.

    На левом браслете я обращаю внимание на более близкую к нам золотую змейку. За его головой я читаю слова: ЯРА МИР. К сожалению, тут трудно найти другие надписи, а одну надпись такого типа комментировать нет смысла.

    Зато на втором браслете на верхней спирали можно прочитать слова: ЯРА РЮРИКА ХРАМА. А на нижней спирали я читаю более крупными буквами написанную часть этой надписи: ЯРА РЮРИКА.

    Иными словами, речь опять идёт о, видимо, воинах Яра Рюрика, а вовсе не о достижениях средневековых кочевников. Однако прочитанных слов всё-таки мало, чтобы составить себе более или менее полное впечатление о данном артефакте.

    Поэтому я рассматриваю еще одну фотографию второго браслета, рис. 6.

     

    Рис. 6. Другой ракурс второго браслета и моё чтение надписей

    На этом ракурсе можно лучше разглядеть спираль в виде змейки, ее голову. Прямо за головой можно прочитать слова: 35 АРКОНА ЯРА. В современном прочтении речь идёт о ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. А далее, если идти по хребты позвоночника змеи, можно прочитать слова: МАРЫ ХРАМ. Иначе говоря, речь идёт о том, что в таком браслете хоронили покойника.

    Еще правее можно прочитать датировку: 30 ЯРА ГОД. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 886 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, 5 лет после смерти Яра Рюрика.

    Теперь всё встало на место: браслет создан в великом Новгороде, культурной столице Руси эпохи Рюрика, и, возможно, украшал руку жены военачальника, который позже оказался в данной местности.

     

    Рис. 7. Золотое кольцо и амфора, и моё чтение надписей

    Золотое кольцо и керамическая амфора.

    . Далее я читаю надписи на золотом (или позолоченном) кольце. На его верхней части я читаю слова: МОСКВА МАРЫ. Иначе говоря, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. А правее я читаю слова: ХРАМ 35 ЯРА АРКОНЫ. Иначе говоря, номер тут относится к храму, а не к Арконе, что безразлично с точки зрения смысла, но говорит о ранних годах Рюрика.

    Еще правее надписи уже выглядят вертикальными, и мне пришлось повернуть данный фрагмент вправо (против хода часовой стрелки) на 90 градусов. Тут я читаю слова СТОЛИТСА РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, в это время обозначение ХРАМ 35 АРКОНЫ было еще непонятно, и потому появляется пояснение, что это – СТОЛИЦА РУСИ МАРЫ.

    Однако если повернуть эту правую часть кольца на тот же угол влево, то тут можно прочитать датировку: 5 ГОД ЯРА РЮРИКА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 861 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Последняя надпись на оставшейся части кольца гласит: 5 ВОИНОВ И 5 ЯРА РУСИ МИМОВ РЮРИКА СОЕДИНЯЮТСЯ КОЛЬТСАМИ.

    Иными словами, ПЯТЬ ВОИНОВ И 5 ЖРЕЦОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ РЮРИКА СОЕДИНЯЮТСЯ КОЛЬЦАМИ. Это можно понять и в прямом, и в переносном смысле. В прямом смысле приводится кольцо, с помощью которого соединяется в некую воинскую единицу 10 человек. В переносном смысле это означает, что так обозначена наименьшая воинская единица – взвод. Ибо «Численность личного состава взвода колеблется от 9 до 50 человек в зависимости от государства, вооружённых сил, рода войск и функционального назначения взвода. Входит структурной единицей в роту (изредка может существовать и самостоятельно)» (Википедия).

    Вот что может обозначает артефакт, на котором написано всего 19 слов и 4 числа. Иными словами, можно предположить, что удалось узнать название и состав наименьшего подразделения войск Рюрика – КОЛЬЦО, и увидеть его символ.

    Напомню, что именно в 5 год Яра Рюрик начал формировать собственную армию. – Хочу сказать, что, когда я подошел к этому стенду музея, я вообще говоря не заметил данное кольцо. Всё моё внимание захватила амфора, на левой ручке которой я вслух прочитал подпись: ХРАМ МАРЫ. Поскольку в этот момент велась видеосъёмка, этот момент можно проверить и подтвердить. Но тут же я решил, что более подробное исследование можно будет сделать дома уже по фотографии.

    И вот этот момент настал. На левой ручке амфоры я читаю слова, написанные как в столбик, так внизу – по горизонтали в строчку. Тут написано: МАРЫ ХРАМ МИМЫ МАРЫ РЮРИКА РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, начало надписи я прочитал правильно, хотя времени для чтения было крайне мало.  

    А на правой ручке амфоры я читаю слова: ТО СКИФИЯ МАРЫ ЯРА РЮРИКА РУСИ. Получается, что во время создания этой амфоры на территории Руси Мары (то есть, Евразии) уже выделился некий край Рюрика. И имеется уточнение: СКИФИЯ МАРЫ, то есть АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ ЕВРАЗИИ.

     

    Рис. 8. Серебряный кувшин и моё чтение надписей

    Серебряный кувшин.

    Далее я заметил серебряный кувшин, но на блестящей поверхности что-либо прочитать было сложно. Поэтому я могу прочитать надпись только дома. На тулове сосуда справа вверху я читаю слова: ХРАМ МАРЫ. А чуть ниже – слова: ВОИНОВ РУСИ РЮРИКА ЯРА. Иначе говоря, как я полагаю, этот кувшин принадлежал тому же храму Мары воинов Рюрика, что и остальные артефакты.

    В книге ему посвящена подпись «24. Амфора с зооморфной ручкой-сливом (серебро)» [1:36]. Показанные в музее артефакты относятся к IX-XIIIвекам, «когда в южно-уральских степях длительное время обитали тюркские народы – печенеги, огузы-тюрки, кипчаки-половцы, объединённые в археологической науке общим термином «поздние кочевники» [1:23]. «Характерной чертой для поздних кочевников является близость форм предметов материальной культуры разных племён. Из-за этого порой трудно определить, каким из них соответствуют те или иный археологические памятники» [1:24]. Видимо, поэтому к числу тюрских памятников отнесены и явно русские изделия.

    Кроме того, я бегло осмотрел стенд с многочисленными золотыми бляшками (возможно, из поясного набора), но для чтения надписей на них необходимо было долго вглядываться, чего я себе в силу дефицита времени позволить не мог.

    Однако теперь, дома, я могу прочитать надписи более подробно. Из четырёх одинаковых бляшек с поворотом основного зверя влево и вправо я выбираю правую верхнюю, которая, на мой взгляд, получилась на фотографии наиболее резко.

     

    Рис. 9. Моё чтение надписей на золотых бляшках

    Золотые бляшки.

    Обычно такого рода украшения находятся по обе стороны от пряжки на поясе. Первая надпись находится, на мой взгляд, под изображением колоса слева. Тут можно видеть в рамке букву «Р», правее которой буквы образуют слово РУКА. Внизу шеи животного можно прочитать слово МИМА И. Внизу левой передней лапы зверя, между его когтей скрыто слово ВОИНА. Между когтями правой задней лапы зверя скрыто слово РИМА. Зверушка, скорее всего, является хамелеоном с высунутым раздвоенным внизу языком. Слева от раздвоения очень мелкими буквами написаны слова КАК, а на самой нижней строке – слова И МИРА. Справа от языка перед передней лапой читается слово РУСИ. На голове и согнутой передней лапе более низкой зверушки можно прочитать слово ХАРАОНА. А на складке задней сложенной ноги нижнего зверька читается слово РЮРИКА. сложенные вместе, все слова образуют длинное предложение: РУКА МИМА И ВОИНА РИМА КАК И МИРА РУСИ ХАРАОНА РЮРИКА. На современном языке это означает: РУКОВОДСТВО ЖРЕЦА И ВОИНА КАК РИМА, ТАК И МИРА, ХАРАОНА РУСИ, РЮРИКА.

    Но это еще не всё. Имеются надписи и более крупными буквами. Так, линия передней части головы с глазом образует букву «Р», а буквы справа приводят к изображению слово РУСЬ. На теле хамелеона можно прочитать слово РИМА. Под его головой можно обнаружить букву «В». Наконец, на теле лежащего зверька читаются буквы АРМ, а пространство между телом и хвостом, и между хвостом и задней левой ногой хамелеона читаются две буквы «И». И последняя буква «Е» читается как когти левой задней ноги хамелеона. Всё вместе образует предложение: РУСЬ РИМА В АРМИИ Е, то есть, говоря современным языком: СУТЬ РУСИ РИМА ОБРАЗУЕТ АРМИЯ. При этом под «Римом» понимается Великий Новгород, под хамелеоном – его войска, под припавшей к земле зверушке – воины других стран. Очень выразительная композиция!

     

    Рис. 10. Якобы половецкие каменные изваяния и моё чтение надписей

    Первая каменная скульптура.

    В книге [1:41] имеется изображение трёх камней с подписью: «Половецкие каменные изваяния Х-XII веков». На фотографии я изобразил центральный, самый низкий камень. Чтение я начинаю с самого верха. Здесь на первом месте дана датировка: показана цифра «2», внутри которой находится маленькая цифра «2». Получается 22. А затем я читаю слова: ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает: 878 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, за три года до смерти Рюрика.

    Правее я читаю слова: ХРАМ РОДА РЮРИКА. Таким образом, если до этого можно было рассмотреть артефакты храма Мары Рюрика, то теперь мы переходим к артефактам храма Рода Рюрика. Обычно храмы Рода связаны со строительством; в них умеют обрабатывать камни. Именно поэтому каменные скульптуры изготавливались именно в храмах Рода.

    Ниже я читаю слова: МИРА МАРЫ, то есть, МИРА ЕВРАЗИИ. Еще строкой ниже я читаю слова: МАСКА РОДА-ВОИНА. Еще ниже и правее я читаю слова: 35 АРКОНА ЯРА и далее: СКИФИИ РЮРИКА. Понятно, что изготовителем данной скульптуры является ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.

    Над правой бровью на лбу я читаю слова: СВЯТАЯ РУСЬ, а над левой – слова РЮРИКА ВОЙСКА. Это – новое для меня название, которое существовало за три года до провозглашения СВЯТОЙ РУСИ ЯРА РЮРИКА. Вообще говоря, поскольку Рюрик олицетворял собой и жреца (мима), и воина, то и расширенная им Русь должна была называться и СВЯТОЙ, и ВОЙСКА. Так что тут всё логично.

    Кроме того, еще правее я читаю слово: ХРАМ. А на глазах, а затем на щеках в порядке правая сторона-левая сторона, можно еще раз прочитать слово РОДА, но теперь написанное огромными буквами. Меньшими буквами написаны слова вокруг носа: ВОЙСКА РЮРИКА ЯРА. Иначе говоря, подобно храму Мары войска Рюрика Яра где-то вблизи Оренбурга существовал и храм Рода войска Рюрика Яра.

    На этом чтение надписей на данном артефакте я заканчиваю, но не потому, что их нет, а потому, что они начинают повторяться.

     

    Рис. 11. Второе якобы половецкое каменное изваяние и моё чтение надписей.

    Вторая каменная скульптура.

    Это – правый камень изображения в книге [1:41]. О такого рода скульптурах в книге говорится: «К числу особенностей погребального ритуала половецких племен относится обычай ставить на могиле грубо высеченную из камня фигуру человека – «каменную бабу» – изображение женщины или мужчины. Одно из самых массивных среди представленных изваяний обнаружено в 1967 году в верховьях реки Иртек у села Петропавловка Новосергиевского района. Кипчаки (половцы) продолжали кочевать на территории края не только в домонгольское время, но и являлись основным населением Золотой Орды» [1:24]. Насчёт последнего что-либо сказать трудно, но в домонгольское время наличие половцев, видимо, атрибутировано именно по данным скульптурам. Но ведь надписи-то на них вовсе не тюркские, а чисто русские!

    Надпись на второй скульптуре я читаю, начиная с самого верха. Строка за строкой, и можно видеть такую подпись: МИР РЮРИКА. ХРАМ 35 АРКОНЫ (ЯРА). Как видим, ничего половецкого, но зато изготовителем является храм ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА!

    Возникает вопрос: какой же храм являлся владельцем данной скульптуры. Чуть ниже на лбу я читаю слова: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА. Так что если первая скульптура обозначала храм Рода, то данная – храм Мары.

    Затем я читаю подписи на глазах и ниже. Тут написано: РЮРИКА ХРАМ МАРЫ крупными буквами, что является подтверждением предыдущих надписей. И, наконец, на уровне нижней губы я читаю подпись той, кто изображен на камне с высунутым языком: МИМА. Иначе говоря, перед нами находится карикатурное изображение мимы Мары.

     

    Рис. 12. Третье якобы половецкое каменное изваяние и моё чтение надписей

    Третья каменная скульптура.

    А это – третье, самое левое каменное изображение в книге [1:41]. Перед нами – женский лик анфас, лицо принадлежит женщине монголоидной расы. Вроде бы самая настоящая «половецкая каменная баба»! – Однако не будем торопиться с выводами.

    Чей лик находится перед нами, можно будет определить, прочитав надписи на скульптуре. На первый взгляд на чёрном камне скульптуры нет никаких надписей. Однако меня интересует сначала вторичный лик, который я обнаружил на месте блика слева вверху. На поле дешифровки я поместил его на самом верху.

    Лик мне представляется тройным, то есть, три одутловатых женских лица, наложенные друг на друга, причём левый лик анфас с легким поворотом влево и голова чуть запрокинута, средний – лик анфас и голова чуть опущена, справа – правый профиль.

    На этом изображении я читаю подпись в четыре строки: МАРЫ ХРАМ, МАСКИ МАРЫ. Иначе говоря, ХРАМ МАРЫ, ИЗОБРАЖЕНИЯ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ. Следовательно, перед нами – лицо одной из умерших женщин.

    Слева на лбу основной скульптуры можно видеть несколько надписей, написанных вертикальными строками. Если их расположить горизонтально с помощью поворота на 90 градусов по ходу движения часовой стрелки, то можно прочитать слова: ВОИНОВ РЮРИКА. Иначе говоря, и третья скульптура относится к тому же русскому воинскому храму Мары, а вовсе не к культуре кочевников.

    Справа на уровне носа я выделяю белой рамочкой нижний фрагмент. Внутри него я читаю датировку: 8 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 864 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Из всех трёх скульптур это – первая с датировкой. Вот – реальная дата проникновения войск Рюрика на территорию нынешней Оренбургской области.

    Последняя надпись, которую я читаю, связана с фрагментом наверху справа, очерченным белой квадратной рамочкой. Внутри я обнаруживаю цифру 35, а правее – слова АРКОНА ЯРА. Как известно, 35 Аркона Яра – это ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. Из этого следует, что скульптура была создана в Великом Новгороде, а вовсе не в половецком стане. Что же касается вида женского лица монголоидной внешности, которое отличает данную скульптуру от предыдущих, то, скорее всего, перед нами – жрица Мары храма Мары воинов, которая вполне могла быть представительницей Евразии. Иначе говоря, жреческий корпус храмов Рюрика был интернациональным.  

     

    Рис. 13. Каменный столб с красными линиями и моё чтение надписей

    Каменный столб с красными линиями.

    Еще одним интересным изделием является каменный столб с красными линиями. Подобного рода артефакты мне встречались и раньше. Обычно они являлись указателями на расположение недалеко от них какого-либо ведического храма. Но так ли будет и на этот раз?  

    Прежде всего, я выделяю на столбе лики. Верхний, расположенный на столбе справа над нижней красной линией, представляет собой женское лицо анфас с огромными глазницами и скорбно опущенными уголками губ рта. Так обычно изображают жриц. Ниже носа едва различима подпись: МАРА. Иначе говоря, столб указывает на расположение неподалёку от него храма Мары.

    Второй лик расположен ниже, также справа, но под нижней красной линией. Это – мужское лицо анфас, где глаза почти незаметны, и едва намечены: кончик носа, усы, губы и бородка. Однако на лик Рюрика изображение не похоже.

    Между двумя красными линиями можно прочитать подпись. Она гласит: ХРАМ МАРЫ ВОИНОВ РЮРИКА. Из этой подписи следует, что лик мужчины свидетельствует о воинском храме, а лик женщины – о том, что это храм богини смерти и болезней Мары. Следовательно, перед нами – указательный столб на близкое расположение данного храма.

    Что касается красных линий, то их три. Верхняя и нижняя горизонтальны, средняя – диагональна, имея два круглых утолщения. Между верхней и средней нарисована правильная окружность, между средней и нижней – нечто вроде сидящей на горизонтальной линии птицы. Подобную символику я встретил впервые. Возможно она означает земной шар (круг), виману (птицу) и глиссаду посадки виманы (среднюю линию).

    В таком случае, ХРАМ МАРЫ ВОИНОВ РЮРИКА был храмом для отпевания погибших лётчиков виман.

    Рис. 14. Глиняный сосуд и моё чтение надписей

    Глиняный сосуд.

    Нечто похожее можно видеть на композиции, показанной в книге с подписью: «30. Культурный комплекс эпохи Средневековья – начала нового времени. VIII- начало XVIII века» [1:40].

    На сосуде виден рельефный оттиск веревки на венчике и горловине, рельефные и прокрашенные буквы и рисунки и чёрточки черной краской на тулове. Первое, что я анализирую с эпиграфической точки зрения, это изображение кошечки справа вверху. С сакральной точки зрения изображения кошки – не частое, но всё-таки известное изображение богини Мары. Так что сосуд имеет отношение к храму Мары.

    Далее я перехожу к рассмотрению надписей на левой стороне верхней части тулова горшка. Здесь я читаю слова: ХРАМ МАРЫ И МАКАЖИ МИМА. Продолжение можно прочитать на мужском лике анфас, который выглядит как черное сгоревшее пятно: ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, горшок принадлежит не воинскому храму Мары Рюрика, а другому храму – МАРЫ И МАКОШИ РЮРИКА.

    Далее я читаю цифры внутри верхнего фрагмента, обведенного белой рамочкой, образующие число 35. А правее можно прочитать подпись АРКОНА ЯРА. Иначе говоря, горшок также сделан в ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. И, наконец, я читаю надпись ниже, внутри фрагмента, обведенного черной рамочкой. Это – датировка: 25-32 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 881-886 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Как видим, ХРАМ МАРЫ И МАКОШИ РЮРИКА возникает в этой местности как второй, через 17 лет после воинского храма Мары Рюрика, в год смерти Рюрика, причём его строительство затягивается на 7 лет.

    Что касается черных и хорошо видимых линий, то, на мой взгляд, они были сделаны много позже. Так, внизу видны перекрещивающиеся или прерывистые линии. На мой взгляд, они просто повторяют название храма: (МА)КАЖИ И МАРЫ. А контурные рисунки на горше мне не вполне ясны.

    Это – последнее изображение, посвященное древности.

     

    Рис. 15. Посмертная маска А.С. Пушкина и моё чтение надписей

    Посмертная маска А.С. Пушкина.

    Мня удивило нахождение в музее одной из копий посмертной маски А.С. Пушкина. Насколько я понимаю, это объясняется тем, что в Оренбурге великий русский поэт писал своё историко-литературной произведение о Пугачевском бунте, «Капитанскую дочку». Так что Оренбург – это в определенном отношении «Пушкинский» город.

    На левой щеке посмертной маски можно видеть волосы бакенбард. Они, на мой взгляд, образуют надписи. Коме того, часть надписей образует боле тёмная краска. И я читаю первую подпись, сделанную крупными буквами: ХРАМ МАРЫ. Иначе говоря, еще в XIXвеке в Петербурге существовал храм Мары, который сделал ряд посмертных масок Пушкина и разослал их по многим городам.

    Буквами средней величины я читаю пояснение: МАРЫ МИРА РИМА И МИМЫ МАРЫ 35 АРКОНЫ ЯРА. Иначе говоря, речь идёт об объединённом храме Мары мира РИМА и ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. И, наконец, я читаю слова: МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. А это – адрес конкретного подразделения объединённого храма Мары, которое и изготовило копию посмертной маски Пушкина.  

    Так что, если православная церковь относилась к Пушкину весьма недружелюбно, ведический храм посчитал своим долгом увековечить посмертный портрет великого русского поэта, писателя, историка и мыслителя.

    К сожалению, моё посещение музея было очень кратким, и я успел рассмотреть, хотя и бегло, только перечисленные экспонаты.

     

    Рис. 16. Протокольная фотография после осмотра экспозиции

    После посещения музея была сделана протокольная фотография, где рядом со мной стоит моя жена, Наталья Владимировна Чудинова, а также оренбуржец, местный предприниматель, пригласивший и обеспечивший наш прилёт в Оренбург, Владимир Алексеевич Кнуров.

    Обсуждение.

    Попадая в новый для меня город, я стремлюсь посетить краеведческий музей, если у меня имеется такая возможность. В данном случае я был весьма благодарен организатору моей поездки, В.А. Кнурову за то, что он включил посещение такого музея в план весьма насыщенного однодневного моего пребывания в Оренбурге.

    Понятно, что осмотреть всю экспозицию у меня времени не было, так что я ограничился только разделом древностей и Средневековья. Тем не менее, посещение этого раздела музея меня весьма вдохновило. Стало ясно, что, по крайней мере, с 8 года Рюрика (864 года н.э.) в этих местах появился храм Мары воинов Рюрика, из которого в музее осталась масса артефактов.

    Отношение музейных работников к посетителям, и в частности, ко мне, мне показалось очень добрым. Понятно, что они следуют сложившейся в археологии парадигме, по которой в конце первого тысячелетия н.э. через данную территорию прошла масса кочевых племен тюркского и монгольского этнического состава. О наличии русского этноса ни в музейных экспонатах, ни в книге [1] не упоминается.

    На мой взгляд, это связано со сложившейся традицией приписывать всё русское наследие более поздним народам, пришедшим на данную территорию. Не удивительно ли, что среди рассмотренных мною экспонатов (порядка 12) ВСЕ оказались русскими, снабженными русскими подписями? А сама парадигма сложилась в уже далёком от на XVIII веке, когда потомками Лжепетра Первого, Анатолия, на службу в Россию были приглашены немцы Миллер, Байер и Шлёцер, которые и стали основателями русской исторической науки. Признать наличие ка востоку от Урала территорий с древней русской культурой было для них смерти подобно, ибо в отличие от фиктивной державы Романовых, усердно создаваемой Западом, там сохранились потомки Рюрика. А они могли претендовать на царскую власть, что и случилось во времена Пугачева.

    Так что задачей историков династии Романовых было показать, что на территории Сибири могли существовать какие угодно кочевые племена, кроме оседлого русского народа. Иными словами, историческая наука была принесена в жертву династическим интересам Романовых.

    Казалось бы, в советский период эти соображения можно было бы отбросить. Однако в советское время у историков появилась другая идеологема: интернационализм. Иначе говоря, следуя статье Ленина «О национальной гордости великороссов», воспевать русское в истории – значит, отстаивать великодержавный шовинизм. А вот говорить о величии очень высокой культуры малых народов, которые, возможно, просто не имели соответствующих инструментов и навыков, например, для изготовления скульптур из плотных пород камня – это соответствовало духу ленинизма. Зачем кочевникам помечать на многие века могилы или храмы, если они уже через пару лет уйдут далеко от этого места и больше сюда не вернутся?

    Однако в задачу археологов вопросы целесообразности и соответствия образа жизни и уровня культуры древних народов не входят, поскольку они – не культурологи и тем более не философы. Их задачи более скромные: атрибутировать находку, датировать ее и привязать к культуре того или иного этноса. И если существует такое понятие как «половецкая каменная баба», то, следовательно, любая древняя каменная скульптура однозначно свидетельствует о том, что ее создали половцы.

    Википедия по этому поводу пишет: «Полове́цкие ка́менные ба́бы — памятники сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Изваяния сделаны из серого песчаника по высоте от 1 до 4 м, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нём предков».

    С этим можно было бы согласиться, если бы подписи на скульптурах из Оренбурга были бы сделаны по-монгольски (например, уйгурским письмом) или на одном из алтайских (тюркских) языков (например, тюркскими рунами). Но ничего этого мы не находим на оренбургских скульптурах: надписи на них русские, и почитаются там не предки, а погибшие воины Рюрика, и не в тюркских святилищах, а в воинском храме Мары. Так что отличий от половецких баб тут несколько.

    А поскольку храмы Мары были самыми богатыми среди всех других ведических храмов, то можно понять, почему в них находилось большое количество золотых и серебряных изделий. Да и сами изделия были связаны с воинами Рюрика.

    Заключение.

    Пребывание в краеведческом музее – это как бы погружение в историю данной местности. В отличие от «новостей археологии» здесь находятся артефакты, найденные в течение последних трёх веков. Но большинству населения они неизвестны. И их рассмотрение существенно пополняет наши представления о представленном крае.

    Литература.

    1. Еремина Н.А. (Автор идеи и руководитель проекта). Я поведу тебя в музей… Путеводитель. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 2010. – 212 с., ил.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову