О камнях Гебекли-Тепе в Турции

Чудинов Валерий Алексеевич


Нынешняя Турция стала официально государством турок с 1453 года. До этого это была территория расселения русских и славян. Именно поэтому тут так много реликтов древней русской культуры. Поэтому я с интересом рассмотрел статью [1], в которой приведены остатки русской материальной культуры.

Оглавление:
  • Что такое Гёбекли-Тепе.
  • Изображение лисицы.
  • Спускающийся лев.
  • Фантазии Тиграна Мирзояна на темы храма.
  • Возвращение к первой статье.
  • Комментарии.
  • Статья о храме как астрономической обсерватории.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Что такое Гёбекли-Тепе.

    Рис. 1. Камень с рельефами у входа в храмовый комплекс

    «Гёбекли-Тепе – это храмовые сооружения, лежащие на вершине горного хребта, почти в 15 километрах на северо-восток к древнему городу Эдесса. Весь горный хребет находится в Турции. Каменные окружности сделаны из тщательно отшлифованных камней, которые были сделаны еще до земледелия. Данный комплекс был признан самым древним культовым сооружением» [1]. Кем был признан этот комплекс самым древним культовым сооружение, каким был характер культу в комплексе, и как давно было сделано такое признание, автор умалчивает.

    Википедия пишет: «Гёбекли́-Тепе́ (тур.Göbekli Tepe — «Пузатый холм», известный также как «Пупочный холм» или арм.Պորտասար (Порта сар) «Пупочная гора») — храмовый комплекс, расположенный на Армянском нагорье, в 15 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа, в 2,5 километрах от деревни Оренджик (Örencik) на юго-востоке Турции. Является древнейшим из крупнейших мегалитических сооружений в мире. Его возраст оценивается до 12000 лет, ориентировочно датируется по меньшей мере IX тысячелетием до нашей эры, согласно геомагнитным исследованиям, проведенным в 2003 г. Представляет собой круглой формы сооружения (концентрические окружности), число которых доходит до 20. Поверхность некоторых колонн покрыта рельефами. Комплекс был преднамеренно засыпан песком в VIII тысячелетии до н. э. Долгое время (9,5 тысяч лет) был скрыт под холмом Гёбекли-Тепе высотой около 15 метров и диаметром около 300 метров. Археологические находки в Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори революционным образом изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии в целом.

    Рис. 2. Раскопки Гёбекли-Тепе (из Википедии)

    Гёбекли-Тепе был уже в начале 1960-х годов известен археологам, но его истинная значимость долго оставалась неясной. Американский археолог Петер Бенедикт (англ. PeterBenedict) предполагал, что под ним находится кладбище византийской эпохи. С 1994 г раскопки и исследования проводятся стамбульским отделением Немецкого археологического института (нем. Deutsche Archäologische Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа (Şanlıurfa) под руководством Клауса Шмидта (нем. Klaus Schmidt). Шмидт уже по виду камней, найденных на поверхности, счел, что это стоянка каменного века. Задолго до начала раскопок, холм использовался местными земледельцами, которые вытаскивали мешающие им каменные блоки и складывали их в кучи или засыпали слоями земли. Археологи установили, что известный холм не мог образоваться естественным путем, и вскоре обнаружили среди камней Т-образные колонны со следами стесаных рисунков».

    Рис. 3. Моё чтение надписей на рис. 1

    Мне было интересно узнать о том, к каким храмам принадлежит рельеф, показанный на рис. 1. Я был уверен в том, что в древности все надписи делались на русском языке, поэтому мне было несложно найти первых 4 слова, что я и сделал на рис. 3, обведя фрагменты черными рамочками. Читая надписи внутри рамочек слева направо и сверху вниз, я читаю слова: ХРАМ МАРЫ и МИМ МАРЫ.

    Следовательно, археологами был раскопан храм русской богини Мары. – Однако я хотел бы воспользоваться материалами еще одной статьи на данную тему, [2]. И в ней я читаю такие слова: «В провинции Шанлыурфа (историческая Западная Армения) на юго-востоке Турции, в Гебекли-Тепе (в переводе — «Пуповинная гора» или на арм. — «Портасар»), был обнаружен самый древний в мире храм. То, что холм рукотворный, было известно археологам еще в прошлом веке (в 60-х годах)».

    Рис. 4. Центральная часть раскопок из статьи [2]

    «А с середины 90-х стамбульское отделение немецкого археологического института начинает здесь раскопки, и уже по первым находящимся на поверхности камням был сделан вывод, что они из каменного века. Это не только самое древнее культовое, но и самое крупное на сегодняшний день мегалитическое сооружение. Его уже окрестили «турецким Стоунхенджем», хотя, поскольку его возраст более 12 тысяч лет, он на 7 тысяч лет старше знаменитого Стоунхенджа, находящегося в Англии. А еще он построен на 5 с половиной тысяч лет раньше, чем первые города Месопотамии, известные нам по учебникам истории» [2].

    Последнее утверждение мне кажется подозрительным. Откуда археологам известен этот возраст? Обычно археологи приводят либо стратиграфию, либо датирующие находки, а здесь ничего этого нет.

    Рис. 5. Моё чтение надписей на одном из камней изображения из статьи [2]

    Изображение лисицы.

    На рис. 5 я читаю на изображении, видимо, лисицы: внутри контура животного – уже известные слова: ХРАМ МАРЫ РУСИ МАРЫ. – А далее я читаю слова вдоль кромки верхней линии, по которой была отломана верхняя часть камня. Тут, к удивлению, можно прочитать слова: РЮРИКА РУСЬ слева, и 35 РЮРИКА АРКОНЫ ЯРА справа. Это означает, что реальным строителем данного храма являлся нынешний Великий Новгород.

    А упоминание Рюрика, причём дважды, означает, что этот храм был построен, скорее всего, в самом начале Х века, а вовсе не в XII тысячелетии.

    Но что заставило археологов подумать, будто бы данный храм имеет такую большую древность? Полагаю, что общий вид раскопанного сооружения, археологами отчасти реконструированного, и показанный на рис. 6. Это сооружение, безусловно, напоминает Стоунхендж, и потому археологи руководствовались аналогиями.

    Рис. 6. Предполагаемый вид строительства храма в Гёбекли-Тепе

    Возможно, именно поэтому автор статьи [2] пишет: «Загадка Гебекли-Тепе не менее удивительна, чем тайны пирамид, но гораздо древнее. Ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но достоверно неизвестно, что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку». – Насколько я понимаю, такое нагнетание интереса за счёт спекулятивно определенной гигантской древности комплекса является рекламным ходом.

    Продолжу рассмотрение работы [2]. «Гёбекли-Тепе представляет собой идеально ровные круги, выложенные из прямоугольных каменных глыб, из которых поднимаются десятки гигантских Т-образных колонн, вырезанных из известняка. Колонны весом до 50 тонн достигают 5 м в высоту. Их приносили и устанавливали вручную. Ведь даже домашнего вьючного скота тогда еще не было. Полы в строениях сделаны из известняка, а вдоль стен, судя по всему, были расположены каменные скамейки. Т-образные колонны украшены искусной резьбой. На них изображены лисы, змеи, кабаны, журавли, львы, коршуны и другие птицы и животные» [2].

    Рис. 7. Знаменитый «Спускающийся лев» и моё чтение надписей

    Спускающийся лев.

    Иллюстрацией данного утверждения является скульптура «Спускающийся лев». Вообще говоря, лев в русском ведизме является зооморфной ипостасью русского бога Рода.

    На скульптуре я сначала читаю надписи над хвостом животного вдоль верхней кромки. Здесь можно видеть слова: РЮРИКА ХРАМ слева и КРАЙ РЮРИКА справа. А далее приводится объяснение изображению льва: РОДА МАСКА, а справа над хвостом – ЛЬВА МАСКА, и слева на уровне хвоста я читаю слова: РОДА ЯРА.

    На самом хвосте можно прочитать слова: КРАЙ ЯРА РЮРИКА, которые повторяют и подтверждают то, что было прочитано выше. А на правой передней лапе я читаю датировку: ГОД 22 ЯРА, что в пересчёте на привычную для нас хронологию означает: ГОД 878 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Таким образом, мы узнали точную дату создания данного храмового комплекса.

    Наконец, на фрагменте слева от головы на уровне носа можно прочитать слова: ЛИК МИМА МАРЫ. Как видим, принадлежность скульптуры храму Рюрика подтвердилась.

    Но далее в статье упоминаются и удивительные аномалии: «Обнаружены и существа, похожие по виду на людей, но они всегда изображаются без глаз, носа и рта. Большинство изображений вырезано на поверхности столбов в виде рельефа. Но встречаются и поражающие воображение трехмерные скульптуры. Одна из наиболее ярких — лев, спускающийся вниз по колонне. Все эти барельефы являются совершенно уникальными и свидетельствуют о том, что первобытные люди обладали высоким уровнем художественного вкуса и утонченности восприятия мира» [2]. Правда, изображениями это не подтверждается.

    Рис. 8. Изображения животных на камне

    Фантазии Тиграна Мирзояна на темы храма.

    «Среди исследователей и энтузиастов появляются самые разные предположения: от приземленных до невероятных. Одни считают, что Гебекли-Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, другие же выдвигают идеи о вмешательстве инопланетных рас в историю Земли и строительстве этого комплекса инопланетянами. Есть мнения, что Гебекли-Тепе являлся Эдемским садом или прообразом Ноева ковчега. РОССИЙСКИЙ ИСТОРИК ГЕННАДИЙ КЛИМОВ СЧИТАЕТ, что Гебекли-Тепе и похожие постройки на территории России возвела одна и та же раса. Он подтверждает свою теорию тем фактом, что в IX тысячелетии до н.э. еще не было Черного моря и путь из русских приледниковых степей в эти края был свободен. Мы привыкли к мысли о том, что сначала появилось сельское хозяйство, а потом — поселения, но Гебекли-Тепе и в этом вопросе глобально меняет наше представление о древних людях. Ученые установили, что для возведения столь монументального строения нужно было собрать одновременно как минимум 500 человек. То есть все эти люди жили вместе» [2].

    Рис. 9. Изображение на камне быка и моё чтение надписей

    На рис. 9 изображен камень с рельефом быка. Вообще говоря, бык является зооморфной ипостасью бога Яра. На всякий случай я выделяю под изображением быка фрагмент с диагональной надписью, которую я читаю как ХРАМ ЯРОВА МИМА.

    Продолжу цитирование работы [2]: «Ученые предполагают, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных.

    Все заключения относительно храмового комплекса Гебекли-Тепе носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5% его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII-IX тысячелетиям до н. э.».

    Это, как мы видели выше, чрезвычайно завышенные датировки. Но по их причине становятся понятны фантазии автора: «Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после IX тысячелетия до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10-20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек».

    Рис. 10. Отдельные камни с рельефами

    Мирзоян продолжает фантазировать: «В НАЧАЛЕ VIII ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э. храмовый комплекс Гебекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан слоем земли в 300-500 метров. Кем и почему это было сделано — неизвестно. Первые поселения с глинобитными домами и закромами, полными гороха, пшеницы, миндаля и фисташек, нашли в этом же регионе.

    Судя по этим находкам, земледелие и животноводство появились на Армянском нагорье около 9 тысяч лет назад, а оттуда распространились на восток до Месопотамии и на запад до Средиземного моря. А дальше поселения разошлись по всей Европе и 7 тысяч лет назад достигли ее западной границы. С точки зрения известных археологов Гамкрелидзе и Иванова, Армянское нагорье было родиной всех ранних индоевропейских народов» [2].

    Статья завершается Комментарием председателя организации, ИКОМОС-Армения директора Музея-заповедника «Эребуни» Гагика ГЮРДЖЯНА: «Изучение этого уникального храма займет многие десятки лет. Он имеет несколько археологических пластов. И каждый хранит в себе много тайн и сюрпризов. То, что этот храм находится на территории Армянского нагорья, предполагает наличие армянского следа, скорее всего, довольно внушительного. Поэтому к исследованию этого слоя нужно привлечь и наших специалистов» [2].    

    Возможно, что в более позднее время в этом комплексе имелся и армянский след, но позже. Во всяком случае, в комментарии Inspire от 24.05.2014 говорится:«"То, что этот храм находится на территории Армянского нагорья, предполагает наличие армянского следа, скорее всего, довольно внушительного. Поэтому к исследованию этого слоя нужно привлечь и наших специалистов." Великая армянская цивилизация, переселившаяся с Марса...». Ему вторит Lenchik 23.05.2014: «Про датировку ничего сказать не могу, я не умею её достоверно делать. Меня вот этот бред задел: «В НАЧАЛЕ VIII ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.» храмовый комплекс Гебекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан слоем земли в 300-500 метров. – Он был засыпан ещё при строительстве. Меня еще в прошлой статье удивлял длинный входной коридор. Если сооружение предполагалось засыпать с самого начала, то этот коридор был просто необходим. Помещения были внутри холма. На это же указывает и отсутствие оконных проёмов. Это была земляная пирамида. "Бомбоубежище" это».

    Сомневается и еще один автор комментариев: Спамcsunami. 23.05.2014. «Ну, эта тема была на данном ресурсе с полгода назад... И ПРАВИЛЬНО – Гебёкли-Тепе...  То, что эти сооружения были сделаны 12 тысяч лет назад или даже ранее -- нет никакого сомнения... Об этом говорит многое... но учёные, подвластные теории ортодоксальной науки этого признать не могут, ибо тогда РУШАТСЯ многие академические, докторские и пр. "диссертации". Период постройки относят к Палеолиту, но это тоже неверно... постройки СТАРШЕ! Мне не совсем понятно ПОЧЕМУ "историки" так МАНИПУЛИРУЮТ тысячелетиями? Ну, общепринято, что НЕОЛИТ (к коему и относят постройки Гебёкли-Тепе) датируется 6-5 тысячететием ДО н. э. Но постройки ГОРАЗДО СТАРШЕ! Известно, что в "Эпоху" алеолита жили "собиратели и охотники", владевшие лишь либо обожжёнными палками, либо примитивными орудиями из кремня... КАК они могли воздвигнуть ТАКИЕ СООРУЖЕНИЯ? Тем более, что возраст построек ПРЕВЫШАЕТ ортодоксальные "нормы"... "Собиратели и охотники НИ КАК не могли воздвигнуть подобное (ни по уроню знаний, ни по уровню технологии"...».

    Рис. 11. Объединенный рисунок достопримечательностей из работы [1]

    Возвращение к первой статье.

    В статье [1] можно видеть объединенный рис. 11. Что касается археолога, который обнаружил этот комплекс, то автор статьи переписывает данные из Википедии: «В детстве Клаус Шмидт ходил по пещерам у себя в Германии, в желании найти доисторические рисунки. Через 30 лет, уже как член Германского Института Археологии, он нашел храмовый комплекс, который где-то в 2 раза старше подобной археологической находки такого типа.

    «Это как сверхновая звезда, – сообщает Шмидт. Мы стоим под одиноким деревом на вершине продуваемого всеми ветрами холма в 35 милях к северу от турецко-сирийской границы. – Как только я это впервые увидел, я понял, что у меня два варианта: либо уйти отсюда и никому ничего не рассказывать, либо остаток своей жизни исследовать этот объект». Позади него виднеются первые склоны Анатолийского плоскогорья. Впереди, как ковер цвета пыли, на много километров лежит Месопотамская равнина. А спереди него лежат немного скрытые под землей каменные окружности Гёбекли-Тепе».

    Рис. 12. Один из исследователей перед рельефом комплекса

    «Если сравнивать с другими находками, то эти загадочные сооружения невелики. На сегодня раскопали 4 объекта из 20. Каждый из них достигает 30 метров в диаметре. На том же уровне с сооружениями нашли Т-образные столбы, над которыми были два камня в 5 метров. На камнях присутствуют изображения различных животных. Люди, которые их создали, еще не знали ни земледелия, ни гончарства, ни письма и колеса» [1]. – Как я показал выше, читая надписи на камнях, люди, которые создали эти артефакты всего тысячу лет назад, знали письмо и прекрасно писали по-русски.

    Жители Гёбекли-Тепе жили поселениями и занимались охотой           ."Раньше считалось, что возводить такие монументальные объекты под силу только сложным, иерархически устроенным цивилизациям, которые возникли лишь после появления земледелия, – утверждает профессор антропологии Йен Ходдер, что с 1993 года управляет раскопками в Чатал-Гуюке – Гёбекли-Тепе переворачивает все наши представления. Найденные там объекты искусно обработаны, они сложны в изготовлении и были сделаны раньше, чем появилось земледелие. Одно это делает данный комплекс одной из самых важных археологических находок за долгое время". Т.к. за 10 лет работы открыли только часть комплекса, то предназначение сооружений Гёбекли-Тепе до сих пор неизвестно. Существует теория, что это ритуальное место, связанное с культом плодородия, где 2 центральных камня символизируют женщину и мужчину. Шмидт не доверяет этой теории. Он думает, что Гёбекли-Тепе могла быть "свидетельством последнего взлета полукочевой цивилизации, которая вскоре была вытеснена земледельцами". Но на камнях нет символов плодородия, которые есть на других памятниках эпохи неолита. "Я думаю, здесь мы имеем дело с самыми ранними изображениями богов, – сообщает Шмидт – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но есть руки и ладони. Это демиурги. Я думаю, те, кто высек их из камня, задавались самым глобальным вопросом: что это за мир? зачем мы в нем? "Возле камней не обнаружено жилых домов или могил, и Шмидт думает, что вершина этого холма была местом паломничества для общин, живущих в радиусе больше 100 километров. Самые высокие камни смотрят на юго-запад, будто рассматривают равнину. Юго-Восточная Турция, Северная Сирия – в этом регионе зародилась цивилизация, которая старше египетской"» [1].

    Рис. 13. Место Гёбекли-Тепе на карте Турции

    В конце статьи [1] можно прочитать слова: «Все выводы на счет храмовых построек Гёбекли-Тёпе имеют предварительный характер, потому что раскопки идут лишь на 5 % территории. Археологи думают, что исследования будут идти, примерно, пятьдесят лет. Подобная постройка такого большого комплекса требовала сил огромного количества людей. Получается, что для изготовления и доставки камней массой от 10 — 20 тонн от каменоломни до постройки в расстояние 500 м без животных нужно было усилий 500 человек. Другие колонны имеют массу до 50 тонн, а значит людей нужно было больше».

    В процессе раскопок были найдены и фигурки, весьма похожие на так назывемые «палеолитические Венеры», рис. 14.

    Рис. 14. Фигурки, найденные в процессе раскопок комплекса

    На фигурках я вижу надписи. Так, на голове мужской фигурки (рис. 14 Б и В) я читаю слова: ЯРА ХРАМ. Следовательно, перед нами находится фигурка бога Яра. А на фигурке полной женщины (рис. 14 В) я читаю на шейных бусах слова: ЛИК МАРЫ. А под шеей на уровне ключиц можно прочитать слова: МАСКА МАРЫ. Так что перед нами – вариант изображения богини Мары в виде сидящей полной женщины.

    «В начале 8 тысячелетия до Р. Х. храмовый комплекс Гёбекли-Тёпе потерял свое значение. Но его не просто покинули, оставив на естественное разрушение. Его специально засыпали под 300—500 кубометрами земли. Почему так сделали до сегодня остается загадкой», заканчивает статью автор [1].

    Рис. 15. Изображение ящерицы и моё чтение надписей

    На изображении ящерицы, рис. 15 [1], я вижу надписи. Под левой лапой находится лик мужчины в правый профиль, у которого можно наблюдать короткий и расплющенный, как бы африканский нос, частично перекрывающей усы, и небольшую бородку. На уровне волос причёски видна большая буква М. Надпись продолжается вправо и вниз, образуя слова: МИМ МАРЫ. На торцевой части плиты напротив левой лапы я читаю слова: МАСКА МАРЫ, а на торце напротив головы – слова: МАРЫ ХРАМ.

    После статьи [1] имеется ряд комментариев.

    Комментарии.

    HAYASA комментирует... «Турция продолжает искажать историю и присваивать армянское историко-культурное наследие. Как заявил на пресс-конференции в Ереване главный научный советник экспедиции программы Оксфордского университета «Камни и звезды», кандидат биологических наук Вачаган Ваградян, сегодня Турция представляет мировому сообществу расположенный в Западной Армении храмовый комплекс Портасар как турецкий Stonehenge. «Согласно исследованиям, храмовому комплексу Портасар больше 18 тысяч лет. Он является одним из крупнейших и древнейших ритуально-религиозных комплексов в мире. Его строительство свидетельствует о высоком уровне развитости армянского народа», – сказал Вачаган Вагардян. Храмовый комплекс Портасар (на тур. – Гёбекли-Тёпе) является одним из древнейших и крупнейших мегалитических сооружений в мире. рамовый комплекс, расположенный на самой высокой точке горного хребта в 15 км к северо-востоку от древнего города Эдесса в исторической Западной Армении, на территории современной Турции. Ориентировочно датируется IX тысячелетием до нашей эры. Поверхность некоторых камней покрыта рисунками. Заброшен со времени 7500 лет до н. э.». 21 октября 2011 г., 11:08 http://www.blogger.com/profile/16703562795600824419 .

    Не могу согласиться с автором комментария. Ни одной армянской надписи на артефактах храмового комплекса не обнаружено.

    Рис. 16. Общий вид на раскопки и моё чтение надписей

    На рис. 16. я читаю надпись на дальней стенке первого раскопа на уровне чуть ниже уровня земли. Надпись выложена галькой, более светлой, чем почва, и потому я произвожу чтение в обращенном цвете. Здесь можно видеть надпись: МАРЫ РЮРИКА ЯРА ХРАМ.

    Аналогичная надпись видна и на втором раскопе. Там на аналогичной стенке и также в обращенном цвете я читаю слова: РЮРИКА ЯРА МАРЫ АРКОНЫ ХРАМ. Иначе говоря, ближайший храм был местным, тогда как следующий за ним храм являлся филиалом храма Арконы, скорее всего – 35-й.

    Продолжу публикацию второго поста того же HAYASA: «Караундж (Зорац Карер) В 200 км от Еревана, у г. Сисиан, находится древнейший памятник, состоящий из сотен вертикально поставленных больших камней со сквозными отверстиями в верхней части. Он расположен на горном плато на высоте 1 770 м над уровнем моря и занимает площадь более 7 га на левом берегу ущелья речки Дар, притока р. Воротан. Предназначение памятника вызывает острейшие споры. Одни исследователи полагают, что на мистической территории Зорац Карер (Могучие камни) в III-II тысячелетиях до н.э. существовало округлой формы святилище, в центре которого располагался большой дольмен, то есть погребальный курган с каменными стенами и кровлей, окруженный менгирами – вертикально расставленными на земной поверхности изолированными монолитами.

    Другие считают, что памятник значительно старше: по их мнению, еще в V тысячелетии до н.э. на этой территории функционировала обсерватория. Окруженная высокими горами местность действительно потрясает воображение. На площади в семь гектаров установлено по кругу около 300 вертикальных монолитов. Высота некоторых превышает два метра. Архитектура мегалитов образует два кольца разного диаметра. Центральный малый эллипс памятника (45 на 36 метров) состоит из 40 камней.

    Высказывались предположения о возможном культовом либо астрономическом назначении памятника. В целях его изучения П.М. Геруни предприняты четыре научные экспедиции (1994-1997) в дни равноденствий и солнцестояний. Измерены размеры памятника, проведена детальная топографическая съемка, измерены географические координаты (Ф =39/34, Л= 46/01), магнитное склонение места, закрытие горизонта, азимуты и углы места отверстий в камнях. Проведены многочисленные наблюдения и видео снимки через соответствующие отверстия в камнях в моменты восхода, захода, и кульминации Солнца и Луны в дни равноденствий и солнцестояний; и выполнен большой объем вычислительных работ. Основные выводы – памятник имел тройное назначение: а) храм АР-а (Солнца) главного Бога древних армян и его «секретаря» Тира - покровителя наук и письменности; б) обширную и высокоразвитую обсерваторию, оснащенную каменными инструментами, позволяющими производить измерения с точностью до 30 секунд дуги (или 2 сек. времени); в) Университет. Памятник построен более 7 500 лет тому назад (т.е. за 3 500 лет до Стоунхенджа) и действовал в течение 5 500 лет». 21 октября 2011 г., http://www.blogger.com/profile/16703562795600824419

    Рис. 17. Надписи на одной из плит и моё их чтение

    Рис. 17 я заимствовал из третьей работы, [3]. На левом камне вдали я читаю слова: ХРАМ РОДА. На верхней части ближайшего камня я читаю слова: ХРАМА РЮРИКА. Там же я выявляю слева мужской лик, повёрнутый влево на ¾. Но и губы едва заметны. Скорее всего, это портрет одного из мимов. А правее, на месте соединения верхнего и нижнего камней, можно видеть еще один мужской лик анфас, с окладистой бородой и густыми бровями. На голове читается слово МИМ.

    Вдоль второго столба имеются надписи, расположенные вдоль вертикальной границы. Расположив надпись горизонтально, я читаю слова: СКИФИЯ, ХРАМ РЮРИКА.  

    И закончу цитировать комментарий HAYASA: «Цивилизация Междуречья берет свое начало в Армении. Уникальные находки, обнаруженные при раскопках Шенгавита (Армения) (4-3 тыс. до н. э.) подтверждают, что Армения является родиной металлургии, ювелирного дела, виноделия и коневодства. Все это доказывает, что в 4-3 тыс. до н. э. Армения была сверхвысокоразвитым государством, носителем исключительной культуры. К такому выводу пришла группа археологов, исследующих этот древний город. Раскопки проводит армяно-американская археологическая экспедиция. «К примеру, найденные на территории Шенгавита бусы из стекла превосходят по своему качеству египетские. А количество найденных конских костей на этой территории превзошло все ожидания исследователей. По этому поводу, немецкий палеозоолог Ганс Питер Уертман заявил, что не видел такого количества лошадей во всем Древнем Востоке. В мастерских найдено огромное количество каменных орудий. Найденные же свидетельства медного производства позволяют судить о том, что в Армении было налажено производство изделий из бронзы (оружие, инструменты и т.д.)», – заявил на состоявшейся пресс-конференции 2 июля Директор НИИ историко-культурного наследия при министерстве культуры РА Акоп Симонян. “Это только начало. Нас ждет еще много сюрпризов”, – добавил он. В свою очередь, руководитель факультета антропологии, преподаватель Пенсильванского университета Мишель Ротман заявил, что все свидетельствует о том, что приблизительно в 3 тысячелетии до н. э. культура Шенгавита распространилась по древнему миру. “Все, что умели в Месопотамии – вышло из Армении"». 21 октября 2011 г., http://www.blogger.com/profile/16703562795600824419 . – Я могу лишь восхититься патриотизмом этого армянина, однако ни одного доказательства в пользу своей версии, кроме чьего-то мнения, он не приводит.

    Рис. 18. Артефакт в виде головы орла и моё чтение надписей

    Рис. 18 я заимствовал из [1]. На артефакте слева на клюве я читаю надпись: 32 АРКОНА ЯРА. Это – нынешний город Гиза. А затем в обращенном и прямом цвете я читаю слова справа от глаза по диагонали: ХРАМ РЮРИКА и МАСКА МАРЫ. Итак, слова ХРАМ РЮРИКА имеются и на этом артефакте.

    Затем я перехожу к последнему комментарию из работы [1]:Dmitry Inozemtsev:«Откуда берутся эти цифры возраста той или иной находки? Что служит научным подтверждением возраста в 4 тысячи лет, или в 12 тысяч лет, или в 18 тысяч лет? Археологи представляют миру свое занятие как науку, но каковы ДОКАЗАТЕЛЬСТВА тех или иных утверждений о возрасте артефактов? Иначе будет такое же надувательство людей как якобы находка Шлиманом Трои!». 11 июля 2014 г., http://www.blogger.com/ profile/08107782878019040703 . – Вот именно: каковы доказательства? – Их нет!

    Рис. 19. Еще одна плита с рельефом из работы [4]

    Статья о храме как астрономической обсерватории.

    А далее я перехожу к статье [5]: «Впервые открытый в 1990-х годах комплекс древних мегалитический сооружений Гёбекли тепе, расположенный к северо-востоку от турецкого города Шанлыурфа, воздвигнут минимум 12 000 лет назад. Это старейший храм из всех известных человечеству. Согласно двум новым гипотезам, он является также первой астрономической обсерваторией. Одна из теорий предполагает, что «Пузатый холм» (еще его название можно перевести как «Пупочная гора») ориентирована на звезду Сириус. Другая – что храм выстроен в направлении звезды Денеб в созвездии Лебедя и указывает на просвет Млечного Пути.

    Центр нескольки каменных кругов образуют две богато украшенные и взаимно выровненные каменные колонны (см. рис. 20). Оба этих центральных столба, а также многие камни вокруг украшены изображениями диких жиотных, в том числе лис, кошек, диких кабанов, пауков, хищных птиц, змей и скорпионов. Система сооружений больше всего похожа на постройки Менорки. Однако Гёбекли Тепе был построен более чем ща 8000 лет до них (!).

    Как сообщает директор Джулио Мальи (GiulioMagli) из Миланского политехникума (PolitecnicodiMilano) на сайте ArXiv.org,он сделал археоастрономический анализ ранее раскопанных сооружений. Мальи пришёл к выводу, что Гёбекли Тепе не только был направлен на двойную звезду Сириус, называемую также «Собачьей звездой», но, возможно, даже был построен исключительно с целью наблюдения за новой и очень яркой звездой.

    Рис. 20. Ориентация на Сириус

    Ранее другие авторы обнаружили, что прямоугольное здание на Гебекли Тепе было ориентировано на четыре стороны света, и предположили, что система могла быть направлена на исходную точку звёзд пояса Ориона, а ряд авторов видят направленность на звезду Денеб в созвездии Лебедя.

    «Обе интерпретации стоит упомянуть, однако они не убедительны», – сказал Джулдио Мальи и объяснил, что направление на Орион (и Денеб) – то есть, северная ориентация – является для подобных храмов скорее необычной и относится к зданиям на Мальте и Менорке, а также к греческим и христианским храмам, которые вместо этого направлены на юго-восток»

    Рис. 21. Небо над Гебекли Тепе до 9100 г. до н.э.

    Полная подпись под рис. 21 гласит: «Небо над Гёбекли Тепе до 9100 года до н.э. за несколько дней до летнего солнцестояния. Фото G. Magli». А поскольку обсерватория была сооружена всего тысячу лет назад, предполагаемый расчёт неверен, и ориентация была на иную звезду.

    И даже сам автор статьи приходит к выводу: «Так как его предыдущие расчёты основаны на существующих картах и спутниковых снимках, сейчас для проверки необходимы измерения точного направления мегалитов и горизонта. Некоторую сомнительность придаёт также неточная хронология сооружения отдельных элементов» [5].

    Поэтому была предложена иная теория, опубликованная в иной статье [6]: «Совершенно противоположное мнение представлено в анализе Эндрю Коллинза (AndrewCollins) и Родни Хейла (RodneyHale). По их гипотезе, вовсе не на юго-восток ориентирован Гёбекли-Тепе, а на север. Отсюда следует, что звезда Денеб, которую мы видим в созвездии Лебедя, – «очень подходящий кандидат» для астрономического направления системы сооружений. «Денеб – ярчайшая звезда созвездия Лебедя и обозначает так называемый Великий рифт или Тёмную расщелину (darkrift). Его именуют также Чёрной дорогой. Это область Млечного пути, который в свою очередь, в древности считался по всему миру входом на небеса».

    Рис. 22. Вид птицы (Лебедя) и скорпиона совпадают с такими же созвездиями

    «Колин и Хейл видит и в изображениях животных ключ к такой интерпретации. На небесную карту Великого рифта Млечного пути они накладывают изображение взлетающей хищной птицы и созвездия Лебедя, а также скорпиона и его созвездие». – А на рис. 22 даны «изображения хищной птицы и скорпиона совпадают с созвездиями Скорпиона и Лебедя при наблюдении из Гёбекли Тепе в 9400 году до н.э. Фото: Коллинз и Хейл. В верхней части камня отображены три «сумки», соответствующие трём «домам неба», как они представлялись или использовались намного позже в Вавилоне. Кроме того, изображение на стеле взлетающей хищной птицы с шарами на крыльях, которое направлено на точку восхождения солнца во время летнего солнцестояния и поэтому символически соответствует ему, по его мнению, могло бы также отображать появление новой звезды – Сириуса. Оппоненты Мальи, Коллинз и Хейл, делают вывод: «Нам ясно, что Сириус, вероятно, не был в центре внимания строителей первых памятников Гёбекли Тепе (…) Вместо этого большое символическое значение для ритуалов, связанных с небесным миром, имела звезда Денеб и Тёмный Рифт на севере, ка это было свойственно на Ближнем Востоке людям эпохи неолита», – пишут соавторы на andrewcollins.com» [6].

    Опять я считаю, что прикидки авторов неверны, поскольку избрана не та эпоха.

    Обсуждение.

    В последние десятилетия Турция пытается обратить на себя внимание в разных областях деятельности, в том числе, и в археологии. В данном случае обычные раскопки, обнажившие ряд скрытых в земле артефактов, были поданы как выдающееся открытие наиболее древней мегалитической цивилизации, перекрывающей по возрасту все остальные. Мои чтения показали, что на самом деле мы имеем дело с наиболее крупной научной фальсификацией, когда по каким-то очень второстепенным археологическим признакам русские храмы времен Рюрика, насчитывающие историю примерно в тысячу лет, отдаляют от нас на 12 тысяч лет до н.э., то есть, на 14 000 лет от нынешнего времени. Получается, что «коэффициент привираемости» в данном случае равен 14, то есть, объект удревнён в 14 раз. Такого, в самом деле, в истории археологии не случалось.

    Эта нафантазированная древность вызвала приступ ревности у современных армян, ибо местность относится к части бывшей армянской территории, перешедшей в Турцию. Однако подписи на артефактах – не турецкие и не армянские, а самые что ни наесть русские. Более того, судя по откликам, многие комментаторы отмечают, что датировка комплекса была проведена совершенно непонятным образом, а потому она весьма сомнительна.

    Мне также представляется, что, поскольку в состав комплекса входил и храм Рода, частью деятельности которого являлись астрономические наблюдения, то астрономическая направленность данного комплекса не исключена. Однако, поскольку направленность на созвездие будут разной в разные эпохи разными, то, если почти половину прецессионного года назад (прецессионного года в 26 000 лет) самой яркой звездой был Денеб, то тысячу лет назад, скорее всего, Сириус. Более того, не с Денебом, а именно с Сириусом связаны загадки, например, Египетских пирамид. Так что если с предположениями астрономов о том, что комплекс в Гёбекли-Тепе был одновременно и астрономической площадкой, согласиться можно, то с выводами о главной звезде звёздного неба той эпохи – нет.

    Меня уже не удивляет и не раздражает, а скорее привычно приветствует неумение современных археологов читать надписи; пока они способны, как дети, только разглядывать картинки и делать скоропалительные выводы об их древности, не заботясь о приведении соответствующих доказательств. Иначе говоря, в моих глазах археология как отрасль знаний постепенно теряет свой научный статус, превращаясь в ходячий сборник чьих-то мнений, неоправданно возвышающих тот или иной регион Земли.

    Вместе с тем, данный материал расширяет наши знания о храмах Рюрика, причем о храмах, созданных еще при жизни Рюрика, за 3 года до его кончины. Выяснилось, что крупные изображения на вертикальных плитах поставлялись сюда из 35-й Арконы Яра, то есть, из Великого Новгорода, тогда как фигурки Яра и Мары – из Рима, а головка хищной птицы (видимо, орла) – из 32-й Арконы Яра, то есть, Гизы. Иначе говоря, похоже, что каждый храм снабжался изделиями других храмов. Следовательно, существовала разветвлённая транспортная инфраструктура, о чём прежде известно не было. Наряду с храмами богов Мары, Рода и Яра, в комплексе находились и храмы их мимов.

    Изображения внутри храма были двух видов: на некоторых каменных плитах имелись скульптурные изображения (например, спускающийся лев), тогда как на основной массе – изображения в виде небольшого выпуклого рельефа (барельефа). Эти изображения можно отнести к одному типу барельефа, хотя конкретный вид животных на них различен.

    Меня особо порадовало то, что в отличие от единичных храмов, здесь находится храмовый комплекс, состоящий, как минимум, из основного храма Мары, а также храмов Рода и Яра. Очень любопытно, что Русь Рюрика простиралась до юга современной Турции. И, что тоже интересно, храм одновременно служил астрономической площадкой. Таким образом, вариативность храмов Рюрика для нас существенно расширилась.

    А читатели дополнили, что интересные мегалитические постройки существовали и на территории Армении, например, близ горы Сисиан в 200 км от Еревана. Полагаю, что в одной из будущих статей было бы неплохо заняться рассмотрением такого рода построек.

    Заключение.

    Пополнение сведений о храмах Рюрика в последнее время приходит из самых неожиданных источников – вплоть до удивительных древних храмовых комплексов, не так давно обнаруженных археологами.

    Литература.

    1. Keytaro. Каменные круги Гёбекли-Тепе. 6 февраля 2011 года. Источник: http://amazingmeridian.ru/2011/02/blog-post_06.html
    2. Тигран Мирзоян, «Голос Армении». Загадки Гёбекли-Тепе. 25 марта 2015 года. Источник: http://paranormal-news.ru/news/zagadki_gebekli_tepe/2014-05-23-9079
    3. Юстасия Щурова, Анталья, МК-Турция. Самый древний храмовый комплекс мира – Гёбекли-Тепе. 14 сентября 2012 г. Источник: http://mk-turkey.ru/tourism/2012/09/14/samyj-drevnij-hramovyj-kompleks-v-mire-gyobekli-tepe.html
    4. Марджори Сюартбастер. Гёбекли-Тепе, каменные круги. 18 февраля 2012 года. Источник: https://vk.com/photo-35150678_277150734
    5. Две астрономические теории храма Гёбекли-Тепе, 22 августа 2013 года. Источник: http://astronovosti.ru/dve-astronomicheskie-teorii-xrama-gebekli-tepe/

           6. Две астрономические теории храма Гёбекли-Тепе (продолжение), 22 августа 2013 года.

Комментарии:

Stepa
09.10.2018 11:10
Видимо устроители храма хорошо владели техникой исполнения барельефовных и скульптурных изображений, но не письма...

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову