Греческие монеты

Чудинов Валерий Алексеевич


 Год назад я опубликовал статьи о римских монетах. Теперь меня заинтересовали древнегреческие монеты, на которых я предполагаю также прочитать русские надписи.

Оглавление:
  • Греческие монеты в Википедии.
  • Моё чтение.
  • Моё чтение надписей на драхме из Эгины.
  • Монеты первого класса.
  • Моё чтение надписей на статере из Коринфа.
  • Монета Гермеса.
  • Моё чтение надписей на монете из Гиппонии.
  • Самые дорогие монеты из коллекции Просперо.
  • Моё чтение надписей на монете из Пантикапея.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Комментарии
  • Греческие монеты в Википедии.

     Вот что пишет о греческих монетах Википедия (последнее обновление 12 июля 2012 года): «Древнегреческие монеты - широчайшая и старейшая группа в нумизматике. Группу древнегреческих монет обычно разделяют на следующие подгруппы: монеты собственно греческие: материка, островов, Малой Азии и греческих колоний на побережье Черного Моря; монеты Великой Греции, Сицилии, Карфагена и африканских колоний; монеты Сирии, Финикии, эллинистического Египта и Иудеи; "варварские" чеканки - Испании, Галлии и Британии, которые последовали сначала за греческими, а затем римскими монетами.

    Период чеканки древнегреческих монет охватывает 1 000 лет с конца 8 века до н. э до середины 3 века нашей эры. Они образуют три группы: архаическая чеканка; классическо-греческая чеканка; греческо-римская чеканка.

    Монеты первой группы серебряные, электронные, очень редко золотые. Представляют собой толстые куски металла неправильной круглой формы, имеющие на лицевой стороне любое изображение, иногда сопровождаемое надписью, а на оборотной стороне — квадратное или прямоугольное, а иногда и другой формы, углубление (quadratum incusum). Монеты второй группы изготовлялись из золота, электрона, серебра и бронзы, они гораздо тоньше предыдущих; лицевая сторона их обычно несколько выпуклая, оборотная — наоборот, несколько вогнутая. На лицевой стороне почти всегда помещена голова в довольно сильном рельефе. Монеты третьей группы, за небольшим исключением, все бронзовые, очень плоские, тонкие и широкие, с портретом римского императора на лицевой стороне».

    В качестве монеты первого типа приводится «Монета из Лидии, с характерным углублением; начало 6 века до н. э. Классический пример первого типа художественного исполнения», греческиё статер.

     Рис. 1. Греческий статер начала VI века до н.э. из Лидии 

    Моё чтение.

    Естественно, мне захотелось прочитать неявные надписи на этом изображении. На одной стороне в центре монеты я читаю слова ЯРА МИМ, что означает, видимо, его зооморфный лик (на фрагментах в белой вертикальной и чёрной горизонтальной рамочке). Диагональный ошейник имеет то же чтение, МИМ ЯРА.

    На внешней кромке монеты можно прочитать слова РУСЬ ЯРА, что означает место чеканки. На фрагменте чуть ниже отчеканены слова ХРАМ ЯРА, название учреждения, которое отвечало за чеканку. Наконец, слева, в вертикальном расположении в виде цепочки написано слово СРЕБРЕНИК, название достоинства монеты. Так что если по-гречески она называлась СТАТЕР, то по-русски – СРЕБРЕНИК.    

    Рис. 2. Моё чтение надписей на аверсе статера

     Можно прочитать также надписи и на реверсе статера. Здесь читаются практически те же самые надписи: в углублении наверху – МИМ ЯРА, внизу – ЯРА ХРАМ, в углублении справа – МИР ЯРА, внизу без углубления – РУСЬ ЯРА. Так что новой надписью здесь будет только МИР ЯРА. Между тем на крупном изображении той же монеты в Википедии по-английски написано, что она принадлежит королю Лидии, но неизвестному. На самой же монете, как и на монетах других стран, например, Рима, чётко написано не КОРОЛЬ, не ЦАРЬ и не ИМПЕРАТОР, а МИМ ЯРА. Следовательно, и в Греции сначала помещали изображения духовных лиц, и только позже стали чеканить изображений царей и королей. 

    Несколько больше монет представлено на английском сайте Ancient Greek coinage, http://en.wikipedia.org/wiki/Ancient_Greek_coinage. Здесь можно видеть драхму из Эгины VI века до н.э. с черепахой на аверсе и надписью ΑΙΓ[INAΤΟΝ] (из Эгины) и дельфином внутри геометрического орнамента. Аверс монеты с моим чтением надписей показан на рис. 4.

     Рис. 3. Аверс монеты из Эгины

    Моё чтение надписей на драхме из Эгины.

     На аверсе я читаю словосочетания: ЯРА ХРАМ, на правой верхней ноге черепахи – ЯРА МИМ, РУСЬ ЯРА, на левой вертикальной колонке – МАСТЕРСКАЯ ЯРА; на правой – СРЕБРЕНИК. Иными словами, это – практически те же слова, что и на статере. Напомню также, что слова ДРАХМА означало искаженное РОДА ХРАМ, которое, видимо, усеклось до звучания ДАХРАМ, что привело к перестановке звуком (метатезе) ДРАХМА.

     Рис. 4. Реверс монеты из Эгины

     А что можно прочитать на реверсе данной монеты? – Да то же самое! Наверху читается слово МАСТЕРСКАЯ ЯРА, в углублении – слова РУСЬ ЯРА, справа – слово СРЕБРЕНИК. Отсутствует только слово ЯРА МИМ; однако на реверсе нет никакого изображения головы мужчины.       

    Рис.5. Моё чтение надписей

    Монеты первого класса.

     В той же статье «Древнегреческие монеты» Википедии помещено изображение коринфского статера с изображением Пегаса и Афины Паллады в разделе «Первый класс». О нём сообщается следующее: «Монеты первого класса имеют на лицевой стороне изображение, а на оборотной — сначала имели углубления, а потом тоже изображения. Последнее или не имеет прямого отношения к лицевой стороне, или же служит дополнением к ней. Голова или бюст располагались на лицевой стороне, а группа, фигура или другие предметы — на оборотной. Если на монете две головы, то голова, размещенная на аверсе, изображается несколько увеличенной. Если изображение дополняет другое, то на лицевой стороне может быть голова божества, а на реверсе — предметы, ему посвященные.

    Типы этого класса могут быть сгруппированы следующим образом: голова или фигура местного божества, например, Афины Паллады — на афинских монетах; священные предметы: животное, посвященное известному божеству, — сова, черепаха; растение — оливковая ветвь, например; оружие и орудие — палка Геркулеса, щипцы Гефеста; голова или фигура местного духа — речного бога, нимфы озера, ручья, водопада; голова или фигура чудовища — например, минотавра; удивительное существо: пегас, грифоны и т. п.; голова или фигура героя или основателя города — ойкиста: Одиссей, младший Аякс; предметы, принадлежащие героям, или животные, причастные к ним — например, Каледонский вепрь или его клык; изображения священных или любых других мест, с которыми связаны местные предания: лабиринт Минотавра в Кноссе; изображения, связанные с любым религиозным и общественным праздником — например, колесница, победившая на Олимпийских играх, изображение Диоскуров как покровителей конских богов т.д.».  Очевидно, что перед нами – монета классического периода.

     Рис. 6. Реверс коринфского статера с изображением Пегаса

    Моё чтение надписей на статере из Коринфа.

    Теперь перейдём к чтению надписей на ее реверсе, на изображении Пегаса. Насколько я понимаю, наиболее интересные для чтения места – это некий рельефный узор, состоящий из однородных элементов, в который весьма удобно вписывать буквы. На фрагменте с изображением крыла можно видеть, положив изображение на бок, слева вверху слово ЛИК, а за ним более крупными буквами, слово ЯРА. Чуть ниже, на той же верхней части крыла, читается слово ОДИН. А ниже, на нижней части крыла, находится слово СРЕБРЕНИК. Таким образом, и монета из Коринфа, статер, имеет русское название, причем с единицей измерения, а именно, ОДИН СРЕБРЕНИК.  

    На фрагменте крыла правее надписи имеют более мелкие буквы. Здесь также можно прочитать две надписи: ЯРА МИР и ХРАМА ЯРА МИМ. Иными словами, наименование совокупности родственных держав, или эпохи, и обозначение мужчины на портрете аверса.

     Рис. 7. Аверс коринфского статера с изображением Афины Паллады

     На аверсе статера из Коринфа можно прочитать несколько надписей. Надписи на верхней части шлема гласят: МИР ЯРА и ЯРА МИМ. Как ни странно, но на ветви с листьями, расположенной на шлеме, каждый листочек имеет изображение буквы, что образует общую довольно большую надпись: ОДИН ЦЕЛКОВЫЙ. ВЗНОС В ХРАМ. Если первая часть надписи нам уже встречалась, то вторая встречена впервые. Если я прочитал ее правильно, то мы тут имеем объяснение, для чего чеканились деньги: для возможности сделать взнос в храм. Кроме того, на листьях можно прочитать и более короткие надписи, например, МИМ ЯРА И МИР ЯРА. РУСЬ ЯРА.  

    Надписи существуют и на других фрагментах. Так, на фрагменте на щеке Афины можно прочитать текст ЯРА РУСЬ, на задней части шеи – ЯРА МИР, на изображении птицы – ЛИК ЯРА. Кстати, из этой надписи можно понять, что изображена птица Яра, то есть ЯРЁЛ, орёл. Таким образом, на аверсе читается 22 слова, и еще 9 слов на реверсе, то есть, всего 31 русское слово на древнегреческой монете.

    Рис. 8. Аверс монеты из Гиппонии и моё чтение надписей

    Монета Гермеса.

    Изображение монеты я взял из статьи «Эмблематика монет Древней Греции» (В.Латыша) http://coins.msk.ru/articles/11/117/. Последнее обновление - 02.09.2011. Здесь, в частности, написано: «ГЕРМЕС — в греческой мифологии — сын Зевса и дочери Атласа Майи; посланец богов, бог дорог, торговцев, путешественников, а также воров. У римлян почитался только как бог торговли. Атрибуты Гермеса: колоковидная шапка или шапка для путешествий с широкими полями и  крылышками и оканчивающийся открытой восьмеркой жезл (кадуцей). Как бог торговли и выручки Гермес иногда имеет при себе мешочек с деньгами. Изображение Гермеса встречается, в частности, на лицевой стороне монет греческой колонии Гиппоний в области Бруттий (Великая Греция)».

    Моё чтение надписей на монете из Гиппонии.

     Сначала я читаю надписи на вертикальном фрагменте перед носом изображаемого лица. Положив вертикальный фрагмент горизонтально, я читаю слова: ЯРА РУСЬ в прямом цвете и РУСЬ РЮРИКА – в обращенном. Надпись РУСЬ ЮРИКА мне встречается впервые.

    На шее мужчины слева имеется вертикальная надпись. В обращенном цвете на ней можно прочитать буквы СРЕБРЕ, а чуть левее – НИК, что образует слово СРЕБРЕНИК. Но далее идёт пояснение: вертикально начертано слово ХРАМА, а рядом, внутри чёрной рамочки по диагонали – слово ЯРА. Таким образом, перед нами опять монета достоинством в один сребреник.

    Затем я обращаю в цвете верхнюю часть шлема и читаю справа вверху слова: ЯРА МИМ, МАЯК. Иными словами, изображен в качестве маяка, привлекающего взгляд, мим Яра. Над ободком шлема справа можно прочитать надпись МИМА МАРЫ, что означает, что монета имеет отношение к погребению. На фрагменте сзади уха, где расположено несколько прядок волос, можно прочитать текст: ЯРА АРКОНЫ РУСЬ, который мне встретился впервые. Она оправдывается надпись РУСЬ РЮРИКА.

    Под шлемом, но перед ухом в обращенном цвете читается текст ЯРА ХРАМ. А в прямом цвете на том же месте написано: АРКОНА ЯРА, что подтвердило упоминание Арконы в другом месте аверса. Наконец, на лбу читается надпись ЯРА МИМ.

    Рис. 9. Реверс монеты из Гиппонии

     При переходе к чтению надписей на реверсе мне хотелось бы получить подтверждение чтению слова АРКОНА, ибо это означало бы несколько иное направление исследования, нежели просто чтение неявных надписей на монетах. И первая надпись, которую я читаю на фрагменте, на самом верху реверса, это как раз надпись АРКОНА.

    В этой надписи последняя буква «А» начертана весьма затейливо: внутрь строчной буквы «а» вставлена маленькая прописная (заглавная) буква «А». Ниже внутри белой рамочки можно прочитать слова ХРАМ ЯРА и ЯРА РУСЬ. Еще ниже читается еще одна надпись АРКОНА, а правее и ниже, на трёх фрагментах, можно видеть надпись МИМ ЛИКА ЯРА. Наконец, слева внизу на реверсе находится фрагмент с надписью ЯРА МИМ. Эти надписи больше похожи на подписи на заупокойных масках мима Яра.

     Таким образом, слово Аркона встретилось и на реверсе, причём дважды. Возникает впечатление, что так обозначен город чеканки монеты.

    Самые дорогие монеты из коллекции Просперо.

     Так называется статья на сайте http://pantikapei.ru/samye-dorogie-monety-iz-kollekcii-prospero.html. В ней говорится: «Нумизматика — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты, их чеканку и обращение. Нумизматика считается хобби королей, и это не только из-за престижности, но в большей мере из-за своей дороговизны. Это ярко освещает недавно проведенный нумизматический аукцион в отеле «Waldorf Astoria» в Нью-Йорке. На аукционе была выставлена на продажу крупнейшая коллекция античных монет Просперо. История великой Греции и Фракии, Пелопоннеса и Сицилии, Македонии и островов Эгейского моря отражена на этих монетах. Коллекция Просперо возвращает нас в древний мир, период высшего развития в искусстве. Прекрасно сохранившиеся экземпляры золотых и серебряных монет, поражают уровнем чеканки. Изображения на аверсах и реверсах знакомят с интересами и нравами древних жителей, их мечтами и реальностью. Монеты отображали объекты поклонения и героев. Древнегреческие боги и богини, мифические герои чеканились на монетах городов, которым покровительствовали. Многие города, выпускающие свои монеты, были богаты и отображали это в чеканке. Символами богатства считались бык, пшеница, тунец.

    Настоящей сенсацией стала продажа золотой монеты статера Пантикапея. Начальная цена за лот составляла $650 000. На небольшой монете весом 9,12 гр. изображена голова лесного божества плодородия. Сатир отчеканен с изумительной четкостью, портретно выделяются растрепанные волосы Пана, лошадиные уши. На реверсе изображен мифический зверь — грифон символ финансового благополучия Пантикапея. Под грифоном — пшеничный колос, также символ богатства. Золотой стартер шедевр нумизматики, сохранившийся в идеальном состоянии с 4 века до н. э. Редчайшая монета по итогам аукциона продана за рекордную цену $3,25 млн. Не было никаких сомнений по поводу качества этой монеты, это была изюминка всей коллекции Просперо состоявшей из 642 античных монет. Общая сумма, вырученная за всю коллекцию, около 25 млн. долларов.

    На  аверсе золотой монеты изображена, слегка повёрнутая влево, глава бородатого сатира (ПАНа) с длинными растрепанными волосами и лошадиными ушами. Сатир (Σ?τυρος) в античной мифологии лесное божество плодородия, жизнерадостное козлоногое существо, живущее в дикой природе. По гипотезе А. А. Молчанова, «Satur»- древне-минойское имя бога, происходящее от корня «tur» — «владыка» и приставки «Sа-», то есть «Со-владыка» природы. Глава  сатира на аверсе золотого статера — это чудо портретной живописи, непревзойденное мастерство гениального художника-гравёра, жившего 2300 лет назад и сумевшего в столь миниатюрной форме монеты передать выражение лица Сатира. На реверсе золотой монеты изображены буквы ПАN вокруг крылатого грифона повёрнутого влево. Подняв правую переднюю лапу, рогатый и крылатый грифон, держит в пасти копьё. Под ногами грифона изображён полный пшеничный колос, как символ финансового благополучия Пантикапея».

     Рис. 10. Аверс статера из Пантикапея и моё чтение надписей

    Моё чтение надписей на монете из Пантикапея.

     Понятно, что данная монета меня весьма заинтересовала. Насколько она греческая? Тем более, что ее подали как редчайшую монету. Действительно ли древнегреческие боги и богини, мифические герои чеканились на монетах городов, которым покровительствовали, или, как и в случае с этрусскими бронзовыми зеркалами, на историки хотят видеть на монетах греческую мифологию?

    Попробуем начать чтение. Сначала прочитаем крупную надпись на шевелюре Пана справа. Здесь написано: В РУСИ ЯРА. Заметим: не в Греции, не в Крыму, не в Пантикапее. Слева на пряди волос в черной рамочке читаются слова ЯРА РОД, а вовсе не ГРЕЧЕСКИЙ БОГ ПАН. Уже это впечатляет.   

    Теперь рассмотрим глаза Рода. Читая надписи сначала на правом глазе, затем на левом, получим то же выражение: ЯРА РОД. Поросль на правой щеке Рода содержит слово МАСКА. А низ бороды маскирует слова ЯРА ХРАМ. Белая рамочка на правой части лба скрывает надпись АРКОНА ЯРА. Теперь это словосочетание встречается нам уже на второй монете.

    Справа на уровне рта можно прочитать в гуще волос слова: ЯРА МИМ. А внутри черной рамочки у волос на затылке читается текст АРКОНА ЯРА, что подтверждает предыдущее аналогичное чтение. А левее, внутри белой рамочки, я смог прочитать название монеты: ЗОЛОТОЙ.

    Теперь я могу сказать, что на аверсе нет никаких признаков того, что перед нами находится греческая монета. Ее название – золотой, изготовлена она в столице Яровой Руси Арконе, изображен на ней Яра Род. 

     Рис. 11. Реверс статера из Пантикапея и моё чтение надписей

    На реверсе греческие буквы действительно образуют слово или начало слова ПАН. Однако хвост грифона закручен так, что образует еще одну букву, которую можно прочитать и как Р и как РО, а в конце видна едва заметная буква Д. В сумме получается слово РОД, которое обозначает русского бога, соответствующего, видимо, греческому богу Пану. Ниже буквы Д находится слово ЮГ, что, видимо, означает место, куда монета должна была направиться из Арконы после чеканки.

    Фрагмент, включающий в себя голову и хвост грифона, содержит надпись, повторяющую надпись аверса: АРКОНА ЯРА. Ниже, в черной рамочке, написано по вертикали слово, которое читается по горизонтали; фрагмент следует повернуть на 270 градусов: слово РОД. Еще ниже, на фрагменте, очерченном белой рамочкой, читается после поворота на 90 градусов слово ЯРОВ.

    Еще раз словосочетание РОД ЯРА читается на передней ноге грифона (слово РОД – в обращенном, слово ЯРА – в прямом цвете). На верхней части колоса можно прочитать слово ЗОЛОТОЙ (буква З передана зеркально), а на нижней части – слово МАСКА. Таким образом, слово ЗОЛОТОЙ на реверсе подтверждает чтение этого же слова на аверсе.  

    Обсуждение.

     Пять древнегреческих монет дали возможность продвинуться в понимании многих проблем. Прежде всего, стало ясно, как назывались данные монеты по-русски. У них имелось три названия: для золотых монет – название ЗОЛОТОЙ, для серебряных – название СРЕБРЕНИК, и для монет из других металлов или сплавов – название ЦЕЛКОВЫЙ. Как я полагаю, эти названия и были древнейшими. Позже они были заменены другими названиями: ДРАХМА (искаженное словосочетание РОДА ХРАМ), СТАТЕР (этимология пока неясна) и другими.

    Обращает на себя внимание то обстоятельство, что общее название древнегреческой денежной единицы было вовсе не МОНЕТА. Википедия (последнее обновление 11 октября 2011 года) пишет по поводу происхождения термина: «Слово «монета» заимствовано из польского языка в Петровскую эпоху. Польское «moneta» заимствовано из латинского языка «moneta» — монета, монетный двор, предостерегающий. Moneta — эпитет Юноны: древнейший монетный двор Рима находился при храме Юноны Монеты (Iuno Moneta) Moneta — производное от глагола moneo, monere «предостерегать». Так что термин «предостерегающая» совершенно не связан с функциями монеты.

    Русский названия ЗОЛОТОЙ и ЦЕЛКОВЫЙ имеют мужской род, и потому никак не могут быть связаны со словом МОНЕТА. Им должно соответствовать РУССКОЕ имя существительное мужского рода. Можно было бы долго гадать, что это за слово, ели бы не надпись на статере из Коринфа: ОДИН ЦЕЛКОВЫЙ. ВЗНОС В ХРАМ. Итак, искомое слово – ВЗНОС. Тогда становятся понятными словосочетания ЗОЛОТОЙ ВЗНОС, СЕРЕБРЯНЫЙ ВЗНОС, ЦЕЛКОВЫЙ ВЗНОС.

     Однако такое понимание совершенно иначе рисует происхождение денег. Та же статье Википедии в разделе «Происхождение монет» пишет: «Древние греки приписывали изобретение монеты героям своих мифов, римляне — богам Янусу или Сатурну. Согласно их воззрениям, древнейшие монеты с головой двуликого бога и носом корабля (ростром) выбил Янус в честь бога времени Сатурна, который приплыл в Италию с острова Крит на корабле. Само слово «монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница». Такой титул имела римская богиня Юнона — супруга громовержца Юпитера; считалось, что она неоднократно предупреждала римлян о землетрясениях, нападениях врагов. На римском Капитолии возле храма Юноны Монеты размещались мастерские, где чеканились и отливались металлические деньги. От того же латинского корня произошло слово «мантия» — символ «предсказывания / предрешения» судьбы человека судьями; в некоторых странах в судах в мантию облачаются также прокуроры (обвинители) и адвокаты (защитники).

    По месту их изготовления продукция мастерских также получила название «монета», которое затем попало в большинство европейских языков. Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийском государстве Лидии. В наше время точно установлено, что древнейшие монеты появились именно там около 685 год до н. э., при царе Ардисе. Изготовлялись они из электрума — природного сплава серебра и золота. На одной стороне монеты стоит проба, на другой — голова ассирийского льва. Через несколько десятилетий монеты начали изготовлять в греческом городе Эгине. Они чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета была изобретена хотя и позже, но независимо от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, по колониям, и далее в Иране. Затем они появились и у римлян и у многих варварских племён. Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае. Причём в Китае первые монеты из бронзы отливались ещё в XII веке до н. э, но они имели только региональное значение. И только лидийский царь Крез (561-46 до н. э.), сын Алиатта установил стандарт чистоты металла (98 % золота и серебра) и гербовую печать короля на лицевой стороне (голова льва и быка). Это официальная печать гарантировала качество королевской монеты».

    В качестве примера древнейшей монеты Википедии приводит изображение трите, одну треть статера из Лидии – ту самую, которую мы рассмотрели первой и на которой имеется надпись СРЕБРЕНИК. О том, что древнейшие монеты имели русские надписи, и что местом чеканки были храмы Яра, а сама древняя Греция входила в Ярову Русь, в статье не говорится ни слова. Похоже, что современные исследователи такого обстоятельства не только не знают, но судя по тому, что РАН наняла сетевых хулиганов для опровержения моих сходных результатов в отношении римских монет, совершенно не допускают.

    Итак, название было ВЗНОС, а не МОНЕТА, и смысл этого металлического знака был вовсе не «ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩАЯ», и не «СОВЕТНИЦА», а ЗАПРОС храму, в данном случае – храму Яра. В палеолите круглые костяные пластинки с дырочками в центре и с надписями ПИЩА, МОЛИТВА, ЗАЩИТА назывались «кружками Мары» и раздавались нуждающимся, которые в случае необходимости (то есть, нуждаясь в пище, молитве или защите) обращались в храм Мары и получали всё необходимое. Таким образом тогда осуществлялся ВЗНОС В ХРАМ, но не Яра, а Мары. Иными словами, ВЗНОС предполагал ответные действия храма. С точки зрения нашего времени производилась предоплата некой услуги (или товара), тогда как с позиций наших предков население осуществляло добровольный взнос в храм для исполнения тех услуг, которые храм должен был делать и так, без какой-либо платы. Иными словами, это было что-то вроде подарка хирургу от больного в советское время как благодарность за бесплатно сделанную операцию.

    В моих исследованиях древних изделий я уже пришел к выводу о том, что МАСТЕРСКИЕ первоначально являлись составной частью храма, так что ремесло зародилось как составная часть храмовой деятельности. Тем самым я опроверг чисто кабинетные предположения Фридриха Энгельса о том, что ремесло возникло, отделившись от сельскохозяйственной деятельности в результате так называемого второго общественного разделения труда. Теперь я показываю, что деньги в виде монет возникают НЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОРГОВЛИ, а как часть взаимоотношения населения с храмами, как символ добровольного ХРАМОВОГО ВЗНОСА на поддержание храма. Это весьма напоминает современные добровольные пожертвования прихожан христианских церквей России «на содержание храма». Напомню, что тот же Ф. Энгельс говорил о том, что торговля зарождалась как обмен «излишками» продовольствия. В разделе «история денег» статьи «Деньги» Википедия (последнее обновление 9 октября 2012 года) пишет: «Предполагается, что до появления денег был бартер — прямой безденежный обмен товарами. В различных регионах мира использовали в качестве денег различные вещи (товарные деньги): на островах Океании и у ряда племён индейцев Южной Америки деньгами служили ракушки и жемчужины, в Новой Зеландии в качестве денег использовались камни с отверстиями в середине, во многих странах в качестве денег использовался скот, меха и шкуры животных, эти формы денег были наиболее древними и распространёнными, на Руси помимо всего прочего могли использоваться соляные бруски, позднее в качестве денег стали использовать бруски, слитки, обрубки из металлов.

    Постепенно роль денег перешла к металлам. Вероятно, сначала это были металлические предметы (наконечники стрел и копий, гвозди, утварь), затем слитки разной формы. С VII века до н. э. в обращении появляются чеканные монеты. Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена».

    Больше всего в приведённой цитате мне понравилось слово «вероятно». Оно означает, что никаких прямых доказательств высказанной гипотезы у авторов статьи нет. Нам предлагают умозрительную концепцию возникновения денег, опираясь на этнографию народов, стоящих на низких ступенях развития. Если рассуждать подобным образом, то освещение с помощью ламп на светодиодах можно было бы объяснить попытками таких народов освещать помещение с помощью лучин, горящих дров, факелов и масляных ламп, а затем написать: С конца ХХ века  н. э. в обращении появляются светодиодные светильники. Быстрое распространение светодиодов связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой светимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для применения». Иными словами, авторы статьи в Википедии сначала демонстрируют нам народы, у которых не было храмовой ступени развития общества, и они пользовались доморощенными изобретениями, а затем авторы статьи перепрыгивают через эпохи, и показывают нам развитую ступень вовсе не той же, а совсем другой культуры. При храмовом хозяйстве реальной древности деньги появляются как знаки выражения благодарности храму от населения; при «первобытной культуре», изобретенной академической наукой по наблюдению за отсталыми народами, деньги появляются как эквивалент стоимости при обмене мифическими «излишками».

    Понятно, что этот мой вывод должен будет вызвать бурю негодования у современной академической экономической науки, которая финансируется капиталистическим обществом и хочет видеть торговлю на самых ранних ступенях развития человечества.

    Второй вывод из чтения надписей на древнегреческих монетах заключается в том, что размер взноса вначале никак не был определен. Иными словами, взнос в золоте или серебре мог быть произвольным. И, вероятно, особо ценным. Что же касается взноса в других металлах, то он постепенно получил некую меру, которая называлась ЦЕЛЫМ взносом. Можно было внести половину, треть, четверть, либо два, три ЦЕЛЫХ или ЦЕЛКОВЫХ взноса. И лишь постепенно определился эквивалент в серебре в виде одного сребреника, тогда как золотой взнос, возможно, был приравнен к целковому очень поздно.

    Третий вывод из чтения надписей на древнегреческих монетах состоит в том, что было найдено независимое подтверждение тому, что древняя Греция входила в Ярову Русь. Это – чеканка монет в столице Яровой Руси, Арконе. Из пяти рассмотренных монет надпись АРКОНА встречается на двух. При рассмотрении римских монет, которые весьма схожи по части надписей с монетами греческими, имелись отличия в обозначении места чеканки, где таким городом выступал РИМ или МИР. Предвижу, что после моих чтения слова АРКОНА тот же А.А. Зализняк или какой-либо другой академик РАН громогласно объявит, что «столицей Греции все 28 веков являются Афины», и что вычитать слово АРКОНА на древнегреческих монетах могут только дилетанты. Мы это уже проходили. Понятно, что знакомство с первичными текстами источников, коими выступают монетные легенды, им очень хотелось бы представить как деятельность дилетантов-эпиграфистов, а кабинетные гипотезы, к которым они привыкли, как деятельность настоящих учёных.

    Понятно и возникающее при этом противоречие:  древние греки появляются в 12-15 веках до н.э., и исчезают где-то в 1-м веке до н.э., тогда как об Арконе мы узнаём примерно в Х веке, но уже н.э. Получается временной зазор примерно от 10 до 25 веков. Да, согласно современной хронологии, это именно так. Но мы знаем, что современная хронология во многом мифична, и это весьма хорошо было заметно на этрусском материале. Моё обращение к чтению надписей у этрусков вызвало бурю негодования в РАН, настолько сильную, что против моих работ создали специальный сайт в дополнение к общему сайту против «лингвофриков». А теперь мифологичность принятой хронологии подтверждается и на древнегреческом материале,  где Аркона оказывается синхронной ряду древнегреческих городов.

    Но такое противоречие становится понятным в свете того, что западные учёные искусственно удревнили не все средневековые государства, а только те, которые имели непосредственное отношение к Западной Европе, а именно, Рим и Грецию. Тогда получалось, что Западная Европа является «старшим братом» по отношению к Европе Восточной. Удревнить историю всех государств не имело смысла, ибо тогда никаких преимуществ Западная Европа в идеологическом смысле не имела бы. Но такой сдвиг в хронологии стал тотчас проявляться при сравнении синхронных событий, которые в историографии сразу разорвались на части в зависимости от придуманной хронологии каждой страны. И если на одном из этрусских зеркал мы видим одновременно таких лиц, как древний грек из Трои, этруск из Этрурии и славянин из Полоцка, то мы должны верить тому, что они были современниками (откуда автор изображения мог помнить о событиях не только 400-летней давности, но и тех, которые произойдут через 2000 лет после него?), тогда как согласно академической хронологии одного нужно отнести к 12-му веку до н.э., другого – к 8-му веку до н.э., а третьего – к 10-му веку н.э. Иными словами, сравнительная историография оказывается невозможной в силу искусственной разорванности хронологии по этносам.

    Четвертый вывод из анализа древнегреческих монет состоит в том, что некоторые «древнегреческие» монеты чеканились не просто в Арконе, но В РУСИ РЮРИКА. Прочитать такую надпись на «древнегреческой» монете в рамках действующей академической хронологии является верхом фантазии! Ибо теперь становится ясным, что многие «древнегреческие» сюжеты появились где-то в Х веке новой эры, и потому с интересом воспринимались средневековой Европой. Становится понятным и то, почему средневековая Русь времен Рюрика называется в существующей историографии «древней», ибо она соотносится и с древней Грецией, и с Этрурией.

    Читая этрусские тексты, я понял, почему классическая наука объявила их нечитаемыми: на них освещена история как Западной, так и Восточной Европы, отличающаяся от кабинетных выдумок. Заодно я понял, почему сугубо этрусские сюжеты трактовались с точки зрения греческой мифологии, не имеющей к ним никакого отношения. Теперь я вижу, что и греческие монеты во много трактуются академической нумизматикой чисто мифологически. 

     Пятый вывод из анализа древнегреческих монет состоит в том, что подтвердилось наличие на аверсе монет изображений мимов Яра (столь ненавистных моим оппонентам), которые были мною обнаружены на монетах римских. Более того, на одной из древнегреческих монет (на монете из Гиппонии) было указание на МИМУ МАРЫ. Это означает, что монеты действительно первоначально связывались с храмом Мары и, возможно, по своей форме имели отношение к заупокойному культу. Более того, как и изображения мужчин на монетах Рима, монетные аверсы были более всего близки заупокойным маскам умерших мимов (Яра и Рода). Полагаю, что промежуточным звеном между золотыми масками и золотыми взносами в храм являлись золотые подвески, – те же золотые маски, но меньшего размера. Изображение на них чеканилось только с одной стороны, что сближало их с брактеатами. Таким образом, выстраивается определенная история монет, которая начинается отнюдь не с храма Юноны Монеты, а с русских храмов Яра. Более поздняя история с храмом Юноны Монеты призвана завуалировать происхождение храмовых взносов в виде костяных, каменных или металлических кружочков.

    Заключение.

    Исследование монет тех или иных народов не только расширяет наши представления о географическом распространении русской культуры, но и даёт ценные сведения о происхождении самих денег и об их особенностях в каждой из стран Яровой Руси. 

Комментарии:

кондрат
12.07.2020 23:07
в древней греции ,да на русском языке?

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову