Гипотеза о происхождении дольменов

Чудинов Валерий Алексеевич


 Дольмены широко известны в разных частях света, однако, как показывает их анализ, они не во всех странах понимаются одинаково. Много неясностей остаётся по поводу их назначения, и совершенно непонятно их происхождение.

Оглавление:
  • Сведения о дольменах из Википедии.
  • Комментарий.
  • Распространение, устройство, назначение.
  • Pentre Ifan.
  • Первые достоверные надписи с Сейдозера.
  • Чтения надписей.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература
  • Сведения о дольменах из Википедии.

     «Дольмены (от брет. taol maen — каменный стол) — древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определённой формы. Объект исследования археологов, а также поклонения и паломничества современных любителей эзотерики. В первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В английском языке является устаревшим, но широко используется во французском и русском языках. В английской археологической литературе термин применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. В Португалии дольмены обычно называются «анта», в Скандинавии — «рёсе»; эти слова входят в состав названий местных дольменов.

    Кавказские дольмены были созданы в период ранней и средней бронзы с III-II тысячелетия до нашей эры и использовались до I тысячелетия до н. э.во времена мегалитической культуры.

    В 1660 году священнослужитель Йохан Пикардт из маленького городка Куворден, в Дренте, пришел к заключению, что они были построены великанами. Какое-то время спустя местные власти проявили интерес к этим могилам. Из-за того что камни дольменов использовались для укрепления дамб, а также для строительства церквей и домов, 21 июля 1734 года Ландшафтное управление Дренте ввело закон об охране дольменов.

    Только в 1912 году несколько дольменов были тщательно изучены специалистами. В дольменах были найдены фрагменты керамики, кремневые топоры, наконечники стрел, янтарные бусы, но лишь немного человеческих останков — в песчаной почве они плохо сохранились. Иногда, судя по найденным черепкам, число керамических сосудов доходило до 600. Если предположить, что на каждого умершего приходилось по два-три сосуда с едой, то в некоторых могилах, вероятно, было похоронено довольно много людей».

     Рис. 1. Предлагаемая Википедией иллюстрация – дольмен в Ирландии

    Комментарий.

     В данном сюжете имеется несколько положений, которые требуют разъяснения. Бретонское название taol maen, которое на русское ухо звучит как ТОЛ МЕН, может быть выведено из русских слов «сТОЛ» и «каМЕНь» путем опускания части слов, и как раз обозначает СТОЛОВЫЙ КАМЕНЬ. Правда, дольмены Кавказа больше походи на собачью конуру с круглым отверстием входа и полностью закрытыми четырьмя стенами. Однако, если взглянуть на дольмен Ирландии, то он, действительно, весьма напоминает стол на массивных четырёх ножках.

    Правда, исследования на Кавказе показали, что ни в самих дольменах, ни под ними никаких захоронений нет. Многие исследователи сошлись на том, что камеры дольменов являются местом упокоения душ умерших. Так что трактовка одиночных дольменов как могил ошибочна. Что же касается их функций как вместилища душ, то такой трактовке не противоречат находки остатков материальной культуры – той, которая могла бы пригодиться покойнику на том свете.

    Мои исследования на Кавказе (река Пшад) показали, что практически на всех дольменах встречается имя Мары (русской богини болезней и смерти), и почти столь же часто имеется надпись ХРАМ МАРЫ. Таким образом, дольмен – это стилизованный храм Мары.

    Распространение, устройство, назначение.

     «Дольмены расположены большей частью в Северной Африке (в Рокнии), Западной, Северной и Южной Европе. Наибольшее количество дольменов обнаружено в Корее (см. Дольмены в Кочхане, Хвасуне и на Канхвадо); до начала войны 1950—1953 гг. их насчитывалось около 80 000, к настоящему времени сохранилось не менее 30 000. В России, на Кавказе имеется большое количество хорошо сохранившихся дольменов (см. статью Дольмены Северного Кавказа). В простейшем варианте — это один камень, поставленный на несколько других (иногда на один). Камни имеют большой размер и массу. Наиболее популярный вариант — 3 камня, поставленные в форме буквы П (Стоунхендж построен из множества именно таких элементов).

    В самой архитектурно завершённой форме (что присуще дольменам Северного Кавказа) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик: на четырёх плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем. В передней поперечной плите, как правило, имеется отверстие — круглой (чаще всего), треугольной или квадратной формы, иногда с каменной пробкой, — однако его может и не быть (ложнопортальный дольмен): в этом случае отверстие может быть сзади или справа. Плиты соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша могут выступать вперед, образуя портал (вход в дольмен); также они могут быть наклонены. У плиточных дольменов плита крыши иногда могла быть составной и над входом, частично на основной плите, частично на каменных подпорках, образовывался удлиненный навес; две плиты соединялись выступами.

    Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана; или, наоборот, дольмен углублялся в землю, устраивался в яме. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.

    Учёные утверждают, что дольмены были построены из эрратических валунов, перенесённых в течение первобытного ледникового периода из Скандинавии. Утверждается, что строителями были земледельцы, принадлежавшие к так называемой культуре «воронковидных кубков», получившей свое название от найденных характерных воронковидных кубков. Согласно одной из гипотез, тяжёлые глыбы перетаскивались по деревянным валикам с помощью кожаных ремней. Чтобы переместить покровные плиты вверх, делалась насыпь из песка и глины. Под многими дольменами обнаружены захоронения людей, но, как было установлено современными исследованиями, захоронения эти относятся к более поздней эпохе, нежели строительство (и возможное использование по назначению)».

     Рис. 2. Тот же дольмен Ирландии, вид сбоку

     Как видим, захоронения под дольменами появились позже. Полагаю, что и закрытые со всех сторон дольмены также. Поэтому дольмены типа «каменного стола» представляют несомненный интерес как дольмены более раннего типа (эти дольмены обычно датируются неолитом, тогда как дольмены на Кавказе – эпохой бронзы). А тем самым было бы любопытно, какие надписи читаются на них.

    Ради интереса я решил посмотреть надпись на камне крыши снизу. Естественно, его пришлось обработать, сделав изображение более контрастным, и тогда проступили слова.

     Рис. 3. Моё выявление лика и чтение надписей на дольмене Ирландии

     Чтение надписей. Верхняя крышка, ее наиболее приподнятая часть (на рис. 2 она находится слева), образует профиль женского лица. Можно догадаться, что это – Мара, но лучше прочитать. Наиболее крупные буквы образуют слово МАСКА, ЛИК МАРЫ. Таким образом, надписью подтверждается, что перед нами – именно лик Мары.

    Однако данное сооружение не напоминает облик человека. Рис. 2 больше похож на какую-то зверушку с массивными лапами и расплющенным телом. Иными словами «каменный стол» напоминает стилизованное четвероногое животное. Но прав ли я? Для сравнения рассмотрим еще один дольмен, на сей раз в Великобритании, в Уэльсе, рис. 4.

     Рис. 4. Еще одно мегалитическое сооружение

    Pentre Ifan.

     Я зашел в интернете на «Галерею мегалитического портала» и нашел там изображение мегалитического комплекса Пентр Айфен. Википедия пишет о нём следующее: «Pentre Ifan есть имя древнего поместья в гражданском округе Неверна, в Северном Пемброукшире, западный Уэльс. Он содержит самый большой и наиболее сохранившийся мегалитический дольмен в Уэльсе. Дольмен датируется примерно 3500-м годом до н.э. и, возможно, использовался как общественное кладбище. Сохранившиеся камни образуют портал и основную камеру погребения, которая изначально была покрыта большой каменной насыпью примерно 36,6 м длиной и 17 м шириной. Некоторые из камней были разбросаны, однако, по крайней мере, семь из них сохранились на своих исходных местах. Камень покрытия имеет длину 5,1 м и вес порядка 16 тонн, будучи укреплен на высоте в 2,4 м. Он хрупко поддержан узкими остриями трех вертикальных камней. Фасадный поддерживающий портал был тщательно возведён из каменных стен. Археологические раскопки имели место в 1936 – 1937 и 1958 – 1959 годах, проведенных исследователем William Francis Grimes».

     Рис. 5. Моё чтение надписей на верхнем камне

     Как обычно, я не мог оставить данное изображение без попытки прочитать надписи. На левом верхнем фрагменте я читаю слова ЯР РОДА. Правее можно прочитать уже знакомые выражения ХРАМ МАРЫ ЯРА, а в двух нижних фрагментах – тоже знакомое словосочетание МИМ ЯРА. Таким образом, перед нами – такое же мегалитическое сооружение, как и камень Артура, о котором речь пойдёт ниже. При взгляде на него у меня совмещаются два представления – как о некотором зооморфном изображении Мары, и, с другой стороны, как об очень открытом дольмене. Возможно, что тут перед нами находится действительно переходная форма между зооморфным ликом и подлинным дольменом. Единственное, что смущает, так это наличие только одной задней ноги вместо двух. Но, возможно, когда-то ног было 4?

     Рис. 6. Зарисовка того же комплекса художником

     На рисунке художника R. Clear 1991 года комплекс передан предельно точно по своим геометрическим формам. Однако, в отличие от тех зарисовок, который были приведены в этой и в предыдущей книге, тут не показаны надписи, которых художник то ли не заметил, то ли не хотел заметить. Я привожу данный рисунок в качестве ответа на замечания моих оппонентов о том, что художники никогда не передают на своих рисунках мелких деталей поверхности. Они правы лишь в отношении художников ХХ века, но совершенно неправы по отношению к рисункам, а тем более гравюрам более ранних веков. Данный рисунок дал мне возможность понять, в чём были неправы мои оппоненты. В науке точка зрения на какие-то явления, передающая особенности сиюминутного восприятия, называется «презентизмом». Действительно, современные художники стремятся не столько передать все особенности объекта (они эти качества рисунков теперь адресуют объективу фотоаппарата), сколько свою технику штриха, твёрдость линии, точность контура. Однако до изобретения фотоаппарата рисунок, гравюра и живопись являлись единственными средствами визуального отображения объекта.

    Вместе с тем, если вспомнить игру «найди десять отличий», рисунок отличается от современной фотографии тем, что верхняя плита на нём опирается не на три, а на четыре ноги. Иными словами, когда-то их было 4, а современная трёхногость – это результат современного вандализма, несмотря на закон об охране памятников старины. При этом верхняя часть туловища утолщена, как и должно быть у четвероногого животного.

    Правда, хотелось бы найти еще один камень, который более или менее однозначно указывал бы на то, что у такого, с позволения сказать, «животного», была голова. И такое изображение было найдено. Речь идёт о «камне короля Артура» из Уэльса, рис. 7. Наклонность его «туловища» сомнений не вызывает». Однако не вполне понятно, на какое количество ног он опирается, для этого нужен другой ракурс.

     Рис. 7. Изображение камня короля Артура в другом ракурсе

     Этот камень я уже публиковал в моей статье [1]. Там же я опубликовал и интересное наблюдение. При виде сбоку оказывается, что два передних камня вовсе не являются опорами, как можно было бы предположить по анализируемой фотографии. Но возможно и другое предположение: если камень действительно перемещается, то он в момент фотографирования (30 марта 2004 года) либо сползает с опор, либо, напротив, наползает на них. Но если он наползёт, он примет строго горизонтальное расположение (ибо все его опоры, как выяснилось, имеют равную высоту), и тогда вполне будет походить на Большую зооморфную Макошь. Из сказанного следует, что судить по одной единственной фотографии довольно рискованно, необходимо, если возможно, иметь несколько видов.

    У камня на рис. 8 имеется и еще одна особенность. Если посмотреть за его левую оконечность, торчащую из земли, можно видеть небольшой камень, по своей форме удивительно точно воспроизводящий голову белого медведя. Я вынес это изображение на поле справа от фотографии. Не была ли отбита эта голова во время перемещений камня? Ради интереса я приставил голову к сколу камня, и, что меня поразило, размер оказался точно впору, а скол камня головы сошелся со сколом наклонного камня, хотя материал камней, судя по цвету и фактуре, был разным. Так что если эта голова и находилась когда-то на большом камне, то была, скорее всего, приклеена или прикреплена иным образом.

     Рис. 8. Моё чтение надписей

     Далее, выясняется, что стоячих камней в данном комплексе никак не менее восьми, что хватило бы на двух животных. Причем на рис. 161 видно, что горизонтальный и слабо наклонный камень делится на две части, причем задний камень имеет свою голову в виде лика черной мартышки. Справа на полях я показываю эту голову в увеличенном виде. Ясно, что голову мартышки может иметь только МАРА, и действительно, это слово можно с большим трудом прочитать на этом тёмном зооморфном лике. Замечу, что сочетание Макоши с Марой в их зооморфных обликах я вижу впервые. Однако это сочетание наталкивает на то, что перед нами – камень для поклонения всем богам, то есть, малый храм. И действительно, на заднем камне крыши можно прочитать также такие слова: МИМ ЯРА и МАСКА ЯРИЛА. Получается, что зооморфный лик Макоши с отбитой и лежащей сзади головой является только маяком для привлечения внимания к этому храму в виде данного комплекса камней.

     Рис. 9. Вид камня спереди

     На виде камня спереди можно обратить внимание на то, что камень опирается на передние лапы своей правой стороной, но в отношении его левой стороны изображение наглядной картины не даёт. Зато хорошо просматривается нижняя сторона наклонного камня, на которой слева видно большое светлое пятно. Всмотревшись в него (а я вынес его справа на поля), можно понять, что перед нами находится очень некрасивое человеческое лицо. Таким бывает лик Мары. И действительно, тонкие линии вокруг правого глаза образуют три первые буквы, а левый глаз – последнюю букву имени МАРА. Кроме того, на самом правом камне (задней левой ноге медведицы) можно видеть лигатуру букв, которая расположена вертикально. Если ее повернуть на 900 влево, можно прочитать надпись ХРАМ ЯРА, что я и делаю на полях

    Итак, возникает подозрение о том, что крыша сооружения «камень короля Артура» является соединением двух камней – заднего камня Мары и переднего камня Макоши. Но как выглядел камень Макоши?

    Первые достоверные надписи с Сейдозера.

     Их я отразил в статье «Комплекс Мары Сейдозера», написанной 11.12.2005 года по материалам В.Н. Дёмина [2]. Кроме того, в одной из книг я встретил странное изображение, которое атрибутировал как «зооморфный лик Макоши». В книге, откуда я заимствовал эту черно-белую фотографию, не говорилось о местности, где она была сделана, и я принял ее за изображение из Скандинавии. Тем более, что о нем говорилось, что естественные процессы могут напоминать артефакты, и что в данном случае мы имеем не что иное, как перенос ледником каменной глыбы на некоторое расстояние, где она оказалась над другой плитой; лед вытаял, а под плитой оказались более мелкие камни.   

     Рис. 10. Большой зооморфный лик Макоши

     Теперь я располагаю цветной фотографией с гораздо лучшим разрешением; данная скульптурная композиция, как выяснилось, находилась не в Скандинавии, а на Кольском полуострове и на том же Сейдозере. Обращает на себя внимание то, что левая часть верхней плиты отдаленно напоминает морду животного, а именно – медведя, тогда как четыре камня под ней символизируют ноги, а всё изображение целиком является весьма грубой скульптурой животного на каменном постаменте. Мне такого типа изображения попадались несколько раз, и я привык к их виду, тогда как люди, увидевшие данного «зверя» впервые считают его «игрой природы».

    Конечно, нет ни малейшего сомнения в том, что ледник мог поднять тяжелую плиту и, хотя это маловероятно, донести ее как раз до постамента. Еще менее вероятно, что плита оказалась выровненной по его началу и концу. Но поверить в то, что помимо вписывания в контур постамента произошло еще и очень строгое выравнивание плиты по горизонтали, настолько точное, что под задний камень опоры пришлось подложить еще маленький камешек, практически невозможно. Тут виден человеческий умысел.

    Однако наиболее важным доказательством искусственности данного образования является чтение на нем надписей. Ведь если они есть, все сомнения насчет «игры природы» пропадают: природа не умеет писать, да еще согласуя слова между собой.

    Чтения надписей.

     Для чтения я беру вначале голову «животного». Здесь читаются два слова: КАМЕНЬ ЯРА. Они означают, что весь комплекс посвящен славянскому богу Яру, и данный камень об этом напоминает.

     Рис. 11. Чтение надписей в районе морды медведицы

     Здесь же в верхней белой рамочке можно прочитать выбитую в ней надпись: МАКОЖИ МАЯК. Она означает, что данный камень является маяком, указателем на размещение вблизи храма Макоши, чьим зооморфным ликом и является изображение белой медведицы. Но почему данный лик выполнен столь грубо? На этот вопрос отвечает слово МАЯК, то есть УКАЗАТЕЛЬ. Если бы наши предки действительно хотел изобразить Макошь, они сделали бы это во всех анатомических подробностях. Но тогда камень был бы культовым. А в данном случае он исполняет не сакральные, а лишь информационные функции, показывая на близость храма Макоши.

    Последняя надпись гласит: ХРАМ ЯРА. Она означает, что весь комплекс был посвящен богу Яру, который и отвечал за изготовление надлежащих указателей.

    Собственно говоря, для доказательства того, что данная скульптура сооружена нашими предками этого вполне достаточно, и группа «Гипотеза» могла бы получить удовлетворение своим предположениям уже на этом этапе. Однако ей хотелось большего, да и меня такие скромные результаты не могли удовлетворить вполне, поскольку надписей на камнях было значительно больше.

    В центре плиты в верхней белой рамочке можно прочитать надпись МАСТЕРСКАЯ РОДА. Она объясняет многое. Дело в том, что красивые скульптурные изображения Макоши в виде медведицы считались произведением искусства, и потому их изготавливали в мастерских храма Макоши. Но в храме Рода находились строители, которые могли дать только очень приблизительное изображение медведицы. Да иного и не требовалось, поскольку речь шла только об указателе. Таким образом, на плиту были нанесены имена многих богов: Яра, поскольку изображения относились к его святилищу, Макоши, поскольку была изображена именно она, и Рода, поскольку именно его мастерская отвечала за создание указателей.

    В двух других рамочках, меньшего размера, можно прочитать слова МАЯКИ РОДА. Они означают, что указателей подобного типа для святилища Яра мастерскими Рода было выполнено несколько. Иными словами, мастерские выполнили мелкосерийный заказ. Но хочу обратить внимание на слово РОДА. Оно великолепно видно, что бывает редко, и снимает с меня необходимость доказывать, что я читаю реальные надписи на камне. 

    В хвостовой части плиты можно прочитать слова МЕСТО МИМА. Напомню, что под словом МИМ понимался участник мистерии, исполнявший роль соответствующего бога. Однако где и как происходили мистерии, до чтения данной надписи понять было сложно. Теперь можно себе представить, что мим на корточках (ибо высота указателя примерно соответствует человеческому росту) сидел позади данного монумента и ждал своей очереди, а потом показывался и включался в мистерию. Из этого можно сделать вывод, то указатели были в свое время еще и декорацией для соответствующей мистерии.

     Рис. 12. Чтение надписей на постаменте

     Разумеется, надписи существуют и на постаменте. В левой и в нижней рамочках я читаю слова МАЯК ЯРА, понимая под ними УКАЗАТЕЛЬ СВЯТИЛИЩА ЯРА. В трех других рамочках можно прочитать распоряжение: ЯТЬ РУНЫ ЯРА, то есть, БРАТЬ  (ВО ВНИМАНИЕ) НАДПИСИ ЯРА. Иными словами, эти нижние надписи как бы подчеркивают значимость всех предыдущих надписей, служат своеобразной каменной печатью достоверности их начертаний.

    Таким образом, у меня не было ни малейшего сомнения в том, что в Ловозерской и Сейдозерской тундре находятся следы пребывания не только человека палеолита, но даже человека, говорившего и писавшего по-русски.

    Обсуждение.

     Итак, суть моей гипотезы возникновения дольменов заключается в следующем. Дольмены возникли в несколько этапов.

    На первом этапе никаких дольменов не существовало, а строились большие зооморфные лики Макоши в стилизованном виде. Белая медведица изображалась как горизонтальная плита, отображающая туловище, опирающаяся на 4 малых камня, отображающие лапы. Медвежья морда была также стилизована и представляла собой утолщение камня, отдалённо напоминающее медвежью голову. Макошь тогда мыслилась как богиня всего, в том числе жизни, болезни и смерти. А зооморфный лик являлся маяком, который указывал на близость к нему храма Макоши, то есть, на близость, в частности, и захоронений предков. Сама же плита являлась великолепным местом для внезапного появления мима перед верующими и для осуществления религиозной мистерии на фоне такой замечательной декорации. Пример этого мы видим на Большом лике Макоши на Сейдозере.

    На втором этапе появляется Мара как жрица, а затем и полноценная богиня болезни, смерти и загробного мира. Ее зооморфный маяк очень похож на медведицу, но имеет лик сзади, и вовсе не медвежий. Возможно, что какое-то время  два камня (Макоши и Мары) объединялись с ликом Макоши спереди и ликом Мары сзади. Это мы видим на примере камня короля Артура в Уэльсе. Правда, позже медвежье окончание туловища отбили, но не унесли, а поместили сзади всей композиции. Теперь ноги зооморфного лика Мары подросли, а туловище стало наклонным.

    На третьем этапе маяк Мары преобразуется в дольмен, где ноги зооморфного маяка постепенно превращаются в боковые стенки, появляются также передняя и задняя стенки, а наклонное туловище становится наклонной крышей. Иными словами, МАЯК МАРЫ постепенно становится ХРАМОМ МАРЫ, а еще позже он является и маяком Яра и местом для выступлений мима Яра. 

    На четвертом, последнем этапе, над дольменом в некоторых странах насыпают земляной или гравийный курган. А под одиноко стоящие дольмены делают подкопы, в которых производят захоронения.

    Таким образом, дольмены – это ставшие самостоятельными постройками зооморфные лики (маяки) вначале Макоши, а затем Мары. 

    Заключение.

    Не умея читать надписи на древних сакральных сооружениях, очень трудно понять их назначение и эволюцию. 

    Литература

     1.      Чудинов В.А.Священные камни между кроссвордов. Камень короля Артура. 20.06. 2008. Сайты chudinov.ru и runitsa.ru

    2.      Чудинов В.А. Комплекс Мары Сейдозера. 11.12.2005 и 27.11. 2011. Сайты chudinov.ru и runitsa.ru

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову