Артефакты Псковской области

Чудинов Валерий Алексеевич


 Путешествуя в первой половине сентября 2011 года по Псковской области, я столкнулся с рядом каменных артефактов глубокой древности, надписи на которых я намерен прочитать.

Оглавление:
  • Камень №1 в Пушкиногорье.
  • Камень № 2.
  • Камень № 3.
  • Камень № 4 в виде креста.
  • Камень № 5 в виде креста.
  • Камень № 6 из Изборска.
  • Камень № 7 из Изборска.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Комментарии
  • Камень №1 в Пушкиногорье.

    Этот замшелый камень имел одну плоскую сторону, довольно загоревшую на солнце, на которой на первый взгляд никаких надписей не было. Однако если приглядеться, то можно заметить буквы, которые слегка выпирают из камня, образуя темный контур по своей границе.

     Рис. 1. Поверхность камня на первый взгляд не содержит надписей

     Так что, вглядываясь в поверхность, можно прочитать несколько надписей. Самая крупная гласит: ХРАМ МАКАЖИ. – Это удивительно! Вообще говоря, всё, что связано с Макошью, встречается крайне редко. Так что данный камень либо говорит о близости с храмом древнейшей русской богини, либо сам представляет (на замшелых гранях, которые пока недоступны чтению) этот храм.

    В квадратной рамочке очерчен фрагмент, представляющий лик женщины анфас. У нее короткий нос, круглые глаза, несколько одутловатый подбородок, тонкие губы, короткий рот. На голове несколько на бок надет головной убор, из-под которого выбиваются пряди волос. Голова чуть повёрнута влево. На тулье головного убора можно прочитать надпись МАКАЖЬ. Антропоморфные изображения Макоши встречаются также весьма редко, чаще можно встретить ее зооморфную ипостась в виде медведицы.

     Рис. 2. Моё чтение надписей на замшелом камне

     На камне слева обнаруживается и более мелкая надпись, РОДА РУСЬ. Замечу, что такого типа надпись на Европейской территории России мне встречается впервые. Она говорит о том, что в данном случае мы имеем дело с очень древней надписью. Если проследить смену названий России вглубь тысячелетий, то имя Российская империя существует с 22 октября 1721 года, название Россия для русских людей – со времен Петра Великого, термин «Россия» у иностранцев – с XV века, термин «Руссия» в папских грамотах – с XII века (Википедия). На русских артефактах в это же время можно прочитать название «Ярова Русь» и «Русь Яра», которое возможно, начинается где-то с VIII века, тогда как до этого веке в IV она называлась «Русь славян». И вот теперь мы встречаем наиболее древнее название данной местности, «Русь Рода».

    Таким образом, данный камень доносит до нас наиболее древнее название Руси. Что, вообще говоря, неудивительно. Данная местность раньше называлась Святогорьем, а легендарный Святогор на поверку оказался одной из ипостасей бога Рода.

     Рис. 3. Камень с чистой поверхностью и плохо читаемой надписью

    Камень № 2.

     Он также встретился в Пушкиногорье. Однако хотя надпись на нём была видна хорошо, с ходу не удалось прочитать ни единого слова. Поэтому я сфотографировал камень и оставил чтение надписей до обработки их дома, на компьютере. Собственно говоря, вся обработка состояла в том, что я долго вглядывался в контуры букв и вырисовывал их по контурам одну за другой, на что ушло довольно много времени. Однако результата оказался неожиданным и весьма приятным.

     Рис. 4. Моё чтение надписей на камне

     На рис. 4 я постарался нанести надписи примерно на тех местах пространства, на которых они расположены на камне. И мне открылось наличие надписей трёх различных эпох. Самые старые надписи расположены внизу камня. Здесь можно прочитать два текста: РОДОВА МАРА и РУСЬ СЛАВЯН. Обычно Мара понимается как Ярова, что, вероятно, означает, эпоху почитания Яра, тогда как в эпоху Рода Мара, вероятно, имела эпитет Родова. Что же касается термина «Русь славян», то он бытовал в середине первого тысячелетия н.э.

    На верхней части камня находится лик женщины анфас с кривым носом, очень маленьким ртом и левым глазом в виде буквы М. С этой буквы начинается и продолжается имя – МАРА. Правее находятся надписи: РУСЬ ЯРА, огромные буквы надписи РОД и надпись РОДОВ ХРАМ МАРЫ. Поскольку теперь страна называется Русью Яра, эту надпись можно отнести к следующей эпохе, первой половине второго тысячелетия н.э. Вместо расплывчатого понятия Родовой Мары теперь упоминается конкретно храм этой богини, который находился где-то поблизости. Слева от лика Мары находится мужской лик анфас с некоторым разворотом вправо и с круглыми глазами. Чуть ниже глаз в две строки на лике можно прочитать надписи РОД, РОД. Между этим ликом и ликом Мары находится еще один крупный мужской лик в профиль с разворотом вправо. От шеи и до рта по диагонали идёт надпись: ЯРА РОД.  Слева от двух ликов Рода с последней буквой, просвечивающей сквозь белую краску, читается еще одно слово РОД. Наконец, на самой вершине камня имеется женский лик в профиль с разворотом влево, не лишенный изящества. На лбу по диагонали вправо можно видеть мелкие буквы, придвинутые друг к другу очень тесно, и образующие надпись МАРА ЯРА. Как видим, теперь Мара из Мары Рода стала Марой Яра.

    Третья, самая молодая надпись, находится на средней части камня. В отличии от наклонных и разного размера букв более ранних эпох, она выполнена буквами одинакового размера, одинаковой толщины и с равными расстояниями друг от друга, составляющими ровную строку. Всего выполнено две строки, причем в нижней строке наблюдаются отклонения в размере букв. Они мельче и не так красиво выписаны.

    Надпись читается: ДРЕВНИЙ (через ЯТЬ) СЛАВЯНСКИЙ ХРАМ ВАСИЛЬИВОЙ (буква В – зеркальная) ЦАРИЦЫ МАРЫ. В этой надписи многое вызывает удивление. Если храм Мары назван ДРЕВНИМ СЛАВЯНСКИМ, то он, следовательно, уже не был действующим, что указывает на то, что данная надпись была сделана после реформы Никона спустя несколько десятилетий или даже столетий, то есть, возможно, в XVIII или XIX веках. То, что Мара была богиней, автору надписи неизвестно; он ее считает древней царицей, причем не русской, а славянской. Остаётся загадочное слово ВАСИЛЬЕВА. Возможно, имеется в виду Князь Василий Второй (Тёмный), чью жену звали Мария Ярославна Боровская. 8 февраля 1433 года состоялась их свадьба. Таким образом, где-то пару веков назад историография Руси уже была основательно искажена, однако камни с указанием на храм еще из употребления не вышли, а храм Мары как храм «древний» и относящийся к «царице Василия» еще существовал.  

     Рис. 5. Камень с поверхностью в лишайниках

    Камень № 3.

    Тоже из Пушкиногорья. На этом камне визуально надписи вообще не читались, хотя какие-то элементы букв виднелись. По мнению местных жителей, это был культовый камень, к которому часто ходили их предки. Теперь хотелось бы установить причину такого почитания, то есть, прочитать надписи. Для удобства чтение я разбил камень на фрагменты, надписи в которых примерно совпадают по положению на следующем изображении, рис. 6.

     Рис. 6. Моё чтение надписей на камне № 3.

     Теперь можно прочитать все надписи, которые я оставил без современных подписей, поскольку они хорошо читаются и не заходят друг в друга. Первое, что бросается в глаза при взгляде на низ камня – это надпись ХРАМ МАКАЖИ – УВЕЧЬЕ. Слово УВЕЧЬЕ мне встретилось впервые. Эта надпись повествует о каких-то разрушениях в храме Макоши, вызванных неизвестной причиной. Остальные надписи вполне понятны, например, РОДА МАРА – РОД-МАРА, МАРЫ ХРАМ – РОДА ХРАМ (в слове ХРАМ А и М выполнены лигатурой), РОД и подпись на бороде лика мужчины анфас с небольшим разворотом вправо и большой окладистой бородой РОД, а также надпись в две строки РОДА ХРАМ. Последняя надпись, как мне представляется, соответствует не столько месту изготовления надписей, сколько месту приписки данного камня.

    Особо следует остановиться на надписях РОД – РУСЬ СЛАВЯН и ЯРА МИМ. Эти надписи мельче предыдущих и, как мне представляется, нанесены были не в эпоху Рода, как предыдущие, а в эпоху Яра. Иными словами, на камне нашли своё отражение надписи двух разных эпох: мира Рода и мира Яра.

     Рис. 7. Поверхность камня № 3 и моё чтение надписей

     На поверхности камня № 3 можно видеть глубокие высверленные ямы конического вида с выпуклым дном и окружностью в центре. Таких отверстий в камне – 12. Они мне напоминают места для создания небольших очагов огня, а вместе – костры в честь бога Рода, которые в древности назывались «крады». В настоящее время поверхность камня и ям покрыта мхом и лишайниками.

    Теперь можно приступить к чтению надписей в тех фрагментах, которые я выделил белыми рамочками. Читаются слова: РОД, ВОТ РОД, ВОТ РОД, ХРАМ РОДА и ВОТ РОД. Не исключено, что сам камень и является храмом Рода. Мы видели на боковой стороне камня, что он посвящен именно богу Роду.

     Рис. 8. Камень в виде креста

    Камень № 4 в виде креста.

     Расположен на территории Свято-Успенского  монастыря. Возможно, христиане принимают его за очень старый христианский крест. Однако лично мне он напоминает очень стилизованную фигуру человека. Примерно такого типа камень, оказавшийся ликом Мары, мы подняли с энтузиастами на холме Мары под Витебском в 2009 году.

    Приступаю к чтению, результаты которого показаны на поле рисунка справа. Здесь можно прочитать такие надписи: МАРА, МАРА РОДА, а также надписи на двух изображениях лиц: МАРА и РОДА МАРА. Первый лик анфас имеет выпуклый нос, короткий рот, чуть сдвинутый в стороны, вместо глаз – надпись МАРА. Второй лик находится чуть правее и выше, он передаёт женское лицо анфас с очень крупным подбородком, полуоткрытым ртом и глазами на разных уровнях. В виде полукруга на лицо наложена надпись РОДА МАРА.  

    Ниже можно прочитать большие буквы надписи РОДА, а также МИРА РОДА. Имеется в виду, что изображение Мары относится к миру Рода. В черных рамочках находится надпись МАКАЖИ ХРАМ. Не исключено, что данная скульптура Мары была приписана к храму Макоши.

     Рис. 9. Еще один камень в виде креста

    Камень № 5 в виде креста.

     Он находится недалеко от камня № 4 на территории того же Свято-Успенского монастыря. Он представляет собой такую же фигуру Мары, что и камень № 4. Полагаю, что и надписи будут примерно теми же.

    Первую надпись я читаю над верхней рамочкой. Результат показан справа. Тут читаются слова: МАРА ЯРА. А на фрагменте, обведенном белой рамочкой, можно прочитать слова ХРАМ РОДА СВЯТОГОРА. Чуть ниже в короткой рамочке написано слово РОД. А на фрагменте в белой длинной горизонтальной рамочке читается текст: РОДА ЯРА СВЯТОГОР. Правее Расположена еще одна надпись РОД. А на фрагменте, обведенном черной рамочкой, читаются слова ХРАМ СВЯТОГОРА. Так что данная скульптура была приписана к храму Святогора, а не Макоши.

    На этой скульптуре также можно обнаружить лики. Их можно обнаружить, например, между упомянутыми фрагментами. Слева находится изображение весьма красивого мужского лица в профиль с разворотом вправо, на волосах которого написано слово РОД, на уровне глаз – слово МАРЫ, на уровне усов – слово ЯРА, на уровне нижней губы и верха бороды – слово ХРАМ. Это лицо смотрит на другое, женское в профиль, развёрнутое влево. У женщины провален рот, что сразу же выдаёт лик Мары. На ее лбу написано слово МИР, на уровне глаз – слово ЯРА, на уровне носа – слово МАРА. По всей видимости, здесь объединены два словосочетания: МИР ЯРА и ЯРА МАРА. В таком случае, данный камень принадлежит к более поздней эпохе, чем предыдущий.

    Еще пару ликов можно обнаружить в левой половине верхней рамочки. На левом лике в виде львиной морды анфас на уровне глаз читается слово МАЯК, тогда как на соседней морде, но в профиль с разворотом вправо на уровне рта можно прочитать слово РОД. Действительно, зооморфной ипостасью бога Рода является лев. Чуть правее находится изображение женского лица в профиль с разворотом влево и с проваленным ртом, что сразу указывает на богиню Мару. На уровне носа видна надпись МАРА. Правее видно женское лицо с разворотом влево в ¾, с полуоткрытым ртом и продолговатым тонким носом. На уровне глаз имеется подпись: МАРА.

    Ликов на данном камне можно найти еще довольно много.

     Рис. 10. Камень, вкопанный в землю в Изборске

    Камень № 6 из Изборска.

     Этот камень я обнаружил только по репликам проходивших мимо него экскурсантов, которые сказали, что явная надпись похожа на китайский иероглиф. Это сразу сказало мне, что надпись выполнена руницей, поскольку большинство китайских иероглифов основано на рунице. Поэтому когда я подошел к камню, лежащему в траве рядом с тропой, и увидел надпись, я не удивился. И тут же сходу прочитал надпись лигатурой руницы как КОСА ТО. Камень указывал на отмель ближайшего водоёма, который можно было принять за косу. Справа и слева от данного знака находятся буквы, которые хорошо читаются в обращенном цвете, они образуют слово ЯРА. А на правой диагонали тень вырисовывает слово ХРАМ.

    Самой интересной надписью является то, что написано под знаком. Обратив данную надпись в цвете, мы получает такой текст: 1328 РХ РОД ЯРА. Цифровая надпись на камне мне встретилась впервые. Насколько я понял, она означает дату открытия храма Рода Яра в Изборске, считая от Рождества Христова. Отчасти эта надпись дублируется; в сером цвете можно прочитать 28 ХРАМ ЯРА. – Точную дату постройки ведического храма я вижу впервые.

     Рис. 11. Камень в виде креста в Изборске

    Камень № 7 из Изборска.

     Этот камень находится рядом с камнем № 6, на том же возвышении. Перед ним имеется плита, как показано на рис. 12. Камень выполнен в форме мальтийского креста с расширяющимися лопастями.

    Чтение я начинаю с выявления ликов в нижней части креста. Они показаны внизу в белых рамочках. Левый лик представляет собой женское лицо анфас с небольшим разворотом вправо и полуоткрытым ртом, с небольшим носом и как бы вдавленными глазками. На глазах написано: МАРА. Второй лик является женским лицом также анфас с небольшим разворотом влево, также с полуоткрытым ртом, но более крупными глазами, на которых имеется надпись ЯРОВА. А под глазами можно прочитать имя МАРА

    Из данных ликов еще однозначно не следует, что крест посвящен Маре. Поэтому я читаю другие надписи. Два первых фрагмента вверху креста, обведенные белыми рамочками, содержат текст: РОДА ЯРА МАРЫ ХРАМ, которая показывает, вероятно, «место приписки» данного креста, то есть, храм Рода эпохи Яра, отдел Мары. А ниже, на фрагменте, обведенном черной рамочкой, читается, кто именно отражен в виде данного креста. Там мы читаем знакомое имя: МАРА. И на фрагменте в нижней белой рамочке подписано название страны: РУСЬ ЯРОВА. Из чего следует, что Псковский край в 1328 году входил не в Киевскую или Владимирскую Русь, а в Ярову Русь.

     Рис. 12. Я как масштаб для измерения креста

     На последнем рисунке можно видеть не только крест, но и врытую пред ним плиту с христианской надписью. Меня интересует дохристианская русская культура, поэтому данную плиту я оставил без внимания.

    Обсуждение.

     Такого большого количества дохристианских камней в хорошей сохранности мне довелось увидеть впервые. А чтение надписей на них открыло ряд новых, неизвестных ранее, исторических фактов.

    Прежде я неоднократно исследовал лики Мары в виде скульптур, отдалённо напоминавших как фигуру человека, так и крест. Однако сходство с крестом мне казалось не слишком сильным. Теперь, когда я увидел скульптуру Мары в христианском Сретенском монастыре, я понял, что ее сходство с крестом обмануло не только меня, но и прихожан христианского храма, и даже самих клириков. Впрочем, почему «обмануло»? Ведическая богиня Мара как раз ведала болезнями и смертью, так что появление ее лика на любом месте упокоения усопших более чем оправдано. Так что надгробные кресты даже у христиан вполне могли произойти от этих фигур Мары, стилизованных в виде креста. Заметим, что на многих христианских кладбищах намогильные кресты имеют вид не символа православной веры, то есть, выглядят не как десятиконечный крест с косой перекладинкой, а как крест четырёхконечный, напоминающий либо крест католический, либо крест мальтийский. Если учесть, что до середины XVII века на Руси господствовало двоеверие,  такое предположение не лишено основания. И три камня Мары, найденные в Псковской области, являются веским подтверждением данного предположения.

    Весьма любопытен и камень № 6 Изборска. Он по расположению, размерам и функции указания напоминал камень «войди» древних ведических храмов, хотя относился ко времени, официально считающегося христианским, то есть, к 1328 году. Имелась на нём и явная надпись, хорошо заметная даже обычным прохожим нашего времени, которую они приняли за «китайские иероглифы». Помимо указания на водоём и его косу, он датировал и постройку храма Рода, ведического храма в официально христианской Руси. Я уже писал в моей книге «Священные камни и языческие храмы древних славян» о том, что ведические храмы не только существовали, но и строились заново вплоть до реформы патриарха Никона. Теперь мы имеем этому документальное подтверждение.

    Но, разумеется, самыми интересными оказались камни Пушкиногорья. Уже первый из рассмотренных камней указывал на существование не только храма Макоши, что само по себе удивительно в силу редкости, но и на его бытование в эпоху Руси Рода. Такой термин мне прежде знаком не был, и он сразу же обозначил проблему его датировки. Насколько можно судить по геоглифам, эпоха Рода предшествовала эпохе Яра, и отстояла от нас на несколько десятков тысяч лет. Вряд ли надпись на этом камне можно считать столь древней. Но тогда возникает другое предположение, а именно, что «Русью Рода» назывался некий регион на северо-западе Руси Славян. Пока для решения этой проблемы у меня в распоряжении имеется мало данных, необходимы новые исследования.

    Второй камень, посвященный храму Мары, оказался интересным в ином отношении: на нём удалось различить надписи четырёх эпох. Я и раньше предполагал, что надписи на культовых камнях наносились в течение долгого времени, однако на камне № 2 из Пушкиногорья я впервые получил тому веские доказательства. А именно: самая древняя надпись была посвящена храму Мары Рода, то есть, храма Мары Руси Рода. Средняя надпись относилась к Руси Славян. Более молодая – к Руси Яра. И, наконец, самая молодая, написанная в христианские времена, уже отождествила богиню Мару с «васильивой царицей» Марией, вероятно, понимая храм как «дворец» или «терем». К этому моменту всякое упоминание русского ведизма, которое считалось язычеством, было невозможно. Даже в наши дни в книге Сретенского собора Пушкиногорья можно прочитать надпись о том, что «миновала зима языческого безумия». Христианство даже в наши дни даёт понять, что вся дохристианская русская история протяженностью в сотни тысяч лет – это «языческое безумие», недостойное исследования. Я (да и не только я), придерживаюсь иного мнения. Назвать веру отчих предков, которая на протяжении всех веков вплоть до эпохи Никона (а по некоторым данным – вплоть до 1830 года) спасала нашу Родину от всяческих завоеваний – как военных, так и информационных – «безумием», у меня язык не поворачивается.

    Эта многослойность надписей в смысле наследия разных эпох теперь должна мне служить основанием для более детального анализа текстов «каменной летописи» на новых артефактах. Иными словами, постараться по возможности определить эпоху их создания.

     Третий камень также содержит надписи двух эпох – эпохи Рода и эпохи Яра. Он повествует о том, что храму Макоши уже в эпоху Рода было нанесено «увечье», то есть, некоторое повреждение. Возможно, что это косвенно свидетельствует о некоторых боевых действиях неприятеля в данном месте. Однако позже, в эпоху Яра, в этом храме, видимо, находилась резиденция мима Яра. Этот камень имеет очень большие размеры, с вырезанными на нём 12-ю огромными «чашами», что непременно предполагало свершение неких культовых действий. Каких именно – пока сказать трудно. Было бы весьма желательно аккуратно очистить этот камень от мхов и лишайников и придать ему статус исторического памятника. Впрочем, все рассмотренные в данной статье и в статье о камнях Пушкиногорья культовые артефакты являются историческими памятниками, которые подлежат бережному отношению к ним и охране.

    Заключение.

    Псковская область сохранила большое количество культовых камней, которые пока не попали в поле зрения археологов. Однако они с их ликами и надписями могут пролить свет на древнюю историю не только данной области, но и Руси в целом. Необходимо продолжать исследования.  

Комментарии:

Логикой надо уметь пользоваться
09.08.2014 23:08
В.А. Чудинов приводит факты, а у Вас словоблудие. Неубедительно. А вот у В.А. Чудинова убедительно и доказательно. Вывод для Вас у- чить матчасть.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову