О челябинском геоглифе в виде лося

Чудинов Валерий Алексеевич


 Наконец-то наступило время исследования геоглифов! Первой сенсационной новостью стало открытие геоглифа под Челябинском. Об этом ткрытии 5 сентября 2011 года писали многие СМИ. Я приведу выдержки из них.

Оглавление:
  • На хребте Зюраткуль открыт уникальный геоглиф.
  • Археологи Челябинской области раскроют загадку древнего геоглифа.
  • Житель Челябинской области обнаружил геоглиф с изображением тотемного животного финно-угров.
  • Россия – родина лося. Челябинский геоглиф – самый большой и самый древний в мире.
  • Геоглиф. Доказано!
  • Как все это понимать?
  • Как строился геоглиф?
  • Моё чтение надписей.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература
  • Комментарии
  • На хребте Зюраткуль открыт уникальный геоглиф.

     Так называется статья Александра Емельянова (ЕМЕ). Вот ее текст.

    «В Саткинском районе обнаружен не имеющий аналогов в России геоглиф. На террасе юго-восточного склона хребта Зюраткуль открыт макрорисунок, изображающий некое копытное животное.

    Геоглиф – нанесенный на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше четырех метров. Некоторые геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. К использованию геоглифов в художественных целях прибегают и современные скульпторы.

    По информации пресс-службы правительства Челябинской области, первооткрывателем стал саткинский краевед Александр Шестаков. Изучив космические снимки в программе Google, он обнаружил рисунок на высоте примерно 860 метров над уровнем моря. По террасе и изображению, кстати, проходит экскурсионная тропа.

    Как пояснили в центре по охране культурного наследия Челябинской области, на космическом снимке рисунок стал виден благодаря светлым линиям, образующим контур животного – ногами к вершине хребта, спиной и рогами к озеру. Более подробное изучение на месте позволило определить, что геоглиф можно разглядеть с вершины хребта Зюраткуля. Светлые линии – кварцевая насыпь.

    Ученые определили время создания объекта лишь приблизительно как эпоху неолита – раннего железного века (VI тысячелетие до н. э. – I тысячелетие н. э.). Мощные наносы земли более точно не дают сделать более определенные выводы.

    Кстати, на территории РФ подобных открытий еще не делалось. По масштабам геоглиф сопоставим со знаменитыми изображениями в перуанской пустыне Наска.

    После получения разрешения из федерального центра по охране памятников археологи намерены продолжить изучение находки».

     Здесь имеется несколько любопытных строк. Во-первых, что краевед Челябинской области смог заинтересовать пресс-службу правительства Челябинской области. Это уже само по себе знаменательно – на мои публикации собственных и чужих геоглифов никакие пресс-службы не реагируют. Так что я искренне рад, что кому-то удалось привлечь внимание СМИ к этой очень интересной проблеме. Становится понятным, кого именно могут заинтересовать подобные публикации – как раз областные правительства, поскольку отчётливые геоглифы, расположенные в хорошо доступных районах, могут стать основой туристического бизнеса.

    Далее, видимо через областное правительство краеведу А. Шестакову удалось привлечь археологов, которые сделали предварительные оценки возраста. Этот возраст примерно совпадает с датировкой неолитов Великобритании (III тысячелетие до н.э. эпоха бронзы). Обычно археологи геоглифами не интересуются, поскольку наиболее крупные можно принять за природные объекты, а мелкие трудно обнаружить на местности.

    Можно согласиться и с тем, что геоглифы в виде животного на территории РФ пока не регистрировались, хотя такого рода маяки русских ведических храмов разбросаны по всему миру. Другое дело, что перед нами – лишь один из видов геоглифов, геоглифы зооморфные. Существует и масса других видов (антропоморфные, линейные, урбанические и т.д.).  

     Рис. 1. Геоглиф Зюраткуля (наиболее крупное из опубликованных изображений)

     К этой заметке прилагается не только две фотокопии изображения из Гугла, но и фотография раскопа, сделанного археологами, рис. 2. Правда, данное фото не поясняется. Это не могут быть стенки геоглифа – слишком хороша сохранность канавки. И ширина ее не позволяет увидеть такой раскоп на большом расстоянии. Сделан он был, видимо, для того, чтобы археологи видели подстилающие породы.

     Рис. 2. Раскоп с мерной линейкой

     Что же касается рисунка 1, то на этом уменьшенном фотоснимке совершенно не видны данные Гугла о координатах и высоте точки съёмки. Для того, чтобы дать возможность читателям их увидеть (а в комментариях некоторые из них жалуются на то, что геоглиф самостоятельно найти не удаётся из-за того, что не указаны координаты), я помещаю нижнюю часть этой фотографии с увеличением вдвое. Теперь все данные можно прочитать.

     Рис. 3. Нижняя части геоглифа с данными Гугла

     Любопытно, что первый же комментарий читателя под псевдонимом «Клёва» от 6 сентября гласит: «Чудинову В.А. перекинуть». Правда, ни он сам, ни кто-то другой мне эту информацию не перекинул.

    Археологи Челябинской области раскроют загадку древнего геоглифа.

     Так называется статья Натальи Окороковой (ОКО). А вот ее текст: «Сегодня, девятого сентября, в Челябинске состоялась пресс-конференция с Александром Шестаковым – пермским краеведом, который открыл геоглиф на Южном Урале.

     История этого открытия такова. Еще в 1989 году Александр в туристическом походе в окрестностях горы Зюраткуль заметил места, где трава растет очень неравномерно, и задался вопросом – почему. Шесть лет назад он участвовал в строительстве и благоустройстве экологической тропы на Зюраткуле, и имел возможность изучить местность более подробно. Зимой, рассматривая эти места на снимках, сделанных спутником системы навигации Google, Александр заметил силуэт, похожий на лося.

     Со своим открытием он обратился к челябинскому археологу Владимиру Королеву, который высказал предположение, что этот рисунок может быть древним геоглифом. Две недели назад челябинские археологи побывали на Зюраткуле, начали раскопки, и сделали первые выводы. Для справки: Геоглифы это нанесенные на землю гигантские узоры. Они создаются либо путем снятия верхнего слоя почвы по периметру узора, либо наоборот, засыпанием камней там, где должна пройти линия.

     Геоглиф на Зюраткуле создавался вторым способом. Кто-то, стоя на вершине хребта, корректировал параметры будущего изображения. Геоглиф представляет собой изогнутую линию длиной более двух километров, шириной около пяти метров. Она складывается в рисунок, напоминающий фигуру лося. Геоглиф выкладывали камнями диаметром 20-30 сантиметров, взятыми тут же, на горе Зюраткуль. Фигура лося заключена в квадрате примерно 250 на 250 метров.

     За много тысяч лет геоглиф покрылся культурным слоем, и заметить его в наше время достаточно сложно. Сейчас пятиметровая полоса камней засыпана землей, на ней растет трава. Но она раньше цветет и раньше желтеет, поэтому в периоды смены времен года линию геоглифа можно проследить. Есть и отдельные участки рисунка, где трава вообще не растет, а на некоторых участках давно появился лес. На изображении со спутника очень четко видно голову лося, четыре ноги и рог.

     Как рассказал Александр Шестаков, самое сложное было определить вид изображенного животного. Сразу же предполагалось, что это лось или олень. К версии лося Александр склонился после того, как прочитал древнюю сибирскую легенду.

     Она гласит, что когда-то лось проглотил Солнце. На Земле на некоторое время воцарился мрак. И чтобы больше такого не произошло, люди стали поклоняться Лосю, как богу, и приносить ему жертвы. На Урале подобной легенды не было описано.

     По предположению Александра Шестакова, геоглиф является частью древней мегалитической культуры, которая существовала на Южном Урале. По оценкам археологов, она датируется примерно началом железного века. Если верно предположение о том, что геоглиф был ритуальным сооружением, более точную информацию ученые смогут дать после обнаружения места жертвоприношений.

     Для справки: Самыми известными на Земле геоглифами являются рисунки в пустыне Наска на плато в южной части Перу. Среди изображений - прямые линии, треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук и цветы. Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолете американский археолог Пол Косок. Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

     Еще один известный геоглиф – «Уффингтонская белая лошадь» в Англии. Он стилизован под лошадь, но есть и другие варианты, такие как бегущий волкодав или дракон, которого победил святой Георгий на соседнем драконьем холме. Это меловая фигура длиной 110 метров была создана в 10 веке, и её доисторическое происхождение не вызывает сомнений.

     Кем и для чего создавались геоглифы, ученые до сих пор не знают. Есть несколько версий об их происхождении. Гигантские рисунки рассматривают, как послания в космос разумным существам, которые создавались с надеждой на обнаружение в будущем. Все эти изображения направлены в небо, их можно увидеть только с очень большого расстояния. Сами люди чаще всего их вообще заметить не могут, информация геоглифов направлена вовне планеты. Еще одна из версий, которой придерживается и Александр Шестаков – ритуальное, религиозное значение геоглифов. Существует и конспирологическая версия: геоглифами якобы обозначаются места, в которых будут зарываться ядерные отходы.

     Как рассказал Александр Шестаков, лось на Зюраткуле по технике создания очень близок к геоглифам, которые находятся в пустыне Наска. Разница в том, что там они сделаны из более мелких камней.

     Исследование геоглифа Зюраткуля и какие-то точные выводы о его возрасте, назначении, технике создания – дело будущего.  Для справки:  Александр Шестаков родился в 1974 году, живет в Перми. Принимал участие в более чем 50-ти спелеологических экспедициях в регионах Кавказа, Урала, Сибири, Тянь-Шаня, Крыма, в том числе в 11 пещерах высшей категории сложности. Занимался изучением и детальным картографированием пещеры Шумиха – самой протяженной в Челябинской области.  С 2003 года Александр заинтересовался древними технологиями производства тесаного камня, вновь открыл и изучил в уральской тайге более 20-ти каменных карьеров. На базе его находок на территории национального парка Зюраткуль был создан музей старинных мельничных жерновов.

     В 2005 году Шестаков заинтересовался древнейшими памятниками культуры Урала, начал поиски сейдов и мегалитов. Обнаружил и изучил 12 сейдов и два дольмена. В Пермском крае занимается изучением костищ – многотонных скоплений древних костей культового происхождения. В настоящее время исследователь находится в Челябинской области с целью изучения древних артефактов миасской «Золотой долины».

    Конечно, археологические подробности увеличивают наши знания об этих сооружениях. С другой стороны, религиозная составляющая геоглифов, достаточно хорошо проработанная в моих исследованиях, пока учёным неизвестна, поскольку мои работы ломают многие устоявшиеся представления. Особенно революционным в моих построениях учёным-археологам представляется обнаружение русских надписей, сопровождающих каждый геоглиф.

    Вместе с тем, более всего интереса для СМИ представляет аналогия с наиболее «раскрученными» в литературе геоглифами – в пустыне Наска в Перу. Другие геоглифы, которые сопоставить не с чем, уже не возбуждают ажиотажа.

    Мне также импонирует круг увлечений краеведа. По сути дела, круг наших интересов пересекается, и в плане изучения истории исследования геоглифов его биография весьма любопытна.

    Что же касается знания о геоглифах, то Наталья Окорокова взяла только верхнюю часть этого айсберга, причем из статьи (КАР). Я исследую данную проблему уже несколько лет, и понимаю, что наступило подходящее время для того, чтобы объединить мои отдельные наблюдения в соответствующую монографию.

    Житель Челябинской области обнаружил геоглиф с изображением тотемного животного финно-угров.

     А это – название еще одной заметки (АНН). Как обычно, памятник русской культуры археологи приписывают другому народу. А теперь – сама заметка.

    «В Челябинской области краевед Александр Шестаков вдоль тропы на хребет Зюраткуль обнаружил загадочные линии. «В 1989 году я с другом был в походе на «Зюраткуль», – рассказал Шестаков Комсомольской правде. – У подножия горы на поляне я увидел, что трава в некоторых местах растет неравномерно, создавая тропинки то вверх, то вниз. Несколько лет назад я вновь оказался там, долго ходил по тропинкам, пытаясь понять, кто сделал этот лабиринт. А потом благодаря программе Google Земля, разгадал загадку. Это был рисунок на склоне горы в виде лося. Ученые такие рисунки называют геоглифами».

    В настоящее время ученые изучают это открытие. На глине с помощью белых кварцевых камней изображен лось. Тысячелетия назад горно-лесную часть Челябинской области населяли предки финно-угорских племен. А лось для них – священное животное. Правда, археологи не уверены в том, что странный рисунок является геоглифом: «Нужно произвести замеры, сделать расколки и дешифровывать аэрофотосъемки этого места».

    Любопытно, что от открытия Александра Шестакова до публикации его результатов в СМИ прошло 22 года. Такова цена привлечения общественного внимания к научной проблеме в РФ. В западных реакция СМИ на открытия протекает значительно быстрее.

    Россия – родина лося. Челябинский геоглиф – самый большой и самый древний в мире.

     А это – заметка на сайте ЦентрАзия (КАР). Название – типично журналистское. 

    «Ученые продолжают исследование найденного в Челябинской области уникального геоглифа – макрорисунка, изображающего лося. На днях завершилась экспедиция археологов в национальный парк "Зюраткуль". Выяснилось, что русский геоглиф, во-первых, самый большой, а во-вторых, самый древний в мире! Впрочем, все это отечественных чиновников не слишком заинтересовало, ученые вынуждены оплачивать исследования из собственного кармана.

    Зюраткульский лось, Челябинская область. 218 м. О находке первым сообщил местный краевед Александр Шестаков, который внимательно исследовал космические снимки местности. Светлые изогнутые линии образуют контур копытного животного, ориентированного ногами к вершине хребта, а спиной и рогами - к озеру. Ученые поначалу высказывались об обнаруженном изображении осторожно, но теперь говорят уверенно.

    - Мы расчистили небольшой фрагмент ноги лося. Примерно 0,05 процента от всего изображения. Мы сделали разрез части кладки. Мы получили информацию по технологии создания изображения, - рассказал "МК" главный специалист Государственного научно-производственного центра по охране культурного наследия Челябинской области Николай Меньшенин.

    - Общая длина изображения составляет 2 километра. Ширина линии в нынешнем руинированном состоянии достигает пяти метров. При этом первоначальная ширина составляла 3,5 метра. Выкладывалось изображение достаточно сложно - из больших камней методом сухой кладки делались две стенки. Пространство между ними заполнялось выбросами из выкопанной траншеи и более легкими камнями.
    (Ящерица, плато Наска, Перу. 188 м).

    Размеры отечественного лося впечатляют: 218 метров в длину, 278 метров по диагонали. Получается, зюраткульский лось – самый крупный из известных в мире геоглифов. Геоглиф ящерицы на плато Наска в Перу достигает 188 метров в длину. Уффингтонская лошадь в Англии составляет 110 метров в длину. Кроме того, челябинский лось является древнейшим среди известных подобных изображений. "Стратиграфическим методом мы определили, что в момент создания изображения слой почвы на террасе Зюраткуля составлял всего 2 сантиметра. Это характерно для эпохи неолита. Таким образом, мы считаем, что макрорисунок был создан в VI–II тысячелетии до нашей эры", - подчеркивает Меньшенин. Уффингтонскую лошадь относят к X веку до нашей эры. Группа геоглифов в Перу была создана ко II веку нашей эры. (Уффингтонская лошадь, Великобритания. 110 м). Для чего же понадобилось древним людям такое изображение? Сейчас версий множество. Наиболее логичным выглядит предположение, что лось у племени, создавшего изображение, был животным обожествленным, животным-тотемом. По другой версии, таким образом одно племя демонстрировало свое превосходство над другими. Строительство геоглифа в таком случае было демонстрацией могущества, мощи.

    Желающих полюбоваться геоглифом прямо сейчас ждет разочарование. Терраса (плато) перед хребтом Зюраткуль, где находится изображение, заросла высокой травой по пояс и кустарником. Конструкцию необходимо долго и упорно расчищать, чтобы она приобрела "товарный" вид. Впрочем, сейчас задачи у исследователей приземленные. "Мы должны отчитаться перед департаментом культурного наследия Министерства культуры, - говорит Меньшенин. - Сейчас важно, чтобы ведомство признало изображение как выявленный памятник. Необходимо, чтобы на следующий год нам успели запланировать финансирование. Тогда мы сможем открыть на следующий археологический сезон полевой отряд, сможем провести необходимую работу". Ну а пока возможности археологов ограничены. Казалось бы - обнаружившийся лось сулит громадный поток туристов и интерес к региону по всему миру. Но вот прошедшую археологическую экспедицию ученые осуществили на свои собственные деньги».

    Тут указана еще одна причина равнодушия археологов – государство не оплачивает учёным исследование отечественных святынь. Ведь завершение исследования непременно упрется в обнаружение на геоглифе русских, а не угро-финских надписей, что хорошо понимают руководители археологических НИИ и, в особенности, органы власти, выделяющие на исследования средства. Еще одна причина: важно, чтобы Министерство культуры признало изображение как выявленный памятник. Но пока геоглифы в числе памятников, охраняемых государством, не числятся. А создавать прецедент всегда очень сложно.

    В данной заметке даётся объяснение и проведённым археологам раскопкам (рис. 2). А заодно указан и метод датировки – по толщине слоя почвы. Метод довольно грубый. А вместо указания на культовую принадлежность геоглифа ведутся разговоры о каких-то «племенах».

     Рис. 4. Контур лося, обведенный в заметке Никандровича (НИК)

     Сама заметка Никандровича копирует предыдущую статью, но зато даёт приблизительные контуры лося, что важно для правильного понимания геоглифа. А насчёт интерпретации Меньшениным изображения лося реплику даёт некто под псевдонимом ТАИИ ЛИИРА из США (ТАИ): «Оказывается у "древних людей" божествами были большие каменные лоси. Меньшенин вроде бы археолог, но несет иногда невообразимую чушь. Почему у множества археологов, в особенности челябинских, так сложно с интерпретацией?» Мне понятно недоумение этого читателя: никаких «каменных лосей» жители неолита не почитали. А данный геоглиф является обычным маяком для привлечение внимания к одному из храмов русских богов. А вот какого именно бога, станет ясно после моего исследования геоглифа.

    Геоглиф. Доказано!

     Пожалуй, наибольшее число подробностей даёт заметка Дениса Лузина, который отправился на разведку геоглифа вместе с Шостаковым (ЛУЗ). Я приведу лишь наиболее интересные места, чтобы не повторять уже опубликованное.

    «Как только Алексей Шестаков, который первым на гугловских снимках заметил что-то «эдакое» и привлек внимание и специалистов, и общественности к геоглифу, события стали развиваться стремительно. Конечно же, как и бывает в таких случаях, мнения моментально разделились по полярным углам. Одни энтузиасты безусловно и слепо тут же уверовали в геоглиф, что у нас, мол, как в Наске. Другие скептически ухмылялись и пытались опровергнуть, казалось бы, очевидную вещь – космические снимки с четким изображением. Главное слово, как всегда, должны были сказать ученые, поэтому сотрудник Государственного научно-производственного центра (ГНПЦ) по охране культурного наследия Челябинской области Николай Меньшенин и кандидат исторических наук Станислав Григорьев (к слову, он более известен как руководитель научных исследований на острове Веры) отправились на место, а с ними – ваш покорный слуга.

    Забавный эпизод – прямо перед нашей вылазкой автору один знакомый едва ли не с пеной у рта доказывал абсурдность существования геоглифа на Зюраткуле. «Это тропы! Тропы!!! Заберись на хребет и посмотри внимательно вниз, сам все поймешь. Нет там никакого геоглифа!», - таков примерно был ход его доказательств. Он добавлял, что сам был несколько раз на месте, много раз там были другие люди, и никто ничего не заметил. Отсюда, по его мнению, плавно вытекало то, что «этого не может быть, потому что, не может быть никогда».

    Спорить мы с ним не стали (моя позиция - вернусь, скажу, что и как. – Авт.), хотя уже в первый день раскопок, то есть в субботу 10 сентября, наш небольшой отряд расчистил небольшой кусок (фрагмент) ноги лося. Как позже вычислили мои спутники – Николай Михайлович и Станислав Аркадьевич – семиметровый на метр раскоп дал картинку примерно в 0,05 процентов от всего изображения. Но даже и этого хватило, чтобы понять: это рукотворный объект, более того, большие камни по краям границы ноги органично дополнялись кладкой из более мелких камней в центре.

    «Представить, что разрушаясь и ползя вниз, скалы сами собой за тысячелетия сложились в фигуру лося, невозможно», - констатировал Станислав Григорьев. Николаю Меньшенину и автору этих строк ничего не оставалось, как согласиться. И главное – вскрытый нами участок точно коррелировал со снимком. Наверное, математическим методом можно вычислить вероятность того, каким образом под воздействием только естественных причин камни и валуны могли сложиться словно пазл в лося. Думается, вероятность этого события будет стремиться к миллионным долям».

    Любопытно, что дневное раскапывание небольшой ямы (рис. 2) четырьмя мужчинами ради интереса было подано в печати как «археологические раскопки за свой счёт». Обычно под раскопками понимается результат деятельности археологической экспедиции, состоящей из десятков людей, копающих десятки квадратных метров в течение полевого сезона. Если такое деяние происходит за собственный счёт археологов, им действительно можно посочувствовать. В данном случае произошла гиперболизация, обычная для СМИ.

    Другой любопытный момент – принятие геоглифа за обычные охотничьи тропы. Пока мне в описаниях геоглифов такой момент не встречался.

    Как все это понимать?

     «Итак, на раскопе мы условились считать автором сенсационного открытия жителя Сатки Алексея Шестакова. Честь открытия геоглифа по праву принадлежит ему. Тогда первыми исследователями этого объекта, теми, кто на деле подтвердил, что это именно рукотворный археологический объект, пока не имеющий аналогов на территории страны, разумеется, надо считать Н. М. Меньшенина и С. А. Григорьева. И это – навсегда.

    Конечно же, в ходе разведки (так и называются на официальном археологическом языке наши действия), мы не могли не удержаться от перечисления версий, начиная с того, кому вообще могло взбрести в голову строить такую громадину на предгорной террасе перед Зюраткулем и заканчивая вопросом, когда и как все это было выполнено. Автор этих строк, выполняя свою прямую обязанность и не отрываясь от рутинной археологической работы, по возможности старался получить как можно больше информации от ученых, которые, кстати, не всегда были согласны друг с другом. То есть в целом и в принципе они соглашались, что найден уникальный объект, в общем-то, сразу же они договорились на этом этапе продатировать его в очень широких границах – VI-II тысячелетие до новой эры. А вот дальше начинаются гипотезы и догадки, которые по состоянию на сегодняшний день мало что объясняют. Слишком мало сейчас мы знаем об объекте, нужны дорогостоящие анализы (например, споро-пыльцевой, что позволит приблизительно вычислить дату создания памятника), исследования, комплексная работа археологов, геологов, геофизиков и еще многих специалистов.

    Главный и, наверное, самый будоражащий вопрос – а для чего древним людям, в буквальном смысле слова боровшимся порой за выживание, понадобилось городить гигантское изображение лося в предгорьях? Сегодня невозможно вычислить, сколько понадобилось людей и трудозатрат для того, чтобы геоглиф все-таки был создан и через века и тысячелетия был виден из космоса, нужны дальнейшие раскопки. Понятно только, что на постройке этого знака был занят не один десяток человек и не один день и даже месяц. Да, всякие абсурдные версии по поводу пришельцев или того, что это строители делали какие-то там знаки инопланетянам, мы договоримся сразу – их отбрасываем в сторону из-за идиотизма. Оставим эти игры для тех, кто особенно продвинут в астральном плане и напрямую общается то с космосом, то с цивилизацией на Альфа Центавре.

    Для нас геоглиф в виде лося – чисто земной объект, объект, скорее всего сакральный, сами горы в этом районе белого цвета, по мнению и Меньшенина, и Григорьева, могли также восприниматься в древнем обществе как священное место. Но, опять-таки – зачем?!

    Под общий смех на раскопе Станислав Аркадьевич пересказывает популярно одну научную теорию, очень своеобразно объясняющую происхождение и назначение подобных объектов. Так, по мнению одного западного исследователя, строительство таких гигантских сооружений во времена неолита и энеолита помогало… регулировать рождаемость. Честно говоря, услышав такое, мы с Николаем Михайловичем долго не могли прийти в себя и сообразить, каким таким способом строительство геоглифа, перемещение на огромное расстояние тяжелых валунов, снятие большого количества почвы могло влиять на демографию? Григорьев в конце концов объяснил: люди, занятые, мол, на строительстве, сильно уставали и поэтому уже не так активно делали детей. Общий гомерический хохот был комментарием к этой гипотезе… Смех смехом, но теория такая правда существует.

    Позднее, ночью за ужином, Аркадьич, который специально и серьезно интересовался предметом, рассказывает еще одну оригинальную и уже собственную версию. По его мнению, в какой-то период на эти земли (то есть современный северо-западный угол Челябинской области) пришло новое население, стоявшее на более высокой ступени развития, нежели автохтоны. «Тогда строительство геоглифа можно воспринимать как демонстрацию их мощи, их могущества, а строился он, видимо, совместными силами пришельцев и местных», - говорит Григорьев. А что, кажется, логично – говоря примитивным языком, пришельцы сразу же таким способом (с помощью технологий и строительства гигантских объектов) ясно давали понять, кто, как говорится, в доме главный хозяин.

    Интересуюсь, а что потом было? «А потом шло время, различия между двумя обществами сглаживались и на каком-то этапе просто исчезали. Но сначала было так», - добавляет Григорьев. Кстати, по его мнению, и геоглиф, и те мегалитические комплексы, которые он исследовал на протяжении «нулевых» на острове Веры, могут быть явлениями одного порядка. И даже исходить из одного центра на Ближнем Востоке. К сожалению, по состоянию на сегодняшний день наука не может дать однозначного заключения, а было ли так на самом деле. Повторимся, нужны планомерные, не исключено, долголетние исследования, накопление материала.

    Говорю, что в Челябинской области археология буквально за последние три десятилетия сделала гигантский шаг вперед, были открыты уникальные, без ложной скромности, памятники археологии мирового уровня. Аркаим, мегалиты острова Веры (включая стоянку времен палеолита), теперь вот единственный в Евразии геоглиф. То ли еще будет?

    «По моим подсчетам, и эта цифра, кстати, сейчас кочует из отчета в отчет, на территории нашей области обследовано всего 10% земель. Представляешь, сколько еще всего может быть выявлено?», - продолжает дискуссию Николай Михайлович. «Мы пока исследовали, как говорили, фрагмент геоглифа в пять сотых, конечно же, этого недостаточно, чтобы сделать какие-то выводы. Ну, кроме того, что он существует», - добавляет он.

    По словам и Григорьева, и Меньшенина, сейчас после проведенной разведки в Москву, Институт Археологии России уйдет отчет о сделанном, после чего, видимо, Станислав Аркадьевич запросит открытый лист (документ, дающий право вести разведку и археологические исследования) на свое имя. В этом официальном документе, а отчет – это документ, впервые специалисты сделают вывод о том, что на Южном Урале был открыт геоглиф. И попросят разрешения на его дальнейшее изучение»

    Тут также много интересного, например, версии о назначении геоглифов. Ни одна из них не является истинной. С другой стороны, на разведку археологических объектов также положено брать в Министерстве культуры открытый лист, тем более – на разведочные раскопки. В данном случае этого сделано не было.

    Как строился геоглиф?

     «Пока исследователи могут дать лишь самый приблизительный ответ, и звучит он следующим образом. Видимо (но не обязательно!) какие-то большие камни, лежавшие на земле, могли использоваться древними как реперные точки, от которых они отталкивались при возведении конструкции. Возможно, самыми большими валунами специально «отбивались» границы изображения, как на том участке, который мы исследовали. Напомним, что там два больших камня являлись границами 5-метровой полосы камней, причем в центре она напоминала более всего каменную выкладку, пересыпанную затем землей с щебнем. Короче говоря, спорить можно до посинения и говорить все что угодно, нужны раскопки. Планомерные и методичные.

    «С горы в те времена отлично просматривался лось на террасе, вся конструкция была новенькой и этот геоглиф отчетливо читался сверху», - резюмирует Меньшенин.    

    И действительно, с вершины Зюраткуля вид на все четыре стороны света открывается прекрасный. Невооруженный глаз человека способен увидеть горы или отроги гор на расстояние в десятки километров. Прямо под нами – площадка с геоглифом, но его, разумеется, мы не видим. Время сделало свое дело и теперь надо в буквальном смысле слова вытащить из-под земли этот памятник наших далеких предков. 

    Завершив горную вылазку, мы в темпе восстанавливаем нарушенную при исследовании конструкцию и отправляемся в базовый лагерь. Пора домой, к началу рабочей недели, у каждого свои обязанности.

    В одном можно быть уверенным точно: в ближайшие дни и Николаю Меньшенину, и Станиславу Григорьеву придется много общаться с представителями российских и западных СМИ. А еще они с нетерпением будут ждать оценки профессионального сообщества, которое очень консервативно подходит к таким открытиям. Не лишне будет заметить, что десять лет назад мало кто из ученых верил в то, что острове Веры посередине озера Тургояк найдены мегалитические конструкции. Сегодня это доказано и не вызывает возражений. Так получится и с геоглифом Зюраткуля».

    Раскопки, разумеется, нужны. И я с удовольствием подам свой голос в их пользу. Также я могу подтвердить, что наука с большим скрипом принимает новшества.

    На этом я завершаю рассмотрение публикаций и перехожу с моим собственным исследованиям. Первое, что я делаю – это переворачиваю изображение на 180 градусов, поскольку «лося» следует поставить на ноги, и обращаю в цвете, чтобы тёмные линии были на светлом фоне.

     Рис. 5. Исходное изображение для анализа

    Моё чтение надписей.

     На рис. 5. я обвёл рамочками фрагменты для исследований. Сначала рассматриваю верхнюю правую рамочку, где внутри можно прочитать слова МАРА ЯРА. Эти слова сразу определяют принадлежность зооморфного облика определённой русской богине, перекрывая все другие версии. Фрагмент, обведённый белой рамочкой левее и ниже, оказался слишком маленьким, и я увеличил его вдвое. Теперь на нём можно прочитать слова: МАРА, МИР ЯРА. Таким образом, в неолите нынешняя Челябинская область входила в мир Яра.

    Горб за рогом содержит лик, но кверху ногами. Я обвёл его черной квадратной рамочкой. Когда я его развернул нужным образом, появилось изображение, напоминающее женское лицо анфас с открытым ртом. Примерно на его середине (на уровне глаз), можно прочитать слово МАРА. Таким образом, перед нами находится лик русской богини Мары.

     Рис. 6. Моё чтение надписей

     Еще один лик можно заметить в белой квадратной рамочке чуть ниже. Теперь перед нами находится округлое женское лицо с разворотом вправо примерно на ¾. По диагонали на нём также нанесена надпись МАРА. Таким образом, не остаётся ни тени сомнения в том, что поблизости находится храм Мары. Чуть правее и ниже находится еще один лик, расположенный анфас, но с наклоном по часовой стрелке. На этот раз перед нами располагается МАРЫ МИМА, чьё местонахождение располагалось поблизости от данной надписи.  

    Вдумчивый читатель отметит, что я пока нигде не обнаружил надписи о наличии храма Мары, хотя и указывал на его возможное существование. В связи с этим я предлагаю фрагмент внизу посередине, обведённый чёрной рамочкой. Там написано в столбик слово ХРАМ, и горизонтально – слово МАРЫ. Так что доказательная надпись имеется.

    Наконец, я неоднократно высказывал убеждение в том, что перед нами располагается зооморфное изображение русского бога в виде маяка. В последнем фрагменте, обведенном белой рамочкой в правой нижней части геоглифа, можно прочитать и искомое слово МАЯК. Итак, все наши предположения подтверждены соответствующими надписями.

     Рис. 7. Изображение Зюраткуля. Стрелкой показано место геоглифа

     В первой из процитированных статей имеется также фото 1 (у меня рис. 5). Подпись гласит: «Геоглиф на озере Зюраткуль. Стрелкой показано местонахождения площадки, где распложен памятник. Площадка находится на экскурсионной тропе, начинающейся к СЗ от плотины озера и идущей на СЗ, к вершине хребта Зюраткюль». Слово «озеро» на тюркских языках звучит как «кюль», так что хребет назван по имени озера.

     Рис. 8. Моё чтение надписей на изображении хребта

     Было бы весьма интересно понять, как назывался хребет во времена создания геоглифа. Для этого я увеличиваю изображение хребта втрое и обращаю его в цвете.

    Два верхних фрагмента (обведенных белой и чёрной рамочкой) содержат надписи ХРАМ МИМА ЯРА. А два нижних содержат надпись: ТО РУСЬ ЯРА. А самый нижний фрагмент есть смысл наполовину представить в обращенном цвете, и тогда можно прочитать слово ХРЕБЕТ. Это слово на геоглифах мне встретилось впервые. А на увеличенном вдвое изображении хребта в прямом цвете можно увидеть текст: ТО ЯРА МИМА. Следовательно, прежде хребет назывался ЯРА МИМА.

     Рис. 9. Изображение, показанное стрелочкой и моё чтение надписей

     Отдельно я увеличил вдвое и обратил в свете место, на которое на рис. 9 показано стрелочкой. Здесь я выделил всего два фрагмента, на которых написано МАРА и МАРА ЯРА. Тем самым, никаких расхождений между надписями на геоглифе и вблизи него нет.

    Обсуждение.

     До сих пор сообщения о геоглифах не вызывали никакого внимания СМИ. А в случае Челябинского геоглифа сошлись несколько частных моментов: геоглиф был замечен с соседней горы, и его камни можно было и потрогать, и сфотографировать. Сам геоглиф напоминает изображения наиболее известных картин плато Наска в Перу. Наконец, удалось договориться с местными археологами. Каждый из этих моментов сам по себе означает большую удачу. А в целом можно предполагать, что на некоторое время интерес к геоглифам еще продержится.

    Сам по себе геоглиф является обычным маяком, привлекающим взгляды прохожих. Маяки чаще всего выполняются в виде животных. В частности, Мара имеет массу зооморфных ипостасей: кошка, собака, лиса, даже обезьяна, козлик. Теперь – лось. Как правило, маяки наши предки ставили вблизи соответствующих храмов. Так и в данном случае, на геоглифе имеются надписи МАЯК и ХРАМ МАРЫ. Но, вообще говоря, перед нами МАРА ЯРА, так что хребет (который так и подписан, ХРЕБЕТ) называется хребтом Мима Яра (а вовсе не тюркским словом Зюраткуль), а сама страна называлась Русью Яра. В общем, всё обычное, за исключением того, что археологи и краеведы теряются в догадках о происхождении геоглифа и приписывают его создании угро-финнам. Понятно, что пока читать русские надписи на геоглифах никто не предполагает.

    Между тем, у меня уже имеется огромный список проанализированных мною и другими исследователями геоглифов. Теперь можно к нему подключить и исследование данного геоглифа.

    Заключение.

     Ни один геоглиф не похож на другой. Накопление информации по этим артефактам поможет нам прочитать еще не одну страницу в истории русского языка и русской культуры

    Литература

     АНН: Анна. Житель Челябинской области обнаружил геоглиф с изображением тотемного животного финно-угров. 09 сентября 2011. Сайт http://news.uralistica.com/?p=380

    ЕМЕ: Емельянов Александр. На хребте Зюраткуль открыт уникальный геоглиф. 6.09.2011 Сайт http://chelyabinsk.ru/newsline/431978.html 

    КАР: Карамзин И. Россия – родина лося. Челябинский геоглиф – самый большой и самый древний в мире. 15.09.2011. Сайт http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1316057220

    ЛУЗ: Лузин Денис. Геоглиф. Доказано! 13.09.2011г. Сайт http://cheltoday.ru/article/?art_id=6254&theme=68&type=53

    НИК: Никандрович. Россия — родина лося (Челябинский геоглиф — самый большой и самый древний в мире). 16 сентября 2011. Сайт http://news2.ru/story/323220/

    ОКО: Окорокова Наталья. Археологи Челябинской области раскроют загадку древнего геоглифа. 18 сентября 2011 года. Сайт http://uralpress.ru/reviews/arheologi-chelyabinskoy-oblasti-raskroyut-zagadku-drevnego-geoglifa

    ТАИ: taii_liira (США).  И опять о челябинских геоглифах. 12 сентября 2011. Сайт http://www.newsfiber.com/psp/rus/search?q=&r=10&p=s&c=2&i=1&e=0&b=3&a=0&n=zzz&y=ZZZ&v=Eo%2FoPQCa7mAA%3D+LdS%2FtHzRY7s%3D

Комментарии:

Александр Каргапольцев
30.11.2017 23:11
Кулек это русское слово,куль производное от него.Озера в которые в основном втекает вода и практически ничего не вытекает и называется с окончанием куль.Мне кажется, что озеро Зюраткуль изначально звучало Сураткуль-сюда солнце куль.Когда стоишь у озера вечером,солнце садится в озеро.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову