Посещение Саблинской пещеры

Чудинов Валерий Алексеевич


11 сентября 2021 года петербуржцы пригласили меня почитать лекцию о пещере Левобережная вблизи бывшего посёлка Саблинка и рано утром автобус с группой желающих посетить эти места выехал из Санкт-Петербурга.

 У меня были свои исследовательские соображения для посещения этой пещеры. Дело в том, что я уже однажды исследовал вход и внутренние части этой пещеры, а также и других пещер этой местности, заимствовав материал из интернета.

Оглавление:
  • Подземное царство.
  • Смена имени посёлка.
  • Мои наблюдения.
  • Вход на территорию.
  • Обсуждение.
  • Подземное царство.

    Рис. 1. Группа желающих посетить пещеру Левобережная

    Из интернета я узнал, что входы в пещеры находятся в обрывистых берегах реки Тосны. В этом месте она образует живописный каньон с крутыми откосами. В общей сложности насчитывается 14 катакомб. Отыскать проходы внутрь обычно бывает непросто. В большинстве случаев входная узкая выработка приводит в большую «залу». Отсюда в разные стороны разбегаются мелкие ходы.

    Названия катакомб самые разнообразные – «Веревка», «Штаны», «Пляжная», «Санта-Мария». 3 небольшие выработки длиной не более 15 м были найдены в долине реки Саблинки. Входы в них осыпались, за что их прозвали «лисьими норами». Но самыми известными и посещаемыми являются пещеры «Левобережная», «Трехглазка» и «Жемчужная». Они расположены на обоих берегах Тосны.

    К наиболее цивилизованным относится пещера «Левобережная». Здесь имеется электрическое освещение и оборудованные тропы. Туристов ведет гид-спелеолог. Суммарная длина ходов составляет 5500 м. Есть 3 подземных озера. В некоторых местах глубина достигает 3 м. По ним можно покататься на лодке. Температура круглый год составляет +80 Цельсия. Она не меняется, даже если на поверхности царят жара или мороз. Считается, что воздух под землей обладает целебными свойствами. В «Левобережной» имеется ряд эффектных больших залов – «Космический», «Двуглазый», «Красная шапочка» и другие. Во время экскурсии можно увидеть древние окаменелости и летучих мышей. Под землей действует часовня Святого Николая, где проходят концерты духовной музыки. В новогодние праздники посетителям предлагают приключенческие программы «Старик Шубин и сокровища Али-Бабы». На поверхности, неподалеку от входа, действует «Парк доисторических животных». «Трехглазку» назвали так за 3 входных отверстия в береговом уступе. Пещера небольшая по размеру – ее длина всего 260 м. Выработка была пробной – искали белый песчаник. Получив отрицательный результат, штольню забросили. Высота выработки около 1,5 м, но входной лаз очень узкий – придется лезть ползком. Поскольку порода имеет красноватый оттенок, кажется, что находишься внутри гигантской змеи. Эта пещера подходит для новичков.      

    «Жемчужная» находится на правом берегу Тосны. Свое название она получила по красивым известняковым натекам в кровле. Внутрь ведут 2 входа – «Обсерватория» и «Корни». Общая длина ходов составляет около 5 км. Высота выработок колеблется от 1,2 до 1,8 м. Это настоящий подземный город. Здесь имеется «Школьный» лабиринт, залы «Русалка» и «Метро». «Колонный зал» представляет собой большой запутанный лабиринт. Одной из программ, которые организовывает турклуб, является программа, которая отличается от посещения пещеры Левобережная тем, что люди идут в необорудованные пещеры, где нужно пробираться с фонариками по ходам разной ширины и длины из зала в зал! Очень захватывающе – для тех, кто не любит сидеть на месте.

    Смена имени посёлка.

    Саблино – уникальный туристский объект, который находится возле поселка Ульяновка. Административно он относится к Тосненскому району Ленинградской области. В этом месте компактно расположились больше десятка пещер и 2 водопада. Накануне битвы со шведами здесь стояла дружина Александра Невского. В 1976 г. территория получила статус памятника природы. Все достопримечательности находятся у трассы Санкт-Петербург – Москва, что обеспечивает транспортную доступность. До 1922 г. поселок на реке Саблинка назывался Саблино. Позже его переименовали в честь семьи Ульяновых, которая жила здесь в 1905 г. В поселке сохранился деревянный дом революционера Марка Елизарова. Здесь жила Анна Ильинична, старшая сестра Ленина, а также его мать Мария Александровна Ульянова. Сюда нередко наведывался сам Владимир Ильич. Места здесь очень красивые.

    В середине XIX в. в Санкт-Петербурге кипело строительство, поэтому требовалось огромное количество стекла. Тогда и обратили внимание на залежи красного и белого песчаника, который слагал берега реки Тосны. Местный кварцевый песок идеально подходил для стекольной промышленности. Месторождение разрабатывали до начала XX в. За 150 лет под землей образовались рукотворные лабиринты. Горные работы были прекращены только в 1924 г. Выработки забросили, и за дело взялась сама природа. Часть штолен обрушилась под воздействием грунтовых вод. Некоторые превратились в подземные реки. Появились целые озера. Разрушения кардинально изменили первоначальный план горных работ. Завалы образовали тупики, а обвалы кровли обеспечили появление больших залов. Со временем выросли сталактиты. В пещерах обосновались постоянные жители – летучие мыши и бабочки, прилетающие сюда на зимовку.

    В Ленинградской области немного пещер, поэтому Саблинские катакомбы не могли остаться без внимания спелеологов и просто любителей экстрима. В 70-80-е годы в выходные дни сюда приезжало до 300 человек. Появилось даже сообщество Саблинских неформалов. Кто-то приезжал развлекаться, а кто-то – исследовать подземелья и открывать новые ходы. Самые увлеченные проводили под землей по неделе.В этот период сформировалась саблинская топонимика – появились зал «Для курения», ход «Гулкач», вход «Обсерватория» и многие другие. Были составлены схемы пещер. Тем не менее, освоение подземелий шло стихийно. Учитывая сложившийся спрос, в 1999 г. энтузиасты начали приводить в порядок пещеру «Левобережную». Через некоторое время она приняла первых организованных посетителей. Итак, согласно официальной точке зрения, пещеры были созданы лишь в XIXв. в связи со строительством Санкт-Петербурга. Но мой анализ привел меня к иной датировке.

    Мои наблюдения.

    Я рассмотрел входы в различные пещеры Саблино и пришёл к выводу о том, что они, а также первые метры поле них были известны задолго до ХХ века, а именно в конце IX в. н.э. Над входным отверстием в пещеру «Левобережная» я прочитал слова: ХРАМ МАРЫ СТАНА ВИМАН МАРЫ ВОИНОВ МАРЫ, 8 ГОД ЯРА, то есть, ХРАМ МАРЫ ВОИНСКОГО СТАНА КОСМИЧЕСКИХ  КОРАБЛЕЙ  ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ, 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ, рис. 2.

     

    Рис. 2. Вход в пещеру Левобережная и моё чтение надписей на нём

    Через несколько метров, в тёмной части пещеры «Левобережная» я прочитал слова: ХРАМ МАРЫ СТАНА ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ КРАЯ ВАРЯГА ЯРА РЮРИКА, то есть, ХРАМ МАРЫ ВОИНСКОГО СТАНА ВОИНОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ КРАЯ «РАЙ» ВАРЯГА ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, это были надписи уже не входа, а самого  храма в начальной части пещеры, рис. 3.

     

    Рис. 3. Надписи в начальной части пещеры Левобережная и моё их чтение

    А в глубине этой пещеры я прочитал слова: ХРАМ ВИМАН МАРЫ, что означает уже другой храм, ХРАМ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. Так что эти храмы располагались один за другим. Более того, тут написано: ВИМАН СОХРАН ВОИНОВ РЮРИКА 35 АРКОНЫ ЯРА, то есть, ПОДЗЕМНОЕ ХРАНИЛИЩЕ ВОИНОВ РЮРИКА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Скорее всего, тут хранились подлинные космические корабли (или, в худшем случае, их макеты) космического войска Яра Рюрика, рис. 4.

     

    Рис. 4. Пейзаж в глубине пещеры и моё чтение надписей

    И ещё дальше располагался ХРАМ ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ ЯРА РЮРИКА, то есть, ХРАМ ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ЯРА РЮРИКА. Построение один за другим трёх воинских храмов эпохи Рюрика его воинами-строителями, на мой взгляд, обеспечили безопасный проход к более дальним участкам пещеры, чем воспользовались гражданские строители XIX в. Однако, как обычно, археологи не стали читать крупные надписи по стенам этой пещеры, будучи убеждёнными, что до XIX в. никого в этих пещерах не было, а при добыче песка писать на стенах было некому и незачем, рис. 5. 

     

    Рис. 5. Моё чтение надписей на дальнем участке той же пещеры

    Однако я не ограничился чтением надписей только пещеры Левобережная. Так, над входами в пещеру «Трёхглазка» я прочитал слова: МАРЫ ХРАМ ВАРЯГА. МАРСА ХАРАОНА МАРСОВЫ ВЕРНЫЯ ВОЙСКА МАРОВЫ, что означает: ХРАМ МАРЫ ВАРЯГА РЮРИКА. ХАРАОНА МАРСА КОСМИЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ МАРСИАНСКИХ КОСМИЧЕСКИХ ВОЙСК, рис. 6.

     

    Рис. 6. Моё чтение надписей на входах в пещеру «Трёхглазка»

    Пещера «Трёхглазка» имеет три входных отверстия, два из которых видны на рис. 6. И, судя по надписи, она тоже была открыта в эпоху Рюрика. Об официальной точке зрения на Саблинские пещеры, и о своих чтениях  русских надписей на их чтениях я как раз и зачитывал свои пометки, хотя по моим габаритам места в автобусе для меня было маловато. Однако меня это не смущало; моих заготовок хватило по времени как раз до того момента, как мы доехали до места назначения, рис. 7.

     

    Рис. 7. Я в микрофон делюсь своими сведениями о месте назначения

    Вход на территорию.

    Понятно, что проникнуть на территорию, откуда можно спуститься в пещеру Левобережная, можно только купив билеты, что мы и сделали. И, разумеется, наша группа была там в это время не единственной. Нам отвели место для встречи с гидом-экскурсоводом, им оказалась женщина, которая, к моему удивлению, сильно грассировала. Проработав более 30 лет в различных вузах в советское и постсоветское время, я не припомню случая, чтобы читать лекции брали людей с дефектами дикции. Видимо, я безнадёжно устарел, и позже я встречу экскурсоводов-заик, или, как в комедийном фильме, с почти непонятой речью от ФЕФЕКТА ФИКЦИИ.

    Затем нас повели в самую гущу кустарника, где были едва заметны совершенно разной формы плоские обломки скальной породы, играющие роль ступеней лестницы. Если бы ни крепкие перила, по ней вообще невозможно было бы спускаться. У меня возникло впечатление, что мы входим в подземные землянки партизанского отряда Второй мировой войны в глубоком тылу противника, а не спускаемся по лестнице государственного учреждения, которое за годы своего существования могла бы построить соответствующий его статусу спуск.

     

    Рис. 8. Надписи на стенах и потолке недалеко от входа

    И вот мы оказались в подземном туннеле. Гид тут же рванула вперёд, а мы, включив фонарики, с трудом за ней поспевали по очень неровному дну, где ямы чередовались с внезапными выступами. Наши световые пятна от фонарей бежали впереди, и если я не упал, то лишь потому, что опирался о плечи ближайших людей, которым тоже было идти нелегко. Однако взгляд на стены меня утешал, тут было не только много надписей, но и рисунков. И я попросил их фотографировать, да и сам успел кое-что заснять на свой фотоаппарат. И уже первая фотография, рис. 8, оказалась довольно интересной. Разумеется, на ходу читать надписи было некогда, но дома, применив усиление контраста, их можно было выявить и прочитать, рис. 9.

     

    Рис. 9. Моё чтение надписей на рисунке 8

    Так, на верхней, довольно крупной надписи, я читаю слова:30 РУСИ ВОИВ ИС 35 АРКОНЫ И МИМА (ЖРЕЦА). МАСКА ХРАМА ХАРАОНА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ХРАМА ХАРАОНА И ЖРЕЦА ЗАПАДНОГО КАИРА ВОИНОВ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Ниже я читаю слова: 35 ХАРАОНА МАРЫ МАСКА МИМА ЯРА ХАРАОНА, то есть, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ЖРЕЦА И ХАРАОНА ЯРА (РЮРИКА). Ещё ниже можно прочитать слова: ХРАМ МИМА МАРЫ 30, И 33 АРКОНЫ, то есть, ХРАМ БОГИНИ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА И ЛАДОГИ.  Так что здесь, в пещере Левобережная, находилось и кладбище погибших воинов, и ещё один храм, на этот раз богини Мары Западного Каира и Ладоги.     

     

    Рис. 10. Ещё одна настенная композиция и моё чтение надписей и ликов

    На рис. 10 можно видеть изображения трёх типов: в виде лиц, сидячих и лежащих тел. Верхний ряд составляют лики. Так, лик № 1 представляет собой молодое мужское лицо анфас с заплывшим правым глазом, лик № 2 – усатое и бородатое лицо мужчины средних лет анфас с лёгким поворотом вправо, лик № 3 – широкое мужское лицо анфас с лёгким поворотом вправо, лик № 4 – женское лицо с густыми волосами анфас с лёгким поворотом влево и с затёкшим левым глазом. Имеется также ещё несколько ликов. Возникает впечатление, что показаны не вполне полноценные воины. Подпись на их ликах составляет единое предложение: ВОИНЫ ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ ХРАМА, то есть, ВОИНЫ ХРАМА МАРЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. Тут можно выявить не менее двух человек с ампутированными ногами. У лика № 5, скорее всего, женщины, ампутирована выше колена левая нога, у лика №  6, видимо, мужчины, ампутирована выше колена правая нога. Подпись, идущая тоже по их телам, гласит: РАНЕНЫЕ ВОИ 35 И 30 АРКОНЫ ЯРА, то есть, РАНЕНЫЕ ВОИНЫ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЗАПАДНОГО КАИРА. Сообщение о раненых воинах, а также их внешний вид в полный рост (а под женщиной видны и костыли) мне в данном случае встретилось впервые за много лет исследований. И оно означает, что для ампутации была применена анестезия, а хирург зашил рану после ампутации. То  есть, уровень хирургии того времени был не ниже нынешнего. И, наконец, имеется довольно тусклое изображение лежащего тела. На нём написано: И УМЕРШИЕ. И это слово мне встретилось впервые. И в самом низу читается общая подпись: ХРАМ МАРЫ МАРСА ВИМАН МАРЫ, то есть, МАРСИАНСКИЙ ХРАМ БОГИНИ МАРЫ ДЛЯ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. Видимо, и его воины побывали в пещере в эпоху Рюрика. 

     

    Рис. 11. Следующая настенная композиция и моё чтение надписей и ликов

    В целом изображение показывает лицо молодого человека с чёрными усами анфас. Кроме того, на рис. 11 наверху я читаю слова: МАРСА ХРАМ МАРЫ, МАРЫ ВОИНЫ, и показан силуэт анфас одного из воинов, хотя и не очень чётко. Чуть более чётко показан аналогичный силуэт ниже и крупнее, причём, не исключено, что это женщина. Подпись гласит: МИМЫ КРАЯ РАЯ, то есть,  то ли ЖРЕЦЫ, то ли ЖРИЦЫ КРАЯ «РАЙ» МАРСА. Ниже я читаю слова: ХРАМ 35 АРКОНЫ 5 АРМИИ, что означает: ХРАМ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ПЯТОЙ АРМИИ (МАРСА). И, наконец, в самом низу я читаю слова: ХАРАОНА ЯРА МАРСА. Это – продолжение надписей предыдущего рисунка 10.

     

    Рис. 12. Ещё одна настенная композиция и моё чтение надписей и ликов

    Здесь на трёх верхних строках я читаю слова: МАРСА СТАН МАРЫ. МАСКА ХРАМА МАРЫ. ВОЙСКА ВИМАН СОКОЛОВЯН, что означает: ВОИНСКИЙ КОСМИЧЕСКИЙ СТАН МАРСА. ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ ХРАМА БОГИНИ МАРЫ ВОЙСКА КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ СОКОЛОВЯН. Ниже можно видеть перспективное изображение кавалерийского отряда и несоразмерно крупное изображение женщины, видимо, жрицы.  Далее следует текст из ряда русских слов: ХРАМ МАРЫ КРАЯ РАЯ ВАРЯГА РЮРИКА МАРСОВА ВОИВ 30, 33, 35 АРКОНЫ ЯРА МАРСА ВИМАН МАРЫ РУСИ МАРЫ, что означает:  ХРАМ БОГИНИ МАРЫ МАРСИАНСКОГО КРАЯ «РАЙ» ВАРЯГА РЮРИКА КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ЕВРАЗИИ. Итак, опять мы видим подтверждение присутствия в данной пещере марсианских войск Рюрика.

     

    Рис. 13. Настенная композиция из небольших скульптур

    А эта фотография показала небольшие, не более 5 см фигурки, прикреплённые к потолку тоннеля. Я выделил всего 6 фигурок, хотя их больше. Лик № 1 представляет собой очень условное изображение лица анфас. Под ним имеется подпись: ХРАМ МАРЫ. Он находится на самом верху слева. Лик № 2, напротив, находится внизу и представляет собой торс человека неопределённого пола в левый профиль. Лик № 3 – округлое лицо мужчины анфас, на лбу которого можно прочитать слова: ХРАМ МАРЫ 35 АРКОНЫ, то есть, ХРАМ МАРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Правее я нахожу ещё два мужских лика в правый профиль, лик № 4 и лик № 5. Справа находится ещё один лик, № 6, бородач с вытянутой правой рукой в правый профиль, лик № 6, изображение которого я поворачиваю влево на 900, и на рукаве которого надпись образована складками ткани: ВИМАНЫ МАРСА, то есть, КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ МАРСА. А на расположенном внизу композиции фрагменте усатого мужского лица анфас с пышными усами и толстым носом, лике № 7, я читаю слова: МИМ МАРЫ, то есть, ЖРЕЦ МАРЫ.  И, кроме того, под ликом № 4 я читаю цифры 33 и 30, что означает: ЛАДОГА и ЗАПАДНЫЙ КАИР. Это – адреса столиц Яра Рюрика, откуда были мобилизованы войска на Марс.

     

    Рис. 14. Настенная композиция из ликов и надписей

    На рис. 14 вверху можно видеть ряд ликов. Лик № 1 является наклонённым влево мужским лицом с усами и бородой с небольшим поворотом вправо. На нём имеется подпись: ХРАМ ХАРАОНА МАРЫ СЛАВЯН. Лик № 2 – это несколько похожее мужское лицо с усами и бородой анфас с подписью: МАРЫ МАСКА ВОЙСКА ХАРАОНА ВИМАН МАРЫ, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ВОЙСКА КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. Лик № 3 едва заметен в тёмной части композиции, однако, после его осветления части мужского лица анфас выделить сложно, но зато на нём читается подпись: ВИМАН ВОИНОВ МАСКА СЛАВЯН, что означает: КЛАДБИЩЕ СЛАВЯНСКИХ ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ. Ниже находится  косая с подъёмом вправо полоса чёрно строки: РУСИ РИМА МАРЫ ВИМАН РИМА МАРЫ МИМА МАРЫ РЮРИКА, то есть РИМСКОГО КРАЯ РУСИ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ РИМА, ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ РЮРИКА. Лик № 4 на верхней половине композиции – мужское лицо анфас с неясными чертами и подписью: МАСКА МАРЫ ВИМАН ВОИВ СЛАВЯН, то есть, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ СЛАВЯНСКИХ ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ. В нижней половине композиции имеется мужской лик № 5 анфас меньшего размера и неопределёнными чертами лица, правее которого расположена подпись: ХАРАОНА МАРСОВА 20 ВОИНОВ МАСКА МАРЫ, то есть, КЛАДБИЩЕ 20 ПОГИБШИХ  ВОИНОВ ХАРАОНА.МАРСА. Далее я выделяю лики с № 6 по № 12, все мужские, кроме женских ликов № 11 и № 12. На последнем лике начинается подпись 35 АРКОНЫ, то есть, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Кстати, сама композиция напоминает крупное мужское усатое лицо анфас. В целом, вся композиции по своим изображениям и подписям соответствует канонам намогильной плиты.

     

    Рис. 15. Настенная композиция из крупных ликов

    На рис. 15 довольно много ликов, над которыми имеется такая надпись: МАРЫ МАСКА МАРСА МАРЫ ВИМАН МАРЫ РУСИ МАРЫ, МАСКА МАРСА КРАЯ РАЯ ВОЙСКА МИМА МАРЫ, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ НА МАРСЕ ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ЕВРАЗИИ, ПАМЯТНАЯ ПЛИТА ИЗ КРАЯ «РАЙ» ВОЙСКА ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ (РЮРИКА). Что касается ликов, то я изх выделил 13, хотя их больше, при этом лики № 1, № 2, № 8, № 9\. № 11 и № 12 – в правый профиль, лики № 3, № 5, № 6,  №7 и № 13 – анфас, лики № 4  и № 10 – в левый профиль. Возможно, что лики № 6, № 7 и № 8 – женские, остальные мужские, при этом ик № 13 – старика. А вот лик № 9 – это не лицо, а тор мужчины в шапке и камзоле (или шубе) с согнутой в локте поднятой левой рукой и  приподнятой правой.  Типичное изображение намогильной плиты.

     

    Рис. 16. Ещё одна настенная композиция с бегущим воином

    На рис. 16 надписи разбросаны по всему изображению. Если составить из них единый текст, то он будет таким: КРАЯ РАЯ ВИМАН МАРЫ МИМА МАРЫ МАСКА.МИМА РИМА, то есть, КРАЯ «РАЙ» (МАРСА) КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ПОГИБШИХ  ВОИНОВ КЛАДБИЩЕ.  Здесь я выделяю 7 изображений, из которых 5 ликов (все мужские анфас и в правый профиль). А вот изображение № 6 – это два флага, где на верхнем треугольном написано: РИМА, на нижнем – ВИМАН, и под ним – слово МИР. Это – новое изображение и новый термин: МИР ВИМАН РИМА, то есть, МИР КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ РИМА. Однако левее изображён убегающий человек. Это, как я полагаю, символ поражения воинов-космонавтов Рима от воинов Руси Рюрика. Да и лица этих воинов выглядят не очень симпатичными.

     

    Рис. 17. Настенная композиция с летящей птицей

    Рисунок 17 отличается от других достаточно крупным изображением летящей птицы, изображение № 1.На верхней части композиции я читаю слова: ВОЙСКА МАРСА МИМА СКЛАВЯН.  Под летящей птицей я читаю слова: РЮРИКА ВИМАН МАСКА, то есть, СИМВОЛ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. Изображение № 2 можно считать ликом, ибо это – лицо женщины в платке анфас. Подпись гласит: МАРЫ МИМА, то есть ЖРИЦА БОГИНЯ МАРЫ. И, наконец, изображение № 3 – это фигур всадника на коне. Так обычно рисовались воины-космонавты, кавалерийский десант космических кораблей.

     

    Рис. 18. Композиция со жрицей под вуалью, собакой и лисой

    На рис. 18 имеется верхняя надпись: ВОЙСКА МАРАСА МИМА СКЛАВЯН, то есть, ВОЙСКА МАРСА ЖРЕЦА СЛАВЯН (РЮРИКА). Однако основным содержанием данной композиции является демонстрация ликов. Лик № 1 – это женское лицо анфас с сильным поворотом вправо. На её голове можно видеть берет, очень крупные глаза носят следы макияжа. На выбивающихся из-под берета волосах я читаю слова: МАСКА МАРЫ, то есть, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ. Лик № 2 – это женское лицо в правый профиль.  Лики № 2 и № 3 – это мужские лица в правый профиль. Лики № 7 и № 8 я показал с большим уменьшением. Лик № 7 – это мужское лицо анфас в меховой шапке. Лик № 8 – женское лицо анфас с небольшим поворотом влево. У данной жрицы – губки  бантиком, но, что удивительно, верхняя часть лица покрыта плотной вуалью, закрывая глаза. Но для чего жрица решила закрыть глаза? Скорее всего, чтобы не замечать чего-то. Чего же? Вероятнее всего, её ужасало количество погибших воинов. Возможно, что и лицо лика № 7 перекошено по той же причине. Однако кроме человеческих лиц тут показаны и головы животных. Так, лик № 5 – это голова и часть торса собаки анфас с поворотом вправо, а лик  № 6 – это голова лисицы анфас с небольшим поворотом вправо.  Не исключено, что образ собаки – это аллегория погибших солдат как верных служак Рюрика, тогда как образ лисицы – это символ неискренности и плутовства погибших жреца и жрицы. Ибо на ней имеется уже показанная надпись: МИМА МАРЫ, то есть ЖРИЦА МАРЫ, а на нём – подпись МИМ МАРЫ, то есть, ЖРЕЦ МАРЫ.

     

    Рис. 19.  Композиция из ликов погибших воинов

    На рис. 19 можно видеть ряд ликов, где лики № 1-№  3, лик № 8 – это лица мужчин в правый профиль, лики № 4-№ 6 и лик № 10 – мужские лица анфас , лик № 7 – мужское старческое лицо в левый профиль. Исключение составляет лик № 9 – изображение некой рептилии типа ящерицы в правый профиль. Лики пописаны: 30, 33, 35 АРКОНЫ, МАРЫ МАСКА. МИМЫ МАРЫ, то есть, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ (ВОИНОВ) ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА, ЛАДОГИ И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. ЖРЕЦЫ БОГИНИ МАРЫ.. А ниже я читаю слова: МИР МАКАЖИ, МАРЫ ХРАМ ВОЙСКА МАРЫ, то есть:  МИР ТЕХНИКИ. ХРАМ БОГИНИ МАРЫ КОМИЧЕСКОГО ВОЙСКА. Так что данный участок Саблинских пещер точно иллюстрирует нахождение посетителя внутри храма Мары.

     

    Рис. 20. Композиция с изображением черепахи

    Изображение передней части черепахи в правый профиль на рис. 20 я перенёс из нижней части изображения в верхнюю на поле дешифровки. Что же касается надписей, то их тут много, и они частично повторяют друг друга. Тут я читаю слова: 30, 33, и 35 АРКОНЫ МАРСА ХРАМ МАРЫ, МАСКА МАРЫ, что означает: ХРАМ МАРЫ МАРСА И КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА, ЛАДОГИ И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Ниже я читаю текст: МАРЫ МАСКА ВИМАН МАРЫ ВОИНОВ ХРАМА МАРЫ, МИРА МАРСА ХАРАОНА МАРЫ, то есть, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ИЗ ХРАМА БОГИНИ МАРЫ МИРА МАРСА ХАРАОНА МАРЫ. Ещё ниже я читаю слова: МИМА МАРЫ МАРСА МИРА ХАРАОНА МАРЫ, то есть, ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ НА МАРСЕ МИРА ХАРАОНА МАРЫ. И ещё ниже я читаю слова: КРАЯ МИМА СКЛАВЯН МАРСА, то есть, КРАЯ «РАЙ» ЖРЕЦА СЛАВЯН МАРСА. Над изображением черепахи  читаю слова: МАРЫ ХАРАОНА МИМА ХРАМА МАКАЖИ, то есть, ХАРАОНА И ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ ХРАМА МАКОШИ. А на правой лапе черепахи я читаю слова: МАСКА МАРЫ МИМА СКЛАВЯН, то есть,  КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ЖРЕЦА СЛАВЯН. Итак, опять мы имеем поминание погибших воинов, ер появился символ в виде черепахи, что прирост погибших начал идти черепашьими темпами.

     

    Рис. 21. Композиция с именем ВАЛЕРЬКА

    На этой композиции, рис. 21,  выделяется крупная надпись белым цветом, которая в обращённом цвете выглядит, как ВАЛЕЬКА, то есть, ВАЛЕРЬКА, где буква «Ь» является не буквой, а слоговым знаком «РЬ». Что касается надписей, то их тут довольно много. Так, на верхней части изображения я читаю слова: МАСКА ВОИНОВ МАРЫ РЮРИКА ЯРА, , заглавие, которое означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ РЮРИКА ЯРА. Ниже я читаю продолжение: СКОЛОТОВ МАРСА ВОЙСКА МИМА МАРЫ, то есть, СЛАВЯН-СКОЛОТОВ МАРСА ВОЙСКА ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ. На следующей строке я читаю слова: ЯРА ВИМАН ВОИВ МИМА МАРЫ МАРСА, МИМА ВИМАН МАРСА МАРЫ ВОИНОВ МАРЫ, что означает: КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ВОИНОВ ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ МАРСА, ЖРЕЦА КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ КОСМИЧЕСКОГО РАЙОНА МАРСА ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ.

    Весьма важные слова я читаю ниже: МАСКА МАРЫ МАРСА МИМА МАРЫ МАРСА, и МИМА ВОЙСКА КРАЯ РАЯ ВИМАН МАРЫ, то есть, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ НА МАРСЕ ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ МАРСА, ВОЙСКА ЖРЕЦА КРАЯ «РАЙ» КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. Таким образом, и эта настенная композиция повествует о том же, о гибели воинов  космического войска Яра Рюрика. И я выделяю как минимум 8 ликов погибших воинов, хотя их тут на деле больше.

     

    Рис. 22. Композиция с собачьими головами

    На этой композиции я выделяю 12 ликов, где лик № 1 и лик № 2 – это головы собак анфас, тогда как лик № 3 – голова какого-то хищника семейства кошачьих анфас. Остальные изображения показывают человеческие лица. Лик №  - это мужское лицо анфас с лёгким поворотом влево в короне, то есть, какой-то высокопоставленный чиновник, лик № 5 и № 6 – мужские лица анфас без головных уборов, лик № 7 – мужское лицо в берете, лик № 8 – женское лицо в левый профиль в берете, лик № 9 – мужское лицо анфас, наклонённое влево, лик № 10 – мужское лицо в левый профиль, наклонённое вниз, лик № 11 и лик № 12 – мужские лица анфас. Ликов тут больше, чем 12.  Кроме того, на нижней части композиции имеются надписи: ВОИ МАРЫ МИМА 30-Й, 35-Й, 33-Й АРКОН ЯРА. Замечу, что впервые имена числительные тут помечены не просто цифрами, но цифрами с окончаниями на «Й». Надпись означает: ВОИНЫ-КОСМОНАВТЫ ЖРЕЦА ЗАПАДНОГО КАИРА, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЛАДОГИ. Ниже я читаю слова: ПОГИБШИЯ НА МАРСЕ В КРАЕ РАЯ. Слово ПОГИБШИЯ мне встретилось впервые. И ещё ниже я читаю слова: МАСКА МАРЫ 35, 33 30 АРКОН, то есть, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ  ВОИНОВ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ЛАДОГИ И ЗАПАДНОГО КАИРА. Так что сюжет этой композиции вполне соответствует предыдущим композициям.

     

    Рис. 23. Композиция с полупрозрачными ликами

    Изображение на рис. 23 я повернул на 900, и на верхней части изображения прочитал надписи: МАРЫ МАСКА МАРСА ВАРЯГА МАРЫ МИМА ВОИНОВ, и ниже: ХРАМА ХАРАОНА КРАЯ РАЯ, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ КЛАДБИЩА ПОГИБШИХ ВОИНОВ ЖРЕЦА И ВАРЯГА БОГИНИ МАРЫ МАРСА ИЗ ХРАМА ХАРАОНА КРАЯ МАРСА «РАЙ».  И показаны довольно бледные лики погибших воинов, среди которых я выделил 8, хотя их здесь больше. Мужской лик№ 1 показан анфас, мужские лики  с №2  по № 6 даны в левый профиль, лики № 7 и № 8 – в правый профиль. Сами лица имеют несколько странные черты.

     

    Рис. 24. Композиция со многими ликами

    На композиции, показанной на рис. 24, имеется надпись: ХРАМ МАРЫ МАРСА ХАРАОНА КРАЯ РАЯ, МАСКА МАРЫ, что означает: ХРАМ БОГИНИ МАРЫ ХАРАОНА МАРСА КРАЯ «РАЙ», КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ. И далее я выделяю 16 ликов погибших воинов. При этом лики № 1, № 7, № 11 и № 14 являются мужскими лицами в правый профиль, лики № 3, № 4 и № 6 – это мужские лица в левый профиль, а остальные лики – это мужские лица анфас. При этом лик № 2 наклонён вправо, лики № 13 и № 16 – наклонены влево, на лике № 14 видна корона, а на лике № 15 – шляпа. То есть, перед нами  опять изображена своеобразная намогильная плита.

     

    Рис. 25. Композиция с небольшим числом крупных ликов

    А композиция, изображённая на рис. 25, фиксирует небольшое количество крупных ликов, из которых я выделил только 6, хотя их примерно вдвое больше. Заглавие обычное: ХРАМ МАРЫ, МАСКА МАРЫ, то есть,  ХРАМ МАРЫ, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ. Здесь преобладают либо запрокинутые назад головы, либо склонённые вправо лица. При этом лик № 1является мужским лицом в левый профиль, лики № 2 и № 3 – женские лица анфас, наклонённые вправо, лики № 5 и № 6 – это небольшие мужские лица анфас, а лик № 4 – мужское лицо, запрокинутое назад, где в правой его части видно женское лицо анфас, наклонённое вправо.  И опять мы видим вариант намогильной плиты.

     

    Рис. 26. Композиция намогильной плиты

    Что касается данной намогильной плиты, то лики тут едва заметны, и я выделил их только 8, хотя их, вероятно, больше. Наверху имеется надпись: РЮРИКА ЯРА ХРАМ МАРСА. При этом лик № 1- мужское бритое лицо в левый профиль, голова запрокинута, лик № 2 – лицо неопределённого пола анфас наклонённое вправо, лик № 3 лицо мальчика  анфас с лёгким поворотом вправо, лик № 4 – лицо пожилого человека анфас с лёгким поворотом вправо, лик № 5 – женское лицо в головном уборе в виде берета анфас с сильным поворотом влево, возможно, жрица, и на это лицо наложено едва заметное лицо человека неопределённого пола в левый профиль, которое я оконтурил тонкой линией, Лик № 6 – двойной, слева находится лицо старика анфас с поворотом влево, а справа – лицо другого старика анфас с открытым ртом. Лик № 6 – лицо мужчины средних лет анфас, сильно наклонённое влево с открытым правым глазом, смотрящим влево и с полуоткрытым ртом и редкими зубами. Наконец, лик № 8 – не вполне определённое лицо анфас с поворотом и наклоном вправо. Опять перед нами находится атрибут воинского кладбища. 

     

    Рис. 27. Ещё одна композиция со слабозаметными ликами

    На этой композиции я смог заметить только 3 крупных ликов. Лик№ 1 и лик № 2 представляют собой мужские лица воинов среднего возраста анфас с небольшим поворотом влево. А вот лик № 3 – двойной, На нём видно два лица мужчин средних лет анфас с поворотом левого лика влево, а правого – вправо. Кроме того, наверху композиции имеется надпись: ХАРАОНА ЯРА ХРАМ МАРЫ МАРСА, а на лике № 3 – надпись МАСКА МАРЫ, то есть, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ. Так что перед нами находится ещё один вариант намогильной плиты.

    Обсуждение.

    Внутри Саблинской пещеры оказалось весьма большое количество рисунков, а иногда и фигурок, относящихся к космическим войскам эпохи Рюрика. Некоторые из них дали весьма интересный материал по истории медицины и по личному составу войск Рюрика.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову