Прочтение сакральной надписи Пушкина «Q. S. F. О. Y.» в черновике «Евгения Онегина»
Лобов Валерий Михайлович
Сразу замечу, что надпись на черновике «Евгения Онегина» стоит у строфы IX, в которой было написано: «Певцы слепого упоенья, Напрасно шалостей младых Передаете впечатленья Вы нам в элегиях живых». Затем он кое-что зачеркнул и исправил, уточнив чувства, обуреваемые им «Не пел порочной он забавы… Он оскорблять гнушался нравы… Как тот, чья жадная душа Добыча вредных заблуждений Добыча жадная страстей Преследует в тоске своей Картины прежних наслаждений И свету в песнях роковых Безумно обнажает их ».
- Прочтение сакральной надписи Пушкина « Q. S. F. О. Y.» в черновике «Евгения Онегина»
Прочтение сакральной надписи Пушкина « Q. S. F. О. Y.» в черновике «Евгения Онегина»
Прочтение сакральной надписи Пушкина « Q. S. F. О. Y.» в черновике « Евгения Онегина »
Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ) ЭНИ «Пушкин», «Произведения Пушкина» так комментирует на стр. 298 раздела 17 шифрованную надпись на черновой странице «Евгения Онегина» Пушкина:
«Q. S.1 F.2 O. Y.3 Запись в тетради № 2369, л. 262, на странице, где черновик VIII и IX строф второй главы «Евгения Онегина», писавшихся не ранее 22 октября и не позднее 3 ноября 1823 г. Напечатано впервые у Я. VI4, 561. Смысл букв расшифровать не можем. Может быть, они имеют отношение к рисункам голов, находящимся на этой странице (см. снимок)».
Мной выделена эта надпись на более светлом фоне страницы слева.
Сразу замечу, что надпись на черновике «Евгения Онегина» стоит у строфы IX, в которой было написано: «Певцы слепого упоенья, Напрасно шалостей младых Передаете впечатленья Вы нам в элегиях живых». Затем он кое-что зачеркнул и исправил, уточнив чувства, обуреваемые им «Не пел порочной он забавы… Он оскорблять гнушался нравы… Как тот, чья жадная душа Добыча вредных заблуждений Добыча жадная страстей Преследует в тоске своей Картины прежних наслаждений И свету в песнях роковых Безумно обнажает их ».
Потом он и эти строки изменил: «Негодованье, сожаленье, Ко благу чистая любовь И славы сладкое мученье В нём рано волновали кровь…»
Но в конце октября 1823 г. ничего примечательно не было – бытовые встречи в Одессе со знакомыми. Так что страстей там не было. Тем более, невозможно было общение с отцом. Однако, в письме брату Л.С. Пушкину от 25.08.1823 г. из Одессы он упоминал об отце: «Изъясни отцу моему, что я без его денег жить не могу. Жить пером мне невозможно при нынешней цензуре; ремеслу же столярному я не обучался; в учителя не могу идти; хоть я знаю закон божий и 4 первые правила - но служу и не по своей воле - и в отставку идти невозможно. - Всё и все меня обманывают - на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных. На хлебах у Воронцова я не стану жить - не хочу и полно - крайность может довести до крайности - мне больно видеть равнодушие отца моего к моему состоянию - хоть письма его очень любезны. Это напоминает мне Петербург - когда, больной, в осеннюю грязь или в трескучие морозы я брал извощика от Аничкова моста, он вечно бранился за 80 коп. (которых верно б ни ты, ни я не пожалели для слуги)…»
Эта ссора была посредине между дуэлями с Корфом в мае, от которой тот отказался, и с Кюхельбеккером в декабре, в которой Пушкин стрелял в воздух. Причем Матюшкин везде присутствовал. Кроме этого эти три события в ритме 16 недель отстоят от письма Пушкина брату Льву 25.08.1823, приведённое выше.
Пушкинисты в «Летописи» задали ссоре с отцом неопределенность во времени: «1819. Сентябрь, 5-1820. Февраль, 22. Общение Пушкина с Матюшкиным, вернувшимся из кругосветного путешествия и уехавшим затем в северную экспедицию бар. Ф. П. Врангеля5. Возможно, в присутствии Матюшкина Пушкин с пистолетом в руках объясняется с отцом по неизвестному поводу6». Время возвращения Матюшкина из кругосветного путешествия на военном шлюпе «Камчатка» — 5 сентября 1819 г. — определяется точным свидетельством В.М. Головнина7. К тому же есть воспоминания самого Матюшкина об этом случае.
Понятно, что буквы на странице черновика были началом французских слов. Но, поскольку «Евгения Онегина» я давно исследую, то для меня стало сразу ясно, что эти строфы относятся не к 1823 году, а к сентябрю 1919 г. — именно тогда происходило выяснение отношений Александра с отцом с помощью пистолета при лицейском товарище Матюшкине.
Предыдущая строфа VIII является предысторией ссоры: «Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы, И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника» — и относятся к началу сентября. Таким образом, отец начал клеветать на сына с этого времени. И по образу чувств и мыслей поэта в четверг 12.9 видно, как развивались эти отношения: «Человек на время отстраняется от внешней деятельности и сосредотачивает свои силы на самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью познания. Последнее оценивается полной правдивостью внутри и её внешним проявлением — строгостью и искренностью». Эти строки комментируют Евангелие от Матфея, где сказано: «подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?»
Возможно, что Александр был равнодушен к клевете отца на него, что он транжирит деньги и еще требует деньги у жадного отца. Но по образу Евангелия тут отец (будто не родной) требовал какой-то платы от сына. Пушкин со строгостью и искренностью оборвал его. Тот затаил обиду.
Вскоре Пушкин был в доме Н.В. Всеволожского, где собиралось общество «Зеленая лампа», приятели, актёры и «прелестницы», читали «стихи против государя и против правительства», обсуждались театральные представления и политические новости8.
Зато следующие строки строфы IX «Евгения Онегина» более соответствует драматической сцене через неделю 19.9 – при лицейском товарище Матюшкине. Тогда и произошло дальнейшее развитие отношений с отцом. Это согласовывается с образом мыслей и чувств Пушкина в то время, когда произошли описываемые события: «Чуждое мешает единству и должно быть уничтожено, ибо в этом положении благоприятствует ограничение свободы вредно действующих стихий. Чтобы выправить разрушительную деятельность противодействующих стихий, необходимы деятельные мероприятия. Беспокойство уходит – наступает счастье». И в «Евгении Онегине» он описал в беловике состояние как «Негодованье, сожаленье… волновали кровь». Причем, образ текста Евангелие от Матфея с 19.9 для самого Пушкина был таким: «Пётр ответил Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны». Перед этим у Иисуса с учениками требовали плату в дом молитвы, а Христос спросил Симона: «цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?». Это давно установленный мною закон о полном соответствии Евангелие от Матфея с жизнью Пророка. А Пушкин как раз и был им. Это будет подробно мной доказано в отдельной работе по «Евгению Онегину». Частично об этом можно прочесть на этом сайте статью «Сакральность Пушкина в «Евгении Онегине».
Так этот случай и образ стиха об отношении сына и отца из Евангелия совпали с истинным случаем из жизни потому, что Пушкин пророк. Пушкину осталось только обыграть Евангелие в «Евгении Онегине».
Положение Александра в семье в детстве было незавидным. Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Александра с родителями; его характер родители продолжали исправлять, ломая волю, а он оказывал энергичное сопротивление. В результате отношения обострились настолько, что 12-летний мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с удовольствием покинул московский родительский дом в 1811 г., чтобы поступить в Лицей.
Александр не был любимым ребенком в семье, и потому его родители несколько лет не посещали - даже в летние каникулы Лицея. К сожалению, длительная разлука только усилила отчужденность родителей и сына.
Уже после окончания Лицея, с 1817 г. Александр Сергеевич со своими родителями жил в Петербурге на Фонтанке в небольшой комнате, убранство которой соединяло «признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого». Дома он много читал и работал над поэмой «Руслан и Людмила», задуманной еще в Лицее, а вне дома проводил вечера с представителями «золотой молодежи», посещал балет, участвовал в обществе «Зеленой лампы». Его приятели были развиты и в умственном, и в эстетическом отношении. На их весёлых ужинах смело обсуждались политические и экономические теории и литературно-художественные вопросы. С другой стороны, пылкое самолюбие Пушкина, усиленное ранними успехами благодаря циклическим знаниям, полученным от посвященных людей в 1812 г., а также семейные предания (дядя Сергей Львович был очень тщеславен в этом отношении), влекли его в так называемый большой свет, на балы, чтобы в дальнейшем их описать.
Пушкин часто навещал брата Льва - воспитанника Благородного пансиона при Главном педагогическом институте Петербурга (1817—1821).
Родные старались удерживать Пушкина, боясь осуждения высшего света. Недавно он написал стихотворение «Деревня», где писал:
«Везде Невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь Барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея»
Пушкин читал оду «Вольность» в салонах Петербурга. Что было опасно для него и естественно, для родителей. На сетования отца и матери о предосудительности его поведения он отвечал "Без шума никто не выходил из толпы".
Князь П.А. Вяземский вспоминал: «Первые годы молодости Льва, как и Александра, были стеснены, удручены неблагоприятностью окружающих или подавляющих обстоятельств. Отец, Сергей Львович, был не богат, плохой хозяин, нераспорядительный помещик. К тому же, по натуре своей, был он скуп. Что ни говори, как строго ни суди молодежь, а должно сознаться, что нехорошо молодому человеку, брошенному в водоворот света, не иметь, по крайней мере, несколько тысяч рублей ежегодного и верного дохода, хотя бы на ассигнации. Деньги, обеспечивающие положение в обществе, — это необходимый балласт для правильного плавания…».
Кроме этого Пушкин ежедневно упражнялся в стрельбе из пистолета как в силу принадлежности к секретной службе в Коллегии иностранных сил в роли контрразведчика, так и в силу прозрения о будущем решительном поединке с Дантесом.
В письме Вяземскому в 1819 году А. И. Толстой сообщает, что тот «не на шутку собирается в Тульчин, а оттуда в Грузию и бредит уже войною. Я имею надежду отправить его в чужие края, но он уже и слышать не хочет о мирной службе».
Заставляет задумываться настрой поэта на войну, на службу в армии. Такого духа не наберёшься на раутах и балах, в шалостях и безалаберной светской жизни. Судя по всему, Пушкину были хорошо известны события, происходившие на подвластных Турции землях — на Кавказе, в Греции, на Балканах. И ему хотелось принять участие в борьбе России с её давним противником. Пушкин был знаком с членами тайных обществ, будущими декабристами. На «сходках» у И.А. Долгорукова, где Пушкин «читывал свои стихи», беседовал с членами Союза спасения, Союза благоденствия, Северного и Южного обществ.
Общение Пушкина в театре с ветреными, бесшабашными приятелями Орловым и Чернышевым, которое не понимал товарищ лицейский Пущин. А значит и отец.
Получается, что в Петербурге Пушкин вёл двойную жизнь. На виду у многих в свете — бравада и позёрство и одновременно с этим напряжённая работа ума, сопровождающаяся благородными порывами души. Главную, внутреннюю работу души отец Пушкина не видел, и потому мог препираться с Александром.
Пушкин уже год после болезни гнилой горячкой (тифом) был обрит наголо и вид его возможно в отце вызывал раздражение. Отца могли раздражать слухи о связях сына с женщиной и привязанности к ней. К тому же 2 месяца назад родители похоронили двухлетнего сына Платона.
Накануне в праздничный день Воздвижения креста Господня Пушкин с другими лицейскими товарищами поехал в Царское Село, ничего не сказав родителям.
Выпишем возможные французские слова (характеризующие ссору и обиды и оскорбления) первые буквы которых образуют сакральную надпись:
Q:
Ссора — Querelle.
Какие глупости! — Quelle bêtise!S:
страдание – Souffrance
дикость - Sauvagerie
вмешиваться в чужие дела — S'ingérer (или S'immiscer) dans les affaires D'autrui
кровь кипит — le Sang bout
бездушный - Sans cœur
Истребить, искоренить – Supprimer.
пьяный - Soûl
прийти в негодование - S'indigner.
глупец - Sot
наука – Science
общество – Société
скепсис - Scepticisme
внезапное нападение - attaque par Surprise.
безбожник - Sans religion
удовлетворить желание — Satisfaire son Désir
ругаться с кем-либо – S'injurier
обезьяна - Singe
лишить себя жизни — se Suicider
покачать головой — Secouer la tête.
приносить в жертву — Sacrifier.
жертвоприношение – Sacrifice.F:
пугать, угрожать - Faire peur;
ярость - fureur
сын - Fils;
брат - frère
женщина – Femme
льстец - Flatteur
держать в черном теле - Faire mener или la vie Dure à.O (О - я читаю также как D):
обида, нанести обиду — Offenser.
спесивый - Orgueilleux
оргии – Orgie
оперный театр — opéra
крупный разговор — vive Discussion
лишить наследства — Déshériter
презрение - Dédain
безобразный (о внешности) - Difforme
вожделение - Désir
постоять за свободу — Défendre la Liberté
презирать – Dédaigner
богомольный – dévot
глупеть - devenir
клеветник - Diffamateur
препираться— Disputer
взбесить - devenir
танцовщица - Danseur, Danseuse
выродок - Dégénéré
пререкаться - se Disputer
бросить вызов — Défier; lancer un Défi
лишить себя жизни — se Donner la mort
почтительность – Déférence
Уничтожить - Détruire; Faire Disparaître.
защитить свою точку зрения — Défendre son point de vue.
преподать урок — Donner une Leçon; Faire la LeçonY (Y – пушкинисты читают как H и L. Но я читаю также как V).
инородное тело — corps Hétérogène.
валяться (в ногах) - se Vautrer.
свобода, - Liberté.
урок, поучение - Leçon
истинное мучение —Vrai supplice.
ограничение, - Limitation.
унижённый - Humilié, Humble.
человек с темпераментом — Homme
свобода действий — Latitude.
пострадавший – Victime.
суета сует — Vanité des Vanités
жертва (о живом существе) – Victime.
человеческие жертвы — Victimes.
безобразный (о внешности) Vilain
безобразный поступок — Vilaine action
Водка – Vodka
Стакан – Verre
буйный – violent
В итоге я оставил следующие образы: ссора — страдание – дикость - вмешиваться в чужие дела - кровь кипит – пугать - угрожать - ярость – обида, нанести обиду — крупный разговор —лишить наследства — инородное тело — валяться (в ногах) - свобода, - урок, поучение - истинное мучение.
Остальные слова не имеют начала с отмеченных е Пушкиным букв и их я привожу в сноске10.
Помимо этого проверим появление отмеченных букв в словах текстов пушкинских произведений.
В «Руслане и Людмиле» это время отражено образом «С горбом, с трясучей головой - покачать головой — Secouer la tête), Печальной (печалить - chagriner , attrister, affliger) ветхости (Vétusté) картина».
В «Медном всаднике»это время выражено образом: «Волнами сдвинуты (Déplacer- передвинуть); Donnerlebranle à; - с места); кругом (кругом - toutautour; à laronde), Как будто в поле боевом (Champ - Terrain; поле боя, битвы — ChampdeBataille), Тела (держать в черном теле — Faire, lavieDureà) валяются (ворочаться с боку на бок - seVautrer).
1 Чтение предположительное.
2 Чтение предположительное.
3 Может быть прочтено: H, как прочел Якушкин, и: L..
4 журнал "Русская Старина", 1884, №6, Якушкин.
5 Первая самостоятельная экспедиция Врангеля стартовала весной 1820 года и продлилась до начала 1824 года.
6 Летопись жизни и творчества Александра Пушкина в четырёх томах. 1799-1824. Составитель М.А. Цявловский, М., 1999. Т. 1, с.150.
7 Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе «Камчатке» в 1817, 1818 и 1819 годах флота капитаном Головниным. СПб., 1822. Ч. I. С. 511
8 Щеголев П. «Зелёная лампа», Пушкин и его совр. вып.7, 1908, с.19.
9 Пушкин в воспом. совр., 1998, С.-Пб. т.1, с.139.
10 беспокойство - inquietude;
trouble, agitation, emotion
благо, - для общего блага — pour le bien commun;
на благо — pour le bien de...
дуэль - duel ; rencontre
дом - (здание) maison
деньги – Argent, l`argent
картина – tableau; toile; peinture
любовь, - amour
любовник - amant
мучение, - tourment, martyre:
терпеть невыразимые мучения — souffrir mille morts
непричастный - etranger;
невежда - ignorant
отец — Pere
отношения выяснять — eclaircir les relations
посторонний, чужой - etranger
пистолет - pistolet
печалить - chagriner, attrister, affliger
плата, - paie, paye; pension
пошлина – droit, taxe
Идет Слух — Le Bruit Court
товарищ школьный — camarade d'ecole, condisciple
исповедовать религию — professer une religion
увлечение (пыл, одушевление) - entrain
укорять, - reprocher a, reprouver, reprimander
убить - tuer
чуждое, - exempt