Этрусские и греческие зеркала из музея Метрополитен

Чудинов Валерий Алексеевич


Поскольку в свободном доступе поисковики приводят в качестве примеров в основном гравировки бронзовых зеркал, я решил перейти к копированию многоцветных образцов бронзовых зеркал на иностранных версиях Гугла. В музее Метрополитен оказались не только этрусские, но и греческие бронзовые зеркала, которые мне было любопытно сопоставить с этрусскими. Даже если это будут единичные находки, по различным музеям мира таких зеркал наберется несколько десятков.

Зеркал оказалось много, и для их различения я привожу их музейную нумерацию.

Оглавление:
  • Зеркало № 09.221.15.
  • Зеркало № 20.211.
  • Зеркало с головой Пана.
  • Обратная сторона крышки.
  • Зеркало с подставкой в виде одетой женщины.
  • Зеркало с подставкой из обнаженной девушки.
  • Моё чтение надписей.
  • Зеркало из Кореи.
  • Моё чтение надписей.
  • Бронзовое зеркало с Ахиллом.
  • Моё чтение надписей.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Зеркало № 09.221.15.

    Рис. 1. Этрусское зеркало № 09.221.15

    В описании зеркало говорится, что оно относится к этрусским изделиям поздней классики, датируется периодом примерно 350–325 гг. до н.э., имеет диаметр 16.2cm, и принадлежит к находкам Роджерса 1909 года. Оно названо так: «Беллерофонт, скачущий на Пегасе и убивающий химеру». Качество изображения очень невысокое, поэтому без специальной обработки зрителю вообще непонятно, что там изображено. Именно поэтому не приводится никаких пояснений данной композиции. Википедия даёт пояснение: «Беллерофонт (др.-греч. Βελλεροφῶν, буквально «убийца Беллера») — в греческой мифологии — прозвище Гиппоноя (греч. Ἰππόνοος). Сын Главка и Евримеды (либо Посейдона и Евриномы). На погребальных играх по Пелию победил в скачке на коне. Беллерофонту покровительствовала Афина и передала ему Пегас».

     

    Рис. 2. Беллерофонт, убивающий химеру, и моё чтение надписей

    В качестве примера приведена фотография дна греческого сосуда с соответствующим изображением. Лица и фигуры Беллерофонта не разглядеть: они частично скрыты крыльями Пегаса, частично перекрыты трещиной на дне сосуда. Зато видна химера, которая почему-то показана в виде льва. Вообще говоря, «Химера (др.-греч. Χίμαιρα, букв. «молодая коза») — в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. В переносном смысле — необоснованная, несбыточная идея» (Википедия).

    Данное изображение поступило на Викисклад из Национального археологического музея Афин 22 декабря 2005 года. На мой взгляд, химера не имеет козлиных копыт, хвост не очень похож на змею, а загрызенная антилопа на спине характеризует именно льва. На всякий случай я решил прочитать шнуровку на сандалиях всадника, и получил текст: КОНЬ ЯРА ХРАМА ЯРА, что никак не характеризует греческого Беллерофонта. А на нижней части гривы льва двойным контуром написаны слова: МИРОВАЯ МАСКА, что можно понять, как МАСКА МИРА, то есть, МАСКА РИМА, что означает: НЕКИЙ ПЕРСОНАЖ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИЙ РИМ. Иначе говоря, Яр (Аркона) борется с Римом и поражает его, таков метафорический смысл изображения.

    К сожалению, получается, что даже археологической трактовке греческих изображений доверять нельзя: по меньшей мере, часть из них атрибутирована неверно!

    Рис. 3. Обработанное изображение зеркала № 09.221.15 и моё чтение надписей

    Я увеличил зеркало № 09.221.15 в размерах и усилил его контраст. Качество изображения не улучшилось, но зато появилась возможность читать неявные надписи, что я и реализую. Прежде всего, я обращаю внимание на большое цветное пятно чуть левее и выше центра. Тут я читаю крупную надпись: ЯРА СКИФИЯ, 333-502 ГОД ЯРА. Из этой надписи следует, что всадником на Пегасе является Скифия Яра, а не Беллерофонт.

    Что касается датировки, что она соответствует 1189-1358 ГОДАМ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Первая дата – это так называемый «год Макоши», который неоднократно мне встречался на разных изображениях. Полагаю, что промежутком в 169 лет отмечено как раз то событие, которое аллегорически передано сюжетом на данном зеркале, то есть борьбой с неким львом. А на задней части льва и несколько выше можно прочитать слова ХРАМ МИРА РОДА, то есть, ХРАМ РОДА РИМА. Иначе говоря, сутью сюжета является борьба Скифии Яра с Римом, чьими войсками руководил храм Рода. Остальные надписи передают отдельные детали этого сюжета.

    На самом верху в обращенном цвете написаны слова: ХРАМ МАКАЖИ. Это – адрес изготовителя, ибо сюжет посвящен «году Макоши». На правом цветном пятне я читаю текст: МИМА ЯРА РОДОВА. Полагаю, что это – владельческая надпись адресата, кому предназначалась данная история. Другие надписи я предпочитаю читать на изображении зеркала в обращённом цвете, рис. 4, но поле дешифровок остаётся на рис. 3.

    Рис. 4. Зеркало № 09.221.15 в обращенном цвете

    На рис. 4, где я усилил некоторые линии, стало возможным понять не только смысл изображения, но и смысл цветных пятен. Прекрасно виден всадник на крылатой лошади; он вонзает копьё в открытую пасть химеры. Самого всадника сопровождают желтые и красные цвета; передние ноги лошади снабжены зеленым цветом, и тут читается надпись ВОИН ЯРА. Эту же надпись можно прочитать и на голове всадника; кроме того, тут читаются слова РУСЬ ЯРА.

    В районе ног всадника можно прочитать надписи: МИМ ЯРА, СКИФ, РУСЬ ЯРА и дату 330. Полагаю, что это – дата начала борьбы Руси Яра против войск Рима. Это же – дата основания вторичных Аркон. Еще одну датировку можно найти на задней ноге химеры. Это – даты 399-523 (ГОДЫ ЯРА), которые в привычном для нас летоисчислении соответствуют 1255-1379 ГОДАМ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Полагаю, что это – период господства и побед «химеры» Рима. На зеркале также встречается надпись СКИФИЯ.

    Итак, общим смыслом метафоры борьбы воина Яра на крылатом коне является борьба святой Скифии с «химерой» Римом под руководством римского храма Рода (будущего Ватикана с собором Петра и Павла, который строился именно как ХРАМ РОДА). Несмотря на плохое качество изображение, зеркало оказалось весьма информативным в плане истории.

    Рис. 5. Этрусское зеркало № 20.211

    Зеркало № 20.211.

    В описании зеркало значится: зеркало относится к этрусским изделиям классического периода, датируется примерно 425-400 гг. До н.э., имеет размеры: 24.3 x 15.3cm, принадлежит находкам Rogers 1920 года, размещено в галерее 170. Содержание: «Сатир и Менада». Оно раскрывается так: «Сатир и менада – это один из наиболее популярных эротических сюжетов, как в этрусском, так и в греческом искусстве. Использование этой композиции для круглого зеркала есть напоминание о частом появлении такого сюжета на греческих сосудах. В любом случае она превосходно приспособлена для данного артефакта».

    К сожалению, зеркало довольно потёртое и потому изображение на нём не очень чёткое, нуждается в прояснении.

    Рис. 6. То же зеркало после усиления контраста и размера

    После усиления контраста и размера можно сказать, что сюжет начинает кое-как проглядывать, хотя и не вполне понятно. Для лучшего понимания я перехожу к изображению в обращенном цвете на рис. 7. В отличие от рис. 6, здесь я продлеваю некоторые полустёртые линии так, чтобы получился осмысленный рисунок.

    Итак, на зеркале на рис. 7 можно видеть мужчину с тремя руками. Левую руку он положил девушке на плечо, стремясь удержать ее от побега; двумя правыми он удерживает, кажется, кошку. А девушка стремительно покидает мужчину, отталкивая его рукой, но оглядывается на него. Под ногами у этой парочки находится сова как символ мудрости. Но не совсем понятно, кого олицетворяют мужчина и девушка. Кроме того, между ними в прямом цвете можно видеть мужское усатое и бородатое лицо анфас, на бороде которого написано слово РИМ, а выше – слова: ВОИН МИРА, то есть, ВОИН РИМА. Он явно подглядывает за персонажами.

    Рис. 7. То же зеркало в обращенном цвете

    В прямом цвете между мужчиной и девушкой я читаю слова: ЯРА МИМ И ХРАМ. – Полагаю, что это – владельческая надпись. На шее и голове левого персонажа в обращенном цвете я читаю датировку: 56-Й ГОД ЯРА. В привычном для нас летоисчислении это означает 912 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Именно тогда произошла размолвка между мужчиной и девушкой, и, скорее всего, по вине мужчины.

    Но кто такой этот мужчина? На верхней части его тела и левее я читаю слова: СКИФИЯ ЯРА, СТАН ВОИНОВ СКЛАВЯН. На уровне шеи читаются слова ЛИК ЯРА. А кто такая девушка? На ее левом рукаве в прямом цвете можно прочитать слова СКИФКА ХРАМА МАРЫ, а в обращенном цвете оборки рукава образуют слово СКЛАВЯНКА. Оборки правого рукава имеют буквы, выписанные по вертикали в столбец, и они образуют слово РЕЦИЯ. – Теперь всё встало на свои места: хотя Рецию населяют те же славяне, но в 912 году н.э. она покидает воинов Скифии.

    Рис. 8. Моё чтение надписей на рис. 6

    На платье девушки в области талии можно прочитать иные датировки: 37-50 ГОД ЯР, что в пересчёте на привычное для нас летоисчисление составляет 893-906 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, разочарование Реции началось задолго до того, как это дошло до воинов Скифии. А на голове совы можно прочитать слова МАРА ЯРА. Занесённая над птицей правая нога скифского воина показывает, что скифы не уважали храм Мары Яра.

    Весьма любопытна надпись на самом низу зеркала, на тёмной, нижней части растительного узора. Тут можно прочитать такие слова: СКИФИЯ – НЕ СКЛАВИЯ И НЕ РЕЦИЯ ЯКО СКИФИЯ. Это можно понимать в том смысле, что Скифия как страна с определенным укладом жизни не будет подчиняться более молодой Склавии (в которой существуют диалекты русского языка), и тем более – еще более молодой Реции. Так что о причине конфликта сказано вполне понятно. Данную надпись я считаю титульной.

    Рис. 9. Греческое зеркало на коробке с головой Пана

    Зеркало с головой Пана.

    В статье с перечислением и изображением массы древних артефактов [1] имеется изображение греческого зеркала на коробке с головой Пана. Это же зеркало можно найти и в альбоме зеркал [2], но без комментариев. Зеркало датировано концом 4-го века до н.э., имеет диаметр 17.1 cm и было найдено в раскопках Флетчера 1925 года. В описании говорится: «Зеркала коробок, подобно этому, вошли в употребление в конце 5-го века до н.э. Зеркало состоит из покровной крышки, несущей рельеф, которая была отбита и прилагалась к коробке. На этом зеркале от коробки края вокруг головы Пана в самом низу свидетельствуют именно о проделанной процедуре отделения от коробки. При поднятии за кольцо внизу рельефа можно обнажить зеркало на задней стенке, бронзовый диск с весьма полированной поверхностью. Будучи лесным созданием типа сатира, Пан всегда изображался с рожками, ушами и тощими ногами козы. Здесь он носит кожу фавна с двумя маленькими копытцами, завязанными в узел на шее. Его длинные локоны в беспорядке, его лоб слегка лохмат, а его брови подняты, изображая состояние патетики. Это изображение Пана напоминает портрет Александра Македонского. После его смерти в 323 году до н.э., греческие художники придавали Македонскому правителю черты, напоминающие божественные».

    Возникает вопрос: по каким соображениям рельеф был атрибутирован как Пан?

    Рис. 10. Моё чтение надписей на греческом зеркале

    Для чтения надписей я усилил контраст зеркала. На левой щеке изображения вместо слова ПАН я читаю слово СКИФ. Над левым «рожком» (а в действительности, локоном причёски) читается цифра 878. За головой, внутри выделенного черной рамочкой фрагмента, читается другая цифра, 530. Перед головой внутри выделенного фрагмента можно прочитать третью цифру, а именно 130. Наконец, на верхней части головы пряди волос образуют цифру 568. Чуть ниже читается текст: РУСЬ ЯРА. Над левом фрагментом находится крупная буква «А», справа и ниже которой можно прочитать слова: АРКОНА ЯРА.

    Понятно, что датировка тут произведена по хронологии Руси Яра. Все даты, кроме, возможно, даты 130 ГОД ЯРА, относятся к датам вторичных Аркон. Мне сейчас трудно прокомментировать все даты, поскольку я не специализировался на древней Греции, а сосредоточился на древней Этрурии (сегодняшнее рассмотрение греческого зеркала я сделал просто для сравнения, чтобы понять отличия греческих зеркал от этрусских). Но, как я полагаю, последняя по времени дата, то есть, 878 ГОД ЯРА, или, в привычном для нас летоисчислении, 1734 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, есть дата изготовления зеркала. Что же касается надписи СКИФ на части греческих артефактов, то эта надпись мне была известна по анализу греческих скульптур.

    Рис. 11. То же «зеркало», вид с обратной стороны

    Обратная сторона крышки.

    При открывании этого изображения внизу помещено изображение обратной стороны, которую я воспроизвёл в нормальном размере. Моему удивлению не было предела: а где же здесь зеркало? Обычно все изображения помещают на тыльной стороне зеркала. Мы ведь только что прочитали, что при поднятии за кольцо внизу рельефа можно обнажить зеркало на задней стенке, бронзовый диск с весьма полированной поверхностью. Этот диск отсутствует, зато имеется, видимо, задняя сторона крышки, к которой этот диск прикреплялся. Понятно, что музейных работников задняя сторона крышки мало интересовала, и ее изображение они дали просто потому, что стремились дать как можно более подробное изображение артефакта.

    Однако для меня данная обратная сторона крышки показалась дополнительным источником информации. Правда, для того, чтобы «разговорить» этот артефакт, его изображение необходимо усилить по контрасту.

    Рис. 12. Задняя сторона крышки, усиленная по контрасту

    Теперь я приступаю к чтению надписей. Начать я решил с самого центра. Тут я читаю датировку 80 (справа вверху) -85 (крупнее внизу слева) ГОД ЯРА. Возможно, что этот период (936-941 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА) означает начало производства такого типа крышек от каких-то круглых коробочек.

    Затем я рассматриваю первое кольцо. Справа, на уровне трёх часов, я читаю цифру 38. На верхнем сегменте кольца я читаю надпись: 38 и слова СКИФИЯ ЯРА. Не исключено, что датировка «38-Й ГОД ЯРА» означает как раз создание Скифии Яра. На нижнем сегменте можно прочитать слова МИМ ЯРА, написанные чёрными тонкими буквами, и надпись РУСЬ ЯРА.

    Далее я рассматриваю второе кольцо. На нижнем его сегменте я читаю слова: СТОЛИТСА ИТАЛИИ РИМ. А на верхнем сегменте читаются слова: ХРАМ ЯРА СКИФИИ. А в правой части – слова МАРЫ РУСЬ. Наконец, на самом верху я читаю слова: С АРКОНЫ РУСИ ЯРА. И на самом верху – слова МИМА ЯРА.

    Рис. 13. Моё чтение надписей на задней части крышки

    Наконец, я перехожу к чтению надписей на внешнем кольце. На правом сегменте я читаю пространный текст: СТОЛИТСЫ АЗИИ ЯРА И СКЛАВЯН СКОЛОТОВ СКИФИИ. Внизу имеется тоже интересный текст: ХРАМА ЯРА СОКРОВИЩА МИРА МАРЫ СОХРАНЕНЫ В АРКОНЕ. А верхняя часть содержит также весьма любопытные слова: ЯРА ХАРАОН СКИФ, а далее следует ожидаемый текст: РЮРИК ЯРА. На оставшихся участках кольца я читаю слова: ХРАМ ЯРА, РОДА ХРАМ, РУСЬ ЯРА, а также – СКИФИЯ АСИИ В СКЛАВЯНСКАХ.

    Получается, что круглая коробочка с бронзовой крышкой явилась СОКРОВИЩНИЦЕЙ ХРАМА МАРЫ, СОХРАНЁННОЙ В АРКОНЕ, которая переместилась в СКИФИИ АЗИИ В ГОРОДАХ, НАЗЫВАЕМЫХ СЛАВЯНСКАМИ. Более того, на крышке в виде рельефа изображен не греческий бог Пан, и не Александр Македонский, который также являлся ХАРАОНОМ ЯРА, а сам РЮРИК! – Так что перед нами проодемонстрирован очередной его портрет (трудно сказать, насколько точный).

    Рис. 14. Бронзовое зеркало с подставкой в виде одетой женщины

    Зеркало с подставкой в виде одетой женщины.

    В сопроводительной информации общего каталога [1] указывается, что зеркало принадлежит к классической эпохе Греции около 460–450 г. до н.э., найдено в Аргиве, имеет высоту 40.41 cm, его нашел WalterC. Baker в 1971 году. В сопровождающем описании отмечено, что «интеграция трехмерной фигуры женщины в дизайн функционального объекта – это отличительная черта греческого искусства. Разнообразие элементов – человека, животных, мифологических, – оживляет диск бронзового зеркала. Поддерживающая зеркало статуэтка женщины является основой, ее простое одеяние в виде пеплоса ниспадает вертикальными складками. Ее серьёзное выражение и молчаливая поза типичны для для статуй классического периода между 480 и 450 гг. до н.э. Два крылатых Эрота находятся над ее головой. Диск окружает свора собак в виде волос с каждой стороны диска, на вершине которого располагается сирена, частично птица, частично женщина».

    Рис. 15. Моё чтение надписей на зеркальном диске

    Меня весьма удивило то обстоятельство, что надписи располагались как раз на зеркальной поверхности, а не на обратной стороне. Но для их выявления я увеличил размеры диска и усилил его контраст. Теперь стали видны многие детали, в частности, надписи и изображения на диске.

    Чтение я начинаю с самого верха, где можно прочитать владельческую надпись: МАРЫ ХРАМ ЯРА СКИФИИ. – Замечу, что мне еще ни разу не попадалось греческого артефакта, на котором можно было бы прочитать слова типа ГРЕЦИЯ, ЭЛЛАДА, ВИЗАНТИЯ, или ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ – только СКИФИЯ.

    Чуть ниже имеется датировка: 30-Й ГОД ЯРА, на которой я впервые встречаю букву «Й» после цифры. Замечу, что эта дата есть дата смерти Рюрика. Впрочем, та же надпись дублируется чуть выше, но уже более мелкими цифрами и буквами, которые образуют текст: 30-50 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление получается 886-905 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Или – первое двадцатилетие после смерти Ивана Рюрика. Вероятно – период изготовления или строительства каких-то объектов. Даты такого типа расположены слева: 30-34; 33-53. Особенно интересна датировка 34, выполненная крупными цифрами; здесь цифра «4» написана зеркально. Полагаю, что справа налево писали в этот период и греки, и этруски, и римляне, и перед нами – пример описки мастера, который делал надписи на зеркалах.

    Чуть правее и выше центра зеркала имеется мужской усатый и бородатый мужской лик анфас. На его глазах можно прочитать слово МИМ, на усах – слово ЯРА; его борода – пышная и окладистая. Других ликов на данном зеркале я не обнаружил.

    Сразу под самой верхней надписью следует другая: РУСЬ ЯРА, а еще чуть ниже – слова, которые мне встретились впервые: 8-Я СТОЛИЦА ЯРА – СЛАВЯНСК. Я до этого не знал, что все вторичные Арконы нумеровались, и что к 20-летию после смерти Рюрика их насчитывалось уже не менее восьми.

    Так что не исключено, что датировки относятся как раз к строительству этих вторичных Аркон. А на бронзовой крышке я познакомился с тем, что названием многих из них было «Славянск».

    Самой крупной цифрой является датировка 57. А чуть ниже экватора я читаю слова довольно длинной надписи: РУСЬ, РИМ И МАСКОВА ЯРА. Под словами МАСКОВА ЯРА, которые мне встречались неоднократно, понимался МАСКОВЫ ГРАД или МАДРИД. Полагаю, что именно в 57 году Яра (913 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА) центральной проблемой мировой политики были именно взаимоотношения между этими тремя политическими образованиями.

    Наконец, самой длинной по количеству букв является нижняя надпись. Она гласит: РИМ ДО СТОЛИТСЫ БЫЛ РУСЬЮ ЯРА И АРКОНЫ ЯРА. На предыдущей крышке имелась надпись СТОЛИТСА ИТАЛИИ – РИМ. А теперь мы узнаём, что Рим до того, как стать столицей Италии, был частью Руси Яра и Арконы Яра. Эту мысль я отстаивал в течении многих лет. А теперь она чётко читается на историческом источнике – греческом зеркале.

    Понятно, что до смерти объединителя стран мира Ивана Рюрика Русь Яра была единой страной (с современной точки зрения это была, видимо, федерация); в 30-50-е годы Яра, сразу после смерти Рюрика каждый из центров провинций, видимо, начинает претендовать на более значительную роль в Руси Яра, причём в Скифии возникают центры славянского населения; и в 34 году Яра возвышается восьмая столица Яра – город Славянск. Полагаю, что первой столицей Яра был город Аркона, второй – Рим, третьей – Мадрид. Так что из данного зеркала можно узнать не только то, что на Руси Яра имелись вторичные Ароны под названием СТОЛИЦЫ ЯРА, но даже и то, что имелся определенный список с их нумерацией, видимо, по значимости. И из списка 8 столиц нумерация четырех (№ 1, 2, 3 и 8) оказалась выписанной на данном зеркале.

    Теперь перейдём к чтению надписей на обороте этого зеркала.

    Рис. 16. Моё чтение надписей на обороте данного зеркала

    Прежде всего, заметно, что если лицевая часть зеркала была красноватого оттенка бронзы, то оборотная сторона оказалась зелёной, цвета окислившейся меди. Как и на лицевой стороне, слева вверху имеется изображение бородатого мужского лика, повернутого влево на ¾. На лике имеется та же надпись: МИМ ЯРА.

    Наверху зеркала имеются датировки: 30-35-75 ГОД ЯРА. Из них самыми крупными цифрами передана последняя. Полагаю, что эта дата (931 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА) имеет непосредственное отношение к нижележащим надписям. А ниже написан достаточно длинный текст: РОДОВАЯ ХРАМА ЯРА И МАКАЖИ МАСКА ЯРА. Напомню, что слова МАСКА ЯРА означают ИЗОБРАЖЕНИЕ, в данном случае – фигурку женщины с зеркалом. Слова ХРАМА ЯРА И МАКАЖИ я понимаю как владельческую надпись. Иными словами, данное настольное зеркало было изготовлено для храмов Яра и Макоши. Наконец, слово РОДОВАЯ в сочетании со словом МАСКА передают состояние данной скульптуры: она не мёртвая, но и не живая. Иначе говоря, эта подставка с зеркалом несёт в себе энергетику, видимо, живого человека. И изготовлена, она, видимо, как раз в 75 году Яра (в 931 году н.э.), а вовсе не около 460–450 г. до н.э., как написано в описании. На сегодня от 460 года до н.э. прошло 2014+460 = 2474 года, а реальный возраст фигурки – 2014 – 931 = 1083 года, вдвое меньше. Археологи нас обманывают.

    Последняя надпись: РОД 36, возможно, является датировкой заказа данного зеркала в мастерской храма Рода.

    Перейдём к рассмотрению другого греческого зеркала с подставкой из обнаженной женщины.

    Рис. 17. Зеркало с подставкой из обнаженной девушки

    Зеркало с подставкой из обнаженной девушки.

    В описании общего каталога [1] сказано: «По словам, относится к южной Италии, второй половине 6-го века до н.э., бронза Лаконики. Диаметр33.81 см. НаходкаФлетчера 1938 года».

    Далее следует описание: «Это – фигура юной девушки, стоящей на львиной шкуре с ручками, вырастающими на ее плечах, которая служит подставкой для бронзового зеркала. Девушка обнажена, но у нее имеется ожерелье и лямка, на которой висит расширяющийся амулет и кольцо. В ее левой руке она держит плод граната, древний символ плодовитости. Ее обнаженность и те создания, которые ее окружают, наталкивают на мысль о том, что перед нами находится покровительница животных, которая на древнем Ближнем Востоке воплотилась в характеристики греческих богинь Афродиты и Артемиды».

    Рис. 18. Задняя сторона той же фигурки с зеркалом

    Описание продолжается: «Судя по ручкам зеркала, фигура может быть просто воззванием к Афродите, богине красоты и любви, которая происходила как раз с Ближнего Востока. Поскольку фигурка обнажена, в ней выражен скорее ближневосточный аспект Афродиты, в котором она ассоциируется с плодородием, чем с архаической греческой формой тела, которое часто изображалось задрапированным. С другой стороны, юная девушка может представлять богиню Артемиду, чей культ был особенно распространёнными в городе Лаконики Спарте»

    Итак, как мы видим, объектом археологической атрибуции является подставка, но не само зеркало. А с тем, что можно прочитать или рассмотреть на его гладкой и тыльной поверхности, еще предстоит разобраться.

    Рис. 19. Моё чтение надписей на лицевой поверхности зеркала

    Моё чтение надписей.

    Как обычно, я усиливаю контраст изображения, что даёт окончательную неоднородную поверхность. Чтение я начинаю с верхней части кругло рамки. Там написаны слова: ХРАМ ЯРА МАРЫ. Та же надпись дублируется и чуть ниже, на верхней поверхности зеркала. А вот это для меня новость: ранее я никогда не анализировал лицевую, гладкую поверхность зеркала, только его заднюю часть. Поэтому я и не мог предположить, что на лицевой поверхности имеются какие-то надписи, однако после чтения таких надписей на предыдущем зеркале моё удивление было уже небольшим.

    Строкой ниже я читаю надпись ХРАМ ЯРА, а также датировку: 33 ГОД ЯРА. Эта дата всего на 3 года отстоит от года смерти Рюрика и соответствует в привычном для нас летоисчислении дате 889 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Внутри выделенного черной рамочкой фрагмента я читаю слова ЯРА СКИФИЯ, а правее читается слово СТОЛИТСА. Это пробудило мой интерес: ведь на предыдущем зеркало удалось прочитать название 8-й Арконы – города Славянска. Чуть ниже читается слово ЯРА, а левее – слова МИРА РУСИ ЯРА. Это можно понять, как выражение ЯРА РИМА РУСИ ЯРА. Но какой же город южной Италии входил в Яра Рим?

    И вот на третьей строке снизу читается в прямом и обращенном цвете слева слово РАВЕННА. Правда, Равенна находится на севере Италии, однако место находки не обязано совпадать с местом изготовления. Важно, что оно находится в Италии. – Однако, однократное нахождение слова еще не вполне доказательно. И вот правее я читаю это слово еще раз, РАВЕННА, а ниже написано еще одно подтверждение: МИРА И РУСИ ЯРА, что означает РИМА И РУСИ ЯРА.

    Видимо, в качестве насмешки над археологами, из двух якобы греческих зеркал одно принадлежало городу Славянску в Скифии, другое – городу Равенне в Италии. Так что к их систематической ошибке в датировке добавляются систематические ошибки в атрибуции места изготовления.

    Рис. 20. Моё чтение надписей на тыльной поверхности зеркала

    Тыльную поверхность я также усилил по контрасту. Наверху посередине видна голова какой-то крупной кошки анфас, но не льва. Из этого можно предположить, что перед нами находится зооморфная ипостась богини Мары. И действительно, надпись на том же месте гласит: РУСЬ МАРЫ ЯРА, а чуть ниже читаются слова МАСКА ЯРА МАРЫ. – О том, что Русь Мары простиралась с востока вплоть до Крыма, я узнал в процессе написания статьи [3]. Теперь выясняется, что Русь Мары простиралась вплоть до Италии. И этим объясняется, почему Рим назывался прежде не просто МИР, но МИР МАР – это была, видимо, новая столица Руси Мары.

    Кроме того, не исключено, что вид крупной кошки (еще предстоит выяснить, кто это – леопард, гепард, пантера, ирбис, или еще кто-то), как раз и является МАСКОЙ ЯРА МАРЫ. Так что подпись соответствует изображению.

    Светлое пятно справа вверху хорошо читается в обращенном цвете. Здесь написаны слова: ЯРА РИМ, РАВЕННА. Третье упоминание этого города на одном зеркале позволяет считать данную надпись вполне достоверной. – Ниже я читаю еще несколько надписей. Так, слова ХРАМ МАРЫ означают, как я понимаю, адрес изготовителя, то есть, храм Мары в Равенне; слово СКИФИЯ означает, что степной пояс скотоводов распространялся на запад вплоть до Италии; наконец, слова МАСКА МАРЫ дублируют верхнюю надпись.

    Но какой-либо датировки на оборотной стороне зеркала я не обнаружил.

    Рис. 21. Корейское зеркало династии Горьео и моё чтение надписей

    Зеркало из Кореи.

    В каталоге [1] оно упомянуто как «Зеркало с декорацией из фигур в ландшафте», династии Горьео (918–1392), бронза, диаметром 17.8 cм, находка Флетчера 1925 года. А далее идёт комментарий: «Технология обработки бронзы была введена на Корейском полуострове примерно в Х веке до н.э., вероятнее всего, в северных регионах материка. Среди наиболее часто находимых бронзовых артефактов, находимых на раскопках бронзового века в Корее, находятся зеркала, самое старшее из которых датируется четвертым веком до н.э. Ранние экземпляры декорировались на задней стороне (на неотражающей поверхности) геометрическими узорами и, как полагают, эти зеркала применялись в шаманских ритуалах. Использование и производство бронзовых зеркал затем переместилось из Кореи в Японию.

    В династии Горьео зеркала стали предметом повседневного использования у высшего класса общества. Геометрический дизайн древних предметов был заменен такими декоративными мотивами как флористический и растительный орнамент, крупные птицы (журавли и фениксы), драконы и облака, и повествовательными темами на фоне ландшафта как основания для существования зеркала. В то время как имеется всего несколько экземпляров светской живописи периода Горьео, второстепенные темы, такие как изображения предметов цвета морской волны и узоры на зеркале показывают, что имелась, так сказать, «философская» живописная традиция.

    Бронзовые зеркала Горьео были найдены в могилах как погребальных объектах для усопших, в буддистских пагодах как ритуальные объекты, используемые в церемониях для вызывания духов земли, и как часть роскошной домашней фурнитуры. Этот экземпляр, который имеет элегантные края, вероятно, был изготовлен для подобного употребления. Было модно дарить зеркала такого типа в качестве свадебного подарка и помещать их на украшенную поверхность.

    Бронзовые зеркала изготавливались из меди, олова и цинка, – всего того, чего не было в Корее. Одна сторона этого зеркала (обратная к показанной здесь) полировалась в высокой степени, чтобы служить отражающей поверхностью. Другая сторона, отделанная в соответствии с повествовательной сценкой, имеет в центре пуговку, через которую можно было продеть тесьму для подвешивания зеркала. На обратной стороне изображенного моста путь указывает обезьяна с побритой головой и вскарабкавшаяся на ствол. На фоне изображения позади моста имеется дерево, вероятно, кипарис, несущее густую крону листьев. Справа имеются ворота дворца, перед которыми имеется сидящая фигура. Другая фигура возникает из полуоткрытых ворот.

    Вариации этой легендарной сцены найдены и на других зеркалах, найденных в Китае и Корее. История может относиться к легендарному визиту на Луну во время династии Танг (618–906) императора Суанжонга (712–756). В соответствии с этой историей, мост на Луну был создан там, где два два мага познакомились с императором, который подбросил палку в воздух. После того, как три человека пересекли Луну, лунная принцесса вышла из ее дворца, чтобы встретить императора, и приказала своим слугам петь и плясать перед ним».

    Моё чтение надписей.

    А меня интересует существование русских надписей на этом зеркале. Как обычно, я усиливаю его контраст. Сначала я читаю надпись на кроне кипариса – в обращенном цвете. Она гласит: МАРЫ ХРАМ. Затем я читаю надписи на левой стороне моста между двумя фигурами. Это – та же надпись, но в обратном порядке слов: ХРАМ МАРЫ, так что одна надпись подтверждает другую. Видимо, это – адрес изготовителя.

    Затем я читаю надпись на правой, изогнутой стороне моста. Здесь читаются слова: МАКАЖИ ЯРА ХРАМ. А это, возможно, адрес владельца. А на правой части зеркала на уровне людей можно прочитать слова РУСЬ ЯРА, что меня немного удивило, поскольку я ожидал других слов, РУСЬ МАРЫ.

    Наконец, на самом верху зеркала я читаю датировку: 200-300 (ГОДЫ ЯРА), что в привычном для нас летоисчислении означает даты 1056-1156 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Это вполне вписывается в даты династии Горьео (918–1392 гг. н.э.), что позволяет считать датировку артефактов Юго-Восточной Азии правильной.

    Как видим, на зеркале нет ни китайских иероглифов, ни корейских слоговых знаков. Надписи нанесены только по-русски.

    Рис. 22. Бронзовое зеркало с Ахиллом

    Бронзовое зеркало с Ахиллом.

    Это изображение я заимствовал из статьи [4], а его центр крупным планом – из статьи [5]. Этрусское зеркало датировано IIIвеком до н.э., находка Роджерса 1921 года. Место находки не сообщается. Археологи полагают, что на зеркале изображены Ахилл, Крисифа, Елена и Парис, чьи имена транслитерированы как Achle, Crisitha, Elinei, а также Elchsntre. Таких имён я не встречал никогда.

    Если два зеркала из Этрурии, рассмотренные в данной статье первыми, не имели явных подписей, то на данном зеркале они имеются, но написаны по ободку, хотя на фотографии рис. 22 они не видны. Но они скопированы точно на рисунке справа внизу от зеркала. Кроме того, имеется, довольно крупная и ясная фотография двух верхних третей зеркала, рис. 23. Исходя из этой фотографии, можно прочитать неявные надписи. Сразу обращаю внимание читателя на то, что полуявных надписей в виде локонов волос тут нет.

    Рис. 23. Верхний фрагмент того же зеркала и моё чтение надписей

    Моё чтение надписей.

    Естественно, сначала я усиливаю контраст изображения. Теперь я могу прочитать надпись на центральной девушке на заднем плане. Надпись на ее лице и шее гласит: МАСКА МАРЫ. На плече юноши слева можно прочитать слово СКИФ, а на его голове читаются слова МИМ ЯРА. На руке и плечах стоящей обнаженной девушки читается надпись: МАРЫ ИЗ РИМА. Наконец, на плечевом поясе сидящего юноши, четвертого слева, можно обнаружить те же слова: ИЗ РИМА. Последняя надпись с датировкой 38 ГОД ЯРА читается на середине бедра левой ноги стоящей девушки. В привычном для нас летоисчислении это будет 896 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Данную сценку можно понять так: жрицы и жрец храма Мары из Рима подняли на смех жреца храма Яра из Скифии (в современной трактовке – из древней Греции). И произошло это уже через 8 лет после смерти объединителя славянских земель, Рюрика.

    Теперь можно понять надпись на этрусском языке. Понятно, что никаких имён собственных там вообще нет. Первое слово можно прочитать, как ЕЛ УСНИДЕ, что совершенно неверно. Именно оно было почитано этрускологами, как Elchsntre и трактовано как имя Париса. На самом деле вторая буква L является только половинкой от буквы М, написанной, к тому же, вверх ногами. Не тут и окончания слова, sntre. После буквы С действительно идёт буква Н, а затем не ТРЕ, а I и О, которые вместе образуют букву Ю. Конечная буква Е должна встать перед Ю (реверс). Окончательно вместо Elchsntre или вместо: ЕЛ УСНИДЕ, получаем слова: ЕМУ С НЕЮ.

    Вторым словом, на первый взгляд, является слово ЕЛИНЕЙ. Однако буква L при соединении с буквой I образует русскую букву И (виртуальное или разорванное написание), что даёт текст: Е ИНЕЙ. Здесь заканчивается первое предложение, которое звучит как ЕМУ С НЕЮ Е ИНЕЙ, что означает: ЕМУ С НЕЮ ЕСТЬ ИНОЕ.

    Второе предложение состоит из двух слов: первое слово этрускологи читают как Crisitha, второе – как Achle. Хотя буквально первое слово читается как КРИЗИКСА, а второе – как АУЛЧ. Но во втором слове буквы переставлены; после их выстраивания в нужном порядке получается слово АЧУЛ (ПОЧУЯЛ), а первое слово содержит диграф КС для передачи звука С, и следовательно, оно звучит как КРИЗИС. Так что второе предложение КРИЗИС АЧУЛ можно понять, как КРИЗИС ПОЧУЯЛ.

    Тем самым, до рассмотрения ситуации роль каждого персонажа непонятна, даже если бы мы перевели два предложения правильно. Итак, речь автором надписей ведётся от имени левого персонажа, мима Яра и скифа: ЕМУ С НЕЮ НЕПРИВЫЧНО. А именно: ОН ПОЧУВСТВОВАЛ КРИЗИС. Иначе говоря, римские жрицы богини Мары перестали общаться с жрецом бога Яра из Скифии. Перед нами – кризис духовенства, который произошёл в городе Риме (который в ту пору был еще городом Руси Яра) в 896 году н.э.

    Как видим, русский перевод текста объясняет политическую ситуацию конца девятого века н.э. и никаких Ахиллов, Елен и Париса здесь нет. Просто – расхождения жрецов по поводу, видимо, политической ситуации в Риме. При этом жрецы и жрицы Мары защищают политику Рима, а жрец Яра – политику Руси Яра.

    Обсуждение.

    Каждая моя статья по этрусским зеркалам продвигает меня не только и не столько в чтении еще одного текста, сколько в понимание письменной культуры Руси Яра, которая, к сожалению, до меня не была исследована. Так, я с самого начала, еще в моей монографии [2] предположил, что у этрусков существовали неявные надписи, хотя я в тот момент еще не знал, что степень такой неявности бывает разная. По сути дела, я обнаружил там то, что сегодня я называю полуявными надписями, то есть, те надписи, которые были вписаны в локоны волос, в складки одежды и в шнуровку обуви. Собственно неявные надписи на гладкой поверхности я обнаружил только в статьях этого года. Но уже в монографии я показал, что без чтения этих дополнительных указаний автора надписи текст явных этрусских текстов становится совершенно непонятным, поскольку он только комментирует ситуацию из рисунка и неявных подписей.

    В этом учебном году (2013/2014) я обнаружил также, что на зеркалах имеется датировка, причем многочисленная, что тоже требует специального обсуждения и особой атрибуции. Датировка даётся в годах Яра, и это летоисчисление стало для меня понятным осенью 2013 года. Далее я понял, что далеко не все зеркала были изготовлены в Этрурии, часть из них изготавливалась в Арконе, затем оказалось, что некоторые зеркала были произведены в Скифии. А уже в 2014 году выяснилось, что существовало множество вторичных Аркон, так что чтение надписи Аркона на зеркале еще не означает, что местом изготовления служила именно первая Аркона Яра.

    Сначала я не предъявлял высоких требований к качеству изображения, и меня вполне устраивали прориси учёных, возможно, и не слишком точно передававших качество изображения оригинала. Однако я научился читать полуявные надписи и на них. У прорисей имеются и свои достоинства: линии там достаточно жирные, основательные, как бы весомые. А вот на гравировках, которые появляется с конца XVIIIвека, где рука гравера провидит линии гораздо более точные, но и более тонкие, почти волосяные, эта основательность (пусть даже субъективная) пропадает. Но, осваивая эту школу, я медлил с переходом к цифровым фотографиям, справедливо полагая, что наличие цвета и мелких подробностей сильно усложнит чтение. И я не ошибся. Но именно благодаря тому, что я освоился с черно-белыми прорисями и гравюрами, я получил очень хороший опыт, без которого я вряд ли справился бы с цветными фотографиями. Поэтому критика моих оппонентов, чтобы я перешел к полноценным фотографиям, на первый взгляд верная, была несвоевременной.

    Но как только я перешел к цветным изображениям и, соответственно к цветовым контрастам, я понял, что естественного контраста фотографий для полноценного чтения недостаточно, и я перешел к усилению контраста на компьютере. Само по себе чтение цветных надписей уже передвинуло меня на ступень самых передовых эпиграфистов, ибо ни у кого из моих  предшественников я не наблюдал работы с цветом. А приём усиления контраста мне пришел в голову совершено естественно, ни у кого из коллег я о нём ничего не слышал. Следовательно, я встал в ряд самых передовых эпиграфистов.

    Но о том, что можно читать надписи на полированной поверхности зеркал, никто вообще не писал, и даже обычно эту сторону зеркал не показывают, А если я стал читать эти надписи, то я оказался уже впереди самых передовых эпиграфистов. И первая новинка, которую я смог там обнаружить, это название городов-изготовителей, в данном случае Славянска как 8-й Арконы и Равенны, а также надпись: РИМ ДО СТОЛИЦЫ (ИТАЛИИ) БЫЛ (ГОРОДОМ) РУСИ ЯРА И АРКОНЫ ЯРА. И, разумеется, стало понятно, что еще в 33 году Яра (889 году н.э.) Рим был МИРОМ РУСИ ЯРА И АРКОНЫ ЯРА, а уже в 57 году Яра (913 году н.э.) за городом закрепилось название Рим. Следовательно, до начала Х века никакого города с названием Рим НЕ СУЩЕСТВОВАЛО. Так что понятие «античный Рим» относится к «историографической мифологии» академической науки.

    Помимо открытия надписей на отражающей поверхности зеркал в данной статье имеется и еще одно открытие: изображение якобы бога Пана, как выяснилось, являлось портретом СКИФА, ХАРАОНА ЯРА, РЮРИКА. В это трудно поверить! - Однако даже археологи отметили, что это изображение весьма напоминает лицо Александра Македонского. Сходство с Паном принято ими из-за похожих на рога локонов волос.

    Ну, и, наконец, я начал читать надписи на тех этрусских зеркалах, на которых вообще не было явных надписей. И если я понял, когда Рим стал Римом, то зеркало с якобы Беллерофонтом описывает начало борьбы Скифии с Римом, которая, как я понимаю, началась именно с 333 года Яра, с «года Макоши», то есть, с 1189 года н.э., причем сначала, видимо, Скифия побеждала.

    На втором зеркале показано, что славянская страна Реция отошла от Руси Яра в 56 году Яра (912 году н.э.). Наследниками ретов себя считают, в частности, словенцы. – Наконец, на третьем этрусском зеркале оказалось возможным понять конфликт между скифским священнослужителем (мимом Яра) и жрицами храма Мары в Риме, то есть, косвенно, конфликт между Русью Мары (Римом) и Русью Яра (Арконой). Он состоялся всего лишь 8 лет спустя после смерти Рюрика, в 894 году н.э. Иначе говоря, созданное Рюриком объединение разных частей Руси оказалось непрочным. И распад Всея Руси начался с Арконы № 2, с Рима, который сначала отделился на уровне духовенства, а затем стал проявлять всё больше самостоятельности и в области политики.

    Ну, и отдельно следует сказать о третьем направлении исследований (помимо прогресса в объектах эпиграфического исследования и прогресса в  датировке исторических событий) – о прогрессе в понимании этрусской орфографии. Если в наши дни молодёжной игрой по коверканию русского языка стал так называемый «олбанский язык», придуманный в Белоруссии, со всякого рода «красавчегами» и выражениями типа «аффтар жжот», то такого типа игрой, но не со словами, а с орфографией, был этрусский язык. Когда Петр Петрович Орешкин заметил эту игру, он назвал ее «каверз-системой». Помимо уже привычных лигатур там широко использовали разорванные буквы (типа написания русской буквы И как последовательностиlI или Ю как последовательности lO). Но к этому добавилось еще употребление половинной буквы М в виде l для передачи М кверху ногами. Словом, это всё равно, как написать слова: ЕМУ С НЕЮ НЕПРИВЫЧНО. ОН ПОЧУВСТВОВАЛ КРИЗИС словами современного молодёжного жаргона: ЧУВАКУ С ТЁЛКОЙ СТРЁМНО. И ЛОХ, КОРОЧЕ, УСЁК ЛАЖУ. Лингвисты, как я успел заметить, вообще не слишком жалуют исследования по орфографии древних языков, а уж понятие орфографического жаргона им вообще неведомо.

    И последнее: даже в далёкой Корее на зеркалах имелись русские надписи. – Так что, несмотря на то, что я смог рассмотреть всего 7 зеркал, они дали очень интересную информацию разного плана. 

    Заключение.

    Понятно, что каждое из названых направлений требует дальнейшего изучения.

    Литература.

    1. Metropolitanmuseum. Metalwork, Bronze. Сайт: https://www.metmuseum.org/toah/hi/hi_ mebn.htm
    2. Etruscanbronzemirrors on Pinterest. http://www.pinterest.com/pin/302444931196780477/
    3. Чудинов В.А. Скалы южнобережья Крыма. Форос. Сайт chudinov.ruот 17 апреля 2014 года
    4. Bronze Etruscan Mirror with Achilles, Thetis, Odysseus, Helen, and Menelaus in the Metropolitan Museum of Art, November 2010. Источник: http://www.ipernity.com/doc/laurieannie/24387463
    5. SutinenPaul. MetropolitanMuseumofArt. Источник: http://paulsutinen.com/tag/ metropolitan-museum-of-art/ 
    6. Чудинов В.А. Вернём этрусков Руси. Расшифровка надписей древней цивилизации. – М.: Поколение, 2006. – 664 с., ил.

Комментарии:

Быков Васипий
03.05.2014 08:05
Зеркало с Ахиллом, интересный календарный переход цифровых значения эпохи (5) ,прошедшего значения "годов" Мары ( пальцы на руке 3) и выбор Яра ( 4 ) 12134 год М календаря Макажи, иои возраст зеркала 2614 лет. ( политика - любит точность выбора)

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову