Каменные бабы из Мариупольского музея

Чудинов Валерий Алексеевич


Давно я не публиковал изображений каменных баб с дешифровкой надписей на них. Но вот 16 февраля 2014 года мне пришло 5 траншей с фотографиями каменных скульптур и небольшой запиской: «Здравствуйте. Прошу переслать Чудинову В.А. фото из Мариупольского краеведческого музея. Возможно, что-то его заинтересует. С уважением, Валентина Зиновьева». Разумеется, изображения изваяний, сделанных нашими предками, мне были всегда интересны.

Оглавление:
  • Подход археологов.
  • Первая «каменная баба».
  • Геоглиф Мариуполя.
  • Вторая каменная «баба».
  • Третья каменная «баба».
  • Второй геоглиф Мариуполя.
  • Четвёртая каменная «баба».
  • Пятая каменная «баба».
  • Шестая каменная «баба».
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Подход археологов.

    Рис. 1. Титул книги археолога С.А. Плетнёвой

    Понятно, что археологов интересует только общий вид каменной скульптуры, на которой они не видят никаких надписей. Когда-то я тоже, следуя за этой традицией, почти ничего не видел на скульптурах. Но со временем я научился читать на них надписи.

    В качестве примера моя читательница прислала мне изображение шмуцтитула книги С.А. Плетнёвой «Половецкие каменные изваяния» с рядом прорисовок скульптур спереди, сбоку и сзади, как показано на рис. 2. Книга была издана издательством «Наука» в 1974 году, но для меня этот уровень археологии ассоциируется с серединой ХХ века. Для меня археологи подобны детишкам, которые могут разглядывать картинки, но не способны читать надписи.

    Рис. 2. Прорись «Половецкой каменной бабы» из Ждановского музея

    Понятно, что на виде спереди (анфас) можно видеть некоторые черты лица, детали вооружения и воинской экипировки. Так, на показанном на рисунке образце № 323 видно, что изображен усатый воин в округлом шлеме (шлем прослеживается на видах со всех трёх сторон), на лице можно даже заподозрить существование бороды.

    На груди воина видно пересечение двух вертикальных и одного горизонтального ремня, а на местах пересечения – бляхи, вероятно, они были металлическими. Руси, хорошо моделированные, держат какой-то прямоугольный предмет вертикально. Видны полы кафтана, из-под которых торчат укороченные ноги, обутые, вероятно, в сапоги. На виде сбоку можно предположить наличие прямого длинного вертикального меча.

    Понятно, что никаких надписей на изваянии археологи не видят.

    Рис. 3. Первая из «каменных баб» Мариупольского музея

    Первая «каменная баба».

    Мне было прислано несколько десятков изображений «каменных баб», одно из них показано на фотографии. Я специально подогнал размер фотографии под размер зарисовки Плетнёвой. Та же очень крупная голова, возможно, в шлеме; те же укороченные ноги и тот же прямоугольный вертикальный предмет в руках. Словом, для С.А. Плетнёвой это – один из обычных археологических артефактов, на котором можно проставить порядковый номер, сделать зарисовку в трёх видах, приложить описание в один абзац – и благополучно забыть. Ничего интересного.

    Однако для меня это – весьма интересный пример в качестве текст. Чтобы его увидеть, достаточно показать изображение в ту величину фотографии, которая была прислана, а также усилить контраст изображения, и прочитать надписи, как в прямом, так и в обращенном цвете. И вот что у меня получилось.

    Рис. 4. Моё чтение надписей на голове

    Я полагаю, что на голове находится максимальное количество надписей. Чтобы не путать надписи в обращенном цвете, я обвожу фрагменты с ними черной рамочкой. Чтение я начинаю с макушки головы. Там находится опоясывающая темечко словосочетание, которое я читаю как СКИФИЯ ЯРА. Таким образом, для автора надписи было важно не то, кто именно населяет данную местность в данное время, а как называется местность. Нынешняя Украина – это Скифия Яра.

    Ниже, примерно на лбу, я читаю слова в обращенном цвете: МАСКА МИМА ЯРА. Вообще говоря, МАСКА – это изображение, но МАСКА МИМА – это ШЛЕМ. Вероятно, ШЛЕМ ЯРА – это шлем сферической или яйцевидной формы. Еще ниже в прямом цвете я читаю слова МИР ЯРА и подозреваю, что это – РИМ ЯРА. Иначе говоря, эти народы могли быть в некотором подчинении Риму, который сам подчинялся тогда Арконе (именно поэтому он назывался Мир Яра).

    Ниже на лбу, примерно на том месте, где у шлема обычно проходит горизонтальная полоса, слева от светлой пятиконечной звезды (символ удачи, как и свастика), в прямом цвете читается словосочетание АРКОНА ЯРА. Оно говорит многое, прежде всего то, что и сама скульптура, и вооружение воина делалось в Арконе. – Ниже можно разглядеть рельеф лица: круглые глазки, очень приплюснутый, почти африканский нос, слегка перекошенный небольшой рот и бородку клинышком. Таким образом, перед нами – лицо не женщины, но бородатого мужчины, воина.

    Ниже на лбу можно видеть цифру 300 датировки, однако я тут ее читать е буду (я прочту ее ниже, на бороде), зато тут читается надпись самыми крупными буквами, гласящая: РУСЬ ЯРА, а левее, в прямом цвете, АРКОНА. Итак, отпадают все сомнения: перед нами – изделие Арконы. Здесь же, на уровне глаз, читаются слова СЛАВЯНЕ ЯРА. Таким образом, половецкие воины – это СЛАВЯНЕ.

    На уровне носа я читаю слова МИР РИМ, так что именно в это время МИР ЯРА начинает пониматься как РИМ РУСИ ЯРА. Слева на уровне рта в прямом цвете читаются слова ВОИН ЯРА. Как я понял, анализируя надписи Иерусалима, перед нами, скорее всего, КАВАЛЕРИСТ. Пехотинец, если бы он был изображен в скульптуре, должен был бы иметь надпись ВОЙ РОДА.

    Наконец, я добрался до еще одного чтения даты на бороде. Она – та же самая – 300 ГОД ЯРА. В привычном для нас исчислении – это 1157 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Датировка вполне соответствует хронологии других изделий Арконы, например, «древнегреческих» статуй. Наконец, на правом плече в прямом цвете я читаю слова ХРАМ ЯРА – привычное для меня место изготовления монументов в Арконе.

    Далее я перехожу к чтению надписей на груди воина.

    Рис. 5. Моё чтение надписей на груди воина

    Сначала я рассматриваю изображения. Сначала я на ряде фрагментов, обведенных белой рамочкой, выделил ряд ликов. Но интересную запись я прочитал на верхнем среднем фрагменте и чуть левее: ВОИН РОДА. А ниже я прочитал надпись на другом фрагменте: ХРАМ ЯРА. На правом верхнем фрагменте я прочитал слова РАТЬ и РУСЬ ЯРА. На ряде изображений написано МИМ ЯРА.

    Наконец, очень интересна надпись на фрагменте, обведенном черной рамочкой на животе воина. Она гласит: СЕ СКИФИЯ. А в черной рамочке наверху живота скульптуры, я читаю еще одну датировку: 355 ГОД ЯРА. Полагаю, что здесь Аркона Яра существовала 55 лет, с 300 по 355 годы Яра. А в привычной для нас хронологии – С 1157 ПО 1213 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Как видим, ситуация примерна такая же, как и в других вторичных Арконах. Только вторая дата есть, скорее всего, дата создания данной скульптуры.

    Рис. 6. Моё чтение надписей на нижней части воина

    А здесь на верхнем фрагменте я читаю уже несколько иные даты: 306-503 ГОД ЯРА. Это соответствует в привычной для нас хронологии датам 1162-1359 ГОДАМ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. А это, скорее всего, дата существования ближайшей вторичной Арконы. Пока я не знаю, где она находится.

    Затем я читаю надписи на фрагментах, расположенных ниже. Итак, на фрагменте чуть ниже я читаю: ВО РУСИ ЯРА. Еще ниже я читаю еще раз слова ВОИН ЯРА. И, наконец, в самом низу я читаю слова АРКОНА ЯРА. Эта надпись тут появляется во второй раз. Очевидно, что вторичная Аркона Яра находится где-то поблизости.

    Понятно, что ближайшим городом к данной скульптуре является тот город, в котором данные скульптуры находятся, то есть Мариуполь. Поэтому я постараюсь рассмотреть в первую очередь геоглиф города Мариуполя.

    Рис. 7. Геоглиф Мариуполя и моё чтение надписей

     

    Геоглиф Мариуполя.

    Есть ли на геоглифе (высота над уровнем моря – 7 км) надпись АРКОНА ЯРА? К моей радости, есть! Эта надпись занимает по диагонали весь центр геоглифа. Так что моё предположение здесь оправдывается.

    Но хотелось бы видеть и дополнительные надписи. Наверху, на верхнем фрагменте я читаю датировку: 300 ГОД ЯРА. Это вполне совпадает с датировкой других вторичных Аркон. Внутри центрального фрагмента я читаю слова ХРАМ ЯРА. Слева, на небольшом фрагменте, обведенном черной рамочкой, я обвожу первую букву С, правее которой я читаю слова: СЕ ЯРА СТОЛИТСЯ, иначе говоря, ВОТ СТОЛИЦА ЯРА. Могу сказать, что такой надписи я не ожидал. – Ну, и наконец, в самом низу я обвёл черной рамочкой первую букву С другой надписи: СКИФИЯ ЯРА.

    Таким образом, я действительно нашел новую, четырнадцатую вторичную Аркону на берегах Азовского моря, а именно Азовскую Аркону.

    Рис. 8. Еще одно изображение «бабы» и моё чтение надписей

    Вторая каменная «баба».

    На изображении второй каменной «бабы» я сначала читаю в обращенном цвете верхнюю часть с небольшим сдвигом вправо. Тут написано: МАСТЕРСКАЯ МАРЫ У ПОЛЕ. Что такое МАСТЕРСКАЯ понятно, но выражение МАРЫ У ПОЛЕ я понимаю как МАРЫ В ПОЛЕ с диалектным употреблением предлога У в качестве В. Если вспомнить, что юг Украины в древности называли «Диким Полем» или «Гуляй-Полем», то выражение МАРЫ В ПОЛЕ можно понимать как ХРАМЫ МАРЫ НА ЮГЕ СКИФИИ. А если все три слова МАРЫ У ПОЛЕ соединить вместе, то получится название города: МАРЫУПОЛЕ – МАРИУПОЛЬ.

    А наверху внутри фрагмента, обведенного черной рамочкой, можно прочитать в прямом и обращенном цвете слова ВОИН ВОЙСКА СКИФСКАГО. Эту надпись я считаю титульной, то есть, подписью памятника павшему скифскому воину. А под ней я читаю в прямом цвете слова СКИФЫ ВСЕЯ РУСИ МАРЫ. Насчёт всея Руси Яра я наслышан. А вот относительно ВСЕЯ РУСИ МАРЫ я прочитал впервые.

    Далее я читаю надписи на поясе. Над ним видна светлая полоска надписей, которую я читаю в обращенном цвете: ХРАМ ЯРА МАРЫ. МИМ И МАСТЕРСКАЯ. А чуть ниже в прямом цвете можно прочитать слова МАСКА-МАЯК МАРЫ, что можно понять, как МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА ПОКОЙНИКА.

    На самом поясе я читаю слова МАЯК МАРЫ. А далее я перехожу к рассмотрению лика под мечом. Я его показываю на поле дешифровки справа. Это – страшноватое женское лицо анфас. На нём написано МИР МАРЫ. А левее находится мужское лицо в профиль, сильно вытянутое по вертикали. Лицо усатое, но без бороды. И на нём можно прочитать слова СКИФЫ ЯРА МАРЫ.

    Рис. 9. Табличка перед скульптурой

    Наконец, я рассматриваю надписи внутри фрагмента, обведенного красным кольцом. Там внутри я читаю слова СЕ СТОЛИТСА СКИФСКИХ ЯРА ХРАМОВ. Иначе говоря, тут я читаю практически те же слова, которые были написаны на геоглифе Мариуполя. А внутри обведенного черной рамочкой фрагмента я читаю датировку: 353 ГОД ЯРА. Это соответствует в привычной для нас хронологии 1209 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Полагаю, что это датировка данной скульптуры.

    Словом, данный неполный скульптурный портрет скифского воина содержит очень интересные надписи, в том числе и объясняющие название города Мариуполя.

    А на рис. 9 я прочитал слова, которые подтверждают мои чтения. На украинском и русском языке тут написано: СТАТУЯ СКИФСКОГО ВОИНА.

    Рис. 10. Скульптурная Мара скифов

    Третья каменная «баба».

    Еще одно скульптурное изображение также находится в музее Мариуполя, и я его усилил по контрасту. На его голове имеется головной убор, который напоминает человеческое лицо. Скорее всего, это женское лицо анфас. А на этом лице имеются надписи СКИФА МАРЫ, а также МИР МАРЫ. Иначе говоря, это одна из Мар скифов.

    А далее, ниже, я вижу огромное лицо Мары, где глазницы – по тарелке, а улыбка – чуть ли не от уха до уха. Под правым глазом я читаю слова: ЯРА МАСКА РУСИ МАРЫ, что означает СКУЛЬПТУРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ РУСИ. На верхней губе можно видеть надпись ХРАМ МАРЫ СКИФИИ. Наконец, на подбородке крупными буквами написано: МАРА СКИФОВ. Полагаю, что это – титульная надпись.

    Внутри единственного фрагмента, который я обвёл черной рамочкой, я читаю слова: 300 ГОД ЯРА, что я понимаю в привычном для меня летоисчислении 1156 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Наконец, на подоле скульптуры, ниже двойной черты, я читаю слова: ХРАМ МАРЫ ЯРА.

    Таким образом, в данном случае переда нами находится не скульптура воина, а скульптура Мары. Когда-то я уже рассматривал скульптуры Мары.

    Рис. 11. Геоглиф Мариуполя с высоты 21,6 км

    Второй геоглиф Мариуполя.

    Тут я рассматриваю второй геоглиф Мариуполя, но с более высокой точки зрения, с высоты уже не семи, а почти 22 км. Меня заинтересовало, нет ли вокруг Мариуполя более крупных надписей. И, как выяснилось, такие более крупные надписи существуют.

    Так, к северу от населённого пункта «Старый Крым» я читаю слово МАРЫ, а к югу от него – слово РУСЬ. Раньше я полагал, что этим понятием обозначался Китай. Однако, как выясняется, Русь Мары простиралась гораздо западнее, вплоть до Азовского моря. До этого я с удивлением узнал, что скифы Яра также располагались гораздо западнее того размещения, который нам предлагает академическая историография.

    Именно этого словосочетания мне не хватало до полной ясности, ибо на первом геоглифе этих слов не было. Так что теперь можно перейти к рассмотрению иных скульптурных изображений из Мариуполя.

    Рис. 12. Скульптура Яра Мары

    Четвёртая каменная «баба».

    Здесь я вижу большую голову скульптуры в головном уборе. Наверху этого головного убора имеется округлое навершие в виде лица улыбающегося человека, примерного такого, как рисуют дети. На глазах этого человечка можно прочитать слово ЯР. А под этой улыбающейся рожицей можно прочитать слова МАСКА ЯРА МАРЫ. Таким образом, тут написано то, что можно понять как СКУЛЬПТУРА ЯРА.

    Далее я читаю очень крупные буквы на головном уборе: ЛИК, а на глазах – слова ЯРА. Это – титульная надпись. Под подбородком в обращенном цвете я читаю слова: ЯРА – СТОЛИТСА СКИФИИ, а чуть ниже в прямом цвете читаются слова: МАРЫ У ПОЛЕ. Иначе говоря, подтверждается моё чтение о том, что Мариуполь был столицей Скифией (Мары), но теперь я вижу еще одно подтверждение уже прочитанным словам МАРЫ В ПОЛЕ, что и образовало слово МАРИУПОЛЬ.

    Дальше я перехожу к чтению надписей внутри фрагментов. Внутри левого верхнего фрагмента я читаю слова МИМА МАРЫ ЯРА. Ниже я читаю слова датировки: 300 ЯРА ГОД, а справа вверху – еще одну дату: 353. Переводя в привычную для нас хронологическую систему, я вижу датировку 1156-1209 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Наконец, внутри последнего, правого нижнего фрагмента, я читаю слова: СКИФИЯ ЯРА.

    Иначе говоря, перед нами Скифия ЯРА, даже, несмотря на то, что она входит в Русь МАРЫ. Так что я прочитал очень интересные подробности.

    Рис. 13. Скульптура еще одной Мары

    Пятая каменная «баба».

    Голова этой скульптуры не слита с туловищем так, же как на рис. 10, но имеет головной убор, как скульптура на рис. 12. На этом головном уборе тоже имеется округлая эмблема с человеческим лицом анфас. И на нём имеется надпись: РОДА ЯРА ХРАМ. Пока она говорит только о принадлежности скульптуры, скорее всего, о месте ее изготовления.

    На правом глазу я читаю слово: СТОЛИТСА, а на левом – слова КРАЙ МАРЫ. На уровне левого уха я читаю слова ЯРА МАРА, которые считаю титульной надписью. Чуть ниже я читаю датировку: 300-353 ГОД ЯРА, ту самую, которую я прочитал на предыдущей скульптуре и которая означает 1156-1209 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Наконец, на груди я читаю слова МАСКА МАРЫ. Иначе говоря, передо мной – еще одна скульптура русской богини болезней и смерти Мары.

    Рис. 14. Скульптура еще одного Яра

    Шестая каменная «баба».

    Здесь лицо скульптуры анфас моделировано, на нём видны усы, так что перед нами находится изображение мужчины. На его головном уборе я читаю слова ЯРА МАРЫ ХРАМ. Следовательно, скульптуру изготовил по сравнению с предыдущей скульптурой иной храм: не Рода Яра, а Яра Мары.

    На глазах у скульптуры я читаю слово РОДА, а на носу – слово ЯР. Это, как я полагаю – титульная надпись. Следовательно, перед нами – лик еще одного русского бога, Яра. На нижней части усов я читаю слова МАРЫ МИР. На верхней части бороды я читаю слово СТОЛИТСА, на нижней – СКИФОВ. По сути дела, эта надпись повторяет надписи на других скульптурах.

    На сколотой части груди под бородой написано: МАСКА ЯРА. А внутри двух фрагментов, обведенных черной рамочкой, я читаю датировки: 300-508 ГОД ЯРА, что в привычной для нас хронологии означает даты 1156-1364 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Видимо, эта скульптура была сделана в той части Мариупольской округи, которая на 45 лет моложе тех частей, в которых сооружались предыдущие скульптуры. А внизу данного монумента я читаю слова ЯРА ХРАМ.

    Хотя я рассмотрел менее половины присланных мне изображений, для статьи по каменным «бабам» из Мариупольского музея этого вполне достаточно. 

    Обсуждение.

    Первый вывод из проведенного анализа для меня весьма приятен: я обнаружил еще одну вторичную Аркону, уже четырнадцатую по счёту, и снова по письмам моих читателей. В данном случае, по инициативе моей читательницы Валентины Зиновьевой. Естественно, о таком результате заранее я нее мог даже подозревать. Но, видимо, наступило время проявиться в полную силу нашей славной русской культуре, которая триумфально шествовала по многим городам и регионам мира.

    Второй вывод также удивителен: Мариуполь оказался столицей скифов, но не скифов Яра, а скифов Мары, то есть, хотя скифы подчинялись Руси Яра, но, по всей видимости, были уроженцами или переселенцами с Руси Мары. Это – тоже весьма удивительная информация, о которой я также не подозревал.

    Третий вывод посвящен названию города Мариуполь, о котором Википедия пишет: «город в Донецкой области на юго-востоке Украины, на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик. Население (с учётом посёлков городского типа Старый Крым, Сартана, Талаковка, входящих в состав города) — 482 568 человек (1 мая 2013 года). Один из важнейших центров металлургии и машиностроения, крупный морской порт. Климатический и грязевой курорт. Мариуполь входит в десятку крупнейших городов Украины, является важнейшим промышленным и экономическим центром страны. Район компактного проживания греков.

    Мариуполь основан в 1778 году, когда был заложен уездный город Павловск, которому в 1779 году присвоено наименование Мариуполь. В 1780 году в Мариуполе и в его окрестностях поселили выведенных в 1778 году из Крымского ханства христиан-греков.

    Хотя официальной датой основания города считается 1778 год, многие историки и краеведы считают эту дату неверной, утверждая, что заселение территорий нынешнего Мариуполя началось гораздо раньше. Здесь были найдены стоянка людей древнего каменного века (40—10 тыс. лет назад), могильник новокаменного века (6 тысяч лет назад), курганы племён эпохи меди-бронзы (5—4 тысячи лет назад), скифо-сарматских племён (2,5—2 тысячи лет назад) и кочевых племён (1 тысяча лет назад), поселение земледельцев (1 тысяча лет назад). Археологические материалы, обнаруженные при раскопках этих памятников, можно увидеть теперь в Мариупольском краеведческом музее. В XVI в. на северном берегу Азовского моря возникли зимовники запорожских казаков, которые занимались рыболовством и охотой. Для защиты промыслов, зимовников и дорог от нападения крымских татар в XVIII веке запорожские казаки поставили в устье Кальмиуса сторожевой (военный) пост, который стал центром Кальмиусской паланки Запорожья». – О названии города Википедия молчит, но, указав на греков, полагает, видимо, что название города является греческим. Но в статье я показал, что название города имеет чисто русское происхождение, ибо город первоначально назывался МАРЫ У ПОЛЕ, то есть СКУЛЬПТУРЫ МАРЫ В ПОЛЕ.

    В отношении Дикого поля в статье, которая так и называется «Дикое Поле», Википедия пишет: «устаревшее название неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и средней Волгой на востоке, от Куликова поля на севере до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге. Ряд историков включает в состав Дикого Поля также степи вплоть до верхней Оки. По первым письменным историческим документам (Геродот и другие античные историки), на всей территории, находящейся севернее Черного моря (у античных авторов Понтийское море), обитали скифы, однако слабозаселённость территории и отсутствие охраняемых границ позволяли осуществлять вылазки на эту территорию кочевым народам.

    Продолжилось заселение Дикого Поля в XIV—XV веках, когда часть территории правобережной Украины вошла в состав Литовского государства, позднее объединившегося с Польским Королевством в Речь Посполитую (1569). Земли Дикого Поля осваивались и заселялись переселенцами крестьянами и холопами с территории правобережной Украины и крепостными из России и Речи Посполитой. Впоследствии территория Дикого Поля была под контролем казаков. После образования Российской Империи Московское правительство на территории Дикого поля и ведения борьбы против турецко-татарской экспансии создавало системы оборонительных сооружений, включающие крепости, засеки, земляные валы и рвы, организовывало станичную и сторожевую службу. На оборонительных линиях селились служилые люди.

    В XVI—XVII веках правительство Польско-Литовского государства Диким Полем считало украинские земли, находившиеся на восток и юг от Белой Церкви, и раздавало их магнатам и знатнейшим в частную собственность как незаселённые. В конце XVII века название «Дикое Поле» перестало употребляться».

    Четвертый вывод состоит в том, что под словом «баба» понимались не только изображения русской богини Мары, с которой я начал свои исследования [1-5], а также зооморфные и антропоморфные изображения бога Рода [6-7], зооморфный скульптурный лик Макоши [8-9], антропоморфные лики Яра [10-11] но и изображения воинов, с которыми я встретился впервые. Таким образом, получается, что до данной статьи мне были известны 7 каменных скульптур Мары, 3 лика Рода, 2 лика Макоши и 2 лика Яра. А теперь мне известны 9 каменных скульптур Мары и уже 4 скульптура Яра, и 2 скульптуры воинов. А всего на сегодня известны 9 + 4 + 3 + 2 + 2 = 20 каменных скульптур.

    Пятый вывод состоит в том, что можно предположить местом изготовления скульптур не только из Мариуполя, но также из Бердянска и из Алексеевки именно мастерские храма Мары в Мариуполе. При этом в мастерских Мариуполя изготавливались не только фигуры богов, но и фигуры воинов, подобно тому, как вы мастерских Греции изготавливались весьма совершенные с художественной точки зрения скульптуры не только богов, но и знаменитых греков.

    Шестой, и, как я полагаю, наиболее значительный вывод состоит в том, теперь стало ясно, кто изготавливал каменные «бабы» на юго-востоке Украины: Вторичная Аркона города Мариуполя.

    Заключение.

    Постепенно проясняются места изготовления каменных скульптур, их стили, их отделка, их датировка и их назначение. За 7 лет мною исследовано их ровно 20.

    Литература.

    1. Чудинов В.А. Лик Мары Булгара и Болгарии. Сайт chudinov.ru от 21 июня 2007 года
    2. Чудинов В.А. Лик малой Мары в центре обучения ЭФКО под Алексеевкой. Сайт chudinov.ru от 19 ноября 2007 года
    3. Чудинов В.А. Большая Мара из Алексеевки. Сайт chudinov.ru от 15 января 2008 года
    4. Чудинов В.А. Каменная Мара с острова Хортица. Сайт chudinov.ru от 18 апреля 2008 года
    5. Чудинов В.А. Три каменных Мары из Бердянска. Сайт chudinov.ru от 7 сентября 2008 года
    6. Чудинов В.А.   Камни Словении, связанные с ликом Рода. Сайт chudinov.ru от 11 марта 2007 года
    7. Чудинов В.А. Лики Рода из Этрурии. Сайт chudinov.ru от 17 июня 2007 года
    8. Чудинов В.А.   Лик медведицы на горе Бештау. Сайт chudinov.ru от 17 марта 2007 года
    9. Чудинов В.А. Зооморфный лик Макоши с горы Педан. Сайт chudinov.ru от 7 сентября 2008 года
    10. Чудинов В.А. Атрибутирован первый каменный лик Яра. Сайт chudinov.ru от 28 июня 2009 года
    11. Чудинов В.А. Геоглифы и скульптуры Аркаима. Сайт chudinov.ru от 19 июля 2009 года

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову