В полку геоглифистов прибыло

Чудинов Валерий Алексеевич


Я предлагаю назвать специалистов в области геоглифов геоглифистами. Среди них имеются разные люди – коллекционеры, исследователи, даже художники. Разумеется, в одной статье обо всех рассказать трудно, однако я попытаюсь дать краткий обзор.

Оглавление:
  • Коллекция Суриката.
  • Моё чтение древних надписей.
  • Бугага.
  • Игорь Алексеев.
  • Введение.
  • Краткая история исследования данных геоглифов.
  • Немного о версиях.
  • Понятие геоглифа.
  • Линии.
  • Различие по форме.
  • Неразличимая Алексеевым двуслойность изображений.
  • Рисунки.
  • Что изображено на рисунках?
  • Заключение Игоря Алексеева.
  • Сергей С.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Коллекция Суриката.

    Сначала хотел бы показать коллекцию некого Суриката [1]. Вообще-то он коллекционирует всякого рода шутки, и среди них – современные геоглифы малого размера, которые совпадают с надписями либо случайно, либо по воле частных лиц. В качестве первого я показываю изображение, которое можно было бы назвать фрагментом псевдоурбаноглифа, поскольку совпадение с надписью тут чисто случайное.

    Рис. 1. Фрагмент больницы города Нарвы

    Подпись гласит: «Эстония, Нарва. Н – родильное отделение, Е – больница, Т – похоронная контора». Получается шуточная композиция: человек родился, заболел, умер. В результате, как подписано, человека НЕТ. Понятно, что эстонцы не стремились строить дома так, чтобы получилась русская надпись. К тому же первая буква имеет слишком короткую левую мачту, а буква Т слишком мала и имеет очень длинную перекладину вверху.

    Затем следует настоящий дендроглиф из Белграда с подписью «Держите коллекцию «Тито» в Белграде», рис. 2. А шутник «Тараканчик» придумал другую подпись: «Это ЛОРы посадили – ОТИТ».

    Рис. 2. Дендроглифы Белграда

    С моей точки зрения, прочитан только явный дендроглиф ТИТО. А правее находится еще один дендроглиф, неявный, где буква Б наверху находится на границе изображения справа. А другие буквы находятся вместе над диагонально расположенным зданием. Разложив этот дендроглиф на отдельны буквы, мы получаем буквы Р, О и З. Вместе они составляют слово БРОЗ. Напомню, что, согласно Википедии, «Ио́сип Броз Ти́то (сербохорв. Јосип Броз, Josip Broz), партийный псевдоним Тито (сербохорв. Тито, Tito), впоследствии псевдоним и фамилия соединились», был Иосипом Брозом. Так что на данном дендроглифе слева мы видим партийный псевдоним, а справа – подлинную фамилию известного югославского политика.

    Рус. 3. Дендроглиф «Кузнецов»

    Далее я хотел бы процитировать Википедию насчет дендроглифов: «Надписи из деревьев — разновидности геоглифов — гигантские надписи, выполняемые путём посадки деревьев. Несмотря на то, что создание гигантских надписей не было секретом, широкой общественности об их существовании стало известно только в 2008 году, благодаря развитию в Интернете спутниковой картографии». Эту надпись привёл некий Акула 28 августа 2013 года с подписью: «Вот надпись «Кузнецов» в честь советского разведчика (на гугле). Ниже тоже что–то написано, но неразборчиво (шифровка?)»

    Кроме того, имеется пояснение насчёт места обнаружения: «В Коми-Пермяцком округе в километре от дороги Кудымкар – Пермь возле деревни Новоселова лиственницами высажено имя советского разведчика Николая Кузнецова. Раньше все сомневались в существовании подобной надписи. Единственным упоминанием об этом было то, что в 1977 местному лесхозу было присвоено имя легендарного разведчика. Однако позже о существовании надписи рассказала одна из тех, кто занимался посадкой деревьев в этом лесхозе, бывший мастер Кудымкарского лесхоза Раиса Тотьмянина. По ее словам, чтобы надпись была ровная, сначала работники лесхоза начертили буквы на земле. Лиственницы сажали в три ряда. «Такие посадки как «Кузнецов» мы делали постоянно. В Юсьвинском районе, к примеру, на 25 гектаров сажали звезду из кедров. Там же высаживали лиственницы и кедры просто так. А теперь лес только рубят. Не думают о потомках», — сообщила Раиса Тотьмянина. Высота каждой буквы примерно двадцать метров, длина самой надписи — почти полкилометра. Сейчас надпись можно разглядеть со спутника. Ближайшие города: Пермь, Березники, Соликамск Координаты:  58°54'10"N, 54°42'24"E».

    Моё чтение древних надписей.

    Этот геоглиф я усилил по контрасту и потому смог прочитать то самое ниже, где тоже что–то написано, но неразборчиво. Иначе говоря, не шифровка, но неявные надписи. Впрочем, они существуют не только ниже.

    Итак, сначала читается явная надпись КУЗНЕЦОВ. Замечу, что площадка лесополосы представлена только травой, но не кустарниками и не подростом деревьев. Это означает, что надпись не только недавняя, но и охраняемая. Кроме того, пробелы между 1-й и 2-й, и между 2-й и 3-й буквами в 1,5 раза больше, чем между остальными. Возможно, что сначала хотели надпись сделать более широкой, но выяснилось, что площадки для этого не хватит. Но, возможно, вначале там была другая надпись.

    Строкой ниже данной надписи находятся слова ЯРА РОД, написанные старыми, тёмными деревьями, едва различимыми на фоне нерегулярных молодых деревьев. А на делянке еще ниже я читаю довольно длинную надпись ВСЕЯ РУСИ ЯРА ХРАМ. Это означает, что один из храмов Яра Арконы был переведён в деревню Новосёловка в километре от дороге Кудымкар-Пермь. Название деревни говорит о том, что оно было построено недавно. Что же касается Перми, то известно, что Стефан Пермский создал некую азбуку. Если считать, что Пермь – это дальняя окраина Московии, то такая деятельность рядового монаха объяснима с трудом. Но если считать, что здесь располагался не просто рядовой храм Яра, но кафедральный (храм Яра Всея Руси), то никакого удивления данное деяние вызвать не должно.

    Еще строкой ниже расположена новая делянка, начинающаяся с мужского лика в левый профиль. Она отдаленно напоминает автопортрет Пушкина, но отличается от него наличием небольшой бородки, а идущая правее подпись поясняет: МИМ ЯРА. Затем следует продолжение, слово СКЛАВЯН. Далее в две строки написано: вверху слово АРКОНА, внизу – слова РУСЬ ЯРА. А еще ниже, в левой части, так и не оформленной в виде делянки, можно прочитать слова РС ЯРА, что означает, если посчитать первой слово как написанное руницей, опять РУСЬ ЯРА. Наконец, над словом КУЗНЕЦОВ внутри фрагмента, выделенного черной рамочкой, я читаю надпись МАРЫ ХРАМ ЯРА.

    Вероятно, развалины самого храма располагались левее самой широкой делянки с надписью ЯРА РОД, где старые деревья повторяют линию стен ограды вокруг храма.

    Такого рода сочетания старых и новых дендроглифов можно считать образцово-показательным. Это означает, что новые дендроглифы и геоглифы вполне могут быть заметными указателями на старые лики, надписи и храмы, что очень важно для поиска древних надписей.

    Рис. 4.  Надпись в городе Звенигородка Черкасской области Украины

    Сурикат заимствовал эту надпись у Вервулфа 28 августа 2013 года. И адресует к нему свои слова: «werwooolf: давай вспоминай, там рядом проходит проспект Т.Г.Шевченко, и три последние буквы очень похожи на ТГШ, а перед ними вроде бы число 110, но не уверен». Замечу, что геоглиф по диагонали вставлен в вид Гугла «Планеты земли» по адресу https://www.google.com.ua/maps?q=звенигородка+украина=uk&ie =UTF8&ll=49.070169,30.984857&spn=0.003992,0.008487&sll=44.581539,38.10382103821&sspn=0.001085,0.002122&t= Звенигородка, +Звенигородський+район, +Черкаська+область=17.

    Как видим, Сурикат не только не умеет усиливать контраст, но и неверно читает надписи, хотя саму надпись видит. Поскольку фон порос деревьями и кустами, надпись можно атрибутировать как неявную, но не слишком. Я читаю основной текст не как ТТЩ, а как ЯРА РОЩА, однако это – не единственная надпись. Выше написано слово СЛАВЯН, а ниже – дата: 305 ГОД ЯРА, что соответствует 1161 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Таким образом, данная лесопосадка была произведена в XII веке.

    Здесь важно то, что, оказывается, лесопосадки наши предки тоже датировали.

    Бугага.

    А далее я перехожу к другому коллекционеру геоглифов – Бугагой. На его страничке «Самые известные геоглифы на планете (42 фото)» от 23 августа 2013 года, http://www.bugaga.ru/pictures/geo/1146740116-samye-izvestnye-geoglify-na-planete.html, в самом деле, можно видеть наиболее известные геоглифы, как новые, так и древние. А кроме того, у него имеются альбомы: «Фото-приколы» и «видео-приколы».

    Рис. 5. "Белый орёл", Сан-Луи-Обиспо, штат Калифорния (США)

    На рис. 5 изображен «"Белый орёл", недалеко от старого лагеря Национальной гвардии, Сан-Луи-Обиспо, штат Калифорния (США)». Так подписал его Бугага.

    На мой взгляд, новый геоглиф в виде орла в данном случае нанесен поверх древнего. Так, чуть выше почти горизонтальной линии рва на верхней части изображения, можно прочитать в прямом и обращенном цвете слова РОДА ХРАМ. На левой части фотографии изображены неровности холма, и здесь в столбик написано: РОД ЯРА. Наконец, справа от головы орла и слева от современных цифр 88 М имеется надпись ХРАМ РОДА.

    Замечу, что новый лик орла датирован: 2011 ГОД (н.э.). Что касается даты древнего геоглифа, то я ее не искал до тех пор, пока не обратил внимания на новую датировку. Но затем нашел и древнюю. Она находится на самом верху изображения, где холм оказывается самым крутым. Слова ГОД мне выделить по буквам не удалось, но зато я выделил надпись ЯРА 503, что соответствует дате 1359 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Как видим, русские храмы на территории современных США строились примерно за полтора столетия до открытия Америки Колумбом.

    Рис. 6. Красноносый олень Рудольф, остров Вашон, штат Вашингтон (США)

    Еще один геоглиф находится на острове Вашон в штате Вашингтон США. Здесь мы видим превосходное изображение благородного оленя, рис. 6. Можно бло бы по качеству сохранности принять его за современное изображение. Однако на уровне рогов но слева от них можно прочитать две буквы, РО, а справа от них – последнюю букву Д слова РОД. Действительно, бог Род мог иметь зооморфную ипостась в виде оленя, которую он передал и богу Яру.

    На боку оленя можно прочитать несколько слов. Если выделить наиболее яркие, то получится текст МИМ МАРЫ ХРАМА. Следовательно, олень символизировал резиденцию жреца (мима) храма Мары. А слева перед оленем внутри обведенного черной рамочкой фрагмента можно прочитать слово МАСКА. Иначе говоря, «ЗООМОРФНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ», которым и является фигура оленя.

    Ряд надписей я не выделяю на полях дешифровки. Например, надпись над данным фрагментом, ХРАМ РОДА, и надпись под ним, ГОД ЯРА. Но зато я выделяю цифры этой датировки, 301, что соответствует 1157 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Выходит, что и этот храм и его маяк в виде оленя был изготовлен в XIIвеке.

    Таки образом, перед нами находится не творчество современного художника, а реконструкция средневекового изображения вблизи русского храма. К сожалению, обрамляющие изображение храмовые надписи реконструированы не были. И это тоже понятно: зачем современным жителям США выявлять какие-либо признаки бывшей тут прежде русской культуры?

    Как видим, даже собиратели геоглифических шуток (как им кажется) вроде современных изображений дают нам возможность перейти от современных изображений на земле к древним. Здесь, видимо, тоже действует правило археологов: современный храм строится на месте древнего. Также и с геоглифами: некоторые современные геоглифы создаются на месте древних.

    Игорь Алексеев.

    А теперь от коллекционеров под псевдонимами я хотел бы перейти ко вполне конкретным исследователям, не скрывающим свои имена и лица. Сегодня я хочу познакомить читателей с одним из них, Игорем Алексеевым. Сначала я постараюсь дать выдержки из его работы [1] со своими комментариями.

    Рис. 7. Игорь Алексеев

    Введение.

    «Предлагается небольшое исследование на основе некоторых археологических публикаций, фотоматериала экспедиции ЛАИ в Перу 2007 года, свежих спутниковых карт Google Earth и авторского анализа рисунков. Сделана попытка объяснить феномен геоглифов применением скрытых знаний в период существования культур Паракас и Наска».

    Действительно: скрытые знания – это знания неявные. Тут наши позиции сходятся.

    «Плато Наска в наши дни – безжизненная пустыня, покрытая потемневшими от жары и солнца камнями и изрезанная руслами давно высохших водных потоков; одно из самых сухих мест на Земле. Находится в 450 км к югу от Лимы, столицы Перу, в 40 км от побережья Тихого океана, на высоте приблизительно 450 м. Дожди выпадают здесь в среднем раз в два года и продолжаются не более получаса. В двадцатые годы, с началом авиаперелетов из Лимы в Арекипу, на плато стали замечать странные линии. Много линий. Прямые как стрела, тянущиеся иногда до самого горизонта, широкие и узкие, пересекающиеся и накладывающиеся, объединяющиеся в немыслимые схемы и разлетающиеся из центров, линии делали пустыню похожей на гигантскую чертежную доску

    Рис. 8. Область распространения геоглифов Наска-Пальпа

    С середины прошлого века началось серьезное изучение линий и культур, существовавших в этом регионе, но геоглифы по-прежнему хранили свои тайны; начали появляться версии, объясняющие феномен вне русла академической науки, тема заняла достойное место среди неразгаданных тайн древних цивилизаций, и сейчас уже почти каждый знает про геоглифы Наска».

    Полагаю, что в основном люди слышали само словосочетание «геоглифы Наска», но что они самой представляют реально, знают очень немногие.

    «Представители официальной науки при помощи средств массовой информации стараются убедить нас, что все уже разгадано и расшифровано, что это не более как следы религиозных церемоний, ну, или, в крайнем случае, следы поисков источников воды или остатки астрономических указателей. Но достаточно взглянуть на снимки с самолета, а лучше из космоса, как возникают справедливые сомнения и вопросы – что же это за такие ритуалы, заставившие две тысячи лет назад индейцев, чье общество находилось на самых ранних стадиях развития, не имевших письменности, живших в небольших деревнях и хуторах, вынужденных постоянно бороться за выживание, исчертить сотни квадратных километров пустыни геометрическими фигурами, многокилометровыми прямыми и гигантскими дизайнерскими изображениями, которые можно увидеть только с большой высоты? Мария Райхе в своей книге отмечает, что, учитывая колоссальный объем проведенных работ, создание линий должно было быть центральной задачей общества, населявшего в то время эту местность…».

    Я показал, что, судя по надписям второго, более глубокого слоя, реальными творцами этих геоглифах в этом месте, как и в других местах Земного шара, были наши предки, писавшие названия древних храмов по-русски.

    «Хотя стоит заметить, что в более специализированных трудах археологи не придерживаются столь категорических выводов о полной разгадке линий, упоминая о религиозных церемониях лишь как о самой вероятной версии, требующей дальнейших исследований.

    И я предлагаю снова прикоснуться к этой удивительной загадке, но только может чуть повнимательней, как бы из другого измерения; сделать подобно тому, что сделал П.Косок в 1939 году, когда впервые специально нанял самолет для полета над пустыней».

    Краткая история исследования данных геоглифов.

    Этот подзаголовок даю я; что касается истории изучения геоглифов, то я вижу ее впервые.

    «Итак, немного необходимых сведений. 1548 г. Первое упоминание о линиях испанским хроникером Педро Сиеса де Леон в «Хронике Перу» как о «путеводных указателях для странников». 1927 г. Официальное открытие линий перуанским археологом Торибио Мейя Ксеспе. 1939 г. Начало исследований геоглифов историком Полом Косоком из Лонг-Айлендского университета в Нью-Йорке. 1946 – 1998 гг. Изучение геоглифов немецким математиком и археологом Марией Райхе. Приехав впервые вместе с Полом Косоком в качестве переводчика, Мария Райхе продолжила исследования линий, которые стали главным делом ее жизни. Во многом благодаря этой мужественной женщине линии продолжают существовать и доступны для исследований. 1960 г. Начало интенсивного изучения геоглифов различными экспедициями и исследователями. 1968 г. Выход книги Эриха Фон Деникина «Колесницы богов», где высказывается версия следов внеземных цивилизаций. Начало широкой известности геоглифов Наска и туристического бума на плато. 1973 г. Экспедиция английского астронома Джеральда Хокинса (автора монографии о Стоунхендже), результаты которой показали несостоятельность астрономической версии, предложенной П. Косаком и М. Райхе. 1994 г. Благодаря стараниям Марии Райхе, геоглифы Наска включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    С 1997 г. доминирующие позиции в официальных исследованиях занимает проект «Наска-Пальпа», руководимый перуанским археологом Джони Исла и проф. Маркусом Райнделом из Немецкого Археологического института при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда зарубежных археологических исследований. Основная версия по итогам работы с 1997 года – это уже упомянутые ритуальные действия, связанные с культом воды и плодородия.

    В настоящее время создается ГИС - геоинформационная система (цифровое 3-мерное отображение геоглифов совмещенное с археологической и геологической информацией) при участии Цюрихского института геодезии и фотограмметрии».

    Я уже неоднократно писал, что верхний слой геоглифов Наска – наименее типичный, однако наиболее «раскрученный» со стороны СМИ.

    Немного о версиях.

    «Две самые популярные уже упомянуты (ритуалы индейцев и следы внеземных цивилизаций). Все остальные (а их количество, пожалуй, переваливает за сотню) составляют весь спектр мыслимых и немыслимых действий, способных оставить подобные следы на поверхности земли. И придумать что-то новое, пожалуй, уже невозможно. Идеи для новых версий будут, скорее, появляться в соответствии с развитием науки и технологий. Линий такое количество и разнообразие, что, если постараться, можно подобрать аргументы к каждой версии. А посему предлагаю оставить самое простое объяснение (в нашем случае это ритуальные действия), что бы была хоть какая-то точка отсчета, и просто взглянуть на фактический материал. Тем более ситуация изменяется практически на глазах - в сети появляются многочисленные фото, Google Earth выкладывает свежие спутниковые карты с высоким разрешением, появляются новые археологические данные. Я ни в коем случае не претендую на исчерпывающий обзор многочисленных исследований, но хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями на основе того, что накопилось».

    На мой взгляд, перед нами действительно культовое сооружение, но не индейцев.

    Понятие геоглифа.

    «Для начала немного уточним значение самого термина «геоглифы». Согласно Википедии «геоглиф - это нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Существуют два способа создания геоглифов — путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора либо, наоборот, насыпания щебня там, где должна пройти линия узора. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха». Стоит добавить, что в своем в подавляющем большинстве геоглифы – это вполне однозначно интерпретируемые рисунки или знаки, и с древнейших времен и по сей день люди наносили и наносят геоглифы с определенными целями – религиозными, идеологическими, техническими, развлекательными, рекламными. В наше время, благодаря техническому прогрессу, способы нанесения значительно усовершенствовались, и, в конечном счете, современными геоглифами можно считать и подсвеченную взлетно-посадочную полосу, и искусственные острова в Арабских Эмиратах».

    Это верно. Однако я изучаю древние геоглифы, к которым относятся, безусловно, и геоглифы Наска.

    «Согласно вышесказанному, линии Наска (количество гигантских рисунков составляет лишь доли процента от числа линий и геометрических фигур) считать геоглифами не совсем корректно, по причине неизвестности целей, с которыми они наносились. Ведь никому же не приходит в голову считать геоглифами, скажем, сельскохозяйственную деятельность или транспортную систему, которые с большой высоты тоже смотрятся как геометрические узоры. Но так сложилось, что в официальной археологии, и в популярной литературе линии и рисунки Наска называют геоглифами. Не будем ломать традиции и мы».

    Иначе говоря, Игорь Алексеев изучает древние геоглифы.

    Линии.

    «Геоглифы встречаются почти по всему западному побережью Южной Америки. В данной главе мы подробно рассмотрим геоглифы в районе Наска, а информацию о других регионах вы найдете в приложении.

    На следующей карте голубым помечены области, где линии отчетливо читаются в Google Earth и имеют сходное строение; красный прямоугольник – «туристическое место», где плотность линий максимальна и сосредоточено большинство рисунков; фиолетовая область – район распространения линий, рассматриваемый в большинстве исследований, когда говорят «геоглифы Наска-Пальпа» имеют ввиду именно эту область. Фиолетовый значок в левом верхнем углу – известный геоглиф «Паракасский канделябр», рис. 3.

    «Сами геоглифы представляют из себя довольно-таки простую вещь - покрытые темным пустынным загаром (окисями марганца и железа) камни убирались в сторону, тем самым обнажая светлый слой подпочвы, состоящую из смеси песка, глины и гипса».

    Рис. 9. Геоглифы в разрезе

    Здесь подписи были сделаны по-английски. Это означает, что данная иллюстрация взята из англоязычной литературы. Я постарался перевести их на русский язык.

    «Но зачастую геоглифы имеют более сложную конструкцию – заглубление, упорядоченную границу, каменные конструкции или просто кучи камней на концах линий, из-за чего в некоторых трудах их называют грунтовыми сооружениями. Там, где геоглифы заходят на горы – обнажался более светлый слой щебня», рис. 5. Естественно, что линии геоглифа должны выделяться по отношению к фону, поэтому они должны быть тёмными на светлом фоне и светлыми на тёмном фоне. Отсюда и разнообразие их реальных воплощений. 

    Рис. 10. Геоглифы, заходящие на горы

    «В этой главе мы в основном будем рассматривать ту большую часть геоглифов, в которую входят линии и геометрические фигуры».

    Различие по форме.

    «По форме их обычно делят следующим образом: Линии и полосы шириной от 15 см до 10 и более метров, которые могут тянуться на многие километры (1-3 км встречаются довольно часто, в некоторых источниках упоминаются 18 и более км). Тонкими линиями нарисовано большинство рисунков. Полосы иногда плавно расширяются по всей длине», рис. 6. – Легко видеть, что на данном участке наложены друг на друга два вида геоглифов, образующих линии разной толщины и залегающие на разной глубине.

    Рис. 11. Тонкие линии на геоглифах

    Неразличимая Алексеевым двуслойность изображений.

    Далее И. Алексеев приводит примеры поверхностных геометрических фигур, рис. 7 вверху, с подписью: «Усеченные и вытянутые треугольники (наиболее распространенный после линий вид геометрических фигур на плато) самых разных размеров (от 3 м до более чем 1 км) – обычно их называют трапецоидами».

    Он не владеет техникой усиления контраста и потому слабоконтрастная часть изображения, помещенная на рис. 7 слева, не вызывает у него никаких образов. Однако, если усилить контраст и размер треугольника, внутри него можно будет выделить ряд ликов. Так, внутри треугольника вверху справа можно выявить левый профиль прекрасного женского лица с большой чёлкой. На волосах читается подпись: ЯРА МИМА.

    Рис. 12. Геометрические фигуры, выявляемые Алексеевым, и лики, видимые мною

    Чуть ниже и правее виден менее крупный лик с перекошенным женским лицом анфас с легким разворотом влево. Нос изображен в виде кнопки, рот непомерно велик, но расположен криво. На лбу читается надпись МАРА. А ниже в центре располагается изображение львиной морды анфас, на которой справа вверху можно прочитать слово РОД. Что неудивительно, поскольку зооморфной ипостасью бога Рода как раз является лев. Еще ниже, на площадке перед треугольником, можно видеть мужско лик анфас, наклонивший голову вправо и немного повернувший ее вправо. У мужчины короткий нос, низко посаженные глаза, у него имеются усы и борода. На уровне носа, лба и рта можно прочитать надпись МИМ ЯРА РОДА.

    Кроме того, на правом изображении можно видеть холмик, на котором я выделяя женский лик анфас. В открытом рту видны редкие зубы. На лбу и на нижней челюсти имеется подпись: МАРА. Ниже, слева от плоской тропинки, виден еще один женский лик анфас. На уровне рта читаются слова МИМА МАРЫ.

    «Отметим особенность, из-за которой геоглифы Наска и приобрели широкую известность – прямолинейность. В 1973 г. Дж. Хокингс писал, что некоторые многокилометровые прямые линии сделаны на пределе фотограмметрических возможностей. Не знаю, как дело обстоит сейчас, но согласитесь, для индейцев совсем неплохо. Следует добавить, что часто линии идут по рельефу, как бы не замечая его».

    С какой стати все эти линии приписаны индейцам? – Впрочем, анализируя линии, автор приходит к ряду вопросов: «Понятно, что список подобных соединений можно продолжать и развивать очень долго. В то же время, на мой взгляд, было бы неверным считать, что плато – одна большая мегакомбинация. Но осознанное и намеренное объединение некоторых геоглифов в группы по определенным признакам и существование чего-то типа общего стратегического плана для всего плато – несомненно. Стоит отметить, что все упомянутые развернутые комбинации занимают площадь в несколько квадратных километров каждая, и за день-два такое не построишь. А если учитывать все эти т-линии, правильные границы и платформы, килотонны камней и породы, и то, что работа велась по одинаковым схемам на всей площади упомянутого региона (карта – более 7 тысяч кв. км), на протяжении долгого периода времени и иногда в очень неблагоприятных условиях – возникают неприятные вопросы. Трудно судить, насколько общество культуры Наска было в состоянии сделать такое, но то, что для этого требовались очень специфические знания, карты, инструменты, серьезная организация работ и большие человеческие ресурсы – очевидно».

    Вот именно: насколько общество культуры Наска было в состоянии сделать такое?

    Рис. 13. Прямолинейные полосы на геоглифах Наски

    Рисунки.

    Вторая часть исследования Игоря Алексеева посвящена рисункам. «Во время прорисовок я обратил внимание на одну поразительную вещь. Древние, оказывается, рисовали проекции трехмерных изображений. Смотрим»:

    «Многие исследователи обращали внимание на несимметричность некоторых рисунков, которым, по логике, полагалось бы быть симметричными (паук, кондор и др.). Даже были предположения, что эти искажения вызваны рельефом, и были попытки выправить эти рисунки. И действительно, при всей щепетильности древних к деталям и пропорциям, рисовать лапы у кондора явно разных размеров как то не логично . Обратите внимание, лапы не являются копиями друг друга, а представляют из себя два совершенно разных рисунка, включающих по десятку точно выполненных скруглений. Трудно предположить, что работы выполняли две бригады, говорящие на разных языках и пользующихся разными чертежами. Совершенно очевидно, древние намеренно уходили от симметрии, тем более, что на плато есть абсолютно симметричные изображения (о них чуть позже).

    Кондор нарисован в двух пересекающихся под небольшим углом плоскостях. Пеликан, похоже, в двух перпендикулярных. Очень интересный 3-d вид имеет наш паучок (1 – оригинальное изображение, 2 – выпрямленное, с учетом плоскостей на рисунке). И это заметно на некоторых других рисунках. Например – колибри, размер крыльев которой показывает, что она летит над нами, собачка, развернувшаяся к нам задней частью, ящерица и «девять пальцев», с разными размерами ладонейИ решил сделать свою трехмерную версию какого-нибудь рисунка. Вот, например, как выглядит «девять пальцев» из пластилина».

    Рис. 14. Схема, с рисунками приблизительно в одном масштабе

    С лапами пришлось помудрить, древние их изображали слегка утрированно, да и никакое существо не ходит на цыпочках. А в целом получилось сразу, ничего даже додумывать не пришлось – все есть в рисунке (специфический сустав, выгнутость тела, положение «ушей»). Что интересно – фигура изначально получилась сбалансированной (стояла на ногах). Автоматически возник вопрос, а что это, собственно, за зверюшка? И вообще, откуда древние черпали сюжеты для своих замечательных экзерсисов на плато?»

    Что изображено на рисунках?

    «Не знаю, что показалось уважаемому читателю, но все мои респонденты ответили, что зверюшки оправляют естественные надобности. Тем более, что древние однозначно показали пол собачки, да и половые органы обычно изображают в другой конфигурации. И, похоже, с паучком та же история – паучок, правда, ничего не оправляет, у него на лапе просто вход-выход. А если приглядеться, то оказывается, что это не паучок вовсе, а нечто, скорее похожее на муравья.

    И уж точно не Рицинулеи. Как кто-то пошутил на «муравьином» форуме – это паукомуравей. И действительно, у паука – головогрудь, а здесь древние явно выделили характерную для муравья голову и тельце с восемью ногами (у муравья шесть ног и пара усов). И что интересно, индейцы сами не понимали, что нарисовано в пустыне».

    Затем я опускаю массу рассуждений и передаю интересный вывод: «Обычно в заключительной главе принято делать многозначительный вид и выдвигать всякие там умные теории, гипотезы и прочее. Но, я думаю, в случае с геоглифами Наска этот номер не пройдет. И скажу прямо, какой-то четкой версии происходящего на плато у меня нет».

    Рис. 15. Изображение контуров трёхмерной произвольной фигуры

    Заключение Игоря Алексеева.

    «Многое из того необычного, что иногда происходит в нашей жизни (всякие там разнообразные НЛО, аномальные явления и т.п.) подобны случайному грибнику, по ошибке забредшему на наше болото, который, возможно, просто сбился с дороги, и ему у нас ничего не нужно. И здесь может идти речь о таких разнообразных воздействиях, по сравнению с которыми многие мифы, легенды, шаманские рассказки, которых скопилось у современных этнографов и историков бесчисленное множество, окажутся, во-первых, чистой правдой, а во-вторых, покажутся скучным черно-белым немым кино по сравнению с происходящим в действительности. Понятно, что в этом случае, говоря словами Р. Монро, мы выходим за пределы науки, морали и религий, присущих нашему миру.

    Но, судя по всему, все-таки кому-то что-то у нас нужно. То, что у нас не все в порядке с официальной историей – сейчас становится понятным все большему числу людей. Но, со свойственной нам подозрительностью, любую неизвестность мы воспринимаем как потенциальную угрозу для жизни. Что ж, совершенно естественно и вполне оправданно. Но иногда это мешает отстраненно и честно посмотреть на все то, что нам кажется неизвестным и пугающим. А если предположить, что это самое стороннее воздействие нужно… нам самим? Ведь даже при беглом знакомстве с древней историей, да и не только с древней, слова угасание, вырождение, гибель цивилизаций или культур звучат не реже, чем зарождение, слияние и развитие. И примеров примитивных культур, как бы застывших на каком-то одном историческом этапе – предостаточно. Так, может, сторонние толчки совершенно необходимы для включения правильного и гармоничного саморазвития проекта под названием «человек разумный»? И как любые толчки, не все происходит безболезненно, и зачастую неудавшуюся попытку в виде вырождающейся культуры приходится использовать в качестве питательной среды для другой, более перспективной? Прошу прощения за термины из микробиологии в отношении нашей многострадальной цивилизации, но может быть именно подобный процесс наиболее эффективен в нашем случае?

    Как видите, заключительного жизнеутверждающего аккорда в данном случае не получается, а посему на этой вопросительной ноте позвольте закончить и поблагодарить читателя за долготерпение и совместную попытку прикоснуться к загадке под названием «Геоглифы Наска». Декабрь 2010 года.

    Сергей С.

    Этот исследователь решил рассмотреть геоглиф на западном склоне Уральских гор. Вот его описание геоглифа: «Я постоянно посещаю это удивительнейшее на Земле место. Вот уже более сорока лет. Западный склон Уральских гор. Деревня Слобода. Расположена в уникальной (и скоро вы узнаете, почему) излучине реки Чусовая. Одно из древнейших русских поселений на Урале. Уткинской Слободе (раньше её называли именно так) по возрасту впору конкурировать с самим Верхотурьем. А это самое начало 17 века. Левый приток Камы - Чусовая - одна из крупных и красивейших рек Урала. Свое название она получила от искаженного пермяцкого "чусва" - "быстрая вода". Лето на Чусовой - незабываемо. Почти на каждом километре путешественника ждут удивительные места: быстрый перекат, тихая заводь, два-три протока меж островов, плес... и везде, на всем пути по берегам, как стражи, стоят гигантские скалы. Вот именно эти скалы меня, ещё трёхлетнего ребёнка, впервые увидевшего их, и бесконечно пленили своей незабываемой красотой.

    Чусовая - единственная река, перерезавшая поперек Уральский хребет с востока на запад. Это не могут объяснить современные географы. Сколько бы я их не спрашивал – ничего вразумительного. По всем правилам – река должна течь на восток, к Тоболу и Оби – в Северный ледовитый океан. Но нет. Наперекор всем законам природы Чусовая течёт в Каму, Волгу и Каспийское море. Этот факт долгое время меня обескураживал. Но теперь я могу сказать – я знаю причину такого странного поведения красивейшей реки Урала. (Но об этом – чуть позже).

    Длина Чусовой – 700 км, площадь бассейна 47 600 кв. км. Протекает она по территории трех областей: Челябинской, Свердловской и Пермской, Начало берет из озера Сурны в Челябинской области, в среднем течении дважды переходит из Свердловской области в Пермскую и заканчивает свой путь в районе города Перми – в Камском море. 14 сентября 1972 года у истока Чусовой поставлен обелиск с надписью: "Здесь начинается река Чусовая".

    Теперь – о самом главном. Существуют два способа создания геоглифов — путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора либо, наоборот, насыпания щебня там, где должна пройти линия узора. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха (наиболее известный пример — геоглифы Наски). К использованию геоглифов в художественных целях прибегают и скульпторы наших дней. В России известен на данный момент геоглиф «Лось» в национальном парке «Зюраткуль» Челябинской области.

    Да, разглядывая спутниковые карты, выложенные в Интернете, можно обнаружить настоящие сенсации, запечатлённые на поверхности Земли. Возможно многим из них – более тысяч и десятков тысяч лет. В настоящее время известно, что существует даже целое сообщество, которое ищет затонувшие корабли по снимкам из космоса. Оказалось, что изображения Челябинской области тоже могут принести интересные открытия. Не так давно южноуралец Александр Шестаков, разглядывая родные места, в районе Сатки заметил загадочные светлые линии вдоль тропы на хребет Зюраткуль.

    Итак, с детского возраста я исходил вдоль и поперёк излучину Чусовой в районе деревни Слобода. Дело в том, что сама деревня стоит сразу на двух берегах. На правом – красуется храм во имя Георгия Победоносца. На левом – магазин, остановка автобуса и прочая «цивилизация». Вот и приходилось по «висячему мосту» переходить реку почти ежедневно. Сказать, что изгибы Чусовой в районе Слободы и Коуровской турбазы меня удивляли – значит, ничего не сказать. Это было фантастично, немыслимо! Как река может делать такие повороты почти на 180 градусов за какие-то десятки и сотни метров?! У меня не было ответа на этот детский вопрос. И вот совсем недавно, просматривая карты Google, я нашёл ответ.

    Рис. 16. Изгиб реки Чусовой в виде утки на геоглифе

    «ИЗЛУЧИНА ЧУСОВОЙ В РАЙОНЕ Д. СЛОБОДА – ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ! МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ПЕРВОНАЧАЛЬНО НЕВЕДОМЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ ПРОЧЕРТИЛИ НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ НЕКИЙ ГЕОГЛИФ, Я НАЗЫВАЮ ЕГО «МИРОВАЯ УТИЦА». И ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ ДАВНО. МОЖЕТ БЫТЬ, СОТНИ ТЫСЯЧ, ЕСЛИ НЕ МИЛЛИОНЫ ЛЕТ НАЗАД, А УЖЕ ПОТОМ – НА ЭТО УНИКАЛЬНОЕ МЕСТО ПРИШЛИ ВОДЫ КРАСИВЕЙШЕЙ РЕКИ.

    Ведь хорошо известно: реки часто меняют своё русло. Так много раз бывало с Нилом, Хуан-Хэ и нашей Волгой-Ра.

    Археологи считают, что именно на берегах реки Чусовой обнаружены наиболее древние следы жизни человека на Урале. Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к 1396 году. Тогда ее берега заселяли мансийские племена. Первое русское поселение на Чусовой - Нижнечусовские Городки - появилось в 1568 году. С 1579 года гарнизон Нижнечусовских Городков состоял из казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Именно отсюда и начался в сентябре 1581 года поход дружины Ермака в Сибирь. Вверх по Чусовой дружина поднималась до реки Серебрянки, проникла в ее верховья, а затем переправилась в бассейн реки Тагил. После разгрома Ермаком сибирского хана Кучума Чусовая стала активно заселяться русскими людьми. Но особенно ожили берега Чусовой в XVIII веке, когда на Урале выросли крупные металлургические заводы. Чусовая стала главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Европейскую Россию сплавляли на коломенках металл и другую продукцию.

    «Мировую утицу» невозможно разглядеть с близлежащих гор также. Я много раз это делал. Ничего. Даже контуры не угадываются. С высоты птичьего полёта – тоже большие сомнения, вряд ли. Скорее всего – её можно хорошо различить только с высоты полёта современного самолёта. Однако меня обескуражил следующий вопрос: Почему небольшая речка, впадающая в Чусовую в районе излучины, образующей геоглиф, (на рисунке это видно в районе «клюва») имеет название «Утка»?

    КАК МОГЛИ НАШИ ПРЕДКИ (ЕСТЬ МНЕНИЕ, ЧТО «УТКОЙ» РЕЧУШКУ НАЗВАЛИ ЕЩЁ ДО ПРИХОДА СЮДА РУССКИХ) ВИДЕТЬ ЭТОТ ГЕОГЛИФ С ВЫСОТЫ ПОЛЁТА САМОЛЁТА – ВЕДЬ САМОЛЁТОВ ТОГДА НЕ БЫЛО?!»

    Полагаю, что перед нами – загадка не только данного геоглифа, но и остальных геоглифов. Кстати, статья скопирована из работы [5].

    Рис. 17. Скриншот участка между Ревдой и Первоуральском

    К сожалению, мои попытки найти данный участок в программе «Планета Земля» не увенчались успехом. Поисковик мне выдавал участок между Ревдой на юге и Первоуральском на севере. Однако никакого похожего на рисунок утки участка реки тут не прослеживается. Возможно, что много тысяч лет назад русло проходило несколько иначе, как я пометил белым цветом. Но об этом следовало сказать. Кроме того, выделение контура утки даже в этом случае довольно сомнительно.

    Обсуждение.

    За последние два-три года интерес к геоглифам усилился. Это сказалось на том, что появились люди, желающие коллекционировать изображения разных геоглифов. В основном, просто так, ради хохмы – ведь интересны такие поделки современных или древних людей, а, возможно, и кого-то другого. Вроде бы пока особого профессионального интереса у этих коллекционеров геоглифы не вызывают. Однако само по себе создание некой коллекции или базы данных уже интересно, ибо в них могут оказаться и кое-какие интересные экземпляры.

    Аналогичные энтузиасты появляются и среди тех, кто, например, коллекционирует изображения этрусских бронзовых зеркал или изображения древних скульптур. Мне представляется, что это – один из хороших видов культурного досуга.

    Понятно, что открывать своё имя такого рода коллекционеры не спешат. Дело не в том, что их кто-то уличит в недозволенном копировании (полагаю, что они менее всего думают об этом), просто часто они предлагают и иные шутки, и, возможно, не всегда уверены, что их за это похвалят. Поэтому лучше слыть анонимом с ником. Таковы, например, Суррикат и Бугага. Но не Василиск 67. Само имя Василиска в славянской мифологии вызывает неприятные ощущения. Согласно Википедии, «Васили́ск (от греч. βασιλίσκος — царёк) — мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда название). Однако, согласно «Естественной истории» (VIII, 21), на голове василиска не хохолок, а «белое пятно, похожее на корону или диадему».

    В Средневековье считалось, что василиск рождается из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой на подстилке из навоза… он убивает всё, что встречается у него на пути». Так что пользователь с таким псевдонимом предоставил некую не «мировую утицу», а то, что в журналистике называется просто «уткой». Иначе говоря, на изображении современного геоглифа никакой утки не видно. А даже если бы она была, то, скорее всего, перед нами был бы псевдогеоглиф. Дело в том, что изгибы озер и рек, а также береговая линия морей и океанов нестабильны, и даже если они образуют нечто, напоминающее лицо или фигуру человек или животного, это является случайным совпадением. К тому же Василиск 67 сделал изображение геоглифа слишком контрастным, так, что прочитать на нём широту и долготу места или высоту съёмки не представляется возможным. Полагаю, что это было сделано сознательно, чтобы проверку было сделать трудно. Однако перед нами – прекрасная иллюстрация псевдогеоглифов.

    При этом я не исключаю, что река Чусовая является местом интересных геоглифов.

    Другую иллюстрацию предоставил нам Сурикат: фрагмент урбаноглифа, где крыши домов случайно стали напоминать буквы. Однако Сурикат не владеет техникой усиления контраста изображений.  

    Далее выясняется, что среди современных геоглифов имеются и древние, поверх которых нанесены геоглифы наших дней. Более того, в двух случаях удалось обнаружить датировку геоглифов по Яру. Они были созданы в 1157 и 1359 годах н.э., то есть, до открытия Америки Колумбом. Это небольшое открытие, как я полагаю, даст возможность датировать и некоторые другие геоглифы, в том числе и в Европе. Но если более поздние геоглифы наносятся поверх древних и в наши дни, то это наблюдение помогает ближе подойти к разгадке и геоглифов Наски. Я уже отмечал, что «Поверхностные геоглифы Наски - наиболее нетипичные из всех древних. Возникает впечатление, что они являлись пародией на подлинные древние русские геоглифы, поверх которых они нанесены, и которые являются частями их композиций, как, например, лик Яра в качестве головы обезьяны, или лик Мары как середина какой-то птицы. Поэтому понятно, что они вряд ли являлись навигационными маяками для посадки летательных аппаратов, и в этом смысле Мария Райхе права» [6].

    К сожалению, еще один геоглифист, Игорь Алексеев, который привел массу изображений пустыни Наска (порядка 150), не стал усиливать контраст получившихся фотографий и не пытался разглядеть двуслойность рисунков. Он попытался сопоставить рисунки геоглифов Наски с рисунками американских индейцев. Он даже вроде бы открыл на них линейную перспективу, что делает ему честь. Но он пришел к выводу, чо геоглифы Наски передают угасание, вырождение, гибель цивилизаций.

    Правда, приходится констатировать, что пока геоглифисты прочитать надписи не решаются, даже отдельные буквы, как это делал Авак Авакян. Кстати, о нём тоже удалось найти небольшой сюжет: «Доклад доктора, доктора МАЭН Авака Авакяна на первой Всероссийской конференции «Сакральная география. Нюансы познавательного и паломнического туризма», прошедшей 24–26 марта 2009 года в Санкт–Петербурге в Российском Географическом обществе. Это — текст Кинофильма о первосвятилище старого мира, обнаруженном Аваком Авакяном на Кольском полуострове в июле 2004 года (это то, что так и НЕ отыскали на Кольском нацисты и чекисты, Барченко и Дёмин). В этом кинофильме, сделанном А.А. Авакяном из его собственных видео– и фотосъёмок, отменно показаны объекты найденного святилища с различных ракурсов, а именно, Поблизости. Приехать на эту конференцию у А.А. Авакяна не было способности, и этот ВИДЕОДОКЛАД на DVD–диске + его текст E–Mail–ом были высланы в качестве заочного роли. ОТВЕТ на этот кинофильм из Института Историко–Географического Наследства к А.А. Авакяну пришёл после конференции сразу: „Диск работает, но — нет средств на проведение процедур.“. ВИДЕОФИЛЬМ, текстом которого является этот файл, размещен на Rambler Вижин и доступен для БЕСПЛАТНОГО Скачки!!! Подробнее об этом Кинофильме — на http://vision.rambler.ru/users/baron-raja/1/2/ ; СКАЧАТЬ этот Кинофильм (размер файла 91183 Kb; протяжённость кинофильма 31 минутка; качество Не плохое, наибольшее для такового соотношения времени и кб) можно с http://vision.rambler.ru/download/public/baron-raja/1/2/2.avi . Этот Кинофильм позволяет Узреть «ВЖИВУЮ» Кольскую Шамбалу — то, о чём повествуют работы доктора А.А. Авакяна (его работы публикуются на http://www.eniology.ktk.ru ). ТЕКСТ доклада представляет собой прекрасную принтерную PDF версию (114 Kb)» [7].

    Так что этому его «открытию» скоро исполнится 10 лет. И теперь его автор заманивает читателя тем, что его видеофильм можно скачать бесплатно. Вот что значит «доктор, доктор МАЭН», так сказать, двойной доктор! Он согласен даже на бесплатное скачивание своего фильма в качестве заочного роли. Просто потрясающее бескорыстие, которое, как видно из послания, не вполне безграничное, ибо диск требует средств на проведение процедур. Так что дойдёт ли «заочный роли» до ЮНЕСКО – неизвестно.

    Заключение.

    Чем больше людей будет коллекционировать геоглифы, тем большее число людей будет с ними знакомиться. А это – усилит спрос на научное изучение этих интереснейших природно-культурных объектов.

    Литература.

    1. Surikat. Карта геоглифов. http://mapporn.d3.ru/comments/471433/
    2. Бугага. Самые известные геоглифы на планете (42 фото). 23 августа 2-13 года, http://www.bugaga.ru/pictures/geo/1146740116-samye-izvestnye-geoglify-na-planete.html
    3. Алексеев Игорь. Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения / Лаборатория альтернативной истории. http://lah.ru/text/alekseev/nazka2.htm
    4. Сергей С. Мировая утица. Глава 1. Истоки. 19 мая 2012 года. http://forum.alstone.ru/viewtopic.php?f=386&t=31&start=30
    5. Василиск 67. Мировая утица. Глава 1. Истоки. 16 мая 2012 года. http://www.proza.ru/2012/05/15/1168
    6. Чудинов В.А. Википедия о геоглифах пустыни Наска. 12 апреля 2013 года. Сайт chudinov.ru
    7. Авакян Авак. Хибинские рунические геоглифы. Путь в Юнеско. Скачать. 21.11.13 . http://topigriskachat.ucoz.ru/news/khibinskie_runicheskie_geoglify_put_v_junesko/2013-11-21-153-987

Комментарии:

Василиск 67
14.01.2014 20:01
Во-первых, я - не Сергей! И если этот автор под таким именем на одном из форумов перепечатал мою статью из Прозы ру (портал proza.ru ), так ведь он же оставил ссылки на первоисточник! Я только приветствую распространение информации. Во-вторых, В. А. Чудинов сокрушается, что ему не удалось найти этот объект на картах Гугл и отсюда он приходит к парадоксальному выводу, что автор публикации об "Утице" с помощью всяких "контрастных штучек на фото" выдал желаемое за действительное. А действительность якобы в том, что никакого геоглифа под Первоуральском вообще нет! Интересная логика: "если я не вижу, значит, этого нет"! Ну, а "пою я, видимо, только то, что вижу"! Если бы уважаемый мною автор потрудился и прочитал следующие главы на портале Проза ру или в livejournal - http://vasilisk-967.livejournal.com/ - то нашел бы и точные координаты этого геоглифа в Google Earth: северная широта=57.0290907486, восточная долгота=59.5701435312 . Можно сделать и проще в строку поиска на Картах Гугл ввести "Свердловская область, поселок Прогресс" и всё. Все проблемы решены. Пройдите по этой ссылке и вы увидите - никакой ретушью автор не занимался! Соглашусь с автором только в том, что река Чусовая текла раньше в другом русле. Так и я об этом же говорю! Чусовая пришла в район геоглифа значительно позже! Она и заполнила его своей водой. И, может быть, поэтому его и "сохранила" от неизбежных в таких случаях природных и ландшафтных изменений. Но больше всего меня поразило, как уважаемый и маститый учёный издевается над моим псевдонимом "Василиск". Поднять такие "научные", псевдонаучные, оккультные и мистические пласты истории! Между тем, происхождение этого псевдонима абсолютно прозрачно. Родился автор в день св. Василиска (по церковному календарю). И в детском возрасте ему посчастливилось побывать на могиле этого святого в Абхазии. Кстати, удивительный был человек, Святой Василиск! Почитайте о нём! Может быть, тогда Вам откроются более высокие и даже религиозные смыслы?!

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову