ХЕТТЫ (ивр. חִתִּים хиттим, греч. Χετταΐοι), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии). В Библии ХЕТТЫ упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата... и до великого моря к западу солнца», а также как этническая группа, которая обитала в Ханаане во времена патриархов и вплоть до эпохи царства Соломона (Быт. 15, 20; Втор. 7, 1; Суд. 3, 5) и которая именуется в Библии «детьми Хета» (Быт. 23, 3), сына Ханаана (Быт. 10, 15). В тексте Священного Писания Ветхого Завета этноним хетты, как определение нации встречается один из первых наряду с родоначальником еврейского народа Авраамом.

Оглавление:
  • Историческая справка
  • Древнехеттское царство (ок. 1680—1500 до н. э.)
  • Среднехеттское царство (ок. 1500—1380 до н. э.)
  • Новохеттское царство (ок. 1460—1190 до н. э.)
  • Позднехеттские царства (ок. 1190—700 до н. э.)
  • Хаттуса – столица хеттов
  • Ритуалы жертвоприношений и славянская основа хеттского языка [2]
  • СЛОВАРЬ звучание слова и перевод на русский
  • ПРИМЕРЫ ЕДИНСТВА СЛАВЯНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ
  • Имена хеттских и древнеславянских идолов
  • БЕРДЖИХ ГРОЗНЫЙ
  • СТОЛИЦА ХЕТТСКОГО ЦАРСТВА – ВИД ИЗ КОСМОСА
  • Вывод.
  • Ссылки.
  • Комментарии
  • Историческая справка

    В XXIII главе книги Бытия об этом сказано: «Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, который на долине, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее. И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения на нем умершей твоей. Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; и говорил им Авраам и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою. Авраам поклонился пред народом земли той и говорил Ефрону вслух всего народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения» (Быт. 23, 1–20).

    Первое упоминание о Аврааме как о родоначальнике еврейского народа впервые встречается в Библии в 14 главе: «И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы» (Быт. 14, 13). «В книгах Библии, в которых ХЕТТЫ упоминаются в контексте царства Давида и Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Цар. 11, 1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Цар. 10,29; II Хр. 1, 17; ср. II Цар. 7, 6). Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26, 6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах.

    Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль (Быт. 15, 20, 23; 26, 34 и в других местах; Исх. 3, 8 и в других местах; Втор. 7, 1; ИбН. 3, 10; 9, 1 и в других местах; Суд. 3, 5; I Цар. 9, 20; II Хр. 8:7; Эз. 9, 1; Нех. 9:8), главным образом в горных районах страны (Чис. 13, 29; ИбН. 11, 3). Хетт Урия, по всей видимости, из Иерусалима, был одним из «слуг» царя Давида (II Сам. 11, 3; I Хр. 11, 44). Из слов пророка Иезекииля (16, 3, 46) можно заключить, что до израильского завоевания часть населения Иерусалима составляли ХЕТТЫ». [1]

    На рубеже III—II тысячелетий до н. э. в государство хеттов началось проникновение в XX—XVIII вв. до н. э. семитских торговых колонистов (ассирийских и, отчасти, аморейских). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в III тыс. до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (Пурусханда, Амкува, Куссар, Хатти, Каниш, Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум). Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла Пурусханда, правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар. В первой половине XVIII в. до н. э. царь Куссара Аниттас основал обширную державу, названную позже Хеттским царством.

    Рис.1. Хеттское государство

    Древнехеттское царство (ок. 1680—1500 до н. э.)

    Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссарой, которая была столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли крупные изменения в политической обстановке этого края. Многие центры подверглись разгрому. Трудно сказать, принимали ли в этом участие непосредственные предки тех, в чьих руках оказывается вскоре власть в Центральной Анатолии (цари династии Лапарнаса).

    Однако приход к власти этой династии, очевидно, всё же в значительной мере был подготовлен этим событием. Представители этой династии своим родоначальником считали Лапарнаса, правившего после Аниттаса и ничем не выражают свою связь с династией Аниттаса. Династия Лапарнаса была носителем других традиций и, возможно, происходила из другого объединения, чем то, к которому принадлежали Питханас и Аниттас.

    Культурные и общественные изменения выразились и в том, что хетты сменили официальные староассирийский аккадский диалект и письменность на родной язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов. В начале резиденцией династии Лапарнаса был Куссар, заброшенный династией Анитты как столица.

    Со временем, в борьбе за гегемонию с городом Несой последняя потерпела поражение, и Куссара получает власть над всей Центральной Малой Азией. В начале существования Древнехеттского царства там был матрилинейный принцип наследования власти. У протохеттов Малой Азии, по данным торговых документов из Каниша, рядом с правителем — рубаум всегда стояла почти не уступавшая ему по культовому и политическому значению правительница — рубатум, отождествляющаяся с шумеро-акадской жрицей — энтум, участницей обряда «священного брака». Поэтому, по-видимому, было важнее, чтобы царём был не столько сын правителя, сколько сын дочери правителя. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна. Лапарнас I (ок. 1680—1650 до н. э.), был видным деятелем в истории царства, расширив его  владения «от моря до моря».

    Его преемник Хаттусилис I (ок. 1650—1620 до н. э.) вел завоевания вплоть до Сирии, а Мурсилис I (ок. 1620—1594 гг. до н. э.) аннексировал Халпу, Верхнюю Месопотамию и совершил поход на Вавилон. После убийства Мурсилиса I Древнехеттское царство стало клониться к упадку из-за постоянных интриг в кругу царской семьи и нападений хурритов. Все следующие цари хеттов — Хантили I, Цитантас I, Аммунас, Хуццияс I — умерли не своей смертью. Лишь Телепинусу, который ввёл закон о престолонаследии, удалось временно стабилизировать ситуацию, но ненадолго, и после смерти Телепину Древнехеттское царство окончательно распалось.

    Среднехеттское царство (ок. 1500—1380 до н. э.)

    Поминальные списки царей не называют Цитантаса и Хуццияса, как предшественников Телепинуса, зато упоминают других Хантилиса, Цитантаса и Хуццияса — после Телепинуса и Аллувамнаса. Хеттологи расходятся здесь во мнениях по поводу хронологии хеттов. В то время как одни видят в них Хантилиса II, Цитантаса II, Хуццияса II — царей Среднехеттского царства, другие отрицают само существование Среднехеттского царства и предполагают ошибку составителей поминальных списков, считая, что в них имеются в виду все те же Хантили I, Цитанта I и Хуцция I. Однако отрицание существования Среднехеттского царства создает дополнительные трудности в хронологии. Так известно, что царь Киццувадны Пиллия заключил договор с хеттским царем Цитантасом, но также известно, что тот же Пиллия заключил договор и с царем Алалаха Идри-Ми, правившим в первой половине XV в до н. э. Таким образом Пиллию трудно датировать раньше Телепинуса и современником Пиллии был хеттский царь Цитантас II. Период Среднего хеттского царства относительно мало изучен ввиду скудности источников. Этот период характеризуется дальнейшим ослаблением Хеттского царства в результате войны с внешними врагами и внутренних неурядиц. К востоку от хеттов ещё в XVI в. до н. э. возникла сильная Митаннийская держава, ставшая их мощным соперником.

    Новохеттское царство (ок. 1460—1190 до н. э.)

    Около 1460 года до н. э. была основана новохеттская династия, при которой империя достигла своего расцвета. Возобновились походы на Сирию, сильно ослабившие страну, потерявшую большую часть своих территорий. При царе Суппилулиуме I (1380—1335 до н. э.), который правил своим государством из столицы Хаттусас (до 1480 г. до н. э. столицей был город Каниш). Удалось победить Митанни и Египет, завоевав все Восточное Средиземноморье вплоть до Палестины. На завоеванных территориях на севере Сирии и Месопотамии были созданы вассальные княжества, правителями которых Суппилулиума I назначил своих младших сыновей. Мурсили II (ок. 1335—1305 до н. э.) заключил мир с фараоном Хоремхебом, приведя Хеттское царство к вершине своего могущества. Однако уже в следующем столетии возобновилась борьба за Сирию и Палестину между хеттским войском царя Хаттусилиса III и войском египетского фараона Рамсеса II. Противостояние завершилось грандиозной, но безрезультатной битвой при Кадеше (в северной Сирии).

    В итоге большая часть Сирии и Финикии перешли под полный контроль египтян, и в 1280 г. до н. э. с ними был заключен мирный договор, а дочь Хаттусилиса стала женой фараона. Также было заключено перемирие с Ахейской Грецией, но воинственная Ассирия оставила подконтрольной отвоеванную Верхнюю Месопотамию. Последующий упадок царства в XII в. до н. э. совпал во времени с кризисом, известным как «бронзовый коллапс».

    Позднехеттские царства (ок. 1190—700 до н. э.)

    После падения Новохеттского царства в Анатолии бывшие вассальные княжества хеттов продолжали существовать как самостоятельные государства. Это прежде всего Табал, Камману (с Мелидом), Хилакку, Куэ, Куммух, Каркемиш, а также Яуди (Самаль), Тил Барсип, Гузана, Унки (Паттина), Хатарикка (Лухути) и др. Их правители считали себя законными правопреемниками хеттской державы, но не имели возможностей для реализации своих амбиций. Просуществовав несколько веков, они в IX—VIII вв. до н. э. были покорены великими державами Двуречья — Ассирией, а затем Вавилоном.

    Хаттуса – столица хеттов

    Хатту́са (хетт.: Ḫa-at-tu-ša; тур. Hattuşaş, Хаттушаш) – столица древнего Хеттского царства. Городище расположено около современной турецкой деревни Богазкале (тур. Boğazkale) в центральной Анатолии на берегу реки Кызылырмак (в древности Галис) в 145 км восточнее Анкары. Городище обнаружено в 1834 году, раскопки ведутся с 1906 года. Раскопки в окрестностях Богазкале могут быть подразделены на несколько участков.

    В центре – две скалы Буюккале (тур. Büyükkale, «Большая крепость»), в 500 м к северу от них «Большая скала» Буюккая (тур. Büyükkaya). К востоку от Буюккале на относительно ровной площадке располагался «Нижний город» — самая древняя часть хеттской столицы.

    К югу от Буюккале располагался «Верхний город» — собственно укрепления столицы. В окрестностях имеются три небольшие возвышенности, южную окраину города обозначает холм Yerkapı, остаток былого оборонительного вала, построенного в последние века существования хеттской державы. Хаттуса располагается у излучины Кызылырмака, хеттское название — Marashantiya, где долина его круто поворачивает. В древности здесь проходил торговый путь из центральной Каппадокии к Чёрному морю.

    Ритуалы жертвоприношений и славянская основа хеттского языка [2]

    «Транскрипция на латыни:

    протохеттский текст:

    waas-baab-ma es-wuur as-kahhiir suuwa

    Haattu us ti ittah zilaat suuwa

    Ta-baarna kaaatti tani waas

    хеттскийтекст:

    din-gir mes kur-mes mani iaahhiir daair-maat uru-Haatu-si

    salli diss-sua daair maat nuza la baarnaas lugal-u seeszi

    Транскрипция на праславянском:

    протохеттский текст:

    wis bab ma esh war, esh kur ubijn ziwa

    Hatti ti uttah zilat ziwa

    Ta barana xoti dani wis

    хеттскийтекст:

    din-gir mes kur mes wani kur ubijn dari mas veli Hatti si

    zalu gus ziwa dari mas nu za ta barana esh vlikaj vs zilch

    Перевод с праславянского:

    «Высшей Бабе мою еду варил, ешь кур убиенных, живых.

    Хатти, тебе гуся (утах) желаю живого.

    Тебе барана, хоти, дань высшая.

    День-Солнцу, Месяцу кур мясо варил, кур убиенных дарил мясо великой Хатти сияющей.

    Жалую гуся живого, дарю мясо новой жатвы тебе, барана. Ешь великая, возь ми желчь (печень барана)».

     Комментарий:

    В протохетско-хетской билингве представлен обряд жертвоприношения богине хеттов Хатти кур, гуся и барана.

    Совершенно очевидна аналогия протохетско-хетской билингвы в славянском переводе, а именно:

    1. Богиня Баба (протохет.) – богиня Хатти (хет.).
    2. Ути – (протохет.) – гусь (хет.).
    3. Баран (протохет.) – баран (хет.).
    4. Куры убиенные (протохет.) - куры убиенные (хет.).
    5. День-Солнце, Месяц (протохет.) – нет аналогии в хеттском тексте.

    Божество Месяца как противопоставление Солнцу-Тухул или Тухулинок упоминается в этрусских текстах, как божество рогатого месяца. Роль богини Хатти у этрусков представляет богиня Танаквисли. К слову, имя богини Танаквисли в звуковом значении близко имени Тухул. Вероятно, богиня Хатти и Тухул представляют собой одно божество в двух ипостасях. По повериям этрусков, как мне стало понятно по переводам этрусских текстов, месяц [луна] олицетворяется с пристанищем мертвых душ. Именно душам умерших и предназначаются жертвоприношения животных через опосредованние богини Хатти-Месяца. Примечательно, что в хеттском тексте есть слово "жертвенная печень" (zilch – желчь или печень). На жертвенной печени (zelat – этр.) у этрусков существовала целая система гаданий, аналогичная гаданию по полетам птиц. Этим занимались, так называемые гаруспики как в Этрурии так и в Древнем Риме. Таким образом, возникает неопровержимая связь между сакральными обрядами хеттов и этрусков. Та же связь возникает и в письменном клинописном языке хеттов и алфавитном этрусков. Построение слов, фраз, предложений аналогично!

    Подтверждается и версия Геродота о том, что этруски (именуемые хеттами или лидийцами – авт.) мигрировали из Малой Азии (точнее Лидии) в период многолетней жестокой засухи в Малой Азии. Эта же версия подтверждается древнегреческим мифом о Тантале (который был царем Лидии). Тантал, как известно, по мифу оказался в царстве Аида за свои грехи и вынужден был вечно мучиться неутоленным голодом. Следует добавить, что жертвоприношение птиц, а именно, петухов, кур являлось широко распространенной языческой традицией у кельтов и славян вплоть до XII века. Петухов и кур резали как правило у подземных источников воды, например, у колодцев, под развесистыми кронами дубов. Так, например, в ПВЛ упоминается жертвоприношение петухов под дубом на острове Хортица по реке Днепр близ Киева.

    протохеттский текст:

    a-an-tu-uhli-e-zu-u-uhli-eš-te-ra-ahba-lal[I-e-še-ip-še-ip]

    ba-la an-ne-eš ka-ha-an-wa-šu-id-du- ú-un

    хеттскийтекст:

    da-a-aš -ma-aš-za TÚG-HI.A KUŠGAR.TAGHI.A KUŠE.SIR- HI.A-ia

    na-aš-ša-an da-a-is GIŠ-DAG-ti

    протохеттскийтекст:

    [a-an-tu-uh] li?-e?- ú-da-ta-nu pa-la li-e—iz-zi-bi-ir

    pa-la [an-ne]-eš ka-a-ha-an-wa-šu-id-du-un

    хеттскийтекст:

    [da]-a-aš?-[ma-z]a GA.KIN.AG?IM?.ZU?-ia na-at-ša-an da-a-iš GIS-DAG-ti

    Перевод по Фридриху:

    «Он взял одежды, мешки (?) и сандал (ии) и положил их на трон. Он взял сыр (?) и творог (?) и положил их на трон».

    Транскрипция на латыни:

    протохеттский текст:

    aan tuuh liezuuh li es te raah bala liesei pse ip

    bala anne es kaahaan wa su iddu uun

    хеттскийтекст:

    daa as ma as za TUGHI.A KUSGAR.TAGHI.A KUS.SIRHI.A-ia

    naassaan daais GISDAG-ti

    Транскрипциянапраславянском:

    протохеттскийтекст:

    arn dush liezich, esh te rak pala, liezei pose ub

    pala arn, esh kur ubien ziwa uti un

    хеттскийтекст:

    dar esh ma, esh za dugina kush galbica kush sirinaia

    negan dar esh, gusatak ti

    Переводспраславянского:

    протохеттский текст:

    «Рожденной душе лежачей, ешь, тебе раку положил, лежи в позе убитой.

    Положил рожденной, ешь, кур убиенных, живую ути юную».

    хеттский текст:

    Дар ешь мой, ешь жатву Дюжина, кушай голубка, кушай сирая.

    Нежный дар ешь, гусенка тебе».

    Транскрипция на латыни:

    протохеттский текст:

    aan tuuh li-e-zu-u da ta nu pala lieizzi ubiir

    pala anne es kaaha an wa su iddu un

    хеттскийтекст:

    daa as ma za GA.KIN.AG.IM.ZUia naatsaan GISDAG ti

    Транскрипция на праславянском:

    протохеттский текст:

    arn dush liezch dar ta nu pala, liezchj ubijn

    pala arne, esh kur ubijn, arn wa, ziwa uti un

    хеттскийтекст:

    dar esh, ma za gal kinat im zivia nagna gusatak ti

    Перевод с праславянского:

    протохеттский текст:

    «Рожденной душе лежачей, дар тебе новый положил, лежачей, убиенной.

    Положил рожденной, ешь кур убиенных, рожденной вода живая, ути юная»

    хеттский текст:

    «Дар ешь, мою жатву голубка кинутая (в) яму живая, нежного гусенка тебе».

    Комментарий:

    Данный отрывок текста строки описывает обряд жертвоприношений кур и гуся Дюжине. Обряд приношений Дюжине (tezan – дюжина –этр.) описывается в этрусских текстах Загребской мумии. Дюжина представляла собой куклу (живого ребенка), запеленутого в 12 полотен. Поэтому и название – Дюжина. Дюжина сама по себе является человеческим жертвоприношением богам. Терракотовые статуэтки Дюжины обнаружены в Этрурии и находятся в настоящее время в итальянских музеях. Вероятно, у хеттов и этрусков когда-то существовал этот сакральный обряд жертвоприношений богам. Из приведенного славянского перевода характерна связь хеттских и этрусских обрядов жертвоприношений.[3] Надо сказать и о главных святилищах хеттов. Они имели свои традиционные верования, культы и святилища, однако сохранили культовые традиции покорённых хаттов, так почитание этих богов полностью соответствовало религиозным возрениям хеттов. Святилища автохтонного народа стали священными местами для хеттов. Город Аринна был главным священным городом хаттов, главным божеством в Аринне была богиня Солнца Вурусему. Город Нерик —был местом поклонения богу Грозы. В городах Сариссе и Карахне, был культ бога «Провидения», встречающегося в текстах под титулом «Покровительствующий дух» у которого священным животным был ОЛЕНЬ.[4] Изображался этот бог стоящим на олене с зайцем и соколом в руке. Культ оленя был распространенным и очень древним фигурки оленей обнаружены в могилах III тыс. до н. э. «Римский историк Юстин III века,[5] обрабатывая «Всемирную историю» Помпея Трога[6] I в до н.э., написал: «Ибо так же как народ этрусков, живущих на побережье Тосканского моря, пришел из ЛИДИИ, так и ВЕНЕТЫ, известные как обитатели Адриатического моря, были изгнаны из захваченной Атенором Трои». Впервые мы видим венетов, которые после переселения оказались в Южной Европе, как жителей Трои, защищавших Трою!

    Тит Ливий (59 до н. э. — 17 н. э.)[7] пишет: «Эвганеи – жители между Альпами и Адриатикой были вытеснены из этих мест прибывшими из малой Азии венетами». Зенадот: «...эти венеты потеряв своего вождя во время Троянской войны, они переправились в Европу (во Фракию) далее после долгих скитаний прибыли в Венетию Адриатическую». На Адриатике венеты основали свой город Венецию». Венеты были родственниками этрусков. Этруски в центральной Италии жили в Этрурии в 12 городах. Но Рим, возникший на их территории в 800 году до н.э. в период с 500 до 200 года до н.э. полностью поглотил их. <…> В древнегреческих письменных источниках имеются сведения о реке Эридан Яридон, река Ярилы (!), находившейся на севере, что у этой реки живут ВЕНЕТЫ, которые добывают янтарь. С начала I века н.э. сведения о венетах увеличиваются. Римские писатели Плиний и Помпоний Мела сообщают рассказ другого римлянина Квинта Метелла Целера (он был в 58 г. н.э. проконсулом Галлии) - на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (винетов). Плиний далее пишет: «Некоторые рассказывают, что здесь (речь идет о гданьском заливе) живут до реки Вистулы (Вислы) <…> ВЕНЕТЫ…» Птолемей (ок. 87—ок. 165)[8] тоже упоминает о венетах: «Сарматию ограничивают великие племена – венеды по венедскому заливу…». Далее он пишет: «По реке Висле под венедами живут гутоны, затем финны…» В третий раз он упоминает ВЕНЕТСКИЕ горы (Карпаты). Большое число слов с корнем ВЕНД встречалось в землях востока Германии: вендхаус, вендберг, вендграбен, винденхайм, виндишланд и т.д. Старое название Вены звучит как ВИНДЕБОНА. Одно из племен германцев имело в своем названии корень ванд – Ванда - лы. В I в. н.э. Гай Юлий Цезарь при завоевании севера Европы столкнулся на севере Галлии с венедами. Источник сообщает: «Они [эти венеты] были хорошими мореплавателями, имели много кораблей и какое-то время сопротивлялись римским войскам…». Итак, венеты в начале I тыс н.э. занимают территорию на западе от Галлии, на севере – от земли Данов побережье Балтики, на востоке – до Буга и Карпат. Историк Иордан (+551) в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» пишет:» Между реками Дунаем, Тисой и Олтом лежит Дакия , ...к северу… на необозримых пространствах расположился многолюдный народ венедов. Несмотря на то, что теперь их название меняется соответственно различиям родов, но все же преимущественно они называются СКЛАВЕНАМИ и АНТАМИ». Так же он пишет: «После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов… Эти венеты происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавинов». В хронике Фредегарда (VII в н.э.) сказано: «Славянами, называемыми венедами». Ион Боббийский, живший в VII в н.э.,[9] в своем описании жития святого Колумбиана говорит: «Пришла ему мысль отправиться к венетам, которые именуются еще славянами». Англосаксонский писатель Алкуин (735—804)[10] времен Карла Великого писал: «Славян зовем венедами». <…> Таким образом, мы оказываемся перед фактом языковой идентичности венедов и славян.

    По мнению академика Б.А. Рыбакова слово «славяне» произошло от сочетания СЛЫ–ВЕНЕ в период между I веком до н.э. и I в. н.э. По древнерусски слово «слы» значило «движение» и «послы». Сравните современное «шли» и «слы». СЛЫ–ВЕНЕ – это значит ПРИШЛИ ВЕНЕ, ПОСЛЫ ВЕНЕ. Славяне носят название «славян» только по краям славянских земель! В древности слово славянин произносилось только через «о». Словяне (словене) – это ЛЮДИ ИЗ ЗЕМЛИ ВЕНЕДОВ. <…> Венеды до того как переправиться из Малой Азии на Аппенинский полуостров носили этноним – Хетты. <…> На хеттском языке говорили хетты во времена своей империи с 2000 лет до н.э. до падения Трои в 1200 г. до н.э. Затем на диалекте этого языка говорили этруски и жители западной Малой Азии – ликийцы, лидийцы, венеты условно с 1200 лет до н.э. Однако, письменные источники нам говорят, что ушедшие из-под разрушенной Трои венеты, через 2000 лет объединившись с несколькими племенами в Центральной Европе, говорят на славянском языке! И при этом не потеряли своего этнического лица, и самоназвания как потеряли этруски в Риме! Значит, <…> хеттско-лувийский язык был компонентом (частью) славянского языка. Хеттский язык не просто из семейства индоевропейских языков, а один из диалектов славяно-русского древнего языка, его южной ветви, как и санскрит имеющий очень близкое родство с хеттским языком(!)

    Несколько примеров единства этнонимов, топонимов венедов и хеттов: Венетское племя кробизов имело главного идола племени КРИВА. Отсюда их позднее название КРИВИЧИ. Кривичи и ВЕНТичи (вятичи) – племена с венедско-троянской культурно-этнографической составляющей. Кривичи (кробизы), вятичи (вентичи) и новгородцы основали Псков, Новгород, Тверь, Суздаль, Ростов. И говорили эти люди на славянском языке.

    Этноним «Венеды». Второе название вятичей – ВЕНТичи. У вятичей ( вентичей) был город Неринск. У хеттов был священный город Нерик. В Повести Временных лет читаем: «Норци еже суть словене». Преподобный Нестор Летописец о происхождении славян пишет: «Афетови же сынове запад прияша и полунощьныя (северные) страны. От сих же 70 и дву языку бысть язык СЛОВЕНЕСК, от племени же Афетова, нарецаемеи НОРЦЫ, иже суть СЛОВЕНЕ» <…> «И тако разидеся СЛОВЕНЬСКИЙ ЯЗЫК, тем же и ГРАМОТА прозвася СЛОВЕНЬСКАЯ»[11].

    В западной части Малой Азии есть местности носящие названия: Лидия, Мира, Миссия. В Белоруси есть город Лидин, Лида, Мир. В Украине город Миргород. В Польше Мазовия. В тексте ПВЛ это описано так: «…седоша на Висле, и прозвашася ЛЯХОВЕ.., <из> ляхов друзии – ЛЮТИЧИ, ини МАЗОВШАНЕ, ини ПОМОРЯНЕ»[12]. Города Пруссий и Прусец. [Пруссия – это славянское западное ПОРУССИЕ=ПОМОРИЕ, наименование было со временем искажено немецким грубым произношение, как и Поморье, стало произноситься немцами – Померания. Эти земли были исконнымиславянскими и входили в крупнешее в Европе государство ободритов - Вагрии] на берегу Венедского залива Балтики[13].

    Город Троя (по хеттски –Таруиса). В Калужской области находится город Таруса.

     

    СЛОВАРЬ звучание слова и перевод на русский

    ЛИДИЙСКИЙ ЯЗЫК

    Атес – отец

    Ма – мать

    Ладо – супруги

    сопако – собака

     

    ХЕТТСКИЙ

    Небеси – небо

    Херама – храм

    бес – дух

    пааи – заплатить

    хастаи – кость

    миях –мой

    пути – дорожка

    туззи – боец (тузить, мутузить – русск.)

    мисс – мой

    тис – твой

    насилии – наш (наши – русск.)

    далугасти – длина (долгота)

    суитт – свет

    есми – быть

    чарчара – сосуд (чарка – русск.)

    удне – земля, страна (дно – русск.)

    водар – вода

    гус – гусь

    баран – баран

    ПРИМЕРЫ ЕДИНСТВА СЛАВЯНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ

    «У хеттов и у этрусков на фресках изображены музыканты, играющие на двойных дудках – свирелях. Двойная дудка была широко распространена по сельской России. Хетты и этруски запрягали лошадей в тройки. Известна и любовь русских к тройкам. На хеттских фресках царь шел в сопровождении хеттской знати в высоких цилиндрических шапках. Этот феномен мы имеем в виде уникальных русских боярских высоких шапок. Жену троянца Гектора, героя троянской войны, звали Андромаха. Она была голубоглазой. Ее имя по хеттски Андра-м-аку переводится как «голубизна» в «оке». Андра – голубой. Отсюда - Адриатическое море.

    Раннее население Рима преимущественно было этрусское, судя по косвенным данным, было умеренно депигментированным. Среди римлян того периода часты были коричневые волосы. Известно старое римское выражение, которое предупреждает молодых людей, чтобы они не стали жертвой мошенников: «Nolite confidere in nigro»[14]... Среди хеттов было много людей со светлой пигментацией. Известно, что греки потомков хеттов живших в Каппадокии называли БЕЛЫМИ СИРАМИ. Хетты писали на глиняных табличках клинописью. Археологи не так давно обнаружили архивы города Эблы в северной Сирии (территория входила в состав хеттской империи, как и Ливан – земля лувов) Таблички датируются срединой 3 тыс. до н.э., т.е. 4500 лет назад! Ряд названий идолов у хеттов и славян совпадают, например: Хеттские идолы Пирва, Ярри, Сварт. Древнерусские идолы – Перун, Ярила и Сварог. 

     

    Имена хеттских и древнеславянских идолов

    Сфарт// Сварог, Род

    Лид, Луд // Лад, Ладо

    Суд // Суд (Судьба)

    Тарх // Торгиста

    Кар, Крок // Корса, Хорс, Крива,

    Бел // Бель=свет[15]

    Пан // жупан (господин)

    Пирва // Перун, Прова

    Ярри // Ярило

    Сатре // Стрибог

    Кассей // Кощей, кощей

    Мо-кош // Макошь

    Дит // Деды (Пращур) Дедославль

    Яяс // Яс, Ас, Аз

    Соло // Коло=СОЛНЦЕ=КОЛОВОРОТ».[16]

     

    БЕРДЖИХ ГРОЗНЫЙ

    Поразительное открытие сделал в начале XX века чехословацкий востоковед Берджих Грозный[17], которому удалось дешифровать хеттский язык. «Когда Грозный принимался за дешифровку хеттского языка, он разделял общепринятую во всем ученом мире точку зрения, что хеттский язык – семитский. Ведь и участвовать в работе по изданию наследия Винклера его пригласили как семитолога. Грозный разделял эту точку зрения, но – и это главное – не делал на нее ставки. Без всяких предрассудков, «готовый пожертвовать даже самой восхитительной гипотезой», ученый продолжал работать, и, когда убедился, что факты не укладываются в общепризнанную теорию, он не провозгласил «тем хуже для фактов», но пришел к выводу, что, «кажется, эта теория несостоятельна». При этом теория о семитском происхождении хеттов строилась не на песке.

    Одним из сильнейших аргументов был физический облик хеттов. Он предстал перед нами, запечатленный в реалистических рельефах на стенах карнакского Рамессеума (около 1250 года до нашей эры), на гробнице фараона Харемхеба (около 1310 года до нашей эры), а также в многочисленных скульптурных изображениях, найденных на местах раскопок хеттских памятников в Малой Азии. Для хеттов характерны крупный загнутый книзу нос и скошенный лоб; их расовый тип абсолютно не индоевропейский, а ярко выраженный семито-армянский. Однако вскоре этот аргумент был опрокинут документами, касающимися политического и военного уклада хеттов. Опрокинут исключительно просто и решительно, но об этом позднее.

    К мысли, что хеттский язык относится к группе индоевропейских языков, Грозный впервые пришел, составляя свои словари на основе окончаний. Сперва хеттские окончания показались ему невероятными, но потом он разгадал слово wadar («вода») и вывел схему его склонения, и тут он увидел, что в мире науки нет ничего невероятного. Первый и четвертый падежи хеттского слова «вода» совпадают – wadar. Однако во втором падеже вопреки ожиданиям семитологов появляется форма не wadaras, a wedenas. Третий и шестой падежи — wedeni, седьмой — wedenit. «Удивительное склонение, — констатирует он, — в нем происходит чередование суффикса г с суффиксом п – явление, с которым мы встречаемся и в других индоевропейских языках. Например, греческое слово, обозначающее воду, hydor, во втором падеже принимает форму hydatos, которое возникло из первоначального hydntos (ср. также, например, латинское femur — второй падеж feminis)…». Подобное родство с индоевропейскими языками Грозный выявляет потом и в спряжении  глаголов, и в склонении местоимений. И, наконец, особенно наглядно оно дает себя знать в лексике. В «Древнейшей истории Передней Азии, Индии и Крита» (на с. 108–109) автор приводит ряд примеров, доказывающих индоевропейский характер хеттского языка, в чем может убедиться даже тот, кто не является по профессии филологом-востоковедом, а имеет лишь классическое школьное образование. «Следующими доказательствами явились причастия на nt, как, например, хеттское humanza, родительный падеж — humandas — «целый», образованное наподобие латинского ferens — ferentis — «несущий». Целый ряд хеттских местоимений оказался также индоевропейского происхождения. Например, хеттское ug (а) «я» напоминает латинское ego; хеттское amugg (а) «меня» напоминает греческое emege; хеттское zig(a) «ты» напоминает греческое sege «тебя»; хеттское mis «мой» напоминает латинское meus; хеттское tis «твой» напоминает латинское tuus; хеттское kuis «кто» — латинское quis; хеттское kuit «что» – латинское quia; хеттское kuis, kuis «любой» — латинское quisquis; хеттское kuiski «кто-нибудь» — латинское quisque; хеттское kuitki «что-нибудь» – латинское quidque и т. д. Из хеттских слов, которые уже на первый взгляд можно принять за индоевропейские, приведем следующие: хеттское patar «крыло», рус. пта-ш-ка птица, хеттское dalugasti «длина», «протяженность» – праславянское *dlbgostb; хеттское nebis «небо» – чешское nebe, nebesa; хеттское mekki «много» – греческое megas «большой»; хеттское wassuwar «одежда» – латинское vestis «одежда»; хеттское esmi, 1л. ед. ч. глагола «быть» – индоевропейское esmi, чешское jsem; хеттское spandti «совершаю жертвоприношение» – греческое spendei; хеттское kittari «лежит» – греческое keitai и т. д.

    Эти примеры, число которых можно легко умножить, доказывают, что хеттский язык — язык индоевропейский и по характеру некоторых своих звуков относится к  западноиндоевропейской группе языков «кентум». К группе «кентум» принадлежат языки, в которых числительное 100 произносится с коренным «к», например греческий, латинский и романские языки, кельтский и все германские. Другая группа называется «сатем», потому что числительное 100 произносится через «с»; сюда относятся все языки славянские, балтийские, иранские, индийские, а также армянский и албанский. И Б. Грозный еще точнее определяет место хеттов в семье индоевропейских народов. Хеттский язык непосредственно примыкает к итало-кельтским языкам, прежде всего к латинскому, и является также родственным славянским языкам.[18]

     

     

    СТОЛИЦА ХЕТТСКОГО ЦАРСТВА – ВИД ИЗ КОСМОСА

    Первое, что поражает при анализе фото, сделанных со спутника, – это громадный размер территории, которая занимает столица хеттского царства. Для своего времени это был большой мегаполис, имеющий в архитектурно-строительном плане уникальную планировку, которая включала несколько святилищ, несколько полисов для знати, и несколько городищ для простого народа. Всё подчиненно единому плану смысл, которого заключается в едином граде-храме, посвящённому богу СОЛНЦА. Второе, что обращает на себя внимание – это традиционная для древнеарийской цивилизации конструкция фундаментов жилищ, дворцов, храмов в форме букв в сочетании дающих надпись МИР РОДА или МИР. В центре главного полиса в верхней части дворцового ансамбля видны фундаменты, изготовленные в виде надписей, слева направо: МИР, РОД, МАРА, ЯР. Сверху: ЯР РОД. Ниже среднего ряда: РОД, ЯР. ЯР, МИР АРИИ. Правее видна правосторонняя свастика и четыре раза подряд повторяется надпись, посвящённая свету: ЯР, ЯР, ЯР, ЯР. Крайняя правая надпись у главных врат города устроена из фундаментов домов и имеет вид лигатуры, состоящие из «С» и «Е», т.е. «СЕ» – ВОТ [указательное местоимение] бог РОД.

    Рис.2а. Большая надпись

    Рис.2б. Большая надпись

    На склоне храмовой горы виден выступ сохранившегося фундамента части культового комплекса с надписью: МАСКА ЯРЬЯ, ЯР РОД, ЯРЬЯ, ЯРРОД, ЯРЬЯ.

    Рис.3а. Дворцы с надписями Яр, Род, Русь

    Рис.3б. Дворцы с надписями Яр, Род, Русь

    Храм, построенный на основании с посвятительной надписью: ЯР РОД, АС [бог. божественный] РОД, РОД РУСЬ.

    Рис.4а. Вид Святилищ и Льва-Рода

    Рис.4б. Вид святилищ и Льва-Рода

    Зооморфный лик РОДА [очень хорошо виден в круге] и сопутствующие надписи: МИР РОДА.

    Рис.5а. Восточное святилище

    Рис.5б. Восточное святилище

    Восточное святилище РОДА и правосторонняя свастика-ярга.

     

    Рис.6а. Огненная коллесница МАРЫ

    Рис.6б. Огненная коллесница МАРЫ

    Огненная колесница МАРЫ. Уникальное изображение Мары, восседающей на колеснице, запряжённой волчицей! Над головой Мары выбита надпись: ЯР, впереди: МАРА, выше видна надпись: РУСЬ(!), которая в нижнем поле склона горы повторяется трижды! Такая компоновка надписей, включающая многократное прославление РУСИ, встречается здесь впервые!

     

    Рис. 7а. Тур и МАРА

    Рис. 7б. Тур и МАРА

    Противоположенный склон храмовой горы. Виден большой геоглиф ТУРА и парящей позади его МАРЫ, её крылья возвышены и обращены в разные стороны; подол платья обращен назад, общее состояние фигуры очень экспрессивно, во всём образе чувствуется динамика и устремлённость ввысь. Впервые встреченные на земле хеттов изображения крылатой Мары полностью соответствует общеславянской традиции крылатых богов, восходящей к ГИПЕРБОРЕЙСКИМ КУЛЬТАМ КРЫЛАТЫХ БОГОВ. «Крупнейшие античные историки, настойчиво говорят о летательных способностях гиперборейцев, то есть о владении ими техникой полёта. <…> Эллинский солнцебог Аполлон, рождён в Гиперборее, <…> постоянно посещал свою далёкую родину. <…> Сохранилось несколько изображений Аполлона, летящего к гиперборейцам. <…> В северном искусстве сложился настоящий культ крылатых людей

    <…> Особо любимые и чтимые на Руси образы птицедев Сирина, Алконоста, Гамаюна уходят своими корнями в глубокую гиперборейскую древность… <…> Совсем недавно множество литых бронзовых фигурок крылатых людей, вновь заставили вспомнить о гиперборейцах, обнаруженные при раскопках святилища на острове Вайгач, расположенном в акватории Ледовитого океана, месту прописки древней Гипербореи. <…> Впоследствии эти символы, крылатые люди, передавались из поколения в поколение, распространились по всему свету и закрепились практически во всех древних культурах: египетской, хеттской, ассирийской и др. <…> Лето – мать близнецов Аполлона и Артемиды и вся её история рождение детей – лишнее подтверждение гиперборейских корней древнегреческой мифологии. <…> Летающей была сама Лето <…> Летающими, естественно, были и дети Лето-Латаны Артемида и Аполлон. А Пиндар прямо называет гиперборейцев «служителями Аполлона» (Pind.01.3.16-17)[19].

     

    Вывод.

    Судя по обнаруженным надписям можно сделать вывод – хеттский язык является одним из диалектов славянского языка. В элитарной троянской среде и среди обычного народа хеттов сохранялось знание изначального протославянского языка, который максимально тяготеет к древнерусскому языку. Религия хеттов была ведическая – общеславянская патриархальная вера. Встречающиеся здесь надписи свидетельствуют о совершенном и развитом культе почитания древнеарийских, точнее ГИПЕРБОРЕЙСКИХ богов, таких как РОД, ЯР, МАРА.

    Ссылки.

    [1] Электоронная Еврейская Энциклопедия. КЕЭ, том 9, кол. 783–785, раздел «Хетты».

    [2] "Древняя Русь и этруски", Письменность древних народов. «Хетты», Протохеттско-хеттские билингвы, http://www.tezan.ru/

    [3] Древняя Русь и этруски", Письменность древних народов. «Хетты», Протохеттско-хеттские билингвы, http://www.tezan.ru/

    [4] ОЛЕНЬ=ТУР - традиционный палеолитический зооморфный образ бога СОЛНЦА-ЯРА.

    [5] Марк Юниан Юстин (лат. Marcus Junianus Justinus) — римский историк III века, автор извлечения из не дошедшего до нас обширного исторического труда в 44 книгах более раннего римского историка I века Трога Помпея, под заглавием «Historiae Philippicae» Источники Юстина доносят уникальную информацию, которую невозможно найти у других авторов. Юстин повторил версию Помпея Трога о большей древности скифов по отношению к египтянам, привел имена ранних царей скифов и указал на связанные с ними события.

    Извлечение Юстина содержит в себе всемирную историю, главным образом македонскую, от мифических времен до I века, без тщательной хронологической последовательности событий. Ей немало пользовался историк V века Орозий; она была ценима в Средние века. Изложение Юстина отличается простотой и сжатостью, заключает в себе много интересного и до сих пор имеет значение, хотя не всегда выдерживает строгую критику. Юстин описывал занимательные и поучительные факты, часто недостоверные. Однако его труды доносят уникальную информацию, которую невозможно найти у других авторов. Юстин повторил версию Помпея Трога о большей древности скифов по отношению к египтянам, привел имена ранних царей скифов и указал на связанные с ними события

    [6] Гней Помпей Трог (лат. Gnaeus Pompeius Trogus) – римский историк I-го века до нашей эры – I века нашей эры.

    [7]Тит Ливий (лат. Titus Livius; 59 до н. э., Патавиум — 17 н. э.) - один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

    [8]Клавдий Птолемей (греч. Κλαύδιος Πτολεμαῖος, лат. Ptolemaeus), реже Птоломе́й (греч. Πτολομαῖος, лат. Ptolomaeus) (ок. 87—ок.165) – древнегреческий астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии, (достоверно – в период 127–151 гг.), где проводил астрономические наблюдения. Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Оставил глубокий след и в других областях науки — в оптике, географии, математике.

    [9] Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis // Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Germanicarum. Hannoverae et Lipsiae, 1905. P. 216. См. также: Своддревнейшихписьменныхизвестийославянах. М., 1995. Т. II (VII–IXвв.). С. 361.

    [10] Алкуин (Флакк Альбин) англ. Alcuin, лат. Flaccus Albinus; (ок. 735 – 804) – учёный, богослов и поэт, важнейший из вдохновителей Каролингского Возрождения, учитель Ангильберта и Амалария.

    [11] Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./ Подг. текста, перевод и ком. Д.С.Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 8.

    [12] Там же.

    [13] Сегодня земли Вагрии находятся в границах Германии и называются Мекленбург-Померания. В начале XII в. после продолжительной войны немцы вытеснили славян с их исконных земель – Вагрии, Поморья и Поруссии.

    [14] «Не доверяй черным волосам».

    [15] «Белило=белый=бель – светлый, блестящий. Белотька – сияние неба. Прилагательное бель (белый) всегда связано с Яром – Солнцем=Белояр=Белоярь – самое яркое сияние солнца в полдень. Главный день праздника Яра-Солнца на Ярилиной неделе, который в древности праздновался в середине июня (Григорий Дьяченко, протоиер Полный церковнославянский словарь. М., 1900. С. 64).

    Ср.: Бел-бог собственно значит: светлый, ясный. На санскрите cveta (shveta) – свет, белый эпитет, придаваемый божеству солнца. Belbug – остров в Померании, Бялобоже в Польше, Белые Боги – урочище у большой дороги от Москвы к Троице, не доезжая туда 15 верст (имеется в виду окрестности г. Сергиева Посада). В земле лужичан, близ Будишина есть гора Белобог. Белобог тождествен с Святовидом. С именем Белобог <…> сочеталось понятие света=солнца. Слова свет и свят филологически тождественны. (Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 тт. Репр. с изд-ия 1869. М.: Индрик, 1994. Т. 1. С.93–96).

    [16]ХЕТТЫ – ВЕНЕДЫ – СЛАВЯНЕ. ПАРАЛЛЕЛИ В ТОПОНИМИКЕ И РЕЛИГИИ. Информация из работы исследователя хеттских древностей В.П. Степанова, 2004 год. См.: http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=1788//

    [17] Бедржих Грозный (чеш. Bedřich Hrozný, до 1918 года также Фридрих Грозный, нем. Friedrich Hrozny; 6 мая 1879, Лиса-над-Лабем — 12 декабря 1952, Прага) – австрийский, с 1919 чехословацкий востоковед, лингвист, филолог. Дешифровал хеттский язык, доказав, что он и другие анатолийские языки относятся к индоевропейским языкам. Автор первой в мире грамматики хеттского языка, изданной в 1917 году в Вене.

    [18] http://www.razlib.ru/istorija/tainy_hettov/index.php

    [19] Подлинная история русского народа. Варвары. Сост. и ред. П.В. Тулаев. Метагалактика. Б/м. 1993. С. 20–26.

Комментарии:

Катерина Самойлова
20.12.2013 21:12
Превосходный анализ, спасибо

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову