О славянских деревянных скульптурах

Чудинов Валерий Алексеевич


До сих пор в курсах славянской мифологии фигурируют деревянные скульптуры (лики) русских богов, найденные более тысячи лет назад в Германии. Современный материал пока не освоен. Частично это объясняется тем, что археологи пока не умеют делать атрибуцию соответствующих ликов. А неумение атрибутировать возникает из неумения читать подписи, несмотря на то, что они регулярно ставятся на лики.

Оглавление:
  • Святовид Можайской Пятины.
  • Славянские лики.
  • Пересказ статьи Журавлева.
  • Лик из Дриссы.
  • Идол весит под 150 кг
  • Тайна карельских Ликов.
  • Мои чтения.
  • Продолжение статьи А. Попова.
  • Таинственный карельский идол.
  • Окончание статьи А. Попова.
  • Моё чтение надписей на лике из коры.
  • Фотография Торгачкина.
  • Лики современных славянских родноверческих общин.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература
  • Святовид Можайской Пятины.

    Рис. 1. Святовид Можайской Пятины

    Этот материал я заимствовал из Википедии, из статьи «Мифология». Подрисуночная подпись гласит: «Идол Перуна на святилище в Можайской Пятине». Меня тут не устраивает многое. Славяне не употребляли греческий термин «идол»; для них это всегда был ЛИК. Кроме того, показано четыре тела, соединенные вместе, а это – Святовид, среди которых, разумеется, имеется и Перун (смотрящий на Запад). Ибо под Святовидом понимается четыре бога (Макошь, Велес, Род и Перун), стоящие спинами друг к другу.

    Но какие подписи на самом лике не прочитали исследователи? – Для ответа на этот вопрос я усиливаю в контрасте изображение и приступаю к чтению надписей. Они тут даны двумя способами – с помощью глубоких прорезей, заполненных черной краской (явные), и с помощью более тёмное охристой краски (неявные).

    Рис. 2. Моё чтение надписей на Святовиде

    Я приступаю к чтению, читая вначале надписи на нижней части деревянных стволов. Тут написаны слова: РОД В РОДА ХРАМЕ. Они означают, что полноценный (по моей терминологии «вмещающий») деревянный лик Рода находится не в данном Святовиде (где этот лик – «замещающий»), а в храме Рода.

    Далее я читаю решеточку, являющуюся явным узором. Однако в то же время этот узор есть соединение (лигатура) слоговых знаков рун Макоши, и я внизу их показываю в качестве транскрипции. Они дают чтение ПЕРУНЪ. Однако они нанесены на два лика, справа и слева от центрального. Двух Перунов в Святовиде не бывает. Так что если центральный лик принять за Рода (который смотрит на юг), то Перуном будет левый лик.

    На центральном столбе мы видим ряд нарисованных или выгравированных ликов. Верхний лик, гравированный, представляет собой изображение мужского лица анфас с очень крупными, но косо посаженными глазами, очень узким носом из параллельных линий, висячими усами (линии носа и усов не гравированы, а нарисованы), и ярко прорезанной нижней губой. Надписей на этом лике на первый взгляд нет.

    Второй мужской лик анфас является продолжением первого вниз, служа ему как бы бородой. Глаза не вырезаны (только горизонтальная линия), нос из параллельных линий очень толстый, линия рта гравирована, линия усов нарисована, длинная борода имеет вид меча. На линии глаз и усов, как на строках, написано слово СВЯТОВИД. Оно относится ко всей композиции.

    На его бороде нарисованы краской еще два мужских лика анфас. На верхнем лике можно прочитать слово РОД. Нижний я изобразил на сноске увеличенным вдвое. На нем читается на уровне глаз слово РОДА, на уровне носа слово ЯР, и на уровне рта слово МАРЫ. Обычно лики Рода и Яра так и изображают – выше Род, ниже Яр.

    Таким образом, можно атрибутировать все четыре гравировано-нарисованных мужских лика, изображенных на центральном стволе дерева: Верхний неподписанный лик – лик всего святилища, ниже – символ Святовида в целом, еще ниже – Род, и в самом низу – Яр Мары.

    Понятно, что слева находится лик Перуна, справа – Велеса. Мы их видим сбоку, и под каждым имеется интересная подпись в виде символа. Эти подписи размещены чуть ниже спирали. У Перуна имеется симметричная надпись из двух знаков. Первый знак представляет собой букву П, положенную набок (поворот на 270 градусов), в которую вписана буква Е в обращенном цвете (то есть, в виде негативной буквы Е). Получается слог ПЕ, начальный слог имени ПЕРУН.

    А справа имя бога написано полностью, ВЕЛЕС, хотя тоже в виде символа. Наконец, невидимой остался лик Макоши, который располагается за ликом Рода по центру. Так что мы смотрим на Святовида с юга.

    Рис. 3. Вид на тот же Святовид с запада

    Мне удалось найти изображение того же Святовида с запада по адресу http://s42.radikal.ru/i095/1011/86/c958f8d3a3a7.jpg.

    На его голове я читаю слово ПЕРУНЪ, выполненное руницей (слоговыми знаками), а также ЯРА ХРАМ (рунами Рода).

    Далее я перехожу к рассмотрению правой щеки и правого глаза, повернув изображение на 90 градусов. Тут я читаю слова ЛИК ПЕРУНА. Ниже, на уровне рта я читаю в обращенном цвете слова на подбородке слово ЯРА, а справа в столбец – ХРАМ.

    Слева, как я знаю, находится столб, передающий лик Макоши. Так ли тут обстоит дело в данном случае? На уровне глаз я читаю слова ЯРА МАКАЖЬ, что подтверждает моё предположение. Наконец, в самом низу написано нечто, что напоминает слово СТРОИТСЯ, хотя это слово тут не кстати. Однако точнее я прочитать его не могу.

    Рис. 4. Вид на Святовид с запада издали

    При рассмотрении Святовида с запада издали мы видим внизу большой камень, на котором можно прочитать слова МАРЫ ХРАМ вдоль левой диагонали. В центре можно прочитать слова МИМ ЯРА, а на верхней кромке – целую фразу: МАРА ЯКО ЯРА МАСКА. Это означает: МАРА КАК ИЗОБРАЖЕНИЕ. Вероятно, на камне имеется еще ряд надписей.

    Более подробную информацию я прочитал на сайте «Славянский мир» от 5 скнтября 2009 года http://slavs.org.ua/forum/topic/1078/v-kieve-ustanovili-idol-peruna/. В сообщении говорится (Ариец, ветеран): «24 августа 2009 года свершилось дело, значение которого трудно преувеличить. Силами родноверов Украины-Руси в Киеве был установлен лик бога Перуна. Место было подобрано прекрасно – рядом с Историческим музеем – там, где тысячу лет назад шумел Перунов лес».

    Эту информацию дополняет некий Святослав 12 ноября 2009 года: «С принятием независимости на Украине увеличилось число людей, которые интересуются, изучают и исследуют украинскую историю, культуру, веру. Украинцы начинают пересматривать собственную историю, выявлять приписки и искажения чужаками исторических фактов, начинают возвращать себе свой язык, а суржик мало-помалу уходит из жизни. Всё больше украинцев чувствуют у себя потребность вернуться к своей стародавней духовности. Многие уже приходят к мысли о том, что наша Вера, так же как язык и история, должна быть возрождена и очищена от чужеземных искажений. Ведь она была у наших славных пращуров единой со всей культурой, неразрывно связана с ней. Наша древняя вера объединила наших предков, сделала их сильными, сблизила с природой, позволила жить с ней в гармонии. И на день Независимости Украины, 24 августа этого года, мы все станем свидетелями возрождения справедливости – кумир Перуна будет снова восстановлен в Киеве на своём историческом месте, своим появлением символизируя утверждение исконной Правды, силы и воли нашего вечного народа. Слава ж ему, Великому и Непобедимому Богу!

    Славянские общины «Родовой огонь» и «РУНВера», а также жители Киева, помнящие и почитающие своих славянских предков, на руках вынесли Перуна от Днепра, с Подола, на Киевские кручи, освятив его и восстановив почти на своём историческом месте. Как пояснила заведующая сектором Национального музея Истории Украины Наталья Стрельник, установить кумир точно там, где он стоял изначально, не представилось возможным – сейчас там стоит школа. Так же она поведала, что на месте самого Музея Истории Украины ранее находилось Славянское капище. Верховный волхв Украины-Руси Владимир Куровский выразил уверенность, что это начало духовного благодатного единения нашего народа».

    Замечательные слова! И отличный почин! Только данный лик является новоделом, хотя, видимо, воссоздан по древним рисункам. – Можно понять, что на Украине относятся весьма серьёзно к древней русской мифологии.

    Славянские лики.

    Тут я захожу на сайт «Славянский Языческий Портал» и читаю статью «Славянские Идолы (кумиры)». Получается, что современные славяне, в отличие от ведических традиций, называют лики «идолами», по-гречески. Адрес данной статьи - http://russianmyth.ru/slavyanskie-idoly-kumiry/.

    «Славянские идолы — каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов, были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. До сегодняшних дней идолов сохранилось крайне мало. Этот факт объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева, а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева — идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.

    Археологические данные об Идолах ограничены: во-первых, большая часть языческих святилищ была разрушена при христианизации славян, деревянные статуи погибли, во-вторых, находки Идолов, прежде всего монументальной каменной скульптуры, как правило, случайны, их датировка и принадлежность тому или иному народу спорны.

    Серия изображений, сопоставляемых с богами, – трехголовые Идолы: каменная скульптура из Вакан (Хорватия, датировка неясна), сохранившая два лика (третий сколот), сходная скульптура из Глейберга (Дания, датировка не ясна), круглый деревянный стержень с тремя бородатыми ликами, увенчанный фаллической шапкой, — в Свендборге (Дания, X в., — датские находки приписываются балтийским славянам) и ряд других предметов мелкой пластики с мотивом треглавого существа (Балтийский регион, Поморье) увязываются с культом Триглава.

    Находки монументальной деревянной (дуб) скульптуры на поселении XI-XII вв. Фишеринзель (оз. Толленсе, Ной-Бранденбург, Германия) отчасти могут характеризовать западнославянский (лужицкий) пантеон: двуглавое божество (высота 1,78 м) с изображением глаз (?) на груди соотносится с близнечными персонажами славянского фольклора, представлениями о сдвоенности и т.п. (ср с Близнецы, Глаза); другая скульптура (1,57 м) — женская, без характерных символических атрибутов. Антропоморфные конструкции использовались в сооружениях, так например открытого археологическими раскопками святилище в Грос Радене (IX в., Мекленбург, Германия), в частности, в качестве двух главных опор кровли. (Валерий Петрухин «Славянские идолы»)».

    Получается, что славянский портал собственными исследованиями ликов наших богов не занимается, а заимствует всё из статьи Валерия Петрухина «Славянские идолы».

    Но кто такой Валерий Петрухин? Википедия поясняет: «Влади́мир Я́ковлевич Петру́хин (род. 25 июля 1950) — советский и российский историк. Доктор исторических наук (1994), профессор кафедры отечественной истории древнего мира и средних веков факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ. Ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН (член специализированного совета), член Археологической комиссии древностей. Родился в городе Пушкино Московской области. В 1972 году окончил кафедру археологии исторического факультета МГУ, в 1975 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1975—1991 годах работал научным редактором в редакции археологии и этнографии издательства «Советская энциклопедия», сотрудничал с Институтом истории СССР и Институтом славяноведения. С 1991 г. — профессор Еврейского университета в Москве. С 1991 сотрудник Института славяноведения; в 1994 г. защитил докторскую диссертацию «Проблемы этнокультурной истории славян и Руси в IX—XI вв.». В 1991-96 — сотрудник отдела этнолингвистики и фольклора. Участник экспедиций по исследованию памятников еврейской истории и культуры в Подолии, Западной Белоруссии и др. Автор ряда научно-популярных книг. Член редколлегии журналов «Славяноведение» (с 1994), «Живая старина» (с 1995), «Вестник Еврейского университета» (с 1994), альманаха «Параллели» (с 2002). С 1997 — профессор Историко-архивного института РГГУ».

    Понятно, что если о славянских ликах пишет профессор Еврейского университета в Москве, то лики непременно будут «идолами» и «кумирами», а самая ранняя информация о них – только из Западной Европы и никак не из России. Хотя, с другой стороны, можно надеяться на скрупулёзную подборку данных по ликам, что обычно отличает академические издания [1], [2].

    Продолжу цитирование. «Далеки от ясности функции малой антропоморфной скульптуры: помимо многоглавых изображений, известны деревянные жезлы с навершиями в виде мужских голов (раскопки в Новгороде, X-XIV вв.), соотносимые иногда с домовыми (без достаточных оснований) или включаемые в более широкую категорию культовых жезлов. Но все эти находки крайне сложно идентифицировать с тем или иным культурным пластом».

    Понятно и то, почему далеки от ясности: поскольку подписи, как археологи, так и славяноведы читать отказываются. То есть, наши предки позаботились о том, чтобы их современники и потомки понимали все лики, заботливо подписали их гравировкой и красками, а нынешние доктора наук считают чтение надписей ненаучным делом.

    «Но можно по опознанным и описанным изваяниям, сказать точно следующее: Славяне  в идолах изображали Божества антропоморфно, и во многих идолах прослеживается триединство мира. Да и общее многообразие символов с общей смысловой загруженностью изваяний говорит нам о развёрнутом представлении наших предков о мироустройстве. Самым ярким примером является Збруческий идол. Его лучше всего описал и систематизировал ранее накопленный материал А.В. Журавлев в статье «Збручский идол — путеводитель по славянской Вселенной [3]».

    Статья А.В. Журавлева вряд ли является лучшим описанием Збручского лика. Начинается она так: «В Киеве на бульваре между Софиевским и Михайловским соборами стоит каменная копия збручского Святовита. Какой-то правоверный варвар нарисовал на нем крест белой краской. И стоит древний бог, молчаливо взывая к памяти и справедливости, неподалеку от сияющей белым мрамором Равноапостольной Ольги» [3]. Судить о памятнике истории и культуры по копии, которая обычно не воспроизводит надписи – это вполне допустимо для современной академической науки, однако если бы такое проделал я, тут же явился бы некий Сер-Серж, который бы категорически заявил, что это – признак дилетантизма. Помимо ссылок на Б.А. Рыбакова (но основные результаты исследований Бориса Александровича там опущены), имеются ссылки на работы А.И. Асова и Ю.А. Шилова, авторов, которые до сих пор академической наукой признаны не были, равно как и Ю.П. Миролюбов. Возникает впечатление, что статья А.В. Журавлева просто попала в поле зрения В.Я. Петрухина, и он даже не заметил на виньетке, которой оформлена статья Журавлева, слова БОЯНОВ ГИМН, написанные асовицей. Стилизация, достойная дилетантских сочинений.

    И далее в статье Славянского языческого портала идёт пересказ статьи Журавлева в сокращенном виде.

    Пересказ статьи Журавлева.

    «В Киеве на бульваре между Софиевским и Михайловским соборами стоит каменная копия збручского Святовита. Так называемый Збручский идол Святовита — наиболее насыщенный по композиции, и потому является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции дает исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира.

    Прежде всего, бросается в глаза трехярусность изваяния, отражающая трехярусность мира в представлении славян. Это уже упомянутые нами Явь, Правь, Навь. Невозможно согласиться с тем, что на идоле изображено четыре разных божества, лишь потому, что у идола четыре лица. Единство изображенных образов подчеркнуто тем, что на них надета одна шапка, кроме того, имеется описание четырехликого Арконского идола Святовита, сделанное Саксоном-Грамматиком.

    Наличие солярного знака на идоле дает возможность соотнести его с Солнцем, как источником света и жизни. Календарный годовой цикл наших предков имел четыре узловых точки, связанных с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря легко отслеживались, сопровождались заметными изменениями в природе и неизбежно обрели мифологическое содержание.

    На грани идола, соответствующей Коляде, бог не имеет в руках никаких атрибутов, только солярный знак на одежде. Солнечное колесо, символ зимнего солнцеворота, до сих пор присутствует на рождественских праздниках в Карпатах.

    « …Радуйся, ой радуйся, земле, Ясен Світ народився», — это до сих пор одна из наиболее популярных колядок в Украине.»

    На основании изучения Збручского идола, вырисовывается образ Святовита как всеобъемлющего, всепроникающего бога. В нем слиты четыре лица — четыре времени года — четыре возраста человека — четыре стороны света. Он объединяет мужскую и женскую сущность, имеет власть в трех мирах. Это выражение не многобожия, а почитания многоипостасного Бога».

    Поскольку Збручскому идолу я посвятил много страниц в моей монографии [4:510-522], где показал неверность трактовки Б.А. Рыбакова, сейчас на этом я не хотел бы останавливаться.

    Рис. 5. Лик из Дриссы в воде

    Лик из Дриссы.

    Статья под названием «Деревянные идолы» была помещена 20 сентября 2011 г по адресу http://rina-abrakadabra.blogspot.ru/2011/09/blog-post_20.html  с таким текстом: «В Беларуси на дне реки дайверами обнаружен редчайший древний деревянный идол. В ближайшее время будет осуществлен подъем артефакта силами подводного клуба "Капитан Морган" и археологов Полоцкого университета. Ну ЧТО ЖЕ, БУДЕМ ЖДАТЬ ДАЛЬНЕЙШИХ СОБЫТИЙ».

    К сожалению, изображение сквозь толщу воды теряет в своей разрешающей способности, так что прочитать надписи не удаётся. Но видно, что лика тут, по крайней мере, два, один анфас, а другой – в левый профиль. Кроме того, на лбу справа виден более светлый лик анфас, на глазу и около носа которого можно прочитать слова ЯРА МАРА. Под правым глазом можно прочитать слова МАРЫ ХРАМ. А на подбородке еще раз читается слово МАРА. Таким образом, перед нами – лик богини болезней и смерти Мары.

    Молодцы белорусы! Они не просто собирают культовые камни, но даже достают деревянные лица из-под воды.

    Рис. 6. Тот же лик на суше

    На этом я думал и закончить, но позже нашел статью с описанием находки. Она называется «Уникальная находка для Славянского мира: со дна реки подняли древнего идола», 15 августа 2011 года, http://via-midgard.info/news/13455-unikalnaya-naxodka-dlya-slavyanskogo-mira-so-dna.html. При этом сообщается следующее: «Со дна реки Дрисса (Россонский район, Витебская область) минские дайверы совместно с полоцкими археологами подняли древнего идола , который предварительно датируется VI-XII вв. По словам специалистов, находка уникальна в мировом масштабе. Около тысячи лет деревянное изваяние, аналогов которому нет в славянском мире, пролежало на участке, который сейчас находится под водой на глубине 3-4 метров. Артефакт привезли в Минск для подробной экспертизы. Удивительной кажется и история его обнаружения.

    Подводный охотник схватился за идола 20 лет назад. В 1991 году два полоцких подводных охотника-любителя погружались в реке Дрисса, когда один из них схватился за деревянную опору, чтобы противостоять течению. Взглянув, за что он взялся, охотник под впечатлением запомнил то место, однако большого значения увиденной фигуре с человеческим лицом не придал... Спустя 20 лет в беседе со знакомым археологом он вспомнил про деревянную статую на дне реки. Специалисты совершили погружение в указанном месте, и, к своему удивлению, обнаружили находку именно там, где 20 лет назад ее увидел охотник.

    - Об идоле узнали, только когда среди знакомых этих подводных охотников появился человек, который увлекается археологией, Анатолий Бельчиков. Он знаком со мной, и, как только услышал про изваяние, расспросив у охотников подробности, сообщил об этом мне, - рассказывает заведующий кафедрой истории Полоцкого государственного университета Денис Дук. - Мы выехали на место находки, поныряли и поняли, что это стоящая вещь, гораздо лучше того, что мы предполагали увидеть...

    Идол весит под 150 кг

    (!) Было принято решение поднять изваяние из воды. За помощью полоцкие археологи обратились к минскому дайвинг-клубу "Капитан Морган". - Поднимали мы его около часа, - вспоминает руководитель дайвинг-клуба "Капитан Морган" Вячеслав Романович. - Идол очень тяжелый, килограммов под 150! Сделан он из большого сука дуба, его основание было все засыпано песком, поэтому сначала мы размыли его с помощью грунтососа, затем с помощью специального, грубо говоря, воздушного шара подняли над дном, сплавили вниз по течению до отмели, откуда и достали на поверхность...

    Когда было принято решение о поднятии артефакта, археологи стали искать учреждение, готовое организовать дальнейшую консервацию и реставрацию находки - ведь дерево, извлеченное из воды, где оно находилось около тысячи лет, может серьезно повредиться. Институт истории Академии наук Беларуси согласился провести необходимые процедуры с последующим экспонированием идола в музее.   

    - После проведения экспертизы можно будет точно сказать его возраст, определив год срубки дерева, - говорит Денис Дук. - Приблизительно это времена христианизации полоцкой земли, XI-XIIв. Но вполне может оказаться, что идол мог попасть в воду и гораздо раньше вследствие какого-то катаклизма. Как отмечает специалист, ствол дуба, из которого сделан идол, выпилен, после чего он был сильно обтесан топором, а потом с помощью долота было сделано изображение.  Есть следы того, что дерево пилили, а пилы у нас начали употреблять только с VI-VII в, - обращает внимание Денис Дук. По словам Вячеслава Романовича, идол обнаружен в месте реки, окруженной лесом.

    - Судя по всему, когда-то там был достаточно населенный район, - предполагает он. - В округе много курганов, самые старые из которых датируются VI в. Возможно, там было капище, а потом река изменила свое течение.

    Велес или Перун? Анализируя изображение лица и шеи идола, эксперты предполагают, что найдено божество высшего пантеона языческих богов: Велес или, возможно, Перун».

    Неверная атрибуция лика понятна – читать надписи «эксперты» не умеют, иконографии славянских божеств у них также нет.

    А теперь я приступаю к повторному чтению надписей на рис. 6, которые на этот раз имеют значительно более высокое разрешение. К большому сожалению, основной лик оказался в тени, так что читать надписи на нём трудно. Однако позже я нашел и освещенный основной лик анфас, который я поместил справа. На лбу я читаю надпись ЯРА ХРАМ, которую заметил еще на подводном снимке, на дополнительном лике на макушке. На щеках, как я и предполагал, написано по диагонали (но в разные стороны оба слова) МАРЫ ХРАМ. А на кончике носа имеется дополнение, слово ЯРА. Так что полная надпись будет: МАРЫ ЯРА ХРАМ.

    На уровне шеи имеется дополнительный лик – женское лицо в левый профиль, левая рука прикасается к подбородку. На причёске с трудом можно прочитать слова МИМА ЯРА. А внизу, на освещенной части, можно обнаружить еще два лика. Правый представляет собой кошачью голову анфас, зооморфный лик, на котором написано МИМА ЯРА. Но эту зооморфную ипостась имеет также и Мара. А поскольку весь скульптурный лик принадлежит храму Яра Мары, то и жрица (мима) является мимой не столько Яра, сколько Мары. Левее находится четвертый лик – лик козла в левый профиль. Это – вообще любимая зооморфная ипостась Мары с древнейших времен, хотя в данном случае мы читаем на подбородке животного и ниже слова МИМ ЯРА.

    Наконец, на левом фланце можно почитать крупные слова РОД ЯРА. – Резюмируя, можно отметить, что перед нами находится не Велес и не Перун. По всем признакам белорусы подняли со дна реки скульптурный дубовый лик Мары. А ее второй зооморфный лик слева от антропоморфного теперь можно разглядеть лучше – это скульптурное изображение морды собаки, также одна из зооморфных ипостасей Мары.

    А на сайте http://euroradio.fm/ru/report/v-1220-v-gostyakh-evroradio-arkheolog-denis-duk-46843  имеется продолжение под названием «Археолог Денис Дук: На землях славян таких идолов не находили». Любопытна и его мотивировка атрибуции лика как Перуна: «Денис Дук: "На сегодняшний день мы убеждены, что это идол, олицетворяющий Перуна. Об этом свидетельствует материал  — это дерево. Во-вторых, сам факт его находки — он совершенно целый, что значит: его сбросили в речку. А это было нехарактерно для идолов, которых уничтожали христиане. Единичные случаи фиксируются в летописях и других источниках, что только с идолом Перуна обходились довольно почетно.

    Это объясняется тем, что христианство, особенно раннее, включало многие пережитки языческие в свои культы. Все остальные идолы были просто физически уничтожены. И на сегодняшний день это и есть единственная находка".Еврорадио: Где будет проходить экспертиза и когда можно ожидать предварительных результатов?

    Денис Дук: "Сейчас эта находка в Институте истории Академии наук. Там есть возможность провести дендроанализ, позволяющий с точностью до года определить время, когда было срублено дерево, или точно сказать, когда его спилили. Соответственно, от даты спила можно примерно предположить, сколько продолжалось время его использования в качестве ритуальной вещи".

    Еврорадио: В какой музей попадет этот идол?

    Денис Дук: "Думаю, что он будет находиться в Институте истории, там есть замечательный музей истории и археологии. Очень современный музей, очень качественно оборудован. Думаю, он там займет свое место. Тем более, если не создать надежных условий для его консервации, то он будет разрушаться.

    Единственное учреждение, которое сразу отозвалось и сказало, что найдет все возможности для этого, — это оказалась Академия наук. Консервация — довольно длительный процесс. А он имеет такой большой объем: в высоту — 1 метр 20 сантиметров, ширина основы более метра, вес на момент, когда его достали, был более 150 кг. Такую большую вещь законсервировать будет очень трудно. Это займет очень длительное время, и дальше, думаю, будет экспонироваться в музее Института истории"».

    Рис. 7. Карельский лик

    Тайна карельских Ликов.

    Так называется статья Алексея Попова из Петрозаводска http://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=593

    Она начинается так: «Летом 2003 года экспедиция, организованная автором, проводила исследования в Медвежьегорском районе Карелии. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «языческих идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом.  

    Учитывая, что в интересующем нас районе в настоящее время нет ни одной населенной деревни, а ближайшая находится в 30 километрах, нам приходилось надеяться только на удачу и на те немногочисленные сведения, которыми мы располагали. Любой человек, взглянув на фотографии, поймет те удивительные ощущения, которые наполнили наши души. Языческая культура – чудесный и загадочный мир, дошедший до нас лишь пунктирно, осколочно, воссоздаваемый нами, как правило, интуитивным путём, вдруг, в образе идолов, предстал перед нами во всей своей самобытной красоте и величии.

    Рис. 8. Автор рядом с загадочным ликом

    Так что же, чётко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест, мест, где стояли идолы, где общались с богами наши предки. Таинственные деревянные изваяния, расположенные друг от друга, как мы выяснили позже, в получасе ходьбы, совершенно не похожие один на другого, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом. Затерянные в глухой карельской тайге, неприступные своей непостижимостью, окруженные ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на нас, пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем были они воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?   

    «Идолы» резко отличаются друг от друга и по размерам (от 1 до 2,5 метров высотой), и по характеру изображения. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминавший изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи, что в Тихом океане. Что это: случайность или отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не узнаем? Изображения других «идолов» не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о «деревянных языческих богах» наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об их изображениях».

     

    Рис. 9. Моё чтение надписей на лике

    Мои чтения.

    Алексей Попов не сообщает ничего конкретного о наблюдаемых им деревянных скульптурах. Он, видимо, не исследователь. Но прекрасно, что он смог сфотографировать эти изваяния. А я, как обычно, попытаюсь выявить надписи и лики.

    На лбу каменного исполина я выделяю маленький фрагмент, а правее – большой. На малом фрагменте я читаю слово ЯР, на большом – слова В ЯРА ХРАМЕ. Но эти слова не относятся в данному лику, а лишь сообщают, где можно найти полноценный (вмещающий) лик Яра. Они лишь перекликаются с надписью на Святовиде, которая оповещает о том, где можно встретить полноценную (вмещающую) статую Рода.

    На левом глазу (от зрителя справа) можно видеть голову медведя в правый профиль. Это – зооморфная ипостась какого-то русского бога. Но какого? Белый медведь символизировал Макошь, а тут мы впервые сталкиваемся с головой бурого медведя. Однако долго гадать не приходится, поскольку внутри изображения читается подпись – РОД. Полагаю, что эта крупная надпись относится не только и не столько к данному зооморфному лику, сколько ко всей деревянной скульптуре.

    Слева от кончика носа можно прочитать подпись РОД ЯРА, которая подтверждает мою атрибуцию всей деревянной скульптуры как лика Рода.

    То, что на основном лике можно считать ртом, является вторичным ликом, где углубление можно считать сплюснутым по вертикали человеческим лицом, ртом которого оказывается горизонтальная прорезь ниже. На месте глаз имеются два фрагмента с надписями, которые я читаю как МИМ ЯРА. А в глубине рта вырезаны еще два слова: ЯРА МАРА (я их не выносил на поля сноски). Полагаю, что это и есть титульная надпись, которая говорит о том, что данная скульптура поставлена в честь умершего (отсюда поясняющие слова ЯРА МАРА) мима (жреца) Яра.

    Под этим основным ликом располагается два дополнительных лика, но уже не скульптурных и не выдолбленных. Они созданы чуть заметным рельефом. Верхний лик представляет собой мужское лицо анфас, закруглённое в области подбородка, но прямоугольное наверху, что напоминает маску. Поскольку на лике отсутствуют усы и борода, можно предположить, сто перед нами – изображение жреца (мима). На кончике носа имеется надпись РОД, на правом глазу надпись ЯРА (двукратная, наложенная сама на себя), на левом глазу – надпись ХРАМ. Тем самым, так обозначен храм Рода Яра. Наконец, внизу, в области рта, можно прочитать слова МИМ ЯРА, что подтверждает наше предположение.

    Второй лик находится ниже. Он представляется собой мужское лицо, повернутое влево на ¾. У него выступающий треугольный нос, глаз практически не видно, рот открыт, ухо – крупное. Под носом можно прочитать слово РОД, правее – слово СВАРОГ. Я давно подозревал, что Сварог – это более поздняя ипостась бога Рода, теперь я получил подтверждение.

    Итак, мы опять видим четыре лика, как и на рис. 3. Здесь первый лик горельефный, более низкий – в виде углублений, два нижних – барельефные. Основной лик – Род Яра, ниже – Яра Мара, два нижних – мим Яра и Род-Сварог. Но у Алексея Попова никаких атрибуций нет – ни целого лика, ни его фрагментов.

    Продолжение статьи А. Попова.

    «Единственное, что сближает найденных нами «идолов» – время их изготовления. Судя по структуре дерева, им более ста лет (об этом же свидетельствуют и некоторые местные легенды) и были они воздвигнуты где-то в конце 19 века. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества («ведовства») были достаточно распространены в Карелии, о чем свидетельствуют историко-этнографические работы Шайжина, собравшего в конце 19 – начале 20 веков уникальные сведения о быте и верованиях населения Карелии. Рядом с двумя из найденных нами «идолов» находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сведения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, «идолы» «восстанавливаются» каждые 150 лет)».         

    Понятно, что ведические общины в глухих местах России продолжают существовать, и данные лики были сооружены примерно в середине XIXвека. Правда, Н.С. Шайжин занимался не деревянными ликами, а фольклором – пословицами, загадками, преданиями. «На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы. Но так ли это? Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, тем более что прежде, чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенная система в их расположении и выбранное место по каким-либо причинам неслучайно? А если неслучайно, то на чем основывались наши предки при выборе места? Вопросов было много».

    Рис. 10. «Таинственный карельский идол»

    Таинственный карельский идол.

    Понятно, что когда нет предварительных знаний, вопросов возникает много. Но пока вновь отвлечемся от повествования А. Попова, чтобы рассмотреть второй лик, который он, как и первый, называет «идолом».

    Надпись на лбу лика читается лучше, если ее обратить в цвете. Тогда можно прочитать слова ХРАМ ЯРА РОДА. Ниже, но чуть выше переносицы читается слово РОД. Слово РОД также написано вокруг носа, слева буквы РО, справа – Д. Это – наиболее крупная надпись лика. Еще одна надпись РОД расположена над открытым ртом, но она существенно меньше.

    Ниже расположены три вспомогательных лика. Верхний представляет собой женское лицо анфас с очень широким ртом и маленьким носом-кнопкой. На лике можно прочитать слово МАРА. Средний лик, являющийся женским лицом анфас, изрезан тупоугольными шевронами, однако на нём читаются слова МИМА ЯРА. Наконец, нижний лик находится в ямке, где освещенность очень мала. Но там можно заметить зооморфный лик с поворотом влево на ¾, с двумя словами подписи. Справа в столбец написано слово МИМА, внизу в строку – слово РОДА. Таким образом, и на этом основном скульптурном лике имеются три вторичных лика.

    К сожалению, Алексей Попов описаниями ликов не занимается.

    Окончание статьи А. Попова.

    «Пожалуй, наиболее рациональным, как нам представлялось, было проверить места расположения идолов методом биолокации (так называют порой древнюю методику лозоходства). Издревле с помощью лозы искали подземные источники воды, месторождения металлов. Методика лозоходства в древности широко применялась жителями Карелии. Не случайно, поэтому, ветки лозы – символа рудознатцев – украшали первый герб Карелии. И вполне возможно, что древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.

    С помощью двух Г-образных металлических рамок, являющихся нашими спутниками во всех экспедициях, мы изучали места расположения изваяний, подходя к ним с различных сторон, и неизменно рамки реагировали отклонением в стороны, не доходя до идола 1-1,5 метра. То есть, с учетом этого можно сказать, что идолы установлены в центре особой, так называемой, геоактивной зоны, имеющей диаметр примерно 2,5-3 метра».

    Однозначного вывода я здесь не вижу. То ли имеет место, действительно, выход земной энергии в активной зоне на данной территории, то ли саму эту зону создали лики. В первом случае размер зоны слишком мал. Во втором – излучение создаёт само изваяние. Я с этим сталкивался при изучении каменного лика Мары в Алексеевке. Так что мне представляется верным второе предположение.

    «Как творились статуи в честь богов? С какими таинствами и как долго? Что при этом чувствовал мастер? Ясно одно – во время работы происходит чудо. Мастер начинает работать с бревном. В какой-то момент к нему вдруг приходит ощущение, что он вошел в диалог с богом, которому вырубает изваяние. Еще несколько минут назад всё казалось обыденным, и вдруг мастер не один, на него глядит изваянный им образ. И не просто глядит, а относится к мастеру как-то особенно, как будто говорит с ним… Последние взмахи резца. Мастер замедляет движения. Рука более не тянется к изваянию. Вот он – бог здесь, и касание его резцом уже недопустимо.

    Возможно, это только поэтический образ и всё было совсем иначе. Однако, как мы лишний раз убеждаемся, старые легенды живут и сегодня. Они трансформируются, принимая новые формы, создавая целые сказочные миры, загадывают нам всё новые и новые загадки, как бы неустанно повторяя, что мы еще недостаточно знаем наш мир, его историю, его законы».          

    В духе современности  создание статуй приписывается одному человеку, которому почему-то захотелось создать деревянное изваяние. Поскольку Алексей не умеет читать надписи на сфотографированных им изваяниях, он не знает, что каждое из них принадлежала тому или иному храму, в мастерских которого оно изготавливалось. И того, что существовал определенный канон, традиция.

    Жаль, конечно, что Алексей Попов не приводит больше данных о месте расположения этих ликов и об их ориентации. Какие тропы вели к изваяниям? Имеются ли какие-либо древние артефакты вблизи них?

    «В любом случае карельские идолы – это новая загадка, а значит, Терра инкогнита – земля неразгаданная – еще ждет своих исследователей, и мы отправляемся в новое путешествие». – Мне кажется, сто слова карельские идолы в устах автора означают не столько географическую, сколько этническую привязку. Но, как мы видели по надписям, перед нами – не карельские, а русские культовые изваяния.

    Рис. 11. Лицо из коры

    Моё чтение надписей на лике из коры.

    В отличие от первых двух, деревянных, данный лик выполнен из коры. Кроме того, на нём нет усов и бороды, даже намёков на них. Перед нами – скуластое женское лицо анфас с пухлыми губами, прямым мясистым носом и выпуклыми глазами. Прическа или шляпа – высокая, причем слева в левый профиль изображено еще одно лицо, теперь уже мужское, с бородой и усами. У этого дополнительного лика на лбу написано выпуклыми буквами ЯРА ХРАМ, а на верхней части бороды – слово РОД. Передняя часть шляпы – плоская, и на ней обозначена светлая буква М – то ли МИМА, то ли МАРА. Это мы сейчас и выясним.

    На выделенном черной рамочкой фрагменте на лбу лика можно прочитать два слова: КОРА МАРЫ. Слово КОРА в данном контексте, видимо, означает не просто кору, но, скорее, ЛИК ИЗ КОРЫ. Слово КОРА на ликах нам встретилось впервые.

    Далее я читаю надписи на разных частях лица. Так, на правом глазу можно прочитать слова ЛИК ЯРА ХРАМА, на кончике носа – слова МАРА ЯРА, на нижней губе слева – слово МИМА, а левее – слова МАРЫ ХРАМ.

    Таким образом, изображена мима Мары из храма Яра Мары.

    Резюмируя статью Алексея Попова, приходится с сожалением констатировать, что никакой тайны карельских ликов он нам не поведал.

    Фотография Торгачкина.

    «Здравствуйте! Вас приветствует Торгачкин Игорь Петрович. Если Вы сейчас читаете написанное - это значит, что Вы смотрите мои фотографии. Хочу особо отметить, что я непрофессиональный фотограф - просто любитель Природы с фотоаппаратом в руках. За моими плечами пустыня Кара-Кум, тайга Восточной Сибири, тундра Западной Сибири, Урал, плавни Приазовья, степи Кубани, седой Каспий, родное Черное море и всегда работа от рассвета до заката под открытым небом. Фотография для меня - это только способ отвлечься от повседневной суеты. Когда я беру в руки фотоаппарат, то начинаю по-другому смотреть на окружающий нас мир, мой девиз: “Кто-то смотрит, а я вижу”, и то, что я увидел через объектив своей фотокамеры, я показываю людям, выставляю свои фото в Интернет».

    Такое начало можно видеть в пояснении к нижеприведенной фотографии от автора снимка И.П. Торгачкина, http://fotki.yandex.ru/users/torgachkin/tags/славянский_идол /view/495816?page=0 . Сам снимок с моими дешифровками я привожу на рис. 11.

    Рис. 12. Лик в окрестностях Новороссийска

    В пояснении И.П. Торгачкин пишет: «Природа предгорий Кубани, Северо-Западного Кавказа и Черного моря в окрестностях Новороссийска».

    Скульптурная голова лика тут изображена хорошо и даже реалистично. На головном уборе крупными буквами написано: ЯРА РОД. Ниже, на повязке вокруг головы, можно прочитать слова ЯРА ЛИК И ЯРА…(возможно, дальше написано слово ХРАМ, но оно попало в тень). А на бороде написано: РОДА ЯРА ХРАМ.

    Над спиральной свастикой написаны слова ЯРА МАРА. А под свастикой, но выше пояска, имеется справа женский лик анфас, но с наклоном вправо. Рядом в обращенном цвете можно прочитать слово ЯРА, ниже, в прямом цвете, слово МАРА. Так что перед нами находится рельефный лик Мары.

    В нижней части этого лика располагается небольшой рельефный лик бородача анфас. На нём можно прочитать слова ЯРА РОД, причем буква Д – письменная, а все буквы слова РОД начертаны двойным контуром. Еще ниже имеются два лика, не столько нарисованные, сколько намеченные красками, один крупный, другой – мелкий. На них можно прочитать слова МАРА ЯРА.

    Так что перед нами – скульптурный лик бога Рода со вторичными ликами.

    Рис. 13. Скульптурный лик одной из родноверческих общин

    Лики современных славянских родноверческих общин.

    Подборку фотографий можно видеть на сайте http://ucrazy.ru/foto/1240339357-slavyanskieidoly.html .

    Поисковик даёт пояснение: «Славянские идолы ... Да это все фотографии с современых капищ различных Родноверческих общин».

    Я рассматриваю лик № 7. Если считать голову вместе с бородой, то она в теле лика уладывается всего два раза, что уже неправдоподобно. Далее, дерево раскрашено в разные цвета, между тем как на древних ликах никаких остатков именно покраски не видно (хотя краской наносились надписи). Здесь также видны надписи: ЯРА РОД и на подножии: РОДА ЯРА ХРАМ. Имеется также один вторичный лик (тогда как на подлинных деревянных ликах их 3-4).

    Рис. 14. Современные деревянные лики

    Если рассмотреть современные деревянные лики родноверческих общин, то мы увидим примерно те же пропорции, что и на рис. 13. Кроме того, на них могут быть кресты и разного рода узоры; что же касается подписей и вторичных ликов, то они, скорее всего, отсутствуют. Зато лица ликов несколько более реалистичны, чем на древних памятниках. Однако иногда бывают и вытянутые изображения. Полагаю, что это наблюдение поможет отличить новоделы от подлинных древних ликов славянских божеств. Аналогичные особенности в пропорциях, раскраске и узорах можно наблюдать и на миниатюрных копиях деревянных ликов, рис. 15.

    Рис. 15. Скульптурки русских божественных изваяний

    Обсуждение.

    Как выясняется, деревянные скульптуры русских ведических богов существовали не только на территории германских стран, но сохранились и у восточных славян. С одной стороны, их можно обнаружить В России – в глухих местах Карелии или в окрестностях Новороссийска, с другой стороны – на дне реки Дриссы в Белоруссии. Они дают нам представление о том, как реально, а не придумано выглядели подлинные деревянные лики.

    Вместе с тем, выяснилось, что как родноверы, так и академическая наука допускают ошибки в атрибуции ликов. Так, Святовид был не опознан, его приняли за Перуна, хотя Перун там был только один, а остальные лики – Род (которого и приняли за Перуна), Велес и Макошь. Белорусские археологи приняли за Перуна Мару, хотя она подписана в нескольких местах. В который раз я показываю, что учёные не умеют читать надписи.

    Более удивительным оказалось то обстоятельство, что нынешние родноверы создают лики, не соответствующие традиции, а объяснения они черпают у не слишком продвинутых в области славянской мифологии академических учёных. Получается, что никакой традиции у них нет (хотя сами себя они возводят в сан волхвов), а новые верования они создают на ровном месте. Я их считаю, наряду с другими исследователями, неоязычниками. Они создают новоделы как в области культовых скульптур, так и в области культовых действий.

    С другой стороны, заметно усиление тяги русских, украинцев и белорусов к верованиям своих предков. К этому желанию необходимо относиться с пониманием, и предлагать желающим изучать культуру наших предков по сохранившимся образцам их культового творчества то есть, по культовым камням, святилищам, деревянным и каменным ликам. У наших пращуров не было «идолов», «кумиров» и «капищ», а существовали лики, святилища и храмы. Даже в терминологии не следует оскорблять память наших далеких предшественников.

    Заключение.

    Я показал на приведенных примерах, как выглядели лики богов Рода и Мары. Возможно, со временем удастся выявить и другие образцы древнего культового творчества славян.

    Литература

    1. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков / РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995. 317 с.
    2. Петрухин В. Я. Славяне: Учеб. пособие для дополнительного образования. М.: Росмэн, 1999. 110 с.
    3. Журавлев А.В. Збручский идол – путеводитель по славянской Вселенной. Адрес http://nashrod-gimn.narod.ru/zbr.htm
    4. Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. – М.:ФАИР-ПРЕСС,2004. – 624 с., ил.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову