Находки Вадима Смирнова

Чудинов Валерий Алексеевич


 Вадим Смирнов из подмосковных Бронниц является одним из моих последователей, который регулярно собирает интересные древние артефакты в своей округе, и даже организовал у себя в сарае небольшую литотеку. Его своеобразие состоит в том, что он не очень любит писать статьи, хотя читает надписи на камнях и геоглифах, а также находит древние культовые камни, выявляет на геоглифах древние святилища и описывает небольшие камни. Словом, весьма увлеченный исследователь.

Оглавление:
  • Фотографии из музея.
  • Моё чтение надписей на фигурке Венеры.
  • Общий вид стенда и моё чтение надписей.
  • Ребро мамонта из Авдеево.
  • Первый микролит Смирнова.
  • Второй микролит Смирнова.
  • Третий микролит Смирнова.
  • Литотека Вадима.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Фотографии из музея.

     Рис. 1. Мы с Вадимом за исследованием местности

     Вадим любит посещать музеи с находками времён палеолита, поскольку одна из его находок напоминает палеолитическую Венеру. Понятно, что фотографии палеолитического отдела весьма ценны, и я при возможности их осуществляю. Некоторые артефакты я тут просто показываю – они мне пригодятся для монографии по Венерам палеолита, другие я исследую подробно, чтобы прочитать надписи на них. В любом случае пока я просто показываю интересы Вадима Смирнова к музейным древностям и особенности его коллекций.

     Рис. 2. Копия статуэтки со стоянки Елисеевичи

     Что касается экспозиции, то здесь, в первую очередь, Вадим фотографировал Венеру из Брянской области со стоянки Елисеевичи (рис. 2), а также копии фигурок Венеры из других мест, рис. 3. Всё это ему понадобилось для того, чтобы атрибутировать попавшую в его руки фигурку Венеры, видимо, из кости (рис. 4). Вблизи его дачи находится место, на котором когда-то располагалось русское святилище, содержащее ряд артефактов, однако местные археологи не спешат обследовать данное культовое сооружение, хотя Вадим стучится к ним уже несколько лет, а местные жители растаскивают древние изделия, поскольку те вымываются дождями их почвы.

     Рис. 3. Музейная экспозиция фигурок палеолитических Венер из разных мест

    За последнее время мне как-то присылают всё новые фотографии с палеолитическими Венерами. Сначала это был Вадим Фёдоров, который рассказал, что один из его приятелей купил у родственников умершего хозяина дом в сельской местности, и на чердаке обнаружил массу древних изделий, которые он постепенно начал продавать. А фигурки Венер он вообще не считал за некоторые древние артефакты; как непонятные глиняные игрушки он их продал Вадиму Фёдорову. 

    Теперь на одном из древних святилищ другой Вадим, Вадим Смирнов нашел нечто, весьма отдалённо напоминающее палеолитическую женскую фигурку, но без головы. То, что это – фигурка Венеры, становится понятно при ее вертикальном расположении, тогда как в горизонтальном положении она похожа на какую-то экзотическую кость. Кроме того, фигурка показана со спины. Правая рука у нее отсутствует, левая прижата к бедру.

     Рис. 4. Фигурка, найденная Вадимом Смирновым и моё чтение надписей на ней

    Моё чтение надписей на фигурке Венеры.

     Понятно, что единственный способ убедиться в том, что перед нами находится культовый предмет – это прочитать надписи. А если повезет, то можно на теле фигурки обнаружить и вторичные лики. Для этого я усиливаю контраст верхней части торса, и приступаю к анализу. На плече слева виден первый фрагмент с надписями, который я помечаю белым квадратом.

    Внутри квадрата я читаю надписи ХРАМ ЯРА дважды. Он написан в самом верху и чуть пониже. А внизу можно прочитать слова МИМА МАРЫ, которые и характеризуют находку Вадима. Слова ЯРА МАРЫ написаны также на правом плече, на фрагменте в чёрной рамочке. На правой руке вверху можно прочитать слово МАРА, а на фрагменте спины в обращенном цвете читаются слова МАРА ЯРА.

    Казалось бы, всё ясно, однако на уровне бедер имеются лики. Левый лик анфас передает округлое женское лицо с крупными круглыми глазами. На уровне бровей написано слово ЯРА, на уровне носа – МАРА. Второй лик правее представляет собой крупное мужское лицо с усами и большой окладистой бородой. На уровне глаз читается слово РОД. Еще правее и выше можно видеть женское лицо с горящими глазами и надписью на причёске ЯРА МАРА. Наконец, чуть ниже расположена некая зверушка, на которой можно прочитать слова ЯРА МАРА.

    Таким образом, наличие вторичных ликов – это дополнительное доказательство того, что перед нами действительно древнейший артефакт.

     Рис.5. Головка Венеры из местечка Дольне Вестонице (Моравия)

     Для сравнения я решил посмотреть надписи на голове Венеры из Дольних Вестониц (Моравия). Так, на темечке можно прочитать слова ЯРА ХРАМ, на правом глазу – слова ЯРА МА, а на левом – окончание РА, что даёт словосочетание ЯРА МАРА. Иными словами, перед нами – артефакт, принадлежавший храму Яры Мары.

    Слева от правого глаза имеется несколько надписей, наложенных друг на друга. Тем не менее, можно прочитать слова ЯРА РУСЬ. Наконец, ниже размещено более точное название храма: ЯРА ХРАМ МАРЫ, то есть, храм Яра Мары.

    Получается, что перед нами – фигурка Яра Мары.

     Рис. 6. Стенд музея с древнейшими артефактами

    Общий вид стенда и моё чтение надписей.

     Здесь показан стенд, на котором видна голова Венеры из Дольних Вестониц. Однако на подписи сказано, что перед нами – «головка женщины в реалистическом стиле» Особого реализма я тут не вижу. Что такое «реалистическая Яра Мары», я себе представляю плохо.

    Слева от головки находится «лощило из ребра мамонта», которое я намерен изучить на предмет чтения на нём надписей. Еще левее находится ряд предметов, которые я также хотел бы подвергнуть эпиграфическому анализу.

     Рис. 7. Моё чтение надписей на мелких костяных предметах из Авдеево

     Сначала я читаю надписи на «обломке лопаточки с фигурной головкой». На верхней строке можно прочитать надпись: ЯРА ХРАМ. МАСТЕРСКАЯ ЯРА. А справа на самой лопаточке я читаю слова ЯРА РУСЬ

    Следующая находка называется так же. Надпись на ней ЯРА ХРАМ и МАСТЕРСКАЯ ЯРА повторяется наверху и внизу, но я ее не выписываю. В центре головке так же написано ЯРА РУСЬ.

    Дальше я разворачиваю вертикально положенную в музее горизонтально так называемую «зооморфную поделку». Она состоит из трёх ярусов. На верхнем ярусе справа находится странный лик, состоящий их двух мужских лиц, одно из которых, справа, расположено анфас, а левое представлено левым профилем. Над ликом расположена яркая светлая надпись, которую я показываю в обращенном цвете и читаю как имя бога, ЯР.

    На втором ярусе слева находится странный лик анфас, который состоит до рта из мужского лица с большим носом, ниже которого находится голова льва, слегка заваленная влево. Обычно лев является зооморфной ипостасью бога Рода, тогда как лицо старика сверху – его же антропоморфная ипостась. И действительно, на лбу старика можно прочитать надпись РОД, а на уровне верхней губы и рта льва – слова ХРАМ ЯРА.

    Правее находится еще пара ликов, правый нижний я выделяю и читаю на уровне его глаз и подбородка слова МАСКА, а на уровне рта – слова МИМА ЯРА. Еще ниже, на нижнем ярусе справа можно видеть еще один лик, представляющий собой мужское лицо в правый профиль с крючковатым носом и вторым жирным подбородком. На уровне глаз и чуть выше написаны слова ЯРА ХРАМ, ниже – РОД, и еще ниже, на уровне подбородка, слова ЯРА МИМ. Левый мужской лик анфас трудно различим, но на нём читаются слова МИМ ЯРА. Как видим, в целом вся лопаточка покрыта ликами и надписями.

    Наконец, существует гвоздь, на котором можно прочитать только слово МИМ.

     Рис. 8. Надписи и лики на ребре мамонта

    Ребро мамонта из Авдеево.

     Для выявления ликов и чтения надписей на них и между ними я усилил контраст изображения. Ликов оказалось довольно много; как обычно, я их перенумеровал. Кроме того, я увеличил изображение ребра и поделил его на две части для удобства исследования.

    Первый лик находится на самом верху ребра и представляет собой лицо пожилого мужчины анфас. Глаза открыты, нос расширен внизу, рот сложен в полуулыбку. Внизу козлиная бородка. На уровне глаз читается слово МАСКА, на уровне носа – слово ЯРА.  

    Второй лик составляет нижнюю часть первого. Это также мужской лик анфас, но без усов и бороды. На нем написаны слова ЯРА МИМ. А третий лик находится слева от бороды лика № 1. Он представляет собой небольшой, с узким овалом лица женское лицо анфас, на лбу которого можно прочитать слово МАРА.  

    Четвертый лик находится в верхней части ребра справа. Это – мужское лицо в левый профиль с очень длинной верхней челюстью и коротким носом, безусое, но бородатое. На лбу и глазах можно прочитать слова ЯРА ХРАМ.

    Пятый и шестой лики находятся на втором фрагменте вверху. Шестой лик – это мужское лицо анфас, а пятый является также мужским лицом анфас, но с небольшим поворотом влево. Оба лики бородатые, но шестой – усатый, а пятый – безусый. На лбу и левом глазу читаются слова ХРАМ ЯРА

    Седьмой лик любопытен – это кошачья мордочка анфас, находящаяся на втором фрагменте слева. На ее лбу можно прочитать слова РУКА МАРЫ.

     Восьмой лик, находящийся тут же чуть ниже, отдаленно также напоминает кошачью мордочку анфас, но на ней написаны слова ХРАМ ЯРА.

    Девятый лик находится во втором фрагменте внизу, отчасти переходя в третий фрагмент. Это – крупное мужское лицо анфас с усами, бородой, приплюснутым носом, но без глаз. На уровне рта имеется надпись: МАЯК.

    Десятый лик – это низ бороды девятого лика. Это – мужское лицо в правый профиль с крючковатым носом, открытым ртом и выпученным глазом. На фоне лика имеются два фрагмента с надписями, очерченные белыми рамочками. Внутри фрагментов можно прочитать текст: ХРАМ ЯРА

    Еще ниже находится строка с наложенными друг на друга буквами надписи. Надпись можно прочитать. Она гласит: ЯРА РЕБРО МАМОНТОВО. Слово РЕБРО мне встретилось впервые. Кроме того, интересно, что вместо существительного в родительном падеже (РЕБРО МАМОНТА), как говорят сегодня, наши предки предпочитали притяжательное прилагательное (МАМОНТОВО).

    На показанном справа фрагменте можно обнаружить лик № 11. Это – наклонённое влево небольшое мужское лицо анфас с расширенным внизу носом, безусое, но с козлиной бородкой. Правее него изображена лапа левой конечности какого-то животного.

    Слева виден лик № 12. Это – мужское лицо в правый профиль, безусое и безбородое.

    Ниже шеи видна надпись: ЛИК ЯРА.  А между ликами № 11 и лапой животного находится изображение собачьей мордочки анфас с лёгким наклоном влево, лик № 13. На глазах и пасти можно прочитать слова ЯРА МИМ. Правее и ниже собачки находится лик № 14. Это – мужское безусое и безбородое лицо с очень крупным носом в левый профиль. На нем можно прочитать слова МИМ ЯРА.

    В самом низу ребра мамонта находится лик № 15. Он двойной. Анфас можно видеть усатое и бородатое мужское лицо с узким ртом и огромным правым глазом. Левый профиль тоже мужской, также усатое и бородатое, имеет маленький нос. А на лбу, чуть левее и чуть правее, можно прочитать надпись, выполненную буквами с двойным контуром: ХРАМОВА МАСКА РОДА-ЯРА. – Всё правильно: имеется краткое притяжательное прилагательное (так же, как РЕБРО МАМОНТОВО). Сейчас написали бы полное, ХРАМОВАЯ.

    Таким образом, ребро мамонта из Авдеево (Курская область, примерно 22-23 тысячи лет назад) донесло до нас маски (условные изображения) мимов богов Рода и Яра, выполняя роль малого иконостаса.

     Рис. 9. Микролит Вадима Смирнова

    Первый микролит Смирнова.

     У Вадима Смирнова имеется коллекция микролитов. Один из них с двух разных точек съёмки показан на рис. 9. На микролите имеется надпись крупными буквами, которая читается так: ЯРА ХРАМА КАМЕНИЯ. Опять-таки: в наши дни мы сказали бы ЯРА ХРАМА КАМНИ.

    Кроме того, на камне имеется лик. Он расположен слева от буквы Я слова ЯРА надписи. Перед нами – лицо женщины в левый профиль, черты европеоидные, пропорциональные, глаз закрыт. На уровне глаза и ниже – надпись МИМА ХРАМА ЯРА. Это интересно: существует целый класс культовых храмовых предметов, который назывался ХРАМОВЫ КАМЕНИЯ. Вадиму попал в руки один из таких предметов.

     Рис. 10. Микролит № 2 Вадима Смирнова

    Второй микролит Смирнова.

     Камень имеет скромные размеры, занимая примерно две фаланги пальцев. Он показан с разных точек съёмки на рис. 10 и 11. Слева на рис. 10 виден рельефный лик мужчины анфас, где нижняя часть носа обломана и представлена ямкой, глаза представлены глазными впадинами, а усы и борода являются не выпуклыми, а, напротив, в виде выемок. Иными словами, здесь представлен как бы «обратный рельеф» носа, усов и бороды, тогда как верхняя часть носа и глазные углубления переданы нормально. Так что «обратный рельеф» затрагивает только нижнюю часть лица.

    Кем является данное изображение, можно понять, прочитав надписи. Первая из них находится на правой брови, где читается слово МИМ. Над левой бровью написано продолжение, слово ЯРА. Полагаю, что данный камень принадлежал миму Яра.

     Рис. 11. Другой ракурс микролита № 2

    На другом ракурсе микролита № 2 я очертил крупный фрагмент с другим ликом, который я развернул на 90 градусов против часовой стрелки. Это – женское лицо анфас с лёгким наклоном влево. Глаза едва намечены, нос передан в виде пуговки, губы сомкнулись в виде буквы М. Ниже я обвел черной рамочкой фрагмент с рельефными (углублёнными) буквами надпись, которая читается как МИМА ЯРА. Справа от этого фрагмента находится еще один женский лик в левый профиль. Тут имеется острый нос, высокая прическа и прищуренный глаз китайского типа. Полагаю, что и тут перед нами мима Мары. Наконец, в самом низу камня, около большого пальца Вадима, виден еще один женский лик в левый профиль. Лицо лежит почти горизонтально. Тоже мима Мары.

    Рис. 12. Третий микролит Вадима Смирнова

    Третий микролит Смирнова.

     Он представляет собой более плотный камень большего размера. Уже на самом верху виден мужской лик в левый профиль, на котором читается на лбу слово РОД. Лик как бы вдавлен в поверхность камня, однако я на него обратил внимание в последнюю очередь, поэтому не показал на полях рисунка 13. Остальные лики, найденные мною в качестве наиболее ярких или крупных, я показал на полях на рис. 13. Прежде всего, это лик № 1, находящийся на рис. 12 внизу, почти параллельно нижней кромке камня. На рис. 13 он показан вертикально. Это – усатое и бородатое мужское лицо в левый профиль, не лишенное привлекательности. На уровне закрытого левого глаза имеется надпись, РОД.

    Вплоть до лика № 7 изображения находятся на той поверхности камня, которая полказана на рис. 12, а с № 8 – находятся на том ракурсе, который изображен на рис. 13.

     Рис. 13. Другая сторона третьего микролита  Вадима Смирнова

     Лик № 2 представляет собой несколько оплывшее и потому бесформенное мужское лицо, повернутое влево на ¾. У него выдолблены (обратный рельеф) низ носа, усы, губя, борода. Бровь выпуклая, но над ней – М-образная вмятина. На лбу можно прочитать странную надпись – В ЯРА ХРАМ. Иными словами, данный камень был предназначен для чего-то, что находилось снаружи храма.

    Лик № 3 – это левый профиль какого-то карикатурного лица, как обычно изображались мимы Яра. У него – маленький нос, усы и срезанный выбритый подбородок. На уровне носа читается надпись РУСЬ ЯРА.

    Лик № 4 является явно женским лицом в левый профиль с острым носом и выступающим вперед подбородком; на голове – нечто вроде короны. На уровне глаза читается слово МАРА, чуть ниже и дальше от лица – слово ЯРА.

    Разумеется, я читал далеко не все надписи на выделенных ликах, а лишь некоторые – и только для того, чтобы показать, что камни действительно являются культовыми, содержа не только лики, но и надписи на них. Зато следующие лики я уже выделяю, не обращая внимания на надписи.

    Лик № 5 мне напоминает голову какого-то животного анфас. Лик № 6 – изображение комического деда анфас с наклоном влево и с бородкой клинышком при очень коротком носе. Лик № 7 – большое изображение зооморфного существа анфас, напоминающее голову льва.

    Далее я выделяю лики с рисунка 13. Лик № 8 – двойной. Слева мы видим левый профиль пожилого, усатого и бородатого человека, тогда как анфас – некое лицо с перекошенным ртом. Лик № 9 – некое лицо семитского типа, показанное сверху и чуть правее, чем для образования чисто левого профиля. Имеется борода. Лик № 10 – прекрасно выполненный левый профиль мужчины средних лет с пухлыми губами и небритой порослью на лице. Лик № 11 – вид несколько сверху на не вполне определенное усатое и бородатое лицо, развернутое влево на ¾. Лик № 12 – левый профиль довольно приятного мужского лица с пышными усами и курчавой бородой.

    Я лишь показал, что ликов на камне много, но рассмотрел едва ли половину из них. Так что камень весьма интересен как малый иконостас богов и мимов.

     Рис. 14. Вадим Смирнов в дачном домике с камнями средней величины

    Литотека Вадима.

     Вадим Смирнов уже несколько лет собирает камни средней величины (весом до 10 кг), а также микролиты с ближайших культовых территорий (которые частично входят в состав владений одного из государственных ведомств), и складывает их в сарае дачного участка. Я полагаю, что у него уже имеется несколько десятков таких интересных камней, которые можно считать началом создания частной литотеки. К сожалению, археологи, к которым он обращался, в этих древних культовых камнях не видят никакой ценности, а местные жители растаскивают их по участкам, чтобы затем разбить до уровня гравия. Поэтому Вадим делает большое и полезное дело, отбирая именно культовые камни (которые встречаются не часто) и создавая из них литотеку.

    Так что на рис. 14 он сидит в своём кирпичном сарае на фоне отобранных им камней средней величины. Я усилил их контраст, чтобы показать, что на камнях имеются и лики, и надписи. Так, на центральном камне имеется центральный лик, который в контрастном изображении оказывается снабженным не только пышными усами, но и клочковатой бородой. На уровне глаз можно прочитать слова ЯРА ХРАМ. Правее, на второй половине того же камня, имеется перекошенный мужской лик, на уровне глаз которого также можно прочитать слова ЯРА ХРАМ. На левом камне читается надпись ХРАМ ЯРА. Наконец, на самом правом камне на двух скосах видны лики, подписанные словом ЯР. Иными словами, все представленные им камни – культовые.

    Обсуждение.

     У меня не было задачи рассмотреть все камни Вадима Смирнова подробно, да это в одной статье и невозможно. Я лишь показал, что Вадим собирает не гальки и булыжники с дороги, а действительно культовые камни, а также интересуется выставками в археологических музеях.

    Вадим знает, где располагаются культовые камни, и когда я к нему приезжал, он водил меня к определенным местам и показывал крупные камни, весом в десятки и сотни килограмм. Камни он собирает уже несколько лет, и надеется, что когда будут созданы государственные литотеки (а это рано или поздно произойдёт), он передаст их туда. Пытается он заинтересовать и местных археологов, однако дело пока продвигается медленно. Так что пока он занимает камнями свободные места в своем дачном сарае.

    Этот энтузиаст заходит в интернет и на программу Гугла «планета Земля», отмечая по геоглифам и дендроглифам места расположения древних святилищ, которых в его районе весьма много. Часто он обращается ко мне, но, к сожалению, я не располагаю нужным временем. Надеюсь, что я еще не раз буду иметь возможность рассказать о его находках.

    Мне очень понравилось, что за последний год резко увеличилось число моих последователей, которые, однако, оказались вовсе не похожими друг на друга. Так, например, Иван Расстригин очень увлечен едва заметными надписями на самых разных артефактах, и с его точки зрения в ряде случаев эти надписи покрывают объект целиком. Он же предлагает замечательные пейзажные снимки северных стран, где сохранились русские святилища. Сергей Сухарев отыскивает исключительно интересные камни, древние храмы или постройки, где также читаются русские надписи. Николай Солнцев показывает скриншоты очень интересных дендроглифов,  по которым можно проследить историю данного края. Вадим Смирнов собирает камни разной величины, включая и микролиты, создавая собственную литотеку, а также интересуется археологическими музеями. Иными словами, у каждого из моих последователей имеется своя направленность – при том, что каждый из них является человеком увлеченным.

    Заключение.

     Полагаю, что пройдет совсем немного времени, и каждый из моих последователей превратится в опытного исследователя, который внесёт достойный вклад в поиски, обнаружение и введение в научную литературу новой информации об артефактах и надписях наших русских предков.   

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову