Эпиграфист рун Рода Сергей Сухарев

Чудинов Валерий Алексеевич


 В последнее время всё больше моих читателей начинает заниматься собственными эпиграфическими исследованиями. Это становится похожим на увлекательную игру: кто сможет выявить больше камней с надписями? Кто прочитает на камне больше надписей? Кто выявит на камне больше ликов? Кто сможет правильно атрибутировать камни?

Так что, начиная с этой публикации, хотел бы предложить читателям свою эпиграфическую игру по типу телевизионной «Что? Где? Когда?»

Первым участником становится Сергей Сухарев из Уфы (Башкортостан) 1966 года рождения, который ведет свою страницу http://vk.com/id102221258 социальной сети «В контакте». Здесь он выявляет изображения и читает надписи. Мне хотелось бы не только прокомментировать эти фотографии и чтения, но и добавить новые. Прежде чем говорить о Сергее, как об эпиграфисте, хотел бы рассмотреть его замечания и его дешифровки. Сначала рассмотрим сайт http://vk.com/club42314586 «Славянский ведизм».

Оглавление:
  • Сотрудничество. Поиск славянских святилищ.
  • Первая фотография.
  • Моё чтение.
  • Мыс Бабы Яги.
  • Моё чтение.
  • Каменные бабы.
  • Мои комментарии и чтения.
  • Половецкая баба.
  • Мои комментарии и чтения.
  • Скалы калифорнийского парка.
  • Мои комментарии и чтения.
  • Монастырь «Метеоры».
  • Мои комментарии и чтения.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Сотрудничество. Поиск славянских святилищ.

     Так называется одно из предложений С. Сухарева (от 4 ноября 2012 года): «Если участники группы будут выкладывать свои фото на странице сообщества, то я уверен, что общими усилиями мы обязательно найдем такие места. Чаще всего это какие-то особые камни, скалы вдоль рек и на вершинах гор, водопады. Очень часто надписи бывают мелкие, поэтому было бы хорошо, если у вас есть возможность делать фото на 5 – 10 Мб. Часто бывает так, что надписи видны больше всего на тех фото, которые сделаны в рассеянном свете, но бывает и наоборот. Если объект, по вашему мнению, интересный, то лучше всего выкладывать несколько фото сделанных с разных точек и в разную погоду».

    Правильная постановка вопроса. А теперь рассмотрим собственные поиски Сергеем славянских святилищ.

     Рис. 1. Медведица с медвежонком

    Первая фотография.

    22 и 23 ноября 2012 года.  Сухарев: «Шантарский архипелаг, Остров Феклистова, Между мысом Белым и Лисьим озером. На этом фото выделил медвежонка, которого Медведица удерживает лапами и выносит из Вод». На сайте путешественников, которые сделали этот снимок, отмечено место съёмок: «Россия, Тугуро-Чумиканский и Николаевский районы  Хабаровского края». Кроме того, Сухарев на другом снимке отмечает: «Зооморфный Лик МАКАЖИ в виде головы Белой Медведицы. На голове надпись MNЗ сделана рунами Макоши http://forum.alstone.ru/download/file.php?id=4774, в переводе на глаголицу МАКАЖ. На берегу меньшими буквами надпись МИ в переводе с руницы МАРА».

    Могу заметить, что, действительно, мы видим на этих скалах зооморфный лик, возможно, медведицу. Обычно такие скульптуры являются маяком, то есть, указателем на близлежащий храм. И, следовательно, на самом маяке должно быть несколько русских надписей, которые можно было бы прочитать. И тем самым, понять, насколько его дешифровка соответствует реальным надписям.

     Рис. 2. Моё чтение надписи на  берегу

    Моё чтение.

     Сначала я читаю надписи на левом берегу. На фрагменте, обведенном черной рамочкой, я читаю слово ХРАМ, отсутствующее у Сергея. Далее я могу подтвердить хорошую видимость букв М и И, написанных в столбец, что в рунице действительно может быть прочитано как МАРА. Однако, во-первых, имя МАРА никогда не писалось руницей, а, во вторых, под буквами МИ имеется третья буква И, что образует слово МИРА. Наконец, правее написано слово РОДА.   Итак, перед нами ХРАМ МИРА РОДА. Таким образом, мир Рода, который мною был обнаружен на территории Северной Америки и на дальнем Востоке, включал в себя и Хабаровский край.

    На правом берегу скалы у воды содержат надпись ЯРА И РОДА МИР. А слева от основной скалы виден зеленый пригорок, на котором можно с удивлением прочитать слово ХАРАОН, известное мне по Кольскому полуострову и по интерьеру пирамиды Хеопса. Зато справа от скалы на пригорке виден лик, на котором написаны слова ЯРА МИМ, которая подтверждается надписью на пригорке ниже: МИМ ЯРА. Возможно, речь идёт о резиденции мима. Сам мим изображен анфас безусым и безбородым, с тонкими губами и диагональным перекосом лица. Рамочкой вместе с ним попала часть скалы, также с мужским ликом анфас, с усами и, возможно, с бородой. У лика – круглые глаза. На лице на носу и на глазах можно прочитать слово РОД, а на подбородке – слово ЯРА. Так что тут мы имеем дело с ликами.

     Рис. 3. Увеличенное фото скалы и моё чтение надписей

    На изображении скалы слева я читаю слова: МАЯК ЯРА. Правее я опять читаю слова МАЯК ЯРА. Еще ниже я читаю слово ЯРА, а два нижних фрагмента содержат довольно страшные лица. Верхнее лицо изображает мужчину с болезнью Дауна в правый профиль. На глазах и губах написано МИМ ЯРА. А еще ниже кверху ногами и черной краской изображена голова обезьяны, высунувшей язык. Я перевернул ее изображение и обратил в цвете. Под языком читается слово МАРА. Зооморфный облик Мары в виде обезьяны мне уже доводилось видеть.

    Правее изображено два лика, один над другим. Верхний лик изображает львиную морду анфас. Так обычно выглядит зооморфная ипостась бога Рода. Ниже мы видим лицо анфас человека с нахмуренными бровями и черными усами и бородой. Между носом и правым глазом внутри черной рамочки можно прочитать слово РОД.  

    В центре этого большого лица можно видеть лицо мужчины анфас, повернутой на 270 градусов. На его глазах можно прочитать слова РОДА, а в области рта – слово МИМ. И, наконец, правее и выше имеется еще один мужской лик анфас с перекошенным лицом, что выдаёт мима. Действительно, на нём читаются слова МИМ ЯРА.

    Таким образом, скала является небольшой молельней на лик Рода, и она содержит маяк (указатель) на храм Яра.    

     Рис. 4. Байкал, святилище острова Огой

    Мыс Бабы Яги.

     Здесь 21 ноября 2012 года Сергей пишет: «Выделено слово МАКАЖ написанное рунами Макоши http://forum.alstone.ru/download/file.php?id=4774. Слово нанесено на весь ЛИК и читается по часовой стрелке. Белым цветом выделена руна "МА", синим руна "КА" (нижняя левая часть руны "КА" накладывается на правую часть руны "МА"), фиолетовым выделана руна "Ж". Наверху скалы то же самое Имя. Справа от Лика большая надпись ХРАМ. В круге ОКО».

    Вполне согласен с чтением Сергеем Сухаревым слова ХРАМ на скале. Остальные слова читаются несколько иначе. К тому же в слове МАКАЖЬ после Ж нужен Ь. 

     Рис. 5. Моё и Сергея чтение надписей на скале

    Моё чтение.

     Скала очень напоминает голову Мары в левый профиль. Богиня изображена в шапке, глаза глубоко утоплены, зато нос и острый подбородок сильно выпирают, как у старушки Шапокляк. Над ухом имеется подпись: МАРА, что подтверждает данное чтение.

    Согласен также с чтением буквы М Сергеем, обозначенной синим цветом, и со следующей буквой М. Между ними расположена буква И, а за последней М – буква А, что образует слово МИМА. Но продолжением является фрагмент, очерченный крупной черной рамочкой. Там я читаю слово МАРЫ. Таким образом, данная скала обозначает резиденцию мимы Мары.

    Под нижним фрагментом в черной рамочке имеются два лица пожилых женщин анфас. На лице справа можно прочитать слова МАРА ЯРА.

    Замечу, что Макошь крайне редко изображалась в антропоморфном облике (и, как правило, с лицом молодой славянской красавицы), тогда как «баба Яга» почти всегда понималась как богиня Мара.

     Рис. 6. Каменные Бабы в коллекции Днепропетровского исторического музея

    Каменные бабы.

     16 ноября. «Выделено слово ПЕРУН написанное рунами Макоши http://forum.alstone.ru/download/file.php?id=1563. Рябая поверхность изваяний есть не что иное, как многочисленные надписи».

    Мои комментарии и чтения.

     Я неоднократно рассматривал изображения так называемых «Каменных баб», и чаще всего это были изображения русских богинь Мары и Макоши. Перун мне не попадался ни разу. Более того, обычно «яйцеголовыми», то есть, с немоделированными лицами, обычно были изображения женских божеств. Что касается «молодых» богов, к которым относится Перун, то в виде «каменной бабы» он мне ни разу не встретился. Поэтому здесь я могу заподозрить неточность чтения Сергея Сухарева, несмотря на то, что надпись ПЕРУНЪ руницей им выполнена правильно.

     Рис. 7. Моё чтение надписей на «Каменной бабе» из Днепропетровска

     Сначала рассмотрим лицо «яйцеголовой бабы». Надписи здесь расположены в несколько ярусов, так что я читаю на первом ярусе сверху (в обращенном цвете) слова ХРАМ ЯРА, на втором ярусе – РУСЬ ЯРА, на третьем – МАРА, на четвертом – МАСКА, на пятом – МИМА ЯРА. Из всего этого можно сделать вывод о том, что перед нами – маска мима Яра из храма Яра Руси Яра.

    На шее и верхней части груди в обращенном цвете я читаю: МИМ РОДА ЯРА внутри верхней рамочки и ЯРА ХРАМ – внутри нижней рамочки. А на месте чтения Сергеем Сухаревым слова ПЕРУН я читаю слово МАСКА. Следовательно, никакого Перуна перед нами нет, речь идёт только о миме Яра.

    Понятно, что объект весьма сложен для чтения, поэтому легко спутать знаки.

     Рис. 8. Якобы половецкая баба

    Половецкая баба.

     15 ноября. «Выделено два слова ПЕРУН написанное слоговыми рунами http://vk.com/photo-42314586_290107093. У этого слова скорее всего двойное прочтение поскольку руна Макоши "ПЕ" напоминает букву "Х", а руна "РУ" букву "Р" в глаголице. Также следует отметить что последняя руна наносится двояко и её можно читать и как "Н", и как "М", и если над, или под словом ПЕРУН написанным слоговыми рунами поставить букву "А", то второй раз его можно прочитать как слово ХРАМ "Половецкая Баба". Выделено два слова ХРАМ. Множество других надписей. Для того, чтобы лучше рассмотреть надписи, просматривайте их с увеличением».

     Рис. 9. Моё чтение надписей на якобы половецкой бабе

    Мои комментарии и чтения.

     Если предыдущий торс был явно мужским, и там еще можно было заподозрить мужское божество, коим является Перун, то в данном случае мы имеем скульптуру женщины, которая не может быть Перуном никоим образом. На рис. 8 я выделил чтения Сергея – и слова ХРАМ, и слова ПЕРУН (на врезке).

    На рис. 9 я предлагаю чтение нескольких фрагментов на голове фигуры. Так, на головном уборе имеется изображение в левый профиль женского лица с очень длинным носом, но не очень выдающимся подбородком, и всё равно в нём можно узнать облик Мары. Лицо явно карикатурное, то есть, лицо жрицы (мимы). На верхней части лица действительно читается слово МАРЫ, на нижней – МИМА.

    Справа на головном уборе можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ. На щеке справа, там, где Сергей читал слова ПЕРУН и ХРАМ, действительно читается слово ХРАМ. На губах и правее можно прочитать слово МАСКА. Наконец, на глазах я читаю слова МАСКИ ХРАМА МАРЫ.

    Итак, перед нами – маска мимы храма Мары, то есть, СКУЛЬПТУРА УМЕРШЕЙ ЖРИЦЫ. Ни о каком Перуне тут речь не идёт.

     Рис. 10. Скалы калифорнийского парка

    Скалы калифорнийского парка.

    3 ноября. «Yosemite National Park, California. Выделено два слова Храм. Справа от водопада тридцатиметровый ЛИК. Над большой буквой "Х" под верхним краем скалы отчетливый пятиметровый Лик. Размеры взяты по сравнению с деревьями, растущими на скале. В небе ЛИК, внизу водопада глаза почти такие же, как и на ЛИКЕ. Похоже, что фото сделано в какой-то знаменательный День. По всей скале много надписей и знаков. Для того чтобы лучше разглядеть надпись скачайте фото на компьютер и просматривайте с увеличением».

     Рис. 11. Выделение на фотографии, сделанные Сергеем Сухаревым

    Мои комментарии и чтения.

     Насколько я понимаю, верхнее выделение является одним из двух слов ХРАМ. Справа от водопада я вижу лик, хотя он и тёмный. Вижу лик и слева от водопада под большой буквой Х, хотя он также тёмный. В небе облаками образованы два лика, слева – мужской, повёрнутый в ¾ вправо, справа женский, чуть повёрнутый влево. На мужском можно прочитать ЛИК ХРАМА ЯРА РОДА, на женском – МАРА, однако надписи на облаках относятся к проявлениям тонкого мира, и их вряд ли имеет смысл объединять с надписями на скалах. Согласен и с тем, что вокруг водопада имеется большое количество ликов, с этим я познакомился, рассмотрев несколько водопадов. Имеются надписи и на скале, в этом Сергей прав.

     Рис. 12. Моё чтение надписей и выделение ликов

     Я начинаю с тех надписей и ликов, которые видны наиболее контрастно. Там, где Сергей видел двойную надпись ХРАМ, я вижу надпись ХРАМ РОДА, выполненную весьма замысловато. Согласен я и с выделением им крупного лика мужского лица анфас с очень длинной бородой, сжатыми губами и одной глазницей. По иконографии перед нами – лик бога Рода. На лбу у данного лика имеется надпись РОДА, на верхней губе – надпись ХРАМ. Это – первый лик.

    Второй лик расположен прямо под первым и представляет собой голову животного семейства кошачьих анфас. Таким также может выглядеть зооморфный лик бога Рода. На уровне глаз читается слово РОД, что подтверждает оба моих предположения.

    Третий лик расположен слева от первого и напоминает лицо индейской женщины в левый профиль. Однако, поскольку данный лик является сакральным, скорее всего, так представлена богиня Мара, или ее мима. На уровне глаз и чуть ниже можно прочитать слова МАРЫ ХРАМ. Ниже по вертикали находится еще один лик, четвёртый, на редкой бороде которого можно прочитать слово МАСКА. Это предполагает, что маска усопшего жреца (мима) бога Рода находится именно в этом храме Мары.

    Пятый лик представляет собой голову животного семейства собачьих анфас, скорее всего, волка. На уровне глаз читается подпись – РОД. Еще одна голова волка, но в правый профиль, образуя шестой лик, расположена правее. Я очертил его верхний контур белой линией.

     Седьмой и восьмой лики расположены справа и слева от водопада и достаточно темны. Правый лик я постарался высветлить, и тогда я смог увидеть женское лицо анфас с приплюснутым к верхней губе носом, носогубной складкой справа и надписью МАРА на уровне губ. Левый лик явно мужской, повернут влево на ¾ и обладает пухлыми губами и короткой нижней челюстью. На лбу и на уровне глаз можно прочитать слова ЯРА МИМ.

    На вершине скалы вдали читается слово РОД. На ближних и дальних скалах находится еще множество ликов и надписей, в чем Сергей абсолютно прав. Однако слова ЛИК я на скалах не обнаружил.

     Рис. 13. Монастырь «Метеоры», Греция

    Монастырь «Метеоры».

     2 октября. «Монастырь Метеоры, Греция. Над скитом выделен ЛИК и слово Храм написанное сверху вниз».

    Тут я, видимо, не вполне верно истолковал способ обозначения Сергея. В моей системе обозначений, слова, выделенные заглавными буквами, образуют текст, и если написано слово ЛИК, то я ищу его на натуре. Напротив, если написано «слово храм», то я его понимаю как авторское обозначение, которому не соответствует никакая надпись на объекте. У Сергея, как я понял, обратная система обозначений.

     Рис. 14. Моё выделение ликов и чтение надписей

    Мои комментарии и чтения.

     Цифрой 1 я обозначил выделения Сергея. Цифрой 2 – увеличенный лик, который он выделил, и чтение надписей. Лик представляет собой мужское лицо с восточными чертами, весьма смуглое, с бородой и усами, но довольно молодое. Оно повернуто в левый профиль на ¾. Справа от него по вертикали находится надпись, которая, будучи развернута горизонтально, имеет чтение ХРАМ РОДА с довольно вычурным начертанием букв. Надпись ХРАМ РОДА сопровождает лик и слева, но тут верхняя часть букв очень затемнена.

    Помимо этого, замеченного Сергеем Сухаревым лика, имеются и иные. Так, справа от здания имеется мужской лик в левый профиль, который я увеличиваю в размерах. На уровне лба и чуть ниже читаются слова МАСКА МИМА ЯРА, а в районе уха я очерчиваю фрагмент, на котором читается слово РОДА. Но если существует маска, то должен быть и храм Мары. На рис. 13 справа вверху я обвожу черной рамочкой еще один лик, и показываю его в увеличенном виде. Это – лицо женщины, повернутое вправо на ¾. У нее маленький, словно пуговичка, нос, впалые глаза, но широко открытый рот, из которого выглядывают редкие зубы. На уровне глаз читается подпись – МАРА.

    Таким образом, я подтверждаю выделение Сергеем лика мима Рода и надпись ХРАМ по вертикали.

     Рис. 15. Портрет Сергея Сухарева

    Обсуждение.

     Я приятно удивлён тому, что после моего 70-летия я нахожу в интернете творчество моих последователей. Так, 20 августа я опубликовал статью «Лучший подарок к моему 70-летию», где обратил внимание на творчество Алексея Петрова. Он посвятил свои дешифровки именно моему юбилею. Заканчивая статью, я написал: «Поддержка читателей и выявление ими новых, до сих пор неизвестных науке фактов – это условие плодотворной работы любого исследователя. Объединившись вместе, мы сможем преодолеть консерватизм современной науки и показать, что русскую культуру рано списывать на задворки истории – она была ведущей в любые исторические эпохи».  

    Теперь я с удовольствием знакомлю читателей с творчеством Сергея Сухарева, который читает руны Рода на многих скальных объектах, а также на скульптурах. Я не стал рассматривать все дешифровки Сергея, это привело бы к слишком большой статье и к весьма большому объёму моих собственных дешифровок, чего я делать не имел возможности. Мой замысел был более скромным – сделать рецензию на некоторые дешифровки автора.

    Я отобрал 4 дешифровки Сергея надписей на скальных объектах и 2 дешифровки надписей на скульптурах. Первое, что следует отметить: объекты были выбраны им правильно. Второе: чтения рун Рода на объектах были также выполнены правильно. Третье: написания руницей предполагаемых слов также были выполнены правильно. Четвёртое: написания руницей были сделаны именно там, где действительно были надписи, но… рунами Рода, и содержание надписей не соответствовало предполагаемому. 

    Из этого следует, что Сергей Сухарев в своём развитии прошел стадию обнаружения надписей и стадию уверенного чтения рун Рода, но пока еще весьма неуверенно читает руны Макоши, что, разумеется, значительно сложнее. Когда я проводил занятия с группой лиц, изучающих славянскую палеографию, я понял, что как выявление, так и чтение руницы представляет собой наиболее сложную эпиграфическую задачу.

    Вообще говоря, от просматривания фотографий до описания славянских святилищ у эпиграфиста имеется дистанция огромного размера. И Сергей Сухарев с успехом решил первую задачу: обнаружение объектов с надписями.

     Это, если так можно выразиться, решение задачи разведки эпиграфических объектов.

    Затем возникает задача выявления надписей, что предполагает очерчивание тех фрагментов изображения, в которых надписи имеются. Это уже другая цель: обнаружение максимального количества надписей на объекте. Разумеется, все фрагменты с надписями выявить не представляется возможным, поскольку надписи или лики с очень малым контрастом обычно не видны. Но желательно выявить их хотя бы чуть больше половины. Тогда можно будет понять общее назначение объекта даже в том случае, если какая-то из надписей прочитана неверно (а такое, к сожалению, встречается довольно часто). Замечу, что при первом взгляде на объект обычно сразу же видны 1-2 надписи, однако по мере вглядывания в них начинают проступать и другие надписи.

    Это можно заметить и по тому, что первый объект Сергей рассматривал дважды, 22 и 23 ноября, и находил там либо надписи, либо лики. С точки зрения этой второй цели Сергей такую задачу перед собой не ставил.

    Но далее обычно возникает третья задача: общая атрибуция объекта. Если это храм, то желательно понять, является ли он вместилищем ликов бога или жреца. Если это храм бога, то желательно знать, какого именно, если резиденция жреца – то какого именно. До решения этой задачи Сергей пока не готов морально. И тем более он не ставил перед собой еще более интересную задачу: определить взаимное расположение храмов и резиденций соответствующих мимов в святилище.

    Что касается меня, то я при анализе дешифровок Сергея ставил перед собой третью задачу. С ее помощью можно понять, какой объект находится перед нами. Поэтому я могу сказать, что атрибуция первой скалы Сергеем как лика Макоши оказалось неверным. Перед нами действительно находится некое зооморфное существо, однако оно привлекает внимание зрителя (служит маяком) к храму Яра, где имеется лик Рода.

    Чуть больше повезло с атрибуцией второй скалы, которая была названа мысом бабы Яги. Мара действительно имела ипостась в виде бабы Яги. Чтение надписи МАКАЖ было ложным, поскольку перед нами великолепное и с точки зрения иконографии, и с точки зрения эпиграфики изображение Мары. 

    Скала калифорнийского парка действительно содержит надпись ХРАМ и имеет несколько ликов. Однако она Сергеем не атрибутирована. То же самое можно сказать и в отношении греческой скалы монастыря «Метеоры».

    Неверно атрибутированы две «каменные бабы» как лик Перуна. Первая их них явилась маской Рода Яра, вторая – маской мимы Мары.

     Тем не менее, можно констатировать, что некоторые неудачи чтения связаны только с отсутствием опыта, который приходит с годами. А для первоначального чтения я оценил бы данный результат как великолепный.

    Замечу, что улучшение чтений может возникнуть только с повторением попыток. У меня было достаточно много знакомых, которые, окрыленные первыми успехами, затем бросали свою эпиграфическую деятельность. Могу по своему опыту сказать, что пока она весьма неблагодарна. Результат, на который можно затратить уйму времени, может оказаться слабым с эпиграфической точки зрения.

    Еще хуже, если он оказывается с точки зрения эпиграфики великолепным. Тут может возникнуть либо головокружение от успехов, которое не позволит своевременно избежать ошибок, либо критика со стороны сетевых хулиганов, для которых любое увеличение числа памятников славянской письменности весьма болезненно, и которые тут же попытаются оскорбить успешного исследователя. И тут возникает необходимость держать удар и не вникать в выдвигаемые благоглупости.

     Ну, а что получится из Сергея Сухарева далее – посмотрим.

    Заключение.

    Долгое время мне казалось, что мои дешифровки – это крик вопиющего в пустыне. Теперь постепенно появляются люди, которые способны видеть надписи и постепенно начинают их читать. Что ж, дай Бог, чтобы их стало больше! 

     

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову