Франция и Испания обнаружили древнейшие изображения

Чудинов Валерий Алексеевич


Археология палеолита не стоит на месте и постоянно открывает какие-то новые артефакты. В двух статьях этого года речь идёт о двух находках с изображениями, отодвигающими наши представления о границах верхнего и среднего палеолита. Найдены камни с изображениями людей и животных, но если во Франции камень содержит гравировки, которые на взгляд неискушенного человека, с трудом выделяются из фона, то в Испании рисунки сделаны красящим веществом и вполне подпадают под определение живописи. Мало того – на них имеются надписи, воспринимаемые как таковые даже при беглом взгляде на них. Сначала рассмотрим сообщение о находках из Франции (18.05. 2012, сайт http://cdn1.vesti.ru/doc.html?id=797629.

Оглавление:
  • Находка во Франции.
  • Мой эпиграфический анализ.
  • Рисунки неандертальцев.
  • Моё чтение надписей.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература
  • Находка во Франции.

    «Исследователи из США обнаружили в пещере Абри Кастане (Abri Castanet) на юге Франции наскальные рисунки. Учёные полагают, что изображениям около 37 тысяч лет, что делает их одними из древнейших памятников изобразительного искусства человека. Среди рисунков встречаются чашевидные знаки, части тел животных и даже человеческие половые органы.
    Прежним рекордсменом являлась пещера Шове с её коллекцией более 300 наскальных рисунков, на которых изображены такие животные как шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и другие. По разным оценкам, этим изображениям от 30 до 32 тысяч лет. Вид Homo sapiens появился в Европе примерно 40 тысяч лет назад, и до открытия пещеры Шове в 1994 году считалось, что способность рисовать появилась у человека не сразу.
    Шове в своё время стала уникальным свидетельством изобразительного искусства древнего человека, поскольку прежние находки — в пещере Ласко или Альтамира — относятся к более позднему времени (около 18-14 тысяч лет назад). Пещера Абри Кастане, расположенная на юго-западе Франции в департаменте Дордонь, не похожа на пещеру Шове."Одно из ключевых отличий заключается в том, что в то время как рисунки в Шове скрыты в глубине пещеры вдали от поверхности, изображения в Абри Кастане сделаны на потолке пещеры недалеко от входа, то есть в месте, где человек спал, пил и ел. Это заставляет нас рассматривать их как образец повседневного публичного искусства древности", — рассказывает антрополог Рэндалл Уайт (Randall White), профессор университета Нью-Йорка.
    Часть рисунков пещеры Абри Кастане была обнаружена давно. Однако учёным не удавалось определить их возраст, так как для радиоуглеродного анализа требуются органические останки. Лишь после того как исследователи разобрали камни рухнувшего потолка пещеры, они нашли не только новые изображения, но и кости животного, возраст которых составил приблизительно 37 тысяч лет. Так как между известняковыми обломками потолка и полом пещеры не было каких-либо отложений, предполагается, что он рухнул именно в эпоху, когда были сделаны древние рисунки.
    Учёные считают, что обитатели пещеры принадлежали ранней Ориньякской культуре. "Можно сказать, что люди Ориньякской культуры жили почти как современный человек, — рассказывает профессор Уайт. – У них уже существовало изобразительное искусство в виде скульптуры и наскальных рисунков".
    В пещере учёные обнаружили многочисленные артефакты древности, среди которых обработанные раковины улиток, скребки и другие приспособления.Учёные полагают, что пещеру населяла группа охотников на оленей. Поскольку потолок был расположен на высоте всего двух метров, он находился в зоне досягаемости оружия, что позволяло с лёгкостью наносить изображения. Добавим, что найденные в пещере Абри Кастане рисунки являются древнейшими из оставленных видом Homo sapiens. Однако существуют и более ранние рисунки, принадлежащие руке представителей рода Homo. В частности, не так давно археологи обнаружили изображения, оставленные неандертальцами, их возраст составляет более 42 тысяч лет».
    Понятно, что к статье были приложены фотографии камней, которые для обычных людей малоинформативны. Однако, поскольку я читаю надписи на камнях более 20 лет, для меня эти камни полны не только рисунков, но и надписей. – Сначала рассмотрим фотографии камней в их первоначальном виде.

    Рис. 1. Вход в пещеру Абри Кастане

    Перед нами – обычный вид горной скалы и вход в нее на уровне грунта. При высокой растительности такой вход можно не замечать десятилетиями. Я имею в виду естественный вход слева. Возможно, что вход справа был пробит относительно недавно, и он удобнее для посещения пещеры.

    Рис. 2. Вид на  изображение сверху и сбоку, а также деталь

    Для непосвященного человека тут сложно разобраться, что именно здесь изображено. Сначала я рассматриваю изображение на стене пещеры. Чтобы лучше понять суть изображения, я усиливаю его контраст, и вновь рассматриваю верхний снимок. Похоже, что изображен стоящий человек в левый ракурс, а вокруг его головы и торса обведен большой круг наподобие нимба, рис. 3. На некоторых фрагментах можно видеть лики и надписи.

    Рис. 3. Моё выделение ликов и чтение надписей 

    Мой эпиграфический анализ.

    Первое мужское лицо анфас можно выделить слева от круга. Оно несколько наклонено влево; под губами читается надписи МИМ, а правее – надпись ЯРА. Человек в центре круга имеет надпись на макушке головы и на уровне плеч – ЯР. Иными словами, это – лик бога Яра. Эти надписи хорошо читаются в обращённом цвете. Наконец, на выделенном белой рамочкой фрагменте в обращённом цвете можно прочитать слова ЯРА РОД. Возможно, так подписан храм, который построил данное пещерное сооружение.

    Рис. 4. Моё чтение надписей на выделенном фрагменте

    На рис. 2 внизу справа изображена деталь композиции, на рис. 4 я читаю надписи на ней. Фрагмент в белой рамочке вверху я поворачиваю на 90 градусов по часовой стрелке и по вертикали читаю надпись МАТИ. На соседнем фрагменте, обведенном черной рамочкой, можно по горизонтали (с чуть ушедшими вверх буквами Ж и И) прочитать слово МАКАЖИ. Наконец, на нижнем фрагменте, выделенном белой рамочкой, я читаю слово ХРАМ. Теперь можно сказать, что перед нами – ХРАМ МАТЕРИ МАКОШИ.

    Рис. 5. Фотография камней, найденных в пещере

    Перед нами – последняя, третья фотография артефактов пещеры Абри Кастане. Мы видим четыре камня, на которых имеются следы гравировки. На мой взгляд, наиболее читаемая надпись находится на камне А, тогда как на остальных камнях я бы читать надписи не взялся. Что же касается камня А, то я сначала поворачиваю его выделяю на нём лик мужчины анфас, усатого и бородатого, пожилого, на уровне глаз которого начертано слово МИМ. Судя по иконографии, перед нами – мим Рода.
    Это же изображение лица может быть принято за букву Б, рядом с которым соседствует окружность – буква О, что вместе даёт слово БО(Г). Наконец, на выделенном фрагменте читаются слова РОД ЯРА, где слово ЯРА начертано двойным контуром. Эта надпись на камне А пещеры (РОД ЯРА) совпадает с надписью на стене пещеры (также РОД ЯРА).   

    Рис. 6. Моё чтение слов на камне А

    Таким образом, как и в перечисленных выше пещерах Ляско и Альтамира, здесь также читаются надписи кроманьонца.
    Переходим к другой находке, обнаруженной в Испании, но не в мае, а в феврале этого года (13.02.2012 http://www.vesti.ru/doc.html?id=713334). Называется статья «Найдены первые  наскальные рисунки неандертальцев».

    Рисунки неандертальцев.

    Сама статья гласит: «Рисунки, обнаруженные в пещерах рядом с городом Нерха, что на юге Испании, являются самыми древними наскальными изображениями, выполненными человеком. Находка уникальна ещё и тем, что принадлежит руке неандертальца. Команда специалистов под руководством Хосе Луиса Санчидриана (José Luis Sanchidrián из университета Кордовы (Universidad de Córdoba) исследовала шесть изображений тюленей, выполненных при помощи древесного угля.
    Радиоуглеродный анализ угольков, найденных поблизости от испанских "картин", показал, что им от 42,3 до 43,5 тысяч лет. В ближайшее время учёные планируют подвергнуть анализу пигменты краски изображений, чтобы подтвердить возраст находки. Напомним, что ранее наиболее древними считались наскальные рисунки возрастом около 32 тысяч лет, найденные в пещере Шове во Франции. Рисунков, выполненных неандертальцами, археологи не находили вовсе. Так что это первая находка такого рода.
    Среди других умений Homo neanderthalensis были изготовление каменных и ракушечных инструментов, умение готовить пищу на огне. Последнее в 2010 году установили специалисты из США. Известно, что неандертальцы жили в пещерах, пока не исчезли, примерно 37 000 лет назад. Вымирание вида учёные объясняют либо климатическими изменениями, либо тем, что они были вытеснены представителями Homo sapiens. Так как от 1% до 4% генома современного человека происходят от неандертальцев, археологи также предполагают, что Homo neanderthalensis были ассимилированы предком современного человека».

    Рис. 7. Общий вид рисунков тюленей

    На рис. 7 мы видим пещерные натёки белого цвета типа сталактитов. Поверх них нанесены три рисунка, где верхний в полутьме изображает контуры какого-то животного, средний рисунок виден лучше, а нижний – лучше всех. С него я и начинаю. У меня эти изображения слабо связываются с тюленями, однако пока я никакой иной атрибуции не предлагаю. Зато обращаю внимание на две особенности. Первая: почему-то начертанные древесным углем изображения не чёрные, а красные. И второе – поперечные линии изображений являются строками надписей. Если так, то их можно прочитать. 

    Моё чтение надписей.

    Для чтения я увеличиваю изображение вдвое и делаю его более контрастным, чтобы ни малейшая слабая черточка не могла остаться незамеченной.

    Рис. 8. Моё чтение надписей на нижнем изображении

    Для удобства я перенумеровал строки. И вот что получилось: 1 – ХРАМА (буква Х расположена в центре, что делает надпись трудночитаемой), 2 – ЯРОВА, 3 – ХРАМА МАРЫ, 4 – ХРАМА МАКАЖИ, 5 – ХРАМ РОДА ЯРА, 6 – ХРАМ ЯРА РОДА, 7 – МИМА МАРЫ ЯРА, 8 – ХРАМА МАРЫ МИМА, 9 – МИМ РУСИ ЯРА, 10 – ЛИК МИМА ЯРА, 11 – РУСИ ЛИК МАРЫ, 12 – ЯРА МИМ, 13 – ХРАМ ЯРА, ХРАМ.  Последняя надпись сделана в основном по вертикали, являясь левым контуром животного. Таким образом, речь идёт об обыгрывании названий, принадлежащих храму Яра. Полагаю, что очертания правого края нарисованного животного также состоят из последовательности слов ХРАМ ЯРА.  
    Число строк 12 является сакральным. Связано ли оно с календарём в данном случае – сказать трудно. А еще перечисленные 32 слова напоминают молитву.  

    Рис. 9. Моё чтение надписей на среднем изображении

    Здесь далеко не все строки читаются. Цифрой 1 я обозначил лоб животного, где читаю слова ЛИК ЯРА. Далее, под цифрой 2 читается надпись в виде рта: ЛИК МАРЫ ЯРА. Наконец, под цифрой 3 читается надпись в виде подбородка: МИМ МИРА ЯРА.
     Упоминание мимов указывает на то, что часть нижнего и среднего изображения является ликом мима. Соответствующие фрагменты нижнего и верхнего изображения я показываю как антропоморфное лицо слева (мим Яра) и зооморфное – справа (мима Мары). Так что лики тут также присутствуют.

    Рис. 10. Лики двух изображений

    Осталось только рассмотреть верхнее изображение. Увеличив его размеры вдвое, и усилив контраст, а также добавив яркости, получаем изображение на рис. 10, которое напоминает мужское усатое и бородатое лицо в профиль слева. Этот профиль я отдельно и без фона изображаю правее, причём на фоне шеи
    читаю слова: МИМ ЯРА. Таким образом, перед нами – еще одно изображение мима Яра, но не последнее.
    Слева от цифры 1 на исходной фотографии мы видим последний лик усатого и бородатого мужчины, на сей раз анфас. На его бровях и глазах читаются слова МИМ ЯРА. Таким образом, на верхнем изображении находятся еще два антропоморфных лика Яра разного размера и разного ракурса.

    Рис. 11. Верхнее изображение и моё чтение надписей 

    Обсуждение.

    То, что в верхнем палеолите существуют рисунки – науке известно с 1870 года, со дня публикации помещиком Марселино Санс де Саутуола книги о рисунках верхнего палеолита, найденных им на стенах и потолке расположенной на его участке пещеры Альтамира. Это открытие привлекло археолога из Мадридского университета Хуана Вилланова-и-Пьера, который стал помогать Саутуоле. Однако позже французские специалисты по каменному веку, во главе которых был Габриель де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины обладали высоким художественным качеством и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы. Сам Марселино так и умер непризнанным.

    Рис. 12. Марселино Санс де Саутуола

    Замешательство археологов понять можно. До тех пор человек палеолита считался умственно отсталым настолько, что якобы мог изготавливать лишь примитивные орудия из камня путём оббивки. А наскальная живопись демонстрировала исследователям совершенно иного человека каменного века – умелого рисовальщика, знатока анатомии животных, глубокого эстета. В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между датами  в 11 и 19 тысяч лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом до тех пор, пока подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарель. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.
    Марселино и его дочь Мария Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века (Википедия).

    Рис. 13. Изображения бизонов в пещере Альтамира

    Таким образом, гравировки, найденные в еще одной пещере Франции, никоим образом не ломают нашего представления об искусстве изображения животных и людей в каменном веке. Аналогичные и более интересные гравировки я недавно опубликовал в книге [1]. Так что новые открытия изображений хорошо вписываются в уже существующие.
    Однако изображения периода существования неандертальцев (ряд археологов по ним выделяют эпоху мустье или средний палеолит) намного интереснее. Например, изображение мустьерского периода на кости из Тернополя [1, с. 114, рис. 7].

    Рис. 14. Первое изображение эпохи мустье, на котором я прочитал надписи

    Автор исследования стоянки и сообщения о рисунке – Сытник. Он пишет: «Подводя итог сказанному о новом мустьерском пункте Пронятин, следует сделать следующие выводы. Раскопанная часть стоянки в древности представляла собой восточный периферийный участок небольшого открытого сезонного лагеря охотников на мамонта, носорога, северного оленя и др. Они собирали кремниевое сырье и изготавливали орудия в специально отведенных местах стоянки — производственных центрах» [2, с. 43]. То, что А.С. Сытник называет “производственными центрами”, в тексте пронятинской кости с изображением названо словом: МАСТЕРСКАЯ. И автор данной статьи не оговорился: таких центров было несколько. Один из них — мастерская храма Мары. Однако этот центр не выпускал и не мог выпускать кремниевые орудия; его назначение — размышления о бренности бытия, о неминуемых последствиях ИСКУШЕНИЯ, о НИЗЕ МИРА и объятиях МАРЫ. Как мы убедились в разделе о производственной деятельности более молодых эпох, например, эпохи бронзы, орудия труда изготавливались в мастерской ХРАМА РОДА. Поэтому можно подозревать, что наряду с мастерской храма Мары на стоянке Пронятин существовала и мастерская храма Рода, которая изготавливала орудия труда. На такую мысль нас наталкивает необычайный консерватизм традиций, их устойчивость, которая сохранялась вплоть до античной эпохи. Однако все орудия со стоянки Пронятин приведены только в прориси (без сопровождающих эти прориси фотографий) и в мелком масштабе, что лишает нас возможности обнаружить на изображениях этих орудий каких-либо надписей. Такого рода надписи следует искать там, где есть хорошие фотографии мустьерских орудий. Таким образом, мысль о существовании надписей храма Рода на орудиях стоянки Пронятин пока не может быть подтверждена или опровергнута не потому, что на соответствующих орудиях эти надписи были нанесены или нет, а потому, что для современной науки важны обнародованные (опубликованные) в статьях детальные изображения, и именно они, то есть по сути дела очень промежуточные опосредующие звенья научной работы, не доведены до нужной кондиции, то есть не имеют необходимой степени пространственного разрешения, тех мелких изобразительных подробностей, которые можно было бы изучать.
    Я помню своё замешательство, когда мне предстояло переступить порог неандертальца. До этого я переступил два порога: порог бронзового века (академическая археология полагает, что письменность ранее эпохи бронзы не существовала, однако культура Винча, относящаяся к неолиту, и культура Лепенского Вира, относящаяся к мезолиту, дали надписи, которые читались ничуть не сложнее, чем надписи эпохи бронзы) и порог палеолита (когда, казалось бы, писать было некому, ибо люди той поры в представлении археологов были совершеннейшими дикарями).
    Тем не менее, оказалось, что и надписи палеолита читались столь же легко, как и предыдущие. Поэтому третий барьер, а именно надписи неандертальца, мне показался и вовсе надуманным, тем более, что, по мнению некоторых исследователей, неандерталец (Homo neanderthalensis) является разновидностью кроманьонца Homo sapiens.
    Меня сейчас очень взволновало не это, а то, что на примере изображения, найденного в Испании, невооруженным глазом видны надписи. Правда, прочитать их построчно можно лишь при увеличении и усилении контраста, однако мне важно другое – теперь никто не сможет меня обвинить в том, что надписи якобы вижу только я.
    С другой стороны, теперь я имею возможность читать надписи не только со страниц книг (с задержкой по времени на несколько лет), но в тот же год обнаружения (с задержкой всего в несколько месяцев), причём в цвете и на фотографиях с хорошим разрешением. Теперь мне ни один их оппонентов не сможет сказать, что я-де пользуюсь плохого качества источниками. Однако следует заметить, что если бы я не получил опыт чтения надписей даже по книжным иллюстрациям, я бы сейчас не имел возможности шагать в ногу с новейшими открытиями археологов.

    Весьма интересным мне представляется и то, что изображение из Испании является не гравировкой, а именно нанесением красителя, то есть, письмом в самом прямом смысле слова. Из этого следует, что искусством письма (причём на русском языке и рунами Рода) владели не только кроманьонцы, но и неандертальцы. Для меня это было ясно и прежде, но для читателей только данный пример можно считать весьма доказательным. Более того, возникает впечатление, что чтение строк надписей – это своеобразная молитва эпохи мустье, или, возможно, заклинание с опорой на перечисленные святыни.
    И понятно, что суть надписей – не ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ, и не МАМА МЫЛА РАМУ, а перечисление богов, их мимов, и, разумеется, указание на РУСЬ ЯРА и МИР ЯРА. 

    Заключение.

    Недалёк тот день, когда археологи найдут крупные надписи с хорошей проработкой каждой буквы – и тогда все убедятся в том, что в палеолите люди писали, и писали по-русски. 

    Литература

    1.    Чудинов В.А. Руны-сказы Руси каменного века. – М.: Традиция, 2012. – 504 с., ил.
    2.    Сытник А.С. Гравированный рисунок на кости с мустьерской стоянки под Тернополем // Пластика и рисунки древних культур. Первобытное искусство. АН СССР, Сибирское отделение. Институт истории, филологии и философии. Новосибирск, “Наука”, Сибирское отделение, 1983

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову