Ещё раз о городе-святилище Аркаиме

Чудинов Валерий Алексеевич


Работая над книгой «Тайны ведических храмов древних славян», я решил обобщить те данные, которые у меня накопились по Аркаиму как по городу-святилищу. Их я и излагаю в данной статье.
В последнее время древний город Аркаим, расположенный в Башкирии, привлекает особое внимание и СМИ, и туристов. Правда, в одной из своих передач русофобской направленности гражданин РФ и США А.Г. Гордон попытался показать, что хотя это и древнее городище, но не имеет никакого отношения ни к славянам, ни к русским. Это ему не удалось, хотя были исследователи, например, А.А. Тюняев, которые с ним согласились. Здесь я попытаюсь возразить этим утверждениям.

Оглавление:
  • Аркаим.
  • Расположение храмов.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Комментарии
  • Аркаим.

    Рис. 1. Город-святилище Аркаим

    Итак, установив, что форма горных храмов видоизменяется от рельефа местности, перейдем к рассмотрению храмов равнинных. Собственно говоря, у нас нет ни малейшего сомнения в том, что эти храмы представляют собой систему вписанных друг в друга концентрических окружностей. И тем не менее, одно городище-святилище равнины я хотел бы рассмотреть, но уже не в европейской, а в азиатской части России. Это — Аркаим. Из проспекта данного святилища мы узнаем: «Уникальный по своей сохранности и наиболее изученный из “страны городов” культурный комплекс Аркаим был обнаружен в 1987 году. Общая площадь памятника 20 тысяч квадратных км. Площадь археологических раскопов — более 8 тысяч квадратных м. На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним — два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы — это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов — очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами — крытые дворики. Сегодня исследовано 29 жилищ. Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 во внешнем круге и 25 — во внутреннем. Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен — все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством» [22]. Из этих слов, а также из многих других текстов не следует ни то, что переде нами святилище, ни то, что это святилище славянское. Однако перед нами имеется картина аэрофотосъемки, что дает возможность читать надписи на самом ландшафте, рис. 2 [22].

    Рис. 2. Мое чтение надписей на городище Аркаима

    Как обычно, для чтения надписей целесообразно увеличить изображение, обратить его в цвете и выделить места надписей рамочкой. Так мы поступаем и в этот раз. Уже при рассмотрении надписи в первой рамочке можно прочитать текст ХРАМ МАКОЖИ-РОДА. Вторая и третья рамочки, находящиеся рядом, дают одно и то же слово МАСТЕРСКАЯ. А продолговатая рамочка поясняет слово МАСТЕРСКАЯ, давая ее характеристику: РОДА-МАКАЖИ. Таким образом, перед нами именно святилище, и именно славянское, и, как обычно, Макоши и Рода. Для подтверждения этого вывода я рассматриваю надписи на нижней части кольцевого вала и рядом с ним. Тут можно прочитать слова МАСТЕРСКАЯ (дважды), а также МАКОЖИ и МАКАЖИ, и слово РОДА. Тем самым, все мои сомнения рассеялись: перед нами действительно храм Макоши (внутренний), храм Рода (внешний), и частично выходящая за их пределы мастерская двух храмов.
    Полагаю, что, как и в случае Стоунхенджа, каменные постройки появились значительно позже земляных сооружений. Иными словами, вначале это был действительно храм Макоши, храм Рода и немногочисленные постройки жрецов и мастеров; однако со временем святилище превратилось в небольшой город. Его особенностью стало наличие длинных домов не столько в третьем кольце (такое кольцо выделалось в ряде горных святилищ), но и во втором (в храме Рода), и даже в центральном круге (в храме Макоши, но в южной стороне, тогда как в северной, видимо, располагались камни или лики. Однако совмещение аэрофотоснимка, когда съемка производилась под некоторым углом к горизонту, с планом участка, сделанным точно с вертикальной точки съемки, привело к тому, что снимок претерпел перспективное сокращение, а чертеж — нет, и потому вместо двух концентрических кругов получилась спираль Архимеда.

    Рис. 3. Вид на Аркаим из космоса

    Было бы интересно посмотреть на вид Аркаима из космоса. Такая возможность имеется, и на рис. 3 я показываю вид на Аркаим в программе Гугла «Планета Земля». Однако при таком снимке из космоса надписи на городе незаметны. Их можно сделать заметными и читаемыми, если данное изображение обратить в цвете, что я и делаю на рис. 192. Теперь читаются такие слова как ЯРА ХРАМ, АРКАИМ и ХРАМ ЯРА, АРКАИМ. Полагаю, что это никоим образом не противоречит надписям, прочитанным на предыдущем рисунке, ибо там надписи были более мелкими, и, как я полагаю, более ранними. Наиболее крупные надписи были сделаны уже в эпоху Яра.
    Кроме того, белым эллипсом я обвожу, как мне представляется, город-спутник справа от Аркаима.  

    Рис. 4. Моё чтение надписей на изображении Аркаима в обращённом цвете

    На правой части можно прочитать слова РОДА МАРЫ ГРАД-ХРАМ, иными словами, правая часть оказывается принадлежащей более ранней эпохе, эпохе Рода. И прежде он назывался не Аркаим, а Рода Мары град-храм. И только в эпоху бронзы был переименован в город Яра-Ара. Здесь же видна надпись МИМ, которая свидетельствует о том, что в этой же части располагалась резиденция мима, вероятно, Рода.
    Когда я организовал экспедицию в это место, то перед посещением места бывших раскопок я сфотографировал щит с демонстрацией мест, которые были исследованы археологическими методами и мест, исследованных геофизическими методами. По отношению к рисункам 190-191 изображение сдвинуто на 90 градусов по часовой стрелке. Получается, что археологически исследована более молодая часть поселения, относящаяся к эпохе бронзы. По моим данным, эпоха Рода – это средний палеолит. Именно такую древность археологи и не захотели изучать, ибо даже поселение эпохи бронзы вызвало большой ажиотаж среди научной общественности. Разработка более древней части была бы слишком крупной научной сенсацией.

    Рис. 5. Щит Аркаима с изображением исследованной территории

    Увеличив изображение на скриншоте геоглифа Аркаима и проследив мельчайшие линии, можно получить вид Аркаима, имеющий и лики, и надписи, и символы. Слева вверху можно выявить крупное лицо в шлеме, изображенное анфас. На нижней части шлема читается надпись ЯРА МИРА ЛИК, на бороде – ЯРА РОДА ЛИК. Ниже находится зооморфное изображение головы животного семейства кошачьих, анфас, на лбу которого начертаны слова: ЯРА РЫСЬ. Справа можно прочитать слова МАЯК, ЯРА РОДА ХРАМ СЛАВЯН, а выше – ЯРА МАРА и РУСЬ. Но эти изображения лежат за городской чертой. Не исключено, что они был созданы несколько раньше надписей внутри города.
    Что же касается композиции внутри самого города, то основная верхняя надпись гласит: ТРОЯ: РОД, АСЪ, ХОРСЪ. Такого рода божественная троица мне до сих пор известна не была. Ниже расположен двуглавый орёл с надписью в ногах ЯРА МИР и с державой между головами; на державе явно виден равноконечный крест с одной перекладиной и маленькими ограничительными штрихами на каждом конце креста. На державе имеется несколько надписей МИР ЯРА. Из этого как будто следует, что сама держава, как и орёл, являются символами именно мира Яра; их не было ни в эпоху Рода, ни в эпоху Мары.  

    Рис. 6. Наше чтение надписей и выявление ликов и символов

    Слева от центрального изображения можно видеть голову мужчины в короне анфас; ниже в правой руке изображен скипетр (жреческий посох?) с надписью ЯР на навершии; справа, в левой руке, должна быть держава, но это место занято центральным изображением. Возможно, так должен был бы выглядеть царь как помазанник божий. Ниже изображена правая рука, которая держит некий предмет; Правее видна надпись МАЯК; еще ниже и правее можно прочитать надпись ЯРА РОДА СЫНА ЛИК. Упоминание слова «Сына» я встречаю впервые;  если вспомнит, какой смысл придаёт ему христианство, можно предположить, что идея бога-сына могла возникнуть именно в Аркаиме.
    Понятно, что город существовал и в более ранние эпохи Макоши и Рода, но разросся и расцвёл именно в эпоху Яра.

    Расположение храмов.

    Мы прочитали надписи-маяки, а также символику Аркаима. Однако расположение храмов нам осталось неизвестным, а это – самое главное для храма-города. Однако имеется возможность рассмотреть и этот вопрос.

    Рис. 7. Контрастное изображение Аркаима и лежащего рядом города

    Первое, что нас несколько удивляет – это наличие слева города-спутника, который я также обвел эллиптической рамкой.  Город имеет диагональный диаметр, в центре которого можно прочитать надпись МАКОЖИ ХРАМ. Это согласуется с наиболее мелкими изображениями, рассмотренными выше. Слева находится ХРАМ РОДА, справа – ХРАМ ЯРА. Внизу можно прочитать надпись МАСКА ЯРА – вероятно, там было помещение для молитв. Так что город-спутник обладал необходимым количеством храмов.
    В основном городе справа вверху находился ХРАМ МАКОЖИ.  Внизу – ХРАМ РОДА. Слева – ХРАМ МАРЫ. Что находилось в центре, можно узнать, если центральную часть города разместить на отдельном изображении.

    Рис.8. Чтение надписей в центре города

    Рассмотрим теперь изображение, оставшееся между рамочек на предыдущем рисунке, и повернем его на 90 градусов по часовой стрелке.  Здесь в прямом и обращенном цвете можно увидеть ряд интересных подробностей. Во-первых, зооморфный лик Рода в виде головы льва анфас. Во-вторых, те же надписи: ХРАМ МАКОЖИ и ХРАМ РОДА, по две надписи. Хотя они не добавляют ничего нового, они подтверждают наличие храмов в Аркаиме, причем храмов Макоши и Рода. Тогда как археологи на месте бывших раскопок абсолютно ничего не сообщают туристам о храмах, а говорят лишь о хозяйственных постройках.

    Обсуждение.

    Одно и то же место было испещрено в древности  геоглифами настолько густо, что при разном наклоне солнечных лучей читаются несколько разные надписи. Однако смысл их всех один: перед нами имеется город-храм, который в последний период своего существования назывался Аркаим, в честь бога Яра-Ара. Однако обилие храмов Макоши как в самом городе, так и в городе-спутнике, а также наличие там храмов Рода, вместе с надписью РОДА МАРЫ ГРАД-ХРАМ, свидетельствует о том, что данный город существовал еще в палеолите (возможно даже, в среднем палеолите), так что в эпоху бронзы город по сути дела был уже очень старым.
    Вместе с тем, современные археологи постарались раскопать лишь наиболее молодую половину этого города, а сами постройки атрибутировали как хозяйственные. Тем самым, возникла странная ситуация: либо археология в принципе неспособна исследовать наиболее древние городища, и следует переходить к финансированию иной, конкурирующей науки (например, археоники), либо археологи сознательно стараются вписаться не в науку, а в историографический заказ Запада, согласно которому на Руси ничего древнего не могло быть в принципе. И то, и другое неприемлемо.
    Замечу также, что из 70 раскопов туристам показывают только один, вновь закопанный. Всё это сразу порождает смутные подозрения о том, что археологи что-то скрывают от общественности. Рассмотрение геоглифов подтверждает эти подозрения. 

    Заключение.

    Исследование геоглифов, чей возраст превышает пару тысяч лет, представляет наибольший интерес потому, что мы тут соприкасаемся с историей, которая от нас либо скрыта современной западной историографией, либо неизвестна даже ей самой. И понятно, что всякое чтение русских надписей на геоглифах является еще одной ступенью к овладению нашей древнейшей историей, и еще одним раздражителем для тех, кто под именем «академической науки» пытается у нас его отнять. Однако, подобно тому, как им не удастся уничтожить миллионы камней с русскими надписями, взорвать тысячи скал с русскими петроглифами, им не замазать и не зарыть сотни геоглифов Земли.  

Комментарии:

Александр
13.07.2015 20:07
Интересны датировки Храмов. Скорее всего, это Храм предыдущих дней Сварога. Яра Храма не было?

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову