Рельеф двух всадников из Третьяковской галереи

Чудинов Валерий Алексеевич


 В отделе древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи имеется рельеф из шифера под названием «Два всадника». Он представляет собой фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и датируется временем около 1062 года. Рельеф весьма интересен.

Оглавление:
  • Из описаний.
  • Михайловский Златоверхий монастырь, собор Архангела Михаила.
  • Моё чтение надписей.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература
  • Комментарии
  • Из описаний.

     Рис. 1. Рельеф Третьяковской галереи «Два всадника»

     Описаний данного рельефа немного. Вот, например, строки из описания залов Третьяковской галереи: «Зал посвящен древнейшим памятникам XII-XIII веков, относящимся к домонгольскому периоду. Они созданы в различных городах Древней Руси: Киеве, Новгороде, Владимире. Из немногих сохранившихся образцов искусства Киева в зале представлены произведения монументальной живописи начала XII века: фрагменты мозаичной и фресковой росписи, некогда украшавшей стены церкви Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря – мозаичные изображения Дмитрия Солунского, неизвестного апостола (сохранилась лишь часть фигуры и орнамента), фреска с образом святителя Николая и найденный на территории монастыря каменный рельеф "Два всадника". Поскольку церковь Архангела Михаила в 1930-е годы была разрушена, мозаики и фрески были сняты со стен профессором В.А.Фроловым и некоторые из них поступили в 1938 году в Государственную Третьяковскую галерею в обмен на картины украинских художников»(1). К сожалению, рассмотрение данного памятника не производится.

     Рис. 2. Табличка под рельефом

    Михайловский Златоверхий монастырь, собор Архангела Михаила.

     А вот интересное описание собора: «Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного собора Архангела Михаила находилось капище самых известных языческих божеств — Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева…В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича — Петр-Ярополк и Михаил-Святополк — основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. Временные рамки строительства собора Архангела Михаила определяются по «Повести временных лет». Под 6616 г. (1108 г.) говорится, что «заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля».

    В этом же году (1108 г.), в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители — собора во имя Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен. Собор Архангела Михаила был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом — спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей» (2).

    Таким образом, собор архангела Михаила был построен на месте ведических храмов, презрительно названных «капищами», и они находились еще во времена Владимира Красное Солнышко. Возникает вопрос: не могли ли какие-либо памятники ведического зодчества попасть в христианский храм? – Полагаю, что как раз рельеф «Два всадника» вполне мог попасть именно оттуда. Причем всадник, поражающий врага, удивительно похож по композиции на изображение святого Георгия, поражающего змея, а святой Георгий, как известно, является одним из христианских воплощений ведического бога Яра. Так что предварительная атрибуция рельефа это изображение бога Яра.

     Рис. 3. Деталь левого всадника и моё чтение надписей

    Моё чтение надписей.

     На все без исключения ведических рельефах имеются надписи, так что есть смысл приступить к их чтению. Основной персонаж – левый, поэтому для чтения я выбираю сначала его, увеличиваю фрагмент и обвожу рамочками те мета, где могут быть надписи. А затем читаю. Основной текст гласит: БИТВА ЯРА С ВОРОГОМ. Полагаю, что это название – титульное, то есть, так называется рельеф.

    Две крупных рамки в центре фрагмента очерчивают участки рельефа, на которых имеются лики. Левый лик представляет собой безусое мужское лицо почти в профиль, развёрнутое вправо, глаза закрыты. Подпись поясняет: ЯРА МИМ. Второй лик находится праве, и сам состоит из двух лиц в профиль. Левое лицо женское, развёрнутое влево, имеет низкий рот и маленький подбородок. Легко догадаться, что это – Мара, тем более, что на уровне глаз мы читаем слово МАРА. Правый профиль принадлежит мужскому лицу, скуластому, безусому, но бородатому, а на уровне рта можно прочитать слова ЯРА МИМ. Таким образом, Мара и мим Яра тут образуют единство.

    В левом нижнем фрагменте читаются слова, начертанные крупными буквами, РУСЬ МАРЫ, МАРЫ. В среднем нижнем фрагменте в обращённом цвете можно прочитать слова МИР ЯРА, которые означают, что Русь Мары (то есть, территория Китая) входит в мир Яра. Наконец, в правом нижнем фрагменте читаются слова МИМ ЯРА

     Рис. 4. Моё чтение надписей на фрагменте с усилением контраста

     Для выявления дополнительных надписей я попытался усилить контраст изображения, что сразу же привело к появлению рыжего цвета. Правда, хорошо читаемых надписей при этом появилось немного, разве что слово ЯРА, дважды слова КРИК, и, наконец, полного предложения: МИМА ЯРА КРИК.

    Эта фраза на первый взгляд непонятна, зачем кричать миму Яра, и где он тут вообще. Однако, можно догадаться, что кричит (от страха) поверженный противник, так что Яр не просто повергает своего врага, но врагом оказывается именно мим Яра. Тогда всё становится на свои места.  

     Рис. 5. Фрагмент с конём Яра и моё чтение надписей

     Здесь на выделенных фрагментах также можно прочитать ряд надписей. Прежде всего, интересны надписи на копье. Выделенных фрагмент я повернул на 270 градусов и прочитал: МИР ЯРА, МИМ ЯРА, МАСКА. Полагаю, что все эти характеристики относятся к поверженному противнику. Он относится к миру Яра, является мимо Яра и даже маской (иконой) Яра, тем не менее, он повержен. На выбивающихся пластинах всадника также читаются слова ЯРА МИМ.

    На ножных латах читаем слова СКИФСКИЙ КОМОНЬ, что означает СКИФСКИЙ КОНЬ. Таким образом, у Яра – конь Скифии, что может означать как породу лошади, так и место действия поединка. На фрагменте слева мы видим изображение сидящего бритого человека с узелком волос на затылке, напоминающего молящегося индуса, но подписанного на теле как МИМ ЯРА. Вероятно, некоторые восточные мимы Яра отошли от ведизма и стали исповедовать другую веру.

    Наконец, интересно прочитать надпись на латах чуть выше локтя поверженного всадника. Читается с большим трудом в прямом и обращенном цвете. Надпись такова: ЖЕРТВА – МИМ КИТАЯ. Таким образом, поверженный воин – мим Яра Китая, а молящийся мим Яра, видимо, китаец, перешедший в иную веру.

     Рис. 6. Голова поверженного воина и моё чтение надписей

     Левый фрагмент в черной рамке на изображении поверженного воина содержит надпись, оформленную как деталь панциря, и она гласит ВОРОГ. Собственно говоря, это нам уже известно. На шлеме врага можно видеть лик в виде львиной морды в профиль, развернутой влево, с подписью на уровне глаз – РОД. Под головой Рода можно прочитать слова МИР МАРЫ

    Удивительные слова читаются внутри этого правого фрагмента в белой рамочке. Это такая фраза: ТАК У МАРЫ АРА ТА СА РОДОМ. Написание АРА вместо ЯРА говорит о южном произношении этого имени, то есть, речь идёт о юге Азии. Кроме того, сочетание имён Мары и Рода говорит о восточном расположении места битвы. А на правом глазу убитого воина написано ЯРА ВОРОГ, что подтверждает остальные чтения.

    На копыте лошади в обращенном цвете написаны слова ЯРА МИРА ВОР. Наконец, внутри надписи ВОРОГ на фрагменте в белой рамочке при увеличении размера вдвое я читаю слова МАСКА ЯРА

     Рис. 7. Конь второго всадника

     Теперь осталось узнать, кем является второй всадник. Для этого я читаю на правом фрагменте слова МИР ДИКОЙ ЯРА. МИМ ЯРА. Полагаю, что они относятся к поверженному врагу, который жил на восточной окраине мира Яра, которая считалась диким миром. На сапоге читаются слова РУСЬ МАРЫ (буква С – зеркальная). Наконец, на центральном фрагменте читается имя второго всадника – РОД. Таким образом, изображены два ведических бога, Яр и Род.

    Обсуждение.

     Весьма интересно было познакомиться с тем, что именно присутствовало в ведических крытых храмах вместо христианских икон. Это были рельефы, изображавшие богов, покровителей славян и русичей, причём на них уже существовали нимбы. Таким образом, можно сказать, что нимбы святых на христианских иконах были заимствованы от нимбов ведических рельефов.

    Но если на рельефе был изображен не Яр, а мим Яра? Будет ли над его головой нимб? – На этот вопрос можно ответить, рассмотрев еще один рельеф, кажется из Белоруссии, рис. 8.

     Рис. 8. Еще один рельеф всадника с копьём в руке

     Здесь можно прочитать в рамочке подпись: МИМ ЯРА и РУСЬ ЯРА. Но нимб над головой всадника отсутствует, зато надета специальная шапочка, на которой написано МАСКИ, ЯР, МИМ. Так мы убедились в том, что перед нами находится действительно мим, а также, что и рельефное изображение мима, соответствующее христианской иконе, называется МАСКА.   

    Таким образом, открылась еще одна сторона русского ведизма – наличие рельефов в ведических храмах. Теперь об этих рельефах можно говорить не приблизительно, а совершенно конкретно, и делая выводы о композиции, фактуре и манере конкретной школы. Так что данные исследования необходимо продолжить.

    Завершив статью, я вдруг понял, что масштаб данного рельефа для зрителя совершенно неясен. Поэтому я попытался стать такой масштабной линейкой, и показал, что рельеф на самом деле не очень велик.

     Рис. 9. Размеры рельефа, где я выступаю в качестве мерной линейки

    Заключение.

     Полагаю, что исследования в отечественных музеях постепенно смогут заполнить вакуум в наших представлениях об интерьерах ведических храмов.

    Литература

     1.Домонгольский зал. XII-XIII века. Зал 56.http://www.museum.ru/tretyakov/hid/exp_6v1.htm

    2.Михайловский Златоверхий монастырь. Собор архангела Михаила. Сайт http://www.otdihinfo.ru/catalog/1262.html

Комментарии:

Александр
13.07.2015 22:07
Напрашивается прообраз Георгия Победоносца, который наследует образ Яра. Странно, что датировки отсутствуют. Яр точно не Рюрик. Возможно Яр произошёл из сочетания ТроЯРода.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову