Ступени Святогорского Успенского монастыря Пушкиногорья

Чудинов Валерий Алексеевич


 По приглашению главного редактора районной газеты города Дно М.А. Карповой я провёл несколько дней сентября 2011 года в Псковской области. После того, как я прочитал пару лекций в этом районной центре, Марина Карпова и ее знакомые повезли меня в Пушкиногорье, пушкинские места, где великий русский поэт жил и где был похоронен. Местом его упокоения является Святогорский монастырь, рис. 1, который мы и посетили

Оглавление:
  • О соборе и церкви.
  • Чтение надписей.
  • Первый камень.
  • Последний камень ступени.
  • Современный камень.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • О соборе и церкви.

     Рис. 1. Святогорский Успенский монастырь, фото из интернета

     

      Монастырь называется Святогорским Успенским мужским, а церковь в нём носит название Успенской. Пока мы подходили к христианской святыни, наш проводник Алексей рассказал нам о том, что исторически местность называлась Святогорьем, поскольку горы считались издревле святыми. И действительно, местность вокруг была не только светлой и ухоженной, но и дышалось в ней особенно легко, а яблоки, которыми нас угостили местные жители, обладали удивительно приятным вкусом. На первый взгляд странно, что христиане упустили шанс назвать горы (холмы) святыми, однако сам этот факт свидетельствует о том, что святыми они были во времена ведической веры. Но коли так, то и культовые сооружения в данном месте могли быть первоначально ведическими. А название «Успенский храм» обычно применялось к бывшим ведическим храмам Мары, которые в христианстве становились храмами девы Марии, но в последний период ее земной жизни, а также в период ее перехода в мир иной. Так что не исключен, что при большом везении можно будет обнаружить следы ведического святилища. Само здание церкви было побелено, так что слагающие ее камни оказались закрашенными. Свободными остались только камни лестницы, на которые я и смотрел с большим вниманием.

     Рис. 2. Наша небольшая группа поднимается по ступеням к храму

     Данная фотография хотя и документальная, но не очень удачная, поскольку несколько фигур наложились друг на друга. На переднем плане Сергей Тишин, врач из Москвы, большой любитель русской старины. Прямо за ним находится Алексей Захаров, генеральный директор АО «Строитель» и наш проводник. А позади всех можно скорее угадать, чем узнать, меня в тёмном плаще. Я наклонил голову, разглядывая лестницу. Слева можно видеть Марину Карпову, которая с интересом наблюдает, чем закончится моё изучение каменных ступеней. А оно закончилось так, как и должно было: обнаружением древних надписей. Причём в данном случае были соблюдены все юридические подробности: факт моего обнаружения надписей зафиксирован, по крайней мере, тремя свидетелями: Мариной Карповой, Сергеем Тишиным и Алексеем Захаровым. На самом деле свидетелей было больше, но они не вошли в кадр. Тем самым выбит основной аргумент из-под ног моих оппонентов: надписи наблюдал не только В.А. Чудинов, а и совершенно непричастные к нему люди. И любой суд в случае необходимости зафиксирует факт объективности существования русских надписей на камнях Успенского храма Святогорского монастыря Пушкиногорья. А если так, то любые обвинения чудиноманов в моей субъективности и предвзятости являются пустыми наветами, и не более того. 

     Рис. 3. Моё чтение надписей на камнях под ногами

    Чтение надписей.

     На данной фотографии видны мои ноги в белых кроссовках и каменные ступени. Я стою на самой высокой в данном кадре, а на самой низкой можно видеть фрагмент справа, который я выделил чёрной рамочкой. На нем читаются надписи, которые я поместил справа на врезке. В три строки читаются слова: МАРА – ХРАМ ЯРА. Они означают, что тут находится место поклонения Маре, входящей в храм Яра, что находит параллель в христианском храме Успения Богородицы, который входит в Сретенский собор. Так что моё предположение подтвердилось, и когда-то на месте храма Успения действительно находилось место поклонения ведической Маре. 

    А на центральном камне ступенькой ниже можно прочитать слова МАСКА ХРАМА ЯРА. Они означают, что в храме ведического бога Яра находилась его ИКОНА. На нижней ступеньке имеется и средний фрагмент в чёрной рамочке, надпись на котором я воспроизвожу в левой врезке. Здесь в обращённом цвете можно видеть шестиконечный крест с прикрепленными к нему буквами. Это – символ, напоминающий верхнюю часть христианского православного креста. Я его встречаю впервые. Буквы написаны в два столбца. Левый столбец образует слово ХРАМ, правый – МАРЫ. Следовательно, перед нами – ведический крест именно храма богини Мары.

    Чёрной рамочкой я обвёл и фрагмент на левом камне. Там имеется изображение женщины в профиль с разворотом вправо. Над головой имеется надпись МАСКА, под головой – МАРЫ. Так что тут мы видим реальную икону Мары.

     Рис. 4. Камень с явными надписями

    Первый камень.

     Вообще говоря, описанные выше камни я нашел уже на спуске из храма Успенья Богородицы, зная, что на лестницах имеются надписи ведического толка. А первый камень я нашел случайно, поднимаясь по лестнице. Я привык к тому, что надписи содержат камни или кирпичи стен храма, на лестницы я обычно внимания не обращал. А тут при подъёме меня удивил камень, резко отличающийся от других своей изрезанностью. Эти надписи не нужно было выискивать, до предела напрягая зрение, они были заметны невооруженным взглядом. И я его сфотографировал, поскольку времени на чтение у меня не было. Все мои спутники подтвердили, что речь идёт о явно видимых надписях, так что и этот факт был подтверждён свидетелями.

     Рис. 5. Моё чтение надписей на камне

     Поскольку надписи выглядят светлее фона, их целесообразнее читать в обращённом цвете, где они становятся привычными для нас чёрными на светлом фоне. Надпись делится на четыре части. Крайне левая представляет собой надписи в две строки, где читается слово СВЯТОГОРОВ. Левая средняя также написана в две строки, однако каждая их них не образует явного слова, ибо наверху написано МОЫТР, а внизу – НАСЬ. Тем не менее, если прочитать две буквы вверху, три внизу, затем столбик снизу вверх и сверху вниз, получим слово МОНАСТЫРЬ. Правая средняя часть содержит две крупные буквы ЯР в две строки, и две буквы ОВ на нижней строке, что образует слово ЯРОВ. Наконец, крайне правая часть состоит из надписи в три строки. На верхней строке читается слово РУНОВ, на средней – слово РОДОВ (последняя буква В выполнена в зеркальном написании), на нижней – слова В МИРЕ ЯРА.

    Таким образом, полная надпись СВЯТОГОРОВ МОНАСТЫРЬ ЯРОВ РУНОВ РОДОВ В МИРЕ ЯРА можно рассматривать как древнюю вывеску монастыря, поскольку, как я показал в книге «Руница и тайны археологии Руси», многие вывески в средние века были выполнены именно на лестнице – на боковой кладке. Теперь мы видим такую вывеску на ступени.

     Рис. 6. Ещё один камень на ступени

    Последний камень ступени.

     Удалось обнаружить еще один камень ступени с надписями. На этот раз надписи в правой части камня удобно было рассматривать в обращенном цвете, и здесь удалось прочитать слова ХРАМ РОДА ЯРА. А справа внизу на камне изображены в профиль два лика мужчин, обращённых влево. Ближайший лик является более светлым, более далёкий – тёмным. На них надета корона. Надпись слева от лика большими буквами гласит: ЯРА РОД. Под бородой имеется надпись мелкими буквами, которую я слева на врезке увеличиваю вдвое. Теперь видно, что тут написана та же самая надпись ЯРА РОД. Таким образом, ближайший лик является Родом, более далёкий с тёмной короткой бородой – Яром.

     Рис. 7. Современный камень-указатель Пушкиногорья

    Современный камень.

     Нашей группе довелось увидеть и современный камень-указатель Пушкиногорья. Точнее, о возрасте камня навскидку сказать было что-либо сложно, а вот надпись на нём была действительно современная. Поскольку я всегда читаю надписи, я без труда прочитал и эту «инскрипцию» (хотя с точки зрения чудиноманов «псевдоинскрипцию», поскольку если читаю я, а не кто-нибудь другой, то я читаю всегда заведомо неверно, так что тут можно меня проверить): НАПРАВО (а это слово сохранилось хуже других) ПОЙДЁШЬ – В МИХАЙЛОВСКОЙ ПОПАДЁШЬ; ПРЯМО ПОЙДЁШЬ – В ТРИГОРСОЕ ПОПАДЁШЬ. Село Тригорское было связано с семейством Вульф, Михайловское – с самим Пушкиным.

     Рис. 8. Моё чтение надписей на правой стороне камня

     Теперь попробуем прочитать неявные надписи на данном камне. Начнём с лика, который я обвёл прямоугольной белой рамочкой на камне справа. Тут можно видеть два лица анфас: внизу крупное мужское с усами и бородой, а на этой голове – нечто вроде колобка с торчащими вокруг иголками. Так обычно дети изображают солнышко. Внутри него можно видеть надписи: ЯРИЛО вверху и ЯРА внизу, а на мужском лике слово РОД на уровне глаз. Слово ЯРИЛО для обозначения Солнца встречается достаточно редко.

     Теперь рассмотрим фрагмент наверху камня, обведенный горизонтальной белой рамочкой. Внутри него можно прочитать слова: РОДИНА и СВЯТОГОРА в верхней половине и РОДА ЯРА – в нижней. Из них следует, что Святогор и Род Яра – это одно и то же лицо, один персонаж. Ниже в черных вертикальных рамках можно прочитать слово ЯРА, а внутри буквы Я – слово РОД. Так что опять речь идёт о Роде Яра. А в чёрной горизонтальной рамочке наверху камня читается иной текст: ЯРА МИР. Теперь нет сомнения в том, что камень относится к ведическому периоду нашей истории.

    Последняя надпись находится на фрагменте внизу камня, который обведен белой горизонтальной рамочкой. Там читаются слова МАКАЖИ наверху и ЛИК внизу. Имеется также и масса иных надписей, но они лишь дублируют уже прочитанные. 

     Рис. 9. Моё чтение надписей на левой стороне камня

     Далее рассмотрим надписи и лики на левой стороне камня. Большой белой рамочкой я очертил фрагмент, на котором можно видеть очень крупное лицо женщины анфас. Справа на врезке я его показал. Мелкими горизонтальными рамочками я очертил надписи, которые в сумме дают такой текст: ЛИК И МАСКА ЛИКА МАКАЖИ. Вообще говоря, человеческое лицо богини Макажи изображается крайне редко, обычно даётся зооморфное изображение в виде медведицы, но здесь оно присутствует. В нижней части этого лица расположен еще один женский лик анфас, а на выделенных белыми рамочками фрагментах можно прочитать три слова: ЛИК ЯРА МАРЫ. Понятно, что на данном камне присутствуют лики всех основных богов русского пантеона.

    Ниже слева имеется изображение в рамочке меньшего размера. Оно передает лицо бородатого мужчины в профиль, развёрнутое влево. На уровне глаз можно прочитать слово РОД, а на уровне кончика носа – слово СВЯТОГОР. Снова нам встречается отождествление бога Рода и Святогора. Справа от него в вертикальной центральной рамке можно видеть лицо бородатого мужчины, повернутого влево на ¾. На уровне глаз и левой бакенбарды можно прочитать слова ЯРА ЛИК. Правее виден мужской лик анфас с весьма окладистой бородой. На правом глазу читается слово РОД, на левом – ЯРА. Наконец, на самом нижнем фрагменте в белой рамочке видно женское лицо в профиль с карикатурно большими носом и подбородком. От переносицы вправо можно прочитать слово МИМА, в горизонтальной рамочке – слово МАРЫ. Таковы лики лицевой части камня.

     Рис. 10. Боковины камня

     На рис. 10 я изобразил фотографии каждой из сторон данного камня. Видно, что они очень различны – одна тёмная, как если бы она долгое время соприкасалась с каким-то предметом, другая – светлая, длительный период вставленная под солнечные лучи. Однако на тёмной стороне ликов больше и они крупнее. Тем не менее, надписи на боковинах могут быть прочитаны.

     Рис. 11. Моё выделение ликов и чтение надписей на боковинах камня

     Сначала я рассматриваю левую боковину. Здесь внизу слева выделяется красивое женское лицо славянской внешности в профиль, развёрнутое вправо. На бровях читается надпись: МАРА. Мне иногда встречались очень красивые лица славянского типа именно богини Мары. Тут мы видим то же самое. Напротив лика Мары в правой части камня находится очень крупный лик анфас с уплощенным носом, раздвоенной верхней губой и узким подбородком – лик льва. Таков зооморфный лик бога Рода. На левом глазу мы читаем слово ЛИК, под носом – слово РОДА. Зооморфные лики были характеры для глубокой древности. На этом же лике имеется еще один, вторичный лик, который начинается вниз от левого глаза Рода. На глазах у этого мужского лица анфас можно прочитать слово ЯР.

    Над ликом маары находится несколько меньший лик анфас с небольшим разворотом влево, изображающий мужское лицо, чуть наклонённое по часовой стрелке. Выпуклыми буквами, двойным контуром в очерченных рамочками фрагментах, написаны слова РОД ЯРОВ. Над львиной мордой размещен еще один лик мужчины анфас с окладистой бородой и заплывшими глазами. Под глазами и под носом читаются надписи: РОД И СВЯТОГОР. Иными словами, нам еще раз дают понять, что РОД И СВЯТОГОР – одно лицо. Наконец, справа вверху виден бородатый лик мужчины, развёрнутый вправо на ¾. На глазах читается надпись ЯР, на лбу – слово РОДА.

    На правой боковине наверху в белой рамочке находится фрагмент, на котором можно выделить мужское лицо в профиль, развёрнутой вправо. На уровне кончика носа читается имя персонажа: РОД. Лик представляет собой достаточно красивое лицо славянского сложения. А на фрагменте в нижней белой рамочке выделяется сразу два мужских лика, наложенных друг на друга, и развёрнутых влево на ¾. Дальний лик подписан на нескольких уровнях (глаза, носа и ниже) как ЯР, ближний (на уровне верхней губы) как РОД. Парное изображение нам встречалось на ступенях храма, а на данном камне оно выявлено впервые.

     Рис. 12. Моё чтение надписей на тыльной стороне камня

     На тыльной стороне камня имеются надписи на фрагменте, обведенном горизонтальной белой рамочкой. Хотя текст состоит всего из четырёх слов, его довольно сложно выявить на самом фрагменте. Он гласит: МАСТЕРСКАЯ СВЯТОГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ РОДА. Обычно камни обрабатывали в мастерской храма Рода, в данном случае мы видим то же самое, однако, мастерская находится не при храме Рода, а при монастыре того же Рода, названного Святогором.  

    Кроме этой надписи на тыльной поверхности камня можно видеть тёмную окружность. Это – кромка, по которой камень соприкасался с землей, когда лежал на этой стороне. В пользу того, что это была прежде именно нижняя, а не верхняя сторона, говорят два соображения. Во-первых, в центре данной окружности находится тёмный участок, который продавливал землю; когда камень вынимали из продавленной им ямки, то в направлении движения были оставлены полосы от трения о мелкие подстилающие камешки. Во-вторых, по опыту я знаю, что надпись о мастерской обычно наносилась не на верхнюю, а именно на нижнюю поверхность камня. 

    Таким образом, перед нами – сакральные камень, содержащий как зооморфные, так и антропоморфные изображения всех четырёх основанных русских богов. Один такой камень вполне мог заменять целый небольшой ведический храм, являясь аналогом христианской часовни. Обычно такие камни располагались на самой вершине сакрального холма. Так что для нынешних целей указания направления был использован не обычный валун, а ведический камень-храм.

    Обсуждение.

     Пушкиногорье в древности называлось Святогорьем, и это не случайно. Сохранившиеся камни ступеней нынешнего христианского Сретенского собора однозначно рассказывают о том, что древности на этом месте стоял ведический Святогорский монастырь, посвященный богу Роду. Из многих прочитанных здесь надписей стало ясно, что Святогор – это одно из мирских имён бога Рода. Поэтому и Святогорский монастырь был посвящен богу Роду. Кроме того, камень ступенек повествует о том, что монастырь был еще и РУНОВ, то есть, обладал библиотекой из книг, написанных рунами Макоши и Рода. Вне всякого сомнения, это был культурный центр всей Псковской губернии. Таким образом, сохранившиеся предания нашли материальное подтверждение в виде соответствующей надписи.

    Позже на этом месте возник Успенский собор и Сретенский храм. И «успенье», и «сретенье» относится к Богородице, деве Марии. Если в Святогорском монастыре основное поклонение шло богу Роду-Святогору, хотя существовали места и для молитв Яру и Маре, то христианским эквивалентом монастыря стал не храм Вседержителя творца Саваофа, и даже не Христа-Спасителя, а девы Марии. По христианской шкале ценностей храмы Вседержителя, Спасителя и Богоматери, а также Троицы являются храмами в честь богов, тогда как Всехсвятский и каждого отдельного святого всё-таки являются храмами в честь людей. Но храм Христа-Спасителя крайне редок, а о храмах Вседержителя можно говорить разве что в теоретическом плане. Поэтому христианские иерархи, как могли, постарались передать примерно тот же божественный статус, каким обладал монастырь Рода.

    При этом на наш взгляд, обе лестницы к храму не перестраивались, а сохранились прежними. Лестница, как и прилегающая к храму территория, не является объектом поклонения, тогда как при виде здания храма христиане осеняют себя крестным знамением. Поэтому отдельные камни ступеней вряд ли подвергались замене. Возможно, что некоторые надписи ведического периода сохранились с соответствующими надписями и в здании нынешнего христианского храма, однако об этом можно говорить только предположительно, поскольку здание в настоящий момент покрашено белой краской и детали поверхности камней не просматриваются. Словом, лестница, как нам представляется, сохранилась еще с ведических времен, и на ней можно будет обнаружить еще несколько камней с дохристианскими надписями. Наш беглый осмотр явился только началом изучения ведического прошлого Святогорского монастыря.

    Давно ли существовал здесь ведический монастырь? Полагаю, что не очень. Судя по хорошей сохранности ступеней, а также по упоминанию «мира Яра», этот монастырь дожил до реформы патриарха Никона, который запретил старую веру, а с ней – и существование ведических культовых мест. Таким образом, Святогорский монастырь, вероятно, просуществовал до середины XVII века. Позже, в течение XVIII-XIX вв. он был преобразован в христианский собор с сохранением прежних лестниц и каких-то иных элементов прежней инфраструктуры.

    Несколько неожиданно существование христианского храма в пушкинских местах, особенно на месте могилы Пушкина (хотя ряд исследователей считает, что подлинная могила гениального русского поэта находится в ином месте). Известно весьма ироничное отношение Пушкина к христианской церкви («Жил-был поп, толоконный лоб»… «От первого щелчка подпрыгнул поп до потолка»). Более того, имеются сведения о том, что Пушкин в 13 лет принял посвящение от русского волхва и всю сознательную жизнь проводил идеалы русской ведической культуры. Наконец, вскрытие могилы Пушкина в нале ХХ века показало нетленность, как гроба, так и тела усопшего. А это – указание на то, что его можно считать ведическим святым, подлинным волхвом. Однако ведических монастырей до сего дня не сохранилось, а в христианской церкви в память о великом русском поэте можно было бы поставить свечку и помолиться за упокой его души. Имя Пушкина привлекает сюда паломников, что делает существование христианского храма экономически оправданным. И христиане уже подумывают о приобщении ведического волхва Пушкина к лику христианских святых. А в самой церкви в одной из книг написано: «Закончилась зима языческой мерзости». Таково отношение христианства к бесценному наследию русской духовной культуры.  

    Надписи на ступенях храма вносят некоторый вклад и в историю русского ведизма, и в понимание традиций русской ведической письменности. Что касается ведизма, то мне крайне редко попадалось упоминание храмов Рода на Европейской территории, настолько редко, что я даже предполагал, будто бы этого бога в храмах наши предки практически не почитали. И вот оказалось, что в Святогорском монастыре существовал особый храм Рода. Более того, под Святогором понимался легендарный богатырь, который, как оказалось, был одной из ипостасей бога Рода. В честь него вся холмистая местность данного района была названа Святогорьем. В отношении письменности рис.5 даёт пример «ведической вязи», где каждое слово пишется в две строки, образуя затейливый рисунок. Кроме того, в ряде случаев буква Р пишется с диагональю внизу, становясь похожей на латинскую букву  R.

    В Пушкиногорье посчастливилось столкнуться и с еще одним памятником ведической культуры, современным камнем-указателем в сказочном духе, для которого использовался реальный древний культовый камень. Этот камень для современных целей поставлен на длинное боковое ребро, тогда как в ведические времена он лежал на своей тыльной поверхности, а при его изъятии из его ложа эта тыльная поверхность была процарапана о лежащие на дне ложа мелкие камешки. По своим ликам и надписям его можно причислить к камню-храму, который должен был располагаться на вершине одного из близлежащих холмов. При христианизации Псковской губернии его сбросили с вершины, и он мог бы разделить участь большинства культовых камней, часть которых оказалась в оврагах и была засыпана землёй, оказавшись погребенными, другие были растащены по частным владениям и применены для хозяйственных целей, третьи – разбиты на куски для целей строительства каменных сооружений. А этот камень очистили и поставили на всеобщее обозрение, снабдив надписью и шрифтом, которые соответствовали нашим представлениям из сказок. Эта шуточная служба помогла сберечь реальные лики и надписи, существующие на камне, что позволило сохранить культовый камень в целости и сохранности, хотя новые выбитые буквы, закрашенные чёрной краской, явились для него чужеродным телом. Но краска, особенно на первом верхнем слове, уже на многих буквах облупилась (воздействие Солнца и дождей), и если надпись не подкрашивать, она вскоре станет такой же неявной, как и древние надписи. Так что данный камень представляет для истории Руси огромную ценность.

    Как свидетельствует надпись на тыльной стороне, он изготовлен не просто в мастерской Рода, как и все культовые камни, но в мастерской Святогорского монастыря Рода. То есть, он самым непосредственным образом связан с монастырём, который мы рассматривали выше, это его изделие. Он прямо свидетельствует о том, что именно местные холмы являются РОДИНОЙ СВЯТОГОРА, и еще раз подтверждает, что Святогор – это и есть бог Род. Он также приводит лики всех основных русских богов – Макоши, Мары, Рода и Яра, в отдельных случаях приводит маски и изображает миму Мары. Новым для меня явилось изображение одной из ипостасей бога Яра (бога Солнца, воинской доблести и мужского достоинства) в виде Ярилы – только солнечного символа. Особенно впечатляет лик Мары в профиль – настоящей красавицы славянского облика. Можно также видеть в ряде надписей букву Р в виде латинской буквы R. На самом деле, латинская буква – это просто один из вариантов написания русской буквы Р в древности.

    Помещение данного камня в стоячем виде на длинном ребре очень удобно для его обследования, которое я только начал. Разумеется, более полное его изучение весьма важно для нашего представления о ведических камнях-храмах, причем данный камень может быть принят за определенный эталон. Важно также и то, что ряд ликов и надписей был мною выявлен прямо на месте и подтвержден находящимися рядом со мной свидетелями. Это открывает ряд новых возможностей. Теперь можно надеяться на то, что на вершинах некоторых  не очень удобных для  восхождения холмов находятся похожие камни – свидетели нашей истории. Их поиск получает нужный фундамент.

    Иногда мои собеседники предполагают, что я – горячий проповедник ведизма. – Нет! Я – историк. Было недавнее советское прошлое, очень сложное и неоднозначное, проходившее под знаком атеизма. Было чуть более далекое прошлое династии Романовых, насаждавших на Руси христианство, и оно оказалось столь же сложным и неоднозначным. Его нельзя было трактовать оценкой Сталина только как самодержавную монархию с господством помещиков и капиталистов и одураченной рабоче-крестьянской массой. Существовало и еще более далёкое прошлое династии Рюриковичей, с долго задержавшимся ведизмом – вплоть до первого Романова, хотя РПЦ уверяет нас в том, что Русь была якобы крещена целиком лет за 700 до этого. Наконец, существовала очень древняя история Руси до Рюрика, которую нынешняя историческая наука не желает исследовать как историю русскую, приписывая найденные археологами артефакты саамам, адыгам, угро-финнам, и прочим якобы «племенам» а чуть позже – татаро-монголам. И опять речь идёт о предвзятой трактовке сложной исторической реальности. И моя задача состоит в том, чтобы по сохранившемся артефактам воссоздать реальную, а не вымышленную историю моей Родины. И потому мне дороги и советский атеизм, и романовское якобы «византийское» христианство, и рюриковский ведизм, и дорюриковская ведическая эпоха. Так жили МОИ предки, и это – МОЯ история, какой бы она ни была. Приспосабливать ее под политические амбиции той или иной государственной власти, официальной историографии, заблуждения археологов или желания РПЦ нет никакой необходимости.

    Заключение.

     Я очень рад, что исследование артефактов русской святыни – ведического Святогорья, совпало со статьёй № 800 на моих сайтах. Оказалось, что святые места можно обнаружить не только на Дальнем Востоке, не в горах Урала и на территории Башкирии или Кольского полуострова, а в пределах нескольких часов езды от Москвы. И здесь сохранились не только весьма интересные артефакты, но и сам дух святых мест. Остаётся только поблагодарить за это тех жителей данного региона, которые способствовали сохранению этого великолепного реликта нашей древней истории. 

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову