Мария Райхе и геоглифы пустыни Наска

Чудинов Валерий Алексеевич


Как известно, первой исследовательницей геоглифов пустыни Наска была Мария Райхе. Википедия на русском языке не даёт подробностей о ее деятельности, зато даёт такое пояснение...

Оглавление:
  • Мария Райхе и геоглифы пустыни Наска
  • Обсуждение
  • Комментарии
  • Мария Райхе и геоглифы пустыни Наска

    Как известно, первой исследовательницей геоглифов пустыни Наска была Мария Райхе. Википедия на русском языке не даёт подробностей о ее деятельности, зато даёт такое пояснение.

    Наска. «Наска (исп. Nazca) — пустынное плато и литосферная плита на южном побережье Перу. Также это название применяется к своеобразной археологической культуре, расцвет которой пришёлся на промежуток между 300 г. до н.э и 800 г. н. э. Именно они создали знаменитые линии Наска, церемониальный город Кауачи и впечатляющую систему подземных акведуков, которые функционируют и по сей день».

    Я сомневаюсь в столь молодой датировке геоглифов. Однако читаем дальше: «Благодаря авиации в XX столетии были случайно обнаружены нанесенные на поверхность земли загадочные рисунки огромных размеров. Наиболее известными на сегодняшний день являются рисунки в пустыне Наска (Перу). Загадочность этих рисунков заключается в непонятности их назначения, в неизвестности народа, который их создавал, а также способа нанесения на поверхность земли. Эти рисунки можно видеть только с самолета или с большой возвышенности.

    Песчаная равнина Наска длиной 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы Лима. В этих местах земля годами не видит влаги. Капли редкого дождя, падая на раскаленную каменистую поверхность, тут же испаряются. Это безжизненное пространство является идеальным местом для устройства здесь захоронений, с обеспечением нетленности. Усыпальницы устраивались в сухих каменных пластах, над которыми сверху наносились ритуальные рисунки. Здесь на площадках, занятых рисунками, ученые и археологи-любители обнаружили свыше 200 тысяч керамических сосудов. Не исключено, что полый сосуд, зарытый здесь у поверхности земли, был двойником того сосуда, который укладывался в могилу покойника и служил «вместилищем души». Керамические сосуды имели различные узоры и стилизованные рисуночные изображения, а на одном из сосудов был даже белогрудый пингвин. Крупных районов с древними мумифицированными захоронениями в пирамидах, холмах и иных сооружениях много, а вот с рисуночными изображениями обнаружено пока три. Это — Наска, западнее озера Титикака и у истока реки Апуримак. Последние районы мало изучены, так как находятся в горных местах, где были крупные культовые центры древности. Их исследование может дать новые интересные находки.

    Современные ученые считают, что эти знаки нанесены одной из индейских культур доинкского периода «Наска», существовавшей на юге Перу 1100—1700 лет назад. Здесь на плато имеется сеть неглубоких заводненных подземных ходов, а также сеть глубинных ходов, которые проходят под рисунками с усыпальницами. Известно, что в древности на всех континентах для усыпальниц устраивались надгробия в виде пирамид, зиккуратов, курганов, часовен, лабиринтов и так далее. Иногда использовали храмы, хороня людей в них или рядом с ними. Малозаметные лабиринтные рисунки практически не разрушались землетрясениями и завоевателями. Можно предположить, что чем более важная персона была в усыпальнице, тем больших размеров должен быть рисунок и общая длина его линий. Выбор вида рисунка, вероятно, связан с дополнительным именем — прозвищем, которое носят при жизни даже современные вожди индейцев. Кроме имени, эти люди носят на себе перья птиц, шкуры и клыки животных и тому подобное.

    Учитывая, что крупным пирамидам и другим культовым сооружениям обычно сопутствовали системы подземных ходов, можно предположить, что система подземных ходов должна быть и в районе рисунков пустыни

    Район пустыни Наска с рисунками и подземными ходами (по Кольцову И. Е.) Наска. Имеющиеся материалы исследований дают возможность на скорое проникновение в эту систему подземелий, так как известна в этих местах другая — ирригационная подземная система ходов-тоннелей, о которой почему-то пишут мало.

    Глубинные усыпальницы и подземные ходы имели входы, грузовые и вентиляционные колодцы. Как правило, в таких подземных системах были и подземные храмы. Такой храм должен быть внутри соседней горы, который может хранить древние письменные материалы и ответы на многие вопросы, в том числе и по части создания загадочных рисунков. Подземная система ходов с различными усыпальницами, храмами и другими пустотами — это своеобразный город-музей (город мертвых), он хранит знания, культуру и дух прошлого».

    На мой взгляд, пока остаётся открытым вопрос о синхронности археологической культуры Наска и геоглифов.

    Русский вариант Википедии о Марии Райхе. «Исследовательница рисунков Наска — Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Кроме того, на концах линий, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI веку нашей эры. К этому же периоду относятся и остатки поселений Наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков. Для современных специалистов  — архитекторов, конструкторов-авиационщиков, разметчиков и других профессионалов — не представляет труда нанести на поверхность земли рисунки большого размера с малого чертежа-эскиза. Для этого им тоже потребовались бы координатные точки с применением свай. Подобной ювелирной работой они занимаются профессионально, ежедневно, с миллиметровой точностью исполнения. Общеизвестно, что большие загадочные рисунки на земле имеются также в США (штат Огайо), в Англии, на плато Устюрт (Казахстан), Южном Урале, на Алтае, в Африке (южнее озера Виктория), в Эфиопии и во многих других местах. Выходит, что в древние времена нанесение больших рисунков на земной поверхности практиковалось во многих уголках планеты. Вид и форма рисунков были всюду разные».

    Пока не рассмотрена и прямо противоположная версия – что племена индейцев пустыни Наска составляли планы или рисунки крупных изображений.

    Рисунки не предназначены для всеобщего обозрения. «Невидимые с земли знаки обеспечивали сохранность усыпальниц от разграблений. Наверняка у жрецов имелся на малых листах план всей местности с рисунками и подземельями, по которому жрецы могли определять местонахождения подземных технических и культовых сооружений, места входов в подземелья. Увидеть рисунки и знаки пустыни Наска можно в наше время с соседней горы в определенное время года и час. Сюда древний народ приходил в определенное время так же, как наши современники ходят на кладбище к своим умершим близким, пообщаться с их душой и духами предков».

    Итак, перед нами – современное объяснение существования изображений – это как бы гигантские амулеты усыпальниц, предохраняющие их от разграбления. При этом по умолчанию полагалось, что грабители сначала посмотрят на геоглифы с окрестных гор, а затем уже приступят к разграблению.

    Немецкий вариант Википедии о Марии Райхе. Здесь мы имеем довольно полный биографический очерк это исследовательницы. «Мария Райхе родилась в Дрездене как старшая из трёх детей советника местного суда Феликса Райхе-Гроссе и его жены Элизабеты. После посещения «Студии для девочек» в Дрездене она изучала до 1928 года математику, физику, географию, философию и педагогику в Техническом университете Дрездена. В 29 лет она заняла место домашней учительницы у немецкого консула в Куско, Перу. После прохождения испытательного срока она отправилась в столицу Лиму. Там она проживала за счет случайных заработков, преподавания языков и переводов.

    С 1937 года она помогала реставрировать в Национальном музее Лимы исторические предметы. В 1939 году она впервые услышала от американского учёного Пола Косока о так называемых линиях Наски. Он попросил ее помочь ему и сделать несколько измерений. В 1946 году она начала самостоятельное, без посторонней поддержки проведение исследований загадочных знаков на пустынной почве Наски. После ее открытия и двадцатилетнего изучения линий и наземных знаков Наски и Пальпы учёные, любители и фантасты не оставляли ее в покое. Немецкая учёная – Мария Райхе – была убеждена: «… если удастся перевести все размеры в даты времени, мы сможем прочитать в Пампе гигантскую книгу истории». Почему индейцы в Перу рисовали в пустыне более 2000 лет назад картины, которые можно видеть только с воздуха? Унесли ли они их тайну в могилу? Это были вопросы, которые ставила Мария Райхе».

    Несколько завуалировано выглядит процесс превращения домашней учительницы в учёную – об этом нет ни слова. Но зато приведена еще одна версия назначения геоглифов – якобы линии передают некую хронологию событий.

    Помощник исследовательницы. «В 1960 году Мария Райхе встретила 21-летнего еврея Йонаха Ибн Аарона». Следовательно, ей было уже 53 года. «Он жил в США и изучал теологию торы. Он основал в Нью-Йорке комитет по защите линий Наски. Между 1962 и 1964 годами он помогал также в Пампе. Он привнес огромное количество хороших идей в работу Райхе; между прочим, он разработал некую систему карт, на которую он нанес линии с их измеренными данными и особенностями».

    Насколько этот помощник помог в чём-то – это вопрос, ибо никаких пояснений не даётся. Что же касается карт, то, скорее всего, у Марии они были еще до него.

    Мария как учёная. «В 52 года Мария Райхе позволила себе помимо канцелярии на вершине приобрести также геликоптер, чтобы иметь возможность получать лучшие снимки гигантских картин. До 60-х годов ХХ века Мария Райхе измерила ногами область около 150 квадратных километров. При этом она вела спартанский образ жизни в маленькой хижине на краю пампы Колорадо. Лишь инвалидное кресло стало ей препятствием для продолжения исследований в глубокой старости.

    В начале 70-х годов линии Наски стали аттракционом для туристов. Мария Райхе поднялась на защиту пустыни и на поддержание знаков и содействовала внесению в 1994 году линий и наземных знаков Наски и пампы в список культурного наследия человечества Юнеско.

    Мария Райхе открыла и измерила около 50 фигур и 1000 линий в пампе Наски. Она получила крест за заслуги перед отечеством 1 класса ФРГ, орден мудреца инков и высшую награду республики Перу, солнечный орден, звание почетного доктора перуанского университета в Сан-Маркосе (между прочим, всего она получила 5 званий почетного доктора в разных странах), а к 90-летию в знак признания ее заслуг перед страной – перуанское гражданство. 6 июня 1998 года Мария Райхе умерла в возрасте 95 лет. Панихида состоялась 10 июня 1998 года в национальном музее Лимы. Более 40 лет своей жизни Мария Райхе изучала линии и наземные знаки в Перу».

    Конечно, измерить порядка тысячи линий в пустыне – это подвиг. Однако хотелось бы прочитать чуть больше о ее трактовке данных линий.

    Данные с другого сайта. Еще один немецкий сайт, а именно http://saebi.isgv.de/biografie/Maria_Reiche-Große_(1903-1998) приводит такие данные: «Reiche-GroßeViktoriaMaria стала всемирно известной благодаря исследованию и защите линий и наземных знаков пустыни Наска (Перу) и при этом принадлежала в конце 20 столетия к самым значительным учёным южной Америки». Далее следуют примерно те же строки, что и выше, однако отмечается: «После того, как ее отец пал во время Первой мировой войны, Мария Райхе стала страстной пацифисткой и постаралась покинуть Германию. После учебы она целеустремленно искала место работы за границей и нашла в 1932 году должность частной учительницы у немецкого консула Табеля в Куско». «Благодаря ее хорошим связям со службой аэрофотосъёмок перуанских ВВС Марии удалось сделать выдающиеся фотографии, которые сделали ее известной во всём мире. В 1949 годупоявиласьеекнига„Mystery on the Desert. AnewRevelationofancientPeru“ («Тайна пустыни. Новая разгадка древнего Перу») в собственном издательстве. Она решительно боролась за сохранение доисторических артефактов и смогла предотвратить обводнение пустыни и превращение ее в хлопковые поля пампы. После смерти ее спутницы жизни EmyMeredith Мария Райхе по разрешению и делегированию министерства народного образования Перу поступила в 1960 году на 4 месяца в Мойю, чтобы выучить язык индейцев Кечуа, а также научить взрослых чтению. Она помогла в разработке учебников и хрестоматий на кечуа. В 1968 году она вновь воспрепятствовала сильному личному давлению по разрушению геоглифов (наземных знаков) пустыни. По дальнейшем исследованиям воспоследовали выставки в Лондоне и Мюнхене и книга „GeheimnisderWüste. Mystery on the Desert. Secreto de la Pampa“ («Тайнапустыни. Секрет пампы»), которая опять была выпущена собственным издательством. В 1976 году Мария Райхе вместе со своей сестрой Ренатой смогла добиться сооружения обзорной башни Панамериканской компанией для неразрушающего осмотра изображений пустыни. Она способствовала постановке на защиту наземных знаков со стороны страны Перу. В 1983 году она получила крест за заслуги первого класса в ФРГ, а с 1983 по 1986 она стала почётным доктором в университетах Ica и SanMarco в Перу, в магистратуре в GradodeArmauta, получить так называемый «Орден мудрости Инки» от президента Перу по имени AlánGarcíaPérez. Ее прогрессирующая слепота заставила ее прекратить исследовательскую работу в 1984 году».

    Что касается научных и других итогов ее деятельности, то тут отмечается: «Научное доказательство теории календаря и тезис Косока она смогла доказать без применения современной компьютерной техники и совершенно в одиночку. В 1992 году ее произвели в звание офицера перуанских ВВС. В 1993 году президент Альберто Фуджимори наградил Райхе Большим крестом ордена Солнца Перу…

    Все представленные к тому моменту исследовательские проекты по геоглифам имели своё начало в гимназии Ромена Роллана в Дрездене и были туда перевезены, в ту бывшую гимназию Марии Райхе, которой 1.4.1993 государство Перу передало в дар бронзовый бюст Марии Райхе. Мария умерла 8.6.1998 в Лиме и была похоронена на краю пампы рядом с ее сестрой Ренатой».

    К сожалению, тоже не так много информации. Однако примечательно, что труды Марии Райхе издавались в ее собственном издательстве и были признаны научными. В наши дни ВАК РФ не признает научными изданиями даже публикации государственных издательств, выходящих за пределы весьма узкого списка. Иными словами, если бы в наши дни существовала русская исследовательница Маша Иванова, которая сделала бы то, что осуществила Мария Райхе, её бы, скорее всего, признали бы мошенницей и шарлатанкой. Но никак не учёной с мировым именем.

    Тайны линий Наска. Поскольку биографические данные дали весьма скудную информацию по тайне геоглифов, я решил рассмотреть какую-либо статью немецких авторов. Мой выбор пал на публикацию «Das Geheimnis der Nasca-Linien» (Тайна линий Наска), редактора сайта online Focus Home Wissen Изабеллы Крот (IsabellaKroth). Сайт http://www.focus.de/wissen/wissenschaft/archaeologie/nascalinien/archaeologie_aid_28567.html

    «Пассажир самолёта случайно узрел: тянущиеся километрами линии посреди пустыни Перу, гигантские изображения зверей, колибри и пауков. Много лет спустя после того, как немка Мария Райхе предприняла исследования линий Наска, ученые, наконец, только сегодня приступили к разгадке наземных знаков, который с 1994 года принадлежат к наследию мировой культуры ЮНЕСКО.

    С 1997 года Марк Райндель (MarkusReindel), древнеамериканист археологического института Германии (АИГ), возглавляет проект «Наска-Пальпа». Вместе с учёными других дисциплин он исследует факты для понимания линий Наски. Результаты, которые он приносит домой, дают простор теориям, которые говорят о загадочных линиях».

    Имя «Марк» звучит как-то по-библейски. Впрочем, возможно я ошибаюсь, и принадлежность исследователя к определенной нации никак не влияет на его выводы. В данной статье и название статьи и название подзаголовков принадлежит Изабелле Крот.

    Ритуальное место для культа воды и плодородия. «После многолетней работы он (Марк Райндель) и его команда измерили и визуализировали 1500 линий благодаря современнейшей трёхмерной измерительной методике. «Местность была ритуальной площадкой для культа воды и плодородия», – сказал он. Поскольку во время начала линейных знаков – примерно за 200 лет до н.э. – осадков было еще достаточно, однако к концу культуры Наска их становилось всё меньше. Поэтому наземные знаки становились всё крупнее. Он принял в качестве основы то, что он имел дело с просьбами о воде.

    Среди линий учёный нашел раковины и реликты морских животных. Керамику, на которой можно видеть группы людей, пьющих кукурузное пиво или слушающих флейту Пана, можно считать намёком на то, что там происходила некая церемония. Земля вдоль линии явно укреплена и знаки невозможно – как долго принималось – различать только с воздуха. Допущение, что речь идёт о знаках для бога, можно тем самым опровергнуть. Линии являются «сценой, а не картиной», полагает Райндель. Однако почему линии направлены именно так, как они есть, продолжает оставаться тайной».

    Понятно, что с такой трактовкой согласиться трудно. Как видим по последнему предложению, сомнения возникли даже у Изабеллы Крот.

    Оборудование для астрономического календаря? «Другие ключи предлагаются исследованиями Бернда Тайхерта (BerndTeichert). Профессор геоинформации университета Дрездена также измерил линии и сравнил их сочетания с картиной созвездий во времена культуры Наски. Его теория: Линии указывают на определённые созвездия и могут представлять собой гигантский астрономический календарь».

    Как видим, здесь речь идёт о продолжении гипотезы Марии Райхе, но теперь даётся определенное пояснение – связь изображений с рисунками созвездий.

    На этом первая часть статьи кончается, а продолжение имеет собственный заголовок.

    Полоса посадки внеземных кораблей. «Вокруг таинственных линий пустыни Перу вырастают фантастические мифы. Но кто видел эти линии, тот еще сегодня слвшит имя: Эрих фон Дэникен (ErichvonDäniken).

    Точные датировки или археологические находки оставили Эриха фон Дэникена скорее недовольным. Швейцарский автор бестселлера говорит: «Все существующие до сих пор находки не объясняют, зачем существуют эти линии и знаки». Поэтому опытный коммерсант говорит о том, что убежден в существовании инопланетян, которые время от времени пользуются взлётно-посадочными полосами.

    Источники таких мыслей Эрих фон Дэникен находит в старой литературе – литературе Индии на санскрите. «В них описывается, как гигантский космический корабль-матка вращается вокруг Земли», говорит он. Некоторые из инопланетян должны были много столетий назад попасть в пустынную местность Наски, цитирует его неверным образом некий гид-иностранец.

    «Но это глупость, – обороняется исследователь, – вероятно, что тогдашние жители видели пришельцев и соответственно реагировали на них». Это могло бы отразиться в форме различных вырытых в земле фигур. «После посадки Наска могла стать культурным центром – и каждая ветвь индейцев производила знаки своим способом», – полагает Дэникен».

    Мне мысли Дэникена о том, что перед нами видна сеть космических маяков, довольно близка, хотя я не уверен в том, что ее делали инопланетяне или земляне для инопланетян. Кроме того, я горячо поддерживаю его недовольство точными датировками и археологическими находками. На мой взгляд, последние относятся действительно к индейской культуре Наска, тогда как геоглифы принадлежат к доинкской цивилизации. Хотя, разумеется, инки могли копировать геоглифы на своих изделиях.

    Аномальные магнитные поля, высокий процент мышьяка. «Чтобы приподнять свою идею о пришельцах, фон Дэникен поручил пару лет назад команде вузовских профессоров и специалистов поехать в Перу, чтобы исследовать там пробы камней, а также измерить магнитное и электрическое поле. «Результаты были отличными», – обрадовался фон Дэникен. Немецко-перуанская команда учёных смогла замерить там аномальное магнитное поле, а также неожиданно высокое содержание мышьяка в осадочных породах. «С данной местностью дело обстоит как-то не так», – полагает он».

    Трудно сказать, на что указывают данные аномалии.

    Высказывание шарлатана. «Археолога Марка Райнделя бесит такое высказывание: «То, что фон Дэникен несерьёзен, уже известно». Учёный работает уже более десяти лет над исследованием перуанских геоглифов. Результаты, к которым он пришел со своей международной командой, привели его к высказыванию «Шарлатаны вроде фон Дэникена придумают любое основание». Но и работой археологов фон Дэникен также недоволен: «Там игнорируют те нерегулярности, которые мы открыли»».

    Мне это противостояние новых методов исследования и старой археологической школ знакомо по собственному опыту. А когда к археологии подключаются представители библейской нации, они стараются сделать всё возможное, чтобы сделать историю землян и более короткой, и более примитивной. Заметим также, что слова типа «шарлатан» слетают только из уст той самой «богоизбранной» нации. Арийцы ведут себя более сдержанно.

    В благодарность – почетное гражданство. «Швейцарский сенсационный исследователь потому штудирует линии Наски, что не считает расходы. Хотя его первые исследовательские потребности проглотили больше 120000 евро, он смог за счет продажи книг и фильмов о существовании пришельцев, за счет своих докладов и денег спонсоров оспорить ортодоксальные пути. Даже когда убеждения Дэникена часто осмеивались – туристов привлекали его странные идеи. Даже люди, которые путешествовали вблизи картин пустыни, весьма благодарны исследователю: Эрих фон Дэникен сегодня является почетным гражданином города Наска».

    На мой взгляд, научные проблемы трудно решать людям, далёким от них, как это у меня часто бывает с моими оппонентами, которые не имеют даже минимальных познаний в эпиграфике, но берутся подсказывать мне пути решения эпиграфических проблем.

    Удивительные инженеры. «Культура Наска кажется столь же мистической, как и фигуры и линии перуанской пустыни. Лишь постепенно учёные разгадывают своеобразие ранних высоких культур. Оставили ли художники или конструкторы наземных фигур многочисленные загадки для исследователей – этого не утверждает исследователеь Ларс Ферен-Шмиц (LarsFehren-Schmitz) из Гёттингенского университета. Уже в течение двух лет он изучает антропологию и археологию культуры Наска в Перу. В течение года он проанализировал более 250 фрагментов зубов и мягких частей тела мумий из Наски. С помощью анализа ДНК исследователю стало ясно, как эта культура развивалась и как она была, в конце концов, вытеснена.

    Для исследования мистического народа в его распоряжении имелось мало источников. Наряду с мумиями свидетелями культуры были остатки поселений, керамика и текстиль бывших жителей южноперуанской долины Пльпы на окраине Анд, а также пустыни Атакама. «Письменных свидетельств более не сохранилось», – сожалеет Тайхерт, который работает в высшей школе науки и техники в Дрездене».

    Мда, исследование мумий мне не представляется перспективным направлением для разгадки геоглифов Наски. Что же касается Тайхерта, то, как мне думается, он искал письменные свидетельства не в том месте. Надписи существуют на самих геоглифах.

    Кагуачи – краеугольный камень для решения загадки? «Недалеко от линий лежат развалины города Кагуачи (Cahuachi). Даже когда исследователь принял руины города за центр, в котором жили священники – историк Марк Райндель остался при противоположном мнении. Он заподозрил в оставшихся развалинах место резиденции правительства культуры Наска. «Наша исследовательская группа не нашла ни единого храма», – провозгласил Райндель, который с 1997 года возглавляет исследовательский проект. Храмы исследователь открыл в совершенно других местах – вдоль линий пустыни. «Там мы открыли маленькие алтари, на которые приносились жертвы»».

    Мне последнее заявление понятно. Практически во всех случаях дороги приводили к храмам, как я это описывал почти во всех статьях по геоглифам, – чаще всего Яра, но также иногда Мары и Рода. Я рад, что данное открытие подтверждает мои выводы.

    Раковины как символы воды. «Около алтарей исследователи находили наряду с керамикой и тканями, прежде всего, остатки плодов моря – раков, раковины и рыб. Первоначально головную боль доставили исследователям раковины Spondylus, поскольку они происходят из тёплых тропических вод примерно в 2000 км к северу от области Наска. Поскольку эти раковины во все времена были связаны с феноменом течения Эль Ниньо, которое транспортировало тёплые воды на юг и при этом вызывало выпадение дождей на северном побережье Перу, оно также являлось символом дождя и связанного с ним счастья. Своеобразие тогдашних жителей, которые приносили эти раковины на алтарь, усиливает положение археолога Райнделя: «Вся местность геоглифов была ритуальной площадкой для культа воды и плодородия»».

    Я такой тесной связи между остатками раковин и молениями о дожде не нахожу. Вполне возможно, что во времена создания геоглифов северный полюс был на 1,5-2 тысячи километров ближе к Америке, так что на широте Наски как раз существовали в океане те самые моллюски Spondylus. Но только тогда датировка геоглифов отодвигается в допотопное время, примерно на 12 тысяч лет назад, когда никаких индейцев в данных местах не было и в помине.

    Удивительные инженеры. «Скудные осадки сделали из народа Наски не только мастеров орошения. Они также придумали частично подземную систему каналов, которая служит в сельском хозяйстве до сих пор – километровые линии и фигуры животных, которые жители создали путём очистки каменной вымостки пустыни, и которые озадачивают исследователей еще сегодня. «Они должны были быть удивительными инженерами», – увлеченно говорит по этому поводу профессор Тайхерт. А археолога Марка Райнделя техническая сторона впечатляет мало. Он больше удивляется разделению труда: «Один строитель прочерчивал абрис, его помощник очищал камни с поверхности». Из этого Райндель заключает, что в культуре Наска речь идёт об обществе с разделением труда. И даже его коллега Ферен-Шмиц полагает: «Они были уже ранней высокой культурой».

    Я тоже так считаю, однако никоим образом не связываю эту культуру с индейцами. Это была культура арийская, а точнее – русская.

    Город бума Наска. «Сегодня Наска представляет собой маленький город с населением примерно в 23000 жителей, куда бы не заглянул ни один турист, если бы не близлежащие наземные знаки. Однако со временем в городе начался бум из-за туристов, которые ежедневно прибывают на автобусах из Лимы, лежащей в 400 км. Из когда-то пыльной просёлочной дороги вырос между тем частично четырехполосный автобан, а сам городишко обзавелся музеем, торговыми точками и рестораном для туристов. Сегодняшние жители «вряд ли интересуются линиями», – жалуется Бернд Тайхерт из Дрездена. Поскольку многие жители существуют там на прожиточный минимум, у них имеется лишь один интерес: запрещенная торговля керамикой времени культуры Наска».

    Как видим, финал довольно безрадостный. Но он косвенно свидетельствует о том, что культура Наска либо была синхронной геоглифам, но не индейской, либо индейской, но более поздней. И современные индейцы не знают никаких легенд о геоглифах.

    Обсуждение

    Приведённые сведения дают весьма мозаичную картину современных знаний о геоглифах Наски. Википедия приводит общие соображения, но датирует индейскую культуру Наска 3-9 веками н.э.; Марк Райндель отодвигает начало этой культуры на 500 лет, датируя ее 2-м веком до н.э. Когда так смело прибавляют или убавляют половину тысячелетия, можно заподозрить, что исследования пока проводились весьма поверхностно, а датирующих предметах в раскопах не найдено. По косвенным данным геоглифы наносились вовсе не в пустыне, кроме того, моллюски Spondylus ныне обитают гораздо севернее. Если учесть эти факторы, то геоглифы имеют возраст как минимум в 10,5 тысяч лет до н.э. или 12,5 тысяч лет от нас, и созданы вовсе не индейцами. Но индейцы могли на них молиться, посвящать им свои рисунки и т.д. Современные индейцы никаких мифов или легенд, связанных с геоглифами, не имеют, иначе об этом упоминал бы каждый исследователь.

    Нахождение Марком Райнделем храмов на окраине геоглифов – еще одно косвенное подтверждение несинхронности храмов и индейской культуры Наска. В палеолите храм и был центром социальной жизни; начиная с античности центр оккупировала политическая власть, тогда как храмы занимали более скромное место, но рядом с дворцами, а вовсе не на огромном удалении. В этом состояло географическое отличие государственного строя от храмового. Что же касается системы подземных ходов и особенно храмов в горных пещерах, то это – опять-таки черта храмового строя. Я на ряде примеров убедился, что все христианские пещерные храмы были построены не христианами, а их далёкими предками, поскольку тогда преобладало не строительство, а рытьё пещер (прямо противоположная по направленности операция, требующая неизмеримо больше затрат, чем строительство). Так что древние ирригационные системы, подземные коммуникации и пещерные храмы вполне могли быть освоены индейцами вторично, но использовались они не все и не в полной мере, внушая индейцам одновременно суеверный страх по поводу таких могучих предков, их вырывших.

    Судя по тому, с какой яростью меня атакуют представители библейской нации за то, что я вместе со Скляровым полагаю существование в Египте двух цивилизаций, более мощной и более древней, которая построила 6 гигантских пирамид и более молодой, которая создала намного более примитивные остальные молодые пирамиды, материалы Перу им также не дают покоя. Их представитель Марк Райндель высказывается категорически против наличия двух культур в районе Наска и приписывает создание геоглифов той более молодой культуре, которая связана с индейцами. Его трактовка любых видов геоглифов как фигур для вызывания дождя очень спорна. Во-первых, неясно, какое отношение к дождю имеют сюжеты геоглифов (обезьяна, птица колибри, паук, спираль, человек в виде Чебурашки и т.д.), во-вторых, зачем нужно более 1,5 тысяч прямых линий – каким образом они связаны с молитвами? Да и вообще – могли ли индейцы на их уровне общественного развития производить огромного количества труда земляные работы, прорывать оросительные каналы и подземные ходы, а также создавать пещеры в горах? И почему эти сюжеты героического труда никак не отражены в их искусстве и мифологии? И стоит ли ради вызывания дождя идти на такие трудозатраты, когда гораздо дешевле переселиться в более влажную местность?

    Весьма важное признание сделал Тайхерт, заявивший, что письменных свидетельств не сохранилось. Он имел в виду индейскую культуру Наска, которая не оставила никаких письменных памятников. А поскольку я уже прочитал ряд надписей по-русски именно на геоглифах пустыни Наска, я опять могу сделать вывод о том, что прежняя культура, создавшая геоглифы, была намного выше не только в отношении техники, в частности, рытья траншей или создания геоглифов, но и в цивилизационном смысле, так как не только владела письменностью, но и оставила нам ряд ее памятников в виде тех же геоглифов. Так что и тут мы видим наличие двух разных культур. Именно для индейской культуры характерно наличие таких сюжетов, как слушанье музыки или употребление кукурузного пива, но там нет никаких церемоний, связанных с использованием геоглифов.

    Итак, современная археология опять повторяет одну и ту же ошибку, отождествляя две совершенно разных культуры, развивавшихся в разное время и обладавших совершенно разными техническими и культурными возможностями. Поэтому весьма интересными оказываются выводы как Марии Райхе, так и Эриха фон Дэникена.

    Насколько я понял из скупых строк, посвященных Марии Райхе, она отождествила ряд линий пустыни Наска с проекцией созвездий. Нечто похожее, но в отношении пирамид Гизы и Дахшура сделал Бьювел. Более того, сейчас подобные попытки предприняты группой отечественных исследователей и в отношении Кольского полуострова. На мой взгляд, это хотя и интересное направление, но труднодоказуемое. И не потому, что мало соединяющих линий и точек пересечения, а, напротив, поскольку их слишком много. А еще – само выискивание рисунков созвездий на Земле ведет к неприятному для многих археологов предположению, что наземные объекты служили ориентирами для полётов, причем межпланетных. Такая позиция исследователей коренным образом расходится с официальной точкой зрения современной археологии, согласно которой все наши предки были существенно ниже нас и в техническом, и в интеллектуальном плане. Именно поэтому при всём уважении немецких автором к деятельности Марии Райхе о ее реальных отождествлениях конкретных линий с конкретными созвездиями не говорится ничего.

    Эрих фон Дэникен пошел существенно дальше со своими палеоконтактами. Пока его время не пришло, в глазах учёных он не снискал славы, а его новации приняты наукой в штыки. На мой взгляд, в предыдущих цивилизациях до очень высокого уровня развития доходили всё-таки не инопланетяне, а земляне. И, разумеется, у них существовали летательные аппараты. А полёты требовали навигации и наличия маяков.

    Заключение. Уже на примере линий и изображений Наски, самых «раскрученных» в СМИ, видно, что тема геоглифов вообще является весьма нежелательной для археологии. Я этого поначалу не знал. А теперь понимаю, что само наличие космических маяков в древности является вызовом всей современной археологии, которая старается сделать наших предков примитивами. Ибо если признать у предков наличие высокой цивилизации и письменности, придётся эту письменность читать, а она читается ТОЛЬКО ПО-РУССКИ. А признание этого факта равносильно признанию поражения в тысячелетней информационной войне против России и против ее древнейшей культуры.

Комментарии:

Раиса Каштанова.
05.11.2014 20:11
Согласна с выводом автора. Спасибо за интересную статью.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову