Замечания к статье о геоглифах – свидетелях древних полетов

Чудинов Валерий Алексеевич


Мне всегда любопытно анализировать то, что рядом лиц принимается за «науку» и противопоставляется моим положениям. При ближайшем рассмотрении даже не факты, а всего лишь робкие гипотезы не выдерживают ни малейшей критики.

Оглавление:
  • Замечания к статье о геоглифах – свидетелях древних полетов
  • Обсуждение
  • Комментарии
  • Замечания к статье о геоглифах – свидетелях древних полетов

    На сайте http://www.lilienthal-museum.de/olma/stei.htm в 1997 году (последнее обновление 13.04.09) была опубликована статья «Перуанские знаки на земле – свидетельства доисторических полётов?» (Die Erdzeichen von Peru – Zeugnisse einer prähistorischen Luftfahrt?). Это – гипотеза Августа Штаймана из Вюрцбурга (August Steimann (†), Würzburg). Как обычно, я даю текст статьи курсивом. Названия подзаголовков – мои.

    Геоглифы Перу. «При облёте плоской поверхности пустыни Перу в 20-е годы ХХ века были открыты гигантские наземные знаки. Они были видны по большей части только с воздуха. Они находились между местностями Наска и Пальпа, примерно в 400 км к югу от Лимы. Речь идёт о линиях длиной до 10 км, о поверхностях примерно до 1 км и о фигурах животных размером до 300 м. Их возникновение датируется сегодня периодом от 8 веками до н.э. до 6-го века н.э. и приписывается преимущественно культуре Наска.


    Рис. 1. Геоглифы вблизи

    Знаки возникли благодаря выветриванию камней, коричневых от оксида железа, так что из-под них просвечивал желтый песчаный фон. В 1994 году ЮНЕСКО объявило «Линии и наземные знаки Наски и Пампы Хуманы» наследием мировой культуры. Окончательного объяснения представленного нет до сих пор. Наземные знаки являются предметом многочисленных исследовательских программ. Гипотезы усматривают в знаках астрономические или геологические пособия, а также культовые места, которые упоминаются в связи с внеземными визитами. Одна из поразительных и хорошо согласующихся с пониманием наших музеев гипотеза была выдвинута Августом Штайманом. Он посещал Перу уже в те времена, когда наземные знаки были ещё полностью неизвестны.


    Рис. 2. Обезьяна. Протяженность около 100 м

    Мы благодарим господина Штаймана за дружеское разрешение опубликовать его гипотезу на нашем он-лайн архиве. Фотографии и знаки были также предоставлены в наше распоряжение автором»

    Таким образом, к настоящему дню наиболее известные в мире геоглифы Наски были открыты при облете на самолете примерно 90 лет назад. И лишь 16 лет назад ЮНЕСКО объявило их наследием мировой культуры. Иными словами, где-то порядка 80 лет должно пройти, прежде чем люди могут осознать важность геоглифов для истории человечества. А если некоторые люди смогли оценить важность их нахождения задолго до мирового признания, как это сделал ныне покойный Август Штайман, то это заслуживает особенного внимания.


    Рис. 3. Автор (справа) в Перу, 1979 год. На заднем плане – геоглиф

     Затем в статье предлагается такая таблица.

    Геоглифы Наски

    Наска

    Город на юге Перу

    Наска

    Доинкская культура забытого на столетия населения в области бассейна реки Рио-Гранде и ее побережья

     

    1500 н.э.

    Инки

     

    Чинча

    1000 н.э.

     

     

    Побережье Тиагуанко

    500 н.э.

     

     

    Наска

    500 до н.э.

    Некрополь Паракаса

     

     

    1000 до н.э.

    Пещеры Паракаса

    1500 до н.э.

    Ранние поселения

    «В ближней и в дальней окрестности города Наска в Перу на поверхности плоской, опустыненной пампы находятся искусственно созданные изменения, «наземные знаки» или «геоглифы»: прямые линии, треугольные и четырёхугольные плоскости, а также фигурные изображения. С земли они едва различимы, и, напротив, очень хорошо заметны в полёте».


    Рис. 4. Фигуры, особенно хорошо различимые с высоты

    Объяснение возникновения прямых линий пустыни Наска. «Причина этого изменения почвы до нас не дошла ни устно, ни письменно. Геоглифы происходят из доинкского времени. Из-за отсутствия дошедшего до нас значения, имеются многочисленные гипотезы. Никто до сих пор не объяснил все разнообразные изменения почвы во взаимосвязи со следами некоторой функции

    Далее привлекаются некоторые гипотезы для объяснения геоглифов, которые имеют некоторые основания.

    1) Можно себе представить, что люди культуры Наска владели полётом на змеях, которые могли взлетать и садиться вдоль линий, однако на полпути они освобождались и могли планировать вниз. Несмотря на культуру каменного века технические предпосылки для изготовления таких змеев обеспечивалось выделкой нитей и тканей. Они известны также по многочисленным находкам в погребениях.

    Эта возможность подтверждается также двухтысячелетней известной историей запуска змеев в Азии.

    2) Изделия культуры Наска из керамики и текстиля (включая находки в Паракасе) передают весьма наглядным образом парящие и падающие фигуры. Эти изображение доказывают, что их обладателям были известны и парение, и падение, а они сами не принадлежали «летающему персоналу». Систематическое исследование изображений с точки зрения «техники полёта» до сих пор не проведено. И до сих пор не проделан полёт на змее.


    Рис. 5. Изображение летающего существа на ткани культуры Наска

    3) Изменения земной поверхности понятны как остатки системы дорог и поверхностей, которые некогда имели функциональное назначение для старта и приземления, а также для ориентации лётчиков. Благодаря особым метеоусловиям следы Наски остались относительно хорошо заметными более чем на тысячу лет. Отсюда можно выявить реконструкцию методики полётов.

    4) Для того, чтобы летать, необходимо надуть змей потоком воздуха. При относительно сильном потоке сопротивляющаяся ему плоскость, которую представляет собой связанный веревками змей, можно подняться при целесообразно наклонном его положении. Подъём змея в наши дни является любимой детской игрой. Однако если ветер как набегающий поток воздуха слишком слаб, его можно усилить тем, что можно его поднять и быстро побежать с ним навстречу ветру.


    Рис. 6. Геоглифы в пампе

    Для того, чтобы смочь произвести быстрые и направленные по прямой движения во время бега по насыщенной острыми камнями поверхности Наски, было необходимо убрать все камни по направлению дующих в то время ветров. Благодаря этому возникли дорожки для бега для беспрепятственного взлета змеев. А так как в Наске имелось много направлений господствующих ветров, «линии» были проложены в различных направлениях.

    5) Змеи большей величины, особенно змеи, которые должны были поднимать грузы, нуждались в особенно длинном и прямом пути разбега для целой группы бегущих лиц, которые тянули змей за веревки. В Наске мы находим как отдельные, так и параллельные сдвоенные линии разбега, так что для осуществления старта и подъёма змея можно было использовать две параллельные группы быстрых бегунов.


    Рис. 7. Бегуны разгоняют змей

    6) Сильное солнечное излучение в Наске производит вертикальный поток термической природы большой подъёмной силы. Но оно действует в полую меру только на приповерхностный, ослабленный, горизонтально дующий ветер. Змеи, которые поднимаются вверх приповерхностным ветром, поднимаются этим сильным термическим потоком воздуха выше, чем быстро бегущим взлётным персоналом.

    У относительно больших змеев в качестве груза может также подняться вверх человек. В XIX веке в Европе стали известны как раз пилотируемые полёты в военных целях. На первых порах в качестве пассажиров использовались заключенные, летавшие не по своей воле. Но как только некоторые из них за счет натягивания некоторых веревок смогли достичь земной поверхности живыми, это побудило некоторых летать на змеях добровольно. Наряду с практическими целями можно предположить разработку этой техники для церемониальных, или религиозных целей, равно как и для демонстрации своей мощи.

    7) Благодаря ослаблению канатика, осуществляющего наклон змея к ветру, осуществлялось приземление змея. Для прикрепленного к нему лица или груза в области слабого ветра существовала опасность повреждений за счет неожиданного перемещения летательной оснастки. Это можно было бы предотвратить за счёт быстрых управляющих действий человека. Однако для этого потребовалось бы больше свободного места, чем ширина беговой дорожки. В пустыне Наска на конце многих беговых дорожек предусмотрены расширения до таких поверхностей, которые были очищены от камней. Так что беговые дорожки кончались треугольниками или трапециями.


    Рис. 8. Треугольник на конце беговой дорожки

    Помимо треугольных и трапецевидных расширений беговой дорожки мы находим в Наске также большие прямоугольные участки земли, свободные от камней. Поверхности большей величины присоединялись для упражнений в подъёме и спуске змеев при различных направлениях ветра. Они позволяли большее перемещение в различных направлениях. Таким образом, большие очищенные от камней поверхности могли служить многим целям и были особенно хороши для применения в качестве «учебных полей».

    8) Люди, которые овладели техникой полёта добровольно или принуждённо, научились и привыкли к необычному состоянию полёта, и овладели опытом влияния на состояние полёта посредством своих движений. Современные дельта-планеристы, висящие под змеем, управляют неподвижным, трапецевидным оборудованием планера посредством влияния на положение центра тяжести. В культуре Наска во время полёта прикованный к змею и висящий под ним пилот во время полёта мог иметь возможность подниматься и изменять положение плоскости змея к ветру. Это превращало змей в дельтаплан, который должен был управляться только оборудованием на верёвках, чтобы стать свободно летающим управляемым змеем. Развитие дельтапланов примерно за сорок лет даёт в точности такую картину.

    Сильный вертикальный термический поток мог укорачивать скользящее снижение и даже преодолевать его, так что змей в восходящем потоке мог даже подниматься. Сильное солнечное излучение над поверхностью пустыни Наска производит очень сильный термальный восходящий поток. Техническое преобразование змея с прикованным пилотом в свободно летящий управляемый дельтаплан в технических условиях культуры Наска вполне допустимо.

    9) При свободном полёте во время сильного ветра появляются такие отклонения от курса над землёй, которые перемещают летательный аппарат далеко от полосы разбега стартовой группы и тем самым от вспомогательного персонала, осуществляющего взлёт и посадку, и делают необходимым дополнительную ориентацию, чтобы можно было быстро попасть к соответствующей наземной команде. Подобная ориентация над серо-коричневой пустыней вряд ли возможна без естественных знаков ориентации. Отсутствие подобных естественных знаков позволяет изготовить их искусственно, причем очень легко по той же самой методике прокладки взлетных полос за счет очищения поверхностного слоя пустыни от камней. Для того, чтобы эти знаки для ориентации можно было бы легко отличить от взлетных полос и поверхностей, и чтобы они одновременно были легко узнаваемыми, они образуют изображения в виде фигур. На поверхности пустыни Наска имеются фигурные изображения животных, растений, спиралей и другие знаки. Они очень хорошо опознаваемы с воздуха.


    Рис. 9. Колибри. Протяженность около 100 м

    Эти подлинные знаки на земле или геоглифы простираются в своей стилизованной изобразительной форме вдоль всей пустыни Наска. Прежде всего, они не выполняют ни художественной, ни эстетической функции, но являются легко идентифицируемыми наземными маркировками. Эти знаки в вышеизложенной гипотезе могут быть индикаторами того, что над Наской летали не «в цепях», а «свободно». Переход от змеев к дельтапланам, судя по состоянию техники в культуре Наска, следует рассматривать как возможный.

    10) В простейшем объяснении фигурные изображения должны были бы выполнять геральдическую функцию для обозначения места старта или просто для привлечения внимания, чтобы его увидеть с воздуха, и это будет являться культовой целью пилотируемого полёта. Затем, поскольку раннее искусство полёта являлось вторичным по отношению к представлениям господствующей веры, «возвышение» «привилегированных» персон хорошо подходило к демонстрации культовой мощи.


    Рис. 10. Паук. Протяженность около 60 м

    Это – тоже гипотеза. Нужные признаки либо отсутствуют, либо до сих пор не были приняты во внимание. Примитивные змеи состоят, вероятно, только из легких бамбуковых распорок, которые соединяются друг с другом шнуром и дополняются тканевым крылом. Эти материалы в демонтированном состоянии могут быть приданы умершему или погибшему в качестве погребального инвентаря. Дают ли керамика и ткани намёки на технику ранних предполагаемых полётов, поскольку культура Наска явно содержит множество парящих фигур? Существуют ли индейские сказания и предания о полётах? В конце концов, Генрих Шлиман нашел потерянную Трою благодаря «невероятным» сказаниям».

    Обсуждение

    Поскольку причина  создания многих геоглифов нам известна, данная гипотеза, одна из ранних, показывает, как была направлена мысль ряда исследователей геоглифов. Геоглифы относятся к одной из форм русской культуры, однако против русской культуры более тысячелетия велась информационная война, в результате которой многие сведения были уничтожены, а очень важные документы спрятаны. Сами же проявления этой культуры были приписаны тем народам, которые проживали на данной территории сравнительно недавно, но до европейцев. На американском континенте такими народами были индейцы; следовательно, все надписи культуры Наска были приписаны индейцам (которые к этому не имеют ни малейшего отношения). Эта презумпция «индейского следа» присутствует и в данной статье Августа Штаймана.

    Презумпция неверная, оттого оказались неверными и сами выводы. Однако в данном случае я критикую данную гипотезу извне, а она противоречива и изнутри, что существеннее. Для доказательства этого допустим, что культура Наска синхронна с геоглифами и попытаемся рассмотреть два момента: возможность запуска змеев индейцами и возможность развития змеев до дельтапланов.

    Первое предположение противоречит историческим фактам. Крупные змеи неизвестны историческим народам (хотя как игрушки они существовали в Китае). Наилучшие условия для запуска – побережье крупных водоёмов, где из-за разности прогрева суши и воды Солнцем всегда существует ветер. В более или менее однородной пустыне действительно существует восходящий поток, но практически отсутствует поток набегающий, тот самый, который создает подъёмную силу. Все путники, прошедшие через пустыню, постоянно жаловались на отсутствие ветра и на жуткое пекло. В таких условиях просто перемещаться по поверхности стоит неимоверных усилий, а бегать целыми командами, таща на веревке тяжелый змей – это будет каторга похлеще галер!

    Далее, совершенно непонятно, почему бы не освободить от камней всю поверхность пустыни, а не только дорожки. Ведь если, следуя автору гипотезы, ветер мог менять направление, то бегать следовало и по диагонали, и поперек линий, однако этого наземные службы почему-то не сделали. А из этого вытекает, что прямые дороги были нужны не тем, кто оставался на земле, а тем, кто находился в воздухе, служа им ориентирами. Ориентирами чего? Наземных служб? Вряд ли! О местах приземления можно было договориться заранее. А еще лучше – обозначить их изображением змея или дельтаплана. Однако таких изображений в пустыне Наска нет. Тем самым, вся эта гипотеза сама «повисает в воздухе».

    Очень сложно обосновать тезис и о перерастании змея в дельтаплан. Дело тут не в размерах и не в отсутствии изощренной мысли конструкторов прошлого, а в отсутствии необходимых конструкционных материалов. Первый парашют чисто умозрительно изобрёл еще Леонардо да Винчи, однако необходимый конструкционный материал в виде парашютного шёлка появился только в первой половине ХХ века, и только поэтому отечественный изобретатель Котельников смог создать не модель, но применявшееся в армии изделие. Отто Лилиенталь чуть раньше пытался создать плащ-планер, однако в его время нужных конструкционных материалов не нашлось. И дельтаплан возник только тогда, когда промышленность смогла создать и предельно лёгкий прочный каркас, и облегченную несущую плоскость крыла. Ничего такого у индейцев быть не могло.

    Это – техническая сторона проблемы. Но имеется и эстетическая, и культурная. Индейцы должны были бы изображать на поверхности произведения своей культуры, и, прежде всего, своих богов, но никак не обезьян и не птицу колибри, которые в пустынях не водятся. А если это была зрелая культура, которая знала животный мир тропиков и субтропиках, осваивая пустыни, то это – явно не культура индейцев.

    Словом, перед нами – типичная гипотеза ad hoc, гипотеза «по месту», исходящая из неверных предпосылок и переносящая на древний мир и совершенно другие природные условия некие фрагменты современной цивилизации. Ничего кроме улыбки она вызвать не может.

    Заключение. Мне всегда любопытно анализировать то, что рядом лиц принимается за «науку» и противопоставляется моим положениям. При ближайшем рассмотрении даже не факты, а всего лишь робкие гипотезы не выдерживают ни малейшей критики.

Комментарии:

Александр
16.07.2015 20:07
А, может, Леонардо да Винчи был мимом одного из Храмов? Так он и фотопроекции в живописи активно использовал. Возможно, и на виманах летал... Вот ему парашют и захотелось... Не умел мерностью управлять, а так гравитацию и поубавил бы, и парашюта не надо.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову