Комментарий к статье о глобальном ландшафте

Чудинов Валерий Алексеевич


Ко мне поступил материал, подписанный Алексеем Николаевичем Назаревским, Начальником Клуба Товарищей Военного института иностранных языков Красной Армии, с просьбой высказать мою точку зрения по поднятым в статье вопросам. Как обычно, моё мнение я даю прямым шрифтом, чужое – курсивом. Статья называется «Глобальный ландшафт с точки зрения русского консерватизма». Подзаголовки мои.

Оглавление:
  • Комментарий к статье о глобальном ландшафте
  • Обсуждение
  • Комментарий к статье о глобальном ландшафте

    Ко мне поступил материал, подписанный Алексеем Николаевичем Назаревским, Начальником Клуба Товарищей Военного института иностранных языков Красной Армии, с просьбой высказать мою точку зрения по поднятым в статье вопросам. Как обычно, моё мнение я даю прямым шрифтом, чужое – курсивом. Статья называется «Глобальный ландшафт с точки зрения русского консерватизма». Подзаголовки мои.

    Финансовый кризис. ««Глобальный ландшафт» для анализа текущего момента мировой истории и прозрения того, что может случиться с миром дальше, ныне, безусловно, составляет мировой финансовый кризис. Именно финансовый кризис находится и на первом плане, и в фокусе внимания аналитиков. При этом перспектива выхода из кризиса видится не иначе как развитие.

    Развитие же в логике европейского сознания понимается только как рост, расширение, улучшение, усовершенствование (development). Характеризуется лозунгами: «выше, дальше, быстрее». И ассоциируется с прогрессом, модернизацией и инновациями. Таков земной, прагматичный и реалистичный взгляд теоретика на задачи практики. И экономическая стратегия в ракурсе западного линейно-расширительного развития, соответственно, ищет способы не отстать от прогресса и опередить время. Выступает с лозунгом «опережающего развития»».

    Не совсем так. С точки зрения Гегеля, наиболее яркого представителя западной философии, развитие есть переход от тезиса к антитезису и затем к синтезу. Иными словами, выход из кризиса есть развитие в ином направлении, а затем соединение старого и нового направления развития в единое целое.

    Русское понимание развития. «Не то у русских. Если вдуматься в смысл русского слова «развитие» с опорой на его корни, то в памяти всплывет архетипическое для русского сознания значение этого слова, как «витие Раза». Понимание возникнет в паре противоположностей: «развитие – свитие». А полнота исконного смысла проявится лишь с переходом из ортогональной земной в радиальную систему координат Космоса (орбиты, траектории), где линейного прогресса НЕТ. Но есть повторяющееся всякий раз «возвращение на круги своя». Поэтому мудрость прозрения того, что будет с миром после первого толчка кризиса, появится лишь после прибавления:

    - к двоичному анализу троичных оценок (учитывающих надежду, волю и дух);

    - к аппарату научного познания – аппарата искусства разведки («ведения Раза»);

    - к земному прогрессу человечества – перемен по «воле неба»;

    - к затухающим волнам, возникшим от рукотворных толчков политических сил – повторяющихся циклов, подвластных лишь законам мироздания;

    - к стратегии поступательного движения – архистратегии вращательного движения, в сумме дающих целостность и полноту картины миропонимания».

    Слово «развитие» действительно состоит из приставки РАЗ- и корня ВИТЬ, и означает некоторое разматывание в противоположность СВИТИЮ, то есть наматыванию. Однако уже у Гегеля развитие представляет собой триаду, а не диаду. Трактовка этой триады может быть различной, допускающей и предложенное объединение надежды, воли и духа. Далее, познание всегда включает в себя разведку как первое, начальное знание чего-то. То же самое мы имеем и в отношении разведки как социального института, который своевременно оповещает о некоторых разработках конкурентов, об объеме и сроках получения результата, и в лучшем случае, достает образец полученного результата. Однако глубокое исследование начинается только после этого.

    Что касается «перемен по воле неба», то тут, вероятно, отличие русского менталитета от западного особенно велико. Запад вообще исключил этот вид познания, обозвав его «иррациональным», а на своём знамени начертал слово RATIO. Иными словами, он надеется только на мозги и на деятельность самого человека. В периоды спокойного развития Земли подобная стратегия оправдана, однако в периоды катаклизмов вряд ли целесообразна. Но в свой время в период «охоты на ведьм» Запад постарался избавиться от людей, вхожих в тонкий мир. В России подобный небольшой слой людей всё-таки остался, но его голос пока тонет в хоре пророков от чистой экономики.

    Космические циклы действительно существуют, и честь открытия одного из них принадлежит русскому профессору Чижевскому. Это – 12-летние солнечные циклы, а также циклы меньше года. Что же касается архистратегии вращательного движения, то она практически не исследована. Кстати, даже попытка внести в физику представление о вращательном движении как основе мироздания в теории торсионных полей вызвала бурю негодования физиков академического направления. В основном – нерусских.

    Конкретные предложения. «Результатом такого прозрения насущной для России архистратегии победного выхода из кризиса – суть искусства одоления Россией её нынешних бед – конечно, не претендующим на «истину в последней инстанции», будет следующее:

    1. По ходу «застоя», «перестройки» и «либерализации тоталитаризма в России» страна пропустила пятый технологический уклад (микроэлектроника). И теперь ищет способы (стратегии управления хозяйством) того, как из четвертого технологического уклада (двигатель внутреннего сгорания, большая химия) с 2010 года шагнуть в шестой уклад (нанотехнологии, молекулярная биология, искусственный интеллект). Таков линейный подход, вроде бы, «опережающего развития». Однако «стратегия прорыва» из четвертого сразу в шестой уклад есть ни что иное, как заведомо неосуществимый план «перепрыгнуть пропасть в два прыжка». В случае принятия Россией такой линейной стратегии, катастрофа (провал в бездну на середине пути) неминуема».

    Пока данное положение не очевидно. Когда Россия развивалась как самодостаточная страна, отгородившаяся от остального мира «железным занавесом», пятый технологический уклад необходимо было преодолевать за счёт собственных сил. Однако сейчас необходимые элементы этого уклада можно приобрести на мировом рынке, чтобы одновременно проходить и пятый, и шестой этапы. Иными словами, тратить лишнее время на преодоления научно-технических разработок пятого этапа не нужно, можно воспользоваться готовыми чужими результатами.

    «В этой ситуации архистратегией должна стать ставка не на проталкивание прогресса техники, но на «возвращение на круги своя»: к смыслам, ценностям, идеалам и мечтам человека. Практически, такая архистратегия означает ставку на разработку высоких гуманитарных технологий управления поведением людей. Переосмысление этики. И выход в цикл «вития Раза», ожидаемого с наступлением не шестого, а седьмого технологического уклада, где мотив материальной выгоды (рацио) будет замещен способностью интуитивно опознавать смыслы бытия (когнито)».

    Полагаю, что положение об интуиции, как части всеобщего иррационального начала, вообще не лежит в плоскости технологии, а относится к стратегии разных этносов. Русский этнос всегда развивался в гармонии с природой, тогда как другие этносы видели источник благосостояния в чем-то другом. Так, римляне завоевывали чужие земли, чужое добро и обращали завоеванный народ в рабов. Как только завоевания прекратились (отпор стал соразмерным с напором), Римская империи рухнула. Нынешний Запад строит своё благополучие на завоевании и покорении природы. Но химические соединения и источники энергии относятся к невозобновляемым ресурсам, и как только они будут исчерпаны даже в первом приближении, западная цивилизация рухнет. Но на Западе чётко укоренилась мысль жить не по средствам, а в счет кредитов, то есть в счёт займов у будущих поколений и у природы – займов, которое нынешнее поколение отдать не в состоянии. И это положение с каждым десятилетием только усугубляется. Что же касается «естественной» стратегии выживания, то она, как это ни парадоксально, должна строиться на весьма осторожном следовании по пути прогресса. Скажем, нельзя создавать новые фирмы по продаже автомобилей в городе, где не были построены подземные и многоярусные парковки и где пропускная ширина улиц не соответствует сложившимся от предыдущей продажи автомобилей потокам. За такой стратегией следует коллапс. Точно так же нельзя только выкачивать из природы углеводороды. Короче говоря, мыслить: «пусть сейчас будет хорошо, а после меня – хоть потоп» глупо.

    Связь с тонким миром в наши дни почти утрачена, а в качестве посредников (экстрасенсов) выступают чаще всего шарлатаны. Однако научное изучение сигналов тонкого мира обставлено атмосферой истерии, что я знаю по себе. В настоящее время против моих исследований работает 4 сайта, готовится пятый, а мои противники, совершенно не маскируясь, раздают задания по провокациям против меня (де Мейкер), описывают свои резидентуры и просят у своих работодателей за свои сверхурочные клеветнические измышления против меня дополнительной оплаты, причем почему-то в шекелях и, желательно, к субботе, священному дню. И все исследователи тонкого мира у них считаются лжеучеными (без какого-либо обоснования), а все доказательства (которых может не видеть разве что слепой) – «узорами на обоях» (хотя половину открытых мною надписей люди видят без специальной подготовки). Иными словами, информационная война, начатая Западом более тысячи лет назад против России, теперь продолжается на нашей территории и в наших средствах массовой информации. Так что возврат к тонкому миру и к его законам сопряжен с острым противодействием западных структур.

    К сожалению, ведическая вера, существовавшая сотни тысяч лет (а, возможно, и миллионы лет) и проповедовавшая гармонию человека и природы, была сметена более молодыми религиями, где жрецы уже больше зависели не от бога, а от социального института, именуемого церковью. Когда священнослужитель напрямую зависит от своей ответственности перед богом, он поступает по законам гармонии, но как только он оказывается переподчиненным социальному институту, происходит конкуренция внутри самих институтов. И, как правило, победа оказывается за исполнительной властью, как бы они ни называлась. Иными словами, церковь начинает зависеть от фараона, князя, короля или генерального секретаря. И когда в XVII веке после реформы Никона Россия избавилась и от староверов (носителей ведической веры), и от старообрядцев (приверженцев раннего христианства, терпимого к ведизму), официальных представителей посредников между богом и людьми, по-настоящему вхожих в тонкий мир не стало. Люди сознательно выкололи себе глаза, чтобы не взирать на те сигналы, которые посылал им тонкий мир для спасения человечества. А идея спасения всех людей была подменена идеей спасения индивидуальной души.

    Системный кризис. «2. Развертывающийся на глазах изумленного человечества системный кризис общества потребления большинством аналитиков не понят. Воспринимается поверхностно как кризис финансовой системы, для выхода из которого достаточно верных управленческих решений по реформированию монетарной системы и модернизации экономики. Однако уже при исследовании «второго дна» мирового финансового кризиса становится ясно, что источником потрясений выступает сам прогресс, «сохранять и приумножать» технические достижения которого значит лишь оттягивать смерть системы хозяйства, основанной на выгоде, расчете и прибыли. Достигнутое в рамках монетарной модели снижение индивидуальных и корпоративных рисков убытка вытолкнуло проблемы капитализма на глобальный уровень. Теперь трясет всю систему индустриального общества потребления».

    Именно так. Жить не по средствам невозможно ни одному человеку, ни одному этносу, ни одному государству, ни всему человечеству в целом. Расплата непременно придёт, и чем позже, тем с большими потрясениями.

    «Различая многие признаки и делая расчеты по разным методикам, можно утверждать, что крах мирового хозяйства, основанного на принципе выгоды, состоится не позже 2020 года. Доверия к глобализации экономики по модели устойчивого роста с капитализацией ожиданий нет. Впереди зона нестабильности. Выходом же будет смена первооснов хозяйства упершегося в «пределы роста», а именно: упор на удовлетворение потребностей и желаний придется заменить на реализацию способностей людей. А принцип «взять и поделить» – на принцип «отдать то, что есть в избытке, для того, чтобы получить то, чего нет». И не страшно, что вся экономика индустриального общества с позиции выгоды станет убыточной (как ныне дотируется сельское хозяйство). Производство вещей для комфорта тела не потеряет смысл, но богатство будет измеряться не размерами земельного надела (как в феодальном обществе) и не размерами капитала (как при индустриализме), но степенью душевного расположения, порыва, вдохновения и радости (в купе: благодати)».

    Примерно так рассуждали и коммунисты с их марксистско-ленинской идеологией. Неясно только, каким образом душевное расположение или радость может сама по себе породить хотя бы рентабельную экономику. Вероятно, всё-таки понадобится плановое ведение хозяйства, но подчиненного более высоким целям, чем просто комфорт или престиж отдельных членов общества. Так сказать, экономика человечества в целом, а не экономика правящей элиты или «золотого миллиарда» человечества.

    Ближайшие задачи России. «3. В 2010 году Россия призвана продемонстрировать странам и народам мира:

    - мудрость «возвращения на круги своя»;

    - знание пути русской победы через захват лидерства в разработке когнитивных технологий;

    - понимание огромных преимуществ троично-асимметричного типа мышления людей русской культуры (умом Россию не понять) над аналитическим типом мышления западных европейцев и конкретно-символическим (иероглифическим) типом мышления китайцев в постиндустриальном мире после выхода из кризиса.

    Своевременно и уместно это можно сделать на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае».

    Хотелось бы продемонстрировать, только как это сделать?

    Обсуждение

    Духовное начало в современной западной цивилизации почти утрачено, ставка сделана на развитие техники, и человек становится ее заложником. Теперь комфорт измеряется, в частности, количеством кВт мощности электроэнергии, теплоснабжения жилища и мощности двигателя автомобиля, которые из десятилетия в десятилетие всё растут. И как бы ни рос кпд двигателей или обогревателей, их число растёт намного быстрее. Как ни парадоксально, паразитизм человека по отношению в природе стал уже необратимым, и изменить путь развития сам человек вряд ли сможет.

    При социализме советского типа только в 20-е годы ХХ века удалось расшевелить творчество юных людей, подчинить их принципу работать за идею, однако этот энтузиазм, не увидев быстрых результатов, заглох. Но на нём как спрут выросла бюрократическая машина, которая быстро уравняла энтузиастов и лодырей, разочаровав первых и вдохновив вторых. Работать по минимуму (при уравниловке) стало нормой. А в таком случае никакого быстрого прорыва ни на одном участке ожидать было нельзя.

    Социализм не решил не только проблемы надлежащей стимуляции большого, но высококачественного труда рядовых исполнителей, он не решил проблемы предпринимателей и вождей. Первые оказались в загоне (а иногда даже были судимы как уголовные преступники), вторые – вышли из-под контроля общества, их жизнь и доходы оказались засекреченными, а власть – безгранична.

    Тем самым идейное начало, духовная сила, оказались, на деле, просто дополнительным средством стимуляции самой рядовой деятельности. Человек работал не столько потому, что на заработанные средства мог удовлетворить свои потребности (скромные мог, а чуть повышенные – уже нет), сколько потому, что так нужно, что труд уважаем, а упоминание в заявлении о приёме на работу социального происхождения рабочий или колхозник открывало путь к карьерному росту.

    Да, русский человек и умён, и изобретателен. Но уже на примере с Александром Поповым мы видели, что даже необычайно перспективное изобретение оказывается просто забавным историческим фактом, поскольку не внедряется в общественную практику. А итальянец Маркони стал продавать и радиостанции, и радиоприёмники, то есть придал изобретению прикладной характер. А пока у нас не предусмотрена какая-либо стимуляция изобретательской деятельности кроме как продажи самих изделий и направления части выручки изобретателю. Это – принцип материальной, но никак не социальной или моральной заинтересованности. Изобретателя не избирают на руководящие должности, ему не дают возможности, например, десять раз съездить за счет государства на отдых в другие страны или просто покататься по матушке России, ему не придаётся, как дипломатическому корпусу, иммунитет от уголовного преследования, он не пользуется правом сидеть в президиуме собраний как мэр города и т.д. Мы только декларируем приоритет моральных ценностей, но наша социальная система их никак не обеспечивает, а если и стремится этот сделать, то только через материальную стимуляцию, то есть, двигаясь по накатанному западному пути капитализма.

    Хотелось бы верить в то, что мы можем осуществить «лидерство в разработке когнитивных технологий». Но я не понимаю самой постановке вопроса. Раздел «когнитивная психология» относится к науке психологии, где русским духом давно не пахло. Кто тот умник, который безвозмездно передал или передаст целый раздел знаний будущим русским гениям – Лурия? Гальперин? Выготский? Зейгарник? Неужто какой-нибудь современный Фрейд так уж заинтересован в предначертании пути русской победы? Или в понимании огромных преимуществ троично-асимметричного типа мышления людей русской культуры (умом Россию не понять) над аналитическим типом мышления западных европейцев и конкретно-символическим (иероглифическим) типом мышления китайцев в постиндустриальном мире после выхода из кризиса?

    Да и вообще, о какой мудрости «возвращения на круги своя» идёт речь, если даже право собственности на слова песни «поручик Голицын», написанные русским белым офицером, теперь принадлежит какому-то неизвестному еврею, который вовремя подсуетился, чтобы подать заявку на это право? О какой свободе «русского гения» может идти речь, если сетевые хулиганы чудиноманы, работающие за шекели, наперебой обсуждают, кто мои приятели, кто – учителя, кто – ученики, как они себя ведут? Почему чудиноманы пишут обо мне всякие непристойности? Кто им дал такое право? И ни моё государство, ни русскоговорящая община, ни даже Товарищи Военного института иностранных языков Красной Армии не могут меня избавить от бредовых измышлений в мой адрес и от вмешательства в мою жизнь! Я ведь – не шоумен и не кинозвезда, а защита от вмешательства в частную жизнь гражданина гарантирована нашей конституцией.

    Сейчас расплодилась целая сеть всякого рода «резидентов», которые чувствуют себя в России совершенно безнаказанно, и выбирают свои жертвы по указанию своего зарубежного руководства: и как только кто-то из русских выдвигает какую-то интересную идею (на первых порах, разумеется, уязвимую, на то она и идея), так тут же этого человека всякого рода «сумасшедшие тени» и «партизаны» начинают шельмовать. Такого прежде не было. Мы уже пропустили врага на свою территорию. Если так дело пойдёт и дальше, придётся отбиваться уже и на своей улице, и в своём доме, а, возможно, и в собственной квартире. Если опять, коли дело идёт о возвращении на круги своя, не придут новые Швондеры и не отберут квартиру в порядке «экспроприации экспроприаторов».

    Увы, пока и аппарат нашего научного познания, и аппарат разведки пробуксовывают – информационная война подступает к порогу нашего дома. И прекрасные мечты о светлом будущем России пока разбиваются о холодный расчет и о шекели западных спецслужб.

    Заключение. Что может быть лучше слов песни Булата Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»?

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову