„Венеры„ палеолита и энеолита

Чудинов Валерий Алексеевич


В палеолите было обнаружено несколько статуэток женщин, которые археологи условно назвали “Венерами”, поскольку на них были очень хорошо заметны признаки пола, тогда как руки и ноги были едва намечены, а голова либо отсутствовала, либо была сплошь покрыта шапкой волос.

Оглавление:
  • „Венеры„ палеолита и энеолита
  • Энеолитическая „Венера“
  • Общий вывод
  • Литература
  • Комментарии
  • „Венеры„ палеолита и энеолита

    В палеолите было обнаружено несколько статуэток женщин, которые археологи условно назвали “Венерами”, поскольку на них были очень хорошо заметны признаки пола, тогда как руки и ноги были едва намечены, а голова либо отсутствовала, либо была сплошь покрыта шапкой волос. А.Д. Столяр пишет по этому поводу следующее: «Древнейшие, во многом неотчетливые антропоморфные воплощения скупо передаются малой скульптурой самого начала верхнего палеолита (предориньякская фигурка Хлум в Чехословакии и женский торс из слоя ориньяк-1 в Ла Ферраси...). Развитую женскую скульптуру Запада, стратиграфические условия находок которой часто остаются не совсем ясными... по традиции принято относить к достаточно ранним фазам ориньяка. Документально же сейчас с культурой развитого ориньяка можно связывать только сложную по моделировке “Венеру Леспю”..., и не исключено, скульптурную серию Брассемпуи. Ко времени, отвечающему финальному ориньяку и позднему перигору Франции (от 25 000 до 20 000 лет назад, вероятно, принадлежит статуэтки Виллендорфа... в Австрии, Лизенберга и Мауэрна в ФРГ, Дольни Вестонице... , Петржковице и Павлова в Чехословакии и, возможно, Костенок, Гагарино..., Авдеево и Елисничей ... в европейской части СССР. Следовательно, и при этой выверке объемные женские фигурки приурочиваются в основном к первой половине верхнего палеолита, указывая на первичность малой скульптуры среди сюжетных решений антропоморфной темы» [1, с. 237].

    Мое чтение надписей на “Венере” из Виллендорфа
    Рис. 1. Мое чтение надписей на “Венере” из Виллендорфа

    На рис. 1 я представляю изображение Венеры из Виллендорфа, хранящейся в Музее естественной истории в Вене [1, с. 239, рис. 219]. Высота изображения — 11 см, материал — тонкозернистый плотный известняк, возраст 26 тысяч лет. Разумеется, когда археологи называют малую пластику такого типа “Венерами”, то есть именем богини красоты древнего Рима, они просто говорят о типе изображения, вовсе не предполагая, что данная богиня называлась Венерой. Скорее всего, они вообще не предполагают наличие конкретного имени у изображения такой отдаленной эпохи, ибо если оно и было, то оно давно забыто. Однако, подобно тому, как оказались вполне читабельными наскальные росписи палеолита, я показал также, что можно читать и изображения на скульптурках [2, с. 40-42]. Теперь я продолжу это направление, присоединив к прочитанному еще несколько скульптурных изображений.

    На общем плане, рис. 2-1 я выделил две области на груди, обведенные прямоугольными рамочками. Левая область представлена на врезке чуть крупнее на рис. 2-2 и очень крупно с обращением в цвете на рис. 2-3. Здесь в свою очередь выделены области; верхнюю я показал на врезке, рис. 2-4 сначала как она есть, затем с убранными графическими “шумами”; тут читается слово МАКАЖЬ, то есть МАКОШЬ. То же слово читается и во второй выделенной области. Наконец, с большим трудом это же слово можно обнаружить и на третьей прямоугольной области. Что же касается вертикальной прямоугольной области, выделенной на статуэтке справа и показанной отдельно на врезке рис. 2-5, то я ее обращаю в цвете и поворачиваю на 90° влево, как показано на врезке на рис. 2-6; здесь я тоже выделяю область, которая после очистки от шума читается МАКАЖЬ. Итак, сомнение нет: перед нами — праславянская богиня МАКОШЬ. “Венера” обрела вполне славянское имя.

    Другой пример — “Венера” из села Мораваны над Вагом-Подковице (округ Трнава), Словакия, имеющая возраст 22 800 лет, из бивня мамонта, высотой 7,5 см, рис. 3 [3, с. 25]. Опять-таки я обвожу прямоугольной рамкой участок ее правой груди, делаю врезку, выделяю на ней меньший прямоугольник А, поворачиваю его на 90° вправо, увеличиваю, выделяю рамками нужные места и читаю: в прямоугольнике “а” МАКЪШЬ, то есть МАКОШЬ, в прямоугольнике “б” — МАГУЖЬ, в прямоугольнике “в” — МАКЪШЬ. Затем выделяю прямоугольник Б, поворачиваю его на 90° вправо, помещаю на врезке и выделяю из него прямоугольник “г”, где читаю МАКЪШЬ, и прямоугольник “д”, где чиаю слово РУНА. Возможно, что на данном памятнике начертаны и иные слова, однако меня интересует только имя данного женского божества. И оказывается, что это — снова Макошь. Судя по пышным женским формам, палеолитическая Макошь была прежде всего богиней-матерью, богиней женского плодородия.

    Данные два изображения периода позднего ориньяка-раннего перигора показывают, что наряду с зооморфнми первопредками пантеоне наших далеких предков существовали и антропоморфные, например, статуэтки богини Макоши. Возможно, хотя и не очевидно, что и другие женские тела “Венер” являли собой образ Макоши. При этом интересно отметить, что исследователи палеолита находили на фигурках определенные знаки и даже пытались их интерпретировать. Так, А.Д. Столяр писал: «...Знаки совсем не обозначали вульвы и даже не включали ее в себя в виде детали. Ранние антропоморфные знаки оказываются геометризированным контуром “усеченного” женского тела (то есть без головы и рук, что также характерно для части малой скульптуры и более позднего монументального барельефа Англь-сюр-Англен...). Такая условная идеограмма, скорее всего, выполняла гносеологические функции — она символизировала представления об абстрактном женском теле как естественном производителе жизни и, следовательно, первоисточнике вечности и единства родственного коллектива» [1, с. 243].

    Для меня эти строки важны тем, что в них признается наличие письма в палеолите (хотя оно названо витиевато “идеограммой с гносеологическими функциями”), правда, на уровне макроизображения. В микроизображение никто не углублялся, поскольку таковое археологи и искусствоведы не могли себе представить. Так что в данной статье я могу только подтвердить наличие надписей на антропоморфной пластике верхнего палеолита.

    Мое чтение надписей на “Венере” из села Мораваны над Вагом
    Рис. 2. Мое чтение надписей на “Венере” из села Мораваны над Вагом

    Энеолитическая „Венера“

    В археологическом отделе Словацкого национального музея в Братиславе хранится глиняный плоский торс “Венеры” высотой 10,7 см и возраста около 2500 лет до н.э., найденный в Бешенове (округ Новый Замок), рис. 3 [14, с. 41]. На поверхности торса имеются диагональные и поперечные полосы штриховки, так что на макроуровне никаких надписей не видно. Однако в области груди при увеличении (верхняя врезка) и обращении цвета видны надписи МАКАШЬ (а), МАКАЖЬ (б), МАКЪШЬ (в, д), то есть МАКОШЬ, а также слово РУНА (г), то есть НАДПИСИ. Так что и данная скульптура, хотя и выполнена в совершенно ином стиле, изображает ту же Макошь.

    Вместе с тем, имеется и одно новшество. Если рассмотреть микронадписи в области штриховки, изображающей пояс (нижний прямоугольник, показанный на врезке и обращенный в цвете), то тут можно увидеть слова, написанные не руницей, а кириллицей, в частности, наличие буквы А в двух примерах (4 буквы А рукописного вила, с петелькой, то есть “а”). А именно, тут начертано: МАКАЖЬ (верхний прямоугольник) и МАКАШЬ (нижний прямоугольник). На обоих примерах буква “а” в качестве второй видна весьма отчетливо, так что ошибка тут исключена.

    Кириллица в энеолите? Для меня в 2002 году, когда я только приступил к исследованию палеолитической мелкой пластики, это было нечто новенькое. До тех пор я полагал, что кириллица возникла в классический или, возможно, архаический период древней Греции, то есть либо за 500, либо за 800 лет до н.э. Теперь мне приходилось отодвинуть эта дату еще по крайней мере на 2000 лет от нас вглубь истории. Становится доказательной точка зрения некоторых исследователей на то, что греческий язык не заимствовал из финикийского систему письменных знаков. Теперь становится ясным, что если такая система букв уже существовала у славян с энеолита, а славяне являлись основным населением Балкан еще с неолита, тогда как греки вторглись туда в середине второго тысячелетия до н.э., грекам незачем было брать финикийскую систему, когда уже существовала готовая славянская. Правда, на рассматриваемом примере показана только буква А, остальные буквы еще следует обнаружить. Но позже я понял, что греки действительно были славянами, а вот пришедшие им на смену эллины взяли на себя имя «греки», равно как и заимствовали оставшуюся от греков славянскую культуру.

    “Венера” из Бешенова и мое чтение надписей
    Рис. 3 “Венера” из Бешенова и мое чтение надписей

    Общий вывод

    Итак, женские скульптурки палеолита, названные археологами «палеолитическими Венерами», представляют собой изображения славянской богини Макоши. Таким образом, перед нами находится не изображение женщины вообще, и не изображение абстрактной красавицы, а сугубо религиозная скульптура. Поскольку Макошь была наделена многими функциями и, в частности, функциями богини любви, признаки пола у нее изображались гипертрофированно, тогда как лицо в случае Венеры из Виллендорфа было не моделировано, а в случае Венеры из Мораваны над Вагом отсутствовало вместе с головой. Удивительно, что скульптура Макоши античного времени из Словении тоже обладает не моделированным лицом, хотя скульптуры Рода и Волоса того же времени имеют глаза, нос, рот и усы. Вероятно, отсутствие деталей лица на изображении Макоши и других женских образов (например, Живы), составляло традицию мастеров-камнерезов из мастерских храма Макоши.

    Литература

    1. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., «Искусство», 1985
    2. Чудинов В.А. Эволюция рисунков с руницей // Государственный университет управления. Вестник университета. Философия. История. Культурология. Право. Политология. М., 2002, № 1 (3)
    3. Vladár J., Turčany V. Venuše Slovenského praveku, Tatran, 1979

Комментарии:

Александр
06.07.2015 23:07
Для ласковой Макажи лицо могло быть любым. То есть, если предки видели сущность помимо тела, то изменение тела сущностью не имело значения для смешивания генетики и свойств сущностей.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову