Надпись на мече Х века

Чудинов Валерий Алексеевич


Одна из древнейших русских надписей в виде инкрустации дамасской проволокой нанесена на меч, обнаруженный в конце XIX века в станице Фощеватая под Миргородом.

Оглавление:
  • Надпись на мече Х века
  • Литература
  • Надпись на мече Х века

    Одна из древнейших русских надписей в виде инкрустации дамасской проволокой нанесена на меч, обнаруженный в конце XIX века в станице Фощеватая под Миргородом. А.Н. Кирпичников прочитал ее ЛЮДОТА или ЛЮДОША на одной стороне, и КОВАЛЬ, то есть КУЗНЕЦ, на другой1.

    Прорись надписи на мече из-под Миргорода
    Рис. 1. Прорись надписи на мече из-под Миргорода

    Реально же на надписи видно только начало имени, ЛЮДО..., а в пространство до конечной буквы А, укладывается не одна буква Т или Ш, а 2 или 3 буквы. Так что, соглашаясь с чтением КОВАЛЬ и с чтением ЛЮДО...А, я не согласен, что это ЛЮДОТА или ЛЮДОША. Меч датируется Х веком. А.А. Медынцева пишет по этому поводу следующее: «Эта надпись — клеймо русского оружейника. Значение ее очень велико, так как она является доказательством собственного производства мечей на Руси в конце Х-первой половине XI в. Кроме того, эта надпись широко используется как свидетельство грамотности русских рмесленников-оружейников уже в эту древнейшую пору. Однако нельзя забывать и о том, что клеймо оружейника — это свидетельство грамотности и русских воинов того времени, так как в противном случае в таком клейме не было необходимости»2.

    Надпись на мече из Киевского музея
    Рис. 2. Надпись на мече из Киевского музея

    Долгие годы эта надпись считалась древнейшей. «Но в недавнее время А.Н. Кирпичников обратил внимание на обломок меча, временно заменявший в витрине Национального музея в Киеве экспонат, взятый на выставку. Ранее меч находился в фондах музея среди депаспортизированных находок. Его точное происхождение не известно, удалось лишь установить, что ранее он находился в коллекции Музея древностей Киевского университета и был найден, судя по данном каталога, в Киевском уезде в 1894 году. Более подробных сведений об обстоятельствах находки меча установить не удалось. По предположению А.Н. Кирпичникова, он был обнаружен в дружинном погребении киевской округи, так как именно в эти годы в печати сообщались сведения о неоднократных подобных находках, поступавших в различные музейные собрания Киева. Это предположение подкреплено наблюдениями о намеренной порче меча (отсутствует навершие рукояти, перекрестье сбито с первоначального места, а в нижней части клинка отчетливо видны вмятины от ударов), что типично для языческих погребений. В процессе очистки клинка от коррозии исследователь заметил на одной стороне кириллические буквы высотой до 2,5 см, а на другой — столь же крупные геометрические знаки. Буквы и знаки были наведены в процессе ковки в горячем виде отрезками дамасской проволоки. На главной стороне клинка, на поверхности дола, удалось прочесть буквы СЛАВ... — как предполагает А.Н. Кирпичников — начало имени типа Славута, Славомир и т.д.»3.

    Действительно, на одной грани клинка меча видно слово СЛАВ..., тогда как на другой я не вижу никаких геометрических знаков — только знаки руницы. Между тем, по мнению А.Н. Кирпичникова, дата новой находки должна быть удревнена по сравнению с мечом из станицы Фощеватая примерно лет на 50 (середина или третья четверть Х века). Таким образом, эта вторая надпись оказывается древнейшей на металле на территории Руси.

    Мое чтение надписи на мече из Киевского музея
    Рис. 3. Мое чтение надписи на мече из Киевского музея

    Надпись на обороте клинка оказалась весьма удовлетворительной сохранности, и представляет собой одну строку из 4 знаков. Осталось лишь прочитать надпись, что я охотно и делаю. На одной стороне я вначале читаю СЛАВ(А), на другой — ЛЮДОДЬШЕ, гдеЛЮДОДЬША — имя кузнеца в дательном падеже. Иными словами, начертана либо здравница в честь изготовителя, либо, что более вероятно, некий СЛАВА передал клинок (или секрет мастерства) Людодьше. Но так ли это? Не правильнее будет читать СЛАВ(Ы) ЛЮДОДЬШИ? Вероятно, это последнее предположение и будет верным, ибо мы уже видели на пряслицах и других предметах, что имена людей старались писать кириллицей, тогда как фамилии или прозвища все еше писали по-старинке, руницей.

    Сразу можно обратить внимание на то, что на клинке из станицы Фощеватая мастера звали ЛЮДО...А, что понималось как ЛЮДОТА или ЛЮДОША. А здесь речь идет о ЛЮДОДЬШЕ. Не один ли и тот же это мастер? Я полагаю, что один. Но почему ЛЮДОДЬША, а не ЛЮДОДИША или ЛЮДОДЕША? — Думается, что на надписи ЛЮДО...А можно было начертать лишь ЛЮДОДЬША, а большее число знаков просто заняло бы больше места. И только Ь удобен для надстрочного расположения, все прочие предпочитали писать в строку (и тогда места для ДИШ или ДЕШ между ЛЮДО и А уже слишком мало). — Тем самым, удалось узнать полное имя мастера: СЛАВА ЛЮДОДЬША. И если в середине Х века еще можно было оставить традиционное начертание руницей хотя бы на одном слове, то в конце Х века все слова следовало писать кириллицей. Так что для середины Х века характерно смешанное письмо.

    Опубликовано в [4].

    Литература

    1. Кирпичников А.Н. Древнейший русский подписной меч // Советская археология, 1965, № 3
    2. Медынцева А.А. Грамотность в Древней Руси..., с. 92-93, № 1
    3. Там же, с. 93-94
    4. Чудинов В.А. // Экономика. Управление. Культура. Сборник научных статей ГУУ, вып. 9. М., 2002 с. 199-202

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову