Ликонопись Сейдозера

Чудинов Валерий Алексеевич


Сейдозеро недаром привлекает туристов. Здесь есть на что посмотреть.

Замечу, что слова Ловозеро и Сейдозеро являются русскими. Первое – Озеро лова, второе – озеро сейдов, где сейд (СЕ ИДИ) есть название выложенных из нескольких камней маяков, указателей на храмы или на культовые камни. Главной достопримечательностью Сейдозера является изображение Куйвы на скале.

Оглавление:
  • Ликонопись Сейдозера
  • Надписи на камнях
  • Скала Куйва
  • Реплики участников форума
  • Еще один мой снимок
  • Исследование лучшей фотографии скалы Куйвы
  • Кто такой Куйва
  • Другие лики «иконостаса»
  • Геоглифы Хибин и Сейдозера
  • Обсуждение
  • Комментарии
  • Ликонопись Сейдозера

    В.А. Чудинов, Л.В. Шершнев

    Сейдозеро недаром привлекает туристов. Здесь есть на что посмотреть. Вот что пишет, например, о нём один из туристических сайтов.

    Мистическое Сейдозеро, http://www.wildside.ru/index.php?id=59. «Место проведения тура – горный массив Ловозерские тундры, в центре которого, как недремлющее око, сияет настоящее чудо — Сейдозеро (Сейдъявр). Такое название указывает на то, что озеро является местом жительства священного духа. Священное саамское озеро, расположено в самом центре Кольского полуострова, в районе, традиционно именуемом Русской Лапландией. Именно здесь были обнаружены, как считают некоторые исследователи, остатки древнейшей в истории человечества цивилизации, которую античные авторы называли гиперборейской.

    Древние артефакты, обнаруженные еще в 1997 году в окружающем горном массиве, были идентифицированы как остатки древних укреплений, святилищ ландшафтного типа, культовых и навигационных (возможно даже — астрономических, подобных Стоунхенджу) объектов и т.п. Здесь же – древние сейды, места силы, множество сакральных следов и эзотерических феноменов. Горы, закрывающие озёрную долину от северных ветров создали на Сейдозере свой особый микроклимат, поэтому здесь природа несколько отличается от обычной приполярной. Вы услышите множество легенд, связанных с этим местом. Есть слухи, что около него живет снежный человек - йети. Может быть, именно в этом месте скрывается одна из самых загадочных и заманчивых тайн древнейшей истории человечества?»

    Замечу, что слова Ловозеро и Сейдозеро являются русскими. Первое – Озеро лова, второе – озеро сейдов, где сейд (СЕ ИДИ) есть название выложенных из нескольких камней маяков, указателей на храмы или на культовые камни. Главной достопримечательностью Сейдозера является изображение Куйвы на скале.

    Фотография Сейдозера и скалы с изображением Куйвы
    Рис. 1. Фотография Сейдозера и скалы с изображением Куйвы

    На этой фотографии, заимствованной из интернета, я выделил небольшую рощицу деревьев, которые образуют текст МИР И РУСЬ ЯРА. Эта надпись показывает, что данная местность в последнее время (то есть, в эпоху Яра) является сакральной.

    А вот другая заметка.

    Сейды и Сейд-озеро. (http://www.ruschudo.ru/miracles/826/) «В самом центре Ловозёрского горного массива, окаймлённое с трёх сторон скалами и горными вершинами раскинулось озеро Сейдозеро. Такое название указывает на то, что озеро является местом жительства священного духа. Иногда злого, иногда доброго. Саамы когда приходят на озеро первым делом задабривают духа, чтоб рыбалка была и здоровы все остались. Сейдозеро имеет абсолютную отметку +189 м над уровнем моря. Длинна Сейдозера 8 км, ширина от 1,5 км в узкой части до 2,5 км в широкой. С запада в озеро впадает горная река Эльморайок, на востоке вытекает Сейдъяврйок и впадает в озеро Ловозеро. Горы, закрывающие озёрную долину от северных ветров, создали на Сейдозере свой особый микроклимат, поэтому здесь природа несколько отличается от обычной приполярной. Некоторые растения встречаются только здесь. С этим озером связанно множество легенд. Например, про злодея Куйву, изображение которого можно увидеть на скале около Сейдозера. Изображение это гигантских размеров - около 70 метров в высоту и 30 в ширину…

    Красота Сейдозера манит к нему туристов
    Рис. 2. Красота Сейдозера манит к нему туристов

    Теперь часто в горах находят красный камень – эвдиалит, это и есть саамская кровь. Даже в современное время Сейдозеро продолжает преподносить сюрпризы. Так, несколько лет назад научная экспедиция обнаружила на дне озера следы древних построек. Предположительно это постройки времён гиперборейской цивилизации. На Сейдозере была обнаружена древняя обсерватория, по типу Стоунхенджа сориентированная по звёздам. Также на скалах были обнаружены метровые иероглифы, которые частично удалось перевести, используя древнеиндийский язык. Гиперборея считается прародиной всего человечества, а на то, что она могла находиться на Кольском полуострове, указывают некоторые местные названия, имеющие общие корни с индийскими словами. Территория Сейдозера некоторое время являлась природным заказником, но, к сожалению, никакая охрана не велась. И сейчас, когда поток туристов на озеро увеличился, можно встретить отморозков, которые ради секундного развлечения могут спилить живую ель, да ещё и расписаться в содеянном. Может поставить посты и проверять наличие мозгов у "путешественников"?»

    Естественно, что для поддержания режима заповедника государство должно выделить средства на его охрану. Что же касается древнего индийского языка или санскрита, то он ближе всего к русскому языку. Но как раз это и кажется странным многим исследователям, убежденным, что древним населением данных мест являются саамы (лопари), ибо такой неверной информацией нас потчуют историки.

    На скалах вокруг Сейдозера много упавших сверху камней
    Рис. 3. На скалах вокруг Сейдозера много упавших сверху камней

    Надписи на камнях

    На камнях вокруг Сейдозера имеются надписи. В интернете существует множество фотографий, показывающих камни на фоне озера. Так, на данном фото мы видим большой валун, упавший откуда-то сверху и, видимо, перевернувшийся при падении. Однако нашим предкам он приглянулся в качестве культового, и они оставили на нём лик и надписи. На врезке на полях я показал некоторые из них. Так, на углу камня находится зооморфное изображение анфас, напоминающее львиную морду. На глазах можно прочитать такие слова, как ЯРА РОД. Так что перед нами – камень Рода.

    Левее в черной рамочке имеется фрагмент, на котором можно прочитать слова РОД и РОД. Эта надпись подтверждает атрибуцию лика. А на верхнем фрагменте читаются те же слова, которые мы видели начертанными лесом: ЯРА РУСЬ.

    Надписи на других камнях
    Рис. 4. Надписи на других камнях

    На другой фотографии, так же найденной в интернете и так же изображающей камни, тоже можно видеть надписи. Так, на том камне, на котором сидит турист, можно прочитать слова РУКА ЯРА, ХРАМ ЯРА. Кроме того, там читаются слова МАРА ЯРА, которые можно отнести к правому камню, который показывает женское лицо в профиль, развёрнутое вправо. А на этом лике можно прочитать наверху слова МИР ЯРА, а также увидеть еще один лик, изображающий лицо пожилого человека анфас. На его глазах читается слово РОД, что, вообще говоря, нетипично, ибо на глазах обычно написана подпись у Яра, тогда как надпись РОД пишется на лбу. Но в данном случае изображение очень мелкое. Еще одна надпись РОД видна правее. А около губ Мары можно прочитать слова РУСЬ ЯРА.

    Что же касается лика Мары справа, то он очень напоминает лица на изображениях из Египта. Неклассическая египтология полагает, что пирамиды, Сфинкс и ряд изображений были созданы задолго до прихода в Египет египтян, примерно в Х тысячелетии до н.э. Так что, возможно, и данный камень был обработан людьми примерно в это же время.

    Надписи на камнях по моим фотографиям. Помимо рассмотренных фотографий, найденных в интернете, я мог бы привлечь и ряд своих фотографий, сделанных на Сейдозере в 2007 году.

    Я на фоне Сейдозера в 2007 году
    Рис. 5. Я на фоне Сейдозера в 2007 году

    Точка съёмки здесь примерно та же, что и на рис. 1, только фотограф тут стоял под скалой у воды, а я – на вершине скалы, где под ногами светлым ковром стлался необычайно мягкий мох. Сквозь него проступали скопления многих камней, которые, однако, не представляли никакого интереса, поскольку не являлись артефактами. Однако имелись и крупные обнажения, на которых, разумеется, существовали надписи. Ряд камней и каменных скульптур я описал еще в своих статьях 2007 года, но, разумеется, на сегодня обработал меньшую часть своих фотографий. Ведь обработка каждой из них требует нескольких часов скрупулёзной работы.

    Величественные скалы на одном из склонов вблизи озера
    Рис. 6. Величественные скалы на одном из склонов вблизи озера

    На одной из моих фотографий запечатлены величественные скалы, горные обнажения, сохранившиеся на одном из склонов. Таких выступающих на поверхность плит на склонах в данной местности – множество. Естественно, что на первый взгляд речь идёт только о природном ландшафте. Когда я производил съёмку, я так и думал, хотя иногда во мне просыпалась мысль: «А что, если на камнях имеются надписи?» Но мысли слабенькая, каких-то явных надписей я на этих камнях не видел. По приезде в Москву я обработал фотографии с такими изображениями, на которых явно заметен след человеческой руки, а картинки с красивыми пейзажами оставил без внимания. Теперь наступил и их черед. Во всяком случае, на этом горном ландшафте человеческие надписи есть. И не только надписи.

    Моё выявление ликов и надписей
    Рис. 7. Моё выявление ликов и надписей

    Прежде всего, я обратил внимание на камень, лежащей под ближайшей скалой, точнее, под двумя небольшими горизонтальными плитами, образующими основание всей конструкции. Он лежит на уровне самой нижней плиты и представляет собой изображение человеческого лица анфас, лежащее на левой щеке. Не исключено, что камень, находящийся с другой, дальней стороны этой же плиты, составляет ему пару, но он весьма мелок для анализа. Да и рассматриваемый камень я показываю с увеличением, а заодно разворачиваю его так, чтобы лицо приняло более или менее вертикальное положение.

    Теперь можно читать соответствующие надписи. На глазах написаны слова РОД ЯРА, на носу – МИМ, на губах – РОДА. Таким образом, перед нами на первый взгляд – каменная маска бога Рода (Рода Яра), причем, скорее всего, маска передняя, поскольку видны глазные отверстия. Прямо под этой маской ближе к нам и чуть правее лежит еще одна каменная маска, также расположенная анфас и также лежащая на левой щеке. Я изобразил ее на врезке, однако не стал выделять надписи. На ее глазах начертано ЯРА МАРА, тогда как на зубах открытого рта – МАСКА ХРАМА. Здесь также имеются глазные отверстия, что также позволяет считать данную маску передней.

    Но еще чуть ближе к нам и чуть правее находится уже не маска, а целая голова, причем голова крупная, поросшая мхом и лишайником, которую я также помещаю на врезке. Глаза здесь угадываются с трудом, равно как и надпись ХРАМ ЯРА, причем, как я полагаю, надпись не полная. А полная гласила бы ХРАМ ЯРА МАРЫ, ибо голова, более напоминающая человеческий череп, нежели лицо живого человека, не только не имеет бороды или усов, но и по остальным признакам может быть атрибутирована как изображение Мары. Кроме того, на верхней губе написано МАРЫ, а на нижней – МАСКА. В данном контексте слово МАСКА обозначает уже не то, что можно было бы укрепить каким-то способом перед лицом (эта каменная голова весит, вероятно, более 10 кг), а скульптурный лик Мары, то есть, скульптурную икону или ликону.

    Наконец, можно рассмотреть еще один камень, вертикально стоящий на торце. Вообще говоря, природные камни в таком положении вряд ли могут находиться. Справа, на узком торце, имеется еще один лик анфас, причем лик женский, а надпись на нём гласит: МАСКА МАРЫ. Иными словами, еще одна ликона Мары.

    Таким образом, перед нами находится сакральная площадка с культовой атрибутикой, на которой было бы весьма удобно устраивать мистерии. Осталось узнать, какому именно богу она посвящена. Хотя, вообще говоря, догадаться нетрудно: тёмные скалы, как бы вылезающие из центра земли, склон горы, за которым обрыв, и наличие трёх масок Мары из четырёх рассмотренных – всё это указывает на то, что перед нами находится храм Мары. Однако это предположение может быть проверено чтением соответствующих надписей на самих скалах.

    Сначала рассмотрим ближайшую скалу. Она напоминает голову какой-то рептилии, например, змеи, что можно считать зооморфным ликом Мары, хотя прежде нам такой лик не встречался (точнее, змеиный лик был у Перуна, однако Перун – более поздний бог). На длинном продолговатом фрагменте торцевой стороны читается выражение ЯРА МАРЫ МИМА, что означает, что данное место было резиденцией мимы богини Мары. А на двух более коротких фрагментах слева, на боковой поверхности скалы перед нами, можно прочитать точно такие же слова, ЯРА МАРЫ МИМА, что подтверждает чтение предыдущей надписи.

    Весьма интересна дальняя скала. Она по большому счету напоминает лицо пожилой женщины в профиль, и на нем виден прямой нос, глубокие глазницы, запавший внутрь рот с тонкими губами. Но что весьма примечательно – наверху, надо лбом, вместо копны волос видна маска, которую на врезке я показываю левее. Это – также маска женщины, но с негроидными чертами, причем вдвое меньшего размера, чем лицо богини. Изображение мелких масок вместо волос нам уже встречалось при рассмотрении «Венер палеолита». Глаза на такой маске не пробиты и даже едва обозначены. Таким образом, данную маску нельзя считать ни передней, поскольку он не смогла бы закрыть всего лица и не имела отверстий для глаз, ни задней, поскольку при ее сдвиге назад она оказалась бы в положении «вверх ногами», а остаётся считать верхней. Но маски носили мимы; тем самым, верхнюю маску уместно считать атрибутом бога, а не мима. Что же касается надписи на маске, то она такова: МАРА ЯРА, РУСЬ ЯРА. Иными словами, надпись также подтверждает, что изображена богиня, а не ее мима.

    На нижней челюсти лица богини, слева, видна плоская маска, передающая три лика друг за другом в профиль, повернутые вправо. Два ближайших, имеющих бороды, можно атрибутировать как лики Яра и Рода, тогда как дальний, несомненно, – это лик Мары. На этом тройном лике можно прочитать надпись МАРЫ ЯРА МАЯК. При этом удивляет, что этих ликов три, а не четыре – нет лика Макоши. А еще правее от тройного антропоморфного лика можно видеть чёрный зооморфный лик в профиль, развёрнутый вправо – лик козла, или, точнее, козлика – древнейший зооморфный лик Мары.

    Таким образом, перед нами находится исключительно интересный храм Мары с зооморфным и антропоморфным монументальными скульптурными ликами, требующий дополнительного изучения. Пока мною прочитаны только основные надписи, помогающие атрибутировать данные артефакты, тогда как данный памятник заслуживает гораздо более фундаментального исследования.

    Итак, я постарался подтвердить ту часть приведенных выше утверждений, которые провозглашают Сейдозеро чудесным и священным. Однако я не менее, а, возможно, и более постарался опровергнуть другую часть этого утверждения, а именно, что озеро являлось саамским. Ибо как название Сейдозера, так и рассмотренные на нем артефакты однозначно принадлежат к русской культуре наших предков. Из того факта, что на каком-то кратком историческом промежутке времени наши святые места были заняты народом, находящемся на уровне палеолита, совершенно не следует, что этот народ и был творцом данной красоты и святости. Наши древности по праву принадлежат нам.

    Из сказанного понятно, что если весь комплекс Сейдозера являлся огромным святилищем русских богов, то и изображение Куйвы также является русским, что я уже показал в своей публикации об экспедиции на Сейдозеро. Теперь пришел черед разобраться в этом вопросе поглубже.

    Скала Куйва

    Данный материалбыл взят с сайта с электронным адресом http://wikimapia.org/1860711/. «Куйва – самая известная достоприме-чательность озера Сейдозеро. В переводе с саамского Куйва означает "старик". Согласно преданиям, Куйва - это застывшая в камне фигура чудского военачальника. Саамы никогда не видели в человекоподобном очертании на скале покровителя этих мест, однако старались не кричать вблизи него и не думать о нем плохо. Почитание Куйвы как божества возникло сравнительно недавно благодаря легендам-новоделам.

    Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах и это очень хорошо видно особенно зимой. Отвес стены неровный. Процессы выветривания постепенно разрушают её, раскалывая на части. У подножья скалы - огромная осыпь из продуктов разрушения. О том, что Куйва имеет естественное происхождение, известно давно. В 1923 году академик А.Е Ферсман обследовал изображение Куйвы, и в своей книге "Воспоминание о камне" он писал об этом: "Как мы убедились во время нашей экспедиции, темная фигура образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах". Влага на отвесных скалах, скорее всего, берется от тающих сверху снежников, просачиваясь по расщелинам».

    Прерву пока цитирование статьи, чтобы сделать свой комментарий. Ничуть не желая усомниться в профессиональных качествах отечественного геолога, могу лишь отметить, что я при рассмотрении артефактов Кольского полуострова неоднократно убеждался в том, что мхи и лишайники очень любят поселяться в небольших выбоинах на камнях и тем самым повторяют выбитые надписи, хотя и немного расплывчато передают их контуры. Могу также предположить, что и для воды небольшие углубления представляют собой более удобный путь стекания, представляя, так сказать, искусственное русло. Однако, как мне представляется, решать вопрос о естественности или искусственности сооружений должен не специалист по природным материалам, а профессионал именно по сооружениям, то есть, в данном случае археолог, а точнее, поскольку археология тоже начала сбиваться на вещеведение, археоник. Именно поэтому я отношусь к данному утверждению Ферсмана не как к ложному, но как к поверхностному.

    Одна из фотографий Куйвы из интернета
    Рис. 8. Одна из фотографий Куйвы из интернета

    Легенда о Куйве. А теперь продолжу цитирование. «Из книги Ферсмана "Воспоминания о камне" (рассказывает саами Аннушка Кобелева): "Это было давно-давно, когда меня еще не было, не было и Василия Васильевича, что пасет оленей на Малом озере, не было и старика Архипова на Мопчегубе, очень давно это было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали – шветы, а мы лопь были, как лопь, – голая, без оружия, даже без дробовиков, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм – некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий был такой – большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейявр и Умбозеро. И пошли они настоящей войной – кто с дробвиком, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейявр нашу лопь и стал ее там крошить. Направо ударит – так не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хибины, налево ударит – так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Ты ведь знаешь, сам мне показывал, такой красный камень в горах – это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов. Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета, он туда, сюда – никуда ему прохода нет: ни к Сейявру спуститься, ни на тундру вылезти, так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейявре, сам увидишь великана Куйву, – это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли. Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять... Только вот красные капли саамской крови остались на тундрах, всех их не соберешь, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили..."»

    Первое, что поражает при чтении этой легенды – так это ее невероятная молодость. Речь идёт не о палеолите, даже не о неолите или эпохе бронзы, а всего-навсего где-то о XVIII-XIX веках, когда производились дробовики. Но по саамским меркам, это было давным-давно! И вот на основании таких легенд, то есть, по современной классификации, устного народного творчества, фольклора, у нас отняли нашу историю и передали ее саамам! Далее, становится понятным, что слово Сейдозеро не было саамским, ибо саамы называли его Сейявр. Понятно, что Явр – это «озеро». А «сей» – это искаженное русское слово «сейд», то есть «се иди». Ибо фонетическое развитие слова почти никогда не идёт за счет его расширения новыми звуками, но всегда – за счёт утери одного из двух согласных. Поэтому слово «сей» из «сейд» получиться может, а «сейд» из «сей» – нет. Так что первичность русского слова по сравнению с саамским несомненна. И с этой точки зрения слово Умбозеро вместо Ловозеро – тоже не чисто саамское, по-саамски должно быть Умбявр. Наконец, «шветы» – это шведы, и Куйва – враг саамов, швед, которого они якобы изобразили в камне. Полагаю, что «шветами» для них являлись позже все белые люди, в том числе и русские. Так что Куйва – не саамский бог, а поверженный враг. Правда, каким образом народ, которого только коми научили пасти скот (то есть, перевели с уровня палеолита на уровень неолита) могли делать 70-метровые изображения на отвесной скале, легенда умалчивает. Ибо саамам это было не по силам.

    «А вот – легенда, записанная русским ученым В. Ю. Визе со слов Кузьмы Данилова, Семёна Галкина и Филиппа Сорванова (предположительно жители Ловозёрского погоста):"Пришел на Ловозеро со своей дружиной чудский начальник Чудэ-Чуэрив, все они были некрещеные, и начали грабить лопарей. Лопари бежали от них на один остров на Ловозере, где стоит "Старуха", которой приносят гостинцы, когда идут на охоту. Чудь заметила, куда бежали лопари, села на карбаса и отправилась за ними в погоню. Тогда один лопарь стал бить в "корви-карт" (бубен, – прим. авт.) и просить, чтобы "Старуха" сделала погоду. "Старуха" услышала его и сделала большую погоду, так, что вся чудь, гнавшаяся за лопарями на карбасах, потонула в озере. Остались живы только Чудэ-Чуэрив и его повар. Они успели добраться до Мотки-губы, где повар начал варить обед. А повар был колдун. Стряпает он, мешает ложкой в котле и приговаривает: "Вот бы мне так трепать лопские головы". В это время подошли лопари и, увидев чудского начальника, ранили его самострелом в ногу. В ногу же его ранили для того, чтобы взять его живым. Повар, когда увидел это, взял казну и, чтобы она не досталась лопарям, бросил её в воду, затем и сам бросился в озеро и, как щука проплыл по Сейдъяврйоку в Сейдозеро».

    Обращаю внимание на то, что если Седьявр или Сейявр означает по-саамски Сейдозеро, то слово «рйока» означает «река». В последнем случае видно явное заимствование саамами русского слова. Возможно, что до того они встречались только с ручьями, а рек на их пути встречалось немного, и были они все именами собственными, так что собирательного слова «река» у них до знакомства с русскими могло и не быть.

    «Там где Чивруай ("чивр" - щебень, "уай" - ручей) впадает в Сейдозеро, он вылез на берег, но здесь окаменел. Оттого и гора, которая стоит на том месте, называется Павратчорр. Чудэ-чуэрив же был принужден сдаться. Он принял крещеную веру и в знак этого надел на левую ногу каньгу (лопарская обувь), которая видна на нём и сейчас. Он еще некоторое время жил среди лопарей, а когда состарился, пошел в тундру, да там и остался камнем. Еще до сих пор стоит он на том же самом месте, поэтому и тундра называется Куйвчорр." "Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны Сейдозёрских лопарей (зимой они живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра, лопари опасаются громко кричать и ругаться из-за боязни, что "Старик" разгневается. К нам они обращались с просьбой, чтобы и мы соблюдали бы возможную тишину вблизи Куйвы. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит, и в противном случае не даст рыбы. Когда является надобность набрать котёл воды, лопарь никогда не зачерпнёт воду закопченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнёт чистым ковшом и потом уже перельёт воду в котёл. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: "Старик ноне сердит".\Лопарские сейды. В. Визе. Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912».

    Итак, новая легенда, и совершенно иное происхождение Куйвы. Теперь «старик» является уже не шведом, а чудью. И отношение к нему у лопарей-саамов не как к богу-покровителю, а как к грозному неприятелю, который не любит шума и грязи, и часто насылает на саамов плохую погоду. Так что считать Куйву саамским божеством даже исходя из саамских же легенд, нет никаких оснований.

    Еще одно изображение Куйвы из интернета с моими комментариями
    Рис. 9. Еще одно изображение Куйвы из интернета с моими комментариями

    Что еще можно увидеть на скале с Куйвой. Я поместил еще одну фотографию скалы с Куйвой, найденную в интернете. При имевшемся на ней освещении можно видеть интересные лики. Один, обведенный чёрной рамкой, представляет собой череп человека с большими глазницами, развёрнутый на ¾ вправо, в котором можно узнать лик Мары. Надпись на зубах гласит ХРАМ, на нижней челюсти – ЯРА, на дряблой шее – МАРЫ. Тем самым, данная атрибуция подтверждается.

    Еще интереснее изображение в белой рамке. Я обратил на него внимание потому, что сначала увидел женскую ногу в туфельке на высоком каблуке, выходящую из-под юбки, а позже выявил и всю фигуру, которую я поместил на полях рядом с фотографией. Здесь можно видеть женщину довольно плотного сложения, несущую в левой руке сумку с надписями ЯР, ЯР. Изображение развернуто на ¾ влево, голова (вероятно, в косынке) не моделирована, но несет надпись ЯРА. На женщине одето платье с небольшим вырезом и длинными рукавами, приталенное, но без пояса, юбка закрывает колени. Ниже талии видна надпись МАРА. Ведические изображения в полный рост вообще встречаются крайне редко, а изображение в платье я вижу впервые. И, разумеется, огромное удивление вызывают туфли с высокими каблуками. Если высота Куйвы – 74 метра, то размер этого рельефа Мары – порядка 50 метров.

    Таким образом, е подлежит ни малейшему сомнению то, что перед нами находится скала с изображением ведических русских богов.

    Реплики участников форума

    На том же сайте, где приводились легенды о Куйве, имеются и некоторые посты читателей.

    9 months ago Nikitoz. "В июне 1989 года вблизи аномальной зоны Сейдозеро в Мурманской области при странных обстоятельствах погибли 4 парня, которые в панике бросили свои вещи, палатку, снаряжение и пытались убежать в сторону поселка Ревда. Их тела были найдены на всем протяжении 15-километровой тропы без каких-либо признаков насильственной смерти. Свидетелей нет, погибли все. Последний из погибшей четверки едва-едва не спасся, он сумел убежать более 7 км, прежде чем страшная смерть достала его всего лишь в двух сотнях метров от ближайшего жилья. Когда трупы обнаружили, многие отметили гримасы застывшего ужаса на лицах всех четверых". Отмечу, что сакральные места могут посещать только люди с чистыми помыслами, иначе люди погибают при невыясненных обстоятельствах и с гримасами застывшего ужаса на их лицах. А Сейдозеро – одна из несомненных древних русских святынь, гораздо более сильная, чем все саамские святилища, вместе взятые.

    7 months ago Serge. «Скорее всего, лавина». Замечу, что погребенные под лавиной считаются умершими насильственной смертью. А тут признаков такой смерти нет.

    5 months ago dionabak. «Вся эта гиперборея и прочие места силы – феншуйский бред для столичных любителей шамбалы и эзотеризма. Вы ещё руны на горах поищите!»

    Я как раз и продемонстрировал наличие рун Рода и в горах, и на скале Куйвы. А также лики. Никакого отношения к фен-шуй эти изображения и тексты не имеют. Замечание писал «чайник», ничего не смыслящий ни в сакральных местностях, ни в эпиграфике. Кстати, слово Гиперборея пишется с большой буквы.

    4 months ago Moth. «Ещё в 90х годах было экспедиция Демина в эти места... Они также обнаружили мегалиты, сооружения...»

    Сложно там не обнаружить чего-либо сакрального, когда местность им буквально напичкана.

    2 months ago Evjok. «ну не знаю чё там про этих четверых, я слышала про Хибинскую семёрку легенду. Там их семеро было. Короче вся экспедиция пропала, нашли только фотоаппарат. у которого не было функции чтобы отойти и фотик сам всё сфоткает..... на последнем кадре этой плёнки вся группа стояла напротив палатки разодранной в клочья (причём стояли все 7 человек) у всех были жудкие гримассы испуга на лицах, а перед ними красовалась надпись "Мы ждём смерти" Вот и вся история. Вообще не знаю конечно, но када я там была, нас горы встретили более чем гостеприимно. Весь поход было солнечно, никаких дождей...никаких травм, вообще всё отлично :) не считая того что не оказалось совсем никакой рыбы в озере ни в Щучьем ни в самой Сейдозере».

    Действительно, рыба пропала даже в Ловозере где-то в середине ХХ века, причем внезапно. А что касается устрашения семерки смельчаков чем-то или кем-то, то и в это можно поверить.

    Левая часть скалы с Куйвой
    Рис. 10. Левая часть скалы с Куйвой

    http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1332. «Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: «Старик ноне сердит». И ведь понимаешь, что темный силуэт это всего-лишь мхи и лишайники, которые растут в месте выхода грунтовых вод. Оттого и не меняется силуэт веками, несмотря на постоянно отваливающиеся куски скалы. Ведь поземные русла-то не меняются. Понимаешь. Но, уезжая с озера, украдкой обернулся и бросил незаметное никому – «До Свидания, добрый старик Куйва. Как было бы неплохо встретиться еще раз!!!» http://fotookna.ru/php/content.php?group=2&id=950.

    Действительно, в чисто геологическое происхождение ликов на скале, в том числе и Куйвы, не верят даже современные туристы.

    Моё чтение надписей на скале
    Рис. 11. Моё чтение надписей на скале

    Еще один мой снимок

    На рис. 10 приведена еще одна моя фотография со скалой Куйвы, но сделанная напротив более левой ее части. На снимке – участники той экспедиции, в частности, справа спиной к нам – продюсер Александр Волков. Если приглядеться к данной фотографии, на ней можно увидеть много интересного. Эти места я обвел прямоугольными рамками.

    Надписи я читаю с верхней до нижней. Итак, далеко наверху противоположной скалы более светлым, желто-зеленым мшистым ковром на фоне серого скального грунта начертано: МИР ЯРА МРАЫ (допущена описка в виде перестановки двух букв; читать следует МАРЫ). Таким образом, основным божеством данной местности являлась Мара. Ниже, на скалах, можно видеть два лика, которые я даю в увеличенном виде. Левый представляет собой карикатурное лицо с коротким носом, очень маленькими закрытыми глазами и кривыми зубами полуоткрытого рта; лик развернут вправо на ¾. Ясно, что перед нами мим. На зубах имеется надпись, выполненная в лигатуру, она гласит: МАСКА. А левее, на щеке, можно прочитать слово МИМА. Следовательно, перед нами – лик мимы Мары. Второй лик дан анфас, но с некоторым наклоном вправо; глаза показаны крупными, нос – нормальной длины, но с чуть расширенными ноздрями, рот небольшой, с пухлыми губами. Данное лицо вряд ли можно считать красивым, но оно и не безобразно. На лбу надпись ЦЕ (показано на рисунке) и МАРА (не показано), на глазах снова читается МАРА. Таким образом, дальняя скала, скорее всего, целиком посвящена Маре.

    На ближней скале на переднем плане зеленой травой на фоне более светлого мха написаны слова МИР ЯРА. ЯРА МАРЫ ХРАМ. Так что я и мои спутники находимся на довольно большом, примерно в 4 квадратных километра участке, являющимся храмом Мары. Отсюда и такое большое количество изображений Мары. Наконец, на ближайшем к нам камне на более далеком от нас склоне нашей скалы можно прочитать начертанное тонкими линиями слово МАЯК, и более толстым шрифтом слово МАСКИ. Вероятно, данный камень являлся столом для масок-личин.

    Лучшая фотография скалы Куйвы
    Рис. 12. Лучшая фотография скалы Куйвы

    Исследование лучшей фотографии скалы Куйвы

    В интернете была найдена лучшая фотография скалы Куйвы, сделанная в пасмурный день. Рельеф скалы здесь передан с максимальным контрастом, поэтому можно выявить массу деталей. К сожалению, сама фотография имеет небольшие размеры, и потому на ней можно выявить только наиболее крупные детали.

    Первое, что бросается в глаза – это наличие нескольких рядов изображений. Данная конструкция весьма напоминает иконостас христианской церкви; правда, далеко не каждый ряд такого «иконостаса» сохранился в своей первоначальной целостности. Я насчитал семь рядов, которые я на самой фотографии обозначил цифрами, и можно видеть, что наиболее разрушенными оказались ряды третий и седьмой. На третьем ряду сохранился только один рельеф, который еще не обрушился, и он выглядит очень контрастно. Таким образом, можно сделать первый вывод: древние ликоны, то есть «иконы», которые в то время назывались «масками», изображались на петроглифах в виде скульптурных рельефов, а не в виде живописных полотен, как принято в нынешней православной христианской церкви.

    Первый, самый верхний ряд ликон не содержит. Он является склоном горы, покрытым травой. Зато здесь имеются надписи прямо в траве: ЯРА МАРЫ МИМА и МАРЫ ЯРА МАСКА. Это – титульные надписи, передающие общее содержание «иконостаса». Так что склон горы – отличное место для общего названия местности.

    Зато во втором ряду мы видим несколько весьма интересных портретов, все из которых можно считать карикатурными. Самый левый из них представляет собой изображение мужчины в профиль, повернутое влево, с широким африканским носом и африканскими же пухлыми губами. На него справа наложен еще один мужской лик анфас с курносым носом и маленьким ртом. Общая надпись на глазах и под носом гласит: ЯРА МИМ. Тем самым, первыми изображениями данного ряда являются мимы Яра.

    Затем слева от цифры 2 находится женское лицо, развернутое также влево, с маленьким носом и глазками и с проваленным ртом. Понятно, что перед нами – мима Мары. Надпись на левом глазу и слева от носа как раз и удостоверяет: МАРА. А справа от цифры 2 расположено изображение мужского лица анфас с вытаращенными глазами, носом картошкой, низко опущенным ртом, маленькой бородкой, но очень крупными усами. На левом глазу начертаны в лигатуру буквы слова РОДА, под носом – слова МИМ. Правее, в профиль можно видеть женское лицо, развернутое вправо. У него – острый нос, низко посаженный закрытый правый глаз, тонкие губы, длинный подбородок и горестная складка от носа. Над головой написано слово МИМА, на уровне бровей – слово МАРЫ. Таковы пять ликов второго ряда.

    Третий ряд, как уже упоминалось, осыпался, и на нем сейчас можно разглядеть крупный, но малоконтрастный лик справа от цифры 3. Зато справа сохранился один неосыпавшийся лик, который показывает, насколько четкими были рельефы этого ряда. Лик представляет собой карикатурную маску РОДА МИМА, развернутую вправо на ¾, обладающую очень большим ртом, коротким носом и скошенным подбородком.

    Было бы интересно рассмотреть и остальные ряды, однако при данном масштабе изображений на фотографии их детали почти не видны. Для полноценного анализа нужны фотографии крупного масштаба.

    Следы символики на данной скале
    Рис. 13. Следы символики на данной скале

    Следы символики. Как обычно, Л.В. Шершнев уловил следы символики на данной скале, которые он передал в контурном рисунке. Прежде всего, он прослеживает остатки гигантского изображения двуглавого орла, вписанного в поверхность скалы и распростершего крылья на почти всю её поверхность. Наверху в виде короны находится надпись БОГЪ АСЪ, чуть ниже – символ ЯРА МИР, еще ниже – лик мужчины анфас, на усах и бороде которого читаются слова ЯРА ЛИК. На груди – надпись ЯРА РУСИ, а еще ниже – МАСКА ЯРЕЛА. На скипетре в правой ноге орла – символ Яра с надписью ЯР, и две головы орла с надписью ЯРА МИР. Возможно, что на шаре в левой лапе (державе) тоже имеются надписи.

    Изображение малого орла на самом Куйве
    Рис. 14. Изображение малого орла на самом Куйве

    Помимо большого орла Л.В. Шершнев изобразил по следам на скале и малого – уже на самом лике Куйвы. Он тоже двуглавый, так же держит в правой лапе скипетр, а в левой – державу, в центре композиции та же можно видеть мужскую голову анфас с надписью ЯРА РОД, и, наконец, надпись ЯРА РОД можно видеть на груди орла под головами. На самом верху символики читаются слова БОГ РОД АСЪ, а на хвосте возле левой лапы – слова ЯРА ХРАМ. На скипетр нанесена символика Яра.

    Фотография из статьи «Экспедиция на Сейдозеро»
    Рис. 15. Фотография из статьи «Экспедиция на Сейдозеро»

    Кто такой Куйва

    Желание понять, кто такой Куйва у меня было еще при моём первом посещении Сейдозера. Правда, и мой фотоаппарат тогда, в 2007 году, не давал нужной разрешающей способности, и погода была капризная, с тёмными тучами, сквозь разрывы которых иногда светило солнце, так что отличной фотографии у меня не получилось. А та, которую я использовал в моей статье «Экспедиция на Сейдозеро», не позволяла выявить мелких особенностей надписи. Тем не менее, я рассмотрел те фрагменты, которые обведены черной рамочкой, и пришел к выводу о том, что вроде бы Куйва представлял собой изображение мима Макоши в полный рост. Однако понимал, что данная атрибуция сделана предварительно и ее следует проверить на более четкой фотографии скалы Куйвы.

    Сейчас я обратил внимание на те надписи на данной фотографии, которые остались вне моего рассмотрения. Я их обвел белыми рамочками, а дешифровки вынес на поля справа (поля внизу принадлежат моим дешифровкам 2007 года). Самая нижняя содержит надпись МАРЫ ЯРЫ ХРАМ. Я полагаю, что это – титульная надпись всей скалы. Средняя надпись дублирует ее, но с другим порядком слов: ХРАМ ЯРА МАРЫ. Наконец, верхний фрагмент относится уже не к скале Куйвы, а к склону соседней вершины. Там можно выделить изображение мужского лица анфас с широким носом и длинным ртом. На глазах можно прочитать слово ЯРА, на губах – МИМ. Таким образом, соседняя возвышенность посвящена Яру, а данная скала – Маре. Следовательно, хотя изображение Макоши там допустимы, но не в качестве главных.

    Детальное изображение Куйвы и мои дешифровки
    Рис. 16. Детальное изображение Куйвы и мои дешифровки

    Выше я писал, что если найдутся хорошие изображения Куйвы, то можно будет более детально рассмотреть и содержание каждого ряда «иконостаса». Теперь это требование выполнено. Имеется вполне реальная возможность рассмотреть все 4 ряда каменных изображений, третий, куда приходится голова, четвертый, с раскрытыми руками, пяты, где заканчивается туловище и шестой, на который приходятся ноги.

    В первом ряду можно видеть голову Куйвы. Она не очень велика относительно тела, но всё же укладывается в нем 6 раз. Полный размер в 7 голов – вполне нормальные пропорции для европейца. Голова развернута влево, ее черты лица довольно гармоничны, нос прямой, подбородок вытянут вперед, глаза закрыты, усы и маленькая борода хотя и не исключены, но явно не выражены. Низ носа и губы образуют букву Р, за которой впритык следуют буквы О и Д, составляя слово РОД. Таким образом, перед нами – не мим Макоши, как показалось при первоначальном чтении очень неясного текста, а сам бог Род. В таком случае понятно, почему саамы называли его стариком. Это название, скорее всего, они заимствовали у русских, для которых Яр был добрым молодцем, а Род – седым стариком, главным богом предшествующей эпохи. Так что слово Куйва, «старик», есть просто перевод одного из эвфемизмов русского языка на саамский.

    Хотелось бы также иметь проверочную надпись, удостоверяющую то, что перед нами – действительно Род, а не кто-то другой. Такая надпись существует, она находится на груди изображения, а также чуть левее и правее. Она нанесена самыми крупными буквами всей скалы и гласит: РОД ЯРОВ. Как представляется, это означает, что изображение Рода создано в эпоху Яра. Теперь, после прочтения второй, более полной и наиболее крупной надписи, всякие сомнения относительно атрибуции Куйвы отпали. Кроме того, еще одна надпись РОД находится чуть ниже надписи ЯРОВ.

    Другие лики «иконостаса»

    Представляет большой интерес рассмотреть и другие лики скалы Рода. Лики третьего ряда я не рассматриваю, поскольку целиком этот ряд на данной фотографии просматривается плохо. Зато можно подробно изучит лики четвертого ряда (яруса), частично заходящие в третий; их я поместил на полях ниже фотографии.

    Первый лик являет собой угловатое мужское лицо анфас, обладающее длинным носом, очень короткой верхней губой (рот начинается прямо под носом), относительно большой бородкой клинышком, и опущенными вниз глазами. На глазах имеется надпись ЯР, которая дублируется на бороде. Правее находится второй мужской лик анфас, самый крупный. Нос посередине перебит, глаза открыты, а рот приоткрыт только с правой его стороны, обнажая крупные зубы. Усы и борода скорее подразумеваются, чем выявлены. Вдоль бровей и вдоль верхней губы тянется надпись одного содержания, РОД ЯРА. Таким образом, лик Рода примерно в полтора раза крупнее лика Яра.

    Правее следуют два мелких мужских лика анфас, но с лёгким разворотом левого лика влево, а правого – вправо. У левого лика – очень густая копна волос, закрывающая левый глаз, короткий нос и верхняя губа с усами, но длинная борода. У правого – глаз практически не видно, нос мясистый, рот крупный, имеются усы и борода клинышком. На шевелюре и глазах первого можно прочитать слова МИМ РОДА. И точно такие же слова, МИМ РОДА, можно прочитать на глазах и на носу правого лика.

    Правее крупного лика Рода, примерно на уровне рта и подбородка, находятся еще два мелких мужских лика, верхний в профиль с разворотом влево, нижний – анфас. Рот первого и левый глаз второго образуют надписи РОД и ЯР соответственно. Скорее всего, перед нами – мимы соответствующих богов. А еще правее находится совершенно ужасный мужской лик анфас с расплющенным носом, кривым ртом с высунутым языков, глазками-щёлочками и очень прямыми бровями. Ясно, что перед нами – мим. Подпись это удостоверяет: на лбу читается надпись МИМ, на носу – РОДОВ. Это изображение я поместил наверху фотографии.

    Завершает галерею четвертого ряда примыкающее к Куйве изображение старческого мужского лица в профиль с разворотом влево с мясистым носом, глазами-щёлочками и проваленным ртом, складка от которого тянется вдоль крупной бороды. На глазах имеется надпись МАСКА, на носу – РОДОВА.

    Изображения пятого ряда слева от Куйвы прослеживаются и идентифицируются с большим трудом. Для их понимания требуется еще более крупная фотография.

    Изображения шестого ряда слева от Куйвы я поместил на полях справа вверху. Сначала следуют два мелких мужских лика анфас с карикатурными чертами лица, где левый атрибутирован на глазах как РОД, а правый на глазах и губах – как ЯРА РОД. Вероятно, это всё-таки изображения мимов Рода. Справа к ним примыкает изображение крупного лица то ли человека, то ли льва – нечто среднее. На глазах надпись – ЯР.

    На самом Куйве под его правой рукой можно видеть мужской лик анфас без бороды и усов с длинной нижней челюстью, тонкими губами и очень крупными носовыми складками, тянущимися вплоть до подбородка. На его глазах читается надпись ЯРА, а под носом – надпись МИМ. На правом бедре Куйвы имеется еще один мужской лик в профиль, развернутый влево. На глазах его можно прочитать слово МИМ, а справа от усов – РОДА.

    Далее я рассматриваю некоторые из ликов справа от Куйвы. Так в четвертом ряду в качестве левой руки Куйвы изображены глаза крупного мужского лика анфас, чьи глазницы и нос перекошены, а тонкие губы рта образуют волнистую линию. Этот лик я поместил на полях справа внизу. На глазах и губах читается выражение ЯРА МИМ.

    Слева от левой ноги Куйвы также имеется мужской лик в профиль с разворотом влево, относящийся к шестому ряду. Нос приплюснут, губа волниста. Надпись справа от глаз и на линии рта гласит: ЯРА МИМ.

    Я выделил также самое высокое и самое правое изображение в третьем ряду. Это – нижняя часть мужского лица анфас, где отсутствуют глаза, но зато имеется очень широкий нос, большая дистанция от носа до рта, тонкие губы и крупная борода. Наверху носа можно прочитать слова ЯРА РОД.

    А самое правое изображение четвертого ряда, частично заходящее в пятый ряд, являет собой мужское лицо в профиль с разворотом влево, где губы образуют абсолютно горизонтальную линию, нос прямой, усы и борода хорошо выявлены, глаз смещен вниз. На волосах и глазах можно увидеть надпись МИМ РОДА.

    Два крупных карикатурных мужских лица анфас можно увидеть в пятом ряду справа от Куйвы. Один лик с перекошенными глазами, носом картошкой и перекошенными прямыми губами подписан ниже рта словами МИМ РОДА, тогда как другой, самый правый и тоже весь перекошенный, с узким, не расширяющимся книзу носом, мелкими глазками, имеет под глазами надпись просто РОД.

    Таковы выявленные на данном участке 16 ликов и семнадцатый – самого Куйвы-Рода (последнее изображение дано в полный рост).

    Общий вид из космоса
    Рис. 17 Общий вид из космоса

    Геоглифы Хибин и Сейдозера

    Было бы интересно рассмотреть данный регион и из космоса, например, воспользовавшись программой компании Гугл «Планета Земля». Глядя на фотографии района Сейдозера из космоса, мы видим два огромных горных плато в виде подков. Размер «Большой подковы» составляет 50 км в диаметре, «Малой» - 20 км. На врезке я показал лики, которые можно обнаружить на данном снимке. Так, к северу от города Апатиты находится мужской лик в профиль, развёрнутый влево. Брови насуплены, нос длинный, рот прямой. Вдоль носа читается надпись РОД. Чуть правее находится второй лик, теперь уже женский, крупнее первого и также развернутый влево, но на ¾. Глазные впадины имеют вертикальное расположение, нос курносый, Губы имеют вид букв КА, которыми завершается слово МАСКА, начертанное чуть левее. На левой щеке имеется продолжение надписи, слово МАРЫ. Таким образом, перед нами – маска Мары. А волосы головы этой маски переходят правее в изображение козлика, зооморфный лик той же Мары. Верхняя часть левого рога козлика содержит слово ЛИК, ниже в обращенном цвете можно прочитать слово МАРЫ, тогда как в прямом цвете внизу написаны слова РУСЬ РОДА, хотя последнее слово написано очень слабо, так что тут уверенного чтения нет.

    Вид из космоса при развороте рисунка
    Рис. 18. Вид из космоса при развороте рисунка

    Надписи и лики, позволили определить направление рисунка. Мы его развернули для удобства просмотра . Бросается в глаза Ведический крест, с равномерными концами. Общий размер креста (в диаметре) составляет, примерно, 15 км. Правый конец креста показывает на север, со сдвигом на запад. Разница составляет, примерно 15 градусов. Если продолжить эту линию дальше, то она пройдёт слева от острова Шпицберген, через правую часть острова Гренландия и через остров Девон. На это же место, как возможного места затонувшего материка – Гипербореи, один из нас (Чудинов В.А.) указал в своих статьях «Где и когда существовала Аркторусь? 03.12.2008г., Geoglyphs of the Devon Island. Геоглифы острова Девон 10.03.2009 г. и Greenland Geoglyphs show resemblance with ArctidaГеоглифы Гренландии напоминают об Арктиде 17.03.2009 г.» Далее эта линия указывает на Америку. Надпись рядом и лик Яра Рода, указывает направление на землю Руси ЯРА РОДА.

    Верхний конец креста, показывает направление на запад, вдоль Скандинавии и далее – на северную Шотландию. Над ним надпись: МАЯК. АРКТОРУСЬ (дважды). Надпись указывает на сектор, где находится Аркторусь. Левый конец креста показывает на юг, в Европу, как Русь Мары. Рядом находится надпись: ЯРА МАРЫ ЛИК. РУСЬ, что означает – Русь Мары. Лики здесь не выделяем, чтобы не усложнять открывшуюся нам картину с надписями и крестом.

    Четвёртый конец креста, показывает на центральную Русскую равнину. Сектор охватывает огромный район современной России, от Прибалтики и за Урал. Это РУСЬ ЯРА, Вот такую картину мира показывает нам фотография «Большой подковы». Эта информация, конечно, требует дальнейшего подробного исследования.

    В нижней части рисунка, на «малой подкове» виден сектор Яровой Руси, зооморфным символом которой явилась – Рысь. Тут же имеется надпись ЯРА РЫСЬ. Отметим, что лик рыси (если это рысь) встречается нам второй раз. До этого, рысь, как символ Руси Яра Рода, была выявлена на геоглифе Аркаима. Об этом мы писали в статье «Геоглифы и скульптуры Аркаима от 19.07.2009 г.».

    Подкова рядом с Сейдозером
    Рис. 19. Подкова рядом с Сейдозером

    Теперь рассмотрим «Малую подкову» и, собственно, район Сейдозера. Здесь можно выявить слева крест и две надписи АСЪ. Справа вверху написано ЛИК МИРА РУСИ. Чуть ниже прослеживается неразборчивая надпись. На рисунке виден ведический крест с тремя лепестками на концах. В лепестках свастикоподобные лигатуры Яра можно прочитать: АСЪ ЯВЬ ЯРА, а правее – ЯВЬ ЯРА МИРА РУСИ. Навершие большого креста представляет свастикой с Т- образными концами и надписью АСЪ. Это может означать ТРОЮ ЯРА, на которой также существует надпись АСЪ. Ещё один крест, чуть меньше, находится рядом. Кресты в пространстве расположены одинаково, отличаясь от современного направления на северный полюс примерно на 15 градусов западнее. Об этом писал один из нас (Чудинов В.А.) в статье «Где и когда существовала Аркторусь», по исследованию Уварова В.А «Пирамиды». Отметим ещё наличие косого креста, вписанного в круг с прямым. Это встречается нам впервые.

     

    В правой части «подковы» имеются два львиных лика, в профиль и анфас. Лик в профиль развернут влево, и демонстрирует полуоткрытую пасть, я его обвел белой чертой. Возможно также, что это лик рыси. В таком случае

    Лик правее анфас я отдельно изобразил на врезке; под левым глазом на щеке можно прочитать слова МИМ ЯРА. В том, что львиный лик является зооморфной ипостасью Яра, нет никаких сомнений.

    Сейдозеро, Яра Руси Земля.
    Рис. 20. Сейдозеро, Яра Руси Земля.

    Ещё один рисунок подтверждает: ЯРА ЛИК. РУСИ ЗЕМЛЯ. Высота снимка- 27,5 км. Справа изображен лик мужчины в профиль с разворотом вправо. Черты лица довольно правильные, виден пропорциональный прямой нос, открытый глаз, полуоткрытый рот, в котором просматривается верхний зуб, достаточно выступающий подбородок. Такое изображение вполне мог бы иметь бог, однако подпись в черной рамочке гласит иное: МИМ ЯРА. Для мима оно слишком хорошо.


    Рис 21. Лики Ярела и Льва

    Вид геоглифа с малой высоты продемонстрировал нам ликону Ярела (двуглавого орла), где лики Орла, Льва и Трои Яра образуют сложную картину. Надписи, при этом гласят: РУСЬ МАКАЖИ. ЯР ЛЕВ. ЯРЕЛЪ СЫН. ЛИК ЯРА СЫН». В центре Ярела видна надпись в виде свастики: ЯВЬ ЯРА. Жезл в лапе Ярела, указывает вдоль линии, на тот северный полюс, что был до катастрофы. Навершие жезла (в виде маленького Ярела) подписано словами ЛИК ЯРА СЫНА и РУСЬ МАКАЖИ.

    Обсуждение

    В данной статье предпринята попытка одновременного рассмотрения петроглифов и геоглифов, поскольку предполагалось, что они в целом будут соответствовать друг другу. Это предположение полностью оправдалось.

    Прежде всего, было выяснено, что гора напротив скалы Куйвы является одним большим храмом Мары, разделенным на ряд локальных храмов. Эти локальные храмы представляют собой обнажения скальных пород, обработанные человеком так, чтобы изображать богов в антропоморфном и зооморфном виде. При этом выходы скальных пород на склоны горы являлись идеальной средой для придания им человеком божественных черт. И помимо скульптурных изображений богов существовали также и более отвлечённые в виде наскальных рельефов, а иногда и в виде вторичных плоских изображений. Возможно, что каждое такое монументальное сооружение в дальнейшем использовалось не только как храм, но и как место для привлечения туристов.

    Что же касается скалы Куйвы, то она, скорее всего, была посвящена богу Роду, хотя давала изображения и других богов, а дальше, на следующем склоне, располагались владения Яра. Скала Куйвы благодаря отличным фотографиям, найденным в интернете, могла быть нами обследована достаточно подробно. Выявлено, что она состоит из 7 рядов (ярусов), где самый верхний содержит только надписи, тогда как остальные 6 представляют собой лики с подписями. В этом скальном образовании можно усмотреть предшественника христианского иконостаса, который, однако, содержит не меньшее, но БОЛЬШЕЕ количество рядов. Однако, поскольку фотографий, содержащих изображение скалы на большом удалении от Куйвы нет, понять закономерности расположения рядов и отдельных ликов внутри них пока не удалось. С другой стороны, поскольку до этого была выявлена аналогичная скала на реке Колумбия в штате Орегон США, появляется возможность для сопоставления разных «иконостасов» между собой в плане общей композиции, расположения изображений, их качества и по многим другим параметрам.

    Особенной удачей следует признать истолкование образа Куйвы. Уже по многим косвенным признакам Куйва никак не годился на роль саамского божества. Даже по их собственным легендам, он был чужестранцем – то ли шведом, то ли чудью. Только лишь это уже не позволяет считать Куйву саамом. Но все эти легенды очень молоды – им всего-то 2-3 века, тогда как бог Род почитался нашими предками в среднем палеолите. К тому же бог Род по сравнению с богом Яром всегда считался старым, да и на рисунках выглядел весьма пожилым. Так что, скорее всего, он стал «Куйвой», то есть «Стариком» под влиянием русских легенд, ибо на самом изображении его лицо настолько плохо моделировано, что по нёму невозможно определить не только возраст или пол, но даже человеческое ли оно.

    Что же касается атрибуции Куйвы славянским богом Родом, то за это говорит следующее: 1) Наиболее крупная надпись на его груди гласит РОД ЯРОВ. 2) Более мелкие надписи РОД чуть ниже и на голове свидетельствуют о том же. 3) Надпись ЯР РОДА на изображении двуглавого орла прямо на фигуре Куйвы напрямую связывает Яра с Родом. 4) Сопровождение фигуры Куйвы массой ликов Рода или мимов Рода в непосредственной близости от Куйвы можно понимать как поддержку мелкими символами основного символа данной местности. 5) Истолкование саамами Куйвы как старика чужого народа говорит о том, что саамы его своим не считали.

    Таким образом, нынешнюю трактовку Куйвы как саамского божества следует признать ошибочной. Столь же ошибочными следует считать и трактовки слов Ловозеро и Сейдозеро как саамских. И напротив, слово «рйока» в саамском языке указывает на явное заимствование этого слово из языка русского. Следовательно, именно саамы заимствовали элементы русской культуры, а не наоборот, как полагают историки до сих пор.

    Отметим также то, что до сего дня крупные фигуры бога Рода (скульптурные или написанные) нам на территории нынешней России известны не были.

    Весьма интересный материал принесло и исследование геоглифов. Так, на «Большой подкове» выявлены надписи: «МАЯК. АРКТОРУСЬ (дважды)» «ЯРА МАРЫ ЛИК. РУСЬ», «РУСЬ ЯРА РОДА», «РУСЬ ЯРА». Крест представляет точку отсчёта, откуда начинается мир Руси. Данные исследования подтверждают точку зрения, что Хибины – это сакральный центр Аркторуси, входивший когда-то в легендарную Гиперборею.

    А на «Малой подкове» выявлена надпись «ЯРА РУСЬ», лик мима Яра, смотрящий влево, дважды - лигатуру Яра (лик, мир, храм Яра); надпись «ЯРА РЫСЬ», лик Рыси. Таким образом, определен сектор Яровой Руси, зооморфным символом которой явилась – Рысь. Имеется и надпись «ЯРА ЛИК. ЯРА РУСИ ЗЕМЛЯ», ведический крест с тремя лепестками на концах. В лепестках свастикоподобные лигатуры Яра можно прочитать слова: «АСЪ ЯВЬ ЯРА», а. справа: «ЯВЬ ЯРА МИРА РУСИ». Навершие большого креста представлено свастикой с Т-образными концами и надписью «АСЪ». Это при определенных условиях можно понять как ТРОЮ ЯРА.

    Таким образом, надписи – петроглифы и лики, подтверждают изображения, полученные с разных высот и представленные различными геоглифами.

    Лики Орла, Льва и Трои Яра образуют сложную картину. Надписи, при этом гласят: «РУСЬ МАКАЖИ. ЯР ЛЕВ. ЯРЕЛЪ СЫН. ЛИК ЯРА СЫНА». В центре лика Ярела имеется надпись в виде свастики: «ЯВЬ ЯРА». Жезл, в лапе Ярела указывает вдоль прямой линии на тот северный полюс, который был до катастрофы. Навершие жезла (в виде маленького Ярела) подписано: «ЛИК ЯРА СЫНА» и «РУСЬ МАКАЖИ».

    На это хотелось бы остановиться чуть подробнее. Яр являлся, вероятно, сыном Мары и Рода. Поэтому Яр понимается как Родов. Лигатуры-свастики также имеют надписи «ЯВЬ ЯРА» и «МАСКА ЯРЕЛА. ЯРА РУСИ». Под тёмной фигурой Куйвы выявлен (впервые) двуглавый Орёл с прямыми крыльями. В левой лапе – шар-крест с равносторонним крестом. А надписи: «БОГ АСЪ ЯР. ЯВЬ ЯРА. ЯРА РОДА», так же, как и символы указывают на происхождение Яровой Руси – она являлась наследницей Руси Макоши и Руси Рода.

    Выводы. В результате предварительного эпиграфического исследования района Хибин на Кольском полуострове нам удалось выявить лики, символы и надписи Аркторуси – Гипербореи и Яровой Руси с предварительной оценкой даты происхождения сакрального места – более 13-15 тысяч лет тому назад. Цель данной работы достигнута. Сакральность Хибин подтверждается геоглифами, читаемыми с высоты 93 км, 27.5 км и петроглифами, читаемыми с расстояния в 500 м. Для более полной картины требуются дополнительные исследования артефактов–камней с помощью микроэпиграфики.

Комментарии:

Аноним
06.10.2013 14:10
Геоглифы на юго-востоке хибин. Уверен, есть еще, но эти можно различить. 67.727030,34.205090

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову