Слово «Русь» на узорах

Чудинов Валерий Алексеевич


Меня часто спрашивают о том, как называлась наша территория в древности. Ответ один – независимо от древности она называлась РУСЬ. И это название постоянно воспроизводилось в письменных обозначениях, прежде всего, в виде узоров.

В данной работе я собрал обозначения Руси из различных своих прежних работ, где они были написаны на различных археологических памятниках Средневековья и поздней античности.

Оглавление:
  • Слово «Русь» на узорах
  • Обозначение Руси
  • Знаки из Македонии и Византии
  • Названия Чехии и Словакии
  • Названия польских земель
  • Земли Поднепровья и района Курска
  • Болгария и Молдавия
  • Часть Словакии
  • Названия земель на других территориях
  • Названия на территории России
  • Заключение
  • Литература
  • Слово «Русь» на узорах

    Меня часто спрашивают о том, как называлась наша территория в древности. Ответ один – независимо от древности она называлась РУСЬ. И это название постоянно воспроизводилось в письменных обозначениях, прежде всего, в виде узоров.

    В данной работе я собрал обозначения Руси из различных своих прежних работ, где они были написаны на различных археологических памятниках Средневековья и поздней античности.

    Обозначение Руси

    Сочетание знаков РС для обозначения Руси весьма характерно и вряд ли объясняется случайностью или заимствованием. Мы сталкивались с ними, например, анализируя орнамент Византии [1, с. 484] (IV в.н.э.) или монету польского князя Болеслава Кривоустого [2, с. 83] (ХII в. н.э.). Однако есть и другие примеры более раннего их начертания в других местах.

    Знаки из Македонии и Византии

    Рассмотрим примеры употребления данных знаков в узорах. Первый случай относится к фрагменту ручки сосуда IV в. до н.э., найденного в Македонии, с греческой надписью ƟAΣIΩN HPOФANTOΣ (СВЯЩЕННИК ФАСОСА) ?3, с. 28, табл. IV № 3?, рис. 1-1. Помимо греческой надписи тут помещен узор, который мы читаем ЖИВИНА РУСЬ, рис. 1-2, имея в виду Русь с культом богини Живы. Возможно, что уже в этот период праславяне находились на землях Македонии, будучи автохтонами и продолжая во времени предславянскую культуру Винча. Во всяком случае, Екатерина Великая писала: «У греков имя «Русь» задолго до Рюрика знаемо было» [4, с. 13]. «Сказывают, будто Руссы Филиппу Македонскому, еще за 310 лет до Рождества Христова в войне помогли, також и сыну его Александру, и за храбрость от сего грамоту золотыми словами писанную достали, которая будто в архиве Султана Турецкого лежит. Но понеже архивными бумагами бани Султанские топят, то, вероятно, что сия грамота к тому же давно употреблена, буде тамо лежала» [4, с. 14]. Возможно, что в процессе колонизации данной местности греки наряду с другими народами застали здесь праславянский субстрат. В таком случае не вызовет удивления и употребление письма русов в Византии как письма весьма древнего и понятного части подданных Византийской империи.

    Наше чтение слова РУСЬ и сопровождающих его слов на узорах
    Рис. 1. Наше чтение слова РУСЬ и сопровождающих его слов на узорах

    В уже упомянутом анализе узора IV в. н.э. [1, с. 484], мы рассмотрели фрагмент (под левой птичкой), помещенный на рис. 1-3. Помимо слова РУСЬ тут можно прочитать и менее ярко выраженное слово ВЬЗЬНТИЙ (с ударением на последнюю гласную, как показывает написание слоговыми знаками), что образует словосочетание РУСЬ, ВИЗАНТИЙ (РУСЬ, крепость ВИЗАНТИЙ). Так что и через 800 лет имя РУСЬ в данной местности не исчезло.

    Интересно, что Константинополь, единственный город в истории, имел русское название, отличающееся от общепринятого: он назывался Царьград. Это показывает, что у русов было к нему особое отношение. Возможно, что это объясняется наличием русского этноса на территории Византии в течение всех средних веков, а не только его присутствием в древности.

    Названия Чехии и Словакии

    Еще через 400 лет соседнюю область, Албанию, посетили другие народы. На язычке пряжки 781-787 гг. из Врапа [5, с. 191, рис. 1-4], рис. 1-5, можно прочитать слово БОМЕ (т.е. ЧЕХИ), а на поясной накладке, примыкающей к пряжке, (кверху ногами) мы читаем БОМОВА РУСЬ, т.е. ЧЕШСКАЯ РУСЬ, рис. 1-6. Эта Русь, видимо, располагалась северо-западнее ЖИВИНОЙ РУСИ и тем более РУСИ с ВИЗАНТИЕМ. Известно, что на территории Чехии примерно с VI в. существовало славянское государство Само, которое, видимо, и было БОМОВОЙ РУСЬЮ. Кроме того, как видно из поясной накладки того же времени из того же Врапа [5, с. 191, рис. 1-6], рис. 1-7, ЖИВИНА РУСЬ существовала еще в VIII в., которую частично занимали СЬЛОВАКИ РУСИ, как о том нам повествует ЦЬРЬСЬКИ ВЬНЪЗЕЛЪ, рис. 1-8, т.е. ЦАРСКИЙ ВЕНЗЕЛЬ. Заметим, что названия СЬЛОВАКЪСЬКИ РУСЬ нет. Иными словами, самостоятельного государства у словаков в этот период еще нет.

    Названия польских земель

    Что же касается остальной огромной европейской территории славян, то она называлась ВОЛЕВА РУСЬ, как это следует из рис. 2, то есть ВОЛЬНАЯ, СВОБОДНАЯ РУСЬ. Это означает, что пока ни один проживающий на ее землях народ не считает эту Русь свой собственностью, и потому пока не окрашивает ее своим этническим именем.

    Земли Поднепровья и района Курска

    Прежде всего, название РУСЬ можно прочитать на фибулах. Так, под нынешним Каневым в районе Поднепровья на фибуле V века, рис. 2-1, [6, с. 57, рис. 8] можно прочитать слова ВОЛЕВА РУСЬ, рис. 2-2. Заметим, что под Каневым находятся остатки Артании, древнего города, о котором писали арабские путешественники. За недостатком места мы не приводим другие фибулы с аналогичным чтением.

    Наше чтение надписи ВОЛЕВА РУСЬ на разных предметах
    Рис. 2. Наше чтение надписи ВОЛЕВА РУСЬ на разных предметах

    На поясном наборе VI в. из г. Суджа Курской области [7, с. 341, рис. 9], рис. 2-3, мы читаем слово ВОЛЕВА, подразумевая РУСЬ, рис. 2-4.

    Территория Венгрии. Интересно, что в нынешней местности OROSZLÁNY в Венгрии (в переводе буквально РУССКАЯ) найдена фибула VII-VIII вв., фрагмент которой показан на рис. 2-5 [7, с. 314, рис. 5b]. Надпись та же –ВОЛЕВА РУСЬ. В принципе, это понятно: до прихода мадьяр на этой территории жили словаки, которые, однако, не имели общепризнанного государства и прав на данную землю.

    Рис. 2-6. Автор статьи, Агнеш Шош из Будапешта, заметила по поводу фибул и накладок аварского времени следующее: «Эти произведения вырабатывались как в столице Византии, так и в некоторых странах, где они были распространены. Так, например, в Историческом музее в Киеве находится матрица для производства поясных наборов, которая исключительно похожа по форме и украшениям на найденные около г. Алкалань близ Константинополя золотые поясные бляшки, датированные золотыми византийскими монетами началом VII в. Только незначительные различия в орнаменте показывают, что набор, найденный около византийской столицы, не был выкован на матрице из Киевского музея. Это сходство свидетельствует о том, что на Украине была ювелирная мастерская, где выделывались произведения, очень похожие на византийские образцы» [7, с. 339]. На наш взгляд это сходство, а также то, что поясные наборы из Алкалани были приняты болгарскими археологами за праболгарские [8, с. 12] свидетельствует о том, что существовало теснейшее культурное единство между материальной культурой Византии, Болгарии и киевских славян, еще не оформившихся в Киевскую Русь. Это еще больше поддерживает гипотезу о существовании Византийской Руси, занявшей часть Вольной Руси, тогда как киевляне и жители древнего Канева считали себя насельниками Вольной Руси.

    Болгария и Молдавия

    На рис. 2-7 показана поясная накладка из Преслава [7, с. 362, рис. 25] с чтением РУСЬ ВОЛЕВА, рис. 2-8. На рис. 2-9 воспроизведено гончарное клеймо VIII-Х вв. с территории нынешней Молдавии, из села Кирпичное [9, с. 31, рис. 2-7], где также можно прочитать ВОЛЕВА РУСЬ. На рис. 2-11 [10] показан узор топора Х-ХI в. из Кракова, на котором мы читаем ВОЛЕВА РУСЬ, рис. 2-12. Последнее понятно, ибо Польша до того, как она стала ЖЕЧЕПОСПОЛИТА ЛЮДОВА, обозначалась, как ВОЛЕВА РУСЬ.

    Часть Словакии

    На рис. 2-13 мы воспроизвели бронзовый наконечник ремня VII-VIII в. из погребения под Братиславой [11, мог. 83, № 1-4], надпись на котором мы читаем ВОЛЕВА РУСЬ, МОРАВЫ, рис. 2-14. Таким образом, не только словаки, но и Моравы (славяне, проживавшие в бассейне реки Моравы) не имели земли, называвшейся их этническим именем.

    Названия земель на других территориях

    Все приведенные надписи имели достаточно орнаментальный характер, так что нас можно заподозрить в неоправданной склонности видеть в завитках надпись. Однако можно привести изображение пряжки VIII-IX вв. из Белой Вежи, рис. 3-1 [12, с. 24, рис. 15-4], на которой нет завитков, но присутствует надпись ВОЛЕВА, рис. 3-2. Иными словами, и земля хазар не имела названия. После возникновения Киевской Руси надпись меняется; так, на оловянной подвеске XIII в., найденной в Полоцке, рис. 3-3 [13, с. 70, рис. 34], мы читаем РУСЬ, КИЕВЪ, рис. 3-4. Тем самым в тот период часть нынешней Белоруссии входила в юрисдикцию Киева. На фигурке бога Прове XI в. из славянского города Ретра в Мекленбурге (Германия), рис. 3-5 [14], читаем РУСЬ СЬКЛАВИНОВЪ, рис. 3-6. Следовательно, эта территория отличалась от соседней Вагрии, где тоже проживало славянское население. В Ярославском Поволжье на поясной бляшке IX-X в. из Михайловского могильника, рис. 3-7 [15, с. 78, табл. V-3] можно прочитать слова ЯРОСЬЛАВЛЕВА СЕВЕРЪНА РУСЬ, рис. 3-8. Здесь уже вместо этноса или столицы упомянут конкретный правитель. Однако территория называлась не ЯРОСЛАВСКАЯ РУСЬ, а СЕВЕРНА РУСЬ, хотя и была связана с Ярославом. Другой конкретный правитель, а именно ОЛЕГ, упомянут на поясной накладке XI в. из Суздаля [16, рис. 28-1], рис. 3-9, где надпись читается ВОЛЕГОВА РУСЬ, рис. 3-10. Наконец, на орнаменте ХVI в. восточной стены наоса Доньёй церкви под Княжевцем в Сербии [17, с. 67, рис. 26], рис. 3-11, мы читаем ЖИВИНА РУСЬ, рис. 3-12. Иными словами, Балканы были как раз центром ЖИВИНОЙ РУСИ.

    Наше чтение надписей РУСЬ позднего средневековья
    Рис. 3. Наше чтение надписей РУСЬ позднего средневековья

    Названия на территории России

    Обратимся теперь к надписям средневековья только на территории нашей страны. Так, в Старой Рязани, на раскопе 18 найден перстень XII в. [18, с. 194, 295, табл. 67-2], рис. 4-1, надпись на котором мы читаем РУСЬ ВОЛЕВА, рис. 4-2. На пластинчатом перстне ХII–XIII вв. из Волковыска [19, с. 42, рис. 13–32], рис. 4-3, можно прочитать смешанную надпись РУСИ, рис. 4-4. На псалии XI в. из Суздаля [16, рис. 26-8], рис. 4-5, можно прочитать РУСЬ, СЬЗЬДАЛЬ, рис. 4-6. На золотом перстне XII–XIII вв. из Серенска [21, с. 66 рис. 2], рис. 4-7, мы читаем РУСЬ, СЕРЕНЪСЬКЪ, рис. 4-8. На перстне VII–IX из Дмитровского городища, расположенного на границе Руси и Хазарии, рис. 5–3 [22, с. 116, рис. 61–87] видна надпись: СЕ РУСЬ, т.е. ЭТО РУСЬ, 6485 (977) г. Наконец, на рис. 4–11 изображен серебряный перстень из Киевского клада [23, с. 111–112] с затейливым орнаментом. Этот орнамент читается и означает КЪЕВЪСЬКА РУСЬ, рис. 4-12. Это – первое документальное подтверждение образования новой земли с названием КИЕВСКАЯ РУСЬ. До этого обозначался только Киев как город в надписи КИЕВ, РУСЬ.

    Наше чтение надписей на отечественных изделиях
    Рис. 4. Наше чтение надписей на отечественных изделиях

    На рис.5, мы представили звено браслета ХII в. из Чернигова [24, с. 59, рис. 26], рис. 5-1, с читаемым орнаментом. Первый знак РУ на нем положен, остальные написаны нормально. Текст гласит: Руси СЕВЪ(РЯНСКОЙ), рис. 5-2, т.е. ЗЕМЛИ СЕВЕРЯН. Затем показана накладка пояса XIII-XIV в. из Черной Руси, ядра Литовско-Русского государства [25, табл. V-15], рис. 5-3, на которой мы читаем РУСЬ БОРУСЬСЬКА, рис. 5-4, то есть, РУСЬ ПОРУСЬЯ. На аналогичной накладке примерно из той же местности и того же времени [25, табл. V-18], рис. 5-5, мы читаем ВЪ БЕЛОРУСИИ, рис. 5-6. На поясе дружинника конца Х в. из Заславля (Белоруссия) [26, с. 22], рис. 5-7, мы читаем СЬКЬЛАВИНЬСЬКА И ВОЛЕВА РУСЬ, рис. 5-8, т.е. эта местность была границей Руси Склавинов и Вольной Руси.

    Наше чтение названий различных территорий Руси
    Рис. 5. Наше чтение названий различных территорий Руси

    Заключение

    Подведем итоги. Основная территория Европы, занимаемая славянами, называлась Русью, что, видимо, является славянским названием Европы. При таком понимании слово РУССКИЙ означает просто ЖИТЕЛЬ ОБИТАЕМОЙ ЗЕМЛИ, или просто ЕВРОПЕЕЦ, в противоположность любым названиям азиатов. Пограничные области Руси должны были называться ПОРУСЬЕ, или, с трансформацией первого согласного и гласного, ПРУССИЯ или БОРУССИЯ. БЕЛАЯ и ЧЕРНАЯ, вероятно, означали ВОСТОЧНАЯ и ЗАПАДНАЯ; ЧЕРВОНАЯ – ЮЖНАЯ РУСЬ и, наконец, СЕВЕР – СЕВЕРНАЯ РУСЬ. Территория Европы, не закрепленная за каким-то монархом или этносом, называлась ВОЛЕВА РУСЬ, т.е. СВОБОДНАЯ ЕВРОПА. По мере занятия свободных земель и из-за длительного проживания каких-то народов возникают названия с притяжательным прилагательным. Так, уже в IV в. до н.э. известна ЖИВИНА РУСЬ, названная по имени богини; надо полагать, что в тот период существовали области Руси и с именами других богов, однако нужные вещевые памятники не попали в поле нашего зрения. Затем обозначаются этносы, например, ВОЛЕВА РУСЬ, МОРАВЫ или СЛОВАКИ РУСИ. Еще позже титульный этнос окрашивает своим именем и слово «Русь»: БОМОВА РУСЬ, РУСЬ СКЛАВИНОВ, СКЛАВИНСКА РУСЬ, РУСЬ БОРУССКА. Затем подобная история происходит с названиями городов: РУСЬ, СЕРЕНСК; РУСЬ, КИЕВ; РУСЬ, СУЗДАЛЬ; РУСЬ, ВИЗАНТИЙ. И еще позже вместо надписи РУСЬ, КИЕВ появилась надпись КИЕВСКА РУСЬ. Наконец, после теонимов, этнонимов и топонимов наступает черед антропонимов, имен князей: ОЛЕГОВА РУСЬ; ЯРОСЛАВЛЕВА СЕВЕРНА РУСЬ. На наш взгляд, это понимание Руси как определенной земли, отражаемое в виде узоров, сохранились до XVI в. Позже, по мере романизации германцев и вестернизации западных и южных славян эти исконно славянские названия сохраняются лишь у восточных славян, что и создает иллюзию существования каких-то особых русов или русичей. Скорее всего, славяне должны были называть русами как раз европейцев-неславян; отсюда «русское» (т.е. европейское, а на деле греческое) название ряда порогов Днепра у Константина Багрянородного и отсюда же понимание славянами «русского» (т.е. европейского) происхождения викингов. Надеемся, что нам удалось показать, что РУСЬ – понятие не этническое, а географическое.

    Впервые опубликовано в [27].

    Литература

    1. Энциклопедия «Открытие мира юношеством». Пер. с франц.Т.6.М., 1997
    2. Gałdyn'ski Olgierd.Ziemie wojewodstw Bydgoskiego przedtysiącem lat. Warszawa, 1962
    3. Соколовска Викториjа. Исар-Марвинци. Археолошки ископувања во 1977 и 1978 година // Археолошки музеj на Македония. Зборник (1979-1982). Скопjе, 1983.
    4. [Екатерина Великая]. Записки касательно Российской истории, т. I. СПб, 1787.
    5. Rusu Mircea. Letrésor de Vrap a-t-i lapparteuu au princes lave Acamir de Belzita // Зборник посветен на Бошко Бабиќ. Прилеп, 1986
    6. Рыбаков Б.А. Древние русы // Советская археология, т. XVII, М.-Л., 1953.
    7. Sós Ágnes Cs. Bemerkungen zur Frage des archäologischen Nachlasses der Awarenzeitlichen Slawen in Ungarn // Slavia antiqua, t. X, 1963.
    8. Мавродиев Н. Староболгарское искусство. София, 1959.
    9. Козлов В.И. Гончарная керамика поселения Балкано-Дунайской культуры VIII-Х вв. в Приморской части Днепровско-Дунайского междуречья. Кишенев, 1988
    10. Jamka Rudolf. Początki głównych miastwczesnos'redniowiecznych w Polsce Południowej w s'wietle badan' archeologicznych. Warszawa-Kraków, 1971, t.I.
    11. Eisner Jan. Devínska Nová Ves. Slovanské pohrebište. Bratislava, 1952.
    12. Артамонова О.А. Могильник Саркела-Белой Вежи // Материалы и исследования по археологии № 109. Труды Волго-Донской археологической экспедиции, т. III. М.-Л., 1963
    13. Штыхов Г.В. Древний Полоцк. Минск, 1975
    14. [PrzezdzieckiA.]Okamieniach Mikorzyn'skich. Kraków, 1872
    15. Станкевич Я.В. К вопросу об этническом составе населения Ярославского Поволжья в IX-X столетьях // Материалы и исследования по археологии № 6. Этногенез восточных славян. Т.I. М.-Л., 1941
    16. Седова М.В. Суздаль в Х-ХV вв. М., 1997
    17. Ћоровић-Љубинковић Мирjана, Љубинковић Радивоjе. Црква у Доњоj Каменици // Старинар. Орган археолошког института САН. Нова сериjа. Књига 1. Београд, 1950
    18. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995
    19. Зверуго Я.Г. Древний Волковыск Х–ХIV вв. Минск, 1975.
    20. Сергина Т.В. Раскопки Окольного города в 1978/1979 гг. // Археологическое изучение Пскова. М., 1983
    21. Никольская Т.Н. Раскопки древнерусского Серенска // АО 1984 г. М., 1986
    22. Плетнева Е.А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитровский археологический комплекс. М., 1989.
    23. Кондаков Н. Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода. СПб., 1896 – Ч. I.
    24. Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // МИА. М.,-Л., 1949. – № 11.
    25. Предполагаемые древности Черной Руси. СПб, 1899
    26. Заяц Ю.А. Заславль Х-XVIII вв. (историко-археологический очерк). Минск, 1987
    27. Чудинов В.А. Слово «Русь» на узорах // Экономика. Управление. Культура. Сб. научных работ ГУУ, вып. 7. М., 2000, с. 162-168

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову