Прочтение сакральной надписи Пушкина «Q. S. F. О. Y.» в черновике «Евгения Онегина»

Лобов Валерий Михайлович


Сразу замечу, что надпись на черновике «Евгения Онегина» стоит у строфы IX, в которой было написано: «Певцы слепого упоенья, Напрасно шалостей младых Передаете впечатленья Вы нам в элегиях живых». Затем он кое-что зачеркнул и исправил, уточнив чувства, обуреваемые им «Не пел порочной он забавы… Он оскорблять гнушался нравы… Как тот, чья жадная душа Добыча вредных заблуждений Добыча жадная страстей Преследует в тоске своей Картины прежних наслаждений И свету в песнях роковых Безумно обнажает их  ».

Оглавление:
  • Прочтение сакральной надписи Пушкина « Q. S. F. О. Y.» в черновике «Евгения Онегина»
  • Прочтение сакральной надписи Пушкина « Q. S. F. О. Y.» в черновике «Евгения Онегина»

    Прочтение сакральной надписи Пушкина « Q. S. F. О. Y.» в черновике « Евгения Онегина »

    Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ) ЭНИ «Пушкин», «Произведения Пушкина» так комментирует на стр. 298 раздела 17 шифрованную надпись на черновой странице «Евгения Онегина» Пушкина: 

    «Q. S.1 F.2 O. Y.3 Запись в тетради № 2369, л. 262, на странице, где черновик VIII и IX строф второй главы «Евгения Онегина», писавшихся не ранее 22 октября и не позднее 3 ноября 1823 г. Напечатано впервые у Я. VI4, 561. Смысл букв расшифровать не можем. Может быть, они имеют отношение к рисункам голов, находящимся на этой странице (см. снимок)».

    Мной выделена эта надпись на более светлом фоне страницы слева.

    Сразу замечу, что надпись на черновике «Евгения Онегина» стоит у строфы IX, в которой было написано: «Певцы слепого упоенья, Напрасно шалостей младых Передаете впечатленья Вы нам в элегиях живых». Затем он кое-что зачеркнул и исправил, уточнив чувства, обуреваемые им «Не пел порочной он забавы… Он оскорблять гнушался нравы… Как тот, чья жадная душа Добыча вредных заблуждений Добыча жадная страстей Преследует в тоске своей Картины прежних наслаждений И свету в песнях роковых Безумно обнажает их  ».

    Потом он и эти строки изменил: «Негодованье, сожаленье, Ко благу чистая любовь И славы сладкое мученье В нём рано волновали кровь…»

    Но в конце октября 1823 г. ничего примечательно не было – бытовые встречи в Одессе со знакомыми. Так что страстей там не было. Тем более, невозможно было общение с отцом. Однако, в письме брату Л.С. Пушкину от 25.08.1823 г. из Одессы он упоминал об отце: «Изъясни отцу моему, что я без его денег жить не могу. Жить пером мне невозможно при нынешней цензуре; ремеслу же столярному я не обучался; в учителя не могу идти; хоть я знаю закон божий и 4 первые правила - но служу и не по своей воле - и в отставку идти невозможно. - Всё и все меня обманывают - на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных. На хлебах у Воронцова я не стану жить - не хочу и полно - крайность может довести до крайности - мне больно видеть равнодушие отца моего к моему состоянию - хоть письма его очень любезны. Это напоминает мне Петербург - когда, больной, в осеннюю грязь или в трескучие морозы я брал извощика от Аничкова моста, он вечно бранился за 80 коп. (которых верно б ни ты, ни я не пожалели для слуги)…»

    Эта ссора была посредине между дуэлями с Корфом в мае, от которой тот отказался, и с Кюхельбеккером в декабре, в которой Пушкин стрелял в воздух. Причем Матюшкин везде присутствовал. Кроме этого эти три события в ритме 16 недель отстоят от письма Пушкина брату Льву 25.08.1823, приведённое выше.

    Пушкинисты в «Летописи» задали ссоре с отцом неопределенность во времени: «1819. Сентябрь, 5-1820. Февраль, 22. Общение Пушкина с Матюшкиным, вернувшимся из кругосветного путешествия и уехавшим затем в северную экспедицию бар. Ф. П. Врангеля5. Возможно, в присутствии Матюшкина Пушкин с пистолетом в руках объясняется с отцом по неизвестному поводу6». Время возвращения Матюшкина из кругосветного путешествия на военном шлюпе «Камчатка» — 5 сентября 1819 г. — определяется точным свидетельством В.М. Головнина7. К тому же есть воспоминания самого Матюшкина об этом случае.

    Понятно, что буквы на странице черновика были началом французских слов. Но, поскольку «Евгения Онегина» я давно исследую, то для меня стало сразу ясно, что эти строфы относятся не к 1823 году, а к сентябрю 1919 г. — именно тогда происходило выяснение отношений Александра с отцом с помощью пистолета при лицейском товарище Матюшкине. 

    Предыдущая строфа VIII является предысторией ссоры: «Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы, И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника» — и относятся к началу сентября. Таким образом, отец начал клеветать на сына с этого времени. И по образу чувств и мыслей поэта в четверг 12.9 видно, как развивались эти отношения: «Человек на время отстраняется от внешней деятельности и сосредотачивает свои силы на самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью познания. Последнее оценивается полной правдивостью внутри и её внешним проявлением — строгостью и искренностью». Эти строки комментируют Евангелие от Матфея, где сказано: «подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?»

    Возможно, что Александр был равнодушен к клевете отца на него, что он транжирит деньги и еще требует деньги у жадного отца. Но по образу Евангелия тут отец (будто не родной) требовал какой-то платы от сына. Пушкин со строгостью и искренностью оборвал его. Тот затаил обиду. 

    Вскоре Пушкин был в доме Н.В. Всеволожского, где собиралось общество «Зеленая лампа», приятели, актёры и «прелестницы», читали «стихи против государя и против правительства», обсуждались театральные представления и политические новости8

    Зато следующие строки строфы IX «Евгения Онегина» более соответствует драматической сцене через неделю 19.9 – при лицейском товарище Матюшкине. Тогда и произошло дальнейшее развитие отношений с отцом. Это согласовывается с образом мыслей и чувств Пушкина в то время, когда произошли описываемые события: «Чуждое мешает единству и должно быть уничтожено, ибо в этом положении благоприятствует ограничение свободы вредно действующих стихий. Чтобы выправить разрушительную деятельность противодействующих стихий, необходимы деятельные мероприятия. Беспокойство уходит – наступает счастье». И в «Евгении Онегине» он описал в беловике состояние как «Негодованье, сожаленье… волновали кровь». Причем, образ текста Евангелие от Матфея с 19.9 для самого Пушкина был таким: «Пётр ответил Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны». Перед этим у Иисуса с учениками требовали плату в дом молитвы, а Христос спросил Симона: «цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?». Это давно установленный мною закон о полном соответствии Евангелие от Матфея с жизнью Пророка. А Пушкин как раз и был им. Это будет подробно мной доказано в отдельной работе по «Евгению Онегину». Частично об этом можно прочесть на этом сайте статью «Сакральность Пушкина в «Евгении Онегине». 

    Так этот случай и образ стиха об отношении сына и отца из Евангелия совпали с истинным случаем из жизни потому, что Пушкин пророк. Пушкину осталось только обыграть Евангелие в «Евгении Онегине».  

    Положение Александра в семье в детстве было незавидным. Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Александра с родителями; его характер родители продолжали исправлять, ломая волю, а он оказывал энергичное сопротивление. В результате отношения обострились настолько, что 12-летний мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с удовольствием покинул московский родительский дом в 1811 г., чтобы поступить в Лицей. 

    Александр не был любимым ребенком в семье, и потому его родители несколько лет не посещали - даже в летние каникулы Лицея. К сожалению, длительная разлука только усилила отчужденность родителей и сына. 
    Уже после окончания Лицея, с 1817 г. Александр Сергеевич со своими родителями жил в Петербурге на Фонтанке в небольшой комнате, убранство которой соединяло «признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого». Дома он много читал и работал над поэмой «Руслан и Людмила», задуманной еще в Лицее, а вне дома проводил вечера с представителями «золотой молодежи», посещал балет, участвовал в обществе «Зеленой лампы». Его приятели были развиты и в умственном, и в эстетическом отношении. На их весёлых ужинах смело обсуждались политические и экономические теории и литературно-художественные вопросы. С другой стороны, пылкое самолюбие Пушкина, усиленное ранними успехами благодаря циклическим знаниям, полученным от посвященных людей в 1812 г., а также семейные предания (дядя Сергей Львович был очень тщеславен в этом отношении), влекли его в так называемый большой свет, на балы, чтобы в дальнейшем их описать.

    Пушкин часто навещал брата Льва - воспитанника Благородного пансиона при Главном педагогическом институте Петербурга (1817—1821).

    Родные старались удерживать Пушкина, боясь осуждения высшего света. Недавно он написал стихотворение «Деревня», где писал:

    «Везде Невежества убийственный позор.
    Не видя слез, не внемля стона,
    На пагубу людей избранное Судьбой,
    Здесь Барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь Рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого Владельца.
    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
    Надежд и склонностей в душе питать не смея,
    Здесь девы юные цветут
    Для прихоти бесчувственной злодея»

    Пушкин читал оду «Вольность» в салонах Петербурга. Что было опасно для него и естественно, для родителей. На сетования отца и матери о предосудительности его поведения он отвечал "Без шума никто не выходил из толпы".

    Князь П.А. Вяземский вспоминал: «Первые годы молодости Льва, как и Александра, были стеснены, удручены неблагоприятностью окружающих или подавляющих обстоятельств. Отец, Сергей Львович, был не богат, плохой хозяин, нераспорядительный помещик. К тому же, по натуре своей, был он скуп. Что ни говори, как строго ни суди молодежь, а должно сознаться, что нехорошо молодому человеку, брошенному в водоворот света, не иметь, по крайней мере, несколько тысяч рублей ежегодного и верного дохода, хотя бы на ассигнации. Деньги, обеспечивающие положение в обществе, — это необходимый балласт для правильного плавания…».

    9

    Кроме этого Пушкин ежедневно упражнялся в стрельбе из пистолета как в силу принадлежности к секретной службе в Коллегии иностранных сил в роли контрразведчика, так и в силу прозрения о будущем решительном поединке с Дантесом.

    В письме Вяземскому в 1819 году А. И. Толстой сообщает, что тот «не на шутку собирается в Тульчин, а оттуда в Грузию и бредит уже войною. Я имею надежду отправить его в чужие края, но он уже и слышать не хочет о мирной службе».

    Заставляет задумываться настрой поэта на войну, на службу в армии. Такого духа не наберёшься на раутах и балах, в шалостях и безалаберной светской жизни. Судя по всему, Пушкину были хорошо известны события, происходившие на подвластных Турции землях — на Кавказе, в Греции, на Балканах. И ему хотелось принять участие в борьбе России с её давним противником. Пушкин был знаком с членами тайных обществ, будущими декабристами. На «сходках» у И.А. Долгорукова, где Пушкин «читывал свои стихи», беседовал с членами Союза спасения, Союза благоденствия, Северного и Южного обществ.

    Общение Пушкина в театре с ветреными, бесшабашными приятелями Орловым и Чернышевым, которое не понимал товарищ лицейский Пущин. А значит и отец.

    Получается, что в Петербурге Пушкин вёл двойную жизнь. На виду у многих в свете — бравада и позёрство и одновременно с этим напряжённая работа ума, сопровождающаяся благородными порывами души. Главную, внутреннюю работу души отец Пушкина не видел, и потому мог препираться с Александром.

    Пушкин уже год после болезни гнилой горячкой (тифом) был обрит наголо и вид его возможно в отце вызывал раздражение. Отца могли раздражать слухи о связях сына с женщиной и привязанности к ней. К тому же 2 месяца назад родители похоронили двухлетнего сына Платона.
    Накануне в праздничный день Воздвижения креста Господня Пушкин с другими лицейскими товарищами поехал в Царское Село, ничего не сказав родителям.

    Выпишем возможные французские слова (характеризующие ссору и обиды и оскорбления) первые буквы которых образуют сакральную надпись:

    Q:
    Ссора — Querelle.
    Какие глупости! — Quelle bêtise!

    S:
    страдание – Souffrance
    дикость - Sauvagerie 
    вмешиваться в чужие дела — S'ingérer (или S'immiscer) dans les affaires D'autrui
    кровь кипит — le Sang bout
    бездушный - Sans cœur
    Истребить, искоренить – Supprimer.
    пьяный - Soûl
    прийти в негодование - S'indigner. 
    глупец - Sot
    наука – Science
    общество – Société
    скепсис - Scepticisme 
    внезапное нападение - attaque par Surprise.
    безбожник - Sans religion
    удовлетворить желание — Satisfaire son Désir
    ругаться с кем-либо – S'injurier
    обезьяна - Singe
    лишить себя жизни — se Suicider
    покачать головой — Secouer la tête.
    приносить в жертву — Sacrifier. 
    жертвоприношение – Sacrifice. 

    F:
    пугать, угрожать - Faire peur; 
    ярость - fureur
    сын - Fils; 
    брат - frère
    женщина – Femme
    льстец - Flatteur
    держать в черном теле - Faire mener или la vie Dure à.

    O (О - я читаю также как D): 
    обида, нанести обиду — Offenser.
    спесивый - Orgueilleux
    оргии – Orgie
    оперный театр — opéra
    крупный разговор — vive Discussion
    лишить наследства — Déshériter
    презрение - Dédain
    безобразный (о внешности) - Difforme
    вожделение - Désir
    постоять за свободу — Défendre la Liberté
    презирать – Dédaigner
    богомольный – dévot
    глупеть - devenir
    клеветник - Diffamateur
    препираться— Disputer
    взбесить - devenir
    танцовщица - Danseur, Danseuse
    выродок - Dégénéré
    пререкаться - se Disputer 
    бросить вызов — Défier; lancer un Défi 
    лишить себя жизни — se Donner la mort
    почтительность – Déférence
    Уничтожить - Détruire; Faire Disparaître.
    защитить свою точку зрения — Défendre son point de vue.
    преподать урок — Donner une Leçon; Faire la Leçon

    Y (Y – пушкинисты читают как H и L. Но я читаю также как V).
    инородное тело — corps Hétérogène.
    валяться (в ногах) - se Vautrer.
    свобода, - Liberté.
    урок, поучение - Leçon
    истинное мучение —Vrai supplice.
    ограничение, - Limitation.
    унижённый - Humilié, Humble. 
    человек с темпераментом — Homme
    свобода действий — Latitude.
    пострадавший – Victime.
    суета сует — Vanité des Vanités
    жертва (о живом существе) – Victime. 
    человеческие жертвы — Victimes. 
    безобразный (о внешности) Vilain
    безобразный поступок — Vilaine action
    Водка – Vodka
    Стакан – Verre
    буйный – violent

    В итоге я оставил следующие образы: ссора — страдание – дикость - вмешиваться в чужие дела - кровь кипит – пугать - угрожать - ярость – обида, нанести обиду — крупный разговор —лишить наследства — инородное тело — валяться (в ногах) - свобода, - урок, поучение - истинное мучение. 

    Остальные слова не имеют начала с отмеченных е Пушкиным букв и их я привожу в сноске10.

    Помимо этого проверим появление отмеченных букв в словах текстов пушкинских произведений.

    В «Руслане и Людмиле» это время отражено образом «С горбом, с трясучей головой - покачать головой — Secouer la tête), Печальной (печалить - chagriner , attrister, affliger) ветхости (Vétusté) картина».

     В «Медном всаднике»это время выражено образом: «Волнами сдвинуты (Déplacer- передвинуть); Donnerlebranle à; - с места); кругом (кругом - toutautour; à laronde), Как будто в поле боевом (Champ - Terrain; поле боя, битвы — ChampdeBataille), Тела (держать в черном теле — Faire, lavieDureà) валяются (ворочаться с боку на бок - seVautrer).

    В Евангелие от Матфея: «Иисус сказал (говорить правду — Dire la Vérité ) ему: итак сыны (Fils — сын) свободны (свобода действий — Latitude)».
     
    Сопоставив полученные переводы слов, приходим к следующему:
    ВОЗМОЖНЫЙ ТЕКСТ ШИФРА ИЗ БУКВ: «Q - Ссора. S - Негодование. А - Угрожать. O - Обидеть. V - Пострадавший - униженный, инородный. L - ограничение свободы».
     
    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ:
    (В итоге) «как будто в поле боевом тела валяются,  (Отец) с трясучей головой - Печальной ветхости картина».  (Сын) – завоевал свободу, ограничив отцовский беспредел.
     
    ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ ДАЁТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ:
    «В доме Отца (только) с посторонних (берут плату).(Александр)  сказал ему: итак сыны свободны».
    Сумма образов дает картину произошедшего, записанного Пушкиным буквами и прочитанного пушкинистами как «Q. S. F. О. Y.» без понимания времени и образа записанного на черновике «Евгения Онегина»:
     
    Мое прочтение таково: 19 сентября 1819 г. в присутствии лицейского товарища произошла ссора: отец продолжал распекать сына за 12.9, якобы, в прежнем, грубом ответе на его упреки на поведение в обществе, в чрезмерной трате денег, в неуважении родителей и пр. Эта дикость принесла страдание Александру. Отец вмешался в чужие дела во время встречи двух товарищей, которым было что вспомнить и передать друг другу на словах. К тому же Пушкин, упражнявшийся в этот момент в стрельбе из пистолета с другом, обиделся бесцеремонностью отца, который нанес ему обиду. Отец попытался испугать сына лишением наследства. Кровь закипела в голове, и Александр пришел в ярость.  Назревал крупный разговор.
    Сын в сердцах наговорил ему много нелестных слов и пригрозил отцу пистолетом. Отец, испугавшись, на коленях униженно просил прощения. Сын сказал отцу, что оскорблять себя он не позволит. Но отец должен понять, что Александр ему родной сын, а не подкидыш. Отныне он как сын - свободен от поучений и унижений и равен брату и сестре. Тем самым ограничил свободу расходившегося отца. Таков был урок сына отцу на все время.
     
    Так Пушкинская наука о циклическом движении общества помогла в расшифровках сакральных знаков Пушкина и в определении времени их написания и времени самого происшествия, так и не понятых пушкинистами за 150 лет.
     

    1 Чтение предположительное.

    2 Чтение предположительное.

    3 Может быть прочтено: H, как прочел Якушкин, и: L..

    4 журнал "Русская Старина", 1884, №6, Якушкин.

    5 Первая самостоятельная экспедиция Врангеля стартовала весной 1820 года и продлилась до начала 1824 года.

    6 Летопись жизни и творчества Александра Пушкина в четырёх томах. 1799-1824. Составитель М.А. Цявловский, М., 1999. Т. 1, с.150.

    7 Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе «Камчатке» в 1817, 1818 и 1819 годах флота капитаном Головниным. СПб., 1822. Ч. I. С. 511

    8 Щеголев П. «Зелёная лампа», Пушкин и его совр. вып.7, 1908, с.19.

    9 Пушкин в воспом. совр., 1998, С.-Пб. т.1, с.139.

    10 беспокойство - inquietude;
    trouble, agitation, emotion благо, - для общего блага — pour le bien commun;
    на благо — pour le bien de...
    дуэль - duel ; rencontre
    дом - (здание) maison
    деньги – Argent, l`argent
    картина – tableau; toile; peinture
    любовь, - amour
    любовник - amant
    мучение, - tourment, martyre:
    терпеть невыразимые мучения — souffrir mille morts
    непричастный - etranger;
    невежда - ignorant
    отец — Pere
    отношения выяснять — eclaircir les relations
    посторонний, чужой - etranger
    пистолет - pistolet
    печалить - chagriner, attrister, affliger
    плата, - paie, paye; pension
    пошлина – droit, taxe
    Идет Слух — Le Bruit Court
    товарищ школьный — camarade d'ecole, condisciple
    исповедовать религию — professer une religion
    увлечение (пыл, одушевление) - entrain
    укорять, - reprocher a, reprouver, reprimander
    убить - tuer
    чуждое, - exempt
     

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову