Храмовый комплекс в Архызе

Чудинов Валерий Алексеевич


Я уже опубликовал одно сообщение от Олега Фёдоровича Ольховского из Ессентуков («Маяк храма Марии»). Однако в его письме от 11.03.2006 речь идет о большем. В частности, он пишет: «История освоения Архыза очень интересна, и этот менгир – один из многих, которые здесь были. Что-то вывезли, что-то пропало. Я думаю, что пишу это не без пользы. Ведь Вас интересует не только прочтение и обнаружение надписей? В моем понимании: эпиграфика, топонимика, археология, история и т.д. помогая друг другу, работают ради поиска истины. Значит, история древних русов на Кавказе и, в частности, в Архызе, интересует и Вас».

Оглавление:
  • Храмовый комплекс в Архызе
  • Сообщение о храме Макоши
  • Храм Рода-Яра
  • Храм Мары и Маяк
  • Мастерские
  • Южная оконечность храма
  • Постройки за пределами круга
  • Заключение
  • Храмовый комплекс в Архызе

    Я уже опубликовал одно сообщение от Олега Фёдоровича Ольховского из Ессентуков («Маяк храма Марии»). Однако в его письме от 11.03.2006 речь идет о большем. В частности, он пишет: «История освоения Архыза очень интересна, и этот менгир – один из многих, которые здесь были. Что-то вывезли, что-то пропало. Я думаю, что пишу это не без пользы. Ведь Вас интересует не только прочтение и обнаружение надписей? В моем понимании: эпиграфика, топонимика, археология, история и т.д. помогая друг другу, работают ради поиска истины. Значит, история древних русов на Кавказе и, в частности, в Архызе, интересует и Вас». Что за вопрос? Разумеется, интересует. Тем более, что каждый новые памятник, помимо обязательных надписей, несет и ряд собственных, присущих только ему.

    Сообщение о храме Макоши

    «Хотелось бы узнать Ваше мнение и о храмах Макоши и Рода. Копия фото, что я послал Вам, довольно скверная, но лучшего пока нет. Есть еще фаллический менгир Яра, но он настолько гладкий, что, кроме лица, на нем явно больше ничего нет. Городище и прочее на реке Кяфар мне надо посетить еще раз, и сфотографировать всё самому. Теперь буду смотреть несколько другими глазами».

    Фотография открытого храма
    Рис. 1. Фотография открытого храма

    Рисунок, действительно, получился очень слабого контраста. Однако компьютер позволяет контраст усилить, что приводит к более насыщенным тонам, рис. 2.

    Тот же рисунок, но более насыщенного цвета
    Рис. 2. Тот же рисунок, но более насыщенного цвета

    На оборотной стороне фотографии мой корреспондент написал: «Диаметр круга примерно 30 метров. На северо-востоке виден вход в храм Макоши, реставрированный археологами (либо более поздними «реставраторами»). На юго-западе видны заросшие травой земляные бугры, под которыми возможны камни (алтарь) храма Макоши. Из круга камня Макоши камни удалены почти все, так как местные жители косят здесь обильные травы. Между кругом и восьмигранником свалено то, что выброшено из круга. Здесь бурьян практически не тронут. Круг сдвинут к юго-западной стороне восьмигранника. Дорога (вверху, огибает восьмигранник снаружи) проходит между храмами Рода и Макоши с одной стороны, и аланским храмом (штрих-силуэт) конца IX века н.э. Снимок сделан зимой, с другой стороны реки (не видна) от лика Христа на хребте Мыцешта».

    Храм Рода-Яра

    Итак, перед нами – кольцо храма Рода, а слева от него, но не прямо слева, а чуть выше (то есть, на северо-востоке) находится кучка земли – это храм Макоши. Следовательно, мы разглядываем картину строго с запада. Впрочем, есть возможность увеличить данное изображение, чтобы храм Макоши был виден много крупнее, рис. 3.

    Храм Макоши и мое чтение надписей на нем
    Рис. 3. Храм Макоши и мое чтение надписей на нем

    Как обычно, храм подписан. С одной стороны, внутри него имеются более темные участки; с другой стороны, существуют возвышения, хорошо заметные на фоне белого снега. И там, и там можно прочитать одну и ту же надпись ХРАМ МАКАЖИ. Так что Олег Фёдорович не ошибся – перед нами – действительно храм Макоши.

    В центре храма имеется какая-то надпись белым снегом на рыжем фоне. Для ее чтения желательно обратить данный рисунок в цвете, то на компьютере сделать тоже весьма легко. Тогда данный фрагмент предстанет для нас в синем цвете, а белые надписи станут черными. Это показано на рис. 4. Здесь мы читаем удивительно знакомую надпись – СЛАВА МАКАЖИ, как сравнительно недавно читали на вывесках над крышами домов – СЛАВА КПСС. Что ж, методы наглядной агитации за последние несколько тысяч лет ничуть не изменились. Заметим, однако, что подобная надпись встречена нами впервые.

    В круге храма Макоши имеется также небольшая надпись ХРАМ.

    На том же рис. 4 можно видеть надписи на границе между малым и большим кругом. Вместо ожидаемой надписи ХРАМ РОДА, тут можно прочитать надпись ХРАМ ЯРА. Такая же надпись, ХРАМ ЯРА читается и на переднем плане.

    Мое чтение надписей в обращенном цвете
    Рис. 4. Мое чтение надписей в обращенном цвете

    Я тут не вижу ни малейшего противоречия, ибо вскоре после неолита возникает культ бога Яра, и сюда переходят все функции бога Рода. Так что данный храм в Архызе был построен, скорее всего, в эпоху бронзы.

    Мое чтение надписей в западной части храма Рода
    Рис. 5. Мое чтение надписей в западной части храма Рода

    Храм Мары и Маяк

    В центре композиции, справа от центральной линии и ближе к зрителю виден некоторый прямоугольник (при виде сбоку он превращается в параллелограмм), который я в масштабе рис. 2 перенес на рис. 5. При обращении в цвете можно прочитать слово МАРА. Следовательно, к западу от осевой линии открытого храмового комплекса расположен храм Мары. Это и понятно: если рождение ребенка можно сравнить с восходом Солнца, и потому с восточной стороной, то уход из жизни есть закат, и потому храм Мары располагается на западе. Кроме того, судя по контурам, здесь находилась прямоугольная постройка.

    Несколько ближе к центру перед храмом Мары расположен ХРАМ МАЯКА, как это можно прочитать на обращенном в цвете рис. 5. Именно здесь, в центре круга, должен был располагаться и сам маяк – высокий менгир, рассмотренный нами в нашей статье «Маяк храма Марии».

    Надпись в самом параллелограмме гласит: ХРАМ МАРЫ, что подтверждает более крупную надпись. Полагаю, что аналогичные надписи можно видеть и в более мелком масштабе в данном месте, разбросанными справа и слева от параллелограмма.

    Мастерские

    На переднем плане рис. 5 можно видеть аккуратную надпись МАСТЕРСКАЯ. Правда, буква Е лежит ниже рамочки (ближе к зрителю), а обе буквы С начертаны над строкой. Полагаю, что тут находилась мастерская храма Мары.

    Мое чтение надписей в восточной части храма Рода
    Рис. 6. Мое чтение надписей в восточной части храма Рода

    В восточной части храма Рода можно прочитать надписи: ХРАМ РОДА, а чуть ближе к центру – МАСТЕРСКАЯ РОДА. Так что, несмотря на существование Яра, храм Рода существовал также, и при нем располагалась мастерская Рода. А ближе к центру можно прочитать надпись МАСТЕРСКАЯ МАКАЖИ. Следовательно, внутри круга, к востоку и к западу от менгира маяка, располагались мастерские, причем восточнее – мастерские Рода, а ближе к центру – мастерские Макоши. Однако еще ближе к центру, почти на осевой дороге, в выделенном прямоугольном фрагменте в самом низу рис. 6 можно прочитать слова: ЖРИЦЫ ХРАМА. Полагаю, что здесь размещались жрицы любви храма Макоши. Само помещение их храма размещалось левее (севернее) мастерских храма Макоши. Здесь, однако, мы видим не прямоугольник, а овал. Не исключено, что храм жриц Макоши представлял собой нечто вроде юрты, покрытой шкурами.

    Южная оконечность храма
    Рис. 7. Южная оконечность храма

    Южная оконечность храма

    Ее мы видим на рис. 7. Прежде всего, интерес представляет диагональная линия, идущая снизу вверх. Для чтения надписи на ней данный фрагмент следует перевернуть на 180°, что я и произвожу под фотографией данной оконечности. Здесь читается неожиданное словосочетание: ЯРА ДВОРЕЦ. До сих пор дворцы в честь какого-либо бога мне не встречались, так что данная надпись встретилась впервые. Она означает, что дворцы стали возникать вначале при храмах. Полагаю, однако, что это слово не имело тогда современной семантики, и под дворцом понимался просто небольшой постоялый двор, ДВОРИК. Тем более, что фрагмент с занесенными снегом буквами содержит слова ХРАМ ЯРА.

    Чуть севернее имеется еще одно овальное помещение. Надпись вокруг него в обращенном цвете может быть прочитана как МИМЫ РОДА. Под МИМАМИ понимались актеры, изображавшие божество. Они не производили священные ритуалы от имени божества, как жрецы, но они несли маски божества.

    Постройки за пределами круга

    Можно выяснить также еще одну деталь – какие постройки находились за пределами кольца храма Рода, к западу от кольца храма Макоши? На этот вопрос отвечает рис. 8. Однако, чтобы не читать надписи боком, я поворачиваю это изображение на 90° вправо. Тогда сверху можно прочитать слова МИМЫ, чуть ниже – МАРЫ, и еще ниже – опять слово МИМЫ. Таким образом, представители этого божества болезней и смерти размещались вне храмового комплекса. Возможно, что это было связано с их частым приглашением принять участие в траурных процессиях. В таком случае их деятельность можно приравнять к конторе ритуальных услуг того времени. Впрочем, пока это – только предположение, которое нуждается в дальнейшей проверке.

    Мое чтение надписей за пределами кругов
    Рис. 8. Мое чтение надписей за пределами кругов

    Заключение

    Комплекс храмов в Архызе показывает расположение объектов внутри кольца Рода более подробно, чем все, рассмотренные до сих пор. Из фотографии можно понять, что хотя сам храм был открытым, то есть, имел лишь валы в качестве ограды, в нем могли быть и одноэтажные постройки. Самой монументальной из них являлся храм Мары, имевший прямоугольные очертания. Но не исключено, что остальные храмы – Макоши, Рода, Яра, жриц Макоши, жриц Яра и резиденция мимов представляли собой легкие конструкции типа беседок или юрт. Приведенные фотографии показывают, что в центре композиции стоял высокий маяк, видный за много километров, и дающий ориентир для движения паломников. Существовала также дорога внутри кольца Рода, проходящая вдоль меридианного диаметра, соединяющая постоялый двор (ДВОРЕЦ ЯРА) с храмом Макоши, выходящим за пределы кольца Рода.

    Таковы наиболее крупные детали данного храмового комплекса. Не исключено, что его более внимательное изучение выявит какие-то иные объекты или конструкции.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову