Свитки Мёртвого моря – подделка, и другие новости

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Свитки Мёртвого моря признаны подделкой.
  • Находка древних артефактов в Индонезии.
  • Забытые гиганты культуры Сан-Агустина.
  • Свинцовая пластина из Новгорода.
  • Свинцовая пластина с заклятием из Ольвии.
  • Бронзовое зеркало из Ольвии.
  • Уточнение надписей.
  • Гора Ушба Южная
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Свитки Мёртвого моря признаны подделкой.

    Рис. 1. Пергамент свитка Мёртвого моря

    О чём можно прочитать в заметке [1]: «Все 16 фрагментов так называемых свитков Мертвого моря, хранящихся в Музей Библии в Вашингтоне, оказались подделкой. Результаты исследования приведены в итоговом отчете, его текст приводится на сайте музея.

    Свитки Мертвого моря (Кумранские рукописи) были обнаружены, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана на Западном берегу реки Иордан, а также в других пещерах, в том числе расположенных в Иудейской пустыне, и в Масаде. Еще одну пещеру археологи обнаружили совсем недавно. Выяснилось, что она уже подвергалась разграблению. По содержанию ученые делят манускрипты на три группы. Библейские тексты занимают примерно 29% от общего количества рукописей. Их найдено около 200 экземпляров, в основном это небольшие фрагменты книг Ветхого Завета.

    В последнее двадцатилетие множество реликвий появилось на рынке антиквариата, что вызвало у специалистов подозрения насчет их истинного происхождения. В 2018 году была проведена экспертиза, в ходе которой выяснилось, что как минимум пять фрагментов рукописей, хранившихся в Музее Библии, были созданы позже, чем считалось. При этом для их изготовления, возможно, использовались куски древнего пергамента». – Здесь я прерву цитирование, чтобы показать, что я не только доказал наличие этого более древнего пергамента, но даже смог прочитать на нём несколько русских слов воинских донесений эпохи Рюрика [2, рис. 17].

     

    Рис. 2. Фрагменты свитков Мёртвого моря и моё чтение надписей

    Замечу, что сами фрагменты были впервые употреблены для письма в 8 год Яра, то есть, в 864 году н.э. А для свитков они использовались значительно позже. 

    «Сканирование при помощи рентгена и анализ чернил проводились в Федеральном институте исследований и испытаний материалов в Берлине. Ученые ждали других итогов экспертизы и, по словам главного куратора музея Джеффри Клоха, оказались шокированы результатом. После оглашения результатов музей Библии объявил об исключении подделок из коллекции. Выставляться для всеобщего обозрения под видом 2000-летних текстов они больше не будут. Пять манускриптов заменили тремя другими «в ожидании дальнейшего научного анализа». Исследования показали ложность предположений о древнем происхождении свитков, подчеркнули в музее.

    Теперь же, изучив оставшиеся фрагменты, специалисты выяснили, что и они были подделкой. Чтобы установить это, исследователи использовали метод многоспектрального и отражательного наложения структур, традиционную и трехмерную микроскопию, микрохимические испытания и другие современные методы. Как сообщается в отчете, рукописи были созданы в ХХ веке.

    «После исчерпывающего обзора всех результатов визуализации и научного анализа становится очевидным, что ни один из текстовых фрагментов свитков Мертвого моря из Музея Библии не является подлинным, — говорит специалист по мошенничеству в искусстве Колетт Лолл. — Более того, каждый из них обладает характеристиками, свидетельствующими о том, что это преднамеренная подделка, созданная в ХХ веке с целью имитации подлинных фрагментов свитков Мертвого моря».

    Создатели рукописей использовали в качестве основы старинную кожу, источником которой, возможно, стала старинная обувь. Однако анализ показал, что чернила на нее нанесли недавно. Кожа была покрыта клеем на белковой основе, который укреплял ее и придавал блеск, похожий на тот, который был у подлинных свитков Мертвого моря, написанных на пергаменте.

    «Во всех фрагментах, где присутствовал текст, мы наблюдали примеры того, как современные чернила наносились поверх уже существующих поверхностных отложений, а также через трещины и участки расслаивания, уже присутствующие на материале. В некоторых случаях различные фальсифицированные минеральные отложения наносились на подделки, когда чернила были еще влажными, чтобы создать впечатление, что это были подлинные фрагменты свитков Мертвого моря, которые были найдены в пещерах Кумрана», — пишут эксперты.

    Ситуация с поддельными рукописями может наложить на музей крайне негативный отпечаток. Его руководство надеется, что полная прозрачность исследований свитков пойдет на пользу библейской археологии, в том числе показывая, какие хитроумные методы могут использоваться для создания подделок и на что стоит обращать внимание при работе с артефактами. «Музей Библии старается быть всегда объективным и правдивым. Мы стали жертвами искажения фактов или мошенничества», — говорит директор музея Гарри Харгрейв. «Сложные и дорогостоящие методы, использованные для выяснения правды о нашей коллекции, могли бы пролить свет на другие подозрительные фрагменты и, возможно, даже помочь найти тех, кто несет ответственность за эти подделки», — считает Клоха. Впрочем, выявленные факты не ставят под сомнение подлинность 100 тыс. фрагментов настоящих свитков Мертвого моря, большинство из которых хранятся в Храме Книги, части Музея Израиля в Иерусалиме».

    Однако я полагаю, что и там подделок окажется довольно много. Ибо, если Ветхий завет был создан гораздо позже Нового, где-то в XVI веке н.э., то и подтверждающие его «свитки» должны были возникнуть ещё позже.

    Любопытно, что первое сообщение было опубликовано 16 марта 2020 года: «Неожиданно: «Свитки Мертвого моря» в Музее Библии – подделки. Месяцы экспертиз подтверждают более ранние подозрения, что фрагменты были сделаны в наше время. Что произойдет дальше». На это сообщение 17 марта откликнулась Екатерина Петрова: «Ха-ха-ха. О чём я вам и говорила всегда». Кирилл Краеведов тогда же возразил: «Мы бы прислушались к вашим словам, но, увы, доверять человеку с отсутствием начального образования». Петрова парировала: «Доверять никому нельзя. Но вы всё же доверились археолухам, которые нашли эти свитки. А теперь оказалось, что вас развели, как лоxов». Анатолий Мазниченко тогда же ответил Екатерине «Екатерина, вы прекрасный пример напрасных трат государства на всеобщее среднее. Свитки Мертвого моря нашли ваши коллеги – неграмотные пастухи-арабы, а не археологи». Станислав Кабаев, тогда же: «Э, господа комментаторы, а вы статью прочитали? Там речь только о восьми фрагментах из Музея Библии в США, попавших туда за последние десять лет... Да и тексты этих свитков не уникальны. Это копии с реальных текстов. То что происходит – это локальная трагедия не самого значимого музея. В статье же все очень подробно описано».

    Если встать на такую точку зрения, то  и все подделки, подчистки, фальшивки, ложные датировки, неверные атрибуции, и неумение читать тексты – это локальная трагедия не самой значимой исторической дисциплины, археологии. Правда, возникает вопрос: когда же трагедия закончится и начнётся выздоровление этой больной науки?

    Кстати, на рис. 2 я прочитал на одном из фрагментов свитков: ХРАМ ВИМАН МАРЫ, 35 АРКОНА, 8 ГОД ЯРА, то есть, ХРАМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВКС ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Из чего следует,  что первоначальные надписи относятся к середине 9-го века н.э., так что вторичные надписи на много веков моложе. И это – в случае подлинности этих вторичных текстов.

     

    Рис. 3. Место находки артефактов на карте острова Сулавеси Индонезии

    Находка древних артефактов в Индонезии.

    О ней сообщает заметка [3]: «В Индонезии археологи, проводящие раскопки в пещерах острова Сулавеси, обнаружили два каменных артефакта, которые оказались удивительными образцами древнейших в истории человечества гравюр. Как сообщает Phys.org, находка была сделана на острове, который знаменит своими наскальными рисунками. Возраст последних оценивается как минимум в 44 тысячи лет, что делает их одними из самых древних на планете. Именно эти изображения привлекают сюда археологические экспедиции. Однако на этот раз ученые обнаружили еще более удивительные артефакты. В одной из пещер Сулавеси они нашли две миниатюрные каменные гравюры. Их можно было бы назвать карманными, если бы у древних людей были карманы.

    Идентифицировать изображения на этих камнях удалось только в лаборатории при помощи современной техники. На вид эти произведения искусства представляют собой какие-то линии, прорезанные на камне. Но анализ показал, что на одном из этих амулетов изображен аноа – карликовый буйвол. На второй гравюре изображено, вероятно, наше Солнце. Возраст артефактов составляет от 14 до 26 тысяч лет. Ранее археологи находили миниатюрные гравюры в Европе и Западной Азии. Их возраст немногим превышает 20 тысяч лет. В Юго-Восточной Азии археологи до сих пор не находили столь же древних и столь же маленьких произведений искусства. Кстати, артефакты были отправлены на более детальный анализ в университетскую лабораторию города Брисбена в Австралии. Он подтвердил художественную сложность этих миниатюрных гравюр .Например, буйвола аноа поначалу не удавалось разглядеть даже при помощи оборудования. Он казался обычной геометрической фигурой. Но ученые применили новый метод, варьируя степень освещения реликвии и направляя свет под разными углами. Игра теней помогла разглядеть буйвола.

     

    Рис. 4. Первый артефакт и моё чтение надписей, и выявление ликов

    Я вижу, что археологи Индонезии применяют почти те же методики, что и я. Если я на компьютере применяю осветление или затемнение изображения, то           у археологов, имеющих сам артефакт, существует возможность изменить освещение. Однако меня удивило, что, выявив весьма небольшое изображение буйвола в центральном фрагменте камня внизу слева, они не заметили наличие многочисленных мужских ликов анфас, которых я выделил 8, но их раза в 3 больше. Так что  камень показывает либо «коллективную фотографию» воинского взвода сослуживцев, либо, напротив, посмертные изображения. Для понимания смысла я решил прочитать подпись. Она гласит: ХАРАОНА ЯРА  МАСКА МАРЫ, 8 ГОД ЯРА АРКОНЫ 30, что на современном русском языке означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ХАРАОАНА ЯРА ИЗ ЗАПАДНОГО  КАИРА В 864 ГОД НАШНЙ ЭРЫ.

    Однако продолжу цитирование: «Древнему мастеру нужно отдать должное – он изобразил животное в подробностях, а не схематично. Ученые сумели рассмотреть два прямых рога, щеку, глаз и даже ноздрю этого животного. Часть спины и брюха были изображены при помощи простых и глубоко прорезанных линий. Буйволы аноа играли важную роль в жизни древних островитян. Их изображения находили ранее и на скалах.

     

    Рис. 5. Второй артефакт из Индонезии

    Вторая гравюра тоже признана уникальной. Она изображает не просто Солнце, но сияющее Солнце. По другой гипотезе, это может быть изображение взрыва звезды. Ученые не знают, когда именно наши предки начали изображать Солнце. До сих пор самым древним считалось изображение, известное как "небесный диск Небра". Этот артефакт был найден в Германии и датирован примерно 1600 годом до нашей эры. Другой пример древнейшего изображения Солнца – стела, найденная в древнем египетском городе Амарна. Она была установлена в период правления фараона Эхнатона (1353-1336 гг. до н.э.), который ввел культ Атона – бога Солнца, и даже построил в честь него целый храм. Но гравюра с острова Сулавеси значительно старше обоих этих артефактов. Она была вырезана как минимум 14 тысяч лет назад».

    Но так ли это? Для ответа я решил проанализировать и второй артефакт, рис. 6.

     

    Рис. 6. Моё выявление ликов и чтение надписей на втором артефакте

    Сначала я выявляю мужские лики, которых я показал 10, хотя их тут больше. Отсюда можно понять, что назначение того  камня – то же самое, что и первого: камень-памятка о погибших воинах.

    Надписи я читаю на верхней половине камня. Они аналогичны надписям на первом артефакте: МАСКА МАРЫ 30 АРКОНЫ, то есть, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ЗАПАДНОГО КАИРА. И ни о какой древности в 14 тысяч лет речь не идёт – оба камня моложе этого срока, определённого археологами, в 14 раз. Опять археологи нас обманывают!

    Перехожу к следующему сюжету, рис. 7. На этот раз переносимся на Американский континент, где некто, не назвавший себя, показывает гигантские скульптуры Сан Агустина

    Забытые гиганты культуры Сан-Агустина.

    О них написан совсем краткий текст [4].

     

    Рис.7. Первая скульптура  и моё чтение надписей на ней

    «Забытые гиганты культуры Сан-Агустин (4-е тысячелетия до н. э.) Колумбия. Вулканический камень».  И показано 10 фотографий весьма крупных барельефов.

    Рассмотрение я начинаю с первого барельефа, рис. 7. На лбу над горизонтальной полосой  я читаю слова: ХРАМ МАРЫ СКОЛОТОВ ХАРАОНА РУСИ ЯРОВОЙ. Ниже, под чертой справа я читаю слова ВОЙСКА 35 АРКОНЫ ВИМАН МАРЫ, а на носу я читаю слова: ВИМАН МАРЫ, и, наконец, на нижней губе я читаю слова: МИМА ЯРА РЮРИКА. На современном русском языке это означает: ХРАМ МАРЫ СКОЛОТОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ РУСИ СКОЛОТОВ ХАРАОНА. ВОЙСКА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВКС ЖРЕЦА РА РЮРИКА.

    Иначе говоря, хотя изображение выдержано в местных традициях, но надписи на нём созданы на русском языке и соответствуют русским войскам ВКС хараона Рюрика.

     

    Рис. 8. Ещё три скульптуры в местном стиле

    На рис. 8 мы видим ещё три скульптуры в местном стиле. Скорее всего, если бы можно было видеть надписи, они были бы такими же, как на первой скульптуре. Однако тут их видеть невозможно: даже если они имеются, они слишком мелкие, чтобы их заметить при таком масштабе фотографии.

    Однако  на третьей скульптуре имеются зацепки. А именно – показан постамент, на котором можно видеть изображения лиц. Поэтому  решил повторить это изображение в более крупном масштабе и с усилением контраста, и сделал это на рис. 9.  Действительно, я смог выделить несколько ликов на этом постаменте.

    Кроме того, на самой нижней части скульптуры я выделил с помощью квадратной рамочки фрагмент, внутри которого видно рельефное число 35, что означает 35 АРКОНУ ЯРА, то есть, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.  На верхней поверхности близко к скульптуре я читаю слова ВИМАН МАРЫ, а на углу явно видна надпись ХАРАОНА, то есть  ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ХАРАОНА (РЮРИКА).

     

    Рис. 9. Моё выявление ликов и подписей на постаменте третьей скульптуры

    На фронтальной поверхности я показываю, что лики изображены двойными, имея либо левый и правый профиль лиц, либо два лица анфас, немного развёрнутых влево и вправо. Я выделил 9 ликов, хотя их больше, что является символом воинского кладбища. И на этой фронтальной поверхности я читаю слова: ДЛЯ ВОИВ РОДА, что на современном русском языке означает: ДЛЯ ВОИНОВ ПЕХОТЫ

    В связи с этим из оставшихся 6 скульптур я выбрал такую, на которой точно должны были существовать как надписи, так и изображения., рис. 11. Это – головастый гномик с палкой в правой руке и макетом корабельного рулевого колеса  в левой руке, ощерившегося в невесёлой улыбке. Именно его лицо и улыбка мне показались носителями надписей, а потому я сразу же, увеличив и усилив контраст изображения, начал их чтение, рис. 10.

     

    Рис. 10.  Моё чтение надписей на уровне рта и груди пятой скульптуры

    На верхней губе я читаю слова: ХАРАОНА РИМА 33 АРКОНЫ ЯРА, что означает: ХАРАОНА ЗАПАДНОГО КАИРА ИЗ ЛАДОГИ,  а на зубах я читаю слова: В ВОЙСКАХ КРАЯ ХРАМА МАРЫ ХАРАОНА ЯРА. Далее я читаю слова на нижней губе: СКЛАВЯН МАРЫ ХАРАОНА РЮРИКА ЯРА ХРАМА МАРЫ 30 АРКОНЫ, что означает: АЗИАТСКИХ СЛАВЯН ХАРАОНА РЮРИКА ЯРА ХРАМА МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА.

    Надпись имеется и под нижней губой. Я читаю её так: 8 ГОД ЯРА ХАРАОНА, что означает при пересчёте на привычное для нас летоисчисление: 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ.

    Чтение дальнейших слов я показываю на поле дешифровки изображения данной скульптуры целиком, рис. 11. Тут я продолжаю читать надпись под нижней губой: ЯРА ВЕРНЫЯ ВОЙСКА 30 АРКОНЫ ИЗ ВИМАН МАРСА ВИМАН МАРЫ, что означает: КОСМИЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ ЗАПАДНОГО КАИРА ИЗ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ МАРСА ВОЙСК ВКС.

     

    Рис. 11. Полное изображение шестой скульптуры Колумбии и моё чтение надписей

    Я продолжаю читать надписи слева от правой руки: ХАРАОНА 30 АРКОНЫ ВОЙСКА МАРЫ РЮРИКА ЯРА КРАЯ РИМА, что означает: ХАРАОНА ЗАПАДНОГО КАИРА КОСМИЧЕСКОГО ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА ИЗ КРАЯ ЗАПАДНОГО КАИРА.

    А над левой рукой я читаю надписи: МАСКА МАРЫ ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВКС.

    Однако  я рассмотрел надписи только на основном персонаже композиции. А на камнях слева и справа от него имеются изображения второстепенных персонажей той же композиции. Надписи на них, предварительно увеличив изображение и усилив его контраст, я читаю на рис. 12.

     

    Рис. 12. Моё выделение ликов и чтение надписей на второстепенных персонажах

    На камнях второстепенных персонажей я выделяю лики и читаю надписи. Я выделил 32 лика, но их, разумеется, больше. При этом лики № 1-2, № 4-5, № 9-10 и № 25-26 – двойные, остальные одинарные. При этом все лики мужские и расположены преимущественно анфас, тогда как двойные могут располагаться и анфас, и в профиль. Кроме того, лики № 15, № 27 и № 28 расположены в правый профиль, тогда как лики № 21 и № 30 – в левый профиль. Лики имеют разный размер и разную плотность изображения, от как бы совсем прозрачных (лик № 20) до очень плотных (лик № 3).

    На ликах имеется и надпись: ХРАМА 30 АРКОНЫ ЯРА МАРЫ МАСКА ХРАМА ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОЙНОВ ВОЙСКА ЗАПАДНОГО КАИРА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВКС.

    Оставшиеся 4 скульптуры Колумбии я рассмотрю в одной из ближайших моих статей.

     

    Рис. 13. Моё выявление ликов и чтение надписей на свинцовой пластине из Новгорода

    Свинцовая пластина из Новгорода.

    Далее я перехожу к другой теме. Готовя материал по Суздалю, я столкнулся с таким известием: некий новгородец с редким именем Носок, – возможно, – покрывавший какую-то церковь свинцом, требует уплаты ему и его товарищам двух гривен за работу. Этот свой «счет» он написал именно не на бересте, а на как бы образчике строительного материала — листочке свинца. Такая «небывалая» грамота   найдена еще в 1957   году в слое первой трети XII века: «От Носка к Местяте: Заозерич отрок и суздалец Ходутинич в прошлом году крыли. Возьми две гривны для нас».  Замечу, что я давно начал собирать материал для монографии о металлической литературе Руси 9-12 веков, и понял, что свинец входил в число металлов в качестве писчего материала. И мнение археологов о том, что на свинце писал строитель, как на образчике стройматериала, является гипотезой adhoc. Так в методологии науки называют гипотезу, основанную не на обычной практике, присущей эпохе, а на каких-то местных обстоятельствах. И до этих строк я не знал, что в Великом Новгороде в качестве писчего материала использовался и свинец.

    Естественно, эта тема привлекла моё внимание, и я стал собирать материал по этой теме. Я узнал, что свинец – материал и ныне недешевый. В средние века в «республиканском» Новгороде (с почти постоянным влиянием тех или иных князей) он стал употребляться для государственных печатей, на которых тоже немало письменных знаков.

    А в Википедии я нашёл статью с названием Свинцовая грамота №1. «Условная дата: 1100—1120, стратиграфическая дата: кон. XI — 1 треть XII в., внестратиграфическая дата: предпочт. первое 20-летие XII века (А 17; Нерев. Е). Текст: «От Носка к Местяте. Заозерского отрока в прошлом году купили. Суздалец Ходутинич пусть возьмет две гривны в качестве процентов».

    Академик-лингвист А. А. Зализняк характеризовал грамоту №1 так: «По способу нанесения букв и по жанру, оно столь сходно с берестяными грамотами, что мы считаем возможным рассматривать его в одном ряду с ними» (в издании это письмо помещено после берестяной грамоты № 318. НГБ V: 154.155). Для имени Ходута, по мнению Зализняка, очень близко по структуре Ходота — имя вятичского князя, упоминаемого в «Поучении» Владимира Мономаха. Грамота привлекла внимание ряда специалистов. В записи отражено псковское происхождение Носка (или Ножка, поскольку новгородец звался бы Нозка), причем грамота могла быть написана в Пскове и послана в Новгород. «Отрок» – слуга. Глагол «крити» означает купить. Первоначально Арциховский считал, что «крити» означает крыть, и письмо требует платы за кровельные работы (вследствие чего и выполнено на листочке свинца)».

    Понятно, что меня заинтересовал вид этого кусочка свинца, и я его нашел за подписью «Фото Евгения Глобенко» в заметке [6], рис. 13. В этой заметке говорится, что академик РАН Валентин Янин в своём комментарии отметил: «Текст этой грамоты вызвал много дискуссий по поводу перевода». – А я, несколько высветлив и усилив контраст оригинального изображения, рис. 13, решил проверить, всё ли прочитано и выявлено на этой свинцовой пластине. И тут же убедился в том, что, разумеется,  далеко не всё.

    Прежде всего, академики (Зализняк, Арциховский, Янин) не выделили лики, которых я на поле дешифровки показал 15, хотя их, разумеется, больше. Понятно, что эти лики не имеют никакого отношения к тексту XII века н.э., а относится к более раннему тексту, который так же не был замечен академиками. Отмечу, что за исключением лика № 1, показанного в правый профиль, остальные лики даны анфас. При этом они мужские, за исключением женского лика № 11 и символа летательных аппаратов типа самолёта или космического корабля, лика № 4. Так что перед нами – типичный иллюстрированный список погибших воинов, чего академики даже не заметили.

    Не заметили они и верхней строки надписи, которая гласит: ВОЙСКА ВЕРНЫХ ВОИНОВ РИМА ВИМАН МАРЫ МАСКИ МАРЫ, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВКС ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Как обычно, внутри фрагмента, обведённого белой прямоугольной рамочкой, я читаю датировку: 8 ГОД ЯРА, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: 864 ГОД НАШЙ ЭРЫ. Тем самым академиками был не замечен и более древний текст, на три века более древний.

    Новгородская Свинцовая грамота № 2. О ней 2поминается в той же статье Википедии (последняя редакция 18 марта 2020 года, статья готовится к удалению).

    «Свинцовая грамота №2 (Б 132). включена Зализняком в группу грамот 60-х годов XII века — 10-х годов XIII века, не разбираемых индивидуально. Не имеет точной стратиграфической даты, поскольку найдена в перекопе на Федоровском раскопе. Документ считается сохранившимся полностью, на нем написана азбука (неполная, 12 букв в две строки): а б в г¶ д s е ж s з и i к». К сожалению, изображения этой свинуовой грамоты найти не удалось. Но зато в этой статье Википедии имеется приписка: «Ю. Г. Виноградов и другие исследователи указали на античные аналоги грамотам на свинцовых пластинках в Северном Причерноморье (вероятные грамоты на бересте от античных времён на юге России не сохранились)». Разумеется, я тут же принялся искать соответствующее изображение и нашёл его, рис. 14.

     

    Рис. 14. Свинцовая пластина с заклятием IV в. до н. э. из Ольвии.

    Свинцовая пластина с заклятием из Ольвии.

    К сожалению, кроме ссылки на то, что три свинцовые пластинки когда-то были опубликованы [7], дореволюционную (1908 г.) статью В.В. Шкорпила на эту тему мне найти в интернете не удалось. Зато удалось найти прорись текста заклятья в работе [8, рис. 59], рис. 14.

    Так что я решил поработать над изображением на рис. 14, увеличив его в размере и усилив его контраст. Мой метод привёл к успеху: на рис. 15 можно видеть не только вторичный греческий текст заклятья, но и первичный русский текст, который я как раз собираюсь прочитать. Правда, первичный текст виден не очень хорошо, однако всё-таки его можно прочитать. И я читаю так. На 1-й строке – слова: В ХРАМ МАРЫ ВИМАН ВОИНОВ МАРЫ ВОЙСКА ИС ХРАМА на левой стороне и ВИМАН МАСКИ РЮРИКА И ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ МИМА ЯРА на правой стороне. На 2-й строке: ВОЙСКА ВИМАН ВОИНЫ ВОШЛИ В ХРАМЫ ВОИНОВ МАРЫ на левой стороне и А ВОЙСКА МАРЫ ХАРАОНА МАРЫ ВЫШЛИ В ХРАМЫ МАРЫ ХАРАОНА ВИМАН МАРЫ  на правой стороне.

     

    Рис. 15. Моё чтение надписей на свинцовой пластине с заклятием

    На 3-й строке – слова: ВОЙСКА МАРЫ ВОИНОВ МАРЫ РЮРИКА РУСИ ВИМАН ВОИНОВ МАРЫ СКОЛОТОВ на левой стороне и МАРЫ МАСКА МИМА МАРЫ ВИМАН МАРЫ МИРА ХАРАОНА ЯРА на правой стороне.

    Далее следуют строки 4-я и 5-я. Здесь более поздний текст написан точно на более раннем, поэтому выявить более ранний текст практически невозможно. А на 6-й строке я такую попытку предпринимаю: ВОИНЫ ВИМАН ВАРЯГА РУСИ СТАНА 35 АРКОНЫ ИЗ ВИМАН И ВОИНОВ ХРАМОЫ ВЕРНЫХ ВОИНОВ МАРЫ ВИМАН. На 7-й строке я читаю слова: СЛАВЯН ВОИНОВ РУСИ МАРЫ ХАРАОНА РЮРИКА МАРЫ АРМИИ МАРЫ СКЛАВЯН ЯРОВЫХ МАРЫ РЮРИКА ЯРА, на 8-й строке я читаю: МАРЫ АРКОНЫ МАСКА МАРЫ СТАНА ВОЙСКА МАРЫ ВИМАН МАРЫ АРКОНЫ, МАРОВА ВОЙСКА АРКОНЫ МИРА ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА.

    Упоминание в последней строке слов МАСКА МАРЫ, означающих КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ, показывает, что эта свинцовая пластина служила, скорее всего, пропуском на воинское кладбище, хотя тут упоминается и о передислокации войск ВКС Рюрика.

    Прочитав изначальный русский текст на данной пластине, можно констатировать: итак, в Ольвии писали на свинцовых пластинках. Ещё один пример: Прорись античного письма на свинцовой пластинке (Северное Причерноморье, около 25 веков назад, аналог берестяных грамот, появившихся 10 веков назад) [9], рис. 16.

     

    Рис. 16. Прорисовка письма Ахиллодора [10:76] 

    К большому сожалению, в статье [9] фотография оригинала этой свинцовой таблички отсутствует. Зато мне удалось найти в интернете квалификационную работу на соискание степени бакалавра филологии СПбГУ В.В. Митиной [11]. В этой работе\. В частности, говорится: «Поскольку литературная традиция ничтожно мало сообщает о полисах, расположенных в северной части черноморского побережья, основным источником для их изучения являются памятники материальной культуры, которые находят при археологических исследованиях. Важное место среди этих памятников занимают надписи – лапидарные надписи, граффити, дипинти, керамические клейма и частные письма на свинцовых пластинках и остраконах. Все надписи на камне, за исключением совсем коротких эпитафий высекались по черновикам, письма же и записки на свинце и на черепках являются уникальным примером текстов, написанных без какого бы то ни было редактирования и правки. Почти всегда авторы писем были взволнованы, огорчены или сердиты, они пишут о том, что их волнует в данный момент. Благодаря этому частные письма предоставляют редкостную возможность изучения всех проявлений повседневной жизни античного Причерноморья». С ней вполне можно согласиться. Но датировку свинцовой пластины производила не она, зато она воспроизвела её фотографию [11, рис.9]. Кстати, так, косвенным путём,  удалось найти фотографию той самой свинцовой пластины, которую не удалось отыскать путём прямого запроса Гуглу. 

     

    Рис. 17. Пластина с греческим текстом, якобы пятого века до н.э.

    По поводу датировки текста исследовательница пишет: «В целом, по общему характеру шрифта ольвийское письмо 2010 г. ближе всего к письму Ахиллодора, возможно, оно позднее его на несколько десятилетий. Таким образом, с учетом археологического контекста мы можем предположительно датировать рассматриваемую надпись в пределах первой половины V в. до н. э., ближе к середине века». Эта датировка лишь уточняет серию датировок, выполненных другими археологами».

    И далее В.В. Митина пишет: «Текст письма нанесен на свинцовую пластинку, размеры сохранившейся части которой составляют приблизительно 8,2×4,1 см.67 Средняя высота букв 0,35−0,4 см. Они прочерчены предметом с тонким острием достаточно четко, но в отдельных местах небрежно. Надпись имеет значительные повреждения: первая и вторая строчки обрываются слева, в средней части и справа. Верхняя и правая части письма обломаны, относительно хорошую сохранность имеет левая нижняя часть надписи с началом третьей, четвертой пятой и шестой строчек. Также видны сохранившиеся линии рамки, в которую помещен текст письма. Ниже представлены фотография письма [7] а также его прорисовка».

     

    Рис. 18. Моё чтение русских надписей на данной свинцовой пластине

    Для чтения русских надписей я усиливаю контраст изображения и обращаю его в цвете. А затем приступаю к построчном чтению. 1-я строка видна только в виде небольшой возвышенности в правой части пластины, и здесь я читаю: 30 АР(КОНЫ), то есть, ЗАПАДНЫЙ КАИР. На 2-1 строке в той же части можно видеть уже два полноценных слова: ВЕРНЫХ ВОИНОВ. Третья строка уже имеется и в левой части в виде небольшой возвышенности, где можно прочитать нечто вроде слова ЯРА, тогда как справа можно прочитать слова: ХРАМА ХАРАОНА МАРЫ.

    Уже по этим текстам видно, что более древний русский текст написан во второй половине  IX века н.э., а более поздний греческий текст, разумеется, не мог быть написан за 13 веков до более раннего текста – только позже. На 4-й строке я читаю слова: ВЕРНЫХ … (ВОИНОВ) ВАРЯГА ЯРА 35 АРКОНЫ.  На 5-й строке: 8 ГОД ЯРА слева и ХРАМА ЯРА СТАН АРКОНА справа. На 6-й строке я читаю непосредственно слева: 30 АРКОНЫ, правее – ВОЙСКА РУСИ 30 АРКОНЫ, и ещё правее: 30 СТАНА ВОИНОВ МАРЫ. На 7-й строке, которая выделяется целиком, я читаю: ЯРА ИЗ ВСЕХ АРКОН ХАРАОНА РЮРИКА ВОИНСТВА ХАРАОНА ОХРАНЯЛИ. На 8-й строке, которая тоже читается целиком, я читаю: ВИМАНЫ ВОИНОВ МАРЫ РЮРИКА ЯРА ВАРЯГА СТАНА 30 В 8 ЯРА ГОД, на 9-й строке я читаю целиком: А ВИМАНЫ МАРЫ ВОЙСКА ВОШЛИ В АРКОНЫ ХРАМОВ 30-35 СТАНОВ, на 10-й строке я читаю целиком: 30 АРКОНЫ ЯРА В ХРАМЫ ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ ВОИНОВ МАРЫ.

    На 11-й строке я читаю целиком: РИМА МАРЫ ИЗ МАРЫ ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ И ИЗ 35 АРКОНЫ ЯРА И ХРАМОВ РУСИ МИМА МАРЫ. На 12-й строке я читаю в последний раз целиком: ХРАМ РУСИ ВИМАН 33 АРКОНЫ ЯРА МАСКА МАРЫ, на 13 неполной строке – слова: СКИФОВ МАРЫ ВОЙСКА МАРЫ ХРАМА МИМА МАРЫ 35, на 14 неполной строке – слова: АРКОНЫ ЯРА КРАЯ РИМА ВИМАН ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА,  и на 15-й совсем короткой строке – слова: СКЛАВЯН-СКОЛОТОВ ХАРАОНА ЯРА. Итого – 104 слова и 13 чисел, что весьма немало.

    И опять – вместо Vвека до н.э. более ранний русский документ датирован 864 годом н.э., что никак не соответствует результатам академических эпиграфистов.

     

    Рис. 19. Моё чтение надписей на бронзовом зеркале из  Ольвии

    Бронзовое зеркало из Ольвии.

    О нём можно прочитать в монографии [12:314, рис. 111], где говорится: «Маска Горгоны и цветок лотоса. Украшение ручки бронзового зеркала из Ольвии. Вторая половина VI века до н.э.». О ручке этого зеркала автор пишет: «Лотос был любимым цветком вазописцев архаического времени. В основном стилизованные цветы и бутоны лотоса использовались в орнаментах на вазах и зеркалах; пояса из цветов лотоса встречаются на самых ранних образцах расписной керамики из Северного Причерноморья. В классический период такие орнаменты на керамике выходят из моды и в дальнейшем встречаются на ювелирных изделиях и тканях. Назовем несколько памятников такого рода из Ольвии и Пантикапея. Таковы пояса бутонов или цветов лотоса на аттической, самосской и коринфской керамике, цветок на ручке архаического аргосского зеркала, рис. 111» [12:257-258]. Иначе говоря, зеркало атрибутировано как древнегреческое и датировано второй половиной VIвека до н.э. Само зеркало я показал на рис. 19 слева, и на его поверхности практически ничего не видно, оно практически монотонно.

    А на рис. 19 справа я показал то же зеркало в контрастном изображении, однако для исследования удобнее его рассматривать в «обращённом» (дополнительном) цвете. Это изображение я показываю посередине внизу. А далее я читаю: наверху, на 1-й строке – слова: АРКОНЫ ХРАМА, ниже – ВОЙСКА АРМИИ, ещё ниже – ХАРАОНА  и далее: МАСКА МАРЫ ХРАМА, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ (ВОИНОВ) ВОЙСКА АРМИИ ХАРАОНА ИЗ КРУПНОГО ГОРОДА

    Иначе говоря, зеркало подписано не по-гречески, а по-русски, и передаёт реалии не греческие, а русские эпохи Рюрика, причём не VIвека до н.э., а конца VIIIвека ПОСЛЕ н.э., то есть, на 14 веков позже даты, установленной археологами. Причём это – более ранняя надпись, тогда как греческие надписи появляются позже. Однако мне это важно, поскольку крымские бронзовые зеркала сне попадались довольно редко. 

    Но если и металлические пластины, и бронзовые зеркала нам несут некую информацию на русском языке, то их должны нести и металлические печати.  Они известны современной археологической науке, но сразу возникает вопрос: насколько точно их текст читают академические эпиграфисты? Для того, чтобы понять это, я решил рассмотреть несколько примеров.

     

    Рис. 20. Ранний вариант Древнерусской печати с изображением знака Рюриковичей

    Уточнение надписей.

    Рис. 20 показан на продолжении статьи [13]. Подпись к этому рисунку гласит: «Ранний вариант Древнерусской печати с изображением знака Рюриковичей (княжеской тамги) с двух сторон. Печать кн. Брячислава Изяславича (Полоцк) 1003 – 1044 гг., (Луцк) 1015 – 1044 гг. Сын князя Изяслава Владимировича».

    А что удалось выявить на этой металлической печати археологам и академическим эпиграфистам? – Вот что: «Лицевая сторона: изображение княжеской тамги – знака Рюриковичей в виде трезубца, с крестом посередине. Тамга соответствует знаку кн. Изяслава Владимировича в несколько упрощённом виде. Вокруг точечный ободок.

    Оборотная сторона: изображение княжеской тамги – знака Рюриковичей в виде трезубца, с крестом посередине. Тамга соответствует знаку кн. Изяслава Владимировича в несколько упрощённом виде. Вокруг точечный ободок».

    Замечу, что ни о каких надписях на печати тут не говорится. Но означает ли это, что  надписей на данной печати совсем нет?

     

    Рис. 21. Моё выявление ликов и чтение надписей на печати со знаком Рюриковичей

    Прежде всего, разумеется, заметен знак в виде большого якоря, где отростки выполнены в виде полукругов не выпуклых, а вогнутых. Это и есть «знак Рюриковичей». Однако имеются ли тут какие-то иные изображения? Прочтение археологов ни о каких других изображениях не  упоминает. Однако на лицевой стороне справа имеется довольно крупное изображение мужской усатой головы в правый профиль, лик № 1. Полагаю, что это как раз портрет владельца печати, Полоцкого князя  Брячислава Изяславовича, сына Изяслава Владимировича. Кроме того, на лицевой стороне вверху можно прочитать слова надписи: ЯРА МАСКА, МИМА МАРЫ РЮРИКА ХРАМА РЮРИКА МАРЫ, которые на современном русском языке означают: ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ РЮРИКА ИЗ  ХРАМА МАРЫ РЮРИКА. Иными словами, Брячислав Изяславович являлся не только князем, но и жрецом богини Мары в храме Мары.

    На обороте можно видеть ещё 5 ликов, где самый крупный, лик № 2, показан в правый профиль, остальные – анфас. Все лики – мужские. Подпись на верхней части печати гласит: ЯРОВА МАСКА ХАРАОНА, что означает: ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАОНА (РЮРИКА). И действительно, наиболее крупное изображение обратной стороны, лик № 2 более всего похож на портрет Рюрика, с которым в разных вариантах я сталкивался неоднократно. А в нижней части изображения обратной стороны печати я читаю слова: 30 АРКОНЫ, то есть, ЗАПАДНОГО КАИРА.Они означают, что Рюрик ту показан таким каким он был в Западном Каире. Любопытно, что на его голове находится не жреческая шапочка, а некая меховая шапка. 

    После моей эпиграфической экспертизы данной печати можно сказать однозначно: из 8 изображений на обеих сторонах вислой металлической печати (7 ликов + 2 знака Рюриковичей) археологи выявили только 2 (знаки Рюриковичей), то есть, ¼ всех изображений. А из 12 слов надписей не выявили ни одной. Это – настолько поверхностное исследование, что говорить о профессиональном отношении археологов к выполненной работе не приходится. Это – уровень даже не дилетанта, а просто новичка в эпиграфике.

     

    Рис. 22. Другая печать со знаком Рюриковичей

    Хотя анализ печати Брячислава Изяславовича со стороны археологов является из рук вон плохой, но по одному неудачному примеру судить о качестве выявления ликов и чтения надписей нельзя, это было бы несправедливо. А потому я перехожу к рассмотрению следующей вислой металлической печати со знаком Рюриковичей, которую можно найти на продолжении статьи [13]. О ней говорится так: «Ранний вариант Древнерусской печати с изображением знака Рюриковичей (княжеской тамги) с одной стороны и благожелательной надписи с другой. Печати Великого князя Всеслава (Чародея – Вещего) Брячиславича, (Полоцк) 1044 – 1067, 1069, 1071 – 24 апреля 1101 г.г., (Киев) 14 сентября 1068 – апрель 1069 гг.Сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича. Лицевая сторона: изображение княжеской тамги – знака Рюриковичей в виде трезубца, с крестом посередине. Тамга соответствует знаку кн. Изяслава Владимировича в несколько упрощенном виде. Вокруг точечный ободок. Оборотная сторона: трёхстрочная надпись «-ДЪ-/NЪСЛО/ВО».

    Однако, приглядевшись к рис. 22 внизу, я понял, что и здесь имеются и лики, и надписи, не выявленные археологами.

     

    Рис. 23. Моё выявление ликов и чтение надписей на печати со знаком Рюриковичей

    Так, на лицевой стороне печати я выявляю сначала женское лицо анфас в короне и накидке, лик № 1. Он подписан выше так: МАСКА 35 АРКОНЫ ВЕЛИКАГА КНЯЖЕСТВА РЮРИКА, что на современном русском языке можно понять, как ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА (ЛИТОВСКОГО) РЮРИКА. Честно говоря, я нигде не видел такого официального наименования Великого княжества Литовского как Великого княжества Рюрика.

    Справа внизу имеется лик № 2, мужское лицо в правый профиль, с усами и бородой и в головном уборе типа фески. На его бороде можно прочитать подпись: ЯРА ВАРЯГА ВОЙСКО. МАСКА МАРОВА МИМА, что на современном русском языке означает: (ПЕЧАТЬ) ВОЙСКА ВАРЯГА ЯРА (РЮРИКА). ИЗОБРАЖЕНИЕ УСОПШЕГО ЖРЕЦА. Иными словами, перед нами не княжеская, а воинская печать Великого князя Литовского, что никак не отмечено академическими эпиграфистами.

    На оборотной стороне текст читается тоже не так, как прочитали его эпиграфисты из РАН: ЯРОВА ВОЙСКА 30 АРКОНЫ СЛОВА МАЮТ ВЕС, что на современном русском языке означает: СЛОВА ВОЙСКА ЯРА (РЮРИКА ИЗ) ЗАПАДНОГО КАИРА ИМЕЮТ ВЕС, чем снова подтверждается моя атрибуция печати не как княжеской, а как войсковой. Из 6 слов и 1 числа на оборотной стороне академические эпиграфисты прочитали только 1 слово, именно СЛОВО, тогда как на лицевой стороне – ни одного из 10 слов и 1 числа. Так что в целом в данном случае прочитано 1 слово из 16 и 2 чисел, и к тому же неверно атрибутирована печать как княжеская, а не войсковая. И, кроме того, не выявлено ни одного лика из двух на лицевой стороне.

    Опять перед нами находится из рук вон плохое выполнение эпиграфических обязанностей.

     

    Рис. 24. Печать Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого

    Затем на продолжении статьи [13] можно видеть рис. 24 вверху, сопроваождаемый таким текстом: «Печати периода расцвета мастерства резчиков буллоториев (гравёров по металлу), В.Л. Янин и П.Г. Гайдуков небезосновательно предположили, как приглашённые Византийские мастера. Печати Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого, христианское имя Георгий. Родился ок. 978 — 20 февраля 1054, Вышгород) — князь Ростовский (987—1010), князь Новгородский (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054). Сын Великого кн. Владимира Святославича.

    Лицевая сторона: погрудное изображение св. Георгия, одетого в латы, поверх накинут плащ, в правой руке копьё, в левой щит. Вокруг точечный ободок.

    Оборотная сторона: пяти строчная надпись «+KERO/ТѡСWДѡГE/ЕWРГIѡ» , т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Георгию». Вокруг точечный ободок»

    Ну уж тут-то, на греческой подписи и с хорошо видимым ликом святого Георгия никаких подвохов в атрибуции и чтении, а также в выявлении ликов быть не может. Ну, наконец-то! – Однако торопиться с выводами не стоит, а следует лучше вглядеться в изображение на рис. 24. И сразу перейти к рис. 10, где отмечены несоответствия.

     

    Рис. 25. Моё выявление ликов и чтение надписей на печати Ярослава Мудрого

    И далее я решил прочитать более мелкие буквы русской надписи. Сначала я читаю надписи на лицевой стороне печати: 30 АРКОНЫ ПЕЧАТЬ РЮРИКА, 35 МАСКА МИМА, ХАРАОНА МАРЫ, МИМА ХРАМА МАРЫ 30 АРКОНЫ ЯРА, МАРЫ ВИМАН ВОЙСКА МАСКИ 35 АРКОНЫ,  ВОИНОВ МАРЫ КРАЯ СКОЛОТОВ МАРЫ ХАРАОНА, МАРЫ МИМА 30 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА И 35 АРКОНЫ ВОЙСКА ВОИНОВ МАРЫ, И КРАЯ РИМА АРКОНЫ 30, ВАРЯГА ЯРА СТАНА МИМА 35, ЛИКА ЯРА РЮРИКА, СКЛАВЯН МАРЫ ВОЙСКА ЯРА.

    Затем я перехожу к чтению надписей на обратной стороне печати: ЯРА ВОЙСКА ИЗ ХРАМА ХАРАОНА МАРЫ АРКОНЫ МИРА ВИМАН СКОЛОТОВ, МАРЫ ВОИНОВ МАРЫ КРАЯ МАРЫ СКОЛОТОВ МАРЫ ВИМАН МАРЫ ВОИНОВ РИМА РУСИ МАРЫ, МИМА МАРЫ ВОЙСКА, МИМА МАРЫ ВАРЯГА ЯРА МАСКИ РЮРИКА, ВОИНОВ МАРЫ ХРАМА МАРЫ ВОЙСКА СКЛАВЯН-СКОЛОТОВ МАРЫ.

    Таким образом, обе стороны печати содержат 48 слов и 5 чисел на лицевой стороне и 40 слов и 0 числе на обратной стороне, то есть, 88 слов и 5 чисел. Тогда как эпиграфисты академического направления прочитали лишь 5 греческих  слов на оборотной стороне, не упомянув слова в два столбца на лицевой стороне: АГИОС ГЕОРГИЙ.

    Получается, что эпиграфистами замечены и прочитаны 5 греческих слов из 7, и  не замечены 88 русских слов и 5 чисел. А 5 из 90 – это 1/45-я часть текста, чуть более 2 %. Таков уровень современной академической сфрагистика как разновидности эпиграфики.

     

    Рис. 26. Гора Ушба Южная

    Гора Ушба Южная

    Ко мне пришло письмо от читательницы Натальи R. с просьбой прочитть надписи на горе Ушба Южная. Википедия пишет: «У́шба (груз. უშბა, карач.-балк. юч башУжба) — одна из вершин Большого Кавказа в грузинском крае Самегрело-Верхняя   Сванетия (исторической области Верхняя Сванетия), в 1,5 км южнее границы с Россией (Кабардино-Балкария).Ушба — со сванского  уш — беда, несчастье; ба — гора. «Гора, приносящая несчастье». С карачаево-балкарского языка юч — три; баш — вершина, верх, голова. «Гора с тремя вершинами».

    Южная вершина Ушбы немного выше, чем северная, которая имеет высоту 4690 м. Северная вершина была покорена в 1888 году John Garford Cokklin и Ulrich Almer, в то время как первое восхождение на южную вершину было совершено в 1903 году немецко-швейцарско-австрийской экспедицией под руководством B. Rickmer-Rickmers. Высота — 4690 м. На топографической карте К-38-26[3] указана высота 4700 м. Вершина двуглавая, сложена гранитами. С Ушбы стекают ледники Гуль и Ушбинский. В 10 км юго-восточнее вершины расположен районный центр Местиа.

    Гора Ушба (4700м) находится в самом конце Шхельдинского ущелья, в северо-западной провинции Грузии — Сванетии. Вершина, которая помнит взгляд великого Тамерлана (который с 1394 г. семь раз вторгался в Грузию), именем которой в Англии в ХІХв. назван Клуб альпинистов, Гора Хергиани…Её необычная форма, грандиозные масштабы стен и история покорения создали Легенду о Вершине, которая недаром носит такое грозное название — «Шабаш ведьм» (в переводе с грузинского). Этот горный массив Кавказа состоит из двух вершин — Северной (4690м) и Южной (4710м). Их соединяет Ушбинская перемычка или «труба». Такое название дано не зря — даже в хорошую погоду в ней ветрено».

     

    Рис. 27. Моё чтение надписей на верхней части горы Ушба Южная

    Здесь я читаю надписи построчно. На 1-й строке я читаю слова: 8 ГОД ЯРА, на 2-й строке – слова: ВОИНЫ 30 АРКОНЫ, на 3-й строке – слова: МАРЫ ХРАМА ХАРАОНА, на 4-й строке – слова: 33-35 ХРАМОВ АРКОН ВИМАН МАРЫ, на 5-й строке – слова: ВОЙСКА ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ, на 6-й строке: ВОИНОВ СКОЛОТОВ СКЛАВЯН МИМА МАРЫ,  на 7-й строке – слова:  ХРАМА ВИМАН ВОЙСКА МАРЫ ХАРАОНА ВОИНОВ, на 8-й строке – слова: 30 АРКОНЫ ЯРА ХРАМЫ РУСИ РЮРИКА МАРЫ ХАРАОНА ВИМАН МАРЫ.

    Текст начинает повторяться. и потому на этом я чтение петроглифов горы Ушба заканчиваю. Понятно, что задолго до того, как гора Ушба стала источником маршрутов альпинистов, а именно, тысячу лет назад, в 864 году н.э. на ней оставили надписи воины ВКС Рюрика из храмов Мары западного Каира и Великого Новгорода.

    Замечу, что на рис. 26 левее основного пика имеются менее высокие пики, и если присмотреться, они образуют фигуры. Чьи это фигуры, и какую композицию они образуют, я постараюсь разобраться на рис. 28.

     

    Рис. 28. Моё чтение подписей к фигурам ороглифов

    Самый левый пик на рис. 28 представляет собой лицо мужчины в правый профиль. Видны  усы и окладистая борода. На его голове видна монашеская шапочка, на которой читается подпись: РЮРИК. И, действительно, портретное сходство с лицом Рюрика тут выдержано. Хочу отметить, что борода Рюрика ещё черная, е тронутая сединой – ему тут 58 лет. И перед ним справа находится горная вершина чуть ниже, изображающая какую-то зверушку. На носу мордочки написано: МАСКА, а на шее – МАРЫ. Это выражение означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ. Рюрик с уважением и благодарностью смотрит на своих павших воинов.

    На уровне шеи лика Рюрика находится двойное изображение: правый лик показан в правый профиль, а левый – в левый профиль. Иными слова, данный человек двуличен. Подпись на уровне волос головы гласит: РИМА МИМ, то есть, ЖРЕЦ ИТАЛИЙСКОГО РИМА. Он хотя и смотрит на павших воинов с сожалением, однако его левый профиль улыбается, показывая зубы.

    Еще ниже показан мужчина, который бьёт двумя руками кого-то. На его волосах головы, а также на кисти левой руки можно прочитать слова: ВИМАН ВОИН ВОЙСКА МАРЫ, то есть, ВОИН ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВКС

    Тем самым проясняется замысел композиции: воины ВКС Рюрика сражаются с войсками двуличного Рима, который их размещал даже на Кавказе.

    Обсуждение.

    Хотя в данной статье опять оказалось несколько сюжетов  (хотя и немного), но цитирование самого первого материала задало критическое направление всей остальной статье. А самый первый материал говорит о том, что 16 фрагментов свитков Мёртвого моря, хранившиеся в музее Библии города Вашингтона в США, оказались подделкой ХХ века. Впрочем, для мня это не стало новостью, ибо я придерживался таких же взглядов; однако разоблачение археологами археологов же происходит далеко не часто, и этот процесс очищения науки от мифов следует только приветствовать.

    Однако описание этого горестного факта археологами заканчивается надеждой на то, что далеко не все свитки Мёртвого моря являются фальшивками. Как говорится, «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!». Просто пока критики добрались до Вашингтона, но не до других музеев Библии.

    Второй сюжет  связан с каменными гравюрами Индонезии, найденными на острове Сулавеси и представляющими якобы «древнейшие в мире гравюры». Как обычно, археологи не обратили внимания на существование многочисленных ликов на этих каменных гравюрах и на русские подписи, говорящие о том, что камни имеют отношение к кладбищам. Впрочем, среди всех ликов было замечено изображение буйвола, но не человеческих лиц. Реально речь шла о гуси якобы 4-го тысячелетия до н.э. каменных документах – пропусках на воинское кладбище 864 года н.э., однако археологам захотелось иметь сенсацию, и возраст артефактов увеличился от 1 до 14 и даже 26 тысяч лет. С моей точки зрения уже хорошо, что данные камни вообще были замечены, ибо на взгляд обычного человека они ничем не примечательны – разве что на первом камне можно выделить 6-угольник в его центре, что указывает на его человеческую обработку.

    Третий сюжет – это эпиграфическое исследование колумбийских скульптур из города Сан-Агустин, которые выполнены в местных традициях, но подписаны по-русски и передают свою принадлежность русским войскам Рюрика. Я рассмотрел 6 скульптур-рельефов из 10, и на каждой из них написано разное количество русских слов. Эти примеры мне весьма пригодятся при написании монографии по русским артефактам в древней Латинской Америке.  

    Четвёртый сюжет оказался  для меня новым, хотя я его исследую довольно давно:  это надписи на металлических пластинах. Дело в том, что тысячу лет назад, как я понял, основным писчим материалом был металл. Печатались металлические книги и нечто вроде энциклопедических статей на отдельных металлических пластинах. Начиная с 2011 года, после обнаружения металлических книг в пещерах Иордании, меня интересуют многие проблемы, связанные и с металлическими книгами, и с металлическими пластинами. И в данной статье оказалось, что даже в Великом Новгороде были найдены две свинцовые пластины. Изображение одной из них мне удалось найти, другой, с алфавитом – нет. Я пока знакомлюсь с тем, для чего использовались эти пластины в качестве документов, и понимаю, что, скорее всего, это были пропуски на воинские кладбища, ибо по числу погибших и по местам их гибели противник может догадаться, какого рода военные операции, в каком объёме и где именно они проводились. 

    Выяснилось, что к ряду документов привешивались так называемые  «вислые» печати, в том числе и металлические. И на них были написаны многие слова, которые дают определённую историческую информацию. Однако, как я понял ещё при анализе  чтений Новгородских (и других) надписей на бересте, академические эпиграфисты в случае печатей допускали не меньше (а едва ли не больше) ошибок в чтении, чем при исследовании берестяных грамот. Многие русские слова не только не прочитаны, но даже не замечены, равно как и лики. По сути дела, металлические вислые печати требуют повторного чтения и выявления ликов. 

    Любопытно также, что в Крыму были найдены и бронзовые зеркала, пока мной совершенно не изученные. Они были датированы серединой I тысячелетия до н.э., хотя они были изготовлены для жриц воинских храмов Мары войск Рюрика.

    И, наконец, последний, пятый сюжет связан с ороглифами. Хотя проанализирован (и то далеко не полностью) только один сюжет – гора Южная Ушба в Грузии, становится ясно, что горы содержат массу изображений и подписей, в  том числе и неких изобразительных сценок. Я проанализировал только наиболее верхний слой изображение и подписей, связанных с эпохой Рюрика, однако, как я полагаю, на тех же гораздо имеется множество изображений и надписей и предшествующих эпох, которые ещё предстоит выявить.

    Заключение.

    Таким образом, в данной статье  получен интересный исторический материал, отличающийся от известного из академической науки. Он будет использован а дальнейших эпиграфических статьях. Кроме того, увеличилось статистика ложных датировок, атрибуций и  интерпретаций найденных археологами артефактов со стороны самих археологов.

    Литература.

    1. Gazeta.ru.Свитки Мертвого моря из Музея Библии оказались фальшивкой.17 марта 2020 гола. Источник: https://sorokanews.ru/2020/03/17/svitki-mertvogo-morya-iz-muzeya-biblii-okazalis-falshivkoj/

    2. Чудинов В.А. Гребень Дании якобы с германскими рунами и другие новости археологии. – Сайт chudinov.ru от 2 февраля 2018 года

    3. Бубнов Василий. На острове Сулавеси обнаружены артефакты возрастом 26 тысяч лет. 19 марта 2020 года. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_359389%2Fall

    4. Забытые гиганты культуры Сан-Агустина. 19 марта 2020 года. Источник: https://vk.com/archaeru?z=photo-3073135_457259200%2Fwall-3073135_359431 

    5. История на скалах. 19 марта 2020 года. Источник: https://vk.com/archaeru?z=photo-3073135_457259192%2Fwall-3073135_359428

    6. Пальчева Анна. Раскопать правду. 08 февраля 2007 года, Источник: http://www.nsad.ru/articles/raskopat-pravdu 

    7. В.В. Шкорпил. Три свинцовые пластины с надписями из Ольвии. — ИАК, вып. 27, 1908, стр. 69 и сл. Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/antichnaya-arheologiya-severnogo-prichernomorya12.html#bookmark68 

    8. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/antichnaya-arheologiya-severnogo-prichernomorya12.html#bookmark68 

    9. Золин Пётр. Неревский конец Великого Новгорода. Источник: https://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/nerevsky-end1/ 

    10. Виноградов Ю.Г. Древнейшее греческое письмо с острова Березань // ВДИ. № 4. 1971. С. 74−100

    11. Митина Валерия Вячеславовна. Свинцовое письмо, найденное в Ольвии в 2010 году, и ольвийские денежные единицы VI-IV веков до н.э. СПб, 2017. Источник: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/8254/1/VKR__Mitina_Valeriya.pdf 

    12. Скржинская М.В. Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья. – Киев, 2010.

    13. Степанова Е. В.; Байдуж Д. В. (Западная Европа). Сфрагистика. Вислые печати. 17 февраля 2019 года. Источник: https://sammlung.ru/?p=19422

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову