Зубы австралопитека из Германии и другие новости

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Зуб из Германии.
  • Клад майя, Мексика.
  • Якобы сарматское золото.
  • Интервью с директором ИА РАН Николаем Макаровым.
  • Керамический черепок.
  • Фото гребня.
  • Фото печного изразца.
  • Письмо от читательницы.
  • Термы Константина.
  • Фото саркофага.
  • Затылки и темечки древних римлянок.
  • Послание в причёске.
  • Обратная сторона причёски.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Зуб из Германии.

    Рис. 1. Найденный в Германии зуб и моё чтение надписей

    О нём можно прочитать  в заметке [1]: «Осенью 2017 года немецкие археологи сообщили об удивительной находке, которая может заставить антропологов пересмотреть теории о происхождении человека. В высохшем русле Рейна группа исследователей обнаружила экземпляры человеческих зубов. Удалось установить, что возраст окаменелостей насчитывает около 9,7 млн лет. Из-за перепроверки данных новость о находке откладывали в течение года. Экспертиза подтвердила: найденные зубы действительно на несколько миллионов лет старше всех других, обнаруженных в Европе или Азии когда-либо ранее. Руководитель группы археологов Герберт Лутц считает, что они могли принадлежать австралопитеку».

    Как обычно, меня не столько волнует палеонтология или антропология, сколько уровень развития этих наук у наших русских предков в эпоху Рюрика. А потому я , естественно, обратился к чтению надписей на изображении найденного зуба.

    На верхней, горизонтальной  части зуба я читаю слова: ЯРА ХРАМ 30 АРКОНЫ ВИМАН РЮРИКА. А ниже, на вертикальной поверхности я читаю продолжение: СОХРАН МАРЫ ВОИНОВ ВИМАН. На современном русском языке это означает:  ХРАМ ЯРА ЗАПАДНОГО КАИРА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ РЮРИКА. СПЕЦИАЛЬНОЕ ХРАНИЛИЩЕ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ.

    Обращаю внимание на то, что данный сохран находился не при храме Мары, а при храме Яра. Видимо, антропологию  курировал именно храм Яра.  

     

    Рис. 2. Вход в пещеру Балмаку и моё чтение надписей

    Клад майя, Мексика.

    Это сообщение помещено в той же заметке [2]: «Археологи из Института антропологии и истории в Мексике (INAH) обнаружили сокровища цивилизации майя. Около 150 ритуальных артефактов оставались нетронутыми более тысячи лет. Они хранились в одной из пещер Балмаку на полуострове Юкатан. В основном это керамические сосуды с изображением богов. Местные жители нашли пещеру с сокровищами еще в 1966 году, но прибывший туда археолог распорядился запечатать вход. На этот раз исследователи вышли на нее во время изучения жертвенного колодца индейцев майя. Заново открытая пещера Балмаку поможет пролить свет на историю создания и падения древнего города Чичен-Ицу».

    Чаще всего за сокровища майя принимают артефакты, оставшиеся от пребывания русских войск на территории Мексики в эпоху Рюрика. А потому я стал искать русские надписи на входе в пещеру. И первую надпись я заметил на потолке пещеры. Я обвёл её белой рамочкой, и внутри этого фрагмента я прочитал слова: МАСКА МАРЫ, которые означают КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ. Чуть выше я прочитал на потолке слова: МИМА МАРЫ, то есть, ЖРЕЦА МАРЫ. Продолжение я читаю на уровне перегородки на полу, где написаны слова: ХАРАОНА РЮРИКА.

    И, наконец, справа на стене можно видеть длинную надпись, которую я читаю, как МИМА МАРЫ ХРАМ РИМА МАРЫ, что означает: ХРАМ ЖРЕЦА МАРЫ (РЮРИКА) ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.  Так что к культуре майя он не имеет ни малейшего отношения.

     

    Рис. 3. Якобы сарматские драгоценности и моё чтение надписей

    Якобы сарматское золото.

    И это сообщение помещено в той же заметке [3]: «В мае археологи обнаружили в Астраханской области древний курган с золотыми и серебряными украшениями сарматов. По оценке экспертов, захоронениям больше 2 тыс. лет. Территории, которые сейчас относятся к югу России, в IV веке до нашей эры принадлежали кочевым племенам. Кроме драгоценностей, многим из которых нет аналогов, в астраханском кургане нашли коллекцию кинжалов, элементы конской сбруи, предметы быта и останки ираноязычных кочевников.

    Археологи считают, что наткнулись на царский курган, который был частично разграблен еще в древности. Среди находок — могила сарматского вождя с богатым погребальным инвентарем. Клад двухтысячелетней давности нашли случайно. Весной фермер из села Никольское Рустам Мудаев обратился в Астраханский государственный музей. Он рассказал, что во время земляных работ около своего дома наткнулся на бронзовый котелок — это и стало поводом для организации археологической экспедиции».

    Я уж несколько раз сталкивался с тем, что вместо сарматов археологи обнаруживали артефакты русских воинов Рюрика. Возможно, что и на этот раз речь идёт о том же самом?

    Поэтому вопрос можно разрешить одним способом: прочитать надписи. Сначала я выбираю наиболее тёмную надпись над драгоценностями, усиливаю её по контрасту и увеличиваю по размеру. Тут я читаю слова: МАРЫ МАСКА РЮРИКА, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ РЮРИКА. Левее на песке можно прочитать дополнение: ВОЙСКА ХАРАОНА, а правее и ниже артефактов я читаю слова: ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ СОКОЛОВЯН 33 АРКОНЫ, что означает: КОСМИЧЕСКОГО ВОЙСКА ВОИНОВ ХАРАОНА ИЗ СОКОЛОВЯН ЛАДОГИ.

    Так что ни о каких сарматских вождях тут ничего не говорится – только о воинах космических кораблей Рюрика.

     

    Рис. 4. Директор Московского Института Археологии РАН Николай Макаров

    Интервью с директором ИА РАН Николаем Макаровым.

    Оно опубликовано в [4]: «— Москва — образец для подражания регионам, но примеры она дает разные. Какой из московских археологических подходов будет скорее усвоен регионами: подход Биржевой площади и улицы Тверской, где древности то ли оставлены под спудом, то ли пропали, или подход Ямы, где появилась фактически новая достопримечательность? И вообще, есть ли у археологии ресурс отстаивать научно-исторические позиции в противостоянии с коммерческим использованием территории памятников? Возможен ли симбиоз?» Такой вопрос был задан Н. Макарову. И он ответил:

    «— Новые археологические экспозиции на местах раскопок или рядом с ними появляются каждый год. Возможно, они не очень заметны — страна-то большая,— но это факт. Из недавно открытых — церковь Благовещенья на Городище (остатки церкви начала XII века, раскрытые под храмом XIV века) в Новгороде, музей археологического дерева в Свияжске, горны для обжига изразцов в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Поэтому столичная Яма — не единственный объект, хотя, может быть, наиболее заметный как место общения молодежи. В современном обществе есть запрос на такие объекты, следы древности привлекают людей, следовательно, у археологов есть основания отстаивать интересы памятников, идею их экспонирования там, где они обнаружены. Создание таких экспозиций обычно строится на компромиссе между высокой наукой и интересами коммерческого использования памятников. Мне кажется, что интерес к музейному показу археологических памятников на их изначальных местах — мировой тренд. Он особенно заметен в мегаполисах, где новая урбанистическая среда фактически стерла историческую застройку. Чем меньше вокруг подлинных элементов городской исторической среды — лепнины на фасадах, старинных оград, литых козырьков над подъездами, тем сильнее стремление выявить археологические объекты под городскими тротуарами и сохранить их в современном ландшафте. Вернуть, таким образом, в окружающий мир реалии прошлого, показать нашу связь с ним. Наше общество все меньше доверяет текстам, потому что после перехода на электронные носители стало легко их менять, а к камням гораздо больше доверия. Камни — свидетельство того, что история не выдумана.

     

    Рис.5. Академик Макаров показывает раскоп съёмочной группе

    Но страна у нас северная, и поэтому создание археологических экспозиций на местах раскопок — сложная техническая задача. В ответ на предложение о музеефикации того или иного объекта возникают вопросы: как это сделать технически и в какую сумму обойдется реализация оригинальных идей. Музеефикация, как правило, требует серьезных средств и сложных технических решений. Например, консервация деревянных построек, открытых археологами во влажном культурном слое городов, остается трудноразрешимой проблемой. Допетровские русские города — деревянные, но разработать простые технологии сохранения срубов и мостовых на местах раскопок до последнего времени никому не удавалось. Первый в России музей археологического дерева был открыт в прошлом году в Свияжске, в нем экспонируются в основном постройки XVII века. Создание этого музея — апробация новых технологий, разработанных специалистами из Татарстана. Проще — с технической точки зрения — решаются проблемы музеефикации археологических объектов на юге, где мы имеем дело с остатками каменных построек. После больших спасательных раскопок 2017–2018 годов в Крыму Институт археологии предложил музеефицировать античную усадьбу Манитра вблизи Керчи, курган Госпитальный, насыпь которого восстановлена после исследования, мостик XVIII века на старой дороге в Белогорском районе. Подготовка предложений по созданию музейных объектов, с формальной точки зрения, не входит в плановые задания научного института. Но эта работа — часть сохранения наследия, кто-то должен брать на себя инициативу.

     

    Рис. 6. Моё чтение надписей на раскопе под стеной Кремля

    — В связи с коммерческим использованием: есть ли интерес бизнеса к археологическим исследованиям?

    — Интерес сдержанный. Скорее это у археологов есть интерес к привлечению бизнеса к финансированию исследований. Сейчас бизнес поддерживает отдельные проекты: например, исследования античной Фанагории проходят при поддержке фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски. Есть еще несколько проектов, в которых принимают участие предприниматели, но это единицы». – Тут нет ничего удивительного: археологические объекты, в случае их консервации приносят доход только самим археологам, но никак ни коммерсантам. Но удивительно то, что ни сам Н. Макаров, ни другие археологи надписи на грунтоглифах не только не читают, но даже не видят! И мне совершенно понятно, почему, когда мы сталкиваемся на телевизионных передачах, он, заметив меня, тут же отворачивается: он боится моих вопросов, которые тут же выявят непрофессиональность археологов!

    Разумеется, грунтоглифы с русскими подписями имеются и под Кремлёвской стеной. Сначала я читаю надписи на поверхности, обращённой к зрителю фасадом. На верхней строке более тёмного верхнего слоя я читаю слова: МАСКА МАРЫ ВИМАН РУСИ МАРЫ ВОИНОВ РУРИКА МИМА МАРЫ. А на второй строке я читаю слова: ИЗ ХРАМА МАРЫ МОСКВЫ, ВОЙСКА МАРЫ СТАНА РЮРИКА, МИМА МАРЫ. На современном русском языке это означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ЕВРАЗИИ РЮРИКА, ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ, ИЗ ХРАМА МАРЫ МОСКВЫ, КОСМИЧЕСКОГО ВОЙСКА СТАНА РЮРИКА, ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ. А предварительное исследование второго, более светлого слоя показало, что там написаны примерно те же слов, но в другом порядке.

    Затем  перехожу к рассмотрению третьего слоя, где видны крупные камни и лики. Тут я выделяю 9 мужских ликов анфас, где лица в основном с большими бородами. Лик № 7 очень узкий, а лик № 8 состоит из двух камней, которые образуют его шляпу, а его лицо изображено ниже. На этом слое имеется надпись: СТОЛИТСЫ МИМА ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ, что означает: СТОЛИЦЫ ЖРЕЦА ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ, то есть, ЗАПАДНОГО КАИРА

    А левая рука Николая Макарова упирается в букву «В» слова ВЕРНЫЯ, за которым следуют слова: ВИМАН ВОЙСКА МАРЫ, которые означают: КОСМИЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ РЮРИКА. Однако этой надписи Николай Макаров не замечает, – он видит только слои грунта!

    «— В этом году отмечается столетие российской археологии. Какие ее достижения вы бы назвали главными? Что имеет мировое значение?

    — Если говорить о мировых достижениях, то это, конечно же, раскопки в Новгороде, открытие берестяных грамот, средневековых городских усадеб с деревянными постройками, становление особого направления изучения русского средневековья, объединяющего исследование текстов и памятников материальной культуры. Это также открытие палеолитических памятников Евразии: палеолитических стоянок, жилищ и погребений, палеолитического искусства во всех формах, от росписей Каповой пещеры до статуэтки бизона, обнаруженной на Зарайской стоянке. Всемирную известность получили палеолитические погребения, открытые на Сунгирской стоянке под Владимиром, со сложным погребальным обрядом и уникальным комплексом украшений и произведений искусства. Не менее известны и «замерзшие могилы» Алтая скифского времени (Пазырык, Укок) с мумифицированными останками умерших, деревянными погребальными сооружениями, утварью и одеждами, сохранившимися в мерзлоте. Эти памятники позволяют представить культуру и повседневную жизнь кочевников раннего железного века с необычайной полнотой. Я часто вспоминаю, как на турецком рынке торговец, узнав, что я из России, сказал: «Пазырык!». В одном из курганов Пазырыка в 1949 году был найден древнейший известный науке ковер, который сейчас экспонируется в Эрмитаже.

    Главное достижение академической археологии советского времени, безусловно,— создание общей панорамы древней и средневековой истории Евразии, построенной на археологических материалах. Археология проявила себя как интегрирующая дисциплина, она взяла на себя ответственность за создание целостной картины смены культур, движения народов, начала урбанизации, становления ранних государств.

    Важное и недооцененное еще достижение последних лет — российская практика спасательной археологии, задавшая новые, более высокие стандарты сохранения наследия. Она предполагает полный охват раскопками участков с археологическими памятниками на новостройках, подробное научное документирование древностей, централизованное хранение документации о полевых работах в одном архиве, доступном для всех специалистов. За два последних десятилетия благодаря спасательным раскопкам накоплен огромный массив новых археологических материалов, в том числе о тех объектах, которые ранее были малоизвестны, например, о монастырях Московской Руси или средневековых сельских поселениях». – Я показывал в ряде моих статей, что датировка древних артефактов археологами очень сильно отличается от реальной их древности в сторону завышения.

     

    Рис. 7. Фото Института Археологии и моё чтение надписей

    Керамический черепок.

    На рис. 7 представлен некий керамический черепок, который имеет непонятно какое отношение к директору Института археологии РАН. Неясно, кто и когда его нашёл, а главное – где, и к какому времени он относится. Это – пример того, как нельзя оформлять интервью с директором института.

    На всякий случай я решил прочитать на этом артефакты надписи. Сначала – над головой птицы и правее головы. Тут я читаю слова: МАРЫ ХРАМ, 75 ГОД ЯРА, то есть, ХРАМ МАРЫ,  921 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Затем я читаю надпись на нижней части тела птицы, над ногами: ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ, то есть, КОСМИЧЕСКОГО ВОЙСКА.

    «— Как новые технологии повлияли на развитие археологии? Удается ли в России их применять?

    — Мы уже перестали замечать, насколько сильно современные технические средства изменили качество научного документирования древних памятников и само их видение. Мы, например, сегодня можем целиком охватить взглядом античную усадьбу, подняв квадрокоптер над раскопанной Манитрой. Она как на ладони. Сейчас это воспринимается как должное, но в действительности — это огромный рывок, ведь еще недавно, чтобы составить план античного или средневекового сельского поселения, представить его структуру, мы соединяли листы чертежей, сделанных на миллиметровке. Современная цифровая документация, точно фиксирующая все детали древних построек и погребальных памятников, как бы дает им вторую жизнь, когда сами объекты после раскопок физически перестали существовать, и делает продуктивным повторное обращение к этим материалам в будущем. Документация, которую мы получили от наших предшественников, зачастую неполна и несовершенна. Нерезкие черно-белые фотографии, схематические чертежи, сделанные 30–40 лет назад, оставляют без ответа многие вопросы о характере исследованных тогда построек и погребальных комплексов.

    На вооружении современной археологии — геоинформационные системы, открывающие новые возможности для точной привязки и пространственного анализа древних памятников, различные методы геофизической разведки, выявляющие древние конструкции и сооружения, невидимые на современной поверхности, изотопный анализ костных остатков, широко используемый для изучения диеты, образа жизни и мобильности. Ядерно-физические методы позволяют значительно детализировать наше видение отдельных древних предметов, определить материалы, из которых они изготовлены, реконструировать технологии их производства и первоначальный облик.

     

    Рис. 8. Терракотовая голова, найденная в 2017 году под Крымским мостом

    Только один пример — античная терракота, найденная под Крымским мостом весной 2017 года в ходе спасательных раскопок. Скульптура, изображающая мужскую голову,— один из самых ярких предметов античного искусства, обнаруженных в Причерноморье в последние десятилетия. Но предмет загадочный и трудный для изучения. Терракота найдена в перемешанном слое, часть ее утрачена, неизвестно, что она представляла собой в целом виде, как использовалась (очевидно, это часть какого-то декора), как выглядела изначально. Изучение терракоты в Курчатовском институте с помощью комплекса аналитических методов (оптическая и растровая электронная микроскопия, энергодисперсионный рентгеновский микроанализ, рентгеновская дифракция, инфракрасная спектроскопия) выявило следы покрытия из смолы (сандарака) и красителей на различных участках скульптуры и позволило восстановить ее первоначальную раскраску. Декор был полихромным: железистые соединения марганца использовались как темно-коричневый пигмент для окраски волос, бороды и усов керамической скульптуры, красная охра — для окраски губ. Известно, что большинство античных скульптур первоначально были полихромными, но поиски остатков красителей на их поверхности остаются сложной задачей. Особенно если скульптура находилась на морском дне. Это, конечно, детали, мелочи, но от точности деталей в конечном счете зависит достоверность научного видения прошлого».

     

    Рис. 9. Моё чтение надписей на изображении головы из моей статьи [5]

    Однако до сих пор археологи так и не поняли, кого изображает данная голова. Между тем, ещё в моей статье [5] от 20 марта 2017 года я показал, что на ней написано. Тогда я высказался так: «Об этой находке мне стало известно из одной новостной программы по телевидению, и тогда меня поразило отдалённое сходство найденной скульптурной головы со скульптурным портретом Рюрика.  Уже во многих моих статьях я показал, что найденный в Крыму археологический материал не имеет никакого отношения в древней Греции, хотя отечественные археологи упорно доказывают именно иностранное происхождение крымских древностей. А теперь я имею возможность рассмотреть находку подробнее. На рис. 6 я совместил две фотографии терракотовой головы в двух разных ракурсах с видом её анфас (с легким поворотом вправо) с усилением контраста. Именно это третье изображение и явилось основой для моего чтения надписей.

    Сначала я выделяю фрагмент волос головы в обращенном цвете. Здесь я читаю текст: РИМА ХРАМ МАРЫ. Далее я читаю фрагмент лба, также в обращенном цвете, где можно прочитать слова: ХРАМ РЮРИКА. Следовательно, имеется в виду ХРАМ МАРЫ РЮРИКА РИМА РЮРИКА, то есть, ЗАПАДНОГО КАИРА.

    Далее я читаю текст на щеке, опять-таки в обращенном цвете: МАСКА ВАРЯГА МАРЫ, после чего в прямом цвете я читаю продолжение: ХАРАОНА. Это означает на современном русском языке: ИЗОБРАЖЕНИЕ ВАРЯГА МАРЫ, ХАРАОНА, то есть, РЮРИКА. А на верхней части бороды можно прочитать слова: ЯР ВАРЯГ. Иначе говоря, моё предположение полностью подтвердилось. Тут Рюрику – чуть более 40 лет».

    Вместо затраты полчаса на прочтение надписей, Институт археологии предпочитает дорогостоящие исследования (оптическая и растровая электронная микроскопия, энергодисперсионный рентгеновский микроанализ, рентгеновская дифракция, инфракрасная спектроскопия), ибо это сразу же увеличивает бюджет института за счёт государства. Возникает вопрос: так ли важно для истории находки химический состав красителей? Не важнее ли сначала сделать простую атрибуцию: голову какого именно исторического персонажа наши предки изваяли из терракоты? – Нет, как раз это так быстро определить не позволяет положение головного института. Надо показать видимость глубокого изучения находки. Чтобы финансирование оставалось обильным. Но и его, как обычно, не хватает.

    «— Позволяет ли финансирование археологии в полной мере вовлекать технологические достижения в работу? Как с этим на Западе?

    — Ни в археологии, ни в других науках я не знаю ученых, которые считают, что у них достаточно финансов. Организация науки, запуск новых проектов — всегда поиски ресурсов, борьба за расширение финансирования. У археологии большие потребности в обновлении оборудования и технических средств, используемых на раскопках и в лабораториях: нужны квадрокоптеры, металлодетекторы, оборудование для геофизический разведки, 3D-сканеры и многое другое. Но для исследований, связанных с реконструкцией палеосреды или изучением древних материалов и технологий, собственной лабораторной базы археологических учреждений всегда будет недостаточно, необходима кооперация, сотрудничество с институтами, которые располагают более сложным и высокотехнологичным оборудованием и умеют им пользоваться. Надо ли держать в археологических лабораториях томографы, которые сейчас широко используются для изучения внутреннего строения археологических предметов,— или лучше выполнить томографию в институте технического профиля, заинтересованном в междисциплинарных проектах? А у институтов историко-филологического профиля, хранителей архивных собраний и музейных коллекций — общая проблема: оснащение современным оборудованием для модернизации хранилищ, оцифровки архивных документов, развития информационных систем, создания навигации, обеспечивающей удобный доступ к оцифрованным материалам. Главный технический рывок, который предстоит сделать в ближайшее время в этой сфере,— создание новой информационной среды, позволяющей исследователям более уверенно ориентироваться в этих материалах и использовать их целиком». Но если наука в целом дорожает, то необходимо применять такие методы, какие могут удешевить исследования, в частности, чтение русских надписей на артефактах.

    «— Реформа Академии наук: что бы вы сказали о ее результатах?

    — Результаты противоречивы. Реформа была шоком, но этот шок заставил многих мобилизоваться. А других, в том числе молодых, наоборот, оттолкнул от науки — слишком много риска, неизвестности, неясные перспективы. Историки понимают, что структуры управления не могут быть неподвижными, прежняя система была настроена в советское время, и было вполне ожидаемо, что она будет меняться. Но если предполагалось, что реформа обеспечит качественный прорыв, то эта задача не выполнена. Институт археологии, как и многие другие научные учреждения, адаптировался к новым формам управления, однако я уже говорил, что общая задача модернизации гуманитарных институтов не решена. Управление наукой сегодня избыточно усложнено и зарегулировано, и это не злая воля российских бюрократов, а скорее общемировое поветрие. В России, где ресурсов в науке меньше, наступление бюрократии ощущается особенно болезненно. Система управления должна быть перенастроена так, чтобы она стала более гибкой, рассчитанной на самоорганизацию. Ученые должны быть полнее вовлечены в управление этой сферой».

     

    Рис. 10.Фото гребня из Института археологии РАН и моё чтение надписей

    Фото гребня.

    Опять опубликована фотография одного из найденных неизвестно кем и когда артефактов, относящихся неизвестно к какой эпохе и к какому народу, что также не красит интервью с директором Института археологии РАН.

    Я исправляю эту оплошность: на верхней части гребня я читаю слова: ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА, а на горизонтальной части гребня – ВОИНОВ ВОЙСКА АРКОНЫ 35, что означает: ВОИНОВ ВОЙСКА ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А справа в несколько меньшем масштабе я показал фотографию гребня из статьи с интервью. Эта светлая фотография делает надписи на гребешке практически невидимыми. Для чтения её необходимо затемнить и усилить контраст изображения, что я и сделал.

    «— Кремль — центр принятия решений, в том числе о реформе, но ваш институт ведет в Кремле раскопки. Каковы особенности этой работы? Как реагирует высокое начальство на достижения кремлевских археологов?

    — 12 июня президент побывал на месте раскопок, осмотрел остатки здания Новых приказов, открытые в Большом Кремлевском сквере, подержал в руках ложку, найденную в раскопе. Археологи присутствуют в Кремле не как консультанты по управлению наукой, а как исследовательская команда, занятая своим профессиональным делом. Конечно, Кремль — непростое место для организации раскопок.

    Археологические древности Кремля всегда были в тени соборов, дворцов и крепостных башен, но кремлевский культурный слой может дать ответы на некоторые важные вопросы русской истории. Это проблема начала возвышения Москвы, прояснение причин и обстоятельств подъема одного из обычных, казалось бы, рядовых городов Северо-Восточной Руси, превращения его во властный центр огромного государства.

    Это и проблема формирования культуры и идентичности Московской Руси XIV–XVII веков. Материальные памятники открывают самое начало кристаллизации особых московских традиций и самосознания.

    В этом году мы впервые начали раскопки в центральной части Кремля, в 70 метрах от Архангельского собора. Задача исследований — получить полный стратиграфический разрез, отражающий последовательность и характер формирования культурных отложений в этой части кремлевского холма, от начала его заселения до устройства Кремлевского сквера на краю высокой коренной террасы Москвы-реки в 1950-е годы. Зафиксировать слои, связанные с различными периодами, собрать происходящие из этих слоев находки, проследить, как меняется их состав и характер.

    Но археологические раскопки трудно планировать во всех деталях. На значительной части раскопа на глубине около полутора метров были выявлены остатки монументального здания Новых приказов, где размещались центральные органы управления Московского государства конца XVII века. Это здание было построено в 1675–1683 годах и разобрано Василием Баженовым в 1770 году. Само присутствие фундаментов Новых приказов на исследуемом участке не было неожиданностью, здание известно по рисункам и чертежам XVIII века, остатки его были открыты в 2018 году в наших разведочных шурфах. Но мы не предполагали, что это было столь внушительное сооружение — толщина стен более двух метров! — и что части его цоколя и фундаменты не были разобраны при Екатерине II. Присутствие белокаменных кладок XVII века не дает возможности исследовать более древние напластования на всей площади раскопа, следуя первоначальному плану. Но это большая удача. Открыта забытая постройка, один из значимых элементов Кремлевского ансамбля конца XVII–XVIII веков.

    Раскопки ведутся в открытом режиме, за ходом работ можно наблюдать со смотровой площадки, некоторые находки выставлены в витринах. Археология возвращает хотя бы на время проведения раскопок в современное пространство Кремля один из утраченных памятников, здание, в котором в XVII веке было сосредоточено управление огромной страной.

    Археологический проект в Кремле — признание ценности археологического наследия, в том числе памятников Московской Руси, сохранению которых долгое время не придавали значения. Внимательное отношение к археологии в Кремле — своего рода знак, пример, хотелось бы, чтобы он был воспринят и в других регионах».

    В этих словах показана цель археологических раскопок по Макарову: выявление остатков зданий. А мелкие артефакты – просто некий антураж.

     

    Рис. 11. Фото печного изразца Института археологии РАН и моё чтение надписей

    Фото печного изразца.

    И опять – фото ради антуража без каких-либо пояснений. Я помещаю его на рис. 11 слева верху. А правее и ниже я, усилив контраст изображений и увеличив их размер, читаю надписи. Сначала на торце: 35 АРКОНЫ ЯРА ВОЙСК ВОИНОВ ВИМАН ХАРАОНА, МАСКА МАРЫ. 8 ГОД ЯРА, что на современном русском языке означает:  КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ВОЙСКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АПАРАТОВ ХАРАОНА ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ.

    А на оборотной стороне изразца можно выделить, как минимум, 6 ликов. Лики № 1-3 изображены анфас, и первые два мужских лица имеют крупную бороду. А лики № 4-5 в левый профиль наложены друг на друга. Лик № 6 – тоже в левый профиль. Все лики – исключительно мужские.

    И на ликах тоже имеется надпись: ВОИНЫ ВИМАН МАРЫ МИМА РЮРИКА ХАРАОНА, то есть, ВОИНЫ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙЖРЕЦА И ХАРАОНА РЮРИКА. – Если подумать, как так получилось, то напрашивается простейшее объяснение: глину для керамических образцов взяли  с бывшего воинского кладбища эпохи Рюрика, и, не перемешав, поместили обратной стороной в форму для изготовления изразцов. – Весьма интересный артефакт.  Судя по тому, что далее речь идёт о раскопках Суздаля, не исключено, что этот изразец выкопан в Суздале.

    «— Ваш предмет раскопок — Суздаль. Что нового стало известно о Суздале после предыдущих лет раскопок?

    — Суздаль интересен как один из древнейших центров Северо-Восточной Руси, как центр нового политического образования, которое с течением времени стало доминирующим в общерусском политическом пространстве. Сегодня мы знаем, что выход Северо-Восточной Руси на историческую арену связан не столько с возвышением городов (сначала Суздаля, потом — Владимира), сколько с формированием в X–XII веках густой сети сельских поселений в Суздальском Ополье, между Клязьмой и Плещеевым озером. Это своеобразное ядро Северо-Восточной Руси, археологический облик которого раскрылся благодаря полевым работам нашей экспедиции. Они ведутся без мало 20 лет. За это время мы прояснили динамику колонизации этой территории, организацию расселения, особенности культуры, идентифицировали среди почти 400 обследованных нами селищ узловые поселения X–XI веков, составлявшие каркас ранней системы расселения, и усадьбы знати XII–XIII веков.

    Из двух выполняемых в этом году проектов, связанных с изучением Суздальской земли, один преследует цель выявления исчезнувших курганных могильников с использованием геофизики и дистанционной съемки территорий в различных режимах. Суздальское Ополье, как и многие другие территории центра Европейской России, еще в XIX веке сохраняло многочисленные средневековые некрополи с курганными насыпями. Хозяйственная деятельность, многовековая распашка, раскопки XIX века постепенно разрушили курганы, земляные насыпи оказались утрачены, а погребения сохранились. Проект, финансируемый Российским научным фондом, предполагает разработку специальных методов поиска таких могильников совместными усилиями археологов, географов и геофизиков.

    Второй проект — исследование исторических сел Суздальского Ополья, их возникновения и развития. Большинство ныне существующих исторических сел в Суздальском Ополье впервые упомянуто в документах XV–XVI веков, но разведочные шурфы часто выявляют на их территории культурные напластования домонгольского времени. Мы выбрали четыре села в качестве эталонов и планируем детально изучить динамику их жизни, по материалам из шурфов. Проект реализуется при поддержке фонда «История Отечества», основные его исполнители — студенты-археологи. Деревенская тема, казалось бы, окрашена национальным историческим колоритом, но в действительности становление средневековых деревень исследуется сейчас в целом ряде европейских стран. С наибольшим размахом — в Великобритании, где основной рабочей силой для шурфовки выступают местные жители, волонтеры, проявляющие завидный энтузиазм. Британский опыт приобщения к археологии на собственных огородах может быть полезен и нам».

    Интересно: если сам ИА РАН (тогда ИА СССР) проводил раскопки, то зачем он разрушил курганы? – И даже если ИА СССР проводил общее руководств, то как он это допустил? А теперь директор сожалеет, как будто всё случилось само собой.

    «— В археологических экспедициях часто работают студенты и даже школьники — молодые люди. Как изменились их интересы за последние лет двадцать или тридцать?

    — Молодые люди стали более прагматичными — и невозможно их за это осуждать. Но люди, чувствующие потребность изучать древности и остаться в науке, есть в каждом поколении, и нынешняя молодежь — не исключение. Плохо другое: мы почти потеряли систему профессионального археологического образования и сейчас с трудом ее восстанавливаем. В советское время кафедры археологии существовали во многих региональных вузах, но постепенно они был реорганизованы или закрыты. Сейчас археологов готовят кафедры МГУ, СПбГУ и нескольких других университетов. В 2017 году при поддержке Института археологии создана кафедра археологии в Государственном академическом гуманитарном университете. Это вторая кафедра археологии в Москве, которая может выпускать 10–15 студентов в дополнении к тем 10, которых ежегодно выпускает МГУ. Между тем потребность в археологах велика: нужда в спасательных раскопках растет, в музеях требуется ставить на хранение коллекции из новых раскопок, сфера сохранения наследия превращается в особую область со сложной бюрократией, требующей присутствия не только юристов, но и квалифицированных археологов».

    То есть, ИА РАН не стал отстаивать кафедры археологии в момент их закрытия. Тогда Института это не касалось, они заметили отсутствие дипломированных археологов только тога, когда в них оказалась потребность.

    — Как устроено ваше свободное время, если оно появляется? Каковы ваши интересы за пределами археологии?

    — У археологов грань между рабочим и свободным временем до конца не определена: профессиональные дела приносят радость, но забирают почти все время. Но археология исключительно разнообразна по своим занятиям: от пеших разведочных маршрутов, участия в раскопках, до организации больших выставок, подготовки научных изданий, открытых лекций. Профессия заставляет перемещаться по стране, общаться с разными людьми, держать в поле зрения не только древности. Это жизнь, в которой, вероятно, должно быть чуть больше медитации и чуть меньше действия, но перестроить ее не удается». – Очень жаль! То есть, должно быть чуть больше мысли и чуть меньше действия. С этим высказыванием в адрес археологов я полностью согласен.

     

    Рис. 12. Музея (древняя якобы римская баня)  в турецком городе Иераплисе

    Письмо от читательницы.

    20 января я получил от Натальи Р. такое послание: «Ура! Наталия, благодарю вас и Валерия Алексеевича за прочтение надписей на фотографиях! Радуюсь и ликую, как маленькая девочка! При посещении Памуккале, меня не покидало ощущение несоответствия того, что я вижу перед собой, и того, за что это выдаётся. Например, колоссальных размеров здание, якобы «бани», где сегодня расположен музей. И саркофаги со свастикой, подписанные латинскими буквами. Ещё раз благодарю!» – Действительно, по просьбе Натальи Р. я прочитал русские надписи на трёх объектах в Турции. Сейчас просьба того же плана. Напомню, что «Древний город Иераполис и источники Памуккале́ (тур. Pamukkale, в пер. — «хлопковый замок») — природный и культурный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО общей площадью около 1 077 га в провинции Денизли на юго-западе Турции. В него входят геотермальные источники с температурой воды 36°C, водоемы-террасы, образовавшиеся из травертина, а также территория древнего города Иераполиса» (Википедия).

     

    Рис. 13. Моё чтение русских надписей на арках постройки

    Судя по изображению, само здание «бань» находится справа в глубине. Чем оно являлось в древности, можно понять, прочитав надпись на арке. Однако светлое на более тёмном фоне читается плохо, а потому я перехожу к обращению в цвете и к усилению контраста. Теперь на арке можно прочитать слова: ХРАМ ВИМАН МАРЫ ВОИНОВ ЯРА, что на современном русском языке означает: ХРАМ ВОИНОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ЯРА (РЮРИКА). Иначе говоря, данная постройка никогда не была банями, а создана как воинский храм космонавтов в эпоху Рюрика. 

    Далее я рассматриваю низкую постройку переднего плана. На правом камне (но не верхнем, а под ним) можно прочитать в прямом цвете слова: 30 АРКОНЫ МАСКА МАРЫ, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА. Тоже вполне понятно, что кладбище находится при воинском храме Мары.

    На уцелевшей верхней арке я читаю в обращённом цвете надпись: ВОИНЫ 35 АРКОНЫ РУСИ ВИМАН МАРЫ ВАРЯГА РУСИ, что означает, что на этом, ближайшем к зрителю участке, упокоились ВОИНЫ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ВАРЯГА РУСИ РЮРИКА, относящиеся к КОСМИЧЕСКИМ КОРАБЛЯМ. А на нижней арке надпись, тоже в обращённом цвете, такова: МИМА И МАРЫ ВОИВ АРКОН ЯРА, что означает: ВОИНОВ ЖРЕЦА ЯРА РЮРИКА И ВОИНОВ ДРУГИХ АРКОН ЯРА, то есть ДРУГИХ ГОРОДОВ. Видимо, вход на кладбище был с противоположной стороны, и рядом со входом находились могилы воинов Западного Каира, далее – воинов из Великого Новгорода, и дальше всех – воинов из других крупных городов Руси. Вот такая вырисовывается картина исторического прошлого двух зданий – якобы «римских бань» и подсобного помещения.

     

    Рис. 14. Термы Константина в Риме

    Термы Константина.

    Впрочем, таковы не только «римские бани» в Турции, но и в самом Риме. Вот что можно прочитать о них в рекламе [6]: «Среди главных дошедших до наших времен достопримечательностей Рима почетное место занимают термы - огромные общественные бани, которые имели большую популярность у древних римлян. 

    Услышав о банях как о достопримечательностях, можно удивиться – как постройка с сугубо бытовым предназначением, может вызвать такой интерес? Но увидев общественные бани, «великие термы», построенные римскими императорами, сомнения быстро развеиваются. Это настоящие дворцы, где мытье тела было далеко не единственным занятием...

    Римская баня: что это такое? Термы играли важную роль в жизни римлян. Они появились еще в третьем веке до нашей эры, но долгое время были доступны только для знати. В начале первого тысячелетия, императоры стали строить общественные термы колоссальных масштабов, где одновременно могли находиться около трех тысяч посетителей. Примечательно, что строились такие банные комплексы для бесплатного посещения. Это был своего рода «подарок» императора простым смертным.

    Термы обязательно включали в себя несколько помещений: Apodyteria – гардеробная и раздевалка; Caldarium (кальдариум) – помещение с сухим теплом высокой температуры, вокруг него располагались парилки и залы для мытья; Tepidarium (тепидариум) – помещение с сухим теплом средней температуры; Frigidarium (фригидариум) – помещение с бассейном (часто открытым), наполненным прохладной водой, здесь охлаждались после парилки; Alipterium – помещение для массажа и натирания маслами.

    Посещение терм римляне относили к культурным мероприятиям, поэтому внутренняя обстановка должна была соответствовать этому предназначению. В римских банях всегда было чисто, аккуратно и красиво. Интерьер украшали мозаикой, фресками и скульптурами. Во внешнем дворе разбивались цветущие сады, строились фонтаны, беседки и аллеи для прогулок. Неотъемлемой частью терм были небольшие стадионы, крытые галереи для пробежек и гимнастические залы. Обязательными были также читальные залы, амфитеатры, сцены для представлений и т. п. Термы были центрами общественной жизни Рима

    Термы Константина, рис. 14. Этот комплекс бань был построен императором Константином в IV веке н. э., в южной части Квиринала (это один из семи холмов Рима). Это последние из императорских терм. После императора Константина в Риме больше не строили общественные термы таких масштабов.

    Сегодня от терм Константина остались лишь руины. Центральное их здание занял нынешний Выставочный Дворец (Palazzo delle Esposizioni), на месте другого здания терм построен другой дворец – Palazzo della Consulta, а часть терм была разрушена ради прокладки улицы Via Nazionale. Среди руин встречаются останки библиотек, купальных залов, портиков и т.п. Но даже по ним можно представить красоту и масштабность сооружения, которое здесь было во времена Константина».

    А что, если попытаться прочитать надписи  на этом здании? Не окажется ли и оно русской постройки?

     

    Рис. 15. Моё чтение русских надписей на здании терм Константина

    Чтение я начинаю с крыши, усилив  контраст изображения. Надпись, прочитанная мной, такова: на верхней строке – слова: МАРЫ ХРАМ ВИМАН ВОИНОВ  ХАРАОНА КРАЯ, на нижней строке – слова: РИМА МИМА МАРЫ ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА. На современном русском языке это означает: ХРАМ МАРЫ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АПАРАТОВ ХАРАОНА (ДЛЯ) КРАЯ РИМА (ОТ) ЖРЕЦА МАРЫ ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, это здание строили не римляне, а русские воины.

    Затем я читаю надписи на кирпичах округлой части здания. Уже три прочитанные первых слова (а читать даже после усиления контраста эту надпись даже сложнее, чем надпись крыши), МАРЫ ХРАМ ВИМАН показывают, что эта надпись повторяет то, что уже было прочитано на крыше. Но тоже самое, если приглядеться, написано и на арках окон.

     

    Рис. 16. Вид саркофага (из сообщения Натальи Р.)

    Итак, получается, что, по крайней мере, часть римских терм или бань (если не все) была построена русскими воинами, н вовсе не как бани (хотя воины там могли и помыться), а как воинские храмы. Позже римляне сделали из них общественные бани. И это имело не столько практический, сколько политический смысл: римский народ (но не элита, а «чернь») могла там смывать с себя грязь в том, что прежде строилось русскими воинами, как духовный центр русского войска. Мыть ноги в алтаре – это кощунство, надругательство над святынями, но мстительные римские патриции так вымещали свою обиду от поражения в войне с войсками Рюрика.

    Фото саркофага.

    На второй фотографии Натальи Р. можно видеть изображение саркофага, рис. 16. Осталось прочитать надписи, что я и делаю на рис. 17

     

    Рис. 17. Моё чтение надписей на саркофаге

    На треугольном фронтоне я сначала читаю надпись на верхних диагоналях: МАРЫ ВИМАН ХАРАОНА ВОИНОВ ХРАМ МАРЫ, а затем надпись на горизонтальном нижнем участке: ХРАМ МАРЫ МИМА РЮРИКА ЯРА, ХАРАОНА КРАЯ РИМА, то на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ ЖРЕЦА РЮРИКА, ХАРАОНА КРАЯ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА (РИМА МАРЫ). Так чтро надписи на саркофаге вполне соответствуют надписям на кладбище вблизи воинского храма Мары.

    Хочу заметить, что, несмотря на то, что я проанализировал десятки русских воинских кладбищ эпохи Рюрика в разных странах, мне, к сожалению, попадались только надгробные плиты, но не саркофаги. Зато теперь я доволен,  ибо я узнал, как внешней выглядят саркофаги погибших воинов, когда их хоронят не в общих могилах на кладбищах, а в отдельных саркофагах. Правда, на данном фото мы видим не целый саркофаг, а лишь его верхнюю плиту.

    Затем я перехожу к любопытному сообщению [7], о  котором меня известил мой постоянный защитник в интернете из Санкт-Петербурга, В.Г. Оно касается причёсок древних римлянок.     

     

    Рис. 18.  То ли Матидия, то ли Юлия Флавия

    Затылки и темечки древних римлянок.

    «Аристократки Римской империи носили очень сложные прически, которые были признаком их высокого социального статуса. Часто это были парики, сделанные из роскошных волос рабынь из северных варварских земель. Как именно выглядели эти прически спереди, мы в принципе представляем благодаря бюстам и фотографиям с них.Но как же эти штуковины выглядели сзади?

    Вот, я наткнулась на любопытный цикл фотографий, который позволит это рассмотреть.Благодарить за это стоит датского участника википедии по имени Twdk, который пошел в их копенгагенский музей слепков и отфотографировал бюсты с неожиданных ракурсов. Такая опция возможна лишь с гипсовыми копиями -- мраморные подлинники кто ж позволит постороннему человеку так со всех сторон опасно обходить.      Знание фасонов римских причесок для искусствоведов очень важно: именно оно позволяет датировать портреты с точностью до десятилетия. Происходит это благодаря тяги людишек к обезьянничанью (которое мы наблюдаем сегодня и у тех, кто слишком много смотрится в инстаграмм). Ой, сорри, выражусь поизящней -- благодаря склонности человечества следить за актуальными трендами в области высокой моды и стремлению им соответствовать.

    Атрибутируют с помощью этого мраморные головы элементарно: вот есть портрет императрицы Ливии Друзиллы, жены Августа. Что это она -- известно совершенно достоверно, там и надпись, предположим, есть, и на монетах профиль идеально совпадает. Императрица на этом бюсте зачесывает челочку вот так вот, а кудри взбивает вот так вот. Следовательно, бюсты всех совершенно неизвестных женщин с такой челочкой и локонами сделаны именно в августовскую эпоху, когда женщины носили тип прически такой же, как жена императора.      

    Мода менялась очень быстро, и следили за ней не с меньшим интересом, чем сейчас за тем, с какой брошкой вышла Кейт Миддлтон и с каким маникюром Меган Маркл. Если прическа указывает на точный период благодаря сходству с эталоном, в чертах лица тоже есть физиогномическое родственное сходство, плюс сам бюст отличается тонкой (дорогостоящей) работой, но имя персоны установить не возможно, то пишут, что человек неизвестен, но из такой-то династии. Если родственного сходства не просматривается, то пишут, что человек периода такой-то династии, или просто пишут цифру века, чтобы не путать. А вот в эпоху династии Флавиев скульпторы очень кстати изобрели буравчик для сверления дырок в мраморе, а дамы повадились строить у себя на голове мочалкоподобные халабуды, подобные депутаткам современной российской Думы. Поэтому любой студент-искусствовед первокурсник, разбуди ему ночью и покажи вот это, с легкостью, в любом состоянии алкогольного опьянения, назовет, какой именно династии этот портрет (причем конкретно годы правления династии он наверняка помнить не будет).

    "Принцесс" обычно ваяют более красивыми, гладкими с лица, чем простых женщин. Даже если прическа та же самая. Женщина на протяжении жизни, конечно, могла менять прически. И это мешает опознанию ее портретов искусствоведами. Мы теперь знаем, что за этими кудряшками на лбу сзади может скрываться вообще что угодно!

    Вот эта голова, предположительно, рис. 18, изображает Матидию. А может, тоже ту же самую Юлию Флавию. Атрибуция -- дело такое, сложное».

     

    Рис. 19. Моё чтение надписей на причёске римской дамы

    Послание в причёске.

    Вообще говоря, в работе [7] приводится изображение 18 женских голов с причёсками. Однако меня как эпиграфиста заинтересовал именно первый пример, поскольку локоны тут были не круглыми, а самыми разнообразными, то есть, могли передавать разнообразные буквы, и первые же локоны убедили меня в том, что тут имеются буквы «С», «Е» и другие. И я решил попытаться прочитать весь текст причёски, хотя понимал, что это займёт массу времени. И действительно, на чтение я потратил 3 часа, полагая, что создание такой причёски заняло гораздо больше времени.

    Читая сверху вниз все локоны, я получил такой текст: СЕ Е ВОЙСКА ВЕЛИКОГО РИМА И СЕ Е 53 ВИМАНЫ В НЁМ, А  СТАНЫ 30 ЯРА, ГОСТЯ ХРАМА 30 – ТОЛЬКО 23. А ВОЙСКА В СТАНАХ РИМА 3550 ВИМАН ВОИНОВ В 315 ВИМАН СТАНАХ РИМА В 7 АРКОНАХ. Иначе говоря, на прическе написано по-русски два предложения, где в первом содержится 17, а во втором – 13 слов, то есть всего 30 слов и 4 числа в первом и 3 числа во втором, всего 7 чисел. Если же подсчитать общее число знаков (букв и цифр), то их получится 68 + 61 = 129. Именно такое количество локонов необходимо было завить щипцами. Понятно, что это делал не сама женщина, а её рабыни (и, возможно, даже не одна), однако, если я читаю построчно сверху вниз, то завивку надо было начинать снизу вверх. При этом  я насчитал 7 рядов волос.

    Понятно, что сначала был составлен текст, затем он разбит на слова для каждого ряда, и лишь потом по готовой инструкции был сделана завивка. Но сразу возникает вопрос: для чего была нужна  столь трудоёмкая  причёска-послание? То, что она была сделана по-русски, а не по-латыни, меня не удивляет, ибо  русский язык в эпоху Рюрика имел статус международного, тогда как латынь – регионального.  Следовательно, надпись причёски предназначалась не столько для своих, сколько для людей самых разных стран и языков. И римлянка-патриотка показывала, насколько Рим сильнее всех своих врагов, в том числе и из 30 Арконы, то есть, из Западного Каира, где находилось военное командование Рюрика. Сам он по имени не назван, но обозначен словом «ГОСТЬ». И действительно, Рим его пригласил на жреческую службу из исходной Арконы.

    Замечу, что сведения, изложенные в причёске-послании, мне были известны и ранее, кроме исходного числа летательных аппаратов (виман) в войсках Рюрика. А потому я вполне доверяю полученной в причёске информации. И мне стало понятно, что исходно у Рюрика было летательных аппаратов в три с лишним раза меньше, чем у Рима, а потому первые 4 года он потратил на то, чтобы заменить экипажи виман Рима и их дислокацию так, чтобы перевес в живой силе и технике оказался бы в его пользу. И на пятый год своей деятельности он этого добился, хотя внешне вроде бы ничего не изменилось.

    Таким образом женщина- носительница этой причёски-послания убеждала мировое общественное мнение в том, что Рим непобедим даже при угрозе из Западного Каира. А потому она должна была иметь весьма высокий социальный и политический статус.

     

    Рис. 20. Моё чтение надписей на обратной стороне причёски римлянки

    Обратная сторона причёски.

    Я решил, что на обратной стороне причёски можно прочитать некоторые сведения о самой женщины, и не ошибся. Читая слова таким же образом, как и на рис. 19, я получил такой текст:  МАРЫ МИМА 30, 33, 35 АРКОНЫ. ОНА 7 РАЗ С РИМА ЗВАЛА НАС В АРКОНУ И СТАНЫ ВОИНОВ ВИМАН. ОНА ЗВАЛА 5 РАЗ В РУСЬ ВИМАН ВАРЯГА. Итак, получено три предложения. Из первого следует, что женщина является ЖРИЦЕЙ БОГИНИ МАРЫ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА, ЛАДОГИ И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

    Второе и третье предложения написаны как бы от имени Рима и от имени постороннего лица. Напоминают, что женщина СЕМЬ РАЗ ЗВАЛА РИМЛЯН В ЗАПАДНЫЙ КАИР И В РАЗНЫЕ СТАНЫ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, А ТАКЖЕ 5 РАЗ ЗВАЛА ИХ В РУСЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВАРЯГА РЮРИКА (скорее всего, в Антарктиду). Очевидно, что римляне эти приглашения проигнорировали.

    И самая нижняя подпись гласит: ХАРАОНА МИМА. Это – та женщина, которая составила данный текст, то самое третье лицо, от имени которого составлены тексты всей причёски. Этот текст состоит из 15 слов первого предложения, 11 слов второго и 7 слов третьего, то есть, из 33 слов и 2 слов подписи, а также из 3 + 1 + 1 = 5 чисел на обратной стороне причёски. Соответственно, вся причёска содержит 65 слов и 12 чисел. А число знаков на обратной стороне причёски – 103. А всего на причёске 232 знака.

     

    Рис. 21. Моё чтение надписей на шее женщины и на её ключицах

    Только после прочтения обратной стороны причёски стало понятно, что идею всемогущества Рима через причёску распространяла жрица храма Мары, но не какого-то одного города, а объединения трёх столиц Рюрика. Иначе говоря, она выступала в качестве дипломата, а именно – посла Рюрика в Италийском Риме. До сих пор о такой миссии ведических жрецов я не имел представления, а теперь я получил неоспоримое вещественное доказательство. Более того, стало ясно, какого статуса должен быть жрец, точнее, жрица, чтобы исполнять столь важную миссию – жрец всех трёх столиц.

    Я также никогда не предполагал, что дипломатическое заявление можно сделать в виде локонов женской причёски. Что ж, век живи – век учись!

    Но кем была эта женщина по происхождению? Оказывается, ответ на этот вопрос можно получить, если прочитать надписи на нижней части шеи женщина и на её ключицах и ниже, что показано на рис. 21. Тут я читаю слова; МИМА 35 АРКОНЫ  МАРЫ ХРАМА, что означает: ЖРИЦА ХРАМ МАРЫ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.  Так что жрицу храм Мары из столицы мировой культуры, Великого Новгорода, сделали жрицей объединённых трёх столиц Рюрика и отправили послом в Италию, в Рим.

     

    Рис. 22. Ещё одна причёска и моё чтение надписей

    В работе [7] я выделил и ещё одну фотографию с римской причёской, рис. 22. Правда, тут нет особых изысков, но, тем не менее, в средней части причёски я читаю похожие слова: СЕ ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ, то есть, ЭТО – КОСМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА.

    А вот продолжение надписей я нахожу не на причёске, а на лице головы манекена. Так, на лбу справа я читаю слова: 30 АРКОНЫ, то есть, ЗАПАДНОГО КАИРА, а на щеке под левым глазом – слова: КРАЯ РУСИ МАРЫ, то есть, КРАЯ КОСМИЧЕСКОЙ РУСИ.  Так что использование причёсок для надписей, в том числе о своём статусе, было для представителей воск Рюрика в древнем Риме скорее нормой, чем исключением.

    На всякий случай я решил уделить внимание ещё одной римской причёске, которая изображена на рис. 23.

     

    Рис. 23. Полный вид головы с причёской

    А данную причёску оказалось намного удобнее рассматривать в обращённом цвете. И на первой строке я читаю слова: ВИМАН МАРЫ ВОЙСКА ХРАМА, рис. 24, на второй строке – слова: ХРАМА МИМА РЮРИКА МАРЫ РИМА,  на третьей строке – слова: АРКОН РЮРИКА АРМИИ ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ РЮРИКА, на четвёртой строке – слова: ИЗ ХРАМОВ В РУСИ СОКОЛОВЯН ВИМАН МАРЫ 35, на пятой строке – ХРАМА ВОИНОВ МАРЫ ВИМАН ИЗ 30 АРКОНЫ РИМА МАРЫ, на шестой строке – слова: МАСКА МАРЫ РУСИ АРМИИ РЮРИКА. Читать дальше не имеет смысла, поскольку, как и в предыдущем случае, речь идёт просто о более подробном описании самлй жрицы войска Мары.

    На современном русском языке это означает: ХРАМА ВОЙСКА КОСМИЧЕСКИХ ВОЙСК, ХРАМА ЖРЕЦА РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА, ВОЙСКА АРМИИ СТОЛИЦ РЮРИКА КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ РЮРИКА, ИЗ ХРАМОВ В РУСИ ОКОЛОВЯН КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ИЗ ХРАМА ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА КЛАДБИЩЕ  ПГИБШИ ВОИНОВ РУСИ АРМИИ РЮРИКА. Так что перед нами находится причёска жрицы храма Мары с этого воинского кладбища.

     

     Рис. 24. Моё чтение надписей на причёске, показанной на фото на рис. 23

    Любопытно, что надписи имеются также и на лице, причём самые яркие на лбу заклеены полупрозрачной лентой – видимо, чтобы они не бросались в глаза (зачем зрителям видеть, что якобы римлянка подписана по-русски?). Однако на правой стороне лба можно уловить надпись МАРЫ МИМА, то есть, ЖРИЦА МАРЫ.

    Я полагаю, что этих трёх примеров для начала вполне достаточно, чтобы понять, что причёски в римское время были носителями информации. Правда, эту модк задавали не римлянки по происхождению, а приехавшие в Рим представители Руси, а именно жрицы военных храмов Мары.

    Отсюда становится понятно, почему скульпторы Рима и Византии  и в более позднее время старались вписывать пояснения на русском языке в скульптурные портреты выдающихся лиц в их причёски, а у мужчин – ещё в усы и в бороды.

    А потому я с интересом перехожу к рассмотрению скульптурного портрета Платона.

     

    Рис. 25. Скульптурное изображение Платона и моё чтение надписей

    Естественно, что рассмотрение я начал волос головы, где я прочитал слова: ХРАМА МАРЫ СЛАВЯНИНА. А затем решил почитать надписи на лбу: МАСКА ХРАМОВАЯ МАРСОВАЯ МАРЫ ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОКОЙНОГО В ВИДЕ ХРАМОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ ВОЙКА КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ.

    На усах Платона я читаю слова: 30 АРКОНЫ ЯРА РУСИ РЮРИКА, то есть, ЗАПАДНОГО КАИРА РУСИ РЮРИКА. А на верхних волосках бороды я читаю датировку: 687 ГОД ЯРА, что в пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: 1543 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Это – год смерти. А, согласно Википедии (и официальной науке), Платон умер в 347 году до н.э. Иначе говоря, наука «состарила» Платона на 1890 лет для того, чтобы показать, что серьёзные философские вопросы решались не только в эпоху Возрождения (когда он реально и жил, судя по дате его смерти), но почти за 2 000 лет до того!

    Как обычно, академическая наука выполняет политический заказ, а не выясняет истину, ради исследования которой её разные государства и содержат.

    Обсуждение.

    В данной статье мне пришлось рассмотреть несколько сюжетов. Первый связан с попыткой понять уровень развития науки в эпоху Рюрика. Уже несколько лет назад я понял, что музеем и одновременно местом научных исследований являлись так называемые СОХРАНЫ, то есть спецхраны при храмах Мары. Со временем на эту тему я напишу обзор, где постараюсь понять, к каким наукам относились обнаруженные в сохранах артефакты, и в каких странах и городах размещались эти сохраны, чтобы понять, где накопилось больше артефактов по той или иной отрасли знания. В данном случае могу отметить, что сохран Мары по антропологии был создан при храме Яра, что нетривиально.

    Второй сюжет продолжает мои исследования по академической атрибуции остатков русской культуры как культуры индейцев майя. У меня уже набрано по этой теме немало фактов, но я накапливаю некий массив, чтобы со временем его так же обобщить.

    То же самое можно сказать и в отношении так называемых сарматских древностей – ещё не было случая, чтобы они не оказались после чтения надписей на них атрефактами русских воинов Рюрика.

    Для меня оказалась весьма интересной и публикация интервью с директором Института археологии РАН Николаем  Макаровым. Википедия о н      м пишет: «Никола́й Андре́евич Мака́ров (род. 22 декабря 1955, Москва) — советский и российский археолог и историк, академик Российской академии наук (2011), директор Института археологии РАН с 2003 года. Специалист по археологии и средневековой истории Русского Севера. Родился в семье художников. Окончил исторический факультет МГУ по кафедре археологии (1978). Участник археологических экспедиций с 1972 года; в 1980—1998 годах — начальник Онежско-Сухонской экспедиции Института археологии АН СССР (РАН), с 2001 года — руководитель проекта (с 2001) комплексного исследования центра Северо-Восточной Руси — Суздальского Ополья. С сентября 2017 года — вице-президент РАН. Основные работы: Население Восточного Прионежья в X—XIII вв. Дисс. канд. ист. наук. М., 1986, Колонизация северных окраин Древней Руси в XI—XIII вв. Дисс. … д. ист. наук. М., 1995».

    Что любопытно, так это то, что его докторская диссертация была защищена в постсоветское время, а термин «колонизация» в советское время по отношению к действиям Руси эпохи Рюриковичей вряд ли мог бы появиться в названии диссертационного исследования. Это – весьма сильный негативизм в отношении к послерюриковской Руси, вполне в духе нынешних оппозиционеров. Тем не менее, критикуя нашу историю, он желает получать от нашего государства больше средств на археологию. Но их количество  прямо связано с усилиями Президиума РАН.  Так что нынешний вице-президент РАН, который в интервью пожаловался на нехватку средств (а кто бы отказал в них вице-президенту?), скорее всего, кривит душой.

    К сожалению, ответы Н.А. Макарова в ряде мест довольно расплывчатые, никакой вины археологов ни в атрибуции найденных артефактов, ни в  их датировке, ни в выборе мест раскопок он не видит (а я показываю на конкретных примерах эти ошибки в каждой своей статье), а иллюстрация непонятными фотографиями его интервью (из цикла, «что это и где найдено – догадайтесь сами!») вообще выглядит, как ответы надоедливым собеседникам начинающего блоггера. То есть, у выпускающего редактора журнала "Коммерсантъ Наука", видимо, было желание снабдить интервью абы какими фотографиями артефактов, вовсе никак их не обозначая. Из-за чего доверие к этому журналу подорвано.

    Кстати, перекладывая журналы со своими публикациями, я наткнулся на один из них, [8], рис. 26, где название и моей статьи, и статьи  Н.А. Макарова вынесены на обложку.

     

    Рис. 26. Обложка международного научного журнала «Организмика»

    Мне это интересно в том плане, что многие мои недоброжелатели утверждают, будто бы ни один научный журнал мои работы не опубликовал, что, разумеется, является обычной ложью моих «критиков». А эта обложка показывает, что меня публиковал тот же журнал, который опубликовал и статью нынешней вице-президента РАН. Причём моя статья была помещена на с. 13, а его – на с. 39, моя  статья заняла 6 с., а его – 4, 5 с. То есть, мне предпочтения было оказано больше, чем Макарову, хотя по алфавиту  моя фамилия отстоит дальше от начала, чем его.

    Четвёртый сюжет связан с римскими банями (термами). Он был подсказан моей читательницей Натальей Р., которая нашла их в Турции. Однако выяснилось, что строились они вовсе не римлянами и вовсе не как бани, а военными строителями Руси как храмы, причём не только в Турции, но и в самом Риме. Но тогда становится понятной роскошь этих помещений с одной стороны, и общедоступность их для любых сословий с другой стороны. Для римлян это был подарок со стороны русских строителей, ибо на их строительство и роскошную отделку сами римляне не заплатили ни денария, с другой стороны, это были постройки их идейных врагов, так что, когда в банях мылись люди низкого происхождения, и грязь с их тел стекала на роскошной убранство римских бань, римские патриции мстительно улыбались. Однако эта тема, разумеется, заслуживает дополнительного исследования.

    Пятый сюжет не тоже подсказан моим читателем, Валерием Г. Это – римские женские причёски. Анализ трёх из них показал 1) что они принадлежали не римлянкам, а русским воинским жрицам, 2) что в виде кудряшек передавались буквы, из них складывались слова, из слов – сообщения. В двух случаях эти сообщения просто передавали социальный статус жрицы, тогда как в самом первом случае жрица несла сообщения о соотношении численности живой силы и техники в ВВС Рима и Руси. И это был важный дипломатической ход по успокоению общественного мнения римлян и римской элиты.

    А их этого я сделал два важных вывода: 1) наиболее опытные и успешные жрицы выполняли дипломатическую миссию в качестве послов Руси Рюрика в Риме, и 2) именно из Руси (а, точнее, из Великого Новгорода) исходила мода, в том числе даже на женские причёски. То есть, Русь опережала Рим не только в области технических достижений, но и в искусстве, причём даже в бытовом плане, в модной одежде, макияже и причёсках. И тогда становится понятно, у кого греки (которых сделали «древними» в эпоху Возрождения) взяли традицию писать сведения о портретируемом на его скульптурном портрете – на волосах, на лбу, и на щёках. Разумеется, у русских, и по-русски.

    Заключение.

    Полагаю, что в данной статье прозвучали некоторые новые данные о древней Руси, о её влиянии на римские постройки и на римскую моду.

    Литература.

    1. Смирнова Ульяна. Зубы, Германия //10 самых удивительных находок последних лет. 17 июня 2019 года. Источник: https://style.rbc.ru/impressions/5d0692129a79476a9e81eb6d

    2. Клад майя, Мексика. Там же

    3. Сарматское золото. Там же

    4. Макаров Николай. Камням больше доверия, чем текстам. // Журнал "Коммерсантъ Наука" №47 от 29.10.2019, стр. 45. Интервью Владимира Александрова

    5. Чудинов В.А. Византийская монета с русскими надписями и другие новости археологии. - Сайт chudinov.ru от 29 марта 2017 года

    6. Римские термы: самые знаменитые бани вечного города. Источник: http://rome-with-love.ru/rimskie-termy-samye-znamenitye-bani-vechnogo-goroda/ 

    7. shakko-kitsune. 20 января 2020 года. Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1481435.html  

    8. Организмика, международный научный журнал, 2008 год, № 4.  

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову