Моя поездка в парк Монрепо в Выборге

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Описание поездки.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Комментарии
  • Описание поездки.

    Рис. 1. Бассейная улица Санкт-Петербурга

    Я съездил с экскурсией в парк Монрепо 5 декабря 2019 года. С детства я помню, что это был день сталинской конституции, и на него всегда случалась оттепель. Снег обычно выпадал в начале ноября,  и к 5-му декабря снежный покров покрывал все улицы Москвы, а именно 5-го числа кое-где из-под снега виднелись проталины с чёрным асфальтом, а на проводах и на выступах домов образовывались большие сосульки. Но в этом декабре весь декабрь, как и ноябрь, оказался тёплым, бесснежным, но дождливым, особенно в Петербурге.

    Мы собрались в 8 утра, и должны были отправиться в 9, однако нам позвонили члены группы, как они представились, «Из Евросоюза», то есть, из Эстонии. Их поезд запаздывал с прибытием на полчаса, а в автобус они прибыли с 15-минутным опозданием. И вот мы отправились в путь. Мой сосед по первому сиденью, Сергей Альбертович Салль, начал комментировать вид на места, которые мы проезжали, прямо от Московского вокзала\. Ибо он жил в детстве недалеко отсюда. «Вот мы проезжаем улицу Некрасовскую, которая раньше называлась Бассейной». И я тут же вспомнил стихи Самуила Яковлевича Маршака: «Жил человек рассеянный на улице Бессейной. Сел он утром на кровать, стал рубашку одевать, в рукава просунул руки – оказалось, это брюки». Теперь я понимаю, что название улицы Бассейной мне ни разу не встретилось, поскольку переименование произошло ещё в 1918 году. Так что Маршак писал о дореволюционной улице, рис. 1.

    Но почему она так называлась? С.А. Салль пояснил: «Бассейн располагался на месте нынешнего Некрасовского сквера – это был холм, возвышавшийся на 8 метров над уровнем Таврического Сада и оттуда вода через Лиговский канал поступал в фонтаны этого сада. Так что фонтаны били без всяких насосов и водонапорных башен. Прекрасное, дешёвое и продуманное решение

    И далее Сергей Альбертович начал комментировать ряд улиц и площадей, которые мы проезжали. И продолжал интересно рассказывать о пригородах Петербурга, и о новом платном Выборгском шоссе, которое сильно сократило поездку до Выборга. Однако, как выяснилось, на протяжении десятков (если не сотни километров)  под шоссе нет проходя на другую сторону ни для людей, ни для животных. Получается, что территория как бы разрезана пополам, что очень плохо для хозяйственной деятельности. Впрочем, именно так и строят скоростные участки на Западе. Жаль, что мы эту систему слепо копируем.

    Постепенно мы добрались до Выборга, где С.А. Салль показал нам интересные башни, однако мы проехали дальше, прямо в парк Монрепо. К большому сожалению, стоянка была перенесена дальше от входа, ибо на самом входе велись ремонтные работы. 

     

    Рис. 2. Камень за оградой в парке

    Мы вышли из автобуса и увидели за оградой парка большой гранитный камень. Мы были готовы встретить гранитные глыбы, монолиты, мегалиты, нас к этому подготовил С.А. Салль, обративший наше внимание, когда мы через мостик над железнодорожными путями переезжали с общей дороги в парк Монрепо. Дорога строилась ещё в XIXвеке, и для прокладки путей пришлось взрывать проход среди гранитных холмов. Так что огромных гранитных глыб хватало и в парке.

    Ко мне подошла одна женщина и спросила: «Валерий Алексеевич, а что означает слово «гранит»? Я задумался и ответил: «По всей видимости, это русское слово, и оно является причастием от глагола «гранить», то есть, «делать грани»  Мы привыкли к причастию «гранёный», но таковым является и причастие «гранитый», почти как «грановитый». То есть, «гранит» является горной породой с хорошо выраженными гранями». – Она задала этот вопрос, глядя на глыбу, показанную на рис. Я заметил на глыбе надписи.

     

    Рис. 3. Моё выявление ликов и чтение надписей на камне

    Естественно, что прочитать надписи издали было практически невозможно. Но теперь, имея фотографию, которую я сделал своим фотоаппаратом, я могу  рассмотреть любые детали. Прежде всего, я выделяю лики. Я их выделил 10 но, вероятно, их больше. При этом лики № 2 и № 4, предположительно, женские. Наличие ликов указывает на то, что перед нами находится камень над могилами кладбища.

    Затем я читаю надписи сверху вниз: МАСКА МАРЫ 35 ВОЙСКА, МАКАЖИ МАСКА РЮРИКА, МАРЫ МИМА, что на современном русском языке означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ВОЙСКА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ИСКУССТВЕННЫЕ РЕЛЬЕФЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВОИНОВ РЮРИКА, ЖРЕЦА МАРЫ. Таким образом, наличие кладбища надписями подтвердилось, причём стало известно, из какого места  воины тут погребены.

    Но вот подошла женщина-экскурсовод, и мы пошли внутрь территории парка-заповедника.

     

    Рис. 4. Парк весьма живописен

    Парк довольно красив, имея озёра на своей территории. Пока экскурсовод объясняла, кто и когда владел парком (честно говоря, меня эти подробности интересовали мало), я искал взглядом отдельные валуны, чтобы найти и позже прочитать на них древнерусские надписи, несмотря на то, что позже парк вместе с Выборгом принадлежал то Швеции, то Финляндии. Кстати, в Финляндии Выборг считался вторым гордом после Хельсинки и по числу жителей, и по развитости городской инфраструктуры.

    И я нашёл их довольно много. Однако прежде я хотел бы закончить чтение на могильном камне, распложенном при входе. Я сфотографировал его с двух наружных сторон, однако остались две стороны, видимые только из парка, но, к сожалению, туда дорожка для туристов не повела. Зато позже, уже дома, я нашёл изображение  как раз задней стороны этого камня в интернете, рис. 5.

     

    Рис. 5. Намогильный камень с рис. 2, вид со стороны парка

    Естественно, что меня заинтересовали на нём лики  и надписи. Однако при беглом взгляде на рис. 5 они оказались незаметными. Тогда я усилил изображения, и нашёл несколько ликов. Наверху изображения лики № 1-5, внизу – лик № 6, и ещё несколько, менее явных. При этом слева наверху лик показан анфас, он небольшой, и возможно, женский. Остальные лики № 2-5 повёрнуты в правый профиль, при этом лик № 3 – женский      . мужской лик № 6 с суровым лицом показан анфас. Так что опять не вызывает сомнения то, что перед нами находится кладбищенская плита.

    Что касается надписи, то она содержится в нижней части камня и гласит: ВЕРНЫЯ 33, 30, 35 СТАНОВ ВОИНЫ ВИМАН РУСИ, что означает: КОСМИЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ ИЗ ВОИНОВ СТАНОВ ЛАДОГИ, ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Так что  в местности, которая позже стала парком Монрепо («Отдых») когда-то находился гарнизон ВКС Рюрика с храмами и прилегающим к храму Мары кладбищем.

     

    Рис. 6. Моё чтение надписей на задней стороне могильного камня

    По мере того как мы, слушая экскурсовода, продвигались вглубь парка, Сергей Альбертович Салль рассказывал, что он многократно бывал здесь в юности, и даже плавал по озеру на небольшой островок, который в народе был прозвал «Остров Любви, рис. 7. Его расстояние от берега – каких-нибудь 15-20 метров, что для обычных умеющих плавать людей не представляет затруднений. Правда, к сожалению, в последние годы купание в прудах Монрепо  запрещено, впрочем, кажется, некие умельцы организовали паром на обычных лодках. Правда, где они базируются, сказать трудно.

    Тем не менее, этот островок весьма живописен. К сожалению, в фотоаппарате он у меня не получился, как нужно, и я бл вынужден заимствовать его изображение из интернета. Отсюда и подписи на самой фотографии.

     

    Рис. 7. Как бы «Остров любви» 

    Но меня, разумеется, интересовали природные валуны. Они тут встречаются на каждом шагу, особенно много находится их между деревьев, рис. 8. Понятно, что даже на снимке они кажутся очень тёмными, заросшими мхом, поэтому лики и надписи в глаза не бросаются.

    Похоже, что кладбищенская тематика находится не только у ворот парка, но и на всём его протяжении. Правда, это пока лишь предположение, однако его легко проверить, рассмотрев лики и прочитав надписи рядом с ними. А ликов в парке, как на отдельных камнях, так и на целых стенах холмов, довольно много. Хочу заметить, что я стремился прочитать древние русские надписи, и такую возможность я получил. А что именно было написано, нарисовано и создано в виде рельефов  нашими далёкими предками, это от меня не зависит. Если тут погибли, защищая Родину, наши очень далёкие предки, ничего, кроме уважения к их подвигу, вид этих памятников не вызывает. 

     

    Рис. 8. Два валуна между деревьями

    Поверхность камня не только тёмная, но и неоднородная по освещённости, поэтому при осветлении изображения участки без мха кажутся очень светлыми. Тем не менее, мох только усиливает контраст, а потому дополнительное усиление контраста не требуется. 

    На камне я выделяю не менее десяти ликов, хотя их значительно больше. При этом впервые среди человеческих лиц можно видеть морды животных. Так, лики № 3 и № 4 напоминают головы больших кошек (Льва? Тигра? Рыси?), а лик № 7 похож на голову то ли волка, то ли медведя. Возможно, это были прирученные хищники эпохи Рюрика. Изображения даны преимущественно анфас, с лёгким разворотом вправо.  Иначе говоря, этот камень – опять намогильный.

    Имеются на камне и слова надписи: МАСКИ МАРЫ ВОЙСКА, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ВОЙСКА (РЮРИКА).

     

    Рис. 9. Моё чтение надписей на камне между деревьями

    По тропинку мы двигались вслед за экскурсоводом, проходя мимо многих камней-мегалитов, и даже гротов. Камни встречались всюду – как отдельно лежащие, так и входящие в состав холмов или гротов. Камень можно было наблюдать даже в воде озера, рис. 10. Я был несказанно рад – мне предстояла большая работа по чтению надписей, выявлению ликов и их истолкованию.

    Правда, возникла неожиданная сложность. Часть группы слушала экскурсовода и шла вслед за этой женщиной довольно быстрым темном, тогда как другая часть заинтересовалась тем, что я фотографирую с виду совершенно не интересные камни. Но для этого нужно было выбрать  место съёмки, соотнеся его с падающим светом, и убедиться в том, что фото сохранилось (к сожалению, далеко не все фотографии сохранились). А потому я всё больше отставал от основной части группы, а вокруг меня собирались заинтересованные люди.

     

    Рис. 10. Камень с ликами и надписями в воде

    Солнышко удачно осветило камень в воде озера. Если сверху камень порос мхом и лишайником, то внизу, над водой, там, где видны сколы камня, там имеется надпись, выполненная крупными буквами. На верхней части камня угадывались лики. Неужели и этот камень посвящён кладбищенской тематике?

    Для эпиграфической экспертизы приведённая картинка довольно мала, хотя она вписана в местность и образует прекрасный вид. Поэтому я выделяю только изображение камня, увеличиваю его и слегка усиливаю контраст. Теперь можно притупись к обычной эпиграфической экспертизе, то есть, к выделению ликов, и чтению написанных на камне слов. И меня поразило то, что я обнаружил и вверху камня, и в его внизу, ряд ликов, что опять-таки указывало на  кладбище. Но кладбище не создают в воде. Отсюда следовало, что в эпоху Рюрика данного озера ещё не существовало. 

    И, наконец, самый светлый лик, который я помещаю на рис. 11 справа внизу, опять принадлежит животному  из семейства кошачьих.

     

    Рис. 11. Моё выявление ликов и чтение надписей на камне в воде

    Ликов на камне тоже, видимо, не менее десятка, но я показал только пять самых явных. Лик № 1 находит в правой верхне части камни и образован мхом, тогда ка лик № 2, напротив, находится в правой самой нижней части камня, завершая выбитые слова. Это – лицо усатого мужчины в шляпе, анфас с поворотом влево в ¾. Наиболее крупный лик № 3в правый профиль находится в центре камня, его можно легко найти по красной жирной точке на его щеке. Лик № 4, жрец в короне, является усатым и бородатым мужским лицом с острым носом в правый профиль. И, наконец, лик № 5 представлен головой  дикого зверя, о котором речь шла выше.

    На сколотой части камня внизу, почти у кромки воды, можно прочитать слова: МИМА МАРЫ, а также ХАРАОНА РЮРИКА МАРЫ МАСКА, что означает: ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ, ХАРАОНА РЮРИКА КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ (ВОИНОВ). И тем самым подтверждается, что на месте озера когда-то находилась территория воинского кладбища.

     

    Рис. 12. Очистка скалы от современных граффити

    Мы посещали парк Монрепо во время завершения его ремонта. Но в интернете сохранились фотографии момента очистки скал от современных граффити, рис. 12. Как я полагаю, современные надписи просто смывали водой, но не соскабливали, так что древние надписи и лики сохранились. На этой фотографии видно, что современные буквы значительно светлее и древних букв, и древних ликов. Тем не менее, их можно выявить и на этой фотографии. Результат этого эпиграфического анализа показан на рис 13.

    Я не стал затрагивать левую часть фотографии, намного более светлую, чем центральная и правая части, занимая примерно 1/3 всей площади изображения, где можно выделить не менее 4 ликов, причём нижний находится в короне. Явно, это лицо жреца. А на верхней левой части фото можно видеть мордочку, скорее всего, собачки.

     

    Рис. 13. Моё выделение ликов и чтение надписей на очищаемой скале

    Что касается более тёмной средней и правой части фотографии, то я начинаю с выделения ликов. Они даны анфас или в правый профиль. При этом лики № 1, № 2 и № 4 – мужские, лики № 3, № 5 и № 6 – женские, причём лик № 6 представлен не одной головой, а поясным портретом. При этом лик № 3 лежит на боку, это  женское лицо в колпаке. Лик № 7 – животное, скорее всего, ослик. А лики № 8-12 сплошь животные, причём лики № 9 и № 10 – отдельные кошачьи головы, тогда как лики № 8 и № 11 – это коты в лежачей позе. А лик № 12 – неведомая зверушка, напоминающая моржа.

    Замечу, что отдельно имеется изображение летательного аппарата типа самолёта. А, судя по струям газа, вырывающимся из 4 движителей, показан реактивный самолёт.

    Надпись читается на колпаке у лика № 3, и гласит: МАСКА МАРЫ ЯРА РЮРИКА, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ЯРА РЮРИКА. Вторая надпись расположена справа от левого рабочего, и я её читаю так: ХРАМ МАРЫ СКОЛОТОВ. Выходит. Что каждый камень символизирует свой храм: то это объединённые войсковые храмы Мары  всех трёх столиц Рюрика, то – храма Мары космического спецназа, то, как теперь, храм Мары славян-сколотов.

     

    Рис. 14. Надписи и лике на скале, мимо которой мы прошли

    Мы проходили в ряде мест мимо скал, на которых, если приглядеться существовали и лики, и надписи. Естественно они привлекли моё внимание. Более всего мне понравился лик на большом камне, который находился справа от дерева. Конечно, разглядеть все контуры лица в сумраке дня на тёмном камне весьма сложно, и я, как обычно, оставил дешифровку на прибытие в Москву. Но сама скала мне показалась великолепной, и я не мог пройти мимо неё просто так, не зафиксировав её моим фотоаппаратом.

    Результат эпиграфического анализа, как обычно, я показываю на следующем рисунке, рис. 16. Здесь я смог в точности воспроизвести лик в правый профиль на большом камне. поскольку изображение этого камня я смог сделать светлее  и контрастнее. Оказалось, что это – портрет прекрасной девушки с красивой причёской и даже косой справа. Боле того, мне показалось, что в её мочке правого уха поблескивает серёжка!

     

    Рис. 15. Моё выделение ликов и чтение надписей

    Помимо данного лика я выделил ещё несколько, меньшего размера, изображение которых я тоже высветлил и усилил по контрасту. На этот раз я выделил только восемь ликов, и при этом мне не попалось изображение голов ни одного животного! Только люди, но весьма разные. Так, на изображения ликов № 2 и № 3, где мужские головы показаны анфас, у них открыты рты. А у лика № 4, с усами и бородой, рот закрыт. Лик №5, анфас с лёгким поворотом вправо, усатый и бородатый, весьма напоминает дона Кихота. Зато лик № 6 – это толстяк. Лик № 8 – крупный, но невыразительный, зато лик № 8 – это, скорее всего, молодая девушка, возможно, негритянка. Итак, как мы видим, данная скала опять нам напоминает о кладбище. Вероятно, подтверждение этому можно будет прочитать и в надписи. А надпись можно прочитать на лике № 1.

    Она гласит: ХАРАОНА ВОЙСКА ХРАМ, МАРЫ МАСКА 30 АРКОНЫ, что означает: ХРАМ ВОЙСКА ХАРАОНА РЮРИКА, КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА.

     

    Рис. 16. Суровые камни гранитной стены вдоль тропы

    Тропа проходит вблизи скал. Туристов уже утомляет однообразие голых камней, покрытых местами мхами и лишайниками. Да и экскурсовод торопится пройти мимо этого сурового пейзажа, чтобы насладиться видом прекрасного озера и рассказать о судьбе потомков тех, кто когда-то приобрёл парк Монрепо в свою собственность. 

    Но для меня этот вид – настоящее раздолье. Где ещё можно увидеть такое раздолье ликов? И хотя я понимаю, что нахожусь перед воинским кладбищем тысячелетней давности, я хочу понять, чем эта погребальная культура отличалась от нашей. И первое, что бросается в глаза, это отсутствие надгробий над каждой могилой. Ибо в наши дни тот, кто беднее, прикрепляет к вертикальной надгробной плите фотографию, которая со временем выцветает, а затем и отклеивается, у кого достатка больше – заказывает рисунок или рельеф на плите, а самые состоятельные родственники или сослуживцы изготавливают скульптуры – по пояс или в полный рост. Наши предки, однако, были коллективистами и делали групповые рельефы, соответствуя нашему среднему уровню достатка. Зато даже через тысячу лет рельефы не выцвели, хотя и покрылись мхом. Зато коллекция ликов оказалась собранием самых разных стилей: от реализма до карикатуры.

     

    Рис. 17. Моё выделение ликов и чтение надписей на суровых камнях

    С таким настроением я начал анализировать этот участок бывшего воинского кладбища. В центре оказался крупный лик № 1, хотя левее видны такие же крупные лики, которые я не стал показывать на рис. 17. На его голове видна корона, следовательно, показан жрец. Лик № 2 анфас с поворотом вправо реалистичен, тогда как лик № 3 в  коническом колпаке абстрактен. Лик № 4 в головном уборе типа бескозырки романтичен, а перед ним находится реалистический портрет старца с длинной седой бородой. Лики № 5 и № 6 карикатурны, у лика № 5 слишком крупные черты лица, а лика № 6 – очень длинный нос. 

    Особенный интерес представляет лик № 7. Человек стоит на коленях, правое колено впереди, и, судя по длине волос, это женщина. Она воздела руки перед ликом № 4, так что, скорее всего, лик № 4 – это знаменитый жрец. Лики № 8 и № 9 – обычные, карикатурные.

    Имеется тут и надпись прямо над головой молящейся, которая гласит: МОЛИТВА ВОИНСКАЯ. Скорее всего, у воинских молитв существовали какие-то особенности, и изучение древних мест захоронения воинов, типа парка Монрепо, со временем позволит выяснить эти отличия.

     

    Рис. 18. Тёмное место в скальном массиве

    На рис. 18 показан тот же участок, что и на рис. 14, но при фотографировании  не перед ним, а после него. Хорошо видны огранённые камни гранита. Правда, эта огранка прослеживается у верхнего яруса камней, образующих два слоя. Похоже, что эти камни здесь  появились позже нижних камней, поэтому мой эпиграфический  анализ я решил начать именно с них, рис. 19. На правой нижней плите верхнего яруса помещён лик № 1, женское лицо анфас. Скорее всего, то была жрица какого-то храма. А подпись правее я читаю так: ЯРА ХРАМА РУСИ МАРЫ МАСКА 35 АРКОНЫ ЯРА, что означает: ХРАМА ЯРА РУСИ,  ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ.

    Затем я читаю надпись на плите более высокого слоя: ВОЙСКА СКОЛОТОВ.  А слева от основной плиты можно видеть лик № 2мужское усатое и бородатое лицо анфас с лёгким поворотом влево и лик № 3, тоже усатое мужское лицо с небольшими карикатурными чертами. И затем я перехожу к эпиграфическому анализу нижних камней.

     

    Рис. 19. Моё выявление ликов и чтение надписей на рис. 18

    Что касается нижних камней, то они являются продолжением того массива, который я рассмотрел на рис. 15, так что в целом их назначение понятно. Хотел бы обратить  внимание на самый крупный лик этой группы, лик № 6. Это небольшое лицо старика с усами и очень большой седой бородой. На этом лике имеется надпись, которую я читаю, как: СКИФОВ-ВОИНОВ ХРАМ.

    Остальные лики – более или менее обычные. Лик № 4 – это довольное, улыбающееся мужское лицо анфас Лик № 5 – тёмное и маленькое возможно, усатое, лицо старика анфас. Лик № 7 – тое лицо старика анфас с лёгким поворотом влево: усы – маленькие, зато борода клином – большая.  Лик № 8 – это как бы две тигриных головы рядом. И, наконец, лик № 9 – это лицо анфас усатого и пучеглазого самодовольного мужчины. 

    Возможно, что тут имеется и ещё несколько ликов.

     

    Рис. 20. Памятник  финскому сказителю Вяйнемёйнену

    Далее меня заинтересовал памятник финскому сказителю. Википедия пишет о нём: «Вяйнемёйнен, играющий на кантеле — статуя героя эпоса Калевалы Вяйнемёйнена с карело-финскими гуслями «кантеле» на коленях, установленная в 1873 году в выборгском парке Монрепо, утраченная в ходе советско-финляндской войны (1939—1940) и восстановленная в 2007 году.

    По словам Владимира Марцинковского (книга «Записки верующего»):В парке Монрепо, на самом берегу залива, под высокими нависшими скалами, поросшими мхом и осененными соснами, стоит белый мрамор — это Вейнемейнен, седой певец из финской поэмы «Калевала». Он поет вдохновенную песню в честь витязей духа, в честь того, кто жизнь отдает во имя добра за людей. Он поет славу павшим героям и зовет все новых бойцов в ряды великой Божьей рати.

    Первоначально на большом валуне, где сейчас находится статуя, предполагалось установить скульптурную группу со статуей святого Николая, однако затем владелец имения барон П. А. Николаи заказал датскому скульптору Готтхельфу Борупу (Borup Cotthelf, 1804(?) — 1879) изваяние героя карельских рун[2]. До выхода в свет первого издания «Калевалы» оставалось четыре года, и не имелось чёткого представления о том, как должен выглядеть Вяйнемёйнен — певец-сказитель, волшебник, заступник всех бедных и обездоленных. На единственном скульптурном изображении — барельефе работы Эрика Кайнберга в зале Абоской академии — длиннобородый «вековечный песнопевец», подобно Орфею, собирал своей игрой на кантеле лесных слушателей — медведей и рыб. Вяйнемёйнен Борупа, стоящий с маленькой лирой или кифарой в руках в одеждах, напоминающих римскую тунику, стал подобием античного бога Аполлона и получил противоречивые отзывы критики. Несмотря на это, сам факт установки памятника «отцу песен» вызвал в Выборге и в Финляндии в целом большой энтузиазм. Статуя по модели Борупа была изготовлена из гипса в Санкт-Петербурге и установлена в Монрепо в июне 1831 г. Рунопевец неожиданно возникал меж скал перед идущим по узкой прибрежной тропе человеком в отдалённом уголке парка, получившем название «Конец света».

    В 1871 году неизвестные разбили гипсовую статую Вяйнемёйнена. Тогда было принято решение заменить её скульптурой, отлитой в металле. Заказ получил финский скульптор Йоханнес Таканен. Работа над второй статуей, также как и над первой, велась в Копенгагене, в мастерской Кристиана Готтлиба Биссена, у которого Таканен проходил курс обучения. Своему Вяйнемёйнену Таканен придал портретное сходство с Магдалусом Колдом, в доме которого он жил в Дании. Певец был изображён сидящим с кантеле на коленях, при этом левая рука сказителя устремлялась вверх. Композиция схожа с изображением Оссиана на картине датского художника Н. А. Абильдгора. К началу 1872 года был готов эскиз памятника, а в 1873 году его отлили в цинке, перевезли морем в Монрепо и установили на прежнем месте.

    В годы войны статуя вновь была утрачена. По некоторым предположениям, она могла в 1940 г. оказаться на дне Финского залива. Идея о необходимости воссоздания «первого в Европе памятника литературному герою» была высказана в 1988 г. Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в документальном фильме «Монрепо». Поиски водолазов на дне залива у парка Монрепо оказались безрезультатными. Поэтому скульптором К. Н. Бобковым была изготовлена бетонная копия статуи Таканена, которую торжественно открыли на прежнем месте 2 июня 2007 года.

     

    Рис. 21. Моё выявление ликов и чтение надписей на камнях

    Меня, честно говоря, заинтересовал не сам памятник, а камень в качестве постамента и прочие камни. Сначала я рассматриваю камень как постамент. У него имеется наклонная грань, а также боковая, и они заполнены ликами. Сначала я рассматриваю два лика анфас на скосе между наклонной и вертикальной гранями. Лик № 1 двойной: это либо лицо мужчины с острой бородкой, либо, чуть правее, напротив, лицо полностью бритого мужчины. Лик № 2 читается однозначно как лицо мужчины средних лет с небольшими усами и небольшой бородой. Затем я рассматриваю лики наклонно грани. Лик № 3 – это три ракурса одного женского лица, повёрнутого вправо, влево и опять вправо. Лик № 4 – неприятное мужское лицо с разворотом вправо. Наконец, я рассматриваю лики на вертикальной поверхности боковой грани. Лик № 5 одутловатое мужское лицо с разворотом вправо, лик № 6 – мужской лик анфас, лик № 7 лежит, при повороте влево он превращается в мужское лицо анфас.

    Далее я рассматриваю валун на переднем плане. Здесь я встречаю мелкое изображение сидящего человека, лик № 8,  и наверху скоса – два мужских лика, № 9 и № 10. Правее можно вдеть женский лик анфас № 11, на фоне недовольного мужского лика № 12

    Далее я рассматриваю лики на скалах, идя справа налево, от небольших фигур и лиц к крупным. Мужской лик № 12 анфас показан почему-то перевёрнутым на 180 градусов. Далее, левее, можно видеть женскую фигуру в  длинном платье и в кокошнике анфас с разворотом вправо, лик № 15,  причём части её платья можно тоже трактовать, как лики с мужскими лицами. Так, торс женщины – это лицо пожилого мужчины, старика.  Слева от женщины – лицо старика с двумя торчащими нижними зубами, лик № 15. Над ним – изображение старика, лик № 17 и под ним – изображение пожилого мужчины, лик № 18.

    На вертикальной поверхности этой же части скалы можно видеть лицо пожилого мужчины, лик № 19, и женское лицо анфас, лик № 20. А надпись находится на самом нижнем камне справа от постамента, и я её  читаю так: 35 АРКОНА РЮРИКА ВИМАН, то есть, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД ВИМАН РЮРИКА. Иначе говоря,  то же, что и прежде.

    Обсуждение.

    Парк Монрепо оказался не совсем тем, о чём я подумал при поездке туда: не совокупностью храмов, мест размещения воинских гарнизонов и взлётных площадок летательных аппаратов, а  гигантским кладбищем, занимающим как всю территорию парка, так и места нынешних озёр.  Но об этом можно было рассуждать только после того, как удалось разглядеть лики и прочитать надписи.

    Признаюсь, раньше я выделал лики чисто механически. Они мне казались не всегда реалистичными, что я списывал на неразвитость древней эстетики, однако теперь выясняется, что в то время сосуществовало множество художественных стилей, о чём мы не имеем ни малейшего представления. Так что с точки зрения истории изобразительного искусства эти лики весьма интересны. Кроме того, они довольно любопытны и с точки зрения истории костюма и истории русского ведизма.

    Однако, помимо эстетического наслаждения от изображений древних художников, невольно возникает чувство глубочайшего уважения к этим неизвестным нам героям, мужчинам и особенно женщинам, которые отдали свои жизни, защищая нашу Родину от различных врагов. Да будет вечной их память! Полагаю, что придёт тот день, когда мы будем отмечать и их подвиги, как мы отмечаем и иные победы истории Руси!

    Понятно, что парк Монрепо дал только импульс для подобных исследований. Теперь, после того, как в ряде статей я выделял ряд ликов на могильных плитах воинов Рюрика в разных местах планеты, можно было бы заняться и их сравнительным анализом. Но это уже предстоит сделать в следующем году. А вообще  этим годом доволен, ибо мне удалось продержаться на уровне 5 статей в месяц, что было не просто.

    Заключение.

    Всех моих читателей я поздравляю с наступающим Новым 2020 годом!

Комментарии:

Людмила
31.12.2019 16:12
Молодец,Валерий Алексеевич! С Новым Годом! Новых творческих успехов!
Алексей К.
03.01.2020 06:01
Доброго Дня! Получается предки постоянно с кем-то воевали, или это был один глобальный конфликт, т.к. подобные захоронения встречаются в различных, удаленных друг от друга местах. Но кто враг (враги)? И кто победил? Судя по артефактам, победили вои Рюрика. Но мы, их потомки ничего об этом не знаем. Информация может лежать перед глазами, а мы её не воспринимаем. Нас сделали слепцами! Валерий Алексеевич, благодарствуйте за статью!

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову