Древняя шахматная ладья из Иордании и другие новости

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Вырезанный в скале 1300 лет назад камень может быть самой старой шахматной фигурой.
  • Уникальные росписи староверов в Брянской области.
  • Лекция о греческом вине.
  • Древние скифы пили вино.
  • Иерусалим, Ступенчатая улица.
  • Древняя медицина.
  • Итальянская карта XIII-ХIV вв. как навигационное пособие.
  • Как изучают уцелевшие рисунки древних людей в Карачаево-Черкесской Республике.
  • Камень с надписями из Монголии.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Вырезанный в скале 1300 лет назад камень может быть самой старой шахматной фигурой.

    Рис. 1. Моё чтение надписей на якобы шахматной фигурке

      Об этом можно прочитать в заметке [1]. «Ученым, возможно, удалось обнаружить одну из самых первых шахматных фигур. Это небольшой прямоугольный камень, высеченный в скале в районе Хумаймы (Иордания), сообщает Sciencenews.org. Исследователи из Университета Виктории в Канаде считают, что это ладья, и ей около 1300 лет. Похожие формы были обнаружены и на других древних объектах в этой местности. Найденная шахматная фигура расположена в месте, которое когда-то было основным торговым маршрутом, оно датируется между 680 и 749 годами. Здесь тогда правила зажиточная исламская семья. Ученые предполагают, что шахматы появились в Индии около 1400 лет назад, после чего торговцы и дипломаты перенесли игру на запад. Исламские источники того времени изображают шахматные матчи между мусульманами и христианами, а также между богатыми и бедными игроками. “Шахматы стали очень популярными в раннем исламском мире”, – сказал Джон Олесон, археолог из Университета Виктории в Канаде.  Олесон».

    Действительно, является ли вырезанный в скале камень шахматной фигуркой? Об этом можно узнать, прочитав на камне русские надписи. Однако они расположены поперёк камня, для чего сам камень следует повернуть на 90 градусов против движения часовой стрелки, что я показал на рис. 1 справа. А далее я стал читать такие слова в обращённом цвете: на 1-й строке: ВКЛЮЧИТЬ 35 В ЧИСЛО, на 2-й строке: ВОЙСК СКОЛОТОВ ЯРА, на 3-й строке: ВОИНОВ РУСИ РЮРИКА, на 4-й строке (далее – в прямом цвете): В ХРАМЫ ВАРЯГА КРАЯ, на 5-й строке: ЯРА, ХАРАОНА ВАГРИИ, на 6-й строке: И РИМА ВИМАН МАРЫ,  на 7-й строке: ХАРАОНА ЯРА МАРЫ, на 8-й строке: КОЧЕВНИКОВ, на 9-й строке:  ХАРАОНА ЯРА СТАНА, на 10-й строке: РИМА СКОЛОТОВ. – Итак, видно, что нигде не упоминается ни о шахматах, ни об игре, ни об игральных фигурках. Да и упоминание Рюрика свидетельствует о более поздней датировке, не ранее второй половины IX века н.э. Так, что догадка насчёт изображения шахматной фигурки, на мой взгляд, не подтвердилась. Зато стало понятно, что в этом месте стояли войска ВКС Рюрика из сколотов Великого Новгорода.

     

    Рис. 2. Общий вид староверческого иконостаса

    Уникальные росписи староверов в Брянской области.

    О них сообщает заметка [2]: «В селе Лужки Стародубского района нашли уникальные росписи старообрядцев. Сначала о них в соцсетях написал путешественник Артур Беляев. По его словам, в здании до революции располагалась старообрядческая церковь. В советские времена ее разобрали и из этих же стройматериалов возвели школу. Сейчас деревянный дом стоит заброшенный. А в чулане обнаружились росписи.        

    — Я узнал об этом месте от настоятеля старообрядческой Георгиевской церкви в Стародубском селе Елионка отца Александра, — рассказал «Брянским известиям» Артур Беляев. — Его знакомая живет в Лужках. Они мне и показали бывшую церковь. По моим следам в село поехала экспедиция ветковского музея. С росписями сейчас работают специалисты из Ветковского музея старообрядчества из Белоруссии. Они стараются законсервировать изображения: наносят на них папиросную бумагу. Для этого используют осетровый клей. Все работы проводят под присмотром пограничной службы, сообщает «Деснянская волна». Так как село находится в приграничной зоне».

    Судя по иконам на рис. 2, обнаружили не старообрядческую, а староверческую церковь, о которой в наши дни имеются весьма смутные представления. И теперь возникла замечательная возможность понять: 1) список икон, 2) порядок их расположения, 3) вид самих почитаемых богов или святых. Сначала я рассматриваю список икон, рис. 3.

     

    Рис. 3. Моё чтение надписей на иконах    

    Первая икона висит слева, ей почти не видно, но, усилив ей контраст, удаётся прочитать надпись на ней: СВ. РЮРИК, ИС ХРАМА МАКАЖИ, то есть, СВЯТОЙ РЮРИК, ИЗ ХРАМА МАКОШИ. Меня это очень удивило, ибо я прежде никогда не видел иконы Яра Рюрика, и не знал, что в ведизме существовали святые. До сих пор я видел иконы богов или лики жрецов. На этой иконе имелся нимб, но отсутствовал головной убор.

    На второй иконе изображено какое-то странное лицо с кривой улыбкой. На головном уборе этого персонажа я читаю слова: ВИМАН МАРЫ МАСКА РУСИ ЯРА, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ РУСИ ЯРА. Под головным убором находится белая накидка, на которой в обращённом цвете я читаю слова: ХРАМ МАРЫ. И, наконец, на поверхности лба и глазниц  читаю слова: МАРСА ХАРАОНА МАСКА, то есть, ИЗОБРАЖНИЕ С МАРСА ХАРАОНА (РЮРИКА). Вот уж никогда не думал, что ведисты-староверы молились на жрецов с Марса из войска Рюрика!

     

    Рис. 4. Так выглядит здание бывшей школы, где нашли иконы

    А на третьей иконе изображён явно землянин. На его нимбе можно прочитать имя КОНСТАНКИНЪ, то есть, КОНСТАНТИН. А на головном уборе читаются такие названия: вверху – 35 АРКОНЫ, внизу – 30 АРКОНЫ, а в промежутке – 15 АРКОНЫ МАРСА.  Это означает, что на территории 15 АРКОНЫ МАРСА помещались войска ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА и ЗАПАДНОГО КАИРА, и руководителем этой области являлся тот самый КОНСТАНКИН в качестве жреца. – Очень интересно!

    Но я поторопился рассмотреть иконы, не воспроизведя две остальные фотографии. Так на рис. 4 показано бывшее здание школы. А в заметке [3] о ней говорится так: «Оказалось, что до революции в этом селе находилась деревянная старообрядческая церковь. Во времена Советской власти церковь разобрали и из этого стройматериала сделали школу. Как рассказал Артур, строительство здания школы производили фрагментами из готового материала. Так получилось неплохое здание в стиле модерна, которое ныне стоит заброшенное. А вот в чулане этой школы-церкви обнаружилось нечто...».

     

    Рис. 5. Третья фотография икон

    И в заметке [3] имеется продолжение: «Мы показали эти фотографии росписей историку-краеведу Григорию Кожурину, который также бывал в Лужках в 2013 году. Шесть лет назад школа уже была закрыта, занятия не велись, но доступ посторонних тогда в неё был ограничен. Сейчас двери распахнуты настежь и уникальные росписи находятся под угрозой уничтожения случайными людьми.

    Как стало известно, пока наши уполномоченные органы только начинают думать, что же делать с обнаруженным сокровищем, белорусские реставраторы из музея Ветки Гомельской области под надзором сотрудников российской погранслужбы уже стали спасать старообрядческие росписи. Вот как они сами рассказывают о производимой работе: Школа с росписями конечно цела. Консервируем на месте. Как же увезти? Это надо здание разбирать. Покрываем «профилактикой» непосредственно на стенах. Это тоненькие листы папиросной бумаги, которые наклеиваются поверх отслоившейся живописи осетровым клеем. Думаю, наивно верить что там так все просто. Это приграничная территория, и все работы мы проводим под присмотром приграничной службы. Сами мы там не имеем права находиться. Главное сейчас все это сохранить. И активизировать музеи Брянщины. Иначе все это просто осыпется, и будем просто вздыхать о том, что было.

     

    Рис. 6. Иконы нижнего ряда

    Большое спасибо нашим белорусским коллегам. Будем надеяться, что брянские компетентные службы не устроят "игру в футбол", но примут необходимые меры по сохранению историко-культурного наследия. Как стало известно уполномоченные органы уже проинформированы. За поднятую тему благодарим Алексея Беласа и Артура Беляева». – Меня заинтересовали также и другие иконы: кому они посвящены? На рис. 6 я рассмотрел иконы нижнего ряда. Они начинаются с изображения в зубчатой короне пожилого женского лица, на нимбе которого справа написано: ОЛЬГА, то есть, КНЯГИНЯ ОЛЬГА. Правее находится мужское бородатое и усатое лицо с надписью справа на нимбе слова ВЛАДИМЕРЪ,  то есть, КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. Между ними помещено детское лицо, чьих глаз не видно, а видна только нижняя часть лица и верхний кусочек нимба с буквой «О». Ниже этой буквы можно прочитать остальные буквы, образующие слово ОТРОКЪ, то есть, ОТРОК. Но кем был этот отрок, неясно. И, наконец, на самом правом портрете безусого и безбородого мужчины можно прочитать нечто вроде слова РАДОМАСТЪ, то есть, совершенно незнакомое имя.  

    Итак, нижний ряд предстаёт в таком виде: 1) Святой Рюрик, 2) некий космонавт, 3) Константин из 15 Арконы Марса, 4) княгиня Ольга, 5) отрок, 6) Владимир, 7) Радомаст. А кто изображен на верхнем ряду?

     

    Рис. 7. Иконы верхнего ряда

    На фото 2 мы видим наверху нечто тёмное и непонятно. Поэтому на рис. 7 я постарался сделать изображение светлее и контрастнее, а также разделить его на ряд икон. Первый лик – женский, над которым наверху написано: МАРЫ МИМА, то есть, ЖРИЦА БОГИНИ МАРЫ, а под ликом – слова: МАСКА РУСИ ЯРА, РЮРИКА ЖЕНА АНАСТАСИЯ ВОТКИНА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ РУСИ ЯРА РЮРИКА, РЮРИКА ЖЕНА АНАСТАСИЯ ВОТКИНА.

    Правее находится наложение 5 женских ликов (№2-№6) друг на друга, а подпись над ними гласит: ХРАМА ВИМАН МИМА АРКОНЫ 35, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖРИЦ ИЗ ХРАМА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Ещё правее находится женский лик с подписью: ХРАМА 30 ВОЙСКА МИМА, то есть, ЖРИЦА  ВОЙСКОВОГО ХРАМА ЗАПАДНОГО  КАИРА.

    Ещё правее я вижу женское лицо с открытым ртом (лик № 7), над которым написано: ХРАМА МАРЫ МИМА ВОЙСКА АРКОНЫ 30, то есть, ЖРИЦА ХРАМА МАРЫ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА ВОЙСКА АРКОНЫ.  Ещё правее я увидел лик с надписью над ним: РУСИ СКОЛОТОВ МИМА МАРЫ, что означает: ЖРИЦА БОГИНИ МАРЫ РУСИ СКОЛОТОВ. Лик № 8 практически непонятен, видно только, что у него открыт рот. А надпись над ним читается так: ХРАМА МАРЫ МИМА ВОЙСКА АРКОНЫ 30, то есть, ЖРИЦА ХРАМА МАРЫ ВОЙСКА ЗАПАДНОГО КАИРА.

     

    Рис. 8. Моё более подробное рассмотрение рисунка 5

    А лик № 20 вообще больше похож на портрет старика, хотя на этом изображении надпись читается, как: МИМА МАРЫ, то есть, ЖРИЦА МАРЫ. Кроме этого имеется ещё  пять женских ликов анфас (лики № 11-15). И общая подпись под всеми этими иконами такова: ВИМАН ВОЙСКА РЮРИКА МАСКИ, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВОЙСКА РЮРИКА. Далее я перехожу к более подробному рассмотрению рисунка 5 на рисунке 8. Сначала я узнал на правом изображении лик Рюрика на изображении справа (лик № 2). Тут я постарался заполнить царапины на этой иконе фрагментами краски с соседних уцелевших фрагментов. А затем понял, что тут изображено е только два лика, а гораздо больше, и выделил эти лики. И, наконец, прочитал общую подпись под этими ликами: ВСЕ МАСКИ ХАРАОНА МАРЫ ВОЙСКА РЮРИКА ХРАМА РЮРИКА, что на современном русском языке означает: ВСЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАОНА РЮРИКА ХРАМА РЮРИКА. А это – дорогого стоит! Лик № 1- это несколько видоизменённый лик № 2, но седобородый. Но на нём изображён лик № 3- более молодой, в головном уборе, напоминающем шляпу, с чуть наметившимися усами. А лики № 4-7 являются всё менее похожими на оригинал. Но меня тут приятно удивило то, что ликов Рюрика у староверов было не менее 7.

    Заканчивая этот сюжет, хочу отметить, что иконостас староверов я вижу впервые. И он вполне соответствует моим представлениям о рюриканстве.

    После этой заметки появилось несколько реплик читателей. Илья Романов, 23 ноября: « Старообрядцев сейчас в красную книгу заносить нужно». Елена Синицына,23 ноября: «Илья, ещё чего! У нас в Сибири этой "прелести" хватает, и ничего в них не изменилось».

    Екатерина Романова 24 ноября: «Илья, и в Подмосковье есть». Чёрный Биолог ответил Елене 24 ноября: «Их и за рубежом имеется в количестве». – Возможно, самих проживающих в разных местах староверов имеется довольно много, однако никто не написал о том, что известны староверческие иконостасы. 

     

    Рис. 9. Моё чтение надписей на иллюстрации к лекции А.М. Бутягина

    Лекция о греческом вине.

    В данном случае меня заинтересовал реклама [4]: «1 ДЕКАБРЯ в 18:30. Лекция ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ "Вино в Древней Греции". Лектор Александр Михайлович Бутягин. Лекция состоится в Бежевом зале БЦ Лидваль (ул.Большая Морская, д.3), 6 этаж, коворкинг Lidval Space. Продолжительность лекции 1,5 часа, стоимость 800р. Запись по телефону 8(921)974-02-63»  И показана амфора, лежащая на боку, из которой выливается вино. Но является ли амфора древнегреческой?

    Для ответа на этот вопрос я повернул изображение амфоры в вертикальное положение. И на этом изображении, рис. 9, я читаю слова сначала на верху горлышка: ЯРА ХРАМА. А далее, на теле самого горлышка:  ХАРАОНА МАРЫ ЯРА ВЕРНЫХ ВОЙСК. Уже отсюда видно, что к древней Греции эта амфора не имеет ни малейшего отношения!

    Но всё-таки я продолжу чтение. Итак, ниже написано: ВИНО СКИФСКОЕ ВОИНОВ РЮРИКА И СКИФОВ МАРЫ, то есть, ВИНО СКИФСКОЕ ВОИНОВ РЮРИКА И АЗИАТСКИХ СКИФОВ. Разумеется, спутать изображения, не читая их, вещь обыденная, и я не стал бы придавать этому большого значения, если бы не одна любопытная заметка.

    Древние скифы пили вино.

    Так называется заметка [5]: «Ученым удалось выяснить, какие напитки могли употреблять древние скифы. Результаты исследования, которое провел осетинский ученый, были опубликованы в журнале «Известия СОИГСИ». Употребление алкогольных напитков было одним из ключевых элементов культуры древних ираноязычных народов, в том числе и скифов. Однако точной информации о том, что именно они пили, ранее не было. Ученые полагали, что они могли употреблять взбитое кобылье молоко или молочную водку, однако подтверждения этой гипотезы не нашлось. Согласно письменным источникам и археологическим находкам, скифы употребляли вино. Кроме того, они могли пить разведенный в воде мед с добавлением трав, который был крепче, чем вино. Также в источниках встречаются упоминания о хмельном напитке из пшеницы и рябины, однако фактов, подтверждающих это, обнаружить не удалось. По мнению ученого, точного ответа на вопрос, что же пили скифы, до сих пор нет, поскольку под Скифией античные авторы могли подразумевать разные регионы. Кроме того, сами скифы могли заимствовать напитки у соседних народов». – Судя по цвету напитка на рис. 9, вино было настоящим перебродившим виноградным соком. И в войсках Рюрика пили именно скифское вино, а не греческое.

     

    Рис. 10. Моё чтение надписей на плите Ступенчатой улицы Иерусалима

    Иерусалим, Ступенчатая улица.

    Кто построил Ступенчатую улицу Иерусалима? – На это воgрос отвечает заметка [6]: «Ступенчатая улица в Иерусалиме, которая вела от южных ворот города к Силоамскому пруду, а затем к Храмовой горе, на которой стоял Иерусалимский Храм, вероятно, была построена во время правления Понтия Пилата, сообщается в журнале Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology. Об этом свидетельствуют монеты, найденные на обочинах улицы. Самые поздние из них были отчеканены в 30-31 годах, при Понтии Пилате. О существовании в Иерусалиме ступенчатой улицы, ведущей от ворот города к Храмовой горе, было известно с XIX века. Она проходила через Силоамский пруд, который древние евреи использовали для ритуальных омовений. Согласно Евангелию от Иоанна, именно в нем Христос исцелил слепого от рождения мужчину. Первый участок ступенчатой улицы обнаружили в 1894 году, а при последующих раскопках археологи открывали новые фрагменты. Ее датировка варьировалась от времени правления Ирода I Великого (40-4 годы до нашей эры) до царствования его правнука Агриппы II (53-66 годы нашей эры).

    Дональд Ариэль (Donald T. Ariel) и его коллеги из Управления древностей Израиля предложили новую датировку основываясь на возрасте монет, найденных на ступенчатой улице. Их нашли между тротуаром и дренажной канавой, которая была проложена рядом с улицей. Авторы проводили раскопки с 2013 года и во время раскопок обнаружили 101 серебряную монету, самые поздние из которых были отчеканены в период 17/18-24/25 и в 30/31 годах нашей эры. Наместником Иудеи в 26/27-36/37 годах был Понтий Пилат. Но эти даты его правления известны из свидетельства Иосифа Флавия. Современные историки полагают, что его могли назначить префектом в 17-19 годах нашей эры. Авторы предположили, что часть времени строительство ступенчатой улицы проходило при Пилате. По их мнению, оно началось не позднее 30-31 годов нашей эры (возможно, в 17-25 годах) и было закончено не позднее 40-41 годов. Последним, кто чеканил монеты до начала правления царя Ирода Агриппы I (37-44 годы) был Понтий Пилат. Хотя Агриппа I начал править в 37 году, Иудею и Самарию римляне ему отдали в управление только в 41-42 годах. После этого он начал чеканить свои деньги. Так как монет, сделанных в царствование Агриппы, археологи на ступенчатой улице не нашли, они предположили, что строить ее закончили до того, как он вступил на престол.

     

    Рис. 11. Моё чтение надписей на каменной кладке

    О строительной деятельности Понтия Пилата нам известно из нескольких источников. О том, что он приказал провести в Иерусалим акведук, известно из книги Иосифа Флавия «Иудейские древности». О строительстве в Кесарии свидетельствует плита с надписью, в которой упоминается его имя. Ступенчатая улица была длиной 580 и шириной восемь метров, ее вымостили каменными плитами, а по бокам проложили бордюры шириной 0,6 метров из резного известняка. Такую широкую и вычурно отделанную улицу могли построить для верующих, направлявшихся в Храм, чтобы уменьшить недовольство жителей Иерусалима римским правлением. «Если бы это была простая дорога, соединяющая точки А и В, не было бы необходимости строить такую грандиозную улицу», — объясняют соавторы исследования Джо Узиель (Joe Uziel) и Моран Хажби (Moran Hagbi). «Ее ширина как минимум восемь метров. Ширина в сочетании с прекрасно обработанным камнем и богато украшенным ступенчатым подиумом, который шел вдоль улицы, говорит о том, что это была особенная улица».

    «Возможно, отчасти это было сделано для того, чтобы успокоить жителей Иерусалима, отчасти — для того, чтобы город соответствовал стандартам Римской империи, а еще, чтобы увековечить свое имя посредством больших строительных проектов», — говорит еще один соавтор Нахшон Зантон (Nahshon Szanton). Ранее археологи изучили бронзовое кольцо, найденное недалеко от Вифлеема, и пришли к выводу, что оно могло принадлежать Понтию Пилату, кому-то из его вольноотпущенников или домочадцев. Об этом говорила сохранившаяся на артефакте надпись «Пилата». Известен только один прокуратор Иудеи с этой редкой фамилией, поэтому ученые решили, что кольцо имело отношение к Понтию Пилату».

    Но не могла ли улица быть построена ещё до римского владычества? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прочитать надписи, к чему я и приступаю, рис. 10. На первой строке я читаю слова: 82 ГОД ЯРА ХАРАОНА ХРАМА МИМА МАРЫ, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление и современный русский язык означает: 938 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ ХРАМА ЖРЕЦА МАРЫ (РЮРИКА), на 2-й строке – слова: ЯРА ВОЙСКА ВИМАН СЛАВЯН, на 3-й строке слова:  ЯРА КРАЯ СКОЛОТОВ И ВИМАН РИМА МАРЫ, то есть, КРАЯ СКОЛОТОВ ЯРА РЮРИКА И ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗАПАДНОГО КАИРА, на 4-й строке: В РУКАХ РИМА КРАЯ МАРЫ, РУСИ КРАЯ МАРЫ, что на современном русском языке означает: ПОД РУКОВОДСТВОМ ЗАРАДНОГО КАИРА И РУСИ ЗАПАДНОГО КАИРА. Иными словами, ни о каком Италийском Риме тут речь не идёт. Плита указывает на строителей в виде войска ВКС славян под руководством Рюрика.

    Чтобы проверить этот мой вывод я прочитал надписи и на каменной кладке той же Ступенчатой улицы Иерусалима, рис. 11. Тут написано: на первых двух ряьах камней – слово СТАН, ниже – слово 30 АРКОНЫ, а ещё ниже – слова ВОИВ 53 ВИМАН МАРЫ, то есть, СТАН ЗАПАДНОГО КАИРА, ВОИНОВ 53 КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ.  Ещё ниже я читаю слова: 555 ВОИНОВ ВИМАН СТАНА СКОЛОТОВ МАРЫ СКИФЫ, и, в разных метах каменной кладки, изображения 4 мужских лиц анфас, что можно выразить словами: МАСКИ МАРЫ. Это означает: С КЛАДБИЩА ПОГИБШИХ 555 ВОИНОВ-СКИФОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ СТАНА СКОЛОТОВ, что подтверждает мой вывод. Так что Джо Узиель и Нахшон Зантон ошиблись в своей римской атрибуции.

     

    Рис. 12. Вид покойного якобы «богатого египтянина»

    Древняя медицина.

    О ней можно прочитать в заметке [7]: «В 1971 году в музей Розенкрейца, расположенный в городе Сан-Хосе в Калифорнии, привезли запечатанный древнеегипетский гроб, внутри которого лежала хорошо сохранившаяся мумия, которая когда-то была телом очень знатного египтянина. Более двух десятилетий назад группа ученых сделала шокирующее открытие: почти 2 600 лет назад была проведена хирургическая операция невероятно высокого для тех времён уровня сложности. В левом колене мумии обнаружили ортопедический штифт длиной 23 см сделанный из металла. Он был вживлен благодаря таким сложнейшим биомеханическим принципам, которые не уступают даже самым современным технологиям.

    Когда в 70-х работники музея Розенкрейца получили запечатанный древнеегипетский гроб, они не знали, что внутри всё ещё лежала мумия. Ко всему прочему, исследования показали, что изначально саркофаг принадлежал другой мумии – по имени Юзермонту («мощь Монту») – а затем, спустя многие годы после его смерти, другую мумию положили в гроб Юзермонту. Тем не менее, новая мумия неизвестного происхождения стала известной под именем изначального хозяина саркофага. Анализ процедуры бальзамирования показал, что Юзермонту был мужчиной из верхушки древнеегипетского общества и жил во времена Нового царства (период между 16-11 вв. до Рождества Христова). Длина мумифицированного тела 1,5 м, присутствуют следы рыжих волос.

    В августе 1995 профессор Уилфред Григгз из университета Бригама Янга, расположенного в штате Юта, вместе с группой экспертов просветил рентгеном шесть мумий, включая мумию Юзермонту, из музея Розенкрейца, расположенного в Сан-Хосе. Это было сделано перед тем, как он прочитал там лекцию. Специалисты были поражены, когда рентген показал, что в левое колено одной из мумий вставлен металлический штифт длиной 23 см. Как сообщают представители университета Бригама Янга, невозможно узнать, принадлежал ли металлический штифт к древности, применив лишь рентген. Поэтому профессор Григгза предположил, что штифт мог быть вживлен в куда более близкие нам времена, чтобы заново присоединить ногу к остальному телу. «Тогда я предположил, что штифт был сделан не в древние времена и подумал, что мы смогли бы узнать, каким образом штифт был вживлен в ногу, а также, возможно, даже выяснить, как давно эта операция была сделана, – сказал Григг в докладе, опубликованном университетом Бригама Янга, – Я просто подумал, что это интересное замечание: «Кто-то взял древнюю мумию и вставил ей в ногу современный штифт, чтобы та не развалилась на части».

     

    Рис. 13. Моё чтение надписей на черепе и кисти руки покойного

    Чтобы узнать происхождение штифта, Григгз, доктор Ричард Т. Джексон, хирург-ортопед из Прово и доктор Е. Брюс Маклифф, заведующий отделением радиологии в региональном медицинском центре Юты, аккуратно просверлили в кости отверстие для крошечной камеры, чтобы исследовать штифт и взять образцы кости и металла. Группа ученых обнаружила следы древней органической резины, похожей на современный клей для костей, а также следы древних жиров и волокон тканей, которые, благодаря этой резине, все еще были прочно зафиксированы на месте. Дополнительные исследования показали, что медицинская процедура высокого уровня была проведена в древние времена, приблизительно 2600 лет назад. Группа исследователей была поражена тем, что штифт был спроектирован по тем же принципам, которые используют в современном мире для фиксации костей. «Мы восхищаемся тем, что в древнем Египте сумели создать штифт согласно тем биомеханическим принципам, которые мы все еще используем сегодня, как например при жесткой фиксации кости, – говорит доктор Ричард Джексон, – это превзошло все наши ожидания».

     

    Рис. 14. Моё чтение надписей на рентгенограммах  искусственного сустава

    Представители университета Бригама Янга сообщают, что у штифта «острый крюкообразный конец для лучшего вживления в бедренную кость – точно такие же биомеханические методы используются в наши дни. Другой конец штифта, расположенный в берцовой кости, имеет три «зубчика», которые предотвращают смещение положения штифта в кости». Всех мучил один вопрос, связанный с этим примечательным открытием: операция была проведена, когда Юзермонту был жив или после его смерти. Полное исследование выявило, что пластину вставили в период между смертью Юзермонту и его похоронами. Древние египтяне верили в физическое воскрешение после смерти, в котором тело было средством передвижения души в загробном мире. Таким образом, страхование целостности тела имело огромное значение. Григгз также добавил, что египтяне верили, что для воскрешения тела и духа было важно убедиться в том, что тело было в хорошем состоянии. В то время, как это первый случай операции с металлической пластиной, тем не менее, существуют и другие примеры заботы о теле перед мумификацией: залечивание ран, работа над зубами, создание протезов.

     

    Рис. 15. Искусственные пальцы и моё чтение надписей на саване

    «Невероятно, что человеку, создавшему штифт, пришла в голову именно такая мысль, – сказал Григгз, – Тот, кто сделал эту работу, мог просто связать части ноги вместе, полагая, что во время воскрешения, они просто снова срастутся». «История показывает нам, насколько развитым в действительности было древнее общество, – сказал Григгз – Иногда высокомерие, свойственное нашей культуре, мешает нам осознать, что люди других культур, жившие в другие времена, тоже были способны думать и творить самым потрясающим образом».    

    Итак, в этом сообщении находится три утверждения: 1) что тело принадлежит древнему богатому египтянину, 2) что он жил 2600 лет назад, и 3) что металлическое сочленение было не протезом, а формой сохранения трупа целиком, без отваливающейся ноги. Как обычно, я попытаюсь проверить все три утверждения  путём чтения надписей на изображениях.

    Сначала я читаю надписи на теле покойного. На черепе я читаю надпись на лбу: МАРЫ ХРАМ, а правее – слова: МИМ МАРЫ. Далее на уровне глаз я читаю слова: АРКОНЫ ЯРА 33 то есть, ЖРЕЦ БОГИНИ МАРЫ ИЗ ЛАДОГИ, Тем самым опровергается первое положение профессора Уилфреда Григга: умерший был не «богатым египтянином», а жрецом из русского  храма Мары.     

    Затем я читаю надпись на черепе под скулой: МАСКА МАКАЖИ В КОЛЕНЕ, что означает: ИСКССТВЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ В КОЛЕНЕ. Так назывался протезный сустав. А внутри фрагмента, обведённого белой рамочкой, я читаю датировку: 3 ГОД ЯРА, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: 859 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Тем самым опровергается второй пункт утверждений исследователей: этому трупу не 2,6 тысяч лет,  а всего чуть более 1,2 тысяч лет

    Я перехожу к рис. 14, на котором читаю сначала рентгенограмму коленного сустава при виде сверху: ВОЙСКА МАРЫ 35 АРКОНЫ, а затем перехожу к чтению рентгенограммы на виде сбоку: МАСКА МАКАЖИ МИМА 33 АРКОНЫ, то есть, ИСКУССТВЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ, АРТЕФАКТ ЖРЕЦА ИЗ ЛАДОГИ.

    А далее я перехожу к рассмотрению рис. 15, на котором показан протез трёх пальцев правой стопы и контрактура оставшихся двух пальце, что осталось совершенно незамеченным исследователями.  А если присоединить повреждения правой стопы к повреждению левого колена, то можно понять, что это жрец принимал участие в военных действиях. А на саване я читаю слова: ЯРА ВОИН МИМ РИМА РЮРИКА, что на современном русском языке означает: ЖРЕЦ КАК ВОИН ЯРА РЮРИКА. То есть, надпись подтверждает участие жреца из Ладоги в войнах Рюрика.

    Но если так, то опровергается и третье положение исследователей, которые удивлялись тому, насколько древние египтяне развили свою медицину. Но на поверку выяснилось, что в саркофаге находился вовсе не египтянин, а жрец Ладоги, принимавший участие в военных операциях войска Рюрика, которому, естественно, военные медики из Великого Новгорода  поставили не перед смертью, а прижизненно, сразу после ранения. А уровень развития  техники в эпоху Рюрика по ряду показателей не только был не ниже, но даже превосходил современный уровень. А для меня эта находка весьма показательна, чтобы включить её в монографию о медицине эпохи Рюрика.

     

    Рис. 16. Итальянская карта XIII-ХIV вв. Чёрного моря

    Итальянская карта XIII-ХIV вв. как навигационное пособие.

    Об этом повествует заметка [8]: «История народов нашей страны, населявших северо-западное Причерноморье в ХIII-ХIV вв., тесно связана с историей итальянской колонизации этого региона. Итальянские купцы, торговые отношения которых с черноморскими государствами начались еще в ХII в., а в широком масштабе развернулись после заключения Нимфейского договора между Генуей и Византией в 1261 г., основывали свои фактории в устьях Дуная и Днестра, откуда проникали и вглубь материка. Комплекс документов, отложившийся в результате предпринимательской деятельности итальянских торговцев, весьма обширен и включает акты итальянских нотариев, составленные в причерноморских городах, разнообразные документы итальянской колониальной администрации на Черном море, записки купцов и путешественников, сочинения публицистов, произведения картографов. Документы итальянского происхождения являются одним из основных источников наших знаний о политическом облике рассматриваемого региона, который определялся взаимоотношениями Золотой Орды, Второго Болгарского царства и образовавшегося в середине ХIV в. на территории Карпато-Днестровских земель Молдавского княжества. Эти документы содержат сведения о характере и значении экономических отношений между итальянскими купцами и городами северо-западного Причерноморья; о размерах территории, охваченной итальянской торговлей; об участии местного населения в торговых операциях. В настоящей статье рассматривается одна группа источников – навигационные пособия (морские карты и портоланы). Портоланы и морские карты – два разных, хотя и связанных между собой источника, порожденных потребностями мореплавания и выражающих опыт средневековых навигаторов в различных формах – графической (карта) и словесной (портолан). Сами средневековые мореплаватели проводили четкое различие между картами и портоланами, применяя к первым термин или tabula, а ко вторым – portolano или compasso. В последующей историографии эта терминологическая разница не всегда учитывалась, вследствие чего и сейчас во многих историко-географических работах под портоланами подразумеваются исключительно морские карты.      

    Морские карты ХIII-ХIV вв. представляют собой изображение бассейнов Средиземного и Черного морей, а также их отдельных регионов. Карты и составлявшиеся из них атласы изготовлялись на пергамене и, как правило, были красочно оформлены. В соответствии с назначением карты – помочь мореплавателю ориентироваться в открытом море и у берегов – особенно тщательно выполнялось изображение береговой линии; береговые изгибы показаны с помощью полукружий, прерывающихся устьями рек. Внутренняя часть суши на морских картах не обозначалась. Кроме карт средневековые навигаторы использовали в своей мореходной практике портоланы, дававшие описание береговой линии (подчас очень подробное), указывавшие расстояние между портами, а также направление, которого следовало придерживаться, чтобы попасть из одного порта в другой. Общая ценность морских карт и портоланов как источника по истории и географии стран, расположенных в бассейнах Средиземного и Черного морей, неоднократно подчеркивалась исследователями. Выявлением, публикацией и изучением морских карт и портоланов занимались В. Формалеони, М. Жомар, виконт де Сантарем, Дж. Лука, Л. Серристори, И. Лелевель, К. Томас, К. Десимони, Л. Белграно, Т. Фишер, А. Норденшельд, Е. Стивенсон, К. Кречмер и многие другие, а из отечественных ученых – Н. Мурзакевич, Ф. Брун, В. Кордт, Л. Багров. Свидетельства об использовании средиземноморскими мореплавателями морских карт обнаружены в источниках ХIII в., но сами карты и портоланы того времени не сохранились, за исключением так называемой Пизанской карты и одного порто[37]лана. От ХIV в. дошло около двух десятков итальянских карт. Портоланов сохранилось гораздо меньше, и значительная их часть не опубликована.       

    Несмотря на давнюю и богатую историографическую традицию изучения морских карт и портоланов остается неясным вопрос об их происхождении. Были выдвинуты предположения о византийском, арабском, каталонском, итальянском происхождении портоланов. Основные характеристики карт – изображение береговой линии, легенды, масштаб – настолько единообразны, что это позволило видному их исследователю А.Е. Норденшельду заключить, что сформировавшаяся к концу ХIII-началу ХIV в. карта Средиземного (включая Чернов) моря с тех пор не изменялась, за исключением незначительных деталей, вызванных, как полагает Норденшельд, ошибками переписчиков. Из этого наблюдения Норденшельд делал вывод, что морские карты нельзя рассматривать в качестве отдельных, отличных друг от друга произведений, а к ним следует подходить как к точным копиям одного оригинала, составленного в конце ХIII-начале ХIV в. Дальнейшие исследования показали ошибочность подобного утверждения. Обнаружилось, что среди одних только итальянских карт можно выделить произведения разных картографических школ - Генуэзской, Венецианской, Анконской, Ливорнской, Неаполитанской, не говоря уже о мастерских, изготовлявших морские карты в других европейских странах – Испании, Франции, Англии и т.п. В настоящее время наиболее убедительной является версия об итальянском происхождении морских карт и о ведущей роли генуэзской школы в становлении итальянской навигационной картографии. Морские карты и портоланы были вызваны к жизни подъемом мореплавания, чему, в свою очередь, способствовало развитие товарно-денежных отношений в европейских городах в XI- ХIII вв. функциональное назначение карт и портоланов – служить практическим пособием для навигаторов – сделало основным источником сведений для юс составителей не книжную информацию, а непосредственный опыт мореплавателей, и обусловило, с одной стороны, богатство прибрежной топонимики на картах, [38] с другой - относительно высокую точность изображения береговой линии и определения расстояний между портами.

    Вычерчивало карту и составляло портолан, как правило, одно и то же лицо, Несмотря на это портолан не является текстуальной формой картографического изображения. Исследования показывают, что портолан и карта имели и независимые друг от друга источники,[10] поэтому портолан не только не считан с карты, но содержит гораздо более подробную информацию об отдельных участках побережья.

    На важность сведений, которые дают морские карты, еще в прошлом веке обратили внимание И. Лелевель и В. Томашек, изучавшие данные карт о топонимике Западного Причерноморья. Морскими картами в качестве исторического источника широко пользовался Ф.Брун. Исследованию морских карт ХIV-ХVII вв. для изучения их топонимической номенклатуры по западному черноморскому побережью посвящен ряд работ румынских и болгарских специалистов. В 1930 г. Н. Грэмадэ опубликовал список карт ХIV-ХVII вв. с изображением Черного моря. Этот список сейчас, с учетом последних открытий, может быть несколько расширен. Увеличивается источниковая база картографических исследований: в СРР вышло два издания монографии М. Попеску-Спиненя, посвященной географическим и картографическим источникам по румынской истории, болгарские ученые опубликовали несколько морских карт из библиотеки Ватикана. Большим вкладом а изучение топонимики Северо- Западного Причерноморья являются работы О. Илиеску, И. Думитриу-Снагова, С. Бараши, К. Шера, П. Коледарова, Е. Тодоровой.

    В настоящей работе использованы следующие морские карты и портоланы:

    1. Анонимный портолан, вероятно, генуэзского происхождения, датируемый 1250-1265 гг. Это самый старый портолан с описанием Черного моря. Опубликован: Il Compasso da Navigare. Opera italiana della meta del secolo XIII. Prefazione a testo del codice Hamilton 396 a cura di B.R.Motzo. Cagliari, 1947.

    2. Анонимная морская карта конца ХIII - начала ХIV в., известная под названием Пизанской. Неоднократно воспроизводилась в альбомах Жемара, Марселя и др. Историю репродуцирования см.: Nordenskiold А.E. Periplus, р. 25.

    3. Карта Джованни да Кариньяно, священника церкви св. Марка в Генуе, составленная в начале ХIV в. Опубликована Nordenskiold А.E. Periplue, pl. V.  

    4. Карта Пьетро Весконте, генуэзца, работавшего в Венеции. Составлена в 1311 г. Опубликована: Nordenskiold, рl.

    5. Карта П. Весконте 1313 г. Легенду см.: Grӑmadӑ N. La Scizia Minore nelle carte nautiche, p. 220-221.

    6. Карта из атласа П. Весконте 1318 г. Опубликована: Nordenskiold А.E. Periplus, pl. VI.    

    7. Карта из атласа П. Весконте 1318 г. Легенду см.: Grӑmadӑ N. La Scizia Minore nelle carte nautiche, p. 220.

    8. Карта из атласа Марино Санудо 1320 г. Опубликована Nordenskiold А.E. Periplus, pl. VIII.

    9. Карта из анонимного атласа начала ХIV в., известного по имени владельца рукописи в XIX в. профессора Таммар Луксоро. Опубликована: Nordenskiold А.E. Periplus, pl. XVIII. Desimoni С., Belgrano L.T. Atlante idrografico del medio evo posseduto dal prof. Tammar Luxoro. - ASLSP, 1867, v. V.      

    10. Карта Анжелино Дульчерта 1339 г.[18] Опубликовала: Nordenskiold Α.E. Periplus, pl. IX.

    11. Карта из анонимного атласа 1375 г., представляющего собой, по словам Норденшельда, "наиболее обстоятельное произведение картографии ХIV в."[19] Опубликована: Nordenskiold А.Е. Periplus, pl. XII.

    12. Карта Гульельмо Солери 1385 г. Опубликована: Nordenskiold А.E. Periplus, pl. XVIII.        

    13. Карта из анонимного атласа 1384 г., генуэзской работы, известного по имени его владельцев как атлас Пинелли-Волькенэр. Опубликована: Nordenskiold Α.E., pl. XVI.

    14. Карта из анонимного атласа ХIV в. Опубликована: Nordenskiold А.E. Periplus, р. 30-31.

    15. Карта из анонимного атласа конца ХIV - начала ХVвв., хранящегося в Неаполитанской библиотеке. Опубликована: Kamal Youssouf. Monumenta cartographica Africae et Aegypti. T. 4. Fasc. 3. Le Caire, 1938, f. 1331 (Далее – MCAA).

    16. Карта из анонимного атласа конца ХIV - начала ХV в. из Британского музея. Опубликована: MCAA, t. 4, fasc. 3, f. 1334.          

    17. Карта из атласа Никколо Комбити, составленного в конце ХIV- начале ХV в. Опубликована: MCAA, f. 1333.           

    Как видно, в нашем распоряжении от ХIII в. имеется портолан и одна карта, материал же ХIV в. представлен исключительно картами. Первая проблема, возникающая при анализе сведений навигационных пособий, – это атрибуция указанных в них топонимов. Рассмотрим топонимическую номенклатуру наших источников по северо-западному Причерноморью.

    Уже в ХIII в. итальянские мореплаватели были неплохо , знакомы с районом дельты Дуная. В портолане середины ХIII в. Дунай появляется под названием flume de Vecina – по имени города, стоявшего в месте разветвления Дуная на рукава или немного выше по течению. Местное название Дуная – Dunӑrea – в его латинизированной форме было также известно итальянцам: оно зафиксировано на карте М.Санудо flume(n) de Vicina v(e)l Danubio и у П.Весконте – flume(n) de Vicina v(e)l Danubiu(m) v(e)l Danoia. Тем не менее наиболее употребительным и в ХIV в·, и в дальнейшем осталось наименование реки по городу Вичина (см. карты 12, 13, 15-17).          

    В отличие от писавшего в середине ХII в. ал-Идриси, в сочинении которого полностью утрачено имевшееся в античной и классической арабской географии представление о рукавах дунайской дельты, на итальянских картах ХIV в непременно обозначались пять рукавов устья, а портолан середины ХIII в. давал их подробное описание· Самый южный рукав назывался Grosseto. От него до рукава San Georgi надо было плыть 70 миль. Следующий рукав находился в 25 милях от рукава San Georgi и назывался Aspera. В милях от него был расположен рукав Soline, а в 25 милях от последнего – Licostoma. Наиболее удобными для входа в реку считались рукава Aspera и San Georgi (1, p. 130-131). На картах XIV в. за южным рукавом закрепилось другое наименование – Stravico, а название Grosseto стало применяться к острову, расположенному у этого рукава. Остальные рукава именовались так же, как и в ХIII в.: San Georgi – для обозначения рукава св.Георгия, Solina - Сулинского и Licostomo – Килийского гирла, точнее, его современного Очаковского рукава. Обращает на себя внимание то, что вся топонимика итальянских морских карт, употреблявшаяся для района Дунайской дельты, греческого происхождения (исключение представляет только Solina).  

    Наибольший интерес с точки зрения исторической географии этих мест вызывают города, обозначенные в дельте – уже упомянутая Вичина и Ликостомо. На картах ХIV в. Вичина подписана в месте разветвления Дуная на рукава (карты 6-8, 12, 13, 15-17). В ХIII-ХIV вв. название города было употребительным в живом языке, о чем говорит наличие нескольких вариантов его произношения, зафиксированных на картах: Vicina (6-8), Vecina (12, 15-16), Vezina (13, 17), а также в портолане; Vecina, Vicina. Термин, примененный для характеристики города составителем портолана, - città свидетельствует о том, что уже в ХIII в. Вичина считалась крупным по европейским стандартам городом.  На картах ХIV в. Вичину выделяли рисунком, представляющим собой крепость с развевающимся над ней флагом, а название города подписывали красными чернилами, которые использовали для обозначения только наиболее важных портов. Местоположение Вичины является предметом многолетней дискуссии, и продолжает оставаться неопределенным по сей день. Топоним Ликостомо – греческого происхождения и в переводе означает "волчья пасть". Реминисценция этого греческого названия сохранилась в современном Vîlcov, топониме славянского происхождения, обозначающем местечко в устье Килийского гирла. Ликостомо впервые упоминается в византийских источниках IX в., свидетельствующих о присутствии византийцев в этом районе. В итальянских источниках название Ликостомо первоначально употреблялось только для обозначения северного рукава Дуная: в портолане середины ХIII в. о Ликостомо говорится, что это рукав (bocca) реки Вичины, причем не судоходный (1, р. 131). С начала ХIV в. итальянские мореплаватели знали и одноименный населенный пункт на берегу рукава. На картах П. Весконте, М. Санудо и А. Дульчерта Ликостомо встречается дважды – для наименования рукава и поселения. Местоположение Ликостомо, так же, как и Вичины, вызвало много споров. Наиболее убедительной в настоящее время представляется гипотеза О. Илиеску, учитывающая все известные сообщения письменных источников об этом городе и основные картографические материалы, и, что важно, выдержавшая проверку археологическими данными. Румынский ученый предложил отказаться от ставшего традиционным отождествления Ликостомо с Килией и искать его в районе современных населенных пунктов Периправа и Вилково. В XIV в. Ликостомо не представлял особой важности для итальянцев: его название подписывалось черными чернилами и встречается не на всех картах (его нет на картах 10-17), в отличие от всегда помеченного рукава.

     

    Рис. 17. Карта Крыма в увеличенном формате

    Судя по портолану середины ХIII в., в те времена путь итальянских мореплавателей от Ликостомо вел прямо к Днепру, минуя Днестровский лиман (1, р.131). Однако уже на Ливанской карте обозначен порт в устье Днестра – M(o)ncastro. С начала XIV в. на картах появляются – перечисленные в рваном порядке – топонимы в междуречье Дуная и Днестра: Saline и Falconare. Saline (другой вариант – Salline) есть на одной карте П. Весконте (6), у М. Санудо и в атласе Пинелли-Волькенэр. Falconare присутствует на всех картах, кроме карты М.Санудо и имеет большое количество разночтений: Fa1conare (9,14,15,17), Farconare (4-7), Farconarre (12, 16), Farconayre (10, 11), Falconere (13). Топоним Saline (от латинского salinae – соляные копи) встречается в средневековье в различных местах Средиземного и  Черного морей, обозначая солончаковое место или озера и лагуны с соленой водой. Что касается второго топонима, основной формой которого следует признать Falconare (в итальянском языке замена l через r довольно частое явление), то он происходит от итальянского глагола ralconare со значением "охотиться с соколом". Оба этих топонима соответствуют признаком местности: изобилие на побережье мелководных заболоченных лиманов (оз. Сасык, Шаганы, Алибей, Бурнас) напоминало о местах добычи соли».

    На мой взгляд, эта объединённая карта вовсе не воспроизводит русские названия. А потому она интересна, как карта якобы незаселённых, а потому привлекательных для западного освоения территорий.

     

    Рис. 18. Изобразительная шутка о деятельности археологов     

    На рис. 18 показана изобразительная шутка [9] на тему о том, как, на взгляд археологов оценивается их деятельность в глазах обычных людей.

    Как изучают уцелевшие рисунки древних людей в Карачаево-Черкесской Республике.

    Об этом – заметка [10]: «Следы пребывания людей, живших до нашей эры, остались лишь в виде рисунков на скалах вдоль речки, которая когда-то называлась Учкуркой, а теперь Яманкой. Её воды с тех самых времён протекали около древнего городища, которым пожертвовали из-за добычи известняка. Речка служит границей карачаево-черкесского села Важного. На одном из участков она протекает в каньоне, вдоль которого высятся отвесные скалы. Там астрофизик из зеленчукской обсерватории Николай Тихонов, увлекающийся археологией, нашёл петроглифы – древние наскальные рисунки, нацарапанные острым предметом. Местные жители знали о них давно, но никто из учёных не пытался их зафиксировать и исследовать. Петроглифов много, и все они разных жанров и «возрастов». Некоторым – несколько тысячелетий. Это можно понять по «пустынному загару». Так называют эффект потемнения скал, когда под воздействием солнца в микротрещинах камня выделяются соединения марганца, и он окрашивает поверхность в чёрный цвет. «Мы заметили закономерность: если видишь современные рисунки на скале, значит, и раньше там люди что-то рисовали. Так животные метят территорию, – посмеиваясь, говорит Николай Александрович. – И это ещё полбеды, когда туристы оставляют свои имена поверх древних изображений. Но когда они пытаются чертить по старым линиям, понять, старый это петроглиф или новодел, уже невозможно».

    Больше всего на этих скалах в древности рисовали оленей. Рога изображали по-разному. Ветвистые с одной стороны, и с обеих – «ёлочкой». Последний вариант встречается не только в Учкурке, но и в Дагестане, в Южной Осетии в могильниках кобанской эпохи – XIII-III вв. до н.э. «Видимо, был такой стиль изображения оленя, – предполагает учёный. – Есть также рисунки с оленями, у которых рога – до хвоста, как на скифских артефактах. Но нарисованы они не так искусно. Скорее всего, их авторы видели изображения, сделанные скифами, и пытались им подражать». Самым интересным рисунком Николай Тихонов считает сцену охоты с собаками на быка. Головы и у быка, и у охотника отсутствуют, что было характерно для рисунков эпохи позднего неолита, примерно в III тысячелетии до нашей эры. Много на скалах непонятных решёток, лесенок, точек. Есть повозки с раскинутыми по сторонам колёсами, лучники со стрелами, имеющими раздвоенное остриё, деревья с плодами, схожие с изображениями сарматского периода.

     

    Рис. 19. Якобы рисунки людей, живших до нашей эры, и моё чтение надписей

    Известняк важнее.   Поначалу учёные не знали, кто оставил на скалах эти изображения. В 70-е годы прошлого века на Учкурке обнаружили городище. Археолог Ханафий Биджиев отнёс его нижний слой к IV-VII векам, а верхний – к X-XIII векам. Но петроглифы были намного древнее. Загадка разрешилась около 20 лет назад, когда по городищу прошлись бульдозером. Власти выдали разрешение на добычу известняка, несмотря на историческую ценность этой территории.        С тех пор там находится каменный карьер, на подъезде к которому Николай Тихонов и его коллеги время от времени находят кусочки кобанской керамики, амфор, однажды попался даже топор, по форме похожий на находки III тысячелетия до нашей эры. А вот чего никогда не находили в Учкурке, так это остатков жилищ. Попадались лишь кусочки турлучной обмазки. Рисунки на скалах всё объяснили: люди строили шатры из ветвей, обтягивали их кожей или обмазывали глиной. Учкуркское городище было в КЧР одним из самых больших и многослойных по хронологии, вплоть до золотоордынского времени. Но теперь восстановить детали жизни древних людей уже невозможно. Остаётся только изучать их рисунки, пока их они ещё не до конца разрушены».

    Я читаю надписи на рис. 19, усилив контраст изображения. На первых двух строках тут написано: МИМ ХРАМА РУСИ МАРЫ 30 АРКОНЫ, а ниже – слова: ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ. На современном русском языке это означает: ЖРЕЦ ХРАМА ЕВРАЗИИ ЗАПАДНОГО КАИРА, ВОИНОВ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ. Иначе говоря, рисунки были сделаны воинами-космонавтами.           

     

    Рис. 20.  Фото камня с надписями из Монголии

    Камень с надписями из Монголии.

    Петербургский журналист Олег Михайлович Гусев прислал мне наряду с очередным номером  своей газеты «Потаённое» фотографию, на обратной стороне которой он написал: «Здравствуйте, Валерий Алексеевич! Моя дочь Эвелина несколько лет назад путешествовала по Монголии, где нашла этот камень. Шлю Вам его фото. Может быть, это будет Вам любопытно. – С огромным уважением, В.М. Гусев».  – Возникает вопрос: могут ли пересекающиеся линии камня образовать какие-либо слова? Я попробовал прочитать некоторые слова, но их у меня оказалось прочитанными в обращённом цвете  только три: ХАРАОНА ЯРА АРКОН, рис. 21. Остальные линии в какие-либо лова у меня не сложились. – Нет ничего удивительного, что войска одной из трёх основных Аркон Яра Рюрика (30, 35 или 33) в эпоху Рюрика вполне могли  располагаться, в том числе, и на территории нынешней Монголии, и оставили в виде подобных камней свои символы.

     

    Рис. 21. Моё чтение надписи на камне из Монголии

    Обсуждение.

    Как обычно, в данной статье я рассмотрел несколько сюжетов. Наиболее важным я считаю рассмотрение икон староверов, которые были названы старообрядцами, что мне представляется не ошибкой по незнанию, а сознательным обманом. Более того, мне представляется, что исследователь, житель Брянска Артур Беляев, обнаруживший их, или Виталий Беляев, сделавший фотографии, ограничился всего тремя кадрами. Полагаю, что кадров было сделано несколько десятков, однако  разные издательства, которые их опубликовали, отобрали только такие, где икона Рюрика, по возможности, оказалась бы в темноте, чтоб её невозможно было бы разглядеть в деталях, а там, где она на свету, закрыты все подписи.            Но даже то, что удалось опубликовать, производит весьма сильное впечатление. Выясняется, что иконы ведизма были написаны по таким же канонам, что и более поздние христианские, то есть – с нимбами, подписями, и расположением богов и святых в привычных ракурсах.

    Однако сам факт того, что имелось не менее 7 вариантов икон Яра Рюрика, а также существовали иконы Ольги и Владимира, наводит на мысль о том, что причиной борьбы со староверами вплоть до их убийства было не столько религиозное рвение христиан- никонианцев. В конце концов, в Руси XVII века  существовали и нехристианские конфессии, к которым русская христианская церковь относилась терпимо, тогда как староверов она уничтожала, не считаясь ни с чем. Откуда такая горячность?

    Однако, увидев в числе святых первых представителей династии Рюриковичей, а также несколько икон самого Рюрика, я пришёл к выводу о том, что в основе преследования староверов лежала не религиозная, а чисто политическая причина: Романовы захватили власть над Русью незаконно, а потому всех, кто почитал Рюрика и Рюриковичей, считали своими политическими противниками. И боролись с ними, как  с лютыми врагами.  Именно этот аспект и старается скрыть современная историческая наука.

    Вторым по значимости я считаю сюжет, связанный с древней медициной, с протезированием части конечности, а так же с изготовлением искусственного металлического сустава. Замечу, что протезированные пальцы правой стопы подшивались к кожаному футляру, что позволяло делать небольшой наклон стопы без создания специального шарнира. Так что военно-полевая хирургия у воинов-космонавтов Рюрика существовала на высоком техническом уровне.

    Остальные сюжеты мне представляются традиционными – это обычные ложные предположения археологов, которые не обращают внимания на содержание русских надписей, которых они попросту  не видят. Однако, хотя  для самих археологов эти предположения не имеют большого значения, мне эти русские надписи эпохи Рюрика весьма полезны, поскольку позволяют понять уровень развития русской культуры эпохи Рюрика.

    Заключение.

    Собранный в данной статье материал  мне в будущем весьма пригодится для написания ряда монографий по русской культуре и технике эпохи Рюрика.

    Литература.

    1. ScienceNewsMagazin.Вырезанный в скале 1300 лет назад камень может быть самой старой шахматной фигурой. 26 ноября 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_340418%2Fall&z=photo-3073135_457255358%2Falbum-3073135_00%2Frev

    2. Брянские известия. Неожиданная находка в доме. В Брянской области нашли уникальные росписи старообрядцев. 19 ноября 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_340260%2Fall&z=photo-3073135_457255343%2Fwall-3073135_340260

    3. Брянск today. На Брянщине обнаружили уникальные росписи старообрядцев. 21 ноября 2019 года. Источник: https://bryansktoday.ru/article/113201

    4. БубновВасилий.Лекция ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ  1 декабря 2019 года. "Вино в Древней Греции". Лектор Александр Михайлович Бутягин. 26 ноября 2019 года.Источник:  https://vkcom/ archaeru?z=photo-3073135_457255379%2Fwall-3073135_3404965. 

    5. ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ. Древние скифы пили вино и другие алкогольные напитки. 8 августа 2017 года. Источник: https://diletant.media/news/36819951/

    6. Русакова Екатерина. Строительство ступенчатой улицы в Иерусалиме приписали Понтию Пилату. 26 ноября 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135 340473% 2Fall

    7. Харитонова Алиса. Медицинская загадка — металлический штифт современного типа в ноге мумии. 28 ноября 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_340450 %2Fall

    8. Коновалова И.Г. Итальянские навигационные пособия XIII-ХIV вв. как источник по истории и исторической географии Северо-Западного Причерноморья. 28 ноября 2019 года Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_340714%2Fall

    9. Бубнов Василий. Без названия. 28 ноября 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru ?z=photo15220006_457260390%2Fwall-3073135_340703

    10. Бубнов Василий. Историю – под бульдозер. Как изучают уцелевшие рисунки древних людей в КЧР. 28 ноября 2-19 года. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_340701%2Fall

Комментарии:

Александр
30.01.2020 16:01
Макажня - Африка, рукотворный континент?

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову