Находки из Айдахо и другие новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Находки со стоянки Куперс-Ферри.
  • Испанский Стоунхендж.
  • Зеркало из Переславля Залесского.
  • Якобы древнейшая в мире верфь.
  • Находка в Эски-Кермен христианского храма.
  • Текст от сверхновой Н В9.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Находки со стоянки Куперс-Ферри.

    Рис. 1. Якобы наконечник копья со стоянки Куперс-Ферри

     О них говорится в заметке [1]: «Учёные провели радиоуглеродное датирование находок со стоянки Куперс-Ферри (Cooper’s Ferry) на реке Салмон в штате Айдахо. Полученная дата — 16 000 лет назад — стала самой древней радиоуглеродной датировкой в Северной Америке. Тем самым находки из Айдахо стали веским аргументом в пользу гипотезы о том, что люди, заселявшие Америку, двигались на юг вдоль тихоокеанского побережья.

    Долгое время считалось, что древнейшими обитателями Северной Америки были представители археологической культуры Кловис. Примерно 16 000 лет назад их предки из Восточной Сибири переселились в Берингию — на территорию перешейка, существовавшего в то время на месте Берингова пролива. Дальнейший путь им преграждали Лаврентийский и Кордильерский ледниковые щиты, закрывавшие территорию современной Аляски. Они сумели двинуться на юг только около 14 800 лет назад, когда открылся проход между ледниковыми щитами (известный как «коридор Маккензи»). После этого переселения и возникла археологическая культура Кловис.

    Однако ряд археологических находок докловисского времени постоянно вынуждал учёных думать о возможности более раннего заселения Америки. Находившиеся в восточной Берингии переселенцы могли обогнуть Кордильерский ледник, двигаясь вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки. Для этого им надо было двигаться вдоль побережья пешком или на лодках. Учёные справедливо отмечали трудности такого маршрута, где в условиях скудных ресурсов поселенцы должны были ещё продвигаться в неизвестные им земли. Но других возможностей опередить представителей культуры Кловис, похоже, в то время не было. Подробнее об исследованиях на эту тему можно прочитать в очерках «Следы на костях и заселение Америки», «Нормальные герои всегда идут в обход» и «Орегонский камень преткновения».

     

    Рис. 2. Моё чтение надписей на артефакте

    За десять лет раскопок в Куперс-Ферри археологи обнаружили десятки каменных наконечников копий, лезвий и бифасов, а также сотни отщепов, образовавшихся при изготовлении орудий. Были найдены следы костра и кости млекопитающих, на которых охотились местные обитатели. Именно угли костра и фрагменты костей стали органическим материалом, который можно было датировать радиоуглеродным методом. Ранее датировки докловисского периода на других археологических памятниках получались другими способами, такими как оптически симулированное люминесцентное датирование, которое имеет бóльшую погрешность по сравнению с радиоуглеродным датированием. Итоги исследования опубликованы в журнале Science». 

    На мой взгляд, ложная атрибуция данного артефакта археологами определила его вертикальное положение на фотографии. На рис. 2 я повернул изображение артефакта вправо, по движению часовой стрелки, и усилил его контраст. При этом данный артефакт имеет некое сходство с рыбой в правый профиль, где оставшаяся без оббивки часть камня напоминает рот рыбы.

    Для чтения надписей я выделил три фрагмента, контраст которых я дополнительно усилил. Первый фрагмент я выделил вдоль средней линии «рыбы», внутри которого я прочитал слова: МИМ МИРА МАРЫ ВОЙСКА РЮРИКА ЯРА, что означает: (АРТЕФАКТ) ЖРЕЦА КОСМИЧЕСКОГО МИРА ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА. Далее я перехожу к чтению правой нижней части артефакта: ХРАМ ВОЙСКА МАРСОВА ВИМАН ВАРЯГА МАРЫ СКИФА РЮРИКА, что означает: (ИЗ) ХРАМА МАРСИАНСКОГО ВОЙСКА  КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ВАРЯГА МАРЫ, СКИФА РЮРИКА. И, наконец, на верхнем левом фрагменте я читаю слова: ХАРАОНА СКОЛОТОВ 8 ГОД ЯРА. При пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает: 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ.

    Таким образом, артефакту чуть больше 1150 лет, но никак не 16 000 лет. Археологи зря проверили ядерно-физическим методом органическую поверхность камня без соответствующей радиоуглеродной проверки возраста почвы. Я писал об этом многократно. Просто чем больше органики в окружающей местности, тем меньший возраст показывает радиоуглеродный метод, и, напротив, чем меньше органики, тем больший возраст оказывается у артефакта. Возраст, разумеется, фиктивный, хотя и полученный весьма точным физическим методом. Так что тут ошибка оказалась не несколько процентов от измеряемой величины, а превышение самой величины примерно в 15 раз.

    В моей недавней статье [2] я писал: «Возраст камней в 14-18 тысяч лет  выглядит сомнительным. Радиоуглеродный возраст показал возраст почвы и костных останков, но никак не возраст обработки камней. А камни, как на них написано, были обработаны в 864 году н.э. Просто пещера с храмом Мары воинов Рюрика была выкопана на месте захоронения людей 14-18-тысячелетней давности. Иначе говоря, кости и камни принадлежат разным эпохам». Так что у меня растёт недоверие и к культуре Кловис, и к тем артефактам, которые с ней сравнивают.

     

    Рис.3. Вид испанского Стоунхенджа

    Испанский Стоунхендж.

    О нём можно прочитать в заметке [3]: «Сегодня сюда приходят толпы туристов. 5000-летний участок земли, предположительно застроенный кельтами, состоит из 144 мегалитических блоков высотой до двух метров. Этот древний мегалитический храм, по мнению ученых, использовался для поклонения Солнцу. Историки знали о нем с момента его открытия в 1925 году. Его обнаружил немецкий священник и археолог-любитель Хуго Обермайер. К сожалению, увидеть это место не представлялось возможным, потому что оно было затоплено.

    Генерал Франко приказал затопить долину, граничащую с рекой Тежу. Кусок ценной истории из-за неудачного решения скрылся под водой. Западная Испания страдала от длительного периода засухи, и кельтский храм, расположенный в Пераледа-де-ла-Мата, теперь вновь открыт. Ученые предполагают, что храм был воздвигнут кельтами, жившими в Иберии 4000-5000 лет назад. На некоторых камнях сохранились гравюры змей, расположенные по кругу. Этот участок создавался в течение тысяч лет. Гранит доставляли сюда за несколько километров.

     

    Рис. 4. Часть менгиров испанского Стоунхенджа, на которых я читаю надписи

    Древними людьми был создан Храм Солнца и кладбище. Они, по-видимому, преследовали не только религиозную, но и экономическую цель. В этом месте можно было пересечь реку. Когда-то это был своего рода торговый центр. Монолиты уже начали разрушаться. Как сохранить их, пока неясно, но если ничего не предпринимать, можно навсегда потерять древние каменные сооружения. Если испанский Стоунхендж будет сохранен, это даст ученым возможность узнать больше о его назначении и использовании».

    Я несколько раз читал надписи на менгирах и ямах от них Британского Стоунхенджа, и там все надписи были исключительно русские. Ничего кельтского на них я не обнаружил. Позже то же самое подтвердилось и на Стоунхенджах в других странах. Полагаю, что и в данном случае я смогу прочитать русские надписи на вертикальных столбах (менгирах), для чего я ещё усиливаю контраст и увеличиваю размер изображения. Я полагаю, что все надписи на всех камнях читать нет смысла, достаточно прочитать надпись наибольшей длины, для чего я выбрал третий слева самый высокий камень.  

     

    Рис. 5. Моё чтение надписей на менгирах испанского Стоунхенджа

    Читая строки сверху вниз, я получил такой текст: ХРАМА 30 АРКОНЫ ВОЙСКА РИМА МИМА ХАРАОНА РЮРИКА, что на современном языке означает: (СТОЛБЫ) ХРАМА ЗАПАДНОГО КАИРА ИЗ ВОЙСКА ЖРЕЦА РИМА ХАРАОНА РЮРИКА.

    Ниже и левее я читаю на меньшем столбе слова: ХРАМА 30 АРКОНЫ, то есть, те же самые слова, что и на предыдущем столбе, так что далее читать нет смысла.

    Из этого следует, что перед нами находится вовсе не изделие кельтов, а храм русских воинов из воинской столицы Рюрика Западного Каира.  Особо останавливаться на этом Стоунхендже я бы не хотел, просто добавлю этот находящийся под открытым небом храм Испании к моей коллекции прочих Стоунхенджей, то есть, русских храмов.

    Интересна реплика читателя Александра Сивеева от 29 августа 2019 года:  «Что за чепуха? Кельты, как народ, ещё не возникли в указанное время. Не гоните антинаучную чушь». Вполне понятно, если храм был построен во второй половине IX века н.э., то ни о каких 5 000 лет его истории речь идти не может.

     

    Рис. 6.  Зеркало из Переславля Залесского

    Зеркало из Переславля Залесского.

    О нём на официальной страничке Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника можно прочитать в небольшой заметке [4]:  «Среди множества интересных находок, обнаруженных в результате охранных археологических работ на месте строительства делового центра, помимо фрагментов сирийской чаши обнаружены и другие предметы восточного происхождения. Например, металлическое зеркало второй половины XIII – первой половины XIV вв.

    Круглое зеркало с высоким и узким вертикальным бортиком, небольшим рельефным кольцом в центре. Внутренняя поверхность бортика украшена пояском из выпуклых точек («жемчужин»). Поле занято рельефным изображением сложной плетенки с включением стилизованных голов животных. Подобный рисунок сложился в Золотой Орде под влиянием исламского искусства. Зеркало сохранилось в виде двух фрагментов. Диаметр целого диска составлял примерно 8 см. Центрами производства подобных металлических зеркал были золотоордынские города».

     

    Рис. 7. Моё чтение зеркальной стороны зеркала

    Надо отметить, что все находки зеркал на территории России меня очень интересуют, ибо все археологи убеждены, что зеркала пошли из Этрурии. А вот насчёт золотоордынских городов, о которых говорится в тексте заметки, я весьма сомневаюсь. Возможно, что номинально они входили в Золотую орду, однако давайте попробуем прочитать то, что на них написано. Если это надпись тюркскими рунами, тогда археологи правы. Но если они подписаны по-русски, то эта административная принадлежность никакой роли не играет.

    Верхнюю часть зеркала я высветлил, но получилось ступенчатая конструкция. На верхней части зеркальной стороны зеркала я читаю слова: ХРАМ РИМА, 8 ЯРА МИМА РЮРИКА ГОДА, МАСКА ХАРАОНА, что означает: ХРАМ ЗАПАДНОГО КАИРА, 864 ГОДА НАШЕЙ ЭРЫ, ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАОНА. А ниже я читаю похожую надпись: ХРАМ ХАРАОНА ВИМАН МАРЫ МИМА РЮРИКА, что означает: ХРАМ ХАРАОНА КОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЖРЕЦА РЮРИКА.

    Итак, ничего тюркского в этих надписях нет, все слова – чисто русские, эпохи Рюрика, которая была, по меньшей мере, на 5 веков старше Золотой Орды. Так что отсылка зеркала к эпохе  Золотой Орды – очередной прокол археологов.

     

    Рис. 8. Моё чтение надписей на оборотной стороне зеркала

    Однако основные надписи, как правило, делались на обратной стороне зеркала, чтобы не портить отражающую поверхность. Однако в данном случае выпуклый рельеф образует всего 3 знака, которые можно прочитать как-то осмысленно: это русские буквы «У» и «Е», а также латинская буква  «F». И я, как опытный эпиграфист, понимаю, что в данном случае следует перейти к чтению надписей в обращённом цвете. Что я и делаю на рис. 8.

    Сначала я читаю надпись на верхней части зеркала: ВОЙСКА 35 АРКОНЫ, А ТЕ, затем ниже – 33, А ТЕ – ВАРЯГА 53 ВОЙСКА, 8 ГОД. На современном русском языке и при пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает: ВОЙСКА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, А ТЕ – ЛАДОГИ, В ТЕ – ВАРЯГА 53 ВОЙСКА,864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ

    Новым для меня сообщением является количество войск – 53, то есть, скорее всего, воинских станов, число которых больше, чем число вторичных Аркон Яра. Но самое важное для меня является то, что это зеркало относилось к воинскому стану Рюрика, а таких зеркал в моей коллекции практически нет.

     

    Рис. 9. Общий вид верфи у побережья Великобритании

    Якобы древнейшая в мире верфь.

    О ней повествует заметка [6]:«Исследователи обнаружили у побережья Великобритании древнейшую в мире верфь, назвав ее «технологией из будущего». Возраст этого объекта составляет около 8000 лет. У побережья острова Уайт была обнаружена площадка для строительства лодок времен каменного века. По мнению археологов, находка отличается технологическими разработками, которые стали известны человечеству тысячелетиями позже, рассказывает Joinfo.ua.

    Исследователи впервые обнаружили объект еще в 2005 году. Деревянная конструкция из обрезанных бревен, которые могли быть проходами, платформами или остатками разрушенных сооружений, изначально не привлекла внимание археологов. Ситуация изменилась через несколько месяцев, когда ученые обнаружили новую структуру, торчащую из бревен. Они изучили участок с помощью современных методов визуализации и создали 3D модель ландшафта. Затем они раскопали новую платформу и увидели, что она состоит из нескольких слоев древесины. По мнению археологов, эта конструкция построена 8000 лет назад и является частью старейшей в мире верфи.

    Значение находки. Глава Морского археологического фонда Гарри Момбер отметил, что на объекте они обнаружили множество свидетельств существования технологий, которые появились лишь несколько тысячелетий спустя. По его словам, здесь применялась передовая технология обработки дерева, а сама находка подчеркивает важное значение морской археологии для понимания развития нашей цивилизации.

    Древнейшая в мире верфь находится сейчас в Национальном Океанографическом центре Великобритании».

     

    Рис. 10. Моё чтение надписей на дендроглифах левой половины фото

    Для удобства чтения я усиливаю контраст и увеличиваю размер изображения, а также делю его на левую и правую половины. Хотя в данном случае земли не видно, зато высаженные деревья образуют буквы надписей. Такого типы надписей из деревьев я называю дендроглифами.

    Сначала я читаю надпись внутри фрагмента, очерченного прямоугольной белой рамочкой, а также немного выше, рис. 10: МАРЫ ХРАМ РЮРИКА, то есть, ХРАМ МАРЫ РЮРИКА.  Уже эта надпись и по шрифту, и по языку, и по содержанию не является ни английской, ни кельтской, а чисто русской эпохи Рюрика. Чуть правее я читаю слова: 35 АРКОНЫ, то есть, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Но пока речь идёт о принадлежности храма.

    Далее я читаю надпись внутри фрагмента, очерченного нижней прямоугольной рамочкой: В 78 ГОД ВИМАН РЮРИКА. Если учесть, что нулевой год Рюрика есть 856 год н.э., а войско виман было создано 5 лет спустя, то подсчёт нас приведёт к дате: 856 + 5 + 78 = 939 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Иначе говоря, верфь была заложена не 8 000 лет назад в каменном веке, а в Х веке н.э. эры воинами Рюрика.

    И, наконец, под косой чертой на верху правой части изображения я читаю важные слова: ВЕРФЬ АРКОНЫ 35, то есть, ВЕРФЬ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Вот где, оказывается, Рюрик строил свои военные корабли.

     

    Рис. 11. Моё чтение надписей на дендроглифах правой половины фото

    Поскольку теперь всё стало ясно, а именно, кому принадлежала верфь, и в каком году она была построена, то вроде бы читать надписи на правой половине изображения не имеет смысла. Однако я это сделаю, поскольку могут возникнуть необычные сообщения.

    Так, внутри фрагмента, обведённого белой рамочкой, я читаю слова: РУСИ 35 АРКОНЫ, то есть, РУСИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. И удивляюсь. Я знаю, что владения Великого Новгорода простирались до современного Санкт-Петербурга; тогда они назывались ВОДСКОЙ ПЯТИНОЙ. Но о том, что в РУСЬ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА входила Великобритания, я прочитал только что! Теперь я п аналогии понимаю, что слова РУСЬ 30 АРКОНЫ ЯРА означает не только небольшой регион вокруг Каира, но, вероятно, всю Северную Африку.  

    Правее я читаю слова: 59 СТАНА ВОИНОВ, а ниже – 33 АРКОНЫ, которые означают:  59 СТАНА ВОИНОВ ЛАДОГИ. Только ято, читая надпись на зеркале, я понял, что войск у Рюрика было 53, а теперь узнал, что они были размещены не менее, чем в 59 станах. Так что дополнительная информация от правой половины изображения оказалась не менее важной, чем от левой половины. – И далее я перехожу к иному сюжету.

     

    Рис. 12. Общий вид на Эски-Кермен

    Находка в Эски-Кермен христианского храма.

    О ней сообщает статья [6]: «В августе 2019 года на древнем городище Эски-Кермен был открыт христианский храм, существовавший в X–ХIII веках нашей эры. Уникальность этого памятника заключается в том, что на его стенах сохранились фрагменты полихромной росписи, ранее встречавшиеся лишь в пещерных церквях. Это еще один важный шаг в изучении окруженных мистическим ореолом «пещерных городов» Крыма, давно ставших любимыми местами для туристов. Об одном из самых загадочных крымских памятников — городище Эски-Кермен — читайте в материале «Известий».

    О точности терминов. Определение «пещерные города» возникло в XIX веке и со временем стало настолько привычным, что оспаривать его бессмысленно. Однако специалисты — историки и археологи — употребляя это выражение, или берут его в кавычки, или добавляют фразу «так называемые». Связано это с тем, что название это собирательное, в большинстве случаев речь идет не о городах и не о пещерах. Например, византийские источники именуют раннесредневековые поселения в горной части Крыма крепостями. Пещеры в них, конечно, были, но использовались они для хозяйственных и оборонительных нужд — как погреба, хлева и казематы, реже как подземные храмы. Люди же жили во вполне комфортных домах на плато, возвышающихся над окружающей местностью. Исключением можно считать горные монастыри, где монахи действительно вырубали себе кельи в скалах, но делали они это скорее чтобы подчеркнуть свое отречение от мирских благ. Впрочем, включение монастырей в категорию «пещерных городов» достаточно спорно, хотя и широко распространено. Но то, что очевидно для ученых, не всегда понятно неискушенным обывателям. Заброшенные городища на первый взгляд действительно представляют собой череду пещер, так что вряд ли стоит осуждать наших предков, давших им не совсем корректное название. Оно достаточно точно отражало увиденное, а знаний об этих удивительных памятниках тогда практически не было. Еще и сегодня в истории этих величественных сооружений остается немало темных пятен, и лишь археология может пролить свет на некоторые страницы их жизни.

     

    Рис. 13. Одна из хижин пещер Эски Кермен и моё чтение надписей

    Здесь я решил выявить лик и прочитать надписи. Поскольку я последние пять лет ежегодно хожу в Эски-Кермен, мне хорошо знаком этот участок. Однако вида с квадракоптера, как на фото 13, у меня пока нет.

    Лик я выделяю на левой оконечности крыши хижины. Это лик старушки анфас с закрытыми глазами, но открытым ртом, внутри которого я читаю подпись: МАРА. Тк что перед нами – изображение русской богини Мары.

    Затем я читаю надпись над двойным входом справа: МАСКА МАКАЖИ ,что означает: ИСКУССТВЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ, АРТЕФАКТ. Очень хорошая надпись. Дело в том, что экскурсоводы рассказывают туристам, что много миллионов лет назад эти пещера якобы образовались на морском дне. Позже якобы дно поднялось до уровня холмов Эски-Кермен,и в ниши заселились люди. А данная подпись свидетельствует о рукотворности данныхх пещер. Я давно показал, что перед нами – отливки из бетона.

    Затем я читаю датировку над  одиночным входом слева: 8 ГОД ЯРА, что означает, как обычно, 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. А на вертикальном участке стены за туристом, после осветления изображения, я читаю интересное словосочетание: РУСЬ МАРЫ-МАКАЖИ. Применительно к храмам название ХРАМ МАРЫ-МАКАЖИ я встречал многократно, но применительно к Руси вижу впервые. Словосочетание РУСЬ МАРЫ означает ЕВРАЗИЮ, словосочетание РУСЬ МАКАЖИ характеризует ту часть Гренландии, которую омывает МОРЕ МАКАЖИ, то есть Северное море. Это место, откуда происходило заселение Земли в древности. Так что выражение РУСЬ МАРЫ-МАКАЖИ можно понять, как ЧАСТЬ ЕВРАЗИИ, С КОТОРОЙ  НАЧИНАЕТСЯ НОВОЕ РАССЕЛЕНИЕ ПО ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. И деяния войск Рюрика. Родившегося в Крыму, подтверждают такое понимание.

    А на самом верх правой части крыши я вновь читаю подтверждение, что все пещены – это МАСКА МАКАЖИ, то есть СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РУК.  

    Продолжаю цитирование: «Именно археология, поскольку письменных источников почти не сохранилось, а шансов на обнаружение новых текстов очень немного. Исключением является лишь столица страны Дори, а позже княжества Феодоро, которая сейчас известна как городище Мангуп-Кале, а ранее именовалось Дорос — о нем сохранилось немало древних текстов. А вот об Эски-Кермене — втором по величине и значению городе в цепочке горных крепостей юго-западного Крыма — письменных упоминаний вообще нет, если не считать нескольких не слишком информативных эпиграфических памятников.

    Собственно, мы даже не знаем, как именно называлось это поселение. Эски-Кермен — название татарское, переводится просто как «старая крепость». Под этим именем его узнали первые европейские путешественники и русские поселенцы XVIII–XIX веков, но понятно, что это не первоначальное название. Эффектное и загадочное городище всегда привлекало исследователей, но судьба долгое время устраивала препятствия на их пути, словно желая сохранить мистический ореол «старой крепости».

    Готское проклятье. Первым из русских исследователей на плато побывал знаменитый ученый, один из создателей Московского археологического общества и нынешнего Государственного исторического музея Алексей Сергеевич Уваров. Его сопровождал художник Мориц Богданович Вебель, который сделал несколько зарисовок. Впоследствии из них были изготовлены гравюры, вошедшие в так называемый неизданный альбом А.С. Уварова. Кстати, некоторые настенные росписи пещерных храмов дошли до нас лишь благодаря этим рисункам. Уваров был здесь в 1853 году, а через несколько месяцев грянула Крымская война. Вернуться на Эски ему было не суждено.

     

    Рис. 14. Алексей Сергеевич Уваров

    Первым, кто сумел провести на Эски-Кермене серьезные раскопки, стал заведующий научной частью Центрального музея Тавриды Николай Львович Эрнст, причем работал он поначалу за счет личных средств. Было это в 20-х годах прошлого столетия. Но постепенно от раскопок его оттеснили, а в 1938-м Эрнст был осужден «за шпионаж в пользу Германии и германофильскую пропаганду в крымоведении». Почти все материалы его раскопок пропали. Едва выйдя из лагеря, Эрнст снова был арестован, потом отправлен на спецпоселение в Сибирь, где и скончался.

    Под «германофильством» подразумевалось то, что Эрнст открыто связывал городище Эски-Кермен с германцами-готами. Сегодня это уже неоспоримый научный факт, но тогда любая историческая концепция воспринималась исключительно в контексте актуальной международной политики. В 1930-е годы отношения СССР и Германии были весьма изменчивыми, и археологи должны были «колебаться вместе с линией партии». Удавалось это далеко не всем»

     

    Рис. 15. Николай Львович Эрнст (1889-1956)

    Насчёт «неоспоримого научного факта» я бы поспорил. В моей монографии [7] я пытался найти хотя бы самые незначительные следы готов, однако все те материалы, которые археологи считали готскими, на поверку оказывались русскими. Так что, несмотря на свою фамилию (Ernst по-немецки означает «Честный»), Эрнст и сам ошибся, и другим солгал. С другой стороны, немец вполне серьёзно мог искать следы германцев в Крыму.

    «При этом именно 1930-е стали самыми продуктивными годами в археологическом изучении Эски-Кермена за весь советский период. В разное время здесь работала экспедиция Главнауки во главе с Николаем Ивановичем Репниковым, а также совместная экспедиция Государственной академии истории материальной культуры (прототип Института археологии) и Филадельфийского университета под руководством Федора Ивановича Шмидта. К сожалению, и этот выдающийся специалист позже был объявлен врагом народа и погиб в ГУЛАГе. В конце 1930-х, когда отношения с Германией накалились, экспедиция была закрыта, многие ее участники угодили в лагеря, а избежавший этой страшной участи Репников неожиданно скончался в 1940 году, так и не опубликовав большинство результатов своих трудов.

     

    Рис. 16. Николай Иванович Репников

    Но из этих экспедиций вышли два, возможно, самых интересных послевоенных исследователя «пещерных городов» — Евгений Владимирович Веймарн и Анатолий Леопольдович Якобсон. Их можно было бы назвать антиподами, но именно в их дискуссии рождалась истина, к сожалению, омраченная тем, что в условиях сталинского времени публиковать результаты своих изысканий ученые могли лишь фрагментарно.

    Послевоенная официальная советская история не готова была допустить, что в нашем Крыму жили восточные германцы — готы. Ученым приходилось хитрить, писать о немыслимых «протославянах» или ссылаться на то, что готы — это лишь географическое название, не имеющее отношения к этносу. Понятие «Готия» следует понимать как «термин условный, преимущественно церковно-топографический», писал, например, в 1950 году Якобсон. А Веймарн до конца 1960-х старался вообще не употреблять слово «готы». Хотя про себя они всё прекрасно понимали, и свои познания передали ученикам, и прежде всего Александру Германовичу Герцену, который уже много десятилетий возглавляет исследования Мангуп-Кале, и Александру Ильичу Айбабину, с 1980-х годов ведущему раскопки на Эски-Кермене.

     

    Рис. 17. Евгений Владимирович Веймарн

    Возможно, именно долгое отсутствие серьезных научных и научно-популярных публикаций о «пещерных городах» вообще и Эски-Кермене в частности и породило массу фантастических рассказов о них. Наука жила своей жизнью, а заброшенные мистические руины — своей. И довольно долго они почти не пересекались. Лишь в последние десятилетия, благодаря возобновившимся масштабным раскопкам и обилию публикаций, таинственный ореол над «пещерными городами» стал рассеиваться, уступая место научным фактам.

    Я полагаю, что кое-где исследователи столкнулись со знаками русской руницы, приняв их за германские руны.

    Странный союз. Так кто же жил в загадочном городище Эски-Кермен и построил замечательную церковь, открытую в этом сезоне учеными НИЦ истории и археологии Крыма и Института археологии Крыма РАН под руководством Александра Айбабина и Эльзары Хайрединовой? И почему эта находка так важна для изучения «пещерных городов»?Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что строительство этих великолепных крепостей началось во второй половине VI века, а создавали их византийские инженеры. Это был ответ на усилившуюся угрозу со стороны кочевников-тюрок, захвативших Боспор и угрожавших Херсонесу — центру византийских владений в Крыму. Неслучайно его стены и башни были усилены при правившем в 565–578 годах императоре Юстине II — племяннике и приемнике Юстиниана Великого.

     

    Рис. 18. Вид на расчищенную археологами улицу и моё чтение надписей

    На этом виде улочек с квадракоптера я попытаюсь прочитать некоторые надписи между отдельными помещениями. Сами помещения я перенумеровал белыми цифрами. Так слева вверху от помещения 1 я читаю вертикальную надпись в обращённом цвете,  как 35 АРКОНЫ И 33, что означает: ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЛАДОГИ. Полагаю, что храмом Мары этих столиц являлось помещение № 1.

    Затем я читаю вертикальную надпись, также в обращённом цвете, меду помещениями 1 и 2: ХРАМ МАРЫ ВОЙСКА. Иначе говоря, если левое помещение 1 было храмом для всего населения, то помещение № 2 – аналогичным войсковым храмом. А на крыше самого помещения № 2 я читаю слова: МИРА МАРЫ МАСКА В(ОИНОВ), то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОИНОВ-КОСМОНАВТОВ. А на улице, отделяющий помещения № 2 и № 3 от помещения № 5 я читаю слова: ХАРАОНА МАРЫ 35, то есть, ХАРАОНА МАРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

    На проходе между помещениями № 5 и № 6 я читаю слева в обращённом цвете  слова: МАРЫ МАСКА МИМА МАРЫ, что означает: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ (ВОИНОВ) ЖРЕЦА МАРЫ (РЮРИКА). На вертикали между помещениями № 4 и № 5 я читаю только номера вторичных Аркон и количество войск, а справа в прямом цвете – номер Арконы 30, то есть, ЗАПАДНОГО КАИРА, и вновь датировку, 8 ГОД ЯРА

    И, наконец, я читаю надпись под помещением № 4: МАСКА МАРЫ ВОИНОВ, то есть, снова: КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ. Так что эти помещения представляют собой храмы Мары и отдельные склепы для усопших.

     

    Рис. 19. Александр Германович Герцен

    «Если же говорить о крепости Эски-Кермен, то большинство специалистов сходится в том, что ее строительство началось во времена императора Маврикия, скорее всего, около 590 года. По краю горы-останца, самой природой созданной для устроения крепости, были построены стены, вырублены в скалах бастионы и защищенные от врага ворота. На плато был прорублен глубокий осадный колодец, построена великолепная трехнефная центральная базилика, разбиты улицы, хранилища и городские кварталы.

    Для обороны горных крепостей, устроенных в проходах из степного Крыма к Гераклейскому полуострову и Херсонесу, были приглашены обитавшие в этой местности федераты (союзники Византии) — готы и аланы. Это были совершенно разные по происхождению народы: готы — выходцы из Скандинавии и Восточной Германии, а аланы пришли с Кавказа, их считают предками современных осетин. Но эти племена сблизила совместная борьба с беспощадными тюркскими кочевниками и совместная служба у византийских императоров. В конечном итоге этот союз был выгоден всем сторонам.

    Несколько столетий готы с аланами верой и правдой служили Византии, постепенно воспринимая христианские традиции. Трансформация языческих обычаев в христианские хорошо прослеживается по находкам в могильниках, подтверждает это и учреждение Готской епархии с центром в городе Дорос. В VIII веке жители Горной Готии столкнулись с новым врагом — хазарами. Крепости были захвачены, в Доросе и некоторых других местах оставлен хазарский гарнизон, а на Эски-Кермене были частично срыты укрепления.

     

    Рис. 20. Сохранившиеся стены усадьбы

    Ярким эпизодом противостояния местного населения хазарам стало восстание под предводительством епископа Иоанна Готского, пусть и неудачное, но показавшее нежелание народа мириться с новыми хозяевами. В середине Х века хазары были изгнаны из юго-западного Крыма, который стал отдельной фемой (военно-административным округом) Византийской империи. После этого начинается расцвет Эски-Кермена. Именно в это время и была построена найденная в нынешнем археологическом сезоне церковь с великолепными росписями.

    Я узнаю это место, которое находится примерно в 300 метрах от литого комплекса в самом начале Эски-Кермена, если пойти по центрально тропинке дальше от входа. Действительно, года три там ведутся раскопки на ом месте, где находился храм Мары. Название этого храма было написано на слое грунта в яме, которая являлась формой для отливки рельефной иконы МАРА С МЛАДЕНЦЕМ ЯРОМ, размером примерно метр на полтора метра. Я не понял, зачем тут начались раскопки, но теперь я понял, что археологи тут заподозрили существование христианского храма. Яму-форму для отливки забросали камнями, откопали массу камней  и выложили стены, что видно на рис. 20. Ибо у старой кладки щели между камнями не слишком заметны. А тут видно, что кладка свежая, а чтобы она не рассыпалась, она скреплена сверху бетоном. Так появились якобы «сохранившиеся стены усадьбы», созданные самими археологами. Меня это возмутило ещё в прошлом году.

    «Раскопки, консервация, музеефикация. Храм находится во втором квартале, который за последние годы открыла экспедиция НИЦ истории и археологии Крыма КФУ им. В.И. Вернадского. И теперь уже можно с уверенностью говорить о наличии изначальной строгой планировки города, которую Репников в 30-е годы ХХ века предполагал только умозрительно. Кстати, в ней состоит принципиальное отличие Эски-Кермена от других горных крепостей, и именно на основании этого обстоятельства тот же Репников считал, что как раз Эски, а не Мангуп был столицей Готии и именовался Дорос. Впрочем, сегодня эта концепция считается устаревшей.

     

    Рис. 21. Александр Ильич Айбабин

    Кроме того, по словам руководителя экспедиции Александра Ильича Айбабина, новые находки подтверждают христианизацию населения крепости к Х веку.— Дело в том, что на первом этапе строительства в VI векевизантийские инженеры заложили город в соответствии с гипподамовой системой планировки, принятой в античную эпоху: улицы пересекались под прямыми углами, образуя городские кварталы, состоящие из нескольких домовладений. А в Х веке мы видим, что в каждом из изученных кварталов появляются церкви (аналогии мы находим, например, в Херсонесе или Афинах), причем строят их, перекрывая более ранние стены. И хоронить людей начинают при церквях — в костницах внутри и вокруг открытого храма найдены останки примерно сотни человек. Старые же языческие могильники вне городских стен засаживаются плодовыми деревьями. Это, наряду с погребальным обрядом, очевидное свидетельство христианизации местного населения. Интересно и то, что все надписи этого времени сделаны не на готском, а на греческом языке, — рассказал Айбабин «Известиям».

     

    Рис. 22. Христианский храм, найденный археологами

    Храм невелик по размерам, но украшен достаточно богато для своего времени. Пол из тщательно обработанного привозного известняка, стены из прекрасно подогнанных прямоугольных блоков, колонны (найдены капители), привозная (частично херсонесская) черепица. И конечно, росписи на стенах. По сохранившимся остаткам на первый взгляд можно говорить о руке византийских мастеров, более точные данные будут известны после исследования образцов штукатурки и красок, которое будут проводить специалисты Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Возможно, тогда удастся более точно датировать и весь храмовый комплекс» [6].

    И здесь видна свежая кладка, особенно в левой части, как бы на крыльце, где камни плохо пригнаны друг к другу, вопреки мнению. Археологов. 

    «Работа по изучению городских кварталов будет продолжена далее, что в перспективе может превратить городище Эски-Кермен в археологический памятник, сравнимый с Херсонесом — конечно, не масштабом, а регулярностью застройки. Но здесь встает вопрос о сохранении открытых кладок, которые стремительно разрушаются. И это больше всего беспокоит ученых.

    — Всё, что было открыто в 1930-е годы, — рассказал «Известиям» Александр Айбабин, — после разгрома экспедиции просто погибло. Законсервировать стены не успели, они заросли кустарником и почти полностью развалились. Что-то Веймарн, который работал у Репникова чертежником, успел зарисовать, но далеко не всё. Нельзя, чтобы сейчас эта трагическая история повторилась.

    Так что археологи якобы не строят новые стены, а «реставрируют стремительно разрушающиеся открытые кладки». То есть, имеется веское оправдание.

     

    Рис. 23. Алтарь найденного храма и моё чтение надписей

    Считается, что любой памятник лучше всего сохраняется в земле, но в отношении «пещерных городов» это правило не работает. Эски-Кермен (как и Мангуп, а также другие крепости) сам по себе разрушается, поэтому его необходимо исследовать. Раскопки позволяют понять его историю и структуру, но ускоряют разрушение, если не консервировать открытые объекты. Однако это очень сложно из-за недостатка средств и бюрократических трудностей: в соответствии с сегодняшним законодательством, проводящие раскопки организации чаще всего не обладают полномочиями на консервацию, реставрацию и музеефикацию.

    — Руководство Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника посетило раскопки. Они заинтересованы, чтобы запустить программу по консервации и реставрации, чтобы сделать этот объект для туристов посещаемым, — сообщила «Известиям» заведующая отделом средневековой археологии Института археологии Крыма РАН Эльзара Хайрединова. Другое дело, удастся ли музею найти средства на масштабный и дорогостоящий проект.

    Эски-Кермен хранит еще много тайн, но постепенно они открываются археологам. Однако белых пятен в истории Крымской Готии и княжества Феодоро еще предостаточно, а значит, впереди нас ждут новые интересные находки и открытия, которые порадуют не только специалистов, но и всех любителей мистической крымской старины».

    Но теперь становится понятным, для чего были предложены все усилия по «реставрации». Они увенчались находкой якобы «христианского храма», что и отражено в заглавии статьи [6]. Но христианский ли это храм? Для ответа на это вопрос я решил прочитать надписи на арке и в её глубине, то есть, на этом якобы «алтаре», предварительно усилив контраст изображения.

    Так, на правой части арки вверху я читаю слова: ЯРА РЮРИКА ВИМАН МАРЫ ХРАМ. Это – официальное название храма. Дальше я перехожу к рассмотрению розетки, внутри которой находится крест. Крест не просто равноконечный, но и с расширяющимися лопастями, то есть, это ведический крест. А внутри розетки  читаю слова: ХРАМ И МАСКА МАРЫ ВОЙСКА РЮРИКА, что на современном русском языке означает: ХРАМ И КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ВОЙСКА РЮРИКА.

    Затем я обращаюсь к цветному сохранившемуся изображению внутри арки, тому самому, которое археологов натолкнуло на мысль о том, что перед ними – изображение распятия. В более контрастном изображении на поле дешифровки видно, что верхняя его часть представляет сбой мужской лик в правый профиль, голова запрокинута вверх. Внутри находится ведический крест – крест Мары, какой обычно находился на вершине храма или какой носили во время крестного хода. Однако археологи не отличают ведических крестов от христианских, или делают вид, что не отличают. Тут я читаю слова: ХРАМ ВИМАН МАРЫ ВОЙСК ВАРЯГА СКОЛОТОВ И МАСКА МАРЫ, что на современном руссом языке означает: ХРАМ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ВОЙСК ВАРЯГА СЛАВЯН-СКОЛОТОВ И КЛАДБИЩЕ ПОГИБШИХ.

    Так что храм был создан за 192 года до рождения Исы Кресеня, который позже был по его делам назван именами нарицательными (не именами собственными) Иисусом Христом. Однако археологам было необходимо найти христианский храм, соответствующий епископу Иоанну Готскому, и это пожелание в защиту исследователей 20-30-х годов ХХ века было блестяще выполнено. Ведический храм Мары, отстоящий от рождения прототипа Иисуса Христа на два столетия вглубь истории, был выдан за христианский храм, ведические кресты – за христианские, арка с сохранившейся частью раскраски в глубине – за алтарь, найденные при раскопках камни сложены археологами в якобы очертания церковной усадьбы.

    Так археологи творят наше прошлое. Воистину, Россия – страна с непредсказуемым прошлым!

    От земной археологии я перехожу к космической археологии.

     

    Рис. 24. Вспышка сверхновой звезды Н В9

    Текст от сверхновой Н В9.

    Я рассматривал это текст в моей статье [8], но в обращённом цвете, предназначенном для жителей Земли. Однако этот же текст, предназначенный для жителей Марса, то есть, в прямом цвете, я не прочитал. Теперь я решил исправить этот промах.

    Моё чтение показано на рис. 25, где я усилил контраст изображения. На верхней строке я читаю слова: ХРАМ РЮРИКА, ниже: НА МАРСЕ, 8 ЯРА ГОД. 30 АРКОНА ЯРА. На современном русском языке и при пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к такому тексту: ХРАМ РЮРИКА НА МАРСЕ, 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ, ЗАПАДНЫЙ КАИР.

    Много ниже середины изображения я читаю слова: ВЕРНЫЯ ВОЙСКА, что означает: КОСМИЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ РЮРИКА.

    А далее я выделяю ряд ликов. Однако все они почему-то зооморфные. Лик № 1 – это голова собаки в правый профиль, лик № 2 – это птица, напоминающая воробья, лики  № 3 и № 4 – головы и шеи  разных птиц, и лик № 5 – это змея, свернувшаяся в клубок. Размер змеи составляет почти полную высоту туманности, но она показана боком, и её профиль развёрнут вниз. Что они все означают, точно сказать трудно, но похоже что птичьи лики сулили воинам Рюрика беззаботную жизнь, тогда как змея олицетворяет спрятанную до поры-до времени опасность, которая пока что опустила свою голову.

     

    Рис. 25. Моё чтение надписей на туманности Н В9 в прямом цвете

    Обсуждение.

    Как обычно, в данной статье находится несколько сюжетов. Основной сюжет связан с Эски-Керменом, где, узнав из каких-то источников о епископе Иоанне Готском, археологи решили найти  здесь его церковь. Православная энциклопедия пишет о нём: «Иоанн,  [греч. ᾿Ιωάννης], прп. (пам. 19 мая, 26 июня, 15 дек. – в Соборе Крымских святых), еп. Готский. Жил в VIII в. Дошедшие до нас сведения об И. фрагментарны и не подлежат однозначной интерпретации. Единственный достоверный источник – Житие Иоанна Готского нач. IX в. (BHG, N 891), сохранившееся в 3 рукописях: А - Vat. gr. 1667 (X в.), B - Ath. Philoth. 8 (XI в.), С – Vat. gr. 655 (XVI в.). Житие издавалось трижды: болландистами в 1809 г. (ActaSS. Iun. T. 5. P. 190-194; T. 7. P. 167-171), затем А. Никитским (Никитский. 1883) и М. Ф. Озепи (Auzépy. 2006)».

    Иначе говоря, самое раннее упоминание о нём было якобы в Х веке (хотя по каким признакам датировалась рукопись, неясно, ибо до 1054 года христианства быть не могло в принципе, ибо прототип Иисуса Христа ещё не родился). А извлекли это житие из архивной пыли и познакомили с ним широкую общественность только в 1809 году.

    А далее в той же Православной энциклопедии написано: «Во 2-й пол. XX в. Житие стало рассматриваться как источник недостоверный и тенденциозный. Признавая иконопочитательскую и даже апологетическую направленность данного текста, исследователи, однако, не привели ни одного убедительного доказательства исторической недостоверности упомянутых в нем реалий. Роль И. в восстановлении иконопочитания или в конфликте с хазарами может быть предметом научных споров, но ничто не опровергает историчности поездки епископа в столицу в 784 г. или его участия в борьбе с хазарами. Исследования недавнего времени, проведенные Озепи в связи с новым критическим изданием памятника, напротив, продемонстрировали, что во мн. вопросах, далеких от проблематики Крыма, Житие является уникальным историческим источником (напр., по истории ссылки схолариев в 786, хотя эти данные невозможно проверить в силу их уникальности). На фоне этого априорно отвергать данные о Крыме и местной Церкви как ненадежные не корректно».

    Это замечание, «некорректно», мне напоминает выражение «весьма вероятно» в деле Скрипалей. Ибо вся история Византии разворачивалась на несколько веков позже эпохи Рюрика. Так что, вполне возможно, что такой епископ действительно жил  в XII-XIVвеках, но не раньше.

    И, наконец, Православная энциклопедия пишет: «И. был погребен в основанном им мон-ре св. Апостолов в Партените (гл. 5). Этот монастырь упоминается в надписи на надгробии игумена мон-ря Никиты, умершего в 906 г. (Латышев. 1896. С. 74-77. № 69). В надписи 1427 г. (см. выше) его храм назван именем апостолов Петра и Павла. Согласно Житию, «преподобный украсил монастырь со всей красотой и постройками, и священными сосудами, и различными книгами и населил множеством преподобных монахов» (гл. 5)». А под Партенитом понимается Южный берег Крыма. Эски-Кермен вовсе не находится на берегу, а далеко в горах. И потому искать там церковь Иоанна Готского именно не корректно. Да и вообще, никакого отношения к готам античный Крым не имел.

    Однако для доказательства недоказуемого археологи забросали камнями крышу подлинного храма Мары воинов космических кораблей Рюрика, откопали сам храм, и выдали его за христианскую церковь. Я не удивлюсь, если РПЦ постарается сделать из неё подлинный православный храм. А в отношении археологов могу вновь процитировать одну из реприз Аркадия Райкина: «Дурять нашего брата, ой, дурять!» Ибо храм Рюрика в нынешний политический заказ никак не входит, а христианский храм – в самый раз!

    Хотя я возмущён таким поведением археологов, с другой стороны, я вполне осуждаю столь суровые наказания из-за ошибки, как арест по политическим мотивам. Учёный имеет право на ошибку. И если сто лет назад могли посадить за мысль о наличии в Крыму готов в античности, то в наши дни за отрицание существования там готов могут предать научному остракизму. Из-за моих статей уже закрыли один университетский журнал (посвящённый проблемам сервиса как отрасли экономики в РТГУТИСе), хотя никакой полемики со мной не было. Просто из-за несогласия с господствующими в археологической науке методами. И журнал закрыли только из-за моей фамилии, а не по содержанию моей статьи. Просто меня включили в чёрный список не публикуемых, не рецензируемых и не рукопожатных. Ибо мои публикации ставят археологическую науку в неловкое положение создания беспочвенных фантазий и мошеннических подтасовок. 

    Второй сюжет касается неправомерного использования радиоуглеродного анализа для изучения каменного материала. Время обработки камня таким методом определить невозможно. Зато можно определить возраст органических остатков, скорее всего, почвенных микроорганизмов.  И потому камень, обработанный воинами Рюрика в 864 году, оказался возрастом в 16 000 лет. Здесь археологи Америки получили рекордную древность, ради чего они и затеяли воспользоваться физическим методом в его неверном применении.

    В Испании археологи обнаружили менгиры, якобы созданные кельтами, после осушения озера, и оценили их древность в 5 000 лет. Как и в предыдущем случае, это оказался храм воинов Рюрика, а древность, скорее всего, была также определена неправильным использованием вполне точного научного метода. Тут уже не выдержал даже один из читателей: «Что за чепуха? Кельты, как народ, ещё не возникли в указанное время. Не гоните антинаучную чушь».

    И, наконец, ещё один пример того же – это выдача русской верфи воинов Рюрика из Великого Новгорода, из Руси Новгорода, за древнейшую верфь Великобритании, якобы построенную кельтами 8 000 лет назад. Сюда можно с тем же успехом, и даже острее применить реплику читателя: «Что за чепуха? Кельты, как народ, ещё не возникли в указанное время. Не гоните антинаучную чушь».

    Как видим, налицо погоня за рекордной древностью, а не за научной достоверностью. Ибо при капитализме наука становится средством добычи больших денег, а не выяснением истины. И платят эти большие деньги в виде грантов и премий за научные сенсации, а не за повседневный тяжёлый труд.  

    Третий сюжет связан с анализом бронзового зеркала из  Переславля Залесского. Такого рода предметы часто находят в Этрурии. Но для русской археологии это редкие гости. А потому я с интересом рассмотрел обломки, найденные археологами. Они оказались, против обычной датировки, много древнее того, что предположили археологи. Это был обломок зеркала эпохи Рюрика, отличающийся весьма изысканной надписью в виде орнамента. И стало ясно, что именно воины Рюрика принесли в Этрурию традицию сообщать политические новости в виде текстов на обратной стороне зеркал.

    И, наконец, последний, четвёртый сюжет связан с космической археологией. Я рассмотрел текст и иллюстрации, которые несло изображение остатка от сверхновой звезды Н В9, в прямом цвете. Помимо мне известных утверждений о размещении на Марсе воинов Рюрика и космического спецназа, это изображение показало ещё 5 голов царства животных: собаки, 3 птиц и змеи, голова которой смотрела вниз. Пока я не мог определить, символами чего являлись эти головы живых существ. Возможно, что по мере накопления статистики  таких космических текстов, появится возможность выявить символику, выраженную животными. Однако каждое из найденных изображений небулоглифов является не просто осмысленным и логически непротиворечивым тестом на русском языке, но и весьма информативным, даже если эта информация не может быть понята сразу.

    Заключение.

    Каждая моя статья приносит всё новые сведения, подтверждающие весьма высокий взлёт науки, техники и искусства  в эпоху Рюрика.

    Литература.

    1. Бубнов Василий. Находки из Айдахо подтверждают гипотезу о «прибрежном маршруте» заселения Америки. 30 августа 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?w=wall-3073135_335446%2Fall

    2. Чудинов В.А. Якобы старейшие в Чили каменные орудия и другие новости археологии. – Сайт  chudinov.ru от 31 августа 2019 года

    3. Бубнов Василий. Испанский Стоунхендж, построенный кельтами, открылся благодаря засухе. 29 августа 2019 года. Источник: https://glas.ru/science/11999-ispanskij-stounhendzh-postroennyj-keltami-otkrylsja-blagodarja-zasuhe.html

    4. Бубнов Василий. Переславская археология. 28 августа 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?z=photo-3073135_457254340%2Falbum-3073135_00%2Frev

    5. Комиссарова Оксана. Технологии, опередившие время: археологи обнаружили верфь возрастом около 8 000 лет. 29 августа 2019 года. Источник: https://vk.com/archaeru?z=photo-524993_457296885%2Fwall-3073135_335381

    6. Олтаржевский Георгий. Взгляд через века: «старая крепость» Крыма поделилась своей тайной. Почему находка храма на городище Эски-Кермен так важна для исторической науки. 27 августа 2019 года. Источник: https://iz.ru/914178/georgii-oltarzhevskii/vzgliad-cherez-veka-staraia-krepost-kryma-podelilas-svoei-tainoi

    7. Чудинов В.А. Сакральный Крым как древняя русская земля. – М.: ООО «Традиция», 2019. – 728 с., ил.

    8. Чудинов В.А. Гребень Дании якобы с германскими рунами и другие новости археологии. – Сайт chudinov.ruот 2 февраля 2018 года

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову