Мои посещения христианских храмов Германии

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Поездки.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Поездки.

    Рис. 1. Собор святого Петра города Фрицлар

    Во время моего пребывания в Марбурге с 24 по 28 мая 2019 года я посетил  пару христианских храмов, католических и позже протестантских. Первый храм на второй день моего пребывания я посетил в городе Фрицлар. Википедия пишет о нём: «Фрицлар (нем. Fritzlar) — город в Германии, в земле Гессен. Подчинён административному округу Кассель. Входит в состав района Швальм-Эдер. Население составляет 14 427 человек (на 31 декабря 2010 года). Занимает площадь 88,79 км². Официальный код— 06 6 34 005. Город подразделяется на 10 городских районов».

    Перед зданием собора располагается скульптура Бонифация. Википедия пишет о нём так: «Бонифаций или Вонифатий (лат. Bonifatius), тж. Винфрид (лат. Winfried, Winfrid, Wynfreth; 672/673, Кредитон, королевство Уэссекс (сейчас — в графстве Девоншир на юго-западе Англии) — 5 июня 754, возле Доккума, в наст. время — Фрисландия) —архиепископ в Майнце, наиболее видный миссионер и реформатор церкви в государстве франков, прославившийся как Апостол всех немцев».

     

    Рис. 2. Так выглядел памятник Бонифацию сзади при нашем посещении

     «Исходным пунктом развития города стало основание церкви Бонифацием (Винфридом). Согласно работе «VitaSanctiBonifatii» Виллибальда из Майнца, Бонифаций повелел в 723/724 гг. н.э. вблизи города Гэсмера (сегодняшнего Гейсмара, района Фрицлара) срубить дуб бога Донара, который находился на территории сегодняшнего города Фрицлара. Повергнув дуб, посвящённый богу Донару, который считался одной их величайших германских святынь, он продемонстрировал превосходство христианского бога, а также он повелел из древесины этого дерева построить молельный дом святого Петра на до сегодня не обозначенном месте (статья Википедии Fritzlar)».  

    Я сомневаюсь в этой датировке, поскольку христианство появляется в 880-годы н.э., то есть, на полтора столетия позже обозначенного в Википедии срока, так что никакого христианина Бонифация до этой даты существовать не могло.

     

    Рис. 3. Так выглядел тот же памятник при нашем посещении спереди

    «Виллибальд упоминает в «Vita» строительство  церкви, посвящённой св. Петру и монастыря в Фридесларе (Фрицларе) на том же месте в 732 году, а позже – Фрицларского собора. На основе патороциниума св. Петра, признанного всеми, первый молельный дом, созданный св. Петром, находился как раз на том месте, где сейчас находится сегодняшний собор. Хотя точное положение дуба Донара неизвестно, однако, судя по письменным упоминаниям «у Гайсмара» и «во Фрицларе», существование места «Фридеслар» появилось лишь после постройки молельного дома и основания монастыря, и находились «у Гайсмара».  При этом часто исходили из того, что обозначение места нахождения дуба должно соотноситься с его соответствующим расположением. Первый молельный дом Бонифация  должен был находиться на месте дуба Донара или в его непосредственном соседстве на сегодняшнем холме собора. При этом было принято во внимание месторасположение языческих святынь, трудности транспортировки древесины священного дуба на другие места, и тем самым место было определено для создания укрепления, как позже и произошло».

     

    Рис. 4. Тот же памятник сбоку (Википедия)

    Я бы определил данный памятник как превосходное художественное решение скульптора, но вместе с тем, как памятник тому, что христианство вовсе немирно внедрялось в  народную психологию. Бонифатий показан с топором, а священный дуб, на котором он стоит, оказывается спиленным. Иначе говоря, христианство как региональная религия (язычество) активно боролось с ведическим мировоззрением (всемирным мировоззрением), что и отражено данным памятником. И даже если город в честь Бонифация (Винфрида)  был назван Фридларом, а не Фридбургом или Фридштадтом, то есть в его названии был использован тюркский суффикс множественного числа «-лар», говорит о воздействии Османской империи, которая образовалась в 1299 году, то есть, без года в 14-м веке н.э. Так что Фридслар (по-русски «Винфриды» или «Бонифации») был основан, скорее всего, не ранее 14-го века, а то и чуть позже.

    Оказывается, на рис. 4 можно узнать, когда же Бонифатий срубил дуб Донара. Мы видим, что дуб имел два ствола, и на пеньке от ближайшего  чуть ниже линии среза можно прочитать датировку. Она дана так: 385 ГОД МИМА (МАРЫ РЮРИКА), что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление приводит к дате 1241 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Иначе говоря, дуб Донара был срезан примерно за полвека до создания Османской империи. Имя «Донар» можно считать акающим народным произношением слова «Донор», что означает «ДАЮЩИЙ», либо «ГРОМОВОЙ», что означает бога Тора. Иначе говоря, уничтожение дуба ДАЮЩЕГО означает для данного места переход к христианству, то есть, к «БЕРУЩЕМУ». Весьма выразительна символика!  

     

    Рис. 5. Датировка на проходе из города к собору

    Для того, чтобы пройти к собору из города от стоянки автомобилей. необходимо пройти через высокий каменный забор, где над калиткой находится арка. Мне показалось, что на ней что-то написано, и на всякий случай я сфотографировал её. А теперь., усилив контраст изображения, я приступил у чтению.

    Сначала я читаю на верхней части изображения даты: 333 ГОД ЯРА – 386 ГОД ВОИСКА СКИФА ВАРЯГА ЯРА. Это означает при пересчёте на привычное для нас летоисчисление дату: 1189-1242 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Эти 43 года – видимо, время строительства собора, и начало стройки совпало с «годом Макоши», 1189 годом. И за год до открытия собора был спилен дуб Донара и начался сбор христианских пожертвований.

    Ниже я читаю слова: 35 АРКОНА. ХРАМ МАРЫ, иначе говоря, ХРАМ МАРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. То есть, храм был построен войсками варяга Рюрика, а архитекторами были люди из Великого Новгорода. И, наконец, еще ниже, на внутренней поверхности арки, которая для проходящих людей служит потолком, можно видеть ещё одну надпись: МАРОВ ХРАМ. Получается, что храм строили и проектировали русские, а вовсе не Бонифаций. И было это до создания Османской империи, а закончилось позже, как я и предположил. 

     

     Рис. 6. Верхняя часть собора св. Петра при увеличении

    Перейдём теперь к изображению собора. Я спросил у моих немецких друзей, является ли собор католическим или протестантским. Мне ответили, что он был и тем, и другим. У католиков на шпиле изображен равноконечный крест. У протестантов – плоская фигурка петушка.

    Затем мы вошли в собор. Честно говоря, в крупном западноевропейском соборе я находился впервые, рис. 7. Нельзя не согласиться, что собор изнутри выглядит весьма красиво и монументально. Высокое помещение, и красивые витражи в окнах создают торжественное впечатление. В отличие от православных церквей прихожане здесь сидят, это удобнее, хотя, с другой стороны, когда люди стоят, они как бы более сопричастны происходящей церковной службе. А когда сидят, он скорее являются зрителями церковного действа, чем его участниками, словно они находятся в театре или даже на стадионе.

     

    Рис. 7. Моё посещение церкви Петра

    Разумеется, витражи не только прекрасны в эстетическом и великолепны в художественном отношениях, но и весьма технологичны в техническом отношении. Ибо рисовать на досках икон всё-таки проще, чем составлять отдельные фрагменты единого целого, а затем монтировать их не как висящую на крючке икону ли не как роспись на стене, а как единое оконное стекло. Здесь мы видим отдельное изображение не только в вертикальных створках окон, но даже в ромбической створке и в  створках в виде равноконечных крестов, а также в треугольных навершиях вертикальных створок. Понятно, что окно целиком – это сложная многофигурная композиция, требующая большого времени для своего изготовления, рис. 8. В целом получается не менее пяти ярусов витражных изображений, так что одно окно подобного собора в чём-то равнозначно целому иконостасу православной церкви.

     

    Рис. 8. Сложная структура оконного витража собора

    Когда я проходил мимо зала, я обратил внимание на то, что там не было молящихся, но зато распятие находилось не внутри ниши, называемой алтарём, где распятие внутри православной церкви стоит на полу, а тут оно висит под потолком почти у самого начала ниши.  Да и свечи тут очень толстые и высокие, рис. 9.

    Впрочем, тут мы не задержались, а быстро проследовали в подсобные помещения, где находились интересные статуи  и барельефы. Мне показалось, что некоторые из них могли восходить к дохристианской эпохе, а потому я сфотографировал некоторые из них для того, чтобы позже рассмотреть их более подробно позже.

    Теперь это время наступило, и я с удовольствием рассматриваю их. Начал я с одного барельефа, который  мне показался интересным именно потому, что персонажи показывают там друг другу какие-то книги.  

     

    Рис. 9. Общий вид молельного зала собора

    Вот этот барельеф, рис. 10, по виду бронзовый. На нём можно видеть 4 персонажа, каждый из которых, скорее всего, подписан. Левый верхний персонаж опирается о пастырский посох, так что это, скорее всего, жрец или священник. На его голове я читаю в обращённом цвете слова: РЮРИКА МАРЫ МИМ МАРЫ, то есть, РЮРИКА МАРЫ ЖРЕЦ БОГИНИ МАРЫ. Для католического или протестантского храма такой персонаж весьма странен. В руках он держит книгу, обложка которой весьма напоминает Библию Рюрика. На ней я читаю в прямом цвете надпись: ВАРЯГА ЯРА МАРЫ 30 АРКОНЫ  ЯРА МИМА, то есть: ЖРЕЦА (РЮРИКА), ВАРЯГА ЯРА МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА, что как раз и является Библией Рюрика. 

    Второй персонаж показан в правый профиль. Выбивающиеся из-под головного убора волосы головы образуют в обращённом цвете слова: МАСКА ИЗ, а волосы бороды – слова: ЛИКА ЯРА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ  ЛИЦА ЯРА (РЮРИКА). Иначе говоря, это духовной лицо и есть сам Яр Рюрик.

     

    Рис. 10. Бронзовый барельеф и моё чтение надписей на нём

    Третий персонаж, показываюший раскрытую книгу, имеет надпись на волосах головы в прямом цвете, слова: ВОИН-СЛАВЯНИН. А на развороте его книги можно прочитать слова: ВОЙСК РЮРИКА  КНИГА 30 АРКОНЫ, то есть, (КНИГА) ВОЙСК РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА. И, наконец, на четвёртом персонаже, которого благословляет Рюрик, можно прочитать на волосах головы и бороды, слова: СКЛАВЯНИН И СКИФ. А на рукаве Рюрика при повороте этого фрагмента на 180 градусов читается слово: СНИК.

    Как видим, на этом барельефе нет ничего немецкого, и даже христианского. Перед нами – сюжет эпохи Рюрика, благословение Рюриком рядового солдата, славянина-скифа. Честно говоря, я-то фотографировал этот сюжет как чисто католический, чтобы понять, как католики популяризировали своё христианское учение. Я не думал, что столкнусь с весьма редкой демонстрацией рукоположения святого скифа-славянина (над ним имеется нимб) самим Яром Рюриком (над головой которого тоже имеется нимб).    

    Рис. 11. Я изучаю барельеф и моё чтение надписей на стене

    Перед бронзовым барельефом я присел, чтобы изучить его лучше, и в этот момент члены моей группы меня сфотографировали. Лицо персонажа в правый профиль на барельефе мне сильно напоминало лицо Рюрика, однако меня смущали одежды католического священника. Или так одевались ведические жрецы? Именно потому, что загадка на месте не решалась, я и решил сфотографировать этот артефакт.

    Но теперь, после того, как я прочитал надписи и убедился в правоте своего предположения, я понял, что из фото на рис. 11 можно извлечь дополнительную информацию, прочитав надписи на правой стене там, где видны буквы. А они видны в двух местах, выше и ниже. Верхнюю надпись, усилив её контраст, я прочитал так: ХРАМ МАРЫ ХАРАОНА МИМА МАРЫ. Иными словами, мы находились вовсе не в храме Бонифация, а в ХРАМЕ МАРЫ ХАРАОНА (РЮРИКА), ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ. Именно о нём и предупреждала надпись на арке над проходом на храмовую территорию.

    На нижней надписи я читаю слова: РУКА МИМА ХРАМА МАРЫ, то есть, ПОД РУКОВОДСТВОМ ЖРЕЦА ХРАМА МАРЫ, но уже не Рюрика, а более позднего руководителя стройки.  Хотя упоминание данного собора как храма Мары я встретил уже во второй раз, но всё же я до конца не поверил, и решил найти хотя бы ещё одно подтверждение.

     

    Рис. 12. Некий священник и моё чтение надписей

    В подсобке хранился также бюст какого-то человека, вероятно, чем-то интересного для католиков, и я сфотографировал его, так сказать, «на всякий случай». Однако, прежде, чем отправить эту фотографию в корзину, я решил прочитать хотя бы пару надписей. Наиболее крупные буквы я заметил на усах, где я прочитать слова: МИМ МАРЫ, то есть, ЖРЕЦ БОГИНИ МАРЫ. Иначе говоря, перед нами – опять изображение из ведической эпохи.

    На волосах головы я прочитал слова: ВИМАН ВОИН АРМИИ РЮРИКА, что означает: ВОИН ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ АРМИИ РЮРИКА. Итак, опять перед нами – русское наследие эпохи Рюрика. А на глазах я читаю слова: МАСКА (на правом) и МАРЫ (на левом). На современном русском языке это означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ УСОПШЕГО. Понятно, почему эта скульптура оказалась в подсобке.

     

    Рис. 13. Я рассматриваю детали изображения

    Однако, после того, как я сделал снимок «на всякий случай», меня эта скульптура заинтересовала. Правая рука у неё обломана, а в левой находится не меч или лук, а книга. Итак, перед нами ЖРЕЦ-ВОИН, орудием которого является письменная речь. Иначе говоря, основным оружием жрецов в то время считалось знание и убеждение, то есть, мировоззрение.

    Уже при осмотре этого памятника я прочитал надпись на его усах. И тогда я понял, что не зря сфотографировал. Но в этот момент моя помощница сфотографировала уже меня в тот момент, когда я ощупывал рельефную надпись на усах. Теперь скульптура поместилась в кадр фотографии целиком, так что я смог прочитать подпись на её пьедестале. Эта подпись такова: ХАРАОНА ЯРА ВОИН 30 АРКОНЫ, что означает: ВОИН ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА. Таково официальное название данной фигуры.

     

    Рис. 14. Ещё одна фигура со странным крестом

    Ещё одну фигуру я сфотографировал потому, что мне показался весьма странным крест, который держит эта фигура. Прямо на месте мне было сложно понять, в чём состоит особенность этого креста. Но, рассмотрев фотографию, я понял, что крест необходимо повернуть на 90 градусов влево, и я изобразил его на поле дешифровки наверху. И что же получилось? Вовсе не крест, а военно-транспортный самолёт! Данная фигура держит макет самолёта носом вниз, хвостом вверх. Но во времена католицизма не существовало самолётов! Следовательно, опять перед нами находится фигура эпохи Рюрика.

    На уровне ног я читаю датировку:  33 ГОД ЯРА, то есть, в пересчёте на привычное для нас летоисчисление, 889 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ.

    Далее меня заинтересовала надпись внутри нимба данной фигуры. Тут написано: ВИМАН МАРЫ МИМ 33 ХРАМА, что на современном русском языке означает: ЖРЕЦ ИЗ ХРАМА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЛАДОГИ.  Так что и эта статуя не имеет никакого отношения к христианству.

     

    Рис. 15. Фигура, напоминающая римского папу и моё чтение надписей

    Ну, уж эта фигур с равноконечными крестами в трёх местах и с головным убором римского папы наверняка и является изображением одного из римских пап, подумал я. И с радостью приступил к чтению латинских надписей.

    Но не тут-то было! Надписи опять оказались русскими.  И опять я не поверил своим глазам: на головном уборе я читаю слова: РЮРИК ЯР над крестом, и слово ХАРАОН под крестом. Затем я перехожу к чтению надписей на глазах, ЯР, и на верхней губе: РЮРИК. Далее я читаю слова на бороде: ВОИН ВИМАН, то есть, ВОИН ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. Так что сомнений в том, что на статуе показан именно Яр Рюрик.

    Складки на груди я читаю в обращённом цвете: В 35 АРКОНЕ и в прямом цвете В 55 ГОДУ ЯРА, что означает: В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ В 911 ГОДУ НАШЕЙ ЭРЫ. Это – не дата жизни Яра Рюрика, который умер в 881 году н.э., то есть, за 30 лет до создания этой статуи. И, наконец, на навершии посоха я читаю слова: 33 АРКОНА, то есть, ЛАДОГА. Так что перед нами – парадная статуя Рюрика Яра для её хранения в храмах. – И, что интересно, как бы крест в правой руке оканчивается ножом внизу, и этот нож прорезает книгу. Это – символ того, что Яр Рюрика перешёл от науки (книга) к военной технике (самолёт в виде креста-кинжала).

     

    Рис. 16. Бетонная стенка и моё чтение надписей на ней

    Меня заинтересовала стенка за данной фигурой, поскольку мне показалось, что на ней имеются надписи. Для их чтения я усилил контраст фотографии. В целом стенка примерно одноцветная, с небольшой разницей в контрасте. 

    Я перехожу к фрагменту, находящемуся над самой яркой надписью на стене и чуть левее. Там я читаю надпись: 33-35 АРКОНЫ МАРЫ ХРАМ МИМА ХАРАОНА МАРЫ, что на современном русском языке означает: ЛАДОГИ-ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ХРАМ МАРЫ ЖРЕЦА И ХАРАОНА МАРЫ. Иначе говоря, то, что называется «Фрицлавским собором», на деле оказывается постройкой 1241 года (а не 732 года н.э.) и ХРАМОМ МАРЫ, созданным воинами из Ладоги и Великого Новгорода. Так что, как обычно, археологи нас обманывают и в смысле атрибуции храма, и в смысле его датировки.

    И далее я читаю наиболее яркую надпись: МАСКА МАРЫ, то есть, КЛАДБИЩЕ ПАВШИХ ВОИНОВ. И это вполне понятно, поскольку весьма часто кладбища примыкали именно к храмам богини Мары, богини болезней и смерти. Так что я получил третье подтверждение того, что нахожусь именно в храме Мары, позже перестроенного в храм христианский.

     

    Рис. 17. Надпись на стене на выходе и моё её чтение

    Из подсобного помещения был выход на улицу сзади собора, в небольшой дворик, некий служебный ход. Для кого по замыслу архитектора?  Я решил, что надпись на стене мне ответит на этот вопрос. Однако, пока я выбирал кадр, в него попали вышедшие из помещения моя помощница Маша и члены нашей группы.

    И сейчас, прочитав надпись, я получил ответ. На стене было написано, чуть выше – слова МИМ МАРЫ, а чуть ниже – РИМА ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА ХРАМ. На современном русском языке это означает: ЖРЕЦ МАРЫ. ХРАМ (МАРЫ) ХАРАОНА РИМА РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА, ибо РИМ РЮРИКА – это Западный Каир.  Так что подсобное помещение – это резиденция настоятеля храма, ЖРЕЦА БОГИНИ МАРЫ, и вход в помещение со двора – это его личный вход.

    Так что храм был построен, как русский ведический храм Мары. Затем он стал католическим, позже – протестантским, а ныне – бесплатным музеем, приписанным  Бонифацию.

     

    Рис. 18. Плитки мостовой и моё чтение надписи на них

    Мы покидали собор, идя по небольшим улочкам мимо примыкающих к собору зданий, внутри его территории. Сами улочки были вымощены, где натуральными квадратными камнями, где бетонными прямоугольными плитками. Нет ли надписей на плитках? На всякий случай я сфотографировал и их, примыкающих прямо к стене собора, рис. 17. А затем усилил контраст изображения в центре и приступил к чтению.

    И я прочитал такие слова: ВИМАН МАРЫ 30 АРКОНЫ МАРЫ ХРАМ РЮРИКА, что на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ДЛЯ ВОИНОВ САМОЛЁТОВ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА.  Это и есть официальное наименование собора, который позже был приписан немецкому христианскому борцу с ведическим мировоззрением Бонифацию.

     

    Рис. 19. Два сюжета из церкви Марбурга

    На следующий день мы пошли осматривать церковь Марбурга. Она была действующей, и, к моему удивлению, за её посещение пришлось заплатить. Меня сопровождала женщина-экскурсовод, которая  рассказывала заученный официальный текст, настолько убеждённая в нём, что спорит с ней или даже сомневаться в каких-то её утверждениях не было никакой возможности. Она уговорила меня, Машу, Октая и переводчицу зайти хотя бы на 20 минут, но мы там провели 1,5 часа. Мы миновали молельный зал и прошли в подсобное помещение, как это было в Фрицларе.

    Вместо росписи стен или икон как плоских картин здесь находились барельефы, в том числе и раскрашенные, или групповые портреты, как можно видеть на рисунках 19 и 20. Мне показалось, что тут русских подписей нет, а потому я сфотографировал их весьма мало. И, возможно, потому, что здесь мне настойчиво предлагали официальную германскую историю, не давая самому внимательно разглядеть артефакты.

     

    Рис. 20. Ещё два сюжета из той же церкви

    Обсуждение.

    По сути дела, я нормально рассмотрел только один храм, находившийся в городе Фрицларе (первоначально Фриденсларе, в честь Винфрида) в средней Германии, в Гессене, куда привели меня мои русские друзья в первый же свободный день. Вероятно, они догадывались, что этот храм имеет какое-то отношение к России, хотя мне этого не сказали. В наши дни храм является в то же время и общедоступным музеем, что позволяет рассматривать не только основной зал для молитв, но и подсобные помещения. Именно они и представили для меня наибольший интерес.

    Удалось выяснить, что когда-то это был храм Мары войска Рюрика, и даже – дата его постройки, 1189-1242 ГОДЫ НАШЕЙ ЭРЫ. Также удалось установить, когда был спилен священный дуб Донара 1241 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Иными словами, дуб был спилен за год до завершения строительства собора, видимо, когда шла отделка внутренних помещений, то есть, когда собор был практически построен. Это означает, что искоренение немецкого ведизма было связано вовсе не с усвоением христианства, а с постройкой войскового храма Мары Рюрика. Иначе говоря, с переходом немцев от регионального ведизма к мировому.

     

    Рис. 21. Третий сюжет из той же церкви

    Этот храм Мары напоминает о своём ведизме не только стенами, плитки и цементные которого снаружи и внутри свидетельствуют об этом, но и статуями и барельефами, которые в нём находятся. Помимо жрецов Рюрика, которые проповедовали ведизм либо с книгой, либо с макетом самолёта, в этом храме мне удалось выявить два портрета Рюрика, и оба – как христианских священнослужителей высокого ранга, либо как кардинала на барельефе, либо как папы Римского на статуе, где самолёт в виде кинжала пронзает бывшее до того региональное учение.

    Однако позже отмену региональной религии и поклонения Донару приписали не ему, а христианству, которое победило в Риме и на Руси, скорее всего, в 30-е годы XVII века, а вовсе не в 20-е годы VIII века н.э., то есть, на 9 веков позже. Тем не менее, христианство даёт датировку с этим хронологическим сдвигом. Так, в работе [1] можно прочитать такие слова: «Имя святого Бонифация – подвижника и миссионера Западной Церкви VIII века, почти неизвестно в России. Только узкий круг историков-медиевистов знаком с жизнью и трудами этого святого. В то же самое время священномученик Бонифаций явился основоположником новой эпохи в жизни Западной Европы, был непосредственным участником тех процессов, которые в конечном итоге сформировали лицо средневековой Европы. Его деятельность значительно повлияла на судьбы многих европейских народов. Его личность является ключевой не только для понимания событий, происходивших в середине VIII века во Франкской империи, но и для нашего времени, когда Православие возвращается в Западную Европу как неотъемлемая часть ее религиозной жизни».

    И далее следует изображение якобы Бонифация на витраже.

     

    Рис. 22. Святой Бонифаций из [1] и моё чтение надписей

    Но действительно ли на витраже изображён святой Бонифаций? В храме Мары Фрицлара мы видели ряд статуй и барельефов, по виду вполне католических, однако являющихся изображениями жрецов Рюрика и самого Рюрика. Так что для понимания этого персонажа на витраже необходимо прочитать на нём надписи.

    И я читаю: на нимбе – ЯРА ХРАМА МИМ, то есть, ЯРА (РЮРИКА) ХРАМА ЖРЕЦ, на бороде – МАРЫ МИМ, то есть. ЖРЕЦ БОГИНИ МАРЫ, на одежде верхней части торса – С НИМ К ЯРУ РЮРИКУ, МИМУ (ЖРЕЦУ) МАРЫ. Разве это Бонифаций? Дурит нашего брата православный иеродиакон Евфимий (Моисеев)!

    Но послушаем этого проповедника католицизма далее, ибо всякий человек может ошибаться: «Его личность уже неоднократно была предметом исследования многих ученых на Западе – в первую очередь, в Германии и Англии. В то же время в отечественной историографии имя святого Бонифация до сих пор остается малоизвестным. За исключением нескольких словарных статей, помещенных, главным образом, в дореволюционных, малодоступных энциклопедических изданиях, на русском языке до последнего времени не существовало специальных работ, в которых бы рассматривалась его жизнь и миссионерское служение. В семинарских курсах Истории Древней Церкви его имя упоминается как бы вскользь и мимоходом, а оценки его миссионерской и церковно-организационной деятельности, как правило, субъективны и противоречивы.

    Уже первая (по крайне мере, из известных нам) статья о Бонифации, опубликованная в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона, не лишена внутренних противоречий. "Основав... Германскую Церковь, он обязал ее безусловной покорностью Риму. Епископы должны были давать клятву, что они до конца дней своих пребудут покорны Римской Церкви, святому Петру и его наместнику"[2:370]. Эта негативная оценка деятельности Бонифация неожиданно сменяется весьма положительной характеристикой его личности: "Приверженность к Риму отнюдь не мешала Бонифацию быть человеком твердой веры, высокой души и благородного характера"[2:370].

    И далее автор осуждает статью  о Бонифации, написанную в Православной богословской энциклопедии: «Статья "Бонифаций", помещенная в Православной богословской энциклопедии, написана в очень резком тоне. Ее автор, который, к сожалению, остался неизвестным [3], по сути дела вообще отрицает значение Бонифация как христианского миссионера. "Его труд состоял... не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма, который в его глазах был тождествен с правильно устроенным христианством... (курсив мой – и. Е.) Обращая язычников в христианство, он в то же время старался силою или кознями изгонять независимых (? – и. Е.) христианских миссионеров и заменять их римскими священниками, и этим достиг того, что ко времени его смерти часть Германии, принявшая христианство, была уже прочно связана с римской кафедрой" [4]. При этом ни слова не говорится, ни о духовно-просветительской деятельности Бонифация, ни о его мученической кончине» [1].

    Меня удивляет осуждение иеродиаконом связи проповедника католицизма Бонифация  с римским папой, что с точки зрения католиков явилось замечательной чертой Бонифация.

    И далее иеродиакон рассматривает историю Бонифация: «Винфрид прибыл в Рим в конце 718 г. и был принят папой Григорием II. 15 мая 719 г. он получил от папы грамоту, где впервые назван Бонифацием – тем именем, с которым он и вошел в историю. В этом документе подтверждались его полномочия как миссионера, хотя ему и не было указано конкретное поле деятельности. Лишь в самых общих чертах его задача определялась как проповедь христианской веры, а также в грамоте содержалось требование придерживаться при крещении римского обряда и "по возможности" сообщать о возникающих трудностях папе.Летом 719 г. он отправился в Тюрингию, которая считалась в Риме христианской страной. Однако положение там оказалось более сложным, чем предполагалось. Обращенные в христианство предшественником Бонифация, св. Килианом, государи, герцог Гоцберт и его сын Хетан II, были убиты, возможно, как раз из-за их попыток распространить христианскую веру среди своих подданных, которые предались язычеству или смешивали христианство с идолопоклонством».

    Если полагать, что католики просто заменили летоисчисление по Рюрика на летоисчисление по Христу, тогда 719 год оказывается годом 719 + 856 = 1575 годом н.э., то есть, эпохой Возрождения. Именно тогда Винфрид стал Бонифацием. Любопытно, что в католицизме, где нет икон, весьма много статуй с католическими святыми. И люди им поклоняются. Интересно, какой термин для этого необходимо употребить?

    «Святой Бонифаций по происхождению был англосаксом. Он родился в начале 70-х годов VII в. неподалеку от города Эксетер в княжестве Уэссекс, расположенном на юго-западе Англии, и в крещении получил имя Винфрид… 30 ноября 722 г. Бонифаций был рукоположен в сан епископа и принес клятву верности апостолу Петру и его преемнику. Впервые в истории папства рукоположение епископа неиталийского происхождения было совершено по чину, употреблявшемуся до этого исключительно для епископов римского митрополичьего округа. В этой клятве некоторые исследователи усматривают якобы уже тогда проявившуюся приверженность Бонифация "папизму", хотя в ней не содержится ничего противоречащего каноническим принципам Древней Церкви: Бонифаций клялся быть верным Римской Церкви, не иметь общения с епископами, которые не придерживались канонических предписаний и бороться с их деятельностью. Поставив Бонифация епископом, папа Григорий II отослал его назад с письмами, требующими повиновения новопоставленному епископу от духовенства его новой епархии в Тюрингии и Гессене. Кроме того, с письмом и просьбой о защите и помощи он обратился также и к Карлу Мартеллу, взявшего Бонифация под свою защиту.

    Вернувшись в Гессен, Бонифаций с лихвой возместил ущерб, который Церковь понесла за время его отсутствия, когда многие жители этой страны перешли в язычество. Чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги, Бонифаций срубил в местечке Гисмар около города Фрицлар, дуб, посвященный богу грома Тору. На этом месте была возведена деревянная часовня, посвященная Спасителю. Для язычников это было зримым знаком того, что христианский Бог могущественнее и сильнее языческих богов» [1].

     

    Рис. 23. Расположение Фрицлара в Гессене

    Так что бог Донар – это Тор, что же касается Гисмара, то немецкая Википедия пишет:

    «Гайсмар (Фрицлар) – деревня примерно с 1 тысячей жителей в северном гессенском Круге Швальм-Эдер, на краю долины Эдер  на гессенской Эльбе. Это место является частью города Фрицлара и  отделено от его ядра горой Экенрих.

    В 1970-е годы по требованию немецкого общества исследований и местного управления по уходу за памятниками Гессена (в Марбурге) были проведены массивные раскопки  деревенского поселения на примерно 550 м к юго-западу от сегодняшнего центра деревни вблизи восточной подошвы горы Бинига на площади в 9 гектар бывшего Гайсмара. Это поселение, возникшее примерно в 200 году до н.э., пережило до 1 тысячелетия после н.э. несколько фаз своего развития, являясь оседлым во времена переселения народов, как утверждают археологи. С 1998 года тут построено несколько зданий музея «Старый Гайсмар» В 723 году вблизи Гайсмара был уничтожен священный дуб Тора. По некоторым версиям, она находился на главе церкви Иоанна, по другим – на сегодняшней площади собора святого Петра, в 1,5 км от Гайсмара.

     

    Рис. 24. Деревянный памятник Бонифацию в деревне Гайсмар

    В средние века деревня принадлежала графству Маден, затем ландграфству Гессен непосредственно по соседству с майнским Фрицларом и графством Вальдеком с другой стороны. 13 августа 1525 года священник и реформатор Иоганн Хефентрегер прочитал в церкви Гайсмара прощальную проповедь для своих приверженцев в Фрицларе. Он сыграл ведущую роль в распространении реформации в графстве Вальдек. С 31 декабря 1971 года самостоятельный посёлок Гайсмар вошёл в состав Фрицлара в ходе административной реформы в Гессене» (Википедия).

    Получается, что реформация пришла в Фрицлар в 1525 году. Осталось рассмотреть, когда же был построен собор святого Петра на месте храма Мары. Статья Википедии «Фрицларский собор» на немецком языке помогает сделать это: «Церковь и монастырь, основанные в 723/724 годах, восходят к храму св. Бонифация, и стали отправной точкой развития города Фрицлар. Фрицларский собор является одним из наиболее исторически и архитектурно значимых памятников в северной части Гессена. Его преимущественно романское здание восходит к начатому в 1085/90 годах высокому строению, которое было в позже восстановлено в позднем романском стиле»

     

    Рис. 25. Образец романской архитектуры, Шпайский собор (Википедия)

    И опять я сомневаюсь, ибо прототип Иисуса Христа, Иса Кресень умер в 1086 году, только-только создав своё учение. Так что, скорее всего, речь идёт о другой дате, много позже 1241 года, года был срублен  священный дуб. Однако, если 1241 год н.э. соответствует 723 году в интерпретации католиков, то 1085 год в их же интерпретации приходит через  362 года, то есть в 1241 + 362 = 1603 году.

    Читаем далее: «В 1916 году во время археологических раскопок были обнаружены остатки очень скромного церковного здания шириной около 12 м, которое находилось над первым предшествующим зданием. Эти остатки происходили из маленькой постройки после разрушения 1079 года [6] До открытия старшего предшественника в 1970 году, первые раскопанные в 1916 году строительные остатки  были ошибочно поняты, как постройка Бонифация».

     

    Рис. 26. Крипта под северной частью хора Фрицларского собора

    Следовательно, подсобное помещение, скорее всего, и было остатками храма Мары, который археологами был назван «постройкой Бонифация». И разрушилось оно в 1079 году, за 6 лет до постройки собора в 1085 году по католическому летоисчислению, то есть, в 1597 году. Что же касается прихода реформации в Фрицлар в 1525 году, то она вряд ли повлекла за собой перестройку собора. Википедия (статья «Реформация») пишет: «Разрешение политических споров не положило конец спорам догматическим. После смерти Лютера его ближайший помощник Меланхтон не смог сохранить единство лютеран. Он постоянно пытался найти компромисс — то с католиками, то с реформатами, что вызывало неудовольствие гнесиолютеран. В результате лютеранские богословы почти на 30 лет оказались вовлечёнными в ожесточённые теологические споры. Не обошлось даже без казней несогласных, что, однако, вызвало всеобщее возмущение. Помимо прочего, подобные споры не способствовали сплочённости лютеран перед лицом внешнего противника, поэтому в дело вмешались правители немецких земель. В 1576 году по инициативе курфюрста Августа Саксонского в Торгау состоялось обсуждение предварительных материалов, составленных Якобом Андреэ и Мартином Хемницем, был составлен документ «Torgisches Buch», разосланный различным земельным церквям для ознакомления с их мнением. К 1580 году работа была практически закончена, итоговый документ получил название Формулы Согласия. С выработкой Формулы Согласия и созданием корпуса Книги Согласия основные теологические споры внутри Евангелической Церкви были завершены».

    Так что, скорее всего, протестантская часть собора возводилась уже после 1600 года. А на рис. 26 показана крипта под северной частью хора Фрицларского собора с картины маслом художника Карла Финка, 1868 года. Музей Гессена в Касселе. Эта крипта, как раз и является остатками храма Мары, в котором я побывал. Разумеется, точными являются только данные о датировке храма Мары. Католические и реформационные датировки пока даны мною весьма ориентировочно.

    Что же следует из всего изложенного? На поверхности лежат хронологические сдвиги археологов: они датирую христианские события более древним временем, чем в действительности. Эти замечания я делаю практически в каждой моей статье, так что их можно считать просто дежурным блюдом.  

    Достаточно банальным можно считать и строительство протестантской башни собора после католической со сдвигом примерно в одно столетие или чуть меньше. Но то, что ведический храм Мары Яра Рюрика в Фрицларе был закончен постройкой спустя год  после того, как святой Бонифаций якобы навсегда покончил с ведизмом в Гессене, говорит о том, что русский ведизм как мировая религия отстроила воинский храм вопреки мнению христианского подвижника, который, вероятно, смог искоренить веру в германского Тора, но не смог остановить военных строителей русского ведизма. Иначе говоря, в 40-годы XIVвека ещё строились ведические храмы в самых разных землях тогдашней Западной Европы.

    Но и это ещё не всё. Выяснилось, что в крипте мало кому в России известного Фрицлара сохранились витражи, барельефы и статуи Яра Рюрика, причём в католическом облачении. Да и сам храм Мары принял католический вид романского стиля. Это наводит на мысль о том, что вряд ли только в Фрицларе, только в Гессене и вообще только в Германии сохранилась эта древность русского ведизма. Но если так, то появляется интереснейшее направление исследования: где, в каких странах, и как конкретно выглядят храмы, и особенно содержимое их крипт и витражей, и нет ли среди них изображения Яра Рюрика и его ближайших сторонников.

    Заключение.

    Вот так, начав с посещения собора, казалось бы, провинциального города центральной Германии, посетив его крипту, я вдруг вышел на интереснейшие  артефакты эпохи Рюрика.    

    Литература.

    1. Иеродиакон Евфимий (Моисеев). Святой Бонифаций – апостол Германии. 6 мая 2003 года. Источник: http://www.pravoslavie.ru/1462.html

    2. Бонифаций / Энциклопедический словарь. Т. IV. СПб, 1891. С. 370.

    3. Скорее всего, автором этой статьи был кто-либо из профессоров Санкт-Петербургской духовной академии. По крайне мере, все доктора церковной истории, указанные среди авторов этого тома энциклопедии, были профессорами СПбДА. 

    4. Бонифаций / Православная богословская энциклопедия. Петроград, 1903. С. 942.

    5. Неофит Владимирович Малицкий (1871-?). Магистр церковной истории, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.

    6. Освальд Фридрих: Структурное развитие Фрицларского собора после исследований 1969 года. Краткий отчет. В: магистрат города Фрицлар (Hrsg.): Фрицлар в средние века. Фестрифт к 1250-летию. Фрицлар, 1974, с. 62-63.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову