Новые исследование пустыни Наска и другие новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Вновь выявленные петроглифы.
  • Новое понимание скифов.
  • Дисколёт с Марса и его обитатели.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Вновь выявленные петроглифы.

     Рис. 1. «Бэтмэн» и другие петроглифы, найденные в долине Сиуас в Перу

    О них можно прочитать в заметке [1]: «Загадочные линии и фигуры на плато Наска были не астрономическими инструментами индейцев, а "дорожными храмами", построенными на пересечениях важных дорог древнего Перу. Об этом пишут ученые, опубликовавшие статью в журнале Antiquity.

    Загадочные линии и фигуры на плато Наска открыли в середине XVI века испанские конкистадоры, которые сочли их "путевыми знаками". Повторное открытие геоглифов состоялось лишь в 1939 году, когда об их существовании заявил перуанский археолог Торибио Ксесспе. В тот же год американский историк Пол Косок сделал с самолета первые фотографии. По современным оценкам, на пустынном высокогорном плато протяженностью 70 километров "нарисовано" более 30 гигантских животных и растений, несколько сотен абстрактных геометрических фигур и 13 тысяч линий, многие из которых видны из космоса. Рельефные изображения этих линий попали на золотой диск с информацией о Земле и человечестве, который отправился в межзвездное пространство на "Вояджере". Пока среди археологов и историков нет единого мнения насчет того, как представители культуры Наска, жившие на плато в середине первого тысячелетия нашей эры, смогли "вычертить" гигантские рисунки. Ученые спорят и о том, какую роль играли геоглифы в жизни индейцев. В разное время исследователи полагали, что это своеобразные "обсерватории" или изображения созвездий.

     

    Рис. 2. Город Сауаши, его вид, реконструкция и моё чтение надписей [2, рис. 15]

    В последние годы появилась версия о культовом предназначении рисунков: геоглифы Наски, как и похожие на них комплексы в Боливии и Амазонии, могли использоваться индейцами для общения с богами. Некоторые историки, такие как египтолог Генри Стерлин, придерживаются относительно парадоксальных и в то же время утилитарных точек зрения: по их мнению, наска использовали фигуры и линии в качестве гигантского ткацкого станка для плетения саванов.

    Бикулис и его коллеги предложили новое объяснение их сущности, по сути, вернувшись к идеям испанских конкистадоров и хронистов. Они обратили внимание на то, что многие рисунки на плато Наска и в других регионах Перу были расположены рядом с перекрестками крупных древних дорог, построенных инками в Андах в доколумбову эру.

    Это заставило их предположить, что дороги и геоглифы могли быть связаны друг с другом. Для проверки этой идеи ученые отправились в ущелье Сиуас на юге Перу, на чьих склонах и дне присутствуют одни из самых крупных наскальных рисунков древних индейцев.

     

    Рис. 3. Моё чтение надписей и выявление ликов на фрагменте «А» рисунка 1

    Канадские археологи составили детальные карты местности, в том числе и древних дорог, используя снимки с дронов, а также результаты раскопок на месте. Многие из них, как обнаружили исследователи, почти полностью исчезли за последние два тысячелетия. Их следы сохранились лишь в виде глиняных черепков, прочих артефактов и особой структуры грунта. Что интересно, все геоглифы были разбросаны по долине далеко не случайным образом. Они почти всегда находились у кромки долины, рядом с дорогами или крупными поселениями людей. Чаще всего они были расположены в тех точках, где находились самые важные выходы и входы в ущелье Сиуас.

    Многие из этих рисунков, как отмечают ученые, похожи по своему начертанию на узоры, которыми покрыты многие ритуальные керамические сосуды и некоторые ткани древних инков и прочих индейцев Перу. Вдобавок, обломки подобной посуды, а также прочих религиозных артефактов Бикулис и его коллеги нашли рядом с этими геоглифами.

    Это, как считают исследователи, говорит о том, что эти загадочные каменные конструкции, построенные на перекрестках древних дорог, могли служить своеобразными "дорожными часовнями" для древних инков и прочих жителей Анд, желавших безопасно достичь цели своего путешествия».

     

    Рис. 4. Обрыв пустыни Наска и моё чтение надписей

    Я с привычным удивлением на фантазии археологов насчёт индейцев читал эти строки, поскольку уже в 2009 году в моей статье [2] показал, что в окрестностях города Сиуас, или Сиуаш имеются засыпанные песком пирамиды, посвящённые русским богам и подписанные по-русски, рис. 2. И в той же статье я сделал вывод о том, что «все проанализированные древние артефакты обязательно подписывались, причем подпись по отношению к основному изображению делалась очень мелкой и малоконтрастной. В этом смысле сам принцип нанесения надписей ничем не отличался от таковых у петроглифов, разве что надписей было гораздо меньше по числу (в силу технической сложности их создания). Если на камень надписи можно наносить в течение многих столетии, ибо камень доступен в любое время, то надписи на геоглиф наносились только в период его создания. Но пропорции и характер размещения надписей (а на части геоглифов и ликов) вполне сопоставимы с таковыми на петроглифах. Именно поэтому переход от изучения петроглифов к геоглифам не только не представляет труда, но, напротив, кажется после изучения камней более легким видом эпиграфической деятельности».

    И ещё один вывод: «практически все древние геоглифы возникли в один исторический период (с точки зрения наших предков) – в эпоху Яра»[2]. ЯРА РЮРИКА, добавил бы я сегодня. Кстати, уже через год в статье [3] я обсудил гипотезу, высказанную в стать Августа Штайнманна «Перуанские знаки на земле – свидетельства доисторических полётов?» [4]. Мои выводы были таковы: «Геоглифы относятся к одной из форм русской культуры, однако против русской культуры более тысячелетия велась информационная война, в результате которой многие сведения были уничтожены, а очень важные документы спрятаны. Сами же проявления этой культуры были приписаны тем народам, которые проживали на данной территории сравнительно недавно, но до европейцев. На американском континенте такими народами были индейцы; следовательно, все надписи культуры Наска были приписаны индейцам (которые к этому не имеют ни малейшего отношения). Эта презумпция «индейского следа» присутствует и в данной статье Августа Штаймана.

     

    Рис. 5. Моё чтение надписей и выявление лика на фрагменте «B» рисунка 1

    Презумпция неверная, оттого оказались неверными и сами выводы. Однако в данном случае я критикую данную гипотезу извне, а она противоречива и изнутри, что существеннее. Для доказательства этого допустим, что культура Наска синхронна с геоглифами и попытаемся рассмотреть два момента: возможность запуска змеев индейцами и возможность развития змеев до дельтапланов.

    Первое предположение противоречит историческим фактам. Крупные змеи неизвестны историческим народам (хотя как игрушки они существовали в Китае). Наилучшие условия для запуска - побережье крупных водоёмов, где из-за разности прогрева суши и воды Солнцем всегда существует ветер. В более или менее однородной пустыне действительно существует восходящий поток, но практически отсутствует поток набегающий, тот самый, который создает подъёмную силу. Все путники, прошедшие через пустыню, постоянно жаловались на отсутствие ветра и на жуткое пекло. В таких условиях просто перемещаться по поверхности стоит неимоверных усилий, а бегать целыми командами, таща на веревке тяжелый змей - это будет каторга похлеще галер!

    Далее, совершенно непонятно, почему бы не освободить от камней всю поверхность пустыни, а не только дорожки. Ведь если, следуя автору гипотезы, ветер мог менять направление, то бегать следовало и по диагонали, и поперек линий, однако этого наземные службы почему-то не сделали. А из этого вытекает, что прямые дороги были нужны не тем, кто оставался на земле, а тем, кто находился в воздухе, служа им ориентирами. Ориентирами чего? Наземных служб? Вряд ли! О местах приземления можно было договориться заранее. А еще лучше – обозначить их изображением змея или дельтаплана. Однако таких изображений в пустыне Наска нет. Тем самым, вся эта гипотеза сама «повисает в воздухе».

     

    Рис. 6. Геоглифы и петроглифы Пальпы

    Очень сложно обосновать тезис и о перерастании змея в дельтаплан. Дело тут не в размерах и не в отсутствии изощренной мысли конструкторов прошлого, а в отсутствии необходимых конструкционных материалов. Первый парашют чисто умозрительно изобрёл еще Леонардо да Винчи, однако необходимый конструкционный материал в виде парашютного шёлка появился только в первой половине ХХ века, и только поэтому отечественный изобретатель Котельников смог создать не модель, но применявшееся в армии изделие. Отто Лилиенталь чуть раньше пытался создать плащ-планер, однако в его время нужных конструкционных материалов не нашлось. И дельтаплан возник только тогда, когда промышленность смогла создать и предельно лёгкий прочный каркас, и облегченную несущую плоскость крыла. Ничего такого у индейцев быть не могло.

    Это – техническая сторона проблемы. Но имеется и эстетическая, и культурная. Индейцы должны были бы изображать на поверхности произведения своей культуры, и, прежде всего, своих богов, но никак не обезьян и не птицу колибри, которые в пустынях не водятся. А если это была зрелая культура, которая знала животный мир тропиков и субтропиках, осваивая пустыни, то это – явно не культура индейцев. Словом, перед нами - типичная гипотеза  ad hoc, гипотеза «по месту», исходящая из неверных предпосылок и переносящая на древний мир и совершенно другие природные условия некие фрагменты современной цивилизации. Ничего кроме улыбки она вызвать не может» [3]. Хотя в принципе, идея нанесения знаков на землю для ориентации воздушных судов, у меня никакого возражения не вызвала. Скорее всего, так и было, но не у индейцев Наски. 

    Противоречия в трактовке геоглифов пустыни Наска я заметил в моей статье [5], отметив: Приведённые сведения дают весьма мозаичную картину современных знаний о геоглифах Наски. Википедия приводит общие соображения, но датирует индейскую культуру Наска 3-9 веками н.э.; Марк Райндель отодвигает начало этой культуры на 500 лет, датируя ее 2-м веком до н.э. Когда так смело прибавляют или убавляют половину тысячелетия, можно заподозрить, что исследования пока проводились весьма поверхностно, а датирующих предметах в раскопах не найдено. По косвенным данным геоглифы наносились вовсе не в пустыне, кроме того, моллюски Spondylus ныне обитают гораздо севернее. Если учесть эти факторы, то геоглифы имеют возраст как минимум в 10,5 тысяч лет до н.э. или 12,5 тысяч лет от нас, и созданы вовсе не индейцами. Но индейцы могли на них молиться, посвящать им свои рисунки и т.д. Современные индейцы никаких мифов или легенд, связанных с геоглифами, не имеют, иначе об этом упоминал бы каждый исследователь.

    Нахождение Марком Райнделем храмов на окраине геоглифов – еще одно косвенное подтверждение несинхронности храмов и индейской культуры Наска. В палеолите храм и был центром социальной жизни; начиная с античности центр оккупировала политическая власть, тогда как храмы занимали более скромное место, но рядом с дворцами, а вовсе не на огромном удалении. В этом состояло географическое отличие государственного строя от храмового. Что же касается системы подземных ходов и особенно храмов в горных пещерах, то это – опять-таки черта храмового строя. Я на ряде примеров убедился, что все христианские пещерные храмы были построены не христианами, а их далёкими предками, поскольку тогда преобладало не строительство, а рытьё пещер (прямо противоположная по направленности операция, требующая неизмеримо больше затрат, чем строительство). Так что древние ирригационные системы, подземные коммуникации и пещерные храмы вполне могли быть освоены индейцами вторично, но использовались они не все и не в полной мере, внушая индейцам одновременно суеверный страх по поводу  таких могучих предков, их вырывших.

    Весьма важное признание сделал Тайхерт, заявивший, что письменных свидетельств не сохранилось. Он имел в виду индейскую культуру Наска, которая не оставила никаких письменных памятников. А поскольку я уже прочитал ряд надписей по-русски именно на геоглифах пустыни Наска, я опять могу сделать вывод о том, что прежняя культура, создавшая геоглифы, была намного выше не только в отношении техники, в частности, рытья траншей или создания геоглифов, но и в цивилизационном смысле, так как не только владела письменностью, но и оставила нам ряд ее памятников в виде тех же геоглифов. Так что и тут мы видим наличие двух разных культур. Именно для индейской культуры характерно наличие таких сюжетов, как слушанье музыки или употребление кукурузного пива, но там нет никаких церемоний, связанных с использованием геоглифов.

    В моей статье [6] я рассмотрел обрыв пустыни Наска, рис. 4. Сначала я читаю в обращенном цвете надпись вокруг изображения птицы колибри. Тут написаны слова: ХРАМ ЯРА. Затем я обращаю внимание на ближайший склон, который находится в самом низу фотографии в середине. Тут читается название того города, который сделал все эти надписи: АРКОНА. Иначе говоря, мы опять возвращаемся к периферийной культуре Руси Яра. Наконец, весь этот ближайший к обрыву кусок скалы содержит датировку. Тут я читаю две даты: поближе 333, чуть подальше 338 (ГОДЫ ЯРА). Это соответствует 1189 ГОДУ Н.Э. (ГОДУ МАКОШИ), а также 1194 ГОДУ Н.Э.. Опять получается вторая половина XII века, причём изображения (верхнего слоя, поскольку изображения нижнего слоя древнее) создавали всего в течение 5 лет. А сейчас добавлю, что это то был период роспуска войск Рюрика со стороны центральной власти Руси, тогда как воинские гарнизоны на различных места Земного шара, видимо, перешли к самоуправлению и финансовому самообеспечению, показывая, что они вполне способны к существованию.

    Но до статьи [6] я посвятил исследованию геоглифов пустыни Наска специальную статью [7], где поместил рис. 6. Мои выводы из рассмотрения геоглифов Наски таковы: «Поверхностные геоглифы Наски – наиболее нетипичные из всех древних. Возникает впечатление, что они являлись пародией на подлинные древние русские геоглифы, поверх которых они нанесены, и которые являются частями их композиций, как, например, лик Яра в качестве головы обезьяны, или лик Мары как середина какой-то птицы. Поэтому понятно, что они вряд ли являлись навигационными маяками для посадки летательных аппаратов, и в этом смысле Мария Райхе права. Но зато я не могу понять, как это получилось, что, изучая геоглифы в течение нескольких десятилетий, и придя к выводу, что геоглифы залегают на разной высоте и потому имеют разный возраст, она ни словом не обмолвилась о подлинных русских геоглифах, которые находятся слоем ниже. Не заметить их она не могла. Так что остаётся единственная возможность – кто-то из европейских гостей настойчиво попросил ее хранить молчание, что она и сделала до самой своей смерти. Но получается интересная ситуация – то, что признано геоглифами в общественном сознании, типичными геоглифами вовсе не является. Это – новодел более позднего времени, причем совершенно посторонний. А то, что его сделали в общественном сознании эталоном, на мой взгляд, является просто результатом информационной войны. Чтобы любой человек, который услышит о геоглифах, срезу вспоминал бы обезьяну со спиральным хвостом, паучка и птичек, но ничего бы не знал о храмах Яра и Мары, а также об их ликах.

    Можно высказать осторожное предположение об их назначении. Возможно, они явились сигналами для летательных аппаратов о том, что теперь на этом месте никаких храмов не существует, что русских ведистов отсюда выжили, или их победили другие народы, которые иронизируют над русским ведизмом, и к ликам его богов пририсовывают на взгляд победителей смешные тела разных зверушек. Так что приземляться гостям Наски для визита к русским поклонникам Яра и Мары в этом месте смысла нет. Понятно, что понимание геоглифов Наски как самых нетипичных при их огромной популярности может выглядеть довольно странно. Однако многие мои статьи, где я показываю, как же реально выглядят типичные геоглифы, привели меня к данному необычному выводу. При этом новая культура геоглифов не оставила надписей». А сегодня замечу, что выявление многослойных, как минимум двуслойных надписей на любых артефактах – это мой фирменный стиль, вытекающий из весьма тщательного эпиграфического изучения поверхности с письменными или изобразительными знаками. Началось это именно с изучения геоглифов пустыни Наска.

     

    Рис 7. Моё чтение надписей на изображении взлётной полосы

     В моей статье [8] я рассмотрел 4 публикации И.И. Расстригина на сайте «Геоглифы, петроглифы древних славян, ведизм» социальной сети «В контакте», однако для этого мне пришлось продемонстрировать собственные чтения на 10 иллюстрациях. При  этом выяснилось, что И.И. Расстригин читает в лучшем случае половину надписей, в худшем – 1/7. Но даже там, где его чтения соответствуют смыслу действительных надписей, буквы чтения этого эпиграфиста написаны не там, обладают не тем размером и не тем наклоном. Иными словами, он строит некие ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ вместо ЭПИГРАФИЧЕСКИХ УТВЕРЖДЕНИЙ, и все его предположения требуют проверки. То есть, на его дешифровки положиться нельзя. В основном они касались геоглифов пустыни Наска. Так, например, на рис. 7 я прочитал 25 слов, тогда как И.И. Расстригин – всего 2, и не в тех местах. 

    В статье [9] я решил: Вероятно, геоглифы Наски действительно имели какое-то отношение к космическим полётам, однако пока не вполне ясно, какое именно. Подтверждение, приведенное Ситчиным, вообще говоря, может иметь несколько трактовок.

     

    Рис. 8. Моё чтение новой надписи на найденном японскими учёными лике

    На печати могут быть изображения каких-нибудь культовых сцен и соответствующих им символов. Я не настолько силён в культуре шумеров, аккадцев, халдеев и ассирийцев, чтобы давать однозначную трактовку. Однако если бы я был горячим поклонником Ситчина (каковым я совершенно не являюсь), то при очень горячем желании я мог бы усмотреть в четырех предметах между людьми изображения неких летательных аппаратов, скорее всего планеров. Однако обычно на детских рисунков самолётов двигатели не изображаются; вращающийся пропеллер также обычно не виден, так что утверждать точно, что это – не самолёты, я также не могу. Однако если на рисунке изображены пропеллерные машины, то ветер их воздушной струи намного слабее, чем газы реактивного двигателя, так что снимать слой почвы и отбрасывать с пути тяжелые камни он уже вряд ли сможет.

    Была у меня и небольшая заметка с названием, аналогичным нынешнему [10]. Основанием для неё послужила находка нового геоглифа японскими исследователями [11]. Рассмотрев показанные на рис. 8 надписи, я пришёл к выводу:

     

    Рис. 9. Новый геоглиф пустыни Наска и моё чтение надписей

    В ряде моих статей по геоглифам пустыни Наска я показал, что там находились храмы всех основных богов Руси, в том числе и храм Мары. Теперь японские исследователи обнаружили маяк с изображением антропоморфного лика Мары в виде лица женщины славянской внешности анфас. Моё предположение о том, что это – лик Мары полностью подтвердилось. Однако обычно Мара подписывалась как МАРА ЯРА, тогда как в данном случае она явилась МАРОЙ РОДА. Что же касается названия местности как РУСИ ЯРА, то оно полностью соответствует названиям этой местности на других геоглифах пустыни Наска. Я рад, что исследование геоглифов начинает приобретать международный характер.

    Так что к данной статье я пришёл с солидным опытом исследования геоглифов пустыни Наска. Перехожу теперь к рассмотрению надписей, выявленных в заметке [1], и начинаю с рис. 3. Во-первых, я выделяю на изображении самолёт с пропеллером, который очень напоминает по своим пропорциям золотые макеты самолётов, найденный в Колумбии, и относящиеся к эпохе Рюрика. Затем на данном рисунке я выявляю несколько ликов воинов ВВС, что обычно характеризует воинские могилы. И действительно, внутри фрагмента, очерченного чёрной рамочкой (слева от латинской буквы N), я читаю слова МАСКИ МАРЫ, которые как раз и означают: НЕКРОПОЛЬ ПОГИБШИХ.

     

    Рис. 10. Рис. 1D в обращённом цвете и моё чтение надписей

    Чуть выше самолёта я читаю подпись: ХРАМ МАРЫ ВОЙСКА ВОИНОВ ВИМАН МАРЫ, что на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ ВОЙСКА ВОИНОВ ВВС НА САМОЛЁТАХ.  А внутри фрагмента, очерченного белой рамочкой я читаю датировку: 5 ГОД ЯРА, что в пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: 861 ГОД Н.Э. Это – один из весьма ранних следов пребывания войск Рюрика на чужих землях.

    На рис. 4 в процессе работы над нынешней статьёй я замечаю, помимо датировки, надписи на середине изображения: 30 АРКОНЫ ВОЙСКА ВЕРНЫХ ВОИНОВ РЮРИКА, то есть, ВОЙСКА ВЕРНЫХ ВОИНОВ РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА, что однозначно решет проблему авторства ранних геоглифов пустыни Наска.

    Далее я выявляю лики и читаю надписи на рис. 5, для чего поворачиваю изображение на 280 градусов и обращаю в цвете. Тут я выделяю изображение орла с полураскрытыми крыльями и повёрнутой влево головой, символ самолётных частей ВВС Рюрика, а также читаю надписи: СЛАВЯН 30 АРКОНЫ МИМА РЮРИКА, то есть, СЛАВЯН ЗАПАДНОГО КАИРА ЖРЕЦА РЮРИКА. И внизу справа выделяю мужской лик анфас, на котором читаю слова: ВАРЯГ ЯР РЮРИК. Ибо это есть его портрет.

    Далее в этой статье идёт рис.9, который является увеличенным и усиленным по контрасту рис. 1С. Тут в самом центре я выделяю мужской лик анфас, на котором читаю слова: РЮРИКА ЛИК,  а под ним читаю слова: ХРАМ МАРЫ и МАРЫ МАСКИ, то есть, МОГИЛЫ УСОПШИХ. А на рис. 10 я выделяю в центральной тёмной области мужской лик анфас, и рядом читаю надпись: СТАН ВОЙСК ВИМАН 30 И 35 АРКОНЫ, то есть, СТАН ВОЙСК ВВС ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А правее, на светлой внутренней части  этого изображения при усилении контраста, я выделяю пару других мужских ликов, и читаю подпись: МАСКА МАРЫ, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ УСОПШИХ.

    И на рис. 10 я рассматриваю  обращённом цвете рис. 1 D. Внутри поля с зигзагами я сначала рассматриваю более тёмный фрагмента, на котором читаю слова: СТАН ВОЙСК ВИМАН 30 И 35 АРКОНЫ, МАСКА МАРЫ, что означает: НЕКРОПОЛЬ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ОТ СТАНА ВОЙСК ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.  А изображения ликов погибших воинов имеются не только на тёмном фрагменте, но и на светлом фрагменте справа. Я выделяю на тёмном фрагменте 3 мужских лика анфас. Но, вообще говоря, подписи и лики воинов ВВС Рюрика имеются по всему рис. 10. Таким образом, стало окончательно ясно, что наиболее древние геоглифы пустыни Наска оставлены воинами ВВС Рюрика. 

     

    Рис. 11. Скифское изображение зверя

    Новое понимание скифов.

    О нём можно прочитать в заметке [12]: «Скифы не были единым народом, это общее название для ранних евразийских кочевников. К ним относятся европейские скифы, азиатские саки, юэджи Алтая и Тувы и множество других племен. Европейские скифы состояли из родственных, но все-таки разных племен. Их происхождение остаётся загадкой. Большинство исследователей склоняется к центральноазиатской гипотезе о прародине скифов. Культурное единство ранних евразийских номадов раскрывается через так называемую скифскую триаду: оружие, конская узда, звериный стиль в искусстве.

    Скифы не имели своей письменности. О том, что они говорили на языке иранского происхождения, можно судить по именам их царей, богов и других персонажей, упоминаемых античными авторами. Их сочинения — основные нарративные источники наших знаний о скифах. Античный мир интересовался варварами в той мере, в какой вступал с ними в контакты, поэтому сообщения греческих и римских писателей бывают отрывочными и противоречивыми. Самые ранние и полные сведения о скифах сообщает Геродот. Его "История" посвящена важнейшему событию в жизни эллинов — греко-персидским войнам. Четвертая книга "Истории" - рассказ о Скифии. Геродот, возможно, посетил Ольвию, где беседовал со многими людьми: греками и скифами. Его повествование основано на личных наблюдениях, рассказах местных жителей, на литературных источниках. Геродота интересует география Скифии, обычаи, боги, военное дело и погребальный культ. Многие его описания, например, обряд побратимства, совершенно точны. Другие, как например, борьба аримаспов с грифонами, - фантастичны. Геродота интересует все, чем варвары отличаются от эллинов, но у него нет чувства превосходства над ними. Поэтому Плутарх называет Геродота филоварваром. В ассирийских текстах скифы впервые упоминаются в начале VII в. до н. э., там они называюися ишкузи. По Геродоту, персы называли всех скифов саками. В вавилонских текстах скифы и саки называются гимирри (киммерийцы) по имени родственного скифам народа, вторгшегося в Месопотамию. Клинописные ассирийские и вавилонские тексты, хотя имеют отрывочный характер, помогают реконструировать события передневосточных походов скифов. Некоторые хозяйственные документы подтверждают заимствование вавилонской армией элементов скифского вооружения, в частности, лука и стрел, еще до захвата Месопотамии персами. В китайских хрониках упоминается кочевой народ сэ и говорится о живущих к северо-западу от Китая племенах шаньжунов, динлинов, позднее — юэчжей. Эти племена, видимо, соответствуют ранним кочевникам Южной Сибири и Алтая.

     

    Рис. 12. Моё чтение надписей на зооморфной фигурке

    О материальной культуре древних народов дают представления археологические памятники. Памятники культуры кочевых народов происходят в основном из погребений — как из курганов знати, так и из скромных рядовых захоронений. Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и "чисто" скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири. Характерной отличительной чертой искусства скифов является так называемый "звериный стиль". Скифские звери отличаются от прочих способом моделировки поверхности тела. "Тело животного в целом и отдельные его детали – ноги с копытами или когтями, рога оленей, клюв хищной птицы, глаза, уши, пасть зверя, – отмечает Е. В. Переводчикова, – составлены из сходящихся под углом плоскостей. Эти плоскости образуют крупные грани с острыми ребрами, на которых создается неповторимая, свойственная только скифскому звериному стилю игра света и тени. Считается, что выработался этот прием сначала в вышивке, аппликации и резьбе по дереву. По-видимому, именно работа по дереву и натолкнула мастера на мысль о перенесении подобного приема и на другие материалы. Изображения зверей у скифов исполнялись из кости, рога, бронзы, золота, реже – из железа и серебра. Использовалась при этом самая разнообразная техника – литье, штамповка, чеканка, резьба и гравировка". Наиболее популярными у кочевников были звери, обладавшие силой и выносливостью, стремительностью и быстротой реакции, зоркостью и тонким обонянием, мощью первого удара. Подобное стремление подчеркнуть самые важные достоинства того или иного животного привело скифских мастеров к выработке еще одного оригинального изобразительного приема – акцептированию признаков. Некоторые части тела животного в скифском зверином стиле, как правило, преувеличены. Рога оленя по длине обычно не уступают спине животного. Огромный глаз может целиком занимать голову животного или птицы, а часто выходит и за ее пределы. Ноздри и пасть хищника тоже преувеличиваются и также могут выступать за пределы головы, в результате чего сама ее форма бывает продиктована контуром этих деталей. То же самое можно сказать и о голове хищной птицы, состоящей из большого глаза и огромного клюва в виде крючка или даже спирали – до такого доходит изображение клюва, по природе загнутого. Когти на концах лап хищных зверей и птиц также неестественно велики. Этой же цели служил и еще один прием, получивший название "прием зооморфных превращений". Суть его заключается в том, что для усиления или подчеркивания каких-либо деталей их оформляли дополнительными изображениями животных или наиболее важных частей их тел. Так, отростки рогов оленей и лосей, концы лап хищных зверей, копыта травоядных зачастую изображались в виде птичьих головок с загнутыми клювами. Иногда концы лап зверей украшены фигурками свернувшихся в кольцо хищников. Нередко различные фигурки помещаются на бедре или лопатке животного. Для скифского звериного стиля характерен строго ограниченный набор канонических поз. Кажущееся на первый взгляд многообразие их на самом деле сводится всего к четырем: свернувшийся в кольцо хищник, животное с опущенными ногами, животное с ногами, согнутыми под углом и с поджатыми под туловищем ногами, лежащими одна на другой. Птицы обычно изображаются с раскрытыми крыльями.

     

    Рис. 13. Изображение льва и кабана на вазе

    Сюжетные сцены – речь идет о так называемых сценах борьбы зверей и сценах терзания – появляются в скифском искусстве относительно поздно, лишь в конце V в. до н. э. И в них уже вполне осязаемо чувствуются греческие влияния. На протяжении своего многовекового существования (VII–III вв. до н. э.) скифский звериный стиль подчинялся единым законам и руководствовался общими изобразительными приемами. И, тем не менее, в его развитии ученые прослеживают два больших этапа – ранний (VII–VI вв. до н. э.) и поздний (V–IV вв. до н. э.). Для изображений раннего этапа характерны, прежде всего, определенный реализм, целостность образа, стремление мастера приспособить мотив к форме вещи, свободное размещение фигур в пространстве, лаконичность и редкость сюжетных сцен. Излюбленные образы этого времени – баран, грифо-баран, хищники семейства кошачьих, лось, орел, лошадь, горный козел. Более поздний этап отличается усилением схематизма, перенесением акцента на форму украшаемой вещи, меньшим лаконизмом, появлением сюжетных сцен и растительных мотивов, увеличением пышности в орнаментации ("скифское барокко"). Преобладают изображения львов, горных козлов, кабанов, появляются волки и медведи, а место грифо-барана прочно занимает заимствованный из эллинского искусства крылатый орлиноголовый грифон. К концу этого этапа влияние греков настолько усиливается, что скифский звериный стиль иногда называют даже греко-скифским. Правда, это характерно не для всех областей Скифии. В основном, изображения в зверином стиле встречаются на предметах, жизненно важных для скифов-воинов: оружии, конской сбруе, вещах культового назначения, одежде и личных украшениях (они же – предметы, отражающие социальный статус, престиж данного человека: гривны, серьги, пекторали, браслеты, перстни и др.). Особенно много звериных образов и сюжетов использовалось для оформления узды боевого коня: здесь были задействованы практически все мотивы и персонажи, включая рыб и змей, а также сцены терзания копытных хищниками. Звериный стиль, как и вся скифская культура, был новообразованием, появившимся на обширных пространствах степей Евразии не позднее VII в. до н. э., и отражал идеологические воззрения именно ранних кочевников. Зооморфные образы, без сомнения, были навеяны пережитками тотемических верований, но главный смысл скифского звериного стиля – сакральномагический. Изображаемые животные воплощали черты, так необходимые и высоко ценимые кочевниками вообще и скифами в частности. В представлениях многих народов древности образы некоторых зверей или наиболее характерных частей их фигур символизируют перенесение присущих им черт на владельца изображения.

     

    Рис. 14. Моё чтение надписей на животных на вазе

    Кроме того, скифы верили в охранительные свойства предметов с изображениями зверей и птиц, призванных устрашать и отпугивать как врагов, так и злых духов и, тем самым, оберегать хозяина данной вещи. Это были своего рода обереги-талисманы. Однако с недавних пор некоторые ученые, не отрицая магического значения скифского искусства, отдают предпочтение мифологическому его истолкованию, хотя это мифологическое содержание понимается по-разному. Тем не менее они считают звериные образы инкарнациями (воплощениями) различных богов, героев и мифологических персонажей. Классический пример архаического представления о божестве у древних иранцев (а скифы, по всеобщему признанию, относились по языку и культуре к северной ветви обширного иранского мира) – многократные зоо– и антропоморфные превращения бога Веретрагны в "Авесте". Точно так же сцены терзания хищниками травоядных и сцены борьбы зверей находят свое объяснение среди дуалистических воззрений индоиранских народов древности. Наиболее распространенное толкование этих сюжетов – непрерывность жизненного цикла и возрождение через уничтожение и смерть. При этом скифский зооморфный код отличается от универсального лишь тем, что нижний мир обозначен наряду со змеями и рыбами, также и хищными зверями. Среди персонажей скифского звериного стиля встречаются животные, как бы объединяющие собой разные миры, – это так называемые медиаторы. В скифской мифологии роль посредника-медиатора выполнял, в частности, кабан. Он подходил для такой роли из-за своей двойной природы: с одной стороны, это копытное животное, питающееся желудями, а с другой – плотоядный и опасный для человека зверь, родственный хищникам. Поэтому неудивительно, что древнее сознание отвело ему роль посредника между нижней (загробной) и средней (живой, обитаемой людьми) зонами мироздания. В скифском зверином стиле посредством образов зверей выражались определенные идеологические представления, т. е. образ животного или птицы выступал как элемент кода, обладающий определенным значением. При подобном подходе к скифскому искусству его можно представить как своего рода язык, а его произведения изучать как тексты, составленные на таком языке».

    Эта заметка заставила меня задуматься. Я давно понял, что скифы занимали всю Евразию: от Великобритании до Дальнего Востока. Судя по данной заметке, археология потихоньку расширяет ареал обитания скифов, хотя первоначально под ними принимала только ираноязычные народы. Далее археологи выделили так называемый «скифский звериный стиль». Судя по моим работам, кочевники не в состоянии изготавливать подобные артефакты ни по своей профессии (скотоводы), ни по запасам золота (они – не «старатели»), ни по уровню художественной подготовки (они не имели образования живописцев). И, видимо, справедлив вывод археологов: «Скифы не имели своей письменности». Однако все так называемые «скифские артефакты» подписаны, причём не на ираноязычных языках, а на русском языке, и уровень их эстетического воплощения – уровень шедевров. А потому я пришёл к такому выводу: сами скифы, как кочевники, привыкшие к передвижению на лошадях, составляли обычную конницу (не конных лучников). А все ювелирные произведения, найденные у них археологами, были изготовлены в Великом Новгороде и отправлены в воинские храмы на территории Скифии. Иначе говоря, скифам приписали наследие Руси Рюрика. А животные – это отражение различных родов войск, их символы.

    Ради примера я рассматриваю надписи на шее фигурки, напоминающей оленя, рис. 12. Тут я читаю слова: ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ 35 И 30 АРКОНЫ, что на современном русском языке означает: ВОЙСКА САМОЛЁТНЫХ ЧАСТЕЙ ВВС ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЗАПАДНОГО КАИРА. Как видим, о скифах тут нет ни слова.

    А вот ответ на вопрос о том, изображались ли животные ради «отражения скифской действительности», или они имеют чисто символическое значение. Для этого я читаю надписи на рельефных животных на вазе, рис. 14. На теле льва я читаю слова: МАСКА ВОЙСКА ВИМАН РЮРИКА, а на теле кабана – МАСКА ВОИНОВ РИМА ВИМАН МАРЫ. Если вспомнить, что слово МАСКА означает ИЗОБРАЖЕНИЕ, то отсюда видно, что лев символизирует ВОЙСКА ВВС ЯРА РЮРИКА, то есть, ВОЙСКА ВВС РУСИ, а кабан – ВОИНОВ РИМА НА САМОЛЁТАХ ВВС. Так что изображена воздушная война между Русью Рюрика и Италийским  Римом. К сожалению, археологов переубедить невозможно: раз артефакты найдены на территории какого-то этноса, стало быть, их создали представители именно этого этноса.

     

    Рис. 15. Изображение дисколёта (виманы Яра) доколумбовой Америки

    Дисколёт с Марса и его обитатели.

    Эта заметка [13]совсем короткая: «Очень странные, чтобы не сказать больше, артефакты доколумбовой Америки.

    В сети уже давно ходят подобные фото неких загадочнных маянских артефактов. Но, к сожалению, нет никакой, более подробной информации о том, где и когда они были найдены, а так же где они хранятся сейчас. Артефакты похожи на НЛО и внеземных астронавтов. Информация и фото взяты из Фейсбука со страницы группы «Внеземная археология Мексики»: Камни в форме кораблей и пришельцев, обнаруженные в горах в Мексике (место неизвестно) и исследованные доктором Гонсало Франко».

    Дело не в артефактах майя. Дело в том, что они являются макетами кораблей пришельцев, сделанных, видимо, вовсе не этносом майя, а самими пришельцами.

     

    Рис. 16. Моё чтение надписей на изображении дисколёта

    И на рис. 16 я читаю, усилив контраст изображения, на верхней части поверхности макета слова: МАСКА МАРЫ ВИМАН МАРСА, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОГИБШЕГО ДИСКОЛЁТА МАРСА, рис. 16. Вряд ли народ майя умел подписывать макеты по-русски.

    Вообще говоря, в моей монографии [14] я рассмотрел примеры земных дисколётов. Однако марсианские дисколёты мне к тому времени известны не были. Зато теперь мне представляется прекрасная возможность рассмотреть макеты марсианских летательных аппаратов и постараться выявить их отличия от земных, хотя бы чисто внешние, а также прочитать на этих марсианских виманах русские надписи. Дисколёт на рис. 15 показан, видимо, со стороны днища, поскольку у него торча 3 опоры для посадки на землю. А поскольку макет нам показывает со стороны днища, е исключено, что из-за каких-то неполадок он в момент приземления перевернулся.

     

    Рис. 17. Фотография стены с изображениями виман

    Десяток изображений макетов марсианских виман можно видеть на рис. 17, Весьма интересно, что их купола много шире, чем у земных дисколётов (земные дисколёты больше похожи на широкополые шляпы), то есть, они берут много больше полезной нагрузки на борт. У среднего макета дисколёта наружное кольцо зубчатое, что, скорее всего, представляет собой просто деталь отделки. У самого правого дисколёта купол выполнен в виде более мелкого дисколёта. Не исключено, что левый дисколёт имеет грузовое назначение, средний – транспортное, а правый – разведывательное.

    Но для чтения надписей необходимо их рассмотреть отдельно, для чего я увеличиваю их изображение и усиливаю контраст. Эти три макета дисколёта я рассматриваю на рис. 18, где и читаю надписи. Сначала я читаю надписи на левом макете с левого верхнего квадранта на полях. Это – датировка, 8 ГОД ЯРА, 864 ГОД Н.Э.

     

    Рис. 18. Моё чтение надписей на трёх нижних макетах марсианских дисколётов

    Двигаясь по полю дисколёта вправо по движению часовой стрелки, я читаю полную подпись так: ВИМАНА МАРЫ ВОЙСКА МАРСА ВОИНОВ МАРЫ 30 АРКОНЫ ЯРА. 713 МАРСА ВИМАН, что на современном русском языке означает: ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, КОСМОЛЁТ В ВИДЕ ДИСКОЛЁТА ВОЙСКА ВОИНОВ-ДЕСАНТНИКОВ С МАРСА ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА. ВСЕГО 713 МАШИН. Это, разумеется, очень много даже по нашим временам.

    На среднем макете дисколёта я сначала читаю надпись на зубчатом кольце: МАКАЖИ МАСКА, ИСКУССТВЕННОЕ СОЗДАНИЕ, однако, поскольку та же надпись дублируется и на внутреннем кольце, где удобнее читать  в прямом цвете, я перехожу на чтение именно надписей внутреннего кольца. Тут я читаю: МАКАЖИ МАСКА МАРСА ВОИНОВ, ХРАМ МАРЫ ЯРА ВИМАНЫ МАРЫ РЮРИКА, что означает: АРТЕФАКТ ВОИНОВ МАРСА ИЗ ХРАМА МАРЫ ДИСКОЛЁТА-КОСМОЛЁТА РЮРИКА. И, наконец, на правом макете дисколёта, я читаю: ВОЙСКА ВОИНОВ ВИМАН РЮРИКА, а на спускаемом дисколёте – слова: ХРАМ МАРЫ МАРСА.

     

    Рис. 19. Макеты двух кораблей-маток и моё чтение надписей

    На рис. 19 я решил рассмотреть два космолёта-матки. Их я поворачиваю до горизонтального положения в правый профиль. Первый космолёт при увеличении размеров несколько расплывается, однако имеется отдельная картинка в [14], которую я воспроизвожу на рис. 20. Правда, на рис. 19 показан вид с хвоста, а на рис. 20 – с носа. Это – летающая платформа имеет три посадочных мест, и на рис. 19 на задней платформе имеется севший на него дисколёт. На дисколёте я читаю подпись: ВИМАНА ЯРА ВОЙСКА МАРСА РЮРИКА, то есть, ДИСКОЛЁТ ВОЙСКА МАРСА РЮРИКА. Что касается чтения надписей на самой платформе, то я отложу это до рассмотрения рис. 20.

    Второй космолёт похож на корабль при виде сверху. От кормы к носу на верхней диагонали контура я читаю слова: МАРСА МАСКИ ВИМАН ВОЙСКА МАРЫ, ИЗОБРАЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ МАРСА. Иными словами, это не один космолёт, а контейнер для нескольких космолётов. А внутри фрагмента, обведённого прямоугольной рамочкой, я читаю слова:  СУМКА ВИМАН, что означает: КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ДРУГИХ ЛЕАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. – А ведь какое точное слово, которое мне встретилось впервые! 

     

    Рис. 20. Вид платформы с другого ракурса и моё чтение надписи

    И ниже я читаю слова: СТАН ВИМАН 30 АРКОНЫ, что означает: СТАН ВИМАН ЗАПАДНОГО КАИРА. Так что эти дисколёты, платформы и «сумки» летали в земной атмосфере, будучи марсианскими кораблями в составе войск Рюрика.  

    Между тем, как называется платформа, я на ней так и не прочитал, ибо на рис. 19 он видна довольно плохо. А на рис. 20 её видно значительно лучше. За решёткой спереди находится видимо, кабина пилота, а наверху, скорее всего, кабинка астронавигатора, штурмана. Два посадочных места  находятся слева и справа от кабины пилота, а ближе к ней расположены за решётками, вероятно, посадочные фонари, прожекторы. А под правом прожектором я читаю надпись: СУМКА ВИМАН, то есть, КОРАБЛЬ-МАТКА,предназначенная для посадки на него обычных марсианских дисколётов.

    А далее я перехожу к рассмотрению ещё одного изображение этой же платформы, но при виде снизу, рис. 21

     

    Рис. 21. Так же платформа, вид снизу и моё чтение надписей

    Та же самая платформа показана и на виде внизу, рис. 21, но выявить на ней лики и прочитать надписи лучше в обращённом цвете. Кроме того, я усиливаю контраст изображения. И что же? На днище можно увидеть по крайней мера портрет землянина, № 1, и два портрета марсианина, лик № 2 и лик № 3, все анфас. Однако это не те лики марсиан, к которым я привык: их глаза, носы и рты – такие же, как у землян, только вытянуты по вертикали. Единственное отличие – это стоячие уши. Более того, судя по их телосложению сна  рис. 22, это – люди достаточно рослые, что тоже не очень привычно.

    Имеются тут и надписи. На ликах написано крупными буквами: МАСКА МАКАЖИ ВИМАН ЯРА, что на современном русском языке означает: СОЗДАННЫЙ ИСКУССТВЕННО АРТЕФАКТ В ВИДЕ ДИСКОЛЁТА. Внизу добавлено: ЯРА РЮРИКА.

     

    Рис. 22. Портреты инопланетян и моё чтение надписей

    Далее я рассматриваю изображение инопланетян в обращённом цвете, рис. 22. Первое, что хочется заметить, так это наличие на их лицах масок (ибо на рис. 21 те же лица показаны без масок). Видимо, кислород воздуха под высоким по сравнению с атмосферой Марса  давлением они переносят с трудом. На всех трёх воинах маски разные, они кончаются на носу респиратором в виде «свиного пятачка». Зато хорошо видны окошки для глаз, обведённые резиновыми прокладками.

    Далее я перехожу к чтению надписей. На левом персонаже на уровне носа, рта и воротника я читаю слова: МАРЫ ХРАМ РЮРИКА. А на правом персонаже, начиная с верха маски и кончая воротником, я читаю слова: ВОИНОВ СТАНА МАРСА.  Так что это – тоже марсиане, но иного вида по сравнению с теми, которых я рассматривал в моих предыдущих статьях.

    Скафандр марсианского космонавта можно рассмотреть в деталях на рис. 23.

     

    Рис. 23. Скафандр марсианского космонавта в прямом и обращённом цвете

    Обсуждение.

    В этой статье я рассмотрел три сюжета, которые я ранее уже рассматривал, однако теперь они пополнились новыми находками археологов. Первый из них посвящён фигурам пустыни Наска, где изображения исследуются больше полувека. Однако никто раньше не читал там никаких надписей. Сами археологи полагают, что эти фигуры были созданы предками нынешних индейцев.  Возможно, что отчасти эти выводы правильные, ибо в эпоху Рюрика часть населения индейцев могла быть вовлечена в армию ВВС Рюрика, а их потомки, передавая эти знания и контролируя создания новых рисунков, с помощью оставшихся у них самолётов, создали свои подражания рисункам воинов Рюрика. А рисунки воинов Рюрика, как мне стало известно позже, в том числе и в этой статье, намного менее контрастны и выявляются с помощью усиления контраста фотографий. И все рисунки снабжены надписями  и датировками эпохи Рюрика.

    Я особенно рад тому, что среди новых изображений мне удалось выявить изображение пропеллерного самолёта, что пополняет мою копилку самолётных изображений эпохи Рюрика. Пропеллер показан непропорционально большим, фюзеляж укороченным, а вертикальный руль – треугольным, все признаки ранней авиации эпохи Рюрика (пропеллер на золотых макетах изображался редко). Встречен тут и символ орла с полураскрытыми крыльями – символ самолётных частей ВВС Рюрика. Так что теперь стало совершенно ясно, что фигуры пустыни Наска вначале были созданы воинами Рюрика, что при моих ранних изучениях данного материала можно было только предполагать. 

    Второй сюжет тоже мне известен – это так называемые скифские фигуры. Я прочитал на них надписи, которые однозначно доказывают их вовсе не скифское, но русское происхождение из Великого Новгорода. Однако через храмы Мары эти предметы доставлялись воинским гарнизонам ВВС Рюрика на самые разные земли, в том числе на территории скифов. Так что я пополнил свою копилку ещё двумя изображениями.

    Третий сюжет – это  различные мексиканские фигурки, в том числе и летательных аппаратов, которые я тоже рассматривал несколько раз. Но теперь я смог понять отличия марсианских дисколётов от земных не только по подписям, но и по форме. Так что теперь они явятся своеобразными эталонами, которые помогут мне атрибутировать марсианские летательные аппараты в отличие от земных. Новым в данной статье явилось не только понимание их отличий по форме, но и понимание нового смысле из известных словосочетаний. Так словосочетание МАСКА МАКАЖИ ВИМАН ЯРА ВОЙСКА МАРЫ означают: МАКЕТЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА ДИСКОЛЁТОВ КОСМИЧЕСКИХ ВОЙСК. Нашёл я и новый термин, СУМКА, для обозначения, как летающих платформ, так и для  корабля-контейнера. Кроме этих надписей, удалось увидеть и их изображения. Наконец, удалось понять, что понятие «марсианин» включает в себя не только земных людей, поживших на Марсе (в том числе и не в первом поколении), но и особей с удлинёнными черепами, огромными глазницами, и отсутствием носа, весьма маленького роста. Их скелеты несколько раз находили археологи. А в данной статье были показаны марсиане ещё одного типа: высокие, с удлинёнными лицами земного типа, но неспособные дышать воздухом из атмосферы Земли. Отсюда можно сделать вывод о том, что расовое разнообразие марсиан намного превышало расовое разнообразие землян. Но языком общения марсиан с землянами являлся язык русский.

    Заключение.

    Понятно, что исследование достижений мировой археологии на основе эпиграфического анализа мной будет продолжено.    

    Литература.

    1. Геоглифы Наски могут быть «дорожными знаками» инков, заявляют учёные. 25 декабря 2018 года. Источник: https://ria.ru/20181225/1548698417.html

    2. Чудинов В.А. Что мы знаем о геоглифах или мегасимволах. – Сайт chudinov.ruот 14 января 2009 года

    3. Чудинов В.А. Замечания к статье о геоглифах – свидетелях древних полётов. – Сайт chudinov.ruот 11 марта 2010 года 

    4. Steimann August. Die Erdzeichen von Peru – Zeugnisse einer prähistorischen Luftfahrt? 1997 год. Источник: http://www.lilienthal-museum.de/olma/stei.htm.

    5. Чудинов В.А. Мария Райхе и геоглифы пустыни Наска. – Сайт chudinov.ruот 14 марта 2010 года

    6. Чудинов В.А. Объекты, создание которых непонятно. – Сайт chudinov.ruот 28 января 2014 года

    7. Чудинов В.А. Википедия о геоглифах пустыни Наска. – Сайт chudinov.ruот 12 апреля 2013 года

    8. Чудинов В.А. Новые чтения Ивана Расстригина. – Сайт chudinov.ruот 2 мая 2013 года 

    9. Чудинов В.А. Мнение Захария  Ситчина о геоглифах Наски. – Сайт chudinov.ruот 26 марта 2010 года 

    10. Чудинов В.А. Комментарий к нахождению в Перу новых геоглифов.– Сайт chudinov.ruот21 сентября 2011 года

    11. В Перу найдены новые геоглифы. 21 января 2011 года. Рaranormal news. Источник:  http://paranormal-news.ru/news/v_peru_najdeny_novye_geoglify/2011-01-21-3163

    12. Скифы не были единым народом, это общее название для евразийских кочевников. Археологические находки. 4 января 2019 года. Источник: http://izverzhenie-vulkana.ru/2019/01/skify_ne_byli_edinym_narodom_eto_obshee_nazvanie_dlya_rannih_evrazijskih.html

    13. Очень странные, чтобы не сказать больше, артефакты доколумбовой Америки. 4 ноября 2018 года. Источник: 18/11/ochen_strannye_chtoby_ne_skazat_bolshe_artefakty_ dokolumbovoj _ameriki.html

    14. Чудинов В.А. Виманы как древние летательные аппараты. – М.:ООО «Традиция», 2018. -426 с., ил.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову