Бытовой календарь периода мезолита из Лепенского вира

Чудинов Валерий Алексеевич


Протописьмо Лепенского вира было открыто и описано Радивое Пешичем в его книге «Винчанское письмо», однако все его примеры сводились к выявлению им всего нескольких букв.

Оглавление:
  • Бытовой календарь периода мезолита из Лепенского вира
  • Тенденция к абстракции в Юго-Восточной Европе
  • Литература к статье Х. Хаарманна
  • Мои комментарии
  • Литература к комментариям
  • Комментарии
  • Бытовой календарь периода мезолита из Лепенского вира

    Протописьмо Лепенского вира было открыто и описано Радивое Пешичем в его книге «Винчанское письмо» (1), однако все его примеры сводились к выявлению им всего нескольких букв. Пример показан на иллюстрации, рис. 1.

    Жертвенник на остатках святилища № 4 в Лепенском Вире (1, с. 16-I и 2 с. 206)
    Рис. 1. Жертвенник на остатках святилища № 4 в Лепенском Вире (1, с. 16-I и 2 с. 206)

    Но сам раскопками в Лепенском вире Радивое Пешич не занимался. Иллюстрация взята им из книги Драгослава Срейовича и Любинки Бабович «Искусство Лепенского вира» (2). Вокруг кирпичной кладки видны вырытые крупные буквы «А». Более мелкие знаки на той же иллюстрации Р. Пешич не рассматривал, и я покажу ниже, что такие мелкие надписи на данном изображении существуют. Геометричность этих изображений якобы буквы «А» указывает скорее на прикладной характер; например, такой вид могли иметь дренажные канавки. Слов, которые содержали бы только буквы А, нет ни в одном языке мира. Тем не менее, как целые буквы «А», так и отдельные фрагменты равностороннего треугольника Радивое Пешич посчитал буквами письменности Лепенского вира и сел их в одну таблицу, которую он назвал «Букварь Лепенского вира», рис. 2.

    Букварь культуры Лепенского Вира (1, с. 16-III)
    Рис. 2. Букварь культуры Лепенского Вира (1, с. 16-III)

    Букварь составлен самим Пешичем; в основу начертания якобы букв положены треугольники.

    Букварь культуры Лепенского вира (1, с. 16–IV)
    Рис. 3. Букварь культуры Лепенского вира (1, с. 16–IV)

    Продолжая исследовать самые разные изображения Лепенского вира, Радивое Пешич выявил гораздо больший репертуар, который он отразил на рис. 3. Однако, поскольку нет ни названия, ни звукового значения знаков, данную последовательность правильнее было бы назвать «репертуаром знаков», который доведен до 48. А поскольку его размер вдвое превышает размер греческого алфавита, скорее всего, анализируемая письменность относится к слоговой, и тогда вместо слова «букварь» уместнее было бы говорить о «силлабарии».

    В качестве комментария к статье Радивое Пешича я помещаю изображение, данное на рис. 1, с чтением некоторых надписей, которые можно было на нем выявить, рис. 4.

    Мое чтение надписей на некоторых фрагментах почвы Лепенского вира
    Рис. 4. Мое чтение надписей на некоторых фрагментах почвы Лепенского вира

    Мы видим, что несколько раз повторяется одно сакральное название: ЯРОВА РУСЬ. Так в древней географии называлась южная часть Европы, охватывавшая всё Средиземноморье. Сербия же входила в так называемую ЖИВИНУ РУСЬ, однако ЖИВИНА РУСЬ выделяется в неолите, тогда как понятие ЯРОВОЙ РУСИ, как мы видим, существовало еще в мезолите.

    В таком виде письменность Лепенского вира была известна до статьи Харальда Хаарманна (3), которую я привожу в виде фрагмента в своем переводе с английского, а затем даю комментарий.

    Тенденция к абстракции в Юго-Восточной Европе

    Харальд Хаарманн

    В определенных регионах археологические исследования символизма в культуре вскрывают явную тенденцию к абстрагированию1. Это было верно для Юго-Восточной Европы и прилегающих районов, начиная с мезолита. Иллюстрацией богатства абстрактных знаков и большого разнообразия форм являются насечки на костных артефактах из Мезина близ Новгород-Северского (Украина), датируемых примерно 15 тысячелетием до нашего времени. Среди знаков чаще всего встречается меандр, V-образный знак, параллельные волны, треугольник и ромб.

    Сферический камень из Лепенского Вира с насечками в виде знаков
    Рис. 5. Сферический камень из Лепенского Вира с насечками в виде знаков8

    Смысл абстракции, которая доминирует в культурном символизме неолита, явно был унаследован от более ранних периодов2. Связь между видимым наследием Мезина и традицией знаков и символов Винчи 6-го тысячелетия до н.э. усматривается в культурном символизме ряда мест на Дунайских Горгах, где наиболее известным из всех является Лепенский Вир, сезонное поселение, которое процветало в седьмом тысячелетии до н.э. (Борич 1999). В соответствии с Козловским (1992, с. 20), мезолитическая культура могла покоиться на мигрантах из Центральной Европы, которые заняли места в Долине Дуная примерно между 29 и 27 тысячелетиями до нас3. В процессе непрерывной эволюции, комплекс Лепенского Вира стал непосредственным предшественником традиций Винчи (Брукнер 2000)4. В видимом наследии Лепенского Вира находят основные абстрактные формы, хорошо известные по более позднему континууму Винчи. Наиболее иллюстративным является ансамбль знаков на сферическом камне (рис. 5)5. Такой абстрактный мотив повторяется с задержкой на несколько сотен лет в изобретении Винчанских знаков6. Все еще является материалом для дискуссий то, насколько близко культурный символизм Лепенского Вира соотносится с таковым в районе Винчи. Объектов с насечками из Дунайских Горгов все еще слишком мало для установления того, могла ли традиция Винчанского письма иметь свои древнейшие корни в седьмом тысячелетии до н.э7.

    Литература к статье Х. Хаарманна

    1. Borić D. Places that created time in the Danuba Gorges and beyond, cf. 9000-9500 BC // M. Budja (ed.) 6th Neolithic Studies, Documenta Praehistorica XXVI, 2005, Beograd, pp. 41-70
    2. Kozlowski J.K. A multiaspectual approach to the origin of the Upper Palaeolithic in Europe // Mellars P. (ed.). The emergence of modern humans. An archaeological perspective. 1990, pp. 419-437
    3. BruknerB. Die Vinča-Kultur in Raum und Zeit // Akademia Nauka I Umetnosti Bosne I Hercegovine. Godišnjzk, v. 32, pp. 61-103

    Мои комментарии

    Взят фрагмент в виде раздела из статьи Харальда Хаарманна (1, с. 227-228) в моем перевод с английского, в котором приводится взгляд на характер протописьма в неолите и палеолите. Согласно данному исследователю, это протописьмо имело характер символики (символизма), но не передавало устную речь. Такое отношение к письменным знакам более характерно для современной западной науки, чем новаторское (в собственных глазах) отношение Андрея Старовича, который все-таки был склонен видеть в знаках Винчи полноценное письмо (но не был морально готов к его дешифровке, тем более что сама дешифровка была произведена не американским коллегой).

    1. С моей точки зрения речь идет не об абстрактной символике, а о тенденции к изображению знаков руницы в наиболее геометризованном виде.
    2. Соглашаясь с наблюдением Х.Хаарманна, я бы уточнил, что речь идет не о сохранении традиций абстрактного символизма, а о сохранении традиции писать знаки руницы в предельно геометризированном виде, начиная с более ранней эпохи.
    3. Замечательно! Итак, археологи поддерживают неоднократно высказываемую мною мысль о том, что палеолитическая письменность Европы постепенно дошла до неолита и эпохи бронзы. Теперь они в этом убедились на других проявлениях культуры.
    4. В предыдущей статье сборника Андрей Старович именно за эту мысль вышучивал Радивое Пешича.
    5. Харальд Хаарманн абсолютно прав, подметив сходство знаков руницы в Лепенском Вире и в Винче. Это – одна и та же система письма.
    6. Винчанские знаки не изобретались заново, но лишь наследовались.
    7. Вопрос поставлен некорректно. Письменность Винча могла быть унаследована не от Лепенского Вира. Но оба вида письма имели общего предка – письменность Европы палеолита. Но, поскольку это одна и та же письменность, ее знаки одинаковы всюду. В который раз я стремлюсь показать, что руница – это не обязательно письмо Винчи или Лепенского Вира, а всей древности – и палеолита, и мезолита, и неолита.
    8. Это не просто насечки и знаки, а силлабографы, т.е. слоговые знаки. И я их прочту.

    Мое чтение надписи на сферическом камне
    Рис. 6. Мое чтение надписи на сферическом камне

    С моей точки зрения надписи читаются не по горизонтали, а по вертикали. Проще всего читается столбец 6, где руницей написано слово ДЬНИ, то есть, ДНИ. Здесь нет проблем с чтением. В 7-м столбце находится три знака. На мой взгляд, верхний знак частично вписан своей крышей в графы сферического камня, и я читаю знаки строк А и В как слово ПОЗА. А затем на табличке в строке С виден один знак, но на изображении полусферы вверху рядом с основным знаком видна трещина и еще одна параллельная линия и маленькая перекладина, что позволяет принять этот знак за слоговой Н. Тогда оба знака этой клеточки читаются как ЛУНЫ. Итак, в 7-м столбце написано: ПОЗА ЛУНЫ, что можно понять как ФАЗА ЛУНЫ. Между прочим, русским словам, начинающимся на звук П в иностранных языках соответствует звук Ф, образовавшийся из придыхательного П – ПХ. Но мы и так знаем по английскому и немецкому языкам, что звук «ph» обозначает Ф. При «акающем» произношении слово ПОЗА начинает произноситься как ФАЗА. Таким образом, если перед нами имеется табличка с обозначением фаз Луны, то это – не что иное, как лунный календарь.

    В 8-м столбце в строке В мы видим лигатуру, которую можно разбить на правую и левую части, совершенно симметричные друг другу. Левую половинку тоже можно разделить на верхний и нижний знаки, где верхний читается как НО, а нижний – как ЧИ, что образует слово НОЧИ. Под каждой из половинок подписан свой знак ЗА, что говорит о том, что в данном столбце умещается не одна ночь, а две. Видимо, такова структура каждого столбца – вмещать в себя по двое суток. Ниже, на строке D размещена лигатура из знаков ЧА и ТЬ, что образует слово ЗАЧАТЬ. Пока отложим интерпретацию этого указания до рассмотрения предписаний, связанных с другими днями календаря.

    В 9-м столбце мы видим знак в строке А с чтением КИ, однако поскольку ниже, в строке В опять читается слово НОЧИ, он как бы неуместен. Зато в строке С мы находим три знака, причем между вторым и третьим знаками существует пробел, в который и следовало бы поместить некий знак; однако тогда пришлось бы расширить клеточку. Вместо этого знак сделали выносным. Если же его прочитать, а заодно прочитать крупный знак в виде креста строки D, мы получим слова НЕ ЗЪГИНУТЬ, то есть, НЕ СГИНУТЬ. Однако остается самый нижний знак строки D, нарочно меньшего размера; его можно представить себе как лигатуру трех слоговых знаков, которые прекрасно совмещаются в одном этом, образуя слово ЗАЖЬВО, то есть, ЗАЖИВО.

    Десятый столбец довольно беден знаками. Кроме слова НОЧИ тут можно прочитать и другие слова. Если прочитать подряд два знака строки С, получается НОНЕ, однако в строке D остается начало слова, например, ЗА(ЧАТЬ). Однако опять между знаками строки С имеется пробел, и если руководствоваться предыдущим примером, в этот пробел можно вставить знак с нижней строки D. Тогда может получиться слово НОЖЬНЕ или, что скорее, НУЖЬНЕ, то есть, НУЖНЫЕ. Иными словами, НОЧИ НУЖНЫЕ.

    Первый столбец для дешифровки оказывается весьма трудным. Первые два знака имеют параллельные диагонали, что наводит на мысль о том, что перед нами – лигатура, одной из составных частей которой является знак ДЬ. Дальше я на рисунке выявил знак НИ, однако это, скорее всего, натяжка, ибо оба знака напоминают НЕ. Если все-таки из нижнего знака путем изымания диагонали оставить галочку, то есть, знак ВЪ (V), получим не слово ДЬНИ, а слово ДЬНЕВЪНЕ, то есть, ДНЕВНЫЕ. А на строке С читаем лигатуру, разложив ее на знака ЛУ, НЫ, КА и ТЯ, тогда как на строке D читаем знак ТЬ, что дает нам слова ЛУНЫ КАТЯТЬ. Итак, если первые 8 дней луны были ночными, то теперь КАТЯТ ДНЕВНЫЕ ЛУНЫ. Так что это – не характеристика лунных фаз, а характеристика появления луны на небе в дневные часы.

    Во втором столбце в строках А и В читаются два знака КИКИ. А на правой полусфере явно видно, что знак КИ занимает в строке С полную клетку, так что если считать ее вертикальные линии за мачты, получится, что под знаком КИ и в лигатуру с ним находится знак МО. К неполному слову КИКИМО- просится в качестве последнего слог РА или РЫ, который, вероятно, можно выделить из линий, образуемым крестом и стенками. Так что наступают КИКИМОРЫ – два дня не очень хороших, как-то связанных с МОРОМ или богиней МАРОЙ.

    В третьем столбце уже в строке В можно видеть лигатуру. Разложив лигатуры и в более низких строках, получим слова ВЪНОВЬ ЛУНЫ НЕТЬ. Имеется в виду, что луну трудно увидеть днем. В четвертом столбце читается знак и в строке А. Тут можно прочитать слово ЗЪДЬВОИТЬ, то есть, СДВОИТЬ. Возможно, что имеется в виду появление луны, но вдвое дольше по протяженности, чем прежде. А в четвертом столбце написано слово БЕЧАТЬ, что означает ПЕЧАТЬ. В древности это слово употреблялось тогда, когда хотели подтвердить истинность документа.

    Таким образом, на календаре отмечено 6 суток, когда луна является ночью и еще 8 суток, когда она появляется днями. Итого – полмесяца, 14 суток. При этом в первые двое суток НОЧАМИ следует что-то ЗАЧАТЬ, то есть, начать что-то делать; затем двое суток следует опасаться, НЕ СГИНУТЬ БЫ ЗАЖИВО, далее, использовать НУЖНЫЕ для дела НОЧИ. Затем КАТЯТ ДНЕВНЫЕ ЛУНЫ, потом КИКИМОРЫ, далее ЛУНЫ НА НЕБЕ ДНЕМ НЕТ, и, наконец, луна появляется УДВОЕННОЙ (видимо, по времени дневного наблюдения). Так что перед нами 14-суточный лунный календарь раннего неолита.

    Я произвел данную дешифровку для того, чтобы показать, что можно прочитать надпись руницей даже в такой весьма геометризованной форме. Иными словами, что перед нами находится не собрание абстрактных символов, а вполне нормальная надпись на русском языке. Так что Харальд Хаарманн оказался неправ. Лепенский Вир имел ту же письменность, что и палеолит и Винча – русскую руницу или руны Макоши. А догадка Радивое Пешича о наличии письма в культуре Лепенского вира тем самым оказалась доказанной. Но это письмо носило смешанный характер, оно было и слоговым (руница, руны Макоши), и буквенным (руны Рода), что и видно на рис. 3, где в геометризированном виде представлены буквы, слоговые знаки и их некоторые лигатуры.

    Вместе с тем, мы имеем перед собой не столько астрономические наблюдения, сколько календарь для обычных людей, которые советует, в какие дни и чем следовало бы заниматься. И этот календарь был совершенно однозначно лунным.

    Наконец, в который раз мы на данном примере видим неспособность академической науки в настоящее время признать существование письменности ранее эпохи бронзы. Вместо атрибуции данных знаков как письменного послания, мы видим тут рассуждения об «абстракции», «насечках» и «первобытном символизме».

    Литература к комментариям

    1. Pesić Radivoje. The Vinča script. Pesić I sinove, Beograd, 1999
    2. Srejović Dragoslav – Babović Ljubinka. Umetnost Lepenskog vira. Beograd, Izdavački zavod Jugoslavija, 1983
    3. Haarmann Harald. The challenge of the abstract mind: symbols, signs and notational system in Europefn prehistory // Documenta Praehistorica XXXII, 2005, Beograd, pp. 221 - 232

Комментарии:

НИКШУП
04.08.2009 12:08
Полагаю, что «Сферический камень» — это итог зачатия, так как выполнен в виде яйца. Любопытно совпадение моей КОЛЬЦЕВОЙ РУССКОЙ АЗБУКИ с приведенным примером Чудинова надписи руницей на Сферическом камне из Лепенского Вира. Сравним: У меня/Чудинова — Х/За — как Х-хромосома Женская/слог ЗА. У меня/Чудинова — У/Ча — как Y-хромосома Мужская/слог ЧА. У меня/Чудинова — Т/Ть — как Т(роица)/окончание Ть. Таким образом, ЗАЧАТие – это краткое соединение в пару (в троицу) равных и противоположных хромосом: X+Y=T. Вот эта краткость соития М и Ж и выражена в Й после ХУ в известном «матерном» слове из трёх букв. Теперь о Т. Дело в том, что Троица – это пара равных противоположностей в целом. Даже по-арабски слово ПАРАДОКС – означает ПАРА в целом . Вот потому православные ортодоксы (старообрядцы) крестятся парой пальцев. И с ликоны Христос показывает Троицу Бога Отца в паре Сына (тела) и Духа (мысли) парой пальцев. Кроме этого на яйце показан не просто «лунный календарь», а срок беременности: 4 ряда по 10 столбцов — это 40 недель или 280 дней. Поэтому на яйце написано, как прочел профессор Чудинов: «НУЖНЫМИ НОЧАМИ» следует «ЗАЧАТЬ» плод, чтобы «НЕ СГИНУТЬ ЗАЖИВО». Чудинов в работе «Славянская мифология и русский корнеслов» писал: «Существует идея о возникновении мира из мирового яйца, и она известна в славянской мифологии… По сказкам, в мировом яйце находится смерть Кощея Бессмертного». Чтобы человеку стать бессмертным — «не сгинуть заживо», надо «нужными ночами» зачать ребенка как продолжение Рода. Со многими выводами можно согласиться, но не с тем, что «Кощей вместе с Марой считался существом подземного мира, боровшимся со светлыми богами». У меня на этот счет появилось иное мнение по поводу Мары. Мара, Мария, Меру, Мир – это однокоренные слова с двумя согласными М и Р. Самое известное имя Мария относится к матери Христа Спасителя, беспорочно родившая сущего пророка. Ни одна женщина не может родить без «порки» (порка — древнее слово, обозначающее совокупление для рождения ребенка) — поры соития пары в едином круге. А вот пророк может быть зачат беспорочно — родиться без «порки», и не младенцем, а сразу отроком, как запечатлено на древних (а не на современных подделках — с младенцем на руках) ликонах Божьей матери – Девы Марии, держащей на руках отрока. Причем одна рука отрока показывает крестным знамением мироустройство целого в паре (парой пальцев, а не тремя), а другая показывает свиток знаний, полученных от Марии. Вот почему Мария считается покровительницей наук. На другой ликоне «Успение Божьей матери» (см. Донскую ликону) стоящий Пророк, уже взрослый, и держит сверток крупнее, чем свиток у отрока. Дева Мария лежит с открытыми глазами на ложе, в изголовье и у подножия её стоят соответственно последователи и противники. Этот сверток означает не младенца в пеленках, рожденного от Марии, а большой труд, созданный за годы изучения и исследования жизни с отроческих лет — после получения основ Законов Вселенной о цикличности человеческого общества и природы, изложенных в полученном свитке. Не может же Матерь Божья быть распутной и зачать — от сына!!! — порочно невесть что. Кроме примеров из жизни Пушкина не осталось таких же примеров о Будде, Магомете и других пророках. Понятие имени Марии и мары стало ясно потому, что еще не прошла эпоха Возрождения науки на Руси, и всех бумаг научных не уничтожила церковь. Ведь наука побеждает «чудеса» церковные, вымысел и глупость. Религиозные деятели с течением времени за 300 лет растеряли научный багаж, полученный их предшественниками от Сергия Радонежского в эпоху Возрождения. И потому они науку заменяют ритуалами и богослужениями, молитвами. Но как говорят у нас на Руси: «Заставь дурака Богу молиться – он себе лоб расшибет, а до дела не дойдет». Наука заключается в знании движения по кругу и о многократных повторениях, в знании наименьшей длины волны перемен у человека – 1 неделя (неделимые 7 дней), в чередовании частной и общественной просвещенности каждые 314 лет и т.д. Но, к примеру, во времена Пушкина за такую науку Пушкина отлучили бы от церкви и лишили бы дворянства. Поэтому ему пришлось оставить на Дону тайно научную рукопись на 150 лет до 1979 года. Он знал, что с 1979 г. до 2018 г. у власти будут люди, далекие от науки, но стремящиеся к богатству и власти, которые развалят Академию наук и заставят ученых зарабатывать деньги иным трудом. А поскольку таких ученых, владеющих истинными знаниями, осталось мало, то и закономерно появляется такая возможность печатать книги нового научного направления. Академик Г. Осипов, президент Российской Академии Наук в «Независимой газете» от 23.2.2001 г. писал, что «в России получены лицензии на право деятельности на общественных началах более 560 академий наук. Существует, например, даже академия оккультных наук. За период с 1985-го по 1997 год из российской науки ушло более 2,4 миллиона человек». Эти факты говорят о том, что европейские наблюдательно-описательные науки пришли к своему концу. Их заменят русские законно-познавательные науки. Вот потому богиню Мару и считают богиней смерти, что она сама должна быть похоронена. Пушкин, образно говоря, «похоронил» свою научную рукопись (Марию) на Дону на 150 лет. Так поступали до Пушкина сотни пророков всех времен и народов. Христос из Евангелия – образ, но не действительно существующая личность. Христос в переводе с греческого означает Спаситель. А таких Спасителей в одной расе за 5024 года приходит 8, в четырех расах -32, а в 40-тысячелетнем круге – 64 пророка. Это полный круг развития человечества определенного вида. Именно такие крупные эпохи и надо изучать как эпохи определенного уровня развития Человека. И перестать называть эпохи эпохами «неолита, мезозоя, бронзы» и пр. Эпоха, включающая в себя 64 круга по ~40 тысяч лет, будет равна около 2,6 миллионам лет. Это научная величина, а не случайно принятая. Тогда 64 круга по 2,6 млн. лет дадут величину около 164 млн. лет – этот срок мною вычислен как срок исчезновения или срок действия (как катализатора жизни) одного химического элемента. Так сейчас крайний (самый тяжелый) из существующих элементов — №94 плутоний Pu, (остальные от 95 до 118) получены на доли секунд искусственно, и не сохраняются в естественных условиях). Этот элемент 1-й из 8-ми, участвующий в переменах человека как современного вида. По прошествии 164 млн. лет, человек очень изменится по отношению к нам. Какие качества проявятся, или от чего избавимся в теле и мозге — пока никто таких опытов не проводил. Ведь мы питаемся продуктами и пьем воду, имеющими в своем составе обязательно Плутоний. А потом его не станет на Земле. Как я писал в своей книге и в статье на этом сайте «Цикл жизни на Земле 10,5 миллиарда лет» — срок развития видов человека равен 1,3 млрд. лет. Так что придет время, и ученые точно будут предвидеть перемены в строении человека, животных и растений. А пока мы можем прогнозировать перемены в общественной жизни народов, и естественно в России. И все это на основе единой (универсальной) законно-познавательной науки Пушкина, которую во все времена именовали МР — Мара, Мария, Меру. Имя МЕРА даже более походит на истину, так как наука эта определяет меру наименьшего и наибольшего круга развития человека и Вселенной. Такая мера не позволит фантазировать свыше меры об устройстве МИРА. Такая мера позволит быть в рамках научного видения, позволит делать открытия в любых областях знаний и создавать в искусстве образцы творчества. Так что МИР устроен по МЕРЕ, то есть в меру божественно разумным, и в меру незнания — непредсказуемым. Когда заканчивается эпоха научной просвещенности, посвящённые люди создают мифы, религиозные жития Девы Марии, строят храмы и мастерские Мары, зашифровывают знания в играх и архитектуре, в таких вот «яйцах». Опираясь на мифы, сказки и прочие сакральные научные работы, мы можем восстановить историю русского народа на Земле. А мы, возможно, в наступающую эпоху Возрождения Руси будем строить храмы наук Мира.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову