Надписи из Помпей и другие новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Начало статьи.
  • Голова якобы израильского царя.
  • О скифских женщинах
  • Проблема истории бюстгальтера.
  • И вновь проблема амазонок.
  • Об амазонках.
  • Якобы Геркулес и Ипполита.
  • Продолжение мифов об амазонках.
  • Об амазонках в статье [3].
  • Курган Слободзейского района.
  • Бронзовое зеркало.
  • Другие находки.
  • По следам моих выступлений.
  • Письмо Анатолия Туманова.
  • Сожжение мусора на древнем объекте.
  • Разрушение кладки в связи с постройкой ворот.
  • Отклики на данную статью А.М. Туманова.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Начало статьи.

    Рис. 1. Одинокая красная надпись: "LALBUCIUM AED"

    Этот рисунок я почерпнул из небольшой заметки [1]: «Ничего особенного, но все же...Что вижу я: 1. Одинокая красная надпись: "LALBUCIUM AED". Расшифровка: L.Albucium aed(ilem). Перевод: Луция Альбуция - в эдилы. Про Луция Альбуция в Помпеях я, кажется, ничего не знаю. 2. Черная верхняя надпись: HELVIUM SABINUM AEDILEM D.R.PUB O.V.F. Расшифровка: Helvium Sabinum aedilem d(ignum) r(ei) p(ublicae) v(irum) b(onum) o(ro) v(os) f(aciatis). Перевод: Гельвия Сабина – в эдилы, хорошего человека, достойного общественной деятельности, прошу вас, выберите. А вот имя Гельвия Сабина нам неоднократно встречалось в ранее открытых избирательных надписях. 3. Нижняя красная надпись повторяет текст первой.

    Хочу напомнить, что выборы в местные советы в провинции проходили в марте, с 1 июля новые магистраты вступали в должность. После выборов, разумеется, все эти призывы были не нужны, и закрашивались новыми в следующем избирательном году. Значит, надписи, которые сохранил для нас Везувий, это следы последних помпейских выборов. И выбранные горожане даже успели занять свои "кабинеты", но вот незадача - извержение вулкана, и их имена остались в памяти народной на долгие тысячелетия. P.S. Надписи сделаны на внешнем углу дома».

    Как обычно, латинские надписи выполнены на оштукатуренной поверхности, то есть, внизу. А там, где штукатурка осыпалась, виден мужской портрет, повёрнутый влево в ¾. У этого лица впалые глаза, насупленные брови, имеются усы, переходящие в бакенбарды, и борода, и, что самое удивительное, мужчина носит пенсне.  Но меня интересуют надписи, которые тут тоже имеются.

     

    Рис. 2. Моё чтение надписей на рельефной голове из Помпей

    Так, читая несколько строк от головного убора до уровня глаз, я получаю текст: 1 ИЗ 25 ВЕРНЫХ 35 АРКОНЫ ВОИНОВ МАРЫ МАСКА МАРЫ, ХРАМ РЮРИКА. На современном русском языке это означает: ХРАМ РЮРИКА, ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ, ОДИН ИЗ 25 ВЕРНЫХ ВОИНОВ-ДЕСАНТНИКОВ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Понятно, что извержение Везувия,  которое погубило Помпеи, никак не могло быть ранее середины IXвека новой эры.

    Я уж было закончил анализ этой фотографии, когда обратил внимание на то, что перед нами находится угол здания, сфотографированный более с правой стороны. А на фасаде, который оказался на фото слева, мы видим примыкающее к угловому фрагменту окно, а затем дверной проём, на котором можно видеть всю толщу стены. И вот как раз на верхних двух рядах кирпичей этого торца я читаю слова ХРАМ МАРЫ. Таким образом, портрет мужчины показан на правом углу храма Мары воинов Рюрика.  

     

    Рис. 3. Найденная в Израиле  мужская скульптурная голова

    Голова якобы израильского царя.

    Об этом можно прочитать в заметке [2]: «Миниатюрная скульптура, которой примерно 2800 лет, была найдена в древнем городе Авель-Беф-Мааха на севере Израиля, предполагается, что она изображает библейского царя, сообщает Live Science. Марио Тобиа, студент-инженер из Иерусалима, обнаружил скульптуру прошлым летом в древнем городе, который несколько раз упоминается в Библии. Скульптура изображает голову человека с длинными черными волосами и бородой. У него темные миндалевидные глаза и серьезное выражение лица.

    Размер головы всего лишь 5,1 на 5,6 сантиметра, когда-то она была частью небольшой статуэтки, говорят археологи. "Несмотря на маленький и безобидный внешний вид головы, она дает нам уникальную возможность взглянуть в глаза знаменитому человеку из прошлого, — сказал профессор Роберт Маллинс. — Мы догадываемся, что, скорее всего, изображен царь, но не можем это доказать". Радиоуглеродный анализ органического материала, найденного в том же здании, что и миниатюрная скульптура, предполагает, что объект был построен в 902-806 годах до нашей эры. Скульптура могла изображать царей Ахава из Израиля, Азаила из Арама-Дамаска или Этбаала из Тира.Раскопки продолжатся этим летом, археологи надеются найти другие артефакты, которые смогут помочь определить, кого изображает миниатюрная скульптура».

     

    Рис. 4. Моё чтение надписей на найденной скульптурной голове         

    Далее я приступаю к чтению многих строк русских надписей. Так, на первой строке (верхняя часть волос головы) я читаю слова: ХРАМ РЮРИКА ЯРА ВОЙСКА МАРЫ, на второй строке – слова: ВАРЯГА ЯРА ВОИНОВ МАРЫ МАСКИ МАРЫ, на третьей строке: ВИМАН ВОИНОВ СТАНА 30 ВОЙСКА 30 АРКОНЫ, на четвёртой – СКИФОВ-СКОЛОТОВ ВОЙСКА СТАНА ВАРЯГА РЮРИКА.

    Пятая строка – это низ головного убора на котором крупными буквами написаны слова: ВОИН ВИМАН СТАНА 30. Тем самым, приведённые слова однозначно показывают, что найденная скульптурная голова не имеет ни малейшего отношения ни к одному из царей Израиля, а также к Х-IXвекам ДО новой эры, а относится к IXвеку ПОСЛЕ новой эры. И, наконец, я читаю надписи на бровях, сначала на правой – ВОЙСКА ХАРАОНА РИМА,  затем на левой – ВАРЯГА МИМА, на правом глазу – РЮРИКА, на усах – МАСКА МАРЫ.  Таким образом, на данном скульптурном лице находится ре менее 33 слов и 3 числа.

    На современном русском языке данный текст можно себе представить, как ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОГИБШЕГО ВОИНА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА ВОЙСКА ХАРАОНА ЭТОГО РЕГИОНА. ХРАМ РЮРИКА ОТ ЯРА ВОЙСКА ДЕСАНТА ВАРЯГА ЯРА, ИЗ ЧИСЛА ПОШИБШИХ ВОИНОВ ДЕСАНТА СТАНА 30 ВОЙСКА ЗАПАДНОГО КАИРА СКИФОВ-СКОЛОТОВ ВАРЯГА РЮРИКА.

    Итак, реально данный воин входил в русскую армию Рюрика хотя, возможно, этнически был семитом. Однако, к чести науки Израиля, никто не обвинил студента инженерного факультета в дилетантизме и в занятиях лженаукой, поскольку он исходил из национальных интересов Израиля. А вот если я на изображения зданий таких же русских по принадлежности войска воинов Рюрика в Херсонесе считаю их русскими, а не греками, на меня не только сыплются обвинения в дилетантизме и лженаучности, но против меня выпускают тяжёлую артиллерию – службу безопасности!

    Теперь я, как методолог науки, нашёл для этого подходящий термин: этническая аберрация. Сам термин взят из физики, а именно из оптики. Вообще говоря, под аберрацией понимается «отклонение от нормы; ошибки, нарушения, погрешности aberratio «уклонение, (лат.удаление, отвлечение», от лат. Aberrare  (лат. ab- «от» + лат. errare «блуждать, заблуждаться») — «удаляться, отклоняться») (Википедия). Так, в оптике существуют сферическая и хроматическая аберрация, в биологии – аберрация хромосом.

    Под этнической аберрацией в науке я понимаю априорное мнение исторической науки о том, что культурное наследие основного этноса данной страны принадлежит не ему, а другим этносам. И, несмотря на многочисленные опровержения, учёные данной страны придерживаются этого ложного мифа, созданного ими самими.

    Что же касается изображения на скульптурах, например, Владимира Ильича Ленина, этнически метиса от матери-еврейки Бланк и калмыка Ульянова, в каждой Союзной республике СССР как грузина, армянина, азербайджанца и т.д., то это – скорее норма общественной психологии, чем отклонение. Но, разумеется, это этническая аберрация в данном случае, самого скульптора – он искажает реальность в угоду своему этносу.

    В данном случае этническую аберрацию совершил израильский студент Марио Тобиа, и его поддержало научное сообщество Иерусалима, поскольку до основательного исследования внешние черты лица найденной скульптуры и место находки в Израиле вполне укладываются в первоначальную атрибуцию находки как лица древнего израильтянина. Так что у меня никаких претензий к этому научному сообществу нет, поскольку научный анализ находки ещё не произведён. А вот что   касается радиоуглеродного анализа, то он относится не к содержанию органического растворителя краски находки, а к изучению неких неназванных предметов внутри здания. Так что эти замеры носят малодоказательный характер, ибо, например, некие высушенные продукты типа зёрен могли остаться от растений, изначально бедных углеродом-14, что и привело к выводу об их завышенном возрасте. Иначе говоря, в данном случае необходимо учитывать аберрацию древности артефакта в зависимости от типа почвы, что сделано не было. Так что, сочетание  этнической аберрации студента Марио Тобиа о семитских чертах скульптурного  портрета, вместе с нормальной реакцией израильских учёных по поводу места находки, а также с аберрацией древности в радиоуглеродном анализе вполне закономерно привело к неверной датировке и атрибуции данного артефакта.

     

    Рис. 5. Барельеф с тремя женщинами. Фото заметки [3]

    О скифских женщинах

    О них, как выясняется из подзаголовка, начертанного поверх скульптурного портрета женщин, повествует заметка [3]. «Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага», - так писал в V веке до нашей эры путешествующий по древнему миру Геродот о женщинах-воительницах таинственного народа савроматов. Античный писатель рассказывал, что скифы (господствовавшие в Великой Степи в VIII – IV веке до нашей эры) называли этих воительниц «ойрпата» - «мужеубийцы», если в переводе на эллинский (древнегреческий) язык. Такой бальзам на сердца и души отчаянных феминисток дополняется сообщениями других рассказчиков античного мира, упоминающих об амазонках Северного Причерноморья».

     В качестве примера приводится рис. 5, на котором видна композиция из трёх женщин-воительниц. Хотя я обратил внимание на эту заметку по фотографии бронзовых зеркал на рис.7 и 8. Но действительно ли перед нами изображены амазонки? – Мне интересен ответ на этот вопрос, ибо он затрагивает скифов Северного Причерноморья, то есть, прежде всего, скифов Крыма, тавроскифов, что весьма важно для моей монографии о скифах. Для ответа на него я читаю надписи на рис. 6.  

     

    Рис. 6. Моё чтение на более контрастном изображении барельефа с женщинами

    Сначала я читаю надпись на самой стене за левой женщиной: 35 ХРАМ МАРЫ на первой строке, ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ – на второй, СКИФА РЮРИКА. – на третьей. Из этого следует, что стена, к которой прикреплён барельеф, принадлежит ХРАМУ МАРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, относящемуся к ВОЙСКАМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ в подчинении  СКИФА РЮРИКА. Но принадлежит ли этому храму сам барельеф, или он был создан позже?

    Для ответа на этот вопрос следует прочитать надписи на самом барельефе. Сначала я читаю надписи на щите левой женщины вверху: МАРЫ ХРАМ, то же словосочетание, что и на стенах, причём буквами того же цвета, только чуть более тёмными. Это меня убеждает в том, что барельеф был создан одновременно с храмом как его наглядное выражение. Но ещё болееменя убеждает в этом продолжение надписи, начинающейся на верхней части щита вправо на руку женщины и идущей вдоль всей руки: ВОЙСКА РУСИ СКИФОВ РЮРИКА ЯРА. Иными словами, перед нами находятся изображения действительно скифских женщин, но не амазонок, а регулярных войск Рюрика Яра. Иначе говоря, атрибуция барельефа произведена археологами неверно.

    Проблема истории бюстгальтера.

    Далее я читаю надпись на платье в районе правой груди левой женщины: 35 АРКОНЫ ВОЙСКА РЮРИКА. Другими словами,       женщины-военнослужащие были набраны из ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А как историк культуры я могу заметить, что платье в этом месте образует идеальную полусферу лишь в том случае,  когда под него одет бюстгальтер. Википедия по этому поводу пишет: «За историю человечества бюстгальтер изобретался несколько раз. Нагрудные повязки — широкие ленты из плотной льняной ткани — являлись обязательной частью костюма египтянки. Так, в одном из древнейших любовных посланий (VI век до н. э.), дошедших до наших дней, было написано египтянином на куске папируса «Я хотел бы стать лентой, которая стягивает твою грудь». В это время в Египте в моде была небольшая упругая грудь, а висящие груди считались характерными для простолюдинок.

    В эпоху Античности женщины носили повязки, похожие на бюстгальтер. Так, в Древней Греции носили специальные повязки, которые или поддерживали грудь снизу, или помогали скрыть чрезмерные формы. Для их обозначения существовали специальные слова: lesester, cestus, apodesme, mastodeton, zona, strophium, cingulum. Как выглядели эти первые бюстгальтеры, никто не знает. Видимо, это была полоса ткани или кожи, которая повязывалась под грудью. Однако разнообразие терминов подсказывает, что за ними скрывается значительное разнообразие предметов, выполнявших функцию «грудедержателя». На древнегреческой амфоре середины V века до н. э. изображена сцена одевания Афродиты, где крылатые существа помогают богине затянуть на спине покрытый узорами строфион». И далее следует иллюстрация – якобы древнеримская мозаика с изображением женщины в строфионе.

     

    Рис. 7. Якобы древнеримская мозаика (Википедия) и моё чтение надписей

    «Древние римлянки под хитонами и туниками носили кожаные пояски — строфии, первый прообраз бюстгальтера, подчёркивающий грудь и талию. На сицилийской вилле античной эпохи сохранилось изображение девушек, занимающихся гимнастикой в раздельных костюмах, то есть трусах и бюстгальтерах».

    Поскольку я давно понял, что все так называемые «древнеримские» мозаики на деле представляют собой небольшие рассказы на русском языке, я предпочёл прочитать надписи и в этом случае. Уже на первой строке я читаю слова: ХРАМ МАРЫ МИРА ВАРЯГА РЮРИКА ЯРА 35 АРКОНЫ ЯРА, что на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ, относящийся к МИРУ ВАРЯГА РЮРИКА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Иначе говоря, ни о каком Риме в данном случае речь не идёт! Опять мы видим приписывание изысканной городской культуры мировой столицы культуры Великого Новгорода варварскому на тот момент Риму.  

    На второй строке мозаики я читаю слова: ХРАМА МАРЫ АРМИЯ ВИМАН СКИФИИ ВОЙСКА РЮРИКА. На третьей строке я читаю: АРКОНЫ 35 ВИМАН ХРАМА РЮРИКА ЯРА, иными словами, повтор того, что уже было написано, так что дальнейшее чтение смысла не имеет. То есть, речь идёт опять о тех же самых воинских подразделениях, что и на барельефе на рис. 6! Просто в данном случае показаны не мужчины, а женщины-военнослужащие, что указывает на равенство полов в Руси Рюрика, в том числе и в Скифии Рюрика. На этом я пока анализ мозаики заканчиваю, отметив, что вместо привычных двух лямочек на бюстгальтере с краёв чашек, тут имеется ещё две лямочки вокруг шеи, сходящиеся к центру между чашками. Это более равномерно распределяет нагрузку на плечи, однако не позволяет иметь декольте, ибо в разрезе будут видны центральные лямочки. Но военнослужащим и не нужны декольте, ибо их задача – бой, а не желание понравиться  мужчинам!  

    Продолжу цитирование Википедии: «В Помпеях археологи обнаружили на домах фрески с изображением женщин, у которых грудь укрывал предмет, который можно назвать предвестником современного бюстгальтера. Римлянам были известны разные варианты повязок для груди: fascia сдерживала рост бюста у молодых девушек, mamillare стягивала пышную грудь зрелых женщин, повязка strophium только поддерживала грудь снизу, существовали также capitium и toenia.

    В Средние века бюстгальтер был забыт. Европейские женщины на протяжении многих столетий носили тяжёлые корсеты с металлическими вставками для поднятия груди. Испанская дворцовая мода в средние века отдавала предпочтение абсолютно плоскому женскому профилю, для чего девочек с самого раннего возраста заключали в свинцовые пластины, препятствовавшие росту бюста. А в Страсбурге в 1370 году было издано постановление, предписывавшее всем женщинам поддерживать грудь шнурованным платьем. Во время правления Карла VII на грудь надевали треугольный отрез и легчайший газовый платок — gorgerette.

    В 2012 году сообщалось, что в австрийском замке Ленгберг, расположенном в земле Тироль, археологи обнаружили самый древний сохранившийся бюстгальтер, который был изготовлен примерно в середине XV века (находка сделана в 2008 году). Причём его покрой практически ничем не отличается от современных моделей».

    Итак, перечисляются Рим (который на мозаике оказывается Великим Новгородом) и Помпеи (бывший Славянск), что не имеет никакого отношения к Римской империи, но совершенно игнорируется Русь Рюрика. Если же учесть Великий Новгород и Славянск, то получается, что бюстгальтеры всех перечисленных типов появляются именно в Великом Новгороде в эпоху Рюрика, как ни странно, у женщин-военнослужащих. И никакого многочисленного его изобретения не происходит. Просто в средневековой Европе женщина, несмотря на внешнее обожание, считалась существом второго сорта, а моду диктовали мужчины, чего не было на Руси Рюрика.

    И вновь проблема амазонок.

    . Однако вернёмся к изображению на рис. 6. В заметке [4] это изображение (без современного заглавия на нём) подписано так: «Амазонки. Барельеф из Бассэ (Храм Аполлона Эпикурейского). Ок. 450-420 до н.э.». Мы уже выяснили из надписей на барельефе, что перед нами изображены не амазонки, а женщины-военнослужащие армии Рюрика из Великого Новгорода, и не Vвека ДО новой эры, а IX века ПОСЛЕ неё! Тем самым историки изобразительного искусства, вслед за археологами, уже несколько веков водят за нос почтеннейшую публику.  Помимо лжи в атрибуции барельефа ими  нам предлагается ложь и в отношении его датировки, причём не хило – аж на целых 14 столетий назад! 

    Возвращаюсь к чтению надписей на рис. 6 – теперь у левой женщины я читаю надписи на складках платья ниже пояса в обращённом цвете – тут написаны слова: МАСКИ МАРЫ, что означает: ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ. И если в честь погибших воинов-мужчин нам показаны из лица, то на данном барельефе женщины показаны в полный рост. Но в данном случае коней рядом с ними не видно, так что женщины, скорее всего, входили в состав пехоты.

    Далее я рассматриваю женщину в центре композиции. Она или ранена, или убита. Платье и лямки бюстгальтера сползли с её обнажённых плеч, обнажив груди, на которых читается слово СКИФИЯ. А на правом бедре этой женщины читаются до боли знакомые слова: ВЕРНЫЯ ВОИНЫ РЮРИКА.   

    Что же получается? За скифов-амазонок принимали регулярные воинские части Рюрика, женские батальоны? Интересно, а что сообщает об амазонках заметка [4]?

    Об амазонках.

    «Амазонки (согласно греческой мифологии и данных историографии) - народ, состоящий из одних женщин-воительниц.

    Предполагается, что амазонки жили на берегах Эвксинтского Понта (Черного моря). Они создали независимое королевство, управляемое царицей, часто нарицательно называемой Ипполитой (неукротимая, необъезженная кобыла). По преданиям, Амазонки основали несколько городов, в том числе Смирну, Эфес, Синоп и Пафос. Согласно драматургу Эсхилу, в древние времена они жили в Скифии, возле Озера Меот (Азовское море), но позже переместились в Фемискиру на реку Фермодон (река Терм в современной Турции). В эллинистической и древнеримской историографии есть различные упоминания о рейдах амазонок в Малую Азию. Амазонок отождествляли с различными историческими народами позднеантичного периода. В Новое время амазонками стали называть вообще любых воительниц и воинственных женщин. 

    Самые известные амазонские царицы – Пентесилея (стремительная), которая участвовала в Троянской Войне и ее сестра Ипполита, чей волшебный пояс стал целью одного из подвигов Геракла. Амазонки считались великолепными наездницами, проводившими большую часть времени верхом. Согласно Лисию, амазонки первыми стали подковывать лошадей. Историк Геродот считал сарматов потомками амазонок и скифов; сарматки соблюдали многие традиции амазонок: "охотились верхом наравне с мужьями, участвовали в военных действиях и носили мужскую одежду". Более того, согласно Геродоту, "девушка не может выйти замуж, пока не убьет мужчину в сражении". Геродот описывает группу амазонок, плывущих по Меотийскому озеру (Азовскому морю) в район скалистой части Скифии (Нынешний Юго-восточный берег Крыма). После изучения скифского языка они согласились выйти замуж за скифов, с условием, что они не должны будут следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, эти племена откочевали на северо-восток, обосновались в низовьях Танаиса (Дона) и стали предками Сарматов. Геродот утверждает, что сарматы сражались вместе со скифами против персов Дария Великого в 5м веке до н.э.» [4]. Получается, что амазонки жили на берегу Чёрного моря в Крыму, а также на берегах Азовского моря. Но если речь идёт об эпохе Рюрика, то так могли воспринимать греки (или жители Византии, говорившие по-гречески) регулярные воинские части Рюрика, состоящие из военнослужащих-женщин.

    Читаем далее: «В древнегреческом языке слово амазонка произошло от "мазос" (безгрудая), что связано с их традицией отрезать девочкам правую грудь, чтобы можно было без помех натягивать лук и метать копье. В классическом искусстве, однако, это почти не отражено – там амазонки представлены с обеими грудями, хотя правая – иногда прикрыта» [4]. Иными словами, «мазос» – это «грудь»,  «амазос» – «без груди», а  «амазонка» – безгрудая. Напомню, что в лекциях по русскому языку я постоянно отмечал, что слово МАСТ, «грудь», происходит от русского глагола «мазать», ибо прошедших инициацию юношей и девушек переставали считать детьми, и в знак принятия их полноценными членами родовой общины их МАЗАЛИ материнским молоком. Отсюда произошёл обряд ПОМАЗАНИЯ. Но греческое слово МАЗОС по последнему звуку корня ближе к русскому глаголу МАЗАТЬ, чем слово МАСТ многих европейских языков с тем же значением. Иначе говоря, это греческое слово было заимствовано из русского языка.

    Другое моё замечание связано с легендой об амазонках – БЕЗГРУДЫХ. Возможно, этот миф родился из находок греками бюстгальтеров женщин-военнослужащих Рюрика, где, как они могли нафантазировать, и находились отрезанные груди женщин. А то, что на скульптурах, горельефах и барельефах отражались реальные боестолкновения женщин-воинов Рюрика с врагами, как раз и доказывает лживость данного мифа. Все женщины-военнослужащие были вполне здоровыми людьми, не ампутантами.

    «Гиппократ описывал амазонок следующим образом: "У них нет правой груди... в раннем возрасте их матери ампутируют девочкам правую грудь, используя специальный инструмент из закаленной меди. Таким образом предотвращался рост молочной железы, а за счет этого наращивалась сила плеча и правой руки." Некоторые специалисты полагают, что во времена амазонок люди не могли обладать необходимыми знаниями, чтобы воспрепятствовать неизбежному массивному кровотечению и опасной инфекции. Другие считают, что после ампутации осуществлалось прижигание специальными инструментами» [4]. Как видим, фантазии разрастаются.

     

    Рис. 8. Геркулес и Ипполита. Надгробье и моё чтение надписей

    Якобы Геркулес и Ипполита.

    В качестве иллюстрации представлен горельеф надгробья под названием: «Hercules and Hyppolite. Tomb» [4].У меня тут же возникает недоумённый вопрос: откуда археологи узнали, что перед нами находятся именно Геркулес и Ипполита? На этрусских зеркалах часто обнажённого мужчину с дубиной этрускологи принимали за Геракла, хотя надпись гласила ШЕДЧЛЕ, то есть, ПРОХОЖИЙ. Да и на данном изображении у женщины имеется правая грудь, тогда как закрыта именно левая, что не соответствует греческом мифу.

    Но чтение надписей полностью опровергает данную атрибуцию. Так, на верхней скульптурной рамке надгробья видны какие-то неясные знаки, однако их вполне можно прочитать в обращённом цвете. И они гласят: ХРАМ РЮРИКА 30 АРКОНЫ ЯРА. ХРАМ МАРЫ ВОИВ ВИМАН, что на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. Иначе говоря, ничего греческого в этом надгробье нет, так что ни о каком Геркулесе речь тут не идёт. А строкой ниже, где в прямом цвете русские буквы видны лучше, я читаю: МАСКА МАРЫ ВОИВ ХАРАОНА РЮРИКА, что означает: ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ВОИНАМ ХАРАОНА РЮРИКА. Иначе говоря, и тут нет ни древних греков, ни амазонок.     

                Разумеется. ради интереса можно будет прочитать, что написано на этих двух персонажах. Сначала я читаю надпись на голове мужчины. Тут написано: МИМ ВРАГА, то есть ЖРЕЦ ВРАГА, а на грудной клетке, в её низу, можно прочитать продолжение: ВАГРИИ ЯРА, и наконец, на хвосте лошади, можно прочитать заключение: ИЗ РИМА.  Иными словами, женщина убивает врага Вагрии Яра, жреца врага из Рима. А на голове, точнее, шлеме женщины, я читаю слова: ВОИНЫ РЮРИКА, то есть, войска Рюрика, в том числе и из женщин, защищают Вагрию и другие земли Руси Рюрика.  Твк что ни о каких амазонках на этом памятнике погибшим воинам Рюрика речь вовсе не идёт .

    Продолжение мифов об амазонках.

    «Амазонки упоминаются и в древнеримской историографии. Цезарь вспоминал о завоеваниях большогй области Малой Азии, осуществленных Семирамидой и амазонками. Успешные набеги амазонок на Лисию и Силисию противопоставляются эффективному сопротивлению лидийской конницы против завоевательниц (Страбон, Николай Дамасенский). Гнай Помпей Трогий уделял особое внимание амазонкам. Он рассказал об истории амазонок, происходивших от двух скифских принцев – Илиноса и Сколопетоса. Диодор рассказывает о победе Геракла над амазонками при Темисире. Филострат считал, что амазонки обитали в таврических горах. Аммианий считал, что они жили к востоку от Танаиса (Дона) и соседствовали с Аланами. Прокопий помещает амазонок на Кавказ. Хотя Страбон и высказывал скептицизм по поводу их историографии, амазонки фигурируют в исторических трудах до позднеантичного периода. Несколько Отцов Церкви говорили об амазонках как о реальном народе. Солиний ссылается на свидетельства Плиния. Согласно Аврелию, пленная готская женщина идентифицировалась как амазонка (Клавдиан). Весьма авторитетными были летописи Юстиния, они были использованы Оросием, труды которого читались в средневековой Европе. Средневековые авторы продолжали традицию помещать амазонок на севере – Адам из Бремена поместил их на берега Балтийского моря, а Поауль Диакон – в центр Германии. 

    В некоторых версиях древнегреческого мифа об амазонках утверждалось, что мужчинам запрещалось появляться в Стране амазонок, но раз в году амазонки посещали соседнее племя Гаргаренов, чтобы зачать от них детей. Мальчиков, родившихся в результате этих визитов, либо убивали, либо отправляли к их отцам, либо оставляли одних в чистом поле. Девочки оставались со своими матерями, их обучали сельскому хозяйству, охоте и военному ремеслу. 

    В Илиаде амазонок называют "антианейрами" ("дерущиеся как мужчины"). Амазонки также фигурируют в сказаниях о походе аргонавтов, которые на пути в Колхиду попали на остров Лемнос, населенный одними женщинами и управляемый царицей Хипсипилой. Аргонавты назвали этот остров "Гинайкократумен", что по-древнегречески приблизительно означало "царство женщин". Аполлоний Родосский писал, что амазонки приветствовали Ясона и его товарищей в боевом строю - "Хипсипила была в доспехах своего отца и управляла фургоном, ужасая своим обаянием". Молодая царица рассказала им, что перед этим Лемнос был завоеван, и все мужчины были убиты. Амазонки пригласили аргонавтов заменить погибших мужей. Аргонавты не поняли однако, что мужчины были убиты своими же соплеменницами. К счастью, аргонавты не задержались на острове долго. Пока они плыли через Геллеспонт к Эвксинтскому Понту, им советовали "поскорей уносить ноги, поскольку Темисира со своими амазонками вооружилась и готова к войне". 

    Амазонки появляются в искусстве архаичного периода Древней Греции как иллюстрации нескольких легенд. Они завоевывают Лисию, но терпят поражение от богатыря Беллефона, которого послал Иобат, король Лисии, надеясь, что тот погибнет в борьбе с амазонками (Илиада). В Илиаде упоминается надгробие царицы Мирины, в поздней интерпретации – царицы амазонок, приведшей их к покорению Ливии и большей части страны Горгонов. 

    Амазонки напали на фригийцев, которые состояли в союзе с Приамом, тогда еще юным царем Трои (Илиада). Спустя годы, во время Троянской Войны, амазонки приняли его сторону и сражались против греков под предводительством царицы Пентесилеи (Кринт Смирнский), которую убил Ахилл. Об этом сказано в Эфиопиде, устной эпической поэме, продолжении Илиады (также Квинт Смирнский, Юстин, Виргилий. Энеида). 

    Одним из подвигов, который должен был совершить Геракл по заданию Эврисфея, заключался в том, чтобы захватить пояс амазонской царицы Ипполиты (Аполлодор). Геракла сопровождал его друг Тезей, который захватил в плен сестру Ипполиты Антиопу. Этот инцидент привел к вторжению амазонок в Аттику; в этой войне Антиопа сражалась на стороне Тезея и пала в бою. По другой версии, Тезей женился на Ипполите, по третьей - на Антиопе (и она не погибла). Битва афинян с амазонками составила целый жанр античного искусства – амазономахию, характерным примером которого являются барельефы в афинском Парфеноне и скульптуры в мавзолее Галикарнасса. 

    По одному из многочисленный преданий, амазонки предприняли поход на остров "Змеиный (Леуке) в устье Дуная, где Фетида погребла пепел Ахиллеса. Дух павшего героя появился перед воительницами и настолько напугал лошадей, что те стали скидывать и топтать наездниц и заставили амазонок ретироваться. Древнеримский военачальник Помпей утверждал, что видел амазонок в армии царя Митридата» [4]. 

    Итак, в Риме и Византии собирали различного рода сказки и легенды, но не проверяли их достоверность. Рим любил различного рода развлечения, и такого рода сообщения о чудесах в решете у далёких народов бередили воображение. В советское время я преподавал в различных вузах марксистскую философию, и в разделе исторического материализма обязательно останавливался на различении общественной психологии и общественной идеологии. Общественная идеология создаётся идеологами, например, современные идеологи США утверждают, что США просто несут отсталым народам (то есть, всему населению Земли, кроме самих США) идеи демократии как стратегии процветания, тогда как общественная психология создаётся самим народом. И в США первым правом считается не глас народа, а право сильного, богатого и имеющего связи в верхних эшелонах власти. В своё время было разрешено ношение оружия каждым гражданином США, так что если незнакомец появится (например, заблудившись в незнакомой местности) на территории владельца земли, его можно пристрелить. Пусть это не совсем так юридически, но считается вполне моральным поступком. Я заговорил об общественной психологии потому, что историки с ней практически не считаются. Их интересует только то, что написано на бумаге (пергамене, шёлке, и других материалах для письма). Фольклористика как наука о народном творчестве возникла сравнительно недавно, но и она изучает местные слова, пословицы и поговорки, песни и танцы, легенды и мифы, местные изделия, но не взгляды на жизнь, на историю, на  предназначение человека. Поэтому нам трудно представить себе жизнь римлян, их повседневные интересы и запросы на различного рода чудеса у других народов.

     

    Рис. 9. Дуэль между амазонкой и греком. Барельеф

    В статье [4] имеется ещё одно изображение о якобы борьбе между амазонкой и греком, рис. 9. Этот барельеф, как показали мои поиски, находится в Афинах, и изображает не одну, а двух женщин, рис. 9. Уже на первой строке я читаю слова: 35 ХРАМ МАРЫ. МАРЫ МАСКИ ВОЙСКА ВИМАН, что на современном русс4ом языке означает: ХРАМ МАРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. ПАМЯТНИК ПОГИШЕМУ ВОЙСКУ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. То есть, практически то же самое, что и на предыдущих барельефах, где не было ни греков, ни амазонок, а были показаны женщины из регулярных воинских частей Рюрика.

    Вывод заметки [4] таков: «Благодаря поэтическому гению древних греков, история полулегендарных амазонок и в частности, Пентесилеи, пережила века. История амазонок учит тому, что женщина не всегда слабое беззащитное существо, зависящее от мужчин, она может быть самостоятельной, сильной и смелой. Но трагическая гибель Пентесилеи от руки Ахилла предостерегает от стремления к примитивному равенству - в большинстве случаев женщина не должна и не способна побеждать мужчин в прямом противоборстве - это урок крайним феминисткам. В то же время, запоздалая любовь Ахилла к убитой им женщине, предостерегает мужчин от реальной борьбы с женщинами».

     

    Рис. 10. Мраморный саркофаг из Телль Барака вблизи Цезарии [4]

    Древние греки тут не причём. Просто у Рюрика женщины были такими же военнослужащими, как и мужчины, и действительно умели сражаться. Так что на этом утверждении можно закрыть тему якобы греческих иллюстраций  к мифу об амазонках.

    Однако благодаря этим иллюстрациям стало возможным разобраться в вооружении женщин-воинов войск Рюрика. Небольшие круглые щиты выдают принадлежность кавалеристов, и действительно, мы видим женщин-всадниц, рис. 8 и рис. 10. Кроме того, на рис. 10 мы видим в их руках копьё, тогда как на остальных изображениях – ничего. Но по замаху руки можно понять, что  оружием служило скорее копьё, чем сабля, или, тем более, меч. Однако копьё, которое на барельефах не составляло единое целое с остальным изображением, а изготавливалось отдельно и затем вставлялось, так же легко вынималось и со временем терялось. Так что перед нами – оружие ближнего боя. А на рис. 8 у женщины в правой руке – фрагмент копья, которое со временем сломалось, и было утрачено. 

    Их боевая одежда – короткое платье, на ногах, рис. 8 – короткие сапожки, либо они дерутся босиком. Впрочем, такая же одежда и у их противников-мужчин, рис. 10. И, как и у мужчин, иногда во время боя лямки одежды на плечах иногда соскальзывают, и обнажается одна сторона торса, как у мужчин, так и у женщин. Так что ничего специфически женского в том, что иногда видна обнажённая молочная железа, в этих изображениях нет, и их соединили с мифом об амазонках археологи лишь потому, что не разобрались в ситуации (опять по причине неумения читать русские надписи!). А на тренировках их одежда – трусы и бюстгальтер, как показано на рис. 7.

    При взгляде на все изображения с женщинами-воительницами у меня возникает впечатление, что они не нападают, а защищаются. Иначе говоря, это не отряды женского спецназа. Более того, мне представляется, что обороняются они лишь тогда, когда на них нападают, а их назначение – в ином. В наши дни женщины обычно являются сёстрами милосердия и вытаскивают раненных бойцов с поля боя, оказывая им первую помощь. А во времена Рюрика они, скорее всего, также выполняли вспомогательную роль, являясь подразделениями связи. Если в войсках того времени не было радиосвязи или связи по телефонному кабелю, то женщины могли быть связистками, передавая распоряжения командования по ходу боя удалёнными войсковым частям. Однако двигаться в одиночку означало повышенный риск того, что связистка могла быть раненной или убитой, а потому, как современные школьницы или студентки, женщины двигались вдвоём или втроём, что мы и видим на изображениях.

    Об амазонках в статье [3].

    А теперь вернёмся снова к статье Корецкого [3]. Он пишет: «Но, как говорил Сервантес в «Дон Кихоте», «Платон мне друг, а истина дороже!». С одной стороны, легенды о женщинах-воительницах встречаются во многих культурных традициях. Достаточно вспомнить Настасью Королевичну из русских былин, которая показывает мастер-класс в стрельбе из лука на собственной свадьбе. Вместе с тем, нам трудно поверить в рассказы античных авторов о прижигании правой груди амазонками ради усиления своих боевых способностей. Тем более, что древние писатели, как правило, составляли свои записи по слухам, переданными через «сломанный телефон». Где в этих рассказах вымысел, а где отражение реальности? И как отделить одно от другого? На помощь приходит археология, которая добывает крупицы информации из древних артефактов. Недавно ученые из Приднестровского государственного университета раскопали в Слободзейском районе курган, который может кое-что рассказать о могучих воительницах древности». 

     

    Рис. 11. Курган Слободзейского района и моё чтение надписей

    Курган Слободзейского района.

    Далее Александр переходит к описанию кургана: «Насыпь степной пирамиды была полностью распахана, курган совершенно не выделялся на рельефе, рассказывает старший научный сотрудник НИЛ «Археология», кандидат исторических наук Виталий Синика. Однако, после того как исследователи сняли верхний слой грунта, они обнаружили ров и четыре пятна, отличающихся по цвету от желтой материковой глины» [3]. Меня заинтересовало, что именно раскопали археологи, и я сначала прочитал надпись на грунтоглифе отвала: ХРАМ РЮРИКА МАРЫ, то есть, ХРАМ МАРЫ РЮРИКА, рис. 11. Далее я перехожу к чтению микрогеоглифа на центральной площадке раскопа, на левом пятне, напоминающем изображение человека: МАРЫ ХРАМ ВОЙСК ХАРАОНА МИМА РУСИ ВИМАН МАРЫ, что на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ ВОЙСК ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ ХАРАОНА И ЖРЕЦА РУСИ. Эта последняя надпись не только подтверждает, но и существенно дополняет предыдущую, и становится понятно, что именно собираются раскопать археологи.

    «Раскапывая пятна одно за другим, археологи обнаружили гробницу ребенка, а затем и усыпальницу женщины с фрагментами бронзового зеркала».

     

    Рис. 12. Вид зеркала Приднестровского храма и моё чтение надписей

    Бронзовое зеркало.

    Скорее всего, перед нами находится изображение двух сторон зеркала. Честно говоря, кроме этрусских зеркал, найденных в огромных количествах, я никогда не изучал изображения из обычных храмов Мары для войск Рюрика. Но теперь я решил прочитать надписи на обеих сторонах зеркала. Так, на изображении слева я читаю на верхней части слова: МАРЫ ХРАМ. Это мне известно и без того. А слева я читаю слова: МАРЫ СКОЛОТЫ ХАРАОНА, то есть, храм принадлежал воинам из славян-сколотов. А в самом центре зеркала можно обнаружить женский портрет анфас со скорбным изображением лица. Над ним по диагонали можно прочитать слова МАСКА МАРЫ, что означает ЗЕРКАЛО ДЛЯ УСОПШЕЙ ЖЕНЩИНЫ.

    А на изображении зеркало справа я читаю иной текст, датировку: 8 ГОД РЮРИКА, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление приводит к дате 864 ГОД НОВОЙ ЭРЫ. Правее можно видеть мужские лица в правый профиль и анфас. А над датировкой на фрагменте из светлого пятна на зеркале я читаю слова: ХРАМ 33 И 35 АРКОН ЯРА, что означает: ХРАМ ЛАДОГИ И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Тем самым в камере могилы рядом с умершей жрицей было положено её жреческое зеркало, с помощью которых жрица оплакивала погибших воинов Рюрика обоего пола. 

    Другие находки.

    «В центре кургана ученые наткнулись на ограбленное парное захоронение. Грабители унесли всё до последнего предмета, при этом сильно повредили костяки погребенных. Тем не менее, по сохранившимся останкам специалисты определили, что усыпальница была сооружена для двоих, скорее всего, мужчины и женщины. Рядом с ней располагалась самая интересная гробница кургана. Сначала из-под мягких волокон кисточки показались кости от жертвенной пищи и обожженная каменная плита. Во время расчистки костяка в районе правой лопатки обнаружилась зелёная патина бронзового зеркала. Его положили за спину погребенной. В том, что это была женщина, исследователи не сомневаются, ведь за всё время раскопок зеркала в гробницах мужчин достоверно не зафиксированы»[3].

     

    Рис. 13. Вход в катакомбу "женщины с копьем" и моё чтение надписей на своде

    В заключение данной заметки Александр Корецкий пишет: «Впрочем, гробницы женщин-воительниц встречаются в Северном Причерноморье не так уж часто. На территории Приднестровья, например, за сто с лишним лет археологических раскопок нашли лишь около десяти таких усыпальниц. Однако не стоит забывать, что исследован лишь малый процент всех древних памятников. Так что выводы делать пока рано.  Например, десять лет назад в катакомбе уже упомянутого скифского некрополя III – II веков до нашей эры были найдены костные останки женщины с копьем (!). Причем по заключению антропологов её возраст на момент смерти не превышал 20 лет (!!!)» [3].

    Иначе говоря, это была гробница одной из военнослужащих войска Рюрика. Для проверки моего утверждения я решил прочитать надпись на своде входа в пещеру, показанного на рис. 14. Результат чтения таков: написаны слова МАРЫ МАСКИ ВИМАН 30 АРКОНЫ, что на современном русском языке означает: ПАМЯТНИК УСОПШИМ ВОИНАМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗАПАДНОГО КАИРА.

    Итак, я смог рассмотреть ещё пару гробниц воинов Рюрика, на этот раз женских.

    По следам моих выступлений.

    На моей страничке социальной сети «В контакте» я написал: «До сих пор я ищу доказательства того, что Крым в античную эпоху принадлежал и Риму, и Греции, и другим малым народам. Ищу – и не нахожу! Напротив, я постоянно обнаруживаю, что в древности кроме следов воинов Рюрика, писавших исключительно по-русски, следов никаких иных народов в Крыму не обнаруживается. А надписи греков на различного рода стелах написаны были поверх (то есть, много позже) надписей воинов Рюрика. Однако в данной статье я показывал иное: отношение к наследию наших предков. Прежде всего, археологов. В процессе работы над монографией о Крыме я выяснил, что нынешний музей-заповедник «Херсонес Таврический», логотип которого имитирует греческие буквы, рис. 23, при виде сверху вовсе не напоминает полуостров, а является горбом, который занимает примерно ¼ или 1/5 часть территории 3-го стана 5-го года Яра.

    Однако, взятые вместе все части этого 3-го стана вовсе не выглядят полуостровом, а образуют сплошной массив, который несколько заливов (начиная от Камышового) разрезают в верхней части, так что территория наверху образует несколько языков, вдающихся в Чёрное море. Иными словами, никакого основания называть эту территорию «Херсонесом» («Полуостровом» по-гречески) нет. А по-русски данный средневековый город назывался «Корсунь», что весьма созвучно названию острова, в данный момент принадлежащего Франции, но бывшего итальянского, «Корсика». И закрадывается мысль, что обе эти местности назывались по имени русского бога белого света как такового – по имени бога Хорса. А средневековые греки, услышав имя «Корсунь», стали произносить это название фонетически близким, но неверным по значению словом «Херсонес».

    На эти строки отозвался мой читатель Владимир Яковлевлев 12 июня 2018 года; «И Владимир, не крестился в Корсуни, как принято считать, а прошёл посвящение Хорсу – Солнцу, принял титул солнечного князя и поэтому его и стали называть "Красно солнышко"». Как видим, приведён дополнительный аргумент к тому, что город назывался Корсуень ещё до прихода в неё греков, и что это название связано именно с богом ХОРСом, а вовсе не с греческим названием ПОЛУОСТРОВ.  

    Другая моя читательница прислала мне материал по следам моей статьи [5], где я удивлялся порядкам, введённым администрацией современного Херсонеса.  Речь идёт о письме реставратора Анатолия Туманова автору блога «Правосудия.Нет» Татьяне Волковой.

    Письмо Анатолия Туманова.

    «Уважаемая Татьяна! В Государственном историко-археологическом музее-заповеднике "Херсонес Таврический" в последнее время сложилась очень напряжённая обстановка. Проблемы здесь и в отношении к персоналу, и в отношении к местному населению, но самое тревожное - к нашим уникальным памятникам истории. Обо всём уже много написано на местных ресурсах и частных страничках, имеются многочисленные обращения в контролирующие органы... Но чиновниками всё это покрывается...» Сайт ПРАВОСУДИЯ.НЕТ: http://pravosudija.net/article/pismo-pomogite-spasti-drevniy-hersones.

    И далее я перехожу на его статью [6]. Однако начало излагает другой человек: «Уважаемые Граждане! Привлекательность и качество жизни в Крыму, в немалой степени, связано с раскрытием потенциала объектов культурно-исторического наследия, в ряду которых бесспорным флагманом является «Херсонес Таврический», традиционно пользующийся вниманием и любовью горожан и гостей города. Раскрытие потенциала заповедника, в свою очередь, зависит от деловых и личных качеств руководителя и реализуемых им приоритетов. Об этом и пойдет речь ниже.

    Дополнением к уже озвученным эпизодам корпоративного уклада заповедника под руководством С.Е. Мельниковой, публикуем материал предоставленный бывшим сотрудником «Херсонес Таврический» А.М. Тумановым — археолог, квалифицированный специалист в области реставрации памятников археологии.

    Но прежде, немного предыстории со слов Анатолия Михайловича Туманова, в моем пересказе. «Закон, для допуска к реставрации памятников археологии, требует аттестованной специализации реставратора. В штате сотрудников заповедника, в переходное время, аттестованного реставратора памятников каменного зодчества не оказалось (сейчас его тоже нет!). Понимая, насколько важно для сохранения городища оперативно, реставрировать локальные повреждения кладки древних стен, закреплять их после раскопок, А.М. Туманов, дважды, в письменном виде, обращается к С.Е. Мельниковой с предложением направить его от заповедника на аттестацию, оплатив связанные с этим расходы.

    Ответа дважды не было. Зато в избытке было самопиара и показухи, под прикрытием наукоемких рассуждений в кадре об отрицательном воздействии антропогенного фактора и как итог подобной «заботы» — запрет купания и сокращение часов для посещения.На страничке заповедника в инстаграме прекрасные виды вечернего Херсонеса радуют глаз! Ирония в том, что с 17:00 заповедник закрыт для посещения — любуемся инстаграмом!»

     

    Рис. 14. Музей «Херсонес» вечером, когда он закрыт для посещения

    «Далее, находясь в отпуске, за свой счет, А.М. Туманов отправляется в Москву на аттестацию и благодаря знаниям и опыту подтверждает высокую квалификацию реставратора — единственный с самой высокой квалификацией в направлении – естественный камень и единственный в Крыму аттестованный специалист вообще (по реставрации памятников каменного зодчества).

    Дотошность и настойчивость (8! безуспешных попыток обсудить с директором проблемы сохранности памятников на городище и вопросы охраны труда) обрекли реставратора на череду придирок и взысканий которые в сочетании с принуждением работать на 40-ка градусной жаре, без возможности окунуться в море (купания под запретом), повлекли ухудшение здоровья и вынудили А.М. Туманова уволиться. Напомню, всего по той или иной причине уволенных при новом руководстве, более 30 человек!». И далее следуют сюжеты и наблюдения А. Туманова, направленные обращением в различные инстанции, включая Президента Российской Федерации В.В. Путина.

    «Я, Туманов Анатолий Михайлович, бывший сотрудник Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», опытный археолог, квалифицированный специалист в области реставрации памятников археологии. С 1998 г. участвовал в раскопках Херсонеса, а с 2007 года в реставрации раскопанных архитектурных объектов. В 2015 г. окончил исторический факультет Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

     

    Рис. 15. Схематический план построек Херсонесского городища

    Являюсь аттестованным специалистом в области сохранения объектов культурного наследия. В соответствии с приказом Министерства Культуры Российской Федерации № 893 от 31 мая 2017 г., мне присвоена первая категория реставратора памятников каменного зодчества (направление – естественный камень). Для справки: на момент прохождения аттестации по всей России и Белоруссии специалистов в данном направлении было зарегистрировано с высшей категорией – 3 человека, с первой – 8 человек, со второй – 28 и с третьей – 239 человек. Причём, я единственный с самой высокой квалификацией в направлении – естественный камень и единственный в Крыму аттестованный специалист вообще (по реставрации памятников каменного зодчества).

    Поэтому, меня, как специалиста, очень тревожит положение дел в области сохранения нашего исторического достояния – памятников, раскапываемых на Крымском полуострове и, в частности, городища древнего Херсонеса. Если говорить о Херсонесском музее, то здесь руководство далеко не всегда подходит компетентно к решению проблем, связанных с сохранением археологических объектов, что ведёт к ухудшению состояния древнего памятника в целом.

    Я, долгие годы работая в архитектурно-археологическом отделе, могу отметить, что низкий уровень организации производственного процесса, неэффективное использование рабочей силы, недостаточное уделение внимания охране труда и прочие негативные моменты стали нормой в рабочем процессе. Но это всё мелочи по сравнению с фактами, которые я готов предоставить. Здесь не просто некомпетентность и халатность, а настоящее преступное отношение к памятникам истории.

    Весной 2016 г. на территории ранее существовавшего яхт-клуба, который был удалён из Херсонеса, работниками отдела музеефикации под руководством Виктора Самойленко наводился порядок. Но вместо того, чтобы собранный мусор погрузить на машину и вывезти на свалку, кто-то додумался сложить всё это под древней оборонительной стеной и поджечь» (Рис.16).

     

    Рис. 16. Следы сожжения мусора на территории музея

    Сожжение мусора на древнем объекте.

    «В результате, древняя стена, являющаяся фортиикационным сооружением портовой части Херсонеса, предположительно V в. до н.э., имеющая своё название – 27 куртина, обозначенная во всех научных документах, справочниках, изданиях, схемах городища (Рис. 15) и т.д., получила необратимые повреждения. Камни кладки, непосредственно соприкасающиеся с источником огня, подверглись термическому воздействию и сейчас представляют собой, фактически, обожжённую известь. Эти камни рассыпаются теперь сами по себе».

    Мне стало интересно, какой же камень был выведен из употребления обжигом. Как мы видим, это нижний камень кладки, с которого обвалилась облицовка. Этот камень я показал  на рис. 17 внизу. И на нём я читаю такие слова: МАРЫ ХРАМ, а выше – 30 АРКОНЫ и левее и ниже – ВЕРНЫХ ВОЙСК РЮРИКА, что на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА ВЕРНЫХ ВОЙСК РЮРИКА. Жаль, камень погиб.

     

    Рис. 17. Нижняя часть обгоревшей стены и моё чтение надписей

    «Причём, этот процесс начался уже спустя несколько месяцев после происшествия, хотя на тот момент ещё не было ни перепадов температуры, ни сильных дождей, ни мороза. Мной снято четыре видеосюжета по факту порчи 27 куртины (на диске в Приложении 3). Первое видео датируется 24.05.2016 г. (видео 1), на нём зафиксировано само преступление. Второе видео снято 28.09.2016 г. (видео 2), где чётко видны последствия – рассыпающиеся сами по себе камни, подверженной тепловому воздействию кладки. На третьем видео 28.02.2017 г. запечатлены попытки замести следы содеянного (видео 3) – нижний ряд подсыпан землёй, следы копоти очищены. Заключительный сюжет 14.06.2017 г. (видео 4) зафиксировал очередное надругательство над древним памятником: у подножия искалеченной стены захоронен мёртвый дельфин.

    С сожалением хочу отметить, что назначенная в конце июня 2016 года на должность директора музея-заповедника «Херсонес Таврический» Мельникова Светлана Евгеньевна, встала на защиту этих действий. Мне, как известному в Севастополе общественнику, депутату трёх созывов местного Совета, стали известны факты обмана руководством музея вышестоящих контролирующих организаций. В частности, на неоднократные обращения возмущённых граждан и общественных организаций по поводу порчи вышеупомянутой стены были сфабрикованы данные о том, будто это не древняя стена, будто это было самовозгорание сухостоя (в мае месяце и таких размеров, что стена высотой 3 метра была вся чёрная).

    На Видео 1 чётко видно, что были сожжены различные бытовые предметы, а в золе лежали металлические детали, скрепляющие эти предметы. К тому же, под стеной появилась новая порция мусора для уничтожения. В предоставленных гражданами документах (фото 5 – 13) видно, как руководством музея осуществлён подлог понятий: где древняя стена, а где какая-то мифическая ограда «Склада местных древностей», которая на самом деле давным-давно разобрана».

     

    Рис. 18. Кладка, примыкающая к обгоревшей стене

    К сожалению, обращение в прокуратуру ни к чему не привело. В ответе и.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры г. Севастополя М.В. Лакомова сказано: «Факта порчи каменной кладки вследствие возгорания в районе бывшего яхт-клуба не выявлено».

    Что же касается реакции директора музея «Херсонес Таврический» С.Е. Мельниковой, то своему куратору из Министерства культуры РФ она написала: «Весной 2016 года действительно имел место факт возгорания травы на территории музея-заповедника в районе Причала 73 «А» в бухте Карантинной. Возгорание было оперативно потушено. В результате возгорания был закопчён фрагмент каменного ограждения вокруг ранее находившегося здесь «Склада местных древностей».

    Данная ограда не является элементом построек античного и средневекового периода Херсонеса. Она также не является объектом культурного наследия, включённого в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, а также не является выявленным объектом культурного наследия». Так что храм Мары наших войск – вовсе не объект культурного наследия!

    И ещё любопытный пункт: «Относительно действия охраны «вытаскивания людей из моря с помощью дубинок и автоматов», указанных в обращении граждан Севастополя, данная информация не соответствует действительности. Музей-заповедник не имеет на своём балансе дубинок и автоматов. Также автоматов нет и у охраны музея-заповедника». Две последние фразы составлены хитро: музей, разумеется, не имеет дубинок и автоматов, но охранники дубинки имеют, а потому директор музея о дубинках охранников ничего не говорит. Что же касается пистолетов, то они, скорее всего, у охранников были, но если у их пистолетов имелись откидные металлические приклады, то они вполне могли быть приняты жителями Севастополя за автоматы. Так что охрана по отношению ко мне поступила ещё деликатно. Ибо я за свои взгляды вполне мог бы получить дубинкой по голове!

    Разрушение кладки в связи с постройкой ворот.

    «Также гражданам сообщили, что виновные в данном инциденте уволены, но, насколько мне известно, виновных даже не искали. Более того, руководители, недоглядевшие за ходом работ, были награждены грамотами и благодарностями. Причём, эти грамоты вручаются руководству ежегодно. Но если посмотреть на сделанное, то возникает вопрос – за что? Что сделано за эти годы? Античный отдел не работал с 2005 г., оборонительная стена 19 куртина стоит разобранная с 2008 г., до сих пор не решена проблема размыва береговой линии Херсонеса, городище всё разваливается и т.д.

    Другим фактом преступного отношения к городищу Херсонеса является постройка стены и металлической ограды с калиткой на спуске к, так называемому, Уваровскому пляжу (фото 15)» [6], рис. 19.

     

    Рис. 19. Незаконная постройка

    «Во-первых, эта постройка незаконна, так как на территории городища вообще нельзя строить капитальные сооружения (73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 5.1.1.1)). В корне неправильным является способ строительства, которым это было осуществлено.

    При строительстве скала была подрублена таким образом, что она стала вертикальной и гладкой (фото 16)» [6], рис. 20. «Эта скала находится под охраной государства точно так же, как и древние постройки, стоящие на ней. Скала так же, как и постройки является частью памятника под названием Херсонес Таврический. Также этот спуск к берегу моря был ранее сделан внутри бывшей рыбозасолочной цистерны первых веков нашей эры. Три стены и два прямых угла этой цистерны отчётливо читались. Сейчас одна из этих стен уничтожена и уходит куда-то в сторону (в Прил. 3 Видео 5). На видео хорошо видны остатки обкладки этой цистерны. Таким образом, конкретный памятник истории испорчен теми, кто должен его оберегать. Работы и здесь велись под руководством В. Самойленко по указанию на то время директора Л.В. Седиковой. И так же, как и сгоревшая стена, это было весной 2016 года» [6].

     

    Рис. 20.  Подрубленная скала. Уничтожена одна из стен рыбозасолочной цистерны

    «Как специалист, хочу отметить, что вся сложившаяся система, когда для проведения реставрационных работ на археологических объектах приглашаются специализированные организации извне, просто губительна для раскопанных памятников. Руины после очистки от многовековых напластований земли становятся уязвимыми со стороны различных природных и антропогенных факторов, промедление укрепительных работ может привести к полному их разрушению. Пока будет составляться проектная документация, проводиться различные организационные мероприятия, пока приедет специализированная организация, выигравшая тендер, памятник может исчезнуть. Поэтому, в каждой экспедиции должен быть свой специалист-реставратор, в каждом археологическом музее – свой реставрационный отдел.Кроме того, уже раскопанным руинам постоянно требуется уход, проведение превентивных профилактических мер, чтобы не доводить памятник до критического состояния. Если на стене выросло растение или выпал камень, эту проблему нужно немедленно устранять. Однако, руководство музея закрывает на это глаза» [6]. И автор приводит ряд примеров.

     

    Рис. 21. Раскопки Эрмитажа – частично разрушенная стена после консервации

    «На этом фоне резко выделяется некомпетентность работников под руководством В. Самойленко. Так, например, после раскопок экспедиции Эрмитажа в XX квартале летом 2015 г., были проведены консервационно-реставрационные работы отделом музеефикации памятников археологии. Раскопанные стены были закреплены в 2016 г., но простояли они не долго. В начале 2017 г. одна из стен частично обрушилась по причине того, что она стояла на земле, а её необходимо было подпереть камнями. Но камней нет, по приказу руководства их все вывезли на свалку. Также ничего не было предпринято и для укрепления стены водохранилища, когда под руководством В. Самойленко в 2016 г. проводились раскопки. В Приложении 3 на Видео 8 зафиксировано, что до раскопок стена высотой 1,5 – 2 метра осталась без проведения консервационных работ, а после проведения раскопок её высота стала 3,5 – 4 метра. Теперь процесс реставрации гораздо усложнится. Также важно отметить факт нарушения техники безопасности: незакреплённая стена с постоянно увеличивающейся высотой составляла большую опасность для работающих археологов по причине её возможного обвала.

    Кстати, о камнях и отвалах с раскопок. Для специалиста реставратора – это важнейший материал для его деятельности. Но руководство музея смотрит на всё это, как на груду мусора, которую нужно куда-то деть. Так уже не первый раз в середине июня 2017 г. был организован вывоз отвалов грунта после раскопок» [6].

     

    Рис. 22. Погрузка отвалов на Херсонесе. 20.06.2017 г.

    «Целую неделю с утра до вечера 40-ка тонные самосвалы (фото 29) вывозили землю, камни, в том числе прекрасные обработанные блоки и даже архитектурные элементы. Вывозили всё это на городскую свалку. выброшена масса камней, которые можно было бы использовать при реставрации или укреплении береговой линии. Стоит отметить, что Лариса Васильевна Седикова неоднократно бывая в столице, обращалась по вопросу финансирования проекта по укреплению берегов Херсонеса. Но если хорошенько подумать, то часть будущего проекта уже была выполнена. Каким бы его не составили специалисты, а материал уже был в наличии – те самые камни, которые теперь вывезли на свалку. Так или иначе, но такой материал всё равно потребуется для реализации этого проекта. Вот и получается, что сначала бешеные деньги выбрасываем, чтобы всё вывезти, а потом будем платить бешеные деньги, чтобы завезти новый материал. Тем временем, пока руководство решает проблему финансирования проекта по укреплению берегов, по мере возможности мы сами кое-что делали в этом направлении. Так, например, после ноябрьского шторма 2007 года из камней с раскопок нами выложена крепида на размытом берегу, которая стоит до сих пор. Почему не продолжить положительную практику?» [6]

     

    Рис. 23. Поломанная лестница на городище. 01.11.2016 г.

     «Ещё о нерациональном расходовании средств. Раньше с музейной территории на городище выходила бетонная лестница, такая скромная, никто на неё внимания не обращал. Но решили её переделать. Долго долбили лестницу отбойниками, при этом углубились в культурный слой (фото 34 – 36), потом всё вывезли. Всю зиму заливали железобетонные конструкции, покрывали гранитом.При демонтаже старой лестницы попадались фрагменты керамики (нарушен культурный слой).

    Таких примеров бестолкового и даже преступного отношения к памятникам истории масса, но руководству этого мало, руководство ещё издевается и над теми, кто и зимой, и летом, и в жару, и в холод работает на городище, раскапывая и укрепляя чудом сохранившиеся памятники древности. При этом эти кабинетные историки сами крайне редко появляются на раскопках, а руководят из кабинетов, сидя под кондиционерами. Они не обращают внимания ни на какие рекомендации СанПиН 2.2.4.548-96, где сказано, что уже при 31ºС работы с III категорией энергозатрат прекращаются.

    В Херсонесе же заставляют работать на 40-ка градусной жаре все восемь часов в день, а потом ещё и не разрешают искупаться в море в конце тяжёлого трудового дня, хотя до него всего 50 метров. Такая политика привела к тому, что значительно сократился интерес волонтёров, участвующих в раскопках древнего города, а студенты-практиканты и дня не задерживаются больше положенного времени. В итоге, увеличивается нагрузка на штатных сотрудников музея, ухудшается их физическое состояние.

    Особую тревогу наравне с бестолковой хозяйственной деятельностью вызывают действия охраны музея. Если говорить точнее, то сейчас эта структура должна называться: береговая охрана. Сейчас эти работники, в первую очередь, контролируют побережье, не допуская никого до воды, а также вход в музей, проверяя сумки посетителей на наличие запрещённых полотенец и купальников. За последние полтора года Херсонес «прославился» массой неприглядных ситуаций, дискредитирующих сам музей и государственную власть в целом. При этом, директор музея Мельникова С.Е. в своих отчётах в контролирующие государственные структуры пишет, мягко говоря, неправду.

    Сохранившиеся на территории Севастополя земельные наделы и постройки херсонеситов также имеют печальное зрелище, а некоторые вообще уничтожены современными строителями. Это проблема не только Херсонеса. Во всём Крыму: Калос Лимен, Мангуп-кале, Эски-кермен и на множестве других древних поселений можно видеть следы новых разрушений, чудом сохранившихся памятников истории. А сколько новых открытий делают археологи в районе Керчи! Но все жалуются, что нет специалистов. Странно это слышать специалисту с первой категорией, которому ничего не дают делать и даже не хотят слушать. Или, всё-таки, доведение всех этих памятников до состояния полного разрушения – есть какая-то ужасная чёрная стратегия? Не хотелось бы в это верить!» [6]. 

    Отклики на данную статью А.М. Туманова.

    SergBond. 29 ноября 2017 года     «Сам наблюдал «камазы» вывозящие тонны грунта на полигон на Инкермане. По наблюдениям, существующее руководство решило перестроить всё по своему и «окультурить территорию» как свои угодья.Обилие тротуарной плитки упирающейся в луганский сланец просто шокирует, при том, что «родной» камень, как мусор вывезен, закопан в ямах раскопов…».

    Юлия Савинкова, 30 ноября 2017. «Просто беспредел. Как печально читать про такое халатное и безобразное отношение руководителей (!) к такому значимому памятнику архитектуры. Когда посещаю Крым, всегда езжу в Херсонес «прикоснуться» к древней истории…».

    Татьяна Богоявленская. 02 декабря 2017. «Херсонес — это особое место со своей энергетикой и величием, место любимое севастопольцами. Живу рядом, люблю ощущать частицу души Херсонеса и то, что там происходит вызывает горечь и сожаление. Полностью согласна с Анатолием Михайловичем, да пусть услышат все, кому не безраличен Херсонес! Спасибо Вам, Анатолий Михайлович!»

    Обсуждение.

    Опять-таки, в связи с новостями археологии, пришлось разбираться в некоторых фундаментальных положениях исторической науки. Первая большая проблема, к которой я обратился, это проблема так называемых «амазонок», скифских женщин-воительниц, которым якобы скифские медики ампутировали правую грудь, чтобы по ней не била отдача тетивы при выстреле из лука. Однако ни одной иллюстрации женщин без правой груди, равно как и стреляющих из лука в защиту этой легенды мне обнаружить не удалось. Более того, с медицинской точки зрения мастэктомия часто сопряжена с ампутацией матки, что в условиях кочевого хозяйства легендарных скифов было вряд ом возможно. Короче говоря, миф не выдерживает проверки на уровне здравого смысла, однако он с удовольствием иллюстрируется археологами. Хотя ни одной точной иллюстрации положений об амазонках они не представлены. Вместе с тем, мои чтения надписей на соответствующих иллюстрациях показали, что на самом деле под именем амазонок археологи представили изумлённой публике женщин-воинов различных армий ВВС Рюрика. Более того, изучение оружия и одежды женщин-военнослужащих показало, что, скорее всего, они являлись  посыльными связи, которые, в силу безопасности, двигались по двое-по трое. Ни на одной иллюстрации не видно, чтобы они на кого-то нападали – они лишь выставляют вперёд щит. Но, вообще говоря, они имеют оружие всадников – короткий круглый щит и копьё.

    Заодно я показал неверной точку зрения историков костюма о многократности возникновения такой части женской одежды, как бюстгальтер. Получается, что он был изобретен в культурной столице мира – Великом Новгороде, но приписан Риму. А позже, в связи с общей деградации культуры эта часть женского туалета вернулась в состав одежды весьма поздно, в конце Нового времени. Иными словами, имелось всего два пика, а не многократное изобретение.

    Второй крупной темой является превращение музея-заповедника «Херсонес Таврический» в частную лавочку администрации, где она заботится только о своём удобстве и о максимальной финансовой выручке, но не о сохранение исторических артефактов.

    Впервые я посетил это место лет семь назад, когда Сергей Стрижак снимал фильм «Русский Крым и Руское» (с одним «С») море». Тогда мы свободно  перемещались по территории музея-заповедника, вступали в беседы с работавшими там археологами, и даже купались (и не только мы, но и много других посетителей). Там мелководье, утонуть практически невозможно. Ни милиции, ни службы охраны  тогда не было за ненадобностью. Зато нашу съёмочную автомашину мы смогли оставить прямо у входа.

    Когда Крым вернулся «в родную гавань», количество туристов, посещающих объект, выросло в десятки раз, и размера улочки, прилегающей к территории музея для парковки автобусов и частного автотранспорта, уже перестало хватать. На ней постоянно случаются заторы. Между тем, на территории музея как раз напротив места стоянки автобусов находится большой пустырь. Казалось бы, вполне можно было бы согласовать с администрацией города Севастополя территориальный вопрос так, чтобы интересы города и интересы музея были бы соблюдены во благо посетителей. Но нет!

    Так что если в предыдущих статьях я нападал на археологов, которые изначально дали неверную информацию о якобы греческой принадлежности русской Корсуни, то теперь я показываю, что нынешняя администрация музея совершенно не заботится о сохранности древних артефактов и увольняет как раз археологов, чтобы на их место поставить службу безопасности (в дополнение к милиции), как если бы музей являлся наиболее криминальным или наиболее секретным местом Севастополя. Иными словами, на неверную интерпретацию древности накладывается ещё и неверная эксплуатация доставшегося посторонним для науки людям древнего объекта.

    Музей стал средством получения прибыли, как любое коммерческое предприятие. Платные экскурсии навязываются в кассе, при входе, и даже службой безопасности. Находки археологов, которые прежде выставлялись как реклама, сначала отгородили забором с сеткой-рабицей, в 2017 году сетку занавесили шторами, а в 2018 году закрыли сплошной стеной. Полученные от посетителей деньги (при бесплатном посещений, но при сплошном досмотре портфелей и дамских сумочек, как на государственной границе!) тратятся не на реставрацию объекта, а на создание комфорта для руководства, причём часто за счёт разрушения самого древнего поселения.

    Короче говоря, к неверной датировке, ложной атрибуции, иностранному имени древней Корсуни со стороны археологов теперь добавлена унизительная для посетителей и разрушительная ля самого объекта его эксплуатация со стороны руководства.

    Из других тем я затронул неверную интерпретацию русского храма Мары ныне итальянских Помпей (в прошлом Русского города Славянска) как жилого здания с латинскими надписями и ложную атрибуцию найденной в Израиле скульптурной головы воина Рюрика как якобы головы скульптуры израильского царя. Пока у меня складывается мнение, что чуть ли не половина археологических открытий основана либо на ложной интерпретации, либо на ложной датировке, либо на том и другом вместе.

    Заключение.

    С каждой новой моей статьёй моя прежняя уверенность в том, что археология представляет собой науку, уступает место убеждению, что пока она не вышла за пределы преднауки, находящейся под огромным негласным политическим и идеологическим  давлением.  

    Литература.

    1. ULLI_U. Из новостей: в 5 районе Помпей открыли три новых избирательных надписи. Июнь 2018 года. Источник: https://ulli-u.livejournal.com/277138.html

    2. В Израиле нашли голову библейского царя. 12 июня 2018 года Источник: https://ria.ru/tourism/20180612/1522575512.html

    3. Корецкий Александр. Под сводами семи церкыей раскинулся последний гарнизон. 13 июня 2018 года. Источник: https://vk.com/digdeep?w=away-66986908_10927

    4. Эксклюзив Клуба Женских Единоборств. Они делали историю. Воительницы. Амазонки. Пентесилея. 30 июля 2008 года. Источник: http://www.fscclub.com/history/fame-amazon.shtml

    5. Чудинов В.А. Средневековый корабль на дне Севастополя и другие новости археологии. – Сайт chudinov.ru от 27 июня 2018 года

    6. «Херсонес Таврический». Сюжеты и наблюдения реставратора Туманова. 29 ноября 2017 года. Источник: http://hersones.eu/hersones-tavricheskij-syuzhety-i-nablyudeniya-restavratora-tumanova/ 

     

Комментарии:

Сергей Седов
02.07.2018 15:07
Очень интересно и убедительно, спасибо. Только я не понял насчет радиоуглеродного анализа. Разве тип почвы влияет на содержание С-14 в растениях? Никогда об этом не слышал. Может быть Валерий Алексеевич сможет подробнее остановиться на этом вопросе в следующих работах. Все-таки несовпадение датировок "по Яру" и радиоуглеродных датировок как-то неприятно и портит стройную картину.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову