Костяные орудия Китая и другие новости археологии

Чудинов Валерий Алексеевич


Оглавление:
  • Костяные орудия Китая.
  • Иконка-мощевик из Москвы
  • Находка в некрополе Саккара.
  • Анализ текста.
  • Анализ берестяной грамоты.
  • О Фёдоре Александровиче Теплоухове.
  • «Кабала» из Вологодской области.
  • Моё чтение берестяной грамоты из Вологодской области.
  • Анализ полученного текста.
  • Берестяная грамота № 5 Смоленска.
  • Анализ грамоты.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Костяные орудия Китая.

    Рис. 1. Вид с трёх сторон н костные артефакты

    О них можно прочитать в заметке [1]: «Международная команда исследователей заявила, что обнаружила костяные мягкие молотки, являющиеся самыми старыми костяными орудиями, найденными на территории Китая. Возраст находок составляет 115 тыс. лет. Костяные орудия, шесть из которых сделаны из сломанных длинных конечностей травоядных животных и одно -- из оленьего рога, были обнаружены во время раскопок в городе Сюйчан центральнокитайской провинции Хэнань.

    До этой находки ученых самыми старыми считались костяные орудия, найденные в провинции Гуйчжоу, возраст которых составлял 35 тыс. лет. Исследователь Хэнаньского провинциального института культурного наследия и археологии Ли Чжаньян сказал, что костяные мягкие молотки в основном использовались для создания и видоизменения каменных орудий.

    Китайских археологов долго волновали такие вопросы как, когда древние китайцы начали использовать кость и присутствовали ли в Китае каменные орудия, сделанные ранними людьми. По словам Ли Чжаньяна, находки доказали, что революция и развитие каменных орудий в Китае начались, по меньшей мере, 115 тыс. лет назад, и мозг китайских гоминидов, живших в то время, был сравнительно развит. Результаты раскопок были опубликованы в научном журнале PLOS расONE».

     

    Рис. 2. Моё чтение надписей на одном из костных артефактов

    Не исключено, что кости действительно были древними. Однако возникает вопрос: когда на них были нанесены насечки и, возможно, надписи? Ведь кости могли быть найдены и в более позднее время.

    Для ответа на этот вопрос я решил рассмотреть правый артефакт, где насечки были сделаны не на внутренней стороне скола кости, а на наружной её стороне. Мне показалось, что на кости нанесены не насечки, а буквы, и я постарался их прочитать. Читая построчно, я получил такой текст: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА. Это написано наверху.

    Ниже я читаю слова: МАСКИ МАРЫ ВОИНОВ ВИМАН РЮРИКА 35 АРКОНЫ ЯРА. На современном русском языке это означает: ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ РЮРИКА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Иными словами, речь идёт о надписях эпохи Рюрика, даже если сам материал был более древним. Кроме того, на данной поверхности можно видеть несколько ликов воинов анфас, что исключает предположение об использовании костей в качестве молотков, ибо произведениями искусства, особенно поминального, пользоваться для повседневных целей всегда было предосудительно.

     

    Рис. 3. Иконка-мощевик из Москвы

    Иконка-мощевик из Москвы

    Рис. 3. О ней можно прочитать в заметке [2]: «Фрагмент вещи обнаружен в Лучникове переулке во время работ по благоустройству. Об этом сообщается на портале Мэра и Правительства Москвы. По мнению археологов, иконка сделана в технике литья из медного сплава в 15-16 веках.

    Исторические находки на улицах столицы не редкость. В конце апреля в Соймоновском проезде археологи обнаружили воровскую монету XVIII века. С помощью таких приспособлений карманники незаметно разрезали сумки или одежду горожан. Для создания воровского инструмента использовалась монета номиналом две копейки, отчеканенная в период с 1757 по 1761 год. По предварительной оценке, специалистов, это старейший из подобных артефактов, найденных на территории Москвы».

    Напомню понятие мощевика. Википедия пишет: «Мощевѝк — общее название ёмкостей для хранения частиц мощей. Мощевики изготавливаются в различных формах:

    крест-мощевик (в том числе наперсные и напрестольные кресты, например крест Евфросинии Полоцкой); энколпион, ковчежец (например, Ковчег Дионисия); мощевики в иконах. Малые частицы мощей при помещении в мощевик заливаются воскомастикой, предохраняющей их от выпадения или повреждения. В мощевик могут помещаться мощи как одного святого, так и многих (например, Кийский крест содержит частицы мощей 108 святых)».

    Напомню и иное: как я неоднократно показывал в моих статьях, широкое развитие христианства в России началось только с 1630 года. Следовательно, иконка XV-XVIвеков никоим образом не может быть христианской. Это усиливает мой интерес к её изучению.

     

    Рис. 4. Моё чтение надписей и выявление лика на иконке-мощевике Москвы

    Как обычно, я усиливаю контраст задней стороны иконки и приступаю к её исследованию. Верхнюю треть изображения занимает погрудный портрет старика анфас. На его головном уборе я читаю слова: МАСКА РОДА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГА РОДА. А на лице и на плечах я читаю слова: ДЕДА 35 АРКОНЫ ЯРА, то есть, ДЕДА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Не исключено, что духовным наставником этого города был именно бог Род.

    Далее я перехожу к лицевой стороне иконки, где я читаю на верхней части иконки слова:  ТОБОΪ СОХРОЯН МИМ, а ниже справа добавляются слова: И ХРАМ. На современном русском языке это означает: ТОБОЙ СОХРАНЁН ЖРЕЦ И ХРАМ. Насколько я понимаю, именно «дедом», богом Родом, сохранён и жрец Мары Рюрик, и его храм в Великом Новгороде.

    Возвращаюсь к обратной стороне иконки. Здесь я читаю надпись тёмными буквами в самом центре иконки: АРМИИ 35 ВИМАН ВОИНОВ МАРЫ МИМА РЮРИКА, что на современном русском языке означает: АРМИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ВОИНОВ ДЕСАНТА ЖРЕЦА РЮРИКА. Иначе говоря, данная иконка принадлежала воинам-десантникам ВВС Рюрика.

    На обратной стороне в правом нижнем углу иконки я читаю подпись изготовителя: ХРАМ МАРЫ РУСИ РЮРИКА. Из чего следует, что хотя воинские формирования Руси Рюрика были распущены за ненадобностью ешё в XI веке, но воинские храмы Мары продолжали существовать, и выпускать религиозную атрибутику рюриканства  в XIV-XVвеках н.э.

    С моей точки зрения на иконки-мощевики этой эпохи следует обратить повышенное внимание.

     

    Рис. 5. Барельеф якобы египетского начальника и моё чтение надписей

    Находка в некрополе Саккара.

    О ней можно прочитать в заметке [3]: «В некрополе Саккара археологи нашли гробницу египетского «генералиссимуса» по имени Иврий. Известно, что он был одним из самых успешных военачальников времен расцвета Древнего Египта. Сакккара является одним из древних египетских некрополей. В нем хоронили многих фараонов и их соратников. Раскопки там проводят с середины XIX века. Однако до настоящего времени у некрополя есть уголки, остающиеся нетронутыми, сообщают в журнале Luxor Times. Исследователи из Университета Каира проводили раскопки в южной части Саккары около пирамиды фараона Унаса. Там они обнаружили почти нетронутую гробницу главнокомандующего войск сразу двух фараонов. В усыпальнице были найдены фрески и барельефы. По ним ученые смогли раскрыть историю жизни военачальника.

    Согласно найденным надписям, Иврий начал свою карьеру при фараоне Сети I. Впоследствии он стал одним из приближенных соратников и главнокомандующим войск сына этого фараона по имени Рамзес II.

    На стенах усыпальницы нашли записи о победах армии Рамзеса II, которые были одержаны благодаря командованию Иврия. Кроме того, там есть упоминания о сыне военачальника и внуке. По мнению археологов, мумии всех трех сановников были похоронены в этой усыпальнице. Они могут скрываться в центральной части и в западных коридорах гробницы. Эти части усыпальницы еще нужно раскопать».

    Меня, как обычно, интересуют не египетские, а более ранние русские надписи, для выявления которых я усиливаю контраст изображения и приступаю к чтению, которое я демонстрирую на рис. 5 внизу. Сначала я читаю слова рядом с изображением сидящего человека: МАСКА МАРЫ МИМА МАРЫ, что на современном русском языке означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ УСОПШЕГО ЖРЕЦА РУССКОЙ БОГИНИ МАРЫ.

    Далее я читаю надписи в центре на четырёх строках: на первой – ХРАМА СТАНА МИРА, на второй строке – РУСЬ МАРЫ СКИФИИ, на третьей – РЮРИКА ВИМАН МАРЫ, на четвёртой – ХАРАОНА РУСИ МАРЫ. На современном русском языке это означает: ХРАМ СТАНА МИРА ИЗ СКИФИИ ЕВРАЗИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ РЮРИКА ТИПА САМОЛЁТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ХАРАОНУ ЕВРАЗИИ.

    Иначе говоря, если раньше я показывал, что фараоны и боги Египта являются воинами Яра Рюрика, тот теперь очередь пришла за жрецами. Понятно, что египетские иероглифы сделаны поверх русских надписей, то есть, значительно позже них, как и в остальных аналогичных случаях.

     

    Рис. 6. Берестяная грамота из Перми

    Эту информацию я получил от одной из моих читательниц, которая прислала мне и Наташе письмо такого содержания: «Наташа, добрый вечер! Я очень рада была вас видеть!!! Отправляю вам берестяные письмена из пермского краеведческого музея. И две фото с удивительным ангелом, который появился в небе Баку 1.01.2018 в новогоднюю ночь. Пермские летательные штуки вышлю в следующем письме».

    До сих пор я ничего не слышал о берестяных грамотах из Перми. В данной статье я сначала хотел бы рассмотреть сами грамоты.  На первой из них внизу написано: «Кабала» – прошение лесному царю (лешему). 1890-1891 гг. Соликамский уезд. Писали углём на бересте и оставляли в лесу вместе с подарком – рыбным пирогом, или блинами с просьбой вернуть заблудившуюся корову». 

    Об этом обычае можно прочитать в статье [4:23-26]: «Для терминов магии и колдовства заимствования оказываются востребованными в силу известного наделения мистическими, исключительными качествами элементов чужой культуры. Иноязычные единицы в этом случае повышают сакральность названных ими объектов. Лексика, связанная с магией и колдовством, представлена, во-первых, названиями лиц, занимающихся магическими действиями, – знакарь, ерекник / еретик (переосмысление греческого слова, обозначающего вероотступника; в русских говорах Прикамья оформляется также в вариантах веретник, ерестун), волшебник, колдун: Вот говоришь, и он колдовать не может, а тут ещё безымянный палец правой руки к ладони делают и говорят: «Колдун, колдуй сам себя, режь своё тело, пей свою кровь, ступай, волшебник, к ножницам» (Антипино, Юсьвинский р-н). Во-вторых, заимствуются обозначения самого способа магического воздействия (шопкыны ‘нашептывать, наговаривать’: Тöдiссес шопкыны кужöны ассиныс молитваэсö – Колдуны умеют нашептывать свои молитвы, ср. пермск. шепотки ‘наговоры, заговоры’), а также результата такого действия (ымрачитны ‘сбить с толку, запутать’ – о нечистой силе: Öтiк инькаöс ымра- читöма вöрас Кузьыс – Одну женщину запутал леший, оказывается, в лесу-то). Разнообразны названия причиненной колдовством порчи – в виде болезненного уплотнения на теле комутец (комутеч) (от комить ‘стягивать’), черных уплотнений под кожей младенца – кочерга, ще тинка, эпилепсии – кудобище: Кудобишшö эшö мучайтö кагасö, глазкаэзöн ковö. Эмöсь турун- нэз – глазки. Сiйöн юктавны. – Худобище еще мучает ребенка, глазками надо. Есть травы – глазки. Ею напоить (Доег, Юсьвинский р-н); Ко- чергасo тoда, ме ачым лечитлi аслам челядьлiсь. Кагас рoдиччас, эся сразу баня лэччoтан миссьoтны, сразу кылö этадзи, кыдзи жельнöг. Кыдзи шиповникыс этадзи бытшкасьo кагаслöн яйыс. Эся сiйo ме мый матегoн мылитан да мы- литан. Эся каттян сiйo шоныта да. – Кочергу знаю, я сама своих детей лечила. Ребенок родит- ся, сразу в баню несут мыть, сразу чувствуется как шиповник. Как шиповник колется кожа у ребенка. Потом я мылом мылю да мылю. Потом тепло его укутаешь (Конопля, Гайнский р-н). Заимствуются общие названия порчи типа по- ветрище (от способа передачи «по ветру»): Болеешь, сил нет. Болит то, куда тебе положит. Раньше повитрище пускали. Чтобы порчу не наложили, церковную ленточку можно в карман положить, крестик (Дмитриево, Юсьвинский р-н) и номинации видовые типа жабча: Всякие есть порчи. Например, жабча – это такая жаба. Тут надо жабу заловить, положить, где у тебя жабча. Потом жабу-то надо повесить и сказать: «Как эти ветки сохнут и мокнут, так и у меня раба Божия всё исчезло, чтобы все боли исчезли». Жабу-то повесят, например, где-то, при ягодах, она там сохнет (Гавино, Юсьвинский р-н). Это название порчи, как видим, одновременно содержит указание на способ ее лечения. Само слово жабча известно в славянских языках (украинский, болгарский) как обозначение лягушонка (ср. также использование его как технического термина: в речи камнерезов жабча ‘изображение жабы’). Заимствованием через русское посредство является название обращения (обычно написанного на берёсте) к лесному духу кабала, кабальное письмо: Кто кабальное письмо пишет, его леший избивает. Вот он написанное вешает и быстро бежит из лесу, иначе леший его догонит и до полусмерти изобьёт. А как ино, корову, которую он себе взял, теперь возвращать придётся (Калинино, Юсьвинский р-н).

     

    Рис. 7. Моё чтение надписей на верхней грамоте

     Писание кабалы бытует и на Русском Севере. Название тайного мистического учения Торы Каббала в термине оказывается совмещенным с архаическим обозначением письменного долгового обязательства в средневековой Руси (сейчас слово кабала более известно в перенос- ном обозначении полной зависимости, рабства, что согласуется с распространенным представлением, что колдун находится в услужении у нечистой силы)».  – Полужирный шрифт для выделения нудного текста использован мной.

    Теперь понятно, для чего были написаны данные берестяные грамоты. Однако при внешнем осмотре для слов к лесному царю о возврате коровы достаточно было верхней грамоты. Зачем нужна для подобного договора огромная нижняя грамоты, на которой можно выделить как минимум десять сток, совершенно неясно.

     Однако меня заинтересовало, не были ли они использованы повторно, будучи написаны поверх донесений эпохи Рюрика. Поэтому, усилив контраст на верхней и нижней грамоте, я решил прочитать их надписи. На верхней берестяной грамоте я читаю слова: СЕ СТАНА 30 МАРЫ ХРАМ, что на современном русском языке означает: ЭТО ХРАМ МАРЫ  ВОИНСКОГО СТАНА ЗАПАДНОГО КАИРА.  

     

    Рис. 8. Моё чтение первых десяти строк на нижней грамоте

    А далее я перехожу к чтению нижней грамоты. На первой строке: В СТАН ВОИНОВ ВИМАН 35 АРКОНЫ ВИМАН МАРЫ, на второй – ОТ ХРАМА МАРЫ 30 АРКОНЫ АРМИИ ВОЙСКА ВИМАН, на третьей – ВОЙТИ ВИМАНАМИ АРМИИ 30 В СТАН ВИМАН РИМСКОЙ АРМИИ, на четвёртой – ВИМАНЫ СТАНА РИМА ЗАБРАТЬ В АРКОНЫ В ХРАМЫ МАРЫ, на пятой – А ВИМАНЫ МАРЫ ХРАМОВ ЯРА – ЗАБРАТЬ В ХРАМЫ ВИМАН МАРЫ. Итак, уже первые пять строк показывают, что и на нижней грамоте имеется приказ основного штаба ВВС Рюрика в храме Мары Западного Каира на конкретную войсковую операцию.

    Я продолжаю чтение нижней грамоты. Так, на шестой строке я читаю слова: 35 СТАН В АРМИИ РИМА ВИМАНЫ МАРЫ МОЖЕТ ВЗЯТЬ СЕБЕ, на седьмой строке – А В СТАН 30 ВЗЯТЬ ВИМАНЫ ЯРА 35 АРМИИ РЮРИКА ЯРА, на восьмой строке – ВАРЯГА АРМИИ НА 35 СТАНЕ ЯРА ВЗЯТЬ ВОЙСКА ВИМАН МАРЫ В ХРАМЫ, на девятой строке – ВИМАНЫ ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ВОЙДУТ В ХРАМЫ, на десятой строке – РИМА И ХРАМЫ АРМИИ РИМА КРАЯ В ВИМАН ВОЙСКА. Иначе говоря, распоряжения о войсковой операции продолжаются. А на начале одиннадцатой строки я читаю слово: РЮРИКА, чем и заканчивается начатое предложение.

     

    Рис. 9. Моё чтение последних строк на нижней грамоте

    И затем я дочитываю грамоту. Так, на одиннадцатой неполной строке я читаю слова: СТАН ВОЙСКА ВОЯК, ХРАМ РЮРИКА, на двенадцатой, также неполной строке – ВАРЯГА, МИМА МАРЫ СКИФИИ МАРЫ, на тринадцатой – ХРАМАМ МАРЫ РУСИ МАРЫ И ХРАМАМ МАСКИ ВАРЯГА МИМА, на четырнадцатой – ЗАНЯТЬ ВОЙСКА МАРЫ В ХРАМАХ МАРЫ РЮРИКА ЯРА, на пятнадцатой – РУСИ МАРЫ, ХАРАОНА РИМА МАРЫ, на шестнадцатой, неполной – В СТАН 35 АРКОНЫ, ГОД 3 МИМА МАРЫ.

    Итак, в отличие от берестяных грамот иных городов, на данной грамоте нет никакого более позднего слоя, а содержится один древний слой, что доказывает, с одной стороны, небрежность археологов, которые сочли данную грамоту заклинанием  лесного царя, не вчитываясь в текст, а, с другой стороны, показывает копию одного из приказов по виманам Рюрика из западного Каира об очередной армейской операции.

    Иными словами, мы сталкиваемся с особым сортом берестяных грамот – с такими, у которых не было повторного использования.

    Анализ текста.

    Как обычно, я переведу текст данной грамоты на современный русский язык.

    Обложка: ЭТО ХРАМ МАРЫ  ВОИНСКОГО СТАНА ЗАПАДНОГО КАИРА.  

    Получатель: В СТАН ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВТИПА САМОЛЁТОВ  ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

    Отправитель: ОТ ХРАМА МАРЫ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА АРМИИ ВВС РЮРИКА.

    Текст приказа: В СТАН ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, (СТАРТУЯ) ОТ ХРАМА МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА АРМИИ ВОЙСКА ВВС ВОЙТИ САМОЛЁТАМИ АРМИИ ЗАПАДНОГО КАИРА В СТАН ВИМАН РИМСКОЙ АРМИИ, ВИМАНЫ СТАНА РИМА ЗАБРАТЬ В КРУПНЫЕ ГОРОДА В ХРАМЫ МАРЫ, А САМОЛЁТЫ ХРАМОВ ЯРА СТАНА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, КАК И САМОЛЁТЫ АРМИИ РИМА, МОЖНО ВЗЯТЬ СЕБЕ. А В СТАН ЗАПАДНОГО КАИРА ВЗЯТЬ ВИМАНЫ ЯРА АРМИИ РЮРИКА, ЯРА ВАРЯГА, АРМИИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА НА СТАНЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.  ВЗЯТЬ ВОЙСКА САМОЛЁТНЫХ ДЕСАНТНИКОВ В ХРАМЫ САМОЛЁТОВ И ВОЙСКА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ВОЙДУТ Вз ХРАМЫ РИМА И ХРАМЫ АРМИИ РИМА ИЗ КРАЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВОЙСКА РЮРИКА.

    Дополнение. СТАН ВОЙСКА ВОЯК, ХРАМ РЮРИКА, ВАРЯГА, ЖРЕЦА МАРЫ АЗТИАТСКОЙ СКИФИИ – ХРАМАМ МАРЫ ЕВРАЗИИ И ХРАМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВАРЯГА ЖРЕЦА ЗАНЯТЬ ВОЙСКА МАРЫ В ХРАМАХ МАРЫ РЮРИКА РУСИ ЗАПАДНОГО КАИРА, ХАРАОНА ЗАПАДНОГО КАИРА В СТАН ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ГОД 859 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Иными словами, на обложке находится 4 слова и 1 число, в самом тексте грамоты имеется 125 слов и 7 чисел. Дан приказ конкретным войскам Великого Новгорода войти во владения Рима и там забрать самолёты.

    Другие пермские берестяные грамоты. Естественно, меня заинтересовали соответствующие пермские берестяные грамоты. В поисковике я нашел любопытную статью [5:92-93], где, в частности, говорится: «Приведённый сравнительный материал показывает, что и у русских, и у коми-пермяков с конца XIX до начала XXI века исследователи фиксировали обычаи написания письменных прошений, в том числе под названием «кабала». В обеих традициях главными исполнителями и носителями знаний ритуала были знахари. Сходство в ритуалах двух этнических традиций присутствует практически во всех рассмотренных элементах (кодах) обрядности: в акциональном исполнении, форме и содержании вербальных  и письменных текстов, используемом материале. Факты о том, что похожая традиция известна на разных территориях среди русского населения, что тексты кабалы в «классическом» варианте коми-пермяки писали и произносили на русском языке, а также сведения о публикации похожего заговора ещё в XVIII веке предполагают вывод о заимствовании коми-пермяками данного ритуала. Пути и механизмы заимствования могли быть разными: 1) знакомство с текстом письменного источника (что маловероятно из-за низкой степени грамотности народ до второй четверти ХХ века; 2) наблюдение за обычаем соседних русских территорий (потенциально Юрлинского района, где обычай бытовал, нов настоящее время название «кабала» там не было зафиксировано, что уменьшает правдоподобность данного предположения); 3) привнесение обычая русским знахарем, поселившимся среди коми-пермяков».  

     

    Рис. 10. «Кабала», писанная углём, принадлежавшая В.М. Яновичу

    Но что более интересно, так это размещение на той же странице 92 двух фотографий с подписью: «Кабалы», принадлежавшие В.М. Яновичу (написаны углём и гвоздём), рис. 10 и 12. Обычно в журналах иллюстрации даются в черно-белом варианте фотографий, и не с высоким разрешением, с чем приходится мириться. Понятно, что пройти мимо чтения этих текстов я не мог. А потому на рис. 11 я сначала читаю «кабалу», писанную углём.

    На первой строке я читаю текст: В 30 ХРАМ ВИМАН ВОИНОВ МАРЫ И, что сразу же показывает, что русского или коми-пермяцкого более позднего текста на этой бересте нет. На второй строке – В ХРАМ МАРЫ РИМА ВИМАН РЮРИКА МИМА, на третьей – ОТ РУСИ ХРАМОВ ВОЙСКА МАРЫ И ВОЙСКА ЯРА, на четвёртой – ЯРОВОЙ СКИФИИ МАРЫ РУСИ МАРЫ ВОИНОВ, на пятой – И ОТ ХРАМОВ ВОЙСКА РУСИ ЯРА РЮРИКА, на шестой – 30 АРКОНЫ ЯРА ВОЙСКА ХРАМА ЯРА РЮРИКА,  на седьмой – сам приказ: ВИМАНАМ МАРЫ СТАНА 30 РУСИ ЯРА МАРЫ ВОЙТИ, на восьмой – В ПРОСТРАНСТВО РИМА И ЗАБРАТЬ У АРМИИ РИМА,  на девятой – ВИМАНЫ ДЛЯ ХРАМОВ РУСИ ВОЙСКА МИРА ЯРА, на десятой – И 35 АРКОНЫ МИРА РУСИ РЮРИКА ЯРА, рис. 11.

     

    Рис.11. Моё чтение берестяной грамоты Перми, писанной углём

    На том же рис. 11, но на правом столбце, я читаю продолжение. На одиннадцатой строке я читаю слова: ВОЙСКА РЮРИКА ВИМАНЫ РИМА И ХРАМОВ РУСИ МАРЫ, на двенадцатой строке – ВОЙДУТ В ВИМАНЫ РИМА И ЗАБЕРУТ ИХ, на тринадцатой строке – В РУСЬ МИРА РЮРИКА И МИРА АРКОН ЯРА РУСИ, на четырнадцатой строке – А ВИМАНЫ ЯРА ВОЙДУТ В ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА, на пятнадцатой строке – И ВОЗЬМУТ В ВИМАНЫ РИМА ВОИНОВ РИМА И ВОИНОВ МАРЫ. Я продолжаю чтение и дальше: На пятнадцатой строке ниже – ВОИНОВ МАРЫ НАПРАВИТЬ ВО ХРАМЫ МАРЫ. На шестнадцатой строке – 30 ЯРА АРКОНЫ И В ХРАМ МАРЫ 35 АРКОН, на семнадцатой – А ВИМАНЫ 30 АРКОНЫ ВЕРНУТЬ ВАРЯГА ВОЙСКУ ВИМАН. На восемнадцатой – А 30 ЯРА АРКОНЫ СЛАВЯНЕ МОГУТ ВОЗВРАТИТЬСЯ ДОМОЙ, на девятнадцатой – В 30 АРКОНУ В ДОМАШНИЙ ХРАМ МАРЫ И МОСКОВСКИЙ ХРАМ МАРЫ 35, на двадцатой – на двадцатой – И 15 ВОЙСКОВЫХ РУСИ ХРАМОВ МАРЫ ВИМАН МАРЫ, на двадцать первой  и двадцать второй – В 36 СТАНАХ РУСИ МАРЫ РЮРИКА И РОДА ХРАМАХ СТАНА РУСИ РЮРИКА МАРЫ ВОЙСКА. 5 ГОДА РЮРИКА ЯРА.  И на кусочке двадцать третьей строки – МОСКВЫ МАРЫ.  

    Анализ берестяной грамоты.

    На современном русском языке этот текст выглядит так: В ХРАМ ВИМАН ВОИНОВ-ДЕСАНТНИКОВ ЗАПАДНОГО КАИРА  И В ХРАМ МАРЫ РИМА ВИМАН ЖРЕЦА РЮРИКА ОТ РУСИ ХРАМОВ ВОЙСКА ДЕСАНТНИКОВ И ВОЙСКА ЯРА ВОИНОВ РЮРИКОВОЙ АЗИАТСКОЙ СКИФИИ  ЕВРАЗИИ И ОТ ХРАМОВ ВОЙСКА РУСИ ЯРА РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА КАВЕЛЕРИЙСКОГО ВОЙСКА ХРАМА  ЯРА РЮРИКА.    

    ВИМАНАМ МАРЫ СТАНА ЗАПАДНОГО КАИРА РУСИ ЗАПАДНОГО КАИРА ВОЙТИ, В ПРОСТРАНСТВО РИМА И ЗАБРАТЬ У АРМИИ РИМАЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ДЛЯ ХРАМОВ РУСИ ВОЙСКА МИРА ЯРА И  ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА МИРА РУСИ РЮРИКА ЯРА.

    ПУСТЬ ВОЙСКА РЮРИКА ВОЙДУТ В ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ТИПА САМОЛЁТОВ И ХРАМОВ ЕВРАЗИИ, И ЗАБЕРУТ САМОЛЁТЫ РИМА В РУСЬ МИРА РЮРИКА И МИРА АРКОН ЯРА РУСИ, А ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ТИПА ДИСКОЛЁТОВ ВОЙДУТ В ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА, И ВОЗЬМУТ В САМОЛЁТЫ РИМА ВОИНОВ РИМА И ВОИНОВ ДЕСАНТА. ВОИНОВ ДЕСАНТА НАПРАВИТЬ В ХРАМЫ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА И В ХРАМ МАРЫ. САМОЛЁТЫ  ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И САМОЛЁТЫ  ЗАПАДНОГО КАИРА ВЕРНУТЬ ВАРЯГА ВОЙСКУ. А СЛАВЯНЕ ЗАПАДНОГО КАИРА МОГУТ ВОЗВРАТИТЬСЯ ДОМОЙ В ЗАПАДНЫЙ КАИР В ДОМАШНИЙ ХРАМ МАРЫ И НОВГОРОДСКИЙ ХРАМ МАРЫ, И 15 ВОЙСКОВЫХ САМОЛЁТОВ ХРАМОВ ЕВРАЗИИ – В 36 СТАНОВ ЕВРАЗИИ РЮРИКА И РОДА ХРАМЫ СТАНА РУСИ РЮРИКА ВОЙСКА ДЕСАНТА.

    5 ГОДА РЮРИКА ЯРАВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.

    Таким образом, речь идёт о военном манёвре похищения самолётов и части воинов у Рима, чтобы разместить их в Западном Каир и Великом Новгороде. Словом, манёвры те же самые, что и были описаны в предыдущей берестяной грамоте, рис. 6-9, но действие датировано не 3, а 5-м годом Яра, то есть, 861 годом  н.э. Текст состоит из 173 слов и 11 чисел, где встречаются такие глаголы, как  ВОЙТИ, ЗАБРАТЬ, ВОЙДУТ, ЗАБЕРУТ, ВОЗЬМУТ, НАПРАВИТЬ, ВЕРНУТЬ, МОГУТ ВОЗВРАТИТЬСЯ.

    Приказ чётко структурирован: сначала написан получатель, затем отправитель, далее идёт текст приказа, а в конце – место и год отправления. Кроме того, данная копия приказа повторно не использовалась, в отличие от берестяных грамот Великого Новгорода и близлежащих русских городов. Замечу, что текста обращения к лесному царю на этой грамоте также нет. Я бы выделил такого типа грамоты в особый подтип.

     

    Рис. 12. «Кабала», процарапанная гвоздём, из собрания В.М. Яновича

    Помимо двух грамот, принадлежавших В.М. Яновичу, рис. 10 и 12,в работе [5] приводятся еще де грамоты, принадлежавшие Ф.А. Теплоухову, рис. 13 и 14. При этом автор статьи отмечает: «Существенной чертой территорий, на которых известен ритуал «кабала»  у коми-пермяков, является то, что там, за редким исключением, не встречается поверье о пропаже животного как следствие кары (мыжа) умерших предков или православных святых. Такое поверье широко бытует среди северных коми-пермяков. При этом на рассматриваемых территориях в прошлом был известен ритуал гадания «черешлан», для определения наславшего болезнь предка, который в северных районах ком-пермяцкого округа, в том числе применяется при пропаже животного. Таким образом, возникает вопрос о развитии представлений и ритуальных практики на разных территориях расселения коми-пермяков» [5].

     

    Рис. 13. Первая «кабала», принадлежавшая Ф.А. Теплоухову

    Автор приходит к такому выводу: «Всё вышесказанное позволяет выдвинуть две гипотезы: либо представление о каре предками животных появилось у северных коми-пермяков позднее складывания ритуала «черешлан», либо, имевшеее место в ранней традиции, оно у южных и части кочёвских коми-пермяков было забыто и заменено другими поверьями, тогда определённую роль в этом процессе сыграло распространение ритуала «кабала»

    В приведённом разборе ритуала «кабала» можно увидеть разные варианты его исполнения, как в русской, так и в коми-пермяцкой традиции. Особенности разных вариантов являются отражением развития ритуала на отдельных территориях, то есть проявлением локальных традиций , и его исторической транформации в целом» [5].

     

    Рис. 14. Вторая «кабала», принадлежавшая Ф.А. Теплоухову

    При этом рис. 13 явно показан в зеркальном положении, а потому я его перевожу в нормальное положение на рис. 15. И тогда на данной бересте не видно никакого более раннего текста, связанного с войсками Рюрика, но зато легко читается текст именно «кабалы»: 1 строка: ПРОСБА НА, вторая строка: ЛЕСНОВА ЦАРЯ (буква «Ц» – зеркальная), третья строка: НЕ БУДЕШЬ ОТПУГИВАТЬ, третья строка – БУДУ БОЛЬШОМУ, четвёртая строка – ПОДАВАТЬ, пятая строка – МИТРОФАНУ. Шестая строка, подпись: МИТРОФАНОВЫ МЫ. Итого – 13 слов.

    Кроме того, в работе [5] приводятся примеры ещё 4 прошений к Лесному царю, написанные уже на кусочках дерева, что меня в данный момент не интересует. Мне важно то, что первая берестяная грамота имеет русский текст, написанный рунами Рода, но в слове ПРОСЬБА, скорее всего, поставлен слоговой знак руницы СЬ, отчего это слово выглядит, как ПРОСБА.

     

    Рис. 15. Моё чтение первого письма на бересте Ф.А. Теплоухова

    Второго, более древнего слоя на этой бересте нет, а потому, хотя перед нами находится русская берестяная грамота, не рассмотренная академическими эпиграфистами (хотя и описанная  Ф.А. Теплоуховым в 1895 году [6], на ней нельзя прочитать о приказах или ответах на них, написанных в эпоху Рюрика. И с этой точки зрения они менее интересны, чем берестяные грамоты, найденные и описанные В.М. Яновичем [7]. Хотя получается, что отсчёт начала исследования русских берестяных грамот приходится не на 1951 года, а на 1885 год, то есть, на 66 лет раньше привычной даты. А первым исследователем и обнаружителем берестяных грамот явился в таком случае Ф.А. Теплоухов, а не А.В. Арциховский.

    Что же касается  второй грамоты Ф.А. Теплоухова, то она расположена в работе [5] тоже неправильна. Однако в данном случае речь идёт не о зеркальном отражении, а о том, что грамота размещена боком. Её правильное положение я показываю на рис. 16, на котором и произвожу чтение.

    Рис. 16. Моё чтение второй грамоты Ф.А. Теплоухова

    Далее я перехожу к чтению: На первой строке я читаю: ЛЕШКА, где ЛЕШ – буквы, а КА – слоговой знак руницы. ЛЕШКА – это, видимо, ЛЕСНОЙ ЦАРЬ, ЛЕШИЙ. На второй строке – ПЪРОСЬБА, то есть, ПРОСЬБА, однако слово написано целиком знаками руницы. Кроме того, на второй строке помещён слоговой знак ВЕ от следующего слова третьей строки, ВЕРЬНИ, тоже написанного целиком знаками руницы, ВЕРНИ. И на третьей же строки написано слово: КОРОВУ, целиком руницей, а также слово МЪНЕ, МНЕ, тоже написанного полностью руницей и слово ЦЕЛОЙ, где руницей написан только первый знак. На четвёртой строке написано слово РУНОВОЙ, целиком руницей, что означает, что на корове имелась береста с каким-то ТЕКСТОМ. На продолжении четвёртой строки я читаю: ВИЛИ ВОЗЪВЕРЪНУТЬ, что означает: ВЕЛИ ВОЗВЕРНУТЬ, оба слов написаны целиком руницей. На пятой строке: ЛОВИ, слово написано целиком руницей. Затем следуют две буквы, слитые в лигатуру, ИЗ,  и слово ЛЕШКА, то есть, ИЗ ЛЕСНОГО ЦАРЯ. Здесь в последнем слове слоговой знак является первым, остальное – буквы. И, наконец, последнее слово ВЪДОВА, ВДОВА, в качестве подписи, написано целиком руницей.

    Итак, судя по неверному расположению двух берестяных грамот, ни одна из них в 1885 году не была прочитана, хотя их общий смысл вполне угадывался.

     

    Рис. 17. Фёдор Александрович Теплоухов

    О Фёдоре Александровиче Теплоухове.

    О нём можно прочитать в заметке [8]: «ТЕПЛОУХОВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (4.02.1845, г. Санкт-Петербург – 12.04.1905, г. Пермь), лесовод, ботаник, краевед, археолог, этнограф. Из крепостных крестьян графов Строгановых, принадлежит к известному роду ученых и общественных деятелей Теплоуховых, основателем которого стал уральский лесовод А. Е. Теплоухов. В 1863 г. окончил Перм. гимназию, в 1868 г. Тарандтскую лесную акад. в Саксонии, в 1872 г. Петровскую земледельческую и лесную акад. в Москве со степенью канд. лесоводства. С 1873 г. работал помощником гл. лесничего, а в 1875-1905 гг. гл. лесничим Перм. нераздельного имения Строгановых. В 1886 г. составил лесохозяйственный гербарий Перм. губернии. 

    Ф. А. Теплоухов продолжил работу, начатую его отцом А. Е. Теплоуховым. Он собирал археологическую коллекцию, принимал участие в археологических раскопках, вел дневники, был членом-корреспондентом Московского археологического общества, действительным членом Московского общества испытателей природы. Ф. А. Теплоухов стал одним из основателей Перм. научно-промышленного музея, в 1890 г. был избран его почетным членом. Являлся также почетным членом Губернского статистического комитета и Ученой архивной комиссии, почетным членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Им опубликованы работы по археологии Верхнего Прикамья эпохи каменного и бронзового веков, по истории древнего земледелия, торговли и торговых путей, о религиозных представлениях пермской чуди, народных праздниках и суевериях. 

    Ф. А. Теплоухов был награжден Большой серебряной медалью Московского общества испытателей природы, Золотой медалью Нижегородской Всероссийской художественно-промышленной выставки (1896). 

    Соч.: Вещественные памятники каменного и бронзового периодов в западной части Пермской губернии. Пермь, 1892; Земледельческие орудия Пермской Чуди. Пермь, 1892; Древности Пермской Чуди из серебра и золота и ее торговые пути. Пермь, 1895; "Кабала" или прошение лесному царю: из пермяцких суеверий // Пермский край. Пермь, 1895. Т.3; О пещерах на р. Яйве и ее притоках Соликамского уезда Пермской губернии. Древности и кости, найденные в Чаньвинской пещере. Пермь, 1895; Чудское жертвенное место на р. Колве. Пермь, 1897; 

    Лит.: Боков В. Е. Воспоминания о Ф. А. Теплоухове // Лесной журнал. 1905. Т. 35. Вып.10; Остроумов И. Г. Федор Александрович Теплоухов: биограф. очерк. Пермь, 1905. 11 с.: портр.; Николаев С. Ф. Хранители леса Александр Ефимович и Федор Александрович Теплоуховы. Пермь: Кн. изд-во, 1957. 48 с.; Харитонова Е. Краевед Ф. А. Теплоухов // Звезда. 1960. 19 февр.; Рукотворная "Кузьминка" // Вечерняя Пермь. 1985. 13 марта; Истоки: краевед. альм.: сб. материалов по истории Ильинского р-на. Ильинский, 1994. 74 с.: ил.».

     

    Рис. 18. «Кабала», написанная А.Д.З. Фото Толмачевой Е.Б.

    «Кабала» из Вологодской области.

    Тут я беру материал из статьи [9]: «В 2005 и 2006 гг. состоялись фольклорные экспедиции филологического факультета СПбГУ в Сямженском районе Вологодской обл. В 2006 г., при содействии Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, в том же районе была проведена этнографическая экспедиция . Значительное внимание в ходе этих исследований было уделено местным знахарским практикам. Этнографическая экспедиция 2007 г. в Сямженский и соседний с ним Верховажский районы была уже специально посвящена исследованию знахарства и его роли в социокультурном пространстве деревни.

    В данной работе представлены материалы, освящающие одну из наиболее характерных местных магических практик — писание «кабалЫ». Это явление достаточно широко распространено на Русском Севере, а также у некоторых соседствующих с русскими финно-угорских народов».

    И далее следует пример общения с человеком, который написал такую грамоту: «<А вот, например, когда скотина терялась, к вам тоже ходили?> Ходили. Я скалу вот содеру, напишу, что: «Царь лесной…». И им скажу, что я напишу, — только вот так начеркаю, какие статью надо прочитаю, заверну в три эдак, и вот чтобы бросали за левое плечо — вот левой рукой эдак, что в лес. «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни и домой пригони». Вот дойдёт эта весть, и корова придёт домой.

    <Как весть дойдет, так и корова придет?> Да, как весть придёт, и корова придёт <…> [через несколько дней]. А ведь вчера вечером-то приезжали: корову три дня не могли найти, дак не знаю, нашли или нет ли.

    <Вы написали им, что ли?> Я написала кабалу, дак раскинула на картах-то, что жива, выпало: жива, а Бог его знает, жива ли, что ночь уж вот прошла, дак Бог знает.

    <Так а кабала – это  что такое?> А вот, чтобы откинуло. Напишу вот на обратной стороне — надо все левой рукой писать: «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни и домой пригони». Она отмахненА наопашку: гонил да вицей махнул эдак, да чего-нибудь сказал, дак…

    <Прямо так буквами пишете?> Нет — ведь это надо царь-лесному, дак надо наопашку всё делать — наопакишу вот туда всё [показывает левой рукой вниз-назад].

    <Так а пишете-то буквами, словами?> Да углём надо: так вот начеркаешь [совершает круговые движения кистью левой руки]: «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни, домой пригони».

    <И куда ее девать?> А там в три такие березовые, ну, кора берёзовая, дак на корке на берёзовой написать, да в сторону бросить наопашку эдак, где — на поскотине  надо кидать, где ходят, дак чтобы пригонило. <…> Hаопакишу… Это называется «опакишка» — вот эдак.

    <Левой рукой, да?> Левой рукой.

    <Так, а может, вы покажете, как это так вы делаете?> Как покажешь — а я вот и скажу, что вот так: начеркаю да и всё — вот хоть как, как на бумажке[показывает на трех бумажках], оторвёшь вот скалку, что вот я на три сделала вот эдак, вот и написала углём вот эдак, завернула <нрзб.> — не все три, по одной всё.

    <То есть три отдельно?> Все отдельно — в разные места надо кидать: подъедешь, дак, грит, тут брось, да тут брось…

    <А в какие надо места?> А в какие, вот где поскотина ихняя, дак там, где коровы ходят.

    <В заворе там, где?> В заворе  да и туда еще, пока едешь, дак пО лесу ходят, дак…Опущены пО лесу были, дак. <…> Надо за левое плечо вот так бросить [показывает левой рукой вниз-назад] и не смотреть, куда она улетела, и домой идти сразу. В лесу ведь есть и люди заблужаются.

    <Это вот на всех трех надо написать?> На всех. <…>

    <А когда бросать, надо говорить что-то?> Надо, я ведь тоже их учу, что вот: «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни и домой пригони».

    <То же самое — вот как пишете, так и сказать надо?> Да, да.

     

    Рис. 19. Моё чтение надписей на Вологодской «кабале»

    Моё чтение берестяной грамоты из Вологодской области.

    Я читаю берестяную грамоту, показанную на рис.18. Сначала я выделяю мужской лик анфас, в головном уборе и с большими усами, с носом в виде пуговки и закрытыми глазами. Скорее всего, это – портрет ЛЕСНОГО ЦАРЯ. А затем я читаю надпись левее этого лика. Тут имеется лигатура из обычных букв Рода, которую я разлагаю  на два слова: ЛЕСНОМУ ЦАРЮ. Это – имя получателя. А правее, между левой надписью и ликом лесного царя, я читаю слова: ЗА КОРОВУ. Это – краткое содержание просьбы.

    Правее, на самом лике ЛЕСНОГО ЦАРЯ, я читаю полную просьбу. Над левым глазом написано слово ВЕРНИ, над правым – КОРОВУ, строкой ниже – ИЗ ЯРА 35 АРКОНЫ – а это уже начало более древнего текста, который на современном русском языке означает: ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, адрес отправителя. И ещё строкой ниже – В АРКОНУ 30 ВОИНОВ ВИМАН, что на современном русском языке означает: В ЗАПАДНЫЙ КАИР ВОИНОВ ВВС.

    На усах лика ЛЕСНОГО ЦАРЯ  я читаю слова: ВЕРНИ МНЕ КОРОВУ. Это – продолжение более поздней надписи. А чуть ниже  находится продолжение более раннего текста: ВЗЯТЬ У РИМА 8 ВИМАН, ещё ниже – В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, а далее – И ВЕРНЫЯ ВОИНЫ, и строкой ниже – 35 И 33 АРКОН В РИМЕ ВОЗЬМУТ, и ещё строкой ниже – ВИМАНЫ МАРЫ В ХРАМЫ МАРЫ. Это – седьмая строка более древней надписи. Восьмая строка: 30 И 35 АРКОН ЯРА И ВОЙДУТ ВМЕСТЕ В РУСЬ,  девятая строка – РЮРИКА И В РУСЬ МАРЫ ВАРЯГА МИМА, десятая строка – слева: 7 ГОД ЯРА, справа – МАРЫ ХРАМ МИМА ЯРА, одиннадцатая строка – АРКОНЫ 30.

    Анализ полученного текста.

    Итак, На одной и той же грамоте можно видеть два текста: тёмными буквами – более новый, просьба к ЛЕСНОМУ ЦАРЮ, другой, красными и розовыми буквами – более древний, отчасти выцветший. «Кабала» имеет такой текст: ЛЕСНОМУ ЦАРЮ ЗА КОРОВУ – ВЕРНИ КОРОВУ. ВЕРНИ МНЕ КОРОВУ! Итого – всего 9 слов, где буквы всего чуть-чуть крупнее, чем на более раннем тексте. Кроме того, тут имеется изображение ЛЕСНОГО ЦАРЯ, его лик анфас. Перевода на современный русский язык тут не требуется, всё понятно и так.

    Более ранний текст выглядит иначе: ИЗ ЯРА 35 АРКОНЫ В АРКОНУ 30 ВОИНОВ ВИМАН.

    ВЗЯТЬ У РИМА 8 ВИМАН В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, И ВЕРНЫЯ ВОИНЫ 35 И 33 АРКОН В РИМЕ ВОЗЬМУТ ВИМАНЫ МАРЫ В ХРАМЫ МАРЫ 30 И 35 АРКОН ЯРА И ВОЙДУТ ВМЕСТЕ В РУСЬ РЮРИКА И В РУСЬ МАРЫ ВАРЯГА МИМА. МАРЫ ХРАМ МИМА ЯРА АРКОНЫ 30, 7 ГОД ЯРА. Итого – 49 слов и 9 чисел, то есть, впятеро больше.

    На современном русском языке этот текст означает: ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В ЗАПАДНЫЙ КАИР ВВС.

    ВЗЯТЬ У РИМА 8 ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, И ВЕРНЫЕ ВОИНЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЛАДОГИ В РИМЕ ВОЗЬМУТ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ТИПА САМОЛЁТОВ В ХРАМЫ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ВОЙДУТ ВМЕСТЕ В РУСЬ РЮРИКА И В ЕВРАЗИЮ ВАРЯГА И ЖРЕЦА.

    ХРАМ МАРЫ ЖРЕЦА ЯРА ЗАПАДНОГО КАИРА , 863 ГОД Н.Э. Замечу, что храм Мары Западного Каира – это тактический центр военных действий ВВС Рюрика.

     

    Рис. 20. «Кабала», написанная на внешней стороне бересты

    В той же статье [9] имеется «Кабала», написанная М.Ф.О. (пишет на столе). Написана на внешней стороне бересты (по свидетельству информантки нет принципиальной разницы, на какой стороне писать), поэтому начертания фактически не видны. Фото Толмачевой Е.Б.». Иначе говоря, информантка написала современную надпись ЛЕСНОМУ ЦАРЮ, но этнографы, разумеется, не являются эпиграфистами, а потому почитать только что написанный текст не смогли. Но зато это получилось у меня. И на рис. 21 я его читаю: ВЕРНИ МНЕ КОРОВУ! Всего три слова, и никакого обращения к ЛЕСНОМУ ЦАРЮ. Полагаю, что современное поколение знает только основные слова, но уже не помнит подробности.

    Более всего меня удивило то, что на данном куске бересты имеются более древние надписи, которые я, скорее всего, прочту в следующий раз. Однако ни в одном этнографическом исследовании никто из этнографов не поинтересовался, откуда сами авторы «кабал» взяли саму бересту. Видимо, им показалось, что её добыли сами авторы «кабал». Однако это не так, ибо береста уже была однажды использована.

     

    Рис. 21. Моё чтение современной надписи на данной бересте с Вологодчины

    Понятно, что перед чтением я усилил контраст изображения, и потому смог прочитать текст. А далее меня заинтересовал вопрос: чем «кабалы» по внешнему виду отличаются от привычных берестяных грамот? И я обратился к грамотам из Смоленска.

    Берестяная грамота № 5 Смоленска.

    Пока я ещё не читал берестяные грамоты из Смоленска, и теперь хотел бы исправить этот пробел. В работе [10] говорится: «Берестяные грамоты – самые известные памятники древнерусской письменности XI–XV веков. Они выглядят как короткие записки или рисунки, процарапанные на ровном листе березовой коры.  Тексты берестяных грамот описывают деловую и бытовую жизнь простых горожан: торговцев, ремесленников, священников, воинов.  Все известные на данный момент грамоты найдены в результате раскопок древнерусских городов: Великого Новгорода, Старой Руссы, Смоленска, Торжка, Пскова, Твери и других.

    Первая берестяная грамота в мире была найдена 26 июля 1951 года в Великом Новгороде экспедицией А.В. Арциховского. Через год – 30 июля 1952 года – экспедиция археолога Д.А. Авдусина нашла грамоту и в Смоленске на улице Соболева. С тех пор в нашем городе было найдено 16 берестяных грамот (последняя – в 2009 году) Все они датируются XII–XIII веками. Как правило, тексты грамот дошли до нас во фрагментах. И это не повреждения в результате археологических работ. Сам адресат грамоты заботился о том, чтобы ее не прочел посторонний, и разрывал или разрезал грамоту после прочтения. Оттого в большинстве случаев мы можем уловить только общий смысл документа.

    Сейчас в Смоленском музее-заповеднике хранится 8 грамот. Содержание этих текстов можно объединить двумя темами: Первое - это записи делового характера. Например, Грамота № 5: .. ОЛОМЫ, НИКОЛЫ, ВАЛ...”».

    Рис. 22. Смоленская грамота № 5 и моё чтение её древнего текста

    Кстати, предоставляется прекрасная возможность сравнить берестяные грамоты типа «кабала» с привычной берестяной грамотой из Смоленска. Первый тип внесён в науку этнографами, которые читать грамоты, даже написанные при них, не умеют; второй тип читается либо самими археологами, либо эпиграфистами. Но результаты такого чтения немного лучше: так, на Смоленской грамоте №5 прочитано одно слово целиком, НИКОЛЫ, и два слова по половинке: …ОЛОМЫ и ВАЛ…

    Много это или мало? Более поздняя надпись расположена в две строки, где последнее пятое слово видно только вершинами букв. Но первые два слова читаются прекрасно. Я читаю эти слова на поле дешифровки в самом низу рис. 22 так: ГСПОДИНЪ НИК на первой строке и ОДИМ АСПОРИЛ ИТОГИ  на второй строке. И по верхушкам букв можно понять слово ПА и начало слова ВА(ЖНЫМ). Это означает: ГОСПОДИН НИКОДИМ ОСПОРИЛ ИТОГИ ПО ВАЖНЫМ (ДЛЯ НЕГО ДЕЛАМ). Иначе говоря, речь идёт об итогах судебного процесса, но автор письма пропустил в первом слове вторую букву «О», а в безударном положении писал вместо «О» букву «А».

    Получается, что я прочитал 5 с половиной слов, а академические эпиграфисты – 1 с двумя половинками. То есть, я прочитал в 2,5 раз больше по общему числу слов или в 5 раз больше по числу слов, прочитанных полностью. И так, где общий смысл у академических эпиграфистов остался совершенно непонятным, у меня выявился довольно определённо. Иначе говоря, если этнографы читать не умеют вовсе, то академические археологи – как школьники первого класса. То есть, как лица, недалеко ушедшие от этнографов. Однако этнографы знают общий смысл послания, а археологи – нет.

    Теперь перейдём к более сложному заданию, к чтению древнего текста той же грамоты, состоящему из 9 строк. Первая строка слева представлена не полностью, она оборвана на середине грамоты. Тем не менее, на ней можно прочитать слова: ОТ ХРАМА МАРЫ ВИМАН МАРЫ.  На второй строке я читаю слова: МИМА РЮРИКА В ХРАМ СТАНА 30 ЯРА И СТАН 37 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА, И В ХРАМ ЯРА РУСИ ЯРА. На третьей строке: В РЮРИКА ХРАМ ВЕРНУТЬ ВОЙСКА ВОИНОВ И ВОИНСКИЯ РЮРИКА ВИМАНЫ, В 35 АРКОНУ РУСИ, на четвёртой – В ЯРА РЮРИКА ХРАМАХ ВОИНАМ ЯРА ВЕРНУТЬ ВИМАНЫ ЯРА, А МАРЫ ВИМАНЫ – ВОИНАМ МАРЫ, на пятой – В ЯРА 35 АРКОНЫ И ЯРА 37 АРКОНЫ ВОИНОВ МАРЫ ХРАМОВ ВОЙСКА ВИМАН ВОЗВРАЩАЕМ, А ВИМАНЫ – В ХРАМЫ РЮРИКА МИРА РЮРИКА.  На шестой строке – ВОЙСКА АРМИИ РЮРИКА МОЖНО СОХРАНИТЬ, А МАРЫ ВОЙСКА СОХРАНЯЕМ ВОИНАМИ РУСИ МАРЫ, на седьмой – ВОЙСКА РИМА В РИМА ВИМАНАХ МАРЫ И ВИМАНАХ ЯРА ХАРАОНА МАРЫ СКИФА РЮРИКА ВЕРНУТСЯ В ХРАМЫ РУСИ, на восьмой – ВАРЯГА МАРЫ ХРАМА И ВОЙСКА МАРЫ … ХРАМ МАРЫ СКИФИИ МАРЫ, на девятой – В АРКОНАХ И АРМИЯХ РЮРИКА. ХРАМЫ МАРЫ МИМА РИМА РЮРИКА, ГОД 7 РЮРИКА.  

    Анализ грамоты.

    На первом слое надписей мы видим уже не 9 возможных слов, а 113 слов и 6 чисел. На современном русском языке этот текст можно прочитать так:  ОТ ХРАМА МАРЫ (ДЛЯ) ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ ЖРЕЦА РЮРИКА, В ХРАМ СТАНА ЗАПАДНОГО КАИРА И СТАН РИМСКИХ КАТАКОМБ РЮРИКА, И В ХРАМ ЯРА РУСИ ЯРА.

     В РЮРИКА ХРАМ ВЕРНУТЬ ВОЙСКА ВОИНОВ И ВОИНСКИЕ САМОЛЁТЫ РЮРИКА, В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД РУСИ. В ЯРА РЮРИКА ХРАМАХ ВОИНАМ ЯРА ВЕРНУТЬ ДИСКОЛЁТЫ, А САМОЛЁТЫ – ВОИНАМ-ДЕСАНТНИКАМ. В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И РИМСКИЕ КАТАКОМБЫ РЮРИКА ВОИНОВ-ДЕСАНТНИКОВ ИЗ ХРАМОВ ВОЙСКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВОЗВРАЩАЕМ, А САМИ АППАРАТЫ – В ХРАМЫ РЮРИКА МИРА РЮРИКА.

    ВОЙСКА АРМИИ РЮРИКА МОЖНО СОХРАНИТЬ, А ВОЙСКА ДЕСАНТА  СОХРАНЯЕМ (ВМЕСТЕ С) ВОИНАМИ РУСИ МАРЫ, ВОЙСКА РИМА В САМОЛЁТАХ И ДИСКОЛЁТАХ РИМА ХАРАОНА МАРЫ СКИФА РЮРИКА ВЕРНУТСЯ В ХРАМЫ РУСИ, В ВАРЯГА ХРАМЫ МАРЫ И ВОЙСКА МАРЫ … ХРАМ МАРЫ АЗИАТСКОЙ СКИФИИ В АРКОНАХ И АРМИЯХ РЮРИКА.

    ХРАМЫ МАРЫ МИМА РИМА РЮРИКА, ГОД 863 Н.Э.  

    Как видим, опять речь идёт о пополнении армии Рюрика самолётами, дисколётами и войсками за счёт Рима. Так что мы получили информацию о ещё одной войсковой операции войск Рюрика.

    Обсуждение.

    Основной темой данной моей статьи явились, разумеется, берестяные грамоты, адресованные ЛЕСНОМУ ЦАРЮ (ЛЕШЕМУ) о возвращении пропавшей коровы. Оказывается, такой тип берестяным грамот был известен этнографам ещё в конце XIXвека, однако он никогда не упоминался в археологических исследованиях. Я сам был несказанно удивлён, когда одна из моих последовательниц, Марина Чекмарёва сообщила мне в пятницу 18 мая 2018 года на моей лекции в Санкт-Петербурге о том, что она недавно была в Перми, и в местном краеведческом музее видела берестяные грамоты, найденные в конце XIX века. Изображение одной из них, которую я показал в данной статье на рис. 6, она прислал по электронной почте, но без каких-либо комментариев.  Её тоже удивило, что в археологической литературе эти грамоты до сих пор остались неизвестными.

    Тут во мне заговорил интерес не только эпиграфиста, но и методолога науки. Первое, что бросилось в глаза, так это то, что археологи не читают работы по этнографии. Однако этот вывод лежит, так сказать, на поверхности. Ибо, если бы археологи стали читать не только сочинения этнографов, но и надписи на опубликованных ими грамотах, они бы не имели трудностей в доказательстве того, что с Х века обычные крестьяне умели писать довольно пространные тексты. А потому открытие берестяных грамот в 1951 году в Великом Новгороде опиралось бы на 66-летнюю традицию, и было вполне закономерным. То есть, не приходилось бы оправдываться в квасном патриотизме первооткрывателя А.В. Арциховского.

    Однако попробуем представить себе, как бы развивались события, если бы А.В. Арциховский сослался на работы этнографов. В таком случае, обнаружение ещё одного места, уже третьего после Перми и Вологодчины, а именно Великого Новгорода, можно было бы рассматривать, как простое расширение географии распространения грамот, подобно тому, как сейчас рассматривается нахождение грамот в Смоленске, Старой Руссе и других городах древней Руси. Более того, получалось бы, что не только этнограф, но и археолог царского времени Ф.А. Теплоухов внёс вклад в исследование берестяных грамот, то есть честь открытия этого вида народного письма принадлежит вовсе не советской археологии. А это уже с точки зрения господствовавшей идеологии было бы неверным решением.

    Однако и не это является самым страшным. Ведь если признать открытие Ф.А. Теплоухова, то придётся признать и открытие его последователя В.М. Яновича. А если прочитать грамоту, которую я показал на рис. 10 и прочитал на рис. 11, то археологи сразу столкнулись бы с текстом эпохи Рюрика, не прикрытым бронёй из более позднего текста, то есть, с существованием многочисленных вторичных Аркон, с воинами Рюрика, как воинами реального исторического персонажа, а не того полумифического героя, которого нам предлагает современная историческая наука. Но самое ужасное – пришлось бы объяснять, что существовали ВИМАНЫ – летательные аппараты двух типов: ВИМАНЫ МАРЫ – самолёты и ВИМАНЫ ЯРА – дисколёты. Авиация во времена Древней Руси? – Да за такое, с позволения сказать, открытие, Арциховскому не только не дали бы Сталинскую премию, а, чего доброго, сослали бы в Сибирь как врага народа, а то и вовсе бы расстреляли. Так что, скорее всего, археологи знали о грамотах типа «кабала», однако упоминание о них сразу ставило бы вопрос об их прочтении, а их прочтение привело бы к информации, полностью противоречащей той, которая нам предложена исторической наукой под именем мировой истории. Археологи – обычные люди, не самоубийцы.

    Данный пример показывает, насколько политизированы и идеологизированы различные дисциплины исторической науки, а, с другой стороны, насколько разобщены археология и этнография. Однако, если встать на позицию науки, свободной от политических предубеждений, то придётся пересмотреть дату открытия берестяных грамот.

    Являются ли обращения к ЛЕСНОМУ ЦАРЮ подлинными берестяными грамотами? – Вне всякого сомнения, являются! Это – настоящие письма, хотя и получатель их – мифологическое существо. Они написаны на бересте по-русски, причём в одних случаях рунами Рода, то есть, современным русским гражданским шрифтом, тогда как в других случаях – слоговым письмом рун Макоши, или руницей. Более того, иногда текст обращения к лесному царю на них придуман информаторами или самими этнографами, которые сами читать грамоты не умеют, не будучи эпиграфистами. Более того, они даже не умеют размягчать грамоты в воде и помещать их между двумя стеклами, как это делают археологи, а предпочитают, развернув, удерживать для фотографирования пальцами, как показано на рис.18. Короче говоря, несмотря на то, что их открыли представители не той науки, с которой связываются открытия берестяных грамот в 1951 году, они сами по себе, ничем не хуже и не лучше тех берестяных грамот, которые были открыты археологами.

    Какие следствия может иметь добавление к общему массиву уже найденных берестяных грамот (более тысячи) ещё и нескольких грамот типа «кабала»? На сегодняшний деньвсего найдено1185 берестяных грамот,из них в городах:Великий Новгород-1081, Старая Русса-45, Торжок-19, Смоленск-16, Псков-8, Тверь-5, Москва-4, Звенигород Галицкий-3, Вологда-1, Старая Рязань-1, Витебск-1, Мстиславль-1. Наименьшим приобретением для истории берестяной письменности является расширение географии находок, где добавляется Пермский край и Вологодская область. Хотя не исключено, что аналогичные обряды поиска потерявшихся в лесу коров существовали и в других областях. В этом направлении предстоит поискать эти возможные иные районы распространения «кабал».

    Более интересным является неизбежность перенесения даты обнаружения берестяных грамот. Когда я в 1975 году контактировал с Институтом истории естествознания и техники АН СССР (ИИЕТ), выступая там на конференциях аспирантов и молодых специалистов, я познакомился с работами В.П. Мельникова, который защитил в 1978 году кандидатскую диссертацию на тему:  История открытия и изучения гафния и рения. Суть его работы состояла в том, что он доказал, что супруги Ноддаки открыли редкоземельный элемент не тогда, когда они об этом написали в научном журнале, ибо тогда у них оборудование было грубым, а количество исследуемого элемента именно определённого месторождения – слишком малым, чтобы его можно было обнаружить на нём. А реально они его обнаружили на три года позже, когда получили образцы, более богатые этим элементом. Именно за это Мельников получил искомую степень кандидата химических наук. Так что только перенесение даты обнаружения берестяных грамот с 1951 года на 1885 год вполне заслуживает присуждение степени кандидата исторических наук по археологии.

    Наконец, наиболее важным аспектом вовлечения «кабал» в общий массив  берестяных грамот является тот факт, что пока берестяные грамоты находили в городах (Великий Новгород, Смоленск и т.д.), а «кабалы» писали крестьяне. Иными словами, с прочтением «кабал» появляется возможность рассмотрения уровня грамотности среди сельского населения. Правда, тут имеется одна сложность: этнографы не выкапывали грамоты сами, а потому у них нет даже приблизительной датировки этих артефактов хотя бы по стратиграфии их залегания. Отсутствует и палеография начертания букв «кабал», а потому трудно проследить их историю распространения.

    Однако само по себе признание грамотности средневековых русских крестьян является огромным шагом в понимании грамотности всего русского населения.

    Что касается моего вклада в изучение берестяных грамот, то переход к чтению «кабал» знаменует четвёртый период моего исследования. На первом периоде я изучал случаи употребления в берестяных грамотах, прочитанных археологами, руницы, ибо эти места археологи прочитать не могли. На втором периоде я стал читать «нечитаемые» с позиций академической археологии тексты на уже найденных берестяных грамотах, или тексты, которые приписывались иным языкам (финскому, немецкому). На третьем периоде я стал читать тёмные и малоконтрастные тексты, которые академические археологи читать даже не брались, и тут открыл существование более древнего слоя, относящегося к эпохе Рюрика, то есть, к середине девятого века н.э. И вот теперь начинается четвёртый этап с переноса датировки обнаружения берестяных грамот и к чтению не только слоёв средневековых русских крестьян, но и просто грамот эпохи Рюрика без более поздних наложений. А это даёт возможность показать, что такие грамоты существовали и сами по себе.

    Таким образом, данная моя статья пополняет не только общий массив прочитанных мной берестяных грамот, но и даёт новое направление их поиска – среди этнографических источников. Что же касается вновь прочитанных текстов, то они уже относятся не только к 3 году Яра, но и к 5, и к 7, и этот период впервые отмечен в них как ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.

    Из остальных сюжетов мои исследования были, так сказать, дежурными. Вполне понятно, что находки на территории Китая автоматически приписывают древнему Китаю, хотя надписи на костях сделаны по-русски и говорят об эпохе Рюрика, хотя международной группе археологов больше импонирует отнесение артефакта к возрасту в 115 тысяч лет. Понятно, что тогда речь пойдёт о древнейших в мире орудиях.

    Зато иконка-мощевик оказалась значительно старше датировки археологов и относилась к эпохе Рюрика. Для меня это весьма приятно, ибо я собираю коллекцию изображений бытовых вещей того периода, чтобы потом включить их в соответствующую монографию.

    Барельеф египетского «генералиссимуса» на поверку оказался памятником усопшему жрецу Мары войска Рюрика. Принятие пышных могил воинов Рюрика за могилы фараонов или высших военачальников – обычная практика египетской археологии.

    Заключение.

    Возвращаясь к основному сюжету – рассмотрению обычных грамот и берестяных грамот типа «кабала» потребовала от меня примерно вдвое больше времени на написание данной статьи, чем обычно. Однако оно того стоило – найдено ещё одно направление в исследовании берестяных грамот с русским текстом.

    Литература.

    1. Археологи нашли самые старые в Китае костяные орудия. – 14 мая 2018 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2018/05/blog-post_42.html#more

    2. В Москве найдена уникальная иконка-мощевик. 14 мая 2018 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2018/05/blog-post_14.html#more

    3. В Египте нашли гробницу «Генералиссимуса» времен фараона Рамзеса II. 14 мая 2018 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2018/05/ii.html#more

    4. Подюков И.А. Доктор филол. наук, Пермский гос. гуманитарно-педагогич. ун-т. Особенности русских народных мифонимов и обрядных терминов коми-пермяцким языком // Вестник Пермского университета. Вып. 3 (35), 2016

    5. Голева Т.Г. «Прошения» лесному о возвращении пропавшего скота у коми-пермяков // Коми-пермяцкий этнографический сборник / Под ред. А.В. Черных, А.С. Лобановой (Труды Ин-та языка, ист. и трад. к-ры коми-перм. народа. Вып. Х) СПб, изд-во «Маматов», 2014. – 256 с. 

    6. Теплоухов Ф.А.  «Кабала» или прошение лесному царю // Пермский край, Пермь, 1885. Т. 3. С. 291-299.

    7. Янович В.М. Пермяки. Этнографический очерк // Живая старина, СПб., 1903. Вып. I,II. С. 52-171 

    8. Гилева С.И. Теплоухов Фёдор Александрович // Пермский край. Энциклопедия. Источник: http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803700852

    9. Степанов А.В. Левухой по опакишу… (Материалы по знахарству Вологодской области). Источник: http://www.folk.ru/Research/stepanov_levuhoi_na_opakishu.php?rubr=Research-articles

    10. Музейная жизнь. Берестяные грамоты  в собрании Смоленского музея – заповедника. 18 апреля 2018 года.  Источник: http://www.smolensk-museum.ru/novosti/muzeynaya_zhizn/news_2370.html 

     

Комментарии:

Сергей Данков
01.06.2018 10:06
Честь и хвала , вам Валерий Алексеевич . Огромная благодарность за ваши работы.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову