Дохристианские святыни на Кольском полуострове

Чудинов Валерий Алексеевич


По работам В.Н. Дёмина.

К сожалению, я пишу этот очерк тогда, когда Валерия Никитича уже не стало. Он умер от сердечной недостаточности во время повторного инфаркта 26 ноября 2006 года в 18 часов. К большому сожалению, мы так и не успели с ним обсудить планы совместных экспедиций, хотя в феврале обменялись последними публикациями. Тем не менее, я всегда высоко ценил найденные им доказательства существования в прошлом Гипербореи.

Оглавление:
  • По работам В.Н. Дёмина
  • Камни, найденные В.Н. Дёминым
  • Комплекс Мары Сейдозера
  • Выполнение просьбы В.Н. Дёмина
  • Второе письмо В.Н. Дёмину
  • Небольшие огрехи
  • Послесловие
  • Литература
  • Комментарии
  • По работам В.Н. Дёмина

    К сожалению, я пишу этот очерк тогда, когда Валерия Никитича уже не стало. Он умер от сердечной недостаточности во время повторного инфаркта 26 ноября 2006 года в 18 часов. К большому сожалению, мы так и не успели с ним обсудить планы совместных экспедиций, хотя в феврале обменялись последними публикациями. Тем не менее, я всегда высоко ценил найденные им доказательства существования в прошлом Гипербореи.

    Вообще говоря, задача отыскать следы пребывания русских в древности на Кольском полуострове, на мой взгляд, представляется не только интересной, но и крайне важной. В этих, во многом заповедных, местах таятся ключи к разгадкам ряда тайн нашей древности. И он был первым в наши дни, кто начал снаряжать туда чуть ли не каждый год экспедиции, обогащая наши представления документальными материалами.

    Камни, найденные В.Н. Дёминым

    Путешествуя по Ловозерской тундре (Кольский полуостров), В.Н. Дёмин нашел так называемые «пляшущие камни Гипербореи». Иными словами, «в этом году некоторые из камней оказались сдвинутыми или даже перевернутыми. Причем по прошлому довольно четкому и глубокому следу видно, что произошло данное событие совсем недавно, быть может, даже накануне, рис. 1. Сами вершины таинственных гряд плоские, на них нет никаких скатов воды – дождевой или снеговой, могущих иногда на своем пути сокрушить и не такие камни. На податливом крупном, как гравий, песке остаются выразительные следы человека, оленя, зайца, лисы и даже медведя. Однако вокруг сдвинутых валунов никаких следов нет вообще. Что же происходит на безмолвных ловозерских возвышенностях? Какая драма здесь разыгрывается в отсутствие людей?» (ДЕТ, с. 426-427).

    Один из так называемых «пляшущих камней Гипербореи»
    Рис.1. Один из так называемых «пляшущих камней Гипербореи»

    Я не знаю, какая сила сдвигает сакральные камни с места, но они могут перемещаться в отсутствие людей. Например, так называемый «Синий камень Плещеева озера», который был утоплен в центре озера, лет через 80 появился на противоположном берегу, а в настоящее время переместился уже метров на 30 от воды в сторону берега.

    Однако мой интерес состоит в чтение надписей на камнях. Центральный камень на рис. 1 я обращаю в цвете, но, кроме того, поворачиваю его на 1800 и читаю надписи. Они гласят: РУСЬ МАКОЖИ, то есть РУСЬ МАКОШИ. В переводе с сакрального языка на обычный это означает СЕВЕРНУЮ РУСЬ. До сих пор такое название мне не встречалось. Правда, встретилось название РУСЬ ХРАМА МАКОШИ, что означает уже СЕВЕРО-ЗАПАДНУЮ РУСЬ, причем это название было нанесено на менгиры Стоунхенджа, однако выражение РУСЬ МАКОШИ встречено мною впервые.

    Мое чтение надписей на перевернутом и обращенном в цвете изображении камня
    Рис. 2. Мое чтение надписей на перевернутом и обращенном в цвете изображении камня

    Но еще больший интерес представляет другой камень. «У подножия сопки, перед самым выходом на поляну, заканчивается древняя и как бы мощеная дорога и лежит огромный, плоский и почти квадратный камень, рис. 3. Площадь его – 310 × 290 сантиметров. Чтобы определить толщину, пришлось откопать один из углов. Измерение показало 21 сантиметр (рис. 4). Некогда гранитоидная плита полностью возвышалась над поверхностью (сейчас утоплена в грунте), что позволило Александру Кондиайну – сподвижнику Барченко, рассчитавшему маршрут всей экспедиции, – назвать ее в своем дневнике жертвенным алтарем. Так оно, судя по всему и было, исходя из культового характера всего окружающего ландшафта» (ДЕТ, с. 429-430). Замечу, что в обыденном представлении все священные камни считаются жертвенными, поскольку об их истинной принадлежности и связи с теми или иными славянскими божествами люди, как правило, не догадываются.

    «Другой вопрос: какая сила перенесла многотонную плиту и аккуратно уложила поперек древней дороги? Ведь в близлежащей округе нет подобных пород, следовательно, с горы-вараки плита не могла сползти или скатиться. Снова невольно возникает образ летающего камня. Или, быть может, левитирующего с помощью антигравитационных эффектов? Не на подобной ли основе развили свои летательные способности древние гиперборейцы? Вполне вероятно, рассуждал я, что жертвенник как раз и связан с неуловимым лазом под землю. Какие же жертвы (и кому) приносились здесь в гиперборейские и более поздние времена?» (ДЕТ, с. 430-431).

    В.Н. Дёмин окапывает камень
    Рис. 3. В.Н. Дёмин окапывает камень

    Полагаю, что есть иной ответ на вопрос о перемещении плиты: жрецы и послушники мастерской храма Макоши. Это они нашли плиту, это они придали ей черты медведя, это они высекли надписи и, разумеется, это именно они сначала доставили заготовку из каменоломни в мастерскую, а потом из мастерской на место постоянной экспозиции. И, естественно, на плите мы должны встретить упоминание великой богини Макоши.

    Что же касается расположения Валерия Никитича Дёмина на плите с лопатой, как показано на рис. 3, то оно, вероятно, сильно огорчило бы наших далеких предков. Верующие полагают, что стоять двумя ногами на божестве, хотя бы и каменном – святотатство. Впрочем, сам Валерий Никитич, скорее всего, и не подозревал, на чем именно он стоит. Да и обычному современному человеку это совершенно неясно. Полагаю, однако, что исследователь стоит на спине зооморфного изображения Макоши, то есть, на спине камня-медведя, хотя на данной фотографии камень виден очень плохо, он скорее угадывается.

    Однако в книге В.Н. Дёмина приведена и другая фотография: собственно камня, рис. 4. Она как раз и будет объектом нашего пристального внимания.

    На рис. 4. камень показан вблизи. Правее лопаты хорошо виден заостренный угол плиты, напоминающий морду животного: два глаза, острый нос. Разумеется, было бы весьма интересным прочитать надписи на кромке камня.

    Камень, откопанный В.Н. Дёминым
    Рис. 4. Камень, откопанный В.Н. Дёминым

    Надписи на камне читаются: МАКОЖЬ, ЛИК, РЫКАЖ, РЫКАЖЬ. Два последних слова означают МЕДВЕДЬ. То есть, они подтверждают наличие зооморфного лика Макоши.

    Мое чтение надписей на камне, откопанном Деминым
    Рис. 5. Мое чтение надписей на камне, откопанном Деминым

    Следует отметить, что в качестве головы животного обычно использовался угол каменной плиты, на котором и воспроизводились глаза, нос, рот и уши.

    Таким образом, с атрибуцией данного камня А. Кондиайном, а затем и В.Н. Дёминым как алтарного, согласиться нельзя. Перед нами – типичный зооморфный лик Макоши в виде медведя, распластанного по поверхности (как шкура убитого животного), что и удостоверяется соответствующими надписями. Возможно, что данный камень покоится на четырех более мелких камнях, а те – на соответствующем постаменте. Для проверки такой версии камень следовало окопать глубже.

    Комплекс Мары Сейдозера

    В моей книге о славянских храмах (ЧУД, с. 260-261) я рассмотрел совместный храм Макоши и Мары на Ловозере, исследованный экспедицией «Гиперборея-97» под руководством В.Н. Демина. Видимо, не менее интересный комплекс находился и на Сейдозере.

    Вид на Сейдозеро
    Рис. 6. Вид на Сейдозеро

    Помещая рис.6 (ДЕМ, с. 142, рис. 51), В.Н. Дёмин пишет: «Священное Сейдозеро (слева – оконечность горы Нинчурт, прямо – ущелье Чивруай)». И даже пишет, как туда добраться: «3 часа – самолетом до Мурманска, еще 3 часа – автотранспортом до поселка Ловозеро – столицы Русской Лапландии, оттуда около двух часов (в зависимости от ветра и волн) катером – до Мотки-губы, далее пешком 40 минут через двухкилометровый перешеек и перед тобой сказка – Сейдозеро» (ДЕМ, с. 143).

    Слово «Сейдозеро» состоит из двух слов, «сейд» и «озеро». Последнее слово понятно, но что такое сейд? Валерий Никитич Дёмин разъясняет, говоря о разных типах камней: «Известна еще одна разновидность каменных сооружений – северные пирамиды сейды – таинственные объекты поклонения саамского народа. Зачастую они представляют собой несколько водруженных друг на друга огромных камней. По существу сейды – это рукотворные символы Бога Камня и одновременно олицетворение его жизнетворящего естества и мужского начала в целом. Возникновение подобных рукотворных «скульптур» геологи пытались объяснить результатами таяния ледника: над вмороженный в лед каменной глыбой оказывается валун; после стаивания льда он, дескать, опускается и остается на вершине глыбы. Правдоподобно, но малоубедительно!

    Конечно, поклоняться можно и камням самим по себе – для этнографов это не в диковинку. Но вот что интересно: у российских саамов известны сейды, на вершину которых водружены – один на другой несколько камней (рис. 35), что уже никак не припишешь капризам тающего ледника. Следовательно, напрашивается иное объяснение: поклонение сейдам – отголосок древних верований строителей мегалитических сооружений» (ДЕМ, с. 110). А поскольку строителями мегалитических сооружений, как я показал в своей книге, являлись русские (ЧУД), то, продолжая мысль Дёмина, следует сказать, что и поклонение сейдам – остаток поклонения русских своим богам.

    Саамские сейды
    Рис. 7. Саамские сейды

    Отсюда можно предположить, что и само слово «сейд» – русского происхождения, лишь заимствованное саамами. В таком случае кандидатом на его праформу будут слова: СЕ ИДИ, то есть, ВОТ ИДИ! или СЮДА ИДИ! И из слов СЕ ИДИ произошло слово СЕЙДИ, то есть, СЕЙДЫ. А произносили данные слова русские после того, как, помолившись и вступив в контакт с духами данных святилищ, которые их пропускали, говорили: СЕ ИДИ! Иными словами, это приглашение к проходу в храм или к священным изображениям богов.

    Мое чтение надписей на сейде
    Рис. 8. Мое чтение надписей на сейде

    Поясняя, В.Н. Дёмин приводит фото сейда, снятое И. Боевым (ДЕМ, с. 110, рис. 34).

    Несколько увеличив изображение, я читаю надписи на сейде: МАРЫ ЛИК, МАСТЕРСКАЯ, МАРА, МАРА. После этого сомнений не остается: перед нами действительно рукотворный лик Мары, однако, созданный не саамами, а русскими! Таким образом, первое же изображение подтвердило свое русское происхождение.

    Лапландские сейды
    Рис 9. Лапландские сейды

    На той же странице В.Н. Дёмин помещает изображение «лапландских сейдов» (ДЕМ, с. 110, рис. 35), рис. 4. Между тем, увеличив их изображение, можно прочитать те же самые слова: МАРА, МАСТЕРСКАЯ МАРЫ, рис. 170. Кроме того, освещенная часть поверхности верхнего камня слева обрисовывает профиль женского лица с большим горбатым носом, напоминающим профиль бабы-Яги. На рис. 170 я обратил его в цвете и повернул вправо на 900, чтобы лучше рассмотреть. На нижнем камне слева, изображая овал лица и его черты, хотя и довольно условно, нанесена надпись МАСТЕРСКАЯ МА(РЫ), которую я не стал воспроизводить отдельно. Таким образом, сейды Русской Лапландии, или саамские сейды, на поверку представляют собой либо камни, либо лики Мары. Так обстоит дело с сейдами в каких-то местах помимо Сейдозера.

    Теперь вернемся к берегам Сейдозера. В.Н. Дёмин пишет следующее: «Название Кольского полуострова, образованного от протекающей здесь реки Колы, как раз и означает Солнечную землю. Коло (Коляда) – древний языческий (и в первую очередь – славянский) бог Солнца. Коло – это и есть одно из древних названий Солнца. Хорошо известен и народный астроним КОЛ – в ряде местностей так именовали Полярную звезду: архаичное представление о небесном неподвижном Коле предполагало медленное вращение вокруг него звездного ковра. Таким образом, солнечный культ недвусмысленно указывает на гиперборейскую прародину.

    Идя по следам Кольского отряда Барченко, экспедиция «Гиперборея» отправилась в 1997 году в район горного массива «Ловозерские тундры» и священного саамского Сейдозера, испокон веков окутанного тайной. Геологи определяют его окрестности как геотермическую аномалию. Эзотеристы склонны искать здесь Северную Шамбалу и место, где проходит невидимая «космическая струна», облегчающая контакт с Мировым разумом.

    Неудивительно, что именно здесь, в труднодоступной местности, на горе Нинчурт («Женские груди»), состоящей как бы из двух половинок (на высоте, начиная примерно с полукилометра над уровнем моря), и был обнаружен древний мегалитический комплекс: циклопические уступы ландшафтного святилища, культовые сооружения (в частности, колодец), геометрически правильные блоки и фундаменты с таинственными знаками и следами техногенной обработки» (ДЕМ, с. 145-146). Здесь же находилась и трехметровая пирамида, показанная на рис. 10 (ДЕМ, с. 143, рис. 52). Для сравнения рядом помещена девушка в купальных принадлежностях (очевидно, летом на Сейдозере довольно жарко).

    Мое чтение надписей на камнях сейда
    Рис. 10. Мое чтение надписей на камнях сейда

    К сожалению, более подробно на изображении этой пирамиды В.Н. Дёмин не останавливается, а от его сотрудников я узнал, что ныне она уже разрушена. Поэтому попробуем разобраться с ним самостоятельно. Если внимательно присмотреться к пирамиде, то на ней изображено три бородатых лика, рис. 12. Мне бросилось в глаза сначала изображении чуть левее белой рамочки, которое я поместил на правой стороне рисунка вверху. Как обычно, на его левом глазу я нашел слово ЛИК, точнее, ЛИКИ, что уже было интересно, поскольку речь шла о нескольких ликах. Слева и справа от носа я читаю слово ЯРА, обратив в цвете усы – слово СВАРОГА (причем справа СВА, а слева – РОГА), обратив в цвете бороду – слова: И РОДА. Таким образом, на этих камнях изображен не один божий лик, а три: Яра, Сварога и Рода. Данный лик, как гласит надпись под правым глазом очень жирными буквами, есть РОД.

    Второй лик я выделяю ниже и помещаю на рис. 12 вверху слева. Это – мужчина с густою окладистою бородой, самой длинной из всех. На левом глазу, как обычно, читается слово ЛИК, а под усами, как бы прочерчивая линию рта, следует надпись СВАРОГА. До сих пор каких-либо изображений данного бога у нас не было, так что это – первое изображение, начинающее иконографию Сварога.

    Священная пирамида на горе Нинчурт
    Рис. 11. Священная пирамида на горе Нинчурт

    Что же касается третьего лика, то он находится слева выше белой рамочки на рис. 32. На уровне глаз читаются слова ЛИК ЯРА. Весьма интересно, что представлена троица мужских богов, что весьма необычно. А на бороде у Сварога начертано: БОГА МАСКИ. Тем самым, изображены те маски, которые надевают жрецы, когда изображают богов. Возможно, что данная пирамида как раз и представляет место для переодевания жрецов.

    Помимо данной пирамиды на горе Нинчурт имеется и еще одна достопримечательность, о которой В.Н. Дёмин сообщает так: «В Русской Лапландии, в самом центре Кольского полуострова на склоне гор вокруг священного саамского Сейдозера и на дне его обнаружены гигантские контуры антропоподобных и символических изображений, наиболее известное из которых – так называемый стометровый великан Куйва (рис. 22, фото А. Гурвица)» (ДЕМ, с. 83, рис. 22). Действительно, на рис. 22 на с. 83 В.Н. Дёмин помещает фотографию с подписью: «Человекоподобное гигантское изображение (до 100 метров) на скале Куйвы», рис. 13. Но является ли данное изображение одним из богов? Смущает, прежде всего, то, что надпись не вырезана острым предметом и не представляет рельефа, а сделана, вероятно, краской, чего нам прежде на изображениях богов наблюдать не приходилось. Кроме того, у вех богов руки или опущены, или скрещены, но никогда не распростерты. Голова у изображений богов обычно достаточно крупная по сравнению с телом, ноги сомкнуты. Здесь же мы видим крохотную головку и широко раздвинутые ноги. Таким образом, нарушены все нормативы божественной иконографии. Как обычно, для получения подробностей на изображении следует прочитать надписи.

    Чтение надписи я помещаю на рис. 14. Прежде других я читаю надпись слева внизу, наиболее ясно написанную и потому легче всего читаемую. На первый взгляд прочитанное слово кажется бессмысленным: ХАРАОН. Такого слова в русском языке нет. Может быть, МАРА ОН? Но Мара – женщина, и со словом ОН это имя не сочетается, к тому же написано именно ХАРАОН.

    Мое чтение надписей на пирамиде горы Нинчурт
    Рис. 12. Мое чтение надписей на пирамиде горы Нинчурт

    Не гадая далее, я читаю надпись на голове изображения. Ее видно уже не столь отчетливо, но все же можно прочитать то же самое слово, слово ХАРАОН. Но когда я прочитал слово ХАРАОН в третий раз – оно начертано на левой руке «человека», – я понял, что это так произносилось слово ФАРАОН в те дни, когда звука Ф в русском языке еще не было. Таким образом, подобно огромным изображениям фараонов в долине Нила существует не менее солидное по размерам, но гораздо худшее по технике исполнения изображение вблизи Сейдозера.

    С нетерпением я стал искать другие слова, и нашел их. В рамочку под правой рукой я поместил вертикальный фрагмент, который следует повернуть на 900 вправо. Тогда на нем можно прочитать надпись, выполненную в две строки, ТУЛЬ в верхней и ТЕКОВ – в нижней. Образуется слово ТУЛЬТЕКОВ. Это слово мне уже встречалось на одной моей дешифровке (ЧУЛ, с. 22, рис. 23), и я не предполагал встретить его снова. Дело в том, что когда-то севернее Кольского полуострова существовал остров Туле. О том, что земля Тулия населена славянами, сообщал космограф Димешки (ДЕТ, с. 29) Одно из племен, живущих на острове Туле, на самом севере Европы, Прокопий Кесарийский в своей «Войне с готами» называет скриптофинами, тогда как Йордан называет их скререфеннами (ДЕТ, с. 25). Я отметил, что первое название больше похоже на славянское не только потому, что финны названы финнами, а не на немецкий лад, не фенами, но и потому, что первая часть слова, скрити, является развитием славянского слова скрыты. Эта первая часть коррелирует с названием ТУЛЕ, что, по мнению В.Н. Дёмина со ссылкой на словарь Владимира Даля, означает скрытое, недоступное место.

    Общий вид гигантского изображения
    Рис. 13. Общий вид гигантского изображения

    Вспоминает В.Н. Дёмин и Центральноамериканских тольтеков (ДЕТ, с. 28). Тем не мене, поскольку остров назывался Туле (иногда его обозначали как Фуле, ибо он имел латинское написание Thule), то его жители по правилам русского словообразования должны называться и не тольтеки, и не тультеки, а туляки. Однако, поскольку мы здесь прочитали слово ТУЛЬТЕКИ, то оно действительно существовало, но образовано оно не от слова ТУЛЕ, а от двух слов: ТУЛИ ТЕ, что предполагает существование, по меньшей мере, двух областей с одним именем Туле. Тогда жители ТУЛЕЙ ТЕХ как раз и должны называться ТУЛЬ ТЕХи, то есть, ТУЛЬТЕКИ.

    Но если местностей с названием Туле было две, и одна из них исчезла, то другая могла сохраниться. Эта сохранившаяся Туле и есть северная часть Кольского полуострова. Недаром река Мурманской области, текущая на север и впадающая в Северный Ледовитый океан, называется Тулома. Так что именно тут и проживали ТУЛЬТЕКИ, имевшие своего ХАРАОНА.

    Последнее слово, хорошо читающееся как продолжение пояса ХАРАОНА вправо, есть слово СДЕСЯ, то есть, ЗДЕСЬ. Из этой надписи можно понять, что скала Куйва и была либо резиденцией, либо усыпальницей русского фараона тультеков.

    Разумеется, подобное сходство русского севера с Египтом неслучайно. В.Н. Дёмин находит соответствия между русским и египетским смыслом слова «пирамида». Он пишет: «Еще один, достаточно неожиданный поворот в развитии протолексемы mr обнаруживается в хорошо знакомом слове «пирамида». Общеизвестно, что в русский язык слово «пирамида» попало из греческого, а эллины заимствовали его непосредственно у египтян. По-гречески оно звучит piramis (окончание da появляется в винительном падеже). А как в первоисточнике? Обратимся к единственному отечественному учебнику Н.С. Петровского «Египетский язык» 1958 года и… Здесь сердце не может не дрогнуть! Звуковая основа египетского слова «пирамида» с учетом отсутствия гласных в иероглифическом письме оказывается mr, то есть, тождественным и древнеевропейскому названию священной горы Меру и, соответственно, смыслоемкому русскому понятию Мир.

    Мое чтение надписей на скале Куйвы
    Рис. 14. Мое чтение надписей на скале Куйвы

    Но что особенно воодушевляет – в русском языке также сохранилось древнейшее название пирамиды – мар. Так испокон веков (см. словарь Даля) зовется на Руси безрастворная кладка из камней (высотой примерно два метра; чаще ниже, реже – выше). Особенно распространены мары (по-другому – гурии) на Русском Севере. На высоких берегах они выполняют функции «темных маяков», в иных местах (и, в частности, на горах) – путевых ориентиров» (ДЕМ, с. 48-49). Но ведь рассмотренные на рис. 10 и 12 кладки как раз и являлись именно не просто марами, но Марами – сооружениями богини смерти Мары. Тем самым, богиня Мара и дала названия марам, ставших у греков сначала помарисами, а затем и пирамисами (так называемая метонимия, перестановка слогов), дойдя до пирамид. Иными словами, пирамиды в виде мар вначале появились на Русском Севере.

    Тень неизвестного существа
    Рис. 15. Тень неизвестного существа

    В другой книге В.Н. Дёмин публикует фотографию «тени таинственного невидимого существа, появившегося сзади фотографа» (ДЕТ, с. 425, рис. 128) и пишет: «Загадочный случай произошел с Мариной Борисенко. Она в одиночку бродила по склонам горы Нинчурт, фотографируя наскальные рисунки. Впоследствии на одном из напечатанных снимков проявилась всё заслоняющая человекоподобная тень с раскинутыми руками и ромбической головой (рис. 128). Марина же была одна, без головного убора, а руки ее сжимали аппарат (и по этой причине не могли быть распростерты). Получается: кто-то невидимый (но не для оптики) подкрадывался сзади, возможно даже, пытаясь схватить или обнять. Спустя некоторое время аппарат девушки вообще упал в воду горной речки и перестал фотографировать, но снимок-улику удалось проявить и напечатать. Сам по себе каждый из вышеприведенных фактов мог бы показаться случайным, но в общей цепи взаимосвязанных звеньев просматривается определенная закономерность.

    Так кто же он – таинственный Невидимка, случайно попавший в поле зрения экспедиционного фотоаппарата и оставивший свою «визитную карточку» на снимке? В древней мифологии саамов бытует легенда о подземных жителях чахкли, более всего напоминающих европейских гномов» (ДЕТ, с. 424-425). Полагаю, однако, что о гномах речь идти не может, на снимке изображена довольно значительная фигура. Более того, самый освещенный участок снимка – это место над правым плечом фигуры; следовательно, именно там находилось солнце в момент съемки. Этим объясняется то, почему Марина не видела саму фигуру: ей пришлось бы смотреть прямо против солнца, которое при малом угле наклона (примерно в 320 в летний полдень, в остальное время дня и в другие месяцы, кроме июня – еще ниже) буквально слепило девушку. Следовательно, фигура стояла на возвышении в нескольких метрах позади исследовательницы и чуть левее. Не только обхватить девушку, но даже и дотянуться до нее она бы не смогла, ибо находилась для этого весьма далеко.

    А теперь сравним данную фигуру с фигурой «хараона». Безусловно, сходство присутствует и в форме ромбовидной головы, и в раскинутых руках, и в расширяющемся книзу теле. Однако перед нами не тень фигуры живого человека, а тень каменной кладки, из которой торчат бревно и подвешенные к нему предметы.

    Мое чтение надписей на фото с тенью
    Рис. 16. Мое чтение надписей на фото с тенью

    Тень подписана, поэтому нет нужды выискивать подземных гномов чахкли. На тени под правой рукой явно видна буква М, а чуть ниже – буквы А, Р и А, образующие слово МАРА. Таким образом, фотоаппарат запечатлел подлинную хозяйку этих мест, богиню Мару в камне.

    Интерес представляет и местность, которая попала в кадр. При обращении фрагмента, обведенного рамочкой, в цвете, можно прочитать слова …СКАЯ МАКАЖИ, то есть МАСТЕРСКАЯ МАКОШИ. Чуть ниже, в правой части видны две мордочки белых медведей, точнее, медведицы и животного поменьше. Легко догадаться, что это – Макошь и Мара. И действительно, под молодым медвежонком имеется надпись, которая в обращенном цвете читается как МАКАЖЬ. Таким образом, Марина фотографировала мастерскую Макоши, на которую действительно падала тень Мары. Если в тот момент, когда Марина подходила к этому месту, на солнце набежала тучка, Марина могла не заметить тень, а затем, когда выглянуло солнце, Марина смотрела уже в видоискатель фотоаппарата, который существенно сужает поле зрения. Она дождалась, пока выглянет солнце, и не заметила тени от камней. Таким образом, Марине удалось сфотографировать главное изваяние данного комплекса, но, к сожалению, лишь в виде тени.

    Теперь рассмотрим слово ХАРАОН, которое в Египте стало произноситься как ФАРАОН. Полагаю, что оно состоит из двух слов, ХАРА и ОН, то есть, ХАРА ОН. Заметим, что слово ХАРА – не что иное, как слово ЯРА в родительном падеже. Иными словами, слово ЯР на юге Европы произносили как АР, а на крайнем севере – как ХАР. Так что народ, который по южному назывался АРИИ, в умеренных широтах должен был бы называться ЯРИИ, а на крайнем севере – как ХАРИИ. Исследователями уже давно замечено, что многие деревни на крайнем Севере имеют название на ХАР- : Харлово, Харино, Харово и т.д. Индийцы произносят имя ЯР как ДЖАР, угро-финские народы – как САР. Тем самым, ХАРАОН является, скорее всего, верховным жрецом бога Яра. У египтян АР превратился в РА, а слово ХАРАОН – в ФАРАОН; следовательно, ФАРАОН – это название должности верховного жреца бога Ра. Заметим, что боги ЯР или РА – боги Солнца, но по лунному календарю (при переходе на солнечный календарь у славян богом Солнца становится Сварог).

    Мое чтение изображения «инопланетянина»
    Рис. 17. Мое чтение изображения «инопланетянина»

    Можно напомнить и о том, откуда я познакомился со словом ТУЛЬТЕК. Но сначала процитируем описание В.Н. Дёмина: «Гору Нинчурт, где находятся останки наиболее древнего матриархального святилища, окружают и другие культовые комплексы, и иные загадочные объекты. Внизу, на двухкилометровом перешейке, разделяющем озера Луявр и Сейдявр, есть две гряды. Здесь среди буйной таежной растительности поисковой группой были обнаружены совершенно голые – безо мха и лишайников – поля с каменными выкладками. Одна из прогалин достигает размеров 100 метров в длину и 20 метров в ширину. На некоторых валунах отчетливо проступают процарапанные знаки – трезубцы, косые кресты, свастики, солярные круги, рунические письмена. Встречаются изображения человеческих ладоней и ступней в натуральную величину.

    Было выявлено также изображение странного существа, в шутку прозванного инопланетянином, рис. 59» (ДЕМ, с. 153-154). Правда, это изображение очень схематично, а намного более точное было помещено им в другой книге (ДЕТ, с. 427, рис. 129), откуда я его и взял для дешифровки. Именно на нем я и прочитал надпись РУСЬ СЬКРИТИ ТУЛЕТЕКА, то есть, РУСЬ СКРЫТОГО ТУЛЯКА, рис. 177. Так что в работе (ЧУЛ) 2001 года я уже знал название этого народа. Однако теперь стало понятным, где находилась резиденция его верховного жреца, ХАРАОНА – в скале Куйвы. И она действительно скрыта. А рядом с резиденцией жреца должны находиться и святилища.

    Эти святилища описывает В.Н. Дёмин. «Здесь же, на полукилометровой высоте скального гребня, вознесшегося над ущельем Чивруай, был обнаружен впечатляющий дольмен – «скворечник» из обработанных каменных плит (факт сам по себе уникальный, ибо подобные памятники на севере, да еще высоко в горах до сих пор не встречались). Несомненную древность всего найденного подтвердили независимые эксперты. Одновременно стало ясно, что все старые и новонайденные памятники образуют стройную систему и группируются вокруг ступенчатого амфитеатра, образующего естественный центр притяжения, своеобразный алтарь, вполне соответствующий упомянутым культовым сооружениям древности под открытым небом. На месте культового комплекса располагается мощный снежник, не стаивающий даже в самое жаркое лето, и, быть может, прикрывающий доступ к другим интересным сооружениям. Тающие снега образуют мощный горный ручей, который лишь в самом низу вырывается из-под снежника на поверхность, устремляясь к озеру. Струясь по естественным уступам, он во много крат усиливает эстетическое впечатление от святилища» (ДЕМ, с. 151).

    Водопад по каменным ступеням
    Рис. 18. Водопад по каменным ступеням

    К сожалению, изображения дольмена исследователь не приводит, хотя дает фотографию струй водопада, стекающего по каменным плитам (ДЕМ, с. 148, рис. 57), рис. 38. Замечу, что дольмены сами по себе являются святилищем Мары, усыпальницами, которые требую сухости, но никак не влаги. Поэтому образование большой снежной шапки над святилищем – это природный катаклизм, свидетельствующий об очень мощном похолодании. Никакого снежника в период функционирования святилища Мары и близко быть не должно! Поэтому становится понятным, почему люди покинули это место впоследствии: стало очень холодно и снежно, а летом снег таял, затапливая ступени водой.

    Мое чтение надписей на ступенях
    Рис. 19. Мое чтение надписей на ступенях

    На ступенях существуют надписи. На трех ступенях, соответственно, читаются такие слова: на верхней: ХРАМ МАРЫ, на средней: …АЯ МАРЫ, то есть МАСТЕРСКАЯ МАРЫ, на нижней – ХРАМ МАКАЖИ. Полагаю, что последовательность нахождения соответствующих учреждений на местности в действительности обратная: на возвышенности – храм Макоши, на уровне поверхности – мастерская Мары, и ниже уровня земли – храм Мары. Как видим, перед нами – целый комплекс разных культовых учреждений.

    На той же горе Нинчурт находятся остатки фундамента некоторого учреждения, о котором В.Н. Дёмин ничего не говорит, рис. 18 (ДЕМ, с. 146, рис. 55). Однако можно посмотреть, какие надписи находятся на основаниях этих ступеней, рис. 19.

    На плитах опять читается то же самое: на верхней - …СКАЯ МАРЫ, то есть, МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. На нижней – ХРАМ МАКАЖИ. Иными словами, здесь повторяются надписи, прочитанные на предыдущей фотографии, только сюда не вошла самая верхняя ступень. Таким образом, мы имеем просто разные ракурсы одного и того же места.

    Фундамент древнего сооружения
    Рис. 20. Фундамент древнего сооружения

    А в заключение рассмотрим небольшую «загадочную металлическую фигурку» из ущелья Чивруай, найденную инженером-наладчиком из Ревры Александром Федотовым рис. 17 (ДЕМ, с. 151, рис. 58). На ней тоже заметны надписи, которые я прочитаю.

    Надписи я читаю, рис. 183: наверху, на уровне головы: МАК(ОШЬ). Далее, на уровне груди в обращенном цвете: МАКАЖИ МАСТЕРСКАЯ (буквы АЯ заимствованы в прямом цвете). И еще ниже в прямом цвете: МАКАЖИ. Таким образом, сомнений нет, перед нами – металлическая фигурка Макоши. Фигурка Макоши из металла нами встречена впервые.

    Итак, в результате проведенного исследования по сообщениям из двух книг В.Н. Дёмина выяснилось, что само название Сейдозера означает «озеро дороги в храм», и что в скалах вокруг него расположено пять крупных сакральных учреждения древних славян, то есть, храм Макоши, храм Мары, мастерская Мары, мастерская Макоши и резиденция хараона скрытых тультеков.

    Мое чтение надписей на плитах
    Рис. 21. Мое чтение надписей на плитах

    Из более мелких сооружений можно отметить дольмен, к сожалению не запечатленный на фотографии, и пирамиду трех мужских богов, то есть, Рода, Сварога и Яра. Антропоморфные лики Сварога и Яра нами получены впервые. Впервые атрибутирована и металлическая фигурка как антропоморфное изображение Макоши. Так же впервые атрибутирована, хотя и по тени, пирамида камней как изображение Мары. Наконец, впервые получено изображение рельефа медведицы с медвежонком, как зооморфные лики Макоши и Мары.

    Металлическая фигурка из ущелья Чивруай
    Рис. 22. Металлическая фигурка из ущелья Чивруай

    Выяснилось, что ряд сейдов не просто носит название «мар», но и действительно изображает богиню Мару. Более того, само устройство каменной пирамиды есть изобретение славянской культуры, воспроизведенное египтянами. Весь комплекс сооружений принадлежит Маре, о чем говорит ее наиболее крупный сейд, чья тень изображает человека с распростертыми руками. Большое количество малых сейдов-мар говорит о том же. Вероятно, на горе Нинчурт (слово НИНЧУРТ можно предположить воспроизведением саамами русского выражения НЫНЕ ЧЕРТ, то есть ДЬЯВОЛЬСКОЕ МЕСТО, древнее святилище) находилась главная усыпальница тультеков двух частей Туле – острова и Кольского полуострова. Рядом с комплексом вполне закономерно находилась и одна из резиденций хараона. Не исключено, что на камнях возле конкретных дольменов или на саркофагах внутри них могут быть найдены надписи усопших.

    Мое чтение надписей на металлической фигурке
    Рис. 23. Мое чтение надписей на металлической фигурке

    Заметим также сходство словообразовательной модели в наименовании И ТЕХ РУССКИХ (этрусков), и ТУЛЯКОВ ТЕХ (тультеков). Не исключено, что после похолодания, покрывшего снегами, а летом – водой весь храмовый комплекс, тультеки мигрировали на юг, унеся туда свою культуру и свой топоним Туле. Правда, время такого катаклизма, связанного с быстрым похолоданием, пока неизвестно. Необходимы новые исследования.

    Выполнение просьбы В.Н. Дёмина

    Однажды В.Н.Дёмин прислал мне по электронной почте запрос вместе с фотографией, рис. 24.

    Разумеется, я ему тут же дал ответ. «Уважаемый Валерий Никитич! Полагаю, что присланный Вами текст из трех знаков начертан руницей и на первый взгляд может быт транскрибирован как , и транслитерирован как КЪРЪЛА. Скорее всего, такое начертание означает, что ударение падает на последний слог, а в таком случае не исключен вариант чтения КРЫЛА, то есть КРЫЛЬЯ. Однако этот смысл по контексту не подходит. Что же касается слова КОРЕЛА, то у меня есть два образца. Первый —из книги Голубевой Л.А.“Весь и славяне на Белом озере XX-XIII вв” (М.. “Наука”, 1973, с. 94, рис. 29). Слово КОРЕЛА там начертано иначе (рисунок слева).

    Но зато в работе: Равдоникас В.И. Археологические памятники западной части Карело-Финской ССР // КСИИМК, вып. 7, М.-Л., 1940, с. 16, рис. 2б на язычке фибулы XII-XIV вв. Кексгольмских могильников можно прочитать не только слово КАРЕЛА, (которое опять пишется не так, но очень близко к предыдущему написанию, так что в Вашей надписи нет чтения КОРЕЛА), но и слово КЪРОЛЕВЬСЬКА, которое получится и в Вашем случае, если последний знак принять за лигатуру из ЛЕ, ВЬ, СЬ и КА (справа внизу). Иными словами, перед нами КОРЕЛА КЪРОЛЕВЬСЬКА, возможно, того периода, когда она входила в Королевство Швецию. Слово РУСЬ на язычке фибулы не должно смущать, ибо РУСЬ — это с одной стороны, Европа, с другой стороны, исконные славянские земли Святой Руси. Возможно, слово Святенска (Русь) сократилось в середине и стало выглядеть как Свенска (Русь), а Свенска (с точки зрения русского языка прилагательное) и есть самоназвание Швеции. Так что от души поздравляю Вас с открытием змечательной руничной надписи КЪРОЛЕВЬСЬКА в Карелии (жаль, что Вы не сообщили хотя бы приблизительное место ее нахождения). С уважением. В.А. Чудинов».

    Фотография странной надписи на камнях
    Рис. 24. Фотография странной надписи на камнях

    Второе письмо В.Н. Дёмину

    Чуть позже я послал и второе письмо. «Уважаемый Валерий Никитич! К сожалению, октябрь был для меня не очень удачным — дважды болел я сам, в больнице лежала жена, поэтому я не имел возможности с Вами связаться. Как я Вам обещал, посылаю прочитанный мною текст.

    На рис. 1 воспроизведен текст из Вашей книжки “Тайны Земли Русской” (с. 427, рис. 129). Правда, такой же рисунок, но без “носа” и “рук” у Вас помещен в книге “Загадки русского севера” (с. 154, рис. 59). Я не понял, два ли это разных рисунка, или один, но разной степенью проработки деталей. На всякий случай я взял более подробный, который и воспроизвожу на рис. 1 слева, перенумеровав его детали. Справа я показываю знаки руницы, которые соответствуют выделенным фрагментам, а также их кирилловское написание. Получается такой текст: ВОТЪ РУСЬ СКЪРИТИ ТУЛЕТЕКЪ, то есть ВОТ РУСЬ СКРЫТО ТУЛЬТЕКОВ, где ТУЛЬТЕКИ — жители острова ТУЛЕ. Полагаю, что как сейчас при въезде в город вас встречает огромная надпись “Москва”, так и тогда, когда вы вступаете на границу новой территории, вас приветствует указатель. Конечно, на Туле тультеки жили открыто. Но на Кольском полуострове им, видимо, соседние народы выделили небольшой участок земли (возможно, вдоль течения реки Туломы и вдоль Ловозерской тундры), где, однако, они проживали уже “скрытно”.

    Мое чтение надписей на рисунке, посланном Дёмину
    Рис. 25. Мое чтение надписей на рисунке, посланном Дёмину

    Точно так же по данным Прокопия Кесарийского тут проживали СКРИТОФИНЫ, то есть СКРЫТЫЕ ФИНСКИЕ НАРОДЫ. А вообще эта область входила в БЕЛУЮ РУСЬ, (так гласят узелковые надписи на рунических камнях Швеции, Норвегии, Дании) так что основными жителями там были БЕЛОРУСЫ (но не в нынешнем понимании). Полагаю, что слово СКРЫТО означает не то, что жители выходили из своих домов по ночам и прятались от прохожих, а то, что это были, как бы мы теперь сказали, “нетитульные народы”, народы-гости, “спрятанные” от наименования местности по их этнонимам. Полагаю, что когда пришли германцы — датчане, шведы и норвежцы, они тоже были до некоторой поры “скрытыми”. Полагаю, что их этноними в основном славянские. DANEs — это ДАНники, народ, который БЕЛОРУСЫ обложили данью; SVENSKA — это просто SVEN(T)SKA, СВЯТСКА (РУСЬ) как часть БЕЛОЙ РУСИ, и только NORGE=NORD WAY есть германское имя территории СЕВЕРНОГО ПУТИ как части СЕВЕРНОГО сухопутно-морского ПУТИ к Туле и Гиперборее. Из этого следует, что как Скандинавский, так и Кольский полуостров в античное время был полиэтничным. Так что хочу Вас поздравить с нахождением документа, подтверждающего присутствие в районе Ловозера жителей острова Туле. С уважением, В.А. Чудинов».

    Небольшие огрехи

    Как я обещал, сообщаю о небольших недочетах эпиграфического характера, которые В.Н. Дёмин так и не устранил. При всем внимании к моим работам, он не только не усвоил руницу для применения ее в полевых условиях, но даже не представлял себе, что встретил ее в своих исследованиях, причем не однажды. Так что когда в апреле 2006 года я смотрел фильм, снятый Мурманским телевидением, об экспедиции В.Н. Дёмина 2005 года, я видел только «говорящие головы» на фоне ловозерского и сейдозерского пейзажа. Темы разговоров были интересными, о возможном наличии на этой территории древних русских храмов, но далее ничего конкретного показано не было. Между тем, по фотографиям более ранних экспедиций В.Н. Дёмина мне удалось прочитать название храма Макоши и Мары, так что совмещение моих чтений с конкретным знанием местности помогло бы сделать экспедицию более информативной.

    Мое чтение рисунка «инопланетянина», посланное В.Н. Дёмину
    Рис. 26. Мое чтение рисунка «инопланетянина», посланное В.Н. Дёмину

    Послесловие

    Очень жаль, что нам так и не довелось организовать совместную экспедицию на Кольский полуостров, а также посетить ряд других мест. Однако остались книги Валерия Никитича, которые содержат массу интереснейших сведений и зовут к дальнейшим исследованиям.

    Литература

    1. ДЕМ: Демин В.Н. Загадки русского севера. М., «Вече», 1999, 480 с.
    2. ДЕТ: Дёмин В.Н. Тайны земли русской. Серия: «Великие тайны». М., «Вече», 2000, 480 с.
    3. ЧУД: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. М., Фаир-Пресс, 2004, 624 с.
    4. ЧУЛ: Чудинов В.А. Славянские руны во времени. Надпись с Ловозера // Государственный университет управления. Вестник университета. Философия. История. Культурология. Право. Политология. № 1 (2). М., 2001, с. 5-28

Комментарии:

НИКШУП
27.07.2009 12:07
Очень познавательные сообщения Валерия Алексеевича о прочтениях надписей на древних камнях. Особо важно появление имени главного бога Сварога. Ведь понятие «Сварожьего колеса» — колеса истории одной расы длительностью 5024 лет — древнее понятие. Колесо имеет пару равных противоположных половин по 314 лет: Перун и Световит. Перун — как знак борьбы и преодоления трудностей в эпоху частной собственности и религиозного миропонимания, а Световит — знак эпохи общественной научной просвещённости и миропонимания. С Велеса (с 2476 г. по 1848 г. до н.э. на 628 лет) круг начинается русскими и заканчивается русскими в Даждьбоге (с 1920 по 2548 г. на 628 лет). Возможно, через 600 лет в новом Сварожьем круге будут говорить, как описано в «Велесовой книге»: «Будем жить с Праотцами нашими, в Богах сливаясь в единую Правду. Так лишь будем Даждьбожьими внуками». В своей книге В.Н. Дёмин публикует фотографию «тени таинственного невидимого существа, появившегося сзади фотографа» и пишет: «Загадочный случай произошел с Мариной Борисенко. Она в одиночку бродила по склонам горы Нинчурт, фотографируя наскальные рисунки. Впоследствии на одном из напечатанных снимков проявилась всё заслоняющая человекоподобная тень с раскинутыми руками и ромбической головой». Думаю, что разгадка снимка наскального рисунка есть у Войцеховского А.И. в книге «Тайны Атлантиды» http://lib.rin.ru/doc/i/50431p3.html, в которой сообщалось: «в районе священного для местных саамов Сейдозера [Кольский полуостров], на плоской стене скалы горы Куйвчорр, гигантское 80-метровое изображение человека с крестообразно раскинутыми руками, выполненное неизвестным техногенным способом; рисунок был почитаемым местным населением и прозван «Стариком Куйва»». Перемещение Синего камня Плещеева озера, как и Дёминские «пляшущие камни Гипербореи», которые «оказались сдвинутыми или даже перевернутыми» — это движение камней, что подтверждает способность Природы обращать внимание человека на надписи на этих камнях. Видимо, пришло время напомнить нам о древности русской письменности. К этому хочу добавить известие скульптора Вилкова Владимира, моего знакомого, путешественника, бывшего в 2008 г. на Сейдозере. Он рассказал о встрече там его с исследователями дна озера с помощью приборов. Оказалось, что глубина озера ровна 200 метров. Под дном озера пролегает канал поперёк озера. Но самое главное – это пирамида на дне, высотой 195 метров. Её сверху не видно из-за илистой воды, начинающейся с глубины 10 метров и до дна. Следовательно, у пирамиды может быть видна лишь её вершина в 5 метров в чистой прозрачной воде. Так что впереди ожидают нас ещё другие, не менее удивительные и полезные, сведения с Сейдозера о древних понятиях перемен во Вселенной.
Людмила
14.09.2014 19:09
тультеки и тольтеки?

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову